musings.ru

Преподобный гавриил зырянов. Преподобный гавриил седмиезерный

Преподобный Гавриил (Зырянов), старец Седмиозерной пустыни

«Сердце, осенённое Божественною благодатию, воскресает в духовную жизнь, стяжавает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения, в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными».

Святитель Игнатий Брянчанинов

В прошедшие XIX и XX века наше многострадальное Отечество явило миру непоколебимых в вере Христовой угодников Божиих в таком немалом сонме, что свидетельствует о великой Милости Божией к нам. В этот же период, период нестабильной политической ситуации накануне известных зловещих событий в октябре 1917 года, достигает своей высоты особый вид монашеского служения – старчество. Оно-то не только не позволило отойти среди смуты от веры, но и во многом определило тот узкий, спасительный путь, который характерен только для России и к которому мы сейчас возвращаемся.

Канонизированный в 1997 году в Казанской епархии старец Гавриил (Зырянов), выходец из простой уральской глубинки, ученик Оптинских старцев, наставник и духовный авва ставших впоследствии достойными служителями Церкви Христовой иноков-студентов Казанской Духовной Академии, и ныне является духовным наставником для всех тех, кто в простоте душевной ищет Бога.

Урал – малая родина преподобного

Преподобный Гавриил (в миру – Гавриил Фёдорович Зырянов) родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской области. Ныне – это территория Свердловской области. Надо сказать, что старец происходил от зажиточных и благочестивых христиан Феодора и Евдокии, людей грамотных и потому в свободные часы любящих прочитывать Евангелие, Псалтырь, а также жития святых. Будучи малолетним ребёнком, Ганя (Гавриил) научился читать Псалтирь от своих старших сестёр, впоследствии принявших монашество.

Воспитание будущий старец получил религиозное, в основу которого полагался прежде всего страх Божий. Благодатной почвой в душе послужило простое по сердечному расположению воспитание в родном доме. Это воспитание и укрепляло во все времена православный дух русского народа. Годы детства, проведённые в российской глубинке, получив первоначальные понятия послушания, незлобия, честности, вспоминали все лучшие представители Русской Православной Церкви: святой преподобный Серафим Саровский, святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Тихон, Патриарх Всероссийский… Преподобный сам вспоминал: «Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: «Ганя, не шали, вот ты всё не слушаешь – шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь, потом и сам с ними не сладишь». А молодость берёт своё: как ни удерживаюсь, опять и нашалю… Тут матушка, бывало, встанет на колени перед образами и начнёт со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться. А я стою возле, притихну, слушаю её жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жаль. «Матушка, а матушка… Я больше не буду», - шепчу ей несмело. А она всё просит Бога о мне. Я опять обещаю не шалить, да и сам уже начну молиться рядом с матушкой».

Детские годы прошли в слабости физической и постоянных болезнях. Поэтому единственное средство лечения родители видели в регулярных богослужениях, домашней молитве.

Так однажды он был отмечен знамением свыше: небесное паникадило спускалось ниже и ближе к мальчику. Ганя услышал голос:

Чей это? – спросил мальчик.

Исполненный неземной радости, Ганя возвращается домой, прыгая на одной ножке со словами: «Я не ваш, я не ваш». На вопросы встревоженной матери мальчик отвечал: «Я Богов, Богов…».

Покровительство святого праведного Симеона Верхотурского

Святой праведный Симеон Верхотурский – небесный покровитель Урала и Сибири. Образ этого святого исполнен высокой тайны служения Богу: будучи простым и доступным, святой мудро, через смиренное служение ближним сокрыл себя от мира, так и оставшись до конца дней своей небольшой земной жизни таинственным странником.

Имя этого святого близко каждому православному уральцу. А тем более, во времена преподобного Гавриила – как глубоко почитался святой праведный Симеон! Тесная молитвенная связь со святым предостерегала верующих от губительных падений, укрепляя на узком спасительном пути.

В доме маленького Гани так же благоговейно почитали святого праведного Симеона.

Так случилось, что на первой неделе Великого Поста Ганя надумал покататься на салазках по деревенской ледяной горе. И это тогда, когда никто из деревенской молодёжи не решался пойти на гору, соблюдая строгие предписания Устава в первую неделю (седмицу). Когда же покатился, то сразу налетел на палку, которой был загорожен ледяной скат горы, на палке торчал старый гвоздь. Ганя наскочил на эту палку и ногой попал на гвоздь, что вызвало кровотечение, но боли не почувствовал – сильно испугался за непослушание и порванные новые валеночки.

Прибежав домой, он забрался в сенник и стал горячо молиться святому праведному Симеону Верхотурскому, дал обет святому: «Непременно пешком схожу к твоим мощам (расстояние от Ирбита до Верхотурья по старой дороге составляло около 300 километров), только ты исцели меня». И уснул от усталости.

«Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, - и врачество, подаваемое Им, всемогуще». Во сне видит мальчик удивительного мужа с лицем строгим, но приветливым. Небесный житель спросил Ганю:

Зачем ты меня звал?

Ганя ответил:

Исцели меня, угодник Божий!

А обещание исполнишь – в Верхотурье сходишь?

Схожу, непременно схожу, только ты меня исцели, угодник Божий, пожалуйста, исцели!…

Праведный Симеон прикоснулся к ноге, провёл по ране и удалился. Ганя проснулся от страшного зуда в ноге и ужаснулся: рана зажила.

Мальчик здесь же упал на колени и со страхом и радостью стал благодарить Верхотурского святого. От родителей он скрыл это событие.

Через несколько лет Ганя вместе с односельчанами отправляется на поклонение к праведному Симеону. Знаменательно, что в ночь накануне выхода Ганя видит во сне дорогу; проплывают перед ним деревни, сёла, реки, леса; он смотрит всё дальше, но не знает, куда этот путь… а когда пошли на другой день, Ганя стал узнавать увиденные им во сне деревни, леса и реки.

Паломники остановились в Верхотурье на шесть дней: проведя дни в посте, приобщившись Святым Христовым Тайнам, на седьмой день они отправились домой. На душе мальчика переживание. Имея в кармане новые медные пятачки, он желает отдать тому дивному страннику, которого он повстречал при входе в город и который был так похож на явившегося ему во сне исцелителя… И этот дивный странник вдруг встал около Гани: стоит на коленях, смотрит на него и, протягивая руку, тихо говорит: «Монах будешь… схимник будешь».

Пророчество таинственного странника сбылось: Ганя стал и монахом, и схимником.

Путь в монастырь

Будучи юношей, он был чист и целомудрен сердцем. Соблазны плоти и мира не интересовали его. Всё в жизни он принимал либо как творение Божие, либо как совершающееся по воле Божией, или попускаемое Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Чтоб увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».

Приобретая эту чистоту и храня её как дар от Господа, Ганя становится сосредоточенным, жизнерадостным. Так всю жизнь свою старец оставался жизнерадостным, простым. Ум его был гибкий, вдумчивый и практичный, память редкая. То, что было прочитано им в годы юности и зрелости, он помнил буквально. Поэтому часто люди, получавшие письма от старца, недоумевали: откуда у батюшки такой витийственный слог, такая правильность речи? И оказывалось, что старец сам собою, незаметно для себя, писал прочитанное им лет тридцать – сорок назад у митрополита Платона, у святителя Тихона Задонского…

Сердце юноши искало высокого подвига для Бога. Услышав о намерении сына жить в монастыре, мать и сёстры заревели, а отец ответил решительным отказом. Но юноша всё просился в монастырь. Так прошёл год. Ганя многое в своей жизни перестроил на монашеский лад. И родители согласились. Трогательны были проводы в путь: в назначенный день помолились Богу, Ганя всем и каждому поклонился в ноги, попрощался со всеми, даже с лошадками и коровушками.

Путь до Оптиной пустыни потребовал почти полтора месяца.

Прибыв в Оптину 13 августа 1864, он тотчас отправился на благословение к старцам – отцу Амвросию и отцу Иллариону. Оба старца приветливо приняли юношу и отправили его к игумену, посоветовав прежде поговеть и приобщиться Святых Христовых Таин, что и выполнил Ганя.

Настоятель принял его в число братии, назначив послушание в хлебной, и при этом заметил: «Это послушание в хлебной проходил и я. Послушание у нас – те же курсы, которые изучают в академиях. И у нас своя академия. Там сдаются экзамены профессорам, а здесь старцам. Вот и я уже настоятель и игумен, а всё ещё учусь и хожу часто, не менее раза в неделю, сдаю экзамены старцу и принимаю себе уроки от старца… Вот и ты ходи к нему почаще, советуйся с ним по внешнему послушанию в деле, и по внутреннему движению своих помыслов».

Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасёшься».

Надо сказать, что послушание в хлебной было трудным и беспокойным. Поэтому здесь требовались хорошая физическая сила и терпение.

Брату Гавриилу дополнительно было поручено ещё ходить ежедневно к ранней обедне петь на правом клиросе, а в праздники и в воскресенье – петь в соборе на левом клиросе и звонить в один большой колокол.

В таком положении мало кто из новоначальных удерживался от уныния, появлялся стыд открывать помыслы старцу.

Гавриил помнил наставления игумена и неопустительно ходил к старцу в скит. Откровенность, простота и искренность были качествами, которые он воспитал ещё в родительском доме, когда все свои мысли и чувства открывал родителям и от них получал советы.

Беседы старца открывали юноше-послушнику путь к святой жизни. Все видели эту жизнь в лице старцев отца Амвросия, отца Исаакия, отца Иллариона и других. Будучи старцем, отец Гавриил вспоминал об Оптиной пустыни: «Да, мы чувствовали себя там, как в среде святых, и ходили со страхом, как по святой земле. Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они были равны между собой; никто не был ни больше, ни меньше, а были все одно: одна душа и одна воля – в Боге».

В Оптиной пустыни Гавриил нёс послушания десять лет, а постриг всё затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг – не награда, а покаяние.

Смиренно приняв приглашение архимандрита Григория, Гавриил поселился в московский Высоко-Петровский монастырь, где через год, в 1875 году, получил постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского).

Необходимо отметить, что уже тогда у отца Тихона был «дар различения духов» (1 Кор.12, 10), то есть он был способен своим духовным чувством различать волю Божию от прельщения бесовского, ибо по слову апостола Павла «и сатана может принимать вид ангела света» (2 Кор.11, 14).

Произошёл такой случай. У московского купца Титкова были две дочери, они часто ходили на Богослужения в Высоко-Петровский монастырь и, по молодости своей, стали заглядываться на молодых послушников и монахов. Родители, заметив это, запретили им ходить в Петровский монастырь. И вот отец Тихон слышит однажды голос: «Скажи Титкову, чтобы отпускал дочерей молиться, иначе – сгорят вместе с товаром!» Этот голос повторялся несколько раз и неизменно с угрозой: «Сгорят!». Отец Тихон заподозрил духа лукавого и решил не предупреждать. Наконец, голос стал требовательным: «Иди, скажи: сегодня загорится магазин в девять часов!». Но отец Тихон снова не послушал. Вдруг слышит: «У Титковых магазин загорелся! Не говорил ли я тебе?… Вот, был бы теперь прославлен!»

Так отец Тихон избежал падения в прелесть, но в то же время в правду голоса, говорившего о скором переводе, поверил.

В 1877 году состоялось посвящение (рукоположение) его во иеродиакона. За три года, проведённые со дня хиротонии, отец Тихон всего насмотрелся и натерпелся в Петровском монастыре. Внутренняя жизнь московских монастырей значительно отличалась от духа Оптинского старчества. Преподобный Амвросий советовал ему бежать куда угодно – только не жить в Москве.

Служение в Раифской и Седмиозёрной пустынях

От суеты столичной жизни, от красивых обольщений, от всех богатств отец Тихон удаляется и в 1881 году прибывает в Раифскую пустынь, которая находится вблизи города Казани.

Густой лес, окружающий монастырь, аромат цветов, тишина и безлюдность места – всё это умиляло сердце отца Тихона, потому что способствовало уединению и молитве.

В этот период отца Тихона рукополагают в сан иеросхимонаха (24 января 1883 года) и определяют духовником братии.

Вскоре иеромонах Тихон переводится в Архиерейский дом, а затем – в ноябре 1883 года – в Седмиозёрную пустынь. И здесь в лице наместника архимандрита Виссариона, уважаемого и благочестивого монаха, отец Тихон нашел искреннего духовного друга и наставника. Вскоре он был назначен духовником братии, а позднее и благочинным.

В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.

Отец Тихон старался оправдать доверие игумена. Он держал братию, особенно послушников, в твёрдом порядке, но почти не прибегал к мерам строгости. Конечно, ему помогало и положение духовника: на исповеди он старался уврачевать духовные язвы каждого брата.

Одновременно отец Тихон нес чреду служения в монастыре и заведовал провизией для братской трапезы. Как достойного иеромонаха его часто посылали с чудотворным Смоленско-Седмиозерным образом Божией Матери в крестные ходы. Он был свидетелем многих чудес от святой иконы.

Сам старец впоследствии поведал о таком случае. В одной деревне Момадышского уезда Казанской губернии был общий молебен на площади перед Седмиозерной иконой. Отец Тихон читал молитвы Царице Небесной с большим умилением, а народ на коленях горячо молился со слезами. В конце молебна отец Тихон взял икону на руки и стал осенять ей народ, увидев, как люди падают на колени, почти все воздевают руки и в каком-то страхе кричат: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас!». А по окончании молебна отец Тихон узнал, что ещё во время чтения им молитвы народ стал замечать над образом Божией Матери блистающее сияние в виде венца; народ подумал, что образ уходит на небо, испугался и закричал.

Отец Тихон помнил о своём давнем желании принять схиму. Он доложил наместнику, который подал ходатайство на имя архиепископа Казанского.

Вскоре состоялось пострижение отца Тихона в схиму. Он пожелал получить прежнее своё имя – в честь Архангела Гавриила.

Задолго до болезни отец Гавриил положил: думать о Боге, говорить о Боге и писать о Боге. Так, старец говорил: «Ведь ближе Бога к нам никого нет. О, если бы все это знали… Тогда забыли бы о мире и о страстях, даже и о самих себе».

Пять лет был прикован иеросхимонах Гавриил к постели тяжкой болезнью, но телесная немощь укрепляла дух.

Нередко, например, после приобщения святых Христовых Таин старец ощущал присутствие благоухания. Однажды, не будучи в силах скрыть своей радости, он призвал своего келейника Иосифа и спросил:

– Слышишь ты благоухание?

– Не верьте, батюшка! Ведь вы больной… Нет, я не слышу, да и нет никакого благоухания.

– А потому ты не слышишь его, что ты читал роман, и тебя окружает дух бесовский. Плохо тебе будет – ты оскорбляешь Духа Божия со своими романами. Прошу тебя, оставь их, не читай.

Келия старца находилась по общему коридору, на пути в соборный храм, и потому братия, идя к утрене в 4 часа утра, попутно заходили навестить больного, но благодушного батюшку. Один из них – отец Епифаний – ощутил благоухание в келье батюшки и тотчас обратился к келейнику:

– Оська, чем ты надушил старца? Какие, должно быть, дорогие духи…

Зарыдал Иосиф и земно поклонился перед одром старца:

– Простите… Помолитесь…

– А я, – вспоминал батюшка, – лежал разбитым, подобно оному, впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: «Дух животворит!» и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он, подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впавшего в разбойники вино и елей Своей благодати.

Одному из своих духовных чад, академику-монаху, старец писал: «Я жаждал любить Бога всем сердцем… Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал… Я блаженствовал, уязвлённый любовью ко Господу, желал остаться, хотя бы навечно, один и страдать, но только с Господом и в любви к Нему. Вот что такое боголюбие и вот что оно делает с душой человека!».

Святой старец Гавриил, ещё не оправившись от болезни, стал принимать богомольцев. Посетителей становилось всё больше и больше. Поначалу он, дабы не отвлекать сердце от Иисусовой молитвы, принимал богомольцев, стараясь не открывать глаз. Однажды он был отвлечён от внутренней молитвы внезапно раздавшимся плачем: оказалось, что посетители уже давно молчали, а он беседовал с ними, читая их мысли и отвечая на них. Это так потрясло и испугало богомольцев, что они заплакали.

Ученики старца

Казанская Духовная Академия испытывала в конце XIX – начале XX веков необыкновенный духовный и научный подъём. В Академии, благодаря влиянию ректора и духовному окормлению академических иноков старцем Гавриилом, сложилось удивительное иноческое братство (Ректором был епископ Антоний (Храповицкий).

Чин пострижения в академическом храме совершал Преосвященный ректор, восприемником часто был старец.

«Академики» нередко неделями гостили в Седмиозёрной пустыни.

Старец принимал самое деятельное участие в судьбе своих духовных чад, особенно иноков.

Достаточно назвать некоторые имена учеников: священномученик Иувеналий (Масловский), митрополит Антоний (Грисюк), епископ Иоасаф (Удалов), епископ Старицкий Гавриил (Абольемов), епископ Герман (Ряшинцев), епископ Евсевий (Рождественский), епископ Иона (Покровский) и многие другие.

Последние дни…

Новые скорби посланы были старцу перед уходом в мир иной. Почитание старца вызвало негодование некоторых насельников из числа братии. Строились козни, умножалась злоба, зависть проникала в сердца несчастных насельников. Прибывший на Казанскую кафедру архиепископ Никанор (Каменский), видный богослов, в прошлом много потрудившийся в Екатеринбургской епархии по развитию духовного образования, не разобравшись в сути дела, удовлетворил прошение схиархимандрита Гавриила (к этому времени старец уже был схиархимандритом) об увольнении его от должности. Последовало обвинение старца в неумении вести монастырское хозяйство, разорении обители. А заявление некоего «почётного гражданина С. Поливанова» вменяло батюшке – молитвеннику принадлежность к … «партии социал-демократов».

И много пришлось пережить обид старцу с мая по июнь 1908 года. Его подвергали обыскам, лишили келейников, выселили из домика.

Один из духовных чад старца, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), на тот период времени бывший игуменом псковской Спасо-Елизаровой пустыни, выхлопотал перевод отца Гавриила.

В конце июня 1908 года схиархимандрит Гавриил приехал в Псков, а затем отбыл в монастырь.

Уже после перевода старца, решением и расследованием комиссии отец Гавриил был признан невиновным в нарушениях.

Враг рода человеческого и здесь озлобился против молитвенника и однажды, в часы занятия Иисусовой молитвой, старец увидел у входа появившегося «косматого человека», который со злобой оскалился: «Я тебя отсюда выгоню!». А батюшка смиренно ответил: «Ну что же, буди воля Божия!».

Многочисленные посетители окружали и здесь угодника Божия.

Летом 1911 года в пустыни побывала великая княгиня Елисавета. Известно, что великая княгиня нашла в старце духовного наставника, к которому обращалась. А старец, в свою очередь, по приглашению матери-настоятельницы, приезжал в Марфо-Мариинскую обитель милосердия для наставления сестёр.

В 1915 году отец Гавриил стал собираться в Казань: «Поеду в Казань, там умру!».

24 августа старец выехал в Казань, где остановился у своего духовного сына инспектора Академии архимандрита Гурия (Степанова), позднее архиепископа.

Последнее причастие Святых Таин принял старец из рук своего духовного сына иеромонаха Ионы (Покровского), впоследствии епископа.

Отпевание совершали 28 сентября в храме Духовной Академии, а погребено тело старца было в Седмиозёрной пустыни.

Память о старце Гаврииле жива в сердцах верующих христиан. Именно поэтому в декабре 1996 года Синодальная Комиссия по канонизации святых во главе со Святейшим Патриархом Алексием Вторым утвердила вопрос о прославлении схиархимандрита Гавриила (Зырянова) в лике местночтимых.

Образ новопрославленного угодника Божия, нашего современника, показывает доступность и возможность пути стяжания чистоты сердца, перед которым все мнимые преграды нашей многосложной эпохи представляются ничтожными. Да и какая земная сила какой бы то ни было эпохи сможет сравниться с Силой Божией?! В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос заповедал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5, 8). Преподобный Гавриил смиренно стяжал этот высокий дар чистоты. А все его духовные чада достойно пронесли крест через лихолетье первой половины прошедшего столетия. Восприняв мир души, молитвенную настроенность от старца-схимника, многие из них мужественно приняли мученическую кончину. Удивляет и немалое число епископов, духовно воспитанных преподобным: они не уклонились в раскол обновленчества или поиски независимой юрисдикции. Всё внешнее не влияло на них так сильно, как влияла внутренняя духовная сила. Наше Отечество обрело ещё одного заступника перед Богом, заступника в лике преподобного.

Только тесная молитвенная связь с преподобным, как и вообще со всеми святыми Церкви Небесной, нас сможет сохранить от потери духовных ценностей, научит мирному и безмятежному жительству среди небывалого разгула человеческих страстей. Путь стяжания чистоты сердечной доступен и в наше время! Как необходимо нам вникнуть в смысл слов преподобного Гавриила: «Не в том упование наше, чтобы Бог управлял дела наши во благое нам; нет – но чтобы и мы, со своей стороны, употребили дар Его, наши способности, данные Им, на исполнение наших послушаний и должностей и соблюдали в своей жизни установленный Им порядок, то есть исполняли бы всемерно все Его заповеди, и тогда-то встретится добродетель наша с милосердием Божиим, и будет о ней благоволение Его».

Иеромонах Иосиф,
инспектор
Казанской
Духовной
Семинарии

(Печатается в сокращении)

В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь. Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную.

Дни памяти:

ЖИТИЕ

Гав-ри-ил Фе-до-ро-вич Зы-ря-нов ро-дил-ся 14 мар-та 1844 го-да в де-ревне Фро-ло-вой Ир-бит-ско-го уез-да Перм-ской гу-бер-нии. В дет-стве ча-сто бо-лел, ра-ди вы-здо-ров-ле-ния сы-на Зы-ря-но-вы да-ли обет не упо-треб-лять мя-са и спирт-но-го. В 18 лет Гав-ри-ил Зы-ря-нов со-вер-шил па-лом-ни-че-ство в вер-хо-тур-ский Ни-коль-ский мо-на-стырь к мо-щам свя-то-го Си-мео-на Вер-хо-тур-ско-го, ко-то-рый несколь-ко раз яв-лял-ся юно-ше в ви-де-ни-ях и пред-ска-зал ему мо-на-ше-ство. 13 ав-гу-ста 1864 го-да (по дру-гим све-де-ни-ям, 16 ав-гу-ста 1865 го-да) по-сту-пил по-слуш-ни-ком в Оп-ти-ну пу-стынь. 31 июля 1872 го-да, по-сле уволь-не-ния из со-сло-вия го-судар-ствен-ных кре-стьян, был офи-ци-аль-но за-чис-лен в оби-тель и по-стри-жен в ря-со-фор. Нёс по-слу-ша-ния на ко-ло-кольне, в хлеб-ной, в просфорне, был рас-по-ря-ди-те-лем на игу-мен-ской кухне, ду-хов-но окорм-лял-ся у Ам-вро-сия (Грен-ко-ва) и Ила-ри-о-на (По-но-ма-рё-ва). В 1874 го-ду тя-же-ло за-бо-лел, жил в из-бе на мо-на-стыр-ской лов-ле у Ми-ти-на за-во-да, вы-здо-ро-вел по мо-лит-вам оп-тин-ских стар-цев. Осе-нью 1874 го-да по-се-тил Ки-ев, Моск-ву. По при-гла-ше-нию ар-хи-манд-ри-та Гри-го-рия (Во-и-но-ва) 28 де-каб-ря 1874 го-да по-сту-пил в Вы-со-ко-пет-ров-ский мо-на-стырь, 1 фев-ра-ля 1875 го-да за-чис-лен в бра-тию, 13 ав-гу-ста то-го же го-да по-стри-жен в ман-тию с име-нем Ти-хон в честь пре-по-доб-но-го Ти-хо-на За-дон-ско-го. 20 фев-ра-ля 1877 го-да ру-ко-по-ло-жён во диа-ко-на. Из-за до-но-сов и ин-триг неко-то-рых на-сель-ни-ков 14 ав-гу-ста 1880 го-да иеро-ди-а-кон Ти-хон пе-ре-шёл в мос-ков-ский Бо-го-яв-лен-ский мо-на-стырь. Об-ла-дал хо-ро-шим го-ло-сом (те-нор), ча-сто со-слу-жил епи-ско-пу Дмит-ров-ско-му Ам-вро-сию (Клю-ча-рё-ву), стал из-ве-стен в свет-ских кру-гах лю-би-те-лей цер-ков-но-го пе-ния, что вы-зы-ва-ло за-висть дру-гих иеро-ди-а-ко-нов Бо-го-яв-лен-ской оби-те-ли.

Под-дер-жи-вал пе-ре-пис-ку с оп-тин-ски-ми стар-ца-ми, по со-ве-ту пре-по-доб-но-го Ам-вро-сия по-ки-нул Моск-ву, в июне 1882 го-да по-лу-чил от-пуск и от-пра-вил-ся в Ра-иф-ский мо-на-стырь, где в де-каб-ре то-го же го-да был при-нят в чис-ло бра-тии. 24 ап-ре-ля 1883 го-да ру-ко-по-ло-жён во иерея. Кон-флик-то-вал с ар-хи-манд-ри-том Ве-ни-а-ми-ном (Авер-ки-е-вым). 7 ок-тяб-ря 1883 го-да был на-зна-чен эко-но-мом Ка-зан-ско-го ар-хи-ерей-ско-го до-ма, через ме-сяц пе-ре-ве-дён в Сед-ми-е-зер-ную пу-стынь. 4 мар-та 1889 го-да на-зна-чен ду-хов-ни-ком и бла-го-чин-ным оби-те-ли. Участ-во-вал в крест-ных хо-дах с глав-ной свя-ты-ней мо-на-сты-ря – Сед-ми-е-зер-ной Смо-лен-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри, от ко-то-рой про-ис-хо-ди-ло мно-же-ство чу-до-тво-ре-ний. Осе-нью 1892 го-да на-до-рвал-ся, вы-тя-ги-вая мо-на-стыр-ский воз из овра-га, в тот же день по-лу-чил тя-жё-лый ожог пи-ще-во-да и же-луд-ка ук-сус-ной эс-сен-ци-ей. В ожи-да-нии кон-чи-ны 5 ок-тяб-ря 1892 го-да по бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-па Ка-зан-ско-го Вла-ди-ми-ра (Пет-ро-ва) при-нял по-стриг в ве-ли-кую схи-му с име-нем в честь Ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла.
5 лет не вста-вал с по-сте-ли, ча-сто при-ча-щал-ся Свя-тых Та-ин. За го-ды бо-лез-ни он стя-жал да-ры стар-че-ства, про-зор-ли-во-сти. Бла-го-во-лив-ший к Гав-ри-и-лу ар-хи-епи-сколп Ка-зан-ский Ар-се-ний (Брян-цев) 8 ав-гу-ста 1901 го-да на-зна-чил иерос-хи-мо-на-ха Гав-ри-и-ла и. о., а за-тем на-мест-ни-ком Сед-ми-е-зер-ной пу-сты-ни. 9 июня 1902 го-да воз-ве-дён в сан ар-хи-манд-ри-та. Став на-сто-я-те-лем мо-на-сты-ря, схи-ар-хи-манд-рит Гав-ри-ил про-явил недю-жин-ные хо-зяй-ствен-ные спо-соб-но-сти. При нём мо-на-стырь пре-вра-тил-ся не толь-ко в ду-хов-но бла-го-леп-ное, но и в хо-ро-шо ор-га-ни-зо-ван-ное эко-но-ми-че-ское со-об-ще-ство на са-мо-обес-пе-че-нии. Дол-гие го-ды ос-нов-ным ис-точ-ни-ком до-хо-дов мо-на-сты-ря бы-ла их глав-ная свя-ты-ня – Сед-ми-е-зер-ная ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри. С ико-ной по-сто-ян-но устра-и-ва-лись крест-ные хо-ды в раз-ные рай-о-ны Ка-зан-ской епар-хии. О. Гав-ри-ил, сам не раз при-ни-мая уча-стие в та-ких крест-ных хо-дах, убе-дил-ся, что для ино-че-ству-ю-щих они при-но-сят нема-ло ду-шев-но-го вре-да, и рас-по-ря-дил-ся пре-кра-тить их, а за-ра-ба-ты-вать на жизнь сво-и-ми ру-ка-ми. В 7-8 вер-стах от мо-на-сты-ря схи-ар-хи-манд-рит Гав-ри-ил по-стро-ил ху-тор, при-об-рёл все но-вые усо-вер-шен-ство-ван-ные сель-хоз-ма-ши-ны, по-стро-ил об-шир-ный скот-ный двор с улуч-шен-ной по-ро-дой мо-лоч-но-го ско-та, сви-нар-ник, пчель-ник, а так-же свои пе-чи для об-жи-га гли-ны и кир-пи-чей, куз-ни-цу, бон-дар-ню, сто-ляр-ную, са-пож-ную, порт-нов-ские ма-стер-ские. На все по-слу-ша-ния по хо-зяй-ству ба-тюш-ка ста-рал-ся ста-вить свою бра-тию, со-кра-щая преж-де боль-шое ко-ли-че-ство на-ём-ных ра-бот-ни-ков.

Как вы-со-чай-ший ду-хов-ный ав-то-ри-тет ар-хи-манд-ри-та, так и его ак-тив-ная хо-зяй-ствен-ная де-я-тель-ность вы-зы-ва-ли недо-воль-ство у нера-ди-вых на-сель-ни-ков и в свет-ских кру-гах. Сре-ди неод-но-крат-ных жа-лоб в Си-нод на него был в 1908 го-ду и до-нос, в котором его об-ви-ня-ли в раз-ва-ле мо-на-сты-ря и в при-над-леж-но-сти к со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской пар-тии. Ка-зан-ский ар-хи-епи-скоп Ни-ка-нор (Ка-мен-ский) про-из-вёл ре-ви-зию в мо-на-сты-ре, 15 мая 1908 го-да схи-ар-хи-манд-рит Гав-ри-ил и каз-на-чей иеро-мо-нах Ти-хон бы-ли от-стра-не-ны от долж-но-стей. По сло-вам ар-хи-манд-ри-та Си-мео-на (Хол-мо-го-ро-ва), «ба-тюш-ка чуть бы-ло не умер от по-тря-се-ния». Офи-ци-аль-но вы-се-лен-ный из оби-те-ли, Гав-ри-ил неко-то-рое вре-мя жил в до-ми-ке, по-стро-ен-ном в пу-сты-ни на по-жерт-во-ва-ния по-чи-та-те-лей, за-тем в Ка-за-ни. Впо-след-ствии был оправ-дан. В кон-це июля 1908 го-да при-е-хал в псков-ский Еле-аза-ров мо-на-стырь, на-сто-я-те-лем ко-то-ро-го был его ду-хов-ный сын, ар-хи-манд-рит Иуве-на-лий (Мас-лов-ский). Для Гав-ри-и-ла был по-стро-ен до-мик с цер-ко-вью во имя ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла, освя-щен-ной 7 ав-гу-ста 1910 го-да. На-пря-жён-ную мо-лит-вен-ную жизнь (еже-су-точ-но вы-чи-ты-вал 12 ты-сяч Иису-со-вых мо-литв, по-лу-ноч-ни-цу, ка-физ-мы, ча-сы, ве-чер-ню, ке-лей-ное пра-ви-ло) со-че-тал со стар-че-ским слу-же-ни-ем и ак-тив-ной пе-ре-пиской с ду-хо-вен-ством и ми-ря-на-ми. В Спа-со-Еле-аза-ров-ской оби-те-ли в пол-но-те рас-кры-лись стар-че-ские да-ро-ва-ния о. Гав-ри-и-ла – на-род нескон-ча-е-мым по-то-ком шёл к нему за ис-це-ле-ни-ем ду-ши и те-ла, за со-ве-том, уте-ше-ни-ем, вра-зум-ле-ни-ем. Окорм-лял на-сель-ниц псков-ско-го Ста-ро-го Воз-не-се-ния Гос-под-ня и псков-ско-го Иоан-но-Пред-те-чен-ско-го мо-на-сты-рей. С 1912 го-да со-сто-я-ние здо-ро-вья Гав-ри-и-ла ухуд-ша-лось. Пред-чув-ствуя ско-рую кон-чи-ну, под-го-то-вил усы-паль-ни-цу в Еле-аза-ро-вой пу-сты-ни. На-ступ-ле-ние немец-ких войск ле-том 1915 го-да и угро-за ока-зать-ся на ок-ку-пи-ро-ван-ной тер-ри-то-рии за-ста-ви-ли Гав-ри-и-ла в ав-гу-сте 1915 го-да уехать в Ка-зань. Тя-же-ло-боль-ной ста-рец по-се-лил-ся на квар-ти-ре ин-спек-то-ра Ка-зан-ской ду-хов-ной ака-де-мии ар-хи-манд-ри-та Гу-рия (Сте-па-но-ва). Пе-ред кон-чи-ной схи-ар-хи-манд-ри-та Гав-ри-и-ла при-ча-стил иеро-мо-нах Иона (По-кров-ский). Скон-чал-ся 24 сен-тяб-ря 1915 го-да. По-хо-ро-нен в церк-ви пре-по-доб-но-го Ев-фи-мия Ве-ли-ко-го и свя-ти-те-ля Ти-хо-на За-дон-ско-го Сед-ми-е-зер-ной пу-сты-ни. В 1928–1929 го-ды оби-тель бы-ла за-кры-та и впо-след-ствии ра-зо-ре-на, за-хо-ро-не-ние осквер-не-но. Мо-щи свя-то-го вме-сте с Сед-ми-е-зер-ной Смо-лен-ской ико-ной со-хра-нил иерос-хи-мор-нах Се-ра-фим (Ка-шу-рин).

ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ГАВРИИЛА

О смирении

Возлюбленные о Господе N.N., радуйтесь о Дусе Святе и спасайтесь! Об этом, то есть о том, как нам спастись – и побеседуем в настоящий раз. Сложное дело – наше спасение: из многих подвигов оно составляется. Каждый подвиг имеет в нем свое место, тесно связан с другими, и все они вместе составляют стройное, отделанное здание спасения. Здесь своего рода есть основание, стены, возглавия. Что же составляет основание подвига спасения? Таким основанием служит смирение. Все подвиги стягиваются и утверждаются на одном главном – самоотвержении, самоотвержение же происходит от смирения. Без смирения все добродетели, как здание без фундамента, не могут прочно созидаться, как и долго стоять. Без смирения нельзя иметь ни самоотвержения, ни чистой, совершенной любви к Богу и ближним. Нечего уже говорить о подвигах поста, бдения, упражнения в чтении Писания, вольной нищеты и других: эти служат только средствами к возведению здания.

Очистив самоотвержением душу от нечистот греха и заложив в ней прочный фундамент смирения, можно возводить и самое здание духовное – совершенство. Слагаясь из трудов доброделания и богоугождения, оно возводится и возглавляется конечной и высочайшей добродетелью – любовью. Любовь к Богу и ближним – душа всех подвигов благочестия, конец всех выспренних стремлений духа. Она есть, по учению Священного Писания, «первая и большая заповедь» (Мф.22:8), сущность закона (Мф.22:40; Рим.13:10, 8:38), совокупность, верх духовного совершенства (Кол.3:14). Без любви, никогда не престающей, все прочие добродетели и духовные дары (даже дар чудотворения и подвиг мученичества) не имеют цены (1Кор.13:1–3), как средства без цели. Она есть высшее совершенство для человека, ибо ведет его к конечной цели его бытия – к единению с Богом. Бог есть любовь по преимуществу, так что «пребываяй в любви в Боге пребывает и Бог в нем пребывает» (1Ин.4:16).

Так как Бог есть существо беспредельно совершенное, то и любовь к Богу должна быть развита до высшей степени (или лучше развиваться до бесконечности), быть чистой, без всяких побуждений самолюбия и земных расчетов, Бога должно любить для Самого же Бога. Эта любовь, по учению Спасителя нашего, должна обнимать собою и оживотворять все силы души: «Возлюбиши, – говорит Он, – Господа Бога Твоего всем Сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» (Мф.22:37). После своей действенности эта любовь, объемля и упражняя все силы души, должна иметь также владычество над человеком, чтобы он и мыслил только о Боге (Ос.13:4) и желал единого Бога (Пс.72:25) и жил и дышал только Им (см.: Иак.). Все мысли, расположения, намерения и действия такого человека делаются отпечатком жизни Божественной, образом Божественной истины, святости, блага, лепоты.

На этой высоте своего развития любовь к Богу делает нас чистыми орудиями Воли Божией, совершенными органами жизни Его, так что душа взывает с апостолом Павлом: «живу же не ктому аз, но живёт во мне Христос» (Гал.2:20).

Вот это-то самолюбие, как непроницаемая стена, и заграждает от многих свет Божественной Любви. Самолюбие, как говорит Господь, – есть смерть для души: «кто возлюбит душу свою, погубит ю» (Мф.16:25). Самолюбие, поясняет святой Максим Исповедник, есть причина всех страстных помыслов, ибо от него рождаются три основных страсти: пресыщение, сребролюбие и тщеславие, а прочие все следуют за которым-нибудь из сих трех; – отсек страсть самолюбия, отсек и все страсти, от нее происходящие (О любви, 3, сотни 56–57). О Боже! Ужас объемлет меня при взгляде на мир: как он самолюбив, какой в нем непроглядный мрак страстей!

«Легион имя им... и ничем они не могут быть изгнаны, как «молитвой и постом» (Мк.9:29). Авва Исаак Египетский так любомудрствует о сем цельбоносном врачевании (в связи со всем подвигом спасения): цель монаха – совершенство сердца, говорит он, состоит в непрерывном и неразвлекаемом пребывании в молитве и, сколько возможно, в непоколебимом спокойствии духа и всегдашней чистоте. Для достижения сего мы имеем нужду в телесных трудах, сокрушении духа и прочих добродетелях. Между тем и другим есть неразрывная связь: ибо как без добродетели нельзя приобрести постоянной, совершенной, чистой молитвы, так и добродетели без постоянства молитвы не могут достигнуть совершенства.

Итак, заключу я беседу с вами тем, с чего начал, будем подражать повиновению второго Адама, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, которое Он оказал Отцу Своему. «Аз бо, – говорит, – от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49–50). Как в праотце первом Адаме и в его последователях корень всех зол есть превозношение, так и в новом Адаме – Богочеловеке Иисусе Христе и в желающих жить подобно Ему, начало, основание и источник всех благ есть смирение. Противное врачуется противным. Посему, если вина всех зол в непокорности и кичливости, причина же благ – повиновение, то желающим жить праведно надлежит жить в повиновении у искусного старца. А так как силы наши настолько слабы, что и тогда, когда хотим сделать добро, скорее делаем зло, то необходимо нам еще непрестанно обращаться с молитвой о помощи к Богу, подающему всем вся во благое.

ГАВРИИЛ

(Зырянов Гавриил Михайлович; 14.03.1844, дер. Фролово (приход с. Бобровского) Ирбитского у. Пермской губ.- 24.09.1915, Казань), прп. (пам. 24 сент.), Седмиезерский. Первоначально Житие Г. составил его ученик, архим. Симеон (Холмогоров).
Род. в семье зажиточных гос. крестьян, крещен во имя арх. Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впосл. приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Г. часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь к мощам св. Симеона Верхотурского, к-рый неск. раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 авг. 1864 г. (по др. сведениям, 16 авг. 1865) поступил послушником в Оптину пуст., 31 июля 1872 г., после увольнения из сословия гос. крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Илариона (Пономарёва). В 1874 г. тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев.

Стремление Г. принять постриг не одобрял настоятель пустыни прп. Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 г. Г. посетил Киев, Москву. По приглашению архим. Григория (Воинова) 28 дек. 1874 г. поступил в Высокопетровский мон-рь, 1 февр. 1875 г. зачислен в братию, 13 авг. того же года пострижен в мантию с именем в честь прп. Тихона Задонского, 20 февр. 1877 г. рукоположен во диакона. Утверждение архим. Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается офиц. документами. Из-за доносов и интриг нек-рых насельников 14 авг. 1880 г. иеродиак. Тихон перешел в московский в честь Богоявления Господня мон-рь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил еп. Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть др. иеродиаконов Богоявленской обители.

Церковь во имя прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского Седмиезерной пуст. Фотография. 2000 г.
Иеродиак. Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету прп. Амвросия покинул Москву, в июне 1882 г. получил отпуск и отправился в Раифский мон-рь, где в дек. того же года был принят в число братии, 24 апр. 1883 г. рукоположен во иерея. Утверждения архим. Симеона, что в Раифском мон-ре Г. был офиц. братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архим. Вениамином (Аверкиевым), 7 окт. 1883 г. был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в Седмиезерную пуст., 3 марта 1889 г. указом архиеп. Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней мон-ря - Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от к-рой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 г. надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 окт. 1892 г. по благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь арх. Гавриила.

5 лет Г. не вставал с постели, часто причащался Св. Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», - писал он впосл. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, к-рые приходили к нему за советами (ок. 10 тыс. р.), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пуст. была построена ц. во имя прп. Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к Г. архиеп. Казанский Арсений (Брянцев) 16 окт. 1900 г. освятил этот храм, а 8 авг. 1901 г. назначил преподобного и. о., а затем наместником Седмиезерной пуст., с 9 июня 1902 г.- в сане архимандрита.

Г. наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку. Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту Г. была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню мон-ря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила бо́льший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Г. был в 1908 г. и донос, в к-ром его обвиняли в развале мон-ря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в мон-ре, 15 мая 1908 г. Г. и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впосл. был оправдан). Официально выселенный из обители, Г. нек-рое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани.

Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.)
В кон. июля 1908 г. Г. приехал в псковский Елеазаров мон-рь, настоятелем к-рого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для Г. был построен домик с ц. во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Г. сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский). Вел. кн. Елисавета Феодоровна неск. раз посещала Г., присутствовала на его похоронах. Г. бывал у княгини в Марфо-Мариинской московской обители. Он окормлял насельниц псковского Старого Вознесения Господня и псковского Иоанно-Предтеченского мон-рей.

С 1912 г. состояние здоровья Г. ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пуст. Наступление нем. войск летом 1915 г. и угроза оказаться на оккупированной территории заставили Г. в авг. 1915 г. уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора КазДА архим. Гурия (Степанова). Перед кончиной Г. причастил иером. Иона (Покровский). Похоронен в ц. прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского Седмиезерной пуст. В 1928-1929 гг. обитель была закрыта и впосл. разорена, захоронение Г. осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхим. Серафим (Кашурин).

В 1981 г. по благословению Казанского еп. Пантелеимона (Митрюковского) изображение Г. было помещено на иконе «Собор Казанских святых», к-рая находится в кафедральном Никольском соборе. В 1996 г. Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 дек. 1996 г. канонизация Г. была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II. В том же году были составлены тропарь и кондак, в 1998 г.- акафист преподобному. С 1997 г. мощи Г. находились в храме св. Иоанна Кронштадтского Казанской ДС, с 30 июля 2000 г.- в восстановленной Седмиезерной пуст. Частицы мощей и иконы Г. имеются в ц. Иоанна Кронштадтского и Елеазаровом мо

Гавриил Зырянов Икона Акафист

Акафист преподобному Гавриилу (Зырянову), Седмиезерному

Избранный угодниче Христов и Его Пречистыя Матери неленостный служителю! Теплый о нас молитвенниче к Богу и Его любве образ чудный и совершенный! Приими от нас недостойных подобающую ти похвалу и, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей избавляй, да зовем ти: Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Архангелу тезоименитаго и его житию подобника провиде тя всея твари Зиждитель словесы пророческими:- «Се, Мой еси!» Ты же от юности глас сей с Небеси услышав, всем сердцем возлюбил еси Бога возлюбившаго тя, преподобне отче Гаврииле. Сего ради зовем ти: Радуйся, от юности Богом избранный; Радуйся, в гражданство Небесное званный; Радуйся, мира сего красоту ни во чтоже вменивый; Радуйся, ангельское житие измлада возлюбивый; Радуйся, иго Христово верно восприявый; Радуйся, благодать онаго житием оправдавый; Радуйся, издетска образ молитвы слезныя; Радуйся, родителей благочестивых отрасль боголюбезная; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Видев красоту Божественнаго видения, осенившаго тя благодатию Духа Святаго, родителей твоих удивил еси, не их чадом ся называя, но Божиим. Темже усердно последовал еси Своим тя Назвавшему, непрестанно взывая к Нему: Аллилуиа.

Разумом богопросвещенным постиг суету и непостоянство мира сего, преподобие Гаврииле, от юности твоея вечных благ возжелал еси и сотворил себе обиталище Святаго Духа. Мы же творим тебе пение сицевое: Радуйся, воздержанию от юности себе обучивый; Радуйся, постом и молитвою стрелы лукаваго до конца отразивый; Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; Радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания; Радуйся, Христа Бога всем сердцем возлюбивый; Радуйся, яко по заповедем Его право ходивый; Радуйся, бранею праведности облеченный; Радуйся, светом боговедения просвещенный; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Силою свыше от раны своея избавлен был еси, преподобие Гаврииле, в немощи праведному Симеону Верхотурскому помолився, и его молитвами исцелився пел еси Богу, Дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Идущу тебе во обитель Верхотурскую издалеча ко многоцелебным мощем угодника Божия во исполнение обета, ему данного, узрел еси святаго в виде странника дивнаго. Милостыню же ему сотворив, услышал еси от него: « Монах будеши, схимник будеши, зде будеши». Мы же, дивящеся Божию о тебе благоволению, зовем ти: Радуйся, всего себя водительству Божию предавый; Радуйся, узкий и прискорбный путь монашескаго жития Его волею избравый; Радуйся, древних подвижников усердный соревнителю; Радуйся, добродетелей христианских рачителю; Радуйся, молитвами праведнаго Симеона исцеленный; Радуйся, в монашестве его предстательством предвосхищенный; Радуйся, любве ради Господа отечество оставивый; Радуйся, к воздержанному житию себе от юности наставивый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Бурею сомнений смутився и родительскаго гнева убоявся, яко класы хлебныя градом уязвленныя увеща отца оставити, у Самаго Бога испросити изобилия нивы дерзнул еси. Услышав же громоподобный глас с Небеси и зря велия дары Божия, воспе Ему: Аллилуиа.

Слыша велие житие Богомудрых отцев и старцев Оптиной пустыни и благочестию их подражати желая, благословения родительскаго испросил еси, отче преподобие. Они же, смирению твоему дивящеся, благословиша тя на тесный путь иноческаго жития. Мы же, восхваляюще твое благое изволение, поем ти: Радуйся, любовь велию к Богу показавый; Радуйся, в силе Его преспевавый; Радуйся, любовию божественною распаленный; Радуйся, образом жития отцев пустынных плененный; Радуйся, преподобным Амвросием благословенный; Радуйся, старцем Мелхиседеком от уныния и скорбей огражденный; Радуйся, пустыннолюбцев в искании Бога усердный сподвижниче; Радуйся, за враги своя и за вся теплейший молитвенниче; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Боготечная великая светила, сияющия в пустыни Оптиной, облисташа тя, отрасль благую, ты же, духовным учителем подражая незлобием и кротостью, возсиял еси новою звездою и вкупе с ними взывал еси Богу: Аллилуиа.

Видел еси со скорбию яко, игумен, иноческаго пострижения тя лишает, обаче не возможе то поколебага крепости произволения твоего. Ты же, старческаго благословения испросив, во град Москву пришел еси. Мы же, видяще тя тяжкий крест на себе сим возложившаго, поем ти: Радуйся, не ради риз, но покаяния радионашество приемый; Радуйся, сладости плотския богомудре презревый; Радуйся, братолюбия прилежный строителю; Радуйся, постнически испытавый в Московских обителех; Радуйся, таланты своя в земли не сокрывый; Радуйся, сети тщеславия и гордыни сокрушивый; Радуйся, унывающих столпе утешения; Радуйся, монашествующим образе терпения; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Проповедует стольный град Москва труды твоя и подвиги, богомудре Гаврииле, идеже во двою обителех потрудился еси, да новоначальному монашеству образ древнеотеческий будеши, научающий братию достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Возсиял еси от Уральския страны яко светило светозарное, преподобне отче, светом богопросвещенным освящая обителей множество. Посреде же них и Раифская пустынь, идеже священства удостоился еси. О сем тя ублажающе, воспеваем ти сице: Радуйся, хранителю старческих повелений; Радуйся, сопричастниче тайных откровений; Радуйся, восприявый древних отец следы; Радуйся, на зловерныя и враждотворцы от Бога получив победы; Радуйся, яко тобою зависть попирается; Радуйся, яко молитвами твоими к Богородице бесы изгоняются; Радуйся, в любви Христу дивный подражателю; Радуйся, тоя яко единаго богатства стяжателю; Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Хотя верен быти подражатель Агнца Божия, кротость и смирение Его себе усвоив, от завистных человек всякия обиды и скорби безропотно претерпел еси, егда из обители во град Казань удален бе; но ведый, яко скорбьми временными подается вечное спасение, взывал еси Спасу всех: Аллилуиа.

Новым повелением архиереовым стопы своя направил еси, отче присноблаженне, в пустынь при седми езерах, идеже Пресвятая Богородицы чудотворный образ стояше. Ты же, прославляя Ю, и обитель сию, паче прежняго прославил еси, егда поставлен бысть архимандритом тамо. Мы же тя прославляем сице: Радуйся, крине благоуханный пустыннаго прозябения; Радуйся, Божия Матери чадо возлюбленное и верное; Радуйся, Ея почитателю непоколебимый и благоусердный; Радуйся, союзом добродетелей удобренный; Радуйся, пустыни Седмиезерской благоукрасителю; Радуйся, иноческих подвигов ревнителю; Радуйся, путем к Небеси Боголюбие избравый; Радуйся, в злостраданиих смирением вся поправый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Страшный недуг порази тя, отче преподобие, имже на одре болезни пять лет держимо бе многострадальное тело твое, якоже иногда и души то него разлучатися. Ты же, прославление прп. Серафима предвосхищая, к помощи его в немощи взывал еси. По исцелении же образ его на немже идеже Мати Божия со мученики чудотворцу Саровскому явися, написа, поя Богу: Аллилуиа.

Всего себе предал еси воздвижению новаго храма, прп. отче, по приятии великия схимы помышляя, яко в храме сем по всем усопшим непрестанно Псалтирь чтома будет. В нем же литургисая, узрел еси светозарное видение всех святых, молящихся у Престола Владыки, Себе Самаго в жертву приносяща за ны, поющия Тебе: Радуйся, созерцателю лучезарнаго Божественнаго видения; Радуйся, всех святых увидевый пред Господом на молении; Радуйся, благоволением Богоматере осененный; Радуйся, боголюбче, дарами свыше одаренный; Радуйся, равную любовь к ближним живым и почившим простиравый; Радуйся, храм для неусыпнаго чтения Псалтири создавый; Радуйся, яко ничтоже имея ко строению, подвижеся к оному, на Бога уповая; Радуйся, яко по благословении архипастыря чудно создася церковное здание; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Все множество человеческое удивися еже на земли во плоти твоему терпению и незлобию, преподобие отче, егда непорочна и праведна тя зряще и о благочестии ревнующа возмутишася против тебе братия законопреступная хотяща убити тя. Ты же, моля Господа, взывал еси Ему: Аллилуиа.

Велие твое терпение и теплую ко Христу любовь никтоже по достоянию поведати возможет, еда бесовским обещаниям угождая, изгнаша тя из обители клеветы ради, преподобие отче Гаврииле. Ты же пресели во Спасову обитель в пределех Псковских, идеже премного потрудился еси. Мы же, волю Божию в сем разумевающе, поем ти: Радуйся, правило благочестия и веры; Радуйся, за оныя поношения и изгнания претерпевый; Радуйся, от братии поруганный, бесчестие в почесть себе вменивый; Радуйся, козни нечестивых человек смирением победивый; Радуйся, потоками слез спасительных орошенный; Радуйся, истиннаго незлобия и братолюбия образ совершенный; Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испивший; Радуйся, за ненавидящих тя с любовию Господа моливший; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 10

Хотящу ти спасти чада твоя, к тебе во Ж множестве притекающая и предвидящу тебе годину лихолетия и на Церковь Христову гонения, ихже своим житием изобразил еси, любовь ко Господу яко корень всех благих заповедал еси им имети и тако претерпевати вся, до конца взывающе Богу: Ашшлуиа.

Стены Стасовы обители не возмогоша укрыти тя отче Гаврииле, мнози бо видяху тя равноангельна житием и прихождаху к тебе; слышавше же глаголы жизни вечныя, прославиша духовныя твоя подвиги во многих градах и весех Российских. Тем же и мы чествуем тя сими похвальными словесы: Радуйся, великия княгини Елисаветы духовный наставниче; Радуйся, архипастырем и пастырям тихое и верное пристанище; Радуйся, иночествующим помощниче богомудрый и скорый; Радуйся, чадом своим и нам путеводителю на неудобовосходимыя горы; Радуйся, вослед себе собор учеников ко Христу приведый; Радуйся, с ними, яко отец со чады, прияти мзду Небесную к Нему возшедый; Радуйся, слезами твоими землю и воды наша освятивый; Радуйся, житием своим будущия скорби Церкви Русския изобразивый; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к похвале твоей, отче преподобие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалите подвиги твоя? Токмо видяще тя паки, аще бо и в час смертный, людие града Казани плачуще взываша к Призывающему тя: Аллилуиа.

Светильника тя добрых дел, преподобие, исповедуем быти, яко теплыми молитвами ко Христу Богу и Пречистой Его Матери, о граде нашем и обители твоей ныне пред Ними ходатайствуеши и светом Божественныя любве согреваеши души и сердца приходящим к тебе и поющим тебе сице: Радуйся, светильниче Божественного света; Радуйся, молитвенниче усердный к Богу и Его Матери Всепетой; Радуйся, боголюбче, еще на земли созерцавый Свет Небесный; Радуйся, ради онаго избравый путь тяжкий и тесный; Радуйся, почитающим святую память твою Небесный покровителю; Радуйся, в горния обители нам путеводителю; Радуйся, вестниче любве Божия, к примирению с Господом всех призываяй; Радуйся, подвигом веры в любви к Нему нас укрепляяй; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 12

Благодати Божия светлое жилище быв в житии твоем, преподобие отче Гаврииле, и по смерти не оставлявши нас твоим предстательством пред Господом, научая и ныне учащихся, како подобает идти тесным путем спасения, прославляя, благодаря и взывая Ему: Аллилуиа.

Поюще твоя труды и подвиги, ублажаем тя, дивный старче, яко аще и преставился еси от нас, но жив сый и предстоя духом твоим пред Богом, ходатайствуеши за ны. Мы же, предстояще раце многоцелебных мощей твоих, прославляем тя: Радуйся, Российския земли духовное укрепление; Радуйся, граду Казани похвало и утверждение; Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче; Радуйся, Царствия Христова наследниче; Радуйся, молитвенниче за ны неусыпный; Радуйся, предстателю о нас непостыдный; Радуйся, яко на Небеси Богоначальную Троицу зриши; Радуйся, яко оставив мощи твоя на земли всем помощь твориши; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 13

О, пречудный старче, преподобие отче наш Гаврииле! Приими малую сию похвалу от недостойных и неразумных чад твоих. Присно моли о нас Пречистую Богородицу, яко пред честным Ея образом изливал еси слез потоки прося мира отечеству нашему, здравия и спасения всем живущим в нем. И ныне Сыну Ея Христу Богу нашему возноси молитвы и о нас, чтущих память Твою и вкупе с тобою поющих Ему: Аллилуиа.

Молитва преподобному Гавриилу (Зырянову), старцу Седмиезерной пустыни

О преподобие и богоносне отче наш, всечестный старче Гаврииле, отцев славо и праведных похвало! Во дни земнаго жития твоего в Спасовой и Богородичной обителех многия на путь правый наставивый, падшым руку помощи подавый, всем милостив и сострадателен отец бывый и новых мучеников Церкви Святой воспитавый! Ты и ныне, всеблаженный старче, в небесней пребывая обители, паче умножавши любовь твою к нам, грешным и недостойным чадом твоим, искушаемым злобою, унынием и неправдою. Сего ради к цельбоносным мощем твоим припадаем и смиренно молим тя: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою, буди нам помощник скорый во всяких скорбех, бедах и напастех, соблюди нас от всех видимых и невидимых враг, отжени от нас облак страстей и просвети наши очи сердечныя, исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления смиренно потребуем. Испроси нам у Господа Бога нашего в мире и покаянии скончати живот наш, от мытарств и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и чадами твоими, ду¬ховными, во страданиих своих венцы приявшими нетленныя, и со всеми святыми, от века благоугодившими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

От юности, богомудре, просветився любовью Христовою, суетный и многомятежный мир оставил еси. Житие свое вверя предстательству Пречистыя Богородицы, слез потоки изливал еси пред честным Ея образом, и теченьми их седьм езер освятил еси. И терпения ради украси тя небесными дарами Христос Бог наш, в чудесех и ученицех славна показа земле Казанской.

Ин тропарь, глас 4

Подвижник, яко един от древних, совершенство стяжал еси во многих скорбех, благодатными дары украшен быв обильно, новых мучеников воспитал еси Богу. Заступи нас и ныне молитвами твоими, Преподобие отче Гаврииле, старче наш.

Кондак, глас 5

Претерпел еси скорби и наветы вражии благодушно, кротостью, любовью и смирением побеждати зло научал еси, теплою молитвою со слезами предстоял еси Господу, созерцая тайная и будущая, яко настоящая, преподобие отче Гаврииле, не остави чад твоих усердным и скорым к Богу ходатайством.

Ин кондак, глас 2

Старчества явился еси доброе прозябение, блаженне, житие свое исполнил еси терпением, постом и молитвами. Прозорливости и исцеления дары стяжал еси, и ученицем своим проложи путь в Небесные селения. И ныне тамо молиши Христа Бога о всех зовущих ти: радуйся, преподобие отче Гаврииле, сосуде Святаго Духа, всея Казанския земли украшение.

«Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил...»

«Простота от Духа Божия подается.

Человечек сам ничего не приобретет,

если Бог не подаст...

А даст, так будешь как дитя…

Ребеночек все просто принимает

И живет одним чувством.

А мы много знаем,

много помним,

все это разбивает

и рассеивает нас».

Молитва болящего


Преподобный Гавриил (1844 — 1915) прославлен в 1997 г. в лике местночтимых святых Казанской епархии. Он положил начало монашеским подвигам в Оптиной пустыни под руководством преподобного Амвросия. Затем он подвизался в Седмиезерной пустыни вблизи Казани, а также в Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии. Преподобный Гавриил воплотил в себе дух древних восточных аскетов. Основным и главным в его духовном делании было стяжание любви Божией.

Молитва болящего ярко характеризует живую веру Ведликого Старца. Молитва болящего была составлена им в болезни. Епископ Варнава (Беляев) записал эту молитву, но издать ее в 1900 году не дали...По-видимому, вокруг ее публикации в книге о. Гавриила, вышедшей при его жизни (Поучения и слова иеросхимонаха Гавриила. Казань, 1900), происходила борьба…

В списке книги, сохранившемся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ед. хр. 6.213), имеется распоряжение цензора Мих. Богословского, запрещающее Молитву болящего к печати.

И вот, прошло 100 лет. Время все расставило на свои места. Цензора Мих. Богословского - на кладбище, а старца Гавриила - в Лик Святых... Поистине, жизнь наша подобна дуновению ветра... Поражаешься, как люди занимают в Церкви какие-то должности и не боятся Бога?!

Интересно заметить, что в Греции, в Элладской Церкви, цензуры вообще нет. У греков другой подход: вместо цензуры - православная Традиция. На нашем портале молитва больного помещается в своем полном виде.— Исихазм.ру

И вот, ровно через 100 лет, мы достаем эту молитву из записок еп. Варнавы и публикуем на портале!

(Публикуется впервые)

Молитва схиархимандрита Гавриила (Зырянова), читаемая в болезни

О! Гресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!

Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз.

Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына твего, да присетит мя благодатию Своею, да в любви Его прикованный у ног Его пребуду во веки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его.

К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя

радость паче мира радости,

весь состав жизни моея.

Ты еси свет паче всякого света.

Вижу недвижное от болезни тело мое,

чувствую расслабление всех членов моих,

боли в костях моих.

Но, о свете мой!

Да как услаждают меня лучи света Твоего, Падающие на раны мои!

Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся. Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, - не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира.

О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе!

Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом во веки.

Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи.

Гавриил Федорович Зырянов родился 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии.

Будущий старец получил религиозное воспитание, но родители с трудом отпустили сына в монастырь.

Прибыв в Оптину 13 августа 1864 Ганя заплакал от умиления. А игумен сказал: «Видишь, вот ты и заплакал… Всегда помни день своего поступления и будь таким же, как теперь. Живи так и спасешься».

Гавриил нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне. Духовно окормлялся у преп. Амвросия и преп. Илариона Оптинских.

В Оптиной пустыни Гавриил нес послушания десять лет, а постриг все затягивался, что, конечно же, печалило молодого послушника, ибо постриг — не награда, а покаяние... Эта жизнь была, как бы это помягче выразиться, ошибкой прп. Амвросия.

Ну, что же, и святые ошибаются...

Послушник решил убежать из Оптиной! Гавриил поселился в московском Высокопетровском монастыре, где через год, в 1875 году, принял постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского) и был рукоположен в иеродиакона.

От суеты столичной жизни отец Тихон удаляется в 1881 году в Раифскую пустынь, находившуюся вблизи города Казани. 24 января 1883 года отца Тихона рукополагают в сан иеромонаха и определяют духовником братии.

Вскоре иеромонах Тихон переводится в Седмиезерную пустынь. В этой пустыни, расположенной в десяти километрах от Казани, будущий старец-схимник прожил 25 лет, здесь и явился во всей своей полноте дар его старчества.

В 1892 году Тихон принял постриг в великую схиму с именем в честь Архангела Гавриила. В 1902 году возведен в сан архимандрита.

Высочайший духовный авторитет, а также его активная хозяйственная деятельность вызвали недовольство у некоторых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод был и донос , в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии.

Доносили на старца его собственные послушники! Вот так бывает.... После отстранения от должности «батюшка чуть не умер от потрясения».

Впоследствии он был оправдан, но уже остался инвалидом...

В конце июня 1908 года схиархимандрит Гавриил приехал в псковский Елеазаров монастырь. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тысяч Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) архим. Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. С 1912 года старец стал заметно слабеть. Когда в июле 1914 года началась война, старец был вынужден переселиться в Казань. В этом городе он и отошел ко Господу 24 сентября 1915 года. Похоронен в церкви Седмиезерной пустыни.

После разорения в 1929 году Седмиезерной пустыни, мощи преп. Гавриила вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин). 25 декабря 1996 года старец Гавриил канонизирован.

Мощи его с 2000 года находятся в восстановленной Седмиезерной пустыни.

Загрузка...