musings.ru

Накопительная пенсия или страховая что лучше. Что выбрать накопительную или страховую пенсию

Если гражданин делает выбор в пользу формирования накопительной пенсии, то уменьшаются пенсионные права на формирование страховой пенсии и наоборот.

Страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции.

Накопительная пенсия – это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии. Запомните, пожалуйста, накопительная пенсия не индексируется государством и наследуется правопреемниками.

По новым правилам размер накопительной пенсии будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на период ожидаемой выплаты пенсии – сегодня это 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.

  • Отказаться от формирования накопительной пенсии можно:

в беззаявительном порядке, если вы никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании, включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда, так называемый «молчун», и не подадите заявление до 31 декабря 2015 года;

в заявительном порядке: если вы в предыдущие годы хотя бы единожды подавали такое заявление, и оно было удовлетворено, то для отказа от дальнейшего формирования накопительной пенсии вам следует подать заявление в клиентскую службу Пенсионного фонда России.

В случае отказа от накопительной пенсии увеличивается страховая пенсия, так как все страховые взносы работодателя будут поступать на её формирование.

  • Принять решение о формировании накопительной пенсии можно:

— в заявительном порядке, если вы никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании, включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда, так называемый «молчун». Тогда вам следует подать заявление о выборе УК либо НПФ в клиентскую службу Пенсионного фонда России по месту жительства. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании;

— в беззаявительном порядке, если вы в предыдущие годы хотя бы единожды подавали такое заявление, и оно было удовлетворено.

Вопрос риторический, оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Если вы остаетесь в накопительном сегменте, то вы сохраняете и продолжаете наращивать свои накопления. Эти средства по-настоящему «личные»: если человек умирает до выхода на пенсию, их могут получить правопреемники. Минус — инвестирование денег проводят частные структуры, самому работнику нужно постоянно следить за результатами работы выбранной УК или НПФ, принимать решение об их замене, если они не обеспечивают нормальную доходность. При этом, хотя государство контролирует деятельность участников пенсионного рынка, полных гарантий возвращения всех средств в случае, например, банкротства нынешнее законодательство не предусматривает. «В случае чего» возвращать будут номинал.

Отказ от участия в накоплении означает, что человек полностью полагается на государство, на его условия и правила при назначении страховой пенсии. Влиять на ее размер можно не «напрямую», как с накоплениями, а лишь «косвенно» — стараясь работать дольше (длительный стаж дает бонусы), с высокой зарплатой.

Последние "дискуссии" в СМИ и решение о заморозке накопительных пенсий, которое практически можно считать уже принятым, побудили нас написать об этом пресловутом "институте" и разобраться в нем поподробнее.

Разберемся, что такое "заморозка", что собираются замораживать и у кого. Согласно действующему законодательству каждый работодатель перечисляет за работающего у него гражданина 22% от его заработка в ПФ в виде страховых взносов. Это делают все - как решившие формировать только страховую пенсию, т ак и решившие формировать наряду со страховой пенсией накопительную. У тех, кто формирует только страховую пенсию на формирование их пенсионного капитала идут 16%, а 6% поступает в общий котел. У тех, кто решил формировать как страховую, так и накопительную пенсию, пропорции иные - 10% идет на формирование страховой пенсии, 6% на накопительную пенсию (НП), а 6% также поступает в общий котел. Что происходит далее с 6%, перечисленными на формирование накопительной пенсии? Эти 6% "изымаются" из бюджета ПФ и перечисляются либо в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), либо передаются в Управляющие компании (УК). Там эти деньги по задумке авторов должны работать (крутиться), принося "инвестиционный доход" как будущим пенсионерам, так и топменеджменту этих компаний. Тем самым ПФРФ лишается довольно значительных средств - до 300-450 миллиардов рублей в год. Однако всю сумму, которую ПФ перечисляет в НПФ и УК Госбюджет компенсирует (возвращает) пенсионному фонду трасфертами (перечислениями). Выглядит это странновато.


Странное здесь то, что Государство почему-то решило выступить "благодетелем" и по сути за свой счет развивать институт накопительной пенсии. Причем делает это, начиная с 2002 г. В такой схеме ПФ выступает в роли транзитера государственных денег и их учетчиком. Если отбросить промежуточное звено - ПФ, то деньги, попадающие в НПФ и УК по сути своей Госбюджетные. По разным данным туда на сегодня уже "ушло" до 3 триллионов рублей. Придумал и разработал сей "институт" накопительных пенсий Минфин, возглавлявшийся тогда А. Кудриным. Ну и естественно возникает вопрос - н е способ ли это "трансформации" государственных денег в негосударственные через привязку к процессу будущих стариков и за их счет?

Казалось бы - копить, не копить на старость (помимо страховой пенсии) - добровольное дело граждан. Можно было бы просто создать отдельные и не связанные ни с пенсионным фондом, ни с Государством структуры - "добровольные НПФ". А далее - хочешь копить отдельно от ПФ - выбери кому отдать свои деньги и ожидай результатов. Не понравилось в одном месте - переложи в другое или забери. Сделать это можно самостоятельно, добровольно, без участия Государства и ПФ и не в ущерб страховой пенсии. Почему Государство вдруг "организовывает" накопительный процесс в рамках обязательного пенсионного страхования с непременным участием ПФ, "отбором" у него части страховых взносов в пользу накоплений, а потом компенсацией "отобранной" части? Да потому, что такой обязательный формат гарантирует непрекращающий поток денег в НПФ и УК от Государства. В добровольном формате НПФ и УК должны были бы сами заботиться о притоке средств граждан, показывать высокую доходность и трудиться не покладая рук - а иначе люди деньги им не понесут и не доверят.

О фициальные аргументы, которые повторяются постоянно как мантры-заклинания поборниками накопительной системы, таковы:

  • Следует предоставить людям возможность самостоятельно распоряжаться хотя бы частью своего пенсионного капитала.
  • Деньги, хранящиеся в НПФ и УК - это "длинные деньги" (т.е. предоставленные в безраздельное пользование на 15-20 лет), крайне необходимые для развития экономики страны и финансирования различных долгосрочных проектов. В результате их инвестирования будет получен инвестиционный доход, который получат в том числе и будущие пенсионеры через 15-20 лет.

Вроде все разумно. Однако в реальности "получилось как всегда".

Во-первых, возможностей у граждан оказалось только две - принимать решение "копить, или не копить" и выбрать из предложенного списка конкретный НПФ или УК. Во-вторых, НПФ и УК, получив длинные деньги, которые у них потребуют вернуть только через 15-20 лет, пустили их не на долгосрочные инвестиционные проекты, не на развитие экономики, а занялись традиционными для финансовых инвесторов "играми" - спекуляциями на фондовом и валютном рынках, размещением средств в банках под проценты, покупкой государственных ценных бумаг и т.д. Инвестиционный доход от этого конечно тоже есть, но за прошедшие 13 лет он почему-то оказался существенно (в среднем порядка 4,7% при средней инфляции за тот же период - 9,7%). По факту произошло обесценивание той части пенсионных капиталов граждан, которые они "доверили" НПФ и УК. Заметим, что страховая часть пенсионного капитала за это же время индексировалась выше уровня фактической инфляции. Иначе говоря, НПФ и УК пообещали людям приумножить их пенсионные накопления, но этого сделано не было - "не шмогла"... В итоге пенсионные капиталы граждан, втянутых в накопительную систему, не приумножились, а обесценились. Тем не менее, почему-то инвестиционного дохода хватило и на безбедное существование НПФ и УК в течение 13 лет (помещения, компьютеры, оргтехника, автотранспорт...), и на выплату зарплат своим сотрудникам, и на создание ассоциаций, и на рекламные расходы по привлечению новых граждан к участию в "накопительной игре", и на "обсуждения" в СМИ ее полезности для общества и государства.

Госбюджет регулярно финансировал все эти процессы до тех пор, когда денег вдруг стало не хватать и "неожиданно" выяснилось, что "король-то, похоже, голый". Да и общественное мнение стало задавать неприятные вопросы с просьбой объяснить - на что тратятся и уже потрачены немалые государственные деньги, где сработали эти длинные (государственные) деньги, где инвестиционный доход?. Поэтому в 2013 г., и появилось решение о "заморозке" накопительной части пенсий. Что это означает?

Заморозка накопительной части пенсий означает следующее - прекращение передачи средств граждан из ПФ в НПФ и УК , средств, которые направлялись ими на формирование накопительной пенсии (6%). Средства граждан при этом не пропадают и не "замораживаются", а перенаправляются (в дополнение к 10%) на формирование страховой пенсии (10% + 6% = 16%).

Граждане не страдают, а спасают от обесценивания 6% своих страховых взносов и формируют на период заморозки только страховую пенсию. Госбюджет при этом избавляется от необходимости (своего добровольного обязательства) ежегодно компенсировать пенсионному фонду соответствующие средства в размере 350-400 миллиардов рублей, которые до заморозки ПФ перечислял в НПФ и УК. В "выигрыше" оказываются все, кроме НПФ и УК. Последние лишаются стабильного притока денег и возможности распоряжаться ими в течение 15-20 лет или, по версии их руководителей, лишаются "длинных денег, необходимых для развития экономики". Хотя сильно потерпевшими их тоже считать нельзя - в распоряжении НПФ и УК по-прежнему остаются уже перечисленные туда деньги (по разным оценкам до 2-3 триллионов рублей) и они по-прежнему имеют возможность ими распоряжаться и "наращивать". Кто виноват? Сами НПФ и УК и виноваты - работали бы как обещали, возможно никто бы их полезно работающие капиталы и не тронул.

Попробуем теперь понять - во что выливается участие в накопительной системе для конкретного гражданина и как это отразится на размере его будущей пенсии. Для этого р азберем последствия принятия одного из решений:

  • Формировать только страховую пенсию (СП) и не формировать накопительную пенсию (НП).
  • Наряду со страховой пенсией (СП), формировать и накопительную пенсию (НП).

Для сравнения возьмем трех граждан, у которых за 20 лет до выхода на пенсию сформировались (из страховых взносов) одинаковые пенсионные капиталы (ПК) в размере, например, 500 тысяч рублей. Выясним, как этот «стартовый» пенсионный капитал прирастет за 20 лет, в зависимости от выбранного гражданами варианта поведения.

· Гражданин 1 - Формировал только страховую пенсию, от формирования накопительной пенсии отказался. На его лицевом счету - 500 тысяч рублей, которые государство гарантированно ежегодно (по крайней мере так было до сих пор) индексирует на уровень не ниже инфляции. Для расчета возьмем цифру средней индексации государством пенсионных капиталов за последние 12 лет - 9%.

· Гражданин 2 - Формировал наряду со страховой, и накопительную пенсию - его решение - СП+НП. На его лицевом счету также 500 тысяч рублей. Однако они, в соответствии с его решением, «разделены» следующим образом - «страховой пенсионный капитал» (СПК), который пойдет на страховую пенсию - 312 500 рублей (10/16 от 500 тыс. руб.), «накопительный пенсионный капитал» (НПК), который пойдет на накопительную пенсию - 187 500 рублей (6/16 от 500 тыс. руб.). Индексироваться эти части капитала будут по-разному - страховая часть (СПК) ежегодно на 9%, накопительная (НПК) на 5% (средняя цифра доходности НПФ и УК за 10 прошедших лет по данным Счетной палаты и ПФР). Полагаем также, что НПФ или УК, выбранные гражданином, «проживут» все 20 последующих лет и не обанкротятся.

· Гражданин 3 - По начальным условиям полностью совпадает с «гражданином 2». На его лицевом 500 тысяч рублей - из них на страховую пенсию (СПК) 312 500 рублей, на накопительную пенсию (НПК) - 187 500 рублей. Отличие от «гражданина 2» будет заключаться в том, что выбранный им НПФ к концу 20-летнего периода обанкротится. Поэтому страховая часть его капитала (СПК), как и у первых двух, ежегодно будет индексироваться на 9%, а накопительная часть капитала (НПК) к концу 20-летнего периоды останется неизменной и не прирастет, так как в случае банкротства НПФ, государство гарантирует возврат только «номинала» - т.е. стартовых 187 500 рублей.

Прирастать капиталы будут за счет ежегодной индексации государством «страхового пенсионного капитала» (СПК) на уровень не ниже инфляции и доходности НПФ, которую они берутся обеспечить, размещая на финансово-инвестиционных рынках пенсионные деньги и получая от этого доход.

Применяя формулу сложных процентов к СПК и НПК, мы рассчитали во что превратится стартовый пенсионный капитал (ПК) наших «игроков», размером в 500 тысяч рублей к концу 20-летнего периода - к моменту их гипотетического выхода на пенсию. Посмотрите, что получилось.



Заметим, что если в расчетах дополнительно учесть рост пенсионного капитала за счет поступления от гражданина страховых взносов в течении этих 20 лет, то размер убытков будет более значительным.

С 2010 г. пенсионные отчисления формируются на основе страховых и накопительных программ. Они отличаются по способу формирования, накопления и выплаты.

Оба варианта характеризуются индивидуальными размерами, исходя от объема заработной платы будущего пенсионера, и подлежат государственному обеспечению.

В чем отличие

Накопительная форма отчислений доступна для самостоятельного расчета и распоряжения, страховые выплаты не подлежат прогнозированию будущей пенсии из-за внесения изменений процентов и порядка начисления.

Формирование страхового резерва основано на обязательных выплатах от 01.01.2002 и преобразования пенсионных прав, приобретаемых до 2002 г., они включают фиксированную базовую ставку по наступлению пенсионного возраста (2 962, 07 руб.).

Физически эти средства используются для выплаты пенсионных начислений населению пенсионного возраста.

Накопительные средства подлежат:

  • добровольным взносам в ПФ и коммерческие компании (из собственных сбережений и отчислений работодателем);
  • обязательным отчислениям с з/п трудоспособного населения 1967 г. рождения за счет страховых взносов в ПФ (6%).

Накопительная пенсия для мужской половины населения 1953- 66 гг. и 1957-66 гг. рождения формируется на основе страховых выплат, поступивших на накопительные счета до 2002 — 2004 гг.

С 2005 г. эти отчисления отменены в связи с изменениями действующего законодательства. Однако, указанная группа граждан оставляет за собой право выбора УП или НПФ для инвестирования накопительной пенсии.

Накопительная пенсия учитывается на отдельном счету в ПФР, по первому требованию она перечисляется УП или НПФ.

Кратко для запоминания:

  1. Страховые выплаты включают базовые ставки и накоплений с з/п, перечисляемых работодателями в ПФ, рассчитываемые по формулам и коэффициентам. Согласно действующему законопроекту, размер пенсии зависит от трансферта в ПФ из бюджета (к нему привязывается стоимость коэф. пенсии) и порога з/п. Этот порог планируется поднять до 2021 г. с 1,6 до 2,3 средней з/п. На протяжении этого периода существует риск значительного уменьшения страховой пенсии. Граждане заинтересованы в выгодном сокращении ее доли.
  2. Накопительные взносы предусмотрены для граждан младше 1967 г. и включают отчисления из з/п. Для всех категорий и возрастов предусмотрена возможность добровольных вкладов в ГПФ.

Плюсы и минусы накопительной пенсии

Основным преимуществом выступает получение гарантированной суммы накоплений, выбранной и указанной в договоре. К уплаченным средствам начисляется сумма дохода, получаемая в результате инвестиционной деятельности страховых компаний.

Накопительные отчисления подлежат самостоятельному распоряжению в установленных рамках:

  • полного и частичного получения суммы инвестированных капиталов при условии, если размер этой части не более 5% от объема страховых взносов;
  • самостоятельного пополнения за счет отчислений из з/п и собственных средств;
  • указание длительности периода для выплаты накопленной части производится клиентом самостоятельно, но не менее 10 лет;
  • неизрасходованные средства накопительной части пенсии при преждевременной утрате лица, отчисляются наследникам или другим людям на основе его распоряжения;
  • в случае инвалидности застрахованное лицо освобождается от уплаты взносов, эти платежи до окончания программы осуществляет страховая организация;
  • возможна передача своих накоплений государству или смена НПФ по желанию клиента;
  • при правильном выборе компании или НПФ, накопительные отчисления могут расти быстрее страховых. В рамках предлагаемых программ, сумма будущей пенсии зависит от уровня риска, обусловленного надежностью и популярностью предоставляющей услуги организации (можно выбрать проверенный вариант, но с меньшей суммой дохода или более молодую, но перспективную компанию);
  • увеличение уровня замещения пенсией з/п. При выходе на пенсию для нормального подержания уровня жизни граждане РФ должны получать близко 40% средств от внесенной з/п (при заработке в 100 тыс., размер пенсии, согласно действующему законодательству, составляет в 40 тыс.). Среднестатистический показатель нынешнего поколения варьирует в пределах 25-27%;
  • клиентам предоставляется возможность снижения величины взноса при уменьшении уровня доходов. Например, заморозить платежи до 12 мес.

Недостатки накопительной пенсии:

  1. Высокий уровень риска. Однако, накопительная часть сопровождается гарантийным обеспечением государства и возможная сумма потерь заключается в доходности от инвестирования, объем взносов останется без изменений.
  2. Комиссия за услуги. НПФ работают за вознаграждение, но приятной новостью выступает оплата за услуги из накопленной прибыли. В случае инфляции, клиент получает чистую сумму инвестированных средств.
  3. Жесткая платежная дисциплина (своевременная уплата).
  4. Отсутствие отчета об использовании инвестированных капиталов страховой компанией.
  5. Преждевременное расторжение накопительной программы (в первые 2-3 года) подвергается риску лишения прибыли.
  6. Снижение риска за счет увеличения страховых резервов, что требует дополнительной оплаты.
  7. Существует риск передачи своих пенсионных сбережений мошенникам.

В целом, накопительная пенсия позволяет самостоятельно повлиять на сумму будущих отчислений. Главное, детально подойти к вопросу нюансов и доходности действующих предложений, это позволит уменьшить риск или полностью избежать его.

Достоинства и недостатки страховой части

Страховые выплаты подлежит гарантийному обеспечению государством и ежегодному индексированию. «Мы наблюдаем, как пополняется количество банкротов НПФ, их клиенты теряют накопленную доходность, возмещаемые страховыми взносами, обесцененными в ходе инфляции», - утверждает глава ПФР.

Гражданам РФ предлагается возможность увеличения суммы своей пенсии за счёт накопительных систем государственного ПФ, отличающегося повышенным уровнем надёжности.

Минусы системы:

  1. Все выплаты в ПФ формируются на основе официальной з/п, что не выгодно для частных предпринимателей и зарплатных лиц, получающих вознаграждение в «конверте».
  2. Отчисления производятся работодателем, не заинтересованным в их увеличении, что побуждает его к оформлению сотрудников на минимальную ставку.
  3. Базовые и страховые отчисления из з/п трудового населения используются для расчета по текущим обязательствам с нынешним поколением пенсионеров.
  4. При поступлении пенсии в ГПФ, ими распоряжается «Внешэкономбанк», что влияет на сведение к минимуму суммы доходности.
  5. Распоряжение начисленной суммой доступно по достижению пенсионного возраста.
  6. Объем государственной пенсии не покрывает прожиточный минимум.

Какую лучше выбрать

Оставить накопительную часть или отказаться от нее в пользу страховой — это может решить только сам заявитель. По закону при выборе страховых отчислений 6% взносов, перечисленных работодателем на формирование накопительной части пенсии, направляются в ПФ.

Инвестирование денег в НПФ способствует наращиванию ежегодного дохода, влияющего на размер будущей пенсии.

Внимание! Работники с маленькой з/п и небольшим стажем (1 МРОТ на протяжении 30 лет) с 2025 г. подвержены риску лишения страховых выплат.

Для исключения подобной ситуации Минтруд предлагает отказаться от инвестиций в накопительные системы, влияя на увеличение страховых взносов.

По данным ПФ РФ, 6 из 9 предшествующих лет доход от инвестиций ВЭБ ниже инфляции, деньги обесцениваются (потери граждан составили близко 20%). Изменить индексацию пенсии граждане не в состоянии. Ее рост прогрессирует наряду с увеличением инфляции и других поступлений в ПФ.

Если решено доверить 6% отчислений частной компании, следует взвесить все «за» и «против», изучить рейтинг доходности НПФ и УП. Для получения актуальных сведений необходимо обратиться на сайт Центрального банка.

Выбор в сторону НПФ отличается самостоятельным назначением выплат при достижении пенсионного возраста. Обращаясь в УК, важно помнить, что пенсия назначается специалистами ПФР. Доходность УК обычно более привлекательна, относительно НПФ.

Видео: Накопительная пенсия. Оставлять или отказаться?

Загрузка...