musings.ru

Интересное название экскурсии в библиотеке. Экскурсия по библиотеке

Книжкин Дом Снаружи смотришь – Дом как дом Но нет жильцов обычных в нем В нем книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках Вдоль стены Вместились сказки старины, И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай… Как называют этот дом? Попробуй, угадай!






Что такое библиотека? Это помещение для хранения информации в книжной и электронной форме. Это информационный центр, в котором собирается информация из внешнего мира. Это помещение для работы с информацией. Это центр выдачи информации для всех работающих и обучающихся в гимназии 35
















Люди о книгах Пословицы: –Испокон века книга растит человека. –С книгой поведёшься – ума наберёшься. –Хорошая книга – лучший друг. Загадки: –Без языка, без голоса, а правду сказывают. –Не куст, а с листочками. –Не рубашка, а сшита. –Не человек, а рассказывает










Литература для 1-4 класса Литература находится в фонде абонемента (основном фонде) Это первый и второй стеллажи. Литература расставлена по классам: 1 класс, 2-3 классы, 4-5 классов - по темам. Далее в алфавитной последовательности: в алфавите фамилий авторов и названий книг. Для быстрого нахождения имеются разделители с буквами алфавита.


Правила выбора литературы Чтобы найти нужную книгу, надо знать фамилию автора или название книги. Найти разделитель с нужной буквой и продолжить поиск книги. Взять книгу с полки и подойти к библиотекарю, записать её в читательский формуляр. Если книга не понравилась, поставить её на место.




Правила записи в библиотеку Читателем имеет право стать только ученик гимназии 35. Читателем имеет право стать только ученик, умеющий читать. Желающий стать читателем должен пройти экскурсию по библиотеке и ознакомиться с правилами библиотеки. Для читательского формуляра принести чистую тетрадь (12 л.)




Режим работы библиотеки Понедельник – пятница С – Среда – день читателя из начальной школы


Правила выдачи книг на дом Все взятые книги должны быть записаны в читательский формуляр. Срок пользования книгой: –Учебник – весь год –Программная литература – месяц –Самостоятельное чтение – неделя При получении книг требуется поставить свою подпись в читательском формуляре. При сдаче книг проследить, чтобы книги вычеркнули из читательского формуляра. Выбор книг делать после того, как отложен читательский формуляр.


Правила поведения в библиотеке Входя в библиотеку, поздоровайся. Объясни цель прихода в библиотеку. Ответь на вопросы библиотекаря. Проходить в библиотеку можно только после разрешения библиотекаря. Выбирать книги надо в показанных местах. При посещении библиотеки соблюдай тишину. Библиотека – поле общения с книгой, а не со своими знакомыми. В библиотеке запрещено: –Устраивать пикник. –Устраивать дискотеку или вечер встреч. –Устраивать свалку ненужных вещей. –Приходить в верхней одежде и без «сменки».


Правила бережного отношения к книге Соблюдай гигиену в обращении с книгой: –у тебя должны быть чистые руки, стол, ранец. Используй книгу только для чтения. Определи книге место на полке и на столе. Запрещается делать в книге: –Подчёркивания, загибание углов страниц, вырывание страниц, ставить свои пометки, делать рисунки. Возвращай книги в срок (через неделю). Имей для книги следующие предметы: –Обложку, футляр, закладку. Помоги книге, если ей нужна твоя помощь: –Подклей порванное. –Сотри написанные кем-то рисунки.


Кто такой читатель? Читатель – это Вы после того, как пройдёте экскурсию по библиотеке. Читатель – это Вы после того, как библиотекарь заведёт на Вас читательский формуляр Читательский формуляр – это документ на право получения литературы из библиотеки.


Завершение экскурсии Виртуальная экскурсия по школьной библиотеке подошла к концу. А наши встречи только начались. Они будут продолжаться в течение всего времени вашего обучения в гимназии. Я вам желаю успеха в ловле золотой рыбки Знания в море библиотечной информации.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Пелевская средняя общеобразовательная школа"
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Библиотекарь: Гайнуллина Р.С.

 Дать учащимся первых классов базовые понятия по
основам библиотечно-библиографической грамотности –
"библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный
фонд», «читательский формуляр».
2016­2017 учебный год.
Оборудование: читальный зал библиотеки.
Цели:
 Вызвать у школьников интерес к книге.
 Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
 Обучить правилам пользования библиотекой.
 Формировать бережное отношение к книгам.
 Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".
Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных
изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».
Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики
первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как
называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет
в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я
пригласила вас в удивительный дом, называется он
«библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио»
по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не
изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им
более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае
были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных
табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину
простой люд писал на бересте, а государственные бумаги –
указы и грамоты – на специально обработанной тонкой коже –
пергаменте, который скатывался в трубочки – свитки.
Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой
ваши верные друзья.
Библиотекарь.
О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
С. Михалков
Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это
называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий
читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных,
добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают
об интересных событиях, приключениях, приглашают в
увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и
заставляют совершенствоваться.
Библиотекарь.
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …

Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.
Л. Охотницкая
Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где
вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо
этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома
своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья –
литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в
этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают
книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать,
перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок
книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам.
Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в
библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно
прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература –
энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться
читателям в любой день. (Библиотекарь показывает
справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки,
посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно
прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь
показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда
записываются все книги, которые вы прочтете.
Библиотекарь.
Книги любят бережное отношение и чистоту.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.
Т. Блажнова
Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и
могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение
к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей
библиотеке есть «Книжкина больница», в которой ребята
помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи
знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с
вами должны книги и учебники беречь!
Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с
книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать,
пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также
нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги
читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому

нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и
аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться
с книгой:
Правила обращения с книгой
надень обложку.
 Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или
 При чтении книг пользуйся закладкой.
 Не загибай книжные страницы.
 Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на
 Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
 Не читай во время еды. На страницах появятся пятна,
 Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
которые невозможно очистить.
отдельные листочки.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо
знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику
выдаются «Правила пользования библиотекой»).
«Правила пользования библиотекой»
 В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает
другим читателям.
 Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы
библиотекарь вычеркнул книгу.
 С библиотечными книгами надо обращаться особенно
бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше
учеников.
останется ни одной книги.
их взяли.
 Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не
 Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы
Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой,
давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы,
папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите
сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы
посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши
вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ –
показывать книгу, из которой был взят вопрос).
1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей
Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-
Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот
Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и
кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена
«Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).
Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они
называются?
1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка
Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).
2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их
называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов
«Приключения Незнайки и его друзей»).
4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил
старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой
«Золотой ключик, или приключение Буратино»).
5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась:
делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами
знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы
в Стране Чудес»).
Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:
1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская
народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики,
морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного
города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север,
через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли –
быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик,
или приключение Буратино»).
Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я
всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы
можете самостоятельно выбрать книги на дом.
С помощью одного из учеников библиотекарь показывает,
как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько
человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и
подходят к столу библиотекаря для записи.

Екатерина Денибекова
«Экскурсия в библиотеку». Конспект НОД для детей подготовительной группы

«Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут .

Сюда приходят взрослые и дети

Потому что книги здесь живут».

Экскурсия , как форма обучения-это особый вид занятий, который дает возможность,в естественной обстановке знакомить детей с природными , культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том , что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему «Экскурсия в библиотеку » для детей подготовительной группы .

Тип НОД : усвоение новых знаний.

Форма организации : экскурсия .

Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира,расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Труд» (хозяйственно-бытовой труд) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель НОД : познакомить детей с профессией библиотекаря .

Задачи :

Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки .

Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке , клей для подклейки книги, скотч, ножницы.

Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

Ход НОД-ЭКСКУРСИИ :

1. Вводная часть :

За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии ) . Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность,ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку . Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения,и правила поведения в общественных местах.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке ?

(Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)

2. Основной этап :

Дети и воспитатель пришли в библиотеку . Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку . Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря , предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия » , что означает «книга» . У многих людей есть домашние библиотеки , читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки . Работа библиотекаря проходит в библиотеке , среди книг. Каждая библиотека – это целые города , длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь . У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки ,дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги . Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей .

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Затем воспитатель просит библиотек ., записать в карточку книгу,за который пришли.

Воспитатель : Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают : подклеить! Воспитатель : Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку . А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу и прощаются .

3. Заключительный этап : Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь » .

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Место проведения: библиотека.

Класс: 1б

Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.

Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Знакомство. Понятия «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «книжный формуляр», «библиотекарь».

Форма проведения:

Урок – презентация

Оборудование: презентация.

Ход занятия.

Здравствуйте.

Давайте с вами познакомимся, меня зовут Анастасия Николаевна

А Вас как зовут?

Выберете имена и прикрепите себе. (читаем каждое имя ребёнка)

Посмотрите, что есть в школе (изображения)

Давайте разберёмся, что и как называется. (подобрать в фотографиям названия)

(библиотека, столовая, спальня, спортивный зал)

Где сейчас находимся мы? (библиотека)

Что это такое «библиотека»?

Слово «библиотека» греческое и состоит из двух слов. Из слова «библио», что в переводе с греческого означает книга, и слова «тека», которое в переводе с греческого означает хранилище. Если перевести дословно с греческого языка на русский библиотека – это хранилище для книг.

Сравнение понятий «аптека», «аудиотека», «видеотека», «библиотека». Выявление сходства и различий?

Ребята, каждый из вас бывал в аптеке? Аптека – это что?

Правильный ответ: учреждение (помещение), в котором хранятся лекарства и их можно купить.

Аудиотека (слушать) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее звуковые файлы.

Видеотека (смотреть) - это помещение (хранилище), или отдел в библиотеке, собирающее и хранящее видеофильмы.

Библиотека – это помещение (хранилище) для книг, где их можно читать и взять на какой – то определенный период, но не купить.

Знакомство с библиотечными терминами.

Читатель (пользователь), читательский формуляр, библиотекарь.

В транспорте вы являетесь кем?

Правильный ответ: Пассажирами.

В кинотеатре, театре вы?

Правильный ответ: Зрителями.

Придя в библиотеку, вы кем будете являться?

Правильный ответ: Читателями.

А кто такой читатель?

Правильный ответ: Человек, который занят чтением каких–нибудь произведений.

Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зала для читателей (Ожегов).

В библиотеке вы так же получаете документ.

Знаете, как он называется?

Правильный ответ: читательский формуляр.

Как вы думаете, для чего нужен читательский формуляр?

Правильный ответ: для права пользования библиотекой.

Формирование представления о профессии библиотекаря.

Культура речи учащихся.

Ребята, человек, который научил вас писать, считать, читать – это кто? Правильный ответ: Ваш учитель имя, отчество учителя.

В школе – кто самый главный?

Правильный ответ: Директор (но не директриса).

Библиотека - это дом книг. Здесь живут книги, ваши друзья. В библиотеке много книг, журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того, чтобы вы могли быстро найти нужную книгу, каждая стоит на своём месте. Другими словами, каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в мире книг вам поможет кто?

Назовите профессию этого человека? (Правильный ответ: библиотекарь, но не библиотекарша).

Правила пользования библиотекой.

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
  • Нельзя книги перегибать.
  • Нельзя загибать книжные страницы.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки, пользуйся при чтении закладкой.
  • Нельзя писать и рисовать в книгах.
  • Нельзя читать книги во время еды.

Закрепление.

Я предлагаю вам нарисовать картинку библиотеки и наклеить библиотечные слова, которые мы с вами изучили.


Загрузка...