musings.ru

Как привить любовь к чтению. Как привить ребёнку любовь к чтению: личный опыт

«Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»
Самуил Маршак

Дорогие читатели Книжного Шкапа! Вы часто спрашиваете, как привить ребенку любовь к чтению? Недавно в журнале "Малышок" вышла очередная моя статья на эту тему. Давайте делиться секретами того, как вырастить настоящего читателя.


Многие современные педагоги-пренатологи советуют читать малышу еще до его рождения. Начиная с рождения, читать, по книге или на память, можно всегда и везде: на прогулке, во время пеленания, одевания, массажа, купания и укладывания спать. Пусть кроха пока не понимает произносимых вами слов, но он чувствует вашу интонацию, видит жесты и ощущает мамины прикосновения, сопровождаемые чтением и улыбкой. Все это вызывает у него массу положительных эмоций. В первые месяцы жизни чтение книг отлично тренирует слух новорожденного, учит его узнавать ваш голос, знакомит с мелодикой родной речи и интонациями языка.
Дети от рождения до трех лет лучше воспринимают рифмованные произведения. Поэтому самым маленьким подойдут потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни и сказки в стихах. Недаром они носят название материнской поэзии. Короткие игровые стихи «Ладушки», «Идет коза рогатая» и «Сорока-ворона» помогают овладеть простыми движениями и навыками в игровой форме, создают настроение и ритм.
С момента, когда малыш научится держать головку и фокусировать взгляд, можно знакомить его с первыми книжными иллюстрациями. С 5-6 месяцев ребенок начинает познавать мир через прикосновение: любит трогать различные предметы и пробовать их «на зуб». Поэтому можно познакомить малыша с , помогающими развивать тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи.

ЧИТАЕМ ПРАВИЛЬНО
Отношение к книгам формируется у ребенка постепенно, но есть некоторые секреты, которые помогут вам воспитать интерес к книгам и чтению:
Домашняя библиотека. Чтобы дети читали книги, они должны расти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома, за которыми еще недавно записывались в очередь. Между тем, в доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, несомненно, вырастет читающий ребенок. Согласно исследованиям ученых, наличие хорошей домашней библиотеки влияет на будущий уровень образования ребенка даже больше, чем образованность родителей.
Личный пример. Ребенка воспитывают не слова, а поступки. Читайте сами, цитируйте, делитесь прочитанным и обсуждайте книги, ходите вместе в книжные магазины и библиотеки, составляйте домашнюю библиотеку. Ребенок, который видит вас с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.
Время. Начинайте читать детям с рождения или даже раньше. Выбирайте правильное время для чтения. Не читайте насильно, если ребенок хочет поиграть и побегать. Читайте ребенку, когда он не устал и у него хорошее настроение. Чтение новых книг отложите на время, когда малыш активен и бодр.
Место. Выделите специальное место для чтения, уютный и укромный уголок. Оно должно быть тихим, удобным, с хорошим освещением. Часто дети читают лежа на ковре, и это не вредно, если малыш лежит на животе, света достаточно, а расстояние до книги около 30 см. А вот чтение на спине и на боку вредно для глаз. Во время чтения не отвлекайтесь сами и постарайтесь убрать предметы, которые отвлекают ребенка - яркие новые игрушки и т.д.
Техника чтения. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Читайте медленно и выразительно, хорошо проговаривая все звуки, варьируйте текст (например, вставляйте имя ребенка в стихи о детях), меняйте интонацию и голос в зависимости от того, какой персонаж говорит, звукоподражайте, читайте стишки нараспев. Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам, этим вы определяете для него зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, но воспринимает в вашем прочтении, и через некоторое время вернется к книге самостоятельно.
Хранение. Пусть все, что связано с чтением, будет привлекательным для малыша. Выделите отдельную полку для хранения детских книг и красиво оформите ее, не забыв спросить совета у вашего главного читателя. Убедитесь в том, что полка удобная и легко доступна малышу.
Обсуждайте и сочиненяйте. Говорите о героях прочитанных книг и их поступках, высказывайте свое отношение. Учите ребенка сочинять истории, фантазируйте, пересказывайте старые сказки на новый лад, приписывайте героям невероятные поступки, придумывайте их дальнейшую судьбу и свои варианты развития сюжета. Внесите что-то новое в знакомые истории, пусть малыш придумывает персонажей и имена для них, определяет финалы историй и т.д. Этим вы сформируете у ребенка творческое воображение. Сочиняйте вместе сказки, рисуйте иллюстрации и дарите самодельные книги друзьям, бабушкам и дедушкам. Героем книги может быть и сам ребенок, собственная сказка может помочь ему решить проблему, преодолеть страх или научить чему-то новому.
Интерактивность . Оживите книгу, читайте по ролям, разыгрывайте сценки в лицах, ставьте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Пусть ребенок исполняет одну из ролей и будет внутри книги. Такая театрализация позволяет ненавязчиво донести и закрепить мысли, которые иначе усваиваются с трудом. Есть множество вариантов домашнего театра: костюмированный, пальчиковый, магнитный, театр теней, бумажный, марионеточный и пр. Устраивайте дома настоящие представления по прочитанным книгам, расклеивайте афиши и выдавайте билеты. После двух лет можно сводить малыша в кукольный театр и посмотреть постановку любимой сказки. Рисуйте героев книг, лепите их из пластилина и природных материалов, и разыгрывайте истории. Можно создать собственный мультфильм-комикс. Пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и схематично нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует озвучить «мультфильм». Пишите письма полюбившимся героям (тут, возможно, придется присылать от них ответы). Покажите малышу диафильмы по прочитанным сказкам. Они воспринимаются легче, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, к тому же, диафильмы лишь помогают понимать текст книги, а не заменяют его действием.
Ритуал. Регулярное чтение в одно и то же время является ритуалом, который действует на ребенка успокаивающе, являясь признаком стабильности и опоры в жизни. Можно читать за завтраком или даже когда малыш сидит на горшке. Но лучше всего сделать успокаивающее чтение традиционным перед сном. Это не только отложиться в подсознании ребенка, но и даст дополнительную близость и теплоту общения с малышом, создаст особую доверительную атмосферу между вами и ребенком. Выбирайте для чтения на ночь проверенные временем, уже знакомые ребенку истории, это поможет ему расслабиться перед сном.
Традиция. Выделите особенный день и время для семейного чтения по кругу, хотя это и не просто при сегодняшнем ритме жизни. Такое чтение может не только развлечь, но и утешить и поддержать ребенка, дать ему новые знания и вдохновить. Эмоциональное «чтение-общение», период «пристального внимания», очень важно для детей, ведь это время, когда мама и папа откладывают все свои дела, сажают его на колени, обнимают за плечи и начинают читать.
Повторение. Читайте одну и ту же книжку столько раз, сколько ребенок просит. Повторение важно для малышей, потому что они хотят учиться. Вскоре вы заметите, что он уже помнит наизусть любимые отрывки и старается употреблять ключевые фразы в своей речи. К тому же перечитывание любимой книги в энный раз создает для ребенка ситуацию комфортности, он заранее знает все повороты сюжета, поэтому обращает внимание на отдельные слова и фразы, замечает новые смысловые нюансы.
Мера. Остановитесь до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше читать меньше, но регулярно.
Соответствие возрасту. Выбирайте книги по возрасту, достаточно сложные, чтобы они могли завладеть вниманием ребенка, и в то же время достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий. Не страшно, если что-то в прочитанном окажется неясным, опережающее чтение тоже полезно, но сюжет в таких книгах должен быть доступен на разных уровнях. Если дома несколько детей дошкольного возраста, не делайте разграничения в чтении младшим и старшим, старшие обычно активно обсуждают и проговаривают произведения для малышей, что полезно всем.
Актуальность. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает именно ваш ребенок. Ранимые и впечатлительные дети боятся авантюрных историй, в отличии от искателей приключений. Предлагайте актуальные книги, сообразно интересам и увлечениям ребенка на данный момент. В идеале читайте ребенку те книги, которые интересны вам обоим. Постарайтесь заранее прочесть то, с чем собираетесь познакомить ребенка. Помните о тематическом разнообразии произведений и о сезонном принципе в подборе литературы.
Иллюстрации. Побуждайте интерес ребенка к картинкам. Со временем он начнет не только листать страницы, но и слушать. Учите малыша обращать внимание на детали иллюстраций, на цветовое решение, на то, как художник передает настроение героев. Пересказывая по картинке фрагмент произведения, малыш развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного.
Вопросы. Отвечайте на вопросы, которые малыш задает по ходу чтения, объясняйте непонятные слова и предложения по его просьбе. Задавайте вопросы сами, не переходите на длинные монологи, просите ребенка пересказать небольшие отрывки, обсуждайте прочитанное вместе. Вместе ищите в книгах ответы на вопросы ребенка. Наряду с художественными книгами для детей раннего возраста есть и обучающая литература для ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора, развития внимания и памяти. Особое место занимает чтение словарей, энциклопедий и научно- популярной литературы.
Совместный поход. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин и библиотеку, и дайте ребенку возможность выбирать самому.
Ценность. Воспитывайте отношение к книге, как к чему-то ценному. Дарите книги малышу на каждый праздник вместе с другими подарками. Когда ребенок идет к кому-то в гости, включайте книгу в детский подарок, как нечто особенное. Воспитывайте бережное отношение к книгам, объясняйте, что их нельзя кидать на пол, рисовать в них, мять или рвать страницы. После прочтения их надо обязательно класть на место. При сознательных попытках испортить книгу, уберите ее в шкаф, и объясните, почему вы так поступили.

ИНТЕРЕСНЫЕ УЛОВКИ
Существуют еще и маленькие хитрости, которые помогут заинтересовать чтением даже самого непоседливого и активного малыша.
Искушение. Выберите книгу, которая может заинтересовать малыша, сядьте поодаль и начните громко выразительно читать ее сами себе. Если ребенок не присоединяется, прикройте страницу рукой, как-будто читаете что-то сверхсекретное.
Аудиозапись. Купите книгу с CD-диском. Научите ребенка пользоваться проигрывателем, чтобы он мог сам включать запись, слушать ее и одновременно листать иллюстрации. Пойдите еще дальше и попробуйте метод записи на магнитофонную пленку. Запишите несколько книжек сами, а потом попросите ребенка записать сказку для друга или родственника, с художественным чтением - собачьим лаем, скрипом дверей и прочими атрибутами. Но не увлекайтесь, прослушивание дисков не заменит живой мамин голос и обсуждение прочитанного.
Подписка. Подпишитесь на интересные для ребенка журналы на его имя, для этого сходите вместе на почту.
Волшебное появление. Обыграйте появление в доме новой книги. «Почта» может придти по почте, «Остров сокровищ» можно вместе отыскивать по маршруту на пиратской карте и т.д. Войдя в дом с «Энциклопедией гномов» скажите, что только что получили эту книгу от гномов, и они просили прочесть ее малышу. Заведите «волшебный сундук», в котором иногда будут появляться книги на самые актуальные для ребенка темы.
Интрига. Во время чтения с малышами, делайте небольшие паузы на самых интересных местах. С детьми постарше, читая одну и ту же книгу несколько дней, прерывайтесь в интригующих моментах глав. Такое чтение с продолжением не только поддерживает интерес, но и способствует развитию памяти и внимательности.
Старые книги. Почитайте с ребенком свои старые детские книжки, расскажите, как вам читали их бабушки и дедушки.
Собственные книги. Сделайте собственные книги. Придумайте истории про самого малыша и нарисуйте иллюстрации, или сделайте книгу из фотографий ребенка с подписями.
Рисование. Если ребенку сложно сконцентрироваться на сюжете книги, предложите ему рисовать в то время, как вы читаете. Во время чтения дети обычно рисуют и закрашивают простые фигуры, выполняя механическую работу, не требующую сосредоточения и вдохновения. Беспокойные руки заняты и не мешают уму воспринимать услышанное. Если трудности остались, пробуйте фоновое чтение.

Чтение - это не только приятное времяпровождение, но еще и весомый шаг к развитию образного мышления и интеллекта вашего малыша, формированию грамотной речи и письма, облегчению процесса обучения и получению новых впечатлений. Ведь с каждой прочитанной книгой ваш маленький человек становится богаче на целый мир другого человека.

Даже в читающей семье ребёнок может быть равнодушен к книгам. Психологи винят клиповое мышление - гаджеты, видеоролики, чаты, а учителя бьют тревогу, ведь чтение литературных произведений не только развивает речь и улучшает грамотность. Чтение художественной литературы - это часть жизни образованного человека. Так можно ли подрастающему поколению привить любовь к чтению?

Учитель русского языка и литературы, читатель детских книг Ольга Гвинджилия считает, что да. Что можно посоветовать родителям, которые мечтают приобщить ребёнка к книге?

  1. Читайте даже тогда, когда ребёнок ещё не знает букв . Словарный запас начинает формироваться с 10 месяцев, с двух лет дети воспринимают фразы как повествование, а с трёх сами становятся собеседниками. При этом родители часто не читают малышам. «Что толку? Всё равно маленькие не слушают книги!» - говорят они. Но это не совсем так. Дело в том, что фаза активного внимания ребёнка до полутора лет составляет всего порядка четырёх минут, и только к трём годам увеличивается до 20. Но даже в эти мизерные временные отрезки необходимо читать ребёнку, хотя бы короткие стихи и сказки. Так вы посеете в дошколятах семя любви к книгам.
  2. Покажите, как важно уметь читать в реальной жизни . Когда малыш освоил буквы, нужно продемонстрировать ему, что чтение - это увлекательно и полезно. Назидания бессмысленны: читай и вырастишь умным. Превращайте чтение в игру! Например, дайте ребёнку самостоятельно прочитать меню в кафе («Найди, есть ли здесь твой любимый шоколадный кекс») или вывески на домах («Мы придём, когда будем на улице Пушкина»).
  3. Предоставьте детям свободу выбора . Вообразите: мама купила ребёнку новенькую красивую книгу, а он несёт ей зачитанную до дыр «Муху-Цокотуху». Что будет правильным: спрятать уже порядком надоевшую взрослому старую книгу и настоять, чтобы ребёнок посмотрел новую? А может быть снова (пусть и в сто первый раз) прочитать то, что так нравится ребёнку? Вероятно, второе. Страсть к многократному перечитыванию естественна для детей, и обычно к 8 годам проходит сама собой. Если вы возьмёте на себя роль цензора и будете строго фильтровать, что читать, а что не читать ребёнку, вряд ли он вообще будет это делать. Даже когда в подростковом возрасте ребёнок станет зачитываться историями про инопланетян, старайтесь спокойно относиться к его текущим литературным пристрастиям. Ведь в конечном итоге любая книга полезна. Вкусы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.
  4. Формируйте читательские привычки . У многих людей есть триггеры, благодаря которым они получают двойное удовольствие от чтения. Кто-то любит проводить пальцами по каждой новой странице, потому что так делала мама, а кто-то не мыслит знакомство с произведением без стакана молока, как в детстве. Помогите ребёнку сформировать свои собственные ритуалы. Например, попробуйте почитать с ним в ванной или возьмите за правило обсуждать каждую прочитанную книгу. Последнее, возможно, подтолкнёт его в будущем искать читающих друзей.
  5. Подавайте личный пример . Чем чаще ребёнок будет видеть вас за чтением, тем охотнее сам будет брать в руки книги. В нечитающих семьях дети очень быстро понимают: «Мама и папа не читают, и у них всё хорошо, зачем мне читать?» или «Маме с папой некогда читать, я тоже хожу в школу и на секцию, значит, мне тоже некогда, можно не читать». Ребёнок должен видеть пример - держите книгу в руках хотя бы 15 минут в день.

Ещё больше практических рекомендаций Ольги Гвинджилии вы получите на курсе Фоксфорда « ». На нём Ольга Витальевна, педагог с 30-летним стажем, будет говорить о том, как сегодня изменился круг детского чтения, что лучше читать детям и с детьми.

Вы узнаете, как связаны возраст ребёнка и круг чтения, как подбирать книги, почему нужно обязательно читать стихи, зачем читать вслух и многое другое.

Среди моих подруг с детьми нашлась только одна мама, дочка которой читает так же, как мой сын. И дочь подруги, и мой сын совсем не из тех детей, которых посадил рисовать – они рисуют или которые предпочтут тихий досуг подвижным играм. Оба общительные, активно занимаются спортом, да и вообще с трудом сидят на месте. Я обращаю на это внимание потому, что часто слышу: «Мой такой подвижный – его за книжку не усадить!» Не в этом дело.

Мы с подругой поразмышляли, что мы могли сделать, чтобы наши дети так любили читать. Это только личный опыт, а не готовая инструкция, с помощью которой вы воспитаете любовь к чтению у любого ребёнка.

С чего начинать прививать любовь к чтению

Начинать учить ребёнка читать можно тогда, когда он к этому готов. Дочка подруги стала читать в 3 года, мой сын в 5 лет, но проявлять интерес к настоящим книгам ребёнок начал только около 6 лет. Если малыш научился читать в 3 года, это не значит, что он сразу будет зачитываться. В этом возрасте детям интересен сам процесс, а не содержание. До 5–6 лет предлагайте ребёнку чтение написанных вами фраз или очень коротеньких рассказов. Дети обожают самодельные книжечки про них самих или про то, что происходит вокруг.

Значим переход от чтения книг вслух к самостоятельному чтению. Если вы уже читаете малышу, для него будет естественным начать читать самостоятельно, когда придёт время. Поэтому с самого раннего детства создайте ритуал чтения, например, перед сном. В нашей семье после вечерней ванны сын ложился в кровать и слушал, как мы читаем. Такой ритуал был введён очень рано – с года. Когда сын начал читать самостоятельно, мы предлагали ему почитать 5 минут для нас, а после – папа продолжал читать вслух.

Подруга с читающей дочкой рассказала, что она несколько раз была занята уборкой после ужина, и потому просто сказала дочери: «Почитай сама, ты же теперь умеешь, а я закончу дела и продолжу». Девочка так увлеклась самостоятельным чтением и была так горда, что перестала просить читать ей перед сном, а читала сама.

Любовь к чтению у детей: какие книги выбрать

Не выбирайте для первого чтения серьёзные обучающие книги, лучше прочтите их ребёнку вслух. Выбирайте небольшие, желательно смешные рассказы с простым понятным сюжетом.

Когда ребёнок читает уже более-менее бегло, лучшее, что вы можете сделать – доверить выбор книг ему самому. Будьте готовы, что ваш выбор может не совпадать с выбором сына или дочери. Но строгая цензура со стороны взрослых вряд ли приведёт к положительным результатам. Единственным нашим ограничением должна стать возрастная пометка. Хотя и тут не проявляйте излишней строгости: да, ребёнку 6 лет не подойдут книги для подростков, но если на книжке написано 8–9 или, наоборот, 4–5 лет, то почему бы не попробовать, если она привлекла внимание?

Мой сын множество раз выбирал неподходящие на мой взгляд произведения, но читал их взахлёб, а потом добирался и до подходящих. Я подумала, что мне бы не хотелось, чтобы кто-то стоял у меня за спиной в книжном магазине, комментируя мой выбор, поэтому старалась не тревожить ребёнка.

Ещё одной страстью сына стали комиксы. Дети, привыкшие рассматривать картинки, с лёгкостью и интересом читают несколько фраз, сказанных персонажами.

Воспитание любви к чтению: где брать книги

Как можно раньше запишитесь в обычную районную библиотеку, поход в которую может стать настоящим праздником для ребёнка, даже если взрослые не видят в нём ничего особенного. Мы выбрали определённый день, в который обязательно посещаем библиотеку, и даже моя младшая трёхлетняя дочка обожает этот традиционный день. Сын берёт 3–6 небольшие книги и прочитывает их за неделю.

Но покупать книги тоже стоит. Детям важно видеть собственную домашнюю библиотеку, собранную постепенно и с любовью. В книжные магазины лучше ходить вместе с ребёнком, чтобы он мог взять понравившийся экземпляр в руки и посмотреть картинки.

Если у сына или дочки есть читающие друзья, предложите им обмениваться книгами. Мы несколько раз организовывали встречи книжного клуба, которые очень нравились детям: они собирались в одном из домов и обменивались книжками, а потом играли. Такой обмен можно организовать ещё до того, как дети научились читать самостоятельно. Так они с самого раннего детства будут видеть, что книги могут стать предметом обсуждения и встреч и что ими приятно делиться и обмениваться.

Книги также можно получать в подарок. Сын уже привык, что это замечательный подарок, и радуется, когда получат новую. Я обычно прошу дарителя подписать книгу. Тогда каждый раз, открывая её и обнаруживая пожелание, мы вспоминаем, от кого получили подарок.

Если вы думаете, что мой сын уходит из комнаты, где работает телевизор с мультфильмами, или отказывается от компьютерной игры в пользу книжки, вы ошибаетесь. К моему глубокому сожалению, он всегда предпочтёт экран. Также если сын встанет перед выбором между книгой и детской площадкой, футбольным матчем с друзьями или прогулкой на велосипедах, то чтение не окажется на первом месте. Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок читал, у него должно быть время. И не 15 минут перед сном и ещё 15 между музыкой и танцами. У него должно быть время, когда ему станет скучно и он сам выберет новую книгу и поймёт, что она – лучшее лекарство от скуки.

Так что наш вывод очевиден: у ребёнка должно быть свободное, ничем не занятое время дома. И чем больше вы ограничите экранное время, тем больше его останется на чтение.

Как мотивировать любовь к чтению

Я никогда не ожидала, что мой сын будет столько читать. Он мне казался слишком непоседливым для этого. Поэтому я не придумывала никакой специальной мотивации.

Однако сейчас понимаю, что неосознанно мы мотивировали детей, придавая особую значимость чтению и книгам. Дома достаточно большая библиотека. Раньше и я, и муж очень много читали, сейчас – меньше, но если я взялась за чтение, то не могу оторваться. Сын много раз видел меня с книгой в руках и с лицом, говорящим: «Пожалуйста, не трогайте меня, пока я не закончу, мне так интересно!». Последнее время я специально читаю при детях. Когда они подходят ко мне, я показываю, сколько осталось до конца главы, и прошу не беспокоить, пока не закончу. Так я подчеркиваю важность занятия.

Посещение книжного магазина для всех нас становится маленьким праздником. Мы не идём «за покупками», а всей семьёй идём «покупать книги» и покупаем сразу несколько произведений для всех членов семьи. Так как обычно мы выбираем выходной день, после книжного мы заходим в кафе, там открываем и рассматриваем покупки.

Даже поход в библиотеку стал для нас особенным днём. Мы прогуливаемся пешком или едем туда на самокатах. По пути обратно я покупаю детям небольшие игрушки в киоске. Поход за книгами превращается в настоящий праздник!

И, конечно, я постоянно говорю детям, как здорово почитать книгу и как я рада, что сын читает так много. Рассказываю всем родственникам, друзьям и знакомым при сыне, что горжусь им. И да, я знаю, что для любого человека чтение – это уже лучшая награда, но всё равно не могу перестать радоваться и говорить об этом!

Прим. редакции: Если вы не знаете, какую книгу предложить малышу для первого самостоятельного чтения, рекомендуем серию

Каждый родитель мечтает вырастить из своего ребенка самого талантливого, умного, эрудированного и воспитанного человека, который станет достойным членом социума. В современных условиях, когда конкурентоспособность среди профессионалов различного уровня высока, родители начинают развивать своего ребенка с пеленок. И чтение играет в этом деле важнейшую роль.

Зачем нужно чтение современным детям

В мире, где информационные технологии галопом бегут вперед, современные способы восприятия информации меняются так стремительно, что мы просто не успеваем за ними. Всего 20 лет назад человек получал большую часть новостей и информации посредством книги, журналов и газет. Тогда чтение было неотъемлемой частью любого уважающего себя человека. Чтение было единственным доступным способом познания мира.

Что же мы видим сегодня? Интернет, аудиокниги, видеоматериалы, интерактивные программы и приложения заменяют нам книги, и вполне неплохо. Сегодня читающий бумажную книгу ребенок – скорее исключение, чем правило. Но так или иначе, нужно прививать ребенку любовь к чтению – пусть это будет бумажная или электронная книга – дайте малышу право выбора. Он должен научиться не просто читать, а искать и получать нужную информацию, анализировать ее, уметь правильно ею пользоваться.

Польза чтения

Несмотря на обилие информации, которую мы получаем извне, у книг есть несколько весомых преимуществ.

  1. Книга развивает словарный запас человека. В быту мы не используем большого количества слов, о которых узнаем из книг. Более того, зачастую нам не приходится искать значения нового слова в словаре, поскольку практически всегда смысл понятен из контекста. Читая книги различных жанров, ребенок значительно обогащает свою речь.
  2. Книги помогают нам общаться. В отличие от просмотра телевизора или видеороликов, книги невольно заставляет проговаривать слова, которые мы видим. Это позволяет лучше их усваивать и впоследствии применять в жизни. Навыки коммуникации позволяют лучше адаптироваться в обществе, заводить друзей и т.д.
  3. Многие литературные произведения учат ребенка моральным ценностям. Начиная с самых простых сказок малыш понимает, что нужно быть честным, дружелюбным, храбрым и добрым. А вот злые и коварные герои непременно получат по заслугам.
  4. Книга дает ребенку возможность интересного, полезного и приятного времяпровождения. Малыш должен понимать, что насладиться можно не только мультфильмом и вкусным мороженым, но и прочитанными страницами любимой книги.
  5. Книга очень полезна для детского мозга. Она тренирует память, развивает внимательность и кругозор, улучшает грамотность устной и письменной речи. Многие грамотные люди признаются, что пишут без ошибок не потому, что подчиняются правилам русского языка, а просто интуитивно. На самом деле, это так называемая визуальная грамотность. Если человек много раз видит в книге, как пишется то или иное слово, он вряд ли напишет его с ошибкой.
  6. Хорошая книга – это не только способ познания окружающего мира, но и себя самого. В книгах представлены самые животрепещущие на все времена темы – проблема отцов и детей, проблема идентификации личности («Тварь ли я дрожащая или право имею?»). Многие произведения классической литературы помогают понять философию жизни.
  7. Кроме всего этого, книга помогает успокоиться, она отвлекает от дурных мыслей, помогает справиться со стрессом. Люди, регулярно читающие книги, реже подвержены депрессиям – это научно доказанный факт.

Однако все эти побочные эффекты от чтения могут быть неинтересны вашему ребенку. И все ваши старания разобьются о простое нежелание брать книгу в руки. Как же привить ребенку любовь к чтению? Именно привить, а не заставить ребенка читать. Психологи говорят, что это можно сделать до 10 лет. Позже у человека формируются прочные привычки иного способа получения информации. А вот до 10 лет можно заинтересовать ребенка книгой так, что он пронесет полезную привычку через всю жизнь.

Вот несколько практических советов, которые помогут вам привить ребенку любовь и уважение к книге.

  1. С самого раннего возраста начинайте читать ребенку книги. И пусть он еще не будет понимать смысла многих слов, малышам нравится слушать мамин голос, ритмично повторяющий одни и те же фразы. А если книга дополнена яркими картинками и мама с удовольствием поясняет все, что прочитано – малыш будет в восторге от совместного чтения.
  2. На чтение нужно выделять совсем немного времени, но каждый день. В вихре ежедневных дней найдите 10-20 минут для того, чтобы почитать ребенку книгу. Обычно это делается перед сном, когда малыш более менее спокоен и настроен на процесс.
  3. Приучайте ребенка ходить в библиотеку. И пусть дома есть электронные аналоги той или иной книги, не откажите себе в удовольствии пролистать реальные бумажные страницы, вдохнуть запах свежей типографской краски, поводить вместе с ребенком пальчиком по строчкам. Кроме того, в библиотеке вы можете выбрать любую книгу от фантастики до детективов. К тому же, вам не придется за это платить.
  4. Давайте ребенку личный пример – это очень важно. Дети вряд ли будут чистюлями, если видят дома постоянный бардак. Вы не сможете приучить ребенка к занятиям спортом, если сами все время лежите на диване. Точно так же и с книгой. Если ребенок видит постоянно читающих маму и папу, он понимает, что книга – это обыденный, естественный и абсолютно необходимый каждому человеку предмет. Он будет воспринимать чтение как способ познания информации, как способ развлечения и психологической разгрузки.
  5. Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он перескакивает со страницы на страницу или множество раз просить перечитать одну и ту же книгу. Позвольте ребенку читать так, как ему этого хочется. Любые запреты могут вызвать отвращение к процессу.
  6. Если вы хотите, чтобы малыш прочел ту или иную книгу, не нужно говорить – вам задали это произведение в школе, ты должен это прочесть. Слово «должен» ассоциируется с чем-то необходимым и нелюбимым. Лучше скажите малышу, что в детстве это была ваша любимая книга, вы очень любили ее главного героя. Или напомните о том, что эту книгу написал тот же автор, рассказы которого ему понравились в прошлый раз. Такая мотивация будет более успешной.
  7. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужно оградить его от других процессов, которые убивают его свободное время. Это телевизор и компьютер. Да, там могут быть развивающие программы и приложения, которые способствуют улучшению памяти и мышления, однако их очень мало. Телевизоры развивают пассивность мышления, это давно доказанный факт. Поэтому любимые мультфильмы, телепередачи и социальные сети должны быть дозированы. Тогда останется время и на чтение книг.
  8. Обсуждайте с ребенком прочитанное. Тогда и читать в следующий раз будет гораздо интереснее. Спросите свое чадо, разделяет ли он чувства главного героя, что его удивило или возмутило.

Эти простые правила помогут вам не только привить ребенку любовь к чтению, но и сделать книгу главным помощником и другом вашего чада.

Выбор книги – это одно из важнейших условий для того, чтобы не отбить у ребенка желание читать. Дети быстро отвлекаются и не смогут осилить 10 страниц живописного описания природы. Сюжет должен быть лаконичным, интересным и стремительным.

Деткам первых трех лет жизни можно читать стихи Агнии Барто. Они очень ритмичные и простые, легко запоминаются малышами. Очень хороши русские народные сказки. Простые повторения и цикличность сюжета (тянем-потянем, встреча колобка с разными животными) очень нравятся малышам. Детки первых лет жизни с удовольствием слушают песню колобка, даже если он поет ее в течение сказки 2-3 раза. Для детей раннего возраста очень интересны сказки Корнея Чуковского. Они написаны легким и простым слогом, очень интересные и увлекательные.

Со временем, когда ребенок подойдет к школьному возрасту и начнет читать самостоятельно, его можно познакомить с более серьезными книгами. Малышам младшего школьного возраста можно посоветовать Приключения Буратино, Незнайка в солнечном голоде, Пеппи длинный чулок, Приключения Тома Сойера. Если есть возможность почитать книгу и посмотреть фильм – сделайте сначала первое. Книга развивает воображение, позволяет самостоятельно выдумать образ. А потом уже можно сравнить представленный в голове образ с экранным.

Для детей более старшего возраста (после 10 лет) можно посоветовать такие книги, как Маугли, Королевство кривых зеркал, Волшебник Изумрудного города, Старик Хоттабыч, Денискины рассказы. Эти произведения отличаются более сложным сюжетом, диалоги длинные и наполнены смыслом.

Интересная книга – это очень и очень важно. Если малыш увлечется, его не надо будет заставлять читать – он сам не сможет отказаться от интересного процесса. Поэтому подбирая книгу для детского чтения, будьте уверены в ней на все 100%.

Что делать, если ребенок наотрез отказывается читать

Есть детки, которые не прочитали в своей жизни ни одной книги самостоятельно. Чтобы исправить такое категорическое мнение ребенка, психологи советуют использовать следующий прием. Однажды положите под подушку крохи небольшую записку, что-то вроде «Я – сказочная фея (или добрый гном)». Далее можно написать, что малыша ждет подарок в определенном месте. Дайте ребенку возможность прочитать записку самостоятельно – без вашей помощи. Ребенок поймет, что записанные вещи могут быть очень интересными. Можно продолжить игру, каждый раз увеличивая размер письма. Для этого можно написать от имени феи, что она хотела подарить ребенку игрушку или конфету, но видела, как он разбил мамину вазу. Письма могут быть разными, главное, они должны быть интересными. Таким образом можно привить ребенку любовь к чтению.

Ни в коем случае не говорите – будешь плохо себя вести, заставлю читать 20 страниц. Ребенок будет воспринимать это как наказание. Лучше скажите, если получишь пятерку, мы с тобой почитаем новую книгу. Ребенок будет предвкушать чтение и будет воспринимать книгу, как награду.

Книга и способность дружить с нею – высокий дар, который помогает человеку наполнить пустой сосуд жизни. Читая книгу, мы можем разобраться в себе, узнаем много нового, развиваем мозги, душу и характер. Читайте книги и прививайте детям любовь к чтению. И тогда вы можете быть спокойны за эмоциональное развитие собственного чада.

Видео: как научить ребенка читать

В современном мире жить, не умея читать, невозможно. Благодаря книгам человек расширяет свои возможности, получает новые знания, приобретает социальный опыт, узнает себя и пытается понять других. Любовь к чтению повышает уверенность в своих силах, уровень грамотности и словарного запаса, развивает воображение и креативность, расширяет кругозор и формирует мировоззрение. Конкурс юных чтецов “Живая классика” является одним из способов популяризации детского чтения. А что кроме участия в литературном проекте может привить любовь к чтению? Способами делится детский писатель Анна Гончарова.

Читать вместе с ребенком

Когда малыш еще не знает, как складывать из букв слова, но взрослые регулярно дарят ему волшебство чтения, ребенок постепенно влюбляется в книги. Читать вслух можно по-разному – малышу перед сном или после обеда. Вместе с ребенком, когда он осваивает грамоту. Не бойтесь читать вслух школьнику – совместное чтение помогает легче усвоить школьную программу, сближает вас с ребенком и укрепляет любовь к книгам. Обязательно устраивайте семейные чтения – пусть каждый член семьи читает по очереди небольшой отрывок истории.

Читать самим

Сложно увлечь ребенка тем, чем мы сами не увлечены. Важно, чтобы дети регулярно видели вас с книгой. Вспомните, что давно хотели прочесть, откройте вновь любимые произведения. Читайте перед сном, днем, в дороге. Пусть ваш пример показывает, что книги – естественная, важная и приятная часть жизни.

Ходить в «книжные» места

Есть множество мест, где книги – самое главное. Библиотеки, книжные магазины, выставки-ярмарки и литературные фестивали. В современных библиотеках устраивается множество акций. Там знают о книгах все. И конечно, помогут увлечь детей литературой. Посещайте с ребенком книжные магазины, там не только продаются книги, но и устраиваются встречи с писателями. При любой возможности ходите на книжные ярмарки и фестивали – грандиозные события, объединяющие авторов, художников, издательства и читателей.

Говорить о книгах

Обсуждайте с ребенком книги. Что он понял, что узнал, о чем задумался? Что ему понравилось, а что – нет? Чем он похож или отличается от героев? Это поможет вам лучше его понять и стать ближе. Говорите о прочитанных вами произведениях с родными и близкими, делитесь эмоциями, вспоминайте любимые книги и истории из жизни авторов. Пусть «книжные» разговоры будут естественной потребностью – не менее важной, чем обсуждение погоды на улице и еды на ужин.

Подбирать литературу, которая понравится вашему ребенку

Если ребенок не любит читать, скорее всего, он просто еще не нашел «свою» книгу. Предлагайте ему различные жанры и разных авторов. Не понравился познавательный рассказ – пусть попробует детектив или фантастику. Возможно, через полчаса вы не сможете дозваться его обедать – он будет в удивительном мире искать с героями сокровища или лететь на космическом корабле.

Выбирать книги вместе с ребенком

Не только сами выбирайте книги для ребенка, но и предоставьте это ему. Даже если он совсем маленький, придя в магазин или библиотеку, позвольте ему заинтересоваться обложкой или картинками. Дети больше ценят то, что выбирают сами. Возможно, вы и не предполагали, что вашему школьнику нравятся скандинавские мифы, а он уже читает о Торе и Одине в Интернете. Но искать информацию – совсем не то же самое, что читать хорошую книгу. Учите детей выбирать любимую литературу.

Делать из чтения праздник

Чтение должно приносить радость. Пусть каждая новая книга становится событием. Ни в коем случае не наказывайте чтением: «Ты получил двойку – иди читай книгу!» Мотивируйте: когда ты дочитаешь, пойдем на спектакль или посмотрим экранизацию. Радуйтесь приходу книги в дом – можно даже устроить почетное место для новой жительницы книжной полки.

Дарить книги родным и друзьям

Пусть это станет нормой. Выбирайте книжные подарки на Новый год или дни рождения. Выясните, что любит читать лучший друг вашего ребенка или его мама. Упакуйте презент в красивую бумагу, перевяжите ленточкой. Ведь лучший подарок – книга!

Организовать в доме уютное место для чтения

Выберите удобное, хорошо освещенное место в доме. Оно должно быть достаточно уединенным. Читать гораздо легче, когда вокруг тихо, буквы хорошо видны, а сидеть комфортно и уютно. И если ребенок читает – отвлекать его запрещено!

Установить «книжное» правило

Придумайте особое время в выходной день, когда все откладывают свои дела и занятия и хотя бы на пятнадцать минут берут в руки книги. А возможно, у вас будет особое правило – после девяти вечера детям нельзя пользоваться планшетами или смотреть телевизор, но можно читать. Причем столько, сколько захочется.

Придумать ритуал, связанный с книгами

Книжных ритуалов может быть множество – от чаепития после семейного чтения до гадания на свежепрочитанной книге. Приготовьте любимое блюдо героя – скажем, тефтельки от Карлсона. Оденьтесь в стиле эпохи прочитанной истории. Целый день изображайте героев произведения. Нарисуйте вместе иллюстрацию или придумайте продолжение. Пусть вам помогут фантазия и творческое мышление – ведь, как мы уже знаем, у тех, кто любит читать, эти качества отлично развиты.

Загрузка...