musings.ru

Горе от ума краткое подробное содержание. А.С

Тем, кто хочет насладиться прекрасным авторским стилем и неповторимым чувством юмора, стоит прочесть оригинал произведения "Горе от ума". Краткое содержание ни в коей мере не передает всех тонкостей. Эта комедия не только прославила имя известного посла в русской литературе, но и моментально разлетелась на крылатые фразы и выражения. Однако если времени на прочтение нет, придется довольствоваться сжатым пересказом.

"Горе от ума": краткое содержание по действиям

Главные персонажи: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин, Лиза. События происходят в усадьбе Фамусова и длятся не более суток, что обусловлено соблюдением правила единства трех начал: времени, места и действия.

Действие первое

Горничная Лиза усердно старается разбудить свою барышню Софью, которая всю ночь провела в объятьях любимого, слушала признания в любви. Фамусов, отец, удивляется тому, что дочка так долго спит, поэтому служанка вынуждена перевести часы вперед. Софья влюблена в Молчалина, они проводят вместе все время: "Счастливые часов не наблюдают", но больше всех этой встречи боится именно Лиза, так как ей достанется от барина. Фамусов же, войдя в комнату Лизы, удивляется присутствию в ней своего подчиненного в столь ранний час. Для того чтобы сгладить обстановку, Софья начинает рассказывать о своем ужасном сне. В то время слуга докладывает о приезде Чацкого, который когда-то уехал, оставив в этих краях любящее сердце. Чацкий, как никто другой, рад увидеть Софью, но она встречает его холодом, так как давно уже к нему равнодушна, а сердце свое отдала Молчалину. Фамусов пытается разговорить Чацкого, но тот думает только о Софье, не понимая причины ее поведения.

"Горе от ума": краткое содержание. Действие второе

Фамусов все время ругается со своими слугами, каждый из них делает все не так, как надо, а Чацкий достает его вопросами о Софье. На вопрос Фамусова о военной или гражданской (чиновничьей) службе, которая также заключается в подчинении, Чацкий говорит известную реплику о том, что служить бы он рад, но прислуживаться тошно.

"Горе от ума": краткое содержание. Действие третье

Чацкий решителен. Для того чтобы получить для себя ответ на вопрос о поведении Софьи, он идет именно к ней. В самом начале Софья не хочет говорить, кто же ею любим, но в конце она все же называет фамилию Молчалина. Чацкий понимает, как ничтожен этот человек на самом деле, но пелена на глазах влюбленной барышни не дает ей возможность это увидеть. В самом конце разговора Софья прямо заявляет Чацкому, что он "герой не ее романа". Познакомившись с Молчалиным ближе, когда он приходит в комнату к Софье, Чацкий понимает, что это тип подлизывающихся подчиненных, которые добиваются всего благодаря аккуратности и умеренности. Чацкий по своей привычке начинает вступать в спор с Молчалиным, для того чтобы доказать низость подобного существования для Софьи, но девушка ничего не хочет понимать.

"Горе от ума": краткое содержание. Действие четвертое


Мнение и взгляды Чацкого не понятны никому, он действительно начинает ощущать себя одним воином в поле. Фамусовское общество постоянно угнетает его, и Чацкий решает уехать. В это время Софья посылает свою горничную к Молчалину, где последний признается служанке в любви, говорит о главной героине очень низко и винит свое воспитание (угождать всем людям), а также обещает обманом жениться на Софье. Это признание слышат все, в том числе и обманутая девушка. Отец винит дочь в подобном поведении. Но больше всех Софью задело именно то, что ее позор видел сам Чацкий, только в этот момент девушка поняла, что потеряла. Чацкий уезжает, одержав духовную победу, а Фамусов думает о том, что же скажет Марья Алексеевна.

В заключение

Своеобразным отражением бездуховности жизни обывателей стала комедия "Горе от ума". Читать краткое содержание можно также при помощи крылатых фраз текста, которые в точности передают смысл всей комедии. Это говорит о безусловной гениальности автора.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте.
Софья - его дочь.
Лизанька - служанка.
Алексей Степанович Молчалин - секретарь Фамусова, живет у него в доме.
Александр Андреевич Чацкий.
Сергей Сергеевич Скалозуб- полковник.
Наталья Дмитриевна,
Платон Михайлович, ее муж - Горичи
Князь Тугоуховский.
Княгиня, жена его, с шестью дочерьми.
Графиня-бабушка,
Графиня-внучка - Хрюмины
Антон Антонович Загорецкий.
Старуха Хлестова - свояченица Фамусова.
Г. Н.
Г. Д.
Репетилов.
Петрушка и несколько слуг.

ДЕЙСТВИЕ происходит в московском доме Фамусова.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ I Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откуда слышно фортепиано с флейтой, потом звуки умолкают. Лизанька спит среди комнаты, свесившись с кресла (утро, день чуть брезжит). Проснувшаяся Лиза вспоминает, что барышня не отпустила ее с вечера: “Ждем друга”, и горничная вынуждена терпеть неудобства, страх, что все откроется, тогда беды не оберешься. Она окликает Софью, предупреждает: “Все в доме поднялось”. Переводит часы вперед, чтобы закончилось свидание, затянувшееся до утра.
ЯВЛЕНИЕ II Неожиданно входит Фамусов, он слышал бой часов. “Для Софьи слишком было б рано?” - говорит он и, видя горничную, заигрывает с ней. Лиза стыдит барина: “Опомнитесь, вы старики...// Ну кто придет, куда мы с вами?”. Горничная уверяет, что сон девушек чуток, Софья ночь целую читала, только под утро заснула. Фамусова удивляют привычки молодежи: “Ей сна нет от французских книг, // А мне от русских больно спится”. Софья из-за двери спрашивает о причине шума, и Фамусов на цыпочках удаляется.
ЯВЛЕНИЕ III Софья с Молчаливым никак не могут расстаться. Лиза предостерегает, что их могут застать. Софья объясняет: “Счастливые часов не наблюдают”. Горничная боится, т.к. за все придется отвечать ей.
ЯВЛЕНИЕ IV Появившийся Фамусов удивлен, видя дочь с Молчалиным в такой ранний час. Секретарь признается, что шел с прогулки. Фамусов советует: “Друг. Нельзя ли для прогулок // подальше выбрать закоулок?”. Он уверен, что все беспорядки от иностранцев и просвещения: “Всю ночь читает небылицы, // И вот плоды от этих книг! // А все Кузнецкий мост, и вечные французы... // Губители карманов и сердец!”. Софья обвиняет отца, что он ее разбудил, испугал своим громким разговором. Она хочет убедить Фамусова, что вошла в комнату после чего и только тогда увидела Молчалина. Фамусов обижен, что все свалили па него, а он в хлопотах проводит все дни, заботится о дочери, рано оставшейся без матери, дом держится на нем. Отец считает себя достойным примером для Софьи: “Не надобно другого образца, // Когда в глазах пример отца”. Сглаживая обстановку Софья рассказывает якобы виденный ею сон. Она гуляла по лугу с возлюбленным, милым и скромным, “Знаете, что в бедности рожден.”... Фамусов категорически предупреждает дочь: “Ах! матушка, не довершай удара! // Кто беден, тот тебе не пара”. Он советует дочери лечь спать, а секретаря зовет к себе разобраться с делами, завала которых боится пуще всего. Фамусов завел такой обычай работать: “Подписано, так с плеч долой”.
ЯВЛЕНИЕ V Оставшись с барышней, Лиза рассказывает, как испугалась вошедшего барипа. По словам горничной, Софья затеяла пустое, ее не отдадут за бедного, другое дело - Скалозуб, “И золотой мешок, и метит в генералы”. Но Софье “что за него, что в воду”. Лиза вспоминает Чацкого, вот кто речист и умен, плакал, когда уезжал, боялся потерять расположение Софьи. Софья же равнодушно вспоминает о Чацком, с которым была дружна “в ребячестве”. Она хвалит Молчалина за преданность и скромность, Чацкий же за тридевять земель уехал неизвестно зачем. ЯВЛЕНИЯ VI-VII Слуга докладывает о Чацком. Тот счастлив видеть Софью, ради этой встречи он ехал сорок пять часов без отдыха. Софья холодно приветствует Чацкого, пытаясь поскорее отделаться от него. Чацкий хочет узнать новости, перебирает всех знакомых. Софью раздражает его критичность, когда же он задевает Молчалина, она бросает в сторону: “Не человек, змея”. Софья язвительно предлагает: “Вот вас бы с тетушкою свесть, // Чтоб всех знакомых перечесть”. И спрашивает: “Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? // Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?”. Чацкий не может понять причины враждебности Софьи.
ЯВЛЕНИЕ VIII Вошедшему Фамусову Софья говорит: “Сон в руку”. Отец раздосадован, не может ничего понять, а тут еще и Чацкого видит - слишком много сюрпризов за утро.
ЯВЛЕНИЕ IX Фамусов хочет узнать новости от путешественника, но Чацкого интересует только Софья, он говорит о ее красоте, здоровье. На вопросы же Фамусова отвечает, что не был еще дома. Часа через два вернется и все расскажет.
ЯВЛЕНИЕ X Фамусов в растерянности, кого имела в виду Софья: Молчалина или Чацкого. “Что за комиссия, создатель, // Быть взрослой дочери отцом!” Конец первого действия

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ЯВЛЕНИЕ I Фамусов ругает слугу за вечно рваный кафтан. Заставляет Петрушку записывать предстоящие на будущей недели визиты, вносить поправки. При этом барин велеречиво рассуждает о превосходстве Москвы, о ее “столпах общества”: “Что за тузы в Москве живут и умирают!”.
ЯВЛЕНИЕ II Появляется Чацкий, он без умолку говорит о Софье, Фамусова это раздражает; он интересуется, не жениться ли собрался Чацкий, и на вопрос молодого человека: “Каков был:бы ответ”, сделай он предложение, Павел Афанасьевич отвечает: “Сказал бы я, во-первых, не блажи, // Именьем, брат, не управляй оплошно, // А, главное, поди-тка послужи”. Чацкий: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Такое высокомерие молодого чело-

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ЯВЛЕНИЕ I Чацкий идет к Софье за решительным ответом: “Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!”. Софья пытается вначале отшутиться, а потом открыто говорит о своей любви к Молчалину. Чацкий видит, что “смешон”, но любовь затмевает его разум. Софья искренне хвалит ему Молчалина, а юноше кажется, что она не может любить такое ничтожество. Про Скалозуба Софья говорит: “Герой не моего романа”.
ЯВЛЕНИЕ II Узнав от Лизы, что Молчалпн идет к ней, Софья без церемоний отделывается от Чацкого.
ЯВЛЕНИЕ III Видя Молчалина, Чацкий дает ему убийственную характеристику. Разговаривая с ним, узнает о двух талантах Алексея Степановича - “умеренности и аккуратности”, их достаточно, чтобы добиться успеха в высшем обществе Москвы. Молчалин смеет жалеть Чацкого, не добившегося чинов, тот объясняет: “Чины людьми даются, // А люди могут обмануться”. Молчалин советует Чацкому нанести визит Татьяне Юрьевне, может быть, дело и пойдет. Чацкий говорит, что не знаком с ней. Молчалин объясняет цель такого визита: “Мы покровительство находим, где не метим”, но Чацкий гордо замечает: “Я езжу к женщинам, да только не за этим”. Молчалин советует поискать счастья в Москве: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? // И награжденья брать и весело пожить?” У Чацкого на этот счет свои принципы: “Когда в делах - я от веселий црячусь, // Когда дурачиться - дурачусь, // А смешивать два этих ремесла // Есть тьма искусников, я не из их числа”. Особенно его раздражила фраза Молчалина: “В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь”. Чацкий но привычке начинает оспаривать такое мнение, а потом приходит к выводу: “С такими чувствами, с такой

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ У Фамусова в доме, парадные сени. Ночь, слабое освещение. Лакеи иные суетятся, иные спят в ожидании господ. ЯВЛЕНИЯ I-II Уезжающая Графиня-внучка возмущена приемом: “Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать! // Какие-то уроды с того света, // И не с кем говорить, и не с кем танцевать”. Платон Михайлович тоже недоволен: ему скучно.
ЯВЛЕНИЕ III Чацкий требует свою карету, но ее никак не могут найти.
ЯВЛЕНИЕ IV Репетилов видит Чацкого и искренне радуется, речь его излишне витиевата. Чацкий пытается отделаться от этого пустейшего человека, но это не так-то просто, тот признается: “Поздравь меня, теперь с людьми я знаюсь // С умнейшими!”, сам того не подозревая Репетилов дает уничтожительную характеристику своему кругу: “Шумим, братец, шумим”. Чацкий с насмешкой спрашивает: “Шумите вы? и только?”
ЯВЛЕНИЕ V Репетилов переключается на появившегося Скалозуба, но и полковник резко и бесцеремонно отделывается от Репетилова: фельдфебель “в три шеренги вас построит, // А пикните, так мигом успокоит”.
ЯВЛЕНИЕ VI Загорецкий видит Репетилова и сообщает ему о безумии Чацкого.
ЯВЛЕНИЕ VII Спускающиеся гости убеждают Репетилова в сумасшествии Чацкого.
ЯВЛЕНИЕ VIII Хлестова прощается с Молчалиным, услужливо провожающим ее.
ЯВЛЕНИЕ IX Репетилов удаляется, ему все равно, куда ехать.
ЯВЛЕНИЕ X Чацкий ужасается, что его приняли за сумасшедшего: “Нелепость обо мне все в голос повторяют! // И для иных как словно торжество, // Другие будто сострадают...” Потом он видит Софью, крадущуюся в комнату к Молчалину. Чацкий решается остаться, чтобы все выяснить: “Буду здесь, и не смыкаю глазу, // Хоть до утра. Уж коли горе пить, // Так лучше сразу...”
ЯВЛЕНИЕ XI Лиза в потемках пробирается к Молчалину, т.к. Софье привиделся в сенях Чацкий, и она послала свою горничную.
ЯВЛЕНИЕ XII Молчалин обрадовался приходу Лизы. Он открывает ей душу: “Я в Софье Павловне не вижу ничего // Завидного. Дай бог ей век прожить богато. // Отец мне завещал: // Во-первых, угождать всем людям без изъятья - // Хозяину, где доведется жить, // Начальнику, с кем буду я служить, // Слуге его, который чистит платья, // Швейцару, дворнику, для избежанья зла, // Собаке дворника, чтоб ласкова была”. Софья, наблюдавшая эту сцену, ужасается вероломством возлюбленного, ведь у Молчалина целая программа, как выбиться в люди, руководствуясь советами отца. Увидя Софью, он униженно просит у нее прощения. Но Софья требует, чтобы к утру Молчалин убрался из дома, иначе она все откроет отцу.
ЯВЛЕНИЕ XIII Но больше всего Софья огорчена тем, что Чацкий был свидетелем ее позора. Александру Андреевичу же горько, ради какого ничтожества забыла его Софья: “Глядел, и видел, и не верил! // А милый, для кого забыт // И прежний друг, и женский стыд, - // За двери прячется, боится быть в ответе”.
ЯВЛЕНИЕ XIV Фамусов поднимает на ноги весь дом. Ругает дочь, “забывшую прили-чья”, Чацкому отказывает от дома. Тот в ужасе узнает, что Софья пустила слух о его сумасшествии: “Так этим вымыслом я вам еще обязан?” Фамусов грозится всех наказать: нерасторопного швейцара - в “работу... на поселенье”, Лизу “в избу марш, за птицами ходить”, Софью: “В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать, // За пяльцами сидеть, за святцами (список святых. - Авт.) зевать”. Чацкий обо всех говорит с презрением и очень резко: Слепец! я в ком искал награду всех трудов! Спешил... летел! дрожал, вот счастье, думал, близко, Пред кем я давеча так страстно и так низко Был расточитель нежных слов! А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли! Все прошедшее вы обратили в смех?!. Софье нужен Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - Высокий идеал московских всех мужей. Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! Он уходит.
ЯВЛЕНИЕ XV После ухода Чацкого Фамусов в ужасе восклицает: “Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”

При помощи служанки Лизы Софья и Молчалин устраивают свидания по ночам. Они проходят вполне невинно: на любовных встречах осторожный секретарь лишь прижимает к сердцу руки девушки и молча вздыхает. Но Софье такие романтические нежности очень нравятся.

Действие 2

Вскоре Чацкий вновь появляется у Фамусовых. Отец Софьи не слишком рад приезду этого бесчиновного молодого человека, считая его легкомысленным и несолидным мечтателем. Фамусов советует Чацкому поступить на службу, однако тот отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Фамусов упрекает молодёжь за гордость. Он ставит в пример Чацкому своего покойника-дядю Максима Петровича, который когда-то сумел рассмешить царицу Екатерину II тем, что трижды шутовски падал перед нею на одном приёме – и вошёл в фавор. Чацкий в ответ произносит гневный монолог с осуждением подобострастного «минувшего века», когда возвышались те, чья «чаще гнулась шея». Фамусов приходит в ужас от слов Чацкого. Тот кажется ему опасным вольнодумцем, едва ли не заговорщиком, которого надо бы отдать под суд.

Как раз приезжает полковник Скалозуб, за которого Фамусов прочит Софью. Фамусов принимает его с откровенной льстивостью. Из рассказа Скалозуба о своей военной карьере становится ясно, что этот глуповатый фрунтовик не имеет никаких боевых подвигов – он получал звания и награды в основном за участие в торжественных смотрах. Фамусов прозрачно намекает, что Скалозубу пора бы жениться.

Чацкий и при Скалозубе заводит разговор о московских предрассудках. Испуганный Фамусов спешит заметить, что взгляды Чацкого следовало бы осудить, но тот отвечает на это новым длинным монологом – «А судьи кто?» В нём он рисует образы знатных негодяев-крепостников, которые продавали, как скот, «от матерей, отцов отторженных детей», выменивали верных слуг на собак. Именно такие люди и склонны объявлять «опасным мечтателем» любого независимого, образованного и бескорыстного человека.

Появляются Лиза с Софьей. Софья подходит к окну – и падает без чувств: она увидела, как на улице Молчалин упал с лошади. Быстро выясняется, что падение Молчалина неопасно: он лишь слегка ушиб руку. Чацкого удивляет необычайное волнение Софьи, и у него впервые появляется мысль, что эта девушка, которую он давно любит, возможно, предпочитает ему Молчалина.

Чацкий уходит в глубоких раздумьях. Уходят и все остальные, оставив наедине Лизу и Молчалина. Молчалин тут же заводит с этой служанкой игривый разговор, пытается ухаживать за ней, обнять её, как будто позабыв о своей связи с Софьей.

Действие 3

Терзаясь ревностью к Софье, Чацкий допытывается у неё, как она относится к Молчалину. Софья говорит, что она не любит Молчалина, а просто сострадает этому кроткому, тихому юноше, которого Чацкий слишком зло высмеивает. Софья уходит. Встретив Молчалина, Чацкий расспрашивает, как он поживает. Молчалин хвалится, что недавно был повышен по службе: начальство оценило два его таланта – умеренность и аккуратность. «Чудеснейшие два! и стоят наших всех», – замечает Чацкий. Молчалин в ответ намекает, что Чацкий просто завидует ему. Чацкий спрашивает мнение Молчалина о начальниках. Тот отделывается фразой: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Чацкий приходит к выводу, что Софья и вправду не может любить такое ничтожество.

Вечером в доме Фамусова готовятся к балу. На него собирается всё фамусовское общество . Чацкий видит, как к крыльцу подъезжают знакомые ему гости. Из кареты выходит Платон Горич, недавно храбрый боевой офицер, который теперь женился на красавице Наталье Дмитриевне, попал под каблук жены, изнежился, потерял волю. Появляется семья Тугоуховских: глухой князь и пожилая княгиня, озабоченная лишь поисками женихов для своих шестерых дочерей. Узнав, что Чацкий холост, княгиня тут же посылает мужа звать его на обед, но, услышав потом, что он небогат, командует супругу быстрее идти обратно. Входят ворчливые графини Хрюмины – бабушка и внучка. Вбегает суетливый лгун, шулер и аферист Загорецкий. Приезжает Скалозуб, а потом и свояченица Фамусова, старуха Хлёстова. Услужливый Молчалин, заискивая, гладит собачку Хлёстовой и восхищается её шёрсткой.

Чацкий подходит к Софье, вновь насмехаясь над льстивыми ужимками Молчалина. Та приходит в бешенство. Когда Чацкий удаляется, к Софье подходит с вопросом о нём господин N. Софья раздражённо говорит, что Чацкий не в своём уме. Господин N принимает эту сказанную в сердцах фразу буквально, а Софья, заметив это, не спешит с разъяснениями и опровержениями.

Господин N рассказывает о «сумасшествии Чацкого» другому господину, и вскоре эта новость распространяется среди всех присутствующих на балу. Её передают друг другу с прибавлениями. Сплетник Загорецкий уверяет даже, что Чацкий недавно сидел на цепи в сумасшедшем доме. Светское общество недолюбливает умного, ироничного Чацкого и злорадствует по поводу его «безумства». Фамусов говорит, что причиной сумасшествия стала излишняя учёность, советуя «забрать все книги бы, да сжечь». Скалозуб рекомендует ввести в школах и гимназиях армейскую дисциплину.

Ничего пока не зная, об этих пересудах на свой счёт, Чацкий пытается завести разговор о низкопоклонстве москвичей перед иностранными обычаями и модами, но гости бала испуганно шарахаются от него.

Действие 4

Гости разъезжаются. На Чацкого, который стоит у кареты, налетает опоздавший к балу господин Репетилов и начинает взахлёб рассказывать о «секретнейшем союзе», из «умнейших членов Английского клуба», в котором он состоит. Однако из рассказа Репетилова явствует, что заседания «союза» сводятся к совместному питью шампанского, сочинению водевилей, пению любовных итальянских арий. Главный «гений» союза, Ипполит Удушьев (его прообразом, видимо, послужил известный Пётр Чаадаев) пишет глубокомысленные сочинения, но пока так ничего и не издал, к тому же он «крепко нá руку нечист».

Улучив удобный момент, Чацкий скрывается от надоедливого Репетилова в швейцарскую. Оттуда он слышит, как подошедший Загорецкий рассказывает Репетилову: «Чацкий – сумасшедший». Эти слова тут же подтверждают Тугоуховские и Хлёстова.

Когда все они уезжают, Чацкий выходит из швейцарской и потрясённо гадает, откуда могла возникнуть такая ложь о нём. Вверху, на лестнице опустевшего дома, показывается Софья со свечой в руке. Не узнав в темноте Чацкого, она спрашивает: «Молчалин, это вы?», но тут же понимает свою ошибку и скрывается у себя в комнате.

Чацкий прячется за колонну, решая следить за тем, что будет дальше. Он видит, как к комнате Молчалина подходит Лиза и зовёт его к Софье. Софья и сама вновь появляется наверху, начиная тихо спускаться по лестнице. Молчалин, не замечая её, опять заигрывает с Лизой. Та стыдит его за измену барышне, однако Молчалин откровенно признаётся: он ухаживает за Софьей лишь потому, что она – дочь его начальника.

Софья выходит из темноты и становится перед Молчалиным. Тот бросается перед ней на колени, молит о прощении, ползает у её ног. Чацкий появляется из-за колонны со словами: «Вот я пожертвован кому!.. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!»

На шум прибегает Фамусов с толпой слуг. Молчалин успевает вовремя скрыться, и Фамусов решает, что застал Чацкого на любовном свидании с Софьей. В гневе он отказывает Чацкому от дома, а дочь грозит отправить «в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов».

Чацкий с горечью произносит свой заключительный монолог, упрекая Софью за то, что она «завлекла его надеждой», не признаваясь в любви к другому. Он пророчит: Софья ещё помирится с Молчалиным («муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей»), и восклицает:

С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, -
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Чацкий уезжает. Фамусов усматривает в его последних словах лишь «чепуху безумца», более всего волнуясь, как бы слухи о происшествии в его доме не дошли до княгини Марьи Алексевны.

У каждого известного автора есть произведение, наиболее любимое читателями, являющееся своеобразной визитной карточкой или ставшее всемирно популярным. У таким произведением является комедия «Горе от ума». Краткое содержание по главам позволит понять, каковы царили нравы у продвинутой молодежи 19 века, и чему поклонялось консервативное дворянство.

Грибоедов Горе от ума написал в традициях классицизма и добавил некоторые элементы романтизма и реализма — новых направлений в литературе начала XIX века В легком сатирическом стиле автор поднимает насущные и актуальные проблемы, нравы, существующие внутри дворянского сословия того времени.

В свой читательский дневник школьники могут записать, что читатель комедии становится свидетелем конфликта, развивающегося между двумя сторонами с противоположными взглядами: Александром Андреевичем Чацким и остальным обществом.

Персонажи комедии

Главные действующие лица комедии:

  • Софья — молодая незамужняя девушка, дочь П.А. Фамусова;
  • П.А. Фамусов – мужчина среднего возраста, занимающий в казенном учреждении должность управляющего;
  • А.А. Чацкий – молодой и образованный человек, вернувшийся из 3-летнего путешествия, питает нежные чувства к Софье;
  • А. Молчалин – молодой, трусливый и малодушный человек, проживающий в доме на Фамусова и работающий на должности его секретаря, в Молчалина влюблена наивная дочка хозяина;
  • Лиза – проворная и верная служанка Софьи;
  • Скалозуб – помещик, состоятельный полковник-карьерист, не отличающийся высокими нравственными устоями, а также смекалкой и умом.

Возьмите на заметку! Составить собственное мнение, насладиться легкой и тонкой иронией, запечатленной в лирических строках, можно лично прочитав комедию «Горе от ума».

Полезное видео: краткое содержание — Горе от ума

Краткое содержание по действиям

Остановимся вкратце на основных событиях пьесы, дадим характеристику героев и понаблюдаем за особенностями их отношений и поведения.

Первое действие

В начале комедии читатель попадает в дом Фамусова, где служанка Лиза пытается легким стуком обратить на себя внимание и прервать запретное свидание Софьи и Алексея. Из-под двери льется мелодичный звук фортепьяно и флейты.

Чтобы помочь хозяйке Софье быстрее расстаться с возлюбленным, служанка даже переводит стрелки часов.

Краткая характеристика Софьи: 17-летняя умная и смелая девушка, воспитанная на французских любовных романах, при случае может быть хладнокровной и враждебной.

Незамеченным появляется глава дома Павел Фамусов, отец Софьи, который начинает заигрывать с миленькой служанкой. Боясь быть застигнутым за этим фривольным делом, барин ретируется.

Тем временем молодые люди решаются прервать свое свидание, и Молчалин появляется в раскрытых дверях, где его застает хозяин. На резонный вопрос Фамусова о ранней причине появления у дверей комнаты его дочери Софьи, секретарь отвечает, что зашел к девушке после утренней прогулки. Краткое содержание комедии не позволит оценить юмор, которым наделил автор своих персонажей. К примеру, чтобы подыграть своему возлюбленному Молчалину, Софья произносит фразу: «Шел в комнату, попал в другую».

Сколько отец не отчитывал дочь за неприличное поведение, мысли Софьи были очень далеко. Верная сообщница Лиза также призывает быть Софью осторожнее и осмотрительнее, не давать повода для нехороших слухов. Лиза не видит будущего у ее подопечной с Молчалиным.

“Ах, матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара!»

Брака Софьи с Молчалиным не желает допустить меркантильный отец, который мечтает о союзе дочери с богатым полковником Скалозубом. Софья же противится этому неравному браку. Во время девичьего разговора служанка вспоминает об обладателе веселого нрава и незаурядного ума Чацком, который рос вместе с Софьей и дарил ей свою юношескую любовь.

Девушка выражает сомнение в том, что давние чувства являются подлинными и относит их на счет детской дружбы. В это время слуга сообщает о прибытии Чацкого в дом Фамусова.

Юноша очень рад встрече с объектом своих юношеских увлечений, но чувствует холод, идущий от девушки. В процессе разговора всплывают общие темы и прожитые события, которые Софья пренебрежительно называет ребячеством. Александр делает комплименты объекту обожания и интересуется о причине ее смущения. На фоне разговора молодых людей, Фамусова начинают тревожить мысли о нежелательном сватовстве Чацкого к своей дочери, а после его ухода он начинает гадать о том, кто стал занимать сердце девушки.

Второе действие

Мысли о предполагаемом «женихе» тревожили Фаустова не напрасно. Уже во втором действии молодой дворянин косвенно задает вопрос управляющему. Павел Афанасьевич ответил, что Чацкому изначально следовало получить чин на государственной службе, а потом только думать о женитьбе.

В этом месте из уст Чацкого вылетает знаменитая цитата.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Но этими словами не пронять Фамусова, который ставит в пример молодому гордецу своего знаменитого родственника Максима Петровича, служившего при дворе. На одном из приемов у царицы Екатерины II богатый царедворец случайно упал, чем потешил монаршую особу.

Желая угодить, дядя Фамусова еще пару раз умышленно падал. После услышанного Александр Чацкий произносит свой знаменитый монолог, темой которого являются предпочтения поколений прошлого века и нынешнего. По его мнению, еще недавно люди жили в покорности и страхе, он же не желает заниматься шутовством, даже перед царской особой. По мнению Фамусова, Чацкий является вольнодумцем, отказывающимся служить лишь «делу, а не лицам». Неприятный для обоих мужчин разговор прерывает появление третьего, очень желанного для Фамусова гостя – полковника Скалозуба.

Между двумя единомышленниками завязывается ничего не значащий разговор о Москве и выходок некоторых особ против уважаемого общества. Тема разговора переходит на кузена полковника, которому Скалозуб всячески содействовал по службе, а тот в результате, не оценив всех усилий брата, бросил службу ради размеренной жизни в деревне и чтения книг.

В диалог вмешивается Чацкий, который с удовольствием «набрасывается» на Фамусова и его верования. Спустя некоторое время уходит Павел Афанасович, предварительно назначив встречу полковнику у себя в кабинете. Перед своим уходом Скалозуб получает приглашение на вечер от Софьи.

Девушка по-прежнему не пытается скрывать свое отношение к Молчалину. Секретарь неосторожно обращается с лошадью, падает с нее. Это становится причиной бурной реакции дочери хозяина и ее обморока. У Чацкого остается все меньше сомнений по поводу объекта обожания девушки. Его терзает ревность, а затем и раздумья, в процессе которых молодой фат пытается разобраться в причине своей привязанности к Софье.

Также читатель может наблюдать сцену, где секретарь бесстыдно заигрывает со служанкой Лизой, уверяя ее в том, что именно она мила его сердцу, в отличие от дочери хозяина.

Действие третье

Измученный терзаниями Чацкий не находит ничего лучшего, чем напрямую спросить у девушки, кого она любит. Софья, как всегда, отвечает своему собеседнику не уважительно, а несколько небрежно, и после недолгого разговора уходит к себе. Совсем недавно Лиза шепнула ей на ухо, что ее ждет Молчалин, поэтому коротать время в обществе неугодного ей ухажера девушка не желает. Между двумя молодыми людьми происходит разговор, в результате которого у Чацкого создалось мнение о Молчалине, что он ограниченный трус.

К вечернему балу в доме Фамусова стали собираться именитые гости:

  • графиня Хрюмина (внучка и бабушка);
  • князь Тугоуховский (с 6 дочерьми и женой);
  • Загорецкий (услужливый картежник);
  • Хлестова (сестра Фамусова)
  • Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи.

В процессе светской беседы с господином N дочь хозяина начинает размышлять о злости и гордыни Чацкого. Мимоходом из ее уст вылетает фраза, что он не в своем уме. Эти слова тут-же начинают распространяться среди гостей и становятся предметом разговора Фамусова и Хлестовой, Загорецкого и Натальи Дмитриевны.

Когда в залу входит Александр Чацкий, гости от него начинают шарахаться, «разглядывая» в его поведении признаки безумия. Масла в огонь подлила своим действием и высказыванием Софья, которая поинтересовалась причиной плохого настроения Александра Андреевича. Молодой человек тут же стал сетовать на то, как неуютно он себя ощущает в обществе, где вокруг засилье всего иностранного.

Какой осадок оставил в его душе недавний диалог с французом, в котором тот поведал, как он боялся ехать в «дикую» Россию, и насколько его опасения были напрасными в виду того, что почти нигде не встретил варварской русской речи, лиц, и повсюду видно подражание всему французскому. Грибоедов «Горе от ума» через Чацкого выражает собственное мнение по поводу «иностранщины» и явлений, царивших вокруг, а также против «пустого, рабского, слепого подражанья».

Такая речь вызвала сумятицу в головах гостей, и они решились ретироваться к карточным столам, подальше от «больного» человека. Можно читать краткое содержание лирической комедии, но вряд ли так получится проникнуться духом ее эпохи.

Четвертое действие

После завершения бала именитые гости начинают разъезжаться. Торопится домой и Чацкий, который с нетерпением ждет своего лакея и размышляет над тем, кто же пустил слух в свете о его неладах с психикой. Так, ожидая карету, Александру Андреевичу приходится спрятаться за колонной, чтобы не быть замеченным Софьей.

Прячась, он становится свидетелем разговора Лизы и Молчалина, который признается в симпатии к служанке и равнодушии к дочери своего хозяина.

Свидетелем этого разговора становится и Софья. Девушка не желает больше скрываться и велит, упавшему в ноги бывшему возлюбленному, убираться из ее дома, пригрозив все рассказать отцу. В сердцах София выказывает радость, что не было свидетелей ее действий и позора. Она ошиблась, за всей этой сценой наблюдал ее друг юности Чацкий, который был в это время поблизости.

Спустя некоторое время к ним присоединилась толпа слуг во главе с встревоженным отцом девушки. Негодованию Фамусова нет предела: он ругает Лизу и слуг, которые не смогли углядеть за его дочерью. Обожаемую наследницу он грозится отправить в Саратов к тетке, а Лизу – в сарай ухаживать за птицей.

На фоне этих трагических событий Чацкий произносит свой последний монолог, где скорбит о своем несбывшемся счастье и ложной надежде, которыми он жил целых 3 года. В его словах нет больше сожаления о безответной любви, ведь молодой дворянин решил покинуть Москву и все «фамусовское общество».

Среди любовных терзаний и разочарований молодых людей, проступает фигура самого Фамусова, одной тревогой которого является мысль: “Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!”

Полезное видео: разбор по направлениям комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вывод

В русской литературе имеется немало знаковых произведений, среди которых Грибоедовская комедия «Горе от ума» занимает почетное место. Чтобы проникнуться настроением, царившим в обществе в послевоенное время (1882 г), рекомендуется лично познакомиться с комедией.

Даже читая краткое содержание по главам, нельзя в полной мере насладиться обилием незаурядных выражений и языковых оборотов, которыми умело лавирует автор. Многие фразы из грибоедовской комедии стали крылатыми и до сих пор используются в речи. Прочитать онлайн Горе от ума можно в интернете на специальном сайте звуковых и электронных книг.

Пожилого вдового чиновника, управляющего в казённом месте. Направо дверь в спальню дочери Фамусова, Софьи. У той сегодня свидание с её воздыхателем, секретарём Фамусова, Молчалиным , живущим здесь же. Служанке Лизе велено сторожить свидание своей госпожи от отца, но она заснула посреди гостиной – и просыпается, когда уже рассвело. (См. полный текст «Горя от ума» .)

Лиза стучится в дверь к Софье и Молчалину, крича, что пора расходиться. Но влюблённые не торопятся. Чтобы напугать их, Лиза переводит вперёд часы, и они играют раньше срока.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

На звук часов входит хозяин дома – отец Софьи, Фамусов. Шаловливый старец начинает игриво приставать к Лизе. Она вырывается из его рук. Фамусов осведомляется, спит ли Софья. Лиза говорит, что та читала всю ночь, започивала лишь недавно и может легко проснуться.

Слышится голос Софьи, зовущий Лизу. Боясь, что дочь застанет его за домогательствами к служанке, Фамусов на цыпочках крадётся из гостиной. Лиза радуется, что отделалась от него, говоря: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Из комнаты справа выходят Софья и Молчалин. Лиза ставит им на вид, что давно рассвело, и в гостиную уже приходил софьин батюшка. Софья оправдывается: «счастливые часов не наблюдают». Молчалин идёт из гостиной к себе, но в дверях сталкивается со вновь вошедшим Фамусовым.

Удивлённый Павел Афанасьевич осведомляется, почему его дочь и секретарь оказались вместе так рано утром – и прямо у комнаты Софьи. Молчалин пытается уверить его, что случайно проходил здесь, возвращаясь с прогулки, однако Фамусов требует: «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». Он делает строгие замечания и Софье, ставя в пример своё собственное монашеское поведение после смерти её матери. (Лиза пробует при этом возразить, но Фамусов окриком затыкает ей рот.) По мнению Павла Афанасьевича, виной вольному поведению молодых девиц – нынешнее модное воспитание: «все Кузнецкий мост, и вечные французы». Фамусов корит и безродного Молчалина, который был им пригрет и переведён из Твери в Москву, а теперь так плохо отблагодарил благодетеля.

Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

Софья деланно возмущается отцовскими намёками. Она объясняет своё появление в гостиной, страшным сном, который заставил её рано вскочить с постели. Молчалин же держит под мышкой бумаги – он якобы нёс их разбирать к Фамусову. Фамусов и Молчалин уходят.

Лиза и Софья, оставшись вдвоём, рассуждают о сердечных делах. Лиза полагает, что Фамусов никогда не выдаст дочь за бедного Молчалина. На роль зятя у него есть на примете полковник Скалозуб: «и золотой мешок, и метит в генералы». Софья считает Скалозуба недалёким фрунтовиком, который сроду не вымолвил умного слова. Лиза тогда напоминает ей про молодого весельчака и остряка Александра Андреевича Чацкого . Он с малолетства рос вместе с Софьей, в юности был явно влюблён в неё, но три года назад, поддавшись охоте странствовать, уехал в длительное путешествие. Софье, однако, кажется, что Чацкий слишком насмешлив и дерзок. Она предпочитает застенчивого Молчалина, который на любовных встречах лишь прижимает к сердцу её руку и вздыхает, не говоря ни слова. Услышав о таких томных нежностях, Лиза хохочет.

Между тем вошедший слуга докладывает, что с визитом пожаловал приехавший издалека Чацкий. Тут же вбегает и сам Александр Андреевич. С обожанием глядя на Софью, говоря без умолку, он расспрашивает её о жизни, московских событиях, о родных и общих знакомых. Речь Чацкого действительно очень умна и остра, но о большинстве известных ему и Софье лиц он упоминает с задорным сарказмом, высмеивая привычки и быт московского общества, его чрезмерную тягу к иностранщине, рабское чинопочитание, заискивание низших перед высшими. С презрительной иронией он отзывается и о Молчалине, замечая: он далеко пойдёт, ибо ныне любят бессловесных . Софье это очень не нравится. Она говорит в сторону, что Чацкий «не человек, змея!», а он удивляется её холодному приёму.

Софья уходит, входит Фамусов. Он обнимается с хорошо знакомым ему Чацким. Чацкий, мельком заехавший прямо с дороги, спешит к себе, обещая вскоре вернуться и подробно рассказать о своём путешествии. Фамусов, рассуждая сам с собой, выражает недовольство и этим новым возможным женихом Софьи: Молчалин – нищий, а Чацкий – франт, мот и сорванец. «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сетует Павел Афанасьевич.

Загрузка...