musings.ru

Комитет по жилищной политике государственной думы. Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

Комитет Государственной Думы РФ по жилищной политике и ЖКХ поддержал предложенные Минстроем России поправки в Жилищный кодекс страны, в соответствии с которыми функционал ГИС ЖКХ будет внедряться поэтапно, а органы Госжилинспекций будут наделены полномочиями проверки правильности установления нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с предлагаемыми изменениями, ГИС ЖКХ будет внедряться поэтапно. Начиная с 1 января 2018 года для всех субъектов РФ, за исключением городов федерального значения, для которых ответственность переносится на 1 июля 2019 г вводится ответственность за не размещение информации. Также с 2018 года (а для городов федерального значения - с 2020 года) вступит в силу норма о приоритете платежного документа, размещенного в ГИС ЖКХ, над платежным документом, предоставленным на бумажном носителе.

Другая поправка в Жилищный Кодекс возлагает обязанность контроля за обоснованностью и порядком установления норматива потребления коммунальных ресурсов на жилищные инспекции, которые будут проверять как установку норматива, так и нарушение порядка расчёта с применением некорректного норматива.

«Абсолютная прозрачность и предсказуемость начисления коммунальных платежей-важнейшее условие качества ЖКХ. Нормативы потребления ресурсов устанавливаются для расчёта как общедомовых расходов, так и потребления в квартирах, не оборудованных приборами учета, и мы видим, что на сегодня их размер моде существенно отличаться даже в соседних регионах, что мы считаем недопустимым. Нормативы должны быть понятными и корректными, и необходим жёсткий контроль за их установкой и применением. Жилищные инспекции, как основной защитник прав собственника, обладают для этого необходимым опытом и компетенциями», - прокомментировал замглавы Минстроя России, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

Дмитрий 13.12.2016 9:52
Нравится: 7
Не нравится: 0

Вот чудилы в Минстрое!

Как инспекция проверит норматив, будет стоять с ведром и считать их количество при уборке, ставить счетчик при промывке сетей?

Нормативы утверждают региональные власти - им что нет доверия?

Тогда - до свидания!

И что орган госвласти будет проверять орган госвласти?

Чибису всё-таки лучше в лесу

Нравится Не нравится

Дмитрий

Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством «Симбирский дом» поздравляет Вас с Новогодними праздниками и Рождеством! Желаем Вам счастья, здоровья в новом году, успехов в работе и плодотворных результатов деятельности возглавляемого Вами Комитета! Искренне верим, что Комитету по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству удастся достичь высоких результатов и разрешить многочисленные наболевшие проблемы отрасли ЖКХ, пересмотрев и скорректировав действующее жилищное законодательство.

НП СРО «Симбирский дом» непрерывно ведет аналитику жилищного законодательства. Настоящим письмом направляем Вам некоторые выводы о недостатках действующих нормативно-правовых актов и наши предложения по их преодолению.

К сожалению, в последние годы мы слышим больше критики в адрес ЖКХ, чем благодарности.

Если говорить объективно и опираясь на факты, то система жилищно-коммунального хозяйства страны сегодня, несмотря на большую изношенность основной части жилого фонда, несовершенство законов и громадные долги населения, работает стабильно, четко и без сбоев, в отличии от многих других отраслей государства. В ЖКХ страны честно и добросовестно работают сотни тысяч наших коллег-граждан РФ. Жители многоквартирных домов в России круглосуточно обеспечены коммунальными услугами. Государственной монополии сегодня в этом секторе экономики практически нет, пришли частные управляющие компании, появилась конкуренция, значительно уменьшилась аварийность жилья, улучшилось качество обслуживания, постепенно меняется к лучшему отношение к вопросу содержания общедомового имущества со стороны собственников многоквартирных домов. Идет реальная, не на словах, технологическая и организационная модернизация. Благодаря инициативе Председателя Правительства РФ В. В. Путина и действию с 2008 года Федерального закона РФ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» российские граждане впервые за многие десятилетия почувствовали заботу государства и получили возможность капитально отремонтировать многоквартирные дома.

Но есть системные проблемы, которые мешают дальнейшему развитию и реформированию отрасли и главная из них – несовершенство и неэффективность федерального законодательства в секторе ЖКХ.

Это относится к целому ряду законов и постановлений, прежде всего, к Жилищному кодексу РФ, ФЗ № 261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», ФЗ № 190 от 27.07.2010г. «О теплоснабжении».

Проблемы законодательства блокируют инициативу, тормозят инновации и инвестиции в отрасль, снижают эффективность и качество услуг, ведут в итоге к нарушениям и росту задолженности в десятки миллиардов рублей всей отрасли. Подтверждают это и критические выступления Президента РФ Д. А. Медведева.

В условиях системы жесткой вертикали власти федеральное законодательство по ЖКХ не может быть сырым полуфабрикатом. Важность и значимость отрасли характеризуется большим объемом оборота денежных средств бюджетов всех уровней и населения, отношением к власти через четкость, оперативность и качественность решения бытовых и коммунальных проблем. Предлагаю Вам эти Проблемы рассмотреть:

1. Отсутствие в законодательстве государственного регулирования тарифа на содержание и текущий ремонт многоквартирных домов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» собственники помещений в многоквартирном доме обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил).

Однако на практике чаще всего управляющие организации ежегодно на общих собраниях в многоквартирных домах сталкиваются с крайне негативной реакцией собственников даже на минимальный перечень и стоимость жилищных услуг, необходимых для обеспечения не только безопасности и комфортности граждан, но и сохранности жилого фонда. Как правило, собственники не только не способствуют утверждению размера платы на следующий год, но и просто уклоняются от исполнения своих обязанностей, срывая проведение и очных собраний и заочного голосования по определению перечня и стоимости жилищных услуг.

«Де-факто» госрегулирование на жилищные услуги уже введено и осталось его закрепить «де-юре». Это подтверждается жестким контролем за ростом стоимости жилищных услуг со стороны государства. Вместе с тем это нарушает действующий Жилищный кодекс РФ (ст.156), где четко прописано, что только собственники могут принимать решение, например, сколько подъездов им необходимо отремонтировать в будущем году и красить их мелом или «водоэмульсионкой» или вообще не ремонтировать.

Кроме того, время, кадры и денежные расходы на подготовку и проведение существующей процедуры утверждения размера платы не предусмотрены ни в одном нормативном законодательном акте, собственники же считают, что это – исключительно обязанность Управляющей Компании, тогда необходимо законодательно утвердить законность и источники этих расходов.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ в случае, если собственники помещений не приняли на общем собрании решение о размере платы за содержание и текущий ремонт, такая обязанность переносится на орган местного самоуправления. Однако, как показывает практика, в конечном итоге муниципалетиты принимают решение об инициации повторных собраний, и в лучшем случае новый размер платы утверждается в середине года.

В результате УК остаются без должного финансирования, что сказывается на качестве, объемах и сроках предоставления услуг населению.

В целях преодоления сложившейся ситуации предлагаем внести ряд изменений в действующее жилищное законодательство Российской Федерации (часть 7 статьи 156 ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491) в части определения размера платы за жилищные услуги. Считаем необходимым освободить собственников от обязанности ежегодно утверждать стоимость и перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту на общих собраниях и возложить полномочия по установлению размера платы на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом размер платы за содержание и текущий ремонт необходимо устанавливать с учетом нормативных требований к порядку эксплуатации для каждой категории домов, с учетом степени благоустроенности и физического износа внутридомовой инфраструктуры и в пределах Федеральных стандартов. Необходимо в кратчайшие сроки разработать и утвердить единый обязательный федеральный технический регламент по управлению эксплуатацией жилого фонда с учетом требований нормативных актов Правительства РФ, Госстроя РФ, Минрегиона РФ, Роспотребнадзора РФ и т.д. С одной стороны это поднимет ответственность УК и ТСЖ, а с другой – защитит их от сверхнормативных требований и произвола со стороны контролирующих и надзорных органов.

2. Отсутствие в жилищном законодательстве обязанности муниципалитетов, как собственников муниципальных помещений, оплачивать жилищно-коммунальные услуги потребленные нанимателями-должниками и в последующем взыскивать данные затраты с нанимателей.

Преимущественное большинство жителей – злостных должников, неоплачивающих годами потребляемые жилищно-коммунальные услуги, составляют наниматели муниципальных жилых помещений. Долг нанимателей в общем объеме задолженности населения составляет около 70 процентов. Предусмотренные законом способы взыскания задолженности не приносят положительных результатов в связи с отсутствием у должников постоянного источника дохода и имущества, которое может быть арестовано, а полномочия по выселению у управляющих компаний отсутствуют.

В соответствии с действующим гражданским законодательством собственник несет бремя содержания своего имущества. Однако, собственник муниципальных жилых помещений (наймодатель) не несет ответственность за долги нанимателей. На практике муниципалитеты не только не несут субсидиарную ответственность по долгам нанимателей, хотя она прямо предусмотрена частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, но и не применяют в отношении нанимателей меры воздействия (такие как расторжение договора социального найма, выселение и др.), предусмотренные законом.

В результате, управляющие организации остаются один на один с проблемой постоянно растущей задолженности, что, соответственно, влечет соответствующую задолженность управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов и многомиллионные убытки. Данные долги становятся причиной срывов планов ремонта жилого фонда и графиков оплаты поставленных энергоресурсов, постепенно ведут к финансовой несостоятельности управляющих компаний и, как следствие, могут вызвать серьезный дисбаланс всего энергетического комплекса.

Принципиально иной порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг в отношении муниципального жилья сложился в практике зарубежных стран. В частности, преимущественное большинство населения Германии проживает в арендуемых (съемных) квартирах. Вне зависимости от формы собственности предоставляемых в аренду квартир, обязанность перед управляющими компаниями по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги возникает именно у собственника, которому в последующем данные затраты возмещает арендатор. В РФ есть положительный опыт, ориентированный на Европейский подход – республика Мордовия, где все просроченные долги по муниципальному фонду погашает муниципалитет, и совместно с РКЦ ведет работу с должниками-нанимателями.

НП СРО «Симбирский дом» предлагает законодательно, через поправки в ЖК РФ возложить обязанность по оплате услуг ЖКХ в отношении муниципальных жилых помещений на непосредственного собственника таких помещений – муниципалитет по аналогии с европейской системой, а также предоставить муниципалитетам право и обязанность взыскания расходов по оплате услуг ЖКХ с должников-нанимателей муниципального фонда.

3. Пробел в законодательстве, ведущий к несбалансированности договорных отношений между управляющими организациями и поставщиками ресурсов – монополистами в пользу последних и отсутствие стандартов деятельности ресурсоснабжающих предприятий.

В соответствии с действующим законодательством предоставление жителям коммунальных услуг ненадлежащего качества влечет гражданскую ответственность управляющих организаций в виде соответствующего снижения стоимости.

Вместе с тем, фактически управляющая организация исполняет функцию лишь посредника между поставщиком коммунальных ресурсов и потребителем. Ответственность за качество коммунальных ресурсов по сути должна ложиться на поставщика пропорционально степени его вины. Однако на практике поставщики не несут ответственности за нарушения.

Так, в феврале 2011 года управляющие организации и ТСЖ города Ульяновска пережили пик безнаказанности ресурсоснабжающих организаций, когда в условиях аномально холодной зимы несоответствие параметров теплоносителя температурным графикам составило более 20 градусов. Это привело к снижению температуры воздуха в квартирах до 10-16 градусов, управляющими организациями жителям были произведены перерасчеты. В результате жители не получили качественную коммунальную услугу, аварийные службы были перегружены из-за лавины заявок и жалоб на холод в квартирах, больницы были переполнены простудными больными а управляющие организации понесли значительные убытки, между тем предъявить штрафные санкции поставщикам-теплоэнергетикам они не смогли. От повторения подобного, мы не застрахованы и сегодня.

К сожалению, в законодательстве РФ не содержится жестких требований к качеству работы ресурсоснабжающих организаций, не регламентированы основания и меры ответственности поставщиков за неисполнение своих обязательств. Основания для взыскания соответствующих убытков с поставщиков отсутствуют как в Федеральном законе РФ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», так и в договорах энергоснабжения. Данные правовые пробелы оставляют поставщиков фактически безнаказанными, а управляющие организации и ТСЖ экономически незащищенными. Таким образом, в условиях энергетического монополизма состояние договорных отношений, складывающихся между управляющими организациями, ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями, крайне важно, в первую очередь, с точки зрения безопасности граждан РФ.

На заключение же сбалансированных договорных отношений добровольно энергетики, как правило, не идут, арбитражные суды тянутся годами, расходы на суды выливаются в десятки тысяч рублей и крайне редко решаются в пользу управляющих компаний в объеме первоначальных исков.

НП СРО «Симбирский дом» предлагает на федеральном уровне при непосредственном участии Министерства регионального развития РФ разработать порядок и условия заключения договоров энергоснабжения коммунальных ресурсов, установить жесткие требования к качеству поставляемых ресурсов, определить меры ответственности за поставку ресурсов ненадлежащего качества или несвоевременную поставку, а также утвердить Постановлением Правительства РФ обязательные для всех единые типовые формы договоров поставки ресурсов и стандарты деятельности ресурсоснабжающих организаций.

4. Отсутствие заинтересованности УК в энергосбережении и неработоспособность системы энергосервисных контрактов в жилом фонде.

На сегодняшний день по жилому фонду практически не работает механизм заключения энергосервисных договоров на принципах, заложенных в законе об энергосбережении.

Связано это, прежде всего, с отсутствием механизма привлечения средств управляющих организаций и возврата их инвестору за счет экономии, полученной благодаря энергоэффективным мероприятиям.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ и положениями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 объемы, которые выставлены ресурсоснабжающей организацией к оплате, в том же объеме должны быть выставлены к оплате населению.

5. Отсутствие заинтересованности жителей, как потребителей в установке общедомовых приборов учета, в связи с тем, что в большей части МКД установка приборов учета приведет лишь к увеличению коммунальных платежей. Причины в несоответствии установленных нормативов потребления фактическим, внутридомовые потери, отсутствие четкой системы регистрации граждан, изношенность инженерных сетей, отсутствие нормативной теплоизоляции зданий, нарушения поставщиками качества поставляемого ресурса (гидравлика, температура, качество ХВС, ГВС, ХОВ и т.д.)

Отсутствие четкой мотивации всех участников рынка ЖКХ ведет к инвестиционной непривлекательности отрасли. Считаем необходимым на уровне Правительства РФ принять подзаконный нормативный правовой акт к ФЗ № 261 , регламентирующий порядок инвестирования и реализации энергосервисных договоров в рамках работы управляющих организаций и теплосетевых предприятий, а также поправки в ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от № 354

6. Отсутствие постоянно действующего федерального закона о капитальном ремонте многоквартирных жилых домов с долевым участием собственников, а также отсутствие в российском жилищном законодательстве постоянно действующего механизма переселения и восстановления ветхого и аварийного жилого фонда.

Несомненно, проблема аварийного и ветхого жилья – одна из наиболее острых проблем российского коммунального хозяйства, которую собственникам жилых помещений решить самостоятельно не по силам. Нормы жилищного законодательства, прямо предусматривающие обязанность собственников проводить капитальный ремонт многоквартирных домов за счет собственных средств, фактически нереализуемы, из-за огромных затрат в триллионы рублей по России.

С 1 января 2013 года прекращается финансирование капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, с 1 марта 2013 года органы местного самоуправления освобождаются от обязанности проводить капитальный ремонт многоквартирных домов, жители которых приватизировали свои жилые помещения.

По подсчетам экспертов на настоящий момент за период действия Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» отремонтировано около 10 процентов многоквартирных жилых.

Между тем износ жилых домов составляет в среднем по стране более 60 процентов.

В связи с этим НП СРО «Симбирский дом» предлагает:

1) Продлить срок действия Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» до 1 января 2020 года.

2) Сформировать в каждом регионе долгосрочную производственную программу на весь жилой фонд, требующий капитального ремонта на период до 2020 года, с усилением ее в части программ энергосбережений.

3) Утвердить каждую региональную программу, план и график освоения средств Фонда комиссионно, с участием общественности, СРО, управляющих компаний и ТСЖ регионов.

7. Отсутствие системы субсидий потребителям по оплате жилищно-коммунальных услуг или дотаций управляющим организациям в условиях ожидаемого резкого роста стоимости коммунальных услуг может привести к социальному протесту населения в 2012 году.

Правоприменение недавно вступившего в силу Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» неизбежно повлечет повышение стоимости коммунальных услуг более чем на 30%. В совокупности с ежегодным повышением размера платы за содержание и текущий ремонт, это, несомненно, вызовет крайнее недовольство населения, рост количества жалоб, претензий и исковых заявлений со стороны потребителей и, как следствие, протестную неоплату жилищно-коммунальных услуг.

Для реализации положений Постановления Правительства РФ от 06.05.2004 г. № 354 считаем необходимым разработать систему бюджетной поддержки: либо через целевые субсидии гражданам, частично покрывающие их расходы на оплату коммунальных услуг, либо через дотации управляющим организациям. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Кроме того, право выделения и получения таких субсидий должно быть предоставлено всем российским регионам, без ограничения права на участие в региональных адресных программах по капитальному ремонту жилого фонда в соответствии с Федеральным законом РФ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Для этого необходимо исключить из норм 185-го ФЗ обязательное требование об отсутствии субсидирования платы за коммунальные услуги населению для регионов, участвующих в региональных адресных программах.

8. Отсутствие в законодательстве императивного требования о лицензировании жилищно-коммунальных услуг и страховании гражданской ответственности УК, ТСЖ, ЖСК.

В настоящее время на рынке жилищно-коммунальных услуг наряду с профессиональными и достойными организациями присутствуют и недобросовестные управляющие компании, качество услуг и работ которых оставляет желать лучшего. Отсутствие квалифицированного и опытного персонала, сформированной производственной базы, уставный капитал управляющих организаций в размере 10 000 рублей, а у ТСЖ ноль рублей приводят к появлению фирм и ТСЖ – «однодневок», к безответственности и хищениям, и как следствие, к браку и систематическому нарушению прав потребителей на качество и безопасность оказываемых жилищно-коммунальных услуги.

Главной причиной сложившегося является отсутствие надлежащего контроля и регулирования сферы управления жилищным фондом.

Институт саморегулирования, положительно зарекомендовавший себя во всем цивилизованном мире, может стать основой для полноценной замены системы государственного регулирования жилищно-коммунальной сферы. В противном случае мы придем к дополнительной нагрузки на бюджеты, росту коррупции и «кумовства».

Существенным преимуществом саморегулирования является солидарная коллективная ответственность членов СРО и система страхования в случае оказания одним из них услуг ненадлежащего качества. Такой механизм взаимной ответственности реализуется с помощью создания единого компенсационного фонда всеми членами саморегулируемой организации.

СРО объединяет разрозненные управляющие организации для сотрудничества и дает возможность выделять, формулировать и доводить первоочередные проблемы до властей всех уровней в целях формирования взвешенных и продуманных законопроектов.

В условиях монополизма энергетиков, СРО – это единственная возможность управляющим компаниям и ТСЖ, отстаивать свои интересы на федеральном, региональном и местном уровне.

Это возможность участия в формировании законодательной, нормативно-тарифной, договорной и технологической политике отрасли и государства.

В первую очередь, СРО нужны Правительству РФ, как партнеры для организации непосредственной обратной связи с управляющими организациями регионов.

Вместе с тем строго целевое распределение и использование денежных средств, собранных с потребителей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, не позволяет управляющим организациям выделять в своих бюджетах дополнительную строку расходов на ежемесячную оплату членских взносов СРО. Это на сегодня один из сдерживающих факторов для УК при вступлении в СРО

В связи с выше сказанным НП СРО «Симбирский дом» считает необходимым ужесточить требования законодателя, предъявляемые к управляющим организациям и ТСЖ, повысить минимальный размер уставного капитала управляющей организации до 1 миллиона рублей, ввести требование об обязательном денежном вступительном членском взносе в ТСЖ и отмене «нулевого» уставного капитала ТСЖ, ввести обязательное требование о вступлении в СРО для всех субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами в т.ч. ТСЖ и ЖСК.

Количество членов СРО должно быть не менее 25, а не 100 и более, в связи с тем, что при большом количестве членов СРО мы получим отсутствие четкого контроля, отсутствие «обратной связи» и управляемости организации. Компенсационный фонд должен быть не менее 100000 руб. и страховая ответственность не менее 500000руб., в зависимости и пропорционально объемам эксплуатируемого организацией жилого фонда, для надежной страховки от любых непредвиденных и форс-мажорных ситуаций. Это обезопасит граждан, жилой фонд и государство от ненадежных УК, ТСЖ и ЖСК.

9. Уполномоченным органом исполнительной власти в сфере ЖКХ является Министерство регионального развития РФ.

К основным направлениям деятельности Минрегиона, помимо вопросов жилищно-коммунального комплекса, относятся межнациональные отношения, развитие межбюджетных отношений, финансы и бухгалтерский учет, международные связи и развитие приграничного сотрудничества, мониторинг и оценка эффективности органов власти, координация подготовки к Олимпийским играм и многое другое.

Вопросами развития жилищно-коммунального комплекса занимается один департамент министерства. Очевидно в связи с перезагруженностью, он не справляется с возложенными на него задачами. Однако сегодня в жилищной сфере накопилось столько серьезных проблем, что возможно разрешить их сможет самостоятельное структурное подразделению Правительства РФ?

В связи с выше изложенным предлагаем:

1. Рассмотреть вопрос о создании и формировании Министерства жилищно-коммунального хозяйства РФ.

2. Создать четко отлаженную систему проработки проектов федеральных законов с участием региональных органов исполнительной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства, СРО – объединяющих управляющие организации, и Высшей школы (Науки).

3. Предоставить регионам реальные полномочия по внесению новых и корректировки в оперативном порядке уже утвержденных нормативных актов.

Только постоянное и совместное сотрудничество регионов, центра и Высших учебных заведений позволит избежать ошибок при формировании федеральной законодательной базы жилищно-коммунального хозяйства, поднимет отрасль на мировой уровень и поможет плавно войти в ВТО, позволит создать и развивать действительно комфортную и безопасную среду проживания граждан РФ.

С уважением,

Директор НП СРО «Симбирский дом» Г.А. Николаев

Заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев считает, что законопроект, разработанный ЛДПР , вступает в противоречие с действующими нормами, в частности с Гражданским кодексом. Согласно проекту, исключается владение микродолями квартиры не членами одной семьи. Такое мнение депутат высказал Агентству городских новостей «Москва».

«Если мы ограничиваем (владение микродолями - прим. Агентства «Москва») в пределах одной семьи, то сразу вступаем в противоречие с Гражданским кодексом и ограничиваем права и свободы в рамках Конституции», - пояснил П. Качкаев.

Он также добавил, что в декабре прошлого года в нижнюю палату парламента был внесен другой законопроект, вводящий запрет на оформление и продажу микродолей в жилых помещениях, а также предусматривающий появление лимитов на регистрацию проживающих. В отличии от законопроекта ЛДПР, данный документ устанавливает, что размер доли каждого из собственников обеспечит ему возможность вселения в жилое помещение при соблюдении учетной нормы площади жилья.

Законопроект устанавливает, что размер доли каждого из собственников обеспечит ему возможность вселения в жилое помещение при соблюдении учетной нормы площади жилья. Его авторами являются глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников , председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская , первый заместитель председателя комитета по ЖКХ Александр Сидякин и замглавы этого комитета Павел Качкаев.

«На мой взгляд, наш законопроект более шире и менее противоречивый, чем тот. Это мое мнение. Мы не ограничиваем регистрацию, а устанавливаем, что если ты являешься членом одной семьи, то неважно, какая у тебя микродоля. И если ты регистрируешь не членов своей семьи, то должен пользоваться установленными в субъекте нормами. Мне кажется это наиболее рациональным. И мы не вступаем в противоречие ни с Гражданским кодексом, ни с Конституцией. И более того, мы стараемся предотвратить появление «резиновых квартир» (жилое помещение, в которых прописаны десятки или сотни человек, но не вселены туда, и фактически не проживают, - прим. Агентства «Москва»), с которыми пытались бороться три года назад, принимали разные законодательные акты, но пока больших сдвигов нет, поэтому мы решили пойти по этому пути», - рассказал депутат.

Ранее Агентство «Москва» сообщало, что лидер фракции ЛДПР в Госдуме Владимир Жириновский и группа депутатов от ЛДПР внесут на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, предотвращающий злоупотребления владельцев микродолей правами в квартирах. Согласно документу, право собственности на неделимое жилье будет принадлежать только членам одной семьи.

Поисковые теги: Источник фото:

Государство пытается переложить на население все больше расходов по содержанию ЖКХ. Сумеют ли депутаты Госдумы VII созыва противостоять этой тенденции?

На днях состоялась пресс-конференция нового-старого председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины ХОВАНСКОЙ. Мы неоднократно освещали подобные мероприятия, когда Галина Петровна занимала этот пост в нижней палате предыдущего созыва. Немало ее инициатив тогда превратились в федеральные законы, но многие предложения оказались нереализованными. Не со всеми ее идеями мы были полностью солидарны. Однако в любом случае нельзя не признать того факта, что Хованская — один из лучших в стране знатоков этой проблематики. Вот и последняя ее встреча с журналистами дала весьма ясное представление о том, что происходит в этой сфере и чем намерены заняться депутаты новой Думы.

Законодательная лихорадка

Законотворческая активность в жилищной сфере и ЖКХ поражает: в портфеле Госдумы уже имеется 124 (!) проекта законов, 49 из которых предполагается вынести на обсуждение осенней сессии. И это далеко не предел. По словам Галины Хованской, еженедельно из регионов поступает по несколько новых законопроектов.

Судя по всему, одной из основных тем нынешней сессии станет капитальный ремонт. Опросы показывают, что эта проблема все больше волнует население. 11 апреля 2016 года Конституционный суд несколько важных постановлений, которые должны получить законодательный статус. Подготовило свои законопроекты и правительство. По мнению Галины Хованской, главная их цель — минимизировать расходы государства на проведение капремонта.

Один из спорных вопросов — обязанность проведения собственником жилья (в данном случае речь идет о государстве) капремонта, если он не был выполнен до приватизации жилья. Эта норма предусмотрена статьей 16 Закона о приватизации.

Спор идет о том, когда заканчивается это обязательство. Позиция правительства заключается в том, что оно перестает действовать с момента первого перехода квартиры в чью-то собственность. А вот Галина Хованская полагает, что если государство в свое время, будучи собственником, так и не удосужилось провести ремонт конкретного помещения, то эти обязательства никуда не исчезают и после приватизации.

Данная тонкость (и, можно сказать, определенная хитрость со стороны исполнительной власти) далеко не очевидна для рядовых граждан — собственников жилья. В итоге же сумма обязательств государства по капремонту существенно сокращается. Хотя проект закона еще не внесен в Госдуму, но, по словам депутата, высокие правительственные чины настроены на то, чтобы эта норма была бы закреплена законодательно.

Еще одна предстоящая битва связана с из так называемого общего котла. КС постановил, что те дома, которые согласились с этим вариантом по незнанию, по ошибке или из-за недостатка информации, имеют право получить свои деньги обратно и открыть спецсчет. И многие граждане выражают желание это сделать, особенно те, чьи дома стоят в графике проведения капремонта очень не скоро.

— Сегодня стоит проблема собираемости денег в общий котел, — говорит Галина Хованская. — Как показывает статистика, граждане платят в него весьма добросовестно. Более того, собранные средства даже не могут освоить: не хватает подрядных организаций. Жалоб на качество капремонта все больше, многие жильцы говорят, что лучше бы его и не начинали.

Общими деньгами не всегда хорошо управляют, к тому же ремонт будет проведен не тогда, когда в нем нуждается дом, а когда он стоит в графике. Если же открывается спецсчет, то дом ремонтируется по мере необходимости. Поэтому направление движения в сторону спецсчета должно стать стратегической задачей, убеждена Галина Хованская.

КС предписывает, что если выбор жителями общего котла произошел по ошибке, тот этот факт надо доказывать в суде. Но далеко не все согласятся на такую «канительную» судебную процедуру. Галина Хованская предлагает сделать процесс освобождения более простым: на основании признания муниципалитетом того, что он не провел всей необходимой разъяснительной работы с жильцами. Впрочем, признает депутат, этот вопрос спорный и требует дальнейшей проработки.

Для тех же, кто сознательно выбрал общий котел, но затем понял, что ошибся, право выхода из него должно наступать уже через год. Это становится особенно актуальным в связи с тем, что в законодательных инициативах правительства отсутствуют нормы по изменению сроков ремонта дома и какой-либо компенсации жильцам, если деньги региональным оператором потрачены ненадлежащим образом.

Каждый должен платить только за себя

Между тем проблема банкротств УК, ТСЖ и ЖСК встает все острее. Собираемость коммунальных платежей никогда не достигает 100% — сегодня она находится на уровне порядка 93%. Возникает вопрос: где взять недостающие средства? Источников, по большому счету, немного: либо взять эти деньги из прибыли УК, либо уменьшить издержки, сократив перечень предоставляемых жителям услуг. Ну а третий вариант — это признание своей несостоятельности.

Ресурсоснабжающие организации требуют полной оплаты поставляемых ими услуг. Выход из этой ситуации, по мнению Галины Хованской, заключается в жителей на прямые договоры с этими структурами. По крайней мере, жильцы дома должны иметь на это право. Однако в правительственном законопроекте прописана норма, которая позволяет ресурсоснабжающей организации налагать на такое решение вето.

Между тем такой переход на прямые договоры, во-первых, помогает УК не влезать в долги, а во-вторых, это выгодно добросовестным плательщикам, которые станут платить только за себя.

По мнению депутата, нужно законодательно ограничить размер платежа по коммунальным услугам. Однако после введения платы за капремонт такого ограничения нет. А с 1 января 2017 года появится новый вид платежа — на общедомовые нужды.

Если жильцы дома решают платить больше лимита — это их право. При этом платежи следует разделить на обязательные и добровольные. Если часть жителей хотят получать дополнительные услуги (например, усиленную охрану дома), а другие этого не желают, то пусть за них и платят только их инициаторы. Сейчас же все платят за все.

Нужно ли в квартире купать слона

Как известно, плата за услугу складывается из двух компонентов: тарифа и ее объема. Если в доме нет общедомового счетчика или он по какой-то причине временно не работает, то оплата рассчитывается на основе действующих нормативов. Они сильно завышены, особенно на тепло и воду. Неслучайно в Москве говорят, что если пользоваться этими нормативами, их хватит на купание слона.

Нормативы пора пересматривать, считает Галина Хованская. У нас рост тарифов законодательно ограничивают, а на нормативы это правило не распространяется: их устанавливает местная власть. Формально госжилинспекция их может оспорить, но инспекторы не хотят ссориться с руководством своего региона. Выходом из такого тупика, считает депутат, может стать утверждение нормативов Федеральной антимонопольной службой.

Бодался теленок с дубом

Галина Хованская выступает против предпринимаемых ныне попыток ликвидировать жилищно-строительные кооперативы. Подготовлен законопроект по их восстановлению и развитию. Причем в работу современных ЖСК вносятся коррективы.

Согласно законопроекту, у пайщиков кооперативов в собственности должна быть не квартира, а пай. Если человек уходит из жизни или покидает ЖСК, то его жилье возвращается в кооператив. Но, в отличие от прежней практики, получаемый им в этом случае пай будет рассчитываться по реальной рыночной стоимости.

Такая практика сделает ЖСК более привлекательными, к тому же участие в ЖСК имеет определенное преимущество перед обычной покупкой квартиры: в кооперативе квартира обходится немного дешевле.

Кроме того, депутат выступает против обязательного членства собственника квартиры в ТСЖ. По ее мнению, это должно быть обязательным только для новых МКД, да и то в случае если такой пункт записан в уставе Товарищества. А вот для старых ТСЖ участие в них должно носить добровольный характер. Эту норму подтвердил и КС.

Перечисленные темы далеко не исчерпывают всю повестку, которой намерен заниматься новый Комитет по жилищной политике и ЖКХ. Отрасль остается весьма проблемной. К тому же чиновники зачастую склонны сильно приукрашивать положение дел в этой сфере.

Так, высокие чины регулярно рапортуют об успехах в деле налаживания новой системы капремонта, в реальности же все намного серьезней. Графики проведения капитального ремонта срываются даже в Москве, а в некоторых регионах положение с ним просто критическое.

В то же время государство продолжает попытки переложить финансовое бремя содержания ЖКХ на население, обкладывая его все новыми поборами. Галина Хованская обещает вместе со своими коллегами противостоять этим тенденциям. Посмотрим, что в итоге получится.

Владимир ГУРВИЧ

Загрузка...