musings.ru

Почему роль обрядов в разных религиях различна. Что такое религиозный обряд? Религиозные обряды и ритуалы

Продолжение конспекта.

Религия не может существовать без действий, потому что деятельность - неотъемлемая часть человеческого существования.

Стержень религиозных действий - культ. Культ и культура - однокоренные слова. В основе культуры лежит именно культ. Первоначально слово имело сельскохозяйственный смысл и означало обработку земли (см. записи ранее).

Философы спорят, что первично - религия или культ. Материалисты считают, что религия - часть культуры.

Культ - почитание, возделывание, уход. Люди молятся, обращаются мысленно и словесно к богам, приносят богам дары и жертвы.

Наиболее распространенное действие - обряд (корень "ряд" - определенный порядок действий).

Все религии имеют обряды, которые делятся на магические, мистические и символические.

1. Магия = волшебство. Т.е. что-то, что физически меняется в мире от каких-то действий. Шаман над умирающим/больным что-то делает и тот выздоравливает - это магия. Магические обряды характерны для очень древних религий. Жрецы что-то делали, чтобы шел дождь, например.

В славянском цикле очень тесно связаны с природой. У славян период святок совпадал с периодом ухода солнца, и они думали, что они должны что-то сделать, чтобы солнце опять появилось и день прибавился. Характерны непотребные для нас нынешних действия (презрение к смерти, например, вернет жизнь и/или сделает ее более счастливой).

Большинство современных религий отвергает магию. Когда совершается магический обряд, человек берет на себя функцию бога (повернуть солнце, воскресить кого-то, вылечить и прочее). А большинство современных религий учат. что человек не может считать себя богом. Хотя элементы магии есть во многих религиях.

2. Мистика = что-то непонятное, неосознаваемое разумом. Отличается от магии тем, что в результате действий физические свойства остаются неизменны.

Пример. В христианстве есть таинство - эвхористия, когда верующие в храме принимают вино и хлеб как кровь и тело Христово. Физические свойства вина и хлеба не меняются, но для верующих происходит "претворение", в их понимании меняется сущность предмета.

3. А у протестантов (3я, самая поздняя ветвь христианства) отрицают мистику вообще. Этот обряд у них существует, но он предназначен для того, чтобы верующие вспомнили, что там с Христом происходило, заменяют вино красным соком. Это символический обряд.

Различие между обрядом и таинством. Таинство - то, что совершал сам Христос или то, что с ним связано (сказал на тайной вечере про вино и хлеб, брак, т.к. он в этом участвовал, священство, т.к. участвовал и передавал своим апостолам и прочее). А обряд - то, что потом создали люди (освящение дома, машины "освящается колесница сия").

***Настоящие православные - только те, кто причащается.

Характерно только для православных и католиков (и части протестантов). В других религиях разделения на таинство и обряды не существует.

Наличие религиозного искусства необходимый элемент всех религий. Свой звук, художественные и архитектурные образы (каждый элементы в здании несет смысл) по определенным правилам. Эти правила называются канонами.

Бывают более или менее строгие. Закрепощали художника? Нет, так как считалось, что через художника говорит бог, а художник только проводник. С одной стороны, ограничивали художника, а с другой - отсекали все лишнее.

В православной церкви нет музыкальных инструментов. Только голос может звучать. Причем, только особым образом. Когда-то за музыку вообще, не только в церкви на Руси могли посадить на кол (судя по изображению органа на стене Софийского собора, так было не всегда, когда-то не было большого разделения между православной и католической церковью.

В древнерусской музыке (вообще или церковной???) не было нотной записи - т.н. "крюковые" записи. Одноголосие. Вся древнерусская (то же) музыка очень заунывная. Т.к. предполагалось духовное сосредоточение. Не слушать музыку приходили, а разговаривать с богом и музыка не должна была отвлекать. Поэтому же икона была плоской (изображение).

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по их просьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, если они не носят массового и систематического характера.

Религиозные обряды, ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительного заключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать и пользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняет вреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц.

Порядок отправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемоний военнослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.

Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовые мероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятия соответствующего решения руководителем местного исполнительного и распорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 26. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Религиозные организации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь, ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.



Ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы.

При распространении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводиться государственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органа государственного управления по делам религий.

При поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческой экспертизы является обязательным.

Коммерческие организации по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями.

При осуществлении своей деятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименование и конфессиональную принадлежность.

Литература, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности.

Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 27. Благотворительная и информационная деятельность религиозных организаций

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать средства массовой информации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Статья 28. Духовные учебные заведения

Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют право создавать духовные учебные заведения для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала.

Граждане, обучающиеся в высших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных учебных заведений.

Статья 29. Международные связи и контакты

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан и лиц без гражданства.

Религиозные объединения имеют право в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашать иностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностью в соответствующих религиозных объединениях.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 30. Право собственности религиозных организаций

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащим законодательству Республики Беларусь.

Передача в собственность религиозным организациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу им государством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех, которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.

Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам, входящим в религиозное объединение, а также монастырям и монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебным заведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на праве оперативного управления.

Религиозные общины, входящие в религиозное объединение, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовые здания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только с согласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого они находятся.

В порядке, установленном законодательством, государство оказывает религиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов, представляющих историко-культурную ценность.

Государство может предоставлять религиозным организациям льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 31. Пользование имуществом, находящимся в собственности юридических и физических лиц

Религиозные организации могут использовать для своих нужд здания и другое имущество, предоставляемые им на условиях договоров, заключаемых с юридическими и физическими лицами.

Споры по вопросам, касающимся владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, разрешаются в судебном порядке, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "религиозных обрядов и другим религиозным" in English

Other translations

Следует принимать меры для обеспечения полной реинтеграции при соблюдении достоинства религиозных общин, перемещенных в процессе конфликта, в местах их происхождения, обеспечения им доступа ко всем местам отправления религиозных обрядов и другим религиозным объектам, а также обеспечить защиту религиозных меньшинств, находящихся на территории соответствующего государства.

Efforts should be made to fully reintegrate with dignity religious communities that have been displaced during conflict to their places of origin, allow access to all places of worship and other religious sites, and ensure protection of religious minorities present on the territory.

Worship and other religious sites, and ensure protection of religious minorities present on the territory.">

Suggest an example

Other results

Другая тревожная общая практика заключается в нападении на места отправления религиозных обрядов и другую религиозную инфраструктуру или собственность.

Another worrying general pattern is the targeting of places of worship and other religious buildings or properties.">

Кроме того, тревожными тенденциями, нуждающимися в урегулировании на ранней стадии, являются преднамеренное разрушение и совершение нападений негосударственными субъектами в отношении мест оправления религиозных обрядов и других религиозных объектов какой-либо конкретной общины.

In addition, the deliberate destruction of and attacks on places or worship and other religious sites of a specific community by non-State actors are worrying trends which need to be tackled at an early stage.

Worship and other religious sites of a specific community by non-State actors are worrying trends which need to be tackled at an early stage.">

Другие страны также ввели специальные законы, предусматривающие наказание за осквернение, порчу или уничтожение мест отправления религиозных обрядов , религиозной символики и других религиозных объектов.

Other countries also have specific laws that penalize the desecration, damage or destruction of places of worship , religious symbols and other objects related to religion .">

Хотя осуществление права на свободу отправления религиозных обрядов не ограничивается только членами зарегистрированных религиозных общин, многим верующим, принадлежащим к религиозным меньшинствам, запрещено заниматься отправлением религиозных обрядов или любой другой религиозной деятельностью без согласия государства или предварительной регистрации.

Worship is not limited to members of registered religious communities, many believers belonging to religious minorities are not allowed to worship or conduct any religious activities without State approval or prior registration.">

Польша сообщила, что церкви и другие религиозные объединения пользуются принципом равноправия и свободой отправления религиозных обрядов .

And other religious associations benefit from the principle of equality of rights and freedom in the performance of religious functions .">

Дети в возрасте до 18 лет не могут становиться членами религиозной организации, независимо от их участия в религиозных обрядах и других обстоятельств.

Children under the age of eighteen may not become a member of a religious organization irrespective of the fact that they participate in religious rituals, and other circumstances.

Religious organization irrespective of the fact that they participate in religious rituals, and other circumstances.">

Грузины проявляют терпимость в отношении других религиозных взглядов и соблюдения других религиозных обрядов .

Other religious views and of the performance of other religious rites .">

Мы дорожим правом на свободу слова, на отправление религиозных обрядов и поощряем здоровое уважение убеждений других .

Religious practice and healthy respect for one another"s convictions .">

Вместе с тем лица, как правило, могут свободно отправлять свои религиозные обряды и осуществлять другие виды деятельности.

Religious or other activities freely.">

Они публикуют руководства по совершению религиозных обрядов и другие пособия, учебники для университетов и средних школ, а также издают целый ряд журналов для детей, юношества, семьи и широкого круга верующих и заинтересованных лиц.

They publish religious service and other books, university and secondary school textbooks, as well as a number of magazines for children, youth, the family or the broadest number of believers and others concerned.

Religious service and other books, university and secondary school textbooks, as well as a number of magazines for children, youth, the family or the broadest number of believers and others concerned.">

Священники посещают тюрьмы, где оборудованы специальные помещения, на территории тюремных дворов строят часовни, и создаются другие необходимые условия для отправления религиозных обрядов и проведения служб.

Priests went into prisons, special rooms were equipped for that purpose, chapels were built in prison yards and other necessary conditions were created for religious rituals and services.

Other necessary conditions were created for religious rituals and services.">

Конституция и другие соответствующие законы Эритреи четко устанавливают, что граждане имеют свободу исповедовать любую религию и отправлять религиозные обряды .

And other pertinent laws expressly provide that citizens have the freedom to practice any religion and to manifest such practice .">

Кроме того, власти обязаны в полной мере уважать и защищать мечети, церкви и другие места отправления религиозных обрядов .

And other places of worship need to be fully respected and protected by the authorities.">

Согласно закону 2002 года «О религии», носящему ограничительный характер, лишь зарегистрированные общенациональные религиозные объединения имеют право организовывать в Беларуси монастыри, миссии и образовательные учреждения, а также приглашать иностранных граждан для молений и совершения других религиозных обрядов .

Руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) прокомментировала законопроект о порядке проведения публичных религиозных обрядов и церемоний, вынесенный на общественное обсуждение Министерством юстиции РФ.

Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение законопроект, регламентирующий порядок проведения публичных религиозных обрядов и церемоний. Минюст предлагает внести поправки в ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Прежде всего, законопроект вводит понятие «публичных религиозных обрядов и церемоний», которые определяются как «открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

В законопроекте уточняется и даже расширяется список мест, где могут беспрепятственно, без предварительного уведомления властей проводиться публичные религиозные мероприятия. В число этих мест входят:

  • культовые и иные здания религиозного назначения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • иные здания, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • места паломничества;
  • территория организаций, созданных религиозными организациями;
  • кладбища и крематории;
  • жилые помещения.

Для проведения публичных религиозных мероприятий вне указанных мест требуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

В настоящее время законом требуется уведомлять власти о публичных религиозных мероприятиях. Однако в предложенном законопроекте уточняется перечень случаев, когда подобное уведомление не требуется. Кроме того, уведомление властей позволяет обеспечить порядок и безопасность участников публичного религиозного мероприятия, поскольку тогда его сопровождают полиция и кареты «скорой помощи».

Законопроект был разработан Министерством юстиции в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П в целях приведения ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

Поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о проверке конституционности положений п. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (а также п. 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях») явилась жалоба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Жалоба была подана в связи с делами руководителей местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы города Казани и города Белгорода граждан П.Э. Айрияна и А.И. Щендрыгина. Последние организовали публичные богослужения в арендованных зрительных залах и т.п., то есть в помещениях, которые не относятся к числу помещений религиозного назначения, однако не направили, вопреки требованиям закона, письменного уведомления властям о проведении данных публичных мероприятий и были привлечены к административной ответственности.

Уполномоченный по правам человека в РФ, обратившийся в Конституционный суд в защиту конституционных прав вышеуказанных граждан, указал, что организованные этими гражданами публичные богослужения представляли собой собрания членов религиозных организаций и их нельзя отнести к митингам, шествиям и демонстрациям. По мнению заявителя, положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяют требования, предъявляемые к порядку проведения митингов, демонстраций и шествий, на молитвенные и религиозные собрания, а потому представляют собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собраний и, следовательно, противоречат ст. 28 и 31 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд признал положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» не противоречащими Конституции в той мере, в какой ими вводится уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в п. 1-4 ст. 16 указанного закона местах (то есть помимо культовых зданий и относящихся к ним территорий, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, жилых помещений и т.п.).

Вместе с тем положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они распространяют на молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в п. 1-4 ст. 16, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленных ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не учитывая различий между теми религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от властей дополнительных мер безопасности, и теми, проведение которых не связано с подобной необходимостью.

Конституционный суд обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных религиозных мероприятий, которые бы учитывали их отличия, поскольку не все подобные мероприятия «требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

Во исполнение данного постановления Конституционного суда Министерство юстиции и разработало законопроект о проведении публичных религиозных мероприятий.

Законопроект, несомненно, нуждается в доработке; в частности, необходимо уточнить определение «публичного религиозного обряда и церемонии»; однако он не нарушает прав верующих граждан.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Внести в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;
  • в местах паломничества;
  • в жилых помещениях».

3) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Публичные религиозные обряды и церемонии вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

Пояснительная записка

Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

В целях разграничения порядка проведения богослужений, религиозных и молитвенных собраний в зависимости от места их проведения и характера мероприятия законопроект вводит понятие публичных религиозных обрядов и церемоний, под которыми понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Законопроектом предполагается беспрепятственное осуществление богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в том числе публичных:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на территории организаций, созданных религиозными организациями;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях.

Таким образом, религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях (помещениях) специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных религиозным организациям во временное пользование или аренду по гражданско-правовому договору, на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права, а также на территории организаций, созданных религиозной организацией и т.д.

Для проведения публичных религиозных обрядов и церемоний вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 статьи 16 законопроекта потребуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

Роль национально-религиозных обрядов и их упорядочения в формировании религиозного сознания таджиков

ислам таджикистан религия

Сегодня ислам в Таджикистане представляет собой сложное и разнообразное явление, включающее в себя самые различные, и порой, противоречащие друг другу концепции, учения и практики. Она признается неотъемлемой частью нашей национальной культуры. Ислам не только религия, но и культура и образ жизни. В рамках исламской цивилизации сложилась одна из передовых систем духовно-нравственных и политико-правовых ценностей. Можно с уверенностью сказать, что накоплен огромный интеллектуальный потенциал, сформировалось богатое идейное наследие. Роль ислама как одной из развитых монотеистических религий и как передовой формы культуры в духовном прогрессе человечества, в истории мировой цивилизации никто не может оспаривать.

Чтобы позитивные нравственные и интеллектуальные достижения исламской цивилизации стали неотъемлемой частью национальной культуры и вносили созидательный вклад в духовное обновление без реформы религиозного мышления в силу того, что оно остается и, видимо, в ближайшие несколько десятилетий будет оставаться основным и массовым сознанием таджикистанского населения, формирование религиозного сознания кажется невозможным. Одновременно упорядочение и урегулирование религиозных и народных традиций и обрядов является важным этапом в деле реформирования религиозного сознания. Одной из основных причин неорганизованности и излишней расточительности наших религиозных и народных обрядов и церемоний является низкий уровень религиозной образованности населения и сохранение суеверных наслоений в его сознании. Уровень религиозной просвещенности имеет серьезное значение в формировании национальных и религиозных традиций и образа жизни народа республики. Необходима модернизация религиозного мышления как необходимый шаг на пути оптимизации религиозного фактора, во многом зависит от усовершенствования религиозной образовательной системы.

Одной из важнейших форм общественного сознания для каждой нации и общества являются обычаи, обряды, традиции и ритуалы. Таджикский народ в зависимости от исторических условий и своего социально-экономического положения уже в очень древние времена создавал позитивные и поучительные обряды и обычаи, которые развивались и совершенствовались на протяжении тысячелетий и сегодня стали частью его национальной культуры.

Религиозные традиции давно воспринимаются как неотъемлемая часть национальной культуры, национальных обычаев и соблюдаются именно как традиция даже теми, кто не относит себя к верующим; в то же время верующие национальные традиции отождествляют с религиозными обрядами, которые пронизывают всю обыденную жизнь людей. Да и сами религиозные традиции впитали в себя многие народные обряды и традиции, зародившиеся еще в домусульманский период истории народа. Народные и национальные традиции и обычаи, смешиваясь с религиозными ценностями, приобретают сакральность и легитимность. Таким образом, они выступают в роли регулятора в процессе всей жизни людей, в роли неписанного нравственного закона и способа передачи социального опыта и традиций последующим поколениям.

Традиции, обычаи и обряды нашего народа формировались и совершенствовались в основном в рамках двух исторических цивилизаций - арийской и исламской. Значительная часть этих традиций, обычаев, обрядов, праздников и ритуалов, соблюдаемых сегодня нашим народом, являются продуктом исламского периода. Их становление, формирование и трансформация связаны с социальными функциями религии, которые она выполняет в обществе.

В современном таджикском обществе и сегодня остаются регулятивно-обрядовая и связанная с этой коммуникативная функции религии. Хотя значение религии как комплекса представлений, верований, моральных норм, форм поведения, правовых и общественных институтов значительно шире, чем богословские концепции и сумма ритуалов. Дело в том, что любая религия включает в свой состав значительные элементы традиционной культуры и сложившиеся бытовые (гражданские) обряды, взаимодействует с ними, подвергая их при этом определенной трансформации в соответствии со своими мировоззренческими доктринами. И когда мы говорим о регулятивно-обрядовой функции религии в нашем обществе, имеется в виду не только культовая сторона религии, но и гражданско-бытовая сторона жизни народа, неотделимая от религии. Обряды в религии как важный компонент религиозного культа выполняют не только чисто религиозную функцию (то есть почитание Бога), также они, интегрировавшись с гражданскими обрядами, несут с собой еще важные социально-нравственные и консолидирующие функции.

Ислам (точнее, так называемый народный ислам) среди мусульман Центральной Азии и особенно Таджикистана в советский и постсоветский периоды имел и имеет больше церемониально-обрядовый характер, чем мировоззренческий. Этот характер ислама ограничивается именно рамками гражданско-религиозных обрядов, таких как брак, обрезание, похороны и послепохоронные обряды.

Если классифицировать традиционные так называемые исламские обряды, их можно разделить минимум на три группы:

  • 1) обряды богослужения (богопочитания), такие как молитва (намаз или салот); пост (руза, савм) в месяцы рамазан, раджаб и в других случаях; паломничества; жертвоприношения; разного рода восхваления и просьбы у Бога (ду"о, зикр, муноджот) и т.д.;
  • 2) религиозно-гражданские обряды, такие как обрезание (хатна), бракосочетание (никох), отпевание покойного (джаноза), похоронная милостыня (искот, хайрот), поминовения (худои);
  • 3) обряды магически-лечебного характера, такие как сорокоразовое чтение суры «Я-Син» Корана (чильёсин), изготовление талисманов (туморов, бозубандов), освящение воды (таштоб) и т.д.
  • 4. Так называемые женские ритуалы- мушкулкушо, бибисешанбе, мавлуд и т.п. (Там, где официальная идеология или религия не отвечает адекватным образом на нужды женщин, не инкорпорирует (не включает) их как полноправных членов в свою ритуальную деятельность, а также не обеспечивает хороших ролевых моделей для них, женщины, так или иначе, создают свою собственную систему религиозных верований и ритуалов. Эта система, сложным образом переплетаясь с культурой, играет большую, если не ведущую, роль в духовной жизни женщин).

Все эти обряды относятся к сфере жизнедеятельности общества, и ни один из членов общества, даже если он неверующий, не может не соблюдать ряд общепринятых национально-религиозных традиций. Особенно это касается похоронного и послепохоронных обрядов.

Следует отметить, что почитание памяти предков - один из древнейших обрядов у верующих не перестал быть необходимой основой религиозности и важным элементом религиозных представлений до сегодняшнего дня. Религиозные элементы похоронного обряда соблюдали всегда, даже при жестком преследовании со стороны органов коммунистического режима при Советском Союзе, и даже в отношении коммунистов, невзирая на его или ее убеждения при жизни.

В похоронном обряде совмещены и другие, социально-эмоциональные функции религии. Это компенсаторская, мировоззренческая, регулятивная, интегративная и нравственно-психологическая функции. При похоронном обряде человек, потерявший своих близких и родных, имеет очень повышенное чувствительно-эмоциональное состояние, подавленность горем и готов соблюдать все необходимые традиционные предписания, дабы не обидеть дух и память покойного и, более того, не стать мишенью насмешек и порицания окружающих и соседей.

С другой стороны, широкое участие людей: родных, близких, друзей, родственников, знакомых, коллег, в такомине отделимая т религии.а.а релинии, но и гражданско-бытовая сторона жизни народа.стви уры и сложившиеся бытовые онцепции и Сум обряде само по себе свидетельствует о его интегративной функции. Оно как бы является показателем культурно-религиозной общности и социальной сплоченности общества. После распада Советского союза и в период гражданской войны культурно-религиозные общности оказывались более жизнеспособными и накладывали глубокий и длительный отпечаток на различные стороны общественной жизни. Это помогло нам сохранить коллективистское сознание.

Названные обряды сами по себе стихийно служат в деле воспроизводства религии. Все обряды и ритуалы (от похорон до поминок и годовщины, брак и т.п.) проходят с участием духовного лица и их активного наставления и пропаганды основ религии. Эти обряды имеют исключительное значение в деле воспроизводства и сохранения высокого уровня религиозности среди населения страны.

Функции религии сохранялись даже при коммунистическом режиме и, конечно, становятся более открытыми и активными в современных реалиях. Соблюдение таких обязательных положений религии, как ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан, паломничество и других, с каждым годом становится более массовым. Хотя по сравнению с другими мусульманскими странами совершение пятикратного намаза не носит массового характера, но соблюдение поста в месяце рамазан год за годом приобретает все более массовый характер, и данный месяц становится религиозно-насыщенным временем года. Число молящихся, пожертвования и другие религиозные ритуалы в этом месяце гораздо больше, чем в какое-либо другое время года. Празднование Рамазана - завершения поста - наряду с другими мусульманскими праздниками, такими как праздник Азха, известный у нашего народа как Иди Курбон, а у тюркоязычных народов как Курбан-байрам, Мавлуди Наби - День рождения пророка Мухаммеда, также приобретают более массовый характер.

Исследование влияния обрядов и ритуалов имеет более научно-практическое значение в связи с необходимостью реформы религиозного мышления населения и в связи с тем, что в нынешних условиях нашего общества одной из основных сфер противостояния исламских консерваторов и возрожденцев является именно проблема ритуалов и обрядов.

Уважение к человеку, почитание памяти предков и укрепление семейных уз должны составлять суть и основу этих обрядов и традиций. Ведь логика и смысл проведения таких церемоний заключается в том, что родные и близкие находятся рядом друг с другом в моменты радости и веселья, печали и горя. Этот смысл одновременно выполняет и цель проведения таких мероприятий. В этом случае при соблюдении определенного порядка меры данные обычаи и обряды могут на практике послужить в качестве серьезного элемента духовного воспитания народа и повышения его образованности и таким образом сыграть неоценимую роль в сплочении общества и развитии государства. Хотя появляются такие течения, которые выступают против такого рода традиций и обычай. То имеет разные причины.

Но в последнее время, к сожалению, в связи с низким уровнем религиозной образованности населения многие национальные обычаи и обряды, в том числе и религиозные ритуалы, которые должны были проводиться в кругу семьи и среди близких, превратились в помпезные и дорогостоящие мероприятия. Потому в нашей республике был принят Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» от 26 мая 2007 года.

Слепое следование народным и религиозным традициям, обычаям и обрядам и излишнее расточительство стали создавать серьезные препятствия на пути повышения уровня жизни населения. Для проведения таких церемоний люди с ограниченными финансовыми возможностями влезали в огромные долги и потом в течение многих лет работали на то, чтобы вернуть их. Это положение заставило руководство страны принять серьезные меры в направлении урегулирования данных мероприятий и привело к принятию названного закона об упорядочении народных и религиозных традиций и обрядов. Необходимо подчеркнуть, что то состояние, которое было в области проведения религиозных и народных церемоний, особенно в проведении похоронных и послепохоронных ритуалов, до принятия закона об их упорядочении волновало не только представителей власти, но и представителей духовенства страны.

На пути урегулирования этих обрядов и ритуалов имеются многочисленные социальные и психологические барьеры, для устранения которых требуется определенное время. Например, большинством людей исполнение этих обрядов расценивается как показатель того, что они являются мусульманами. Другими словами, как мы уже отметили, в настоящее время принадлежность к исламу для нашего народа носит больше ритуально-бытовой характер, тогда как религиозные и культовые ценности отошли на второй план. Часть людей не соблюдает религиозных предписаний, однако никто не считает их немусульманами. Однако несоблюдение новоявленных обычаев и обрядов, распространившихся в нашем обществе, считается признаком отчуждения от ислама, неуважения традиций предков, рассматривается даже как немусульманское, не соответствующее шариату поведение. Но последние попытки и успехи в направлении урегулирования народных и религиозных обрядов и традиций в нашей республике доказывает, что их реформирование и упорядочение возможно, и это вопрос времени.

Необходимо здесь так же отметить, что ритуалы и обычаи иногда обозначены неофициальным исламом у нас, так называемый неофициальный ислам, или бытовой, ислам в лице своих представителей имеет также чётко обозначенную мусульманскую идентичность: как служители, так и аудитория неофициального ислама считают себя мусульманами, и не усматривают в своих практиках ничего анти-религиозного.

Главную аудиторию неофициального ислама составляют женщины, но мужчины также широко пользуются услугами и продуктами неофициального ислама, хотя предпочитают это скрывать.

Практика биётун, бибихалифа, отун (женские религиозные специалисты) в северной части страны имеет широкое распространение и большую популярность среди женщин самого различного социального, профессионального и образовательного уровней. Они выполняют множество функций, а именно, проповедническую, воспитательную, психологическую и другие. Она является самым дорогим гостем на почти всех мероприятиях жизненного цикла и на мероприятиях, сопровождающих свадьбы, похороны, и т.д. Она фактически выполняет роль неформального духовного лидера среди женщин общины.

Система религиозных верований, ритуалов и обрядов, разработанная женщинами, переплетается с культурой, и играет ведущую роль в духовной жизни женщин Таджикистана.

Таким образом, система религиозных верований, убеждений, и практик, разработанная таджикскими женщинами на протяжении веков, является неотъемлемой частью таджикской культуры, вплетаясь в её рисунок и придавая ей особую поэтичность, гармонию, эмоциональность, и красоту.

Таким образом, анализируя место народных и религиозных обрядов и обычаев в общественной жизни нашей республики, можно прийти к такому заключению, что они занимают важное место в национальной культуре и образе жизни нашего народа. Большинство этих ритуалов с течением времени и под воздействием различных факторов видоизменялись и в определенной мере утратили свои изначальные цели. Упорядочение религиозных и народных традиций и обрядов является важным этапом в деле реформирования религиозного сознания народа.

Чтобы сохраняя позитивные моменты ритуалов и обрядов и в деле их регулирования необходим помнить и о определяющей роли религиозного образования в формировании религиозного сознания. Улучшение качества и повышение уровня религиозного сознания в Таджикистане возможно только путём модернизации и усовершенствования религиозного образования.

Традиции и обычаи, поддерживаемые силой общественного мнения и закрепленные в стереотипах поведения, присутствуют в жизни каждого поколения, и они играют огромную роль в возникновении, становлении и закреплении не только религиозного но и этнического самосознания. Каждое новое поколение застает уже определенные сложившиеся традиции и обычаи. Являясь концентрированным выражением опыта предыдущих поколений, они легко усваиваются, воспроизводятся и закрепляются в сознании людей.

Таким образом вышеотмеченные тенденции национально-религиозных обрядов в формировании религиозного сознания таджиков необходимо так направить, чтобы они способствовали формировании толерантности, поддержания и развития социального и духовно-нравственного здоровья различных групп молодежи. При разработке стратегии деятельности формирования религиозного сознания важно разобраться в содержании базовых понятий, которые могли бы стать ценностными основаниями. Это явление связано с тем, что ценности, в нашем случае национальные, представляют собой не только результат духовного производства, но и саму суть человеческого осознания мира, основу сопереживания, содействия, сформированные через определенные ориентиры и установки. При этом национально ориентированное ценностное сознание становится личностным свойством человека, в котором отражены социальные требования к поведению личности. Национальные ценности и универсальные общечеловеческие ценности национального духа являются внутренним стержнем таджикской нации, ее культуры, непосредственно формируется в их лоне, и одновременно остается носителем этих ценностей. Национально - религиозные обряды оставаясь стержнем ценностей формируют религиозное сознание и их упорядочение в современном Таджикистане имеет большое социальное, политическое, культурное и экономическое значение.

Загрузка...