musings.ru

Опыты со светом для детей. Солнечная лаборатория: интересные опыты и игры с солнцем

При этом природа предоставляет огромный плацдарм для исследований, поэтому чем-то заниматься дома не очень-то и хочется. А еще лето – прекрасная возможность познакомить ребенка с влиянием солнечного света на разные аспекты жизни человека, ведь летом солнце яркое, световой день длинный.

Которые мы вам предлагаем, не потребуют длительной подготовки и продолжительного пребывания в помещении, ведь многие из них можно проводить на улице. При этом они познакомят ребенка с такими явлениями, как:

  • Солнечные часы
  • Выгорание цвета на солнце
  • Температура черной и белой воды

Солнечные часы

Солнечные часы человечество использовало с древних времен. Первые упоминания о солнечных часах появились в Китае в 1100 г. до н.э. Существуют различные виды солнечных часов. Сегодня мы будем говорить об изготовлении классических горизонтальных солнечных часов. Для этого нам потребуется:

  • картон,
  • линейка,
  • циркуль,
  • транспортир,
  • канцелярский нож или ножницы,
  • компас.

Для начала чертим и вырезаем круг диаметром 36 см (если нет циркуля, обводим таз или миску подходящего размера). Проводим через центр линию так, чтобы у нас получилось два равных полукруга (рисуем диаметр). Разбиваем один из полукругов на 12 частей/секторов по 15 градусов. Каждый из секторов нумеруем слева направо цифрами: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1, 2, 3, 4, 5 – как показано на фото. Мы получили циферблат, именуемый кадраном.

Он отличается от привычного на , но объясняется это отличие довольно просто. Солнечные часы показывают время, исходя из перемещения солнца над горизонтом. За сутки оно описывает круг относительно Земли, за светлое время суток описывает полукруг, который мы и отразили на нашем циферблате.

Теперь делаем гномон. Гномон – это треугольник-стрелка, которая будет отбрасывать тень на циферблат и по краю этой тени мы будем определять время по солнечным часам. Итак, приступим. Отмеряем на картоне 16 см. Теперь с одной из сторон нужно отложить острый угол, равный географической широте вашего местонахождения (города). Например, для Запорожья – это 47 градусов, для Москвы – 55 градусов. Широту вашего города вы можете посмотреть на этом сайте .

На циферблате проводим линию, соединяющую центр часов и отметку 12. Прорезаем на этой линии отрезок равный 15 см от центра к границе круга и вставляем в него гномон перпендикулярно циферблату. Гномон вставляется основанием (16 см) вниз, так чтобы угол широты совпадал с центром часов. Если у вас недостаточно плотный картон, то гномон можно приклеить по этой же линии, отогнув 1-2 см у основания.

Наши солнечные часы готовы. Теперь выносим их на улицу в солнечную погоду и ориентируем гномон строго на север, так чтобы торчащий вверх уголок был направлен на полярную звезду (север). Время определяем по краю тени, которую отбрасывает гномон. На часах вы увидите солнечное время в вашем регионе. Оно может (и скорее всего, будет) отличаться от официального времени. У нас эта разница составляет около 45 минут.

Выгорание цвета на солнце

Для демонстрации этого явления, я предлагаю вам сделать некий трафарет. Мы взяли, оставшиеся после заготовки: елку и балерину. Прикрепили их к цветной бумаге и повесили на окно с солнечной стороны, чтобы солнышко могло сделать красивый рисунок на бумаге без нашего участия.

Через неделю мы трафареты аккуратно сняли и увидели изменения в цвете, которые произошли на цветной бумаге. К моему удивлению, изображение елки оказалось более четким и ярким, нежели цвет балерины, хотя красная краска обычно выгорает сильнее.

Выгорание цвета происходит из-за влияния ультрафиолетовых лучей, которые разрушают молекулы красителя, и пигмент теряет свой цвет. Чтобы этого не происходило, в чернила добавляют УФ добавки, которые поглощают часть ультрафиолетового спектра, тогда бумага выгорает меньше. Возможно, наша красная бумага и имела такой защитный фильтр.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Длина тени в разное время суток

Обратите внимание ребенка на то, как изменяется длина тени в разное время суток. Для наглядности предложите ребенку обрисовать его тень и измерить ее длину в разное время (в начале и в конце прогулки), а потом сравните ее длину с фактическим ростом ребенка. Вот что у нас получилась: рост 105 см, длина тени в 15.00 – 85 см, длина тени в 17.00 – 150 см. Обратите внимание ребенка и на изменение интенсивности тени.

Расскажите малышу, что длина тени зависит от местонахождения источника освещения (в нашем случае это солнце) и высоты самого объекта. Чем выше на небосклоне солнце, тем короче тень, и наоборот, чем ниже солнце, тем тень длиннее. Чтобы было понятнее, можете продемонстрировать образование тени с помощью настольной лампы и фонаря. Тогда ребенок сам сможет управлять источником света и менять длину тени. Если возраст вашего ребенка достиг 6-7 лет, то можете предложить ему задание: нарисовать тень от предмета, изображенного на рисунке в зависимости от расположения солнца/уличного фонаря. А в помощь ему будет этот мультфильм:

Добывание соли из морской воды

Знает ли ваш малыш, как получить соль из морской воды? А как образовалась одна из достопримечательностей Турции – Памукалле из солей (травертинов) 17 гейзеров, находящихся на территории объекта? Предлагаю провести следующий опыт. Для этого нам понадобится: соль, стакан и, при желании, краситель.

Возьмите морскую воду или подготовьте насыщенный раствор соли (мы для наглядности подкрасили раствор синим цветом) и поставьте его на подоконник под прямые солнечные лучи. Через какое-то время вода испарится, и на стенках стакана останется красивый осадок соли. Время испарения зависит от количества жидкости и температуры окружающей среды. У нас 50 мл испарилось за 5 жарких солнечных дней.

Дело в том, что испаряться, как и замерзать, может только чистая вода, а все растворенные в ней вещества выпадают в осадок.

Так случилось и в Памукалле, где бьют гейзеры с водой, насыщенной солями кальция. Вода на солнце испаряется, и на террасах остается красивое белое покрытие из солей и минералов. У вас с малышом получится подобное в стакане или миске.

Температура черной и прозрачной воды

Обращал ли ваш малыш внимание на то, что черные предметы на солнце нагреваются сильнее, чем белые? Предложите ему провести такой эксперимент. Наберите в 2 стакана воды из-под крана. В один из них добавьте черной краски и поставьте на 2 часа на солнце. После чего измерьте температуру в каждом стакане. Вот что у нас получилось: температура в стакане с прозрачной водой – 34,8 градусов, а в черном стакане – 37,8 градусов.

Почему? Дело в том, что черный цвет поглощает весь спектр света, не отражая его. А поскольку свет – это энергия, то черный цвет поглощает больше энергии и, соответственно, нагревается сильнее, в то время как другие цвета отражают часть спектра и нагреваются меньше.

Надеюсь, вам понравились наши опыты и эксперименты с солнечным светом и вы проведете некоторые из них со своими детьми. Веселого и познавательного вам лета!

Понравились летние опыты для детей с солнечным светом? Поделитесь со знакомыми, нажав на кнопочки социальных сетей внизу!

Картотека опытов и экспериметнов

по теме «Космос»

Опыт № 1 «Солнечная система»

Цель : объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование : желтая палочка, нитки, 9 шариков.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся ситема развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт №2 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.

Оборудование: большой мяч и бусина.

Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.

Опыт №3 «День и ночь»

Цель: оюъяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)

Опыт №4 «День и ночь «2»

Цель : объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.

Опыт №5 «Кто придумал лето?»

Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.

Оборудование: фонарик, глобус.

Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.

Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда бумажного человечка или фотографию ребенка. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание ребят на то, что каждые пол-оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт №6: «Затмение Солнца»

Цель: объяснить детям, почему бывает затмение Солнца.

Оборудование: Фонарик, глобус.

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как многие думают. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца.

Даа… Звучит непонятно… Нас выручат простые подручные средства. Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света – вот вам и черное Солнце… Все очень просто, оказывается.

Опыт №7 «Вращение Луны»

Цель : показать, что Луна вращается вокруг своей оси.

Оборудование: 2 листа бумаги, клейкая лента, фломастер.

Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту. Встаньте лицом к «Земле». Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.

Итоги: пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к «Земле». Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела. ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

Опыт №8 «Голубое небо»

Цель: установить, почему Землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Итоги : луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем голубее небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.

Опыт №9 «Далеко-близко»

Цель: установить, как расстояние отСолнца влияет на температуру воздуха.

Оборудование: 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр)

Итоги: ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энегрии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт №10 «Далеко ли до Луны?»

Цель: узнать, как можно измерить расстояние до Луны.

Оборудование : 2 плоских зеркальца, клейкая лента, стол, листок из блокнота, фонарик.

Склейте зеркала лентой так, чтобы они открывались и закрывались как книга. Поставьте зеркала на стол.

Прикрепите листок бумаги на груди. Положите фонарик на стол так, чтобы свет падал на одно из зеркал под углом.

Найдите для второго зеркала такое положение, чтобы оно отражало свет на листок бумаги у вас на груди.

Итоги: на бумаге появляется кольцо света.

ПОЧЕМУ? Свет сначала был отражен одним зеркалом на другое, а затем уже на бумажный экран. Ретрорефлектор, оставленный на Луне, составлен из зеркал, похожих на те, которые мы использовали в этом эксперименте. Измерив время, за которое посланный с Земли лазерный луч отразился в ретрорефлекторе, установленном на Луне, и вернулся на Землю, ученые и вычислили расстояние от Земли до Луны.

Опыт № 11 «Далекое свечение»

Цель: установить, почему сияет кольцо Юпитера.

Оборудование: фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками.

Итоги: луч света едва виден, пока в него не попадает порошок. Разлетевшиеся частицы талька начинают блестеть и световую дорожку можно рассмотреть.

ПОЧЕМУ? Свет нельзя увидеть, пока он не отразится от чего-нибудь и не попадет в ваши глаза. Частицы талька ведут себя так же, как и мелкие частицы, из которых состоит кольцо Юпитера: они отражают свет. Кольцо Юпитера находится в пятидесяти тысячах километров от облачного покрова планеты. Считается, что эти кольца состоят из вещества, попавшего туда с Ио, ближайшего из четырех спутников Юпитера. Ио – единственный известный нам спутник с действующими вулканами. Возможно,что кольцо Юпитера сформировалось из вулканического пепла.

Опыт № 12 «Дневные звезды»

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Итоги: дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другом стороны конверта, прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Опыт №13 «За горизонтом»

Цель: установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом.

Оборудование: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол, в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.

Оставшись в таком положении, уберите банку из поля своего зрения.

Итоги: вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

ПОЧЕМУ? Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а так же некоторое время после заката.

Опыт №14 «Звездные кольца»

Цель: установить, почему кажется, что звезды движутся по кругу.

Оборудование : ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги: на вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца.

ПОЧЕМУ? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя на кажется, что движутся звезды, движется вотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.

Опыт № 15 «Звездные часы»

Цель: узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу.

Оборудование: зонтик темного цвета, белок мелок.

Итоги: центр зонтика останется на одном месте, в то время, как звезды движутся вокруг.

ПОЧЕМУ? Звезды в созвездии Большой Медведицы соврешают кажущееся движение вокруг одной центральной звезды – Полярной – как стрелки на часах. На один оборот уходят одни сутки – 24 часа. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажетя, поскольку на самом деле вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа. Ось вращения Земли направлена к Полярной звезде и поэтому нам кажется, что звезды вращаются вокруг нее.


Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

«Суша под солнцем»

Ход урока
I. Организационный момент.

- Допишите слова:
Движение Земли вокруг Солнца происходит по слегка вытянутой орбите, имеющей форму… (эллипса). Полный оборот Земля совершает за… (365 суток). Круглый год ось Земли направлена в одну точку, нацеленную прямо на… (Полярную звезду) в созвездии… (Малая Медведица). Земля вращается с… (запада) на… (восток). Солнце один раз в году бывает в полдень в зените, это… (дни солнцестояний). 22 декабря - это… (зимнее солнцестояние). 21 марта - это…(весеннее равноденствие), 22 июня - это… (летнее солнцестояние). 23 сентября - это… (осеннее равноденствие).

II. Формирование новых знаний.
- Что происходит с телами при нагревании? (Они расширяются.)
- Что происходит при охлаждении? (Они сжимаются.)
- Что может произойти с предметом, если его нагревать и охлаждать? (Он может разломиться и разрушиться.)
- Когда хотят построить что-то прочное, из чего его делают? (Из камня.)
- Мосты, памятники делают из камня. Проходят года, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят. Но как ни прочны камни, они не вечны. Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается. От чего это происходит? (Это воздействие высокой и низкой температуры, дождя, снега, воды и ветра.)
- Могут ли разрушаться горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра? (Конечно, могут.)
- Что происходит в жаркую погоду? (Склон горы сильно нагревается.)
- Что происходит ночью? (Камень остывает.)
- Что происходит с частицами гор? (При нагревании частицы увеличиваются в объёме, а при охлаждении сжимаются, уменьшаются в объёме.)
- Эти расширения и сжатия очень невелики, но, сменяя друг друга не день или два, а сотни и тысячи лет, они уменьшают прочность горы. Появляются трещины. Во время дождей вода попадает в трещины, размывая их. Зимой вода замерзает, расширяя трещину. Гора начинает разрушаться.
- Рассмотрите фотографию Останца в учебнике (на с. 99). Это остаток когда-то крутой скалы в жаркой песчаной пустыне. Как вы думаете, почему от огромной скалы остался такой кусочек? (Много лет скалу раскаляло солнце, обдували ветры, а ночью она остывала. Перепады тепла и холода ослабляли связь между частицами вещества скалы, и она разрушалась.)
- Что произойдет дальше с Останцем? (Со временем он так и будет разрушаться и превратится в песок.)

Физкультминутка
III. Закрепление изученного.
- Послушайте рассказ одного путешественника. Он увидел на тихоокеанском острове, как островитяне «жарили гору».
Чтение рассказа в учебнике (на с. 99-100).
- Откуда они взяли такой способ? (Они наблюдали его в природе.)
- Какое свойство веществ они использовали? (Они использовали свойство расширения веществ при нагревании и свойство сжимания при охлаждении.)
- Давайте проведем еще один опыт. Ставим пустой металлический ковш на горелку. Сколько времени потребуется, чтобы нагрелся пустой ковш? (Несколько секунд.)
- Нальем теперь в холодный ковш стакан воды и поставим на горелку. Сколько теперь потребуется времени? (Несколько минут, так как в ковше вода.)
- Перельем горячую воду из ковша в стакан, но чтобы он не лопнул, нужно положить в него ложку.
- Что произойдет с ковшом? (Он через несколько минут станет холодным.)
- Что произойдет со стаканом, ложкой? (Его нельзя будет взять в руки, он, как и ложка, будет очень долго горячим.)
- Наблюдали ли вы подобное явление в природе?
- В жаркий летний день у реки какой песок и вода? (Песок очень горячий, а вода - прохладная.)
- что произойдет вечером? (Песок будет прохладный, а вода - теплая и приятная.)
- Почему так произошло, ведь и вода, и песок весь день грелись под одним солнцем и получили одинаковое количество тепла? (Твердые тела быстро нагреваются и быстро остывают, а жидкости долго нагреваются и долго остывают.)

IV. Итог урока.
- Что происходит с рельефом Земли под воздействием Солнца? (Он разрушается.)
- Как меняется рельеф местности под воздействием воды и воздуха? (Выветривание и работа текучих вод приводят к выравниванию земной поверхности, к выравниванию рельефа. Реки и горные потоки не только разрушают горы, но и создают обширные равнины.)

Домашнее задание: подготовить сообщение об извержениях вулканов и землетрясениях, происходящих на нашей Земле.

Астрономия в воспитании ребенка абсолютно незаменима. Неудивительно, что детей куда больше интересует звездное небо, чем их родителей. Ведь взрослым постоянно некогда, они заняты, у них проблемы и заботы. Но дети задают массу самых неожиданных вопросов и на них нужно отвечать. Любознательных мальчишек и девчонок уже интересует не только Земля, Луна и Солнце, но и другие планеты, галактики, кометы. Обеспокоенные родители задумываются: «С какого возраста можно начать разговаривать с ребенком о такой интересной науке, как астрономия?». Некоторые детишки уже в два-три года мечтают слетать на Луну. А другие в четыре года просят маму перед сном читать не веселые сказки и забавные истории, а вполне серьезную книгу «Вселенная». Но мы отвлеклись. Сегодня в этой статье мы хотим познакомить родителей с несколькими увлекательными опытами, которые однозначно понравятся вашим детям. И, как знать, может, благодаря именно этим экспериментам, ваш ребенок станет великим астрономом и не только слетает на Луну, но и откроет новую неизведанную планету.

Опыт День-ночь

Основная задача этого опыта заключается в том, чтобы рассказать ребенку, почему на нашей планете бывает день и ночь.

Для опыта нам понадобится всего лишь фонарь и глобус.

Как провести эксперимент:

  1. Заведите ребенка в комнату с выключенным светом и направьте луч фонарика на глобус. Объясните ему, что условно вы будете считать фонарик – Солнцем, а глобус – Землей. В тех местах Земли, куда попадают солнечные лучи (свет от фонаря) – светло, там день. А куда они не доходят – ночь, ведь там темно.
  2. А теперь поверните глобус, солнечный свет будет освещать другие районы земли. Найдите на глобусе свой край или город и попросите ребенка сделать так, чтобы в вашем городе наступил день, а потом ночь. Поинтересуйтесь у ребенка, какое время суток на границе света и темноты. Дети очень быстро сориентируются и скажут: «Либо ранее утро, либо вечер». Объясните ребенку, что в нашей Вселенной все планеты и звезды находятся в постоянном движении. Но они движутся не хаотично, а по заданной траектории. И наша планета Земля вращается вокруг своей оси. Это можно легко продемонстрировать на примере глобуса. На глобусе прекрасно видно, что земная ось слегка наклонена. Именно благодаря этому, на нашей планете есть полярная ночь и полярный день. Дайте ребенку глобус, пусть он самостоятельно, вращая его, поиграет в день-ночь.
  3. Освещая то одну, то другую часть глобуса, он сможет убедиться, что один полюс всегда темный, а другой светлый. В ходе эксперимента можно рассказать ребенку, как живут люди в условиях полярной ночи. Поверьте, ребенку будет очень интересно.
  4. А еще можно нарисовать на обычном листе бумаги контуры Северной Америки и Австралии. Вырезать их и наклеить на воздушный шарик. Но наклеить их так, как они в действительности расположены на нашей планете. Затем нужно привязать свободно шарик и посвятить фонариком на одну его сторону. Отпустить веревочку и дать шарику упасть. Но упасть с той высоты, с которой вырезалась бумага. А теперь медленно повернуть его. Старайся держать шарик так, чтобы в Австралии была полночь, а в Северной Америке рассвет. Демонстрируя этот космоса можно проще объяснить ребенку, что наша планета находится в постоянном движении. Люди, живущие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.

Как сделать солнечные часы – инструкция

Для создания солнечных часов приобретите:

  • Упаковку от CD.
  • Просвечивающийся компакт диск.
  • Клейкую бумагу.
  • Этикетки, предназначенные для CD.

Инструкция:

  1. На дно коробки, а точнее на ее внутреннюю поверхность, приклеить полукруг, на котором заранее отметить часовые пояса. При этом метка «0» должна располагаться четко горизонтально.
  2. Аккуратно вырезать серый сектор. Он находится на вставной части диска. Наклеить его на диск.
  3. Определить в коробке центр и просверлить в этом месте отверстие. Его диаметр должен быть приблизительно 2 мм.
  4. В отверстие закрепите гномон — небольшой гвоздик без шляпки. Подойдет и зубочистка. Закреплять по отношению к плоскости самого диска перпендикулярно. Гвоздик должен выступать на 20 мм в обе стороны.
  5. Затем компакт диск можно установить в держатель. Шкалу расположить под наклоном 90 градусов географической широты.
  6. Роль подставки может исполнять крышка от коробки. Ее нужно просто откинуть. Добиться нужного угла уклона можно, немного подрезав края коробки.
  7. Теперь солнечные часы необходимо сориентировать. Гвоздик направить на север. Естественно, верхняя часть шкалы будет направлена на южный полюс. Чтобы солнечные часы можно было использовать, нужно отметить на «карте» долготу своего города и эту метку совместить с номером часового пояса региона. Тень от гномона будет являться показателем поясного времени.

Как смоделировать затмение дома – эксперимент

Древние китайцы были уверены, что затмение – это результат того, что Дракон проглотил Солнце. В двадцать первом веке мы сами может устроить небольшое домашнее затмение. Чем мы хуже китайского Дракона.

Для этого эксперимента нам понадобятся: теннисный мячик, шарик для настольного тенниса и фонарик.

Инструкция:

  1. Теннисный мяч кладем на расстояние 60 см от фонарика, а между ними (посередине) положим шарик для настольного тенниса.
  2. Погасим в комнате свет.
  3. Включим фонарик и направим луч света на мяч, одновременно передвигая шарик вокруг мяча.
  4. А теперь представим, что теннисный мяч – это Земля, а теннисный шарик – это Луна. Естественно фонарик – это Солнце.
  5. Внимательно проследим, что будет происходить, когда шарик (Луна) будет проходить между фонариком и мячом, и когда он будет двигаться позади мяча (Земли).

Мы увидим модель настоящего затмения.

Микрокосмос в рюмке — опыт по астрономии

Для создания микрокосмоса в рюмке нам понадобятся : чистый медицинский спирт (водка не подойдет), рюмка 250 мм, вода, растительное масло любое, пипетка.

Инструкция:

  1. Наливаем 150 мм спирта в рюмку.
  2. В пипетку набираем масло и аккуратно капаем большую каплю в рюмку со спиртом.
  3. Капля масла сразу же опустится на дно рюмки.
  4. Посмотрите, как красиво выглядит капля – настоящий золотистый шар.
  5. В данном случае разные жидкости имеют разный удельный вес, именно поэтому они и не смешиваются.
  6. Почему масло выбрало форму шара? Просто потому, что это самая экономичная фигура. Спирт давит на масло со всех сторон, и масляный шар пребывает (в своего рода) невесомости.
  7. А теперь превратим наш шар не просто в лежащий на дне предмет, а в настоящую парящую планету. Для этого нам надо разбавить спирт водой. Но ее надо добавлять в рюмку постепенно крохотными порциями.
  8. Шар начнет отрываться от дна.
  9. Масло с водой и со спиртом не смешивается. Между ними всегда будет граница. А вот вода и спирт легко смешиваются. Жидкость в рюмке меняет свою плотность, и масляный шар начинает всплывать со дна.
  10. Результат этого будет просто потрясающим, если в воду заранее добавить пищевой краситель.
  11. А теперь можно дать ребенку пипетку и позволить самому добавить несколько «планет» в космическое пространство. Он может самостоятельно соединять несколько маленьких планет в одну большую, может разделять планету на несколько более мелких. Он может помешать палочкой в рюмке и создать новую планетарную систему.

Как сделать ракету из бутылки?

Этот опыт позволит смоделировать пневмогидравлическую модель ракеты, взлетающую под действием реактивной силы.

Для опыта понадобится обычная двухлитровая бутылка из пластика, насос, герметичная пробка, трубка для накачивания воздуха, ниппель, станина, крепление.

Инструкция:

  1. На станину (подставку из дерева) строго вертикально закрепляем трубку из пластика.
  2. Заполняем на 1/3 водой обычную пластиковую бутыль.
  3. Бутыль герметично устанавливаем на трубку.
  4. Заранее на низ трубки устанавливаем ниппель. Можно использовать велосипедный ниппель.
  5. Насосом, используя ниппель, в бутыль накачиваем Н2О.
  6. Благодаря воздуху, в верхней части бутыли создается давление.
  7. Н2О начинает выталкивать жидкость.
  8. Бутыль срывается со станины.
  9. Поток воды устремляется вниз, создавая при этом реактивную тягу. Именно она и поднимает бутыль вверх (в космос – шутка).

Смех, смехом, но ракета, изготовленная из бутыли, способно подниматься на высоту девятиэтажного дома. А сколько болельщиков соберется понаблюдать за запуском ракеты – сложно себе даже представить.

Канадец Стивен Ликок в свое время сказал, что астрономия учит нас беречь и правильно пользоваться не только Солнцем, но и всеми другими планетами.

А учиться любить, беречь и восхищаться нашей Вселенной нужно с самого раннего детства.

Исследовательский проект «Здравствуй, солнышко!»

МБДОУ детский сад №17, г. Орел


  • Образовательная область:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

  • Вид проекта: информационный, исследовательский, групповой.
  • Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
  • Участники проекта: дети и родители старшей группы «Б»

Актуальность проблемы:

Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце - центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.

С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.


Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).

Задачи проекта:

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;

Учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);

Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;

Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;

Познакомить с разными способами изображения солнца;

Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.


Ожидаемый результат:

Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.

Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.

Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.

У детей пополнен словарный запас по теме.

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
  • Выставка творческих работ «Мое солнышко».
  • Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
  • Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
  • Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.

Основной этап:

  • Наблюдение за солнцем в природе.
  • Беседа о значении солнца для человека и природы.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
  • Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
  • Опыты и эксперименты с солнцем.
  • Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
  • Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
  • Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
  • Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
  • Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
  • Подбор художественной литературы и мультфильмов.
  • Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».

  • Выводы.
  • Составление презентации проекта.

Теоретическая часть проекта

Пословицы и поговорки о солнце

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото - светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Худо лето, коли солнца нету.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

За ушко да на солнышко.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет - все поспеет.

Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.


Загадки про солнце

Алый шар с утра над крышей

Без него плачемся,

Погулять по небу вышел.

А как появится,

От него прячемся.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер - и пропал.

Что выше леса,

Где же шар теперь искать?

Краше света,

Подскажи мне, ветер!

Без огня горит?

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

Ты весь мир обогреваешь

Я всегда со светом дружен,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Если солнышко в окне,

А зовут тебя все...

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.


  • Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.
  • Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу - жди дождя и ветра.
  • Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
  • Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру.
  • Красные облака - к дождю. При полуденном ветре - к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
  • Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
  • Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.


Наблюдение за солнцем в природе.

Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).

Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).

2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).

3. На что солнце похоже? (На шар).

4. Какая сегодня погода? (Тёплая).

5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).

  • Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?


Опыты и эксперименты с солнцем.

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
  • Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
  • Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
  • Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Прогулка на тему:

«Здравствуй солнечный зайчик!»


Художественно-эстетическая деятельность.

«Рассвет солнца» (рисование),

«Солнышко лучистое» (лепка)

«Солнышко из ладошек» (аппликация).


  • Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
  • Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
  • Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
  • У детей пополнен словарный запас по теме.

Загрузка...