musings.ru

Памятник античной культуры – Пантеон в Риме (храм всех богов). Пантеон в Риме – храм всех богов

Пантеон - одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек, к тому же вплоть до XIX века не существовало купола большего диаметра. Название храма греческое и означает “храм всех богов”.

Памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: “М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT”, что в переводе звучит как: “Марк Агриппа, избранный консулом в третий раз, воздвиг это”. Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 году н.э. Однако сам характер постройки и штампы на кирпичах, которыми облицованы бетонные стены, говорят о том, что здание было возведено около 126 года н.э., во время правления императора Адриана: его биограф сообщает, что император восстановил Пантеон и многие другие храмы, сохранив имена их основателей. Работы, проведенные при Септимии Севере, вероятно, ограничивались обновлением мраморной отделки, стуковой облицовки и других второстепенных деталей.

Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое возвел на этом месте Марк Агриппа, сильно пострадало от пожаров в 80 н.э. и в начале 2 в. н.э.


Огромный купол и ротонда представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками. Для облегчения конструкции ротонда расчленена семью большими симметрично расположенными нишами (четыре проямоугольных и три полуциркульных), место восьмой ниши занимает вход. Кроме того, с той же целью в толще сегментов сделаны еще восемь скрытых ниш поменьше. Полусферический кессонированный купол имеет в центре круглое обрамленное бронзовым бордюром отверстие (окулус) диаметром около 9 м, через которое и проникает свет. В период полдня через это отверстие проникает наиболее сильный световой столб. Свет “не растекается”, а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.


Ротонда Пантеона , выложенная из кирпича и облицованная мрамором, в своей структуре обозначает сложную символику космоса, а “око” на вершине купола - символ солнечного диска, единственный источник света в здании. Есть легенда, что отверстие в куполе пробили злые духи, заметавшиеся в поисках выхода при звуках первой мессы.


Состав бетона менялся в зависимости от высоты купола: на нижних поясах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, на верхних - крошка туфа и легкой пемзы. Купол поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания в целом почти равна внутреннему диаметру ротонды (43,5 м) и достигает 42 м. Пол вымощен разноцветным мрамором; облицовка стен ротонды выполнена также из разноцветного мрамора.

Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.


Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда).


В погребены некоторые известные люди Италии, в частности, в одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II, и короля Умберто I.


Пантеон (Pantheon ) - «храм всех богов» - одна из самых известных достопримечательностей Рима и инженерное чудо античности. Пантеон расположен в центре Рима на piazza della Rotonda (пьяцца дeлла-Ротонда).

Он был пoстpoeн при Августe (27 дo н. э.), позжe был пeрeстроeн вo вpeмeна пpaвлeния Траяна (98-117), прeдпoлoжитeльно, пo пpoeкту Аполлодора Дамасского, и завeршeн при импepаторe Адрианe (126). Haзвaниe Пантеона пepeводится c грeчeского кaк «пocвящeнный всeм богам». Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».

Посетить Пантеон в Риме:

Адрес: Piazza della Rotonda

Вход: бесплатный

Время работы:

  • По будням и в субботу 9.00-19.30
  • По воскресеньям 9.00-18.00
  • В праздники 9.00-13.00
  • Закрыто 25 декабря, 1 января

Послежний вход за 15 минут до закрытия

В очереди в Пантеон можно провести от 5 минут до 1 часа, в среднем придется ждать около 15 - 20 минут.

Архитектура пантеона

Xрам соcтoит из ротонды и портика. Портик пoкoится нa шeстнадцати кoлoннаx коринфского ордeра c бeломpaморными капитeлями, eгo ширина cocтавляeт 30 м, a глубина - 14 м.

Ротонда пeрeкрыта полусфeричeским кeссонированным куполом диамeтром 43,3 м (бoльшe, чeм купол ). Расстояниe oт пола дo вeршины купола тaкжe cocтавляeт 43,3 м. В цeнтpe купола нaxoдится окулус , отвeрстиe диамeтром 9 м. Это eдинствeнный источник свeта - окон в здании нeт. Пол и стeны ротонды облицованы разноцвeтным мpaмором.

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.

День всех святых

13 мая 609 года византийский император Фока подарил пантеон папе Бонифацию IV и xрам прeoбpaзовали в xpиcтианскую церковь Санта-Мария-ад-Мартирeс (Santa Maria ad Martyres - Святой Марии и Мучеников ) , и блaгoдapя этoму Пантеон соxpaнился значитeльно лyчшe дpyгиx античныx xрамов. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине 8 века папа римский Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С тех пор 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.

Мавзолей в Пантеоне

Со вpeмeн Возрождeния Пантеон стaл национальным мавзолеем. Жeланиe быть здecь поxоронeнным высказал в cвoeм завeщании Рафаэль. Капелла , гдe сeйчac нaxoдится eгo гробница, былa отpecтаврирована нa eгo срeдства, a эпитафия нa саркофагe гласит: «Здecь лeжит тот, при жизни кoтopого мать всeгo сущeго, природа, боялась быть побeждeнной, a пocлe eгo смeрти боялась yмepeть». Слeвa помeщeн бюcт вeликого мacтepа (Джузeппe Фабриса, 1833). В Пантеонe тaкжe поxоронeны короли Италии,

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где находится?

«Ангельский, а не человеческий дизайн”… эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен, Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия он остается таким же величественным, каким он был в начале своей жизни.

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda в Риме (Италия). Сегодня все указатели говорят «Базилика Санта-Мария-Мартир» или «Базилика Святой Марии и мучеников».

У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином — Всебожие.
Другое значение слова — монументальное здание, в котором захоронены великие личности.

Римский Пантеон и его нераскрытая тайна

Здание Пантеона до сих пор окутано тайной. В чём первоначальное назначение храма? Нам говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура храма сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.


Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно (здание) получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса».

Очень вероятно, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным.

Что сделал византийский император с Пантеоном?

Сегодня Пантеон - это католическая церковь. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию (Вонифатию) IV. С тех пор он использовался как христианский храм. Начиная с 609 г. каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Чего мы уже никогда не увидим в храме?

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над надписью) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отметил самый большой в мире цельный блок Лукулланского черно-красного мрамора. Входя в Пантеон впервые, посетитель не предполагал, что попадёт в просторное круглое помещение. Его форму скрывают здания вокруг, а вход — прямоугольный.

Контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством поражает и сегодня. Но в древности он был еще более впечатляющим: внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии, этого драгоценного металла было в избытке. Золото, должно быть, символизировало высшие уровни земной атмосферы. Считалось, что они состоят из чистого огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид. Теодор Моммзен (1817-1903 гг) предположил, что в них должны были стоять статуи семи планет. Также была статуя Юлия Цезаря, признанного после смерти небесным Богом.

Порядок их не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Таким образом, семь апсид символизировали Вселенную.

Фактически вы можете храм созерцать таким же, каким видели его древние римляне, только разграбленным. Конечно, здесь появился христианский алтарь, фрески святых, но размеры здания, его форма наряду со значительной частью его украшений, остались прежними.

Купол Пантеона и философия Платона

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире. Он больше купола Св. Петра в Ватикане , построенного в 16 веке.

Самым поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании. Это - непревзойдённая жемчужина архитектуры Древнего Рима!


Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. By Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Философские идеи Платона быстро набирали популярность во II веке. Они объясняют функцию купола с отверстием в космологическом дизайне Пантеона. Боги могут перемещаться из нашего мира за его пределы. В то же время они являются проявлением единого Всебожественного начала - Пантеона. Теперь понятно, о чём говорил Кассий Дион?

Поток воздушного света через 6-метровое отверстие открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по позолоченному куполу. Своеобразный планетарий.

В единственный день года луч свет падает прямо перед входом. Кто-то утверждает, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, кто-то — в день весеннего солнцестояния (23 марта), другие — в день летнего равноденствия (23 июня). Где правда?

Купол римского Пантеона (125 г.) в диаметре больше, чем купол собора Св. Петра Микеланджело (1506 г) в Ватикане и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески (1436 году).

Сколько было Пантеонов?

Этот Пантеон … не оригинал! Не пугайтесь — это все еще единственный античный храм, не разрушенный и не испорченный в период средневековья. Но третья его версия.

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э. (более 2000 лет назад), но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построили (или восстановили) в 125 г. во времена правления императора Адриана.

Что за странная надпись над входом?

Это, кстати, объясняет надпись над крыльцом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры …. так как это возможно?

Известно, что на всех архитектурных сооружениях, которые император Адриан создавал во время своего правления, он никогда не писал своего имени, за исключением храма своего отца Траяна.

Может потому, что римский Пантеон был восстановлен, он имеет надпись своего основателя Марка Агриппы?

Кто построил Пантеон в Риме?

Предположительно зодчим, соорудившим Пантеон, считается Апполодор родом из Дамасска. Он был архитектором моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и других сооружений и любимцем Траяна.

Но и сам Адриан, как архитектор, тоже мог принимать участие в работе. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Обиженный император сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектурные «фишки» Пантеона в Риме


Поперечное сечение Пантеона показывает, как сфера диаметром 43,3 м вписывается под его купол. Вy derivative work: Cmglee — This file was derived from: Baukunst Etrusker Römer.jpg : , CC BY-SA 3.0 , Link

Сочетание в едином архитектурном ансамбле прямоугольной и округлой форм представляет большие архитектурные затруднения. Но архитектор превосходно справился с задачей, объединив целлу и ротонду.

Также он знал о природе своих строительных материалов. Поэтому более легкие материалы находятся в верхней части купола. На самом низком уровне использовал травертин, самый тяжелый. Затем применил смесь травертина и туфа, после туф и кирпич. И, наконец, пемза — самый легкий и самый пористый из материалов на потолке купола.

Кто захоронен в римском Пантеоне?

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных фигур в итальянской истории. Прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитого художника эпохи Возрождения Рафаэля и его невесты покоятся здесь.

Трагичная история преданной любви

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

В чём совершенство архитектуры Пантеона в Риме?

Здесь каждый может ощутить себя божеством, приобщиться к вечности. Не нужно знать никаких религиозных догм - преображение совершает архитектура.

Это - храм всему миру, всей бессмертной существующей природе. Он объединил в себе всё: землю и небо, людей и богов, преходящее и вечное.

Римский Пантеон открывает человеку его духовные тайны. Может в этом и кроется причина его столь долгой жизни?

Римский Пантеон — «храм во имя всех богов».

Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой — зятем императора Октавиана Августа — в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это». Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска — великий римский архитектор и фаворит императора Траяна. Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду. Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра.

Всевидящее око Пантеона.

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света — 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба. По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов. Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

Римский Пантеон — храм язычников и католиков.

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов — Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. На алтаре, расположенном точно под куполом, сжигали жертвенных животных. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь. С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. Легенда гласит, что во время освящения храма языческие духи покинули Пантеон и вылетели через купол, пробив в нём отверстие. Именно так и появилось всевидящее око, о назначении которого до сих пор спорят учёные.

Римский Пантеон — национальный мавзолей.

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».

Пантеон в Риме – это античный храм, посвященный древнеримским богам и воплощение величия Римской Империи. Предполагается, что он был построен во 2 веке н.э. на месте храма, построенного в 27 веке до н.э. Марком Агриппой. В 7 веке Пантеон был переосвящён в католический храм. Сегодня это достижение античности находится на площади дела Ротонда (Piazza della Rotonda).

Пантеон представляет собой огромную ротонду, накрытую полусферическим куполом диаметром 45 метров. Зодчие смогли достичь гармонического равновесия между высотой здания и его диаметром. Благодаря инженерным расчетам, купол не давит на посетителей своей массой, а торжественно возвышается, подобно небосводу.

Высота сооружения почти равна его диаметру и составляет 42 метра . Основной особенностью Пантеона является отверстие по центру купола диаметром 9 метров, называемое «Око Пантеона». Через него внутрь храма попадает воздух и свет.

Око Пантеона

Изнутри поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления обладают не только декоративным, но и конструктивным значением. За счет них значительно снижалась масса свода. Было подсчитано, что вес купола составляет 5 тысяч тонн . Но с увеличением высоты свода, его толщина и масса уменьшаются. Так, например толщина бетонной массы в основании равна 6 метрам, а возле Ока Пантеона – 1,5 метра.

Вход

Вход в храм подчеркивает портик из шестнадцати гранитных коринфских колон. Попасть в храм можно через римский портал, датированный римской эпохой. Стены, на которых держится купол, изнутри облицованы мрамором и разделены на 2 яруса. Нижний ярус в свою очередь разбит на 7 одинаковых ниш, для облегчения конструкции.

Место захоронения великих людей

Пантеон – одно из немногих , сохранившееся до наших дней без изменений. Все время своего существования он привлекал внимание как художников и ученых, так и простых обывателей. считал его ангельским творением. (Raffaello Santi) хотел быть похороненным в храме, который, по его мнению, соединял в себе людей и богов. Великий художник был похоронен в Пантеоне. Это событие стало новым этапом истории античного храма. Он стал местом захоронения для великих и известных людей.

С архитектурной точки зрения, Пантеон – практически единственное монументальное сооружение, гармонично сочетающее грандиозность и изящество. Его облик оказал немалое влияние на архитектуру, как своего времени, так и последующих.

Не смотря на прошедшие века с их потерями и приобретениями, Пантеон, как и раньше, остается настоящим подтверждением величия Римской империи.

Найти отель рядом с Пантеоном

Билет для посещения Пантеона не требуется, так как вход бесплатный . Время работы с 9 до 19 часов, ежедневно. Меньше всего туристов в первый час после открытия – это время мы и рекомендуем для визита нашим читателям.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Загрузка...