musings.ru

Современные проблемы науки и образования. Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии психические центры - визуализация

Одной из задач школы на современном этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности.

Происходит постепенное осознание потребности в обеспечении учащихся не только профессиональными навыками, но и в общем развитии обучающихся, формировании их информационной культуры. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужно рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в школе. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.

Под термином мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития .

Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы. Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия.

Педагогические возможности средств мультимедиа определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств мультимедиа, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

Информация в мультимедиа программах передается с помощью трех средств - графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.

Зарубежные исследователи, подчеркивая необходимость разумной визуализации учебного контекста, выделяют следующие формы наглядной фиксации учебного материала: иллюстрация, логические изображения и изобразительные аналогии. К иллюстрациям относятся фотографические изображения, видеозаписи тех или иных объектов реальной действительности. Такая наглядность обладает высокой степенью соответствия изображаемому объекту и представляет собой своего рода замещение реальности. Вторая выделенная категория - логические изображения - включает в себя такие формы, как графики, схемы, диаграммы (информация сообщается с помощью индексов и символов). Данная категория наглядности характеризуется схематичностью и закодированными в изображении ментальными образами. Логические изображения выступают в качестве упрощенных представлений, иллюстрирующих сложные структуры. Изобразительные аналоги не представляют непосредственно наблюдаемые структуры, объекты или факты, сослужат хорошей иллюстрацией для усвоения сложных идей или фактов. Изобразительные аналоги основаны на построении конечной аналогии от хорошо известной информационной области к новым комбинациям в совершенно новой форме.

Некоторые зарубежные ученые утверждают, что внедрение мультимедиа в образование должно идти на основе того опыта, который уже накоплен в результате применения традиционных технических средств в учебном процессе вуза .

Технические возможности любого средства сами по себе не могут оказывать воздействие на учебную деятельность ученика, следовательно, необходимо установить соотношение между возможностями и «ограничениями» как обучающегося, так и самого технического средства. Эффективность дидактического средства зависит от степени его гибкости, то есть способности соответствовать потребностям и характеристикам различных групп обучающихся, а также различным образовательным контекстам. Так многочисленные исследования показали, что необходимо учитывать индивидуальные способности восприятия графики и анимации. Для повышения уровня восприятия материала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другим необходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежных исследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качества восприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала.

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивный урок имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения компьютерных слайдов.

Немало важным является и то, что заранее готовясь к лекции, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

В процессе изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля .

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Создание любого компьютерного приложения, а особенно курса мультимедиа-лекций сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов.

Для создания обучающей программы необходимо:

Выбрать тип программы. На этом этапе определяются основные цели и задачи программы, а также средства её реализации.

Собрать подходящие исходные материалы -- тексты, репродукции и иллюстрации, аудиозаписи, видеокассеты, компьютерные файлы. Полнота собранных материалов говорит о готовности к реализации программы и определяет уровень её качества.

Написать сценарий программы и взаимодействия преподавателя с ней, определяющий композицию всех собранных материалов. Здесь определяется вся логика программы. Сценарий описывает связи между слайдами, структуру и изменения на этих слайдах, а также звуковые и видеоэффекты.

Обработать собранные материалы на компьютере, подготовив их к включению в обучающую программу, т.е. создать и отредактировать текстовые, графические, анимационные, видео, звуковые сопровождения. Здесь используются как стандартные средства самой операционной системы, так и ставшие стандартными пакеты редактирования текстов (Microsoft Word), компьютерной графики и анимации (3D Studio, Adobe PhotoShop), видеомонтажа (Adobe Premiere), Web-мастеринга (Microsoft FrontPage), а также программы, поставляемые вместе с аудио- и видео платами .

Реализовать сценарий в виде действующей программы, внося необходимые изменения в материалы и сценарий в процессе опытной эксплуатации. Для авторов, не являющихся программистами, лучшим вариантом является использование таких средств визуального программирования, как Power Point из Microsoft Office, Macromedia Director, а также средства Web-мастеринга. Наконец, профессиональные программисты могут использовать системы программирования Visual C++, Visual Basic, Delphi, Java и др., но оптимальных сроков разработки они добьются, если будут их использовать в дополнение к перечисленным выше системам.

Подготовить методические материалы для пользователей программы -- преподавателей. Такие материалы необходимы, так как пользователи программы, как правило, не обладают квалификацией её авторов.

Пути повышения эффективности обучения

Рассмотрим главные пути повышения эффективности обучения:

    Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

    Создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

    Наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

    Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке. Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

    Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

    Сокращение времени на контроль знаний, умений и навыков учащихся, особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки.

    Уровень общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

В своей педагогической практике использую на уроке проектор для просмотра презентаций по определенным темам. Учебное учреждение работает по стандартной классно-урочной системе. У детей старших классов по 7 уроков ежедневно. Поэтому учащимся каждый день необходимо уделять много времени на выполнение домашнего задания по 6, а иногда и 7 предметам. Некоторым предметам необходимо уделить особое внимание, а другие необходимы для общего развития. Проблема в том, что факультативы проводятся в неурочное время, дети даже после определенного отдыха, не в состоянии воспринимать материал. Я считаю, что необходимо ввести модульное обучение, при этом классы должны быть мобильными то есть у детей должно быть право выбора предмета, который им необходим для освоения профессии в будущем.

Пути повышения эффективности учебы

Что планируете сделать

Риски

1

Модульное обучение

Вести обучение модулями по отдельным предметам.

Не все предметы можно объединить в модули

2

Мобильные классы для старшей школы

Дети должны изучать основные предметы для общего развития. Но должны быть введены профильные предметы с правом выбора, причем читаться эти предметы должны не после всех уроков, а в начале учебного дня. Например, на 2-ом уроке у части детей математика, у других – право, у третьих иностранный.

Не достаточно количество детей в старших классах для организации данного способа организации учебного процесса.

3

Допрофильное обучение в средней школе

Ввести факультативы по математике, для того чтобы привить у детей любовь к изучению математики и в дальнейшем их соорентировать на выбор будущей профессии.

Возможно выбор факультатива у детей будет не осознанный, а сделан по желанию родителей.

Дистанционное обучение

Разработать дистанционные курсы по некоторым темам для самостоятельного изучения, тем самым освободить время для изучения более сложных и важних тем

Не у всех детей есть доступ к интернету, потому не все дети свогут самостоятельно изучить предложенный курс.

Кейс-технологии ,

Наглядность просто необходима. Вводить поэтапно. и

Подготовка к уроку занимает много времени, поэтому учитель может просто не успеть подготовиться к таким урокам.

инфографика

Использовать инфографику для уплотнения информации. Учащиеся наперед должны проработать тему и составить инфографику

Необходимо время для того чтобы детей научить составлять инфографику.

Симуляции (ситуативное моделирование) – это имитационные игры, которые имеют более сложное построение. Они подразумевают созданные учителем ситуации, во время которых ученики копируют процедуры (в упрощённый вариант), связанные с деятельностью социальных институтов общества. Темами могут служить экономическая, политическая и культурная жизнь общества. Это своеобразные ролевые игры с использованием чётко определённых (за законом или традицией) ролей и шагов. Их выполняют исполнители: общественные, парламентские, судовые слушанья, ассамблеи, заседания комиссий, политические дебаты и т. п. Готовя учеников к симуляции, учитель должен не только распределить роли, но и выяснить последовательность действий и высказываний каждого исполнителя (например, беря за основу обязанности судьи или главы парламента). Регламент всей симуляции строится за чётким сценарием, который должен совпадать с протекание подобной процедуры и в реальной жизни.

Хоть симуляция и является «миниатюрной» версией реальности и приближается к ролевой игре, однако она отличается от неё. Целью её является не предоставление поведения конкретных личностей, а иллюстрирование определённых явлений и механизмов (процедура принятия решения в органах местного самоуправления, механизм роста прибыли предприятия, функционирование свободного рынка). Поэтому симуляция даёт возможность ученикам глубоко вжиться в проблему, понять её из нутрии .

Средства повышения эффективности процесса обучения

Н.А.Сурина

Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения иностранному языку. Младших школьников условно можно разделить на две группы, обладающие специфически­ми качествами, которые способствуют эффективному обучению или препятст­вуют ему.

К первой группе относятся учащиеся, которые способны к имитации, обладают хорошей памятью, имеют детскую непо­средственность и уникальную предрас­положенность к усвоению языка.

Дети второй группы не умеют скон­центрироваться, неусидчивы, быстро утомляются, не обладают аналитическим мышлением.

Решая задачи, возникающие в про­цессе обучения детей младшего школь­ного возраста, я по возможности стараюсь выявить природные наклонности ребенка к языку через непосредственное общение на простом уровне (Hello , What is your name ?). Это требует определенного профессионального умения.

Говоря о преподавании иностранного языка детям, я не могу обойти внима­нием такой фактор, как мотивация. Любые ошибки и просчеты первого года обу­чения можно исправить впоследствии, а вот отсутствие твердой установки на обучение, интереса к предмету — верный зародыш конечного провала.

Я считаю ошибочным чрезмерное внимание в начальных классах к каче­ству произношения (грубые ошибки, конечно, не в счет). Исправить недостат­ки, «навести лоск» можно значительно позже. Кропотливая работа над произно­шением в первый год обучения отнимает много времени, и при этом зачастую еще и травмирует учеников, что идет вразрез с главной целью этого этапа — создание мотивации.

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности при­сущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой дея­тельности ребенка. Редкий ребенок оста­ется равнодушным к игре, в которой участвует вся группа: правильно органи­зованная игра обеспечивает эффектив­ность усвоения того языкового явления, на котором она основана.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторо­ ну, быть незаметным — с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре дети. В ходе игры учитель не исправляет ошиб­ ки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры — создать доброжелательную атмо­сферу и ситуацию успеха для учащихся.

Мастерство преподавателя состоит в том, чтобы игры имели элемент случайного исхода с тем, чтобы победителями не оказывались каждый раз одни и те же дети (в силу своего превосходства в общем развитии, степени владения языком и т.д.).

Примеры игр:

    Игра «Запретное число»

Речевая задача: тренировать учащихся в счете.

Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «за­претными», например, четные числа, или числи­тельные, которые делятся на «3». Учащие­ся по очереди считают, вместо «запретно­го» числа ученик хлопает в ладоши.

Игра проводится в быстром темпе, учи­тель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся послед­ним.

    Игра «Animals «(«Животные»)

Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреб­лении личных местоимений с глаголом to be .

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участ­ник в маске животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (жест с указанием на себя).

Р 1 : Не is a rabbit. I’m a monkey.

Р 2 : Не is a monkey. I ‘m an elephant . Etc .

Если я замечаю, что внимание первоклассников рассеивается, что дети немного устали, то предлагаю физкультми­ нутки .

Наши дети очень любят физкультми­нутки на английском языке. Для этой цели я использую рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различ­ные упражнения.

Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Примеры физкультминуток:

1) Hands up , hands down , hands on hips , sit down .

Hands up, to the sides, bend left, bend right.

One, two, three hop! One, two, three stop!

Stand still!

2)

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,

And eyes, and ears, and mouth, and nose,

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

3) Включаю музыку и под счет на английском языке делаем физические упражнения. Ученики могут делать упражнения, назы­вая и показывая действия, которые они вы­полняют.

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться еще на одном — пении. Обращаясь к пению на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстети­ческий и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

Для лучшего запоминания формы глагола to be , мы с ребятами поем песенку «I Am , He Is «(на мотив песни «В лесу родилась елочка»).

I Am, He Is

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

Песню я использую

    для фонетической зарядки на на­чальном этапе урока;

    с целью отработки звуков и инто­нации;

    на этапах введения и закрепления грамматического материала;

Особое место в практике работы с детьми я отвожу нетрадиционным методам — методу проектного обучения. Он имеет свои специфические особенности, связанные с возрастными и индивидуальны­ми возможностями ребенка.

В чем же заключается специфика ис­пользования проектной методики? Конечно, первоклассники еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовывать проект. Но если проект представлен как смодели­рованная игровая ситуация, в которой младшие школьники выступают не пассивными наблюда­телями, а активными творцами, то овладе­ние языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная зада­ча не обозначена. Так, например, ребятам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие фрукты предпочи­тают педагоги. Опрашивая взрос­лых, ребенку приходится неоднократно за­давать им вопросы: «What fruits do you like ?»

Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю информа­цию, они вместе с педагогом выясняют, ка­кие фрукты любят взрослые. Та­ким образом, у ребенка, самостоятельно до­бывающего нужную информацию, ненавяз­чиво происходит закрепление необходимой английской лексики и речевых образцов.

Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном-двух занятиях. В каждом классе встречают­ся ребята, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревож­ные дети, ребята-лидеры и т.д. В проекте могут прояв­лять себя абсолютно все. Даже самые за­стенчивые и малоактивные дети вовлека­ются в продуктивную деятельность, стре­мясь внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно предпо­лагает какой-то реальный результат (аль­бом, выставку, миниспектакль и т.д.).

Хочется еще сказать о том, как надо исправлять ошибки учащихся. Лучшим критерием оценки может быть языковой рост каждого ребенка, замеченный учителем. Необходимо поддерживать в детях чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языку чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.

Оценивая работу детей на уроке, обращаю внимание как на самых слабых, так и на самых сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.

Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, кото­рые потребуют работы мысли и воображения.

Настойчивое исправление ошибок на начальной стадии обучения может иметь отрицательные последствия: из-за бояз­ни ошибиться дети теряют чувство уве­ренности, они стараются говорить только то, в чем уверены. Стремление добиться языкового совершенства мешает про­цессу общения. Конечно, есть ситуации, когда поправка учителя необходима, чтобы дети знали, как следует правильно выразить ту или иную мысль.

Когда ребенок сделает ошибку, я сразу же даю ему сигнал об этом — особым выражением лица, жестом и т.п. Прежде чем предпринимать что-либо еще, необходимо выдержать паузу. Если ученик сможет исправить себя сам, тогда ничего больше говорить не стоит. Основной принцип коррекции ошибок — «Исправь себя сам!».

Таким образом, меняя содержание и форму, мы добиваемся того, что эти элемен­ты по-прежнему привлекательны для уча­щихся и остаются «ярким пятном» урока.

На мой взгляд, вышеописанные средст­ва и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.

1

В предлагаемой статье рассматриваются различные аспекты функционального использования иностранного языка в профессиональной деятельности; использования гибких технологий обучения, приспособленных к современным условиям культурного и информационного пространства; повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка; нахождения путей оптимизации учебного процесса при обучении иностранному языку в неязыковом вузе; решения определенных задач, направленных на активизацию предметной и языковой деятельности студентов. Автор раскрывает значимость личностно-ориентированного подхода, имеющего коммуникативный и деятельностный характер. Актуализация исследуемой проблемы связана с активными формами работы, применяемыми в практике обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье анализируются возможности объединения языковых проблем в главную цель - рационализацию методов преподавания и повышение их эффективности. В статье раскрыты современные тенденции повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, в частности такой, как создание условий для развития языковых способностей студентов с целью формирования у них мотивации обучения. В связи с этим делается вывод о необходимости усиления профессиональной направленности иноязычного обучения, которое должно быть ориентировано на формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

языковой материал

активные языковые формы работы

языковая компетенция

иноязычная коммуникативная компетенция

активизация языковой деятельности

развитие языковых способностей

личностно-ориентированный подход

активизация познавательной деятельности

оптимизация учебного процесса

неязыковой вуз

1. Валеев А.А., Баранова А.Р. Психологический компонент обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www..

2. Витин Ж.Л. Современные методы преподавания и изучения иностранных языков. – СПб.: 1997. – 120 с.

3. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания Иностранного языка [Текст]: / М.Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 2014. - № 2,4. - С. 70, 67.

4. Дремова Л.А. Формирование высшего образования: инновации в методах и технологиях вузе // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФЭИ в г. Курске. По материалам VII международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 18 декабря 2009 г. / Под ред. к.э.н. Л.А. Дремовой. – Курск: ВЗФЭИ, 2009. – С. 49–67.

5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1989. – 222 с.

7. Кривоногова О.В. Применение самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку с целью формирования духовно-нравственных ценностей // Труды III Международной научно-практической Интернет-конференции «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в неязыковых вузах: проблемы и перспективы развития». – Ростов-на-Дону. Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, 2013. – С. 172–176.

8. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы) / Под ред. К.Г. Павловой. – М: МГЛУ, 2002. – Вып. 467. – С. 5–22.

9. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. – М.: НВИТЕЗАУРУС, 2003. – 188 с.

10. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 2003. - 190 с.

11. Фоломкина С.К. За дальнейшее развитие методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Иностранные языки в высшей школе / Под ред. С.К. Фоломкиной. – М.: МПИ, 1989. – Вып. 21. – С. 4–8.

12. Шакирова А.А., Валеева Р.А. Гуманизация обучения иностранному языку: зарубежный опыт // Образование и саморазвитие. 2014. - № 2(40). – С. 72–75.

Новое содержание языкового образования в высшей школе ориентировано сегодня на подготовку не просто компетентного специалиста, но и способного к функциональному использованию иностранного языка в сфере своей деятельности. В связи с этим для повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе предлагаются различные гибкие технологии обучения, приспособленные к современным условиям культурного и информационного пространства. Исходя из этого программы обучения иностранному языку в неязыковых вузах включают в себя множество методических направлений и разрабатываемых методических моделей, предусматривающих те или иные сроки обучения в рамках подготовки специалистов . Данная подготовка занимает важное место в системе современного высшего образования, когда становится столь актуальным опыт продуктивной межкультурной коммуникации на фоне интеграции науки и производства разных стран. Вот почему владение иностранным языком с точки зрения повышения иноязычной культуры представляет собой одно из важнейших условий формирования собственно профессиональной компетентности, куда, помимо всего прочего, включается и формирование социально устойчивой личности, мобильного и творческого специалиста, готового к реализации своих профессиональных качеств в новых условиях современной жизни . Речь идет о современном специалисте, который должен владеть языком на таком уровне, чтобы свободно использовать его в сфере своей профессиональной деятельности, почему и необходимо, чтобы изучение языка приобрело, наконец, профессиональный статус. Именно в этой связи в практике обучения в неязыковом вузе сегодня все чаще применяется понятие «профессиональный иностранный язык», т.е. иностранный язык, используемый для специальных целей и подразумевающий также повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка . Вот почему так важно объединить языковые проблемы в одну центральную - «рационализацию методов преподавания и повышение эффективности последнего» . А для этого надо находить пути оптимизации учебного процесса, которую можно связать, например, с организацией самостоятельной работы студентов, интегрированной в аудиторную работу; качественным мониторингом всех видов их речевой деятельности; использованием информационно-коммуникационных технологий; разработкой новых типов учебных пособий по иностранному языку для неязыкового вуза и т.д. Вышесказанное, таким образом, можно увязать со следующими тенденциями повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе: 1) интеграция элементов различных методик преподавания иностранного языка; 2) усиление роли в содержании обучения речевой активности студентов; 3) учет преподавателем особенностей личности обучающегося, а отсюда выход за узкие рамки частных методик преподавания; 4) целесообразность сокращения переводных методов обучения; 5) создание условий для развития языковых способностей студентов с целью формирования у них мотивации обучения.

Все это вместе взятое входит в задачи обучения, каждая из которых в виде перечня знаний, умений и навыков ставится с учетом достижения общей поставленной цели. В нашем случае это представляет собой практическую цель обучения иностранному языку, в рамках которой в неязыковом вузе решаются следующие задачи:

1)профессиональная (развитие языковых компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности);

2) учебная (овладение знанием иностранного языка как средством общения и умение пользоваться им в устной и письменной речи);

3) филологическая (углубление знаний по теории изучаемого языка; отбор словарного материала по частотно-тематическому принципу; нахождение языковой достоверности с точки зрения грамматических норм данного языка и т.д.);

4) методологическая (владение умениями организации языкового и речевого материала для учебных занятий и самостоятельной работы студентов; развитие лингвистических способностей студентов с учетом их индивидуальных особенностей и т.д.);

5) страноведческая (углубленное знакомство с жизнью и культурой изучаемого языка, т.е. привлечение обширной информации по истории, обычаям и традициям данной страны; развитие умения аналитически подходить к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны и т.д.);

6) коммуникативная (адекватное восприятие речи носителей языка; владение устной диалогической и монологической речью; умение делать адекватный перевод на родной язык и на язык иностранного текста; готовность к практическому использованию иностранного языка в профессиональной деятельности т.д.).

Отсюда решение данных задач направлено на активизацию предметной и языковой деятельности в работе с иноязычным материалом, на основе чего шло бы дальнейшее формирование знаний, умений и навыков в русле основных видов речевой деятельности. Здесь базисным принципом деятельности преподавателя должен стать принцип активной коммуникации, когда при обучении иностранному языку он использует, например, ситуации, возможные в реальной деятельности, в которые студенты «погружаются» коллективно или индивидуально. Главное, чтобы в основе вышеприведенных аспектов деятельности преподавателя (решения им данных методологических задач) лежал личностно-ориентированный подход, имеющий коммуникативный и деятельностный характер и создающий положительную атмосферу взаимопонимания и продуктивного взаимодействия, когда все участники образовательного процесса делятся информацией на высоком эмоциональном уровне . А это, как показывает практика, является дополнительным ресурсом для формирования у студентов заинтересованности к изучению языков. Именно в этом контексте реализуется широко известная методика Г.А. Китайгородской, которую называют методом активизации резервных возможностей личности и коллектива. Данный метод связан с концепцией интенсивного обучения иностранному языку, в рамках которой во главе угла стоит речевое взаимодействие, ориентированное на объединение и координацию действий участников общения для определения, во-первых, коммуникативной цели и, во-вторых, достижения результата овладения иностранным языком . Особенно речевое взаимодействие повышает эффективность процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, поскольку оно, способствуя рациональному использованию учебного времени, в то же время активизирует речемыслительную деятельность студентов, тем самым усиливая развивающий эффект обучения. При этом речевое взаимодействие как метод обучения иностранным языкам уже по определению должен носить деятельностный характер, что наиболее эффективно реализуется в условиях социально-коммуникативного взаимодействия общающихся субъектов учебного процесса . Это тем более важно, что при решении участниками общения реальных или воображаемых задач со-вместной деятельности у будущего специалиста формируются способности осуществлять разные виды деятельности, что в свою очередь способствует осваиванию им языковых компетенций (например, владение грамматической, лексической, произносительной сторонами речи, а также графикой (знание всех букв алфавита) и орфографией), необходимых при овладении иностранным языком .

Рассмотрим в этой связи некоторые формы работы при обучении иностранному языку, связанные с автоматизацией речевых и коммуникативных действий через осознаваемые умения и навыки на разных уровнях овладения иностранным языком. При этом, однако, отметим, что необходима и творческая составляющая занятия, а это возможно только при условии проявления студентами их познавательной самостоятельности и собственно познавательной активности. Как показывает практика обучения иностранному языку в неязыковом вузе, большую роль в этом играют такие активные формы работы, как: языковые игры, деловые игры, метод «кейс-стади», учебный диалог, проектная методика, видеоурок, метод «квиз», «мозговой штурм», а также беседы, диспуты, конференции, презентации и т.д. Представляем тезисное описание данных форм обучения иностранному языку.

Языковые игры направлены на усвоение различных аспектов языка и подразделяются в свою очередь на фонетические, лексические, грамматические и стилистические игры. Так, фонетическая игра связана с постановкой (или коррекцией) произношения и отработкой интонации. Данная форма работы реализуется на уровне слов, предложений, стихов, песен, рифмовок, скороговорок. Лексическая игра концентрируется, как правило, на приобретении и расширении словарного запаса, а также отработке употребления слов в ситуациях общения. Грамматическая игра направлена на правильное употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Стилистическая игра связана с развитием умения различать разные стили общения (официальный и неофициальный), с тем чтобы правильно применять их в соответствующих ситуациях. Речевая игра способствует нахождению языковых средств в процессе общения исходя из конкретной ситуации. Существуют также игры для обучения чтению и аудированию, которые призваны помогать в продуктивной работе над иноязычном текстом . Деловые игры способствуют активизации программного лексико-грамматического материала, а также возможности создания языковой среды, в условиях которой студенты более успешно овладевают речевыми конструкциями, оперируя ими далее при выполнении уже иных коммуникативных заданий, связанных, например, с изучением культуры общения страны изучаемого языка .

Метод «кейс-стади» : неигровой имитационный активный метод обучения, предназначенный для разрешения ситуационной задачи. Основная цель данного метода заключается в анализе ситуации (как правило, проблемной) и выработке определенного алгоритма по ее решению (желательно с опорой на практический опыт студентов) .

Учебный диалог направлен на активизацию способности студентов вести беседу на заданную тему. Учебные диалоги, как правило, делятся на две основные группы: «ролевые» диалоги (например, «путешественник - местный житель»); диалоги равноправного характера (например, для обмена текущей информацией).

Проектная методика предполагает включение студентов в реальную деятельность, в рамках которой речевое общение вплетено, например, в познавательный контекст конкретной деятельности (организация путешествия, исследование экологической проблемы и т.д.).

Видеоурок : связан с показом видеофильмов или каких-нибудь аутентичных материалов с тем, чтобы организовать процесс овладения языком в рамках живой иноязычной культуры, а также приобщения к культурным ценностям народа - носителя языка.

Метод «квиз» (quiz - «викторина, опрос, проверочные вопросы») связан с развитием умения сжато излагать лингвострановедческие сведения, имеющиеся в предъявленном тексте. Данная форма работы над языком обязательно должна предполагать тексты страноведческого характера, с тем чтобы студенты получали дополнительные знания в области культуры, географии, образования изучаемого языка.

«Мозговой штурм» : представляет собой пятиминутную активизацию письменной или устной речи, направленную на интенсификацию мыслительной деятельности, когда студентам дается 5 мин на написание мини-сочинения (5-10 предложений) по предложенной теме, которые далее зачитываются преподавателем.

Таким образом, рассматривая вопрос о необходимости повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, преподавателям важно помнить о нахождении средств формирования интереса к обучению, для чего и применяются сегодня различные способы активизации познавательной деятельности студентов, что в свою очередь развивает у них самостоятельность мышления и фор-мирует навыки самообразования . Этим самым усиливается также профессиональная направленность иноязычного обучения, которое в соответствии с международными требованиями и стандартами ориентировано и на формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань;

Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор,зав кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Кондратьева И.Г., Мадякина Н.Ю., Валеев А.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23182 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Разделы: Иностранные языки

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Как показывает анализ педагогической практики в современной средней школе, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий.

Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).

В условиях современной российской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения – не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”, «ролевая игра». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть наказание за хищение. Задача современного учителя обеспечить приток свежих сведений из различных источников. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

Перевод обучения на субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Задачи учителя – мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Термин «образовательные технологии» более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.

Личностно-ориентированное обучение позволит:

  • повысить мотивированность учащихся к обучению;
  • повысить их познавательную активность;
  • создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
  • отследить динамику развития учащихся;
  • учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Должна присутствовать педагогическая поддержка. Современный учитель должен владеть этой технологией.

При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Методика проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

Говоря о современных педагогических технологиях, нельзя не сказать и о компьютерных.

Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методике: “Зачем это нужно? Имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто не научит”. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы, участии в проектах, тестировании, использовании обучающих программ, внеклассной деятельности. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.

Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новаяситуация требует новых подходов . Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Загрузка...