musings.ru

Литературно-исторические заметки юного техника. Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) Смерть царевича димитрия

Царевич Дми́трий Ива́нович (Димитрий Иоаннович , прямое имя (по дню рождения) Уа́р ; 19 октября , Москва - 15 мая , Углич) - князь углицкий , младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой , шестой или седьмой его жены (незаконной) .

Прожил всего восемь лет, однако политический кризис, во многом связанный с его загадочной гибелью (Смутное время), продолжался как минимум 22 года после его смерти (см. Лжедмитрий I).

Жизнь

Мерная икона царевича «Дмитрий Солунский». Музеи Московского Кремля

Вслед за его рождением была написана мерная икона - третья из сохранившихся. На ней изображен его святой покровитель Дмитрий Солунский , в честь которого новорождённый был крещён (имя выбрано, возможно, в честь славного предка Дмитрия Донского) . Его княжеским именем было Дмитрий, а прямое имя - Уар : традиционно считается, что именно в день святого Уара 19 октября он и появился на свет. День святого Уара (редкий святой, не входивший в круг фамильных) приходится ровно на 8 дней раньше святого Дмитрия, и второе княжеское имя вполне могли дать «по восьмидневному обрезанию» в крещение ребёнка. Однако нельзя полностью исключить и версию, что царевич родился 11 или 12 октября, получил имя Уар на 8-й день, а Дмитрий - как ближайшее в месяцеслове княжеское имя .

За 30 лет до его рождения у Ивана Грозного уже был один сын по имени Дмитрий - это был рано умерший первенец царя, также родившийся в октябре и каким-то образом связанный со святым Уаром. Это является одной из загадок антропонимики - по одной из версий, 19 октября родился не Дмитрий Углицкий, а его старший брат. Причина, по которой младший царевич получил то же имя, что и покойный старший, неясна; совпадение, при котором они оба родились 19 октября, - маловероятно. «Что же касается Дмитрия Угличского, то он, по всей видимости, мыслился как прямое подобие своего рано умершего брата-первенца». Фёдор Успенский выдвигает версию, что «св. Уар стал покровителем ребёнка, так как был покровителем его умершего брата-первенца. Таким образом, оба имени - и Дмитрий, и Уар - Дмитрий Углицкий мог получить „по наследству“, вне строгой связи с церковным календарём. Если следовать этой версии, то получается, что дата рождения (19 октября) Дмитрия Угличского в тех летописях, где она указывается, высчитана задним числом, исходя из знания его имён». Однако они не исключают, что Уаром всё-таки был только младший, и то, что оба таким образом родились в октябре - совпадение .

При Фёдоре

После смерти отца в 1584 году и восшествия на престол Фёдора (причём ещё до церемонии венчания на царство 24 мая) мальчик с матерью регентским советом был удалён в Углич, получив его в княжение (как ранее и младший брат Ивана Грозного Юрий Васильевич и младший брат Василия III - Дмитрий Иванович Жилка).

В Угличе он считался правящим князем и имел свой двор (последний русский удельный князь), официально - получив его в удел , но по всей видимости, реальной причиной тому было опасение властей, что Дмитрий вольно или невольно может стать центром, вокруг которого сплотятся все недовольные правлением царя Фёдора . Эта версия подтверждается тем, что никаких реальных прав на «удел» кроме получения части доходов уезда ни сам царевич, ни его родня не получили. Реальная власть сосредоточивалась в руках присланных из Москвы «служилых людей» под руководством дьяка Михаила Битяговского .

Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны - у Дмитрия начался приступ эпилепсии - говоря языком того времени - «чёрной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло. В свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Вполне возможно, что из-за опасения, как бы царевич не поранился лежащей под ним на земле «сваей», её попытались вытащить из-под царевича и случайно при этом его смертельно ранили в шею или, возможно, из-за этой неловкой попытки царевич, в тот момент «бьющийся в судорогах», сам натолкнулся на «сваю».

По словам кормилицы Арины Тучковой,

Ту же версию с некоторыми вариациями повторяли и другие очевидцы событий, а также один из братьев царицы Григорий Фёдорович Нагой.

Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие». ГИМ, XVII век
Слева: 1. Царевича выводят из дворца 2. Убиение царевича, кормилица пытается спасти Димитрия 3. Битяговские на лошадях пытаются бежать из Углича.
Справа: 1. Пономарь бьёт в колокол. Битяговские пытаются выбить дверь в колокольне 2. Жители Углича побивают камнями убийц Димитрия 3. Град Углич

Впрочем, царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила , присланного надзирать за опальной царской семьёй) - то есть по прямому приказу Москвы.

Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Впоследствии колоколу, послужившему набатом , по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что основанный Пелымский острог . Только в конце XIX века опальный колокол был возвращён в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».

Тело царевича было отнесено для отпевания в церковь, рядом с ним «безотступно» находился Андрей Александрович Нагой . 19 (29) мая 1591 года , через 4 дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского . Выводы московской комиссии на тот момент были однозначны - царевич погиб от несчастного случая.

Расследование

Следственное дело, составленное комиссией, сохранилось под названием «Угличское дело », в ходе него было привлечено к следствию около 150 чел. Допрашивались дядья царевича - Нагие, мамка, кормилица, духовные лица, близкие ко двору или бывшие во дворце в начальный момент событий. Составление белового экземпляра в основном было завершено уже в Угличе. «Следственное дело сохранилось почти полностью, утрачено лишь несколько начальных листов. Рукопись, как показало исследование, представляет собой в основной части беловую копию материалов следствия, представленную на рассмотрение совместного заседания Боярской думы и Освященного Собора 2 (12 ) июня г.» Дело докладывалось Геласием на заседании Освященного собора, по решению которого было передано на усмотрение царя .

Стоит иметь в виду, что данная следственная комиссия была составлена по поручению самого Бориса Годунова, которого и обвиняли в убийстве царевича . Обычно считается, что существование царевича как претендента на престол было невыгодно правителю государства Борису Годунову , завладевшему абсолютной властью в 1587 году , однако некоторые историки утверждают, что Борис считал царевича по указанной выше причине незаконнорождённым и не рассматривал как серьёзную угрозу.

«Первые рассказы, излагавшие иную версию событий - убийство царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных весной-летом 1606 г., после низложения и убийства Лжедмитрия I, в окружении нового царя - Василия Иоанновича Шуйского» .

С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского » Н. М. Карамзина ). В 1829 году историк М. П. Погодин рискнул выступить в защиту невиновности Бориса . Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков и биографов Бориса (С. Ф. Платонова , Р. Г. Скрынникова) в том, что причиной гибели сына Ивана Грозного был несчастный случай. Некоторые криминалисты утверждают, что показания, записанные комиссией Шуйского, производят впечатление составленных под диктовку, а ребёнок-эпилептик не может во время припадка поранить себя ножом, потому что в это время ладони широко раскрыты . Версия, согласно которой царевич Дмитрий остался жив и скрылся (в связи с этим предполагалось, например, что Лжедмитрий I - это не самозванец, а настоящий сын Ивана Грозного), обсуждавшаяся ещё в XIX - начале XX века , всё ещё имеет сторонников.

Погребение и мощи

Драгоценная крышка раки царевича из Архангельского собора (фрагмент). Мастера Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова. 1628-1630 годы. Мастерские Московского Кремля , Серебряная палата. Вклад царя Михаила Фёдоровича в Архангельский собор. (Музеи Московского Кремля)

Могила и икона в Архангельском соборе Кремля

Царевич Дмитрий был погребён в Угличе, в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Вокруг могилы царевича и поставленной над ней часовней возникло детское кладбище .

Житие

Написание первого жития святого датируют концом того же 1606 года. Оно вошло в состав Четьих-Миней Германа (Тулупова), один из списков которого был создан в 1607 г. «Житие включает не только рассказ о жизни и смерти святого, близкий к рассказу повестей, но и повесть „о обретении и о перенесении честных и многочюдесных“ мощей царевича в Москву. Повесть в составе Жития сохранилась в 2 вариантах - кратком и пространном, которые расходятся между собой в деталях. Во многих списках Жития повесть об обретении и перенесении мощей Дмитрия Ивановича опущена, но имеются предисловие и заключительное „Слово похвальное“» .

«Несколько позже было создано Житие Дмитрия Ивановича в составе Четьих-Миней Иоанна Милютина. Его главными источниками явились 1-е Житие Дмитрия Ивановича и „Новый летописец“. Текст этого Жития получил широкое распространение в древнерусской письменности. Проложное Житие Д. И. составлено на основании пространных Житий и помещено под 15 мая в 1-м издании мартовского полугодия Пролога (М., 1643). С издания 1662 г. в Прологе помещается память перенесения мощей Д. И. под 3 июня» .

Иконография

Над захоронением царевича в Архангельском соборе немедленно была помещена надгробная икона , изображающая его в развороте - в молении (ранний список - в Калужском музее). Дмитрий традиционно изображается в богатых царских одеждах и в венце. Иконы, изображающие святого фронтально, отличаются характерно укороченными пропорциями фигуры и большим круглым ликом.

Исследователь уральского искусства пишет, что «иконография святого была особенно распространена в строгановских вотчинах на Урале. Наиболее ранней в уральской группе произведений считается пелена из Сольвычегодского историко-художественного музея, датируемая 1651-1654 гг. Это подписная и датированная пелена с упоминанием имени Дмитрия Андреевича Строганова»

В ранних иконах с житием из житийных сцен присутствует только сцена «неповинного убиения». «В дальнейшем складывается полная житийная иконография святого благоверного царевича Димитрия. Б. В. Сапунов пишет о двенадцати списках, сохранившихся в музеях центральной России». Протографом , по его мнению, послужила «келейная» икона начала XVII в., заказанная бабкой будущего царя Михаила Фёдоровича Романова, Марией Шестовой, которая была пострижена, по указу Бориса Годунова, в Чебоксарский Никольский девичий монастырь, где вскоре и умерла. Все двенадцать икон сопровождаются текстами из «Нового летописца »" .

Памятник царевичу Дмитрию в Угличском Кремле

Почитание

  • Царевич почитается как попечитель страждущих детей: сирот, инвалидов и беспризорников.
  • На месте его

Царевич Дмитрий Иванович (Димитрий Иоаннович, имя по дню рождения – Уар; родился 19 (29) октября 1582 года в Москве – умер 15 (25) мая 1591 года, Углич) – младший из сынов Ивана Грозного, князь углицкий, один из самых почитаемых русских святых. Мать – Мария Федоровна Нагая, незаконная (6-я или 7-я) жена Ивана Грозного.

28 мая отмечается день памяти святого благоверного царевича Дмитрия Угличского, наиболее почитаемого в России святого.

Его жизнь была короткой, он умер в 8-милетнем возрасте. Но столь загадочная смерть вызвала политический кризис (Смутное время), который продолжался 22 года.

В 1606 году был канонизирован как благоверный царевич Димитрий Угличский, «угличский и московский и всея Руси чудотворец».

Жизнеописание

Младший сын царя Ивана Грозного родился 19 (29) октября 1582 года в незаконном браке с Марией Нагой. Чтобы младенец не вошел в список претендующих на престол, его вполне могли признать незаконнорожденным (православная церковь позволяла не более 3-х браков).

Кроме княжеского имени Димитрий младенцу было дано и прямое имя – Уар (в честь святого). День святого Уара – 19 октября, поэтому днем рождения царевича считают эту дату. Однако этот день ровно на 8 дней раньше дня святого Дмитрия. Поэтому второе имя ребенок мог получить в крещение «по 8-мидневному обрезанию». Есть предположение, что Дмитрий появился на свет 11 или 12 октября, на 8-й день получил имя Уар, а Дмитрий – ближайшее княжеское имя в месяцеслове.

Судя по написанной вскоре после рождения мерной иконе с изображением (Музей Московского Кремля), можно предполагать, что в его честь царевич и был крещен. Также существует версия, что Дмитрий получил свое имя в честь Дмитрия Донского.

Загадочным является тот факт, что за 3 десятилетия до его появления на свет, родился первенец Ивана Грозного – также в октябре и тоже Дмитрий. Ребенок этот умер в раннем возрасте. Считается, что 19 октября – день рождения не Дмитрия Углицкого, а того самого первенца.

Ф. Успенский пишет: «Что же касается Дмитрия Угличского, то он, по всей видимости, мыслился как прямое подобие своего рано умершего брата-первенца… св. Уар стал покровителем ребенка, так как был покровителем его умершего брата-первенца. Таким образом, оба имени – и Дмитрий, и Уар – Дмитрий Углицкий мог получить “по наследству”, вне строгой связи с церковным календарем. Если следовать этой версии, то получается, что дата рождения (19 октября) Дмитрия Угличского в тех летописях, где она указывается, высчитана задним числом, исходя из знания его имен» .

До сего дня нет точного объяснения причин, по которым совпадают даты рождения и имена царевичей.

При Федоре
Умершего в 1584 году царя сменил на престоле его сын Федор. Фактически же никакого влияния на управление государством российским он не имел. Власть практически принадлежала его шурину Борису Годунову, одержимому идеей: любыми путями занять царский престол и укрепиться на нем. Главным препятствием для осуществления замысла становился законный наследник – царевич Дмитрий (кроме дочери Феодосии у Федора Иоанновича более детей не было). По описаниям путешественника Д. Флетчера , некоторыми чертами характера маленький Дмитрий явно напоминал своего отца: «Младший брат царя, дитя лет шести или семи (как сказано было прежде), содержится в отдаленном месте от Москвы, под надзором матери и родственников из дома Нагих, но (как слышно) жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя. Кормилица, отведавшая прежде него какого-то кушанья (как я слышал), умерла скоропостижно. Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нем начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут» .

Регентский совет под нажимом Годунова постановил перевезти царевича Дмитрия на княжение в город Углич (еще до венчания на царство Федора 24 мая), подобно тому, как княжили там Юрий Васильевич (брат Ивана Грозного) и Дмитрий Иванович Жилка (брат Василия III).

Описание момента высылки царицы-вдовы и юного царевича, сделанное жившим в те времена в Москве английским дипломатом Джеромом Горсеем, вполне соответствовало царствующим особам. В тексте «Нового летописца» того времени говорится, что Дмитрий получил Углич от отца. Однако доказательства по этому факту отсутствуют.

Правящий князь, имеющий свой двор – таков был статус царевича в Угличе. Он стал замыкающим в списке русских удельных князей, однако никаких особых прав это звание ему не давало. Реальной же властью обладали назначенные Москвой «служилые люди», руководил которыми дьяк Михаил Битяговский. Опасаться властям было чего: вокруг Дмитрия могли объединиться силы, недовольные правлением Федора Иоанновича.

В случае смерти царя Федора царевич становился последним представителем мужской линии Рюриковичей в Москве. И жаждущего власти Бориса Годунова это лишало покоя.

Смерть
По сей день истинная картина, связанная со смертью Дмитрия, остается неясной и вызывает споры. Считается, что Борисом Годуновым было сделано несколько попыток избавиться от малолетнего царевича. Он пытался оклеветать того, называя незаконнорожденным, затем обвинив мальчика в наследственной жестокости. Ничего не добившись вымыслами, Годунов предпринял безуспешную попытку отравить Дмитрия, в чем помогала ему мамка юного наследника – Василиса Волохова. Позже Годунов обращается к дьяку Битяговскому, который будто бы по хозяйским делам приезжает в Углич с сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым. И 28 мая 1591 года убивают царевича, нанеся ему смертельные ножевые удары.

По другой версии, 15 (25) мая 1591 года мальчик, занятый популярной в те времена игрой в «свайку» или «тычку», суть которой состоит в броске ножа или заостренного 4-хгранного гвоздя («сваи»), в эпилептическом припадке сам ударил себя режущим предметом в горло. Однако во время такого припадка сознание сразу теряется, и человек не может удержать что-либо в руке.

Вместе с ним играли сыновья постельницы и кормилицы – Петруша Колобов и Важен Тучков, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Самого царевича опекали Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова. Эту историю также подтверждают брат царицы Андрей Нагой и Ромка Иванов, однако есть версия, что они говорили с чужих слов.

Существует иное предположение: в момент судорог пытались убрать «сваю», боясь, чтобы царевич не поранился, и случайно нанесли ею смертельный удар. Или же в судорогах царевич сам наткнулся на острие. Варианты этой версии поддерживали очевидцы, среди которых был и дядя царевича Григорий Нагой. Кормилица Арина Тучкова утверждала: «Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у нее царевича на руках и не стало» .

Отрицая все существующие версии, сама царица с братом Михаилом верили: царевич зарезан Осипом Волоховым (сын мамки Дмитрия), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским, фактически по приказу из Москвы.

Обезумевшая от страшного известия толпа под звуки набата расправилась с предполагаемыми убийцами за безвинно пролитую кровь. Позже городские мятежники – участники расправы – стали первыми сосланными поселенцами Пелымского острога. Туда же был сослан и колокол, собравший набатом народ. Перед тем ему, словно человеку, отрезали язык. Лишь по окончании XIX века прекратилась «ссылка» опального колокола. Его вернули в родной город, где поместили в церкви «На крови» (церковь царевича Дмитрия).

После отпевания, во время которого у тела царевича постоянно находился Андрей Нагой, юный Дмитрий упокоился в угличском храме Преображения Господня.

19 (29) мая 1591 года прибыла следственная комиссия из Москвы. В ее составе находились: митрополит Геласий, глава Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничий Андрея Петрович Луп-Клешнин и Василий Шуйский. По окончании расследования, комиссия сделала вывод: смерть царевича случайна.

Расследование
Поручением Годунова (негласно обвиняемого в убийстве Дмитрия) была создана следственная комиссия по так называемому Угличскому делу. В период следствия были допрошены не менее 150 человек. Сняли показания с родственников царевича – Нагих, с тех, кто ухаживал за ним – кормилицы и мамки. Среди опрошенных были и лица духовные, и приближенные ко двору, и те, кто оказался очевидцем страшного события. Окончательный вариант завершенного следственного дела был составлен в Угличе и рассмотрен 2 июня 1591 года на заседании Боярской думы и Освященного Собора. Затем документ был передан царю.

Существует мнение, что Борису Годунову, который в 1587 году окончательно завладел властью, в достижении цели юный претендент на царский престол явно мешал. Другие специалисты склонны считать, что Годунов не видел в нем угрозу, поскольку Дмитрий – незаконнорожденный царский сын.

В 1606 году, при Василии Шуйском (вслед за свержением Лжедмитрия I), появились первые повести, за основу которых была взята версия убийства царевича по распоряжению Бориса Годунова.

По окончании периода Смутного времени версия, по которой с младшим царским сыном расправились сторонники Годунова, была поддержана властью. Эту же версию, описанную в карамзинской «Истории государства Российского», официально признала и церковь. Однако историку М. Погодину удалось убедить в правоте иного варианта: причиной смерти стало несчастное стечение обстоятельств. В качестве окончательного аргумента он использовал один из архивных подлинных документов следствия комиссии, созданной В. Шуйским. Это убедило историков Бориса (С. Ф. Платонова, Р. Г. Скрынникова), что причиной смерти царевича является несчастный случай.

До сих пор своих сторонников имеет и версия, распространенная в конце XIX – начале XX столетий, по которой Дмитрию удалось скрыться. Отсюда предположение в пользу Лжедмитрия I, как истинного потомка грозного царя.

Погребение и мощи
Погребено тело царевича на территории дворцового храма Преображения Господня. Над могилой поставлена часовня. Место захоронения стало своеобразным центром детского кладбища. Фрагмент надгробия гласит (ГИМ N 118451): «В лето 7099 месяца майя в 15 день убиен бысть благоверный царевичь князь Дмитрей Иванович в Углечи…»

Еще во времена правления Годунова стали известны случаи исцеления страждущих возле гробницы маленького Дмитрия. Особенно часто излечивались страдающие глазными заболеваниями.

Извлеченные в 1606 году (время царствования В. Шуйского) святые мощи, оказавшиеся нетленными, перенесли в Архангельский собор (Московский Кремль). Здесь они почитаются как особая реликвия.

Во время Отечественной войны 1812 года французские захватчики вскрыли серебряную раку с останками царевича Дмитрия и выбросили их. Но после их изгнания мощи отыскали и снова поместили там, где они находились прежде,– в раке, изготовленной в середине XVII века.

После смерти
Смерть царевича Дмитрия ставила точку в истории московской линии династии Рюриковичей. Окончательно она прервалась в 1598 году (7 или 17 января) с уходом из жизни Федора Иоанновича, отсутствие сыновей у которого и умершая в младенческом возрасте дочь делали его бездетным. Государственные бразды правления принял Борис Годунов. С этого момента начинается отсчет Смутного времени, во время которого образ юного царевича Дмитрия становится разменной картой в стремлении к власти со стороны различных партий, сторонников «законного» царя. Не случайно имя это присвоил себе не один самозванец, рвущийся к власти.

Лжедмитрий I объявился в Польше (1603 год), назвав себя чудесным образом спасшимся царевичем. Сторонники Годунова, до того замалчивающие сам факт существования маленького Дмитрия в ранге царского сына и поминавшие его в статусе князя, ради пропаганды были вынуждены обратиться к заупокойным службам, поминая его теперь как царевича.

Заняв царский трон в июне 1605 года, Лжедмитрий официально управлял государством в течение года. Вынужденная признать его сыном Мария Нагая сразу после майского убийства самозванца 17 (27) мая 1606 году отреклась от прежних слов.

Затем царским преемником провозгласил себя Василий Шуйский, под чьим руководством расследовалась дело о смерти царевича. Тот же Шуйский признавал ранее Лжедмитрия настоящим сыном Грозного. Теперешняя его версия гласила: царевича приказал убить Годунов.

Несмотря на эти ухищрения, вскоре (тот же 1606 год) объявился Лжедмитрий II, именуемый еще Тушинским вором. А спустя 2 года Псков стал местом явления Лжедмитрия III, которого в народе называли Сидоркой или Псковским вором. Затем именем царевича Дмитрия воспользовался возглавивший восстание против власти Шуйского Иван Болотников. Он называл себя воеводой царевича.

Позже (1612-1613 годы) царевичем выдавал себя предводитель казачьего войска Иван Заруцкий, который являлся опекуном Марины Мнишек, вдовы первых 2-х Лжедмитриев, и ее сына Ивана, которого прозвали «воренок». Ребенка казнили в 1614 году. Больше Дмитрии в России не появлялись. Впоследствии поляк Фаустин Луба в Польше выдавал себя за сына Марины Мнишек.

Канонизация

Появление в 1606 году самозванца Лжедмитрия вынудило Василия Шуйского подтвердить гибель угличского Дмитрия – царского сына. С этой целью в Углич направилась комиссия во главе с митрополитом Филаретом.

При вскрытии могилы Димитрия присутствующие ощутили распространившееся благовоние. Обнаруженные мощи оказались не тронутыми тлением: в могиле находилось не поддавшееся разложению детское тело, в руке ребенка была горсть орехов. Правда, появились слухи, что в гроб подложили свежий труп специально убитого Филаретом ребенка, сына стрельца Романа.

Шествие с мощами торжественно направилось в Москву. По дороге процессию встретил царь Василий, окруженный свитой, и мать царевича инокиня Марфа. Увидев тело, Марфа не смогла вымолвить ни слова. Василий же царевича опознал сразу. Уже в Архангельском соборе, придя в себя, Марфа признала: в гробу – тело ее сына. Останки поместили в раку около места захоронения Ивана Грозного.

Вскоре разнеслись слухи о фактах исцеления больных возле гроба юного царевича. В Архангельский собор потянулись жаждущие избавиться от болезней. По городам разослали грамоту, составленную по царскому приказу, содержащую описания случившихся чудес.

К лику святых царевича Дмитрия причислили в 1606 году. С этого времени он становится особо почитаемым святым: «Поклонение его образу символизировало непрерывность московской державной политики. К тому же, в чреватое религиозным расколом время, отмеченное активными поисками истины и добра, “неповинное убиение” св. благоверного князя обретало смысл жертвоприношения за незыблемость духовных традиций: “прославляет убо Бог своих угодников, преподобных и богоносных отец наших и мучеников, и дает им противу трудов их и мучения мздовоздаяние и дар исцеления”» .

Житие
В конце 1606 года появляется первое жизнеописание святого, которое входит в Великие Четьи-Минеи Германа Тулупова. Здесь содержатся факты жизни и смерти царевича Дмитрия, близкие к содержанию первых повестей, а также повествование о переносе мощей святого в собор. Сохранились 2 варианта повести, вошедшей в Житие. Один – краткий, другой – более развернутый. Некоторые детали в них не совпадают. Многие списки Жития не содержат рассказа об обретении и переносе мощей царевича Дмитрия, но начинаются с предисловия и завершаются «Словом похвальным».

Еще одно Житие, созданное позже, вошло в Четьи-Минеи, составленные Иоанном Милютиным. В качестве главного источника информации здесь используются «Новый летописец» и первое Житие Дмитрия Ивановича. В древнерусской письменности был широко распространен текст именно этого жития.

Пространные Жития послужили основой для составления Проложного Жития святого, которое вошло в первое издание мартовского полугодия Пролога (М., 1643). С 1662 года в Прологе память перенесения мощей указывается под 3 июня.

Иконография
На надгробной иконе в Архангельском соборе Дмитрий изображен в развороте, он молится. В Калужском музее хранится ранний список иконы. Богатое царское одеяние, венец – обязательные атрибуты изображения царевича. Для икон с фронтальным изображением святого характерны круглый большой лик и несколько укороченные пропорции тела.

Специалисты утверждают, что распространение иконографии царевича Дмитрия было особо присуще строгановским вотчинам на Урале. Одной из самых ранних здесь считается подписная пелена, где упоминается имя Дмитрия Строганова. Создание пелены относят к 1651-1654 годам (Сольвычегодский историко-художественный музей).

Ранние иконы изображают в основном сцену убийства царевича. Позже иконография начинает отражать и картины жития святого. В разных музеях центральной России сохранились 12 икон, изображающие фрагменты жития Дмитрия в сопровождении фраз, принадлежащих «Новому летописцу». Протограф – «келейная» икона (начало ХVII века). Ее заказала Мария Шестова, бабка Михаила Федоровича Романова, которая, по указу Бориса Годунова, была пострижена в Чебоксарский Никольский девичий монастырь. Там она вскоре и умерла.

Почитание
Своей короткой, но значимой жизнью царевич Дмитрий особо почитаем православными. Считается, что святой покровительствует нуждающимся в заботе детям. Русская православная церковь и Российский детский фонд учредили в 1997 году Орден святого благоверного царевича Димитрия (по инициативе писателя Альберта Лиханова). Награда вручается тем, кто внес весомый вклад в дело попечительства о детях – сиротах, инвалидах, беспризорниках.

Кроме того:

  • в знак почитания царевича, на том месте, где произошло убийство, в 1630 году построили деревянную церковь Димитрия на крови, заменив ее в 1692 году каменной;
  • образ царевича, начиная с XVIII столетия, присутствует на городском гербе Углича. В 1999 году его изображение разместили и на городском флаге;
  • 20 мая 2015 года установили памятник Дмитрию Ивановичу в Угличе (должны открыть 28 мая 2015 года);
  • в день памяти святого Дмитрия (с 1906 года) чтят память русских моряков, ставших жертвами Цусимского сражения 14 (27) мая 1905 года - 15 (28) мая 1905 года;
  • каждый год 28 мая православные Углича отмечают День царевича Дмитрия.
  • Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин - властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.

    В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.

    Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

    После смерти Ивана Грозного осталось всего два представителя основной ветви Рюриковичей - слабый здоровьем Федор и младенец Дмитрий, к тому же рожденный в браке, который по церковным канонам считался незаконным.

    На матери царевича Дмитрия - Марии Федоровне Нагой - Иван IV женился за четыре года до смерти. Дмитрий родился в 1582 году, и ко времени смерти отца ему было всего полтора года. Воспитывали молодого царевича мать, многочисленная родня и обширный придворный штат.

    Дмитрий мог считаться незаконнорожденным и исключенным из числа претендентов на престол. Однако из опасения, что Дмитрий может стать центром, вокруг которого соберутся все недовольные правлением Федора Иоанновича, его вместе с матерью отправили в Углич. Формально Дмитрий получил этот город в удел, но реально мог распоряжаться только получаемыми с него доходами и фактически оказался в ссылке. Реальная власть в городе находилась в руках московских «служилых людей», и, в первую очередь, дьяка Михаила Битяговского.

    По официальной версии, 15 мая 1591 года царевич с дворовыми детьми играл в «тычку» «сваей» - перочинным ножом или заостренным четырехгранным гвоздем. Во время игры у него случился приступ эпилепсии, он случайно ударил себя «сваей» в горло и умер на руках у кормилицы. Однако мать царевича и ее брат Михаил Нагой стали распространять слухи, что Дмитрий был убит «служилыми людьми» по прямому приказу из Москвы. В Угличе тут же вспыхнуло восстание. «Служилые люди» Осип Волохов, Никита Качалов и Данила Битяговский, обвиненные в убийстве, были растерзаны толпой.

    Через четыре дня из Москвы была прислана следственная комиссия в составе митрополита Сарского и Подонского Геласия, боярина князя Василия Шуйского, окольничего Андрея Клешнина и дьяка Елизария Вылузгина.

    Из следственного дела вырисовывается следующая картина того, что произошло в Угличе в майские дни 1591 года. Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией. 12 мая, незадолго до трагического события, припадок повторился. 14 мая Дмитрию стало лучше и мать взяла его с собой в церковь, а, вернувшись, велела погулять во дворе. В субботу 15 мая царица опять ходила с сыном к обедне, а потом отпустила гулять во внутренний дворик дворца. С царевичем были мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова, постельница Марья Колобова и четверо сверстников Дмитрия, сыновья кормилицы и постельницы Петруша Колобов, Иван Красенский и Гриша Козловский. Дети играли в тычки. Во время игры у царевича начался очередной припадок эпилепсии.

    Множество угличан давало показания о последовавшей затем трагедии. Судя по протоколам допросов, все следствие велось публично .

    После распросов свидетелей комиссия пришла к однозначному выводу - смерть наступила от несчастного случая. Но слухи о насильственной смерти Дмитрия не утихли. Прямой наследник Ивана Грозного, пусть и незаконнорожденный, был конкурентом узурпатору Борису Годунову. Действительно, после смерти Федора Иоанновича тот de jure взял власть в свои руки. На Руси началось Смутное время, во время которого имя царевича Дмитрия стало прикрытием для множества самозванцев.

    В 1606 году Василий Шуйский, расследовавший дело об убийстве царевича Дмитрия, занял трон после убийства первого самозванца — Лжедмитрия I. Он поменял свое мнение относительно Углицкой трагедии, прямо заявив, что Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова. Эта версия оставалась официальной при династии Романовых. Из склепа в Угличе был извлечен гроб с телом царевича. Мощи его были обнаружены нетленными и помещены в Архангельском соборе в специальную раку около могилы Ивана Грозного. У раки тут же начали происходить многочисленные чудесные исцеления больных, и в том же году Дмитрий был причислен к лику святых. Почитание Дмитрия как святого сохраняется по сей день .

    В спасение Дмитрия верили (или хотя бы допускали эту возможность) крупный специалист по генеалогии и истории письменности Сергей Шереметев, профессор Петербургского университета Константин Бестужев-Рюмин, видный историк Иван Беляев. Книгу, специально посвященную обоснованию этой версии, выпустил известный журналист Алексей Суворин.

    Авторы, считавшие, что в 1605-1606 годах на русском престоле сидел подлинный Дмитрий, обращали внимание на то, что молодой царь вел себя поразительно уверенно для авантюриста-самозванца. Он, похоже, верил в свое царственное происхождение.

    Сторонники же самозванства Лжедмитрия подчеркивают, что, по данным следственного дела, царевич Дмитрий страдал эпилепсией. У Лжедмитрия же в течение длительного срока (от появления в Польше в 1601 году до смерти в 1606-м) не наблюдалось никаких симптомов этой болезни. Эпилепсию не удается излечивать и современной медицине. Однако даже без всякого лечения у больных эпилепсией могут наступать временные улучшения, тянущиеся иной раз годами и не сопровождающиеся припадками. Таким образом, отсутствие эпилептических припадков не противоречит возможности тождества Лжедмитрия и Дмитрия.

    Сторонники версии о том, что в Угличе был убит не царевич, а посторонний мальчик, обращают внимание на то, с какой легкостью мать царевича инокиня Марфа признала сына в Лжедмитрии. Кстати, еще до прихода самозванца в Москву, вызванная Годуновым, она по слухам, заявила, что верные люди сообщили ей о спасении сына. Известно также, что Лжедмитрий, объявляя князю Адаму Вишневецкому о своем царском происхождении, предъявил в качестве доказательства драгоценный крест, усыпанный бриллиантами. По этому же кресту мать якобы узнала в нем своего сына.

    До нас дошли и те грамоты самозванца, в которых он объявлял русским людям о своем спасении. В наиболее четкой форме эти объяснения сохранились в дневнике жены самозванца - Марины Мнишек. «При царевиче был доктор, - пишет Марина, - родом итальянец. Сведав о злом умысле, он... нашел мальчика, похожего на Дмитрия, и велел ему быть безотлучно при царевиче, даже спать на одной постели. Когда же мальчик засыпал, осторожный доктор переносил Дмитрия на другую постель. В результате был убит другой мальчик, а не Дмитрий, доктор же вывез Дмитрия из Углича и бежал с ним к Ледовитому океану». Однако русские источники не знают ни о каком враче-иностранце, жившем в Угличе.

    Важные соображения в пользу самозванства Лжедмитрия приводит немецкий ландскнехт Конрад Буссов. Неподалеку от Углича Буссов и немецкий купец Бернд Хопер разговорились с бывшим сторожем угличского дворца. Сторож сказал о Лжедмитрии: «Он был разумным государем, но сыном Грозного не был, ибо тот действительно убит 17 лет тому назад и давно истлел. Я видел его, лежащего мертвым на месте для игр».

    Все эти обстоятельства полностью разрушают легенду о тождестве Лжедмитрия и царевича Дмитрия. Остаются две версии: закололся сам и убит по наущению Бориса Годунова. Обе версии имеют сейчас сторонников в исторической науке.

    Материал подготовлен на основе открытых источников

    Ошеломительное произведение ювелирного искусства, своего рода древнерусская "маска Тутанхамона".

    Младший сын Ивана Грозного, как известно, загадочно погиб (в 1591 году), что позволило взойти на трон Годунову. Потом началась катавасия со Лжедмитрием. В мае 1606 года Лжедмитрия выкинули из окна кремлевского терема. Следующему царю Василию Шуйскому приходилось разбираться со Лжедмитрием II, который маячил на подступах к Москве аж до 1610 года. Чтобы подчеркнуть, что царевич-таки давно мёртв (а не сидит в Тушино), царь Василий Шуйский инициировал шумную пиар-историю про то, что невинно убиенное дитя Димитрий Иоаннович стал святым.

    Чтобы подтвердить гибель царевича, в Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Филарета (отца будущего царя Михаила Федоровича). Комиссия должна была удостоверить, что тело царевича на месте.

    Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице, по оппозиционным слухам, лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов, болтали, что это Филарет купил у некого стрельца его малолетнего сына, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия).

    Такие чудесные мощи оставлять в Угличе было нельзя: великолепный инфоповод же! Отвлечем страну от роста налогов и возможного дефолта. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой (царицйе Марией Нагой). Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, веско опознал царевича и повелел гроб закрыть.

    Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного — «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его».

    Современное местонахождение мощей царевича в соборе (ныне в основном пространстве, каменную сень с оградой соорудили позже). Иван Грозный с двумя старшими сыновьями погребен за алтарной преградой, и доступа к нему нет.

    Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Таким образом, с XVII века он становится одним из самых почитаемых русских святых.

    Почему я это рассказываю? Чтобы стало понятней, отчего эта вещь такая роскошная.

    На дальнем плане - крышка раки св. Кирилла Белозерского.

    Из династии Шуйских на русском троне задержались правителей ровно 1 шт., и на престол взошел первый Романов, Михаил Федорович. Сын того самого Филарета, который обрел останки царевича. Теперь он стал уже патриархом и, де-юре, главой государства при малолетнем сыне.

    Филарет не хуже предшественника понимал про пиар, поэтому история с почитанием царевича Димитрия продолжала разворачиваться. Более того, новая династия постоянно старалась подчеркивать свою связь с последними Рюриковичами, преемственность. Например, Михаил и его сын Алексей своих детей называли теми же именами, что Иван Грозный, тоже приказывали с них делать мерные иконы, ну и прочую всякую монархическую атрибутику поддерживали. Первые Романовы старательно подчеркивали, что в бедах Смутного времени они не виноваты, это все Годуновы и Шуйские, а их, Романовых, вообще и близко-то не было, они как раз покурить вышли.

    Поэтому в развитие культа рюриковича Димитрия продолжали активно вкладываться.

    В 1630 году по заказу царя Михаила Федоровича и был создан этот самый экспонат.

    Официально он называется Крышка раки царевича Димитрия
    и хранится в Оружейной палате, то есть является частью фондов Музеев Московского Кремля.

    Остальные части раки (гроба) не сохранились: их похитили во время Отечественной войны 1812 года. Удалось спасти вот только эту крышку, с изображением. На боковых сторонах, скорей всего, просто были узоры, как на той, где мощи Дмитрия лежат в наши дни.

    В Архангельском соборе мощи царевича находятся в другой раке, без этой крышки.


    Вид раскрытой современной раки в соборе изнутри.

    Вот описание крышки раки из каталога музея:

    Мастера Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова. 1628-1630 годы. Мастерские Московского Кремля.
    Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекло, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, канфарение, золочение, эмаль. 158,3 х 70,3.
    Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Реставрирована в 1985 году Н.И. Долговым. ММК. инв. МР-9989.

    "Крышка раки принадлежит к числу наиболее значительных творений мастеров-ювелиров Серебряной палаты Московского Кремля, выполненных под руководством одного из лучших ювелиров страны Гаврилы Овдокимова.

    На крышке помещена чеканная горельефная фигура юного царевича в нарядном облачении. Хотя изображение подчинено определенному канону, детское лицо царевича, мягко смоделированное, со слегка выпяченной нижней губой и широко открытыми глазами, создает впечатление известной портретности образа. Это произведение свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства русских чеканщиков XVII века".

    Это единственное фото, на котором мне удалось сфотографировать крышку "во весь рост". Увы, получилось расплывчато.

    Очень круто, что сохранились имена художников, которые сделали этот позолоченный "портрет".











    Вот он каков, наш "русский Тутанхамон", шедевр ювелирного искусства в жанре посмертного портрета!

    Загрузка...