musings.ru

Религия кавказских народов. Религиозная ситуация в закавказье

Традиционные верования народов Северного Кавказа не были едины и имели как ряд схожих черт, так и отличий. Общей чертой, например, являлись мифологические образы, которые отражали схожие условия социально-хозяйственного строя народов. Поскольку на всем Кавказе от Черного до Каспийского моря вплоть до конца XIX в. важное место занимала охота, практически у всех народов имелось божество охоты, даже если его имена различались (Дал, Афсати, Апсат). Широкое распространение имел образ св. Ильи как божества-громовержца. Похожими в своей семантике являлись и ритуалы, связанные с убитым молнией, различаясь лишь внешней формой. Так, черкесы по обычаю клали убитых молнией в гроб, который подвешивали на высоком дереве, после чего с кушаньями и напитками приходили соседи, которые начинали плясать и веселиться. Мясо зарезанных в ходе ритуала быков и баранов раздавалось малоимущим. Праздник продолжался в течении трех дней и повторялся каждый год, пока тело покойника совершенно не истлеет, поскольку считалось, что человек, убитый молнией, является святым . Божество-громовержца кабардинцы называли Шибле, в его власти находилась вода, огонь и гроза. Считалось, что во время грозы Шибле скачет по небосводу на вороном коне, а раскаты грома – это отзвуки его небесной джигитовки . В ходе христианизации адыгов функции Шибле перешли к Илие (Елле). В честь Елле у адыгов существовал танец «шиблеудж» .

Осетины же, в свою очередь, совершали над убитым молнией круговой ритуальный танец, затем клали его на арбу с воловьей упряжкой и отпускали ее. Хоронили покойного в том месте, где животные останавливались, а само место удара молнии, как и у адыгов, карачаевцев, балкарцев, ингушей, становилось местом ритуального поклонения.

Не было искоренено язычество среди горских народов Северного Кавказа. Юлиан в XIII в. утверждал, что аланы «представляют смесь христиан с язычеством». Архиепископ Иоанн свидетельствует, что адыги по праздникам приносили в жертву животных и головы их выставляли на ветвях дерева, «что предполагает пищу для духов». Около церкви можно было видеть дерево с крестом, которое называли «деревом-господином». Кроме голов жертвенных животных, на нем развешивали разные другие приношения. Вокруг такого дерева бывал начертан круг, внутри которого ничего нельзя было трогать. Там до поры до времени могли скрываться беглые рабы и кровники .

Традиционные доисламские верования северокавказских народов в означенный период уже подверглись синкретизму со стороны христианства, которое оказало наибольшее влияния на население Западного и Центрального Кавказа. В своей географии Вахушти Багратиони при описании Осетии и осетин писал: «В старину все они по вере были христианами и составляли паству Никозели, главным же образцом двальцы, но в нынешнее время двальцы только именуются христианами, ибо соблюдают великий пост, почитают и поклоняются иконам, церквям и священникам, а во всем другом несведущи. Не имеют священника и остаются некрещеными, кроме тех, которые получают крещение в Карталинии и Раче. Но в Тагаурии, Куртаули, Валагири, Паикоми, Дигории и Басиане главари и знатные суть магометане, а простые крестьяне – христиане, но они несведущие в этой и другой вере: различие между ними состоит только в том, что кушающие свинину считаются христианами, а кушающие конину – магометанами. Все же они почитают подобие идола, которого называют Вачила, ибо они Илии закалывают козла, мясо едят сами, а кожу натягивают на высокое дерево и поклоняются этой шкуре в день Илии, дабы он избавил их от градобития и даровал урожай Земли» .



Принимая обряды и христианский пантеон святых, северокавказские народы по возможности адаптировали их к своим религиозным культам. В случае, если какие-то элементы новой религии противоречили традиционным народным верованиям и обычаям, они подвергались игнорированию. Сочетание христианства с народными языческими верованиями до исламизации Северного Кавказа являлось преобладающей формой религиозных представлений местных народов. Миссионеры, несущие слово Христа, продолжали проникать в регион вплоть до XVIII в., однако традиционные культы и обычаи оказали весьма значительное влияние на христианские обряды и нормы на Западном и Центральном Кавказе. Народы Северного Кавказа также старались адаптировать христианские обряды и святых к своим традиционным народным верованиям. Последние продолжали играть важную роль в жизни северокавказских народов вплоть до 20-х гг. XX в., несмотря на ведущие позиции христианства и ислама в регионе.



Наиболее яркие проявления религиозного синкретизма у горских народов проявляются в похоронных и свадебных обрядах. Как христианство, так и ислам оказали определенное влияния и на праздники, идущие из глубины веков – первой борозды, цветов, черешни, сбора урожая, встречи Нового года, весеннего равноденствия и др. Осетины, кабардинцы, балкарцы и ряд других народов отмечают народные праздники, внешне имеющие религиозный характер. По мнению Ф.М. Таказова, эволюция религиозных воззрений северокавказских народов прошла 4 этапа:

1.Доминирование на Северном Кавказе дохристианских, традиционных культов.

2. Проникновение в регион из Византии раннего христианства и синкретизация народных верований и язычества.

3. Кавказская война, одним из последствий которой явилась исламизация основной части населения Северного Кавказа. При этом традиционный ислам подвергся воздействию языческих культов, которые стали восприниматься в качестве мусульманских.

4. Социально-политические события начала 90-х гг. XX столетия, распад Советского Союза и разграничение христианства и ислама с одной стороны, и языческих традиций – с другой. В период господства государственного атеизма советское государство противостояло всем формам исповедания религии, однако христианство и ислам сохранили свои институты, в то время как преемственность передачи традиционных народных верований была нарушена. Поэтому в постсоветское время последние уже не смогли полностью реанимироваться, хотя, безусловно, имеют своих сторонников.

Бесспорно, ислам и христианство оказали немалое воздействие на идеологию кавказских народов, хотя и не смогли искоренить языческие представления, в том числе анимистические и тотемистические. Абстрактные идеи этих вероучений среди горцев приспосабливались к исторической действительности и получали свою интерпретацию. Христианизация и исламизация никогда не были полным разрывом с языческим прошлым. Скорее всего, они были процессом адаптации новых понятий и имен к старому содержанию. Старые боги получили новые названия. Однако их природа и связанные с ними культовые праздники и обряды оставались прежними. Язычество в качестве первоосновы идеологических воззрений северокавказских горцев характеризуется вполне сформировавшимися представлениями о богах, образах богов как личных существ, возникновением политеистического пантеона с ярко выраженной тенденцией к монотеизму. Однако своего завершения не достигшей монотеистической системы. Столь удивительной живучести язычества в идеологических представлениях горцев имеется ряд причин:

1. Огромная роль традиции, пронизывающей всю духовную жизнь горцев.

2. Традиционная религия жила там, где сохранялись общинные связи.

3. Языческие религии в отличие от монотеистических религий были терпимы: разрешалось человеку поклоняться разным богам и приносить жертвы и т.д.

4. Приверженность к язычеству была своеобразной формой социального протеста рядового крестьянства против феодалов.

Религиозные взгляды народов Северного Кавказа имеют синкретический характер, в основе которого сохраняется языческая ментальность с разной степенью влияния христианства и ислама.

Выводы

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:

Распространение христианства на территории Северного Кавказа и Северного Причерноморья связано с тремя источниками христианства, которые оказали и внесли значительную роль в развитие народов Кавказа. Основным источником является греко-византийское православие, которое распространялось на большую территорию Северного Кавказа. Второй источник – это влияние грузинской церкви в высокогорных районах региона. Третий источник – это кратковременное римско-католическое миссионерство в XIII-XV вв.

Проникновение и распространение ислама на Северном Кавказе связано с арабской экспансией Восточного Кавказа и начинается со второй половины VII века. Миссионерская деятельность по распространению ислама была не только с юга. В нижнем Поволжье существовало Золотоордынское государство, в котором с XIII в. ислам стал распространяться. Распространение его из Золотой Орды на Северный Кавказ шло по торговым путям и коммуникациям. Следующая волна распространения ислама в XV в. была связана с Крымским Ханством и Османской империей. Новый этап исламизации населения Северного Кавказа пришелся на XVIII – начало XIX в. и был связан с присоединением Кавказа к России. Кавказская война ускорила распространение ислама на Северном Кавказе. К середине XIX в. влияние ислама ощутили на себе почти все народы, населяющие Северный Кавказ, однако восприняли данную религию достаточно поверхностно. Одним мусульманство принесли арабы, другим – турки-османы или крымские татары и лишь ногайцы переселились сюда после распада Золотой Орды, уже исповедуя ислам.

Ислам и христианство оказали немалое воздействие на идеологию кавказских народов, хотя и не смогли искоренить языческие представления, в том числе анимистические и тотемистические. Христианизация и исламизация никогда не были полным разрывом с языческим прошлым. Язычество в качестве первоосновы идеологических воззрений северокавказских горцев характеризуется вполне сформировавшимися представлениями о богах, образах богов как личных существ. Религиозные взгляды народов Северного Кавказа имеют синкретический характер, в основе которого сохраняется языческая ментальность с разной степенью влияния христианства и ислама

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мировые религии на Северном Кавказе вы можете назвать?

2. Когда происходит проникновение христианства на Северный Кавказ?

3. Назовите основные этапы христианизации народов Северного Кавказа?

4. Назовите основные памятники христианской религии?

5. Какое влияние оказала римско-католическая колонизация на развитие народов Северного Кавказа?

6. Когда происходит проникновение ислама на Северный Кавказ?

Назовите основные этапы распространения ислама на Северном Кавказе?

7. Назовите основные памятники мусульманской религии?

8. Какие языческие культы народов Северного Кавказа вы можете назвать?

9. Какой характер имеют религиозные взгляды народов Северного Кавказа?

Литература

Основная

1. История Северного Кавказа: учебное пособие / отв. ред. Д.В. Сень, А.Т. Урушадзе. – Ростов-на-Дону, 2017. – 282 с.

2. Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа: учебное пособие. – Пятигорск, 2013. – 125 c.

Дополнительная

1. Артамонов М.И. История хазар. - СПб., 2001. - 2002. - 548 с.

2. Кузнецов В.А. Введение в кавказоведение (историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа). – Владикавказ, 2004. – 184 с.

3. Кузнецов В.А. Нижний Архыз в X-XII веках. – Ставрополь, 1993. – 464 с.

4. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ, 1992. - 392 с.

5. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. – Владикавказ, 2002. - 159 с.

6. Морковин В.И., Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. – Тула, 2003. - 340 с.

7. Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». – Пятигорск, 2012. - 491 с.

8. Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. – Ростов-н/Д, 2006. – 320 с.

9. Проблемы интеграции этнических сообществ в состав российского государства и пути их решения (на примере Северного Кавказа)/Под ред. С.А. Дударева. - Армавир, 2014 – 252с.

10. Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия (историко-этнографические очерки): Учебное пособие / Под ред. В.Б. Виноградова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 318 с.

11. Тменов В.Х., Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н. Религиозные воззрения осетин (история религии – в истории народа). – Владикавказ, 2000. – 503 с.

Источники

1. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа / И. Ф. Бларамберг; Перевод И.М. Назаровой. – М.: Изд. Надыршин А.Г., 2010. – 400 с.

2. Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. // Записки императорского Новороссийского университета. - Одесса, 1867. Т.1. Вып.1.

3. Рассказ римско-католического миссионера доминиканца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев // Записки Одесского общества истории и древностей российских. - Одесса, 1863. Т. 5.

4. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках // Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л.И. Лаврова. - М., 1968. - Ч. 2.

Интернет-ресурсы

1. http://kavkaz-uzel.ru / «Кавказский Узел»

2. http://www.ethnology.ru / «Этнография народов России»

3. http://www.iriston.com / «История и культура Осетии»

4. http://ricolor.org/europe/gruziya/gr/ist/4/ «Кавказ и Россия»

5. http://www.okavkaze.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=5&id=16&Itemid=138 / Общественно-исторический портал «Okavkaze» - история и археология Северного Кавказа

6. http://www.archaeolog.ru / «Институт Археологии РАН»

7. http://www.kolhida.ru / «Археология и этнография Абхазии»

8. http://www.archeologia.ru / «Археология России»

9. http://hist.ctl.cc.rsu.ru / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года»

В северокавказских народных верованиях единства не было. Отличие одного народа Северного Кавказа от другого, соответственно, сказывалось и на обрядах. Однако схожих аспектов в разных религиозных культурах существовало множество. В частности, это сходство касалось мифологических образов, которые отражали особенности жизни горцев.

Так, у всех народов Северного Кавказа особое почтение отдавалось божествам охоты, божеству-громовержцу (Илье, Элии). Ритуальные действия, сопровождающие процедуру похорон убитого молнией, у разных горских народов также имели много общего. Черкесы клали погибшего в гроб, подвешивали домовину на высоком дереве. Затем наступал черед веселья и плясок для соседей покойного. Резали быков и баранов. Жертвенное мясо в основном раздавалось беднякам. Так гуляли три дня. Потом ежегодно празднество повторялось, пока труп не истлевал, - черкесы таких покойников считали святыми.

У кабардинцев божество-громовержец назывался Шибле. Шибле властвовал не только над грозой, но и над водой и огнем. Кабардинский Илья-пророк в действии - это всадник, джигитующий в небе. Христианизированные адыги называли аналогичное божество Илией (Еллэ). Почитание Еллэ у них выражалось в специальном танце - шиблеудж.

У осетин перед пораженным молнией танцевали цоппай. Затем покойного укладывали в арбу, и волы сами должны были указать место захоронения - где животные останавливались, там и копали могилу. Осетины, как и адыги, карачаево-балкарцы и ингуши, поклонялись местам удара молнии - деревьям, зданиям.

Горцы трансформировали христианские обряды и использовали святых этой религии в своих культах и верованиях. Когда элементы христианской культуры не соответствовали народным представлениям о божествах, то такие аспекты кавказцами попросту не использовались.

К 20-м годам XX века языческая культура все еще играла важную роль в жизни северокавказских народов, хотя к тому времени уже все население Северного Кавказа было официально поделено на исповедующих ислам и христианство.

В последние годы в некоторых регионах мира происходит рост религиозного сознания и соответственно, политизация религии, а также активное участие религиозных деятелей в политических процессах. Особенно это касается стран Ближнего Востока и Северной Африки, и вообще, значительной части исламского мира.

Эти процессы, на наш взгляд, являются выражением фундаментального факта, который состоит в том, что в основе любого общества лежит т.н. религиозная матрица. Что это означает? Еще один из основателей социологической науки Эмиль Дюркгейм утверждал, что религия является стержнем всех социальных институтов и предопределяет всю структуру общества. И это справедливо не только для примитивных обществ, где религиозность выступает в образе сакрального, но и всех социумов, в том числе, современных сложных обществ.

При этом, не имеет значения, насколько ясно доминируют в обществе религиозные институты и организации, или же на первый план выступают некие «заменители религии», в виде разнообразных доктрин. Все равно следует искать корни социальных институтов и процессов в религиозной истории и представлениях данного общества.

Это справедливо, даже если традиционное религиозное сознание населения ослабевает, как это происходит во многих западных странах, где численность тех, кто называет себя атеистами, неуклонно возрастает.

Советский Союз был примером жестко атеистического государства, в котором любая традиционная религия рассматривалась как зло. Однако это не мешало данному обществу иметь «заменителя» в виде квазирелигии, корни и социологический облик которой довольно сложен, и анализ этого явления выходит за рамки данной статьи.

После распада Советского союза и т.н. социалистического лагеря возникли светские государства, которые довольно четко отделяют свою политику от всякой религии. То есть, разделение государства и религии считается одной из главных основ конституционного строя, однако, часто политики стараются взаимодействовать с местными религиозными деятелями и пытаются привлекать их на свою сторону.

Таким образом, в странах Восточной Европы и СНГ ситуация противоречивая. С одной стороны, в некоторых из них происходит оживление религиозного сознания и религиозной жизни, с другой стороны, идея светского государства пока сохраняет незыблемость в этом регионе. Думается, что в русскоязычном пространстве наблюдается некоторый дефицит в отношении изучения влияния религиозной ситуации на политические процессы. Руководства стран постсоветского пространства должны быть лучше информированы о религиозной ситуации в мире и в собственных странах, и принимать решения, исходя из наличия у них взвешенной и многосторонней информации.

Ситуация в Грузии

В Грузии доминирующей религиозной конфессией является православие. Грузинская православная церковь входит в мировую православную церковь в качестве поместной автокефальной церкви. По оценкам, примерно 70-75 процентов населения Грузии считают себя православными.

Православная вера получила своеобразный статус в грузинском государстве в 2002 году. Между государством и Грузинской православной церковью было заключено конституционное соглашение, в котором определен юридический статус ГПЦ (Грузинская православная церковь, официально - Апостольская Автокефальная Православная Церковь Грузии). Данный документ (Конституционное соглашение или, как иногда называют, конкордат) имеет более высокий юридический статус, чем законы Грузии, кодексы и другие нормативные акты. Но он должен соответствовать международным договорам, к которым присоединилась Грузия, а также грузинской Конституции.

До 2011 года юридический статус других религиозных групп и конфессий в Грузии был неопределенным. В июле 2011 года парламент Грузии принял закон, по которому разрешалась юридическая регистрация религиозных объединений. Этот закон вызвал недовольство большей части руководства ГПЦ и православной паствы. Состоялась многотысячная демонстрация протеста, которую возглавляли представители духовенства. Однако после переговоров с членами парламента, Синод Православной церкви был вынужден сделать компромиссное заявление, и закон все же был утвержден в первоначальном виде.

Второй крупнейшей по численности религиозной группой в Грузии являются мусульмане. Они составляют примерно 10-12 процентов населения. Мусульмане в Грузии компактно проживают в основном в автономной республике Аджария, в юго-восточных районах страны (регион Квемо Картли и некоторые районы Кахетии) и в Панкисском ущелье. Отношения между православными и мусульманами в Грузии в целом характеризуются как нормальные, но есть некоторые спорные моменты. В центре внимания средств массовой информации Грузии находится ситуация в Аджарии и в соседних с ней южных районах Грузии. Дело в том, что после распада Советского союза, между православной церковью Грузии и мусульманами, которых поддерживает в основном Турция, развернулась борьба за умы местного населения. Как известно, в советский период проводилась политика насаждения атеизма, что привело к тому, что формально мусульманское население Аджарии почти не практиковало религиозные обряды, за исключением людей старшего поколения, в основном - жителей сельских местностей.

Наступление религиозной свободы привело к росту религиозного сознания во многих регионах бывшего Советского Союза. В Аджарии, часть населения, в основном молодого и среднего поколений, стали переходить из формального мусульманства в православие, то есть, крестились по православному обряду. Это воспринималось как возвращение к грузинской идентичности, так как в части народного сознания быть грузином означает быть православным, а аджарцев-мусульман некоторые грузины называют «татарами», что носит в некотором роде уничижительный характер.

В свою очередь, Турция предприняла попытки сохранить и усилить мусульманскую (суннитскую) идентичность в части местного населения. Существуют программы религиозного образования, которые финансируют отправку студентов в религиозные учебные заведения Турции, присылку литературы и т.д.

В данный момент ситуация в Аджарии и в соседних районах южной Грузии, где были переселены аджарские семьи из горных сел, развивается довольно динамично: с одной стороны, налицо успехи миссионерской работы грузинской православной церкви, особенно среди молодежи, с другой стороны, за последние годы произошел некоторый подъем мусульманского (в данном случае суннитского) сознания в регионе. Таким образом, ситуация приобрела более поляризованный характер. Мусульмане-аджарцы могут постепенно сформироваться, как более спаянная группа населения, которая имеет даже свои политические предпочтения. Например, на выборах в парламент Грузии в 2012 году в горных районах Аджарии, где проживает мусульманское население, победу одержало Национальное движение. За последние месяцы, лидеры этой партии сделали многочисленные заявления, поддерживая религиозные права этой группы населения. То есть, они пытаются позиционировать себя в роли «защитников грузинских мусульман». Так же как и других религиозных меньшинств.

Другую крупную группу мусульманского населения Грузии составляют этнические азербайджанцы, которые живут компактно в юго-восточных и восточных районах страны. Традиционно, из-за влияния персидской империи, азербайджанцы Борчалы (так они называют регион Нижней Картли) были в целом шиитами джафаритского мазхаба. После обретения независимости Грузии в этом регионе развернулось, можно сказать, соперничество между Ираном и Турцией именно в религиозной сфере. Позднее здесь также появились эмиссары и проповедники из ряда арабских стран. С их появлением связан рост численности последователей т.н. радикального ислама (в том числе, направлении, именуемых «салафитами» или «ваххабитами»).

Часть азербайджанского населения Южной Грузии постепенно перешла в суннитскую ветвь ислама. За последние годы было построено несколько десятков суннитских мечетей в этих районах. Однако, большая часть верующего населения здесь причисляет себя к шиитам, особенно в марнеульском и гардабанском районах. Между шиитами и суннитами (к числу которых иногда относят так называемых салафитов или ваххабитов) пока не отмечено столкновений или каких-то эксцессов. Но недавно произошел случай, когда население поселка на окраине Тбилиси, организовало акцию протеста рядом со строящимся домом, который они называли будущей мечетью салафитов. На данный момент, возведение этого строения приостановлено. Следующей многочисленной религиозной общиной в Грузии является армянская Апостольская церковь в Грузии. Она недавно получила юридический статус по новому закону, о котором говорилось выше. Кстати, за несколько недель до принятия закона, Католикос всех армян Гарегин Второй приезжал в Грузию и встречался с Католикосом-Патриархом Грузии, Ильей Вторым. Эта встреча оказалась довольно интересной и даже в некотором роде, скандальной, особенно ее освещение в прессе и заявление Патриарха Грузии о том, что Гарегин Второй «умный человек, но еще молодой». Илья второй имел в виду, что армянская церковь настаивает на передаче ей нескольких храмов и требует ускорить этот процесс. К сожалению, в Грузии решение этого вопроса затягивается уже многие годы, и его решение могло бы улучшить отношения церквей двух братских народов. Дело в том, что некоторые из спорных церквей находятся в аварийном состоянии и нуждаются в срочной реставрации.

Недавно бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что в качестве доброй воли он профинансирует восстановление одной из спорных церквей до решения его статуса. Однако, проблема возникает и в том, что армянская сторона требует допуска армянских специалистов в процесс реставрации, так как обвиняет грузинскую сторону в сознательном уничтожении следов принадлежности культового объекта армянской церкви. Грузинская церковь пока выступает против этого.

В последние годы, весьма влиятельными в Грузии стали протестантские группы и т.н. неохристианские и псевдохристианские секты. Например, в последние годы активную деятельность в Грузии развернула группа, называющая себя «христианскими сионистами». Любопытно, что эту группу возглавляет бывший иранский гражданин, которому бывший президент Грузии Михаил Саакашвили предоставил гражданство Грузии. Они пытаются вербовать адептов среди выходцев из Ирана, Индии и других стран, которые приезжают или живут в Грузии.

Группа (по наблюдению члена неправительственной организации (Институт Евразии), который смог взять интервью у данного человека) не испытывает проблем с финансированием в Грузии. Его члены встречают приезжающих из Ирана дипломатов и граждан Ирана прямо в аэропорту и пытаются передать им свою религиозную литературу. Активно привлекаются также студенты из Индии и других стран, живущие в Грузии.

И вторая религиозная группировка, которая чрезвычайно активизировалась за последние месяцы в Грузии, это «Свидетели Иеговы». На данный момент можно сказать, что она имеет численность в Грузии на уровне нескольких десятков тысяч человек и она растет. Особенно в сельских районах, приграничных и так далее. «Свидетели Иеговы» проводят активную миссионерскую работу в Грузии, в некоторых селах (регионы Шида Картли, Мегрелия, Кахети) они составляют большинство.

В Грузии православная церковь пока имеет довольно высокий рейтинг доверия. По опросам, церковь пользуется наибольшим доверием граждан страны, по сравнению с другими институтами. Однако, в последние годы, и особенно в последние месяцы, ощущается нарастание завуалированных или прямых атак на ГПЦ и священников. Это чувствуется по социальным сетям, СМИ и так далее. Видимо, это связано с тем, что Церковь в нынешнем виде, превратилась в Грузии в фактор консервативной реакции общества на проникновение так называемых западных ценностей. Отдельные священники в своих проповедях выступают против этих ценностей.

Особенно страсти кипят вокруг «гей-парадов». Попытка группы лиц в мае этого года организовать демонстрацию в защиту прав так называемого ЛГБТ-сообщества превратилась в столкновение многотысячной толпы протестующих, в том числе православных активистов с полицией, которая охраняла демонстрантов. Тогда с трудом удалось избежать жертв. Данный факт вызвал нервную реакцию западных стран и их дипломатических представителей в Грузии. Запад, как известно, считает Грузию зоной своего влияния. Но этого недостаточно. Надо утвердить влияние реформированием общества, принятием ею западных ценностей. На наш взгляд, один из главных каналов ценностной трансформации общества Грузии будет протекать через религиозные факторы. Среди них активизация протестантских и неохристианских групп и сект, рост числа открытых атеистов и усиление реформаторских групп в самой православной церкви Грузии, которые будут призывать к сближению с католической церковью и с западными странами.

Ситуация в Азербайджане

Религиозная ситуация в Азербайджане отличается следующими особенностями: большинство населения официально причисляется к исламскому вероисповеданию, из них 65-75% - шииты, 25-35% - сунниты. Азербайджан является одной из немногих стран в мире, где численность шиитов превышает численность суннитов. Однако, по социологическим опросам и исследованиям, Азербайджан остается страной с низким уровнем религиозного сознания населения. Лишь 10-15% номинальных мусульман соблюдают исламские религиозные обряды и правила, хотя в последние годы численность прихожан мечетей значительно увеличилась, особенно среди молодежи.

Власти страны проводят последовательно светскую политику, всячески отделяя религию от политики. При этом, мусульманские активисты нередко подвергаются гонениям и арестам. Например, подверглось аресту и длительным срокам заключения почти все руководство Исламской партии Азербайджана. Многие другие активисты также были посажены в тюрьмы, как правило, на 1-2 года.

Религиозную и политическую активность в стране проявляют как шииты, так и представители радикальных антишиитских направлений - салафитов и пр. При этом, последние выступают с угрозами, главным образом, против шиитских деятелей, в то время как шиитские активисты имеют проблемы с властями.

Салафизм/ваххабизм распространен в основном в Баку и Сумгаите, а также в северных районах республики, где живут национальные меньшинства Азербайджана - аварцы и лезгины. Позиции шиитов более сильны на юге страны, а также в ряде крупных сел и поселков, в том числе, в окрестностях Баку (например, известный поселок Нардаран).

В южных районах Азербайджана проживает этническое меньшинство - талыши, которые являются ираноязычным народом. Талыши подвергаются усиленной ассимиляции со стороны властей, из-за чего их официальная численность постоянно занижается. Часть талышей проживает также на территории соседнего Ирана, и Баку подозревает их в сепаратистских намерениях. На самом деле существуют деятели талышского национального движения, которые выступают за большую самостоятельность районов Южного Азербайджана, населенных талышами. Распространение шиизма в этих районах способствует росту проиранских настроений среди местного населения. В целом, можно сказать, что религиозная ситуация в Азербайджане характеризуется борьбой четырех главных «игроков»: это официальные власти, Иран, Турция и арабские страны, которые лоббируют салафизм/ваххабизм.

Власть проводит политику подавления независимых религиозных групп, и поддержки официальной структуры - Управление мусульман Кавказа, которую вот уже несколько десятков лет возглавляет Аллахшукюр Пашазаде. Хотя политизация религии жестко пресекается, но одновременно представители власти, в том числе президент пытаются демонстрировать свою принадлежность к исламской религии.

Созданное еще при царизме Управление мусульман Кавказа (сначала оно называлось Управлением мусульман Закавказья) является «полуофициальной» структурой, то есть, признанной властями, но не государственной. В советское время данная структура была полностью подконтрольна коммунистическим властям, и после распада Советского Союза осталась традиция отождествления УМК с официозом. Из-за этого данная структура не пользуется высоким авторитетом среди верующих мусульман Азербайджана.

УМК, по разным данным, контролирует примерно 100-150 мечетей из 1300 существующих в Азербайджане и пытается расширить свое влияние. Подконтрольные УМК муллы старшего возраста («советской закалки») не могут конкурировать по популярности с молодыми, образованными богословами в среде мусульман, которые получили образование в Иране (шииты), в Турции (сунниты) и в других странах. Однако УМК контролирует вопросы отправки паломников в Мекку и Медину, хотя из-за этого заработало репутацию коррумпированной структуры.

В последние годы Управление мусульман Кавказа пытается оживить свою деятельность и повысить рейтинг. С этой целью в Исламском университете, который находится под контролем УМК и в его региональных филиалах воспитывается новое поколение образованных клириков, предназначенных заменить многих мулл старшего возраста. Можно сказать, что с помощью УМК официальная власть хочет создать некую разновидность исламской идентичности, которая не будет тянуться ни к Ирану и шиитскому миру в целом, ни к Турции, или салафитам.

Так как структура называется Управлением мусульман Кавказа, в сферу его деятельности входили и входят не только Азербайджан, но и другие страны Кавказа, а также республики Северного Кавказа. При этом, в Грузии во время правления Саакашвили была создана независимая республиканская структура под названием Управление мусульман Грузии, что вызвало недовольство УМК. Оно сохранило структуру в Грузии под названием представительство УМК в Грузии, в которой объединилась часть грузинских мусульман (в основном, шииты-азербайджанцы). Часть шиитов вошла в УМГ, а еще одна часть образовала независимый самоуправляющий орган. УМГ сейчас главным образом объединяет мусульман-аджарцев.

Азербайджан стал преимущественно шиитской страной после XVI века, когда территория Аррана, Ширвана и Муганской степи вошла в состав государства Сефевидов. Как известно, Сефевиды распространили шиизм среди большей части населения Персии (Ирана). По данным конца XIX - начала XX века, шииты составляли примерно 60% населения на территориях нынешней Азербайджанской республики, а сунниты - до 40%. Почти то же самое соотношения сохраняется до сих пор - шииты около двух третей, сунниты - одна треть.

После обретения независимости Азербайджана в 1992 году шииты получили возможность поступать в исламские учебные заведения на территории Ирана (прежде всего, в г. Куме), и особенно большой поток был в 90-х годах. Тогда государство еще не могло контролировать религиозные процессы, в том числе деятельность иностранных миссионеров на территории страны. В последние годы численность азербайджанских студентов в кумских учебных заведениях составляет примерно 200-250 человек, в основном, из южных регионов Азербайджана. Распространяется также религиозная литература из Ирана, или напечатанная в Азербайджане, но иранских авторов.

У шиитов в Азербайджане отсутствует авторитетная богословская иерархия. Здесь пока нет местного т.н. «марджа таклид» (авторитетного исламского ученого), за которым должны следовать мусульмане-шииты в вопросах исполнения религиозных обрядов и т.д. Из-за этого азербайджанские шииты подпадают под влияние иранских (и других, например, иракских) клириков, что вызывает раздражение официальных властей. Не удивительно, что подчеркнуто светский Азербайджан не может найти долгое время общий язык с Исламской Республикой Иран, где шиизм является государственной религией и идеологией. К началу 2000-х годов, деятельность иранских миссионеров в Азербайджане практически была запрещена, остались лишь несколько культурных центров и издательств, которые осуществляют религиозно-образовательные проекты и печатают духовную литературу.

Турецкая модель ислама более приемлема для официоза Азербайджана. Азербайджан сотрудничает с Министерством по религиозным делам Турции, которому предоставлены полномочия по пропаганде турецкого ислама в зарубежных странах. Турция финансировала строительство восьми мечетей, ведет обучение духовенства и представляет стипендии для обучения в своих исламских средних школах и университетах. В Государственном университете Баку был создан Турецкий исламский факультет, и турецкие преподаватели были направлены в азербайджанские города.

Однако не только государственные структуры Турции проявляют активность в миссионерской работе в Азербайджане. В Турции существуют неформальные, но мощные структуры, которые ведут активную религиозную и образовательную политику в самой Турции и в других странах. Среди них следует отметить движение Фетуллаха Гюлена. Оно спонсируется частной компанией и занимается в основном вопросами образования. Эта структура открыла престижные турецкие средние школы и Кавказский университет в Баку. По свидетельствам представителей верующей молодежи Баку, преподаватели Кавказского Университета в Баку распространяют религиозные идеи путем неформальных контактов.

По сравнению с иранским влиянием власти Азербайджана, как отмечалось выше, более лояльно относились к турецкому религиозно-политическому проникновению. Однако, в последние годы некоторое давление было оказано и на протурецкие религиозные группы и структуры. В частности, на группы т.н. нурсистов (последователей религиозного деятеля первой половины 20-го века Саида Нурси).

Исторически, сунниты на территории нынешнего Азербайджана принадлежали к шафиитскому направлению (мазхабу), однако турецкое влияние привело к тому, что приверженцев ханафитского мазхаба стало больше (ханафиты составляют большинство мусульман в Турции). Также среди суннитского населения снова начали действовать суфийские тарикаты накшбандия, шазилия и кадирия. Тарикат (религиозный «орден») накшбандия широко распространен в Турции.

Проникновение идеи «радикального ислама» (под названием салафизма, часто используется также термин ваххабизм) началось в Азербайджане сравнительно недавно. Салафизм, практически неизвестный в Азербайджане двадцать лет назад, нашел себе приверженцев, главным образом, в Баку и на севере страны. Салафиты не признают духовную власть официального духовенства, т.е. Управления мусульман Кавказа. Интересно отметить, что салафиты пока избегают заявлять о своих политических устремлениях, пытаясь не попасть под удар властей, хотя политические амбиции у них наверняка есть.

Тем не менее, власти предприняли репрессии в адрес некоторых салафитских и суннитских общин, в том числе в Баку, в Гяндже и других населенных пунктах. В частности, была закрыта мечеть Абу Бакра в Баку, «Лезги-мечеть» также в Баку и некоторые другие. Также были закрыты некоторые турецкие мечети.

Периодически приходят сообщения об аресте салафитских элементов, которым, также как шиитским активистам, предъявляют обвинения в терроризме, незаконном хранении оружия, намерениях свергнуть законную власть и т.д. В последнее время возросла также напряженность между шиитами и салафитами в стране. В частности, некоторые салафитские радикалы выступили с угрозами в адрес определенных шиитских богословов. В целом, численность активных салафитов в Азербайджане не очень высока, если сравнивать с общим количеством населения, однако только в Баку, по некоторым данным, проживают не менее 15 тысяч активных салафитов. Много их и на севере страны. В основном, это жители Азербайджана из этнических меньшинств (лезгины, аварцы и др.), но немало и этнических азербайджанцев.

В 2011 году парламент Азербайджана принял закон, по которому запрещено направлять студентов на религиозное обучение в иностранные государства, если это не будет согласовано с соответствующим органом исполнительной власти. Незадолго до этого парламент принял закон, запрещающий т.н. исламскую пропаганду, также в столице страны, Баку, одно время было запрещено громкое звучание призыва к молитве - азана, однако впоследствии президент Ильхам Алиев отменил запрет, который вызывал крайне отрицательную реакцию верующих мусульман.

Следует отметить еще одну религиозную группу в Азербайджане: это последователи протестантских направлений и неохристианских сект. Их численность точно не известна, но, как и в Грузии (и в Армении, о чем ниже), речь идет о десятках тысяч человек. В основном, контингент этих религиозных групп формируется из русскоязычных жителей Азербайджана, и частично, из этнических азербайджанцев (в крупных городах). В отношении них власти тоже применяют разнообразные запреты. В частности, общине «Свидетелей Иеговы» был запрещен неограниченный ввоз литературы из-за рубежа. Затруднена и регистрация религиозных групп, а те группы, которые действуют без регистрации, подвергаются преследованиям со стороны властей, включая денежные штрафы и судебные дела с требованием их закрытия.

Из-за того, что Азербайджан исторически (по крайней мере, последнее тысячелетие) является мусульманской страной, деятельность христианских и квазихристианских групп проходит в своеобразной обстановке, т.е. полулегально или нелегально. Для мусульманина считается тяжелым грехом признать выход из ислама и переход в другую религию, и народное сознание, хотя оно и не является исламизированным, все еще воспринимает такие факты болезненно и с неодобрением. Таким образом, этим религиозным группам не хватает то, что можно назвать легитимностью в широком смысле слова, хотя они пытаются активно вербовать своих сторонников.

В целом, религиозно-политическая ситуация в Азербайджане крайне интересна и противоречива. Явственно видны противоборствующие силы, которые пытаются утвердить свои позиции в местном обществе, что также обусловлено немалым геополитическим значением территории Азербайджанской Республики. Традиционно, за последние века главными геополитическими акторами в Азербайджане выступали Иран и Турция (Персидская и Османская империи), а также, с XVIII века - Россия. Иран опирался, прежде всего, на слои населения с шиитско-мусульманской идентичностью, а Турция - на суннитов или секулярных националистов, которые выступали с пантюркистских позиций.

Что касается России, она могла опираться на некоторые национальные меньшинства (армяне, русские, евреи), а также умело использовала шиитско-суннитские противоречия. Например, когда Иран вторгался на территорию нынешнего Азербайджана и пытался вытеснить Россию, местные сунниты поддерживали русских, а не иранцев, и наоборот, шииты предпочитали поддерживать Россию, если усиливалось турецкое влияние.

На данный момент западные страны и Турция в Азербайджане могут использовать в своих интересах или опираться на такие религиозные группы, как: последователи ханафитского и шафиитского мазхабов, суфии различных тарикатов, части салафитов, участников протестантских и неохристианских сект, а также религиозно индифферентное население (особенно, явные или скрытие атеисты). Иран установил связи с частью независимых шиитских групп, особенно сильно иранское влияние в таких исламизированных селах, как Нардаран, Лерик, Лагидж и др., а также в южных регионах республики.

Что касается России, православное русскоязычное население все еще присутствует в городах Азербайджана, особенно в Баку, однако его численность медленно уменьшается. Поэтому Россия пытается установить связи с официальной властью, под контролем которой находится неисламизированное население (т.н. «этнические мусульмане»), которое все еще владеет русским языком и имеет экономические связи с Россией.

Однако, представляется, что уже в среднесрочной перспективе, неизбежен постепенный рост исламского самосознания, который сейчас находится в Азербайджане на одном из самых низких уровней в исламском мире. По оценкам социологов, молодое поколение азербайджанцев уже более религиозно, чем старшее, которое выросло в атеистической стране. Вероятно, что рост религиозного сознания в Азербайджане не будет взрывным, и будет проходить в разных направлениях: в шиитском, умеренно-суннитском (вместе с суфизмом), радикально-исламистском (салафитском), также будут увеличиваться в численности христианские и квазихристианские группы. Это вызовет постепенное уменьшение численности формальных, «этнических» мусульман. Численность открытых атеистов, вероятно, также несколько возрастет.

Все это предвещает образование очень сложной картины распределения ценностных и внешнеполитических предпочтений среди местного населения, основными векторами которых станут протурецкий, проевропейский (прозападный) и проиранский. Влияние России также будет сохраняться, однако ему не будет хватать прочной основы в виде религиозно-ценностного и идеологического фундамента.

Ситуация в Армении

Армения является самой гомогенной страной на Кавказе, в религиозном (и в этническом) плане. Свыше 95% населения составляют армяне, большая часть которых относит себя к Армянской Апостольской церкви (полное название - Армянская святая апостольская православная церковь). Она считается одной из древнейших христианских церквей в мире.

Особенностью армянской Церкви является то, что она, в отличие от трех крупнейших ветвей христианства (католицизм, православие, протестантизм) признает решения лишь первых трех Вселенских соборов и не признает Халкидонский и последующие соборы. Поэтому, ААЦ относят к «дохалкидонским» церквям, вместе с еще несколькими т.н. древнеправославными восточными церквями (коптская, сирийская и т. д.).

Христологическая доктрина этих церквей получила название миафизитской. При этом православные деятели византийского (халкидонского, православного) направления иногда ошибочно называют армянскую церковь монофизитской, хотя монофизитская доктрина осуждена армянской церковью на своих соборах. Исторически, миафизитство поддерживалось Персией (Сасанидская империя), в то время как диофизиты ориентировались на Византийскую (Римскую) империю. Это дало повод некоторым противникам миафизитской христологической доктрины называть ее политически ангажированной диверсией в христианство со стороны Ирана (Персии). Однако это не совсем соответствует действительности.

Так или иначе, история сделала любопытный поворот в наши дни, когда христианская Армения поддерживает тесные и дружеские отношения с Исламской Республикой Иран, в то время как преимущественно (формально) шиитский Азербайджан имеет многочисленные проблемы с южным соседом.

Из-за религиозного раскола по линии принятия или непринятия решений Халкидонского собора традиционно непростыми были отношения между Церквями Армении и Грузии. Проблемы, как упоминалось выше, сохраняются и по сей день. Между православными церквями и ААЦ проходит религиозный диалог, особенно между русской и армянской церквями, однако в ближайшее время вряд ли следует ожидать каких-то догматических изменений в позициях сторон в ходе этого диалога.

Среди армян в мире существует такая категория, как хемшилы (армяне-мусульмане), но в самой Армении мусульмане практически не проживают, за исключением небольшой иранской общины, которая имеет даже свою мечеть в центре Еревана (историческая Голубая мечеть, восстановленная в 1996-1999 гг.). В Армении живет определенное количество курдов-езидов, которые составляют отдельную этно-религиозную группу. Часть курдов довольно тесно ассимилирована с армянским населением, особенно в языковом отношении, хотя и сохраняет свои верования.

Наибольшую угрозу для доминирования ААЦ на религиозном поле представляют недавно созданные общины протестантской направленности, а также «Свидетелей Иеговы» и др. Как и в других странах Кавказа, за последние 20 лет их число многократно увеличилось, и они имеют последователей практически в каждом крупном городе и во многих сельских населенных пунктах. В Армении звучат иногда критические голоса в адрес некоторых представителей Армянской церкви, что она неуклюже реагирует на вызовы времени, срослась с властью, отдельные ее клирики погрязли в коррупции и др. (такие же обвинения звучат в Грузии в адрес ГПЦ). Видимо, этот фактор тоже способствует успеху пропаганды новых религиозных групп.

Армянская церковь, как и грузинская, играет важную роль в политической жизни страны, значительная часть клириков выступает против навязывания со стороны Запада некоторых ценностей, которые неприемлемы для христианства. Внутри Церкви также существуют различные группировки (консервативные и более либеральные), но пока это выражено менее явственно, чем в ГПЦ.

На территории многих стран, где живут представители армянской диаспоры, существуют епархии ААЦ. Особенно много армянских церквей находятся в России и в Иране. Геополитическая и религиозная ситуация Армении толкает эту страну на сотрудничество с этими двумя странами, которые на данный момент выступают в роли гарантов безопасности Армении. Усилия западных стран и Турции, перетянуть Армению на свою сторону, пока не увенчались успехом.

Георгий Векуа
- политолог, эксперт Института Евразии


Сев. Кавказ регион преимущественно исламский. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, северокавказские туркмены мусульманесунниты (см. Суннизм) ханафитского мазхаба (толка); почти все народы Дагестана (в т. ч. тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба. Калмыки являются буддистами-ламаистами (см. Буддизм в России), часть православные. Православия придерживается русское, в т. ч. казачье (см. Казаки в России), население, значительная часть осетин, моздокские кабардинцы. Небольшая часть казачества старообрядцы (см. Старообрядчество). Часть татов (т. наз. «горские евреи») иудаисты (см. Иудаизм в России).

До ислама, с 4–5 вв., на Сев. Кавказе появилось христво. Христ. влияние шло из Византии, Грузии и Кавказской Албании. На землях адыгов существовала Зихская епархия (с 7 в.), в Алании Аланская митрополия (с нач. 10 в.). Многочисленные находки предметов христ. культа, остатки церквей, часовен по всему Сев. Кавказу свидетельствуют о широкой миссионерской деятельности Восточной правосл. церкви. Несмотря на это, население в осн. оставалось полуязыческим, а во мн. местах полностью языческим. Иудаизм на Сев. Кавказ проник с татами-иудаистами в 5–6 вв. и был поддержан политич. влиянием Хазарского каганата, где эта религия была государственной, но широкого распространения не получила. Ислам на Сев. Кавказ стал проникать в 7–8 вв. в связи с арабскими завоеваниями. Первыми исламизации подверглись народы Дагестана, перенявшие от арабов мазхаб имама Шафии. Сев. - Зап. и Центральный Кавказ испытывали большое влияние ханафитской Золотой Орды, а позже крымских татар, турок и ногайцев, также распространявших здесь мазхаб Абу-Ханифы. Распространение ислама шло постепенно: сначала мусульманами становились представители знати, а затем и зависимые от них люди. Чеченцы и ингуши, обращенные в ислам проповедниками из Дагестана (16–19 вв.), стали шафиитами. Здесь, как и в Дагестане, распространилось суфийское братство накшбандия (см. Суфизм в России).

К нач. 19 в. большинство населения Сев. Кавказа было обращено в ислам. Национально-освободительное движение горцев во время Кавказской войны приобрело религ. окраску. В Дагестане и Чечне оно вылилось в религ. - политич. движение, получившее в лит-ре название мюридизм. Имам Шамиль, возглавивший движение и создавший теократическое гос-во имамат, удачно использовал традиции суфийского братства накшбандия. В основу идеологии была положена идея газавата св. войны за веру; адат последовательно вытеснялся шариатом. В 5060-е гг. 19 в. в Чечне возникло новое движение во главе с шейхом Кунта-Хаджи, к-рый призывал к миру и успокоению. Он проповедовал идеи суфийского братства кадирия, усвоенные им во время пребывания на Ближнем Востоке. Царские чиновники окрестили учение Кунта-Хаджи «зикризмом», поскольку в обрядовой практике кадиритов важное место занимает зикр громкие радения с повторением имени Аллаха, сопровождающиеся танцем по кругу. «Зикризм» охватил горные районы Чечни и всю Ингушетию. После Кавказской войны значительная часть мусульман Сев. Кавказа переселилась в Турцию. Отправлению культа оставшимися препятствий не чинилось, каждое селение имело мечеть, зачастую и не одну.

После революции по мере укрепления советской власти мусульманское судопроизводство было ликвидировано, стали закрываться мечети, медресе. В 193040-е гг. активно проводились преследования и высылка мулл, кадиев, шейхов. Наибольшее противодействие эта политика встретила в Чечне, Ингушетии и Дагестане, где сохранению ислама во мн. способствовал суфизм. К кон. 20-х гг. в Чечне и Ингушетии ок. половины населения были мюридами. Насильственное выселение вайнахов в 1944 усилило их религиозность. Люди еще более сплотились вокруг шейхов, авторитет к-рых неизмеримо возрос. В Чечено-Ингушетии к нач. 80-х гг. число офиц. не зарегистрированных мечетей превышало число зарегистрированных в десятки раз. Несколько иной была ситуация на Сев. - Зап. Кавказе. Тут антирелиг. деятельность достигла значительных успехов. Основная масса населения отошла от выполнения религ. обязанностей.

В кон. 80 - нач. 90-х гг. религ орг-ции получили возможность действовать открыто. Если на Сев. - Вост. Кавказе это был выход на свободу загнанной вглубь религиозности (так, в Чечне и Ингушетии к 1993 уже имелось 2500 мечетей против 12 в нач. 80-х гг.), то на Сев. - Зап. Кавказе началось подлинное возрождение ислама и христ-ва. Развернулось строительство мечетей и церквей, стали открываться религ. школы. На Сев. Кавказе действуют исламские вузы, молодежь обучается в др. исламских гос-вах.

Растянувшееся во времени проникновение на Сев. Кавказ монотеистических религий, верность северокавказских народов традициям предков, длительное сохранение патриархальных порядков в горном крае привели к живучести древних верований и обрядов. В религ. верованиях северокавказских народов сложились нек-рые общие черты: особое почитание божества грома и молнии, функциональное сходство др. божеств и покровителей. Сильно развиты верования, связанные с сельскохозяйственной практикой; в осн. это магические представления и обряды. Постепенно уходят из жизни мн. персонажи демонологии, однако сохраняется вера в джиннов.

В верованиях народов Сев. Кавказа пережитки культа предков вплелись в мусульманскую праздничную обрядность. В дни Ураза-байрама и Курбан-байрама, а также весеннего праздника Навруз возносятся молитвы за покойных родственников, посещаются их могилы. По всему региону широко отмечается мавлид день рождения Пророка Мухаммада. Мавлид часто проводят также по какому-нибудь важному случаю, не обязательно в месяц раби аль-авваль (когда родился Пророк). Большим семейным праздником является обрезание сына (суннет). Распространен культ святых, связанный на Сев. Вост. Кавказе с суфизмом.

В последние годы среди мусульманского населения Сев. Кавказа стали распространяться ваххабитские идеи (см. Ваххабизм), что вызывает тревогу среди офиц. служителей культа. Ваххабизм проникает из Саудовской Аравии и др. исламских гос-в как путем прямой миссионерской деятельности, так и опосредованно - через молодежь, обучавшуюся за рубежом. Ваххабиты имеют сильную финансовую поддержку, они издают львиную долю местной исламской лит-ры. Ваххабизм приобрел силу в осн. в экологически и социально неблагополучных местах: Чечня, предгорные районы Дагестана и т. д. Осн. ставка делается на молодежь. Большое внимание уделяется изучению арабского языка, Корана и хадисов на языке оригинала. Адат полностью отрицается, признается только шариат и Сунна Пророка. Отрицаются также многие обычаи и обряды, укоренившиеся в сознании людей как исламские. Так, запрещается чтение Корана на могиле или в доме усопшего, чтение талкына (наставления покойному) на похоронах, пользование четками, поклонение святыням и т. д. Мусульмане, не приемлющие ваххабизма, обвиняются в идолопоклонстве. На этой основе случаются разлады в семьях, столкновения в мечетях. Экстремизм ваххабитов вызывает настороженность и осуждение со стороны офиц. духовных лиц.

Северный Кавказ является регионом традиционного распространения двух религий – христианства и ислама. Большая часть народов региона исповедует ислам. Единственное исключение – осетины: большая их часть находится в лоне православного христианства, но меньшинство остаются прихожанами мечетей. Северокавказский ислам – суннитского толка. Традиционными течениями последнего являются два мазхаба – шафиитский, много последователей которого встречаются среди аварцев и чеченцев, и ханифицкий, к которому принадлежат остальные верующие мусульмане. Традиционное распространение на Северном Кавказе имеют суфийские ордена, в частности кадирийский и накшбандийский. На Северном Кавказе проживают и шииты – это азербайджанцы, имеющие собственные мечети.

В годы перестройки, ислам претерпел значительную эволюцию: от фактически преследуемой, всячески стесняемой религии (в Дагестане, например, в начале 1980-х гг. было всего 27 мечетей, в Адыгее – ни одной) до первенствующей идеологии, влияние которой ощущается во всех сферах общественно-политической и духовной жизни региона.

В дальнейшем происходило возрождение ислама, наиболее зримое в происходившем массовом строительстве мечетей. Например, на 1 января 1999г. в Дагестане функционировало около 1700 мечетей (по неофициальном данным, 5000). Не менее яркий пример дает Адыгея. В начале 1990-х гг. бывший муфтий Адыгеи Мос Чениб высказал пожелание, чтобы мечети были построены в каждом адыгейском ауле. Возможно, это пожелание еще не реализовано до конца, однако для территории, где еще 15 лет назад не функционировало ни одного молитвенного здания для мусульман, сейчас во многих селениях отстроены мечети. Аналогичное положение и в других регионах северного Кавказа.

Организационно-управленческая структура исламской конфессии на Северном Кавказе достаточно сложна. В советский период существовало региональное Духовное управление мусульман (ДУМ) Северного Кавказа. Однако в конце 1980-х гг. после ряда тяжелых потрясений, начало которым было положено конфликтом на 1 съезде мусульман Северного Кавказа(май 1989 г.), данный съезд, завершившийся смещением ставшего неприемлемым для большинства верующих – муфтия Геккиева. В дальнейшем региональное единство ДУМ не сохранилось, оно раскололось по национальному признаку. В каждой республике образовались собственные духовные управления, существующие и ныне: ДУМ Адыгеи и Краснодарского края, Карачаево-Черкесии и Ставрополя, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии.

ДУМ Дагестана также не смогло удержаться в организационном объединении, и на третьем съезде дагестанских мусульман (февраль 1992 г.) было положено начало его расколу на этнические муфтияты. В настоящее время существуют духовные управления аварцев, кумыков, лезгин, даргинцев, лакцев и др. Не смотря на это, на определенном этапе горизонтальтные связи вновь заработали и в настоящее время в Дагестане функционирует координационный совет, объединяющий все Духовные управления Дагестана.

Будучи родиной менее чем для половины мусульманского населения России, Северный Кавказ уверенно лидирует среди мусульманских регионов страны по всем основным критериям “возрождения ислама”.

Абсолютное большинство северокавказских христиан исповедует православие. Помимо этого в регионе распространены другие деноминации христианства. В ряде регионов Северного Кавказа зарегистрированы общины христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня. Армянское население края является приверженцами вероучения Армянской апостольской церкви, армянская владикавказская община имеет собственный храм.

Православная церковь:

На Северном Кавказе у Русской православной церкви (РПЦ) четыре епархии: Ростовская епархия объединяет приходы Ростовской области, Краснодарская – приходы правовобережных (по Кубани) районов Краснодарского Края, Майкопская – приходы Адыгеи и левобережных районов Краснодарского края, Ставропольская – приходы Ставропольского края и 6 республик Северного Кавказа – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Какбардино-Балкарии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.

Северокавказские епархии – одни из самых крупных в РПЦ. На начало 1997 г. В Ставропольской епархии было 244 прихода, в Ростовской – 196, в Краснодарской – 146, в Майкопской – 91.

Большое количество приходов связанно как с перенаселенностью региона, так и с преобладанием в нем сельского населения (в целом более религиозного, чем городское).

Региональным центром православного духовного образования является открытая Ставропольская духовная семинария, появившаяся в 1990г.

К сожалению, ни для не секрет, что существуют некоторые проблемы во взаимоотношениях между православными и мусульманами, однако православные религиозные деятели Северного Кавказа в целом отрицают существование каких-либо противоречий между православными и мусульманами.

Бытуют мнения, что в какой-то момент времени, православные и мусульманские духовные деятели региона несколько лет пытались развить концепцию “двух основных и нескольких традиционных” религий. При этом помимо ислама и православия, к традиционным конфессиям относят Армянскую апостольскую церковь, буддистов, иудаистов. На православие, ислам и “традиционные” конфессии возлагалась ответственность за возрождение духовности народов региона. Таким образом, появляется возможность утверждать, что в основе сотрудничества между православным и мусульманским духовенством лежат: сознательный взаимный отказ от обращения в свою веру представителей “дружественной конфессии”, общее неприятие деятельности чужаков.

Роль религиозного фактора на Северном Кавказе неисчерпаема, поскольку он влияет на все процессы, происходящие в жизни людей на современном этапе.

Загрузка...