musings.ru

Причины корейской войны 1950 1953 кратко. Участие ссср, сша и китая в корейской войне

За всю свою историю Корея часто была вынуждена зависеть от своих более мощных соседей. Так, ещё в 1592-1598 годах страна вела войну с Японией, в результате которой корейцам всё-таки удалось отстоять свою независимость, хоть и с помощью Империи Мин. Однако уже в XVII веке после ряда маньчжурских вторжений страна стала данником Империи Мин

К середине XIX века Корея считалась формально независимым государством, но отсталость экономики и общая слабость сделали её в серьёзной мере зависимой от Империи Цин. В то же время в стране существовало революционное движение, целью которого было вывести страну из застоя, вызванного нахождением у власти глубоко консервативных сил. В этой связи корейское руководство обратилось за помощью к Империи Цин, которая ввела войска на территорию страны. В ответ на это Япония отправила свои войска в Корею, тем самым развязав войну. В результате этой войны Империя Цин потерпела тяжёлое поражение, а Корея стала протекторатом Японии.

Русско-японская война 1904-1905 гг. весьма серьёзно повлияла на ситуацию в Корее. В ходе этой войны японские войска под видом необходимости оккупировали территорию страны и после её окончания уже не выводились. Тем самым, Корея фактически вошла в состав Японской Империи. Однако формальная аннексия страны состоялась лишь в 1910 году. Владычество Японии здесь длилось ровно 35 лет.

Вторая мировая война и разделение страны

В 1937 году началась война Японии против Китая. В этой войне Корея являлась весьма удобной базой для снабжения японской армии и переброски войск в Китай. Также, благодаря своему выгодному географическому положению, Корея становилась весьма удобным местом для размещение японских авиа- и морских баз.

В самой же стране положение населения ухудшалось с каждым годом. В первую очередь это было вызвано с японской политикой ассимиляции, преследовавшей цель сделать Корею такой же неотъемлемой частью Японии, как например, остров Хоккайдо. В 1939 году был издан указ, согласно которому корейцы могли менять имена на японские. При этом формально это было лишь разрешено; на деле же – настоятельно рекомендовалось. Не сменивших осуждали и даже подвергали дискриминации. В результате уже к 1940 году примерно 80% населения Кореи было вынуждено получить новые, японские, имена. Также корейцы подлежали призыву в японскую армию.

В результате уже к 1945 году обстановка в Корее была достаточно близкой к восстанию. Однако соседство мощной японской группировки в Маньчжурии (Квантунская армия) и наличие крупных японских военных баз на территории самой страны делали потенциальное восстание практически обречённым.

8 августа 1945 года в войну против Японии вступил СССР. Войска 1-го Дальневосточного фронта вступили на территорию Кореи и, преодолевая сопротивление японских войск, уже к 24 августа высадили в Пхеньяне десант. К этому времени японское руководство осознало бесперспективность дальнейшего сопротивления, а в Маньчжурии, Китае и Корее началась капитуляция японских частей.

К концу Второй мировой войны территория Кореи была разделена между СССР и США по 38-й параллели. Зоны оккупации двух стран были обозначены лишь временно, так как в скором будущем предполагалось объединение страны. Однако в результате охлаждения отношений между Советским Союзом и вчерашними союзниками и началом Холодной войны перспективы для объединения становились всё более туманными и неопределёнными.

Уже в 1946 году в Северной Корее сформировалось Временное правительство, состоявшее из коммунистических просоветских сил. Возглавил это правительство Ким Ир Сен. В это же время на юге Кореи в противовес к коммунистическому правительству формировалось правительство, опиравшееся на США. Оно было возглавлено Ли Сын Маном, лидером антикоммунистического движения.

9 сентября 1948 года на севере была провозглашена Корейская Народно-демократическая Республика. На юге Республика Корея формально не объявляла независимость, так как считалось, что страна была просто освобождена от японской оккупации. Из Кореи советские и американские войска были выведены в 1949 году, тем самым предоставив решать вопросы объединения обеим частям страны.

Однако отношения между северной и южной частями Кореи были отнюдь не радушными. Это заключалось в первую очередь в том, что Ким Ир Сен и Ли Сын Ман совершенно не скрывали своих намерений объединить Корею именно под своей властью. Таким образом, объединение страны мирным путём стало практически невозможным. Исчерпав мирные средства для достижения своих целей, оба корейских правительства прибегли к вооружённым провокациям на границе.

Большое количество нарушений и перестрелок на границе привело к тому, что обстановка на 38-й параллели была быстро накалена. К 1950 году за корейским конфликтом пристально наблюдало и руководство КНР, справедливо полагая, что дестабилизация обстановки в Корее может оказать влияние и на ситуацию в Китае.

Формально подготовка к вторжению началась в Северной Корее ещё в 1948 году, когда стало ясно, что мирным путём страна объединиться не сможет. В то же время Ким Ир Сен обратился к И. В. Сталину с просьбой оказать военную помощь при возможном вторжении, на что получил отказ. Советское руководство не было заинтересовано в возможном столкновении с США, которые, к тому же, имели ядерное оружие.

Однако уже к лету 1950 года конфликт в Корее практически сложился и был готов вспыхнуть. И северная, и южная стороны были полны решимости объединить страну под своим контролем, в том числе и военным путём. Однако решимости у северной стороны было больше. Также прояснило обстановку и заявление Госсекретаря США Дина Ачесона, что Корея не входит в сферу жизненно важных интересов США. Над Кореей сгустились тучи…

Начало войны (25 июня – 20 августа 1950 года)

Рано утром 25 июня 1950 года армия КНДР начала вторжение на южнокорейскую территорию. Начались приграничные бои, которые оказались весьма кратковременными.

Первоначально численность северокорейской группировки составляла примерно 175 тысяч человек, около 150 танков, в том числе и Т-34, переданных Советским Союзом, примерно 170 самолётов. Противостоящая им южнокорейская группировка численно составляла примерно 95 тысяч человек и практически не имела в своём составе ни бронетехники, ни самолётов.

Уже в первые дни войны стало очевидным преимущество армии КНДР над противником. Разгромив южнокорейские войска, она устремилась вглубь страны. Уже 28 июня была взята столица Республики Корея город Сеул. Южнокорейские войска в беспорядке отступали на юг.

25 июня в экстренном порядке был созван Совет Безопасности ООН. Принятая на заседании резолюция постановила осудить северокорейскую сторону конфликта и разрешила войскам ООН вступить в войну на стороне Южной Кореи. Резолюция вызвала негативную реакцию среди стран социалистического лагеря. Тем не менее, её выполнение началось немедленно.

В июле-августе 1950 года, в ходе Тэджонской и Нактонганской операций, северокорейским войскам удалось разгромить ряд дивизий южнокорейской армии и США и оттеснить силы противника к небольшому плацдарму в Пусане. Этот участок суши 120 км шириной и примерно 100 км в глубину стал последним оплотом для южнокорейских войск и войск ООН. Все попытки армии КНДР прорвать этот периметр заканчивались неудачей.

Однако итогом почти двухмесячных боёв стала оперативная победа КНДР: около 90% всей Кореи было в руках коммунистов, а южнокорейские и американские войска понесли крупные потери. Тем не менее, войска Южной Кореи не были полностью уничтожены и сохранили свой потенциал, а тот факт, что КНДР имела в стане своих противников США, у которых был весьма высокий военный и промышленный потенциал, практически лишало Северную Корею шансов на победу в войне.

Перелом в войне (август – октябрь 1950 г.)

В августе и начале сентября на Пусанский плацдарм в срочном порядке перебрасывались свежие части войск ООН, США, а также боевая техника. Эта операция по объёмам транспортируемых войск и техники была наиболее крупной после Второй мировой войны.

В результате уже к 15 сентября 1950 года войска так называемого «южного альянса» имели на Пусанском плацдарме 5 южнокорейских и 5 американских дивизий, одну британскую бригаду, примерно 1100 самолётов и около 500 танков. Северокорейские войска, противостоявшие им, имели 13 дивизий и около 40 танков.

15 сентября американские войска внезапно для северокорейского руководства высадили десант в районе города Инчхон, что примерно в 30 километрах западнее Сеула. Началась операция под названием «Хромит». В ходе неё объединённый американо-южнокорейско-британский десант овладел Инчхоном и, прорвав слабую на этом участке оборону северокорейских войск, начал движение вглубь страны с целью соединиться с войсками коалиции, действовавшими на Пусанском плацдарме.

Для руководства КНДР этот десант стал полнейшей неожиданностью, что привело к необходимости переброски части войск с периметра Пусанского плацдарма к месту десанта с целью его локализации. Однако сделать это было уже практически невозможно. Части, охватывавшие Пусанский плацдарм к этому времени были втянуты в тяжёлые оборонительные сражения и понесли серьёзные потери.

В это время обе группировки «южной коалиции», наступавшие с Пусанского и Инчхонского плацдармов, начали наступление навстречу друг другу. В результате им удалось встретиться 27 сентября в районе уезда Есан. Соединение двух группировок коалиции по сути создало катастрофическую ситуацию для КНДР, так как в окружение таким образом попала 1-я армейская группа. Тем не менее, в районе 38-й параллели и к северу от неё лихорадочно создавались оборонительные рубежи, которые, в конечном счёте, не могли сколько-нибудь долго задержать войска «южной коалиции» ввиду недостатка средств и времени на их оборудование.

28 сентября войсками ООН был освобождён Сеул. К этому времени линия фронта всё увереннее двигалась к 38-й параллели. В начале октября здесь развернулись приграничные бои, но, как и в июне, они были недолгими, и вскоре войска «южной коалиции» устремились к Пхеньяну. Уже в 20-х числах месяца столица КНДР была взята благодаря сухопутному наступлению и воздушному десанту.

Вступление в войну КНР (ноябрь 1950 г. – май 1951 г.)

Китайское руководство, только оправившееся от недавно завершённой гражданской войны, с тревогой наблюдало за успехи «южной коалиции» в Корее. Появление в результате поражения КНДР нового капиталистического государства под боком у Китая было крайне нежелательно и даже вредно для возрождавшейся КНР.

Именно по этой причине руководство КНР неоднократно заявляло о том, что страна вступит в войну, если какие-либо некорейские силы пересекут линию 38-й параллели. Однако войска «южной коалиции» уже в середине октября пересекли границу и, развивая наступление, продолжали продвижение. Сказался ещё и тот факт, что президент Трумэн не очень верил в возможность вступления Китая в войну, полагая, что тот ограничится лишь шантажом ООН.

Однако 25 октября Китай всё-таки вступил в войну. 250-тысячная группировка под командованием Пэн Дэхуая разгромила часть войск ООН, однако затем была вынуждена отступить в горы на территории Северной Кореи. В это же время СССР направил в небо Кореи свои самолёты, которые, тем не менее, не приближались к линии фронта ближе, чем на 100 километров. В этой связи активность американских ВВС в небе Кореи резко снизилась, так как советские МиГ-15 оказались технически более совершенными по сравнению с F-80 и в первые же дни нанесли существенный урон противнику. Несколько выровняли обстановку в небе новые американские истребители F-86, которые могли примерно на равных драться с советскими самолётами.

В ноябре 1950 года началось новое наступление китайских сил. В ходе него китайцам вместе с северокорейскими войсками удалось разгромить силы ООН и прижать к берегу Японского моря в районе Хыннама крупную группировку противника. Однако невысокая боеспособность китайской армии в совокупности с шаблонами массированного наступления, использовавшимися ещё в ходе Гражданской войны 1946-1949 гг., не позволили уничтожить эту группировку «южной коалиции».

Тем не менее, ход войны вновь переломился. Теперь уже «северная коалиция» вела наступление, преследуя отступавшие войска ООН. 4 января 1951 года был взят Сеул. В это же время ситуация стала настолько критической для «южной коалиции», что руководство США всерьёз задумалось о возможности применения ядерного оружия против Китая. Однако уже к концу января китайское наступление было остановлено на линии Пхёнтхэк-Вонджу-Йонволь-Самчхок силами войск ООН. Основной причиной этой остановки была как усталость китайских войск, так и переброска новых сил ООН в Корею и отчаянные усилия руководства «южной коалиции» по стабилизации фронта. К тому же общий уровень подготовки командного состава войск ООН был несоизмеримо выше, чем у руководства китайских и северокорейских войск.

После того, как линия фронта относительно стабилизировалась, командование «южной коалиции» предприняло ряд операций с целью контрнаступления и освобождения районов южнее 38-й параллели. Их результатом стало нанесения поражения войскам Китая и освобождение в середине марта 1951 года Сеула. К 20 апреля линия фронта находилась в районе 38-й параллели и почти повторяла довоенную границу.

Теперь наступила очередь для наступления войск «северной коалиции». И такое наступление началось 16 мая. Однако, если в ходе первых дней китайским войскам удалось занять ряд территорий и выйти на дальние подступы к Сеулу, то уже 20-21 мая это наступление было окончательно остановлено. Последовавшее за ним контрнаступление войск Юга заставило изрядно измотанные китайские войска отойти вновь на линию 38-й параллели. Тем самым, майское наступление «северной коалиции» провалилось.

Позиционный этап и завершение войны

В июне 1951 года окончательно стало ясно, что ни одной из сторон не удастся достичь решительной победы. И «северная», и «южная» коалиции располагали порядка миллионом солдат, что делало их порядки на сравнительно узком участке суши на Корейском полуострове весьма плотными. Это исключало любую возможность для быстрого прорыва и маневра. Стало ясно, что войну необходимо завершать.

Первые переговоры по мирному урегулированию были сделаны в городе Кэсон в июле 1951 года, однако тогда ни о чём договориться не удалось. И требования ООН, и Китая, и КНДР совпадали: граница между двумя Кореями должна была вернуться к довоенной. Однако несогласованность в деталях привела к тому, что переговоры затянулись на целых два года, и даже во время них обе стороны проводили кровопролитные наступательные операции, не приводившие к каким-либо заметным результатам.

27 июля 1953 года в Кэсоне был подписан договор о прекращении огня. Этот договор предусматривал некоторое изменение границ между двумя частями Кореи, создание демилитаризованной зоны между двумя государствами и завершение боевых действий. Примечательно что сам город Кэсон, будучи до войны в составе Южной Кореи, после конфликта перешёл под власть КНДР. С подписанием договоры о прекращении огня Корейская война практически завершилась. Однако формально мирный договор не подписан, а, следовательно, юридически война продолжается.

Последствия и итоги Корейской войны

Ни одну из сторон нельзя однозначно назвать победившей в войне. По сути можно сказать, что конфликт закончился ничьей. Однако всё же стоит упомянуть о целях, которые преследовали стороны, чтобы понять, кто же всё-таки смог достичь цели. Целью КНДР, как и Республики Корея, было объединить страну под своей властью, что достигнуто так и не было. Обе части Кореи в результате так и не достигли своих целей. Целью Китая было недопущение появления капиталистического государства у своих границ, что было достигнуто. Целью ООН было сохранение обеих частей Кореи (после 1950 года), что также было достигнуто. Таким образом, Китай и ООН добились своих целей, будучи союзниками основных противоборствующих сторон.

Потери сторон весьма разнятся согласно различным оценкам. Особую трудность при подсчёте потерь представляет не только то, что в войне принимало участие множество военнослужащих третьих стран, но и то, что в КНДР, например, цифры потерь засекречены. Стоит отметить, что, согласно наиболее достоверным данным, войска «северной коалиции» потеряли около одного миллиона человек, из них примерно 496 тысяч – убитыми и умершими от ран и болезней. Что касается «южной коалиции», то её потери были несколько меньше – примерно 775 тысяч человек, из которых число убитых составляет около 200 тысяч. Определённо стоит добавить к военным потерям ещё и по миллиону погибших мирных корейцев из КНДР и Республики Корея.

Война в Корее стала настоящей гуманитарной катастрофой для страны. Сотни тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома ввиду боевых действий. Страна получила огромный урон, что существенно замедлило её развитие в следующее десятилетие. Политическая обстановка тоже оставляет желать лучшего. Враждебность между двумя государствами, в чём и заключались причины Корейской войны, никуда по сути не делась, даже несмотря на ряд шагов, предпринятых правительствами Северной и Южной Кореи для деэскалации напряжённости. Так, в апреле 2013 года кризис чуть было не привёл к полномасштабной войне. Это, наряду с ядерными и ракетными испытаниями в КНДР, отнюдь не способствует нормализации обстановки и адекватному диалогу между государствами. Тем не менее, лидеры обоих государств всё же надеются на объединение в будущем. Что будет далее – покажет время.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Между Корейской народно-демократической республикой (Северная Корея) и Республикой Корея (Южная Корея).

Война велась с участием на стороне КНДР военного контингента Китая и военных специалистов и частей ВВС СССР, на стороне Южной Кореи — вооруженных сил США и ряда государств в составе многонациональных сил ООН.

Две Кореи. С чего все началось Истоки нынешней напряженности на Корейском полуострове были заложены в 1945 году, когда завершилась Вторая мировая война. Характерной особенностью развития политического диалога, отношений Севера и Юга остается их нестабильность и подверженность подъемам и резким спадам.

Предпосылки Корейской войны были заложены летом 1945 года, когда на территории страны, на тот момент полностью оккупированной Японией, появились советские и американские войска. Полуостров был разделен на две части по 38-й параллели.
После образования в 1948 году двух корейских государств и ухода с полуострова сначала советских, а затем и американских войск, обе корейские стороны и их главные союзники — СССР и США, готовились к конфликту . Правительства Севера и Юга намеревались объединить Корею под собственной властью, что и провозгласили в принятых в 1948 году Конституциях.
В 1948 году США и Республика Корея подписали соглашение о создании южнокорейской армии. В 1950 году между этими странами было заключено соглашение об обороне.

В Северной Корее с помощью Советского Союза была создана Корейская народная армия. После вывода войск Советской Армии из КНДР в сентябре 1948 года все вооружение и боевая техника были оставлены КНДР. Американцы вывели свои войска из Южной Кореи лишь летом 1949 года, однако оставили там около 500 советников; военные советники СССР остались и в КНДР.
Взаимное непризнание друг другом двух корейских государств, неполное признание их на мировой арене делали ситуацию на Корейском полуострове крайне нестабильной.
Вооруженные стычки вдоль 38-й параллели происходили с разной степенью интенсивности и до 25 июня 1950 года. Особенно часто они случались в 1949 году — первой половине 1950 года, исчисляясь сотнями. Иногда в этих стычках участвовало более чем по тысяче человек с каждой стороны.
В 1949 году глава КНДР Ким Ир Сен обратился к СССР с просьбой о помощи во вторжении в Южную Корею. Однако, считая северокорейскую армию недостаточно подготовленной и опасаясь конфликта с США, Москва не удовлетворила эту просьбу.

Несмотря на начало переговоров, военные действия продолжались. В воздухе разгорелась крупномасштабная воздушная война, в которой главную роль со стороны Юга играли ВВС и авиация ВМС США, а со стороны Севера — советский 64-й истребительный авиакорпус.

К весне 1953 года стало очевидно, что цена победы для любой из сторон будет слишком высока, и, после смерти Сталина, советское партийное руководство приняло решение о прекращении войны. Китай и КНДР не решились продолжать войну самостоятельно.Открытие мемориального кладбища в память о погибших в Корейской войне В столице КНДР в рамках празднования годовщины окончания Отечественной войны 1950-1953 гг было открыто мемориальное кладбище в память о погибших. На церемонии присутствовали высшие партийные и военные официальные лица страны. Перемирие между КНДР, Китаем и ООН было документально подтверждено 27 июля 1953 года.

Людские потери сторон в вооруженном конфликте оцениваются по-разному. Суммарные потери Юга убитыми и ранеными оцениваются в диапазоне от 1 миллиона 271 тысячи до 1 миллиона 818 тысяч человек, Севера — от 1 миллиона 858 тысяч до 3 миллионов 822 тысяч человек.
По официальным американским данным, США потеряли в Корейской войне 54 246 человек убитыми и 103 284 человека ранеными.
СССР потерял в Корее в общей сложности 315 человек убитыми и умершими от ран и болезней, в том числе 168 офицеров. 64-й авиакорпус потерял за 2,5 года участия в боевых действиях 335 истребителей МиГ-15 и свыше 100 летчиков, сбив свыше тысячи самолетов противника.
Общие потери ВВС сторон составили более трех тысяч летательных аппаратов сил ООН и около 900 самолетов ВВС КНР, КНДР и СССР.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Начало переговоров. Осознав невозможность декларированной однажды Макартуром «безальтернтивности победы» в Корейском конфликте, американцы приступили к зондажу возможностей компромиссного разрешения ситуации. Начались переговоры с привлечением всех заинтересованных сторон, включая не только корейцев, исповедовавших разные теории развития, но и СССР и КНР. Однако выбраться из капкана оказалось труднее, чем попасть в него. В Москве отлично понимали свою выгоду, погрязшие в конфликте американцы теряли людей, деньги, авторитет в несколько раз быстрее, нежели их геополитический оппонент. Были сформулированы требования, которые не могли быть основой компромисса.

Прекращение боев. Переговоры затянулись почти на 2 года и были завершены, когда и в Москве и в Вашингтоне поменялась верховная власть. Сменивший Трумэна Эйзенхауэр, будучи компетентным военным специалистом, верно оценил возможные последствия продолжения войны, как разрушительные для США. В Белом доме решились на уступки. В Москве руководившая после смерти Сталина группировка, в свою очередь считала необходимым свернуть конфликт. Наименее приемлемые требования, задевавшие американцев, были сняты. 27 июля 1953 г. огонь был прекращен, войска разведены, и война завершена там же, где началась, у 38-й параллели, ставшей существующей поныне границей двух корейских государств. Вместе с ней кончилась перманентная воздушная война, не сулившая победы ни одной из сторон.

Общие итоги конфликта. Общие итоги конфликта выглядели печально. По жутким и далеко не точным подсчетам, народ обеих Корей потерял около 8-9 миллионов человек, свыше 80% которых составили мирные жители. Потери китайских «добровольцев» считали точнее, но информацию немедленно засекречивали. Американцам «ограниченная война» обошлась в 54 тысячи погибших, без учета тех людей, которых потеряли контингенты других участников миссии ООН. Поскольку формально СССР в конфликте не участвовал, не только сведений о потерях, но даже упоминаний о 64-м корпусе и его боевой деятельности долго не существовало. О них заговорили довольно поздно, а достоверная информация появилась лишь в конце 1980-х. Впрочем, и сегодня цифры относительно наших погибших плавают в пределах от 200 до 1500 тысяч человек.

Ошибка засекречивания. Засекречивание факта советского участия в войне оказалось серьезной ошибкой. Американцы, смекнув что к чему, использовали молчание противника в свою пользу. Их информационная политика позволила в глазах мира превратить неудачу в воздухе в серьезную пропагандистскую победу с важным значением. При сопоставлении оценок военно-политических конкурентов роль «воздушного фактора» всегда особенно высока. В этом есть смысл: в авиации сосредотачивается все, чем гордится народ, ее создавший. Самолет есть сгусток интеллекта и самых высоких технологий, последних научных открытий, наконец, просто концепции, заложенной в него создателями. Он воплощение мощи страны, его создававшей. Те, кто служат в авиации, олицетворяют облик нации или национального конгломерата, это лучшие ее представители. По американским данным военные летчики имеют в среднем самый высокий «интеллектуальный коэффициент». Определенные основания ставить пилотов наверх пьедестала у американцев все же есть.

И вот замолчав участие советской авиации в корейском конфликте, о котором в мире знали все без исключения, советское руководство без боя отдало пропагандистское поле американцам. Те, почувствовав безнаказанность в информационном пространстве, «порезвились» на славу. По работам американских исследователей стала кочевать аляповатая цифра соотношения потерь. Кое-кто от лукавства, а другие по незнанию растиражировали данные о 802 сбитых МиГах и 56 «Сейбрах», ограничив этими сведениями всю военную статистику.

Лукавые цифры. Эта цифирь затесалась в отечественные исследования именно в таком виде, иногда вежливее - в этом случае речь шла о 792 МиГах за 78 «сабель». Это ложь, причем вопиющая. Во-первых, всем уже ясно, что в ВВС Китая и 64-м корпусе МиГи были единственным типом самолета, если не считать корейских поршневых машин. Тогда как в Американских ВВС вполне современная матчасть подразделялась, как говорилось, на 40 типов, не считая английских машин. С ними разновидностей становилось больше. При этом мы помним, что «Сейбры» для МиГов не были главным объектом охоты. Очевидно, другие самолеты, за которыми собственно и охотился 64-й корпус, тоже понесли потери. Но об этом вспоминают только самые компетентные западники, признавая гибель еще 200 с небольшим летательных аппаратов. Но эти сведения мало кому известны. И в глазах большинства русские выглядят «недотепами на гробах». Что не совсем верно. Достаточно посмотреть на официальный отчет о действиях ВВС США в Корее, где английским по белому записано, что они уничтожили 184808 солдат противника. Неискушенным нравятся точные цифры. Интересующегося дилетанта они настораживают. Ему не постижимо, как янки удалось сосчитать всех убитых ими с точностью до 8 человек. Догадка напрашивается сама: «врут и не краснеют».

Советские данные о потерях. По советским данным, потери в авиации по годам выглядят совсем иначе: ноябрь 1950-декабрь 1951 - сбито 564 самолета, потеряно - 71. В 1952 г. сбито 394, потери - 172 машины. В 1953 г. враг потерял - 139, 64-й корпус - 92. Итого за 4 года американцы, то бишь ООН, лишились 1097 самолетов, не считая тех, что сбили китайские и корейские летчики, а также зенитчики. По рассказам наших очевидцев, такая цифирь более соответствует истине. Впрочем, гарантии точности нет и в этих подсчетах, отчасти по объективным причинам. Бывает ведь, что у врага оторвано полкрыла, самолет горит, а все равно дотянет до аэродрома. Но могут и прямо преувеличивать, с официальными бумагами в XX в. такое случается сплошь и рядом. И суворовского принципа в военной истории никто не отменял и не отменит.

«А что их жалеть-то, супостатов». Александр Васильевич Суворов достоин всяческого уважения и поклонения, но был, говорят, в его биографии такой эпизод. Составлял князь Италийский отчет государю о сражении минувшем вдвоем с адъютантом. А тот возьми, да и поинтересуйся: «Не много ли пишем убитых врагов, Александр Васильевич?». На что действительно гениальный полководец ответил: «А чего их жалеть-то, супостатов»?! Было такое или не было, но существует у историков поговорка: «Врет как очевидец». И большой вины человека в том нет, где у мемуариста память подвела, чего-то он не доглядел, а додумал. Дело не в этом. Для выяснения правды желательно найти какой-то клочок информации нейтральной и по сути самостоятельной.

Спасательная статистика. Для корейского конфликта такой «нюансик» заключался в количестве произведенных вылетов вертолетов спасательной службы ВВС, коих по ее отчету было около 2500. Спасательная служба - это американская гордость. Каждый летчик, уходя на задание, имел в кармане миниатюрный радиомаячок. Попав в беду, парень нажимал кнопку, и свои знали, где его искать. Прилетали вертолеты, выдергивали своих из самых удаленных и опасных мест. Значит, число полетов примерно соответствует числу летчиков, оказавшихся на земле не по своей воле, причем в основном живых, поскольку те, кому не повезло, маячком не пользовались, а таких обычно не менее 10% от общего количества сбитых пилотов, чаще больше.

Правда, цифра эта не точная еще из-за того, что не известно сколько раз спасатели летали в Пусан за пивом, обозначив в отчетности вылет как рейд в коммунистический тыл. Но в любом случае эти 2500 тысяч рейсов дают показатель американских потерь ближе к советским оценкам, чем к бойким американским сведениям о 56-78 «Сейбрах». Есть другие способы американцам аргументированно не поверить, но вдаваться пока не будем.

21 победа Сутягина. Ясно одно, 64-й корпус в Корее сражался яростно и вышел из борьбы с честью, ни в чем не уступив тем, кто считал себя королями воздуха. Прятать им нечего, а гордиться можно. Во всяком случае, самый результативный пилот той войны носил русскую фамилию Сутягин и имел 21 победу. Этому верить можно, за этим в СССР следили строго. Американский конкурент Сутягина, уже упоминавшийся Макдоннел здорово отстал со своими 16 очками.

В плане военного опыта Корея сблизила оценки авиационной мощи, которую в Советском Союзе наконец сочли решающим фактором. Геостратегический итог заставил Запад признать СССР в качестве сверхдержавы, сопоставимой в военном отношении. Хотя методы достижения этого паритета еще не гарантировали равенство возможностей, но все же баланс сил стал более различим. Делу мира во всем мире наличие силы, сопоставимой с американской, отнюдь не вредило.

Расположенном в Восточной Азии, существуют две страны - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея. Как и почему образовались два этих государства? Более того, почему эти две страны так кардинально отличаются друг от друга и в чем заключается причина их вражды? О том, как все происходило с самого начала, какой конфликт между Северной и Южной Кореей не дает этим странам воссоединиться, читайте в нашем материале.

Начало XX века. Захват Кореи Японией

В чем же заключается и где берет свои истоки конфликт Северной и Южной Кореи? Кратко ответить на эти вопросы непросто, ведь предпосылки, приведшие к возникновению этих двух государств, агрессивно настроенных по отношению друг к другу, были заложены более ста лет назад.,

Еще в XIX веке Корея была независимым государством, однако попала в сферу интересов разных стран, в частности, России, Китая и Японии. Они противостояли друг другу в борьбе за право властвовать над Кореей. Завершающую роль в этом противостоянии сыграла русско-японская война 1904-1905 гг. В результате нее Япония окончательно установила свое первенство на полуострове. Изначально установив протекторат над Кореей, к 1910 году Япония полностью включила ее в границы своего государства. Так были созданы условия, в будущем вылившиеся в известный нам конфликт Южной и Северной Кореи, хронология которого отсчитывается с середины XX века.

Таким образом, на протяжении 35 лет, вплоть до момента поражения Корея оставалась ее колонией. Конечно же, в течение этого периода корейцы пытались отвоевать себе независимость, однако милитаристская Япония на корню пресекала все подобные попытки.

Во время конференции, состоявшейся в Каире в 1943 году, обсуждались вопросы относительно перспектив военных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Относительно территорий, захваченных Японией, было принято решение в дальнейшем предоставить Корее независимость.

Освобождение Кореи и раздел ее на временные зоны

В 1945 году армии союзников высадились на Корейском полуострове, соответственно, советские войска зашли с севера, а американские - с юга. В дальнейшем в результате этого и были образованы Южная и Северная Корея. История конфликта берет свое начало с договоренности между США и СССР разделить страну на две зоны для более эффективного принятия капитуляции Японии. Разделение проводилось по 38-й параллели, и после окончательного освобождения Корейского полуострова от японских захватчиков союзники приступили к формированию переходных правительств с целью дальнейшего объединения северной и южной зоны в целостное государство под единым руководством.

Примечательно, что в южной зоне, курировавшейся американцами, находилась и столица бывшего корейского государства - город Сеул. Помимо этого, в южной части полуострова плотность населения была практически в два раза выше, чем на севере страны, то же самое касалось и сельскохозяйственных, и промышленных ресурсов.

СССР и США не могут или не хотят договариваться

Вслед за этим обнаружилась новая проблема - Соединённые Штаты и Советский Союз никак не могут договориться о порядке объединения страны. Они расходились по многим вопросам относительно процедуры вывода войск союзников из Кореи, проведения выборов, формирования единого правительства и т. д. Попытки договориться ни к чему не приводили на протяжении практически двух лет. В частности, СССР изначально настаивал на выводе с территории Кореи всего контингента иностранных войск, вслед за чем можно было бы приступать к выполнению остальных пунктов плана. Америка же не соглашалась с этим предложением и летом 1947 года вынесла корейский вопрос на рассмотрение в Генеральной Ассамблее ООН. Пожалуй, суть конфликта между Северной и Южной Кореей изначально заложена в противостоянии двух сверхдержав - США и СССР.

Но так как Америка пользовалась поддержкой большинства членов ООН, корейский вопрос был рассмотрен и одобрен на условиях, предложенных США. В свою очередь СССР выступил против, тем не менее в ООН уже приняли решение создать специальную комиссию, задачей которой являлась организация и проведение выборов в Корее. СССР и контролируемые им власти отказались допустить комиссию ООН на северную часть полуострова.

Создание двух самостоятельных и независимых республик

Несмотря на разногласия, в мае 1948 года на территории, курируемой США, проводятся выборы, в результате которых образовывается независимая Республика Корея, иначе - Южная Корея. Сформированное правительство, возглавленное президентом ориентируется на западный мир и тесно сотрудничает с США.

Вслед за этим в северной части Корейского полуострова в августе того же года также проводятся выборы, а в сентябре объявляется о создании КНДР, иначе - Северной Кореи. В данном случае было сформировано прокоммунистическое правительство, возглавленное Ким Ир Сеном. Так были созданы два независимых друг от друга государства - Южная и Северная Корея. История конфликта начинается с войны, последовавшей через два года.

После создания этих двух государств США и СССР приступили к выводу своих войск с их территории. Стоит отметить, что каждое из новообразованных правительств изначально предъявляло претензии на всю территорию Корейского полуострова и заявляло о себе как о единственной законной власти Кореи. Отношения накалялись, страны накапливали свой военный потенциал, конфликт между Северной и Южной Кореей обострялся и постепенно переходил в силовую плоскость. В 1949-1950 гг. начали происходить мелкие боестолкновения вдоль 38-й параллели, являющейся границей между образовавшимися республиками, впоследствии перешедшие в полномасштабную войну.

Начало Корейской войны

К 25 июня 1950 года вялотекущий конфликт Северной и Южной Кореи постепенно перерос в тяжелые бои. Стороны взаимно обвиняли друг друга в нападении, однако сегодня принято считать, что агрессором являлась КНДР. Всего через несколько дней стало очевидным, что северокорейская армия значительно превосходит своего противника, ведь уже на пятый день войны ей удалось занять Сеул. Соединённые Штаты незамедлительно пришли на помощь Югу, а также развернули в ООН кампанию, в рамках которой обвинили Северную Корею в агрессии, призвав международное сообщество оказать Южной Корее военную поддержку в целях восстановления безопасности в регионе.

В результате включения американских подразделений, а вслед за ними и войск, объединенных под эгидой ООН, в конфликт Северной и Южной Кореи, армии Юга удалось сдержать наступление неприятеля. Вслед за этим последовало контрнаступление на территории Северной Кореи, что стало причиной включения в войну китайских добровольческих формирований. СССР также оказал военную поддержку Северной Корее, поэтому вскоре зона боевых действий снова переместилась в южную часть полуострова.

Исход Корейской войны

После очередного контрнаступления южнокорейской армии и союзных ей многонациональных сил ООН, к июлю 1951 года зона боевых действий окончательно переместилась к 38-й параллели, вдоль которой на протяжении двух лет продолжались все последующие столкновения. Вскоре стало ясно, что цена победы для любой из противоборствующих сторон может оказаться слишком высокой, поэтому 27 июля было заключено перемирие. Примечательно, что соглашение о прекращении огня с одной стороны было подписано командующими войсками КНДР и Китая, с другой - США под флагом ООН. При этом США по сей день сохраняют военное присутствие на территории Южной Кореи.

Разные источники сообщают неодинаковые цифры относительно потерь сторон, которые повлек за собой конфликт между Северной и Южной Кореей, однако можно с уверенностью сказать, что эти потери были значительными. Также был нанесен большой ущерб обоим государствам, так как боевые действия велись практически на всей территории полуострова. Корейская война по сути являлась неотъемлемой частью начавшейся в середине XX века холодной войны.

Отношения между странами во второй половине XX века

По окончании войны на полуострове конфликт Северной и Южной Кореи был переведен в замороженное состояние. Братские страны по-прежнему относились друг к другу с осторожностью и подозрением, и лишь на фоне налаживания контактов между Америкой и Китаем несколько улучшились и взаимоотношения Севера с Югом.

В 1972 году странами было подписано совместное заявление, согласно которому они взяли курс на единение, основываясь на принципах мирного диалога, самостоятельности, не опираясь на внешние силы. Впрочем, мало кто верит в возможность полного слияния государств в одно целое, ведь причина конфликта Северной и Южной Кореи отчасти кроется именно в несовместимости политических режимов и принципов управления государством. Так, в КНДР предлагали на рассмотрение вариант создания конфедерации по формуле «одно государство, один народ - два правительства и две системы».

В начале 1990 годов были предприняты новые попытки сближения. В связи с этим странами был принят ряд новых договоренностей, среди которых Соглашение о примирении, ненападении и взаимном сотрудничестве, а также Совместная декларация о денуклеаризации Корейского полуострова. Однако вслед за мирными инициативами КНДР довольно часто обнаруживала намерения получить ядерное оружие, что не раз вызывало глубокую обеспокоенность со стороны международного сообщества, в частности США.

Отношения между странами в новое время

В июне 2000 года состоялся первый межкорейский саммит, на котором были предприняты очередные шаги к сближению. По его итогам 15 июня главами республик была подписана Совместная декларация Севера и Юга, ставшая в долгосрочной перспективе тем самым основополагающим документом относительно вопросов объединения, который корейское общество ожидало на протяжении практически полувека. В этой декларации заявлено о намерении сторон добиваться воссоединения «силами самой корейской нации».

В октябре 2007 года была проведена очередная межкорейская встреча, итогом которой стало подписание новых документов, продолжающих и развивающих принципы, заложенные в Совместной декларации 2000 года. Тем не менее суть конфликта Северной и Южной Кореи такова, что на протяжении времени отношения между странами остаются нестабильными, а также характеризуются периодами подъемов и резких спадов.

Периодические обострения отношений

Примеры обострения ситуации на полуострове зачастую связаны с проводимыми в Северной Корее подземными ядерными испытаниями, как случалось в 2006 и 2009 годах. В обоих случаях подобные действия КНДР вызывали протест не только со стороны Южной Кореи - все международное сообщество выступало против деятельности в ядерной сфере, а в было принято несколько резолюций, призывающих возобновить переговоры о денуклеаризации полуострова.

Конфликт Северной и Южной Кореи не раз выливался в вооруженные столкновения, которые, безусловно, ставили на грань срыва процесс сближения братских стран. Так, 25 марта 2010 года неподалеку от границы КНДР в Желтом море был взорван и потоплен южнокорейский военный корабль, что стало причиной гибели 46 моряков. Южная Корея обвинила КНДР в уничтожении судна, однако Север свою вину отрицал. В ноябре того же года произошел крупный вооруженный инцидент на линии разграничения, в котором стороны обменялись взаимными артиллерийскими обстрелами. Не обошлось без жертв, в том числе были и погибшие.

Помимо всего прочего Северная Корея довольно остро реагирует на американское присутствие в южной части полуострова. США и Южная Корея, являющиеся давними союзниками, периодически проводят в ответ на что, Север неоднократно делал громкие заявления, угрожая применить силу и нанести ракетные удары по американским военным базам, расположенным на юге полуострова и в Тихом океане, а также по континентальной части США.

Сегодняшние реалии

В августе 2015 года в очередной раз усугубился конфликт между Северной и Южной Кореей. Кратко говоря, с территории Северной Кореи был произведен артиллерийский выстрел. Целью этой атаки, согласно сообщениям из Пхеньяна, были громкоговорители, через которые Юг вел пропаганду против Севера. В свою очередь, в Сеуле связали данные действия с тем, что двое военнослужащих Республики Кореи незадолго до этого подорвались на мине, якобы подложенной северокорейскими диверсантами. После того как стороны обменялись взаимными обвинениями, правительство КНДР пригрозило боевыми действиями в случае, если в течение 48 часов власти Южной Кореи не образумятся и не прекратят антисеверокорейскую пропаганду.

В СМИ на эту тему было много шума, аналитиками и политологами высказывалась масса предположений относительно вероятности начала нового межкорейского противостояния, но в конечном счете стороны сумели договориться и разрешить все мирным путем. Возникает вопрос: надолго ли? И какова будет следующая причина конфликта между Северной и Южной Кореей, а также к чему может привести очередная эскалация?

Вряд ли сегодня можно прогнозировать то, как в дальнейшем будут развиваться отношения Северной и Южной Кореи. Удастся ли народу этих стран разрешить этот в каком-то смысле внутренний конфликт, не говоря уже о перспективах объединения стран в единое государство? Более чем за полвека, прошедших с момента Корейской войны, корейский народ распался на две отдельных нации, каждая из которых полностью сформировалась и теперь имеет свой характер и менталитет. Даже если они смогут простить друг другу все обиды, им все равно будет нелегко найти общий язык. Тем не менее хочется пожелать им всем одного - мира и взаимопонимания.

Владимир Петровский, доктор политических наук, академик Академии военных наук, президент Российского национального совета мира

Когда возникает конфликт между двумя маленькими странами, вмешивается ООН – конфликт исчезает. Когда в конфликт между маленькой страной и большой вмешивается ООН – маленькая страна исчезает. Когда ссорятся две большие страны, вмешивается ООН – ООН исчезает…

Из политического фольклора

Войну 1950–1953 гг. в Корее принято считать локальной, хотя это был самый масштабный и кровопролитный конфликт после Второй мировой войны, унесший несколько миллионов жизней. Эту войну именуют неизвестной и забытой, ее хронику упрятали в архивы и спецхраны. Опыт этой войны не был востребован, многие ее герои пребывают в безвестности, а павшие похоронены тайно в чужой земле.

Война началась 25 июня 1950 г. с внезапного нападения Северной Кореи (КНДР) на Южную (Республику Корея). Это нападение было осуществлено с согласия и при поддержке Советского Союза. Северокорейские войска, быстро продвинувшись за разделявшую две страны 38-ю параллель, с ходу овладели столицей Южной Кореи Сеулом. Совет Безопасности ООН признал Пхеньян агрессором и призвал все государства - члены ООН оказать помощь Южной Корее. Кроме США, свои войска в Корею послали Англия, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд, – всего в составе войск ООН воевали представители 16 государств.

Корейская война стала первым серьезным испытанием на прочность для только что созданной державами-победительницами Организации Объединенных Наций. В условиях разгоравшейся холодной войны, которая чуть было не переросла в войну горячую, мировую, с применением оружия массового уничтожения, – великие державы, отбросив взаимные обещания, пережили сильнейший соблазн действовать исключительно во имя своих интересов и амбиций, в ущерб логике компромисса и коллективного действия. Это не в последнюю очередь касается СССР и советской внешней политики.

Не случайно опыт коллективных действий ООН в период корейского кризиса целенаправленно искажался или замалчивался официальной советской историографией. Сейчас, в год 60-летнего юбилея начала Корейской войны, к этому опыту стоит вернуться и осмыслить его заново.

Как отмечает Герман Ким, зав. отделом корееведения Института востоковедения РАН, «Даже беглый обзор советской историографии Корейской войны приводит к выводу, что она была предопределена идеологическими целями и посему полна ложных стереотипов… советская версия Корейской войны, действовавшая около пятидесяти лет вкратце сводилась к следующему: Война была подготовлена проамериканским южнокорейским режимом, войска которого первыми напали на КНДР. Американские войска, вторглись в Северную Корею, чиня чудовищные преступления, но героизм корейских трудящихся при помощи пролетарской солидарности привел к славной победе» (http://world.lib.ru/k/kim_o_i/w1rtf.shtml, с. 4-6.).

Автор, не будучи военным историком, равно как и специалистом по истории Кореи, не претендует на какие-либо суждения и выводы, касающиеся хода и исхода самой Корейской войны, а также состояния и развития корейского общества в рассматриваемый период. Однако военные действия на Корейском полуострове и дипломатические баталии вокруг Корейской войны были переплетены в ее ходе столь тесно, что полностью абстрагировать их друг от друга не представляется возможным. Только сейчас, в нашу пост-биполярную эпоху, когда ООН получает настоящие возможности для работы в соответствии со своим Уставом, мы можем по достоинству оценить смысл и содержание конфронтационной политики времен холодной войны, ее опасность и ущербность.

Итак, середина 1940-х, окончание Второй мировой. Державы-победительницы делят сферы влияния, создают ООН как механизм согласования своих интересов, инструмент коллективного международного действия. Война в Азии и на Тихом океане завершена, японский милитаризм повержен.

Накануне, в Каирской декларации 1943 г. державы-победительницы заявили, что в будущем «Корея станет свободной и независимой». США и СССР согласились, что Корея будет разделена по 38-й параллели на северную и южную зоны с целью более эффективной капитуляции японской армии. В августе 1945 советские войска вошли в Корею. Американские вооруженные силы высадились на юге Кореи в сентябре 1945.

Положение в Корее было предметом обсуждения на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 г. Согласованный проект послевоенного устройства Кореи, в частности, предусматривал:

«1. В целях восстановления Кореи как независимого государства, создания условий для развития страны на демократических началах и скорейшей ликвидации пагубных последствий длительного японского господства в Корее создается Временное Корейское Демократическое Правительство, которое будет принимать все необходимые меры для развития промышленности, транспорта и сельского хозяйства Кореи и национальной культуры корейского народа.

2. Для оказания содействия образованию Временного Корейского Правительства и для предварительной разработки соответствующих мероприятий создать совместную Комиссию из представителей командования американских войск в Южной Корее и командования советских войск в Северной Корее» («Правда», 28 декабря 1945 г.).

20 марта 1946 г. в Сеуле совместная Советско-американская комиссия приступила к подготовке рекомендаций относительно состава временного демократического правительства путем консультаций с демократическими организациями Кореи и к разработке мер помощи и содействия политическому, экономическому и социальному прогрессу корейского народа. Трудности в работе комиссии возникли сразу же, как только встал вопрос о выборе конкретных организаций для консультаций, – слишком разными были представления у СССР и США о демократии. В конечном итоге работа комиссии зашла в тупик, и Соединенные Штаты вынесли корейский вопрос на рассмотрение ООН.

Именно это можно считать точкой отсчета по-настоящему серьезных российско-американских противоречий по поводу будущего Кореи. Внешняя политика США, при всем своем идеологическом мессианстве (продвижение идеалов свободы и демократии по всему миру), все-таки основывалась на принципах компромисса и коллективного действия, и в этом смысле обращение к ООН было для американской дипломатии вполне естественным.

Сталинская же внешняя политика, столь же идеологизированная (расширение советской сферы влияния и продвижение идеалов социализма и коммунизма) компромиссов не знала. Для нее вынесение корейского вопроса на рассмотрение ООН было равносильно предательству, а сама ООН становилась не более чем площадкой для выяснения советско-американских отношений (и не только по поводу Кореи).

Американской дипломатии удалось добиться решения Генеральной Ассамблеи ООН о передаче вопроса о Корее на рассмотрение вновь созданной Временной комиссии ООН по Корее (UNTCOK), в состав которой вошли представители Австралии, Индии, Канады, Сальвадора. Сирии, Филиппин, Франции и Китая. Делегация СССР в голосовании не участвовала. Под наблюдением этой комиссии не позже 31 марта 1948 г. должны были состояться выборы в Национальное собрание, которое впоследствии сформировало бы единое для всей Кореи правительство.

В мае 1948. г. под наблюдением Временной комиссии ООН на Юге Кореи проведены парламентские выборы (СССР отказался допустить представителей комиссии на Север Кореи). В Южной Корее созывается Национальная ассамблея, принимается Конституция, 20 июля президентом страны избирается Ли Сын Ман. 15 августа 1948.г. в Сеуле провозглашена Республика Корея. Полномочия военной администрации США прекращены.

В эти же месяцы северокорейские коммунисты под патронажем СССР провозглашают свою государственность. 10 июля 1948.г. Временный народный комитет одобряет проект конституции. В сентябре Верховная народная ассамблея провозглашает создание Корейской Народно-Демократической Республики со столицей в Пхеньяне. Новое государство претендует на власть на всей территории Кореи. Премьер-министром назначен Ким Ир Сен.

Обратим внимание, что данные события разворачиваются на фоне резкого обострения советско-американских отношений, и это не просто совпадение. Эскалация холодной войны диктует свою логику: сталинская дипломатия берет курс на стычки и конфликты с Западом по всему спектру отношений. Так, 25 августа 1948 г. СССР разрывает дипломатические отношения с США, заявив, что американские власти насильно удерживают у себя двух советских учителей (США, в свою очередь, сообщают о том, что педагоги решили остаться добровольно).

12 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН признает правительство Южной Кореи в Сеуле законным правительством Кореи и рекомендует вывести оттуда оккупационные войска. 25 декабря 1948 г. Советский Союз заявляет о том, что вывел свои войска из Северной Кореи. При этом обе сверхдержавы продолжают наращивать свое присутствие на Корейском полуострове, а взаимный антагонизм двух корейских режимов лишь нарастает.

В таких условиях прямое столкновение Севера и Юга Кореи становится лишь вопросом времени. В июне 1950 г. начинается Корейская война. 25 июня США и Временная комиссия ООН по Корее сообщили ООН, что утром этого дня Корейская Республика подверглась нападению вооруженных сил Северной Кореи.

Днем 25 июня (по нью-йоркскому времени) по просьбе США для обсуждения корейского кризиса собрался Совет безопасности ООН, который принял резолюцию с требованием немедленно прекратить военные действия и вывести северокорейские войска с территории к югу от 38-й параллели. Через два дня, 27 июня, Совет безопасности принял вторую резолюцию – призывавшую «членов ООН предоставить Корейской Республике любую необходимую помощь для отражения вооруженного нападения и восстановления мира и безопасности в регионе». 7 июля 1950 по решению СБ ООН сформировалось объединённое командование войсками ООН в Корее во главе с США.

Последним шагом по солидаризации действий ООН стало принятое 7 июля Советом безопасности предложение странам, предоставившим свои воинские контингенты и иную помощь, передать их под общее командование во главе с США. В резолюции содержалась также просьба к США назначить командующего объединенными силами, и разрешалось использование флага ООН в операциях против северокорейских войск.

8 июля президент Трумэн назначил командующим вооруженными силами ООН в Корее генерала Дугласа Макартура, героя войны против Японии на Тихом океане. Помимо американских сил, составивших более 90% от общей численности войск ООН, в их состав свои вооруженные силы направили 16 государств, а 5 - медицинские подразделения.

Эти решения Совета безопасности ООН до сих пор до сих пор расцениваются как неправомерные в России, КНР и КНДР. Историки и специалисты по международному праву оспаривают их легитимность и статус – Постоянный представитель СССР при ООН Я.А. Малик в то время бойкотировал заседания Совета Безопасности и не смог воспользоваться своим правом вето.

Это еще одна малоизученная страница истории международных отношений. 13 января 1950 г. Совет безопасности ООН отвергает требование СССР исключить представителей китайских националистов (остров Формоза, ныне Тайвань) из ООН. В ответ советская делегация бойкотирует заседания ООН в течение 8 месяцев (до 1 августа). Это дает повод автоматически зачислять все решения Совета безопасности, принятые в этот период, в разряд незаконных. Бойкот, переходящий в шантаж – вполне в духе холодной войны и тогдашнего Министра иностранных дел СССР, дирижера сталинских процессов 1930-х гг. А.Я. Вышинского.

Различные толкования Устава ООН действительно дают повод ставить под сомнение вышеуказанные резолюции СБ ООН по Корее. Некоторые специалисты отмечают, что правомерность принудительных действий государств не оспаривается при наличии явно выраженного согласия Совета Безопасности. Проблемы возникают в случаях, когда этот орган ООН не может действовать из-за разногласий между его членами. Манипулируя призывом сделать хоть что-нибудь, государства ссылаются на бездействие или недостаточную эффективность мер, предпринимаемых Советом, как на основание для деятельности по решению других органов ООН, индивидуальной либо коллективной самообороны.

В этом смысле, полагает, например, Е. Довгань, резолюция 83(1950) от 27 июня 1950 г.: «[Совет Безопасности] рекомендует государствам - членам ООН предоставить Корейской Республике ту помощь, которая может оказаться необходимой для восстановления в этом районе международного мира и безопасности» – носит рекомендательный характер и не может считаться санкцией на обеспечение странами ее исполнения.

Однако, заключает тот же автор, цели резолюции 83(1950) уточняются в резолюции 84 (1950) от 7 июля 1950 г., которая призывает государства оказать помощь Корейской Республике в ее обороне против вооруженного нападения, т. е. данный документ свидетельствует о признании правомерности коллективной самообороны (Е. Довгань, «Обязательность резолюций Совета безопасности ООН в контексте принципа невмешательства во внутренние дела государств», Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004- № , цит. по http://evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=636&Itemi, с. 1, 2, 10.).

Среди российских корееведов и специалистов по международным отношениям преобладает сдержанно-скептический подход к оценке действий ООН после начала Корейской войны. Как полагают авторы отечественной монографии «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории», с принятием резолюции СБ ООН № 83 «создавалась международно-правовая зацепка для создания многосторонних формирований… Хотя такое решение противоречило в принципе Уставу ООН». По их мнению, резолюции Совета безопасности №84 и 85 «завершили форсированный процесс правовой интернационализации Корейской войны». (А.В. Торкунов, В.И. Денисов, Вл.Ф. Ли, «Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории», М., ОЛМА Медиа Групп, 2008, с. 138, 139.)

Несовершенство Устава ООН и других норм международного права в случае открытой конфронтации интересов сверхдержав стало особенно очевидным именно с началом войны в Корее. Чтобы преодолеть патовую ситуацию в работе Совета безопасности ООН в условиях советского бойкота, Государственный секретарь США Д. Ачесон в октябре 1950 г. предложил план расширения возможностей ООН для отражения агрессии. По настоянию Соединенных Штатов в ноябре того же года V сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию “Единство в пользу мира”, по которой в случае угрозы миру или акта агрессии она наделялась правом принять меры, если Совет безопасности не может что-либо сделать из-за отсутствия единства среди его постоянных членов (СССР, естественно, заявил, что считает резолюцию незаконной).

Следует подчеркнуть, что Соединенные Штаты в целом последовательно придерживались логики коллективного действия в своей политике вокруг Корейского полуострова. По их настоянию в 1950 г. было учреждено Агентство ООН по восстановлению Кореи (UNKRA) для оказания гуманитарной и технической помощи населению Кореи, решения проблем беженцев и внутренне перемещенных лиц после фактического раздела страны в 1945 г., в ходе Корейской войны и после нее. Общий бюджет проектов UNKRA, в реализации которых в 1950-1958 гг. приняло участие 39 стран (из них 34 государства-члена ООН) превысил 148 млн. долларов.

Ситуация в ходе Корейской войны быстро и драматично менялась. Силы противоборствующих сторон неоднократно пересекали 38-ю параллель, Сеул и Пхеньян переходили из рук в руки. К концу октября 1950 г. силы ООН под командованием США вышли к реке Ялуцзян на корейско-китайской границе.

Успехи американских и южнокорейских войск обеспокоили Китай. В течение октября на фронт было переброшено 180 тысяч так называемых «китайских народных добровольцев», в действительности представлявших собой солдат регулярной армии, действовавших по приказу командования. Еще через месяц их численность достигла полумиллиона. 27 ноября китайские войска внезапно атаковали американцев и оттеснили их за 38-ю параллель. С этого момента со стороны Северной Кореи война велась преимущественно силами китайской армии. В начале января 1951 года китайские и северокорейские силы вновь захватили Сеул, но в конце месяца американская 8-я армия перешла в контрнаступление. К исходу марта китайские войска были отброшены за прежнюю демаркационную линию.
В этот момент в американском военно-политическом руководстве выявились разногласия. Генерал Макартур предлагал нанести удар по китайской территории к северу от реки Ялуцзян, не останавливаясь перед применением ядерного оружия. Президент Трумэн отверг этот план, считая, что США в результате могут быть втянуты в третью мировую войну против Советского Союза и Китая.

Как отмечает А.В. Торкунов, «в эти критические дни мировое сообщество находилось на последней грани, отделявшей его от ядерной катастрофы. Помимо сражавшихся на фронтах советских ВВС, на границе с КНДР стояли наготове пять советских бронетанковых дивизий, в повышенной боевой готовности находился Тихоокеанский флот, включая боевые корабли в Порт-Артуре» (http://torkunov.mgimo.ru/ _koreya.php).

В начале 1953 г. Гарри Трумэна в Белом доме сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он пригрозил Китаю применением ядерного оружия, если Пекин не будет сговорчив в вопросе о перемирии в Корее. В марте 1953 г. умер Сталин, и советская внешняя политика стала заметно сдержаннее. 27 июля 1953 года в местечке Пханьмыньчжон вблизи 38-й параллели было достигнуто соглашение о прекращении огня. Корея оказалась разделена по 38-й параллели на Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корея.

В Корейской войне никто не победил. Мирного договора между Севером и Югом нет до сего дня. До сих пор на 38-параллели под флагом ООН дислоцированы американские войска, что вызывает непрекращающиеся протесты со стороны КНДР.

Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми, войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.

А как измерить боль и страдания корейцев за все эти 60 лет, драму разделенной нации?

Уроки многосторонней дипломатии в вокруг Корейской войны рамках ООН актуальны сегодня как никогда. Роль превентивной дипломатии и урегулирования международных конфликтов становится все более важной с появлением новых вызовов и угроз, ответ на которые не может ограничиваться традиционными военными средствами, а требует все более активного применения политико-дипломатических методов и согласованных международных усилий.

В этой связи возрастает значение многосторонних механизмов обеспечения безопасности, а также их способности взаимодействовать между собой, руководствуясь принципами общей (взаимной) безопасности. Идея взаимной безопасности государств – это проекция во внешний мир внутреннего способа разрешения конфликтов, характерного для демократического общества.

У демократического государства нет моральной мотивации для экспансии, образования какого-то центра силы, который диктовал бы другим народам, как им надо обустраивать свою жизнь. Утверждению либеральной демократии сопутствовал естественный конец колониализма и начало попыток создать устойчивую систему международной безопасности.

Со времен Корейской войны перед международным сообществом по-прежнему стоит трудная дилемма – упор на коллективные действия принижает значение одностороннего реагирования на конфликт или акт агрессии или терроризма, которое может быть менее мощным, но более оперативным. Преимущества многосторонности – большая мощь при меньшей гибкости.

Кроме того, автоматическое реагирование на акт агрессии само по себе может способствовать эскалации конфликта. Подчеркивание безусловного характера status quo ante bellum при реагировании на акт агрессии может еще более усложнить ситуацию, поскольку часто даже посредники в ходе конфликта спорят между собой, кто явился агрессором в том или ином конкретном случае.

Необходимость срочного реагирования на кризисную или конфликтную ситуацию подчас создает соблазн одностороннего силового вмешательства, тем более что механизм многосторонних консультаций и согласования интересов заинтересованных акторов международной системы не вполне отработан. Особенно это касается наиболее важных вопросов международной безопасности, обсуждаемых в Совете безопасности ООН. И недавняя война в Ираке это наглядно показала.

В конечном итоге, полагают многие эксперты, все решения по применению военной силы являются односторонними, в том смысле, что они принимаются государствами, но, по соображениям благоразумия и принципиальности, они должны приниматься с учетом мнения и интересов других государств, чтобы обеспечить их поддержку». Такой подход можно охарактеризовать как «односторонность по необходимости и многосторонность по возможности». (Walter B. Slocombe, Force, Pre-emption and Legitimacy, Survival, vol. 45, no 1, Spring 2003, p. 119.)

Увы, необходимость и возможность редко могут гармонично сочетаться в мировой политике. Дебаты по поводу возможности применения военной силы в Ираке привели к расколу в Совете безопасности ООН, ЕС и НАТО, поставив под сомнение саму способность ведущих держав действовать согласовано, реагируя на региональный кризис или конфликт.

Частью проблемы является несовершенство норм международного права, не предусматривающих адекватных (как по срокам, так и по силе воздействия) механизмов коллективного вмешательства, особенно если речь идее о применении силы.

Конечно, реформы норм международного права и Совета Безопасности ООН помогли бы снизить необходимость применения односторонних превентивных и упреждающих мер военного характера. Однако эти реформы сами по себе требуют длительных консультаций и согласований, которые отнюдь не гарантируют достижения взаимоприемлемого результата.

Это тем более верно, если учесть, что мировая политика переживает переходный период. Процесс создания сообщества ведущих государств еще не завершен. Глобальные нормы, правила и законы формируются, но пока носят скорее теоретический, чем практически-реальный характер. Потребуется время для того, чтобы даже согласованные нормы, правила и принципы могли бы трансформироваться в процедуры координации политики и совместного принятия решений.

Поскольку достижение консенсуса среди ведущих держав по поводу международно-правового оформления допустимости избирательного применения силы в настоящее время маловероятно, диалог в сфере безопасности помог бы сблизить позиции стран по вопросу о целесообразности упреждающих ударов в случае неотвратимой угрозы. Согласование разумных и транспарентных критериев неотвратимой угрозы могло бы создать правовую базу для коллективных действий, как под эгидой Совбеза ООН, так и в рамках создаваемых международных коалиций. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 73.)

Согласованным критериям неотвратимой угрозы должно соответствовать и избирательное применение различных средств давления и вмешательства, от мер превентивной дипломатии и санкций до нанесения предупредительных ударов. В этой связи эксперты проводят различие между превентивными (prevention) и предупредительными (pre-emption) мерами, относя последние к мерам исключительно военного характера (упреждающий удар), в то время как превентивные меры предусматривают использование военной силы лишь в качестве крайнего средства. (Robert . Litwak, The New Calculus of Pre-Emption, p. 54.)

Международные дебаты вокруг войны в Ираке обострили и еще одну актуальную проблему современного международного сообщества – проблему лидерства. При всей важности согласования интересов и координации политики адекватное кризисное реагирование требует эффективного лидерства, когда ведущая держава (или коалиция ведущих держав) берут на себя руководство антикризисной или антитеррористической операцией, несут основное бремя расходов и издержек, а также ответственность за результат.

Так происходит сейчас в ходе действий международных сил содействия в обеспечении безопасности (ISAF) в Афганистане, так было при проведении военной операции сил коалиции во главе с США и Великобританией в Ираке. В последнем случае на администрацию Дж. Буша обрушился вал критики, поскольку ее стремление к односторонним действиям в Ираке расценивалось как принципиальный отказ от коалиционного строительства в сфере международной безопасности.

Ссылаясь на отказ прежней американской администрации от Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, Киотского протокола и Международного уголовного суда, ее критики говорили о «культе односторонности», который распространяется из политической области в сферу военной стратегии, когда Соединенные Штаты стремятся в одиночку осуществлять антитеррористические и прочие военные операции, не советуясь с союзниками и партнерами, что вызывает озабоченность последних, особенно в Европе.

Глобальная безопасность требует общих институтов и правил для государств-акторов, а также повышенного внимания к предотвращению, сдерживанию или разрешению наиболее опасных региональных конфликтов. Любая серьезная стратегия обеспечения глобальной безопасности требует применения дипломатических средств, содействия развитию и военной силы в их сочетании. (Christoph Bertram, Shaping a Congenial Environment, In: One Year After: A Grand Strategy for the West?, Survival, vol. 44, no 4, Winter 2002-03, p. 142.)

Итак, односторонность или коллективное действие? Оптимальный баланс этих подходов определяет успех внешней политики государства в сегодняшнем и завтрашнем мире. Готовность действовать сообща и при этом избегать чрезмерно обязывающих обязательств, суверенитет и глобализация – таковы «Сцилла и Харибда» современной дипломатии.

Для России уроки Корейской войны особенно важны. Тогда Советский Союз, пытаясь расширить свою сферу влияния, поставил на карту весь свой международный авторитет, до предела обострив отношения с Западом, что чуть было не привело к развалу ООН и превращению холодной войны в горячую. Логика компромисса и коллективного действия оказалась отброшена в угоду продвижению идеологически мотивированных геополитических интересов.

После распада СССР Россия вступила в период длительной и подчас мучительной трансформации, переоценки ценностей и устоявшихся стереотипов. Не в последнюю очередь это касается российской внешней политики, которая не до конца еще избавилась от «имперской» парадигмы, ощущения былого, сверхдержавного величия, привычки делить мир на сферы интересов.

Последнее особенно важно. Ведь консерваторы, сторонники изоляционизма и просто те, кто бредят фантомными болями былой империи, любят ссылаться на классика-поэта (и дипломата, кстати), про то, что «умом Россию не понять». Однако в современном глобализующемся мире все стремятся быть друг для друга понятными и предсказуемыми. Иначе – изоляция в международной системе с непредсказуемыми последствиями.

Россия продолжает движение от империи к открытому миру, на ходу определяясь со своими интересами, ценностями и приоритетами. Не всегда этот путь гладок, а действия тех, кто творит политику, открыты для граждан. Но, похоже, главный вектор выбран все-таки правильно – в сторону открытости и предсказуемости.

,
Загрузка...