musings.ru

Общеобразовательное обучение в исправительных учреждениях. Получение образования в местах лишения свободы

  • Абхалимов Вильдан Илдарович , студент
  • Булычев Евгений Николаевич , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ПЕДАГОГ
  • КОЛОНИЯ
  • ОСУЖДЕННЫЙ
  • ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ШКОЛА

В данной статье рассматривается реализация права на образование лицами, которые отбывают наказание в местах лишения свободы. В статье затрагивается правовые основы права на образование, то есть документы, которые это закрепляют. Также в статье описается, как происходит обучение осужденных в колониях.

  • Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в тюрьмах нового типа
  • Криминологическая характеристика больных онкологическими заболеваниями осужденных мужчин в исправительных колониях
  • Ряд характеристик осужденных можайской воспитательной колонии в 2004 году
  • Роль центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей МВД РФ в процессе профилактики подростковой преступности

Право на образование является одним из важных социальных прав, гарантированных каждому человеку. Оно закреплено во многих международных актах (Всеобщая декларация прав человека статья 26; Конвенция о правах ребенка статья 28 и 29; Европейская конвенция о защите прав человека об основных свобод статья 2 и т.д.), а так же в Конституции РФ в статье 43.

Люди по всему миру считают, что право на образование является очень важным правом человека, и оно должно быть у каждого, ведь образование помогает нам развить себя как личность.

Под образованием в широком смысле следует понимать – процесс, в котором происходит передача от поколения к поколению всех знаний, которые выработало общество, усвоение общественно-исторических результатов, отраженных в науках, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование является фундаментом развития культуры, а также помогает развитию всего общества в целом, ведь на образованных людях держатся все государства.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует не только право на образование, но также еще закрепляет общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование является обязательным. На конкурсной основе также можно бесплатно получить высшее образование.

Лица, осужденные за совершение преступлений, подвергаются по приговору суда обоснованным ограничениям в правах, однако право на образование для таковых лиц ограничению не подлежит, так оно служит средством их исправления. Однако в процессе реализации этого права для осужденных возникают некоторые особенности.

Первая школа при тюрьме была создана в начале 1860-х годов в Московском Смирительном и Рабочем доме. В программу обучения осужденных, которые находились там, входили такие предметы как азбука, арифметика, статьи с духовным смыслом. Данное образование рассматривалось как духовно-нравственное воспитание осужденных и ложилось на плечи священнослужителей.

15 ноября 1920 года было принято «Положение об общих местах заключения», которое установило, что в исправительных учреждениях нужно организовывать школы для всех неграмотных осужденных, не достигших 50 лет. В 1958 году приняли «Положение об общеобразовательных школах при исправительно-трудовых учреждениях МВД СССР», согласно которому все заключенные получили право получить среднее образование в образовательном учреждении при исправительной колонии. В середине 1980-х годов во всех исправительно-трудовых учреждениях РСФСР работали средние общеобразовательные школы.

На сегодняшнее время в большинстве стран вместо ужесточения наказания для заключенных происходит развитие мер и мероприятий по исправлению и образованию осужденных, помощь им в социализации. В исправительных колониях все чаще открываются различные образовательные центры, кабинеты психолога, в которых проводятся тренинги для заключенных, создаются творческие кружки по разным видам деятельности.

Статья 80 ФЗ «Об образовании в РФ» закрепляет организацию предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы. Лицам, которые находятся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы обеспечиваются условия для получения общего образования с помощью создания общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях.

Лица, которые находятся в местах лишения свободы и не достигли 30 лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях, которые создаются также при исправительных учреждениях. Лица, которые уже достигли 30 лет или являются инвалидами 1 и 2 группы по желанию сами определять, хотят ли они получать образование.

Лицам, которые были приговорены к пожизненному лишению свободы, дают возможность получить образование в форме самообразования, если это не противоречит порядку и условиям отбывания наказания.

Если осужденные лица не имеют профессии, по которой они могут работать, то для них организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Также лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, разрешено получить среднее профессиональное и высшее образование в заочной и дистанционной форме обучения.

Дистанционная технология обучения заключенных – это процесс обучения заключенных с применением компьютерно-информационных и телекоммуникационных технологий в условиях изоляции от общества в рамках определенного режима содержания с ограничениями в соответствии с УИК РФ. Процесс подачи образовательной информации при такой форме обучения согласовывается с руководством исправительного учреждения в зависимости от распорядка, который заведен в колонии.

Чтобы обеспечить осужденным право на их образование, при исправительных колониях органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ создаются вечерние школы, учебно-консультационные пункты.

Школы в колонии создаются только при наличии не менее 80 человек, которые будут обучаться. Если указанное число человек не набирается, то при исправительной колонии открывается учебно-консультационный пункт.

По нашему мнению, реализация школьного образования вместе с воспитанием, обогащает осужденного знаниями, помогает ему развиться, определить перспективы дальнейшей жизни, препятствует усвоению законов преступного мира, формирует склонность к правопослушному поведению.

Созданная при исправительной колонии школа, организует образовательный процесс для осужденных лиц в соответствии с учебным планом и программой внедряет современные педагогические технологии, учитывая особенности режима дня осужденных. Также школа оказывает помощь тем, кто обучается в подготовке к учебным занятиям, самообразованию. Администрации учреждения же школа помогает воспитывать осужденных и социально адаптировать их. Если осужденные будут хорошо учиться и иметь определенные успехи в учебе, то школьные сотрудники могут попросить их поощрить администрацию колонии.

Также если осужденные обучающиеся, которые хорошо выполняют учебный план, на период проведения государственной и промежуточной аттестации могут освобождаться от своей работы с сохранением зарплаты, их не могут привлекать к сверхурочным работам, которые могут оторвать их от учебных занятий, и еще они имеют право на сокращенную рабочую неделю.

Важными задачами при обучении осужденных в исправительных колониях являются:

  • Сделать из осужденного, которые скорее всего на всех озлоблен, полноценного члена общества, которые будет готов ему послужить;
  • Попытаться помочь осужденному забыть о повторных совершениях преступления. Как показывает статистика, те из осужденных, кто получает образование, реже снова прибегают к рецидиву преступления;
  • Сделать так, чтобы осужденный смог осознать свою полезность и значимость, объяснить, что профессия и образование сможет обеспечить им хорошую дальнейшую жизнь на свободе.

По изученной нами статистике на 2016 год в учебных заведениях при исправительных колониях обучается около 60000 осужденных: из них 64% в 5-9 классах, 29% в 10 классе, 7% в начальных классах.

Вообще общее образование осужденных Уголовно-исполнительный кодекс РФ (далее УИК РФ) называет мерой воспитательного воздействия. В статье 112 УИК РФ также закреплено получение основного общего образования осужденными, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, если они еще не достигли 30 лет.

Учитывая специфику образовательного учреждения и то, что оно находится при исправительной колонии, в учителя в основном берут бывших офицеров и работников пенитенциарной системы, так как это дает возможность построить работу в соответствии с режимом осужденных. Главной особенностью преподавания при исправительных колониях для осужденных является то, что за партами сидят не просто ученики, а люди, которые совершили тяжкие преступления, которые уже имеют свое мировоззрение, взгляды, сломанную психику, способные на дальнейшие правонарушения.

Преподаватель в таких условиях образовательной деятельности должен:

  • иметь демократический стиль работы;
  • быть коммуникабельным;
  • осуществлять своевременную педагогическую поддержку;
  • быть оратором;
  • иметь знания в области социальной психологии;
  • уметь быть лидером;
  • реализовывать возрастной подход в образовании;
  • ориентироваться в сущности преступного мира;
  • адекватно реагировать на изменения обстановки вокруг.

Мы полагаем, что на такую работу может претендовать только человек, который имеет железные нервы, выдержку, знает все тонкости психологии, и может быть толерантным, когда это потребуется, который сможет показать, что он не считает себя выше осужденных, но также показывает, что во время занятий главный в комнате он, и они должны делать все, что он скажет.

В данное время исправительные колонии и органы управления образованием создают гибкую системы образования для осужденных, которая предоставить им возможность беспрепятственно получить среднее и высшее профессиональное образование с использованием заочной и дистанционных форм обучения.

В реализации права на образование для заключенных несомненно много плюсов, ведь образованному человеку после освобождения будет легче восстановить свои отношения с семьей и окружающими, найти достойную работу. Все это поможет человеку уважать себя самого, изменить свой социальный статус, стать законопослушным членом общества и востребованным членом трудового коллектива.

Существует Европейская ассоциация по образованию в тюрьмах (EPEA), которая является неправительственной организацией, а ее члены – это администрации тюрем, преподаватели, ученые и др. профессионалы в этой сфере, которые интересуются и думают о продвижении и развитии образования в тюрьмах и колониях по всей Европе. В EPEA входит более 800 членов в 35 странах Европы и по всему миру.

В их сферу деятельности входит европейское сотрудничество и помощь в профессиональном развитии людей, которые осуществляют процесс обучения осужденных; работа с другими профессиональными организациями в этой области; поддержка разных исследований в колониях; открытие и развитие своих филиалов внутри стран; организация международных конференций.

Подводя итог сказанному, отметим, что в России создана хорошая правовая основа для реализации лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы своего права на образование. Оно реализуется в образовательных учреждениях при исправительных колониях, при этом, большое внимание уделяется нравственно-интеллектуальному развитию их личности, и помощи в будущей профессии.

Мы считаем, что обучение осужденных в исправительных колониях очень важно, так как это дает им не только знания, профессию, дальнейшее развитие своего будущего и своей личности, но также отвлекает заключенных от бессмысленного провождения своего времени и способствует переосмыслению своей жизненной позиции. Поэтому можно сказать, что образование имеет важное значение для исполнения главной задачи, которая стоит перед исправительными колониями – это исправление осужденного и помощь ему в становлении на правильный жизненный путь.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года в сфере образовательной деятельности предполагает дальнейшее развитие получения заключенными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, формирование и осуществление специальных методик обучения, которые будут учитывать уровень интеллектуального развития и педагогической запущенности заключенных, а также образовательных и коррекционных программ работы с разными видами заключенных.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  3. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ.
  4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. Электронный ресурс. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения 19.112016 г.).
  5. Булычев Е.Н. Принцип допустимости необходимых ограничений прав человека и Конституция Российской Федерации / Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 84-88.
  6. Строева Г. В. Интеллектуально-этическое развитие личности осужденного // Педагогический журнал. - 2012. - № 1. - С. 129–153.

1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.

4. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

5. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

8. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.

Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 19) общее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения осужденными только основного общего образования. Обязательное получение основного общего образования касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.

Возможность продолжить обучение по собственному желанию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.

Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.

Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.


В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими.

В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию среднего специального и высшего образования осужденных к лишению свободы. Однако практика дает немало примеров организации заочного обучения осужденных, например, на договорных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением отпусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рационального использования права осужденных на трудовые отпуска. Более того этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).

Осужденным, получившим то или иное образование, выписывается подтверждающий документ, который храниться до освобождения в их личных делах.

Закон ч. 4 ст. 121 УИК РФ) закрепляет положение о том, что получение осужденными образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса осужденного.

Учитывая особые условия труда работников образовательных заведений уголовно-исполнительной системы, Закон от 21 июля 1993 г. предусматривает повышение их должностных окладов в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 16). В то же время этот Закон (п. 4 ст. 16) устанавливает специфические обязанности работников всех образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, по соблюдению режимных требований, установленных в ИУ, по содействию их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 121 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации ИУ в воспитательной работе с осужденными. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в ИУ.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы , не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию.

Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, являются членами советов воспитателей отрядов.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы , к общему образованию не привлекаются, им создаются условия для самообразования.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и профессионального высшего образования.

Для предоставления отпуска на время экзаменов можно использовать право осужденного на трудовой отпуск.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, осужденных, не имеющих профессии, специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Осужденные инвалиды II и III группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получать соответствующую профессиональную подготовку по их желанию.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

В исправительных учреждениях существует два вида получения профессионального образования:

  • обучение в ПТУ (профессионально-техническом училище) и филиалах системы профессионально-технического образования;
  • обучение непосредственно на производстве в исправительных учреждениях.

Осужденные, отбывающие пожизненно лишение свободы, получают профессиональную подготовку непосредственно на производстве.

Осужденные обучаются без отрыва от производства.

Срок обучения в училищах – от 6 месяцев до 1 года, а по наиболее сложным специальностям – до 1,5 лет.

Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище ведется в кабинетах, оснащенных наглядными пособиями и оборудованием.

Практическое обучение осуществляется в мастерских предприятий исправительного учреждения под руководством мастеров или преподавателей.

Обучение в профессионально-технических училищах завершается экзаменами. Для их сдачи учащиеся освобождаются от работы на срок, предусмотренный законодательством о труде.

Заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Таким образом, окончившим профессионально-техническое училище присваивается квалификация и выдается аттестат установленного образца.

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных. Общеобразовательное обучение развивает общий кругозор, повышает уровень интеллекта и образованности, препятствуя рецидиву. Правовое регулирование — ст. 43 К-ии закрепила право граждан РФ на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. УИК РФ устанавливает обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденные старше 30 лет, инвалиды 1 и 2 групп — по желанию. Осужденным к пожизненному лишению свободы — нет, но создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы. Получение осужденным среднего образования поощряется и учитывается при определении степени исправления. Общеобразовательное обучение организуется в функционирующих при исправительных учреждениях общеобразовательных школах и учебно-консультационных пунктах; контроль за посещение и успеваемостью осуществляет начальник отряда. Средние общеобразовательные школы открываются в ИУ при наличии не менее 80 обучающихся; если столько нет — учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся). Занятия в школах без отрыва от производства (посменно). Важное значение в деле исправления осужденных имеет профессиональное образование и профессиональная подготовка. Получение осужденным трудовой специальности или повышение трудовой квалификации рассматривается как эффективное средство предотвращения новых преступлений в период отбывания наказания и после освобождения. Правовая основаконституционное право на труд, включающее свободу выбора профессии, и на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Не является обязательным для осужденных инвалидов 1 и 2 групп, а также мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет, но при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку. В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных: 1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; 2) обучение на производстве. Профессионально-технические училища осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля, организуют повышение квалификации по своей специализации, выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений. Училища организуются, если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6-15 месяцев. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы получают профессиональную подготовку только на производстве. Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом. Курсовой метод — когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности. Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля. Индивидуальное обучение приходится использовать при освоении достаточно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.

Загрузка...