musings.ru

Обучение рабочей специальности на предприятии. Стажировка на рабочем месте

2.Сокращения и глоссарий

3.Основные цели Профессионального обучения

4.Организация Профессионального обучения

5.Порядок формирования квалификационной комиссии

6.Ученический договор

7.Заключительные положения

8.Перечень профессий и специальностей, по которым проводится Профессиональное обучение (Приложение № 1)

9.Перечень дополнительных профессий и специальностей, по которым планируется проведение Профессионального обучения (Приложение № 1)

10.Положение о наставничестве (Приложение № 2)

11.Форма Ученического договора (Приложение № 3)

12.Форма служебной записки (Приложение № 4)

13.Форма Производственной характеристики (Приложение № 5)

14.Форма Оценочного листа (Приложение № 6)

15.Форма Дневника производственного обучения (Приложение № 7)

16.Форма Наряда-задания на проведение практических (пробных) работ (Приложение № 8)

1. Область применения

1.1 Настоящее Положение о профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации и обучении второй профессии работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат» (далее - «Положение») разработано в соответствии Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - «ТК РФ») и определяет формы и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения второй профессии работников основного и вспомогательного производства ЗАО «Лиггетт-Дукат» (далее - «Организация» или «Работодатель»).

2. Сокращения и глоссарий

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации совместно именуются «Профессиональное обучение».

Квалификация -

Профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта, а именно: присвоение разряда/установление второй профессии.

Профессиональная подготовка

Получение работником, не имеющим образования, специальности с определенной квалификацией.

Профессиональная переподготовка

Получение работником, имеющим определенную специальность, новой с учетом требований производства

Повышение квалификации

Получение работником новых навыков и знаний по своей специальности.

Квалификационная комиссия -

Высококвалифицированные сотрудники соответствующих структурных подразделений Организации, обладающие достаточной компетенцией для проведения квалификационного экзамена и принятия решения о присвоении квалификации сотруднику.

Квалификационный экзамен -

Форма проверки и оценки соответствия квалификации сотрудника требованиям, предъявляемым к должности.

Перечень профессий и квалификаций -

Список профессий и квалификаций, которые могут быть присвоены сотрудникам по решению квалификационной комиссии.

Сотрудник, направленный на обучение по решению руководства подразделения для прохождения подготовки, переподготовки, или получения болеевысокой квалификации.

Наставник -

Непосредственный руководитель или наиболее квалифицированный работник по специализации, который назначается приказом по Организации.

Заявка на обучение -

Форма, которая заполняется непосредственным

руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации для направления сотрудника на обучение.

Оценочный лист -

Форма, которая заполняется непосредственным руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации для оценки знаний сотрудника по специальности и рекомендаций.

Производственная характеристика -

Форма, которая заполняется непосредственным руководителем и согласовывается с менеджером службы по специализации, для оценки поведенческих компетенций сотрудника.

Отдел ОО и РП -

Отдел по обучению и развитию персонала.

3. Основные цели Профессионального обучения

3.1. Основными целями Профессионального обучения работников основного и вспомогательного производства является:

  • Формирование на производстве дополнительных квалифицированных кадровых ресурсов, необходимых при внедрении новых производственных мощностей;
  • Создание внутреннего резерва квалифицированных кадров для работы по другой профессии или специальности при необходимости замещения работников на время их отсутствия;
  • Формирование высококвалифицированных работников, способных решать сложные проблемы при работе на производственном оборудовании.

4. Организация Профессионального обучения

4.1. Для организации и проведения профессионального обучения, руководители подразделений в период формирования бюджета (PSAP) направляют в отдел по обучению и развитию персонала план-заявку установленного образца на проведение обучения для составления тренинг-плана и формирования бюджета на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также по запросу ОО и РП предоставляют всю необходимую дополнительную информацию. Планирование профессионального обучения осуществляется на стадии составления годового тренинг-плана как на технологическом оборудовании Организации, так и силами сторонних организаций, предоставляющими техническое обучение.
ОО и РП предоставляет проект общего плана на рассмотрение и утверждение всех вовлеченных в принятие решение лиц по подразделениям.

4.2. При планировании профессионального обучения на год, все подразделения Организации соответственно совместно с ОО и РП и отделом по компенсациям и льготам планируют предстоящие затраты на обучение.

4.3. Работники имеют право на Профессиональное обучение в соответствии с ТК РФ и Коллективным договором.

4.4. Необходимость Профессионального обучения работников для собственных нужд определяет Работодатель.

4.5. В случаях, предусмотренных ТК РФ и Коллективным договором, Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

4.6. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в Организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях. Вопросы обучения регулируются соответствующим Договором с учебным заведением.

4.7. Профессиональное обучение организуется в следующих формах:

Индивидуального обучения - Профессионального обучения согласно разработанной для каждого конкретного ученика индивидуальной учебной программы и плана, включающего проведение лекций, индивидуальных теоретических и практических занятий по профессии с привлечением специалистов Организации;

Бригадного обучения - Профессионального обучения согласно разработанной для группы учеников учебной программы и плана, включающего проведение лекций, групповых теоретических и практических занятий по профессии, с привлечением специалистов учебных комбинатов и тренинг центров;

Курсового обучения - Профессионального обучения по разработанной и утвержденной методике производителя оборудования или программного обеспечения для группы учеников;

Практического обучения - Профессионального обучения на рабочем месте с закреплением наставника и выполнением самостоятельных работ согласно разработанной программе по профессии;

4.8. Перечень профессий и специальностей, по которым проводится Профессиональное обучение, определен в Приложении №1 к настоящему Положению.

4.9. Перечень необходимых профессий и специальностей, определяется Работодателем, с учетом мнения Профсоюза. Изменения отражаются в Приложении №1.

4.10. Для подачи заявки на допуск сотрудника к прохождению обучения с последующей сдачей квалификационного экзамена, непосредственный руководитель должен предоставить в отдел по обучению и развитию следующие документы:

Служебную записку (Приложение № 4)

Производственную характеристику (Приложение № 5).

4.11. Обучение проводится наставником производственного обучения. Отношения наставника и ученика регулируются Положением о наставничестве, которое является Приложением № 2 к настоящему Положению.

4.12. Обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного действующим Коллективным договором и в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. Работникам, проходящим Профессиональное обучение, Работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные ТК РФ.

4.13. В случае прохождения Профессионального обучения в учебных заведениях дополнительного образования, обучающийся может проходить стажировку (практические занятия) в Организации. Для проведения стажировки (практических занятий) в Организации, непосредственный руководитель определяет для обучающегося наставника.

4.14. По окончании периода обучения обучаемый сотрудник сдает квалификационный экзамен:

Экзамен по теории принимает квалификационная комиссия. Порядок работы комиссии регламентируется п.5 данного Положения.

Экзамен по практике принимает непосредственный руководитель обучающегося, представитель технической службы производства и наставник обучения. В случае несдачи экзамена по практике и при апелляции ученика, повторный экзамен проводится по заявлению ученика с участием непосредственного руководителя обучающегося, представителя технической службы производства, наставника обучения и представителя Местного комитета. Специалист Отдела по анализу и улучшению процессов производства информирует состав комиссии, принимающей экзамен по практике и ОО РП о дате и месте проведения экзамена по практике.

4.15 Сдача квалификационного экзамена проводится путем собеседования по вопросам экзаменационных билетов.
Экзаменационные билеты состоят из 3 блоков:

  • Вопросы по специализации;
  • Вопросы по качеству;
  • Вопросы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

4.16. Вопросы билетов доводятся до сведения учеников непосредственным руководителем не позднее, чем за три недели до момента проведения квалификационного экзамена.

4.17. Непосредственный руководитель оказывает методическую помощь и поддержку ученику в подготовке по экзаменационным билетам. В случае необходимости проведения консультаций по вопросам качества, ООС, ПБ и ОТ и по специализации непосредственный руководитель информирует отдел ОО и РП. Сотрудник отдела ОО и РП координирует время и место проведения консультаций.

4.18. На экзамене обязательно заслушивается Производственная характеристика на ученика и Оценочный лист (Приложение № 6).

4.19. Экзамен считается сданным в случае, если кандидат ответил на все вопросы билета. Члены комиссии могут задавать наводящие и дополнительные вопросы.

4.20. В случае если кандидат не сдал квалификационный экзамен, ему предоставляется право на повторную пересдачу. С момента получения соответствующей квалификации сотруднику может быть присвоена более высокая квалификация не ранее, чем через 3 месяца.

4.21. Информация о присвоении квалификации сотрудникам хранится в базе данных отдела ОО и РП. Копия протокола передается в отдел по работе с персоналом.

4.22. На основании Протокола комиссии, отдел по работе с персоналом готовит приказ о присвоении квалификации. Информация о присвоении квалификации заносится в трудовую книжку, личную карточку сотрудника и выдаётся сертификат.

4.23. Отдел ОО и РП совместно с Отделом по анализу и улучшению процессов производства оказывают методическую поддержку руководителям подразделений в оформлении экзаменационных билетов, обеспечивают их хранение и выдачу необходимого количества наборов экзаменационных билетов для подготовки учеников.

4.24. Ответственным за координацию процесса разработки и актуализацию экзаменационных билетов является ОО и РП.

4.25. Ответственными за разработку вопросов:

  • по специализации - являются специалисты и руководители технических служб производства;
  • по качеству - специалисты службы контроля качества;
  • охране труда, промышленной и пожарной безопасности - инженер по охране труда.

5. Порядок формирования квалификационной комиссии

5.1. Состав квалификационной комиссии утверждается приказом генерального директора. Заместителем председателя комиссии является представитель местного комитета профсоюзной организации, который назначается Председателем Местного комитета. В состав комиссии входят представители: службы качества, службы охраны труда, промышленной безопасности и экологии, отдела охраны, отдела по обучению и развития персонала, технических и инженерных служб.

5.2. Заседания комиссии созываются по мере необходимости проведения квалификационного экзамена. О дате и месте очередного заседания комиссии сообщает посредством электронной почты специалист ОО и РП. Для участия в квалификационном экзамене представителей Местного комитета профсоюзной организации, уведомление в электронной форме направляется Председателю Местного комитета профсоюзной организации ЗАО « Лиггетт-Дукат».

5.3. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 членов. В обязательном порядке в заседании квалификационной комиссии принимают участие: Председатель комиссии и/или его заместитель, представитель службы ООС, ПБ и ОТ, службы менеджера по качеству, представитель Местного комитета и члены комиссии в соответствии со специализацией экзамена.Комиссия принимает решения простым большинством голосов от числа участвующих в заседании членов квалификационной комиссии (при равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии или его заместителя). Принятое решение подписывается членами комиссии, принявшими участие в заседании.

5.4. При условии предварительного не менее чем за 3 рабочих дня уведомления членов комиссии о месте и времени заседания комиссии, отсутствие кого-либо из членов комиссии указанных в т.ч. и в п. 5.3 не препятствует проведению заседанию комиссии.

6. Ученический договор

6.1. Право работника на Профессиональное обучение реализуется путем заключения Ученического договора (Приложение № 3) между работником и Работодателем.

6.2. Ученический договор с работником Организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется ТК РФ.

6.3. На время Профессионального обучения работнику выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного Коллективным договором минимального размера оплаты труда.

6.4. Работникам без квалификации, впервые принятым в Организацию, которые направлены на обучение новым профессиям, устанавливается стипендия в размере 80% от должностного оклада соответствующей профессии, на которую учится работник.

6.5. При обучении второй профессии или направлении Работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы/без отрыва от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, но не ниже размера должностного оклада по основному месту работы.

6.6. Наставникам за обучение работников выплачивается вознаграждение. Размер вознаграждения регулируется Положением о наставничестве, которое является Приложением № 2 к настоящему Положению.

7. Заключительные положения

7.1 Изменения и дополнения в настоящее Положение вносится сторонами Коллективного договора.

7.2. Во всех случаях, не рассмотренных и не включенных в данное Положение, применяется порядок и нормы, установленные действующим законодательством РФ.

Скачать полную версию положения о профессиональном обучении работников основного и вспомогательного производства можно после регистрации .

Извините, этот материал доступен целиком только участникам Сообщества производственных менеджеров.
Вы можете пройти регистрацию и получить доступ к эксклюзивным аналитическим, методическим и переводным материалам, опубликованным на сайте.

Участие также дает много дополнительных возможностей.

В начале трудовой деятельности каждому человеку, имеющему профильное образование, необходимо время на освоение навыков и прием работы, и приобретение некоторого опыта. Указанный период получил наименование стажировки, которая проводится в соответствии с определенной программой и в течение установленного срока. В соответствии с законодательством труд работника проходящего обучение оплачивается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основная цель стажировки заключается в обучении сотрудника непосредственно в процессе его производственной деятельности. Указанный процесс является одним из способов переподготовки работника, повышения его профессиональной квалификации или получения специализации по окончании учебного заведения. По окончании стажировки выпускнику вручается свидетельством установленного законодательством образца.

Важность предварительного обучения

Человек, имеющий только теоретическую подготовку неспособен эффективно выполнять должностные обязанности, производственные или технологические операции. Во время стажировки работник проходит предварительное обучение под руководством сотрудника, имеющего достаточной опыт в данной сфере.

Такой подход к делу позволяет в короткие сроки ученику освоить основные приемы работы и научиться практическому выполнению возложенных на него обязанностей.

С лицом, проходящим стажировку, проводиться инструктаж по охране труда и соблюдению установленных правил и мер безопасности. Об этом производится запись в журнале, где сотрудник обязан расписаться. Данный документ ведется штатным инженером по технике безопасности или другим сотрудником, назначенным приказом руководителя предприятия на определенный срок.

По закону

Нормативная база, определяющая правовой статус проходящего стажировку на рабочем месте лица, регулирует его взаимоотношения с работодателем.

Основные положения закреплены в следующих документах:

  • 212 статье Трудового Кодекса;
  • Постановление №1-29 Министерства образования от 13.01.2003 года;
  • Приказ и 37 Ростехнадзора от 29.01.2007 года;
  • ГОСТ 12.0.004-90 п. 7.2.4;
  • Письмо РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Для вновь принимаемых работников из числа выпускников учебных заведений системы профтехобразования стажировка является, по сути, продолжением учебного процесса. В ходе ее молодой специалист занимается профессиональной деятельностью и наработкой необходимых навыков. Таким образом, происходит закрепление знаний, которые были получены в процессе обучения.

Производственная необходимость

Работодатель заинтересован в максимальной производительности труда каждого из своих сотрудников. Этого можно достигнуть только в том случае если уровень подготовки их будет достаточно высоким. Стажировка, проводимая на начальном этапе под присмотром опытного наставника, позволяет добиться в кратчайшие сроки освоения необходимых производственных и технологических операций.

Данный вид трудовой деятельности ограничен по времени, сроки определяются в зависимости от сложности профессии и способностей обучаемого.

По времени этот период может составлять от 2 до 14 рабочих дней или смен.

В обязательном порядке стажировка проводится для следующих категорий специалистов:

  1. Операторов промышленного и технологического оборудования.
  2. Водителей маршрутных транспортных средств, в том числе трамваев и троллейбусов.
  3. Сотрудников, задействованных на работах, представляющих повышенную опасность для них самих и окружающих.

По результатам стажировки делается заключение о профпригодности и производится допуск к самостоятельному выполнению служебных обязанностей и трудовой деятельности.

При приёме на работу

Заключению постоянного трудового договора с сотрудником обычно предшествует , в ходе которого определяется его профессиональная пригодность. Стажировка, проводимая при приеме соискателя на работу, направлена исключительно на его обучение и получение им необходимого практического опыта выполнения обязанностей.

В соответствии с 59 статьей Кодекса с таким сотрудником может быть заключено временное соглашение на указанный период. В подавляющем большинстве случаев работники успешно прошедшие стажировку заключают впоследствии постоянный договор.

В период обучения на них распространяются все нормы трудового законодательства в части касающейся оплаты труда и другие социальные гарантии.

Неправомерные действия руководства предприятия могут быть обжалованы в компетентные органы в специализированную инспекцию.

При переводе на другую должность

В процессе хозяйственной деятельности предприятия нередко возникает необходимость в замещении вакантных должностей другими сотрудниками. Перевод осуществляется распоряжением работодателя, при этом обязанности по обучению нового работника возлагаются на его начальника непосредственно. Руководитель проводит первичный инструктаж под роспись в журнале и поручает опытному сотруднику контроль над действиями нового подчиненного.

По окончании стажировки осуществляется проверка профессиональных навыков, которая должна выявить его пригодность к самостоятельному выполнению работ.

Испытания могут проводиться в форме зачета с опросом по теоретической части и демонстрацией практических навыков действия работника в разной ситуации. Успешное прохождение данной проверки заканчивается выдачей соответствующего удостоверения.

Сроки

В соответствии с действующими нормами период обучения должен быть достаточным для освоения работником практически навыков.

Законодательно срок ограничен нижним пределом в 2 рабочих смены и верхним – в 15 дней.

В это время стажер выполняет свои обязанности под руководством опытного наставника, который и помогает ему в приобретении нужных навыков. Обучение производится непосредственно в процессе выполнения операций, что позволяет быстрее освоиться и привыкнуть к новой обстановке.

Отличие от испытательного срока

В начале своей трудовой карьеры на предприятии сотрудник присматривается и оценивает условия, взаимоотношения с нанимателем. Испытательный срок имеет своей целью законодательно закрепить возможности сторон разорвать трудовой договор, если он не устраивает их. Данный период может длиться от трех месяцев до полугода, с результатом ее может быть постоянная работа или отказ от нее.

Стажировка направлена на обучение работника и значительно более короткая по времени.

Она занимает от 3 до 15 рабочих дней, за которые сотрудник, устраивающийся на работу, получает необходимые навыки. После получения допуска они приступают к самостоятельному выполнению обязанностей. Стажировка, по сути, является частью испытательного срока и значительно более короткая в сравнении с ним.

Оформление стажировки

Прием на работу, обучение сотрудников и другие действия администрации предприятия отображаются в актах распорядительного характера.

При подготовке к стажировке и в процессе ее проведения оформляются следующие документы:

  • приказ о проведении;
  • программа обучения;
  • положение о стажировке.

По результатам руководство предприятия издает приказ о допуске работника к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей. Сотруднику при этом выдается удостоверение образец, которого для определенных специальностей утвержден соответствующим Постановлением правительства. Разработка вышеперечисленных документов возлагается на сотрудников отделов кадров и непосредственного руководителя стажировки.

Приказ

Документальное оформление стажировки сотрудник производится в соответствии с порядком ведения делопроизводства, установленном на предприятии. По поручению руководителя сотрудник отдела кадров или менеджер по персоналу готовит проект приказа.

Указанный документ должен содержать следующие данные:

  • полное наименование компании;
  • название документа;
  • дату и наименование населенного пункта.

В описательной части указываются ссылки на нормативные документы, определяются основные цели и задачи стажировки, назначаются ответственные лица: руководитель, наставник-инструктор. Назначается срок проведения обучения и указывается должность, на которую планируется назначение кандидата.

Положение

Стажировка на предприятии проводится в строгом соответствии со специально разработанным нормативным документом, который утверждается руководителем предприятия.

В положение обязательно включаются следующие пункты:

  1. общие требования по организации процесса;
  2. порядок проведения стажировки;
  3. обязанности должностных лиц и обучаемого персонала;
  4. организация зачетов и осуществление допуска к самостоятельной работе.

Отдельным пунктом выделяется специфика подготовки отдельных категорий специалистов к самостоятельной трудовой деятельности.

В положении определяются общие требования по подготовке и содержанию программы стажировки. Этот документ является одним из важнейших и к его разработке следует подходить со всей ответственностью и тщательностью.

Программа

Организация стажировки сотрудника на рабочем месте возлагается непосредственно на руководителя, назначенного приказом. В его обязанности входит подготовка программы ее проведения, которая утверждается вышестоящим руководителем.

  1. Цель стажировки.
  2. Общие требования к стажеру.
  3. Перечень нормативной и технической документации, подлежащей изучению.
  4. Производственные, должностные инструкции и функциональные обязанности.
  5. Мероприятия по изучению рабочего места, производственных и технологических процессов в пределах его компетенции.
  6. Освоение основных навыков практической работы с учетом требований безопасности.
  7. Проверка полученных знаний и умений и сдача зачета на допуск к работе.

По каждому пункту определяются минимальные сроки в часах или сменах, в случае необходимости конкретные даты могут быть скорректированы исходя из сложившихся обстоятельств.

Окончание стажировки

По завершении мероприятий предусмотренных программой проведения обучения специальности руководитель стажировки обязан организовать прием зачетов. Проверка знаний может проводиться как начальником лично, так и в составе комиссии. В состав ее обычно включаются инструктор-наставник и другие специалисты и производственного участка или отдела.

По итогам испытаний принимается решение о профессиональной пригодности кандидата на должность.

Закрепляется решение приказом о допуске сотрудника к самостоятельному выполнению обязанностей. Кроме того, оформляется соответствующее удостоверение, что выдается на руки работника и подтверждает его квалификацию. Бланки документов разрабатываются в соответствии с принятыми в компании нормами делопроизводства.

Документы

По окончании стажировки на рабочем месте руководитель готовит проект приказа, который включает в себя следующие положение:

  1. Ссылки на нормативно-правовую базу.
  2. Сведения о работниках, которые успешно прошли стажировку с указанием должностей.
  3. Распоряжение о допуске к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей.

Приказ доводится под роспись всем заинтересованным сотрудникам, а на руки стажером выдаются соответствующие свидетельства или удостоверения, заверенные подписью руководителя и печатью предприятия.

Последствия для работника


Всем привет! Предлагаю вашему вниманию исчерпывающий материал на тему: . Данным материалом поделился со мной мой уважаемый знакомый, коллега — Шумик Владимир Яковлевич. Рекомендую абсолютно всем подписчикам и посетителям ознакомится с опубликованной статьей и бесплатными дополнительными материалами к ней. Стажировка по охране труда раскрыта дальше, чем вы можете себе представить. Большое от души Владимиру Яковлевичу!

Предлагаю читателям сайта сайт высказать замечания по этой статье, особенно, критические. Это необходимо для того, чтобы собрать все лучшее по данной теме и предложить Министерству труда разработать самостоятельный документ на эту тему. С уважением, Владимир Яковлевич.

Стажировка по охране труда

Одной из форм обучения работников практическим безопасным приемам выполнения работы является стажировка работника на его рабочем месте. В действующем на сегодняшний день Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда у работников организаций, утверждённом постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. №1/29 (далее Порядок) про стажировку говорится всего лишь в одном пункте 2.2.2., а именно: Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте…

И всё. Ни раскрыт сам термин «стажировка». Ни описан порядок проведения её. Ни приведены образцы стажировочного листа, программ стажировок, приказов (распоряжений) о назначении стажировки. Одним словом, ничего.

А тем временем тысячи и тысячи инженеров по охране труда страны выходят на сайты по охране труда в интернете, пишут и звонят в редакции журналов по охране труда, задают друг другу вопросы, чтобы разобраться в проведении стажировок в своих организациях. Наверное, более безграмотного документа, как этот Порядок, а вернее сказать Беспорядок, среди документов по охране труда, не найти.

Наверное, в годы правления Сталина И. В., разработчиков таких нормативных правовых актов приставили бы к стенке за саботаж в масштабах всего государства. И правильно бы сделали. А в настоящее время, конечно, в правом государстве, таких разработчиков дисквалифицировали бы на всю оставшуюся жизнь и на «пушечный выстрел» не допускали бы до разработки нормативных правовых актов.

А сейчас давайте рассмотрим Проект новой редакции Порядка, разработанный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. в редакции от 14 ноября 2012 г., в части, касающейся проведения стажировки. Данный Проект так и не расставил все точки над И. Давайте убедимся в этом.

1. Рассмотрим название раздела, в котором говорится про стажировку «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ». Зачем заниматься терминологической чехардой? Коль в этом разделе речь идет о стажировке, то и название этого раздела должно быть таким «Стажировка» или «Стажировка по охране труда».

2. Рассмотрим п.44 этого раздела «Для всех поступающих на работу лиц, а также работников, переводимых на другую работу, работодатель (уполномоченное им лицо) после проведения вводного инструктажа проводит первичный инструктаж на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам выполнения работ (за исключением работников, освобожденных от первичного инструктажа).

Про инструктажи сказано в отдельном разделе этого Проекта «Инструктаж по охране труда». Поэтому этого пункта в этом разделе вообще не должно быть. К тому же:
— из этого пункта следует, что вводный инструктаж проводится и с работниками, переведенными на другую работу в организации, что не соответствует действительности;
— словосочетание «…проводит первичный инструктаж на рабочем месте с обучением безопасным методам и приемам выполнения работ…» составлено безграмотно. Инструктаж по охране труда и есть обучение безопасным методам и приемам выполнения работ или одна из форм этого обучения. Читая данный пункт, складывается впечатление, что инструктаж по охране труда это одно, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ - это что-то другое. К тому же, зачем такая детализация: «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ». Почему не дано определение, что такое «безопасный метод выполнения работ» и «безопасный прием выполнения работ» и чем они отличаются между собой? К тому же, в дальнейшем ни в одном нормативном правовом акте не упоминается ни про «безопасные методы выполнения работ», ни про «безопасные приемы выполнения работ», ни в одном нормативном правовом акте они не перечислены и не требуется их составления.

3. Рассмотрим первую часть п.45 «Для лиц, поступающих на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводится стажировка непосредственно на рабочем месте под руководством работника, прошедшего обучение по охране труда , на которого приказом работодателя (уполномоченного им лица) возложены обязанности по проведению стажировки».

Учитывая, что работ на которых отсутствуют опасные и(или) вредные условия труда вообще нет, то данное уточнение в данном предложении неуместно.

Почему при введении нового понятия «стажировка» не дается его толкование? Неужели толкование понятия «стажировка» необходимо искать в энциклопедиях и толковых словарях? И какой термин необходимо вводить в обращение «стажировка» или «стажировка по охране труда»?

Учитывая, что руководителем стажировки может быть и рабочий, а поскольку не все рабочие проходят обучение по охране труда, то требование, что работник (руководитель стажировки) обязан пройти обучение по охране труда не правомочно.

Вместо слова «работник» необходимо указать «руководитель стажировки». А поскольку у работника появляется новый статус «руководитель стажировки», то у него появляются новые права, обязанности и, и, разумеется, ответственность, которые должны быть сформулированы в локальном нормативном акте - Должностной инструкции руководителя стажировки. Точно также и со стажером. Для него должна быть разработана Рабочая инструкция стажера, в которой должны быть оговорены его обязанности, права и, разумеется, его ответственность во время прохождения стажировки.

4. Рассмотрим вторую часть п.45 «Продолжительность стажировки устанавливается работодателем (уполномоченным им лицом) исходя из характера выполняемых работ, но не менее двух и не более четырнадцати смен»

Необходимо помнить, что продолжительность стажировки устанавливается не только работодателем (уполномоченным им лицом), но и нормативными правовыми актами.

Вместо словосочетания «… характера выполняемых работ…» предлагается использовать словосочетание «… сложности (опасности) выполняемых работ…»

Зачем ограничивать срок проведения стажировки? Руководителю организации и его специалистам лучше знать, на сколько смен организовать стажировку для своих работников. Здесь должен срабатывать принцип «чем больше, тем лучше».

5. Рассмотрим первую часть п.46 «Руководитель стажировки назначается работодателем (уполномоченным им лицом) из числа бригадиров, мастеров, инструкторов и квалифицированных рабочих, имеющих практический опыт работы по данной профессии».

Из словосочетания «…практический опыт работы…» исключить слово практический, так как непрактического (теоретического) опыта работы не существует. Опыт работы и есть опыт работы.

Каким образом определять практический опыт работы по данной профессии?

А что для специалистов стажировка не проводится? И кто для них будет руководителем стажировки?
6. Рассмотрим вторую часть п.46 «К одному руководителю стажировки не может быть прикреплено для прохождения стажировки более двух работников одновременно».

Каких работников? Одной или разных профессий? Ведь руководитель стажировки не может проводить стажировку одновременно для двух рабочих, специалистов разных профессий, специальностей.

7. Рассмотрим п. 47. «Прохождение стажировки оформляется записью в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте в соответствии с пунктом
41 Порядка: информация о стажировке на рабочем месте (с выделением отдельных граф «Количество смен (с… по…), «Стажировку прошел (подпись рабочего)», «Знания проверил, экзамен принял, допуск к работе произвел (подпись лица, проводившего стажировку, дата)»;

Строку из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте «информация о стажировке на рабочем месте (с выделением отдельных граф «Количество смен (с… по ….), «стажировку прошел (подпись работника)», «Знания проверил, экзамен принял, допуск к работе произвел (подпись лица проводившего стажировку, дата)» предлагается исключить как составленную безграмотно, так как:

— журнал имеет конкретное название «Журнал регистрации инструктажей по охране труда» и про стажировку здесь ни слова;
— проведение стажировки - это отдельное самостоятельное обучающее мероприятие по охране труда, а поэтому все, что касается прохождения стажировки должно быть отражено в отдельном самостоятельном документе, например, в Листе стажировочном по охране труда;
— руководитель стажировки проверяет у работника не только и не столько знания, как практические навыки. В данном случае предлагается изложить предложение в следующем виде: «Знания и практические навыки проверил...»;
— поскольку стажировку проходят не только рабочие, но и специалисты, то предложение «Стажировку прошел (подпись рабочего)» предлагается заменить на «Стажировку прошел (подпись стажера)»;
— руководитель стажировки (тем более рабочий) не может проводить (принимать) экзамены у другого рабочего, тем более единолично. Экзамены принимаются комиссионно. В состав комиссии должны входить только должностные лица. Для проведения экзаменов составляются экзаменационные билеты (тесты), протоколы комиссии по проведению экзамена, определяется регламент работы комиссии (порядок принятия решений о прохождении работника экзамена (путем голосования, простым или квалифицированным большинством голосов и т.п., определяются критерии прохождения и непрохождения стажировки, оценки знаний проверяющего (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично и т.п или прошел/не прошел.). Но об этом в Порядке ни слова.
— поскольку руководителем стажировки может быть рабочий пусть и с более высокой квалификацией, чем рабочий, который проходит стажировку, то руководитель стажировки (как предлагается в Порядке) не может допускать другого рабочего к самостоятельной работе. Право допускать рабочего к самостоятельной работе имеет только руководитель структурного подразделения, в которое принят на работу работник после проведения с ним обучающих мероприятий по охране труда, а именно: инструктажа по охране труда; инструктажа по пожарной безопасности; прохождения пожарно-технического минимума; инструктажа по электробезопасности и присвоения группы по электробезопасности, инструктажа по безопасности (для рабочих эксплуатирующих оборудование, поднадзорное Ростехнадзору); инструктажа по безопасности дорожного движения (для рабочих, эксплуатирующих автотранспорт), стажировки по охране труда, дублирование, обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда, инструктажа по охране окружающей среды, издав соответствующее распоряжение по своему структурному подразделению;
— словосочетание «допуск к работе произвел» стилистически безграмотное. Вместо него предлагается использовать следующее словосочетание «к самостоятельной работе допустил»;
— после слова «смен» предлагается добавить слово «рабочих дней», так как не во всех организациях рабочее время работников исчисляется в сменах.

8. Рассмотрим п. 48 «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте завершается экзаменом, который проводится лицом, осуществляющим соответствующее обучение, в форме проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасного выполнения работ».

«Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте…». Что это такое? Масло масляное. Какая-то чухня. Ведь стажировка и есть один из видов обучения безопасным методам и приемам выполнения работ. Неужели разработчики данного Проекта не понимают этого?

«Обучение… со стажировкой… завершается экзаменом…». Не обучение со стажировкой, а обучающие мероприятия по охране труда, которые проводились с работником (вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране туда на рабочем месте, вводный противопожарный инструктаж, первичный на рабочем месте инструктаж по охране труда, первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, пожарно-технический минимум, инструктаж по электробезопасности и присвоение соответствующей группы по электробезопасности, первичный на рабочем месте инструктаж по безопасности, первичный инструктаж на рабочем месте по безопасности дорожного движения, обучение по охране труда, стажировка по охране труда, дублирование, первичный инструктаж по охране окружающей среды) завершается экзаменом. Но это совсем другая история. И об этом необходимо говорить в отдельном разделе Проекта под названием «Экзамен по охране труда».

А чем тогда завершается сама стажировка? Так и не понятно. Что считается прохождением стажером стажировки? Разработчики Проекта, наверное, и сами не знают?

«… в форме проверки теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасного выполнения работ». Из этого, однозначно, следует, что вместо термина «стажировка» в Проекте необходимо использовать термин «стажировка по охране труда», так как под термином «стажировка» можно понимать и профессиональную подготовку (переподготовку) молодых специалистов, работников, студентов (например, прохождение стажировки студентами, молодыми врачами в других учреждениях образования, здравоохранения своего государства, других стран);

9. Рассмотрим первую часть п. 49 «При положительных результатах экзамена работодатель (уполномоченное им лицо) издает распоряжение о допуске работника к самостоятельной работе».

Что необходимо понимать под «положительным результатом экзамена»? А что необходимо понимать под «отрицательным результатом экзамена»? А что необходимо издавать при отрицательном результате экзамена? Что необходимо делать с работником при отрицательном результате экзамена?

10. Рассмотрим вторую часть п. 49 «При неудовлетворительных результатах экзамена работник должен сдать экзамен повторно в сроки, установленные работодателем (уполномоченным им лицом)».

Данное предложение построено стилистически безграмотно. Если в первой части данного пункта говорится об «неудовлетворительных результатах», то во втором части этого пункта говорится уже не об «отрицательных результатах», а об «неудовлетворительных результатах». Где логика. Что необходимо понимать, в этом случае, под «неудовлетворительными результатами экзамена»?

«… работник должен сдать экзамен повторно…». Работник никому и ничего в данной ситуации, не должен. Наниматель, в данной ситуации, имеет право (но не обязан) предложить стажеру пройти повторно экзамен. А что с работником в этом случае нельзя расторгнуть трудовой договор по результатам первичного испытания, ведь уровень профессиональной подготовки работника можно определить и по результатам первичной сдачи экзамена. А, что, в этой ситуации работник, осознав серьезность отношения нанимателя к организации экзамена, не может сам расторгнуть трудовой договор по своей инициативе? А что будет, если работник и повторно не пройдет экзамен? Об этом разработчик Проекта умалчивает или просто сам не знает?

Данный пункт предлагается сформулировать следующим образом: «При неудовлетворительных результатах экзамена (стажировки):

а) наниматель имеет право (но не обязан) предложить работнику повторно пройти экзамен в сроки, установленные им (уполномоченным им лицом);
б) работник имеет право расторгнуть трудовой договор по личной инициативе;
в) с работником может быть расторгнут трудовой договор по соглашению сторон;
г) с работником может быть расторгнут трудовой договор по инициативе нанимателя, в связи с неудовлетворительными результатами испытания стажера.

В случае повторного непрохождения экзамена (стажировки):
а) работник имеет право расторгнуть трудовой договор по личной инициативе;
б) с работником может быть расторгнут трудовой договор по соглашению сторон;
в) с работником может быть расторгнут трудовой договор по инициативе нанимателя, в связи с неудовлетворительными результатами испытания стажера.

1. Министерству труда РФ разработать самостоятельный нормативный правовой акт - Правила проведения стажировок по охране труда в организациях, в которых методично расписать порядок проведения стажировок по охране труда и упомянуть обо всех локальных нормативных актах (приказы, распоряжения, списки, должностную инструкцию руководителя стажировки, должностную (рабочую) инструкцию стажера, журналы, стажировочный лист, типовые программы стажировки и т.п.), которые должны издаваться, составляться, заполняться, вестись в связи с проведением стажировок по охране труда в организациях и привести образцы написания, составления, заполнения, ведения этих актов;

2. дать в этих Правилах определения всем терминам, упоминающимся в этих Правилах, в том числе «стажировка по охране труда», «руководитель стажировки», «стажер», «стажировочный лист», «безопасный прием выполнения работы», «безопасный метод выполнения работы»;

3. Министерствам, входящим в состав Правительства Российской Федерации:

3.1. на основании вышеуказанных Правил разработать Правила проведения стажировок по охране труда для работников, которые должны проходить стажировку по охране труда, на предприятиях, в организациях и учреждениях своего Министерства, а также сквозных профессий и должностей, отразив в них свою специфику проведения стажировок по охране труда;

3.2. на основании Правил проведения стажировок по охране труда на предприятиях, в организациях и учреждениях в своем Министерстве обязать предприятия, организации, учреждения, входящие в состав своего Министерства разработать Положения (Стандарты предприятий) о проведении стажировок по охране труда на конкретном предприятии, в организации и учреждении своего Министерства;

3.3. разработать все типовые локальные акты (приказы, распоряжения, списки, перечни, должностную инструкцию руководителя стажировки, должностную (рабочую) инструкцию стажера, стажировочный лист, типовые программы стажировки и т.п.) для всех профессий, должностей, которые имеются в их Министерстве и работники которых обязаны проходить стажировку по охране труда, которые необходимы при проведении стажировок по охране труда. Привести образцы написания, составления, заполнения, ведения этих актов;

3.4. определить перечень профессий и должностей, которые должны проходить стажировки по охране труда в своем Министерстве;

3.5. выложить вышеуказанные акты на сайте своего Министерства в свободном доступе или с использованием кода.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

  1. Положение о проведении стажировок по охране труда
  2. Должностная инструкция руководителя стажировки
  3. Рабочая инструкция стажера
  4. Перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку по охране труда
  5. Перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку по охране труда
  6. Продолжительность стажировки по охране труда для рабочих
  7. Продолжительность стажировки по охране труда для специалистов
  8. Программа стажировки по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей
  9. Лист стажировочный по охране труда
  10. Приказ о приеме на работу слесаря по ремонту автомобилей
  11. Приказ о проведении стажировки слесарю по ремонту автомобилей
  12. Распоряжение о проведении стажировки для слесаря по ремонту автомобилей
  13. Распоряжение об освобождении от прохождения стажировки слесаря по ремонту автомобилей
  14. Приказ о расторжении трудового договора со слесарем по ремонту автомобилей

СКАЧАТЬ КОМПЛЕКТ ДОКУМЕНТОВ

На этом всё.

Продолжение следует...

Прохождение стажировки на рабочем месте – довольно частая практика , применяемая на территории РФ. В большинстве случаев такой процесс проходят молодые специалисты, имеющие только теоретические знания, или те работники, которые не знакомы со спецификой выполнения тех или иных трудовых обязанностей.

Прохождение стажировки осуществляется с соблюдением всех положенных норм Трудового кодекса и внутренних правил организации – сотрудник проходит официальное оформление, выполняет определенные действия согласно плану и получает оплату за выполнение рабочих обязанностей.

Зачем и когда нужна

Стоит отметить, что Трудовым кодексом РФ не дается как такового понятия стажировки сотрудников. Основным документом, который может определять необходимость ее проведения, является трудовой договор , заключаемый между сторонами трудовых отношений.

Работодатель вправе самостоятельно определять необходимость осуществления такого процесса, порядок проведения и сроки, в которые это будет происходить. В то же время, все правила организации не должны идти вразрез с нормативными и законодательными актами, защищающими права нанятых работников.

Основной целью проведения является получение навыков выполнения трудовых обязанностей на новом месте или участке работы для более качественной работы в дальнейшем. Кроме того, для некоторых специальностей основным направлением является получение знаний по технике безопасности и охране труда, связанных с повышенной опасностью или присутствием вредных факторов на производстве или организации.

Процесс прохождения может быть добровольным или обязательным – при обязательном перечень профессий, необходимых для ее проведения, устанавливается трудовым законодательством. Срок проведения процедуры определяется в соответствии с особенностями функционирования организации, условиями работы и имеющегося профессионального опыта сотрудника.

Нормативные акты

Нормативными актами, в соответствии с которыми определяются основные правила проведения стажировки нанятого работника, являются следующие:

  • Трудовой кодекс РФ – ;

В соответствии с законами Российской Федерации, в обязательном порядке должны проходить стажировку сотрудники таких профессий:

  1. Работники, занятые на предприятиях и организациях промышленной направленности.
  2. Сотрудники, использующие техническое оборудование.
  3. Водители общественного транспорта – к ним относятся сотрудники, занятые на автобусах, троллейбусах и трамваях.

В результате прохождения такого процесса сотрудником работодатель может сформировать представление о достаточности полученных навыков и знаний и разрешить допуск к выполнению трудовых обязанностей.

Порядок оформления сотрудника осуществляется таким образом:

Какая установлена продолжительность

Продолжительность процесса прохождения обучения существенно зависит от внутренних порядков организации и специфики выполняемой работы. В рамках установленных сроков руководитель вправе самостоятельно понимать решение о сроке окончания процесса обучения.

При этом он должен опираться на такие показатели :

  • уровень образования принятого работника;
  • квалификация сотрудника;
  • опыт работы на аналогичных должностях;
  • наличие знаний в области техники безопасности.

В среднем, если трудоустройство осуществляется на рабочую профессию или младший обслуживающий персонал при наличии определенного опыта и навыков, то длительность обучения может составлять от 3 до 19 рабочих смен .

На такие же должности в случае полного отсутствия каких-либо знаний срок стажировки может длиться и до полугода . При приеме сотрудников на должности специалистов или руководителей средний срок прохождения обучения составляет от 2 недель до одного месяца .

В связи с тем, что процесс прохождения обучения лишь косвенно регулируется законодательством, большинство работодателей практикуют оформление специального документа , который определяет все основные правила проведения такого процесса. Такой документ называется .

Обязательной (унифицированной) формы он не имеет, и каждая отдельная организация вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать его основные пункты.

  • цель проведения;
  • рабочее место работника;
  • порядок осуществления оплаты за указанный период;
  • основные документы, которые могут регламентировать деятельность принятого лица;
  • перечень должностей и профессий, по которым стажировка является обязательным.

Приказ, программа, журнал

Приказ о приеме на работу должен содержать в себе такие данные:

  • название организации или предприятия;
  • наименование самого документа или бланка;
  • дата приема сотрудника;
  • дата составления;
  • место (населенный пункт) составления;
  • основные нормативные и законодательные акты, в соответствии с которыми будет проводиться стажировка;
  • должность, на которую принимают соискателя;
  • срок периода обучения.

Одним из документов, необходимых при прохождении работником стажировки, является программа , в которой содержатся все основные понятия и принципы ее проведения. Программа в обязательном порядке должна утверждаться руководителем организации и содержать в себе такие пункты:

  • цели прохождения сотрудниками такого процесса обучения;
  • требования, предъявляемые к соискателю;
  • нормативная база для получения знаний;
  • основные положения, касающиеся определенного подразделения;
  • выполняемые мероприятия, которые направлены на освоение материала;
  • положения об отделе, где будет проходить стажировка работника;
  • система оценки полученных работником знаний;
  • минимальные сроки, в которые сотрудник может окончить стажировку при условии получения всех необходимых знаний;
  • порядок проведения контроля со стороны ответственных лиц.

Кроме таких документов руководитель должен обеспечить заведение специального журнала , в который его куратор заносит все этапы осуществления процесса и количество затраченного времени. Все отраженные этапы должны полностью совпадать с программой стажировки.

В отношении оплаты за период прохождения стажировки сотруднику стоит отметить такие нормы и правила :

Порядок прохождения

Порядок прохождения процедуры обучения на рабочем месте следующий :

  • оформление обязательной документации для приема на работу;
  • ознакомление с правилами техники безопасности;
  • ознакомление с основными обязанностями;
  • начало выполнения рабочих обязанностей под руководством куратора;
  • фиксация результатов в журнал;
  • окончание процесса стажировки;
  • вынесение руководителем решения о возможности приема на работу.

В любой организации прохождение стажировки должно завершаться составлением отчета о ней. Подобный документ составляется лицом, которое являлось стажером, и он включает в него такую информацию:

  • цели, которые достиг стажер при прохождении периода;
  • задачи, выполнить которые не удалось, и причины этого;
  • список полученных умений и знаний;
  • предложения стажера по каким-то улучшениям рабочего процесса.

Отдельно куратор оформляет характеристику работника , в конце которой делает вывод о возможности принятия его на работу. После составления таких документов работодатель делает вывод о возможности трудоустройства работника, причем он может быть принят как сразу, так и занесен в кадровый резерв.

Отличия от испытательного срока

Любой работодатель и сотрудник должен понимать, что прохождение стажировки имеет существенные отличия от испытательного срока , который на практике также часто устанавливается при приеме на работу:

  1. В течение испытательного срока договор в любое врем может быть расторгнут.
  2. Испытательный срок, как правило, более длительный, чем стажировка.
  3. Испытательный срок имеет некоторые ограничения в возможности установления некоторым категориям лиц.
  4. Испытательный срок в отличие от стажировки не является обязательным для определенных должностей.

По каким правилам следует проводить стажировку рабочих по охране труда? О ее программе и порядке проведения подробно рассказываем в этом материале.

Правовое регулирование

Трудовой кодекс РФ только один раз упоминает стажировку на рабочем месте по охране труда в статье 216.

В то же время вопросы стажировки по охране труда с 2017 года регламентирует пункт 9 ГОСТа 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Он введен в действие приказом Росстандарта от 09 июня 2016 года № 600-ст. Официально начал действовать с 01 марта 2017 года.

По закону издавать приказ о стажировках по охране труда и проводить их руководитель подразделения не обязан. Он сам определяет:

  • необходимость их проведения;
  • содержание;
  • срок стажировки.

Эти параметры зависят от образования, квалификации, опыта работы и т. п. конкретного рабочего.

Цели

Согласно этому документу, обучение и стажировка по охране труда подразумевают обучение безопасности труда в виде стажировки конкретного специалиста на рабочем месте.

В целом любая программа стажировки по охране труда должна быть нацелена:

  • на получение навыков и умений для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций и обязанностей по занимаемой позиции;
  • практическое освоение современного опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Рассматриваемая стажировка и проверка знаний по охране труда может проводиться не только в отношении специалистов, работников и младшего обслуживающего персонала, но и руководителей.

Несколько иной порядок проведения стажировки по охране труда должен быть в отношении руководящих должностей и специалистов. Дело в том, что в данном случае основная цель ограничена только практическим освоением ими современного опыта и эффективной организации работ по охране труда.

Читайте также Виды систем безопасности работ на высоте

В последнем случае проведение и организация стажировок по охране труда ложится на плечи:

  • вышестоящего начальника;
  • либо иного руководителя стажировки, которого своим решением назначает организатор обучения.

Кто и когда проходит

Действующий порядок стажировки по охране труда говорит, что её проводят:

  • при поступлении на работу нового сотрудника;
  • при переводе на другое место в рамках предприятия с изменением должности и/или исполняемой трудовой функции;
  • для подготовки к возможному замещению постоянного сотрудника на время отсутствия по причине болезни, отдыха, командировки.

Это основной контингент тех, кто проходит стажировку по охране труда. При этом ГОСТ 12.0.004-2015 чётко не определяет тех лиц, кто должен проходить стажировку по охране труда.

Кто проводит

По общему правилу обязанность проведения стажировки по охране труда – то есть обучения с целью освоения безопасных методов и приемов выполнения работ – лежит:

  • на руководителе соответствующих работ;
  • инструкторе производственного обучения;
  • рабочем с большим опытом.

При этом важно, что любой руководитель стажировки по охране труда должен:

  • пройти соответствующее обучение как инструктор по охране труда;
  • иметь хороший практический опыт;
  • владеть необходимыми качествами для организации и проведения стажировки по вопросам охраны труда.

Сроки

Законом определён ориентировочный срок стажировки по охране труда. Он составляет:

Срок стажировки
Вид персонала Продолжительность
Рабочие профессии и младший обслуживающий персонал, которые имеют соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной работы квалификацию Сроки определяет положение по стажировке по охране труда.

Длительность: от 3-х до 19 рабочих смен.

Рабочие профессии без опыта и соответствующей квалификации, для которых проводят профессиональное обучение Сроки определяет утверждённый на предприятии образец программы стажировки по охране труда.

Длительность: от 1 до 6 месяцев.

Руководство и специалисты Срок стажировки определяет решение работодателя.

От 2-х недель до 1 месяца с учётом их:

· образования;
· подготовки;
· трудового опыта.

Загрузка...