musings.ru

Апостолы от семидесяти. Собор святых семидесяти апостолов Происхождение списка апостолов

Дата публикации или обновления 03.07.2017

  • Жития Святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

  • По месяцам: Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

    Собор святых семидесяти Апостолов,
    Память 4 января

    Кроме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: "После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим " (Лк.10:1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: "Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? " (Иоан.6:66-67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу - из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром первоверховным в том лике.

    На основании божественного писания, предания святых отцов древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде.

    Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Галатам говоря: "ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня" (Гал.1:18-19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове 1 .

    Святой евангелиста Марк написавшей святое евангелие, под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой " (1Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию 2 , где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух 3 .

    Святой евангелист Лука, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в посланий к Колоссянам: "Приветствует вас Лука, врач возлюбленный" (Кол.4:14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе 4 , преимущественно в Беотии 5 . Скончался мученически в Ахаии 6 .

    Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою виде Господа по воскресений Его потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк.24:13-35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями 7 .

    Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова, в Иерусалим, где и окончил, свою жизнь, будучи распят за распятого Христа. 8

    Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян.4:36). О нем упоминается в книге деяний Апостольских (Деян.11:24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: "ходил я , - говорит апостол Павел, - в Иерусалим с Варнавою " (Гал.2:1). Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан 9 . Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался 10 .

    Святой Иосия или Иосиф называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского (Деян.1:23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорить: "также Иисус, прозываемый Иустом " (Кол.4:11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков и Симон и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе 11 , где и скончался мученическою смертью. 12

    Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе 13 в Финикийском город Берите 14 .

    Святой Анания, крестивший апостола Павла (Деян.9:10-18), был сначала епископом в городе Дамаске 15 . Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана 16 .

    Святой первомученик Стефан архидиакон первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван "Первомучеником" 17 . Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55).

    Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии 18 и евнуха Кандакии царицы (Деян.8:26-39), был епископом в городе Траллии 19 и там просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел к Господу. 20

    Святой Прохор один из семи диаконов (Деян.6:5), спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии 21 , а потом проповедовал о Христе, в Антиохии 22 , где и скончался мученически.

    Святой Никанор один из семи диаконов был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа, в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских во время великого гонения, воздвигнутого на церковь Иерусалимскую (Деян.8:1).

    Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Востры в Аравии 23 и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Затем будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел к Господу.

    Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов 24 .

    Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе 25 , где и скончался мученическою смертью 26 .

    Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2Кор. 2: 12-13; 12:18; 2 Тим. 4: 10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире. 27

    Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе 28 . Скончался мученически в царствование Нерона. 29

    Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем посланий к Филимону (Флм.1:10-19), проповедовал христианство в Испании, Греций и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме. 30

    Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: "Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса " (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя 31 . Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: "Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе " (Кол.4:12-13).

    Святой Архипп упоминаемый в том же посланий к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах 32 ; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: "Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе " (Кол.4:17). Там святой Архип и скончался мучинической смертью. 33

    Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божье и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13-24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: "Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви " (Деян.15:40-41). Впоследствии он был епископом в Коринфе 34 и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божья и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу. 35

    Святой Силуан проповедовал слово Божье вместе со святыми апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: "Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата " (1Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во втором посланий к Коринфянам: "Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном " (2Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни 36 , где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. 37

    Святой Крискент 38 , о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором посланий к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии 39 , а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне 40 , Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна 41 .

    Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: "Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим " (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он "крестил Криспа " (1Кор.1:19), был епископом на остров Эгин, близ Пелопоннеса 42 , между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире.

    Святой Епенет 43 , о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам говоря: "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа " (Рим.16:5), был епископом в Карфагене 44 .

    Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий к Римлянам, говоря: "Приветствуйте Андроника" , и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии 45 . Скончался в мире 46 .

    Святой Стахий 47 , о котором упоминает святой апостол Павел в том же посланий, говоря: "Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне " (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе 48 церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.

    Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же посланий, говоря: "Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе " (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе 49 , где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе 50 , будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе 51 .

    Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: "Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе " (Рим.16:9), был епископом в Македонии 52 и скончался мученически 53 .

    Святой Наркисс 54 , о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: "Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе " (Рим.16:11), был епископом в Афинах 55 .

    Святой Апеллий 56 , о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел говоря: "Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе " (Рим.16:10), был епископом города Смирны 57 .

    Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: "Приветствуйте верных из дома Аристовулова " (Рим.16:10), был епископом в Британии 58 и там после долгих трудов и страданий скончался 59 .

    Святой Иродион или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: "Приветствуйте Иродиона, сродника моего " (Рим.16:11), был епископом в Патрах 60 . Скончался мученически в Риме 61 .

    Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: "пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников " (Деян. 21: 10-11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу. 62

    Святой Руфь 63 , о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: "Приветствуйте Руфа, избранного в Господе " (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции 64 .

    Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово 65 .

    Святой Флегонт 66 , упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Марафоне, городе Фракии 67 .

    Святой Эрм, который упоминается в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Филиппополе 68 , где и скончался мученически 69 .

    Святой Патров, упоминаемый в том же послании (Рим.16:14), был епископом в Неаполе 70 и Путеолахе 71 , где многих обратил к Христу 72 .

    Святой Ермий 73 , о котором упоминается в том же послании, был епископом в Далмации 74 .

    О сих пяти апостолах упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам в таких словах: "Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия " (Рим.16:14).

    Святой Лин о котором упоминает святой апостол Павел во втором посланий к Тимофею (2Тим.4:21), был епископом в Риме, после святого апостола Петра 75 .

    Святой Гаий 76 , о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам говоря: "Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви " (Рим.16:23), был епископом в Ефесе, после святого Тимофея.

    Святой Филолог, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: "Приветствуйте Филолога " (Рим.16:15), святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе 77 , где и скончался в мире. 78

    Святой Лукий или Лука 79 , о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Лаодикии Сирской 80 .

    Святой Ясон, который упоминается в том же послании (Рим.16:21), был епископом в Тарсе 81 , где много пострадал за имя Христово. Скончался в глубокой старости в мире 82 .

    Святой Сосипатр также упоминаемый в послании к Римлянам (Рим.16:21), был епископом в Иконии 83 . Скончался Сосипатр в мире 84 .

    О последних трех апостолах святой апостол Павел в послании к Римлянам пишет так: "Приветствуют вас и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои " (Рим.16:21).

    Святой Олимпан или Олимп, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:15), присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме, и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых апостолов Петра и Павла 85 .

    Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: "Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание " (Рим.16:22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец 86 .

    Святой Ераст 87 , о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде 88 .

    Святой Куарт или Кварт 89 , о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите.

    Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: "Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт " (Рим.16:23).

    Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: "Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь ". Скончался мученически 90 .

    Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: "Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих " (2Тим.1:16), был епископом в Колофоне 91 и Кирине 92 . Скончался мученически 93 .

    Святой Климент 94 , о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: "подвизавшийся вместе со мною и с Климентом " (Флп.4:3), был епископом в Сардике 95 .

    Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: "А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем " (Деян.18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: "Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат " (1Кор.1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне 96 .

    Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: "Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно " (Деян.18:24-25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом посланий к Коринфянам говоря: "Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог " (1Кор.3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите 97 и еще поздние был епископом Кесарии 98 .

    Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (20:4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4:7) и к Ефесянам, где говорится: "дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши " (Еф.6:21-22). И снова, во втором посланий к Тимофею, апостол Павел говорит: "Тихика я послал в Ефес " (2Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена 99 .

    Святой Епафродит 100 упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: "Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей " (Флп.2:25). Епафродит был епископом в Адриаке 101 .

    Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает во втором послании к Тимофею в таких словах: "Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги " (2Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской 102 . Окончил жизнь в мире 103 .

    Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии 104 , где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину 105 при царе Адриане 106 .

    Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: "А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком " (Деян.12:25 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии 107 . Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие 108 .

    Святой Зина, по прозваний Законник т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в послании к Титу, говоря: "Зину законника позаботься отправить ко мне " (Тит.3:13), был епископом в Диосполе.

    Святой Аристарх о котором упоминается в Деяниях Апостольских (19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4:10) и к Филимону (1:23), был епископом в городе Апамеи 109 .

    Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во втором посланий к Тимофею, говоря: "Приветствует тебя и Пуд " (2Тим.4:21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась "Пастырскою" и в которой, по преданий, священнодействовал святой апостол Петр.

    Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян. 20:4; 21:29) и святой апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря: "Трофима же я оставил больного в Милите " (2Тим.4:20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечем вместе с своими двумя сотоварищами также был обезглавлен 110 .

    Святой Марк 111 , племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской 112 . О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: "Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы " (Кол.4:10).

    Святой Артема 113 , о котором говорит святой апостол Павел в послании к Титу: "Когда пришлю к тебе Артему " (Тит.3:12), был епископом в Листрахе 114 .

    Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.18:1-3) и в посланиях апостола Павла (Рим.16:3-4 и др.), был епископом в Гераклее, слово же Божье проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец 115 .

    Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в первом посланий к Коринфянам (16:17-18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово; и после многих трудов воспринял блаженную кончину.

    Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: "Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили " (16:17-18).

    Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские (17:34), сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии 116 и здесь был обезглавлен. О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской 117 , который, перечисляя 70 апостолов говорит: "прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедь Павла в Афинах".

    Святой Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: "В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер " (Деян.13:1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: "Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два 118 . Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц, и что святые Симеон Нигер - был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин 119 , в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов.

    Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.

    Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: "им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом посланий к Коринфянам говорит: "Что явился (Христос по воскресений Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили " (1Кор.15:5-6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам, и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.

    Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8:1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом город рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: "четверодневный Лазарь, друг Христов" 120 .

    Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи 121 и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое его тело у Пилата (Лк.23:50-52; Мф. 27:67; Мрк. 15:42; Иоан. 19:38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны 122 .

    Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Иоан.3:1-2) и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чьи услышать его Самого и рассмотрят его дело (Иоан.7:50-51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Иоан.19:39), - также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи 123 .

    Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: "если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян.6:34-40). После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам 124 .

    Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян.8:26-39) и обративший эту царицу к Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии 125 , где и скончался мученическою смертью.

    Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: "ныне пришло спасение дому сему " (Лк.19:1-10). По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром им был поставлен епископом Кесарии Палестинской 126 , где и проповедовал о Христе 127 .

    Святой Корнилий сотник, крещенный святым апостолом Петром (Деян. 10 гл.), которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии 128 , где и скончался с миром 129 .

    Святой Логгин сотник, который стоял на страже при кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын (Мф.27:54). После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически 130 .

    Святой Игнатий Богоносец по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: "если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18:2-5; Мрк. 9:37). Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедовал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертью в Риме, будучи отдан на растерзание львам 131 .

    Святой Поликарп был епископом города Смирны 132 . Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божье, писал послание ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст 133 в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа божественным апостолом говоря: "прибыли они в Смирну и там святой Игнатий целовал святого Поликарпа, божественного апостола, своего соученика". Скончался мученическою смертью в Риме 134 .

    Святой Ерофей, один из членов Афинского ареопага 135 ; святой вере христианской был научен святым апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святой Ерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы, по Успении Пречистой Богоматери в Иерусалим. Скончался мученически 136 .

    Святой Антипа, епископ Пергамский 137 , также пострадал за апостольскую проповедь о Христе 138 . О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так: "Антипа, свидетель мой верный, был убит " (Откр.2:13).

    Святой Димитрий, о котором упоминает святой апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании (1:12). Святой Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии 139 .

    Кондак, глас 2:

    Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии, в песнех восхвалим: теми бо вси навыкохом Троицу почитати нераздельную, и пребывают светильницы божественныя веры

    ________________________________________________________________________ 1 Память его совершается Церковью 23 октября. 2 Александрия - знаменитый город основанный Александром Македонским в 331 г. до Р. X., на берегу Средиземного моря, в Нижнем (Северном) Египте, при устье Нила. В древности был богатейший торговый и промышленный город. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море, с населением до 230, 000 человек. 3 Память его совершается 25 апреля, в день, его мученической кончины. 4 Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется православною Церковью 18 октября, а день перенесения святых мощей его 22 апреля. 5 Беотия - область средней Греции. 6 Как свидетельствует о сем святой Григорий Богослове в первом слове на императора Юлиана. 7 По преданию в том самом доме, в котором он со святым Лукою узнал воскресшего Христа чрез преломление Им хлеба. 8 Празднование памяти его установлено Церковью 27 апреля и 18 сентября. 9 Медиолан - ныне Милан - значительнейший городе Северной Италии, в области Ломбардии; основан в глубочайшей древности и всегда имел большое значение. 10 Память святого апостола Варнавы празднуется особо 11 июня. 11 Елевферополь - город в южной Палестине, на дороге между Иерусалимом и Газой. В настоящее время здесь расположено селение, лежащее при выходе из равнины Сефельской в нагорную землю Иудину. Недалеко от него лежать развалины древнего Елевферополя. 12 Празднование памяти его 30 октября. 13 Память святого апостола Фаддея совершается Церковью 21 августа. 14 Берит - нынешней Бейрут - древний город Финикии, на берегу Средиземного моря; в V веке процветал и славился своей высшей школой риторики, поэзии и праве; ныне - главный административный город Азиатско-Турецкой Сирии и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением до 180, 000 жителей. 15 Дамаск - главный, богатейший торговый город Сирии, один из древнейших городов во всем мире; лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине, при восточной подошве Анти-Ливана. И в настоящее время г. Дамаск входящей в состав Турецкой империи, - один из богатейших городов Азии и имеет до 150 тысяч жителей. 16 Память ап. Анании совершается 1-го октября. 17 Память святого первомученика Стефана совершается Церковью три раза в годы 27-го декабря, в день мученической кончины святого, 15-го сентября, когда празднуется обретение мощей его, и 2-го августа, в день перенесения мощей святого Стефана из Иерусалима в Константинополь. 18 Самария, как страна или область Палестины, занимала средину Палестины, на запад от Иордана. Границы ее к северу - Галилея, к югу - Иудея, к востоку - Иордан, к западу - Средиземное море. Самария, главный город страны Самарийской и некогда столица царства Израильского, находилась в расстоянии почти трех верст на север от Иерусалима. В настоящее время от древнего славного города не осталось камня на камне, - на Месте его стоить одна бедная деревенька Сабустье (прежде город Севастия). 19 Траллия - Лидейский город на северо-запад Малой Азии. 20 Память апостола Филиппа совершается Церковью 11-го октября. 21 Никомидия - богатый и цветущий город в области Вифинии, в северо-западной части Малой Азии. От древней цветущей Никомидии и доселе, сохраняется много развалин, свидетельствующих о ее славном прошлом. 22 Антиохия - столица Сирии, древнейший и богатейший город; Антеохия лежит при реке Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра. В настоящее время Антиохия находится под Турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей. 23 Бостра - город в Аравии. В древности был богатый торговый город. Теперь в развалинах. Сохранившиеся длинные ряды каменных магазинов свидетельствуют о его былом могуществе и богатстве. 24 Память святых апостолов: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена празднуется всех вместе 28-ю июля; кроме того, память св. Никанора празднуется 28-го декабря и память св. Тимона 30-го декабря. 25 Ефес главный город малоазиатской провинции Асии; расположен на реке Каистре. В настоящее время на месте древнего города Эфеса находится бедная турецкая деревушка, называемая Айся - Солюк. 26 Память святого апостола Тимофея совершается Церковью 22-го января. 27 Память св. апостола Тита совершается 25-го августа. 28 Газа - один из самых древнейших Филистимских городов служивший пределом Хананеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял все свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда великий город. Недалеко отсюда расположен новый город позднейшего происхождения, того же имени. 29 Память святого апостола Филимона православная Церковь празднует 19-го февраля и 22-го ноября. 30 В царствование римского императора Траяна около 109 года. Память св. апостола Онисима празднуется 15-го февраля. 31 Города в Малой Азии. 32 Колоссы - город в юго-западной части Фригии, при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатый город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов горы Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы. 33 Память святого апостола Архиппа совершается Церковью 19 февраля и 22 ноября. 34 Коринф - древнейший, знаменитый и богатый торговый город Ахали прекрасной и плодоносной равнине на юго-восточном углу Коринфского залива, между Ионическим и Эгейским морями. В настоящее время развалины древнего Коринфа находятся близ нынешнего Коринфа, называемого Куронто, который имеет около 5000 жителей. 35 Память его празднуется 30-го июля. 36 Солунь или Фесалоника - весьма значительный, древний город Македонии, лежал в глубине большого Солянского или Фермейского залива при Эгейском море (Архипелаг). В настоящее время город этот под именем Салоники, после Константинополя, первый торговый и мануфактурный город в европейской Турции, с весьма многочисленным населением. 37 Память его совершается 30-го июня. 38 Память св. ап. Крискента совершается 30-го июля. 39 Галатия - небольшая гористая, но плодородная провинция Малой Азии, лежащая между Фригией, Вифинией, Понтом и Каппадокией. Название получила от Галатов - воинственных племен Галльского или Кельтического происхождения. 40 Виенна - ныне Виеннь - древняя римская колония и потом столица различных государств основанных германскими племенами, расположена на левом берегу р. Роны. В настоящее время город богат остатками римских древностей. 41 Траян - римский император- царствовал с 98-117 г. 42 Пелопоннес - южная часть Греции. 43 Память его Церковь празднует 30-го июля. 44 Карфаген - древнейшая, знаменитая колония Финикиян на севере Африки, достигшая в древней истории высшей степени могущества и разрушенная в 146 г. До Р. X. На развалинах древнего Карфагена при первых Римских императорах возник новый Карфаген, который существовал, с большим блеском в продолжение весьма долгого времени. 45 Паннония - одна из значительных придунайских областей Римской империи; ныне Паннония составляет часть Венгрии. 46 Память святого апостола Андроника св. Церковь празднует три раза в году: 17-го мая, 30-го толя и 22-го февраля. 47 Память его 31-го октября. 48 Аргирополь, ныне Фундукли, предместье Константинополя, близ Перы и Галаты 49 Диосполь находился в Палестине, к северу-западу от Иерусалима. 50 Одисса - город в Мизии, в северо-западной части Малой Азии, ныне Варна- пристань у северо-восточной покатности Балкан на берегу Черного моря, имеет более 25,000 жителей. 51 Память его празднуется Церковью 31-го октября. 52 Македония находилась к северу от Греции, между Иллирией, Фракией, Эгейским морем и Гетом или Балканом. Некоторое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом. Во времена Апостолов Македония входила в состав Римской империи. Теперь она во власти Турок. 53 Память св. апостола Урвана 31 октября. 54 Память его 31 октября. 55 Афины - столица древнегреческого государства; славилась своими постройками, статуями, развитием торговли и промышленности, и особенно школами. Здесь до позднейших времен (VI в. до Р. X.) находились знаменитые философские училища, в которых получали образование жители древних стран. 56 Память его 31 октября. 57 Смирна - знаменитый торговый город Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага), один из древнейших городов Малой Азии Христианством была Смирна просвещена святым апостолом Иоанном Богословом. В настоящее время Смирна принадлежит Туркам, но и доныне сохраняется там православная вера христианская. Город остается и до сих пор одним из самых цветущих и очень населенных городов Турецкой империи. 58 Британия - древнее название Англии. 59 Память св. апостола Аристовула празднуется Церковью дважды в году: 16 марта и 31 октября. 60 Патры или Патара, приморский торговый город в Малоазийской провинции Ликии (ныне Анатолия). Основан Финикиянами; ныне в развалинах. 61 Память святого апостола Иродиона совершается Церковью 8 апреля и 10 ноября. 62 Память его - 8 апреля. 63 Память его празднуется 8 апреля. 64 Фивы - главный город Беотии, области Греции. 65 Память его - 8 апреля. 66 Память его празднуется 8 апреля. 67 Марафон - древний город во Фракии, лежавшей к северо-востоку от Македонии. 68 Филипполь - древний укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на реке Марице; доселе весьма значителен по своей промышленности и численности населения. 69 Память его совершается Церковью 8 марта и 5 ноября. 70 Неаполь - главный город провинции Итальянского королевства с тем же названием, расположен по северному берегу Неаполитанского залива. 71 Путеолы - приморский город Италии на берегу Тирренского моря, близ Неаполя, в области Кампании. 72 Память св. ап. Петрова 9 ноября. 73 Память святого апостола Ермия празднуется православною Церковью дважды в год: 8 апреля и 31 мая. 74 Далмация - южная часть иллирийской провинции, которая граничила на Севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем. 75 Память его б ноября. 76 Память его празднуется 5 ноября. 77 Синоп - город на южном берегу Черного моря. 78 Память его 5 ноября. 79 Память его празднуется 10 сентября. 80 Лаодикия Сирская - некогда главный город Фригии, на юго-запад ее, в Малой Азии, при реке Ликус; славился широкой торговлей. В настоящее время только одни развалины на одном невысоком холме, при опустошенном селении Эски-Гассара, служат памятником того древнего города. 81 Тарс - большой и населенный город Киликии (юго-восточная провинция Малой Азии), в южной части ее, в плодоносной равнине, при реке Кидне, недалеко от кого впадающей в Средиземное море. И в настоящее время Тарс - еще довольно значительный торговый город. 82 Память апостола Иасона празднуется 28 апреля. 83 Икония - город на высокой плодоносной равнине внутри Малой Азии, при подошве горы Тавра; был некогда главным городом Ликаонии; ныне Кония, главный Малазийской Турецкой области Карамании. 84 Память его - 28 апреля. 85 Память св. ап. Олимпа празднуется 10 ноября. 86 Память святого апостола Тертия празднуется Церковью 10 октября и 10 ноября. 87 Память его 30 ноября. 88 Панеада - город на севере Палестины; иначе называется - Кесария Филиппова. 89 Память его 10 ноября. 90 Кончина святого Евода последовала в 66 году по Рождестве Христовом, в гонение Римского императора Нерона. Память Евода празднуется 7 сентября. 91 Колофон - древний город Лидий, в северо-западной части Малой Азии. В недавнее время открыты развалины этого города. 92 Киринея - главный город области того же названия - находился в Ливии, на северном берегу Африки, на запад от Египта. Это был великолепнейший и богатейший город в северной Африке. В настоящее время от него остались одни развалины. 93 Память святого апостола Онисифора празднуется Церковью дважды: 7 сентября и 8 декабря. 94 Память его 10 сентября и 22 апреля. 95 Сардика - древний Сардис или Сарды, богатый город Лидий, в Северо-западной части Малой Азии, бывший некогда столицею и резиденцией известного своим богатством царя Креза. Во времена апостольские был еще значительным городом; рано возникла там и христианская Церковь. В настоящее время здесь лишь ничтожная деревенька, и только развалины свидетельствуют о прошлом величии этого города. 96 Празднование памяти святого апостола Сосфена совершается Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря. 97 Остров Крит, (называемый иначе Кандия - от главного города того же имени), находится в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря. По своей обширности и плодородию назывался прежде "царицею островов" Средиземного моря. Христианство здесь началось еще во времена апостольские; первые начала его положены были очевидцами события Сошествия Св. Духа на Апостолов ибо при сем были и Критяне (Кн. Деяний Апостольских гл. 2, ст. 11). В настоящее время Критом владеют Турки. 98 Память святого апостола Аполлоса празднуется Церковью дважды в год: 30 марта и 8 декабря. 99 Память его празднуется 8 декабря. 100 Память его празднуется 30 марта и 8 декабря. 101 Адрия или Адриака - город во Фракии при Черном море, недалеко от Филиппе, города Македонского, лежавшего на границе с Фракиею. 102 Берия - город в восточной части Македонии В нем проповедовал христианство апостол Павел между 40-65 гг. по Р. X. В настоящее время он называется Веррия или Кара Веррия (Черная Верия); в нем около 10000 жителей. 103 Память апостола Карпа празднуется 26 мая. 104 Магнезия - восточный полуостров и область Фессалии. 105 Память его 21 сентября. 106 Адриан - римский император - царствовал с 117 по 138 г. 107 Библос - древний город в Финикии, недалеко от моря, между Триполисом и Беритом был знаменит как центр культа Адониса, которому здесь был построен великолепный храм. В настоящее время на месте Библоса небольшое местечко, называемое Джебель, в котором всего 600 человек жителей. Оно окружено развалинами римских времен и времени крестовых походов, а также обширными кладбищами, в которых находятся египетские и финикийские древности. 108 Память его Церковь празднует 27 сентября. 109 Апамея - один из городов Сирии. 110 Память апостолов Аристарха, Пуда и Трофима празднуется святою Церковью 15 апреля. 111 Память его совершается 30 октября. 112 Аполлониада - город в Вифинии, северной области Малой Азии, впоследствии причисленной к Лидии 113 Память его 30 октября. 114 Листры - один из городов Ликаонии, серединной области Малой Азии, граничащей с Фригией. Здесь апостол Павел исцелил хромого, и язычники, при виде сего чуда, признали его и Варнаву за богов (Кн. Деяний Апостольских гл. 14, ст. 6-18). 115 Память его празднуется 14-го июля. 116 Галлия - нынешняя Франция. 117 Евсевий - долгое время занимавший епископскую кафедру в Кесарии Палестинской и близко стоявший ко многим великим событиям своего времени, известен как отец церковной историй и вообще богослов сочинения коего высоко ценились в христианской Церкви, отличался обширною ученостью; жил с 268 по 340 г. Евсевий собрал во едино все записи и повествований о мучениках в сборнике, носящему название: "Собрание древних мученичеств". Сборник сей содержал в себе сказания о мучениках, епископах, исповедниках, святых женах и девах по всем епархиям. Он состоял по мнению одних из 20-ти, а по свидетельству другие - из 16-ти книг. 118 Св. Эпифаний - современник святого Иоанна Златоуста; был епископом на острове Кипре в течение 36 лет. Известный отец Церкви, оставивший после себя много творений, направленных против ересей его времени. Скончался в 408 году. Память его празднуется 12-го мая. 119 Св. Иоанн Дамаскин - замечательнейший христианский песнописец и богослов скончавшийся в 776 году. За его ревностную защиту св. икон против иконоборцев ему была отсечена рука, но, по изволению Божью, вновь приросла к телу. Память его празднуется Церковью 4-го декабря. 120 Память святого Лазаря четверо дневного празднуется Церковью 17-го октября, когда вспоминается перенесение мощей его с о. Кипра в Царьград. 121 По Евсевию и Иерониму, Аримафея тоже, что Рама или Рамафа - город на горе Ефремовой, на два часа пути к северу от Иерусалима, недалеко от Лиды; иначе называется Рамафаим-Цофим. Он был отечеством Иосифа Аримафейского, одного из учеников Христовых (Иоан. гл. 19, ст. 38), члена верховного совета иудейского, который в своем гробе, высеченном в скале, похоронил Иисуса Христа. 122 Празднества святому Иосифу не положено, но он вспоминается в неделю "жен мироносиц". 123 Память святого Никодима празднуется Церковью 2-го августа и в неделю "Жен Мироносиц". 124 Вместе со св. Гамалиилом скончался и благочестивый сын его Авив, который также веровал во Христа; память святых Гамалиила и Авива празднуется Церковью 2-го августа, в день перенесения мощей их. 125 Эфиопия - в Африке, соответствует нынешней Абиссинии. Она находилась в верховьях реки--Нила и граничила с Фивалдискою областью Египта на севере, с Ливией на западе, с южною Эфиопией на юге и с Аравийским заливом и Черным морем на востоке. 126 Кесария Палестинская - город на восточном берегу Средиземного моря, построенный царем иудейским Иродом на месте древнего города Стратон и названный так в честь Кесаря Августа (римского императора Октавия Августа). Город сей подвергался неоднократным разрушениям и в настоящее время на его месте - только развалины, покрытые дикими растениями. 127 Воспоминание о святом Закхее Церковь совершает в 32 неделю, пред началом постной триоди. 128 Скепсия - город в западной малоазийской провинции Мизии. 129 Память святого Корнилия совершается 13-го сентября. 130 Память святого Логгина сотника празднуется Церковью 16-го октября. 131 Память святого Игнатия Богоносца празднуется Церковью два раза в годе: 29-го января, когда вспоминается перенесение мощей его учениками из Рима в Антиохию и 20-го декабря, день кончины святого. 132 Смирна знаменитый торговый город Ионии, на восточном берегу Эгейского моря (или Архипелага), при устье реки Мелес один из древнейших городов Малой Азии, Христианская вера была насаждена в Смирне святым апостолом Иоанном Богословом. Смирна в настоящее время принадлежит Туркам, но и доселе там сохраняется и процветает православная христианская вера. Город остается и теперь одним из самых цветущих и очень населенных городов империи. 133 Симеон Метафраст - известный церковный писатель X в. (940 г.), составитель и собиратель Житий Святых, что он делал по поручению константинопольского императора Константина VII (912-954 г.). Движимый великою ревностью к славе святых подвижников, Симеон не только собрал повествованья о них, но многие из них переработал отчасти сократил и, что важнее всего, старинную, тяжелую и во многом неудобопонятную речь заменил современным ему чистым и лучшим слогом. За это Симеон и получил наименование Метафраста, что значит: пересказчик перелагатель. его труды в этой области послужили впоследствии главным источником для Четиих-Миней св. Димитрия Ростовского. 134 Память св. Поликарпа празднуется 23-го февраля. 135 Ареопаг - верховный Афинский государственный совет и судилище. 136 Память священно мученика Ерофея празднуется 4-го октября. 137 Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии), был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или вернее усовершенствованием обработки пергамента, (что заменяло теперешнюю писчую бумагу). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи. О нем упоминается в Апокалипсис (гл. 2, ст. 12). 138 Память его празднуется св. Церковью 11-го апреля. 139 Филадельфия - город Лидийский в Малой Азии, недалеко от Сард при подошве горы Тмолуса. Название получил от своего основателя Аштала II Филадельфа, царя Пергамского. В древности он был богатым, цветущим городом с большим числом жителей. В настоящее время это небольшой христианский городок под властью Турок. По месяцам.

    Святые апостолы от 70: Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник - ученики Спасителя.

    Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, "начальствующим между братиями" (Деян. 15, 22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание Антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян. 15, 20-29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал Апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.

    В городе Филиппах их обвинили в том, что они возмущают народ, за что святых апостолов схватили, били палками, а затем бросили в темницу. В полночь, когда святые апостолы Павел и Сила молились, внезапно произошло сильное землетрясение, оковы спали с них и двери темницы растворились. Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но был удержан апостолом Павлом. Тогда, с трепетом припав к ногам апостолов, он с верой принял от них благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл их раны и крестился со всеми своими домашними.

    Из Филипп апостолы Павел и Сила пошли в города Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви.

    В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа, там он, совершив многие знамения и чудеса, кончил свою жизнь.

    Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом. В 1-м Соборном послании святой апостол Петр упоминает о нем: "Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата" (1 Петр. 5, 12). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.

    О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2 Тим. 4, 10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98-117).

    Святой апостол Епенет был поставлен епископом в Карфаген. В послании к Римлянам (Рим. 16, 5) святой апостол Павел пишет: "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа". В том же послании апостол Павел вспоминает и апостола Андроника: "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим. 16, 7). Святой апостол Андроник был епископом в Паноннии (память святых Андроника и Юнии 17 мая).

    Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

    Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.

    Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».

    Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: “Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников”.

    Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

    Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

    Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов.

    Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.

    По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

    Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко.

    Россияне! Сегодня я хочу повторить этот пост для Вас, для Ваших детей и внуков. Я Вас очень, от всего сердца прошу - уделите, пожалуйста, 5 минут Вашего времени. Прочтите внимательно и задумайтесь, о чем я Вас прошу! Надеюсь, что Вы меня услышите и поймете! То, что я увидел 27 июля своими глазами в центре Москвы, я просто в ужасе. Сразу вспомнил Киев, Украину, 2014-й год. И как ее раскачивали либеральные проамериканские и прозападные структуры. Все, как под копирку, один к одному! Многие думали, что, мол, в Украине, это пройдет мимо. Типа, перебесятся. Но не тут-то было! Сотни людей убитых на Майдане и возле майдана...

    Патриоты, напряженно следящие за инициативами правительства, штампующего один за другим опасные и подрывающие гос.безопасность законопроекты, могут немного выдохнуть. Сегодня последний день весенней сессии для обеих палат Федерального Собрания, и, начиная с завтрашнего дня, вплоть до 9 сентября, ни Дума ни Совфед уже не смогут принять ничего антинародного. Мало того, последние дни перед каникулами вообще оказались богатыми на сюрпризы: Дума приняла несколько полезных инициатив, а некоторые депутаты и вовсе позволили себе поставить под сомнение планы правительства, в том числе в таких запретных сферах, как цифровая трансформация страны.

    Над чем больше всего должны призадуматься мы, когда помышляем о крещении Руси? Мы прежде всего должны изумляться тому, с какой огромной быстротой, с какой силой во всей земле Российской утвердилась вера христианская: уже два сына св. Владимира – Борис и Глеб – стали мучениками, стали святыми. И вскоре, вскоре после крещения Руси возникло на Руси монашество, возникла Киево-Печерская лавра, появились Господом явленные величайшие светочи веры Христовой – преподобные Антоний и Феодосий, и вся Лавра населилась множеством преподобных. И знаете вы, как много гробов этих святых, этих преподобных сохранилось и до наших дней, как много мощей их...

    Загрузка...