musings.ru

В слове горький мягкий знак разделительный. Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний

>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.

На этом уроке мы узнаем, почему мягкий знак называют разделительным и как пишутся слова с разделительным мягким знаком . Выполним множество интересных заданий .

Слитное и раздельное произношение согласного и гласного

Нам уже известно, что мягкий знак - это показатель мягкости согласного звука. Кроме того, мягкий знак может быть разделительным .

Рис. 1. Мягкий знак ()

Чтобы понять лучше, рассмотрим пример. Прочитаем слова. Коля - колья .

Как звучит последний согласный звук в первом слове?

Коля - звук [л"] звучит мягко. Его мягкость обозначена буквой Я. Как произносится согласный и следующий за ним гласный?

ЛЯ - слитно. Коля .

Коля несёт колья. Колья - это заострённые палки.

Слитно или раздельно произносится согласный со следующим гласным?

Колья - [кол"йа] - раздельно. Раздельное произношение согласного и гласного на письме показано с помощью мягкого знака.

Где пишется разделительный мягкий знак

Прочитаем слова и понаблюдаем, слитно или раздельно произносятся согласный и гласный?

Семя - семья

перо - Пьеро

солю - солью

суди - судьи

полёт - польёт

Вывод: разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно.

Рис. 2. Разделительный мягкий знак ()

Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Рис. 3. Разделительный мягкий знак ()

Итак, мы узнали, что разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Пишется он после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Транскрипция слов с разделительным мягким знаком

Вспомним, что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Рис. 4. Разделительный мягкий знак ()

Выполним транскрипцию слов. Посчитаем количество букв и звуков.

Муравьи, пью.

В слове муравьи показываем мягкость согласного звука [в"], мягкий знак в транскрипции не пишется, буква И - при произношении дала звук [и]. [мурав"и] - 7 букв, 6 звуков. В слове пью показываем мягкость согласного [п"], буква Ю в транскрипции обознается как [й"у]. [п"й"у] - 3 буквы, 3 звука.

Делаем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после разделительного мягкого знака дают 2 звука.

Рис. 5. Разделительный мягкий знак ()

Задания для закрепления

Закрепим полученные знания.

Распределим слова в два столбика: в первый, где Ь - показатель мягкости согласного, во второй - разделительный.

Словарь, питьё, деньки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, братья, семья.

Проверим, что получилось.

В первый столбик попали слова: словарь, деньки, лось, пень, Ольга.

Во второй столбик попали слова: питьё, шью, вьюга, братья, семья.

Допишем предложения, используя слова с разделительным мягким знаком.

Сова охотится ……

Орёл взмахнул ……

Художник рисует ……

Тело птицы покрыто ……

Охотник зарядил ……

Проверим, что получилось.

Сова охотится ночью.

Орёл взмахнул крыльями.

Художник рисует кистью.

Тело птицы покрыто перьями.

Охотник зарядил ружьё.

Изменим сочетания слов по образцу:

Шубка зайца - заячья шубка

Пасть волка -

Гнездо вороны -

Берлога медведя -

Рога коровы -

Шерсть овцы -

Проверим.

Волчья пасть, воронье гнездо, медвежья берлога, коровьи рога, овечья шерсть.

Образуем от имён фамилии с разделительным мягким знаком.

Григорий, Юрий, Василий, Игнат, Афанасий.

Проверим.

Григорьев, Юрьев, Васильев, Игнатьев, Афанасьев.

Вставим, где необходимо Ь знак. Определим, какую роль он играет.

Дар...я, земл...я, счаст...е, вороб...и, плат…е, друз…..я, реб...та, стул...я, руч….и, шить...е, песн…я, раздол...е, семь...я, нян...я, весел...е.

Проверим.

В словах земля, ребята, песня, няня мягкий знак не нужен, потому что согласный и гласный произносятся слитно.

В словах Дарья, счастье, воробьи, платье, друзья, стулья, ручьи, шитьё, раздолье, семья, веселье вставили разделительный мягкий знак, потому что согласный и гласный произносятся раздельно.

На этом уроке мы узнали, что мягких знак выполняет ещё одну роль - он показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Именно поэтому, буква получила своё название разделительный мягкий знак .

На следующем уроке мы узнаем, что такое части речи, что изучает наука морфология. Научимся правильно ставить вопросы к словам для определения частей речи.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ( .
  2. Открытый класс ().
  3. Nsportal.ru ().
  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 198, 199 С. 131.
  2. Запиши слова, обозначающие предметы во множественном числе: стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.
  3. * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о разделительном мягком знаке.

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Уточнить представление второклассников о разных ролях мягкого знака в русском языке.
  • Учить детей различать мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме и разделительный мягкий знак.
  • Развивать фонематический слух учащихся, упражнять их в выполнении фонетического разбора слов.
  • Развивать орфографическую зоркость, вырабатывать навык грамотного письма.
  • Расширять активный словарный запас учащихся.
  • Развивать связную речь учащихся, память, логическое мышление.
  • Вырабатывать умения наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
  • Учить детей самостоятельности, умению формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем.
  • Воспитывать любовь к русскому языку, языковое чутьё.

Оборудование:

  • (У учеников ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), тетрадь, 2 рабочих листа (индивидуальный и для работы в парах).
  • (У учителя ) Учебник (Русский язык: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2006.), доска, экран, проектор и компьютер (для демонстрации презентации).

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (настрой на урок ).

Внимание, проверь, дружок, готов ли ты начать урок,

Всё ли у тебя в порядке, книжки, ручки и тетрадки?

Проверили, садитесь, с усердием трудитесь.

Какие правила мы будем выполнять во время работы на уроке? (Не выкрикиваем, не перебиваем друг друга, мы слышим друг друга, учимся работать сообща. )

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (повторение изученного материал, формулирование темы урока ).

1) Орфографическая минутка (с элементами какографии). У детей на столах листки бумаги с "записями из тетрадки Кузи". <Приложение>.

Разве можно без улыбки видеть Кузины ошибки?
Он в тетради написал: "Корондаш, портфел, пинал,
Ручьки и тетратки у меня в порядке".
Быстро Кузе помогайте да ошибки исправляйте!
В чём причина их, скажите, правила нам назовите!

(Дети объясняют правописание слов, в которых допущены ошибки. )

В каком из этих слов букв больше, чем звуков? Почему? Что вы знаете о букве мягкий знак? (Дети рассказывают. )

2) Постановка темы и задач урока.

Буква эта - актриса, которая играет разные роли. Она станет сегодня героиней нашего урока.

Мягкий знак - хитрый знак, не назвать его никак!
Он не произносится, но в слово часто просится.
Он так хорош, достоин чести, когда стоит на своём месте.

Демонстрация слайдов на экране. <ПРЕЗЕНТАЦИЯ>.

СЛАЙД 1. (Переключается по щелчку мыши ).

На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы в ходе урока? Какова тема нашего урока? Чему будем учиться? (Сегодня на уроке поговорим о разных ролях этой буквы в русском языке, научимся различать их в словах и правильно употреблять в письменной речи.)

3. ПОВТОРЕНИЕ. Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.

Добавьте к данным словам (ЕЛ, МЕЛ, УГОЛКИ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши

)

Сделаем вывод, где в слове пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме. (На конце или в середине слова между согласными буквами ).

СЛАЙД 4. (схема)

Он очень вежлив, мягкий знак, не любит споров он и драк.

Чтоб никого не огорчить, он всё старается смягчить.

Всё ли правильно в этом стихотворении с точки зрения грамматики? (Ь ничего не смягчает, он обозначает мягкость согласного звука на письме. )

4. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. Ь - РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ.

Добавьте к данным словам (ПОЛЮ, СОЛЮ, КОЛЯ) букву Ь так, чтобы получились новые слова. Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните значения слов. Какая роль у мягкого знака в этих словах? Почему?

Сравните слово с мягким знаком и без него. Какой буквой они различаются, каким звуком? Совпадает ли в словах количество звуков и букв? (По мере проговаривания детьми ответов на поставленные вопросы открываются записи. )

Сделаем вывод, где в слове пишется разделительный мягкий знак. (В середине слова между согласной и гласной (е, ё, ю, и, я), не даёт образоваться слиянию, в этом случае между согласным и гласным звуком слышится мягкий звонкий звук [й"] ).

СЛАЙД 7. (схема)

Физк.ультминутка.

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок, получается снежок.
Мы деревья побелили, крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

5. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

1) Лексическая работа.

Кто внимательно слушал текст физкультминутки и сможет назвать нам слово, в котором надо писать мягкий знак - показатель мягкости согласных и слово с разделительным мягким знаком? Почему в этих словах надо писать мягкий знак?

Вы сейчас были лёгкими нежными снежинками. А как называется явление природы, когда ветер поднимает снег, крутит его и несёт в сторону? Назовите слова, близкие по значению (синонимы) слову метель (снежная буря, вьюга.) Объясните значение слов. В каком из них надо писать букву Ь? Какая это буква? Почему?

Подберите родственные слова к слову ВЬЮГА.

Выполните фонетический разбор слова ВЬЮГА.

- "Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится", - говорится в пословице. И действительно, каждое образное выражение имеет свою историю, которая нередко уходит в глубокую древность. Узнавая происхождение таких выражений, мы знакомимся с интересными фактами из жизни нашего народа. Кто из вас знает, что означает выражение (на доске) БИТЬ БАКЛУШИ? (Бездельничать. ) Откуда появилось такое выражение? (Оказывается, первоначально оно обозначало "раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.п., т.е. выполнять очень несложную работу". ) Составьте предложение с этим фразеологическим оборотом. (Выслушать ответы детей, выбрать лучшее.) Запишите его в тетрадях. Какое оно по цели высказывания и по интонации?

Какую роль выполняет мягкий знак в слове БИТЬ? Почему? Измените форму слова так, чтобы мягкий знак стал разделительным. Что для этого надо сделать? (Надо добавить гласную букву е, ё, ю, и или я между согласной и мягким знаком. Получаем слова БЬЮ, БЬЁМ, БЬЁШЬ. )

2) Упражнение в распознавании роли мягкого знака.

Измените форму слов (ПРУТ, СТУЛ, КОМ, КРЫЛО, ЛИСТ). Запишите в тетради полученные слова, подчеркните букву Ь, проверьте (по щелчку мыши ), объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему? Чего больше в этих словах - звуков или букв? Почему?

Работа в парах (на рабочих листах). <Приложение>.

Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши ).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши ).

Разгадайте кроссворд. Впишите в клеточки буквы. Все слова пишутся с мягким знаком.

Ь 1. Снежная буря.

2. Домики для пчёл.

3. Мать, отец, дети вместе.

4. Животное, умеющее ловко лазать по деревьям.

5. Ягоды, сваренные в сиропе.

Ь
Ь
Ь
Ь

(Вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье.)

Проверьте (по щелчку мыши ). Объясните, какая роль мягкого знака в этих словах. Почему?

Физк.ультминутка.

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз, тронет руки, тронет нос,
Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

3) Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 185 стр. 137 учебника. С последующей фронтальной проверкой. (В каких случаях написали букву мягкий знак и почему, какой это мягкий знак?)

Упр. 186 стр. 138. С последующей фронтальной проверкой. (Прочитайте слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных и с разделительным мягким знаком. Как различить в словах эти знаки?)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Упр. 187 стр. 139, правило стр. 139. По желанию - подготовить загадку, в отгадке которой надо писать разделительный мягкий знак.

7. ИТОГ УРОКА (Рефлексия. )

С какой буквой в словах мы сегодня работали? Чем она особенная?

Какие роли выполняет в русском языке мягкий знак?

В каких случаях в словах пишется мягкий знак - показатель мягкости согласных на письме, а когда разделительный мягкий знак?

Что вам на уроке понравилось? Что особенно удалось?

Какие задания показались трудными?

Что вы получили от этого урока?

За что могли бы похвалить себя? За что своих одноклассников?

У вас на рабочих листах есть личики-смайлики. Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте на смайлике ротик (улыбку, если всё на уроке понравилось и получилось, серьёзное личико, если что-то было делать трудно, грустное личико, если на уроке было непонятно, скучно, неинтересно.)

Вы молодцы, я благодарю вас за работу.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Варенье, веселье, здоровье, ненастье, печенье, платье.

Белье, жилье, живьем, ружье, чутье, чье, вьется.

Воробьи, муравьи, ручьи, соловьи, ульи, чьи.

Вьюга, вьюн, бьет - бью, вьет - вью, льет - лью, пьет - пью, шьет - шью, елью, дверью, костью, ночью, осенью, пылью, сетью, тенью, шерстью, грязью.

Братья, друзья, деревья, звенья, крылья, колосья, листья, обезьяна, перья, прутья, свинья, семья, скамья, стулья, сучья, сыновья, хлопья, чья, Илья, Дарья, Наталья, Софья, Татьяна, волчья, козья, лисья, медвежья, овечья, оленья, птичья, собачья.

1. Хорошо сидеть под тенью дуба. 2. Охотники взяли волка живьем. 3. Обезьяна Чита ела банан. 4. Петух захлопал крыльями.

1. На пол положили медвежью шкуру. 2. У свиньи хвост крючком. 3. Хлопья снега упали на землю. 4. У Натальи платье из льна.

1. Ворона вьет гнезда на деревьях. 2. Пришла осень с дождями и грязью. 3. Татьяна пьет козье молоко. 4. Летом мы всей семьей едем на море.

1. Осенью с деревьев опадают листья. 2. У собаки Джека отличное чутье. 3. Мы набрали много ягод на варенье. 4. Муравьи - санитары леса. Не трогай муравьиную кучу.

1. Воробьи шумной стайкой сели на крыльцо. 2. Илья упал в сугроб. 3. Рыбаки ловят рыбу сетью. 4. Я пью молоко и ем печенье.

1. Скамья под тенью дуба. 2. Отряд строился по звеньям. 3. Чья это нора? Это лисья нора. 4. Ночью был дождь. Он льет весь день.

1. Береги свое здоровье. Чаще дыши свежим воздухом. 2. Закрой дверь. Дверью не хлопай. 3. Конь бьет копытом. 4. Из зала убрали стулья.

1. Лена гладит белье. 2. У грача жилье из прутьев. 3. У ржи спелые колосья. 4. У орла сильные крылья.

1. Овечья шерсть очень теплая. 2. Нашу собаку зовут Вьюн. 3. Под елью сидит белка. 4. Надя шьет кукле кофту.

1. Наши лучшие друзья - птицы. 2. Борись с грязью и пылью. 3. Чаще чисти свое платье. 4. У ручья куры.

Осень в лесу.

Осенью в лесу тихо. Укрыли землю мокрые листья. Деревья стоят голые. Часто льют дожди. Холод загнал зверей в норы. Только ветер нарушает тишину леса. Трещат от ветра сучья. Качаются верхушки деревьев.

Наша семья.

Наша семья большая. Мои братья ходят в школу. Сестра Дарья работает на пчельнике. Там много ульев. Отец работает на поле. Мать ухаживает за свиньями. Каждый делает свое дело.

Праздник.

Наступил май. Вот и праздник. Над крышей вьется красный флаг. Люди вышли на площадь. В девять часов бьют куранты. Вот и салют. Мы идем домой. Там нас ждет пирог и чай с вареньем.

Выборочные диктанты.

Приходите к нам, друзья!

Эту елку выбрал я.

(С. Михалков.)

Воробьи вокруг скакали,

Видно, корм себе искали.

(О. Высотская.)

Листопад.

Листопад.

Листья желтые

(В. Мирович.)

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

(Г. Ладонщиков.)

Осторолсная лисица

Подошла к ручью напиться.

(Г. Ладонщиков.)

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

(Г, Ладонщиков.)

Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая,

Видишь, музыка идет

Там, где шли трамваи.

(С. Маршак.)

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

(С. Маршак.)

Кто видел у нас

В магазине Андрюшку?

Он самую лучшую

Выбрал игрушку -

Он выбрал ружье,

И сказал продавец:

Ты будешь охотником.

Ты молодец!

(С. Михалков.)

Мои друзья-приятели

Зря времени не тратили.

(Л. Зубкова.)

У клена листья разные:

Зеленые и красные…

(Л. Зубкова.)

Видит вьюга чудо это:

Солнце, вербу и скворца,

Вьюга хмурится от света,

Вьюга тает у крыльца.

(Л. Зубкова.)

Я вам загадаю загадку,

А вы разгадайте ее!

Кто ставит на пятку заплатку?

Кто чинит и гладит белье?

(Е. Благинина.)

Муравьи свой город строят

Только к югу от сосны.

(Б. Раевский.)

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом.

У них обычаи свои

И муравейник - дом.

(С. Михалков.)

Самодиктанты.

Мама, папа, брат и я -

Это дружная … (семья).

Что мне холода бояться!

Я привыкла закаляться.

Кран доволен, кран смеется -

На меня водичка … (льется).

У бабушки нашей хватает забот:

Для внучки Наташи и вяжет и … (шьет).

Ах, какое объеденье -

Земляничное … (варенье).

А ну-ка, веселее

Ударим молотком,

Покрепче, посильнее

Мы гвоздики … (забьем).

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы … (льет).

1. Я люблю кукурузные хлопья с молоком. 2. Друзья нашли волчью нору. 3. Из трубы вьется дымок. 4. Бегут по оврагам звонкие ручьи.

1. Под елью прячутся ежи. 2. Сыновья тети Дарьи - рабочие. 3. Мед очень полезен для здоровья. 4. Тело птицы покрыто перьями.

1. Чья майка? Чьи чулки? Чье платье? Это вещи маленькой Лены. 2. Братья Поповы спешат на завод. 3. Брату подарили ружье и барабан.

1. Скоро польет дождь. 2. К белью пришили пуговицы. 3. Вечером я полью огород. 4. Витя делает колья для забора.

1. За столом вся семья. 2. Я вылью воду из кувшина. 3. Друзья встречали вместе Новый год. 4. Оленьи рога красивы.

В лагере.

Утром дети пьют чай. Потом они идут к морю. Волны бьют о берег. Ребята купаются и играют в мяч. Кругом шум и веселье. Звучит горн. Он зовет на обед.

Собака Вьюга больна. Друзья Петя и Толя кормят ее. Они дают ей теплое молоко. Скоро собака будет здоровой. Друзья рады.

Весна пришла.

Кончились вьюги. Пришла весна. Солнышко льет тепло. Бегут и журчат ручьи. На деревьях зеленеют листья. Ползают муравьи. Громко чирикают воробьи.

На бульваре.

Мы с друзьями были на море. Вдоль моря тянется бульвар. Часто мы гуляли по бульвару. Хорошо на скамье под тенью пальм. Листья у пальмы широкие, большие. Слышны звуки вальса. Всюду веселье.

На охоту.

Дед обещал взять меня на охоту. Ночью я не мог спать. Вышли рано на зорьке. У деда через плечо ружье. У меня сумка. Чьи это следы на снегу? Это след лисицы. А вот и лисья нора. Дед взял лису живьем. Охота удалась.

Творческие диктанты.

1. Весна, птицы, вить, гнезда.

2. Часто, осень, лить, дожди.

3. Снег, видны, лиса, следы.

5. Мы, шить, костюмы, праздник.

6. Ночь, кусты, петь, соловей.

Контрольные диктанты.

Ночью мороз затянул лужи. Днем тепло. Журчат ручьи. На голых сучьях кричат грачи. Они вьют гнезда. На поле вышли машины. (20 слов.)

Это наш сад. Весной тут много работы. Взрослые рыхлят землю под деревьями. Ребята собирают мусор. Они жгут сухие листья. Уже прилетели наши друзья-птицы. Они вьют гнезда. (27 слов.)

В лесу жил сторож Илья. Зимой часто Илья ходил на охоту. Знал Илья лисьи и заячьи следы. Знал и птичьи крики. Домой Илья часто приносил большую добычу. (27 слов.)

В лесу журчат ручьи. У ручья растут деревья и кусты. У деревьев большие широкие листья. Они закрывают ручей тенью. К ручью пришел олень. Он пьет воду. (26 слов.)

Была сильная вьюга. Ветер качал деревья. Ветки стучали в окно. Хлопья снега били в лицо. Ночью ветер утих. Снежинки кружились и падали. Снег лег на деревья, на скамьи. (28 слов.)

Бабушка и внучка.

У бабушки есть внучка Таня. Татьяна часто выручает бабушку. То огород польет. То белье постирает. Бабушка любит внучку. Бабушка шьет ей платье к празднику.

Слит-ное и раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го

Нам уже из-вест-но, что мяг-кий знак - это по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го звука. Кроме того, мяг-кий знак может быть раз-де-ли-тель-ным .

Чтобы по-нять лучше, рас-смот-рим при-мер. Про-чи-та-ем слова. Коля - колья .

Как зву-чит по-след-ний со-глас-ный звук в пер-вом слове?

Коля - звук [л"] зву-чит мягко. Его мяг-кость обо-зна-че-на бук-вой Я. Как про-из-но-сит-ся со-глас-ный и сле-ду-ю-щий за ним глас-ный?

ЛЯ - слит-но. Коля .

Коля несёт колья. Колья - это за-ост-рён-ные палки.

Слит-но или раз-дель-но про-из-но-сит-ся со-глас-ный со сле-ду-ю-щим глас-ным?

Колья - [кол"йа] - раз-дель-но. Раз-дель-ное про-из-но-ше-ние со-глас-но-го и глас-но-го на пись-ме по-ка-за-но с по-мо-щью мяг-ко-го знака.

Где пи-шет-ся раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак

Про-чи-та-ем слова и по-на-блю-да-ем, слит-но или раз-дель-но про-из-но-сят-ся со-глас-ный и глас-ный?

Семя - семья

перо - Пьеро

солю - солью

суди - судьи

полёт - по-льёт

Вывод: раз-де-ли-тель-ный Ь знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный нужно про-из-но-сить раз-дель-но.

Рис. 2. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак пи-шет-ся после со-глас-ных, перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.

Рис. 3. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Итак, мы узна-ли, что раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Пи-шет-ся он после со-глас-но-го перед глас-ны-ми Е, Ё, Ю, Я, И.

Тран-скрип-ция слов с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком

Вспом-ним, что про-ис-хо-дит с бук-ва-ми Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Рис. 4. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

Вы-пол-ним тран-скрип-цию слов. По-счи-та-ем ко-ли-че-ство букв и зву-ков.

Му-равьи, пью.

В слове му-равьи по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го звука [в"], мяг-кий знак в тран-скрип-ции не пи-шет-ся, буква И - при про-из-но-ше-нии дало 2 звука [йи]. [мурав"йи] - 7 букв, 7 зву-ков. В слове пью по-ка-зы-ва-ем мяг-кость со-глас-но-го [п"], буква Ю в тран-скрип-ции обо-зна-ет-ся как [й"у]. [п"й"у] - 3 буквы, 3 звука.

Де-ла-ем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после раз-де-ли-тель-но-го мяг-ко-го знака дают 2 звука.

Рис. 5. Раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак (Ис-точ-ник)

За-да-ния для за-креп-ле-ния

За-кре-пим по-лу-чен-ные зна-ния.

Рас-пре-де-лим слова в два стол-би-ка: в пер-вый, где Ь - по-ка-за-тель мяг-ко-сти со-глас-но-го, во вто-рой - раз-де-ли-тель-ный.

Сло-варь, питьё, день-ки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, бра-тья, семья.

В пер-вый стол-бик по-па-ли слова: сло-варь, день-ки, лось, пень, Ольга.

Во вто-рой стол-бик по-па-ли слова: питьё, шью, вьюга, бра-тья, семья.

До-пи-шем пред-ло-же-ния, ис-поль-зуя слова с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.

Сова охо-тит-ся ……

Орёл взмах-нул ……

Ху-дож-ник ри-су-ет ……

Тело птицы по-кры-то ……

Охот-ник за-ря-дил ……

Про-ве-рим, что по-лу-чи-лось.

Сова охо-тит-ся ночью.

Орёл взмах-нул кры-лья-ми.

Ху-дож-ник ри-су-ет ки-стью.

Тело птицы по-кры-то пе-рья-ми.

Охот-ник за-ря-дил ружьё.

Из-ме-ним со-че-та-ния слов по об-раз-цу:

Шубка зайца - за-ячья шубка

Пасть волка -

Гнез-до во-ро-ны -

Бер-ло-га мед-ве-дя -

Рога ко-ро-вы -

Шерсть овцы -

Про-ве-рим.

Вол-чья пасть, во-ро-нье гнез-до, мед-ве-жья бер-ло-га, ко-ро-вьи рога, ове-чья шерсть.

Об-ра-зу-ем от имён фа-ми-лии с раз-де-ли-тель-ным мяг-ким зна-ком.

Гри-го-рий, Юрий, Ва-си-лий, Игнат, Афа-на-сий.

Про-ве-рим.

Гри-го-рьев, Юрьев, Ва-си-льев, Иг-на-тьев, Афа-на-сьев.

Вста-вим, где необ-хо-ди-мо Ь знак. Опре-де-лим, какую роль он иг-ра-ет.

Дар...я, земл...я, счаст...е, вороб...и, плат…е, друз…..я, реб...та, стул...я, руч….и, шить...е, песн…я, раз-дол...е, семь...я, нян...я, весел...е.

Про-ве-рим.

В сло-вах земля, ре-бя-та, песня, няня мяг-кий знак не нужен, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся слит-но.

В сло-вах Дарья, сча-стье, во-ро-бьи, пла-тье, дру-зья, сту-лья, ручьи, шитьё, раз-до-лье, семья, ве-се-лье вста-ви-ли раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак, по-то-му что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но.

На этом уроке мы узна-ли, что мяг-ких знак вы-пол-ня-ет ещё одну роль - он по-ка-зы-ва-ет, что со-глас-ный и глас-ный про-из-но-сят-ся раз-дель-но. Имен-но по-это-му, буква по-лу-чи-ла своё на-зва-ние раз-де-ли-тель-ный мяг-кий знак .

На сле-ду-ю-щем уроке мы узна-ем, что такое части речи, что изу-ча-ет наука мор-фо-ло-гия. На-учим-ся пра-виль-но ста-вить во-про-сы к сло-вам для опре-де-ле-ния ча-стей речи.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/pismo-orfografiya/pravopisanie-slov-s-razdelitelnym?seconds=0

Загрузка...