musings.ru

Использование океанов. Хозяйственная деятельность тихого океана Использование человеком тихого океана кратко

Географическое положение . Расположен во всех полушариях, площадь его - 178,62 млн. км 2 . Это самый глубокий океан на 3емле (средняя глубина его 3980 м, максимальная - 11 022 м). Ограничен Евразией, Австралией, Антарктидой, Северной и Южной Америкой. Берего вая линия сильно расчленена на западе и выровнена у американских берегов. Много архиделагов и островов.

Рельеф дна . 3начительная часть океана лежит на одной Тихоокеанской литосферной плите. По границам ее в местах взаимодействия этой плиты с другими литосферными плитами расположены сейсмические пояса - области землетрясений и извержений вулканов. Шельф океана невелик. На территории океана располагаются 25 из 35 глубоководных желобов, здесь располагается самый глубокий Марианский желоб (11 022 м). На юго-востоке океана располагается Восточно-Тихоокеанское поднятие, представляющее собой часть срединно-океанических хребтов.

Минеральные ресурсы . На американском и азиатском шельфах располагаются залежи нефти, в устьях рек - россыпные месторождения цветных и драгоценных металлов, в зоне подъема глубинных вод у тропических берегов Южной Америки залегают фосфориты. На дне океана найдены железо-марганцевые конкреции.

Климат . Тихий океан расположен во всех климатических поясах. При движении от экватора к полюсам температура понижается от 24°С (у экватора) до 0° (в районе Антарктиды).

На климат Тихого океана и прилегающих территорий большое влияние оказывают пассаты, господствующие в тропиках, и западные ветры, дующие в умеренных широтах. Летом с океана на сушу дуют переменные ветры - муссоны, оказывающие влияние на климат восточных берегов Евразии. Максимальное количество осадков на территории океана выпадает в западной части экваториального пояса (до 3000 мм), а минимальное - в восточной (около 100 мм). В западной части океана, которая находится под воздействием муссонов с их внезапными капризами, возникают тайфуны и ураганы.

Течения. Они в Тихом океане образуют два кольца. Северное - Северное Пассатное, Куросио, Северное Тихооке анское, Калифорнийское . Эти течения движутся по часовой стрелке. Южное кольцо включает в себя Южное Пас сатное, Восточно-Австралийское, Перуанское и течение 3а падных ветров . Это кольцо течений движется против часовой стрелки.

Водные массы . На территории Тихого океана присутствуют все типы водных масс, кроме арктических. Соленость вод этого океана гораздо меныпе, чем в Атлантическом океане. В высоких широтах, у Антарктиды до широты 40° встречаются айсберги.

0рганический мир . Теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. Вдоль восточных берегов Австралии протянулся Большой Барьер ный риф - самый крупный «хребет», созданный организмами. В северных водах обитают лосоеевые рыбы, крабы.

Название «Тихий» связано с именем Ф.Магеллана, совершавшего кругосветное путешествие и проплывавшего через Тихий океан при благоприятных погодных условиях. Сведения об этом океане были накоплены благодаря плаваниям Ф.Магеллана, Дж.Кука. Начало широкого его изучения было положено в XIX веке первой русской кругосветной экспедицией И.Ф.Крузенштерна. В настоящее время создана специальная международная служба по изучению Тихого океана.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту акваторию, значительную часть его составляют различные Моллюски, крабы, креветки, криль. В некоторых странах На Морском дне выращивают моллюсков, различные водоросли, которые используют в пищу. На шельфе Тихого океана ведут разработку россыпей металлов, нефти. Через этот океан проходят важные морские пути, протяженность этих трасс велика.

Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению вод океана и к истреблению некоторых видов животных. Так, в XVIII веке были истреблены морские коровы, на грани истребления находятся котики, киты. Большую опасность представляет загрязнение вод нефтью, отходами промышленности.

Население , живущее на островах Тихого океана, в основном принадлежит к экваториальной расе, но есть и пришлые народы. 3аняты они в основном земледелием, охотой, рыболовством.

Итак, Тихий океан - это самый древний, самый большой по площади и самый глубокий из всех океанов мира. Берега его отличаются высокой сейсмичностью. Именно в этом океане чаще всего зарождаются цунами и тайфуны. Хозяйственное значение его велико. Это действительно Велйкий океан.

Тема: «Тихий океан»

Цели: 1. Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы, хозяйственной деятельностью человека в океане.

2. Развивать умение работать в группе, анализировать, обобщать и систематизировать материал, умение работать самостоятельно. Систематизировать умение работать с картой, развивать речь, мышление учащихся.

3. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения слышать других. Прививать любовь к красоте природы океана, умение ее увидеть.

Оборудование:

1. Тексты с заданиями для учащихся, маркеры, ватманы.

2. Атласы, настенная карта мира.

3. Презентация к уроку.

4. Задачи для каждой группы, анкеты для учащихся.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Ребята, вы любите, когда к вам домой приходят гости?

Вот и сегодня к нам пришли гости. Сегодня на уроке мы все будем работать в группах по интересам. Каждая группа будет выполнять свое задание, и у наших гостей тоже есть задание, над которым они будут работать в течение сегодняшнего урока.

2. Стадия вызова

Сегодня мы с вами будем изучать географический объект, а какой, попробуйте определить сами.

Слайд 1.

1. Частью этого географического объекта является самое грязное море на Земле – Желтое.

2. К этому географическому объекту относится и самое глубокое море на Земле – Филиппинское.

3. Только в этом географическом объекте можно увидеть Большой Барьерный риф, построенный мелкими животными, причем он такой огромный, что его можно увидеть даже с Луны.


4. Именно здесь можно наблюдать самые гигантские разрушительные волны – цунами.

5. Этот географический объект настолько огромен по площади, что может уместить на себе всю сушу, да еще место останется.

Многие из вас, наверное, догадались, о каком географическом объекте идет речь. Тихий океан.

Слайд 2. (Картинка Тихого океана, звук моря, учитель читает текст:)

Красочен океан! В штиль зеркальная гладь воды, залитая ярким солнечным светом, выглядит белесой, особенно близ горизонта, который воспринимается нечетким и размытым. Но стоит слабому ветерку подернуть океан легкой рябью, как сразу появится и заиграет на нем сочная синева. Набежит на солнце облако, и вода потемнеет. Закроют небосвод тяжелые дождевые тучи – и океан станет под стать небу – серым и мрачным. Вечером, когда начинает заходить солнце, вода загорается багряным пламенем.

Проблемный вопрос урока:

Часто этот океан называют еще и Великим. И сегодня на уроке мы попробуем соотнести характерные особенности этого океана с его названиями, а также согласимся или не согласимся с названиями этого океана.

Так как мы уже изучили некоторые океаны, то предложите план изучения океана, основываясь на уже известных вам данных.

Слайд 3 (Кластер ФГП)

Тихий океан:

1. Какие материки омывает.

2. С какими океанами связан.

3. Расположен относительно:

экватора;

нулевого меридиана;

тропиков;

полярных кругов;

4. Климатические пояса

5. История исследования.

6. Рельеф.

7. Климат.

8. Органический мир.

9. Виды хоз-ной деят-ти.

Какие сведения можно получить, пользуясь только географической картой? (ученик отвечает у доски с показом на карте.)

Слайд 4:

1. Какие материки омывает:

Австралию

Антарктиду

Слайд 5.

2. С какими океанами связан:

Северным Ледовитым

Индийским

Атлантическим

Слайд 6.

3. Расположен относительно:

Экватора – С. п. и Ю. п.;

нулевого меридиана – З. п., В. п.;

тропиков – пересекают С. т., Ю. т.;

полярных кругов – пересекает Ю. п.к.;

Слайд 7.

4. Климатические пояса:

С. П. – все, кроме арктического

Ю. П. – все.

Слайд 8 (общий разветвленный кластер)

Посмотрите, как много мы уже сказали о Тихом океане, умея читать карту. Какие мы молодцы!

А как вы думаете, почему изучение любого объекта начинается с его географического положения?

3. Стадия реализации смысла (осмысление содержания)

Работа в группах по интересам.

Да, именно потому, что у вас еще не хватает знаний по этой теме, их вы будете добывать самостоятельно. Именно для этой цели на прошлом уроке вы разбились в группы по интересам, а некоторые из вас выбрали дополнительное задание опережающего характера. И сегодня на уроке вам предоставится возможность продемонстрировать классу результат вашей работы.

Распределение ролей в группе:

Обратите внимание, что у вас на столе на желтом листе написаны роли, в течение 30 секунд распределить их между собой.


Докладчик:

Координатор:

Секретарь:

SOS – директор: просит о помощи у учителя.

Бодрила:

Объяснение задачи: (написаны на листочке для каждой группы)

Итак, задача каждой группы заключается в следующем:

1. Каждый в группе знакомится с текстом, предложенным вашей группе, по ходу чтения делает для себя какие – то пометки.

2. Совместно с группой пробуют на ватмане с помощью маркеров составить свой кластер или план.

Есть вопросы?

Приступайте к работе.

Тексты для группы:

4 группа; Составляет сложный план по теме «Виды хозяйственной деятельности в океане.»

На берегах и островах Тихого океана расположе­но более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества.

Использование природных богатств океана на­чалось еще в древности. Здесь возникло несколь­ко центров мореплавания - в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.

Тихий океан играет важную роль в жизни мно­гих народов. Половина мирового улова рыбы при­ходится на этот океан. Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли , моллюсков. В неко­торых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарган-цевые руды. Через величайший океан нашей планеты проходят важ­ные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побе­режий материков.

Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие - морские коровы (вид ласто­ногих), открытые одним из участников экспедиции В. Бе­ринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее вре­мя их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяже­лыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.

Презентация каждой группой своей работы,

Прежде чем группы начнут свои презентации, я хочу вам напомнить, что целью нашего урока является:

Соотнести характерные особенности этого океана с его названиями, а также попробуем согласиться или не согласиться с названиями этого океана.

А для этого у каждой группы есть лист, который разделен на сектора «+» и «-». Слушая рассказы своих товарищей об океане, вы вписываете аргументы за или против этого названия.

А также вы можете задавать вопросы на уточнение или разъяснение материала.

4. Стадия размышления и рефлексии.

Итог работы: Настал кульминационный момент нашей с вами работы:

Давайте послушаем ваши аргументы в защиту или против названий «Тихий»

«Великий». Какая из групп готова начать свое выступление?

В нашем классе есть ребята, которые выбрали индивидуальное задание опережающего характера и сейчас они представят вашему вниманию результат своей работы, а мы одновременно закрепим уже нами изученный материал.

Работа с опорным конспектом «Тихий океан.»

Вопрос учителя:

В чем заключаются особенности Тихого океана?

Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало? Поразило?

А чтобы вы еще хотели узнать о Тихом океане?

Рефлексия.

(Анонимная анкета)

Для этого у каждого из вас есть оранжевые листы с вопросами, ответьте на них. Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ

1. Понравилось ли работать в группах?

Да Нет Не знаю

2. Понравилась ли тебе твоя роль в группе?

Да Нет Не знаю (и да, и нет)

3. Насколько ваша группа справилась с заданием?

Полностью.

Частично не выполнила.

Не справилась с заданием.

4. Оцени свою активность в работе группы.

Не очень активен.

Пассивен.

Спасибо вам за урок.

Когда вы будете уходить с урока, на дерево настроения прикрепите тот лист, который соответствует вашему сегодняшнему настроению на уроке

Роли для работы в группах:

Докладчик : выступает от имени группы, презентует результат вашей совместной работы.

Координатор : обеспечивает равное участие членов группы, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе.

Секретарь : записывает высказанные идеи и принятые решения.

SOS – директор: просит о помощи у учителя.

Бодрила: воодушевляет членов группы, подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия.

Роли для работы в группах:

Докладчик : выступает от имени группы, презентует результат вашей совместной работы.

Координатор : обеспечивает равное участие членов группы, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе.

Секретарь : записывает высказанные идеи и принятые решения.

SOS – директор: просит о помощи у учителя.

Бодрила: воодушевляет членов группы, подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия.

Роли для работы в группах:

Докладчик : выступает от имени группы, презентует результат вашей совместной работы.

Координатор : обеспечивает равное участие членов группы, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе.

Секретарь : записывает высказанные идеи и принятые решения.

SOS – директор: просит о помощи у учителя.

Бодрила: воодушевляет членов группы, подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия.

Роли для работы в группах:

Докладчик : выступает от имени группы, презентует результат вашей совместной работы.

Координатор : обеспечивает равное участие членов группы, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе.

Секретарь : записывает высказанные идеи и принятые решения.

SOS – директор: просит о помощи у учителя.

Бодрила: воодушевляет членов группы, подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия.

Задачи для 1 группы:

Составляет кластер по теме: «История исследования.»

3. Презентовать результат своей работы.

Время работы ограничено – 10 минут. Координатор обязательно следит за временем.

Задачи для 2 группы:

Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»

1. Каждый в группе знакомится с текстом, предложенным вашей группе, по ходу чтения делает для себя какие – то пометки, которые понадобятся при составлении кластера.

2. Совместно с группой на ватмане с помощью маркеров составляют свой кластер

3. Презентовать результат своей работы.

Время работы ограничено – 10 минут. Координатор обязательно следит за временем.

Задачи для 3 группы:

Составляет кластер по теме: «Климат Тихого океана.»

1. Каждый в группе знакомится с текстом, предложенным вашей группе, по ходу чтения делает для себя какие – то пометки, которые понадобятся при составлении кластера.

2. Совместно с группой на ватмане с помощью маркеров составляют свой кластер.

3. Презентовать результат своей работы.

Время работы ограничено – 10 минут. Координатор обязательно следит за временем.

Задачи для 4 группы:

Составляет сложный план по теме «Виды хозяйственной деятельности в океане.»

1. Каждый в группе знакомится с текстом, предложенным вашей группе, по ходу чтения делает для себя какие – то пометки, которые понадобятся при составлении плана.

2. Совместно с группой на ватмане с помощью маркеров составляют план.

3. Презентовать результат своей работы.

Время работы ограничено – 10 минут. Координатор обязательно следит за временем.

Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах.

Да Нет Не знаю

Да Нет Не знаю (и да, и нет)

Полностью.

Частично не выполнила.

Не справилась с заданием.

Был активен (старался везде поучаствовать).

Был активен большую часть времени.

Не очень активен.

Пассивен.

Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах.

Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ.

1. Понравилось ли работать в группах?

Да Нет Не знаю

2. Понравилась ли тебе твоя роль в группе?

Да Нет Не знаю (и да, и нет)

3. Насколько ваша группа справилась с заданием?

Полностью.

Частично не выполнила.

Не справилась с заданием.

4. Оцени свою активность в работе группы.

Был активен (старался везде поучаствовать).

Был активен большую часть времени.

Не очень активен.

Пассивен.

Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах.

Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ.

1. Понравилось ли работать в группах?

Да Нет Не знаю

2. Понравилась ли тебе твоя роль в группе?

Да Нет Не знаю (и да, и нет)

3. Насколько ваша группа справилась с заданием?

Полностью.

Частично не выполнила.

Не справилась с заданием.

4. Оцени свою активность в работе группы.

Был активен (старался везде поучаствовать).

Был активен большую часть времени.

Не очень активен.

Пассивен.

1 группа: Составляет кластер по теме: «История исследования.»

Многие на­роды, населяющие тихоокеанские берега и остро­ва, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проник­новения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Ко­рабли Ф. Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространст­во с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Ма­геллану назвать его Тихим океаном.

Много сведений о природе океана было получе­но во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством, ­ва, . В том же XIX в. комплексные исследования ве­лись на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Ти­хого океана занимается специальная междуна­родная организация.

1 группа: Составляет кластер по теме: «История исследования.»

Многие на­роды, населяющие тихоокеанские берега и остро­ва, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проник­новения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Ко­рабли Ф. Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространст­во с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Ма­геллану назвать его Тихим океаном.

Много сведений о природе океана было получе­но во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством, ­ва, . В том же XIX в. комплексные исследования ве­лись на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Ти­хого океана занимается специальная междуна­родная организация.

1 группа: Составляет кластер по теме: «История исследования.»

Многие на­роды, населяющие тихоокеанские берега и остро­ва, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проник­новения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Ко­рабли Ф. Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространст­во с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Ма­геллану назвать его Тихим океаном.

Много сведений о природе океана было получе­но во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством, ­ва, . В том же XIX в. комплексные исследования ве­лись на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Ти­хого океана занимается специальная междуна­родная организация.

1 группа: Составляет кластер по теме: «История исследования.»

Многие на­роды, населяющие тихоокеанские берега и остро­ва, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проник­новения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Ко­рабли Ф. Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространст­во с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Ма­геллану назвать его Тихим океаном.

Много сведений о природе океана было получе­но во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством, ­ва, . В том же XIX в. комплексные исследования ве­лись на судне «Витязь». Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Ти­хого океана занимается специальная междуна­родная организация.

2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые скло­ны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хреб­ты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глу­бокая Марианская впадина м).

2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые скло­ны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хреб­ты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глу­бокая Марианская впадина м).

2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые скло­ны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хреб­ты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глу­бокая Марианская впадина м).

2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые скло­ны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хреб­ты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глу­бокая Марианская впадина м).

2 группа: Составляет кластер по теме: «Рельеф Тихого океана.»

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые скло­ны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хреб­ты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое «Огненное кольцо» планеты и самая глу­бокая Марианская впадина м).

3 группа: Составляет кластер по теме: «Климат Тихого океана.»

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холод­ного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводны­ми хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Тихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка прихо­дит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы - тайфуны («тай­фун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преоб­ладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями кли­мата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяет­ся от -1 до +29 °С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

3 группа: Составляет кластер по теме: «Климат Тихого океана.»

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холод­ного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводны­ми хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Тихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка прихо­дит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы - тайфуны («тай­фун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преоб­ладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями кли­мата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяет­ся от -1 до +29 °С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

3 группа: Составляет кластер по теме: «Климат Тихого океана.»

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холод­ного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводны­ми хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Тихий океан - самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной - развиты муссоны. Зимой с материка прихо­дит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы - тайфуны («тай­фун» означает «сильный ветер»). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преоб­ладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями кли­мата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяет­ся от -1 до +29 °С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

3 группа: Составляет кластер

Считается, что первым человеком, посетившим Тихий океан на судне, был Магеллан . В 1520 г. он обогнул Южную Америку и увидел новые водные просторы. Так как за все время путешествия команда Магеллана не встретила ни одной бури, то новый океан назвали "Тихим ".

Но еще ранее в 1513 г. испанец Васко Нуньес де Бальбоа направился на юг из Колумбии в место, где, как ему сказали, находится богатая страна с большим морем. Достигнув океана конкистадор увидел бескрайнюю гладь воды, простирающуюся на запад, и назвал ее "Южным морем ".

Животный мир Тихого океана

Океан славиться богатейшей флорой и фауной. В нем обитает около 100 тыс. видов животных. Такого разнообразия нет ни в одном другом океане. Для примера, второй по площади океан - Атлантический , населен "всего лишь" 30 тыс. видов животных.


В Тихом океане есть несколько мест, где глубина превышает 10 км. Это знаменитая Марианская впадина , Филиппинский желоб и впадины Кермадек и Тонга. Ученые смогли описать 20 видов животных, обитающих на такой огромной глубине .

Половина всех морепродуктов, потребляемых человеком, вылавливается именно в Тихом океане. Среди 3 тыс. видов рыб промысел промышленного масштаба открыт на сельд, анчоусов , скумбрий, сардин и др.

Климат

Большая протяженность океана с севера на юг вполне логично объясняет разнообразие климатических зон - от экваториальных до антарктических. Самая обширная зона - экваториальная. В течении всего года температура здесь не опускается ниже 20 градусов. Колебания температуры в течение года настолько невелики, что можно смело говорить, что там всегда +25. Осадков выпадает много, более 3 000 мм. в год. Характерны очень частые циклоны.

Количество осадков больше, чем количество испаряющейся воды. Реки, которые приносят в океан ежегодно более 30 тыс. м³ пресной воды, делают поверхностные воды менее соленой, чем в других океанах.

Рельеф дна и острова Тихого океана

Рельеф дна чрезвычайно разнообразен. На востоке расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие , где рельеф относительно ровный. В центре расположены котловины и глубоководные желоба. Средняя глубина составляет 4 000 м., а местами превышает 7 км. Дно центра океана покрывает продукты вулканической деятельности с повышенным содержанием меди, никеля и кобальта. Толщина таких залежей на отдельных участках может составлять 3 км. Отсчет возраста этих пород начинается с юрского и мелового периода.

На дне находятся несколько длинных цепей подводных гор, образованные в результате действия вулканов: горы Императора , Луисвилл и Гавайские остова. В Тихом океане расположены около 25 000 островов . Это больше, чем во всех остальных океанах вместе взятых. Большинство из них расположены к югу от экватора.

Острова классифицируют на 4 типа:

  1. Континентальные острова . Очень тесно связаны с континентами. Включают в себя Новую Гвинею, острова Новой Зеландии и Филиппины;
  2. Высокие острова . Появились в результате извержений подводных вулканов. Многие из современных высоких островов имеют действующие вулканы. Например Бугенвиль, Гаваи и Соломоновы острова;
  3. Коралловые приподнятые атоллы ;

Последние два типа островов представляют собой огромные колонии коралловых полипов, формирующие коралловые рифы и острова .

  • Этот океан настолько огромен, что его максимальная ширина равна половине земного экватора, т.е. более 17 тыс. км.
  • Животный мир велик и разнообразен. Даже в настоящее время там регулярно обнаруживаются новые, неизвестные науке животные. Так, в 2005 г. группы ученых обнаружила около 1000 видов десятиногого рака, две с половиной тысячи моллюсков и более сотни ракообразных.
  • Самая глубокая точка на планете находится в Тихом океане в Марианской впадине . Ее глубина превышает 11 км.
  • Самая высокая гора в мире находится на Гавайских островах. Она называется Муана-Кеа и представляет из себя потухший вулкан . Высота от основания до вершины около 10 000 м.
  • На дне океана расположено Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо , представляющее из себя цепь вулканов , расположенных по периметру всего океана.

Тихий океан - самый большой и самый древний из всех океанов. Его площадь составляет 178,6 млн. |см 2 . Он может свободно вместить все материки и острова вместе взятые, поэтому его иногда называют Великим.

Теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. Вдоль восточных берегов Австралии протянулся Большой риф. Это самый крупный «хребет», созданный организмами.

Тихий океан самый глубокий. Средняя глубина его 3980 метров, а максимальная достигает 11022 м в Марианском желобе

В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту акваторию, значительную его часть составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В некоторых странах на морском дне выращивают моллюсков, различные водоросли и используют их в пищу. На шельфе ведут разработку россыпей металлов, у берегов полуострова Калифорния добывают нефть. Некоторые страны опресняют морскую воду и используют ее. Через Тихий океан проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережья материков.

Рельеф дна океана сложный. Шельф невелик, крупные поднятия и хребты делят дно на котловины. Глубоководные желоба лежат близ материков. Знаменитое "огненное кольцо" планеты окружает океан там, где Тихоокеанская плита взаимодействует с другими плитами.

Обширные пространства Тихого океана лежат во всех климатических поясах, кроме полярных. Над его просторами формируется несколько областей высокого и низкого давления, образуются ветры (пассаты, западные ветры умеренных широт), на северо-западе океана дуют муссоны. Нередко проносят тайфуны. От климата во многом зависят свойства водных масс. Температура поверхностных вод измеряется от -1 С (на севере) до +29 С (у экватора). Осадки над океаном преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

Течения океана – составная часть общей системы течений Мирового океана. Органический мир Тихого океана очень богат и разнообразен. на его долю приходится одна вторая всей массы живых организмов Мирового океана. В океане много видов водорослей, разнообразны рыбы (95% всех видов лососевых), здесь обитают киты, морские котики, сивучи, морсккие бобры (каланы) много безпозвоночных (осьминоги, кальмары и др.)

В тихом океане есть все природные пояса кроме северного, и каждый из них имеет свои особенности. На берегах океана расположено более 50 стран, в которых живет примерно половина человечества. Половина мирового улова рыбы приходится на Тихий океан. В некоторых странах из морской воды добывают соль и другие химические вещества, опресняют воду. На шельфе добывают нефть. Хорошо развито судоходство, особенно вдоль побережий материков. Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению океанских вод. Если так будет продолжаться дальше, может произойти непоправимая катастрофа. Во многих странах принимают действенные меры по охране природы океана.

В водах Тихого океана сосредоточено более половины живого вещества всего Мирового океана Земли. Это относится как к растениям, так и к животному населению. Органический мир в целом отличает видовое богатство, древность и высокая степень эндемизма.

Для фауны, насчитывающей в целом до 100 тыс. видов, характерны млекопитающие, обитающие главным образом в умеренных и высоких широтах. Массовое распространение имеет представитель зубатых китов - кашалот, из беззубых китов - несколько видов полосатых китов. Промысел их строго ограничен. Отдельные роды семейства ушастых тюленей (морские львы) и морские котики встречаются на юге и на севере океана. Северные котики - ценные пушные звери, промысел которых строго контролируется. В северных водах Тихого океана водятся также ставшие очень редкими сивуч (из ушастых тюленей) и морж, имеющий циркумполярный ареал, но ныне находящийся на грани исчезновения.

Очень богата фауна рыб. В тропических водах их насчитывается не менее 2000 видов, в северо-западных морях - около 800 видов. На долю Тихого океана приходится почти половина мирового улова рыбы. Главные районы промысла - северные и центральные части океана. Основные промысловые семейства - лососевые, сельдевые, тресковые, анчоусы и др.

Тихий океан. Фото: Christopher

Преобладающая масса живых организмов, населяющих Тихий океан (как и Другие части Мирового океана), приходится на беспозвоночных, которые обитают на различных уровнях океанских вод и на дне мелководий: это простейшие, кишечнополостные, членистоногие (крабы, креветки), моллюски (устрицы, кальмары, осьминоги), иглокожие и др. Они служат пищей для млекопитающих, рыб, морских птиц, но также составляют существенный компонент морских промыслов и являются объектами аквакультуры.

Тихий океан, благодаря высоким температурам его поверхностных вод в тропических широтах, особенно богат различными видами кораллов, в том числе обладающих известковым скелетом. Ни в одном из океанов нет больше такого обилия и разнообразия коралловых построек различных типов, как в Тихом.
Основу планктона составляют одноклеточные представители животного и растительного мира. В составе фитопланктона Тихого океана насчитывается почти 380 видов.

Наибольшее богатство органического мира характерно для районов, где наблюдается так называемый апвелинг (поднятие на поверхность глубинных вод, богатых минеральными веществами) или происходит перемешивание вод с различной температурой, что создает благоприятные условия для питания и развития фито- и зоопланктона, которым питаются рыбы и другие животные нектона. В Тихом океане районы апвелинга сосредоточены у побережий Перу и в зонах дивергенции в субтропических широтах, где находятся области интенсивного рыболовства и других промыслов.

На фоне обычных, ежегодно повторяющихся условий, для Тихого океана характерно явление, нарушающее привычный ритм циркуляционных и гидрологических процессов и не наблюдаемое в других частях Мирового океана. Оно проявляется с промежутками от 3 до 7 лет и влечет за собой нарушение привычных экологических условий в пределах межтропического пространства Тихого океана, оказывая влияние на жизнь живых организмов, включая и население прибрежных регионов суши. Заключается оно в следующем: в конце ноября или в декабре, т.е. незадолго до Рождества (почему явление получило народное название «Эль-Ниньо», что значит «Святой младенец»), по невыясненным до настоящего времени причинам происходит ослабление южного пассата и, следовательно, ослабление Южного Пассатного течения и притока относительно холодных вод к берегам Южной Америки и к западу от нее. Одновременно с северо-запада в сторону южного полушария начинают дуть обычно несвойственные этим широтам ветры, несущие на юго-восток относительно теплые воды, усиливающие Межпассатное противотечение. Этим нарушается явление апвелинга как в зоне внутритропической дивергенции, так и у берегов Южной Америки, что, в свою очередь, ведет к гибели планктона, а затем и питающихся им рыб и других животных.

Явление Эль-Ниньо регулярно наблюдается со второй половины XIX столетия. Установлено, что во многих случаях оно сопровождалось нарушением экологических условий не только в океане, но и на обширных участках прилегающей суши: аномальным увеличением осадков в засушливых регионах Южной Америки и, наоборот, засухами в островных и прибрежных районах Юго-Восточной Азии и Австралии. Особенно тяжелыми считаются последствия Эль-Ниньо 1982-1983 и 1997-1998 гг., когда это неблагоприятное явление продолжалось в течение нескольких месяцев.



Термин «Мировой океан», как часть гидросферы, ввел в науку известный океанограф Ю. М. Шокальский. Отдельные части Мирового океана, обособленные друг от друга материками и отличающиеся вследствие этого определенными природными особенностями и единством, называют океанами. Это Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны.

Океан играет большую роль в круговороте веществ и энергии на Земле. Между океаном, атмосферой и сушей происходит непрерывный круговорот воды. Океан находится в постоянном взаимодействии с атмосферой. Это огромный аккумулятор тепла и влаги. Мировой океан - кухня погоды и климата на Земле. Благодаря океанам на Земле сглаживаются резкие колебания температуры воздуха, происходит увлажнение суши.

Мировой океан обладает огромными природными ресурсами: биологическими, минеральными, энергетическими. Биологические ресурсы океана - это представители растительного и животного мира океана, имеющие промысловое значение. Мировой океан является богатейшим источником пищевых ресурсов: рыбы, морских животных, моллюсков (кальмары, мидии), ракообразных (крабы, креветки, криль), некоторых видов водорослей. Минеральные ресурсы океана - это минеральные богатства вод, шельфа и дна океана, используемые в промышленности и строительстве. Это - растворенные в воде химические вещества, нефть, газ, железомарганцевые конкреции, гравий, песок ракушечник и др. Перспективной для добычи нефти и газа является шельфовая зона Мирового океана (13 млн км 2). Основной ресурс Мирового океана - морская вода.

Энергетические ресурсы океана - это механическая и тепловая энергия вод Мирового океана. Более всего используется энергия приливов и отливов.

В океане расположено множество островов и групп островов. По происхождению выделяют материковые, вулканические и коралловые острова. Материковые острова - это участки суши, которые когда-то составляли одно целое с материками, но отделились от них в результате опускания суши (Мадагаскар, Новая Земля, Новая Гвинея, Великобритания). Самый большой по площади остров - Гренландия. Вулканические острова образовались в результате вулканических извержений на дне океанов и морей (Курильские, Гавайские). Коралловые острова создаются в результате жизнедеятельности морских организмов - коралловых полипов. Они обитают только в теплых водах с температурой примерно +20 °С, например Большой Барьерный риф у берегов Австралии.

Тихий океан

Основные вопросы. Чем определяются особенности природы Тихого океана? Какую роль играет Тихий океан в жизни людей?

Тихий океан самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из всех океанов. Его площадь составляет 178,68 млн км 2 (1 / 3 поверхности земного шара), на его просторах разместились бы все вместе взятые материки.

Ф. Магеллан осуществил кругосветное путешествие и первым исследовал Тихий океан. Его корабли ни разу не попали в шторм. Океан отдыхал от привычных буйств. Потому Ф. Магеллан ошибочно назвал его Тихим.

Географическое положение. Тихий океан расположен в Северном, Южном, Западном и Восточном полушариях и имеет вытянутую с северо-запада на юго-восток форму. (Определите по физической карте мира, какие материки омывает Тихий океан и в какой части он особенно широк.) В северной и западной частях Тихого океана выделяются окраинные моря (более 15) и заливы. Среди них Берингово, Охотское, Японское, Желтое моря приурочены к Евразии. На востоке береговая линия Америки ровная. (Покажите на физической карте моря Тихого океана.)

Рельеф дна Тихого океана сложный, средняя глубина около 4000 м. Тихий океан - единственный, который почти полностью расположен в границах одной литосферной плиты - Тихоокеанской. При ее взаимодействии с другими плитами образовались сейсмические зоны. С ними связаны частые извержения вулканов, землетрясения и - как следствие - возникновение цунами. (Приведите примеры, какими бедствиями оборачивается цунами для жителей приморских стран.) У берегов Евразии отмечается максимальная глубина Тихого и всего Мирового океана - Марианский желоб (10 994 м).

Для западной части Тихого океана характерны глубоководные желоба (Алеутский, КурилоКамчатский, Японский и др.). В Тихом океане расположены 25 из 35 глубоководных желобов Мирового океана глубиной более 5000 м.

Климат. Тихий океан - самый теплый океан на Земле. В низких широтах он достигает ширины 17 200 км, а с морями - 20 000 км. Средняя температура поверхностных вод составляет около +19 ¨С. Температура воды Тихого океана в экваториальных широтах в течение года составляет от +25 до +30 ¨С, на севере от +5 до +8 ¨С, а вблизи Антарктиды опускается ниже 0 ¨С. (В каких климатических поясах расположен океан?)

Размеры Тихого океана и максимальные температуры его поверхностных вод в тропических широтах создают условия для зарождения тропических циклонов или ураганов. Они сопровождаются ветрами разрушительной силы, ливнями. В начале XXI столетия отмечено увеличение повторяемости ураганов.

На формирование климата большое влияние оказывают преобладающие ветры. Это пассаты в тропических широтах, западные ветры - в умеренных широтах, муссоны - у берегов Евразии. Максимальное количество осадков в год (до 12 090 мм) выпадает на Гавайских островах, а минимальное (примерно 100 мм) - в восточных районах в тропических широтах. Распределение температур и осадков подчинено широтной географической зональности. Средняя соленость воды океана 34,6 ‰.

Течения. На формирование течений океана влияют система ветров, особенности рельефа дна, положение и очертания берегов. Самое мощное течение Мирового океана - холодное течение Западных Ветров.

Это единственное течение, которое огибает весь земной шар, перенося за год воды в 200 раз больше, чем все реки мира. Ветры, порождающие это течение - западный перенос, имеют необыкновенную силу, особенно в районе южной 40-й параллели. Эти широты называют «ревущие сороковые».

В Тихом океане существует мощная система течений, порождаемых пассатными ветрами Северного и Южного полушарий: Северное Пассатное и Южное Пассатное течения . В движении вод Тихого океана важную роль играет течение Куросио . (Изучите по карте направление течений.)

Периодически (через 4-7 лет) в Тихом океане возникает течение Эль-Ниньо («Святой младенец»), один из факторов глобального колебания климата. Причина его возникновения- понижение атмосферного давления на юге Тихого океана и повышение над Австралией и Индонезией. В этот период теплые воды устремляются на восток к побережью Южной Америки, где температура океанической воды становится аномально высокой. Это вызывает на побережье материка интенсивные ливни, крупные наводнения и оползни. А в Индонезии и в Австралии, наоборот, устанавливается засушливая погода.

Природные ресурсы и экологические проблемы. Тихий океан богат разнообразными минеральными ресурсами. В процессе геологического развития в шельфовой зоне океана сформировались залежи нефти и природного газа. (Изучите по карте размещение этих природных ресурсов.) На глубине более 3000 м найдены железомарганцевые конкреции с высоким содержанием марганца, никеля, меди, кобальта. Именно в Тихом океане залежи конкреций занимают самые значительные площади - более 16 млн км 2 . В океане обнаружены россыпи оловянных руд, фосфориты.

Конкреции - это образования округлой формы размером до 10 см. Конкреции представляют огромный резерв минерального сырья для развития металлургической промышленности в будущем.

В водах Тихого океана сосредоточено более половины живого вещества всего Мирового океана. Органический мир отличается видовым разнообразием. Животный мир в 3-4 раза богаче, чем в других океанах. Массовое распространение имеют представители китов: кашалот, усатый кит. Тюлени и морские котики встречаются на юге и на севере океана. Моржи обитают в северных водах, но находятся на грани исчезновения. Тысячи экзотических рыб и водорослей распространены на мелководьях у побережий.

На долю Тихого океана приходится почти половина мирового улова лосося, кеты, горбуши, тунца, сельди тихоокеанской. В северо-западной и северо-восточной частях океана вылавливается большое количество трески, палтуса, наваги, макроруса (рис. 42). Повсеместно в теплых широтах водятся акулы, скаты. В юго-западной части океана нерестятся тунцы, меч-рыбы, обитают сардины, путассу. Особенностью Тихого океана являются животные-гиган- Рис. 42. Основные промысловые рыбы ты: самый крупный двустворчатый моллюск тридакна (раковина до 2 м, вес свыше 200 кг), камчатский краб (до 1,8 м в длину), гигантские акулы (исполинская - до 15 м, китовая - до 18 м в длину) и др.

Тихий океан играет важную роль в жизни народов многих стран. На его побережье проживает около половины населения мира. Тихий океан по перевозкам занимает второе место в мире. Крупнейшие порты мира находятся на тихоокеан- ском побережье в России, Японии, Китае. В результате хозяйственной деятельности на значительной части его поверхности образовалась нефтяная пленка, которая приводит к гибели животных и растений. Нефтяные загрязнения наиболее распространены у азиатского побережья, где идет основная добыча нефти и проходят транспортные пути.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014

Загрузка...