musings.ru

Конспект НОД по дифференциации звуков - в старшей группе. Цель организованной образовательной деятельности


Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа)

Цель : уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы , следить за своим ответом и ответом других детей.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Оборудование: картинки-символы: большие гуси и гусята, насос, велосипед, светофорики, куклы, игрушки, письмо

Ход занятия :

1. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу , а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку , как увидел бугущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая , заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину и они вместе поехали кататься на велосипеде»

Итак, дети, какой вы слышали звук когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш), а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

Дети, давайте узнаем включается ли голос , когда мы произносим эти звуки.(Нет)

Игра «Большие и маленькие гуси»

Какую песенку поют гусыни?(Ш-Ш-Ш) . А гусята? (Ш-ш-ш)

2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись» . Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.

«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.

3. -А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен»

Я буду называть слова. Если в слове вы услышитепесенку гусей, тодолжны будете поднять красный светофорик , если услышите песенку насоса - синий.

Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!

Физминутка :

«Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей».

4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют кому они хотят ее подарить и почему)

Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.

5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)

Дети, Света и Шура хотят чтобы мы с вами разучили веселую скороговорку , послушайте:

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Каких звуков много в этой скороговорке?

Ребята, куклам с нами очень понравилось и очень понравилось как вы занимались. А вам понравилось занятие?Какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего?

Логопедическое подгрупповое занятие в старшей группе

«Дифференциация [ c ] – [ш]»

Цель: Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Цель : Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Задачи:

Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков [с] – [ш] в слогах, словах, предложениях и связной речи;

Уточнить правильную артикуляцию звуков [с] – [ш];

Закрепить слуховые образы;

Развивать слоговой анализ и синтез;

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речевое дыхание;

Воспитывать интерес к учебному процессу;

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Оборудование:

Проектор;

компьютер;

презентация «Дифференциация [ c ] – [ш];

индивидуальные зеркала;

мяч;

картинки (слива, обруч, велосипед, арбуз);

буквы - С, О, В, А на каждого ребёнка;

2 конверта с картинками (в первом конверте картинки на [С] - (автобус, глобус, душ, кактус), во втором на [Ш] – (шапка, ковш, мышка, бусы);

ХОД:

СЛАЙД № 1. Заставка

Логопед: Когда мы играем, наши глазки смотрят и всё видят, уши слушают и всё слышат, руки не мешают, а только помогают, голова – думает.

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.

Хоть он и ушастик, собою хорош! Узнали кто это? Конечно же... (Крош).

СЛАЙД № 2. Появляется изображение Кроша

Логопед: Правильно, это Крош. Он попал в беду. Играл Крош в компьютерную игру и заблудился в ней. Чтобы он вернулся к своим друзьям смешарикам, нужно выполнить трудные задания. Вы готовы помочь Крошу?

Логопед: Давайте поможем Крошу отгадать загадки и ответить на вопросы.

Любой рецепт, любой совет,

И лучший врач (другого нет!),

И мудрости на всех хватает,

И спорт она не забывает …(Совунья).

Логопед: Назовите первый звук в слове СОВУНЬЯ.

Логопед: Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты.
Гор он ярый созерцатель,
С Нюшей - музой красоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну конечно же…
(Бараш).

Логопед: Назовите последний звук в слове БАРАШ.

Логопед: Сегодня мы будем играть со звуками [ c ] – [ш], различать их и сравнивать. А так как Крош ещё не умеет произносить и различать звуки [ c ] – [ш], мы будем его учить.

Логопед: А помогать нам будет друг Кроша, послушайте о нём загадку и ответьте, кто он?

СЛАЙД № 3. Появляется изображение Копатыча

Логопед: Правильно, это Копатыч, он будет показывать нам символы звуков.

СЛАЙД № 4. Закрепление слухового образа (на основе сравнения с неречевыми звуками).

Логопед: На что похож звук [ c ]? Посмотрите на картинку, кого вы видите?

Логопед: Гном поливает цветы из леечки. Водичка льётся – с-с-с-с-с-с. Произнесём звук [ c ]. (Этот звук согласный, твёрдый, глухой).

Логопед: На что похож звук [ш]? На картинке нарисована змея. Что она делает? Она выпустила язык и шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. Произнесём звук [ш]. (Этот звук согласный, твёрдый, глухой).

СЛАЙД № 5. Уточнение артикуляции звуков [с], [ш]. Дифференциация изолированных звуков [с], [ш].

Логопед: Давайте произнесём звук [ c ] и посмотрим в зеркало: губы растягиваем в улыбке, зубу сомкнуты, кончик языка находится за нижними зубами. Посмотрите на картинку, которую показывает Крош. Так выглядят губы, когда мы произносим звук [ c ]. Ниже символ звука – губы округлены, кончик языка поднят вверх.

СЛАЙД № 6. Назови, какой звук обозначает символ.

Логопед: Крош предлагает поиграть. Он показывает символ, а вы называете звук (на слайде по одному появляются символы, дети называют звуки и произносят слоги).

СЛАЙД № 7. Расшифруй слоги.

Логопед: У Кроша зашифрованы слоги. Вместо букв «С», «Ш» нарисованы символы. Попробуйте их расшифровать и прочитать слоги.

СЛАЙД № 8. Выбери картинку.

Логопед: Выберите только те картинки, в названии которых есть звук [ c ]. (Оса, вишня, шапка, абрикос, лиса, груша).

СЛАЙД № 9.

А теперь выбираем картинки, в названиях которых есть звук [ш]. (Шар, велосипед, колбаса, сумка, матрёшка).

СЛАЙД № 10. Выбери букву.

Логопед: Трудное у Кроша задание. Ему нужно определить какой звук в названии картинки [ c ] или [ш]. (Сапоги, гуси, кастрюля мешок, шарф, кошелёк).

Логопед: Справились, молодцы! Дальше нам придётся ехать на поезде, чтобы помочь Крошу, с собой возьмите цветочки, лежащие у вас на тарелочках.

Физминутка «Поезд»

Едем, едем, долго едем,

(дети изображают руками, как крутятся колёса)

Очень длинный этот путь.

(ходьба широким шагом)

Скоро до Москвы доедем,

(дети бегут по кругу)

Там мы сможем отдохнуть.

(дети выполняют приседание)

В поезде нашем колёса стучат,

(дети выполняют притопы ногами, руки на поясе)

Поезд наш мчится (дети бегут по кругу)

И ветер свистит

С-с-с-с-с-с-с-с-с.

(дети поднимают руки вверх и машут вправо, влево)

А из трубы дым клубами валит

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Станцию видно, и снова друзья,

Нам потрудиться настала пора!

А теперь, друзья мои,

Найдите стульчики свои!

(Дети распределяются на команды рядом со стульчиками по цвету цветочков)

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед: Смотрите, ребята, конверты лежат, а в них новое задание для вас.

Крошу надо помочь определить, какая картинка здесь лишняя. Чтобы узнать, надо определить в названии каждой картинки наличие звука [С] или [Ш].

Игра с мячом «Закончи слово».

Логопед: Ребята, посмотрите!

Рядом с нами мяч лежит,

И что – то тихо говорит:

Вы меня сейчас поймайте,

В слова звуки [С] и [Ш] вставляйте.

И их громко называйте!

Глобу … (с), ду.. (ш), но …(с), малы (ш), анана …(с), ланды …(ш), фоку …(с), какту …(с).

Логопед: Заданье усложняем, слоги СЫ и ШИ в слова вставляем:

Но… (сы), о… (сы), ве… (сы), малы… (ши), бу… (сы) , ко… (сы), мы …(ши).

Логопед: Ребята, с какими звуками мы играли на занятии?

На что похож звук [С]? Как он произносится?

На что похож звук [Ш]? Как он произносится?

Вспомните и назовите слова со звуком [С], со звуком [Ш]?

СЛАЙД № 15. Молодцы!

Логопед: Крош прощается с вами, но обещает скоро вернуться с новыми играми и интересными заданиями. Спасибо вам большое за работу, занятие окончено.

СЛАЙД № 16. Спасибо за внимание.

Тема: Дифференциация звуков С – Ш.

Задачи:

1. Учить дифференцировать звуки С-Ш.

2. Продолжать работу над развитием фонематического восприятия и анализа.

3. Продолжать развивать умение детей делить слова на слоги.

4. Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с придаточными причинами (Я отдам лисе, потому что…).

5. Закрепление образования: а) притяжательных прилагательных и б) существительных в Д.п.

6. Развитие способности детей к составлению творческих рассказов по предметным картинкам.

7. Развитие зрительного внимания (восприятие изображения предмета в зашумлённых условиях).

8. Закрепление представления детей о диких животных.

Ход занятия:

  1. Л.: Ребята, внимательно посмотрите на картину и ответьте на вопрос? Какое время года изображено на ней?Д.: Зима. Л.: А как вы догадались? Д.: На деревьях нет листьев, на земле лежит снег. Л.: А теперь, попытайтесь увидеть и назовите тех, кто спрятался в зимнем лесу? Д.: Белка, рысь, мышка…

Л.: Какие это животные? Д.: Дикие. Л.:Кто ещё живёт в зимнем лесу? Д.:Сорока, ворона, сова. Как назвать их одним словом? Д.: Птицы.

  1. Л.: Ребята, посмотрите на фланелеграф. Кто здесь изображён? Д.: Дикие животные. Л.: А чего у них не хватает? Д.: Хвостов. Л.: Вот, послушайте, какая произошла история с дикими животных. Однажды ночью поднялся сильный ураган. Ветер шумел, свистел. А утром, когда животные проснулись, они не нашли своих хвостиков. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнёс по лесу. Собрались они искать свои хвосты. Ребята, давайте поможем животным! Д.: Давайте. Л.: Но ветер не просто оторвал хвостики, но ещё и спрятал их и сказал животным следующее: «Каждый из вас должен задать детям свое задание и если они справятся с ними, то хвостики вернутся к вам».
  2. Л.: А кто нам встретится первым в зимнем лесу, вы узнаете отгадав загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета.

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Заяц: Зимой я весь день сплю, ем ночами, грызу кору деревьев. Лапки у меня к зиме обрастают шерстью, делаются широкими и пушистыми. На них я бегаю по снегу, как на лыжах. А вот вам моё задание. Заяц даёт конверт. Каждый из вас, по очереди, сделает следующее, выберет глазками одну картинку, назовёт её и определит количество слогов в слове, которое он выбрал.

Слова: сосулька, парус, груша, стог, душ, сочок, шкаф.

Л.: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, давайте, посмотрим вокруг, может быть, мы еще что-нибудь увидим. Ой, что я нашла! Хвост. Юля, кому ты отдашь его? Юля: Я отдам хвост зайцу. Потому что, это заячий хвост.

  1. Л.: Попробуйте, отгадать кто следующий нам встретиться?

Разбойник он серый,

Нет ему веры,

Он клыками щёлк

Кто это? (Волк)

Волк: Серый, злой, голодный я брожу зимой.

Зубами стучу, по лесу в поисках добычи рыщу. (Волк даёт детям мешок).

Беда у меня. Не знаю, что и делать.

Л.: Ребята, волк рассказал мне, что собрался на день рождение к лисе и мишке-косолапому. Купил им в подарок игрушки, а кому какие подарить не знает. Берите по одной игрушке. Лисе мы подарим игрушки в названии, которых слышится звук С, а мишке - звук Ш.

Игрушки: Сова, свинья, слоник; петушок, мышка, кошка, лошадка.

Д.: Сову надо подарить лисе, потому что в названии слова «сова» слышится звук С и т.д. Л.: Ребята, кто из вас мне скажет, где слышится звук С в названиях этих игрушек? Д.: В начале слов. Л.: А где звук Ш слышится в названии этих игрушек? Д.: В середине слов.

Ой, смотрите хвост. Саша, кому ты отдашь его? Я отдам хвост волку, потому что это волчий хвост.

В награду волк дарит нам по гусёнку.

  1. А сейчас мы отдохнём!

Мы проверили осанку

И свои лопатки.

Мы походим на носочках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк-воришка.

Вот свернулся ёж в клубок

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко потянулся.

  1. Л.: А сейчас еще одна загадка.

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дома, ни пожара. (Лиса)

Лиса: Конечно, же я лиса. Я хитрая и ловкая. Шёрстка у меня пушистая и рыжая. Я лисичка смышлёная и люблю сочинять разные небылицы. Хочу, чтобы и вы мне рассказали «небылицу». (Лиса дает ребятам корзинку с картинками.)

Садимся в кружок. Берём по три картинки. И сочиняем рассказы.

Л.: Ой, хвост! Дима, кому отдашь хвост? Дима: Я отдам хвост лисе, потому что это лисий хвост.

Лиса дарит по цыплёнку.

  1. Л.: А вот и следующий наш гость.

Где живёт он?

В самой чаще.

Самой, самой, настоящей

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мёд

Сладкоежкою слывёт

Ещё могу сказать

Очень любит он поспать. (Медведь).

Медведь: Я мохнатый и большой. Бурый мишка я. Люблю я сладкое поесть и всласть поспать. Вот моё задание (Достает конверт с полосками бумаги и стишками). Садимся за стол. Рисуем столько палочек на листочке, сколько услышите слов в стихотворении со звуком С:

Вот у дома старый пёс.

Лёг, уткнувшись в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит

Может, дремлет, может спит.

Со звуком Ш:

Вяжет Мише бабушка

Тёпленькие варежки,

Чтобы, греть ладошки

Мишутке-крошке.

Л.: Молодцы, справились и с этим заданием. А чей это хвост, Настя? Это медвежий хвост. Я отдам этот хвост медведю.

Медведь дарит клубнички.

  1. Под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка

Белочка - умелочка.

Наша белочка-мастерица

Сшила кофточку – лисице,

А зайчику - тапочки

На четыре лапочки.

Медвежонку распашонку,

Даже серому волчишке

Шапку сшила и штанишки.

Грибы она сушила,

И зверей она кормила.

Всё умеет белочка

Белочка – умелочка.

Белка: Заходите ко мне в гости.

Я умею сочинять даже стишки. Для вас я тоже сочинила и сейчас прочитаю их вам.

Положила в плошку каску и т. д.

Л.: Белочка, наверное, специально переставила слова в стишках, чтобы нас посмешить. Давайте, исправим ее.

Л.: Ой, посмотрите, что я нашла. Кому ты отдашь хвост, Сережа? Сережа: Я отдам белке, потому что это беличий хвост.

Белка: Угощайтесь, гости дорогие. Белочка угощает всех орешками.

Л.: Ребята, а с какими животными мы сегодня повстречались? А какие звуки мы учились различать? Молодцы!


Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи (старшая группа)

Цель : уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш». Упражнять детей в правильном произношении и различении звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Оборудование: картинки-символы: большие гуси и гусята, насос, велосипед, светофорики, куклы, игрушки, письмо

Ход занятия :

1. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки. А какие я вам не скажу, а расскажу про них рассказ. Вы меня внимательно слушайте.

«Наступило лето. Петя с семьей поехал в деревню к бабушке. Во дворе Петя увидел гусей с гусятами. Гусята были такие смешные и забавные, что Пете захотелось их погладить. Но только он подошел к гусенку, как увидел бугущую на него маму-гусыню. Она грозно шипела: Ш-Ш-Ш. Петя испугался и отошел в сторону, а про себя подумал: «Ого, какая гусыня сердитая, заботиться о своих гусятах. Петя решил не трогать больше гусей и отправился к ручью Тут он увидел мальчика с велосипедом. «Что ты тут делаешь?»- спросил Петя. «Колесо спустило, хочу накачать»- ответил мальчик. Он взял насос и Петя услышал: С-С-С. Это засвистел веселый насос. Петя помог мальчику накачать шину и они вместе поехали кататься на велосипеде»

Итак, дети, какой вы слышали звук когда гуси грозно шипели на Петю? (Ш-Ш-Ш), а какой звук вы слышали, когда засвистел насос? (С-С-С)

Сегодня мы будем учиться различать звуки С-Ш.

Произнесите звук Ш еще раз. Как расположены ваши губы? А зубы видны? А как расположен язычок?

А теперь произнесите звук С. Как теперь расположены губы и язычок?

Дети, давайте узнаем включается ли голос, когда мы произносим эти звуки.(Нет)

Игра «Большие и маленькие гуси»

Какую песенку поют гусыни?(Ш-Ш-Ш) . А гусята? (Ш-ш-ш)

2. -А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись» . Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

«Са-ша-са-ша»- Соня моет малыша (хоровое и индивидуальное повторение)

«Ша-са-ша-са»- в лесу бегает лиса.

«Су-шу-су-шу»- Я письмо пишу.

«Шу-су-шу-су»- Было весело в лесу.

«Ас-аш-ас-аш»- Есть у Лены карандаш.

«Аш-ас-аш-ас»- В нашей группе свет погас.

3. -А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен»

Я буду называть слова. Если в слове вы услышитепесенку гусей, тодолжны будете поднять красный светофорик, если услышите песенку насоса - синий.

Молодцы, весело играли! А теперь давайте отдохнем!

Физминутка :

«Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей».

4. -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют кому они хотят ее подарить и почему)

Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру.

5. - Они нам тоже что-то принесли (достаю из конверта скороговорку)

Дети, Света и Шура хотят чтобы мы с вами разучили веселую скороговорку, послушайте:

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Каких звуков много в этой скороговорке?

Ребята, куклам с нами очень понравилось и очень понравилось как вы занимались. А вам понравилось занятие?Какие звуки мы учились различать? Какие игры вам понравились больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уточнение знаний о весёлых зимних играх - забавах, зимних природных явлениях, используя упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Дорога в старшую группу"

Конспект НОД в средней группе №4 «Ромашка».Развитие речи.Тема: "Дорога в старшую группу!"Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи:Образовательные: -фор...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию познавательных функций в группе квалифицированной коррекции задержки психического развития «Развиваемся, играя»

Занятие по развитию у дошкольников с задержкой психического развития познавательных процессов посредством развивающих игр и упражнений...

Ольга Котельникова
Конспект НОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] в старшей группе

Задачи : 1.Образовательные :

Уточнить представление ребенка о звуках [С] , [Ш].

Учить дифференциацировать звуки [С] , [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

2.Развивающие :

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

Уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С] , [Ш] ;

Развивать фонематический слух на звуки [С] , [Ш] ;

Развивать речевое дыхание;

Развитие мелкой моторики рук;

3.Воспитательные :

Формировать положительную мотивацию к занятиям;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование :

Индивидуальное зеркало;

Игрушки со звуками [С] , [Ш] в названиях;

Сюжетные картинки,

Проектор

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день. Нас приглашает Маша к себе поиграть с ней. Хотите? Тогда закройте глазки и представьте, что мы сейчас в лесу. Открывайте глазки. Покажите, какие там большие деревья. Дети поднимают руки.Подул теплый ветерок : ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.Подул холодный ветер : с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих - не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Дети расслабляются. Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются. Молодцы, присаживайтесь.

Ребята, у Маши очень много игрушек и самые любимые она хранит в своем сундучке. Маша нам сегодня разрешила поиграть с ее игрушками. Давайте посмотрим, что она туда положила. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и поиграем в игру 1.«Веселый язычок» .

Артикуляционная гимнастика.

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд) .

Решила покатать всех на качелях.

Мы тоже улыбнемся Маше. (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцелуем Машу. (губы тянутся вперёд) .

Давайте вспомним, как шумели деревья от ветерка?

(Ш-ш-ш-ш) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

2. Дифференциация изолированных звуков .

Как произносится звук [ с ] ? (губы улыбаются язык спрятался за нижними зубами, и выходит холодный воздух). Как произносится звук [ ш ] ? (губы улыбаются, язык прячется за верхними зубками и выходит теплый воздух). Давайте проверим, приложим ладошку к губам.

Ребята, давайте поиграем в лбимую игру Маши «Топай-хлопай» . Когда услышишь звук [ с ] , надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышишь звук [ ш ] .

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

Молодцы, ребята.

3. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в слогах.

Ребята, в корзиночке есть мячик. С мячиком Маша играет в игру «Дружные звуки » . Давайте мы тоже поиграем. (Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч обратно педагогу.) са - ша са - са - ша со - ша са - ша - ша су - шу са - ша - са сы- ши ша - ша - са ша - са ша - са - са шо - со ша - са - ша шу - су ши - си

4. Дифференциация [С] , [Ш] в словах.

Дети садятся на места.Педагог : Давайте посмотрим, что еще есть в Машином сундучке. «Ой! Что же здесь случилось? Маша приготовила для вас игрушки со звуками С и Ш , но когда подул ветерок, эти звуки потерялись . Давайте поможем Маше вернуть игрушки на место.

«Разложи картинки» .

Это мешок, а это сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок ? А в слове Сумка? В мешок кладем игрушки, в названии которых есть звук [ ш ] . В сумку кладем игрушки, в названии которых есть звук [ с ] . (игрушки : кошка, матрешка, петушок, мышка, машина, бусы, собачка, слон, лиса,поросенок).

Проверка.

Какие картинки вы положили в сумку?Ответьте полным предложением : «Я положил в сумку собачку» . А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно.

Вот какую игру интересную придумала Маша для нас. Маша хочет, чтобы мы научили играть ее в нашу игру. Научим?

Я предлагаю игру «Найди домик»

Возьмите карточки с рамками и фишками.Следующее задание : надо определить место звука в слове . Далее дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш и с : лошадка, матрешка, .Слайд №2.

5. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в чистоговорках.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь Маша хочет поиграть в игру, которая называется «Эхо» . Маша будет говорить чистоговорки, а вы как эхо повторять за ней.

Са-са-са - у Маши две косы.

Су-су-су - заплету косу.

Ша-ша-ша – Маша моет малыша.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Ребята, а кто хочет поиграть сам ведущим?

Шашки на столе, шишки на сосне. Шапкой Сашка шишки сшиб. Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком. Наша большая пушистая кошка сидит на окошке. А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка. Кешка в спешке скушал пешку. Старушки насушили сушки .

6. Дифференциация звуков [С] , [Ш] в тексте.

Ребята, вам понравилось играть у Маши?Давайте вспомним :

Чего у Маши очень много? У Маши много Игрушек.

Что делает Маша с игрушками? Маша играет с игрушками.

Как Маша играет с машиной? На машине она катает лису.

В какую игру играет с кошкой и мышкой? С кошкой и мышкой играет в игру «Кошки-мышки» .

Маша любит играть с игрушками? Маша очень любит играть с игрушками.

А кто самостоятельно хочет рассказать про Машу наш рассказ.

Итог занятия.

Педагог : «Ну вот ребята, мы с вами и побывали у Маши. Пора нам возвращаться домой. (Под музыку дети идут по кругу) . Вот мы и дома.

Давайте вспомним : Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звук

и.

Публикации по теме:

Конспект занятия по дифференциации звуков [Б]-[П] в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков Б-П» Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - различение.

Конспект НОД по дифференциации звуков [ж] - [з] Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Вид НОД: Воспитание звуковой культуры речи. Тема: Дифференциация звуков «ж» - «з».

Конспект группового занятия по дифференциации звуков [Р] и [Л]. Цель: дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в слогах, словах. Задачи: образовательные: повторение и закрепление артикуляции звуков.

Конспект индивидуально-коррекционного занятия по дифференциации звуков [К]-[Г], [Т]-[Д] Звуки «К-Г» 1. Различение звуков на слух (по акустическим признакам): «К» - капли дождя стучат по крыше; «Г» - горошины падают в банку. (Показываю.

Загрузка...