musings.ru

Основные восточно-славянские племена и места их расселения на восточно-европейской равнине. Где жили восточнославянские племена и их соседи

Современное население России, Украины и Белоруссии относится к многочисленной группе восточнославянских народов, имеющих общее происхождение, культурные, религиозные и бытовые традиции. Вопросы общественного устройства, культуры и быта восточнославянских племён являются довольно изученными. А вот дать однозначный ответ на вопрос о том, когда они появились и какова территория их расселения, историки не могут.

Проследить историю славянских народов довольно сложно , так как достоверные письменные источники датируются 5−6 веками н. э. Для всестороннего изучения этого вопроса учёные прибегают к результатам исследований в области археологии, лингвистики, этнографии. Опираясь на них можно рассказать о происхождении славян кратко. Самое главное представление о появлении славян получают во время сопоставления всех видов данных.

На основании данных, полученных лингвистами, носители восточнославянских языков относятся к большой общности индоевропейских народов. Временем, когда славянские племена выделились из индоевропейских народностей является II тыс. до н. э. В это время индоевропейцы разделились на три большие ветви:

  1. Протогерманские народы, занимающие территории Западной и Южной Европы. К ним относились кельты, германцы, романы.
  2. Балто-славянские народы, занимавшие обширные земли Центральной Европы между реками Эльба, Висла, Днепр и Дунай.
  3. Иранские и индийские народы, расселившиеся на азиатских просторах.

В середине I тыс. до н. э. произошло разделение балто-славянских народов на две самостоятельные ветви: балтов и славян. К 6 веку нашей эры на территории Центральной и Восточной Европы проживало около 150 праславянских племён, объединённых в три группировки:

  • венеды населяли земли в бассейне реки Висла;
  • склавины расселились в междуречье Днестра, Дуная и Вислы;
  • анты заселили земли между реками Днестр и Днепр.

В начале I тысячелетия нашей эры древний византийский историк написал, что эти группировки имели общие язык, религиозные и правовые нормы, культурные и бытовые традиции. Современные историки считают, что назвать предков современных народов Восточной Европы довольно легко, так как ими были представители всех трёх праславянских группировок.

В 6−7 вв. н. э . единая праславянская народность распадается на несколько ветвей, на этот процесс повлияли события Великого переселения народов. Миграция славянских племён проходила в трёх направлениях:

  • южное направление (Балканский полуостров);
  • северо-западное (вниз по течению рек Висла и Одер);
  • северо-восточное (на север и восток Восточноевропейской равнины).

В результате этих миграционных процессов образовались современные группы славянских народов: западные славяне (поляки, словаки, чехи); южные славяне (черногорцы, сербы, болгары, боснийцы, хорваты, словенцы); восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

Расселение народа

В результате миграции в северо-восточном направлении восточные славяне в древности заселили огромную территорию Восточноевропейской равнины. В VIII-IX вв. на эту территорию переселились порядка 150 славянских племён, достигших на севере Ладожского озера, верхнего течения Волги и Оки на востоке, причерноморских степей на юге.

К IX в. н. э . в Восточной Европе образовались 14 крупных племенных союзов, которые объединили более маленькие племена. Таблица и карта в атласе по истории за 10-й класс помогут запомнить названия и географическое расположение племенных союзов.

Каждый племенной союз имел свой язык, культурные и бытовые традиции, методы ведения хозяйства. Раздробленности восточнославянских племён способствовали различия в природно-климатических условиях занимаемых земель. Их список, если следовать с севера на юг, выглядит следующим образом:

Расселение наших предков в основном носило мирный характер . Приходя на новые территории, славяне или ассимилировали малочисленные местные племена, или мирно сосуществовали и обменивались культурными и бытовыми традициями с коренным населением. Такие отношения поддерживались с западными соседями:

  • балтийские племена: эсты, литы, литва, латгалы, ятвяги;
  • западнославянские племена: ляхи, словаки, чехи.

На северо-востоке от восточнославянских племён проживало коренное угро-финское население: карелы, весь, чудь, меря, мурома, мещёра.

Довольно напряжённые отношения складывались у восточнославянских племенных союзов с восточными и южными соседями, тюркоязычными племенами.

На востоке в верхнем течении Волги располагалось государство Волжская Булгария , образованное частью многочисленного племени болгар. Часть этого народа мигрировала на Балканский полуостров, смешалось с местным славянским населением и образовало Болгарское царство.

На нижней Волге существовало мощное государство Хазарский каганат, данниками которого довольно долго являлись некоторые славянские племена: поляне, вятичи, радимичи и северяне. Они должны были прислать в каганат дань в виде шкур пушных зверей.

В устных источниках упоминались набеги на славянское племя бужан аваров - кочевого тюркоязычного народа, которому удалось создать государственное объединение Аварский каганат, просуществовавший до конца VIII века.

Племена, жившие в лесостепной полосе, периодически подвергались набегам со стороны кочевых народов, продвигавшихся с востока на запад по черноморским степям. К ним относятся: угры (венгры), печенеги, половцы.

Укрепление позиций восточнославянских племенных союзов привело к образованию больших объединений, обладающих признаками государственности. В арабских источниках, датируемых 10 веком, упоминается о трёх суперсоюзах восточных славян: Славия с центром в Новгороде; Куябия, центром которого был Киев. Местонахождение третьего суперсоюза - страны Артании - доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи помещают его в районе Ростова. Также называются земли в районе Чернигова и Рязани.

Согласно главному письменному источнику по древнерусской истории - Повести временных лет - государство восточных славян зародилось на севере в землях ильменских словен в середине 9 века. Это событие связывают с призванием на княжение в Новгород варяга Рюрика, который подчинил себе к концу княжения большинство северо-восточных славянских племён и соседние угро-финские народы. Его преемник князь Олег продолжил расширение влияния варяжской княжеской династии на юг, завоевав в 882 году Киев. Эта дата считается временем образования древнерусского государства - Киевская Русь.

Расселение славян по Восточной Европе происходило в двух направлениях: на север в зону густых лесов, озёр и болот; и на восток в лесостепь , где леса чередовались с большими открытыми пространствами чернозёмных земель. Эта разница в природных условиях наложила отпечаток на быт, хозяйственную деятельность и нравы славян.

Хозяйственная деятельность

Основным видом деятельности у славянского населения Восточной Европы было земледелие . На севере из-за природных условий стал преобладать подсечно-огневой вид обработки земли. Он заключался в следующем: в первый год земледельцы выкорчёвывали участок леса, оставшиеся пни и корни сжигали, удобряя их золой почву, а на следующий год засаживали участок сельскохозяйственными культурами. Такой участок истощался за 2−3 года, и крестьяне переходили на новую землю.

На юге древние славяне занимались переложным видом земледелия, который заключался в выжигании трав на определённой площади и последующим её использованием в течение 4−5 лет. После этого участок оставлялся на 20−25 для восстановления его плодородия.

Не менее важным занятием древнего населения Восточной Европы в древности являлось скотоводство . Его специфика различалась в зависимости от географического расположения племени. На севере население отдавало предпочтение разведению крупного рогатого скота (волов, коров), которых использовали в качестве тягловых животных при сельскохозяйственных работах. Восточнославянские скотоводы в южных землях отдавали предпочтение разведению лошадей, среди которых были и тягловые породы и верховые разновидности.

Помимо крупного скота, разводили свиней, коз, домашнюю птицу.

На севере древнеславянской ойкумены были также распространены бортничество (сбор мёда диких пчёл), рыболовство и охота. Следует отметить, что мёд и шкуры пушных животных являлись основными товарами в торговле с соседями и иностранными купцами.

Довольно активно развивались ремёсла: кузнечное, гончарное, ювелирное, кожевенное. Восточнославянские племена и их соседи вели между собой активную торговлю.

Общественное устройство

Довольно трудные условия жизни и необходимость работать в коллективе способствовали сохранению в восточнославянском обществе общинного строя . Изначально она носила родовой характер, но с развитием методов ведения хозяйства и орудий труда родовые отношения трансформировались в соседские. Соседская община просуществовала на территории России, Украины и Белоруссии до начала XX века.

С развитием общественных отношений на смену полигамным отношениям приходят моногамные семьи, которые стали составной частью соседской общины и основой общественного устройства восточнославянского этноса.

Особенности быта

жила в жилищах полуземляночного типа с двух или трёхскатной крышей. Внутри находилась одна комната с печью без дымохода (дым выходил через дверь и отверстие в крыше строения). Несколько дворов объединялись в посёлок, который располагался в излучинах рек, окружался земляным валом и обносился частоколом. Это защищало жителей поселения от зверей и врагов.

Хозяйственная утварь изготавливалась из дерева или глины. Железо использовалось редко. В основном из него изготавливали орудия труда и оружие.

Одежду шили из льняных и хлопковых тканей, которые самостоятельно пряли женщины в каждой семье. Вещи украшали вышивкой, по которой можно было определить на какой территории проживает её владелец.

Религия и верования

Наши предки до 10 века исповедовали язычество . Они обожествляли природу, верили в духов и сверхъестественные силы. У каждого племени был свой пантеон богов и бог-покровитель. Можно выделить ряд богов, общих для всех восточнославянских племён: Перун - бог грома и молний; Род - плодородия; Ярило (Дажьбог, Хоре) - солнца; Макошь - домашнего хозяйства; Велес - скотоводства и богатства; Сварог - бог неба; Симаргл -подземного мира. Главного бога в славянском пантеоне не было. Только с укреплением княжеской власти происходит возвышение и укрепление культа Перуна, который становится богом войны и покровителем дружинников.

Чаще всего богов изображали в виде каменных или деревянных идолов, установленных в специальных местах - капищах. Они являлись местом проведения религиозных обрядов, часто сопровождавшихся жертвоприношениями. Довольно долгое время были распространены человеческие жертвы. Важную роль в языческом культе играли жрецы.

К 10 веку наши предки осели на территории Восточной Европы. Их трудолюбие, стойкость, миролюбие позволили им активно развиваться и способствовали появлению древнеславянского государства - Киевская Русь.

Восточнославянские племена

БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.

Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть временных лет» сообщает: «Бужане, сидевшие по Бугу, после стали зваться волынянами». По мнению археолога В. В. Седова, часть дулебов, которые обитали в бассейне Буга, сначала называлась бужанами, затем волынянами. Возможно, бужане – название лишь части племенного союза волынян. Е. Г.

ВОЛЫНЯ?НЕ, велыняне – восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.

Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название – бужане. Согласно другой точке зрения, «волыняне» и «бужане» – названия двух различных племен или племенных союзов. Анонимный автор «Баварского Географа» (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан – 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.

В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как «толковины» – переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскую и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский

г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество. Е. Г.

ВЯ?ТИЧИ – восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.

Согласно «Повести временных лет», родоначальником вятичей был Вятко, пришедший «от ляхов» (поляков) вместе с братом Радимом – родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.

Во 2-й пол. 9–10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11– нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования. В «Повести временных лет» описан погребальный обряд вятичей (сходный обряд был и у радимичей): «Когда кто-то умирал, устраивали по нем тризну, а затем раскладывали большой костер, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали их в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах». Этот обряд сохранялся до кон. 13 в., а сами «столпы» в некоторых местностях России встречались вплоть до нач. 20 в.

К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах. Е. Г.

ДРЕВЛЯ?НЕ – восточнославянский племенной союз, занимавший в 6–10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига.

Согласно «Повести временных лет», древляне «произошли от тех же славян», что и поляне. Но в отличие от полян, «древляне жили зверинским образом, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали девиц у воды».

На западе древляне граничили с волынянами и бужанами, на севере – с дреговичами. Археологи обнаружили на землях древлян захоронения с трупосожжениями в урнах в бескурганных могильниках. В 6–8 вв. распространились погребения в курганах, в 8–10 вв. – безурновые захоронения, а в 10–13 вв. – трупоположения в курганах.

В 883 г. киевский князь Олег «начал воевать против древлян и, покорив их, возложил дань на них по черной кунице (соболь)», а в 911 г. древляне участвовали в походе Олега на Византию. В 945 г. князь Игорь по совету дружины пошел «к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его», однако не удовлетворился собранным и решил «пособирать еще». Древляне, посовещавшись со своим князем Малом, решили убить Игоря: «если не убьем его, то всех нас погубит». Вдова Игоря, Ольга, в 946 г. жестоко отомстила древлянам, предав огню их столицу г. Искоростень, «городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань», а вся земля древлян была присоединена к киевскому уделу с центром в г. Вручий (Овруч). Ю. К.

ДРЕГО?ВИЧИ – племенной союз восточных славян.

Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В. В. Седов и др.), в 6–9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11–12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная – в водоразделе рек Друть и Березина, западная – в верховьях р. Неман. Соседями дреговичей были древляне, радимичи и кривичи. «Повесть временных лет» упоминает дреговичей вплоть до сер. 12 в. По данным археологических исследований, для дреговичей характерны земледельческие поселения, курганы с трупосожжениями. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества. Вл. К.

ДУЛЕ?БЫ – племенной союз восточных славян.

Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.

Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси. Вл. К.

КРИ?ВИЧИ – племенной союз восточных славян 6–11 вв.

Занимали территорию в верховьях Днепра, Волги, Западной Двины, а также в районе Чудского, Псковского озер и оз. Ильмень. «Повесть временных лет» сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам «из заморья», а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в «Повести временных лет» помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, «посадил в нем мужа своего». Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11–12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.

Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.

Археологические раскопки показали, что первоначально специфическими погребениями кривичей были длинные курганы: невысокие валообразные насыпи длиной от 12–15 м до 40 м. По характеру могильников археологи выделяют две этнографические группы кривичей – смоленско-полоцкие и псковские кривичи. В 9 в. длинные курганы сменились круглыми (полусферическими). Умерших сжигали на стороне, причем большинство вещей сгорало на погребальном костре вместе с умершим, и в захоронения попадали лишь сильно поврежденные вещи и украшения: бусы (синие, зеленые, желтые), пряжки, привески. В 10–11 вв. у кривичей появляется трупоположение, хотя вплоть до 12 в. сохраняются черты прежнего обряда – ритуальный костер под захоронением и курган. Инвентарь погребений этого периода достаточно разнообразен: женские украшения – браслетообразные завязанные кольца, шейные ожерелья из бус, привески к ожерельям в виде коньков. Встречаются предметы одежды – пряжки, поясные кольца (их носили мужчины). Часто в курганах кривичей встречаются украшения балтских типов, как и собственно балтские захоронения, что свидетельствует о тесной связи кривичей и прибалтийских племен. Ю. К.

ПОЛОЧА?НЕ – славянское племя, часть племенного союза кривичей; жили по берегам р. Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.

Центром земли полочан был г. Полоцк. В «Повести временных лет» полочане несколько раз упоминаются вместе с такими большими племенными союзами, как словене ильменские, древляне, дреговичи, поляне.

Однако ряд историков подвергает сомнению существование полочан как отдельного племени. Аргументируя свою точку зрения, они обращают внимание на то, что «Повесть временных лет» никак не связывает полочан с кривичами, во владения которых входили их земли. Историк А. Г. Кузьмин предположил, что фрагмент о племени полочан появился в «Повести» ок. 1068 г., когда киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича и посадили на княжеский стол полоцкого князя Всеслава.

В сер. 10 – нач. 11 вв. на территории полочан образовалось Полоцкое княжество. Е. Г.

ПОЛЯ?НЕ – племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева.

С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в «Повести временных лет». Ученые считают «поляно-русскую» версию более древней, чем «варяжская легенда», и относят ее к кон. 10 в.

Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем «русь»: «Поляне яже ныне зовомая русь». В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян.

В Среднем Поднепровье близ Киева археологами обнаружена культура 2-й четв. 10 в. с характерным славянским погребальным обрядом: для курганов была свойственна глиняная подмазка, на которой разжигали костер и сжигали покойников. Границы культуры простирались на западе до р. Тетерев, на севере – до г. Любеч, на юге – до р. Рось. Это и было, очевидно, славянское племя полян.

Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с ругами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование – поляне-русь. Е. Г.

РАДИ?МИЧИ – восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8–9 вв.

Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно «Повести временных лет», родоначальником племени был Радим, пришедший «от ляхов», т. е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения – прах хоронился в срубе – и схожие височные женские украшения (височные кольца) – семилучевые (у вятичей – семилопастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира

Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества. Е. Г.

РУ?СЫ – в источниках 8–10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.

В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9–10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.

Немецкий историк Г. З. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги – это одно норманнское (т. е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.

Опираясь на данные «Повести временных лет», одни историки полагают, что летописец отождествлял «русов» с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы – это варяжское племя, «призванное» на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя «Русь» Киевской земле. Третьи доказывают, что автор «Слова о полку Игореве» связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.

Ученые отмечают, что в древних документах название народа «русь» было различно – руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как «красный», «рыжий» (из кельтских языков), «светлый» (из иранских языков), «ротс» (от шведского – «гребцы на весельных ладьях»).

Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово «русь» близко к названиям «Рюген», «руяне», «руги». Ученые, считающие русов жителями Среднего Поднепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово «рось» (р. Рось), а название «Русская земля» в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).

Существует точка зрения, согласно которой русы – это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово «рус» («рухс») в иранских языках обозначает «светлый», «белый», «царственный».

Еще одна группа историков предполагает, что русы – это руги, жившие в 3–5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа «рус» не решена до сих пор. Е. Г., С. П.

СЕВЕРЯ?НЕ – восточнославянский союз племен, обитавших в 9–10 вв. по рр. Десна, Сейм, Сула.

Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными – радимичи и вятичи.

Происхождение названия «северяне» не выяснено. Некоторые исследователи связывают его с иранским sev, sew – «черный». В летописях северяне именуются также «северъ», «северо». Территория около Десны и Сейма сохранила в русском летописании 16–17 вв. и украинских источниках 17 в. название «Север».

Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7–9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтово-маяцкой археологической культуры.

Основным занятием северян было земледелие. В кон. 8 в. они оказались под властью Хазарского каганата. В кон. 9 в. территории северян вошли в состав Киевской Руси. Согласно «Повести временных лет», киевский князь Олег Вещий освободил их от дани хазарам и возложил на них легкую дань, сказав: «Я им [хазарам] противник, а вам незачем».

Центрами ремесла и торговли северян были гг. Новгород-Северский, Чернигов, Путивль, впоследствии ставшие центрами княжеств. С присоединением к Русскому государству эти земли по-прежнему именовали «Северской землей» или «Северской украйной». Е. Г.

СЛОВЕ?НЕ ИЛЬМЕ?НСКИЕ – племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.

По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам – выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.

Ряд историков считает «прародиной» словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки. Е. Г.

ТИ?ВЕРЦЫ – восточнославянский союз племен, обитавший в 9 – нач. 12 вв. на р. Днестр и в устье Дуная. Название племенного объединения, возможно, происходит от древнегреческого названия Днестра – «Тирас», которое, в свою очередь, восходит к иранскому слову turas – быстрый.

В 885 г. князь Олег Вещий, покоривший племена полян, древлян, северян, пытался подчинить своей власти и тиверцев. Позднее тиверцы участвовали в походе Олега на Царьград (Константинополь) в качестве «толковинов» – т. е. переводчиков, поскольку хорошо знали языки и обычаи народов, живших около Черного моря. В 944 г. тиверцы в составе войска киевского князя Игоря вновь осаждали Царьград, а в сер. 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами. Остатки поселений и городищ, которые, по мнению археологов, принадлежали тиверцам, сохранились в междуречье Днестра и Прута. Обнаружены могильникикурганы с трупосожжениями в урнах; среди археологических находок на территорях, занятых тиверцами, отсутствуют женские височные кольца. Е. Г.

У?ЛИЧИ – восточнославянский союз племен, существовавший в 9 – сер. 10 вв.

По сообщению «Повести временных лет», уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. По предположению историка 18 в. В. Н. Татищева, этноним «уличи» происходит от древнерусского слова «угол». Современный историк Б. А. Рыбаков обратил внимание на свидетельство Новгородской первой летописи: «Раньше уличи сидели в низовьях Днепра, но потом переселились на Буг и Днестр» – и сделал вывод, что Пересечен находился на Днепре южнее Киева. Город на Днепре под таким названием упоминается в Лаврентьевской летописи под 1154 г. и в «Перечне русских городов» (14 в.). В 1960-х гг. археологи открыли поселения уличей в районе р. Тясмин (приток Днепра), что подтверждает вывод Рыбакова.

Племена долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. В 885 г. с уличами воевал Олег Вещий, уже собиравший дань с полян, древлян, северян и тиверцев. В отличие от большинства восточнославянских племен уличи не участвовали в походе князя Олега на Константинополь в 907 г. На рубеже 40-х гг. 10 в. киевский воевода Свенельд три года держал в осаде г. Пересечен. В сер. 10 в. под натиском кочевых племен уличи отошли на север и были включены в состав Киевской Руси. Е. Г.

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Восточнославянские племена О том, какую систему счисления лет приняли в Древней Руси, определив тем самым свое место во времени, мы уже знаем. Вторым, не менее важным признаком цивилизации является определение своего места на Земле. Где обитает твой народ и с кем он

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

IV. Восточнославянские земли и великое княжество Литовское в XIII–XVI вв Возникновение и развитие Великого княжества Литовского (ВКЛ) «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») - страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Италийские племена Население Италии в раннеримские времена было чрезвычайно пест­рым. В долине По и несколько южнее жили племена кельтов (галлов): инсубры, ценоманы, бойи, сеноны.К югу от верхнего По, в Приморских Альпах и на генуэзском (лигу­рийском) побережье находились

Из книги Нашествие. Пепел Клааса автора Максимов Альберт Васильевич

ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА Бургунды и балтийские острова Бургундия на Черном море Лангобарды Физический тип германцев Вестготы БУРГУНДЫ И БАЛТИЙСКИЕ ОСТРОВА Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс, И в ваших жилах тоже есть огонь. Из песни на слова Ю. Ряшенцева О

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Охотничьи племена По сравнению со своими предками древний охотник в период неолита достиг больших успехов в трудовой деятельности.Так, например, о достижениях в области охотничьего вооружения ярко свидетельствует совершенствование лука, который являлся главным

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Восточнославянские племена БУЖА?НЕ – восточнославянское племя, жившее на р. Буг.Большинство исследователей полагает, что бужане – это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. «Повесть

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

Глава IV ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток») - страшная опасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловым мечом нависла и над населением

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии] автора Хендерсон Изабель

Из книги Викинги. Походы, открытия, культура автора Ласкавый Георгий Викторович

Приложение 3 Восточнославянские князья VII–IX вв. и династия Рюриковичей до 1066 г. Генеалогия и годы правления (прямое родство указано непрерывной линией, опосредованное - пунктиром; подчеркнуты эквиваленты имен, известные по скандинавским источникам) 1 Е.А.Рыдзевская

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Иллирийские племена Восточное побережье Адриатического моря населяли иллирийские племена. Иллирийцы сравнительно поздно вступили в общение с греческим миром. К тому времени у них уже сложился государственный строй. У иллирийских племен - япидов, либуров, далматов,

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Восточнославянские племена на территории Украины Из 15 крупных племенных объединений (каждое племя занимало площадь 40–60 кв. километров), существовавших в VII–VIII веках, половина связана с территорией современной соборной Украины. В Среднем Поднепровье проживали поляне -

Из книги К вопросу об истории древнерусской народности автора Лебединский М Ю

4. ПЛЕМЕНА ЮГА "В междуречьях нижнего Днепра, Днестра и Прута, а также Прикарпатья антская пражско-пеньковская культура преобразуется к 8-у веку в Луку-Райковецкую. Племенные различия нивелируются и этот район становится этноединым с различными межплеменными

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

САРМАТСКИЕ ПЛЕМЕНА С ослаблением скифского могущества в III веке до н. э. главенствующее положение в Причерноморье переходит к сарматам, ираноязычным племенам. С ними связан целый период древней истории нашей Родины. Ранние античные авторы называли их савроматами (от

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

А) Племена восточнославянские (древние) Белые хорваты. Бужане. Волыняне. Вятичи. Древляне. Дреговичи. Дулебы. Ильменские славены. Кривичи. Полочане. Поляне. Радимичи. Северяне. Тиверцы.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Внимание! В данной теме немало спорных вопросов. Раскрывая их, следует говорить о существующих в науке гипотезах.

Происхождение и расселение восточных славян

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений, так как более или менее точные источники датируются V-VI вв. н.э.

Существует две наиболее распространенные точки зрения на происхожде-ние славян:

  1. славяне — коренное население Восточной Европы . Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей заруби-нецкой и Черняховской археологических культур.
  2. древнейшей прародиной славян является Центральная Европа , а конкретнее, район верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории они расселились по Европе. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Таким образом, ученые полагают, что предки славян (праславяне) выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. и жили на территории Центральной и Восточной Европы.

Возможно, о предках славян говорит Геродот, когда описывает племена среднего Поднепровья.

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), который пишет о прародине славян в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов - крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева.

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он называет полян.

Земля полян носила название "Русь ". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых учёными, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Сведения о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами (например, данные о различных формах женских украшений, полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов).

Хозяйство восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие.

Выращивались культуры:

  • зерновые (рожь, ячмень, просо);
  • огородные культурам (репа, капуста, морковь, свекла, редька);
  • технические (лен, конопля).

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось климатическими условиями и плодородием почвы.

Системы земледелия славянских племен:

    1. Перелог - ведущая система земледелия в южных районах. Участки земли засевались в течение нескольких лет, а после оскудения почвы люди переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом. Безусловно, плужное земледелие было более эффективным, так как давало более высокие и стабильные урожаи.
    2. Подсечно-огневая - применялась на севере, в районе густой тайги. В первый год на выбранном участке деревья подрубались, вследствие чего засыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигались, а в золу сеяли зерно. Впоследствии удобренный золой участок в течении нескольких лет давал высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Собирали урожай при помощи серпов, а размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

Необходимо понимать, что с земледелием тесно было связано скотоводство, однако животноводство для славян имело подсобное значение . Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали и лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Города восточных славян

Около VII-VIII вв. ремесло отделяется от земледелия, выделяются специалисты (кузнецы, литейщики, гончары). Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах, а также на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли — города , постепенно становившиеся резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали возле слияния рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центр города, окруженный валом и крепостной стеной, назывался кремлем . Со всех сторон кремль был окружен водой, что обеспечивало надёжную защиту от нападавших. К кремлю примыкали поселения ремесленников - слободы . Данная часть города называлась посадом .

Древнейшие города располагались и на главных торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки", окончательно сложившийся к IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали Днепра, по которому доходили до Черного моря, а значит, до Византии. Другим торговым путем был Волжский путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй восточных славян

В VII-IXвв. восточные славяне переживали раз-ложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской . Общинники жили в отдельных домах — полузем-лянках, рассчитанных на одну семью. уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще-ственного неравенства внутри общин еще не было.

Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян. Выделилась родоплеменная знать — князья и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не за-висящей от воли народного собрания и способной принудить ря-довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности .

Подробнее

Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез» - «вождь»). Одним из та-ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племе-ни полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называет его основателем Киева. Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно-гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали любые военные походы славян, отдельно стоит выделить походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя складывалась особая организация воинов — дружина, члены которой отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Большая роль соседской общины в жизни славянских племен, в первую очередь, объясняется коллективным выполнением трудоёмких работ, непосильных одному человеку. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Основные вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах .

Любая община имела в распоряжении определенные территории, на которых жили семьи.

Виды владений общины:

  1. общественные (пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы);
  2. личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь).

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками . На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты) :

    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга первая. История древних славян. Часть IV. Восточные славяне.
Глава XVII. Восточные славяне и этнический состав древнего населения Восточной Европы.

Территория восточных славян. Первые соседи: фракийцы и иранцы.

О том, как на славянской прародине произошла дифференциация, разделившая славян, прежде в языковом отношении почти единых, на три большие группы – западную, южную и восточную. На древней славянской прародине из западных славян прочно обосновались лишь поляки, затем – остатки южных хорватов и сербов, а на востоке – часть восточных славян, отличавшихся в языковом отношении от других славян рядом фонетических, грамматических и лексических признаков.

Наиболее характерным среди них является переход праславянских tj и dj в звук «ч» и «ж», возникновение полногласных групп ого, olo, ere, ele из праславянских or, ol, er, el. Например, такой группе, как tort, которая в южнославянских языках представлена trat, в чешском trat, в польском trot, в русском языке соответствует группа torot; группе tert равным образом соответствует teret, и изменение старых гласных ь и ъ (еры) в ей о . Эти три факта мы можем дополнить и многими другими, менее важными и менее очевидными1.

Прародиной восточных славян была восточная часть протославянской колыбели: весь бассейн Припяти (Полесье) , далее территория на нижней реке Березине, на Десне и Тетереве, Киевщина, и вся нынешняя Волынь, где имелись наиболее благоприятные условия для существования. С начала нашей эры родина восточных славян была довольно обширной, так как в VI и VII веках мы видим уже большое количество славян на севере, на озере Ильмень, и на востоке, на Дону, у Азовского моря, «’Άμετρα εθνη», – говорит о них Прокопий (IV.4). «Natio populosa per immensa spatia consedit», – отмечает одновременно Иордан (Get., V.34), когда пишет о завоеваниях Германариха до 375 года. О том, что прародина русских славян находилась когда-либо в Карпатах, не может быть и речи. Это пытались когда-то доказать И. Надеждин, а позднее с ещё большим старанием профессор Иван Филевич, но безрезультатно2.

Славян в Карпатах первоначально вообще не было, а на славянской прародине, в наибольшей близости к Карпатским горам, находились предки южнославянских хорватов, сербов и болгар . Восточные славяне пришли в Карпаты позднее, после ухода болгар , а именно, в X веке . Я исключаю также возможность прихода восточных славян на свою родину, на Днепр, лишь в III веке нашей эры, после ухода готов, как это пытался доказать А. Шахматов, или же в V–VI веках, как полагал на основании археологических данных И.Л. Пич3. Подобное передвижение, о котором в истории нет ни малейшего упоминания, для той эпохи полностью исключается.

Не было более удобного места для колыбели восточных славян, чем на Среднем Днепре . Это, пожалуй, самое удобное место на всей Русской равнине . Здесь нет континентальных гор, но зато здесь простираются бесконечные леса и имеется густая сеть судоходных рек. Эта водная сеть связывает между собой как отдаленные территории обширной Восточноевропейской равнины, так и моря, её окружающие: Балтийское, Чёрное и Каспийское. Даже и теперь, после уничтожения многих лесных массивов и проведенных мелиоративных работ, воды повсюду достаточно, а тысячу лет назад её было намного больше. Повсюду во время весеннего половодья непосредственно, а в другое время волоком 4 лодки проходили из одной реки в другую , из одного большого водного бассейна в другой и таким путем из одного моря в другое. Таких водных путей, шедших во всех направлениях и связанных волоками, в древней Руси было много. Но самым известным из них был днепровский путь, связывавший Черное море и Царьград с Балтийским морем и Скандинавией, то есть три древних культурных мира: восточно-славянский мир, греческий и скандинавско-германский.

Войдя в устье Днепра, лодки с товарами или людьми направлялись по этому пути вверх к порогам между Александровском (Запорожьем) и Екатеринославом (Днепропетровском). Затем лодки переплывали через пороги или же перетаскивались в обход по берегу, после чего перед ними открывался свободный путь вплоть до Смоленска. Не доезжая Смоленска, они сворачивали по небольшим притокам Усвяту и Каспле на Двину и далее волоком перетаскивались на Ловать, по которой уже свободно выходили к озеру Ильмень и далее по реке Волхов, мимо Великого Новгорода, в Ладогу, а затем по Неве в Финский залив.

бассейн реки Припять и Пинское полесье

Наряду с этим прямым путём лодки могли иногда направляться и другими путями; так, на западе они могли свернуть на Припять и по её притокам выйти к Неману или на Западную Двину, а по ней в Рижский залив или на востоке выйти к Десне и Сейму и далее на Дон 5.

С Десны можно было по рекам Болве, Снежет, Жиздре, Угре, Оке дойти до Волги , являвшейся крупнейшей культурной артерией; по последней шли, наконец, и другие пути, связывавшие Днепр у Смоленска с севером (волоком) и волжскими притоками Вазузой, Осьмой, Угрой и Окой 6.

Очевидно значение восточнославянской родины на среднем Днепре, расположенной на великих культурных, торговых и колонизационных путях, на самом важном узле перекрещивающихся торговых дорог. Если в таком месте обитал сильный народ, который мог сохранить и использовать преимущества, предоставленные ему землей, то перед славянским народом открывались в будущем большие перспективы как с точки зрения культурной, так и особенно с точки зрения колонизационной и политической. Восточная ветвь славян, обитавшая издавна на среднем Днепре , была настолько сильна, что могла начать с древнейших времён дальнейшую экспансию, не ослабляя родного края , что она и сделала.

Однако успешное развитие восточных славян определялось не только исключительно выгодным расположением местности, на которой они развивались, но также и тем, что по соседству с ними на очень большой территории не было народа, который оказал бы сколько-нибудь заметное сопротивление их распространению или же мог прочно и надолго покорить их. Таким образом, относительная пассивность и слабость соседей являлась вторым условием , способствовавшим развитию восточных славян.

Лишь на западе находились сильные и неподатливые соседи. Это были поляки, которые не только оказывали сопротивление, но и успешно, правда уже позднее, в XVI веке, полонизировали литовские и русские земли. Русская граница на западе почти не изменялась и в настоящее время проходит почти там же, где и была 1000 лет назад, возле Западного Буга и Сана 7.

В других же местах соседи восточных славян отступали перед их натиском, поэтому нам необходимо с ними познакомиться и, в частности, установить их первоначальные места поселения. Речь идёт о фракийцах и иранцах.

Славяне-фракийцы на север от Дуная, в котловине Карпатских гор

Фракийцы , так же как и иранцы, поддерживали тесные отношения ещё с праславянами , о чём свидетельствует принадлежность языков к группе языков сатем, отличающейся от группы языков кентум. Наряду с этим и другие данные свидетельствуют, что прародина фракийцев находилась первоначально значительно севернее их исторических мест обитания и помещалась на север от Дуная, в котловине Карпатских гор , и далее в самых горах, где топонимика главных горных хребтов явно не славянская (Карпаты, Бескиды, Татра, Матра, Фатра, Магура) и где ещё в римские времена обитали племена, известные под собирательным именем даков . Вероятно, именно эти фракийские даки были исконными соседями славян, о чем свидетельствует наличие в их языках некоторого количества бросающихся в глаза фонетических и лексических сходств 8. В качестве примера укажу лишь на общий для обеих языковых областей суффикс —ста в наименованиях рек.

Все свидетельствует о том, что южными соседями славянской прародины первоначально были фракийцы, обитавшие в Карпатах и на их северных склонах. Лишь позднее между V и III веками до н. э. с запада появились некоторые галльские племена, а вместе с ними скифо-готские племена , первыми возвестившие о движении германской волны, если только они (скифо-готские племена) действительно были германскими племенами. Последними проникли в Карпаты отдельные славянские племена, на присутствие которых здесь указывает, по-видимому, уже карта Птолемея (Суланы, Заботы, Пенгиты), а также наименование Карпат «Οόενεδικά όρη».

Фракийцы были соседями славян на восток между Карпатами и Днепром

Помимо Карпат, фракийцы были соседями славян и в местностях, простиравшихся далее на восток между Карпатами и Днепром. Я полагаю, что, родственные скифам племена — Κιμμέριοι) , обитавшие на этой территории до прихода скифов и вытесненные ими частью в Крым (Тавры?), а частью в Карпатские горы, где Геродот в своё время знал фракийское племя агафирсов (в нынешней Трансильвании), являются фракийцами, так как одновременно с вторжением скифов в конце VIII и начале VII века до н.э. в Малой Азии появляется народ, называемый в ассирийских источниках (гимирры), а по-гречески также и другим именем – «ТриРОС» — «Τρήρες », следовательно, именем известного фракийского племени9. Весьма вероятно, что гимирры в Малой Азии представляли собою часть , оттесненных скифами в Малую Азию.

Иранцы . Другими соседями восточных славян на юге древнерусской прародины были иранцы. О том, что именно иранский элемент издавна поддерживал связи с праславянами, свидетельствуют упомянутые языковые совпадения в группе языков сатем 10. Однако исторических свидетельств, подтверждающих это, до VIII века до н.э. не имеется. К этому и последовавшему за ним периоду мы можем на основании исторических источников отнести появление иранцев в южнорусских степях, господствовавших здесь вплоть до прихода гуннов. Это были скифы, а после них сарматы.

Первой иранской волной, хлынувшей на эти земли в VIII–VII веках до н. э ., и, вероятно, ещё раньше, были скифы ; подробное описание их поселений и скифов в V веке до н. э. оставил нам в четвертой книге своей (жил в 484–425 годах до н. э.) , который посетил северный берег (Чёрного моря). По представлению занимала пространство, ограниченное на , на востоке – , за которым ещё далее на восток обитали сарматы, а на севере – линией, тянувшейся от истоков Днестра (Данастрис; р. Тирас) и Буга через днепровские пороги к Танаису (Дону) (Herod., IV. 100, 101).

Печенеги — новая волна тюрко-татарских племён20 начала своё движение с территории между Волгой и Яиком , где они ранее обитали, уже в начале IX века, но на славянскую Русь первые набеги были совершены лишь в X веке, что подтверждается Киевской летописью, где под 915 годом мы читаем: «Приидоша печенези первое на Рускую землю, и сотворивше мир со Игорем, и приидоша к Дунаю». Печенеги полностью подорвали влияние и силу Хазарского государства, а со второй половины X века мы уже читаем об их непрестанных войнах с русскими князьями. Связи между обоими народами были настолько тесными, что и печенеги, согласно арабским сообщениям, научились говорить по-славянски 21. Борьба с печенегами закончилась лишь после того, как они были оттеснены из русских степей новыми врагами – родственными печенегам племенами торков, или узов, а потом половцами, или куманами . Впервые торков упоминают Плиний и Помпоний Мела, затем в VI веке Ян Эфесский, неподалеку от Персии22, однако в 985 году киевский князь Владимир уже предпринимает в союзе с торками поход против болгар. Таким образом, торки уже были на Волге и в Европу пришли в начале XI века, теснимые половцами и, в свою очередь, вытесняя печенегов. Печенеги, потерпевшие в 1036 году под Киевом серьезное поражение, пришли к Дунаю, а вскоре, в середине XI века, и в Болгарию, куда за ними в 1064 году последовала огромная масса торков . Другая часть торков под именем черных клобуков осталась вместе с половцами в русских степях .

Позднейшие набеги половцев и татар выходят далеко за рамки нашего изложения. Но уже и из того, что рассказано, видно, с каким трудом славяне продвигались на юг. П родвижение славян и их выдвинутые вперед колонии постоянно подвергались атакам все новых и новых волн тюрко-татарских племён, из которых последние – татары – явились плотиной, на долгий период остановившей продвижение славян. Правда, и в этих условиях и даже ещё до X века славяне продвигались вперед, однако в результате губительного печенежского и половецкого нашествия славяне в XI и XII веках полностью были вытеснены из области между Днепром и Дунаем и оттеснены за реку Суду, Рось и в Карпатские горы.

Финны.

На север и восток от славян обитали финские племена. Где находилась их прародина, мы не знаем, однако новейшие теории, устанавливающие близкую связь между и прафиннами, дают основания искать её вблизи от европейской родины индоевропейцев, то есть на восточных окраинах Европы, на Урале и за Уралом. Установлено, что финны с давних времен обитали на Каме, Оке и Волге, где примерно в начале нашей эры часть финских племён отделилась и ушла к Балтийскому морю, заняв берега Ботнического и Рижского заливов (позднейшие ямь, эсты и ливы ) . Насколько далеко продвинулись волжские финны в среднюю Русь и где именно они впервые встретились со славянами, неизвестно. Это вопрос, на который до сих пор нельзя дать точный ответ, так как мы не располагаем данными предварительных работ, как археологических (изучение финских могил), так и филологических — сбор и исследование древней финской топонимики средней России. Тем не менее можно сказать, что Ярославская, Костромская, Московская, Владимирская, Рязанская и Тамбовская губернии первоначально были заселены финскими племенами и что финны обитали ранее даже в Воронежской губернии, но как далеко они продвинулись на запад, мы пока не знаем. В Орловской губернии , по данным А.А. Спицына, следов финской культуры уже нет 23. В Калужской, Московской, Тверской и Тульской губерниях финны сталкивались с литовцами. Правда, Шахматов предполагал, что во времена Геродота финны занимали бассейн реки Припяти, что они даже проникали оттуда и в верховья Вислы (невры) , однако приведенные им лингвистические доказательства этого спорны, так же как и прежние лингвистические и археологические теории. Последние никогда не были настолько обоснованны, чтобы опровергнуть тезис о славянской прародине между Вислой и Днепром. Если бы мы приняли точку зрения Шахматова, то в Восточной Европе вообще бы не осталось места для колыбели великого славянского народа, так как там, где ее помещает Шахматов, между нижним Неманом и Двиной , она не могла быть как по соображениям лингвистическим (топонимика не славянская), так и по данным археологическим24.

Поэтому я не могу не настаивать на том, что финнов на Волыни и в Полесье не было , а если верна точка зрения некоторых филологов, заключающаяся в том, что между древнеславянским и древним финским языками вообще нет никакой связи, то финны в период праславянского единства были от славян отделены на севере полосой литовских племен (от Балтики через Смоленск до Калуги) , а на востоке либо полосой незаселенных земель, о которых упоминает уже Геродот, либо скорее всего клином иранских, возможно тюрко-татарских, племен. Связи финнов со славянами установились лишь после того, как восточные славяне уже в начале нашей эры продвинулись на севере за верховья Днепра, а на востоке за Десну и Дон, когда и финны начали продвигаться на север, к Балтийскому морю. Но и в этом случае финны не оказывали влияния на всю русскую землю, так как в русском языке в целом, за исключением северных и восточных окраин России, не сказывается влияние финского языка. Однако все это лингвистические проблемы; суждение о них и их разрешение мы должны предоставить специалистам – филологам.

О появлении финнов в истории можно говорить более определенно лишь с I века н. э. Хотя у нас и имеется ряд упоминаний и этнических наименований, свидетельствующих о пребывании финских племён в Подонье и Поволжье за пять или шесть столетий до этого времени, однако о некоторых из них нельзя с уверенностью сказать, являются ли они финскими. Будины многочисленное племя, обитавшими между Десной и Доном скорее являются славянами. Финнами, видимо, являются и меланхлены, андрофаги и иирки Геродота (Herod., IV.22, 23). Первым приводит наименование Fenni Тацит (Germ., 46), а за ним Птолемей (III.5, 8, φίννοι). В остальном же карта Птолемея содержит те же данные, что имеются и у Геродота. Среди перечисленных им народов имеются, несомненно, финские. Об этом свидетельствует также наименование Волги – «Ра» (’Рй) (ср. мордовское rhau – вода)25, – но какие именно из них были финскими, мы сказать не можем.

В IV веке н. э. Иордан в известии о народах, которых покорил перед своей смертью наряду со и литовцами (аэстиями) приводит ряд наименований, большей частью искаженных и необъяснимых, между которыми, однако, имеется несколько явных наименований позднейших финских племен.26 Так, под наименованием Vasinabroncas следует понимать весь, а вероятно, и пермь; под наименованиями Merens, Mordens – меря и мордва. Сюда до некоторой степени относится и название готское наименование — Thiudos , так как из него возникло славянское (русское) собирательное наименование для финнов – чудь 21.

Важнейшие сообщения о соседстве финнов со славянами , относящиеся к IX–X векам, имеются лишь в Киевской летописи. Славяне к тому времени продвинулись до озера Ильмень, Невы, Ладоги, Владимира, Суздаля, Рязани и нижнего Дона и всюду пришли в соприкосновение с финскими племенами. Летописец знает три группы финских племен: 1) у Балтийского моря, 2) у Волги и затем 3) на севере, «за волоками», в окских лесах (заволочская чудь). Отдельно в летописи названы племена у Балтийского моря: собственно чудь и лив на юге Финского залива (соседняя водь в Киевской летописи не упоминается), затем емь или ямь в нынешней Финляндии; далее «за волоками» у Бело-озера находилась весь, где-то у Двины в Биармии скандинавских источников – пермь, а ещё дальше к северо-востоку – югра, угра, печора и самоядь.

В XIII веке к северу от еми упоминаются карелы. К восточной волжской группе принадлежали черемисы, обитавшие ранее западнее, чем теперь, главным образом в Костромской губернии; мордва – в бассейне реки Оки (теперь далее на восток); на севере их соседями были племена мурома на реке Клязьме, меря на Ростовском и Клещинском озерах между Волгой и Клязьмой и на юг от мордвы мещера, позднее прекратившие своё существование28.

Мы можем установить, что, где бы славяне в своём продвижении ни приходили в соприкосновение с этими племенами, финны всегда отступали и вообще были очень пассивны. Борьба хотя и велась, но финский элемент вёл себя пассивно и постоянно уступал свою землю славянам. Уже Тацит упоминает о недостатке оружия у финнов, а обозначение Иордана «Finni Mitissimi» (Get., III.23) также не безосновательно. Другой причиной слабости финских племен была, очевидно, редкая заселенность , полное отсутствие сколько-нибудь сильной концентрации населения вокруг определенных центров, и именно в этом заключалось превосходство славян, имевших в тылу своего продвижения сильные исходные позиции, организованные варяго-русами.

Только одно финское племя добилось крупных успехов, подчинив себе большое число славян, и то, вероятно, потому, что до этого оно подвергалось сильному влиянию тюрко-татарской культуры. Это были мадьяры – народ родственный остякам и вогулам с Оби, ушедший на юг примерно в V–VI веках. В начале IX века они объявились у Дона по соседству с хазарами, в области, называемой Лебедия . Оттуда около 860 года мадьяры переместились к южной Молдавии (в область, называемую Ателькуза), а затем, после нескольких вторжений на Балканы и в Паннонию, примерно в 896 году, надолго поселились на венгерской низменности , куда мадьяры проникли через восточные или северные карпатские перевалы. Дальнейшая история мадьяр связана уже исключительно с западными и южными славянами.

Литовцы.

Литовцы с древнейших времен обитали у Балтийского моря. На это указывают данные лингвистики об отношении литовского языка к языкам остальных индоевропейских народов , затем топографическая номенклатура, а также все исторические данные. Длительные тесные связи литовцев со славянами можно считать научно установленным фактом, а существование балто-славянского единства в период, когда остальные индоевропейские народы уже разделились на отдельные ветви, можно также считать бесспорным, несмотря на сомнения, которые высказал А. Мейе29. Но даже если не было абсолютного единства, то всё же только со славянами у них были такие близкие отношения, которые привели к образованию двух диалектных районов единой балто-славянской области , причем народы обоих районов хорошо понимали друг друга. Когда здесь произошло окончательное разделение, сказать трудно. Правда, на основании того факта, что в славянский язык из иранского языка перешло слово churn (куръ), которое в литовском языке отсутствует, или на основании того, что финское название мёда (фин. hunaja) перешло в литовский язык (ср. литовское vârias vargien, латышское varč — мёд), в то время как в славянском языке имеется собственное слово «мёдъ», делался вывод, что во время прихода скифов в южную Русь и даже ещё раньше, в начале II тысячелетия до н. э., в эпоху бронзы, оба народа -славяне и литовцы уже жили раздельно 30. Однако такие доказательства для определения даты разделения этих народов совершенно неубедительны в настоящее время, если не считать того факта, что в начале нашей эры это разделение здесь уже произошло. Можно лишь сказать, что как славянские племена, так и литовцы представляли в это время самостоятельные объединения.

Нельзя также дать точный ответ и на вопрос, где первоначально проходила граница между обоими народами. Нынешняя территория Литвы и Латвии отделена от немцев, русских и финнов линией, протянувшейся от моря, начиная от устья Мемеля через Гольдап, Сувалки, Гродно, Друскеники на Немане, Вильнюс, Двинск (Даугавпилс), Люцин (Лудза) к Псковскому озеру и далее через Валк (Вулка) обратно к морю до Рижского залива31. Эта территория по сравнению с территорией, занимаемой находящимися по соседству с Литвой и Латвией немцами или славянами, незначительна. Невелико и количество населения: по статистическим данным за 1905 год в России насчитывалось немногим больше 3 миллионов литовцев и латышей. Но первоначально литовцы не были так малочисленны. Занимавшаяся ими территория простиралась когда-то на западе вплоть до Вислы (литовские пруссы) , а на севере до прихода финнов – до самого Финского залива; граница, отделявшая их от праславян и прафиннов, также проходила значительно дальше от моря, чем теперь.

В 1897 году профессор Кочубинский на основании разбора топографической номенклатуры нынешней Белоруссии пытался определить территорию доисторической Литвы 32. В его работе было отмечено много недостатков, и действительно, познания Кочубинского в старо-литовском языке были недостаточны для решения столь трудной проблемы. Нельзя также не отметить, что новейшие лингвисты искали в бассейне Немана и Двины и кельтскую номенклатуру и что А.А. Шахматов даже такие наименования, как Неман, Вилия, считавшиеся раньше литовскими, рассматривал как кельтские33.

Однако несмотря на это можно с уверенностью сказать, что территория нынешней Белоруссии первоначально в значительной своей части была заселена литовцами, что древние литовцы проникли до Ломжского Полесья, до северной части бассейна реки Припяти и до части бассейна реки Березины и что на Двине они зашли настолько далеко на восток34, что где-то на территории бывшей Московской губернии сталкивались с волжскими финнами, что подтверждается также многочисленными примерами сходства в литовском языке и языке волжских финнов. Даже известный Лядинский могильник у Тамбова был объявлен археологами памятником литовской культуры, что, однако, весьма сомнительно. Но, с другой стороны, несомненно, что ещё в XII веке на реке Протве в Московской губернии обитал народ литовского происхождения – голядь, – видимо, представлявший собой остатки первоначальных литовских насельников этой области, а также что ещё в XIII веке литовские поселения находились у истоков Двины, Волги, на Вазузе и в части Тверской и Московской губерний35. Появление здесь голяди объясняется тем, что широкий клин славянской колонизации, продвигаясь вперед с большими усилиями, рассек область, занятую литовцами, и отделил их от волжских финнов.

В истории литовцы впервые появляются под именем «остиев» (Ώστιαΐοι) у Пифея36, если, разумеется, полагать, что и аэстии тацитовской «Германии» являются литовцами и что уже позднее их наименование перешло на финнов, пришедших к Финскому заливу. Такое объяснение хотя и принято, но вовсе не обязательно37.

Птолемей в своей карте Сарматии (III.5, 9, 10) приводит у побережья Балтийского моря большое число наименований племён, и некоторые из них, несомненно, являются литовскими. Однако мы не можем сказать, какие именно из этих наименований являются бесспорно литовскими, за исключением двух – Галиндаи Γαλίνδαι и Соудинои — Σουδινοί. Галиндаи тождественно с русской голядью и с названием области Галиндия, которая известна позднейшим историческим источникам в Восточной Пруссии , в области Мазуров . Соудинои — Σουδινοί тождественно с названием области Судавия , расположенной по соседству с Галиндией по направлению к Сувалкам. Наконец, и Боровскои Βοροΰσκοι , ошибочно помещенные Птолемеем далеко вглубь Сарматии, являются литовским племенем борусков (Пруссия – Боруссия) . Зато, однако, наименование Оуелтаи — ’Ουέλται не тождественно, как это полагал Мюлленгоф, наименованию Литва, а является славянским названием велеты 38.

После Птолемея прошёл долгий период времени, когда о Литве не было никаких известий. Только русские летописи, в первую очередь древнейшая Киевская, дают нам описание Литвы такой, какой она была известна русам в X и XI веках . В тот период пруссы обитали у побережья Варяжского моря, занимая область, протянувшуюся на восток от нижней Вислы и Дрвенце. Далее к востоку идут собственно литовцы, на север от них и западнее Полоцка зимегола , затем на правом берегу реки Двины летьгола ; южнее Рижского залива, у моря, обитало племя корсь , наконец, где-то ещё, в месте, точно не установленном, племя, называемое нарова, норома (нерома) 39. О племени голядь, локализированном на реке Протве, отделенном от остальных литовцев, я уже упоминал выше.

В позднейший период произошло дальнейшее перемещение племён и изменение их названий. Пруссы стали с XIII века исчезать, особенно после того, как они в 1283 году были окончательно порабощены. Прусский язык еще в XVI веке влачил жалкое существование, и уже в 1684 году, по свидетельству Гарткноха, не было ни одной деревни, где бы понимали по-прусски. Литва разделилась на две части: Верхнюю Литву (в области Немана и Вилии), называемую Аукштота, и Нижнюю (на запад от Невяжи) Жемайтию, по-польски – жмудь. О Галиндии и Судавии в Восточной Пруссии уже упоминалось выше.

Последним значительным племенем в XIII веке являлись ятвяги (по-польски Jadzwing). Это племя известно, правда, и Киевской летописи по походу Владимира на них в 983 году , однако где обитало это племя, говорят лишь позднейшие летописи XIII века, помещающие его за реки Нарев и Бобру , в озерные области Пруссии , куда они пришли незадолго до этого со своих первоначальных поселений, находившихся дальше к востоку40. Таким образом, ятвяги обитали в Полесье, и нынешние русские и польские полешане (Pollexiani в польской хронике) – потомки ятвягов. Дрогичин на Буге, однако, не был их округом, как это считалось ранее. В пользу этого нет исторических доказательств, а старые археологические находки в окрестностях Дрогичина, насколько мне известно, носят славянский характер.

————————————————- ***

1. См. A. Meillet, Le monde Slave, 1917, III–IV, 403.

2.И. Филевич, История древней Руси, I, с. 33, Варшава, 1896; Н. Надеждин, Опыт исторической географии, 1837.

3. А. Шахматов, Bulletin de l’Acad. imp. des sc. de St. Petersbourg, 1911, 723; I. L. Pic, Staroźitnosti, II, 219, 275.

4. Волоком назывался низкий и узкий перешеек между двумя реками, через который легко было перетащить лодку с товарами из одной реки в другую. В переносном значении волоком называлась также и область, где были такие волоки, в частности область у истоков Днепра, Двины и Волги. Отсюда в древней Руси земли за этой областью называли Заволочье.

5. Дон был связан с Волгой известным волоком между Царицыном и Калачом.

6. См. об этом подробнее у Н.П. Барсова, Очерки русской исторической географии, Варшава, 2 е изд., 1885.

7. См. «Slov. star.», III, 231.

8. На основании этого родства и древнего соседства и возникли известные теории о славянском происхождении даков, которые, разумеется, являются ошибочными, если считать даков собственно славянами.

9. См. «Slov. star.», I, 217.

10. Следует обратить внимание хотя бы на слова богь, ватра, соха, куръ, секера, топоръ и т. д.

11. Я. Пейскер, исходя из ряда предположительных тюрко-татарских слов, перенятых славянами ещё до нашей эры, говорит о жестоком рабстве, от которого издавна страдали славяне, находясь под тюрко-татарским игом. Виновниками этого рабства, по его мнению, были начиная с VIII века до н. э. скифы.

12. См. «Slov. star.», I, 512. Из русских историков можно назвать, например, Д. Иловайского, В. Флоринского, Д. Самоквасова.

14. lord., Get., 119, 120.

15. Теории о предполагаемом славянстве гуннов в историографии, собственно, уже забыты. Эту теорию выдвинул в 1829 году Ю. Венелин в сочинении «Древние и нынешние болгары» (Москва), а после него ряд русских и болгарских историков, включая в конце XIX века и В. Флоринского, И. Забелина и Дм. Иловайского. Заслуга опровержения этой теории (одновременно с гуннами славянами считали также собственно болгар и роксоланов) принадлежит М. Дринову, В. Миллеру и особенно В. Васильевскому (см. его работу «О мнимом славянстве гуннов, болгар и роксолан», ЖМНП, 1882–1883).

16. Theoph. (ed. Boor), 356, 358; Nicephoros (ed. Boor), 33. Помимо этих наиболее старых источников по истории Болгарии, из современных работ см. в первую очередь Златарский, История на българската държава, I, София, 1918, 21 151.

17. В 922 году эти болгары приняли ислам и поддерживали тесные культурные и особенно экономические отношения с восточными славянами. Государство волжских болгар было для славянской Руси во времена неурожаев и голода житницей. В результате этих связей происходило и значительное смешение болгар со славянским элементом, поэтому Ибн Фадлан и некоторые другие ошибочно объявили волжских болгар славянами . Арабские писатели в отличие от волжских болгар обозначают западных болгар именем Бурджан (Burdżan) .

18. См. «Slov. star.», II, 201–202.

19. Между тем в течение IX века через Южную Русь прошли также угры -племена финского происхождения, которые вышли с Дона около 825 года и около 860 года оказались на нижнем Дунае, окончательно заняв Венгрию в конце IX века (896). См. далее, на с. 185. Между 851–868 годами на пути из Херсона в землю хазаров с ними встретился славянский апостол Константин.

20. «Повесть временных лет», изд. АН СССР, 1950, т. I, с. 31.

21. Ибрагим ибн Якуб, цит. соч., 58.

23. Записки Русского археологического общества, т. XI, новая серия, СПб., 1899, с. 188. По данным археологии, следы финской культуры мы в настоящее время можем проследить вплоть до Тамбова, Рязани, Москвы и истоков Волги.

24. См. выше, с. 30–32, и то, что я писал об этом в статье «Новые теории о прародине славян» (ССН, 1915, XXI, 1). Впрочем, в последних работах Шахматов и сам признал недостаточность своих доказательств (Revue des Etudes slaves, I, 1921, 190).

25. См. R. Meckelein. Finn. ugr. Elemente im Russischen. – Berlin, 1914. – 1.12, 16.

26. В этом месте Иордан пишет (Get., 116, 117): «Habebat si quidem quos domuerat Golthescytha, Thiudos, Inaunxis, Vasinabroncas, Merens, Mordens, Imniscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenas, Goldas». Среди литературы, уделившей внимание толкованию этого места у Иордана, укажу на основные работы: Miilenhoff, Deutsche Altertum skunde, II, 74; Th. Grienberger (Zeitschrift f. d. Alt., 1895, 154) и I. Mik kola (Finn. ugr. Forschungen, XV, 56 и сл.).

27. См. Miklosich, Etymologisches Worterbuch, 357. Это выражение в устах славян первоначально означало чужого человека ; чешское cuzi , русское чужой , церковнославянское чуждь являются одним и тем же словом. Русские до сих пор называют некоторые финские племена чудь .

28. Мещеру обычно отождествляют с буртасами восточных источников. В топографической номенклатуре бассейна Оки, например в окрестностях Рязани, до сих пор сохранилось много следов их наименований.

29. Meillet, Les dialects indoeuropeens, Paris, 1908, 48 si.

30. Hehn, Kulturpflanzen und Haustiere (VI vyd., 324); Krek, Einleitung in die slavische Literaturgeschichte, Graz, 1887, 216.

31. F. Tetzner (Globus, 1897, LXXI, 381); J. Rozwadowski. Materiały i prace korn. jęz. – 1901,1; A. Bielenstein. Atlas der ethnol. Geographie des heute und prach. Lettenlandes. – Petersburg, 1892; L. Niederle. Slovansky svgt. – Praha, 1909. – 15.

32. А. Кочубинский, Территории доисторической Литвы, ЖМНП, 1897, I, 60.

33. См. выше, с. 30. А. Погодин выводит наименование «Неман» из финского языка.

34. См. Е.Ф. Карский. Белорусы. I. – Варшава, 1903. – 45, 63.

35. Голядь упоминается в древнейших русских летописях (Лаврентьевская, Ипатьевская) под 1058 и 1146 годами. См. также А.И. Соболевский, Изв. имп. акад., 1911, 1051. Часть голяди, разумеется, уже позднее под давлением славян переместилась на запад, в Пруссию (Галиндия) .

36. Steph. byz. s. v. Ώστιωνες.

37. В тот период у германцев возникло скрещение наименования аэстиев с германским осты (Alfred); Остланд – люди на востоке, область на востоке. 38. См. с. 151.

39. ПВЛ, АН СССР, I, 13, 210.

40. Н.П. Барсов. Очерки русской исторической географии. – Варшава, 1885.–40, 234.

Загрузка...