musings.ru

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа). Конспект занятия в подготовительной группе

Конспект занятий в старшей группе по рисованию «Дымковская слобода»

Цели и задачи:

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; вызвать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Материал:

Заготовки силуэтов лошадки и петушка на каждого ребенка. Акварель, вода, кисти, простой карандаш. Презентация. Рисунки с изобрашение дымковской игрушки, таблицы с вариантами дымковской росписи.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Сядем красиво, выпрямим спинки.

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия.

А попали мы в село Дымково!

Слайд села Дымково

Это село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Всю зиму женщины Дымкова лепили из глины игрушки для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика получалась уточка, то в петушок или лошадка. Затем их белят и украшают узором. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

Идет демонстрация слайдов “Барышня”, “Индюк”, “Олень”, “Конь” и др.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

Слайд с образцами дымковской росписи.

Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).

Сегодня мы тоже станем мастерами и нарисуем, затем распишем игрушки. Самостоятельная работа.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки . (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. (Полочка и к щеке)

Ребята, замечательные у вас игрушки получились. Наше путешествие окончилось пора возврашаться в детский сад.


Конспект НОД по художественно­эстетическому
развитию в старшей группе на тему «Дымковская
слобода (деревня)»
(Коллективная работа)
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно­
эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание
элементов росписи; просмотр мультимедийной презентации о народных
промыслах «Дымковской слободе». Рисование дымковских узоров, роспись
бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.
Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.
Программное содержание: развивать эстетическое восприятие, обзорные
представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей
о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально
положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать
чувство прекрасного, творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам. Продолжать
развивать навыки коллективной работы.
Методика проведения занятия: показать детям разные дымковские
игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются
эти красивые изделия. Послушать стихи о Дымковской слободе, предложить
расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать
общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают
глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям,
которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3­4 барышни и
более мелкие фигурки).
Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку,
напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об
использовании разных элементов, разнообразных цветов.
По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают
фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.
По окончании занятия полюбоваться всем вместе обшей композицией. Сказать
детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся
интересные предложения.
Материалы. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские
игрушки, дымковские игрушки вырезанные из белой бумаги, краски гуашь,

кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на
каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины. Бумбокс,
аудиозапись русских народных мелодий.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления
детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы
декоративно­прикладного искусства.
Ход занятия:
Дети входят в группу под русскую народную музыку и встают на полукруг.
Восп: Здравствуйте ребята! Посмотрите, как много красивых игрушек
сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за
игрушки?
Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.
Восп: Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной
игрушке.
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
(На мультимедийном проекторе)
­ Погляди­ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
Восп: Молодцы, ребята!

Восп: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и
украсить дымковским узором модели барашек,коней, барышень, уточек
которые я приготовила для вас.
Но что же это – мастерская закрыта!
Чтобы попасть в мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:
1. Почему этот народный промысел называют дымковским?
2. А где сейчас находятся мастерские, где делают дымковскую игрушку?
Восп: Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.
Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.
Пальчиковая гимнастика:
Наши пальчики расскажут
Все умеют, все покажут
Пять их на моей руке
Все делать могут
Всегда помогут
Они умеют рисовать
Палочки, кружочки
Разноцветные овалы
Кольца или точки
Мы возьмемся все за дело
Эх, работа закипела!
(дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во
время рисования звучит народная музыка), по окончании работы сделать
общую картину «Дымковская слобода»(село, деревня, где создают
глиняные игрушки).
Восп: Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие
– дымковские игрушки!
Анализ детских работ:
Восп: Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Конспект занятия по рисованию для детей 5-6 лет "Дымковская барышня"

Конспект занятия по рисованию "Дымковская барышня", старшая группа

Описание работы: конспект занятия по росписи дымковской игрушки в старшей группе, занятие предусматривает практическую деятельность детей – роспись бумажной барышни; конспект содержит подробное описание занятия, сюрпризный момент для детей.
Цели: Знакомить с росписью дымковской игрушки (барышни).
Задачи:
1. выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки, мазки);
2. равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы;
3. развивать чувство ритма, композиции, цвета;
4. воспитывать чувство прекрасного.
Материалы и оборудование: Картины с изображением дымковских игрушек, фигурки дымковских игрушек, образец, шаблон барыни из картона, краски (гуашь, акварель), кисти, салфетки, стаканы с водой.

Ход занятия:

1. Организационный момент: входит воспитатель в образе дымковской барыни.
-Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла к вам из дымковской страны, где живут разные игрушки: индюки, козлики, олени, барашки, птички и прекрасные барышни.
Такую красоту делают в селе Дымково, откуда я родом.
Там любят люди песни, пляски
В селе рождаются чудо-сказки.
Вечера зимой длинные,
А лепят там из глины
Игрушки не простые,
А дымковские, расписные.
2.-Для чего нужны дымковские игрушки? (ответы)
- Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают. Их берут в Дымково. Скоро будет там проходить чудо-ярмарка, где можно встретить волшебство. Ярмарка – веселое место, где люди покупают и продают свой товар.
- Посмотрите на игрушки, которые я принесла.
- Какое настроение эти игрушки создают? Почему веселое, радостное? (игрушки светлые, яркие). Давайте лучше присмотримся. Какого цвета в них больше? (белого) Какие еще есть цвета? Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их раскрашивают белым и рисуют красивые узоры. Назовите узоры (точки, кружки, клетка, колечки, дуги, прямые, волнистые линии). Узоры простые, но выбраны не случайно. Есть в них особый смысл (круги-солнце, волнистая линия – вода, маленькие кружочки – семена). Люди верили, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, урожай.
3. Физкультминутка
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Всё получится у нас!
(Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски).
4. Давайте тоже научимся расписывать игрушки. Вы хотите попробовать? Предлагаю нарисовать узоры на платье барышни. У меня есть заготовки. Я нарисовала барышню на картоне и раскрасила некоторые детали, чтобы вам было интереснее. Вырезаем барышню. Делаем это аккуратно.
Вырезаем барышню.


Посмотрите на образец. Какой цвет вы будете использовать? Какой лишний на ваших столах? Какие узоры вы будете рисовать? (Волнистые линии, круги и точки). Давайте вспомним, как мы рисуем круги. Берем большую кисть, смачиваем водой, излишки воды убираем с помощью тканевой салфетки, набираем краску и рисуем круг большой. Маленькие круги мы рисуем с помощью ватной палочки, делаем «тычки».


5. Когда работы готовы, мы даем им высохнуть и внимательно рассматриваем.
- Давайте рассмотрим наши работы. У кого какие были затруднения при выполнении задания? Какие узоры легче рисовать, а какие труднее.



Подведем итог нашего занятия:
- О чем мы сегодня с вами говорили, ребята? Что делали? Как называется игрушка, если на ней изображены именно такие узоры? (Дымковская) Почему? (Придумали в селе Дымково).
Спасибо вам, ребята! Вы сегодня очень старались! Молодцы! Спасибо и вам гости дорогие. Будем рады видеть вас еще у нас.
Литература:
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №11 «Детский сад «Колокольчик» Тутаевского района Ярославской области

НОД по декоративному рисованию «Весёлая дымка»

составила и провела – воспитатель Семенова Елена Владимировна

Программное содержание: Развивать эмоциональную сферу через восприятие музыкальных и художественных произведений. Совершенствовать память, речь, мелкую моторику руки, слаженную работу в коллективе. Продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Оборудование и материалы: Ноутбук, презентация «Дымковская игрушка», на столах - дымковские игрушки: индюк, водоноска, барыня и др.; Для каждого ребенка: силует игрушки из бумаги, гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой. Варежки-петушки для театра.

Дети с варежками-петушками (дымковскими и филимоновскими) строятся отдельно в двух уг¬лах изостудии, в каждом из них мастерица (воспита¬тель). Дети держат подносы с филимоновскими и дымковскими игрушками.

Мастерицы. С разных уголков России Мы на праздник прикатили. 1- я мастерица. Мы из Дымкова, а вы? 2- я мастерица. Мы из Тульской области! Деревня Филимоново, Надеемся, знакома вам! (Кланяются.) Мастерицы (вместе). Промысел у нас старинный, Игрушки лепим мы из глины. Но игрушки разные и своеобразные.

1- я мастерица. Удивит ваш чудо-взор этот дымковский узор. Линии волнистые, оборки, клетки, точки, Здесь колечки всякие, тут - разные кружочки. Краски многоцветные, и на белой глине Золота кусочек, чтоб были красивей. Все игрушки пышные, праздничные, яркие, Просто чудо-загляденье, настоящие подарки! Кисточкою мы умело свой узор выводим смело. Вот так чудо-красота, Дымковская слобода!

2- я мастерица. Наши игрушки немного скромнее, Ростом повыше они, постройнее. Красим не кистью, гусиным пером (показыва¬ет перо), Краску на краску с любовью кладем. Ромб, треугольник, круг солнышка здесь, Линии, звездочки, елочки есть, В наших узорах - природы краса... Мастерицы (вместе). И не состарят игрушки года!

Ребенок (с дымковским петушком). Как из дымковской слободки...

Ребенок (с филимоновским петушком). Филимоновской сторонки...

Дети (вместе). Вас порадовать пришли Наши чудо-петушки.

Исполняется пляска-игра.

1. Вас повеселить пришли наши чудо-петушки. Хоть мы разные на вид, каждый чем-то знаменит.

(Дети поют все вместе.) Припев. Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко. Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Делают четыре притопа, кружатся вокруг себя. Дети с филимоновскими петушками пря¬чут их за спину!)

2. Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок. (Дымковские петушки поют и показывают рукой хвост, потом гребешок.) Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки. Припев.

3. Филимоновский дружок, тот же хвост и гребешок (поют филимоновские петушки, показывают), Солнышко и елочки, полосы и звездочки. Припев. Группы петушков поворачиваются лицом друг к другу, боком к зрителям.

4. Раз поднялся шум и крик, кто красивее из них. (Рука с варежкой идет вверх-вниз.")

5. Спорят петушки-друзья, так вести себя нельзя. (Грозят пальцем свободной руки.)

6. Припев. 7. На проигрыш идут друг за другом в своих груп¬пах, образуют кружочки.

Воспитатель: (беседа) - Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Д: - Да! - Сегодня мы с вами будем расписывать узор дымковским игрушкам. Но сначала давайте вспомним, этапы изготовления дымковских игрушек. Просмотр презентации «Дымковская игрушка» и беседа по увиденному. :- Какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек? Д: - Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый. В: - Какие элементы входят в дымковский узор? Д: -Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Воспитатель: -А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковскую лошадку. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою лошадку по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою игрушку. (Дает детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли, и исполнить частушки. (Музыкальная пуза).

1. Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь Народ на ярмарке.

2. Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары баловни -

Кавалеры наши.

3. Мы игрушки расписные -

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

4. С лентами, да с бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

5. Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Анализ работ: Воспитатель: - Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая лошадка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей). В: - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

(коллективная композиция)

Цели занятия: вызвать интерес к изделиям дымковских мастеров, дополнять знания детей о дымковских игрушках, продолжать формировать представление о манере и технике дымковской росписи, ее характерных особенностях, воспитывать положительное отношение к народному искусству, развивать навыки коллективной работы.

Материалы и оборудование к занятию: интерактивная доска для показа фотографий с изображением дымковской деревни, электронный носитель с аудиозаписью народных песен (по выбору воспитателя) , дымковские игрушки, вырезанные из бумаги фигурки дымковских козликов, барышень, олешков, кисти, краски (гуашь) , стаканчики с водой, индивидуальные салфетки.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, подготовка большого листа бумаги (рисунок по теме, тонирование) для коллективной работы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и заглянем в заречную слободу Дымково, что рядом с городом Вятки (а сегодня называется городом Кировом) .

На экране (интерактивной доске) детям показывается подборка фотографий с изображением дымковской слободы и дымковских игрушек. Каждая фотография сопровождается кратким рассказом воспитателя по теме: об истории возникновения дымковского промысла, о преемственности традиции изготовления игрушки из глины по женской линии, о процессе росписи, о ярмарке «Свистуньи-свистопляски» , о старейших мастерицах и их ученицах. Следует подробнее остановиться на технике создания дымковской игрушки в наше время. Вместе с ребятами сделать вывод об уникальности и большом культурном значении данного явления русского народного искусства.

Молодцы! Интересно вам было заглянуть в прошлое? Вы были очень внимательными и узнали много нового. А сейчас самое время немного отдохнуть.

Физкультминутка: «Пальчики рисуют»

Пишем на ладошке указательным пальчиком, потом средним, потом безымянным, потом мизинчиком.

Нарисует пальчик круг,
А потом овал.
Букву А и букву Б
Пальчик рисовал.

Может О нарисовать,
Может цифру 5.
Не устанет никогда
Пальчик рисовать.

(Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет)

Воспитатель: Ребята! А хотите выступить в роли мастеров и попробовать создать такую дымковскую деревушку с игрушками своими руками? Предварительно мы с вами подготовили большой лист бумаги, на котором каждый из вас разместит свою игрушку.

Под звучание народных песен дети приступают к росписи вырезанных из бумаги фигурок дымковских игрушек. Следует напомнить ребятам о разнообразии цветовой гаммы и различных элементах узора при росписи фигурок.

После высыхания всем вместе участвовать в раскладывании фигурок на большом листе бумаги. Предложить полюбоваться получившейся коллективной композицией.

Загрузка...