musings.ru

Церковь николая чудотворца в плотниках. Церковь николая чудотворца, что в плотниках В Плотницкой слободе

Еще одна арбатская церковь, посвященная Святому Николаю, - "храм Николы Чудотворца в Плотниках" - стояла на Арбате на месте дома № 45, на углу Плотникова переулка.

По документам она известна с 1625 года, но упомянута эта церковь была как уже давно существующая. Изначально соорудили ее в своей слободе государевы плотники, своими силами и из привычного для плотницкого дела материала - из дерева. В конце Х VII в. она уже числилась каменной, в Х VIII в. и позже неоднократно перестраивалась и реконструировалась, но главный храм постройки 1700 года дожил до советских времен. Изящная колокольня, украшенная классическими колоннами, напоминала колокольни петербургских соборов. К тому времени ни стрелецких, ни ремесленных слобод на Арбате не осталось, и здешние места обживались преимущественно дворянством и представителями аристократических фамилий.
В Х VIII в. по соседству с храмом построил усадьбу Василий Стрешнев , камергер и сенатор. Когда первый царь из рода Романовых Михаил Федорович женился на Евдокии Стрешневой, захудалый род Стрешеневых быстро превратился в богатейших землевладельцев и влиятельнейших людей при Дворе. Василий Стрешнев, доживший до конца Х VIII в., до 1782 года, много жертвовал на храм в Плотниках, украшая его и обустраивая.


В 1807 году в приходе церкви Николы в Плотниках, в Кривоарбатском переулке поселась семья Пушкиных , проживавшая в Москве на съемных квартирах. Маленький Александр Сергеевич посещал этот храм вместе с родителями, исповедовался и причащался. В церковных исповедальных книгах были сделаны записи с его именем.
После пожара 1812 года храм восстановили - он обгорел, на разрушен не был.
С 1823 года в храме находилась высоко почитаемая верующими святыня - икона Балыкинской Богоматери.


Один из списков иконы Балыкинской Божьей Матери

В этом же храме Николай Васильевич Гоголь* в качестве крестного отца участвовал в церемонии крещения сына известного философа-славянофила Алексея Хомякова** , маленького Николая.

В начале ХХ века церковь Николы в Полтниках была самой небогатой из арбатских храмов. Многие жители улицы и окрестностей предпочитали более роскошный храм Николы Явленного или уютные церквушки арбатских переулков. К приходу было приписано всего 30 домов, а прихожанами являлись представители творческой интеллигенции, во множестве проживавшие в этом районе, отставные военные, небогатые купцы... И тогда священник Иосиф Иванович Фудель, религиозный философ и публицист, служивший до того тюремным священником в Бутырках, попросил, чтобы его перевели в церковь Николы в Плотниках. В сан священника отец Иосиф был рукоположен по благословению старца Амвросия Оптинского.


Иосиф Иванович Фудель

Ему удалось развернуть большую благотворительную работу - церковь взяла под свое попечение бедных людей из прихода, собирала пожертвования для сирот и больных, оказывала существенную помощь голодающим Поволжья, когда там разразился очередной неурожай. Даже скромные пожертвования, собранные вместе, давали средства для практической работы.
В годы Перовой мировой войны при церкви был создан лазарет, лечение в котором прошли 222 раненых.


Выпуск "Приходского вестника" от 1908 года с призывом проявить милосердие к детям, больным эпилепсией.

Священник на собственные средства издавал "Приходской вестник" - богословско-информационный журнал, который распространялся по домам прихожан. В нем помимо других новостей прихода можно было узнать о благотворительных акциях и принять в них посильное участие.
После 1917 года церковь продолжала быть прибежищем для арбатских "осколков старого мира", которым здесь старались помочь. Священник И.И. Фудель скончался в 1918 году от "испанки" - тяжелой формы гриппа, свирепствовавшей в объятой Гражданской войной России. Настоятелем храма стал протоиерей Владимир Воробьев, которого вскоре арестовали. До 1925 года он находился в заключении, а службы в церкви вел иеромонах Варлаам. Судьба обоих священнослужителей сложилась трагически.
Отец Владимир был повторно репрессирован и погиб в заключении в 1940 году.
Иеромонах Варлаам был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне и ныне причислен к лику святых . Неоднократно подвергался репрессиям и сын Иосифа Фуделя Сергей.


Вид из Плотникова переулка на Никольскую церковь и Арбат, начало ХХ века

Жители Арбата по-прежнему тянулись к храму Николы в Плотниках. Журналисту Н. Зарудину*** , поселившемуся на Арбате в середине 1920-х годов, вспоминались "нищий, стоящий у Николо-Плотницкой церкви в любые морозы и слякоти, два года подряд, в офицерской шинели, книжный развал у былой церковной ограды, букинист на одном костыле..." (очерк "Стар ина Арбат" ). Букинист-инвалид - это известный собиратель московского фольклора Евгений Баранов **** , автор книги "Московские легенды" , живший на Арбате и подрабатывавший торговлей подержанными книгами у Николы в Плотниках.
Художник Михаил Нестеров , поселившийся в 1920-х годах в Сивцевом Вражке и ставший прихожанином этой церкви, подарил ей "Распятие", специально написанное им для Николы в Плотниках...

В начале 1930-х годов в Москве началось массовое уничтожение церквей. 10 апреля 1931 года Президиум Моссовета обратился во ВЦИК с просьбой разрешить закрыть и снести церковь как "находящуюся на участке, отведенном для жилищного строительства" . Разрешение, естественно, было получено. Церковь в 1932 году снесли и на ее месте вырос престижный жилой дом с первым в Москве магазином "Диета", пользовавшимся у москвичей огромной популярностью. В 1990-х годах он был закрыт, а его помещения поочередно занимали различные рестораны и кафе.

Улица Арбат, дом № 45, построенный на месте снесенного храма Николы в Плотниках

Дом, возведенный по проекту архитектора Л. Полякова , сам по себе интересен и улицу он не испортил, но неужели для его возведения непременно нужно было уничтожить памятник архитектуры рубежа 17-18 веков, с которым так много связано в нашей истории? Неужели другого места не нашлось?
Рядом с домом № 45, на выходе из Плотникова переулка, в 2002 году был установлен памятник Булату Окуджаве (скульптор Георгий Франгулян ). С именем поэта связан соседний дом № 43.
В начале двадцатых в Москву был командирован с Кавказа Шалва Окуджава. Его направили учиться в Институт красной профессуры. После рождения в 1924 году сына Булата, Шалва Окуджава получил ордер на две маленьких комнаты в коммуналке на Арбате, в бывшей квартире фабриканта Каминского. По тем временам это было большой роскошью.
Самые ранние жизненные впечатления Булата Шалвовича связаны с этим домом. В одном из своих интервью он рассказывал: "Для меня это та самая родина, о которой говорят. Место где я рос, воспитывался. Где было много друзей, знакомых, родственников. Я никогда не утверждал: Арбат - самое лучшее место на земле, но для меня оно прекрасно".
Здесь Окуджава сформировался как личность, как художник, как человек. Профессионально писать стихи он стал позже, и прославился позже, но его слава - прежде всего слава певца Арбата, по которому Окуджава, "арбатский эмигрант", тосковал всю жизнь.
В 1937 году родители Булата были арестованы, отца по ложному обвинению расстреляли, мать оказалась в Карагандинском лагере, вернуться откуда ей удалось только в 1955 году. Для арбатских мест такое развитие событий было не редким. "Это одно из отчетливых воспоминаний детства , - вспоминал Булат Окуджава, - почти каждое утро во дворе недосчитывались кого-то, многих выхватывали..." ***
В 1940 году подростку пришлось перебраться к родственникам в Тбилиси, а в 1942 году семнадцатилетний Окуджава ушел на фронт и после короткой учебы попал на службу в минометный дивизион...


Памятник Булату Окуджаве
Автор снимка: akadaha_z.

Еще одна старинная арбатская церковь Святого Николая - "Николы Чудотворца на Песках" находилась чуть в стороне от Арбата, в Большом Николопесковском переулке , носившем в советское время название улицы Вахтангова.

Продолжение следует.
Примечания Р. Г. :

Эта улица – одна из главных достопримечательностей Москвы. Считается, что она одна из немногих сохранила свой исторический облик. Но мало кто знает, сколько храмов здесь уничтожили.

На месте церкви – «Ленинка»

Свой путь мы начнем почти от стен московского Кремля. На пересечении Моховой улицы и Воздвиженки (которая когда-то считалась частью Арбата), там, где ныне возвышается комплекс зданий Российской государственной библиотеки, стояла удивительной красоты шатровая церковь, освященная в честь великомученицы Ирины. Это был домовый храм боярина Стрешнева, известный с 1629 года. После наполеоновского нашествия его упразднили, а в здании устроили квартиры, сдававшиеся внаем. Позднее все усадебные постройки передали в ведение Министерства иностранных дел, и после научной реставрации старинного храма в нем возобновились богослужения. Вскоре после прихода большевиков к власти церковь вновь закрыли, а в начале 1930-х снесли в связи с началом строительства библиотеки.

Здесь венчался Салтыков-Щедрин

Пройдем чуть далее по Воздвиженке в сторону Арбатской площади и остановимся у подземного переход рядом с Военторгом. Обратите внимание на небольшой пустырь среди исторической застройки – когда-то здесь находился вход в один из старейших монастырей столицы – Крестовоздвиженский, который и дал название этой части улицы. По преданию, его основал князь Ховрин на своем дворе в XV–XVI веках. Главный Крестовоздвиженский храм известен со времен Ивана Грозного (тогда он еще был деревянным). При Петре I обитель украсил новый каменный собор в стиле барокко. После нашествия французов разграбленный монастырь более не возродился, а его главный храм стал приходским. В этих святых стенах М.Е. Салтыков-Щедрин венчался с Елизаветой Болдиной. В 1934 году величественный храм был разрушен богоборческой властью. До 1979 года еще сохранялись монастырские ворота, однако вскоре и они были утрачены из-за строительства подземного перехода.

Где молился Иван Грозный

Выйдя на Арбатскую площадь, подойдите к небольшому памятному знакучасовне. Его установили в 1995 году в память о разрушенной Борисоглебской церкви, которая стояла ранее в том месте, где ныне находится подземный переход рядом с кинотеатром «Художественный». Первый каменный храм здесь появился в 1527 году. Иван Грозный очень любил эту церковь и часто молился в ней. Когда здание пришло в ветхость, на его месте по проекту архитектора Карла Бланка возвели новый храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего. Он достоял до 1930 года…

В 1997 году правительство Москвы решило восстановить церковь, но не на историческом месте и по иному проекту. 6 августа того же года торжественное освящение часовни совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Изначально Арбатской улицей называли нынешнюю Воздвиженку, но потом Арбатом стали именовать часть Смоленской дороги между Смоленскими и Арбатскими воротами.

У Арбатских ворот

Совсем близко от предыдущего храма, на месте наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Филевской линии до 1934 года стояла Тихоновская церковь, что у Арбатских ворот. Первый храм тут появился в 1689 году. Он имел два придела – Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца. В середине следующего столетия храм расширили и в новой его части устроили придел в честь Воскресения Словущего. Во время наполеоновского нашествия храм разграбили. Однако уже в следующем году Тихоновскую церковь освятили вновь, и она обрела трехъярусную колокольню (ее точная копия сохранилась у храма Николая Чудотворца на Щепном дворе, что в Первом Смоленском переулке).

Пешеходы твои –
люди невеликие,
каблуками стучат –
по делам спешат.

Никола Явленный

Осмотрев Арбатскую площадь, мы направляемся на старый Арбат и между домами 14 и 16 вновь видим прерывание исторической застройки улицы. Дело в том, что вплоть до 1931 года здесь находилась одна из красивейших церквей Москвы – храм Николы Явленного, что на Арбате. Основание его приписывают самому Борису Годунову. Он был воздвигнут в 1593 году и стал первым каменным храмом на Арбате. Называли его «Новою Прощей» или «Явленным». Рядом находилась Покровская церковь, на месте которой позже появилась часовня, впоследствии ставшая приделом Никольской церкви (при очередной реконструкции). Еще через некоторое время храм обрел придел Ахтырской иконы Божией Матери. Эту икону приходу пожертвовала императрица Елизавета. В XIX веке в церкви была устроена новая трапезная, а затем освятили придел святителя Митрофания Воронежского. После сноса на месте храма планировали построить поликлинику Наркомата обороны, однако святое место и по сей день пустует. Относительно недавно священника Никольского храма Василия Соколова причислили к лику святых, память его совершается 13 мая.

В Плотницкой слободе

Далее наш путь лежит к пятиэтажному серому зданию под номером 45. На его месте плоть до 1932 года находился еще один Никольский храм. Первая деревянная церковь тут появилась в 1625 году, когда в этом уголке столицы располагалась Плотницкая царская слобода. Позднее был выстроен каменный одноглавый храм. Среди прихожан были семьи Пушкиных и Хомяковых. В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева.

Ты течешь, как река.
Странное название!
И прозрачен асфальт,
как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты – мое призвание.
Ты – и радость моя,
и моя беда.

Трагически сложилась судьба и этого храма при Советской власти. В 1929 году его закрыли, а позже снесли, чтобы на его месте возвести жилой дом – многим москвичам это здание знакомо по магазину «Диета».

Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый

Череду арбатских святынь замыкал храм Живоначальной Троицы, который стоял на углу Арбата и Денежного переулка. Церковь возвели мастера монетного двора и стрельцы, жившие в этой части улицы. В 1650 году первый деревянный храм сменил каменный, возведенный стараниями стрельцов полковника Леонтьева. Уже в первой половине следующего столетия по проекту И.Ф. Мичурина построили новое здание, которое в свою очередь пережило еще не одну реконструкцию. Среди его прихожан были семья Александра Пушкина, Андрей Белый и Сергей Рахманинов.

От любови твоей
вовсе не излечишься,
сорок тысяч других
мостовых любя.

Троицкая церковь разделила судьбу других арбатских храмов и была снесена в 1931 году. На ее месте вырос дом Общества пролетарского туризма и экскурсий, который впоследствии встроили в северное крыло высотного здания МИДа.

Даниил Силенко

За что славянофила Хомякова выставляли из храма, и где причащался маленький Саша Пушкин

До революции знаменитый Арбат неофициально именовался улицей святого Николая. Конечно же, не случайно: когда-то здесь возвышались целых три храма в честь святителя Николая – на Песках, в Плотниках и Никола Явленный. В 1930-х годах все они были уничтожены. Вспомним связанные с ними удивительные истории.

Никола Явленный: тут молился отец Гоголя
Храм, названный в честь чудотворной иконы святителя Николая, которая «явилась» сама собой, числился приходской церковью стрельцов и располагался в центре их слободы. Рядом находилась полковая изба – штаб, где хранились казна и знамена. Именно здесь заседало стрелецкое начальство и оглашались царские грамоты.

Михаил Гермашев. Улица Арбат (снимок 1912–1913 гг.) Хорошо видна надвратная колокольня церкви Николы Явленного, снесенной в 1931 году, и ампирный особняк Оболенских-Трубецких, разрушенный немецкой бомбой в 1941 году

Сюда любила приезжать императрица Елизавета Петровна. Она подарила приходу список иконы Богоматери Ахтырской. Сегодня эта икона находится в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) в Филипповском переулке. В царствование Екатерины II эта церковь стала местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и дикие злодеяния. Когда французы в 1812 году захватили Москву, маршал Мюрат остановил свою конницу именно здесь, возле храма, и ждал донесений лазутчиков, побежавших к Кремлю. Это место упоминает в своем романе «Война и мир» Лев Толстой. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату, Пьер Безухов разрабатывал план покушения на «супостата», остановившись на паперти храма.

Прихожанами Николы Явленного были отец Николая Гоголя писатель Василий Гоголь-Яновский († 1825) и философ-славянофил Алексей Хомяков. Хомяков был настолько пламенным и увлеченным спорщиком, что иногда не мог удержаться от обсуждения богословских проблем во время богослужения, за что священник выгонял его на крыльцо. Но и там он продолжал спорить со своими друзьями о разнице католичества и Православия, а также на другие философские темы.

Колокольня храма считалась одной из самых красивых в Москве. Историк архитектуры Иван Машков называл ее «верхом изящества и вкуса», с «изумительным, скульптурным шатровым верхом, … царскою шапкою большого наряда». В 1931 году храм взорвали. От колокольни остался фундамент начала XVII века (сейчас это нижняя часть стены).

Где стоял: На Арбат выходила надвратная колокольня храма. Располагалась она между не сохранившимся домом во владении № 14 и домом № 16.

Никола в Плотниках: своды кафе «Му-му»
В документах 1625 года эта церковь упоминается как давно существующая. Украшенная классическими колоннами изящная колокольня напоминала звонницы петербургских соборов. Неподалеку, в Кривоарбатском переулке, жила семья Пушкина. Маленький Александр Сергеевич посещал этот храм вместе с родителями, исповедовался тут и причащался. В церковных исповедальных книгах сохранились записи с его именем. В этом же храме Николай Гоголь крестил сына философа Алексея Хомякова – маленького Николая. Еще один прихожанин этот храма – художник Михаил Нестеров, подаривший специально написанное для Николы в Плотниках «Распятие».

Известен последний настоятель церкви Николая в Плотниках – протоиерей Иосиф Фудель. Многие годы он издавал за собственный счет религиозно-философский журнал, который назывался очень просто: «Приходской листок». В нем публиковались как практические указания по церковной жизни, так и весьма серьезные дискуссии богословского характера.

В 1932 году храм снесли, и на его месте вырос престижный жилой дом с магазином «Диета». Селили сюда сотрудников НКВД и литераторов. Своды храма сохранились. Сегодня мы их можем увидеть в подвальном этаже кафе «Му-му».

Где стоял: На месте нынешнего жилого дома № 45/24.

Никола на Песках: откуда есть пошла копеечная свеча

Один из самых древних московских храмов. Москвовед И.К. Кондратьев писал: «Архитектура храма отличается древностью и оригинальностью» Длительное время считалось, что именно в этой церкви в 1493 году начался пожар, от которого сгорела вся Москва. С тех пор появилась пословица: «От копеечной свечи Москва сгорела». Рассказывая об этом страшном событии, летописцы впервые упомянули топоним Арбат.

В этом храме отпевали композитора Андрея Скрябина, жившего напротив в 11-м доме. В 1920-х годах здесь служил священник Николай Бруни – художник, поэт, музыкант, знаменитый спортсмен, авиатор времен Первой мировой войны.

После революции церковный участок вместе со старым кладбищем передали под застройку кооперативу «Энергетик». Когда церковь ломали, обнаружили скрытые поздними переделками стены первой каменной постройки 1657 года. Однако это не остановило разрушителей, и в 1932 году храм был уничтожен.

Где стоял : На месте современного 6-го дома по Малому Николопесковскому переулку

Кстати!
МИКОЛИНА УЛИЦА
Одним из первых воспел Арбат Андрей Белый. Во втором томе своих мемуаров «Начало века» он посвятил улице целую главу. По существу, это ностальгически-лирический гимн – чуть ли не каждому ее дому и церкви, ее насельникам и гостям: «Сам Арбат – что, коли не Миколина улица?» «Микола – патрон, потому что он видел Арбат».

Анастасия Чернова
Опубликовано: май, 2017 г.

Снесён советскими властями в 1932 году

Впервые упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников».

В 1670-1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. «Каменный Никола с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе“, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета дворцовых слобод». Трёхъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, Св. Троицы - в 1700, придел Балыкинской Божией Матери - в середине XIX века).

В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707-1782) - государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор.

В начале 1807 года в Кривоарбатском переулке, как раз в приходе храма Николы в Плотниках, поселилась семья Пушкиных, и маленький Саша был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. Чуть позже среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа Алексея Хомякова (1804-1860), хотя духовником самого Алексея Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного на углу и Серебряного переулка, стоявшего неподалеку, на другой стороне , где ранее проживали Хомяковы по адресу , дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: «Узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у неё всегда было парное молоко». В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крёстным отцом которого стал Николай Васильевич Гоголь.

В начале ХХ века церковь Николая в Плотниках на Арбате представляла собой маленький и бедный приход: весь приход храма Св. Николая Чудотворца в Плотниках составлял 30 домов, населенных главным образом купцами и интеллигенцией. Туда, в этот приход, получил распределение, причем по собственному почину, протоиерей и общественный деятель Иосиф Иванович Фудель (1865-1918), до того служивший священником в Бутырской тюрьме; он был религиозный писатель и публицист, подготовил к изданию собрание сочинений выдающегося русского мыслителя Константина Леонтьева. Отец Иосиф сделал очень много для помощи своим прихожанам, собирая пожертвования для бедных своего прихода и помогая другим, в том числе принимал участие в помощи для голодающих Поволжья. В 1908 году Иосиф начал совершенно новое дело для приходской жизни в России - издание своими силами и средствами журнала «Приходский вестник» - журнал издавался в 1908-1912 и 1914-1915 гг., рассылался по квартирам всем прихожанам церкви и отражал разные стороны жизни прихода. Горячо откликнулся о. Иосиф Фудель на помощь раненым в Первой мировой войне - 8 сентября 1914 года при церкви Николы в Плотниках открылся лазарет. За два года войны в лазарете при церкви лечились 222 человека. После Октябрьского переворота сын Иосифа Ивановича Фуделя, Сергей Иосифович, тоже религиозный публицист, неоднократно арестовывался, а его сын Николай Сергеевич Фудель стал автором нескольких исторических романов, работая под псевдонимом Плотников (в честь Плотникова переулка, где провел детство в квартире деда), заведовал филологической кафедрой в МИСиСе

После Октябрьского переворота настоятелем храма был протоиерей Владимир Воробьёв. Вскоре священник был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил святой Варлаам (Никольский) (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы.

С 1927 года близ Николы в Плотниках жил русский живописец М. В. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы

Некоторое время прихожанином и даже алтарником церкви был известный механик Н. Н. Бухгольц

В 1929 храм закрыт, а потом в 1932 году снесён. Протоиерей Владимир Воробьев погиб в 1940 году в заключении.

Церковь. Утрачена.
Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Балыкинской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: Между 1692 и 1700.
Год утраты: 1930
Архитектор: 1903: Бетелев Л. П. (колокольня)
Адрес:Адрес: Москва, ул. Арбат,
Координаты: 55.74825, 37.588099

Впервые церковь упоминается в документах 1625 года. Соорудили её жители небольшой слободы «государевых плотников». История её такова. После Смутного времени и сожжения Москва начала заново строиться; выросла нужда в плотниках - даже новому государю, первому Романову негде было толком поселиться в Кремле. На Арбате появилась обширная слобода дворцовых плотников, они и выстроили деревянную церковь Николая Чудотворца, постепенно получившую прозвание Плотницкой (в Плотниках).

В 1670-1677 годах церковь была перестроена в каменную одноглавую. Каменный Никола с главным Троицким престолом был построен в по грамоте патриарха Иоакима и значился „в Плотнической слободе”, что свидетельствует в пользу версии о плотниках, живших тут в пик расцвета арбатских дворцовых слобод. Трехъярусная колокольня датирована 1771 годом. За годы существования к церкви неоднократно пристраивались престолы, трапезные и приделы (придел Николая Чудотворца выстроен в 1692 году, придел Балыкинской Божией Матери - в середине XIX века). В XVIII веке у церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева (1707-1782) - государственного деятеля, камергера, сенатора, одного из родственников Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича; сразу по свадьбе захудалый род Стрешневых вошел в фавор. См. Фотографию церкви Николы в Плотниках 1882 года.

Этот храм помнил маленького А. С. Пушкина. В начале 1807 года семья будущего поэта жила в Кривоарбатском переулке, в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг.

Среди прихожан Николы в Плотниках была семья славянофильского философа А. С. Хомякова (1804-1860), хотя духовником самого А. С. Хомякова остался отец Павел Беневоленский из храма Николы Явленного (у Серебряного переулка), стоявшего неподалеку, на другой стороне Арбата, где ранее проживали Хомяковы по адресу Арбат, дом 23; тем не менее остальные члены его семьи при перемене адреса предпочли ходить поближе, к Николе в Плотниках, причем даже подружились с её священником: узнав, что жена священника больна чахоткой, Хомяковы подарили ей упитанную корову, чтобы у нее всегда было парное молоко. В этом же храме был крещён сын Хомяковых, Николай, крестным отцом которого стал Гоголь.

В годы революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьёв, дед современного священника Владимира Воробьёва, нынешнего ректора Свято-Тихоновского богословского института. Вскоре он был арестован. Пока он находился под арестом, в Никольско-Плотниковом храме служил иеромонах Варлаам (в 1937 году расстрелянный на Бутовском полигоне; причислен к лику святых, память 20 февраля). Однако в марте 1925 года Владимир Воробьев был освобожден из тюрьмы. С 1927 года близ Николы в Плотниках жил М. Н. Нестеров, ставший его прихожанином; художник подарил в храм Распятие своей работы. Некоторое время прихожанин и даже алтарником храма был известный механик Н. Н. Бухгольц. В 1929 храм закрыт, а в 1932 году снесён. Протоиерей Владимир Воробьёв погиб в 1940 году в заключении.

На месте храма в 1935 году возвели жилой дом .

Николая, святителя, в Плотниках церковь (уничтожена).

В Плотниковом переулке, названном по находившейся здесь дворцовой слободе плотников, на углу с улицей Арбат стояла приходская церковь святителя Николая. По ней и переулок до 1922 г. назывался Никольским. Рядом расположен другой переулок – Кривоарбатский, который идет от Арбата и круто, почти на 90 градусов, меняет свое направление. Раньше он назывался и просто Кривым, и Кривоникольским, тоже по церкви Николая в Плотниках, находившейся невдалеке.

Застройка в районе Арбата формировалась уже с древнейших времен. В XVI веке находившиеся здесь дворы были взяты царем Иваном IV Грозным в опричнину, и, может быть, к этому времени относится расположение здесь некоторых казенных слобод. В районе современного Большого Афанасьевского переулка – слобода иконописцев, у Сивцева Вражка – дворцовая царицына слобода, на южной стороне Арбата, в районе Кривоарбатского переулка – слобода казенных плотников. Историк Москвы М.И. Александрович выдвинул другое объяснение появление на Арбате слободы плотников. Согласно его розысканиям слобода плотников была создана царем Михаилом Федоровичем, который, восстанавливая Москву после Смутного времени, собрал плотников из разных мест и поселил их в районе Арбата. Выстроенная ими деревянная церковь известна с 1625 г. Она много раз горела, и впоследствии ее заменили каменной, построенной в два приема. На престол святителя Николая антиминс выдали 6 мая 1692 г. (к этому же времени относится и трапезная). 3 мая 1700 г. выдали антиминс на главную церковь Святой Троицы. Трапезную 1692 г. разобрали в 1852 г. В 1852–1856 гг. на средства Анны Александровны Небольсиной возвели новую трапезную с приделами святителя Николая и Балыкинской иконы Божией Матери – образа, пожертвованного Варварой Семеновной Ждановой и находившегося в храме с 1823 г. Первоначальную колокольню заменили новой трехъярусной в 1853 г. Церковь обновлялась в 1897 г.

Основной объем храма отличался внешней ясностью и относительной простотой. Гладкая поверхность стены контрастировала со сложным карнизом, отличавшимся большой пластичностью форм. Углы были обработаны колоннами в форме так называемой «дудки». Большие окна имели роскошные наличники «московского стиля». Сложно профилированные и раскрепованные фронтончики наличников своей верхней частью, балясиной, врезаются в карниз и прерывают ритмичный бег его рисунка. Фронтончики опирались на тонкие колонки с дыньками. Карниз представлял собой три «ленты» разного рисунка: нижний ряд – углубленный поребрик, средний – своеобразные пятиугольные ниши с вогнутыми верхними сторонами, в центре каждой такой ниши – выступающий прямоугольный камень; третья «лента» карниза – многоуступчатая горизонтальная тяга, имеющая сложный профиль. Карниз охватывал по периметру весь храм, как бы нависая над плоскостью стены. Двухъярусный восьмигранный барабан нес небольшую изящную луковичную главку.

Высокая четырехгранная трехъярусная классическая колокольня являлась вертикальной доминантой этого небольшого ансамбля. Ярусы звона имели полуциркульные пролеты, каждый ярус отделялся от другого раскрепованным карнизом, выносы которого соответствовали обрамляющим углы полуколоннам. Нижний ярус имел спаренные полуколонны тосканского ордера, средний – ионического, третий верхний ярус имел по одной полуколонне коринфского ордера на каждой стороне. Таким образом, нижний и средний ярусы имели по четыре полуколонны на каждом углу, что зрительно усиливало мощность устоев. По мере повышения ярусов происходит облегчение угловых частей и расширение пролетов. Колокольня приобрела прозрачность, легкость и стройность. На каждой стороне нижнего яруса имелись небольшие фронтончики, под ними – «триглифно-метопные» фризы. Каждая пара полуколонн располагалась на общем широком пьедестале, разделенном по горизонтали на две части – более широкую нижнюю и узкую верхнюю. Пьедестал продолжал стену и имел вынос под полуколоннами. На широкой части пьедестала между средним и верхним ярусами, под каждой коринфской полуколонной располагались прямоугольные филенки. Также каждой паре полуколонн соответствовала раскреповка антаблемента и карниза. Колокольня имела вытянутый сомкнутый купол, который, вероятно после обновления в 1897 г., приобрел более покатые очертания. На нем располагался узкий барабан, который нес изящную луковичную главку с крестом. Четкое и уравновешенное вертикальное и горизонтальное членение всех частей колокольни создавало ясный, спокойный архитектурный образ.

В трапезной, так же, как и в главном храме, стремились к сопоставлению глади стены и прихотливого криволинейного и пластичного решения деталей: наличников, карнизов. Большие окна имели наличники сложных криволинейных очертаний, с раскреповками, опирающиеся на тонкие колонки. В карнизе уже нет такого разнообразия форм, он представлял собой ясно профилированную горизонтальную тягу, также охватывающую все здание по периметру. Углы трапезной обработаны в форме пилястр без капителей. В общем, все формы трапезной отличались большей сухостью. В конце XIX века и трапезная, и главный храм имели покрытие на четыре ската. Известно, что эта церковь изображена на картине В.Д. Поленова «Московский дворик» на дальнем плане.

Храм разрушили в 1932 г. На его месте в 1935 г. был построен архитектором Л.М. Поляковым шестиэтажный жилой дом (Арбат, дом № 43), в котором в советское время располагался магазин «Диета», а ныне – кафе «Му-Му». На месте входа в церковь установлен памятник Б.Ш. Окуджаве (2001 г.).

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

Загрузка...