musings.ru

Строение инфузории туфельки лабораторная работа. Можно ли увидеть микробов под микроскопом? Какие же микроскопы подойдут

Лабораторная работа № 4

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ИНФУЗОРИЙ

Цель: изучить структурно-функциональные особенности строения инфузорий на примере инфузории туфельки

Материалы и оборудование

  1. Культура инфузории туфельки.
  2. Микроскопы.
  3. Препаровальные иглы, пипетки, кусочки фильтровальной бумаги, клочок ваты, покровные и предметные стекла.
  4. Раствор уксусной кислоты, метиленовая синь, черная тушь, раствор иода.

Задание 1 . Поместите на предметное стекло каплю культуры с живыми инфузориями туфельками (Paramecium caudatum). Рассмотрите при малом увеличении микроскопа форму тела, передний и задний концы тела, способ движения инфузории. На временно приготовленном микропрепарате рассмотрите при малом, затем при большом увеличении локомоторные органеллы - реснички инфузории туфельки.

Зарисуйте внешний вид парамеции, убитой иодом. Обозначьте реснички, оболочку, ядро.

Исходная информация

Более закругленный суженный конец инфузории считается передним, заостренный - задним. Двигаются парамеции передним концом вперед и при этом вращаются вокруг продольной оси по ходу часовой стрелки. Поступательное движение обеспечивается синхронным биением отдельных групп ресничек. Работа сменяющих последовательно друг друга групп ресничек позволяет инфузориям

Рис. 12. Парамеции, убитые иодом (при большом увеличении): 1 - реснички; 2 - ядро; 3 - пелликула

двигаться вперед или назад.

Всего равномерно расположенных ресничек на теле инфузории туфельки насчитывается более 10 тыс. Наиболее длинные реснички находятся на заднем (хвостовом) конце тела.

Рассмотреть реснички на живом материале почти невозможно. Заметными они становятся, если на предметное стекло у края покровного поместить каплю раствора иода. Раствор проникает под покровное стекло, убивает парамеций и окрашивает реснички, хорошо просматриваемые при большом увеличении (рис. 12).

Задание 2 . При большом увеличении микроскопа на временно изготовленном микропрепарате рассмотрите строение ротового аппарата инфузории туфельки (рис. 13).

Исходная информация

Инфузория туфелька имеет постоянную форму тела, которую обеспечивает эластичная прочная пелликула. В естественной среде форма тела парамеций может изменяться из-за ряда обстоятельств (как называется это явление?).

Чтобы проследить временные изменения формы тела парамеции, необходимо приготовить временный микропрепарат. Для этого на предметное стекло наносят каплю культуры живых инфузорий. Препаровальной иглой расщепляют кусочек ваты, помещают его в каплю культуры инфузорий и накрывают покровным стеклом. Инфузории, оказавшись между переплетающимися нитями ваты, замедляют движение и становятся доступными для наблюдения под микроскопом. В случае ухода простейших из поля наблюдения кусочком фильтровальной бумаги оттягивают влагу из-под покровного стекла. При этом инфузории замедляют движение и даже останавливаются.


Рис. 13. Схема строения ротового аппарата парамеции:
1 - цитостом; 2 - перистом; 3 - ротовая полость, в которой расположены базальные части мембраны и мембранелл; 4 - цитофаринкс (глотка)

Интересны наблюдения за одноклеточными, стремящимися преодолеть препятствия. Натолкнувшись на непреодолимую преграду, инфузории отодвигаются назад, разворачиваются примерно под углом 30 - 40° и вновь делают попытку протиснуться сквозь препятствие. Проникновение сквозь препятствие часто сопровождается изменением формы тела. Парамеции могут изгибаться, утончаться, могут одновременно закручивать концы тела в разных плоскостях в виде восьмерки. Но такой процесс всегда заканчивается возвратом формы тела в естественное состояние.

У инфузории туфельки на одной из боковых сторон, вблизи центра тела, имеется углубление - перистомальная впадина, или перистом. Перистом вдается внутрь тела, образуя предротовую полость, переходящую в клеточный рот, или цитостом, и заканчивается слепо замкнутой глоткой.

Задание 3 . Рассмотрите на временно изготовленном микропрепарате образование пищеварительных вакуолей в теле инфузории туфельки (рис. 14). Обратите внимание на количество возникающих пищеварительных вакуолей за 15 - 20 мин.

Исходная информация

Инфузории туфельки питаются бактериями. При благоприятных условиях пища поглощается непрерывно. Три ряда тесно расположенных ресничек в области перистома образуют мембранеллы. Своими постоянными движениями они подгоняют пищу в рот. Из ротового отверстия пищевые частицы далее транспортируются в ротовую полость и оседают на дне глотки. По мере накопления пищи, ее объема, массы и действия факторов среды на дне глотки образуется пищеварительная вакуоль. Каждая пищеварительная вакуоль отшнуровывается и оказывается в эндоплазме. Постоянным током цитоплазмы вакуоль перемещается к заднему концу тела. В вакуолях происходит пищеварение. Они образуются каждые 1,5 - 2 мин. Длительность переваривания пищи зависит от качества пищи и при комнатной температуре может продолжаться около 1 ч. При благоприятных условиях количество одновременно функционирующих вакуолей в эндоплазме парамеции может достигать 20.


Рис. 14. Пищеварительные вакуоли у парамеций в растворе туши:1 - сократительная вакуоль; 2 - цитоплазма; 3 - пелликула; 4 - пищеварительные вакуоли; 5 - раствор туши

Непрерывное заглатывание инфузорией любых взвешенных в воде частиц позволяет пронаблюдать процесс образования вакуолей, их количество, расположение, движение в эндоплазме.

Для приготовления временного микропрепарата на предметное стекло помещают каплю культуры с живыми инфузориями и рядом капают каплю туши. Препаровальной иглой соединяют капли водным мостиком и часть туши смешивают с каплей культуры. При малом увеличении микроскопа следят за равномерным распределением туши в капле воды. Временный микропрепарат просматривают через 10-15 мин (покровным стеклом не накрывают). В эндоплазме парамеции отчетливо наблюдают округлые черные пищеварительные вакуоли, образовавшиеся в результате заглатывания микроскопических частиц туши.

Задание 4 . Рассмотрите на временно изготовленном микропрепарате инфузории туфельки процесс выбрасывания трихоцист (рис. 15), а также форму тела инфузории, количество ядер, их расположение в клетке.

Зарисуйте внешний вид инфузории туфельки с выброшенными трихоцистами. Обозначьте макро- и микронуклеус, пищеварительные вакуоли, цитоплазму, пелликулу, выброшенные трихоцисты.

Исходная информация

На предметное стекло помещают каплю культуры с живыми инфузориями и добавляют по одной капле раствора метиленовой сини и уксусной кислоты, а затем накрывают покровным стеклом. Раствор уксусной кислоты готовят следующим образом: к 10 см 3 воды добавляют 5 - 6 капель 80 %-й уксусной кислоты. Метиленовая синь окрасит ядра парамеций. Под действием раствора уксусной кислоты инфузории выбрасывают трихоцисты и затем погибают. При большом увеличении микроскопа трихоцисты просматриваются в виде длинных, тонких переплетающихся нитей, торчащих на (или около) поверхности тела.

Задание 5 . Проследите ответную реакцию инфузорий на действие химических раздражителей. Определите скорость движения инфузорий из одной капли в другую.


Рис. 15. Инфузория туфелька, окрашенная метилгрюном (при большом увеличении):
1 - выброшенные трихоцисты; 2 - макронуклеус; 3 - цитоплазма; 4 - пелликула; 5 - пищеварительные вакуоли

Исходная информация

Инфузории реагируют на внешние раздражители всей поверхностью тела. Реакция на благоприятный раздражитель сопровождается движением к источнику раздражения и называется положительным таксисом. От неблагоприятного раздражителя инфузории уплывают - отрицательный таксис. Для парамеций характерны реакции на химические раздражители - хемотаксис; световые - фототаксис; температурные - термотаксис и др.

Для наблюдения за проявлением отрицательного хемотаксиса необходимо приготовить временный микропрепарат. На предметное стекло с помощью пипетки помещают 1 - 2 капли культуры с живыми туфельками и на расстоянии 1 см от капли - такой же объем чистой воды. Препаровальной иглой соединяют капли водяным мостиком. При этом инфузории не уплывают из капли культуры. Этой же иглой к краю культуры с простейшими пододвигают кристаллик поваренной соли. По мере растворения кристаллика соли концентрация ее в капле культуры повышается, и условия среды становятся неблагоприятными. Большинство инфузорий устремляется по водному мостику в каплю чистой воды. Особи, не нашедшие водного мостика и не успевшие уплыть, погибают.

Этот несложный эксперимент демонстрирует реакцию инфузории на химический раздражитель.

Задание 6 . Рассмотрите на рис. 16 органоиды парамеции, обозначенные цифрами.

Зарисуйте общее строение парамеции и ее органоиды. Обозначьте реснички, пищеварительные вакуоли, микро- и макронуклеус, ротовое отверстие, глотку, резервуар сократительной вакуоли, трихоцисты, анальную вакуоль.


Рис. 16. Инфузория туфелька. Общая организация in vivo:
1 - реснички; 2 - пищеварительные вакуоли; 3 - микронуклеус; 4 - ротовое отверстие; 5 - глотка; 6 - содержимое анальной вакуоли; 7 - резервуар сократительной вакуоли; 8 - макронуклеус; 9 - трихоцисты

Задание 7 . В капле культуры простейших найдите инфузорий, изображенных на рис. 17 (1-14). Определите их видовую принадлежность.


Рис. 17. Инфузории (при большом увеличении):
Я - ядро (макронуклеус); Р - ротовое отверстие; ПВ - пищеварительные вакуоли; СВ - сократительная вакуоль; Тр - трихоцисты

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Задание 8 . Заполните табл. 4, используя предложенные варианты ответов и дополнительную литературу.

Таблица 4

Некоторые экологические особенности инфузорий

Виды инфузорий Образ жизни Способы питания Отряд
Ихтиофтириус
Триходина
Стентор полиморфус
Стилонихия
Нассула
Аллантозома
Токоприа
Тинтиннида
Спиростомум
Дидиний
Сувойка (одиночная)
Бурсария
Дилептус
Балантидий

Варианты ответов:

Способы питания : всеядные; растительноядные; хищные, или плотоядные; питающиеся всей поверхностью тела, соками хозяина; во взрослом состоянии не питаются.

Задание 9 . Ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие виды взрослых инфузорий не имеют ресничного аппарата? Как они питаются?
  2. Способны ли инфузории образовывать колонии? Если да, то приведите пример.
  1. Чем отличается процесс бесполого размножения инфузории туфельки от бесполого размножения амеб и жгутиконосцев?
  2. Почему особь, образовавшуюся после конъюгации, у инфузории туфельки можно рассматривать как новое половое поколение?
  3. Какие виды инфузорий "разборчивы" в отношении своей жертвы?
  4. Какие виды инфузорий размножаются бродяжками?
  5. Для каких инфузорий характерно явление полиморфизма? Каково их строение и размножение?

Вопросы для обсуждения

  1. Каковы особенности движения инфузорий?
  2. Почему инфузории считают высокоспециализированными одноклеточными?
  3. Каковы функции макронуклеуса и микронуклеуса?
  4. Чем обусловлена постоянная форма тела инфузорий?
  5. Какие типы размножения характерны для инфузории туфельки?
  6. Как осуществляется у них процесс питания и пищеварения?
  7. Каково строение и значение сократительных вакуолей инфузорий?
  8. Где и как удаляются из организма инфузории туфельки непереваренные частицы пищи?
  9. Чем обусловлено быстрое изменение формы тела у инфузории трубач?
  10. Каковы особенности ядерного аппарата инфузории трубач?
  11. Как размножаются сувойки?
  12. Чем отличается стилонихия от инфузории туфельки?
  13. Почему сократительные вакуоли есть только у пресноводных инфузорий?
  14. Имеются ли защитные приспособления у инфузории туфельки?
  15. Способна ли инфузория туфелька к "научению"?

Объясните значение следующих терминов: перистом, реснички, эктоплазма, эндоплазма, пелликула, трихоцисты, глотка, порошица, макронуклеус, микронуклеус, нейрофаны, аутогамия, эндомиксис, синкарион, редукционное деление, эквационное деление, гаметогамия, кариогамия.

На уроках биологии.

В системе обучения предметам естественнонаучного цикла лабораторные и практические работы занимают одно из важнейших мест. Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 6 класса . Основными задачами лабораторного практикума по биологии являются развитие исследовательской культуры учащихся, их устойчивого познавательного интереса к изучению биологии.

Правила работы с микроскопом.

1. Лабораторный микроскоп предназначен для изучения готовых или изготовленных собственноручно микропрепаратов.

2. Переносить микроскоп можно только за штатив , и, ни в коем случае - за тубус !

3. Устанавливать микроскоп необходимо на расстоянии не менее 10 см от края стала.

4. Для улавливания световых лучей предназначено зеркальце, за поверхность которого нельзя браться пальцами : поворачивать зеркальце можно только, держась за его пластиковый ободок.

5. Рассматривать препарат нужно сначала на малом увеличении . Исходное расстояние от объектива малого увеличения до объекта – 1 см.

6. По завершении работы , микроскоп необходимо вновь перевести на малое увеличение , повернув барабан револьвера до щелчка, так чтобы объектив малого увеличения оказался направленным на предметный столик.

7. Оптику (линзы объектива и окуляра) трогать руками категорически запрещено !

8. При настройке резкости изображения необходимо очень осторожно работать винтами.

9. Настроенный микроскоп сдвигать с места нельзя !

10. Зарисовывать препараты лучше всего в круге (диаметром не менее 3 см), так как это соответствует полю видения при изучении препарата под микроскопом.

Успешной Вам работы!

Тема: «Изучение особенностей строения растительной клетки».

(На примере неокрашенного препарата кожицы лука).

Цели работы: освоить основные приемы изготовления неокрашенного препарата кожицы лука и рассмотреть особенности строения растительной клетки.

Оборудование: предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага, препаровальная игла, стеклянная палочка, стаканчик с водой, чешуйка луковицы, лезвие.

Ход работы

1. Капнем на предметное стекло капельку воды, взяв ее стеклянной палочкой из стаканчика. Отложим предметное стекло в сторону.

2. Возьмем чешуйку луковицы. Аккуратно, препаровальной иглой снимем кожицу с внутренней поверхности чешуйки.

3. Поместим кусочек кожицы в каплю воды и расправим ее.

4. Если необходимо, добавляем еще каплю воды и накрываем препарат покровным стеклом: ставим его на ребро на предметное стекло на расстоянии около 0, 7 см от фрагмента кожицы и аккуратно опускаем. Затем, легонько прижимаем покровное стеклышко по краям, чтобы удалить пузырьки воздуха и излишки воды.

5. Помещаем препарат на предметный столик микроскопа и рассматриваем на малом, а потом и на большом увеличении.

6. Зарисовываем препарат, обращая особое внимание на пристеночное положение ядер. Почему они так располагаются? На рисунке даем обозначения тех компонентов клетки, которые нам удалось увидеть в микроскоп, и делаем выводы по работе.

Лабораторная работа (6 класс)

Тема: "Хлоропласты. Движение цитоплазмы (на примере элодеи канадской)".

Цели : изучить форму и расположение хлоропластов; пронаблюдать за движением цитоплазмы по перемещению хлоропластов.

Оборудование: кювета с элодеей канадской, кисточка, стаканчик с дистиллированной водой, препаровальные иголки, стеклянная палочка, предметное стекло, покровное стекло, микроскоп.

Примечание 1 : предварительно кювету с элодеей нужно подержать под лампой около 2-3 часов, чтобы стимулировать движение цитоплазмы.

Ход работы.

1 . На предметное стекло капнуть воду из стаканчика с дистиллированной водой.

2. Из кюветы кисточкой взять лист элодеи канадской и перенести в каплю воды на предметное стекло. Осторожно накрыть препарат покровным стеклом.

3. Препарат поместить на столик микроскопа таким образом, чтобы был виден край листовой пластинки. Рассмотреть препарат сначала при малом, а затем при большом увеличении. Препарат зарисовать при большом увеличении.

Примечание 2 : по краю листовой пластинки клетки расположены в один слой, поэтому их легко рассматривать, не делая среза. При рассматривании хлоропластов сверху они выглядят как округлые зеленые тельца. Те, которые видны сбоку, имеют вид двояковыпуклой линзы.

4. Перевести микроскоп на малое увеличение. Передвинуть препарат так, чтобы хорошо были видны удлиненные клетки, расположенные вдоль серединной жилки. Зафиксировать внимание на одном хлоропласте и несколько минут наблюдать за его перемещением в токе цитоплазмы.

Примечание 3 : если в клетке есть одна крупная центральная вакуоль, то цитоплазма расположена пристеночно и ее движение будет ротационным, то есть, круговое. Если вакуолей несколько, то цитоплазма образует между ними тяжи, в которых движется струйчато.

5 . Зарисовать одну клетку и показать в ней стрелками направление движения цитоплазмы (по движению хлоропласта). Сделать выводы.

Тема: «Строение плесневого гриба мукора».

Цель : Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование : плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Ход работы.

1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне­вого гриба?

3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

4. Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

5. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Тема: «Строение кукушкина льна».

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

Ход работы

1 . Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2. Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3. Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4. Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.

Лабораторная работа (7 класс)

Тема: «Строение инфузории-туфельки».

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.

Ход работы.

1.Относительная величина" href="/text/category/otnositelmznaya_velichina/" rel="bookmark">относительную величину , особенности строения и количество эритроцитов.

Зарисуйте 3-4 эритроцита.

https://pandia.ru/text/79/559/images/image005_4.jpg" alt="1234" align="left" width="231" height="132 src=">

2. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки. Обратите на форму, относительную величину, особенности строения и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.

3. Сравните особенности строения эритроцитов человека и лягушки. Результаты оформите в виде таблицы

Признаки

Эритроциты

человека

лягушки

Наличие ядра в клетке

Окраска цитоплазмы

4. Сделайте вывод. Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.

5. После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.

Цель:

Оборудование:

Ход работы

    увиденные части тела.

  1. Дополнение.

    Лабораторная работа «Строение инфузории-туфельки»

    Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

    Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.

    Ход работы

    1. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю культуры инфузории-туфельки; положите в каплю несколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.

      Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.

      Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.

      Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.

      Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.

      Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите увиденные части тела.

      Заполните таблицу: «Органоиды и их функции»

      Какие виды одноклеточных животных можно увидеть в поле зрения микроскопа, кроме Инфузории-туфельки?
    2. Подвести итог работе, сделать вывод.

      Дополнение. Название «инфузория» происходит от латинского слова «инфузум», что означает влитый куда-либо, т. к. впервые инфузории были обнаружены в воде, настоянной на травах. У инфузории-туфельки одноклеточное тело, покрытое плазматической мембраной, с внутренней стороны окружено эластичной и тонкой пелликулой. Вся поверхность тела покрыта ресничками, которые располагаются косыми рядами. Такое расположение ресничек способствует вращению тела вдоль продольной оси при движении. Отверстия – на поверхности тела проходящие, в пелликулу. Для удержания пищи или при опасности через эти отверстия выбрасываются трихоцисты, похожие на тонкие стрелы. Внутренняя полость заполнена цитоплазмой, в которой находятся малое и большое ядро, сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль. От переднего конца и до середины тела проходит околоротовая воронка, и, сужаясь, переходит в глотку. Глотка заканчивается клеточным ртом. Две сократительные вакуоли инфузории туфельки сокращаются поочередно. Продукты жизнедеятельности и вода собираются из цитоплазмы и по канальцам поступают к сократительным вакуолям. За процесс размножения отвечает малое ядро и дает начало большим ядрам.

Цель работы:

выявить особенности строения и жизнедеятельности простейших на примере инфузории-туфельки;

доказать принадлежность инфузории-туфельки к простейшим животным.

Для работы необходимы:

микроскоп, часовое стекло, предметные и покровные стекла, стаканчики с уксусной кислотой, фиолетовыми чернилами, красителем конго красным в порошке (тушью или кармином), пипетки, препаровальная игла, фильтровальная бумага, клочок гигроскопической ваты, стаканчики с живой культурой туфелек.

Ход работы

  1. На часовое стекло нанесите небольшое количество культуры инфузории-туфельки. Рассмотрите культуру при помощи лупы. Убедившись в том, что она густая (много инфузорий), положите несколько крупинок конго красного (туши или кармина), препаровальной иглой смешайте жидкость с красителем и отставьте стекло минут на 20.
  2. Из капли неокрашенной культуры приготовьте временный микропрепарат. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и рассмотрите при малом увеличении. Среди различных инфузорий найдите инфузорий-туфелек. Как это можно сделать?
  3. Понаблюдайте внимательно за движением инфузорий. Каковы внешний вид, окраска, форма тела инфузории-туфельки? Каков характер их движения? Каким концом тела инфузории движутся вперед? Как отличить передний конец тела от заднего?
  4. Сделайте контурный рисунок инфузории-туфельки.
  5. Для детального изучения строения инфузорий-туфелек следует выбрать один из следующих способов.
    1 способ . Осторожно (контролируя под лупой) оттянуть воду из-под покровного стекла, приложив к нему с двух сторон кусочки фильтровальной бумаги, уменьшая тем самым объем воды между стеклами; прекратить оттягивание, когда инфузории, придавленные покровным стеклом, остановятся хотя бы в части препарата (контроль под микроскопом). При дальнейшем уменьшении объема воды инфузории гибнут под тяжестью покровного стекла, причем цитоплазма на их поверхности выступает в виде пузырей, — тогда препарат следует заменить.
    2 способ . На предметное стекло поместить в один слой тонко расщипанные волоконца гигроскопической ваты, на них нанести каплю культуры и накрыть покровным стеклом. Излишек воды, выступающий по краям покровного стекла, оттянуть фильтровальной бумагой. Инфузории, снижая скорость движения, задерживаются в петлях между волокнами ваты. Этот способ дает возможность наблюдать инфузорий в более естественном состоянии, так как между стеклами сосредоточен значительный объем воды.
  6. Чтобы приготовить препарат инфузорий, возьмите их из часового стекла, куда внесена краска конго красный, и остановите одним из указанных способов. При малом увеличении найдите участок, где сосредоточено наибольшее количество инфузорий, переведите его на большое увеличение и займитесь подробным изучением туфельки.
  7. Во время изучения внешнего строения инфузории-туфельки то освещайте, то затемняйте поле зрения, а также немного вращайте микрометрический винт то в одну, то в другую сторону.
  8. Внимательно присмотритесь к поверхности тела инфузории. Найдите и рассмотрите реснички, покрывающие ее тело. Понаблюдайте за деятельностью ресничек, расположенных по краю. Все ли реснички имеют одинаковую длину? Как работают реснички? Каковы функции ресничек?
  9. На приготовленном контурном рисунке зарисуйте с натуры небольшой участок ресничного покрова, а в остальной части ограничьтесь схематичным его изображением.
  10. Ознакомьтесь с послойной дифференцировкой цитоплазмы. Найдите пелликулу. Чтобы лучше рассмотреть пелликулу, приготовьте препарат, окрашенный конго красным. Жидкость тонким слоем распределите по большей части предметного стекла и оставьте на столе до полного высыхания. Только после этого рассмотрите ее. Какие слои цитоплазмы можно выделить? Чем они отличаются друг от друга? Что представляет собой пелликула? Каковы функции пелликулы?
  11. Отразите послойную дифференцировку цитоплазмы и пелликулу на контурном рисунке.
  12. На окрашенном препарате найдите трихоцисты. Рассмотрите их. Приведите трихоцисты в действие. Для этого приготовьте препарат с добавлением к культуре инфузорий 2%-ной уксусной кислоты. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Где обнаруживаются трихоцисты? Что они собой представляют? Что происходит с трихоцистами при действии на инфузорий уксусной кислоты, какой вид они принимают? Каковы функции трихоцист?
  13. Небольшое число трихоцист в покое отобразите на приготовленном заранее рисунке. На небольшом участке поверхности тела инфузории изобразите трихоцисты после их действия.
  14. Найдите в передней половине тела глубокий желобок — околоротовую впадину, или перистом (перистом в силу придавленности тела инфузории может быть не виден отчетливо). На поверхности тела инфузории, примерно на середине ее длины, с правой или левой стороны (в зависимости от положения инфузории) найдите мерцающую полоску. Это область глотки, в которую ведет ротовое отверстие. Где располагается клеточный рот?
  15. Покажите на рисунке перистом и глотку.
  16. Понаблюдайте за работой ресничек, окружающих перистом. В цитоплазме инфузории найдите пищеварительные вакуоли. Понаблюдайте за процессом образования пищеварительных вакуолей и их движением в цитоплазме. Каково значение работы ресничек, окружающих перистом? Как происходит образование пищеварительных вакуолей? Какой вид они имеют? Каково их количество? Какой путь совершают пищеварительные вакуоли в цитоплазме? Почему пищеварительные вакуоли имеют разную окраску?
  17. Покажите на рисунке несколько пищеварительных вакуолей и их путь в цитоплазме.
  18. Если удастся, понаблюдайте за опорожнением пищеварительных вакуолей. Где и как происходит удаление непереваренных частиц? Почему частицы красителя выбрасываются наружу без изменений?
  19. Покажите на рисунке порошицу.
  20. Найдите у инфузории сократительные вакуоли, понаблюдайте за их работой. Работу сократительных вакуолей лучше наблюдать на препарате с непридавленными инфузориями. Сколько сократительных вакуолей у инфузории? Где они располагаются? Какое строение имеют? Как работают? Каковы функции сократительных вакуолей?
  21. Покажите на рисунке сократительные вакуоли. Разные моменты деятельности вакуоли покажите отдельными схематичными рисунками.
  22. Изучите ядерный аппарат инфузорий. Изучать ядерный аппарат инфузорий лучше при большом увеличении на препарате, окрашенном метиленовой зеленью (при этом ядра окрашиваются в зеленый цвет). Сколько ядер у инфузории? Где они располагаются? Каков их внешний вид? Какие функции они выполняют?
  23. Покажите на рисунке ядерный аппарат инфузорий.
  24. По результатам работы сделайте выводы.
Загрузка...