musings.ru

Панорамная съемка: основы техники. Как сделать панорамное фото

Снимая архитектуру, пейзажи и даже людей, фотографы часто желают повысить детализацию и разрешение изображения, захватить широкий угол или создать уникальную фотографию, которую невозможно получить с помощью стандартного фотооборудования. В такие моменты на помощь приходит панорамная съёмка – эта техника отлично подходит для достижения таких целей. Хотя концепция и техника панорамной съёмки достаточно проста, она смущает многих фотографов. Наиболее часто у фотолюбителей возникают вопросы о том, какое конкретно оборудование стоит приобрести для съёмки отличных панорам. И это, безусловно, один из самых больших мифов о панорамной фотографии — ведь такое оборудование вам редко когда понадобится! Большинство панорам, что я снял к настоящему времени, я отснял без специализированного панорамного оборудования. И, хотя у меня есть панорамная штативная головка, я редко её использую. Ниже вы узнаете почему.

Панорама Забриски-пойнт. Это самая крупная панорама, отснятая мной к настоящему времени. С разрешением в 400 Мп это изображение настолько детализировано, что его можно распечатать на всю стену с довольно хорошим dpi. Даже с современной цифровой камерой с высоким разрешением я не смог бы создать подобное изображение за один кадр. Кстати, данный снимок был сделан с использованием обычного штатива.

Нужна ли панорамная головка?

Давайте начнём с самого главного мифа, связанного с панорамой – необходимости использования панорамной головки. Многие фотографы утверждают, что её наличие для съёмки панорам просто необходимо. Это, конечно же, не так, и я стараюсь держаться подальше от таких утверждений. Фактически, панорамная головка требуется только в том случае, когда на переднем плане сцены присутствуют объекты близко расположенные к камере, или если вы используете технику съёмки, отличающуюся от поворота или наклона объектива. Когда вы фотографируете с высокой точки или точки, объекты переднего плана которой расположены в зоне фокуса на бесконечности, у вас не должно возникнуть никаких проблем с параллаксом. Таким образом, можно легко снять большую панораму без специального оборудования. Например, фотография, которую вы видели в начале статьи, также была отснята без использования панорамной головки.

Итак, почему я не использую штатив и панорамную головку, когда я мог бы их использовать? На то есть несколько причин – давайте рассмотрим их подробно.

Эта панорама была снята с рук. Условия освещения из-за ветра и облаков менялись очень быстро, так что времени на установку штатива не было. Хотя, во время съёмки было приложено максимум усилий для наиболее плавного поворота камеры и уменьшения вибраций, всё же при редактировании в Photoshop пришлось подчищать кое-какие нежелательные артефакты.

Отсутствие времени для подготовки к съёмке панорамы

Нехватка времени является одной из самых веских причин, чтобы отказаться от использования панорамной головки. Хотя, до начала съёмки я делаю всё возможное для подготовки к фотосъёмке (как правило, я заранее исследую место, где я планирую фотографировать), у меня не всегда есть время для полной установки и настройки оборудования для панорамы. К сожалению, как только вы начинаете снимать сложные панорамы, особенно, состоящие из нескольких линий, вы понимаете, что подготовка, установка и настройка оборудования занимает много времени. Кроме того, если вы снимаете панораму с объектами на переднем плане или на больших фокусных расстояниях, то параллакс может стать потенциальной проблемой, так что вам придётся убедиться, что вы вращаете камеру вокруг нодальной точки объектива (которую вам нужно узнать заранее). И не дай бог, если вы решите изменить первоначально выбранное фокусное расстояние, не найдя новую нодальную точку – это верный рецепт потенциальной катастрофы.

Короче говоря, съёмка и сшивание сложных панорам требует много времени и терпения, и вы должны быть готовы ко встречи с трудностями, поджидающими фотографа на этом пути.

Ветер — главный враг панорамной съёмки

Ветер – это еще одна причина, по которой стоит отказаться от съёмки панорам. Если погода ветреная – забудьте о панораме. Ветер не только раскачивает такие объекты, как деревья и трава, делая процесс сшивания крайне сложным, но и может вызывать вибрацию всей вашей установки, что потенциально может привести к размытию изображений. Одно из самых больших разочарований, поджидающих фотографа при съёмке панорам – обнаружить, что одно из последовательно отснятых изображений размыто! У меня есть немало замечательных панорам, которые остались незавершёнными только потому, что одно или пара изображений из серии были полностью непригодны для использования. Почему я не уделяю этому моменту достаточно внимания непосредственно при съёмке? Весь вопрос во времени, и об этом – ниже.

Кива Меса Верде. Панорама. Эта панорама была снята вручную, без какого-либо панорамного оборудования – для него просто не было места. Изображение нельзя назвать идеальным – если вы приглядитесь внимательно, то найдете некоторые ошибки параллакса. Кроме того, форма кивы (кива – ритуальное помещение у индейцев – прим..

Изменяющиеся условия освещения и облака – выдержка, сроки и темп при съёмке панорамы

При съёмке таких критических моментов, как восход и заход солнца, когда всё происходит слишком быстро, вы быстро можете испытать разочарование от рения снимать панораму. Почему? Потому что сцена слишком быстро изменяется, и вы не успеете заснять её при помощи панорамной установки, особенно если серия включает в себя больше, чем 5-6 кадров. Если вы фотографируете в условиях низкой освещённости – которые обычно сопровождают восход или закат – на длинной выдержке (например, дольше, чем 1/2 сек.), то съёмка панорамы может быть плохой идеей. Прежде всего, в такие пиковые моменты уровень освещённости меняется слишком быстро. Даже если вы снимаете в полностью ручном режиме или заблокировали экспозицию (это обязательное условие при съёмке панорам), к тому времени, как вы снимите всю серию кадров, яркость сцены может резко измениться, что сделает невозможным сшивание панорамы. Кроме того, слишком изменяют сцену! Например, если в кадре присутствуют облака, то даже выдержка в полсекунды может быть слишком длинной для съёмки панорамы, так как на последнем кадре серии будут в месте, совершенно отличающемся от того, в котором они были на первом.

Так что, если вы решите снимать панораму с изменяющимися условиями, то вам следует заранее продумать, как всё сделать в очень быстром темпе. Если же снимаемая сцена изменяется очень быстро, то панорамная съёмка может стать пустой тратой времени.

Закат в песчаных дюнах. Панорама. Ещё одна панорама, которую я отснял с рук, без какого-либо панорамного оборудования. Во время съёмки я стоял на вершине дюны, так что я мог не беспокоиться об объектах на переднем плане и проблемах с параллаксом. Погода была холодной и ветреной, так что мне пришлось увеличить ISO, чтобы сократить выдержку.

Отвлекающие элементы и сцены, нежелательные для съёмки панорамы

Многим фотографам, в том числе и мне, с опытом приходит умение определять сцены, снимать панорамы которых не стоит. В одних случаях сама сцена не очень фотогенична или в ней присутствует слишком много отвлекающих элементов, в других – её освещение слишком плоское. У меня есть немало панорам, которые я не довёл до конца, потому, что не был доволен результатом. Одно дело, когда вы снимаете панораму для практики, и совсем другое – когда вы нацелены на какой-то результат, а в итоге получаете изображение, мало чем отличающееся от среднестатистической неудачной фотографии.

Иногда гораздо полезнее потратить время на поиски интересного места для съёмки, чем возиться с расчётом нодальной точки или потеть над сшиванием панорамы и удаления нежелательных артефактов.

А как насчет траты денег на дорогое панорамное оборудование, которое, к тому же слишком тяжёлое, чтобы постоянно таскать его с собой? Я ценю своё время и если я вижу сцену, абсолютно непригодную для съёмки, я не буду её снимать. Чем больше мусора вы снимаете, тем больше времени вы тратите.

Бессмысленная панорама. Это одна из первых моих панорам. Почему я её снял? Потому что в то время я понятия не имел, что делал.

Требования к накопителю и компьютеру при панорамной съёмке

Еще одна причина, по которой вы, возможно, захотите держаться от панорам подальше – требования к хранилищу и производительности компьютера. Хотите знать, сколько примерно весит 400-Мп панорама Забриски-пойнт? Почти 4 Гб! Да, это размер всего лишь одного файла. На самом деле, даже Lightroom не мог справиться с таким файлом, поэтому мне пришлось сохранить его в другом формате (PSB) – файлы более 2 Гб не могут быть сохранены в формате TIFF. Но это не самое худшее – процесс сшивания панорамы доставил немало хлопот. Поскольку для сшивания панорам я предпочитаю использовать Lightroom (так как, начиная с 6 версии, он способен создавать DNG файлы, которые могут быть обработаны, как RAW), то обработка многорядных панорам может занять много времени, а в некоторых случаях и вызвать зависание и вылет Lightroom. Процесс сшивания панорамы Забриски-пойнт мне пришлось повторить около 10 раз, прежде чем панорама, наконец-то, была сшита без проблем. Я пробовал работать с PTGui , и, хотя, в целом этот редактор показал очень хорошие результаты, он не может сохранять изображение в DNG.

Вторая волна неприятностей поджидала меня на стадии редактирования. И Photoshop, и Lightroom превратили мой в настоящее барахло. Я быстро понял, что 32 ГБ оперативной памяти для обработки такого изображения просто недостаточно. Всё, чего бы мне хотелось в тот момент – вернуться в прошлое и снять панораму с меньшим разрешением. Помните об этом. Если только вы не снимаете панораму, состоящую из нескольких кадров, то будьте готовы к тому, что загрузив изображения на компьютер, вы можете столкнуться со множеством трудностей. Мне даже сложно представить, через что проходят такие фотографы, как Аарон Прист, сшивая многорядные панорамы, отснятые в HDR (кстати, не забудьте познакомиться с его прекрасной статьёй

Панорамная фотосъёмка - разновидность съёмки с большим углом охвата сцены. Применяется в случае, когда стандартные углы обзора объективов недостаточны для отображения всей требуемой сцены.

С помощью панорамных методик мы получаем возможность "поймать в кадр" больше пространства, чем при использовании стандартного комплекта фототехники. Вопросами панорамной съёмки фотографы озабочены давно. И если раньше усилия конструкторов фототехники, профессиональных фотографов и любителей были направлены на аппаратные решения, то теперь более перспективными видятся решения программные.

Требуемая ширина сцены в несколько раз больше возможного с имеющимся комплектом техники. Угла обзора катастрофически не хватает, фотография не передаёт масштабности происходящего, не видно ни оборудования, ни автокрана. Стрелками указана требуемая и имеющаяся ширина охвата сцены:


Как же быть? Клеить панораму! Берем умеренно широкоугольный объектив, в данном случае применялся трансфокатор в положении 28 мм. По справочнику либо эмпирическим путём находим нодальную точку. Это не совсем верное определение, на самом деле нам нужна так называемая "no parallax point", адекватного этому термину определения в русском языке я не знаю. В случае работы с равноудалёнными объектами и при отсутствии предметов на переднем плане точность вычисления точки можно особо не утруждаться. Если же снимать панораму при наличии элементов на расстоянии 1-2-5 метров от камеры точность уже нужна, причём ошибка в 10-20 мм будет критична - из-за проявления параллакса панорама не склеится, будут заметны артефакты.

Стараясь вращать камеру вокруг волшебной точки G (зачёркнуто) беспараллаксной точки, делаем ряд кадров. В нашем случае одного ряда снимков для полного вертикального охвата недостаточно, мы сделаем два-три ряда. Фотографии для будущей панорамы следует делать с перекрытием 20-30% относительно соседних кадров, лучше больше. Делать это надо быстро - стрела крана двигается, стропальщик тоже замирать не собирается:


Дальше доверим дело программе. Заметим, что к 2010 году программных пакетов для склейки панорам появилось более десятка, но ещё ни одна не умеет думать за фотографа. И не надо, думаем мы и сами неплохо. Мой друг PTgui расставит контрольные точки, а проекцию, размеры и перспективу я задам сам:

Процесс склейки многорядной панорамы из отдельных файлов с разрешением 10 мпикс (при подключении плагина smartblend) весьма ресурсоёмкий, компьютер на базе двухъядерного 3 ГГц процессора задумывается на пару минут. Фотографы - владельцы машин пятилетней давности можно смело идти на обед, за время работы программы над панорамой вы также успеете попить кофе и покурить. В результате колдовства получается картинка, недостижимая другими средствами и методами фотографии. Задача выполнена - на фото теперь видна вся площадка целиком:

Панорамная фотосъёмка , в числе прочих неоспоримых удобств, даёт фотографу свободу манипуляции перспективой. Рассмотрим эту возможность на примере панорамы гостиницы "Советская". В качестве точки съёмки выберем тротуар на Рижском проспекте. С этой точки, работая камерой даже с широкоугольным объективом, мы сможем сфотографировать лишь небольшую, порядка 10-20%, площадь фасада. На компьютерной панораме из 12 кадров мы можем наблюдать всё здание целиком.

На первой панораме задана линейная перспектива (это определение не совсем верно с точки зрения общей теории перспективы, но для для простоты понимания вполне сойдёт). Фасад выглядит ровно, стенки не падают, линии прямы и параллельны. Так наш глаз (а точнее, мозг - как видит глаз, мы поймём по следующей иллюстрации) воспринимает здание с некоторого удаления. Но поскольку мы стоим практически рядом, расстояние до центральной части фасада в два-три раза меньше, чем до левого и правого края! Компьютерное моделирование перспективы при панорамной съёмке позволяет обойти это, вроде бы неустранимое препятствие.

Однако, за всё приходится платить. В данном случае, геометрией предметов на переднем плане. Что мы и наблюдаем на примере припаркованных автомобилей - машинки слева и справа по длине приближаются к лимузинам. Если такая метаморфоза не критична, линейное представление перспективы вполне уместно и оправданно. Помним, что решений в плоскости традиционной фотографии наша задача не имеет вообще. А что можно сделать ещё?

А ещё можно задать цилиндрическое представление. Наш глаз на самом деле видит так, именно такое изображение проецируется на сетчатку. Вся остальная "постобработка данных" происходит в мозгу - здание нам кажется всё-таки прямым. Фасад гостиницы загнулся, но пропорции предметов (смотрим на машинки) стали правильными, близкими к действительности. Кроме того, еще бывает проекция сферическая. Это попытка представить на плоскости всю сферу (360х180 град.) Но о ней мы поговорим, когда будем разбираться с технологией создания виртуальных сферических панорам . Для создания панорам для обычного просмотра и печати фотографу достаточно понимания первых двух разновидностей.

Какая же проекция верна? Однозначно ответа быть не может, правильны обе. Дело в особенности восприятия сюжета зрителем. Я бы просто сравнил два варианта и выбрал наиболее комфортную картинку. Даже при неправильной геометрии ваша фотография может приобрести интересный "спецэффект" :)

Панорамные методики нередко используются при фотосъёмке интерьеров . Им нет альтернативы в том случае, когда необходимо показать широкое помещение при условии, что фотографу просто некуда отойти. Использование специальных объективов не может быть полноценной заменой - скомпенсированный по геометрии широкоугольник даст характерное растяжение по краям кадра, а классический "рыбий глаз" даёт загнутую к центру картинку, которая понравится далеко не всем. Пример: фотосъемка операционной медицинского центра, однорядная компьютерная панорама из четырёх кадров.

Применение панорам в фотосъемке интерьеров коттеджа. Относительно небольшое помещение санузла оказалось невозможно показать традиционными методами. Компьютерная панорама позволяет рассмотреть всё вокруг. Несколько вольное обращение с геометрией пространства нельзя назвать недостатком - такие картинки выглядят намного интереснее тех, что даёт классический широкоугольный объектив.



Панорама не обязательно должна выглядеть панорамой, т.е. широкоформатным снимком в большим отношением ширины к высоте. Фотография может иметь и привычные нам отношения сторон - 2:3, 3:4. В таком случае картинка имеет большой охват не только по ширине, но и по высоте сцены. Пример: компьютерная панорама мемориального комплекса "Разорванное кольцо" на пл. Победы. Только многорядная панорама позволяет охватить всё пространство внизу чаши.

Однорядная панорама из четырёх вертикальных кадров. Отойти дальше нет возможности - коттедж окружён деревьями, которые попадут в кадр (это заметно по теням на снегу). Расстояние до здания намного меньше ширины его фасада. На результирующем изображении этого не видно, есть ощущение простора.

Одно из применений панорамной фотосъёмки - создание панорам высокого и сверхвысокого разрешения. Панорамная методика позволяет по этому параметру превзойти самую совершенную плёночную аппаратуру. Результирующее разрешение панорамы равно 70-80% от суммы разрешений исходных файлов. Мой личный рекорд - порядка 400 мпикс. (панорама невских берегов с Английской набережной), лимита здесь практически не существует. И хотя задача такая на практике встречается редко (8-15 мпикс. достаточно для большинства случаев), но пренебрегать таким простым и изящным решением фотографам не следует. Напечатанная форматом 1,5 х 8 м. городская панорама с разрешением до нескольких миллиметров выглядит, поверьте, бесподобно.

Разрешение панорамного снимка Благовещенского моста - более 100 мпикс. Огромное достоинство при необходимости печати многометрового баннера.

На отдельной странице приведены дополнительные примеры панорам высокого разрешения , описаны параметры съёмки, выложены исходные файлы.

Само собой, панорамные методики можно и нужно применять при фотосъёмке архитектуры. Восхитительной красоты фасады петербургских зданий зачастую просто неоткуда сфотографировать - дальше стены дома напротив не отойдёшь при всем желании. Теперь у фотографов есть надёжное решение проблемы

Здание Санкт-Петербургского Суворовского военного училища (Воронцовский дворец). Однорядная панорама из семи кадров:

Главное здание Государственного Русского музея (Михайловский дворец). Однорядная панорама из восьми кадров, ручной выбор контрольных точек:

Зимний дворец, вид с Дворцовой площади. Единственная возможность показать всё здание целиком - использование панорамных технологий:

Панорама Исаакиевской площади, 8 отдельных кадров, автоматическая склейка, коррекция перспективы:

Открыточный вид, ф/с для журнальной иллюстрации - панорама зимней Невы. Сшивка из четырёх горизонтальных снимков:

Нельзя сказать, что панорамы - это решение всех проблем фотографов и их заказчиков. Но то, что новая технология значительно расширяет возможности профессионалов и любителей, можно утверждать смело. И самое главное - здесь вы найдёте широчайшее поле для экспериментов. А опыт придёт с годами:)

Одним из моих новогодних обещаний было «чаще заниматься панорамной съемкой»… Не очень конкретная цель, но к концу 2017 я сделал всего пять или шесть фото. Это означает где-то один снимок раз в два месяца. Думаю, можно хотя бы удвоить эту цифру до 12.

Чтобы задать хороший старт, я начал вгрызаться в литературу о панорамной фотографии. Не понадобилось много времени, чтобы узнать, что раньше панорамные изображения были привилегией исключительно элиты и богачей. Во времена пленочной съемки сшить несколько 35мм слайдов было невероятно трудно. Поэтому, чтобы создать полную панораму требовались специальные объективы и камеры. В ту эпоху такие фотографы, как Питер Лик стали настолько известными благодаря тому, что у них были эти камеры и только они могли делать впечатляющие панорамные фотографии. Если учесть еще передовые технологии печати, становится ясно, как Питер занял такое место в мире пейзажной фотографии, что многим даже не снилось.

К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры.

Да, панорамная съемка важна и может положительно повлиять на вашу карьеру фотографа. Я пренебрегал ей, но только до этого момента.

Основные техники

Я думаю, стоит начать с того, что представляет собой панорамный снимок. Я полагаю, большинство уже это знает, но для тех, кто только начал заниматься фотографией, скажу: панорамным называют снимок, соотношение сторон которого больше, чем у обычного. Однако, к таким фотографиям применяются стандартные правила. Им нужен передний и средний план, а также фон. У них все еще должен быть субъект, и они должны следовать правилам композиции, о которых я говорил в этой статье .

Ориентация камеры

При съемке панорам камеру нужно устанавливать в портретной ориентации. Для этого есть несколько причин. Соотношение сторон большинства современных зеркалок 2:3. Это означает, что фотографию можно распечатать с размером 4 х 6". Если делать панораму в пейзажной ориентации, будут склеиваться 2х3+2х3+… сколько угодно фотографий. По вертикали будет всего 2 дюйма, а по горизонтали 3 и, по мере склеивания ширина кадра быстро увеличится, в то время, как высота останется постоянной. В итоге это выглядит как соотношение 2 х 6 или 2 х 9. Чтобы на полученном снимке можно было хоть что-то разглядеть, его нужно печатать в очень большом формате.

Теперь представьте фотографию 8 х 24" или 9 х 27". Она вряд ли заслужит внимание, а печать обойдется очень дорого.

Я не говорю, что нельзя печатать в этих форматах, но и не поощряю их использование. У них есть свое место и пригодны они только в некоторых ситуациях.

Как я уже сказал, правильный способ съемки панорамы - в портретной ориентации. Это обеспечивает соотношение 3 х 2. Поэтому, если добавить два таких снимка, получится 3 х 4, а к ним добавить еще один - 3 х 6, что равно соотношению 1:2. Больше об этом я расскажу в следующем разделе. В таком случае у вас больше пространства для маневров.

Запомните это.

Соотношения сторон

Пропорция - это то, что определяет панорамные снимки. Как я упомянул ранее, фотографию можно назвать панорамой, если ее пропорция шире (или длиннее), чем пропорция камеры. Камера имеет соотношение 2:3. Это означает, что, если умножить его и получить больший снимок, он все еще будет делиться на это соотношение и пропорция останется. Например, если распечатать фотографию размером 16 х 24, ее соотношение будет 2:3.

При панорамной съемке вы получаете пропорцию 1:2, 1:3 или даже 1:4. То есть, если напечатать фотографию размером 9 х 18, соотношение ее сторон все равно будет 1:2.

Так какое же соотношение нам нужно?

С эстетической точки зрения, при печати лучше всего выглядят фотографии с соотношением 1:2. Это обеспечивает уверенность в том, что при увеличении размера холста для печати пропорции и ощущение величины не потеряются. Одна из проблем при работе с более растянутыми пропорциями в том, что фотография получается низкой, но при этом невероятно широкой. Чтобы нормально ее увидеть, нужно печатать в очень большом размере. Соотношение 1:3 означает, что в полной красе фотографию можно рассмотреть на холсте размером 16 х 48. Это обойдется в $200, если печатать на металле и еще больше, если использовать синтетическое волокно. Кстати, 16 дюймов - это не так много. Я знаю, ведь напечатал десятки фотографий такого размера.

Еще один пункт касательно панорам - соотношение 1:2 зачастую не подходит. Если соединить 12 фотографий, 1:2 просто не сработает. В таких ситуациях пропорции будут заказными. Я обычно стараюсь обрезать, чтобы немного стандартизировать снимки во благо принтеров и кошельков покупателей.

Главное - стараться сохранять соотношение 1:2 или стремиться приблизиться к нему.

Фокусные расстояния

Этой части статьи я уделил больше всего внимания.

Какое фокусное расстояние использовать?

Ответ - то, которое подходит для конкретной ситуации. Я приведу несколько примеров, чтобы можно было наглядно сравнить и понять, что лучше всего выбрать.

20 мм

С 20 мм объективом я получил наибольшее количество дисторсии. Конечно, я был близко, но из-за широкого угла мне пришлось подойти на такое короткое расстояние. Эффект мне не очень понравился.

30 мм

Здесь мне кажется, что в небе все еще есть немного дисторсии. Облака и земля выглядят так, будто их наклонило вправо. Однако, при съемке с 30 мм дисторсия слишком мала, поэтому можно спокойной печатать и фотографировать большинство пейзажей именно с таким объективом.

50мм

При съемке с 50 мм дисторсия совсем исчезает. С этим фокусным расстоянием все фотографии выглядят плоскими в том плане, в котором вы хотите их видеть.

Со мной связался коллега и поделился фотографией, которую он сделал в том же месте в штате Юта. Соотношение сторон моей версии, приведенной выше, равно 1:2, а он сделал снимок с пропорциями 1:3. Это позволит вам увидеть отличия и разницу в стиле обработки практически одной фотографии.

70 мм

При использовании телеобъектива перспектива начинает сжиматься. То же самое происходит при панорамной съемке с более узким углом. Чувство расстояния между горами утрачено и кажется, будто вершины одинаково отдалены от камеры.

91 мм

При 91 мм снимок становится полностью сжатым, но в данном примере это сработало очень хорошо.

При работе с более узким углом стоит отметить следующее: чтобы вся сцена поместилась в кадр, зачастую нужно делать больше снимков. Это становится проблемой при склейке. Размер фотографий кардинально возрастает и становится трудно достичь соотношения сторон 1:2.

Кстати, пропорции всех этих фотографий - 1:2.

Проблема параллакса

Один из терминов, которые начинают появляться при изучении материалов о панорамной съемке - параллакс. Параллакс - это простое понятие, которое мы видим всю жизнь, когда открываем и закрываем глаза. Параллакс представляет собой феномен, суть которого в том, что мы видим объекты с разной перспективы в зависимости от разного расстояния/угла обзора. Простой способ это визуализировать - посмотреть на предмет, расположенный близко, поочередно жмуря каждый глаз. Таким образом вы заметите, что он немного смещается. Это и есть эффект параллакса. Благодаря ему мы можем видеть трехмерный мир.

Каким же образом он относится к панорамам? Обычно во время съемки используется штатив с шаровой головкой или определенными панорамными функциями. По мере поворота камеры, она вращается вокруг центральной точки, не являющейся передним элементом объектива. Из-за этого передний элемент камеры перемещается и искривляет перспективу. Поочередно закрывая глаза, вы видите небольшое смещение объекта, камера подвергается тому же эффекту.

В большинстве случаев это не создает проблем, но, чем ближе что-то к камере, тем заметнее будет эффект. Именно поэтому сложно фотографировать панорамы с очень близким передним паном, ведь из-за параллакса появляется дисторсия. Это также объясняет почему облака на моем широкоугольном снимке подверглись влиянию дисторсии.

Как же с этим бороться?

Как и со всем другим, оборудование не делает вас лучшим фотографом, но позволяет создавать лучшие снимки. Различные компании предлагают кучу решений для борьбы с параллаксом. Нетрудно догадаться, что подобные приспособления стоят недешево и король на этом рынке -Really Right Stuff. Почти все сайты, говоря о панорамных головках для штатива, заканчивают на продуктах этой компании.

Первый и самый простой вариант - панорамная карданная головка наподобие той, что приведена ниже (Изображение предоставлено Really Right Stuff). Подобные приспособления позволяют задать нодальную точку. Это точка, в которой камера не поддается влиянию параллакса. Также можно приобрести более продвинутый вариант, предоставляющий больше контроля и опций по цене более $1,200.

Модели линейки можно найти на официальном сайте .

Модели других компаний имеют похожий дизайн, но все равно выполняют одну функцию за исключением некоторых мелких различий в функционале.

Если вы хотите полностью работать с электроникой, для вас также найдется несколько вариантов. Быстро просмотрев B&H, вы наткнетесь на бренд GigaPan, который производит электронные карданные головки для штативов. С их помощью вы устанавливаете начальную и конечную точки, затем устройство автоматически панорамирует фотографию слева направо, вверх и вниз, делая серию снимков. Подобные приспособления стоят более $500, но отлично помогают при работе с массивными панорамами, особенно при съемке в меняющемся освещении. Если любите пробовать что-то новое, можете найти их .

Еще один вариант - покупка отдельных специальных головок для панорамной съемки. Проблема в том, что такие устройства все еще не могут избавиться от проблемы с параллаксом. Откровенно говоря, можно использовать обычную шариковую головку, чтобы достичь нужного результата.

Заключение

Как сделать так чтобы ваша фотография вместила целый город? Или как передать всю красоту зимнего леса? Всё это возможно в таком жанре как панорамная фотография. Главное качество присущее панорамной фотографии — большой угол обзора. В зависимости от способа съёмки панорама может быть планарной, цилиндрической, кубической и сферической.

Планарная панорама проецируется на плоскость и может быть воспроизведена как на фотобумаге, так и на мониторе компьютера. Создаются планарные панорамы с помощью специальных панорамных фотоаппаратов, которые имеют угол обзора более 120 градусов, что делает возможным получение вытянутых кадров с большим охватом горизонта. Это качество достигается за счёт подвижного объектива, который может вращаться вокруг нодальной точки с одновременным направлением светового потока вслед за щелевым затвором. При этом панорамные фотокамеры могут использовать узкую плёнку (тип 135), широкую (тип 120), а также иметь цифровую матрицу.

В принципе, панорамную фотографию можно получить и с помощью обычного фотоаппарата, путём последующего «сшивания» нескольких кадров, но в этом случае желательно задействовать панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.

Панорама грозы

Цилиндрическая панорама, или циклорама получается путём проецирования на боковую часть цилиндра и охватывает все 360 градусов. Получить цилиндрическую панораму можно «сшиванием» кадров, полученных как с обычного, так и панорамного фотоаппарата.

Кубическая и сферическая панорамы создаются проекциями окружения на куб или сферу.

По сюжетному наполнению панорамная фотография очень многогранна, но различают такие основные типы: сельская и городская, природная и промышленная, дневная и ночная, ландшафтная и макро-, интерьерная и уличная, вертикальная и горизонтальная, с параллельным сдвигом и круговая. Создавая панораму, перед фотографом стоит задача не только правильно снять, но и правильно обработать полученный результат, в том числе и на компьютере.

В качестве инструмента для получения хорошей панорамы может послужить как панорамный фотоаппарат, так и непримечательная цифровая «мыльница», для этого в них предусмотрен специальный панорамный режим, который делает возможным съёмку нескольких кадров, с дальнейшим «сшиванием» в соответствующем графическом редакторе. Одним из самых популярных инструментов для сшивания панорамных элементов на компьютере считается бесплатная программа Panorama Tools, недостатком которой, правда, является сложность для неподготовленного пользователя. Поэтому рекомендуется воспользоваться какой-нибудь бесплатной оболочкой, например, «hugin». Конечно, склеить красивую панораму можно и с помощью PhotoShop, но это потребует определённых навыков и времени. И запомните главное правило — чем меньше усилий вы приложите во время фотосъёмки, тем больше вы их приложите в процессе сборки панорамы.

Панорама. Склейка из восьми фрагментов.

Ещё одним аксессуаром, являющимся непременным условием в панорамостроении является штатив, особенно приветствуется штатив с встроенным уровнем, поскольку одно из главнх требований в панорамной фотосъёмке — вертикально-горизонтальное положение всех осей, должно строго выполняться.

Также имейте в виду что съёмка отдельных фрагментов выполняется со штатива, в портретно-ориентированном виде кадров, и с перекрытием не меньше четверти кадра. Производя серию кадров, все параметры фотосъёмки должны быть одинаковыми, автоматические режимы должны быть отключены, не забудьте контролировать и возможное изменение условий освещения и расположения объектов в кадре.

Итак, вы решили действовать, нашли подходящий сюжет и время, подготовили соответствующее оборудование.

Рассмотрим основные этапы панорамной фотосъёмки, а их два — съёмка отдельных кадров и их последующее соединение (склейка, сшивание, называйте как удобно) на компьютере.

Сначала охарактеризуем процесс съёмки панорамы.

Ваши действия должны выглядеть таким образом:

Устанавливаете фотоаппарат на штатив, с учётом точного горизонтального положения оптической оси, совпадающей с центром кадра, относительно настоящей или мысленно выстроенной линии горизонта с помощью видоискателя.

Выверяете степень вертикальности оси вращения центральной колонки вращения, методом разворотов камеры направо и налево, при этом горизонт в видоискателе не должен выходить за пределы центра кадра.

Поочерёдно снимаете расчётное количество кадров с перекрытием примерно на половину кадра. Рекомендуется продублировать некоторые кадры, или вообще произвести несколько проходов, чтобы подстраховать себя от неожиданных просчётов.

Как видите, методика простая и доступная.

Остров на Ладожском озере.

В качестве объектива для панорамостроения лучше использовать модели с фокусным расстоянием 24-80 мм, более короткофокусные объективы грешат геометрическими искажениями.

Процесс собирания панорамы на компьютере занимает гораздо больше времени чем сама фотосъёмка, при этом на количество потраченного времени влияет то, насколько качественно изготовлены составные фрагменты. Поэтому, лучше тщательно подготовиться к процессу съёмки и произвести безупречные снимки, чем тратить в два-три раза больше времени на сглаживание допущенных ошибок. В контексте сказанного, озвучим несколько важных советов как правильно проводить съёмку.

Первое правило — встроенный уровень на штативе позволит вам потратить меньше времени на сборку отдельных снимков в единую панораму. Не забываете про соблюдение строгого вертикально-горизонтального расположения всех осей. В идеале, в собранном комплексе «штатив-фотоаппарат» все его элементы должны быть расположены или вертикально и горизонтально, в зависимости от их предназначения. Другие углы неприемлимы. Оптическая ось в процессе съёмки каждого фрагмента, должна быть строго горизонтальной.

Второе правило — необходимо помнить что параметры каждого кадра панорамы должны быть максимально похожими, что минимизирует риск появления нестыкующихся фрагментов, различающихся цветом, освещённостью, резкосью, глубиной и т.д. Чтобы этого не произошло, забудьте про автоматические настройки и режимы, даже если они показывают самый замечательный результат. Все основные детали экспозиции — фокусировку, выдержку, диафрагму, для каждого фрагмента, вам придётся доверить себе. Отсюда подробнее.

Например специалисты рекомендуют устанавливать дистанцию фокусировки на бесконечность. Выбирая оптимальную диафрагму, исходите из того что глубина резкости должна охватывать все визуально-активные объекты, скорее всего f8 и меньше будет достаточно. Настраивая экспозицию, определите экспозицию самого яркого и самого тёмного фрагментов, а в процессе съёмке используйте усреднённую экспозицию.

Панорамная съемка - это создание фотографий с большими углами обзора. Зачастую в один кадр с соотношением 3 к 4 не всегда помещается весь объект, а установить камеру дальше от него не представляется возможным. В таком случае можно прибегнуть к эффекту панорамной съемки. Раньше, до серьезного скачка в развитии фототехники, это можно было сделать только путем сшивания или наложения нескольких кадров в один (более длинный). Сегодня этим занимаются профессиональные фотографы для достижения высокого качества снимков. Ниже приведены основные советы, как это лучше делать.

Для того чтобы панорамная съемка получилась качественная, необходимо установить имеющийся фотоаппарат на штатив. Снимать с руки не рекомендуется, так как абсолютно точно удержать камеру вряд ли удастся. Из-за этого будут видны некоторые отклонения по горизонтали и вертикали. Соединить в один такой кадр будет намного сложнее. Фотоаппарат желательно перевести в ручной режим настроек (как правило, это позиция «М» - «manual» на колесе функций). Это поможет настроить резкость и освещение для каждого отдельного снимка и сделать его гармоничным. Однако с этим также не стоит переусердствовать, так как получатся разные по оттенку фотографии, которые не будут соответствовать друг другу. Делать каждый кадр необходимо с запасом. Это значительно упростит процесс «склеивания» изображения в фоторедакторе на компьютере.

Далеко не каждому нужно так серьезно подходить к созданию панорамных фотографий. На сегодняшний день панорамная съемка присутствует практически во всех современных фотокамерах. Суть ее заключается в том, что процессор и программное обеспечение фотоаппарата сами обрабатывают полученную серию фото и выдают готовый результат. Несмотря на то, что весь процесс автоматизирован, снимать по-прежнему необходимо со штатива. В таком случае получится снимок без видимых стыков и переходов. Практически любой фотоаппарат с панорамной съемкой может захватывать кадр в 120 градусов. Это необходимо учитывать при создании композиции и выборе начала съемки.

На сегодняшний день не только в профессиональной фототехнике присутствует панорамная съемка. iPhone и многие другие телефоны поддерживают эту функцию. В операционной системе которая установлена на последних моделях продукции Apple, отлично реализован данный вид съемки. Принцип ее работы точно такой же, как и на фотоаппаратах. Смартфон делает поочередно кадры и «сшивает» их в один.

Благодаря мощному процессору, установленному в iPhone, это происходит достаточно быстро. Для того чтобы воспользоваться этой функцией, необходимо запустить стандартное приложение камеры на телефоне, далее открыть «Параметры» и выбрать «Панорама». На экране появится бегунок, который будет отображать процесс создания панорамной съемки. Необходимо навести его на начальную точку, а после запустить камеру. Далее вести телефон горизонтально или вертикально для создания изображения. Смартфон будет давать советы по поводу

Загрузка...