musings.ru

Грамматические признаки существительного и прилагательного. Морфологические признаки существительных

Слова категории состояния не изменяются, и только слова на -о, соотносительные с прилагательными и качественными наречиями, могут образовывать форму сравнительной степени синтетическим или аналитическим способом (стало тише, более тепло, более опасно).

Значение превосходной степени выражается только описательно, сочетанием форм сравнительной степени этих слов со словами всех, всего. Например: У него веселее, чем у всех; Холоднее всего было в открытом поле.

Некоторые слова этой группы имеют формы оценки (холодновато, жутковато, страшновато и т. д.). Например: В комнате стало холодновато.

Как уже говорилось выше, в предложении слова категории состояния бывают главными членами односоставных безличных конструкций. Можно указать также некоторые особенности сочетания данных слов с другими словами в связной речи. Так, слова категории состояния сочетаются с глаголами-связками отвлеченного или полуотвлечен- ного характера (быть, стать, становиться, делаться и др.), причем связка іможет иметь формы всех времен (было, будет, в настоящем времени - нулевая) изъявительного наклонения и форму сослагательного наклонения (было бы холоднее).

При словах категории состояния может быть существительное, местоимение в форме Д. падежа со значением логического субъекта (Мне холодно), Р. или П. падежа (Без тебя скучно; В лесу темно), могут быть наречия места, времени, количества, меры (Здесь темно; Ночью стало холодно; Стало очень тихо). К словам категории состояния может примыкать инфинитив. Например: Необходимо учиться много, серьезно, честно (М. Г.).

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы."Они отличаются от знаменательных частей речи прежде всего тем, что не выполняют но- минативнрй функции, т. е. ничего не называют. Это первая особенность."Их основная роль - выражать отношения хмежду словами или предложениями, передавать различные грамматические значения или уточнять их: Мороз и солнце! (П.) - союз и показывает, что слова мороз, солнце находятся в равноправных отношениях; Ты поступил бы так же - частица бы вместе с формой глагола передает сослагательное наклонение.

Вторая особенность служебных слов в том, что они не могут употребляться самостоятельно и не могут быть членами предложения.

Наконец, следует отметить, что служебные части речи, как правило, безударны. Они образуют одно фонетическое слово вместе с тем словом, значение которого уточняют, если это частицы или предлоги. Если же они соединяют две самостоятельные синтаксические единицы (имеются в виду союзы), то они (союзы) всегда примыкают (в плане ударения) к последующему слову.

Ударение сохраняют только те служебные части речи, которые образовались сравнительно недавно из знаменательных частей речи: благодаря, хотя, несмотря на, потому что и др.

По своей функции служебные части речи близки к морфемам.

Предлоги

Предлог как часть речи. Предлоги - это служебная часть речи, которая обладает отвлеченным лексическим значением и служит для связи имени существительного с другими словами в словосочетании или предложении, например: войти в дом, вход в музей, недалеко от дома, мы с другом. Вместо имени существительного в роли подчиненного слова могут быть местоименные существительные (крайний от меня), количественные числительные (прибавить к двум), субстантивированные части речи (Любите при сейчас, любите при всегда! (Вознес.).

С помощью предлогов могут передаваться различные отношения. Наиболее отчетливо выделяются объектные отношения (думать о друге, тосковать по дочери) и различные виды обстоятельственных отношений:

временные (в пять часов, в среду, через неделю, на два дня, к понедельнику, между двумя и тремя часами);

пространственные (жить в деревне, быть на родине, ехать к отцу, идти с завода, зайти за дом, пройти по улице, перейти через мост);

причинные (не прийти из-за болезни, встретиться благодаря случайности, побелеть от страха);

целевые (сделать для виду, сделать ради славы, подготовить к параду);

уступительные (несмотря на погодные условия, вопреки предсказаниям) ;

определительные (мотоцикл с коляской, платье в полоску, величиной с арбуз);

совместности (поговорить с братом, поехать вместе с другом) и др.

Большинство предлогов употребляется со строго определенной падежной формой и не может употребляться с другими, например: предлог к только с Д. падежом; до, от, для, у, за - с Р.; при - с П. и др. Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами: за - с В. и Т. (за домом, за дом, за школу, за школой); на, в - с В. и П. (на двор, на дворе, в школу, в школе).

Редко предлог управляет тремя падежами: с - может употребляться с Р., Т. и В. падежами (взять со стола., взять с собой, величиной с яблоко); по - с Д.; В. и П. падежами (идти по лесу, ходить по грибы, приехать по весне).

Методическое примечание. Поскольку предлог является важным средством в определении падежей, учителю надо четко самому знать и показывать это ученикам 4-го класса, как с помощью предлога можно определить падеж.

Для этого надо особенно хорошо помнить тс предлоги, которые употребляются только с одним или преимущественно с одним падежом. Например, только с Р. падежом употребляются предлоги без, для, до, из, из-за, из-под, среди, от, у, около, близ, возле, а также предлоги в течение, в продолжение. Предлог с не может быть разграничителем Р. падежа, поскольку он (предлог) употребляется также с В. и Т. падежами.

Только с Д. падежом употребляется предлог к; можно говорить и о предлоге по, который преимущественно употребляется также с Д. падежом. Случаи его употребления с существительным в П. падеже (По ком звонит колокол?) крайне редки и не характерны для языка младших школьников.

Только с В. падежом употребляются предлоги про и через. Предлоги в, на, за, с(со), о(об) употребляются не только с В., но и с другими падежами. Поэтому невозможно только по данным предлогам определить падеж существительного.

Творительный падеж не имеет предлога, характерного только для этого падежа. Все предлоги, употребляющиеся с другими падежами: с, за, под, между, употребляются и с Т. падежом.

Показателем П. падежа является предлог при.

Предлог тесно связан не только с зависимым словом в словосочетании, но и с главным: нередко с помощью предлога разграничиваются оттенки значения главного слова, например: состоять из (вещество состоит из мелких частиц) и состоять в (состоять в членах клуба).

Главное слово может определять значение предлога: прийти в библиотеку и превратить в библиотеку. В первом случае предлог вместе с падежной формой имеет значение места, во втором - объектное значение. Независимо от выражаемых смысловых отношений некоторые слова требуют определенного предлога в силу своих сочетаемостных свойств (предисловие к..., скучать по..., зависеть от...). Однако для русского языка характерна также й зависимость предлога от формальных показателей главного слова, в частности от глагольной приставки: въехать во двор, наехать на камень, заехать за ограду, отъехать от станции, съехать с дороги и т. п. Ср., однако: перейти через дорогу, заехать на тротуар и т. п.

Русские предлоги обычно стоят перед существительным (или перед прилагательным, если существительное имеет при себе согласованное определение)."Очень редко предлоги могут стоять в постпозиции, например: рассудку вопреки, чего ради.

Структура предлогов. В зависимости от структуры все предлоги делятся на первообразные (непроизводные) и производные (непервообразные).

В группу первообразных входят наиболее древние предлоги, которые с точки зрения современного языка нельзя связать по происхождению с какой-нибудь частью речи. Количество таких предлогов невелико: без(безо), в(во), до, для, за, из(изо), к(ко), на, над (надо), о, об(обо), от (ото), по, под(пѳдо), пред (предо), перед (передо), при, про, с (со), у, через (чрез).

Предлоги из-за, из-под, по-за, по-над образованы сложением двух простых предлогов и называются двойными или составными.

Производные предлоги имеют мотивированные отношения с существительными, наречиями и деепричастиями. По характеру соотнесенности их можно разделить на несколько групп:

отыменные: в течение, в продолжение, по мере, е ходе, в целях

наречные: близ, вдоль, навстречу, напротив, вблизи; отглагольные: благодаря, включая, спустя.

В ряде случаев в современном. языке эти слова выступают и в роли предлога, и в роли знаменательных слов: Посмотрел вокруг - все белым-бело.- Вокруг меня собралась толпа; Он ушел, благодаря нас за ночлег.- Благодаря своей дисциплинированности он сумел закончить диссертацию раньше срока.

Методическое примечание. Чтобы отличить знаменательную часть речи от предлога, надо подобрать синонимы к ним: Нас предупредили накануне {= только что, недавно - наречие).- Нас предупредили наканунеіікзамена (= перед экзаменом - предлог); Во время войны я работал на заводе (= в войну - предлог).- В последнее

время завод достиг успехов (= в последний период - существительное).- Он вернулся спустя неделю (= через - предлог).

По морфологическому составу производные предлоги делятся на простые, состоящие из одного слова, например: вокруг, около, благодаря, вследствие, исоставные, состоящие из падежной формы существительного с предшествующим ему первообразным предлогом: в течение, в продолжение, за исключением, в ходе, по пути, во время. В последнее время все активнее стали развиваться сложные предлоги, представляющие собой объединение падежной формы имени существительного с предшествующим и последующим простыми первообразными предлогами: в связи с, в зависимости от, по пути к, по направлению к, ср.: Мы пошли к лесу.- Мы пошли по направлению к лесу. Сложные предлоги характерны для официальноделового, научного и публицистического стилей, хотя в последнее врехмя стали проникать и в разговорную речь, создавая нежелательные оттенки канцеляризма: в деле по распространению русского языка и т. п. Первообразные предлоги в основном имеют нейтральную стилистическую окраску. Только некоторые из них имеют оттенок возвышенности: средь, чрез, пред, предо. Некоторые первообразные предлоги имеют оттенок разговорности: фильм про любовь, пошли по ягоды, ради детей.

Методическое примечание. Учащиеся начальных классов знакомятся с первообразными предлогами уже в период обучения грамоте. Называя предлоги «маленькими словами», учитель обращает внимание детей на то, что эти слова пишутся отдельно от других слов. Это умение развивается практическим путем во 2-м классе (по системе 1-4). В 3-м классе при изучении приставок учитель сопоставляет предлоги и приставки, вновь обращает внимание детей на то, что предлоги пишутся отдельно и никогда не стоят перед глаголами. Затем при изучении имени существительного дети узнают, с какими падежами употребляются предлоги. Особенно много внимания отработке этого навыка уделяется в 4-м классе, когда изучается правописание падежных окончаний имен существительных и требуется по ряду признаков, в том числе и по предлогу, определить падеж существительного.

Кроме того, правильное употребление предлогов - неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому учитель должен внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций. Уже в первых классах следует обращать внимание на употребление предлогов из и с в конструкциях типа из Москвы, с Украины, с почты, из больницы, из школы и т. п. Кроме того, учителю надо добиться от учащихся правильного употребления предлогов с существительным при глаголе скучать. Следует говорить: скучать по маме, скучать о брате, но не *скучать за(!) мамой.

Союзы - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или для связи отдельных предложений в тексте.

Едет с грамотой гонец И приехал наконец (П.); Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь (П.); Приют наш мал, зато спокоен (Л.); Прежде песни тоска наша пела, а теперь наша радость поет (Л.-Кум.).

По происхождению и словообразовательной структуре союзы делятся на первообразные и производные. Первообразные возникли давно, и их значение в современном языке не мотивировано. Это такие "союзы, как: а, но, да, или, ни, зато, да ыит. д. Производные союзы появились позднее. Большинство из них образовалось из местоимений, наречий или из предложно-местоименных, наречных и других сочетаний: прежде чем; хотя; вопреки; благодаря тому, что; до тех пор пока; ввиду того что; чтобы; где; что; как и др. В современном языке процесс образования союзов продолжается. Новые союзы образуются путем прибавления к уже имеющимся союзам конкретизирующих слов, например:

и поэтому, и потому, и тогда, и тем самым, и стало быть, и сверх того, вследствие того что и др.

По морфологическому составу союзы делятся на простые, состоящие из одного слова, и составные, представляющие собой объединение двух и более словесных элементов. Примеры простых союзов: а, но, и, ибо, чтобы, хотя и др. Составные союзы: так как, потому что, в то время как и др. Среди составных союзов выделяется группа двойных союзов: не только... но и, поскольку... постольку, чем... тем и др. Компоненты составных союзов могут следовать друг за другом, не допуская между ними никакого включения, и могут быть расчленены другими словами, как в двойных союзах не только... но и, не столько... сколько. В составных союзах местоименный элемент может быть выделен путем логического ударения. В этом случае пауза разделяет союз, что на письме обозначается запятой, которая ставится после местоименной части: благодаря тому что; оттого что; в связи с тем что; вследствие того что и др. Ср.: Видимо, эта мысль неоднократно занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг (Кав.); Я любил свои поездки потому, что оставался один (Пауст.):

От двойных союзов нужно отличать союзы повторяющиеся, которые составляют вторую группу, например: то... то, не то... не

то, или... или, и... и, ни... ни и т. д.

По характеру синтаксических отношений, которые устанавливают союзы между связываемыми компонентами, союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы объединяют компоненты на основе их равноправия, не указывая на зависимость одного от другого. Они объединяют или однородные члены предложения, или части сложносочиненного предложения.

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из них от другого. Подчинительные союзы характерны для сложноподчиненного предложения, где присоединяемый ими компонент (придаточная часть) зависит от главной части, поясняет ее. В редких случаях подчинительные союзы встречаются в простом предложении. Это союз хотя, который может присоединять однородные члены: Погода теплая, хотя и ветреная, и сравнительные союзы, вводящие сравнительные обороты, или стоящие перед сказуемым: День теплее чем ночь; Лес стоит как в сказке. Союз как может употребляться в простом предложении в значении «в качестве», когда он стоит при приложении, например: Беседа как средство воспитания младших школьников широко используется учителями.

Г рам мати чес кие значения, отношения в каждой из этих групп зависят от качества конкретного союза и содержания соединяемых компонентов. Так, соединительные союзы и, да, ни... ни могут выражать соединительные отношен и я, т."е. такие, при которых объединяются два или несколько однородных компонентов: Дело под вечер, замой, И морозец знатный (Н.); Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... (Кр.) "Такие союзы называются сочинительными соединительными.

Разделительные отношения выражаются с помощью сочинительных разделительных союзов или... или, либо... либо, не то... не то, то... то, то ли... то ли." Эти союзы показывают, что связываемые ими компоненты или чередуются, или взаймоисключают друг друга: Что же вас гонит? Судьбы ли лишения, Зависть ли тайная, Злоба лъ открытая? (Л.) Сочинительные противительные союзы а, но, да (в значении но) показывают, что связываемые части противопоставляются или сопоставляются: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (Поел.).

Градационные союзы не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а, соединяя компоненты, выделяют последний, указывая на его особую важность. Например: Необходимо учитывать не только количество ошибок, но и их характер.

Подчинительные союзы также выражают различные отношения зависимости:

временные: когда, как только, пока, с тех пор как, до тех пор пока и др.;

причинные: так как, потому что, ибо и др.; условные: если, коли, раз; целевые: чтобы, для того чтобы, лишь бы\ уступительные: хотя, несмотря на то что; следствия: в результате чего, так что; сравнительные: как, словно, будто, точно, как будто, подобно тому как и др.;

изъяснительные: что, как и др.

Некоторые союзы могут совмещать значения сочинительных и подчинительных союзов, например: Хотъ видит око, да зуб неймет. Здесь союз хоть... да имеет противительно-уступительное значение. Союзы, как и другие слова, могут быть многозначными, например союз когда может выражать временные отношения и условные. Ср.: Когда Борис хитрить не перестанет, Давай народ искусно волновать (П.) - союз когда употреблен в условном значении; Когда по окопам прошла перекличка, Когда мы за чаем беседу вели, Порхнула хохлатая, серая птичка Над кромкой ничьей, одичалой земли (Сурк.) - союз когда имеет значение времени.

Как и слова других частей речи, союзы имеют стилистическую окраску. Многие союзы нейтральны в стилистическом отношении, например: если, когда, что, как, или, и, но. Часть союзов свойственна только устной речи, в том числе и литературной разговорной: коль скоро, коль, раз, благо. Многие составные союзы принадлежат книжной речи, причем одинаково всем ее

разновидностям: вследствие того что, ввиду того что, б силу того что, невзирая на то что и др.

Методическое примечание. В начальных классах нет специальной темы «Союзы», но практически уже в самый начальный период обучения дети знакомятся с союзами а, и, но. Как и предлоги, их называют «маленькими словами». Важно уже в этот период обратить внимание детей на то, что союзы пишутся отдельно от других слов и перед а, но всегда ставится запятая. Во 2-м классе на уроках русского языка, особенно при выполнении творческих работ, дети широко пользуются сложноподчиненными предложениями с союзами когда, если, потому что, что. Здесь можно пропедевтически уже говорить учащимся, что перед этими словами надо ставить запятую. Более подробное знакомство с сочинительными союзами проводится в 4-м классе (по системе 1-4) при изучении однородных членов предложения. Учащимся сообщается, что однородные члены предложения могут быть соединены словами а, и, но, или. Здесь важно обращать внимание детей на различие интонации перед этими союзами (чисто практически) и закреплять навык постановки запятой перед союзами а, но. Можно обратить внимание детей на то, что перед одиночным союзом и запятая не ставится, а при повторении она обязательна.

Частицы - это часть речи, включающая в себя неизменяемые незнаменательные слова, которые служат для выражения смысловых, эмоциональных и модально-волевых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Ср.: Я сделал работу.- Я почти сделал работу; Он начал работать.- Он только начал работать. В этих предложениях частицы показывают степень завершенности действия, т. е. уточняют значение глаголов сделал, начал. Ср. еще: Я приду завтра.- Я вряд ли приду завтра. Частица вряд ли показывает, что достоверность действия подвергнута сомнению. Ср. еще: Разве вы не едете с нами? и Неужели вы не поедете с нами? Здесь частицы (выделены), формируя вместе с интонацией вопросительную модальность предложения, выражают вместе с тем и сомнение, удивление, недоверие говорящего. С помощью частиц могут быть переданы различные значения: утверждение (да, так), отрицание (не, ни, нет), сомнение (неужели, разве), неуверенность (вряд ли, едва ли), выделение (именно, прямо), ограничение (только, лишь, лишь только) и другие значения.

По значению и по функции все частицы делятся на следующие разряды:

1. Частицы, выражающие смысловые оттенки ело в. Сюда относятся: а) определительные частицы: едва (едва говорил), именно, точь-в-точь, почти (почти красный), чуть не (чуть не упал) и т. д.; б) частицы, служащие для выделения предмета, признака, действия из ряда других или усиливающие значение предмета, признака, действия." Эти частицы называются выделительно-ограничительными." Сюда относятся частицы: лишь, даже, еще, хоть, хоть бы, всего, лишь, лишь только: Например: Не хочу и доброй ночи желать тебе (Г.). Здесь частица и, синонимичная даже, усиливает объект действия/ Ср/ еще: Именно он так сказал; Он сказал именно так; Он именно сказал, а не написал. В этих предложениях частица именно выделяет то слово, перед которым стоит.

2. Эмоциональн о-э кспрессивные частицы. Эти частицы выражают эмоционально-экспрессивное отношение говорящего к высказываемому: Что за прелесть эти сказки! (П.); Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним... (Ч.); Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.) Сюда относятся частицы: ведь, ну и, то-то, еще бы, просто, вот так, куда как и др.

3. Модальные и модальн о-в олевые частицы. Эта группа частиц выражает отношение высказываемого к действительности, т. е. они передают утверждение или отрицание, вопрос или побуждение, показывают достоверность высказываемого, сравнение и др.: Ужель та самая Татьяна? (П.); Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила? (Исак.); Не стыдно ль стен тебе? (Кр.) К модально-волевым частицам относятся частицы: да, нет, действительно, вряд ли, едва ли, пусть, пускай, разве, неужели, ли, словно, пожалуй и др. Сюда же относятся частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи: мол, дескать.

4. Особую группу частиц составляют формообразующие частицы. Они служат для образования форм наклонений глагола, для образования форм степеней сравнения, например: самый интересный, более красивый, сказал бы, пусть скажет: Эти частицы по своему значению и функции близки к формообразующим аффиксам. Что касается словообразовательных частиц -то, -либо, -таки, -ка, кое-, выделяемых некоторыми исследователями в разряде частиц, то их (частицы) следует рассматривать как особый вид словообразовательных аффиксов.

Предложенная классификация частиц не может охватить все их значения, поскольку значения некоторых частиц конкретизируются в предложении/ Кроме того, многие частицы имеют тесные связи со словами других частей речи/ В них в разной степени присутствуют элементы значений наречий (буквально, совершенно, прямо), местоимений (всё, всего, оно, это), глаголов (было, смотри), союзов (а, благо, ведь, даже, пусть, пускай, хоть, чтоб), предлогов (вроде):Нередко наблюдается совмещение значений частицы и союза, частицы и наречия/ В этом случае и квалифицировать их надо двояко: союз - частица, частица - наречие и т/п/ (Подробнее об этом смотри в разделе «Омонимия частей речи».)

Все частицы, кроме формообразующих, характерны для разговорной речи и широко встречаются ів художественной литературе." Официально-деловому и научному стилям речи они не свойственны."

Методическое примечание. В начальных классах внимание к модально-волевым частицам помогает учителю показать специфику вопросительных и восклицательных предложений и дать определенные рекомендации учащимся для выразительного чтения.

Модальные слова

Общая характеристика модальных слов. Модальность- это понятийн о-г рамматическая категория, выражающая отношение говорящего к высказыванию, отношение высказывания к объективной действительности.

Модальность выражается различными средствами: лексическими, морфологическими и синтаксическими. Например, модальное значение могут иметь различные знаменательные слова (хотеть, мочь, предполагать, утверждать, правда, неправда и т. д.). Это лексические средства выражения модальности.

Значения модальности выражаются формами глагольных наклонений, т. е. морфологически.

Разные модальные значения присущи различным типам предложений: повествовательным, побудительным (функциональная модальность), вопросительным, утвердительным и отрицательным, т. е. это синтаксическое выражение модальности.

Есть и еще один вид модальности - субъективная модальность, которая выражается специальными модальными словами. Модальные слова - это класс неизменяемых слов, при помощи которых выражается субъективное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения его достоверности / недостоверности. Например: Вы, может быть, слышали - мы уезжаем (И. Т.) - сочетание может быть передает значение предположительности; «Решительно - он прелесть»,- промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно (И. Т.) - слово решительно выражает значение

уверенности в том, о чем сообщается в предложении.

Модальные слова в предложении грамматически не связаны с другими его членами и не являются членами предложения. Чаще всего они выступают в функции вводных слов, выделяясь в тексте интонационно (на письме - знаками препинания). Например: Библиотека ваша, конечно, выросла с тех пор? (Сол.) Кроме того, модальные слова могут выступать в функции слова-предложения в ответной реплике диалога. Например: «Нет, вы серьезно?» -

спросила она, постепенно осознавая всю несообразность неожиданного события.- «Конечно» (Ант.)."

Модальные слова образуются от знаменательных, часто имеют среди них омонимы. Например: Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно (П.) . В этом предложении слово непременно является наречием, относится к глаголу-сказуемому и ни интонационно, ии запятыми не выделяется." Непременно, он вернется. В этом предложении слово непременно - модальное, имеет значение уверенности говорящего." Или: Он точно скопировал рисунок.- Он, ТОЧНО, копирует рисунок.

Разряды модальных слов по значению. По значению, которое придают модальные слова высказыванию или отдельным его частям, их разделяют на несколько групп."Основные из них следующие.

1. Модальные слова, выражающие уверенность, достоверность (конечно, несомненно, естественно, точно, безусловно, правда, действительно и др.); сочетания (в самом деле, само собой разумеется, само собой и др.). Например: В самом деле: взять да и бросить! (Кав.)

2. Модальные слова, выражающие значение предположительности, неуверенности (кажется, вероятно, по-видимому, едва ли, может быть и др.); сочетания (по всей вероятности, по всей видимости и др.). Например: Может быть, вы были правы (И. Т.); Видно, подошла такая минута (Кав.).

Междометия

Междометие как часть речи. Междометия - это класс неизменяемых слов, служащих для выражения различных чувств и волевых побуждений человека (ой, ах! ну! и др.).

В системе частей речи междометия занимают особое место. От служебных слов междометия отличаются тем, что они не связывают члены предложения или части сложного предложения, как союзы; не выражают отношений существительных и местоимений к другим словам в предложении, как предлоги; не придают смысловых, модальных и экспресс сивных значений словам или предложениям, как частицы.

От знаменательных частей речи междометия отличаются тем, что они, выражая чувства и побуждения, не называют их." Например: Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула (П.)."В этом предложении междометие ах выражает чувство сожаления, но не называет его, в отличие от слов окаль, сожалею и др. Или: Боже мой, окунь! Ах, ах... скорей! (Ч.) В этом предложении междометное сочетание боже мой и междометие ах выражают чувство восторга. Многие междометия могут служить для выражения различных чувств. Так, например, в произведениях А. С. Пушкина междометие ах употребляется для выражения чувств удивления, догадки, радости, недоверия и др.: Ах!., постойте; какая прекрасная мысль... (выражает чувство радости); Ах, матушка идет... (выражает чувство испуга); Ах, он поручик! ах, злодей! (выражает чувство возмущения)." Междометие а также выражает различные чувства. Например: А! Так-то вы моей послушны воле! (междометие выражает чувство неудовольствия); «А! Петр Андреич!» - сказал он, увидя меня... (выражает чувство радостного удивления).

Некоторые же междометия, несмотря на то что не обладают номинативной функцией, имеют тем не менее закрепленное за ними содержание. Например, междометие увы служит для выражения чувства горя, сожаления; междометие караул выражает призыв к оказанию помощи и др."

В предложении междометия синтаксически не связаны с его членами." Они могут выступать в качестве самостоятельного междометного предложения. Например: «Батюшки! - изумился тонкий.- Миша! Друг детства!» (Ч.) Некоторые междометия могут выступать в функции сказуемого."Например: Татьяна ах! а он реветь (П.).

В речи междометия произносятся с особой интонацией (повышение тона, увеличение силы звука, в некоторых случаях - протяженность гласных).

Разряды междометий. По тому, что выражают междометия, их принято делить на две группы: эмоциональные и побудительные (императивные).

Эмоциональные междометия О! Ах! Ой! Ура! Браво! Батюшки! А! Ух! и др. выражают чувство радости, восторга, одобрения, удивления, недоумения, испуга, а также дают характеристику, оценку событий, состояний и т. д. Например: Ах! Скалозуб, душа моя... (Гр.) - междометие служит для выражения чувства радости, восторга; Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна! (Гр.) - междометия выражают испуг.

Побудительные междометия выражают различные виды побуждения: Вон! Цыц! Ну! С-с-с! Ш-ш! Марш! Айда!

Например: Гринев, узнав от него об опасности... скомандовал: марш, марш.., (П.); Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! (Г.) Междометия, призывающие к вниманию: Ауі Эй! Алло! Например: «Эй, Дуня! - закричал смотритель,- поставь самовар» (П.); Даша молча глядела, как отец крутит ручку телефона, кричит: «Алло, алло!» (Горб.)

К междометиям относят также речевые формулы вежливости, т.‘ е." слова и сочетания, выражающие приветствие, прощание, благодарность и т.д.: Здравствуйте! Спасибо! До свидания! и др.

По структуре междометия делятся на непроизводные и производные. К первым относятся междометия типа ай, ой, ах, эх, ну, ого и др."Они состоят из одного гласного звука: а! э!\ из двух гласных ау!\ из гласного и согласного: ох! эх! ба!\ из двух гласных и согласного: ага! ого! увы!; из согласных: брр! Некоторые из перечисленных междометий могут выступать в удвоенной и утроенной форме: у-у! хе-хе-хе! Некоторые из этих междометий могут соединяться с частицами (ну оке! ну- ка!) или с глагольным постфиксом (Ну-те!).

Производные междометия соотносятся со словами других частей речи: глаголами (Смотри! Здравствуйте! Извините), существительными (Батюшки! Беда! Ужас!), местоимениями (То-то!), наречиями (Полно!): Производные междометия могут быть составными: Вот тебе и раз! Вот так штука!1

Звукоподражательные слова

Звукоподражательными называются неизменяемые слова, которые передают звуки живой и неживой природы."От междометий их отличает то, что они не служат для выражения чувств, эмоций и побуждений ."

Звукоподражательные слова могут воспроизводить звуки, издаваемые живыми существами (мяу, гав-гав, кря-кря, хрю-хрю и др.). Например: А собачонка на тебя: ррр... (Ч.)

Они могут воспроизводить и звуки неживой природы: трах- трах, трах-тара-рах, бух. Например: «Чик... чик... ник»,- стучали за стеной часы (Ч.). Или: Так-топ-рах-рах! Это выкатывали бочку из трюма. Потом: дзанг-банг, бум-друм-рр-р-бррр! Это бочку катят по железной палубе. Бам-дзян-гризз!! Бочка свалилась на железную ленту-дорожку... Чтобы заснуть, Куркин считал бочки. Засыпал обыкновенно на сто тридцатой (Заслав.).

В этой статье мы поговорим о такой части речи, как имя существительное. Если говорить конкретнее, речь пойдет о том, какие бывают грамматические признаки существительного, что это за часть речи, что вообще для нее характерно. Поговорим о том, как производится морфологический разбор существительных, какие падежи имеют они, как определить склонение имен существительных. Конечно же, по каждому пункту приведем соответствующие примеры, которые помогут разобраться в материале.

Существительное как часть речи

Именем существительным называется такая часть речи, которая отвечает на вопросы о предмете - “Кто?” и “Что?”. Грамматические признаки существительного как раз таки включают в себя характерные вопросы.

Сразу сделаем небольшое примечание. Существительное как часть речи может подразделяться согласно нескольким критериям. Оно может быть одушевленным (люди, животные и так далее) и неодушевленным (цветы, деревья и так далее). Кроме того, имена существительные разделяются на собственные (имена людей, клички животных, имена городов и других подобных объектов, рек, гор) и нарицательные (слова, используемые нами в повседневной жизни, названия предметов: кружка, ложка и так далее). В конце концов, имена существительные разделяются на три рода: мужской, женский и средний. Они имеют соответствующие окончания, но об этом будет рассказано немного позднее.

Существительное как часть речи можно изменять по падежам. Однако изменить одно и то же слово по родам нельзя. Возможно также изменение по числам: существительное может быть единственного, а может быть и множественного числа.

Начальная форма

Грамматические признаки существительного включают в себя несколько параметров. В их числе - падеж и число. А вот согласно этим критериям можно составить начальную форму существительного. Чтобы сделать это, слово нужно поставить в единственное число, а также в именительный падеж. То есть начальной формой существительного можно считать слова: птица, ложка, кровать и так далее. Все они удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к начальной форме существительного.

Как говорилось ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто?” и “Что”. В большинстве случаев именем существительным в предложениях выражены подлежащие и дополнения. Безусловно, они также могут быть выражены и другими частями речи, но на долю именно существительного приходится наибольшее количество случаев. Возможен и вариант с определением, которое не обособлено. Не исключено, что существительным будет выражено и обстоятельство.

Имя существительное: собственное и нарицательное

Грамматические признаки существительного включают в себя подразделение на собственные и нарицательные. Существительные собственного типа - это в основном названия лиц. Как правило, это единичные предметы. Что можно отнести к собственным именам существительным? Конечно же, имена, отчества, фамилии людей, клички домашних животных и т.п. Это также касается географических объектов. Например, Краснодарский край, гора Эверест, река Волга. В этот список занесены различные астрономические названия, например, названия звезд и созвездий, планет (Солнце, Нептун и так далее). Завершается список имен собственных названиями компаний, произведений искусства и культуры, названиями журналов и газет, моделей транспорта и так далее.

Переходя к нарицательным существительным, отметим, что они могут быть получены из собственных путем замены синонимами. Кроме того, из физики можно привести примеры, когда фамилия ученого становилась единицей измерения (при этом ее пишут с маленькой буквы).

Имя существительное: одушевленное и неодушевленное

Грамматические признаки существительного включают в себя ряд критериев. В их списке и данные факторы. Одушевленные имена существительные обозначают живые существа, то есть применяются к людям, животным и так далее. Все остальное - природа, растения, реки, моря, планеты - неодушевленные имена существительные. К ним же относятся и предметы, которые мы используем в повседневной жизни: посуда, одежда и т.д.

Как мы говорили ранее, существительное отвечает на вопросы “Кто” и “Что?”. Первый вопрос применяется к одушевленным существительным, второй - наоборот, к неодушевленным.

Имя существительное: единственное и множественное число

Если говорится только об одном предмете, то формы имени существительного предполагают единственное число. Это, в принципе, логично. Если же говорится сразу о нескольких предметах, например, что были “синие, белые, красные шары”, то в этом случае говорится о множественном числе существительного “шары”.

Бывают случаи, когда формы имени существительного предполагают употребление слова только в одном числе. То есть оно может быть только единственного или только множественного числа, и никак иначе.

Слова, употребляемые только в единственном числе

В качестве примеров можно привести так называемые собирательные существительные. Они могут иметь только форму единственного числа: детвора, человечество. Кроме того, в список подобных имен существительных входят такие предметы, которые имеют вещественное значение, например железо, платина, асфальт, сталь, молоко и другие. В единственном числе употребляются признаки и состояния: злоба, радость, ненависть, молодость, темнота, горение, выполнение. Есть еще слова-исключения, которые употребляются только в единственном числе.

Слова, употребляемые только во множественном числе

Множественным числом считаются названия парных предметов, такие как шорты и брюки, штаны и очки. Материалы и остатки относятся также ко множественному числу: опилки, макароны, дрожжи, сливки. Названия игр, наподобие жмурки, прятки и промежутки времени - каникулы, сутки - также нельзя употреблять в единственном числе. Завершают список имен существительных, которые употребляются только во множественном числе, состояния природы, исключения из географических названий и названия действий: заморозки, хлопоты, переговоры, Афины, Сокольники, горы Альпы.

Имя существительное: падежи

Окончания существительных зависят от того, в каком падеже стоит слово. Всего падежей существует 6.

  1. Именительный, помогающий образовать начальную форму существительного, отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”.
  2. Родительный - на вопросы “Кого?”, “Чего?”.
  3. Дательный падеж отвечает на вопросы “Кому?” и “Чему?”.
  4. Винительный - "смесь" родительного и именительного падежа. Его вопросы - “Кого”, “Что?”.
  5. Творительный падеж имеет вопросы “Кем?”, “Чем?”.
  6. Завершает список падежей предложный. Существительные, поставленные в такой падеж, отвечают на вопросы “О ком?” и “О чем?”.

Первый вопрос каждого падежа задается одушевленному имени существительному. Второй же, следовательно, неодушевленному. Определить падеж имени существительного можно задав вопрос. Для этого сначала ищется слово, с которым связано необходимое существительное, а затем уже задается соответствующий вопрос.

Имя существительное: склонения

Окончания существительных зависят и от падежа, но не только от него. Наряду с числом и падежом, родом есть еще один фактор, от которого они зависят. Вообще, он в некотором роде сам состоит из отдельных критериев. Этот фактор - склонение имен существительных”.

Просклонять существительное можно при помощи изменения его по падежам. В русском языке есть три склонения. Первое включает в себя имена существительные, относящиеся к женскому роду. Они должны быть единственного числа и иметь окончание -а или -я. Сюда же относят существительные мужского рода, которые обозначают людей. Они имеют те же самые окончания.

Второе склонение включает в свой список существительные, относящиеся к мужскому роду, а также среднему роду. При этом существительные мужского рода должны иметь окончание -о, -е или иметь нулевое окончание. Существительные среднего рода, стоящие в именительном падеже, также должны оканчиваться на -о и -е.

Третье склонение имеет в своем составе существительные, относящиеся к женскому роду. Они имеют нулевое окончание, будучи поставленными в единственное число и именительный падеж.

Имя существительное: разносклоняемые слова

В русском языке есть существительные, которые называются разносклоняемыми. Это десять существительных, имеющих средний род (бремя, время, семя, темя, пламя, стремя, знамя, племя, имя, вымя). Также сюда относится существительное “путь”. В определенных падежах (а именно в дательном, предложном) эти слова имеют окончания, которые свойственны существительным третьего склонения. Но если их поставить в творительный падеж, то они примут окончания второго склонения.

Имя существительное: несклоняемые слова

Если при постановке во все падежи существительное имеет только одно и то же окончание, то это несклоняемое имя существительное. Примеры: радио, кофе, жюри, Сочи.

Имя существительное: морфологический разбор

Первым пунктом при морфологическом разборе является установление части речи. Вторая часть включает в себя указание морфологических признаков. Это постановка слова в начальную форму, указание таких постоянных признаков, как имя собственное или нарицательное, одушевленность или неодушевленность, указание рода существительного, его склонения. Следующий подпункт указания морфологических признаков - непостоянные характеристики. Это падеж и число слова. Ну и заключается морфологический разбор указанием синтаксической роли слова.

Заключение

Наличие почти всех разобранных критериев, которые определяют данную часть речи, свойственно многим языкам, один из которых наш, русский. Имя существительное в нем занимает очень важное место и играет большую роль.

Имя существительное – знаменательная часть речи, которая выражает грамматическое значение предметности в словоизменительных категориях падежа и числа и несловоизменительных категориях рода и одушевленности.

Общекатегориальные грамматические признаки имен существительных

Понятие «предметность» более абстрактно, чем понятие «предмет». Слова «доска », «окно » и подобные называют предметы, в них выделяется грамматическое значение «предметность». Слова «дерзость », «высота » называют отвлеченный признак, слова «вышивание », «изучение » называют отвлеченное действие, слова «революция », «переворот » показывают события, слова «гроза », «дождь » называют явления природы, слова «минута », «год » называют временные отрезки, слова «учитель », «старик » называют лиц, слова «кошка», «дельфин» называют животных; во всех словах подобного типа выделяется грамматическое значение «предметность», т.к. к ним можно поставить вопрос кто? или что?

Частнокатегориальные признаки имен существительных

В сущестивтельных выделяется словоизменительная категория падежа. У склоняемых существительных эта категория выражается флексиями (берёз а – И.п., берёз ы – Р.п., берёз е – Д.п. и т.д.), у несклоняемых существительных значение категории определяется по контексту (на тарелке лежит безе – И.п., угости безе – Тв.п., люблю безе – В.п.).

В существительных выделяется категория числа. Обычно выделяется оппозиция ед.ч./ мн.ч. (стол/столы, учитель/учителя ), но есть существительные, которые употребляются только в ед.ч. (singularia tantum): серебро, купечество, любовь , есть существительные, которые употребляются только во мн.ч. (pluralia tantum): духи, сани, сливки, дрожжи.

Все существительные, кроме тех, что выступают только во мн.ч. (pluralia tantum), относятся к одному из 3 родов: день – м.р., жена – ж.р., окно – ср.р. Это несловоизменительная категория.

В существительных выделяется несловоизменительная категория одушевленности/неодушевленности. При определении этой категории обращаем внимание на грамматическое проявление. Если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч., то существительное – одушевленное (вижу девушек (В.п.) = нет девушек (Р.п.)), если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. – неодушевленное (вижу парты (В.п.) = стоят парты (И.п.)).

Синтаксические функции имен существительных

У существительных они самые богатые. Чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения (пушистый снег окутал стройные ели ), но могут быть и другими членами предложения: мой дед был знахарем (именная часть составного именного сказуемого), волна моря покрыла меня (определение), книги лежат на столе (обстоятельство).

§16.Лексико-грамматические разряды имён существительных

Сам термин указывает на связь лексики и грамматики. Лексические значения существительных и вытекающие из них особенности проявления грамматических категорий позволяют выделить разряды.

Лексико-грамматические разряды (ЛГР) - это такие подклассы слов, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слова выражать определённые грамматические значения. Это означает, что в семантике слов есть определённые черты, которые влияют на его грамматические характеристики. Например: если семантический признак «конкретный предмет», то из этого следует, что грамматический признак ед. и мн. ч.; т.е. большинство конкретных имён существительных имеют формы ед. и мн. ч. (лист -листья, берёза - берёзы).

Выделяют следующие ЛГР: собственные/нарицательные, личные/неличные, конкретные/абстрактные, собирательные, вещественные.

  • Склонение (3 типа склонений)
    • Род (различаются по родам только в ед.ч., определяется по окончанию, различают мужской, женский и средний род)
    • Число
    • Падеж(форма имени,выражающая связь имени существительного с другими словами в предложении и словосочетании и указывающая на определенные синтаксические отношения)

В русском языке имеются несклоняемые слова; склонение может отсутствовать у некоторых слов, когда совпадают все формы в обоих числах: метро, кенгуру, беж и т.п., а также фамилии людей. Существуют также разносклоняемые существительные.

  • Одушевлённость:
    • одушевлённое;
    • неодушевлённое.
  • Имена:
    • собственное;
    • нарицательное.

Лексико-грамматические разряды существительных

По обобщенному лексическому значению,которое проявляется в формах числа или падежа, имена существительные делятся на три разряда:

1) Собственные, нарицательные

2) Отвлеченные, конкретные

3) Одушевленные,неодушевленные

4) Вещественные, собирательные

Нарицательные сущ. Являются обобщением наименования предмета, принадлежавшего к классу ему подобных: стол, стул

В большинстве своем называют считаемые предметы и изменяются по числам(имеют мн.ч. и ед.ч.)

Нарицательные сущ., которые неисчисляемые выделяются в особые группы вещественные(обозначают вещество и,поддающиеся измерению,но не считаемое)собирательные (обозначают совокупность лиц и предметов как неделимое целое)

Собственные сущ. Являются индивидуальным наименованием предмета. Не изменяются по числам и имеют форму одного числа.

Конкретные называют предметы,явления,лица, поддающиеся счету.

Отвлеченные называют действия,свойства,качества,явления,не поддающиеся счету.

Одушевленные называют людей, животных. У них совпадают формы винительного и родительного падежей

Неодушевленные – предметы, явления. Совпадают формы винительного и именительного падежей.

Стилистические возможности использования имен существительных

Имя существительное по праву занимает важнейшее место в составе морфологических ресурсов русского языка. Это обусловлено его семантическими свойствами, количественным преобладанием над другими частями речи и потенциальными изобразительно-выразительными возможностями. Существительные заключают в себе предметные значения, без которых невозможно выражение мысли, поэтому использование существительных является обязательным условием всякой речевой деятельности. Однако их употребительность в сравнении с другими частями речи колеблется в зависимости от содержания текста, его стилевой принадлежности, функционально-смыслового типа речи, особенностей слога, замысла писателя и т.д. Особенно велика потребность в частом обращении к существительным в книжных стилях - официально-деловом, научном, публицистическом: в них постоянно возникает необходимость при наименовании учреждений, лиц, предметов деятельности людей, их действий, часто обозначаемых здесь отглагольными существительными. Именно характер книжных стилей создается и благодаря распространенной в них замене глагольного сказуемого глагольно-именным сочетанием, повторением одних и тех же наименований, что обусловлено стремлением к точности, отказом от употребления местоимений. Все это дает основание утверждать, что имя существительное призвано господствовать в книжных функциональных стилях, и только в отдельных жанрах публицистики оно уступает свои позиции глаголу, привносящему в речь событийный характер.



Важно подчеркнуть, что соотношение глаголов и существительных по функциональным стилям весьма показательно. Именной характер речи в наибольшей степени свойствен официально-деловому стилю; научный стоит на втором месте; в публицистическом-с именами существительными (при определенных условиях) могут конкурировать глаголы; в художественной речи частотность употребления существительных заметно снижается (здесь она в два раза меньше, чем в официально-деловом стиле).

В официально-деловом стиле тексты носят предписующий характер; из функционально-смысловых типов речи преобладают констатация (сообщение), описание, в то время как повествование и рассуждение не получают распространения. Это и определяет широкое использование имен существительных. Содержание текстов, как правило, требует наименования множества деталей: На страхование принимаются автомобили (в том числе с прицепами промышленного производства), мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мотонарты, снегоходы (аэросани), мопеды… При этом глагольные конструкции оказываются неуместными и действия обозначаются отглагольными существительными: Средство транспорта считается застрахованным на случай гибели (повреждения) в результате аварии, пожара, взрыва, удара молнии, провала под лед, а также на случай похищения… угона и т.д. (ср.: …если средство транспорта погибнет, взорвется, провалится под лед и под.). Широко используемая в официально-деловой речи рубрикация позволяет при одном глаголе давать целый ряд именных словосочетаний.

В научном стиле при свойственном ему именном типе речи имена существительные выполняют важнейшую информативную функцию, называя предметы живой и неживой природы, которые представляют собой объекты научных исследований, процессы, происходящие в природе и обусловленные производственной деятельностью человека, результаты этой деятельности и т.д. При этом многие существительные в языке науки используются как термины: Понятия случайного события, вероятности, случайной величины являются математическими абстракциями. Каждая оценка параметра по выборке сама является случайной величиной, имеющей некоторое распределение (монография).

Важно и то, что имена существительные в официально-деловом и научном стилях употребляются только в прямом значении: метафорическое их переосмысление невозможно.

В публицистическом стиле конкуренция именного и глагольного типов речи в значительной мере отражает его характерную черту-сочетание стандарта и экспрессии. Так, если информация в газетных материалах облекается в стандартизованную форму, то именные конструкции становятся закономерным и естественным ее выражением.

Однако именной характер речи уступает глагольному, если журналист избирает жанры, близкие к художественным, и отдает предпочтение разговорной форме изложения.

Нередко в публицистическом стиле отказ от использования глагольных форм и замена их отглагольными существительными порождает канцелярский оттенок речи. Стилистическая правка в таких случаях состоит в замене отглагольных существительных глаголами и устранении канцеляризмов:

В художественной речи, которая характеризуется в целом значительным сокращением количества имен существительных, вытесняемых глаголами, предпочтение тех или иных частей речи, как правило, связано с творческой установкой писателя, решением конкретных стилистических задач. Определяющее значение при этом имеет обращение писателя к конкретному функционально-смысловому типу речи - описанию, повествованию, рассуждению.

В художественной речи имена существительные выполняют не только информативную, но и эстетическую функцию. Употребление их может быть обусловлено экстралингвистическими факторами, поскольку тема произведения обращает автора к существительным тех или иных лексико-грамматических разрядов. Вещественные, собирательные, отвлеченные, конкретные существительные, употребительные в любом из функциональных стилей, находят применение и в художественной речи. При этом стилистически нейтральные существительные вовлекаются в систему выразительных средств языка и обретают соответствующую экспрессивную окраску. Например, имя собственное обретает новое символическое значение в названии повести Н.С. Лескова, использовавшего прием антономасии - «Леди Макбет Мценского уезда» и т.д.

Важно подчеркнуть, что употребление имен существительных в эстетической функции может быть и не связано с их метафорическим переосмыслением. В автологической речи (т.е. в речи, свободной от тропов) имена существительные также могут играть важную стилистическую роль, выступая как яркий источник экспрессии.

Отвлеченные имена существительные

Особый стилистический интерес представляет использование писателями отвлеченных существительных для усиления действенности речи.

Психология творчества различает два типа мышления: наглядное и теоретическое. Первый характеризуется возникновением в сознании человека представлений, отражающих действительность в единичных понятиях, получающих выражение в конкретных наименованиях предметов реальной действительности; второй состоит в создании абстрактных понятий, закрепленных в существительных отвлеченного значения, не получающих отражения в конкретных образах. Отвлеченное мышление свойственно прежде всего ученым, оно проявляется в абстрактизации различных языковых средств в научном изложении, в частности в предпочтении отвлеченных существительных конкретным, а также в том, что конкретные слова в научных текстах обычно употребляются в отвлеченном значении. Однако в научном стиле вокруг существительных не возникает экспрессивного ореола, так как они выполняют лишь информативную функцию.

Принципиальное отличие стилистического использования отвлеченных существительных в художественной речи состоит в активизации их выразительных возможностей. Под пером художников слова отвлеченные существительные могут стать сильным источником речевой экспрессии, хотя их эстетическая функция порой недооценивается, что искажает представление о стилистических ресурсах морфологических средств.

Русские писатели всегда придавали важное значение освоению отвлеченной лексики в художественной речи. Отвлеченные существительные вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами - для отражения духовного мира лирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетических категорий. Например, у А.С. Пушкина: Но я не создан для блаженства...; И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.

Поэты второй половины XIX в. расширили репертуар отвлеченных существительных, придающих стилю взволнованно-патетическое звучание. Так, у Н.А. Некрасова часто употребляются слова: свобода, вера, святыня, скорбь, нищета, отчаянье, борьба, насилие. Чтобы усилить экспрессию отвлеченных существительных, получающих в контексте политическую окраску, поэт использовал особый графический прием - писал их с прописной буквы: Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела... [о музе].

У классиков русской прозы отвлеченные существительные были средством изображения богатой духовной жизни героев. Много слов этого лексико-грамматического разряда ввел в художественную речь М.Ю. Лермонтов, который искусно уточнял их значение выразительными эпитетами: Холодная злость овладела мною; безмерное отчаянье, неистовая храбрость, глубокое презрение, сладкие заблуждения, необъяснимое наслаждение.

В наследии каждого большого русского писателя можно указать характерные для его стиля, имеющие глубокое философское и эстетическое значение отвлеченные существительные, нередко введенные в употребление этим же художником: у Гончарова - обломовщина, у Тургенева - нигилизм, у Чернышевского - эмансипация, патриотизм.

В наше время отвлеченные существительные воспринимаются в большинстве своем как стилистически нейтральные, однако нередко они все же сохраняют экспрессивные оттенки, с которыми связано представление о литературности, возвышенном способе выражения, и поэтому сфера их стилистического использования-размышления, философские искания героев. Составляя значительную часть интеллигентского словаря, отвлеченные существительные привлекаются для речевой характеристики героев-интеллектуалов:

Он [Сергей] искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим... Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам. Не бог награждает человека бессмертием, и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду...

(Ю. Трифонов)

Важно подчеркнуть и такую особенность функционирования отвлеченных существительных в художественном тексте: в речи они получают конкретное значение: «Первые радости» (Фед.); «Долгое прощание» (Триф.); Смерть как будто заигрывала с казаком; ...Расплескал злобу в драке с Петром (Шол.); ...Жизнь бушевала в нем. Она шумела в крови, как майская гроза в кустах весеннего сада; Здоровье вытекало по каплям, как сок из подрубленной березы (Лавр.). При этом абстрактная семантика отвлеченных существительных преобразуется в результате метафорического переосмысления, расширения границ лексической сочетаемости, обновления их значения. В этом проявляется важнейшая черта художественной речи - предметно-образная конкретизация описываемого.

В экспрессивной функции отвлеченные существительные выступают и в публицистическом стиле современного русского языка, пополняя состав общественно-политической лексики, обладающей оценочными значениями: активность, атмосфера, борьба, дружба, кампания, клевета, мир, общественность, оплот, политика, потенциал, сотрудничество, старт, тактика, эскалация и др. Такие отвлеченные существительные играют ведущую роль в составе строевой лексики газеты: отличаясь особой широтой семантики, они характеризуют разнообразные обстоятельства, события, явления, сопровождая их резкой оценкой

Конкретные имена существительные

Противопоставленные отвлеченным существительным имена существительные конкретные также обладают большими потенциальными возможностями создания речевой экспрессии в художественной речи.

Писателям, публицистам свойственно преимущественно наглядное мышление в противовес отвлеченному, что практически находит отражение в широком использовании конкретных существительных, Искусное введение их в текст создает зримые картины. Причем в художественной речи эстетическую функцию могут выполнять существительные, употребленные в прямом значении, не подвергаясь образному переосмыслению:

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черемух смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

(М.Ю. Лермонтов)

Особая стилистическая ценность конкретных существительных определяется их изобразительными возможностями при описании художественных деталей. В этом случае слова, называющие бытовые реалии, нередко весьма прозаические вещи, заключают в себе большую образную энергию и представляют неограниченные изобразительные возможности для описания жизни героев, обстановки, картин природы, быта. Вспомним гоголевские строки:

Прошу покорно закусить, - сказала хозяйка. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с лаком, припекой с творогом, припекой со сняточками, и невесть чего не было.

Следует подчеркнуть, что возможность стилистического использования подобных существительных в процессе предметно-образной конкретизации в русской литературе свидетельствовала о торжестве реалистического метода. Чтобы осмыслить эстетическое значение конкретно-бытовой лексики во всем богатстве и многообразии ее значений, нужен был гений Пушкина, утвердившего право художника показывать жизнь во всех ее проявлениях и доказавшего, что для поэта нет низких предметов. С признанием достижений натуральной школы в российской словесности были созданы все условия для эстетического освоения конкретных существительных как источника яркой изобразительности художественной речи.

Конкретные существительные составляют основу образного описания и у современных авторов. На эстетическую ценность художественных деталей указывали опытные мастера. Так, К. Федин, К. Паустовский отмечали, что в рукописях начинающих авторов нередко словесные обобщения вытесняют деталь. А ведь ничто так не оживляет описания как подробности. Для их художественного изображения и нужны конкретные существительные, которые всегда вызывают представление о реальном предмете или явлении.

Собственные имена существительные

Большой простор для стилистических наблюдений открывает изучение экспрессивной функции имен существительных собственных. Их экспрессивная окраска обусловлена стилистическими особенностями использования в разных стилях речи и богатой традицией эстетического освоения в русской литературе.

I. В составе стилистических ресурсов русского языка имена и фамилии людей занимают одно из видных мест, поскольку выделяются большим разнообразием словообразовательных вариантов, получивших определенную стилистическую окраску, и неограниченными возможностями образного применения в художественном контексте.

Отличительной особенностью русской системы наименования лиц является противопоставление официального обращения по фамилии: товарищ Иванов, а также употребления фамилии с инициалами в письменной речи: Иванов И.И. разговорным вариантам: использованию имени-отчества в официальной обстановке при вежливом обращении: Иван Иванович и в условиях непринужденного общения - одного имени, причем чаще его сокращенного варианта: Иван, Ваня, интимно-ласковых: Ванечка, Ванюша, Ванюшка, а также стилистически сниженных: Ванька, Ванюха. Выбор вариантов имен отражает и возрастные черты собеседников (к старшим обычно обращаются по имени-отчеству), и распределение между ними социальных ролей (к должностным лицам не принято обращаться в фамильярной форме). Отступление от этих условностей этикета может стать в художественной речи источником экспрессии.

В XIX в. наблюдалось еще большее богатство экспрессивных оттенков у различных вариантов имен собственных людей, отражавших сословно-имущественную градацию общества, моду, лингвистический вкус времени. Поэтому без стилистического комментария современный читатель не всегда способен осмыслить художественное значение того или иного имени персонажа в русской классической литературе.

Экспрессивные ореолы вокруг имен собственных в царской России отражали прежде всего классовое расслоение общества: бесправие и унижение человеческого достоинства проявлялись в том, что люди, по словам В.Г. Белинского, сами называли себя не именами, а кличками - Ваньками, Васьками, Стешками, Палашками . По свидетельству историка В.О. Ключевского, еще в самом начале XVIII века Петр I запретил писаться уменьшительными именами , однако монарху-преобразователю не удалось сломить эту российскую традицию. Поэтому употребление писателями сниженных вариантов имен по отношению к представителям низкого звания следует рассматривать не как выражение презрения, а как дань традиции (например, у Гоголя - Петрушка). В то же время уважительные имена верных слуг (например, Еремеевна в «Недоросле» Фонвизина) заключают в себе оттенок особого почтения. В непринужденной обстановке бытовала и манера дружеского обращения не по имени, а по фамилии, что запечатлелось в многочисленных посланиях поэтов пушкинской эпохи. Имена царствующих особ в России было принято употреблять без отчеств: Петр, Екатерина, хотя это, конечно, не придавало им ни фамильярного, ни демократического оттенка.

Потенциальные экспрессивные возможности личных имен обусловлены еще и тем, что многие из них восходят к греческим корням и несут в себе скрытое символическое значение: Митрофан - слава матери, Елена - избранная, светлая и т.д. Писатель, нарекая своего героя, может кратко выразить и свое отношение к нему; ср.: у А.Н. Островского Катерина - вечно чистая, Варвара - дикарка, грубая. Однако эстетическое значение этих существительных в художественном контексте факультативно; для одних читателей они значимы, другим же ничего не говорят. Следовательно, необходим стилистический комментарий, который расширит восприятие художественного образа.

При эстетической оценке имен литературных героев важно учитывать популярность имени в соответствующую эпоху, его оценку лингвистическим вкусом времени, особенности звучания, национальный или иноязычный облик, историю освоения и т.д. Сословные предрассудки налагали запрет на те или иные времена (вспомним ироническое замечание Пушкина о старушке Лариной, которая "звала Полиною Прасковью"). Галломания приводила к насаждению чуждых русским обычаям имен, что давало повод к их сатирическому осмеянию (например у Гоголя: имена детей Манилова - Алкид и Фемистоклюс). Поэтому и в обращении писателей к простым русским именам может быть скрыт глубокий смысл, как, например, в решении Пушкина дать своей героине - дворянской барышне - простонародное имя Татьяна, с которым у современников связывалось «воспоминанье старины или девичьей». В этой дерзости поэта выразилось его стремление демократизации литературного языка, желание преодолеть всякие условности.

Редкостные, странные имена придают речи юмористическую окраску: Варух, Солоха, Хивря. Яркую экспрессию создает столкновение неупотребительного имени с весьма распространенным отчеством или фамилией: Феодулия Ивановна (Г.); Аполлон Мерзавецкий (Остр.); Васисуалий Лоханкин (И. и П.). Один из приемов обыгрывания имен собственных - применение знаменитого имени к заурядному или комическому персонажу: сапожник Гофман, жестянщик Шиллер (Г.).

Русская ономастика предоставляет писателям неограниченные возможности и для словотворчества. Еще в эпоху классицизма драматурги сочиняли выразительные фамилии-характеристики: Правдин, Стародум, Бескорыст, Здравомысл, Воров, Дурыкин, Плутягин (Фонв.). Галерею отрицательных персонажей, наделенных красноречивыми фамилиями, пополнили писатели XIX в.: Молчалин, Скалозуб (Гр.); Буянов, граф Нулин (П.); Держиморда (Г.); Алтынников, Грош (Н.). Комическое звучание отличает прозвищные фамилии, омонимичные самым неподходящим по значению существительным: Петух, Яичница, Пробка, Колесо (Г.); Прыщ, Удав, Дыба (С.-Щ.).

В сокровищнице русской литературно-художественной ономастики есть фамилии, окруженные экспрессией сочувствия, отразившие ущербность героев: Макар Девушкин, князь Мышкин (Дост.); есть насмешливо-иронические: Красоткин, Поцелуев (Г.);есть и остро-сатирические: учитель Вральман (Фонв.), судья Ляпкин-Тяпкин (Г.). Комическую окраску им придает словообразование: Врач Гибнер - у него все больные, по словам Гоголя, выздоравливали, как мухи; смешные созвучия: Чичиков, Люлюков (Г.); нерусский фонетический облик в сочетании с прозрачной этимологией: шевалье Какаду; француз Куку (Г.).

Однако наряду с богатым набором сниженных характеристических фамилий в русской литературе известно и немало существительных имен собственных, свободных от подобных ассоциативных оценочных значений. Они воспринимаются не как нейтральные, а как хорошие, открытые для создания вокруг них ореола положительных эмоционально-экспрессивных оттенков; ср.: Онегин, Печорин, Ларины, Ленский, Инсаров, Ростов. Подобные фамилии кажутся красивыми благодаря их эстетическому звучанию и наслаивающимся на них различным оттенкам значений, обусловленных возможными реминисценциями. Например, по замечанию В.Г. Белинского, фамилия лермонтовского героя Печорин указывает на близость к его литературному предшественнику Онегину («Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»).

Особые возможности для стилистического использования имен и фамилий в художественной и публицистической речи открывает их образное переосмысление. В этом случае писатели прибегают к антономасии - тропу, состоящему в употреблении собственного имени в значении нарицательного: Времен новейших Митрофан (П.); Молчалиных тихоньствующих сонм и многоликость рожи Скалозуба (Евт.). В.О. Ключевский писал о русских самодержцах: С Александра I они почувствовали себя Хлестаковыми на престоле, не имеющими чем уплатить по трактирному счету . Как особый вид метонимии антономасия рассматривается в разделе лексической стилистики.

II. Другую группу стилистически активных имен собственных составляют географические наименования. В русском литературном языке вокруг них создаются нередко особые экспрессивные ореолы, обусловленные различными ассоциациями. Так, в годы Великой Отечественной войны острое политическое значение обрели многие географические названия: Брест, Сталинград, Волга, Урал, Ялта и др. Они получили яркое публицистическое звучание благодаря героизму воинов, прославивших русскую землю самоотверженной борьбой с фашизмом. Ряд географических названий связывается в сознании русского человека с национальной гордостью, патриотической темой: Москва, Владимир, Смоленск, Бородино, иные наименования ассоциируются с традициями русского искусства: Кижи, Палех, Гжель.

Появление оценочных оттенков у географических наименований особенно характерно для публицистического стиля, поскольку журналисты любят использовать такие существительные в переносном значении: Набат Бухенвальда отозвался в сердцах всех честных людей планеты; Человечество никогда не забудет Освенцим, Хатынь, Хиросиму; Мы помним горячие рукопожатия на Одере (из газ.). В публицистическом стиле названия столиц часто употребляются вместо названий государств, они символизируют социальную систему, внешнюю и внутреннюю политику стран: Москва, Лондон, Вашингтон; указывают на уроки истории, факты международной жизни: Хельсинки - символ воли всех народов жить в мире и сотрудничестве; Рейкьявик - символ возникновения реальной возможности положить начало ядерному разоружению (из газ.).

В спортивной журналистике географические названия заменяют наименования международных соревнований, олимпиад: Гренобль, Лейк-Плесид, Калгари. В репортажах с международных конкурсов, фестивалей новыми экспрессивными красками расцвечиваются названия таких городов, как София, Сопот, Канны.

Географические названия могут использоваться писателями и для создания комического эффекта. Так, ироническую окраску придает речи приравнивание неизвестных или одиозных имен собственных к популярным, знаменитым:

Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки… НКПС построит железнодорожную магистраль Москва - Васюки… Аэропорт «Большие Васюки» - регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелес и Мельбурн.

(И. Ильф и Е. Петров)

Сатирическую роль выполняют и построенные на переосмыслении географических названий перифразы, например образное определение Нью-Йорка как Железного Миргорода в очерке С. Есенина об Америке.

Экспрессивная окраска географических названий может изменяться, что связано, конечно, с влиянием экстралингвистических факторов. Для писателей XIX в. Москва была символом патриархального быта, ярмаркой невест. Н.В. Гоголь писал:

Москва - старая домоседка, печет блины, глядит издали и слушает рассказ, не подымаясь с кресел, о том, что делается в свете; Петербург - разбитной малый, никогда не сидит дома, всегда одет и похаживает на кордоне, охорашиваясь перед Европою… Москва женского рода, Петербург мужеского. В Москве все невесты, в Петербурге все женихи.

В наше время название города Москва воспринимается как символ России, олицетворение демократических преобразований в новом содружестве государств Восточной Европы.

В художественной речи заметную стилистическую роль играют окказиональные географические наименования с выразительной этимологией: город Глупов (С.-Щ.); уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Горелово, Неелово, Заплатово, Дырявино, Неурожайка (Н.). Окказиональное словообразование собственных существительных этого типа привлекало и советских писателей: у Ильфа и Петрова есть названия городов Удоев, Колокаламск, у А. Платонова - город Градов.

Билет № 9

Имя прилагательное

Знаменательная часть речи, включающая слова со значением признака предмета. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам и выступают в предложении в роли определения или сказуемого. Форма рода, числа и падежа у прилагательного зависит от существительного. Связь имени прилагательного с сущ. Называется согласованием.

Лексико-грамматические разряды прилагательных

Качественные

Относительные

Качественные прилагательные называют признак предмета непосредственно и обычно обозначают такой признак,который может проявляться с разной степенью интенсивности. Качественные прилагательные обладают особыми формами,которых не имеют относительные прилагательные. У качественных прилагательных имеются краткие формы и формы степеней сравнения.

Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам,но не изменяются по падежам.

Не все качественные прилагательные имеют краткие формы:

Прилагательные,перешедшие в разряд качественных из относительных,а также прилагательные со значением большой степени качества.

Степени сравнения качественных прилагательных

2 формы степеней сравнения: сравнительная (показывает,что из сравниваемых предметов признак содержится в большей степени), превосходная (показывает высшую степень качества)

Не все качественные прилагательные имеют формы степеней сравнения: прилагательные, перешедшие в разряд качественных из относительных

Качественные прилагательные отличаются от относительных и своими словообразовательными возможностями: от качественных прилагательных образуются а) наречия б) отвлеченные имена существительные в) прилагательные с эмоциональной окраской

Относительные прилагательные

Называют признак предмета через отношение данного предмета к другому. Признак предмета,называемый относительным прилагательным,не изменяется по степени интенсивности, поэтому относительные прилагательные не имеют степеней сравнения.

Среди относительных прилагательных выделяют притяжательные прилагательные

отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность чему-либо животному или лицу (отцовский , сестрин , лисий );

o не имеют ни синонимов, ни антонимов, хотя само сочетание притяжательного прилагательного с существительным синонимично конструкции со значением обладания.

Для того, чтобы отнести имя прилагательное к какому-либо разряду, достаточно найти хотя бы один признак этого разряда у прилагательного.

Не стоит забывать, что границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Стилистические возможности использования имён прилагательных

системе морфологических ресурсов русского языка имени прилагательному отводится видное место как категории, в семантике которой доминирует понятие качества которая определяет имя существительное. По количеству лексем прилагательное уступает только существительному, что выгодно отличает наш язык от языков, вовсе не имеющих имен прилагательных или весьма бедных на эту часть речи. Так, в старославянском языке, превосходившем русский язык по богатству лексических изобразительных средств, был не очень широк «круг качественных определений - жизненно-бытового, гражданского и общественно-психологического характера - отвлеченных и эмоциональных».

В эпоху становления русского национального языка активно пополнялся состав имен прилагательных, впитывая красочные определения и эмоционально-оценочные эпитеты из устного народного творчества. Качественные оценки внутреннего и внешнего мира, изощренные приемы отвлеченно-оценочного и пластического изображения свойств и признаков предметов отчасти были восприняты нашим языком из западноевропейских, и особенно французского языка в XVIII в. Все это способствовало интенсивному развитию категории качества в русском литературном языке.

Богатая и гибкая система прилагательных создает разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. В то же время не менее важное значение имеет информативная функция прилагательных, используемых для сужения объема понятия, выражаемого существительными. Это делает прилагательное незаменимым во всех стилях, когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.

Частотность имен прилагательных в тексте в значительной мере определяется частотностью имен существительных. При именном типе речи, как правило, в тексте господствуют не только существительные, но и прилагательные. Отличительным признаком их употребления в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности. Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Здесь постоянно используются такие прилагательные, как государственный, производственный, коммерческий, финансовый, хозяйственный, общественный, частный, индивидуальный и под. Немало прилагательных выполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан… Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен. В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и под. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

  • Выпишите из 3-го и 4-го абзацев по три словосочетания на каждый способ связи. Определите их значени.

    Война-это письма, которые ждут и боятся получать, это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу, к уничтожению и смерти. Это погибшие молодые жизни, это несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия.
    В войну мое поколение научилось любить и верить, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в мирные дни кажеться обыденным: случайно увиденная на улице улыбка женщины, парной майский дождик в сумерках, смех ребенка и первое самостоятельное решение.

  • Шёл по Улице, Переулку, Площади. дошёл до Улицы, Переулка, Площади. находится на Улице, Переулке, Площади. рассказ об Улице, Переулке, Площади. 1)Указать падежи в которых употреблены слова. 2)Отметьте приставку и предлог. 3) Выделяя окончания, надпишите признаки от которых они зависят.
  • 2. Выбрать нужную форму, свой выбор объяснить: Признак (свойствен - свойственен) этому растению, бочки с пробитыми (днами - доньями), больной (полоскает - полощет) горло, (пропуски – пропуска) из-за болезни, (не морщь – не морщи) лоб, куртка (на мехе – на меху), щека всё ещё (пухла - пухнула), не купила (туфель - туфлей), (двое – два) компьютер(аов), (ордеры – ордера) на квартиру
  • 6. Перепишите по предложению, подчеркните ошибочное слово, выражение. Назовите тип ошибки, объясните, в чем она заключается. Дайте исправленный вариант.
    А) Неоднократно отмечалось в печати об ограниченном ассортименте товаров.
    Б) Впервые он дебютировал на сцене нашего города.
    В) Пассажиры с необмотанными рогами к посадке не допускаются.
    Г) Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
    Д) Я сломала каблук у правого туфля.
    Е) Он занимал выборочную должность.
    Ж) Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
    З) Указанный признак проявляет себя здесь более сильнее.
    И) Следует различать различные подходы к данной проблеме.
    К) Интересующих вас лиц вышлем почтой.
  • Загрузка...