musings.ru

Северный дачник - новости, каталог, консультации. Процедура реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования Почему не меняются реквизиты в снт старт

Для чего нужны дачные или садовые объединения: СНТ, ДНТ, садовые или дачные кооперативы? Прежде всего для создания комфортных условий пользования своими личным земельными участками, дачами, садовыми домиками.

Для удовлетворения своих потребностей в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей садоводы и дачники на свои деньги создают имущество общего пользования.

К имуществу общего пользования относятся, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные и тому подобные сооружения.

В СНТ 1 такое общее имущество создается (приобретается) за счет целевых взносов . Закон, устанавливая обязанность членов СНТ участвовать в создании общего имущества, регламентирует порядок установления целевых взносов и их уплаты. Это является гарантией прав садоводов от злоупотребления органами управления СНТ и отдельными лицами в органах управления товарищества.

Конечно же в настоящей статье речь пойдет не о том, как вообще не платить садовые взносы, а о том, как не платить незаконно установленные целевые взносы, а также противодействовать иным злоупотреблениям при их установлении и взимании.

Ниже, исходя из нашей практики, рассмотрим наиболее распространенные вопросы о целевых взносах.

1. Проверьте, для чего установлен целевой взнос?

Какие взносы должны платить в СНТ?

Закон о садоводческих объединениях 2 предусматривает три вида взносов: вступительный, членский и целевой.

Вид платежа Цель Периодичность
Вступительный взнос На организационные расходы на оформление документации при вступлении в СНТ (абз.6 ст.1 Закона о садоводческих объединениях). Разовый платеж
Членский взнос На содержание имущества общего пользования, оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (абз.7 ст.1 Закона о садоводческих объединениях). Периодический платеж
Целевой взнос На приобретение (создание) объекта общего пользования (абз.8 ст.1 Закона о садоводческих объединениях). Разовый платеж за каждое создаваемое/приобретаемое общее имущество (может быть разбит на несколько частей).

1 Далее речь пойдет о садовых товариществах, поскольку дачные и огороднические товарищества в вопросах установления и взимания целевых взносов ничем от СНТ не отличаются. Вопросы о взносах в садовые, дачные и огороднические кооперативы будут рассмотрены в отдельных статьях.

2 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Как видно, целевой взнос устанавливается только для приобретения (создания) объектов общего пользования.

Если целевой взнос Вам установлен для иных целей (покрытие судебных расходов, премия председателю правления СНТ, налог на земли общего пользования, организация праздника по случаю сбора урожая и т.п.), установление такого взноса незаконно !

Так, представляя интересы ответчика-садовода по одному из дел, мы добились отказа в иске о взыскании с него в пользу СНТ целевого взноса на покрытие судебных расходов СНТ, понесенных товариществом в судебных спорах с другими садоводами.

2. Кто обязан платить целевой взнос?

Закон о садоводческих объединениях предусматривает, что вступление в СНТ является делом добровольным. Поэтому те садоводы, кто не пожелал стать членом СНТ, ведут садоводство на территории СНТ в индивидуальном порядке .

Исходя из определения целевого взноса (ст.1 Закона о садоводческих объединениях) целевые взносы платятся только членами СНТ .

На практике часто возникают вопросы о том, какие взносы должен платить индивидуальный садовод, должен ли индивидуальный садовод оплачивать целевой взнос?

Индивидуальный садовод не обязан платить ни целевые, ни какие-либо еще взносы, которые устанавливаются в СНТ.

Закон предусматривает лишь право таких садоводов принять участие в расходах на приобретение (создание) объектов общего пользования. В этом случае, размер оплаты за пользование таким имуществом не может для таких садоводов превышать размер оплаты , который устанавливается для членов СНТ (ст.8 Закона о садоводческих объединениях).

Единственное что Вы обязаны платить как индивидуальный садовод – это плата за пользование объектами общего пользования на основании заключенного с СНТ договора.

3. Порядок установления целевого взноса и его размера.

По закону размер взносов в СНТ устанавливается исключительно общим собранием членов СНТ (пп.10 п.1 ст.21 Закона о садоводческих объединениях).

Если целевой взнос установлен иным органом, например, Правлением, такой взнос является незаконным !

На практике, во многих Уставах СНТ полномочия по установлению взносов передаются Правлению или Председателю СНТ. Однако согласно Закону о садоводческих объединениях данный вопрос относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ, поэтому такое положение Устава будет являться недействительным , так как противоречит закону (п.5 ст.16 Закона о садоводческих объединениях).

В делах, по которым мы осуществляем защиту прав садоводов и дачников, установление целевого взноса Правлением СНТ является самым распространенным основанием для отказа во взыскании задолженности по целевым взносам.

4. Должен ли новый член СНТ, приобретя участок у прежнего члена СНТ, погасить его долги по взносам?>

Распространены случаи, когда при вступлении в СНТ, от нового члена СНТ Председатель требует погасить задолженность по целевым или членским взносам.

Долг может перейти с должника на другое лицо по основаниям, предусмотренным законом, либо по соглашению между прежним членом СНТ и новым членом с обязательным согласием СНТ на такой перевод долга (п.1 ст.392.2, п.1 и 2 ст.391 ГК РФ).

Закон не содержит положений о том, что на нового члена СНТ при приобретении земельного участка переходят долги предыдущего члена СНТ. Поэтому если между старым и новым членом СНТ отсутствует соглашение о переводе долга, требования к новому члену СНТ о погашении долга незаконно !

5. Можно ли взыскать с садовода, утратившего членство в СНТ, задолженность по целевым взносам?

Исходя из нашей судебной практики по защите прав садоводов, полагаем, что на это вопрос необходимо дать отрицательный ответ.

По своей правовой природе целевой взнос – это цена, которую должен уплатить член СНТ для того, чтобы «купить» долю в совместной собственности на объект общего пользования. Например, уплатив целевой взнос на строительство объектов электросетевого хозяйства, член СНТ получает долю в общей собственности на эти объекты.

По закону общее имущество, приобретенное на целевые взносы, может находится в собственности только членов СНТ (п.2 ст.4 Закона о садоводческих объединениях). Если член СНТ, до выхода из СНТ , не уплачивал целевой взнос, то исходя из логики закона, он право собственности на общее имущество не приобрел и, выйдя из СНТ, уже не приобретет. А раз так, то взыскание с него стоимости это доли будет неосновательным обогащением оставшихся членов СНТ , что незаконно (ст.1102 и п.1 ст.1104 ГК РФ).

Кроме того, такое взыскание бессмысленно и с другой точки зрения. Например, суд взыскал с бывшего члена СНТ Иванова 50 000,00 руб. задолженности по целевым взносам на строительство дороги, значит суд признал, что у Иванова возникла доля в совместной собственности на дорогу. В связи с выходом из СНТ ему должна быть возвращена стоимость его доли на дорогу, которая обычно судом признается равной размеру целевого взноса. То есть СНТ, взыскав с бывшего члена СНТ задолженность по целевому взносу за дорогу, должно этот взнос ему же и вернуть в связи с выходом из СНТ.

Получается, что при выходе из СНТ, обязанность уплатить задолженность по целевым взносам у такого садовода прекращается. Задолженность по целевым взносам имеет смысл взыскивать только с действующего члена СНТ, но не с бывшего.

Мы рассмотрели основные проблемы, но далеко не все, с которым сталкиваются в судах садоводы и дачники при установлении, уплате и взыскании с них целевых взносов.

© Ковалев Николай Николаевич

Новый закон о садоводах, вступивший в силу с 01.01.2019 г., изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Председателя товарищества, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019.

С 01 января 2019 г. вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 01 января 2019 г. наконец вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новый закон о садоводах изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Правления садовых товариществ, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019. В связи с этим необходимо перестраиваться работать по новым правилам в т.ч. и Правлению, которое избрано до 01.01.2019 года.

С 01 января 2019 г. вступает в силу ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он приходит на смену ФЗ от 15.04.1998 366-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При оказании юридической помощи садоводам наши адвокаты по СНТ последнее время все чаще сталкиваются со следующим вопросом: «Надо ли новому собственнику земельного участка платить взносы за приобретенный им дачный участок, которые до продажи участка не оплатил прежний собственник»?

Зачастую при разводе недобросовестный супруг пытается вывести бизнес из-под раздела совместного имущества, например, продав доли в совместной компании сторонним лицам по заниженным ценам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши адвокаты по СНТ разъясняют вопрос о том, возможно ли для организации территории СНТ (иных садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан), а также для раздела земельного участка такого объединения использовать такой документ как «Проект организации и застройки» или он окончательно отменен? Слово нашим дачным юристам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши юристы по вопросам садовых товариществ хотели бы разъяснить в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения?

ПЕРЕХОД СНТ в ТСН НЕ ПРАВО, А ОБЯЗАННОСТЬ

Введен в действие Федеральный закон № 99 от 05.05.2014 года, который внёс изменения в Главу 4 Часть 1 Гражданского кодекса РФ.

Многие СНТ внесли изменения в соответствии с требованиями нового закона в свой устав и наименование (подробно об этом ниже). Перейти от СНТ к ТСН с первой попытки не так-то легко.

Все нормы, объясняющие правила перехода от СНТ к ТСН, изложены в нашем ФЗ-66 от 15.04.98 г. и новой Главе 4 части 1 ГК. Но мы, садоводы, их просто не видим в силу разных причин, в числе которых наша некомпетентность и недостаток времени для изучения всех особенностей СНТ, урегулированных различными законами и постановлениями правительства.

Организационно-правовая форма (ОПФ) юридического лица,
внесение изменений в учредительные документы.

Все юридические лица имеют определённую организационно-правовую форму , некоммерческое партнёрство , потребительский кооператив и т.д. .

С даты вступления в действие (01.09.2014 г.) Главы 4 Части 1 ГК (99-фз от 05.05.2014 г. ) все юридические лица на территории РФ должны создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для этого кодексом. Другими словами список ОПФ для юридических лиц закрытый. И в нём нет места для СНТ (а также для огороднических и дачных некоммерческих товариществ).

ГК, часть 1 Глава 4 "Юридические лица"

Статья 48. Понятие юридического лица.

1. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Гражданский кодекс предусматривает много различных организационно-правовых форм. Большинство из них нас, садоводов, абсолютно не интересуют, как не интересовали и раньше. Без изменений остался и характер деятельности садоводческих объединений граждан. Он как был некоммерческим, так им и остался. Обратимся к тем ОПФ, которые нам интересны и предусмотрены для граждан, имеющих на праве собственности либо на другом законном основании земельные участки с разрешённым использованием для садоводства:

2. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы , общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнёрства , саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

товариществ собственников недвижимости , к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

  1. Садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы фактически не претерпели изменений. Такие ОПФ были предусмотрены и ранее ст. 4 п. 1 "Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений " ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Это значит только то, что такие кооперативы продолжают существовать и в новых условиях.
  2. Cадоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнёрства также не претерпели изменений. И они продолжают существовать дальше.
  3. СНТ (садоводческие, огороднические и дачные) перестали существовать . Главой 4 Гражданского кодекса такая организационно-правовая форма не предусмотрена. Значит в новых условиях после вступления в силу № 99-фз от 05.05.2014 г. СНТ поставлены вне закона .

С 01.09.2014 г. 4 Глава ГК прямо предусматривает обязательность руководства новыми нормами закона до приведения в соответствие всех нормативно-правовых актов РФ в соответствие новым требованиям..

Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):

к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14);

Учредительные документы , а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Так как наши садоводческие объединения никому не нужны кроме нас (садоводов), то следует предвидеть возможные последствия безответственного отношения к решению о приведении в соответствие с законодательством учредительных документов.

Процедура перехода от СНТ к ТСН потребует больше усилий и большего объёма работы, а значит, и большего срока.

  1. Цели и задачи, решаемые садоводческими объединениями должны чётко соответствовать тем целям и задачам, которые прописаны в законе.
  2. Учредительные документы должны соответствовать нормам закона.
  3. Изменения, связанные с приведением в соответствие закону учредительных документов, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Из всего сказанного вытекают два направления дальнейших действий по приведению учредительных документов в соответствие нормам 4 Главы Гражданского кодекса:

Для садоводческих некоммерческих товариществ, некоммерческих партнёрств - с учётом норм 99-фз необходимо провести процедуру реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования и процедуру реорганизации партнёрства в ассоциацию или союз.

С 01.09.2014 года СНТ (ОНТ, ДНТ), как организационно-правовых форм на территории РФ, больше не существуют. Вместо них Главой 4 ГК введена новая организационно-правовая форма ТСН (товарищество собственников недвижимости ). Старые формы и новая не тождественны, их определения отличаются априори:

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество -

Некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).

Товариществом собственников недвижимости признаётся -

добровольное объединение собственников недвижимого имущества (... садоводческих, огороднических или дачных земельных участков), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В случае с СНТ - ТСН меняется организационо-правовая форма. Это важно. Смотрим Статью 39 п. 1 нашего 66-фз: Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов.

Вывод: В ходе приведения учредительных документов в соответствие нормам 99-фз от 05.05.2014 г. СНТ необходимо провести процедуру реорганизации в форме преобразования , порядок которой определён Главой 4 Гражданского кодекса РФ и 129-фз от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Другой процедуры законом не предусмотрено.

Смена организационно-правовой формы СНТ на ТСН
путём реорганизации в форме преобразования.

Реорганизация СНТ в форме преобразования -

Это изменение организационно-правовой формы юридического лица - с СНТ на ТСН. В процессе реорганизации путём преобразования СНТ прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному в новой организационно-правовой форме юридическому лицу - ТСН.

В реорганизации любого юридического лица есть свои особенности, нюансы, подводные камни. Разберёмся с начала с ними, в части касающихся СНТ и ТСН.

Особенности реорганизации путём преобразования:

  • Выбор организационно-правовой формы:

Может возникнуть вопрос о возможности провести реорганизацию СНТ, преобразовав его в потребительский кооператив. Косвенно это подтверждается нормами Главы 4 ГК, введённой в действие 99-фз от 05.05.2014 г. Так в статье 3 в первой части пункта 8 и пп. 6 сказано о том, что "Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):" и далее "к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14)".

Дополнительно открываем норму закона, которая называет те ОПФ, в которые может реорганизоваться ТСН:

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Из этих норм можно сделать три вывода:

  1. При условии того, что к СНТ применяются нормы 4 Главы ГК, касающиеся товариществ собственников недвижимости, то и преобразование СНТ в ТСН является наиболее правильной и целесообразной целью для бывших СНТ.
  2. Вполне возможно, что есть возможность реорганизации СНТ в садоводческий потребительский кооператив, если основываться на том, что СНТ до смены ОПФ руководствуются в своей деятельности нормами закона, в части касающихся товариществ собственников недвижимости.

При образовании ТСН следует помнить о требовании Главы 4 ГК и статьи 16 п. 2 66-фз от 15.04.98 г. о том, что количество учредителей в товариществе должно быть не менее 3-х человек. В то же время при проведении процедуры реорганизации это не имеет значения, т.к. решение по всем вопросам принимается общим собранием членов СНТ, а после завершения реорганизации все члены СНТ, даже те, кто не присутствовали на общем собрании становятся членами ТСН. Учредители каких-то особых прав перед остальными членами СНТ не имеют.

  • Смена наименования юридического лица:

Согласно норме ст. 123.12 Главы 4 ГК устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости " . К сочетанию ТСН можно и нужно добавлять индивидуальное наименование, которое заключается в кавычки ТСН "Сахарово". Смешение двух организационно-правовых форм не допускается.

Остался невыясненным вопрос с садоводством и определением "садоводческое". В подавляющем большинстве существующих в РФ садоводческих объединений юридическое лицо не занимается садоводством. Этим обязаны и должны заниматься собственники индивидуальных земельных участков, т.к. эти участки имеют разрешённый вид использования - "садоводство".

Само юридическое лицо к садоводческой деятельности не имеет никакого отношения, выполняя лишь функции управляющей компании, аналогично ТСЖ, и то с очень большой натяжкой.

  • Юридический адрес объединения (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа - ст. 54 п. 2 ГК):

В ходе реорганизации можно изменить юридический адрес объединения. Для этого необходимо данный вопрос рассмотреть на общем собрании членов СНТ в числе прочих вопросов по реорганизации. При этом документы на государственную регистрацию подаются в ту налоговую инспекцию, где объединение стояло на учёте до реорганизации. После завершения всей процедуры ИФНС перенаправит документы объединения (ТСН) по новому юридическому адресу.

Юридический адрес указывается адрес здания, находящегося на земле общего пользования СНТ где работает постоянно действующий исполнительный орган. Если постоянно действующего исполнительного органа нет, то указывается адрес др. органа или лица, уполномоченных действовать от имени объединения.

Юридический адрес от почтового фактически ничем не отличается и обязательно вносится в Единый государственный реестр юридических лиц.

При этом следует помнить о том, что "юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу" - статья 54 п. 3 Глава 4 ГК.

В качестве юридического адреса можно и нужно использовать:

  • адрес фактического места жительства одного из учредителей (налоговый орган может отказать в регистрации по месту жительства);
  • адрес арендованного помещения;
  • адрес помещения, находящегося в собственности одного из учредителей юридического лица либо самого юридического лица;
  • юридический адрес - адрес помещения, который будет указан в документах организации, заявлении о государственной регистрации и регистрационном деле организации, но фактически организация по такому адресу никогда не будет располагаться, на основании соответствующего договора.

Юридический адрес - это адрес, который можно указывать в качестве места нахождения организации (постоянно действующий исполнительный орган) при условии, что у организации есть документы, подтверждающие это место нахождения.

Если здание правления имеет собственника с оформленными документами либо документы об аренде помещения, то тогда юрлицо может использовать такой адрес, как юридический адрес СНТ (ТСН).
Чтобы такой юридический адрес появился следует задекларировать помещение, где находится правление садоводческого объединения, оформить право собственности на недвижимость, а затем получить на него адрес.

Фактический адрес - это адрес, по которому реально находится юридическое лицо, документация, работает постоянно действующий рабочий орган.

Почтовый адрес - адрес, по которому почта (ответственное лицо) будет доставлять всю коррепонденцию, приходящую на юридический адрес, по месту фактического нахождения организации.

Приём в члены СНТ (ТСН), исключение из членов объединения:

Во время проведения процедуры реорганизации не допускается приём в члены СНТ (исключение из членов) общим собранием участников. Эти вопросы необходимо решить до реорганизации или уже после её завершения.

Обязательность уведомления кредиторов:

С 01.09.2014 г. уведомление кредиторов садоводческого объединения в случае реорганизации в виде преобразования не нужно. Данная норма закреплена в статье 58 п. 5 Главы 4 ГК. Такое положение по всей видимости связано с тем, что процедура реорганизации путём преобразования предполагает автоматическое правопреемство прав и обязанностей реорганизуемого объединения от СНТ к ТСН и при этом не возникает сомнения в правопреемстве от старого юридического лица к новому.

  1. Принятие решения коллегиальным исполнительным органом (правлением) о подготовке реорганизации.

В законе право принятие решения о реорганизации юридического лица предоставлено общему собранию участников и больше никому для организационно-правовой формы СНТ, в т.ч. и для всех остальных ОПФ садоводческих, огороднических и дачных объединений. Поэтому непосредственное решение о реорганизации будет приниматься на общем собрании. Это однако ни в коем случае не избавляет правление СНТ от принятия предварительного решения по подготовке объединения к реорганизации в форме преобразования. Решение оформляется протоколом, к-й определяет мероприятия, ответственных и сроки исполнения:

  • разработка нового устава для ТСН (самый сложный и трудоёмкий процесс);
  • подготовка документов по делопроизводству;
  • уточнение списка членов СНТ;

При необходимости приём новых членов производится до проведения общего собрания по реорганизации. С этой целью необходимо провести ещё одно общее собрание. Если не получается, то такое собрание проводится уже после завершения процедуры реорганизации. Допустимо в один день провести два собрания.

  1. Принятие решения о реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования.

Решение ... об утверждении устава в новой редакции, ..., о его... реорганизации, ... принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов (ст. 21 п. 2 ФЗ-66 от 15.04.98 г.), от числа членов СНТ, присутствующих на общем собрании при условии наличия кворума .

  1. Регистрация реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования.

После общего собрания председатель ТСН готовит и представляет в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. Заявление по форме Р12001, заверенную нотариально.

При заполнении поля формы "ОКВЭД" следует выбрать: Управление недвижимым имуществом, код 70.32.

  1. Протокол общего собрания о реорганизации.
  2. Устав создаваемого в процессе реорганизации юридического лица - 2 экз.

Копии не прошиваются, не подписываются, печать не ставится. Оформление титульного листа устава см. по ссылке.

  1. Документ об уплате госпошлины за регистрацию в размере 4000 рублей.
  1. Документы на юридический адрес создаваемого юридического лица.

По окончании срока регистрации налоговый орган, осуществляющий регистрацию выдаёт председателю ТСН Свидетельство о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица - СНТ, Свидетельство о создании в процессе реорганизации нового юридического лица ТСН. Председатель также получит уведомление о снятии с налогового учёта и Свидетельство о постановке на налоговый учёт, а также Устав нового юридического лица - ТСН.

Изготовление печати и открытие расчётного счёта реорганизованного объединения.

Председатель берёт необходимые по перечню, определяемому банком, документы, едет в банк и переофомляет счёт. Перед этим заказывает новые печати в любой из контор.

На этом процедуру приведения учредительных документов и наименования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в соответствие нормам новой Главы 4 ГК, введённой в действие 99-фз от 5 мая 2014 года, можно считать законченной.

Первым в «АиФ. На даче» эту новость сообщил наш читатель Анатолий Судеков из Москвы. По нашей просьбе юрист Юрий Волохов разъяснил ситуацию.

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99‑ФЗ, которым внесены очень существенные изменения в главу 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ. Так, предусмотрено, что с 1 сентября 2014 года новые садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны создаваться в форме товарищества собственников недвижимости.

Без паники

Что нужно теперь делать правлениям СНТ: проходить перерегистрацию, менять печати?

Перерегистрация ТСЖ и СНТ в связи с вступлением в силу ФЗ от 5 мая 2014 года № 99‑ФЗ не требуется. Учредительные документы, а также наименования ТСЖ и СНТ, созданных до дня вступления в силу названного закона (то есть до 1 сентября 2014 года), подлежат приведению в соответствие с новыми нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. То есть каких-либо предельных сроков внесения изменений не установлено.

Кстати, госпошлина при регистрации изменений учредительных документов не взимается.

Предположим, в 2015 году в вашем СНТ будет создан крупный объект общего пользования, и в связи с этим вам потребуется внести изменения в устав садоводческого некоммерческого товарищества (в перечень имущества общего пользования). Вот тогда заодно и весь устав должен быть приведен в соответствие с новыми положениями главы 4 ГК РФ, и в том числе – в наименовании юридического лица должны будут появиться слова «товарищество собственников недвижимости».

Документы - те же

Что делать членам СНТ? Будут ли действительны регистрационные свидетель-ства на землю и строения, полученные ранее? Или их придется менять на новые?

Садоводов должен успокоить тот факт, что изменение наименования юридического лица не требует внесения поправок в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Что это означает? Название садоводческого объединения когда-нибудь изменится (в нем, как уже сказано, будут слова «товарищество собственников недвижимости»), и это, естественно, найдет отражение в его уставе. Но в правоустанавливающие и другие документы, имеющиеся на руках у садоводов (например, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок), никакие изменения вносить не нужно: в них по-прежнему будет указано соответст-вующее садоводческое или дачное некоммерческое товарищество.

Изменения - минимальны

Теперь каждому СНТ нужно перерабатывать -устав?

Специально, а тем более срочно, менять устав нет необходимости. В законе сказано, что учредительные документы упомянутых юридических лиц до приведения их в соответствие с новыми нормами главы 4 ГК действуют в части, не противоречащей указанным нормам. То есть с 1 сентября все те положения конкретного устава СНТ, которые не противоречат нормам, предусмотренным в новой редакции главы 4 ГК, остаются в силе. Впрочем, предварительное знакомство с нововведениями убеждает, что ни членам ТСЖ, ни членам садоводческих некоммерческих товариществ основательно «перелопачивать» свои уставы не придется.

Отмечу и еще одно положение ФЗ № 99. С 1 сентября 2014 года к созданным до этой даты юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК уже в новой редакции. А именно: к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости. Но поскольку глава 4 ГК РФ, включая статьи 123.12-123.14, посвященные непосредственно товариществам собственников недвижимости, содержит в основном лишь общие положения, то непосредственно на собственниках жилья, дачниках и садоводах это мало отразится.

Выводы - утешительны

Федеральный закон о садоводческих объединениях граждан теперь отменяется?

Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66‑ФЗ о садоводческих объединениях граждан, как и нормы Жилищного кодекса РФ о ТСЖ, не отменены, а продолжают действовать. Хотя, конечно, в свое время они будут скорректированы.

А это значит, что уставы ТСЖ, СНТ и других некоммерческих объединений переписывать от начала и до конца не придется.

От редакции

Если у вас, дорогие читатели, остались вопросы по поводу нового закона (либо волнуют другие юридические проблемы), обращайтесь к нам. Мы обязательно ответим!

Плата за «индивидуализм»

Я вышел из СНТ, веду садоводство в индивидуальном порядке. Вношу взносы на текущие расходы СНТ, целевые взносы. Обязан ли я платить еще взносы, идущие на зарплаты председателю и бухгалтеру товарищества, размеры которых установлены членами СНТ?

С. Н. Мишунов, Московская обл.

Отвечает юрист Геннадий Кропотов :

Вы пишете, что уплачиваете взносы на текущие расходы СНТ. А в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66‑ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к текущим расходам СНТ относятся денежные средства, вносимые на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с СНТ, и другие подобные расходы.

К тому же ваш участок продолжает оставаться на территории товарищества. Содержание объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования требует расходов, в состав которых включаются и оплата труда председателя и бухгалтера СНТ.

Важно: если вы вносили взносы на приобретение (создание) общего имущества СНТ, то плата за пользование им для вас не может быть больше, чем установлено для членов товарищества.

  1. Гость

    ПОЖАЛУЙСТА, помогите разобраться в ситуации:

    Опишу ситуацию: СТ "А" (садоводческое товарищество) зарегистрировано в 1992 году. В уставе написано ст1. рабочие и служащие ПО "Х" (головная организация), других предприятий, а также другие граждане добровольно объединяются в СТ "А" для организации коллективного сада на земельном участке предоставленном в бессрочное пользование вышеуказанным организациям решением №1 от такого то числа, 19га, 191 участок, 800кв.м.

    Есть свидетельство от 1991 года, (на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования выданное на имя ПО "Х" на площадь 19 га., для ведения коллективного садоводства.

    На сегодняшний день, возник закономерный вопрос приватизации з/у в собственность гражданами, однако выяснилось что СТ "А" согласно 66 -ФЗ не прошло в срок до 2003 положенную перерегистрацию в ИФНС., т.е. нету ни ОГРН ни ИНН ни новой редакции устава.

    Изучив законодательство и различные форумы в интернете, прихожу к выводу что есть несколько путей:

    1. Самоликвидация СТ "А" на основании заявлений граждан садоводов. А дальше что? В дальнейшем создание нового СТ "А2" но так как оно нифига не правопреемник, то и никаких прав на з/у иметь оно не будет. не самый лучший вариант.

    2. Легализация существующего СТ "А" путем:
    первое - проведения ОС и принятия решения о поручении председателю подать сведения в ИФНС по форме №17 (сообщение сведений о ЮЛ зарегистрированном до 2002 года).
    второе - заполнение и подача формы №17 по "закону о регистрации ЮЛ и ИП" (сообщение сведений о ЮЛ зарегистрированном до 2002г. причем заполнение именно как СТ "А" а не СНТ "А".
    третье - нам автоматически присвоят ОГРН, поставят на налоговый учет и соотве-но выдадут ИНН.
    четвертое - проведение ОС по вопросам о принятии нового устава и собственно о реорганизации в СНТ и подача председателем заявления по форме №___ (внесение изменений в учредительные документы), получение кодов статистики, открытие р/с и после этого мы уже полноправное современное СНТ "А".
    Земля я так понимаю автоматически перейдет к этому СНТ "А" так как в новом уставе мы укажем что СНТ "А" является правопреемником СТ "А".

    После этого кадастровый учет, межевание и прямиком на приватизацию.

    Вопросы:
    1. Не откажет ли нам ИФНС в принятии формы №17 и не откажет ли теоретически в такой схеме реорганизации? кто нибудь проходил таким образом реорганизацию?
    2. Не знаю что писать в форме №17 в графе учредители, да и кто фактически является учредителями в СНТ? Садоводы? Или предприятие которому выделялся з/у. ? неужели надо по уму писать всех 150-300 садоводов в учредители, или же достаточно оформить все на председателя? или вообще эти формы не будут заполняться?
    3. если такая форма проведения реорганизации будет признана приемлемой, что необходимо сделать в дальнейшем с правоустанавливающими документами на з/у переоформить их на СНТ "А" ? Каким образом, если з/у выделялся предприятию ПО "Х" для организации коллективного сада?
    4. Что потребует ИФНС при принятии формы №17 старый устав? постановление?
    5. На каком этапе должен появиться список садоводов, с перечислением закрепленных за ними садовых участков? Я так понимаю что по идее этот список должен быть приложением к постановлению главы администрации о регистрации СНТ или СТ? но сейчас регистрируют СНТ не глава а ИФНС?

    Может я в чем ошибаюсь? Помогите разобраться и наставьте на путь истинный... СПАСИБО.

  2. Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.121 Благодарности: 244

    Stora

    Консультирую по желанию

    Регистрация: 18.11.07 Сообщения: 2.121 Благодарности: 244 Адрес: Москва

    Надо ли переводить коллективную-совместную собственность в собственность садоводов или объединения.

    В собственности садоводов она уже находится т.е. в коллективной совместной, возникшей на основании ЗК РСФСР и аналогична совместной собственности без определения долей п.2. ст.244 ГК РФ. Именно на праве собственности, а не на каком –то другом вещном праве.

    Что касается перевода совместной собственности в частную собственность юридического лица, то собственность не переводиться и с реорганизацией не передается. Прекращаются права собственности в соответствии со ст. 235 гл.15 ГК РФ, при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

    Принудительное изъятие у собственника имущества допускается в исключительных случаях по суду.

    В случае с СТ, то если граждане захотят сами произвести отчуждение собственности в пользу юридического лица, для этого они должны отказаться от права собственности на ЗОП, но при этом должны понимать, какие последствия их могут ожидать в будущем.

    Отчуждать в собственность юр.лица не стоит, слишком опасно и ничего хорошего это не сулит. Именно земли юр.лиц в первую очередь являются лакомым куском для рейдеров. С юридическим лицом справится легче, чем с каждым гражданином – собственником в отдельности. Собственник юридическое лицо может продать ЗОП, передать в аренду другим лицам, сдать в аренду собственникам личных з/у за определенную плату, для того, что бы они могли безпрепятственно подъезжать к своим участкам. И будут вынуждены платить или оформлять догвор сервитута, который тоже является платным.

    Если чиновники будут склонять к оформлению ЗОП на юридическое лицо и чинить препятствия по этому поводу, то гражданам следует обращаться в суд по защите прав совместной собственности на ЗОП. К тому же ЗОП выделялись гражданам по закону и распоряжаться должны ими граждане в соответствии с целевым назначением "садоводством".

    В деревнях земли общего пользования тоже не принадлежат жителям деревни. Какие тут могут быть варианты? Не заставят же садоводов взять эти ЗОП в аренду? Или…?

    Муниципалитету можно передать права собственности на ЗОП путем отчуждения в его пользу. Для этого нужно, что бы не менее 50% собственников обратились с ходатайством в ОМС о переводе земель из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли поселений» с последующей передачей прав собственности на ЗОП.

    При этом в отношении земель поселений независимо от их форм собственности установлена специальная норма: перевод земель поселений в земли иных категорий и наоборот осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

    Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен в ст.2 Земельного кодекса РФ. Основным документом является ходатайство от граждан, в котором указываются основные индивидуализирующие признаки земельного участка

    Органы на основании предоставленных документов принимают решение о переводе, либо решение об отказе. Основания для отказа четко прописаны в ст.4 ЗК РФ:
    - установления ограничения перевода земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод
    - наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы
    - установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

    На практике с переводом земли, все иначе. В большинстве случаев процесс перевода осложняется отсутствием четкого механизма в действиях чиновничьего аппарата.. Некоторые собственники вынуждены в судебном порядке реализовывать свое право, предусмотренное законодателем. В последнее время сложилась определенная позиция судебных органов, нацеленная на поддержку интересов заявителей и устранение коллизий норм Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

    - Если по факту ликвидации СТ, - ЗОП вернулись в муниципальную собственность, то что здесь плохого?

    После ликвидации ЗОП остается в собственности граждан и никуда не исчезает. Ликвидировано СТ, у которого не было права частной собственности на ЗОП, ЗОП являются совместной собственностью граждан, в пределах владения личных земельных участков, которым ЗОП необходимы для осуществления и реализации своих прав.

    К сведению:

    Правопреемственность полная передача прав на предмет собственности или владения иному лицу основанная на праве владения, где переписывается только имя владельца, только на одном предмете и только единожды, ее частный случай наследование, как внутрисемейная правопреемственность.

    Правопреемственность актов не дает право. Земля граждан не передается правопреемственностью, а только оформлением новых документов на право собственности в соответствии с ГК РФ.

  3. Регистрация: 17.01.10 Сообщения: 80 Благодарности: 1

    Заблокирован

    Новичок

    Регистрация: 17.01.10 Сообщения: 80 Благодарности: 1 Адрес: Петрозаводск

    Теория это хорошо.
    Предлагаю Stora решить вопрос на практике. Ответ уже известен .
    Вот свидетесьство на ЗОП.
    На втором рисунке нарисованна временная шкала состояния одного и того же СТ.
    СТ в 1993 году ещё не было юрлицом. Кому принадлежит ЗОП?
    СТ в 1996 году ещё не было юрлицом. Кому принадлежит ЗОП?
    СТ в 1997 году стало юрлицом.Кому принадлежит ЗОП?
    СТ перерегистрировалось в СНТ в 2003году. Сейчас кому принадлежит ЗОП?

    Просьба ответить

    Вот картинки

  4. Регистрация: 24.10.07 Сообщения: 7.221 Благодарности: 7.896

    Шла мимо... по желанию...

    Регистрация: 24.10.07 Сообщения: 7.221 Благодарности: 7.896 Адрес: Москва

    Одна неточность: в 1996 году юрлицо уже было - Садоводческое товарищество "ХХХ"

    А коллизия возникла тогда же именно с выдачей свидетельства на совместную собственность (предполагается, что собственность граждан), но ЮРЛИЦУ.

    При реорганизации СТ в СНТ совместная собственность (иначе говоря, это нелепое свидетельство) в порядке правопреемства переходит тем же правообладателям. То есть коллизия сохраняется. Но еще есть надежда, что предполагаемые сособственники могут вопользоваться своими неявными правами.
    При перерегистрации СНТ (что и произошло на самом деле в 99,9% случаев вместо предусмотренной 66-ФЗ реорганизации, это нелепое свидетельство практически теряет свою юридическую силу, потому что выдано юрлицу, которого более не существует. И сколько вы ни пытайтесь писать в Уставах, что вы "явлетесь правопреемником бывшего СТ", доказывать это правопреемство граждане должны будут с дорогими адвокатами в суде.

    Мина замедленного действия заложена законодательно, и только законодательным путём и может быть эта коллизия разрешена.

    На мой взгляд, ЗОП должны быть возвращены муниципальным органам. Это раз и навсегда устранит споры, кому платить земельный налог. Цепляться за эту землю гражданам просто не следует. Но и отдавать в собственность юрлица
    тоже не стоит.
    "Каша в голове" по поводу принадлежности ЗОП традиционно происходит из бывших коллективных садов, когда рулило предприятие, а гражданам-землепользователям строили водопроводы и ЛЭП и ограничивали их в гражданских правах.
    Но тогда частной собственности на землю не было. Теперь ЗОП законодательно должны принадлежать юрлицам (созданным после появления 66-ФЗ), а это - коррупционная составляющая, платформа для недобросовестных руководителей в части использования этой земли в корыстных целях.
    Те же товарищества, которые возникли ранее и у кого есть подобные нелепые свидетельства, стали заложниками 66-ФЗ, который их интересы не учитывет.

    Вот и распинаемся здесь, а вот нужно ли? Раз нет зарегистрированного права на землю, значит и налог на неё платить не надо. Ни юрлицу, ни гражданам. Пусть отбирают земли общего пользования - может быть пользы гражданам будет больше?
    Во всяком случае, ни один самодур шлагбаум не поставит и не запретит пользоваться дорогой никому. Как в любом населенном пункте.

Загрузка...