musings.ru

Леонтий (Стасевич), православный святой. Первосвятитель и чудотворец ростовский Мощи и почитание


Святые Православной церкви до святителя Леонтия — это, в основном, святые Киевской Руси. Леонтий Ростовский - это первый христианский святой той земли, которую мы сейчас называем Россией. Именно Леонтий положил начало православию на землях Ростово-Суздальской земли, и многих святых дала эта благословенная мерянская земля в последующие века ...

В «Летописи ростовских архиереев» сказано, что святитель Леонтий Ростовский, бывший одним из первых ростовских епископов, прибыл в Ростов около 1051 года. В Ростовской земле, населенной в то время не познавшими еще русского крещения чудскими племенами - мерей и вепсами, святитель Леонтий встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников — епископов Феодора и Илариона. Князь Борис Владимирович, много помогавший святителям в распространении христианства в среде финнов, был убит еще в 1015 г., и, приехав на свою Ростовскую кафедру, святитель Леонтий оказался одиноким борцом. Он поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клириков. Сохранились послания его к ним.

Невзирая на постоянную опасность, свт. Леонтий ревностно обращал ко Христу мерянское население.

Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Он привлекал их к себе, угощая кутьей, то есть вареной пшеницей с медом, и в то же время обучал их началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое Крещение.

По некоторым сведениям Леонтий кроме греческого языка хорошо знал мерянский язык и переводил на него христианские тексты.

Но неприязнь местного населения к просветителю росла. В 1073 г. он был убит язычниками по указанию арбуев (волхвов).

Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 г. храм сгорел, и, по повелению князя Андрея Боголюбского, в 1162 г. на месте прежнего был заложен каменный собор. 23 мая 1164 г. при копании рвов обнаружили нетленные мощи, их переложили в каменный гроб и поместили в церкви Иоанна Богослова.

В 1170 г., когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб перенесли в этот храм. Когда в смутное время литва похитила гробницу святителя (1609 г.), его мощи успели положить под спуд в том же храме, у южной стены придела во имя его.

Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия.

Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой и великим равноапостольным князем Владимиром.

Память его празднуется 23 мая в день обретения мощей и в тот же день вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых.

Чудотворения Леонтия


В древних рукописных житиях святого Леонтия описано много чудотворений. Вот важнейшие из них:

1) Вскоре по открытии мощей, в праздник святого Леонтия, соборный пономарь, отворив церковь к утрене, нашел все свечи зажженными и увидел святителя, восставшего из гроба и молящегося с поднятыми к небу руками.

2) Один из клириков погасил свечу у гроба святителя, за что был наказан расслаблением всего тела, глухотой и немотой, но впоследствии был исцелен у раки святого Леонтия.

3) Князь Ростовский Иван Александрович (скончался в 1400 году) три раза исцелился по предстательству святого Леонтия: два раза во младенчестве от глазной болезни и третий раз, уже женатый, от "огневицы”.

4) При великом князе Иоанне и при архиепископе Трифоне (1462 - 1477гг.) свирепствовала "короста”, от которой больные гнили и умирали: у раки святого Леонтия многие из них получали исцеление.

5) При том же архиепископе Захария, слуга князя; спорил с клиром об участке земли. "Обычай издавна бе и у прежних епископов, яко егда с кем спорное слово о земли, то священника с Леонтиевым крестом на размежевание Ростовский кремль посылают”. Так поступили и теперь. Захария нашел свидетелей лжи и с их помощью завладел участком. Но лишь только засеял он похищенный участок, как начал кричать, что та земля стоит над ним облаком и засыпает ему глаза. Ослепшего в раскаянии привели к раке чудотворца, и когда архиепископ отслужил молебен святому Леонтию, Захария стал здоров.


Единственная во всем мире, вылитая из золота, рака святителя была похищена литвой в 1609 году и с того времени мощи великого святителя почивают под спудом в южном пределе Ростовского Успенского собора. В том же соборе находится небольшая икона Спаса на Убрусе, весьма древнейшего византийского письма. Народное предание почитает ее келейною св. Леонтия.

Леонтий Ростовский - один из самых чтимых у нас в России. Не случайно именно в день памяти Леонтия Ростовского с 1964 года церковь чтит всех Ростовских и Ярославских святых.

Сохранился еще один источник све­дений о епископе - краткое упоминание в Патерике Киевского Печерского монастыря (20-е годы XIII века). Удивительно, но свидетельства этих двух источников резко противоречат друг другу.

Согласно Житию, Леонтий родился в Царьграде (Константи­нополе), столице Византийской империи , откуда и был отправлен в Ростов . Однако из послания епископа Владимирского Си­мона , одного из авторов Киево-Печерского патерика,

известно , что святой был пострижеником Киево-Печерской обители и, следовательно, русским. Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика : дело в том, что Житие святого Леонтия было создано, вероятно, по инициативе князя Андрея Юрьевича Боголюбского , который именно в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева; следователь­но, можно полагать, что автор Жития, называя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии . Неизвестно и то, когда именно Леонтий стал ростовским епископом. Житие называет его предшественников на ростовской кафедре - Феодора и Илариона. Однако оба они, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, бежали из Ростова.
Леонтий первым стал утверждать новую веру в крае, насе­ленном славянскими и финно-угорскими племенами. Вероятнее всего, речь идет о 60-х или 70-х годах XI века. (Ранее этого времени христианство получило распространение только среди при­ближенных князя.) Житие сообщает, что Леонтий хорошо знал мерянский язык (меря - финно-угорское племя, жившее на территории Ростовского края). По-видимому, он выучил его, готовясь к пастырскому служению в Ростове.

О проповеди христианства среди язычников Житие рассказывает так. «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице , Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Это, однако, вызвало гнев местных жителей: «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Тогда произошло чудо. Епископ и все бывшие с ним священники облачились в ризы и вышли с крестами навстречу толпе. «И, увидев его, упали все замертво. Но святой своей молитвой cделал всех здоровыми, и научил верить в Христа, и крестил их в Святую Троицу».

Житие рассказывает, что вскоре после этого, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит сви­детельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи склонны больше доверять печерскому автору. Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского восстания, охватившего Северо-Восточную Русь около 1074 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Во всяком случае, умер Леонтий до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ Исайя.

Мощи святого Леонтия (как и его преемника Исаии) были открыты в 1164 году при постройке в Ростове Успенского собора . Первоначально была заложена небольшая церковь, рассказывает Житие . «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот, при копа­нии рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому , пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в земле его такового сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. С этого времени начинается широкое прославление Леонтия Ростовского во всей Северо-Восточной Руси.

Церковь празднует память святого 23 мая (5 июня), в день обретения мощей.

Свя-тые му-че-ни-ки Леон-тий, Ипа-тий и Фе-о-дул бы-ли рим-ски-ми во-и-на-ми. Свя-той му-че-ник Леон-тий, грек по про-ис-хож-де-нию, в прав-ле-ние Вес-па-си-а-на (70-79) слу-жил во-е-на-чаль-ни-ком в им-пе-ра-тор-ских вой-сках в фини-кий-ском го-ро-де Три-по-ли. Хри-сти-а-нин Леон-тий от-ли-чал-ся храб-ро-стью и бла-го-ра-зу-ми-ем, к нему с глу-бо-ким ува-же-ни-ем от-но-си-лись во-и-ны и граж-дане Три-по-ли за его доб-ро-де-те-ли.

Им-пе-ра-тор на-зна-чил рим-ско-го се-на-то-ра Адри-а-на пра-ви-те-лем Фини-кий-ской об-ла-сти с пол-но-мо-чи-я-ми пре-сле-до-вать хри-сти-ан и в слу-чае от-ка-за при-не-сти жерт-вы рим-ским бо-же-ствам пре-да-вать их му-че-нию и смер-ти. По до-ро-ге в Фини-кию Адри-а-ну до-нес-ли, что свя-той Леон-тий от-вра-тил мно-гих от по-кло-не-ния язы-че-ским бо-гам. Пра-ви-тель по-слал три-бу-на Ипа-тия с от-ря-дом во-и-нов в Три-по-ли, чтобы най-ти и за-дер-жать хри-сти-а-ни-на Леон-тия. По до-ро-ге три-бун Ипа-тий силь-но за-бо-лел и, на-хо-дясь при смер-ти, уви-дел во сне Ан-ге-ла, ко-то-рый ска-зал: "Ес-ли хо-чешь быть здо-ро-вым, воз-зо-ви три-жды вме-сте со сво-и-ми во-и-на-ми: „Бог Леон-тия, по-мо-ги мне“". От-крыв гла-за, Ипа-тий уви-дел Ан-ге-ла и ска-зал: "Я по-слан за-дер-жать Леон-тия, как же я при-зо-ву его Бо-га?" В это вре-мя Ан-гел стал неви-дим. Ипа-тий рас-ска-зал во-и-нам, в чис-ле ко-то-рых был и его друг Фе-о-дул, о сво-ем сне, все они вме-сте три-жды при-зва-ли на по-мощь Бо-га, Имя Ко-то-ро-го ис-по-ве-дал свя-той Леон-тий. Ипа-тий сра-зу ис-це-лил-ся ко все-об-щей ра-до-сти во-и-нов, и толь-ко Фе-о-дул си-дел в сто-роне, раз-мыш-ляя о чу-де. Ду-ша его про-ник-лась лю-бо-вью к Бо-гу, и он уго-во-рил Ипа-тия немед-лен-но пой-ти вдво-ем в го-род на по-ис-ки свя-то-го Леон-тия.

При вхо-де в го-род их встре-тил неиз-вест-ный че-ло-век и при-гла-сил к се-бе в дом, где щед-ро уго-стил пут-ни-ков. Узнав, что го-сте-при-им-ный хо-зя-ин и есть свя-той Леон-тий, они упа-ли на ко-ле-ни и про-си-ли его про-све-тить их ве-рой в Ис-тин-но-го Бо-га. Здесь же со-вер-ши-лось Кре-ще-ние, а ко-гда свя-той Леон-тий про-из-нес над ни-ми мо-лит-вен-ное при-зы-ва-ние во Имя Пре-свя-той Тро-и-цы, но-во-кре-ще-ных осе-ни-ло свет-лое об-ла-ко и про-лил-ся бла-го-дат-ный дождь. Осталь-ные во-и-ны в по-ис-ках сво-е-го на-чаль-ни-ка при-шли в Три-по-ли, ку-да при-был и пра-ви-тель Адри-ан. Узнав о про-ис-шед-шем, он при-ка-зал при-ве-сти к се-бе свя-то-го Леон-тия, три-бу-на Ипа-тия и Фе-о-ду-ла и, угро-жая им му-че-ни-я-ми и смер-тью, по-тре-бо-вал от-ре-че-ния от Хри-ста и жерт-во-при-но-ше-ния рим-ским бо-гам. Все му-че-ни-ки твер-до ис-по-ве-да-ли ве-ру во Хри-ста. Свя-то-го Ипа-тия под-ве-си-ли на стол-пе и стро-га-ли же-лез-ны-ми ког-тя-ми, а свя-то-го Фе-о-ду-ла бес-по-щад-но би-ли пал-ка-ми. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость му-че-ни-ков, им от-ру-би-ли го-ло-вы ме-чом. Свя-то-го Леон-тия по-сле ис-тя-за-ний от-пра-ви-ли в тем-ни-цу. Утром он пред-стал пе-ред пра-ви-те-лем. Адри-ан пы-тал-ся пре-льстить свя-то-го ис-по-вед-ни-ка по-че-стя-ми и на-гра-да-ми и, ни-че-го не до-стиг-нув, пре-дал ис-тя-за-ни-ям: свя-той му-че-ник це-лый день ви-сел вниз го-ло-вой на стол-пе с тя-же-лым кам-нем на шее, но ни-что не мог-ло за-ста-вить его от-речь-ся от Хри-ста. Пра-ви-тель при-ка-зал бить пал-ка-ми стра-даль-ца до тех пор, по-ка он не умрет. Те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Леон-тия вы-бро-си-ли за го-род, но хри-сти-ане с че-стью пре-да-ли его по-гре-бе-нию вбли-зи Три-по-ли. Кон-чи-на свя-тых му-че-ни-ков по-сле-до-ва-ла око-ло 70-79 гг.

До-прос свя-то-го Леон-тия, его стра-да-ния и смерть за-пи-сал на оло-вян-ных до-щеч-ках при-сут-ство-вав-ший на су-де пи-сец (ком-мен-та-ри-сий). Эти до-щеч-ки бы-ли по-ло-же-ны в гроб свя-то-го му-че-ни-ка.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Нашем городе грядут торжества – 5 июня Православная Церковь чтит память святого Леонтия, епископа Ростовского, а также всех святых Ростово-Ярославской земли. До событий 1917 года Леонтьев день, приходившийся на 23 мая по старому стилю (совр. 5 июня), был в Ростове одним из самых торжественных в году . Он отмечался как день города.

В новейший период, с 1964 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и решением Священного Синода РПЦ в день святого Леонтия Ростовского установлено празднование Собора ростовских и ярославских святых. Вместо ярмарки и гуляний владыка установил общегородской крестный ход, который уже не один год проходит от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю. Проходя по центральной улице Ростова к монастырю, в котором покоятся мощи сразу трех ростовских святых, крестный ход молитвенно освящает город и напоминает его жителям об угодниках Божиих, заступничеством которых он стоит.

Святой Леонтий – просветитель и покровитель нашей земли. Он один из самых почитаемых русских святых. К сожалению, сведения о нем скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Сохранилось более двухсот списков с его житием, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти сохранились в двух основных редакциях, но сведения в них слишком разнятся.

Первая и самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения в Ростове Андрея Боголюбского. Согласно этому житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком и за великие добродетели поставлен епископом в Ростов. Известно, что Андрей Боголюбский стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Желанием особо подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева, объясняют некоторые исследователи создание именно такой версии жития Леонтия.

В основе другой редакции положены сведения епископа владимирского Симона. Он был пострижеником Киево-Печерской лавры - древнейшей русской обители. Став в 1215 году первым епископом Владимиро-Суздальской земли, он пишет послания, в которых рассказывает о великих подвижниках любимой им Печерской лавры. В одном из таких посланий, вошедших в состав Печерского патерика, он сообщает: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов… Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник, которого неверные много мучили и били». Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Из этого сообщения историки делают вывод, что святой Леонтий был русским, подвизался в лавре еще при жизни ее основателя Антония Печерского, был пострижен здесь и первым из печерских иноков был избран на епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из пострижеников Антония - Илларион, митрополит Киевский.

Чтобы примирить две редакции, известный историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) допускает, что Леонтий мог быть греком, который пришел на Русь, жил в Киеве, принял здесь постриг, а после был поставлен епископом в Ростов, бывший центром огромной на тот момент территории.

Принято считать, что первым ростовским епископом был Федор, грек по происхождению, прибывший на кафедру в 991 году. Именно при нем строится первое деревянное здание Успенского собора. Не стерпев упрямства и вражды местного населения, Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город, после чего некоторое время здесь не было епископа. Следующим архиереем в Ростове стал святой Леонтий. Он первым стал утверждать христианство в этом крае и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в последнее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при святом Леонтии, и он был ее первым епископом.

О проповеди христианства среди язычников в житии Леонтия говорится так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

Будучи изгнан жителями из города, в отличие от своих предшественников Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в озеро Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь Архистратига Михаила . Он приглашал к себе детей, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе.

То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ сказал находившимся с ним служителям облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе: «И, увидев его, упали все замертво». После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев было очень далеко, но начало было положено.

После этого Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-76 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом).

Мощи святителя Леонтия, как и его преемника святого Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. При копании рва нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. Считается, что именно после этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи Леонтия были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в ростовском Успенском соборе.

Святому Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

Приглашаем ростовцев поучаствовать в торжествах в честь святителя Леонтия и всех святых покровителей города. Праздничное богослужение, возглавляемое владыкой Кириллом, начнется 5 июня в 9.00 в Успенском соборе. По окончании его – крестный ход, в котором примут участие прихожане всех ростовских храмов. В Спасо-Яковлевском монастыре всем участникам будет предложена трапеза.

Мария РУБЦОВА, референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СВЯТИТЕЛИ

Субтитры

Происхождение и ранние годы

Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава , взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят») .

Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, святитель Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь , где, возможно, и был пострижен в монашество . По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобному Антонию , что было не ранее 1032 года, откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую как русский образованный монах и рукоположён во епископа , «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 года, когда возведён был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря - Иларион .

Ростовский епископ

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мёртвых и о единобожии . Впрочем, профессор Николай Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 года). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещённый им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею» .

Одновременно с «наказанием» клириков, Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам - язычникам из многолюдного племени мери , но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей .

Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами , облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мёртвые лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», - говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию .

Смерть, мощи

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним - он скончался в мире, по другим - был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 году, другие полагают, что он убит в 1073-м. Евгений Голубинский указывает, что он скончался около 1077 года . Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И епископ Ростовский Иоанн в каноне святителю прославляет святителя Леонтия как преблаженного и преподобного , но не как мученика . Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне) .

С другой стороны, епископ Владимирский и Суздальский Симон пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные» .

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме города Ростова , а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая и написал канон , помещённый в служебной (майской) Минее .

Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвящённом имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом , а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия» .

Примечания

Литература

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник . - Ростов, 1998. - 80 с.
  • Мельник А. Г. Икона Леонтия Ростовского из Воскресенского Горицкого монастыря // Кириллов: Краеведческий альманах. - Вологда: Легия, 2001. - Вып. 4 . - С. 212-218 . - ISBN 5-89791-022-7 .
  • Мельник А. Г. Становление культа св. Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху // Сообщения Ростовского музея. Сб. ст. в честь чл.-кор. РАН С. М. Каштанова. - Ростов, 2003. - Вып. 13 . - С. 144-152 .
  • Мельник А. Г.
Загрузка...