musings.ru

Изучение проблемы заикания в историческом, патогенетическом, клиническом и других аспектах. Заикание план исторический аспект изучения заикания этиология

Тема 1. Заикание. История вопроса

План.


    1. Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании .

    2. Теоре­тические представления и методы коррекции заикания до середи­ны XIX века.

    3. Значение трудов русских ученых И.А. Сикорского и И.Г. Неткачева в изучении проблемы заикания в конце XIX - на­чале XX века.

    4. Взгляды Куссмауля, Гепферта и других западноевропейских ученых конца XIX - начала XX века на проблему заи­кания.

    5. Научное развитие проблемы заикания в 30-40-х годов XX века.

    6. Вклад В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и других ученых в развитие теоретических представлений о заи­кании и в организацию специализированной медико-педагогичес­кой помощи заикающимся детям.

    7. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися (В.И. Селиверстов).

Термин «заикание» (Ьа1ЬиПез) - греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. За­икание как одно из выразительных речевых расстройств известно с древних времен. Первоначально этот недуг называли «баттарисмус», от имени кирейского царя Батта, постоянно повторявшего пер­вый слог слова.

Первое описание симптомов заикания (без упоминания самого термина), видимо, принадлежит Гиппократу (460 - 377 до н.э.), видевшему причину расстройств речи в поражении мозга как ис­точника речевых импульсов. «баттарисмус», по его мнению, зависел от «чрезвычайной влажности мозга».

Аристотель (384-322 до н.э.) строил свое понимание речеоб-разования, исходя из анатомического строения периферических речевых органов, и патологию речи связывал не с изменениями в головном мозге, а с патологией периферического речевого аппа­рата. Судорожное состояние речевых органов описывали Эций Амидский (527 - 565), Павел Агинский (625 - 690), Гален (130 - 200) и др. Все они приходили к разным выводам о причинах, симптомах и лечении заикания (по И. А. Сикорскому, 1889).

Таким образом, уже в древности в понимании природы заика­ния наметились два направления. Первое исходило от Гиппократа и считало причиной заикания поражения головного мозга; вто­рое, берущее начало от Аристотеля, связывало заикание с пато­логией периферического речевого аппарата. В той или иной форме эти две противоположные точки зрения можно проследить и в последующих подходах к проблеме заикания.

В обзорах литературы, посвященных истории развития уче­ния о заикании (И.А.Сикорский, 1889; В.И.Хмелевский, 1897; М.И.Панкин, 1941), отмечается, что в эпоху средневековья этой проблемой (как и многими другими вопросами науки) практи­чески не занимались и, по существу, специальная литература по этому вопросу до начала XIX в. не имеет большой теоретической и практической ценности. Начиная с XIX столетия, интерес к про­блеме значительно возрос.

Еще в начале прошлого столетия французский врач Итар оп­ределил заикание как задержку речевых органов, при которой могло иметь место развитие спазматического, судорожного состо­яния мышц, или состояние слабости и парезов (тонические и клонические компоненты заикания). Примерно в это же время Вудзен высказал мнение о том, что заикание возникает от недоста­точности центральных реакций на мышечную систему органов речи, и предложил специальные гимнастические упражнения для речевых органов.

В 40-х гг. XIX столетия были проведены первые хирургические операции (Диффенбах, Бонне) с целью лечения заикания - под­резки уздечки языка или вырезания кусочка языка. Первоначаль­ный эффект от вмешательства был положительный, однако после формирования рубца дефект речи восстанавливался, и от этого вида вмешательства вскоре отказались.

Здесь интересно отметить, что временное изменение потока обратной проприоцептивной иннервации со стороны мышц язы­ка способно разрушить всю центральную патологическую струк­туру возбуждения, обусловливающую заикание.

В 80-х гг. основной интерес в проблеме заикания приобретают центральные механизмы, наиболее типичным отражением чего являются работы Куссмауля (1877), Гутцмана(1888). С точки зре­ния этих авторов, при наличии невротической предрасположен­ности в основе заикания лежит недостаточность (врожденная не­полноценность) моторных центров дыхательных, фонационных и артикуляционных мышц, и само заикание расценивалось ими как спастический координационный невроз. Однако в последую­щем подход к заиканию как к результату органического пораже­ния ЦНС не подтвердился патологоанатомическими и гистоло­гическими данными, и были сделаны попытки заменить понятие органической неполноценности понятием неполноценности фун­кционального порядка.

В 1889 г. И.А.Сикорский в монографии «О заикании» дал ши­рокое и всестороннее описание нарушения речи при заикании. Последнее рассматривалось им как результат раздражительной слабости двигательного центра речи, ведущей к нарушению согласо­ванности речевых движений и судорогам речевых мышц. Придавая большое значение в развитии заикания психическим факторам, И.А.Сикорский в практике лечения заикания наряду с «гимнас­тикой речи» рекомендовал воздействия психотерапевтического по­рядка. По глубине наблюдений этот труд представляет ценность и в настоящее время.

В 1909 г. в книге «О заикании» Д. Г. Неткачев развивал другую точку зрения: заикание рассматривалось им как самостоятельный психоневроз, при котором имеет место судорожное функциональ­ное расстройство речи, связанное с навязчивыми душевными со­стояниями (чрезмерная эмоциональность и постоянная боязли­вость). Основное внимание в лечении заикания Д. Г. Неткачев уде­лял психотерапии.

Таким образом, постепенно складывалось представление о за­икании как о функциональном заболевании типа невроза.

3. Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 - 4 лет.

4. Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.

5. Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.

6. Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало за­висит от речевой ситуации.

7. Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

Тема 3. Механизмы заикания


    Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогене­тические механизмы заикания.

  1. Приоритетное направление в ис­следовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Ле­виной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

  2. Понятие о функциональной системе речедвигательного акта.

  3. Особенности филогенетической и онтогенетической речевой памя­ти.

  4. Роль эмоциогенных структур мозга в формировании речедви­гательной программы.

  5. Онтогенез речедвигательных стереотипов в норме.

  6. Особенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании.

Невротическая форма заикания появляется чаще всего при воз­действии патогенных эмоциогенных воздействий внешней среды. Острая или хроническая психическая травма, переживаемая ре­бенком, находится в непосредственной связи с появлением «рече­вых» судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении ги­перактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заи­кания.

Для появления заикания необходима «предрасположенность» (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патоло­гических реакций. Такая «предрасположенность» связана главным образом с врожденными особенностями речевых структур мозга. (То, что в заикании большую роль играют генетические факторы, известно давно.)

Резкое опережение развития речи на лексика-грамматическом уров­не и несоответствие этому уровню моторного (артикуляторно-ды-хательного) обеспечения указывают на дизонтогенез речевых меха­низмов у детей с невротической формой заикания.

У части детей, перенесших психический стресс с последую­щим появлением судорожных речевых запинок, защитные (ком­пенсаторные) механизмы центральной нервной системы бывают достаточно сильны и развиты.

Часть детей имеет низкий уровень компенсаторных возможно­стей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая фун­кциональная система речи.

Патологическая функциональная система, т.е. заикание, начи­нает подавлять нормальную функциональную речевую систему, кото­рая до этого развивалась у ребенка, казалось бы, успешно.

Патологически сильное возбуждение в эмоциогенных структу­рах мозга и патологическая система речи нарушают нормальное функционирование нервной системы . Это ведет к дальнейшему развитию и углублению патологического процесса и хронификации заикания.

Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное пове­дение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т. п.) ухуд­шает состояние центральной нервной системы, способствует «зак­реплению» патологической функциональной системы речи, ребенок все чаще заикается.

Формирование у заикающихся детей новой патологической си­стемы речи на фоне уже развившейся нормальной функциональ­ной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функ­ционирования каждой из них.

Электрофизиологические исследования речевых мышц, дыха­ния и других показателей функциональной системы речи указыва­ют на то, что речедвигательная активность мышц и координаторные взаимоотношения между речевым дыханием и артикуляцией при невротической форме заикания у дошкольников имеют прин­ципиальное сходство с нормой. Эти данные, а также плавная речь в ситуациях эмоционального комфорта свидетельствуют о том, что у заикающихся детей этой клинической группы в функциональ­ной системе речи, помимо патологической, имеется нормальная программа действия.

Однако эти физиологические показатели менее устойчивы, чем в норме, легко нарушаются при усложнении речевой задачи. Такие явления свидетельствуют об отрицательном влиянии патологиче­ской речевой системы на нормальную речевую систему.

Патологическая функциональная речевая система с конечным результатом - заиканием - также испытывает тормозящее влия­ние со стороны нормальной функциональной речевой системы . В периоды усиления защитных механизмов мозга и уменьшения в силу этого патологической активности эмоциогенных структур мозга речь заикающихся становится плавной.

Сосуществование двух речевых систем - патологической и нор­мальной - при невротической форме заикания отчетливо просле­живается даже при тяжелой степени этой речевой патологии. На фоне речи, искаженной речевыми судорогами и патологическим выбором лексических средств, наблюдаются короткие периоды плавной речи в любом возрасте и при любой длительности тече­ния заикания.

У подростков с невротической формой заикания (11 - 12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологиче­ская реакция.

У взрослых заикающихся нередко вторичные очаги патологи­ческого возбуждения, связанные со страхом речи, могут играть роль доминанты, что клинически выражается сильным страхом речи при относительно легкой степени заикания.

Эти особенности взаимоотношений собственно речевой пато­логической системы, нормальной речевой системы и системы па­тологического психологического реагирования во многом объяс­няют значительные трудности реабилитации взрослых заикающихся. Неврозоподобная клиническая форма заикания при схожести судорожных речевых запинок имеет иную клиническую картину. Заикание этой формы появляется у детей в возрастном диапазоне 3 - 4 года. Оно возникает как бы исподволь, без видимой причины и обнаруживается родителями не сразу.

У носителей этой речевой патологии в анамнезе есть признаки аномального протекания пре- или перинатального периода жизни. И в детском, и в зрелом возрасте неврологически и электрофизиологически диагностируются нерезко выраженные резидуальные явления раннего диффузного органического поражения мозга. От­мечается задержка развития моторных функций организма , а так­же их качественные отличия от возрастной нормы: координаторные расстройства, низкий уровень развития чувства ритма и тем­па, гиперкинезы различного типа. Для поведения заикающихся этой группы характерна двигательная расторможенность, у них обнару­живается недостаточность активного внимания, некоторое сниже­ние памяти и т. п.

Речевой онтогенез до появления заикания у детей с неврозопо-добной формой существенно отличается от речевого онтогенеза детей с невротической формой заикания. Это относится как к тем­пу развития речи, так и к ее качественным характеристикам.

Электрофизиологические исследования разных показателей состояния нервной системы выявляют у этой группы заикающихся, помимо диффузных, зональные изменения корковых биоритмов и нарушения в организации мышечной биоэлектрической активно­сти.

Эти данные, а также особенности моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стрио-паллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших (корковых) отделов. Есть основания полагать, что генератор патологического возбуждения при неврозоподобной форме заикания формируется вследствие органического пораже­ния главным образом подкорковых моторных структур и наруше­ния корковых регулирующих влияний.

Таким образом, сочетание повышенной активности в стриопалли-дарных структурах мозга, особое состояние речевых зон коры больших полушарий и декомпенсация регулирующих механизмов мозга являют­ся основными блоками патогенетических механизмов при неврозопо-добной форме заикания.
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 13 «Патопсихология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Программа по дисциплине «Практикум по статистической обработке» для специальностей «Специальная дошкольная педагогика и психология»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развития»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно методический комплекс дисциплины
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 19 «Основы психотерапии»
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 16 Методы психологической диагностики
050716.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 17 «Психологическое консультирование»

Заикание ребенка всегда беспокоит не только родителей, но и самого малыша. Ему нелегко говорить, он начинает стесняться, становится неуверенным в себе. Как помочь ему побороть эту проблему?

Прежде чем разбираться с тем, как лечить заикание у детей, наверняка вам будет интересно узнать, в чем суть же этой болезни, и её характерные особенности, симптомы и последствия для здоровья ребенка. Прежде всего, терминология. В медицинском справочнике под заиканием понимают «нарушение ритмической и темповой организации речи, что сопровождается судорогами речевого аппарата». А теперь несколько фактов из истории данного заболевания.

История изучения заикания

Расстройство речи считается одним из самых древних заболеваний в истории медицины, которое на сегодняшний день уже хорошо изучено.

В Средневековье причинами заикания считали то, что у пациента более «чрезмерной влажностью» в головном мозге (по мнению Гиппократа), или же у больного неправильно расположены элементы речевого аппарата (так считал Аристотель). Кроме того, бытовали версии о том, что «заики» страдают нарушением периферического и/или центрального отдела артикуляционного аппарата (такие взгляды имели Цельс, Гален и Авиценна).

К началу 18 столетия, под заиканием уже подразумевали «недоразвитие» речевого аппарат. К примеру, Санторини утверждал, что человек становиться заикой из-за наличия «лишнего» отверстия в небе, через которое попадает слизь в ротовую полость. Исследователи из того времени усматривали и другие причины – судороги голосовых связок (Шультесс, Арнот); слабая связь между произношением и мышлением (такое допускал Блюме); и также чрезмерно быстрое выдыхание (такую мысль имел Беккерель).

Врачи на просторах России утверждали, что причинами заикания могут быть: функциональное расстройство в речевом аппарате, неврозы (Сикорский, Хмелевский и пр.); и/или выделяли заикание как психическое отклонение, которое влияет на артикуляцию (Лагузен, Неткачев); а также заикание засчитывали как один из психозов (Каменка).

И уже к началу 20 столетия все распространенные теории возникновения заикания свели к трем основным направлениям:

  • Заикание является последствием нарушений человеческой психики.
  • Заикание фиксируется как невроз, слабость речевых центров. В дальнейшем исследователи определяли эту болезнь лишь в сфере невротизма.
  • Появление заикания происходит на подсознательном уровне, в результате тяжелых психологических травм и прочих конфликтов с раздражителями.

Ближе к середине 20 столетия, исследователи начинают склоняться к определению этой болезни, как психофизического расстройства. В 50-60-х годах, ученые, опираясь на достижения трудов Павлова, подошли к подробному изучению механизма болезни как невроза.

Логопатия (заикание), как и многие другие невротические заболевания, возникает как последствие процессов возбуждения, торможения нервной системы. В результате чего образуется патология в виде условного рефлекса. Эта болезнь не является симптомом или синдромом, а нарушением центральной нервной системы.

Общеизвестно, что возникновение нервного срыва может быть в результате как минимум двух причин – либо нервная система «нестабильна», и имеет повреждения, что способствует нарушению; либо – срыв возникает в результате неблагоприятных условий и наличии раздражителей. У детей нервный срыв сразу «бьет» по особо ранимой области – ВНД – речь, в результате чего в детском организме возникают негативные процесс нарушения речевого аппарата, сопряженные с явлениями судорожности/аритмии.

И это далеко не все последствия. Хуже всего, что нервный срыв наносит первичный вред связям между подкоркой и корой головного мозга, что является предпосылками для возникновения отрицательных сдвигов в сфере стриопаллидарной системе. Проще говоря, эта система отвечает как за речевой аппарат, так и за темп дыхания. Потому заикание является последствием динамического отклонения функционала выше названной системы головного мозга.

Какие могут быть причины заикания?

В современной медицине усматривают сразу две группы причин появления пселлизма (заикания) – это производящие (толчки), и предпосылки («почва» для появления болезни). При этом некоторые фактор, которые мы рассмотрим ниже – могут как вызвать болезнь, так и «помогать» ей в развитии.

Самые частые причины:

  • невропатические нарушения у родителей: неврозы, соматические и инфекционные болезни, а также недуги, которые носят поражающий характер ЦНС;
  • невропатические страхи страдающего логопатией: энурез, кошмары, высокая раздражительность, чрезмерная эмоциональность;
  • отклонения, заложенные на генетическом уровне: врожденная слабость артикуляционного аппарата (рецессивный признак) и плюс – неблагоприятные условия окружающей среды;
  • болезни и травмы головного мозга: родовые и внутриутробные травмы, нарушения при разнообразных детских заболеваниях (асфиксия, постнатальные – инфекционные, травматические и пр.).

Неблагоприятные условия, на фоне которых может появиться и развиваться пселлизм:

физические слабости в детском возрасте. Так как мозговые полушария окончательно сформировываются к 5-ому году жизни ребенка, то в течение этих процессов особенно хрупка система речевого аппарата. Стоит также подметить, что она созревает одной из самых поздних. И больше шансов на появление нарушений функций речи имеют мальчики, у которых более медленное развитие, чем у девочек;

  • ускоренное развитие «говорения». Как ни странно, но если ребенок начинает раньше срока говорить, составлять слова и предложения, то такое быстрое развитие коммуникативной, регулирующей и познавательной функций может нанести вред ЦНС;
  • зажатость, скрытая ущемленность ребенка, «инертность» в обществе;
  • недостаточность эмоциональных откликов между ребенком и ровесниками, взрослыми;
  • слабое развитие моторики, ритмики, артикуляционных движений.

Ко второй группе «толчки» можно отнести следующие причины заикания:

  • физиологические и анатомические причины – заболевания с пагубным влиянием на ЦНС:
  • травмы при рождении, внутри утробы;
  • нарушения мозга, которые связаны с подкорковыми механизмами;
  • истощение, перенапряжение нервной системы, которые появляются в результате недугов, поражающих и функции речи (тиф, глисты, рахит, коклюш и пр.)
  • социально-психические предпосылки заикания:
  • одномоментная психическая травма (страх или испуг);
  • психическая травма с длительным сроком действия, причиной которой является неправильные воспитательные меры: избалованность, отрицательные эмоции, императивный тип воспитания и пр.
  • неправильное формирование речевого аппарата в детстве: скороговорение, произношение на вдохе, нарушения говорения, отсутствие правильного примера со стороны взрослых;
  • чрезмерные нагрузки на детей дошкольного, младшего возраста всевозможными упражнениями, которые якобы «ускоряют развитие и проявляют таланты детей», но на деле наносят ущерб по нервной системе;
  • подражание;
  • переучивание левши на «правшу».

Какие симптомы есть у заикания?

Классифицируют 2 группы этих симптомов, которые схожи между собой:

1. Биологическая (физиологическая) симптоматика, куда входят нарушение ЦНС, речевые судорожные процессы, и общее состояние здоровья ребенка.

К внешним симптомам логопатии относят судороги во время актов говорения. Длительность судорожных процессов может длиться от десятой доли секунды до минутного срока (тяжелая форма заикания).

Судороги также делят на несколько видов:

  • по форме – клонические, смешанные и тонические;
  • по локализации – голосовые, смешанные, дыхательные и артикуляционные;
  • по частоте.

Пациент страдает тоническими судорогами, которые определяются длительным спазматическим, или толчкообразным сокращением речевых мышц. К примеру в произношении слова «т-ополь», черта символизирует судорогу, и затянутое звучание.

В свою очередь, клонические судороги отражаются на темпо - ритме речи, в виде повторения слогов в одном слове – «то-то-тополь». То есть, в таком случае поражается весь речевой и дыхательный аппарат.

  • размыкательная, когда голосовая щель продолжительное время остается в раскрытом состоянии, из-за чего страдающий человек может вообще не говорить, или же произносить слова шепотом;
  • смыкательная. В этом случае голосовая щель размыкается/смыкается с опозданием или же наоборот с опережением из-за чего голос может резко пропадать, могут возникнуть затянутое произношение слов, а также толчкообразные звуки на гласных буквах;
  • вокальная (больше свойственно детям). Отображается в виде протягивания гласных букв во время произношения.

В артикуляции выделяют следующие судорожные процессы: язычные, губные и мягкого неба. Чаще всего судорога возникает на произношении «взрывных» согласных (к, п, г, б, д, т), и реже, и куда слабее проявляется в произношении щелевых звуков.

Экспрессивная речь детей, которые болеют логопатией, имеют фонетические, лексические и грамматические нарушения. Стоит заметить, что заикание отражается в самых разнообразных нарушениях речевого аппарата, артикуляции и моторики мышц, которые могут быть крайне болезненными (нервные тики, судороги в мышцах лица, шеи и пр.). Заикающиеся развивают условные рефлексы и произвольные уловки, которые проявляются как вспомогательные движения руками, мышцами лица, дабы облегчить понимание своей речи для собеседников.

Нередко, развитие заикания приводит к появлению вспомогательных психозов, комплексов, дискоординации движений, и беспокойству.

2. Вторая основная группа – это социально-психологическая симптоматика

К основным явлениям, из которых проявляется/развивается заикание можно причислить и невротическое расстройство – скованность, чувство неполноценности, постоянное внимание на недостатках. И чем больше человек зацикливается на дефекте, тем сильнее становиться невроз.

Степени фиксации делят на три группы по силе внимания к личным дефектам:

  1. Нулевой уровень. Дети не замечают дефектов речи, и не зацикливаются на нем. Поэтому, нет элементов стеснения, ущемлений от других индивидуумов, а также не требуется напряжение, перенапряжение ЦНС на преодолении дефекта.
  2. Средний уровень. Подростки и старшеклассники стараются скрывать свой речевой дефект, скрывая его за произвольными уловками, и сужая свой круг общения. Они осознают о своем недуге, пытаются замаскировать его и испытывают постоянный дискомфорт.
  3. Высокий уровень. Постоянные болезненные переживания о собственном дефекте выливаются в то, что пациент страдает от чувства неполноценности, и различных смежных комплексов. Чаще всего такой формой страдают в подростковом возрасте. В результате все внимание концентрируется на речевых недостатках, возникает болезненная мнительность, и самобичевание.

Кроме того, заикание различают и по трем степеням, в зависимости от силы судорожных процессов:

  • легкая. Заикание происходит лишь в перевозбужденном состоянии речи, при максимальной эмоциональности и экспрессивности. Но, заикающийся человек может быстро преодолеть этот незначительный дефект специальными упражнениями на речевой аппарат;
  • средняя. Среди друзей и знакомых, заикающиеся люди могут общаться без проблем и редко заикаются. Но, в возбужденном и остроэмоциональном состоянии проявляются сильные судороги, что усиливает логопатию;
  • тяжелая. Пациент заикается постоянно, и вырабатывает вспомогательные движения, чтобы быть более понятным.

Заикание классифицируют еще и по стадиям протекания недуга:

  • постоянный вид. Заикание, возникнув однажды, развивается и проявляется в неожиданные моменты с усиливающейся частотой;
  • рецидив. Исчезнув, логопатия возникает снова;
  • волнообразный вид. Псселизм развивается «волнами» - то усиливается, то уменьшается, но не исчезает полностью.

Осложнения заикания

Какие недуги развиваются смежным образом с заиканием? Большая часть исследователей, которые занимаются изучением механизмов заикания, утверждают, что логопатия может развиваться вместе с вегетативными отклонениями. К слову, исследователь Зееман М. поясняет, что приблизительно у 80% страдающих заиканием, наблюдается еще и вегетативная дистония. Пятая часть из исследуемой группы пациентов страдают сильным внутричерепным давлением и экстрапирамидальными нарушениями. И абсолютно все – имеют мидроз (расширенные зрачки), тогда как у людей, которые не страдают заиканием – зрачки во время речи сужаются, или находятся в одинаковом состоянии.

Врачи- неврологи, работающие с «заиками» выделяют следующие особенности:

Сегментарная недостаточность в области шейных позвонков выделяется сразу у двух третей из 100% респондентов (кривошея, гипотония мышц с ротацией плеч вперед, признаки ранней стадии остеохондроза, патологические нарушения позвоночника);

  • Абсолютно все респонденты страдают нарушением стволовых функций;
  • Половина детей из участников обследования страдают нероортепедической патологией: нарушение осанки, плоскостопия и пр;
  • Пятая часть от количества «заик» - страдают ВСД, слабостью вестибулярного аппарата;
  • Патологические нарушения в кровообращении области черепа наблюдаются сразу у 65%;
  • Почти половина (48%) детей имеют гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности;
  • ¾ детей имеют экстрапирамидальную недостаточность.

Распространенность заикания

В каком возрасте больше всего страдают от заикания?

Распространенность этого недуга связана не только с возрастом, но и еще с рядом других признаков, среди которых можно назвать место проживания, вид деятельности, пол пациента, и пр. форм-факторы. Статистически доказано, что чаще всего страдают заиканием в возрасте 2-4 года, когда интенсивным образом развивается речь, артикуляция ребенка; формируются коммуникативный функционал, и личность. С возрастом – шанс заболеть логопатией, становиться меньшим, и в течение десяти лет заикой стать практически невозможно. Могут возникать и рецидивы у детей, которые поступают в школу, так как сменяется вид деятельности, и появляются новые нагрузки для детского организма, как в физическом, умственном, так и в эмоционально-психическом плане. Обострение процессов логопатии возможно в период полового созревания.

Также доказано, что заикание чаще проявляется у «городских» детей, чем у тех, которые живут в селах и небольших поселках. Более того, некоторые исследователи отмечают влияние климата, и погодных изменений на усиление судорожных процессов.

Логопатией чаще страдают в развитых странах. К примеру, США, Великобритания и РФ имеют примерно схожий процент заикающихся среди населения страны. Статистические данные указывают, что на просторах бывшего Советского Союза среди 250 миллионного населения около 6 млн. жителей были заиками. В странах Африки – людей, страдающих таким недугом значительно меньше. Китай, как исключение – имеет еще меньше заик, но это связано с иной системой речи. Также статистика указывает, что больше всего заиканием страдают люди с высоким уровнем интеллекта.

Прогнозирование

Осуществлять прогнозы на преодоление речевой дисфункции следует с «оглядкой» на целую массу особенностей, начиная с механизмов борьбы, и заканчивая комплексом мер, а также полноты применения. И естественно, прогнозирование осуществляется и с вниманием к возрасту пациента.

Практика доказывает, что чем моложе страдающий заиканием, тем активнее пациент и обладает жизнерадостным настроем. И чем меньше неврозы, и слабее судороги, тем увереннее прогноз борьбы с недугом. Но, стоит заметить, что люди, у которых речевой дефект врожденный, приобретенный, который зачастую проявляется без каких-либо внешних воздействий, коррекция имеет небольшой шанс на успех. В таком случае, вероятно то, что у пациента со временем может развиться рецидив, и заикание вернется.

Благоприятно лечиться и быстрее проходит судороги дыхательного типа, нежели голосовые. Клоническую форму «искоренить» куда проще, чем тоническую, что связано с иным характером заболевания (клонические судороги возникают из-за нарушений в коре головного мозга). Поэтому, чтобы лечить вышеуказанную форму достаточно осуществлять планомерное воздействие на 2-ю сигнальную систему.

Наибольший шанс полностью излечиться от заикания – у пациентов 2-4 лет, т.к. есть все благоприятные условия лечения, и маленький «стаж» недуга. Тяжелее всего лечиться логопатия уже в возрасте 10-16 лет, в период полового созревания. И в случае успешного лечения, заикание может вернуться в виде рецидива из-за раздражителей окружающей среды.

Исследовательница Власова Н.А. утверждает, что заикание, которое возникло из-за инфекции, подражания, и психических травм, можно полностью вылечить. Она опирается на ту особенность, что инфекции нарушают функционал ЦНС, но не дают существенных и первичных сдвигов нервной системы. Психические травмы, которые становятся форм-фактором заикания, носят единичный случай – лай собаки, гудок паровоза, болезненный укус и пр.

Наименьшую эффективность имеет лечение логопатии, которая возникла в результате запоздалого развития, слабой речевой активности и неправильного воспитания. По данным исследовательницы – 70% школьников избавляются от заикания, а 30% - получают остаточные явления.

Заикание в статистических данных

По данным Рау Е.Ф. при правильном лечении около 60% пациентов полностью избавляются от заикания; у 19 процентов детей наблюдается заметное улучшение, в 13 процентах случаев – лечение не действует; и 8 процентов от общего количество больных со временем получили рецидивы.

В свою очередь, исследовательница Волкова Г.А. отмечает следующие данные: заики в возрасте 4-7 лет после прохождение курса терапии в 70,2 процентах – избавлялись от недуга; в 26.3% - получили значительное улучшение речи; и лишь в 3.5% - еле заметное улучшение речевого акта.

Данные исследовательницы Селеверстовой В.И. утверждают, что дети, страдающие логопатией в возрасте 6-17 лет в 39.7% случаев полностью излечивались от недуга; получали значительное улучшение в 47.8%. И 12.5% от общего количества детей сумели достичь незначительного изменения качества речи. Следует заметить, что все исследователи утверждают, что наименее эффективная коррекция у детей – школьников.

По информации, предоставленной Хватцевой М.Е., около 15% от общего количества школьников избавляются от логопатии, 82% - имеют значительные улучшения; а 3% - проходят лечение безрезультатно.

Также исследователи выделяют особенность, что органические форм-факторы заикания хуже излечиваются, нежели заикание, которое возникло из-за функциональных сдвигов.

Естественно, что на эффективность борьбы с недугом влияет как степень тяжести логопатии, так и психологический дискомфорт, который испытывает пациент из-за болезни. Большей результативностью логопедическая терапия обладает с легкой степенью заикания.

Лечение заикания

Занятия с логопедом – это лишь часть комплекса мер, которыми необходимо заниматься для избавления от логопатии. Среди лечебных процедур могут быть и медикаментозное лечение, психотерапия, нормализация окружения и физиотерапия. При этом огромную роль играет правильный выбор комплекса процедур, и дифференциация всех мер.

Подбирать методику лечения лучше всего в индивидуальном порядке. В свою очередь, родители должны опираться не столько на врача, сколько на собственные силы, и поддерживать полноту комплекса процедур. Одноразовое лечение – не даст положительно результата.

Правила и «зарядка» для нормализации ритма, качества речи

Некоторые врачи-логопеды перед лечебными мероприятиями поясняют упражнения заикающимся, и вместе с ними повторяют слова. Таким образом, создается автоматизация, запоминание правил речи у заикающихся, что способствует, что вскоре пациент сможет получить плавную речь при незначительном заикании или полном отсутствии болезни. Основные двенадцать правил речи были выработаны еще в середине 20-х годов прошлого века специалистами Гуцманами А. и Г., причем они успешно используются и в современной медицине.

  • нужно говорить со спокойным темпом, ритмом, выговаривать каждый слог, слово, предложение;
  • прежде, чем говорить, следует думать о том, как стоит произносить слова в данной ситуации;
  • не стоит говорить слишком громко, и чересчур тихо;
  • во время диалога следует держать прямую осанку;
  • перед началом речевого акта следует сделать быстрый и глубокий вдох ртом;
  • во время говорения нужно следить за расходом дыхания;
  • переход в режим произношения гласных должен быть решительным и четко определённым;
  • выдох должен быть на согласных звуках;
  • не надо делать упор на согласные; если потребуется – растягивать гласные и говорить низким тоном голоса;
  • если слово начинается с гласного, то лучше произносить его тише и пониженным тоном, чем обычно;
  • следует растягивать гласные в начале предложения, и связывать слова в предложения сразу;
  • стараться говорить понятно и благозвучно.

Какие первые признаки того, что ребенок начинает заикаться?

Для того чтобы ребенок не стал в будущем заикой, то лечение необходимо производить сразу же, когда только отражаются первые признаки логопатии:

  • ребенок резко замолкает и около 2-х часов в сутки отказывается говорить, а после немного заикается в произношении. Если родители сразу обратятся за помощью к специалисту, то заикание может так и не возникнуть;
  • употребление лишних звуков перед словами;
  • «клонирование» звуков и слогов в начале предложения;
  • умышленные остановки в середине слова или фразы;
  • затруднения перед началом речевого акта.

Если одна из причин начинает постоянно проявляться, то лучше не откладывать поход к врачу-логопеду. Своевременное лечение имеет больший шанс на успех. Тем более, профилактические меры заикания куда лучше, чем полноценное лечение с целым комплексом мер.

Что если ваш ребенок заикается:

  • Ребенок, страдающий логопатией должен регулярно посещать логопеда, психоневролога. Это следует делать по той причине, что в раннем возрасте у детей слабая нервная система, и для них требуется внимательное наблюдение, чтобы избежать серьезных сдвигов, и возникновение сложных психоневрологических нервозов.
  • Детям не рекомендуется читать книги, которые сложны для понимания, и пользуются для старшей возрастной группы. Имеют большой вред и чтение страшилок на ночь, что может стать причиной невроза.
  • Нельзя постоянно «сажать» ребенка перед телевизором. Это одновременно утомляет и чрезмерно возбуждает ЦНС. Больший вред наносят «взрослые» передачи перед сном;
  • Не стоит избаловать ребенка, потакать всем его желаниям и капризам, так как малейшее несоответствие и отказ могут нанести болезненную травму на детскую психику. И не стоит требовать от ребенка того, что он еще не может делать в силу небольшого возраста. Лучше всего, если требования, которые выставляются «чаду» в доме, детском саду, школе – будут одинаковыми.
  • Знайте меру во впечатлениях. Не рекомендуется в одно и тоже время посмотреть фильм, прочесть книгу, сходить на аттракционы и пр., особенно после того, как ребенок выздоровел.
  • Правильное воспитания и наказание за провинности. Запугивать, наносить «воспитательные» удары ремнем, оставлять ребенка одного в комнате – строго не рекомендуется, так как (особенно в малом возрасте) это может привести к возникновению страхов, психических расстройств. Лучше всего, если вы заставите ребенка в качестве выполнения наказания смирно сидеть на стуле, или лишите его участия в любимой игре и т.п;
  • Родители – пример для ребенка. Поэтому говорить с чадом стоит спокойно, с ровным темпом речи, четко, и ни в коем случае не нужно разбивать слова по слогам, или нараспев;
  • Относитесь к ребенку справедливо;
  • Постарайтесь сблизить страдающего заиканием с детьми, которые имеют хорошую речь, чтобы ребенок смог подражать им и учиться, как правильно проговаривать слова;
  • Не стоит завлекать чадо в игры, где от участников требуется индивидуальные речевые выступления;
  • Детей, страдающих логопатией, следует записывать в музыкальные, танцевальные кружки. Тут они смогут обучиться правильному дыханию, ритму и темпу. Не бойтесь петь вместе с заикающимся ребенком.

История проблему заикания можно считать одной из самых др.в ист.развития учения о расст.речи. В др.ремена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах реч апп при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже 17-18вв З. пытались объяснить как следствие несов.периф.апп речи. Санторини – З.возникает при отверстии в твердом небе, ч\з кот якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь. Вутцер – ненормальное углубление в н\челюсти, в кот прячется кончик языка при своем движении. Эрве-де-Шегуан – неправильное соотношение между длиной языка и полостью рта или слишком плотным прикреплением его короткой уздечкой. Др.исследоват. связывали З. с нарушениями в функционировании реч.органов: судорожное закрытие голосовой щели, чрезмерно быстрый выдох, спазматич.сокращен.мышщ, удерживающих язык в полости рта, несогласованность процессов мышл.и речи и т.д.

З., как нозол.единица впервые четко была определена франц.врачом Итаром в 1817г. Он провел четкое разграничение между З. и др.патологией. Большая популярность приобрела методика госпожи Ли, 1825г в Н-Йорке организовала институт по лечению З. Был метод подхода ортопедический, ученые пытались изобрести к-л приспособл. для корр. Прикуса, изменении анатомии в обл рта. В 1841г наблюдается резкий всплеск интереса к хирургическим методам лечения З. Хирург Дифенбах провел опер. по вырезанию части мышц языка у 13л мальчика, А ч\з некот время еще 2опер, имевшие положительный успех. В Грмании – мало опер, в Англии и в России – почти не проводились, популярность – во Франции. Появились критические замечания по поводу опер, было обнаружено, что после заживления рубца (2-3 мес) З. возвращалось иногда даже больше. Во 2-ой полов 19в изучаются патофизиологические особенности З, формируются педагогические и психологические подходы в корр.

В России большинство исследоват рассматривали З как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (Сикорский 1889, Хмелевский), или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Лагузен 1838, Неткачев 1909,1913), как психоз (Каменка 1900)

В нач.20в появилось учение о неврозах и З рассматривают как невроз – Павлов – достаточно:1-перенапряжение процессов возбуждения; 2-перенапряжение процессов торможения; 3-сшибка процессов торможения и возбуждения. Нарушение взаимодействия этих процессов приводит к появлению застойных очагов возбуждения в коре ГМ. Это влияет на отношение коры и подкорки, т.о. нарушая нервную регуляцию речевого акта.



Жинкин – в зависимости от локализации застойного очага в ГМ обнаруживается различная локализация судорог в речев апп и различный хар-р нарушения произношения.

Проводя ряд экспериментов ученые Данилов, Черепанов, Некрасов, Воронин, Жинкин писал, что З – это результат рассогласованности между кинестетическим и слуховым контролем в процессе произношения. Рассогласованность м.б.следствием невроза или иного сбоя во взаимодействии речедвигательной и речеслуховой систем.

Теория Левиной – при переходе от ситуативной речи к контекстной усложняется речевой замысел, средства его реализации. В процессе речи обнаруживается столкновение мотивов, особенно в диалогах, это сопровождается эмоциональным напряжением, появляются итерации и они м.б.закреплены.

К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

· Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата как физиологического целого». Сторонники этой теории вначале подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорогоподобные спазмы.

· Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.



· Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер, которые считали, что в заикании, с одной стороны, проявляется желание индивида избежать всякой возможности соприкосновения с окружающими, а с другой - возбудить сочувствие окружающих посредством такого демонстративного страдания.

Таким образом, в конце 19 начале 20 в. все определеннее становится мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство. По мнению одних, в его основе лежат нарушения физиологического характера, а психологические проявления носят вторичный характер (А. Гутцман, 1879; А. Куссмауль, 1878; И. А. Сикорский, 1889, и др.). Другие первичными считали психологические особенности, а физиологические проявления -как следствие этих психологических недостатков (Хр. Лагузен, 1838; А. Коэн, 1878; Гр. Каменка, 1900; Г. Д. Неткачев, 1913, и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, невроз неполноценности, навязчивый невроз и пр.

К 30-м годам и в последующие 50 - 60-е годы ХХ в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другие - как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И П Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.). Но в обоих случаях эти сложные и многообразные механизмы развития заикания идентичны механизмам развития неврозов вообще. Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образования патологического условного рефлекса. Заикание-это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом (В. С. Кочергина, 1962).

Сопоставление клинических, психологических, психолингвистических и физиологических данных исследования заикающихся позволяет глубже представить себе патогенетические механизмы этого сложного речевого расстройства. Эволюционное заикание или заикание развития возникает обычно в том возрасте, когда у ребенка интенсивно формируется фразовая или монологическая речь. При различных клинических формах начало заикания связано с разными причинами.

Первой причиной и условием появления невротической формы заикания служат:

· патогенные эмоциональные факторы внешней среды

· острая или хроническая психическая травма, переживаемая ребенком, находится в непосредственной связи с появлением “речевых” судорог.

Сам феномен судорожных запинок не является строго специфичным только для людей, страдающих заиканием. Нередко и в норме наблюдаются единичные речевые запинки судорожного характера в моменты высокого эмоционального напряжения.

При нормальном созревании мозга уже в детском возрасте в ЦНС развиваются регулирующие тормозные процессы, достаточно сильные для того, чтобы подавить излишнее возбуждение эмоциогенных структур мозга, блокировать распространение этого возбуждения и не дать сформироваться очагу застойной патологической активности в этих отделах центральной нервной системы.

Состояние нервной системы ребенка, у которого впоследствии может развиться невротическая форма заикания, характеризуется особой эмоциональной реактивностью. Таким детям присуща повышенная впечатлительность, робость, тревожность, нарушения сна, аппетита, эмоциональная ранимость и т.п. Это свидетельствует о врожденных или рано приобретенных отклонениях от нормы в состоянии нервной системы, особом состоянии эмоциогенных структур мозга, что связано, главным образом, с низким уровнем адаптивных возможностей организма. В силу этих характеристик центральной нервной системы у таких детей под влиянием психического стресса может формироваться очаг застойной патологической активности в эмоциогенных структурах мозга.

Речевое нарушение, начавшись после психической травмы, соответствует психомоторному уровню патологического реагирования, свойственному детям младшего возраста. Для появления заикания необходимы дополнительные условия. Такими условиями являются: “предрасположенность” (уязвимость) специфических речевых структур к появлению патологических реакций.

Заикание у детей появляется в гиперсензитивные фазы речевого развития, в период интенсивного формирования фразовой речи, так как именно период наиболее интенсивного развития любой функциональной системы организма является особо уязвимым при воздействии патогенных факторов.

Нарушение речедвигательного акта, раз возникнув, имеет тенденцию к фиксации патологических взаимосвязей. Важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций (судорожных речевых запинок), помимо очага повышенного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга, является поток пропреоцептивных импульсаций с речевых мышц, вовлеченных в аномальную деятельность (обратная афферентация в функциональной системе речедвигательного акта).

Таким образом, патогенетические механизмы, способствующие появлению невротической формы заикания, сложны и не сводятся к пережитой ребенком психической травме.

Сам факт появления судорожных речевых запинок у детей свидетельствует о возникновении патологической функциональной системы речи.

У части детей имеется низкий уровень компенсаторных возможностей мозга. В этих случаях быстро формируется патологическая функциональная система речи. Новая патологическая функциональная система начинает подавлять нормальную функциональную речевую систему, которая до этого развивалась у ребенка так, казалось бы, успешно.

Любое усиление эмоционального возбуждения (неправильное поведение родителей, перегруженность ребенка впечатлениями и т.п.) ухудшают состояние центральной нервной системы, способствует “закреплению” патологической функциональной системы речи.

генератор патологического возбуждения в эмоциогенных структурах мозга начинает объединять различные структуры центральной нервной системы (стадия образования патологической детерминанты), в том числе и речевые, в сложную патологическую функциональную систему и определять характер ее деятельности.

Формирование у заикающихся детей новой патологической системы речи на фоне уже развившейся функциональной системы речи создает особые условия взаимовлияния и функционирования каждой из них.

У подростков с невротической формой заикания (11-12 лет) развивается логофобия, т.е. вторичная невротическая патологическая реакция. Они снижают количество и качество общения. Наличие речевого дефекта становится для заикающихся психотравмирующим обстоятельством.

Логофобия начинает доминировать, а судорожные речевые запинки отходят как бы на второй план. Даже мысленное представление ситуации речевого общения вызывает у таких лиц резко выраженные вегетативные расстройства.

У взрослых, страдающих невротической формой заикания , существенно меняются даже фоновые (т.е. находящиеся в “покое”) характеристики физиологических показателей. У них обнаруживается нарушение устойчивости регуляторных систем мозга, снижение корковых тормозящих влияний вследствие патологической активности эмоциогенных структур мозга.

Под влиянием патологической программы речевой функциональной системы возникают устойчивые изменения во взаимоотношениях коры больших полушарий и эмоциогенных структур, что является одним из механизмов генерализации патологического процесса. У взрослых заикающихся нередко вторичные детерминанты, связанные со страхом речи, могут играть роль доминанты Эти особенности взаимоотношений собственно речевой патологической системы, нормальной речевой системы и системы патологического психологического реагирования во многом объясняют значительные трудности реабилитации взрослых заикающихся. Коррекционные педагогические воздействия, направленные лишь на снятие судорожных речевых запинок, у взрослых оказываются недейственными или эффективными лишь на короткое время. Аналогичным образом малоэффективными являются и “одномоментные” снятия заикания с помощью суггестивных воздействий.

Другая клиническая форма заикания - неврозоподобная - при схожести судорожных речевых запинок имеет иную клиническую картину.

Заикание этой формы появляется у детей в возрастном диапазоне 3-4 года. Оно возникает как бы исподволь, без видимой причины, и обнаруживается родителями не сразу.

У носителей этой речевой патологии в анамнезе есть признаки аномального протекания пре- или перинатального периода жизни. И в детском, и в зрелом возрасте неврологически и электрофизиологически диагностируются нерезко выраженные резидуальные явления раннего диффузного органического поражения мозга. Заикающиеся этой группы характеризуются некоторой задержкой развития моторных функций организма, а также их качественными отличиями по сравнению с возрастной нормой: координаторными расстройствами, низким уровнем развития чувства ритма и темпа, гиперкинезами различного типа. Поведение заикающихся этой группы характеризуется нередко двигательной расторможенностью, у них обнаруживается недостаточность активного внимания, некоторое снижение памяти и т.п.

Речевой онтогенез до появления заикания у детей с неврозоподобной формой существенно отличается от детей с асвротической формой заикания. Это относится как к темпу развития речи, так и к ее качественным характеристикам. Голосовые реакции - гуление, лепетные слова мало интонированы, голос имеет слегка сипловатый оттенок.

Слова появляются после 1,5 лет, фразовая речь - после 3-3,5 лет. Звукопроизношение имеет множественные нарушения. Судорожные запинки впервые начинают отмечаться окружающими в непосредственной связи с развитием фразовой речи.

Выраженные поначалу слабо, они по мере формирования фразовой речи приобретают устойчивый характер, сопровождаясь насильственными движениями.

Эти данные, а также особенности моторики свидетельствуют о наличии патологической активности подкорковых моторных (стриопаллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его высших отделов.

В отличие от “преходящих” судорожных запинок при “выходе” из алалии, афазии, дизартрии, при возникновении эволюционного заикания быстро формируется патологическая функциональная система речи.

Наличие патологической детерминанты в подкорковых структурах мозга недостаточно для появления неврозоподобной формы заикания. Дополнительными условиями является декомпенсация регулирующих механизмов мозга в связи с активным становлением фразовой речи.

Выбор органа - мишени - в виде речевой системы предполагает наличие у детей с неврозоподобным заиканием эндогенных нарушений в собственно речевых зонах коры больших полушарий. Об этом свидетельствует и речевой онтогенез детей с неврозоподобной формой заикания: и пословная и фразовая речь появляются с некоторой задержкой по сравнению с нормой.

Можно представить следующие патогенетические блоки этой системы:

Патологическая детерминанта, связанная с гиперактивностью стриопаллидарных структур мозга и снижением регулирующих влияний со стороны высших отделов мозга;

Центральные промежуточные звенья речевой моторной системы и речевых зон коры больших полушарий;

Центральные эфферентные звенья, регулирующие самый высокий уровень координации “речевых” движений.

Благодаря пластическим свойствам центральной нервной системы, закрепляющим в “памяти” только действующие связи, а также вследствие постоянной активности патологических связей внутри самой речевой системы, последние становятся с возрастом ребенка все более упроченными, а речь все чаще нарушается судорожными запинками.

Так как у детей с неврозоподобной формой заикания интегративный тормозной контроль мозга также оказывается недостаточным, то патологическая программа речевой функциональной системы спонтанно не подавляется. В связи с этим неврозоподобная форма заикания обычно не имеет спонтанного регредиентного течения, если ребенку не оказывается логопедическая помощь.

С возрастом при отсутствии своевременных адекватных лечебно-педагогических воздействий заикание становится все более резистентным. Речь в целом развивается патологически. В старшем дошкольном возрасте у детей с неврозоподобной формой заикания обнаруживается несформированность базовых уровней речи, монологическая речь характеризуется нарушением как операций по смысловой организации высказывания, так и операций его структурно-языкового оформления.

У взрослых заикающихся эти явления резко выражены. Речь дезорганизуется не только на психомоторном уровне, но и на высших психических уровнях внутренне-речевого программирования.

Патологическая речевая система при неврозоподобной форме заикания становится со временем ядром патологического устойчивого состояния.

В 16-18-летнем возрасте формируется психическая реакция на речевой дефект и связанная с ней вторичная детерминанта с очагом гиперактивного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга. Вслед за этим нередко возможно формирование логофобии, как правило, выраженной нерезко. Это влечет за собой изменение поведения, снижение речевой активности. Для заикающихся этой группы характерны трудности адаптации к внешним условиям, связанным в большой мере с аффективной неустойчивостью, склонностью к дисфориям, ригидности мышления, нарушениям памяти, внимания.

Первичное поражение нервной системы (при невротической форме заикания - эмоциогенных структур мозга, при неврозоподобной - моторных) и слабость ее регулирующих механизмов создают условия для возникновения заикания только при наличии эндогенных изменений в собственно речевых отделах центральной нервной системы.

Чем более разветвлена и сильна патологическая система речи, тем больше нарушена интегративная функция мозга и дезорганизована ее деятельность в целом.

Наличие этих общих закономерностей в развитии патологического процесса в нервной системе, приводящих к заиканию, сказывается на клинической, физиологической и психолого-педагогической характеристике лиц - носителей этой речевой патологии. Существенные различия во многих диагностических показателях невротической и неврозоподобной форм заикания, имеющиеся у детей, к зрелому возрасту при хроническом течении заикания во многом стираются.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротической и неврозоподобной формах заикания в связи с тем, что детерминанта патологической системы является образованием, наиболее резистентным к коррекционным воздействиям.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени.

Учитывая то, что конечным результатом патологической системы является нарушение ритма протекания речевого психомоторного акта, в комплекс лечебных и психолого-педагогических воздействий обязательно включаются методы, направленные на ритмизацию движений. Занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов нормализующе действуют на протекание речевого акта.

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим - речевым запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90 секунд. Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: «т-ополь»1. При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц - клонус: «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляцион-ный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе речи работает как нерасчленимое целое. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.

Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании : экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).

Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом : смыкательная (судорожно-сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается, или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается блеющий прерывающийся

В артикуляционном аппарате различаются судороги - губные, язычные и мягкого нёба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д); реже и менее напряженно - щелевых. На звонких, как более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих, особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова, возглавляющего фразу, синтагму или абзац. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты заикания имеет ритм речи.

В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66,7%, среди младших школьников - 43,1%, средних - 14,9% и старших - 13,1%. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звуко-произношения, в 34% случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов, формирования фразовой речи.

Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением, эмоциональным состоянием заикающегося.

Изучение нестабильной частотности пароксизмов заикания позволяет обосновать понятие о сохранных участках правильной речи, об определении уровня сохранной речи в зависимости от разной степени сложности речевой деятельности и речевых ситуаций. Выявление уровня сохранной речи имеет определяющее значение для основных коррекционных задач на каждом этапе последовательной логопедической работы.

В проявлениях заикания характерными являются такясе различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость, переключаемость и пр. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с амбидекстрией (леворукостью).

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали усугубляющую роль зафиксированного внимания заикающихся на своем дефекте.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство , является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется больным внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным он становится. Так образуется порочный круг, из которого больной никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи. Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект на выходе.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциодальнее отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

Опираясь на опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы системного подхода в психологии (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, П. Я. Гальперин, В. Д. Небылицын, Д. Б. Эльконин и др.), можно представить психологическую модель возникновения и развития феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражается в волевых усилиях (действиях и поступках) в само­стоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.

Понятие феномена фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах, состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с окружающей социальной средой.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые Действия и состояния). В связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация » для выделения соответственно трех групп заикающихся:

1 . Нулевая степень болезненной фиксации: Дети не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2 . Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3 . Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Это чаще подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте позволило установить следующее:

1. Фиксированность является одним из основных факторов усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

2. Имеется прямая зависимость его от возраста детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

3. Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений. Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно связан с эмоциональным отношением ребенка к дефекту.

4. Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте: чем больше фиксированность, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и многое другое.

В настоящее время делаются попытки не только глубже изучать индивидуальные психологические особенности заикающихся,"но и комплектовать по этому признаку группы для обоснованной психотерапевтической направленности логопедической работы с ними.

В зависимости от благоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его пре-щорбидных особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся. Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже - в речевой моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде вспомогательных звуков их сочетаний или слов (эмболы): э, и ну, вот, да и т. д.

Различают три степени заикания : легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Выделяются следующие типы течения заикания : постоянный - заикание, возникнув, проявляется относительно по­стоянно в различных формах речи, ситуациях и т. д.; волнообразный - заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий - исчезнув, заикание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.

Заиканием называют нарушение речи, характеризующееся неритмичным, прерывистым течением, ступором, повторениями и пролонгацией звуков, вызванное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание связывают с психологической дисфункцией, особенностями строения нервной системы и нарушениями связки мышления с мышцами речевого аппарата.

История возникновения заикания

Первые упоминания о заикании можно отнести к 460 году до н. э., именно тогда Гиппократ впервые описал симптомы заикания. Причины расстройства речи он видел в поражении головного мозга и исходящих от него речевых импульсов.

Существуют и другие описания заикания относящиеся к древним временам, этим недугом страдали египетские фараоны. Данные о заикании как о заболевании и методах его лечения имелись и у ацтеков. Существует также теория о том, что библейский пророк Моисей заикался. Можно предположить, что заикание возникло параллельно с развитием речи у человечества.

Виды заикания

Существует несколько классификаций заикания. Наиболее распространенная разделает заикание на тоническую и клоническую . Тоническая форма характеризуется речевыми паузами и растяжением произношения звуков. Клоническая форма характерна повторением отдельных звуков и слогов.

Разделяют заикание на неврозоподобную и невротическую формы.

  • Неврозоподобное заикание – это неврологическая дисфункция, включающая в себя нарушение артикуляции и моторики, задержка развития речи, дизартрия, патологическое или пограничное нарушение функционирования головного мозга.
  • Невротическое заикание лишено перечисленных выше дисфункций, функционирование мозга и общее развитие соответствует норме. Подобное заикание возникает на фоне стрессовой ситуации, развивается внезапно или же постепенно. Заикание этого типа может пропадать или усиливаться в зависимости от психологического состояния человека. Общие признаки невротического заикания имеют черты невроза, в медицинской практике подобное нарушение называют логоневроз.

Причины возникновения заикания

Принято считать что причины заикания еще до конца не установлены, во всяком случае такой ответ даст любая литература по логопедии. Однако как и прочие виды нарушений, заикание – это генетическая предрасположенность или же механическое повреждение мозга. Поэтому заиканием нельзя заразиться, но можно передать предрасположенность своим потомкам, у которых оно может развиться при определенных условиях. Это может быть сильный однократный испуг, длительная стрессовая ситуация или травма. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет в момент формирования речи. Не менее подвержены подобному риску и подростки от 12 до 16 лет, поскольку этот момент жизни также отличается повышенным эмоциональным состоянием и всевозможными стрессами и психологическими проблемами. У взрослых заикание возникает довольно редко, обычно вследствие серьезных травм, например, контузий.

Каждый заикающийся имеет свои причины возникновения дефекта. Успех лечения заикания напрямую связан с их правильным выявлением. В большинстве случаев возможно 100% избавление от заикания. Однако в некоторых случаях, когда причиной становятся нарушения работы мозга или его повреждение, можно лишь уменьшить проявления заикания.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организа­ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

На рубеже XVII-XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи.

Некоторые исследователи связывали заикание с нарушениями в Функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); спазматическое сокращение мышц, удерживающих язык в полости рта (Итар, Ли, Диффенбах); несогласованность процессов мышления и речи (Блюме); несовершенство воли человека, воздействующей на силу мышц речедвигательного механизма (Меркель) и т. д.

Часть исследователей связывала заикание с нарушениями в протекании психических процессов.

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата (Вуазен, Дело).

В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский; И. К. Хмелевский; Э. Андрее и др.), или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен; Г. Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).

К началу XX в. все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

1) Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского.

2) Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.

3) Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер.

Таким образом, в конце XIX - начале XX в. все определеннее становится мнение, что заикание - это сложное психофизическое расстройство.

К 30-м годам и в последующие 50-60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другие - как особую его форму (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.).



В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция и к разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).

До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

Загрузка...