musings.ru

Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни Текст

Скачать книгу “Мир в каждом шаге” можно тут

Мой отзыв о книге тут:

14 заповедей от Тит Нат Хана

1- Не будь поклонником и не ограничивайся какой-либо доктриной, теорией или идеологией. Все системы взглядов – есть лишь руководство к действию, они не являются абсолютной истиной.

2- Не думай, что знания, которыми ты сейчас обладаешь, неизменны, что это абсолютная истина. Не будь таким узконаправленным и ограниченным своими сегодняшними взглядами. Учись и практикуй непривязанность к взглядам для того, чтобы быть открытым для приобретения новых точек зрения. Правда обретается в жизни, а не в концепциях. Будь готов учиться всю свою жизнь и наблюдать реальность в себе и вокруг все время.

3- Не заставляй других людей, включая детей, принять твои взгляды, чего бы они ни касались, власти, развлечений, денег, пропаганды или даже образования. Тем не менее, через сострадательную беседу помогай другим избегать фанатизма и узости взглядов.

4- Не избегай боли и не закрывай глаза перед страданием. Не теряй осознание того, что в мире существует страдание. Всеми способами, включая общение и путешествия, ищи возможность быть с теми, кто страдает. Таким образом, пробуждай себя и других к реальности страдания в мире.

5- Не накапливай богатство, в то время, как миллионы людей в мире голодают. Не делай целью своей жизни славу, выгоду, богатство или чувственные удовольствия. Живи просто и дели время, энергию и материальные средства с теми, кто нуждается в этом.

6- Не поддерживай в себе гнев или ненависть. Учись понимать и преобразовывать их, пока они еще содержатся в твоем сознании. Как только гнев или ненависть придут, направь свое внимание на дыхание, чтобы увидеть и понять сущность человека, который стал для тебя причиной этих чувств.

7- Не теряй себя в окружении. Практикуй осознанное дыхание, чтобы вернуться к тому, что происходит в настоящий момент. Будь в контакте с удивительным, освежающим и целительным внутри и вокруг тебя. Сей семена радости, мира и понимания в себе для того, чтобы облегчить преобразования в глубине своего сознания.

8- Не произноси слов, которые могут создать диссонанс и прервать общение. Старайся сгладить и разрешить все конфликты, даже самые маленькие.

9- Не говори неправды в личных интересах или чтобы произвести впечатление на других людей. Не произноси слов, которые могут вызвать разлад в отношениях и ненависть. Не распространяй новости, в которых ты не уверен. Не критикуй и не осуждай вещи, в которых ты не уверен. Всегда говорит честно и по существу. Имей храбрость говорить о несправедливых ситуациях, даже если это может угрожать твоей безопасности.

10- Не используйте религиозную общину в личных интересах или для получения прибыли, и не превращай ее в политическую партию. Однако, религиозная община должна занять четкую позицию, противостоящую насилию и несправедливости и должна стремиться изменить ситуацию. не вовлекаясь в партизанскую борьбу.

11- Не занимайтесь деятельностью, которая вредит людям и природе. Не поддерживайте фирмы, которые препятствуют нормальной жизни других людей. Вы берите для себя занятие, которое поможет вам воплотить ваш идеал сострадания.

12- Не убивайте. Не позволяйте другим убивать. Всеми возможными способами старайтесь защищать жизнь и предотвращать войну.

13- Не владейте ничем, что принадлежать другим. Уважайте собственность других людей, но не позволяйте им обогащаться через человеческие страдания или страдания других существ.

14- Не вредите своему телу. Научитесь обращаться с ним с уважением. Не смотрите на ваше тело только как на инструмент. Сохраняйте жизненные энергии для исполнения Пути. Сексуальное самовыражение не должно происходить без любви и преданности. В сексуальных отношениях осознавайте возможность возникновения страдания в будущем. Чтобы сохранить счастье других людей, уважайте их права и привязанности. Полностью осознавайте ответственность за новые жизни, приходящие в мир. Медитируйте о мире, в который вы приносите новые жизни.

Об авторе

Тит Нат Хан - дзен-буддийский монах из Вьетнама, настоятель буддийского медитативного центра, автор более 100 книг по буддизму, медитации и осознанности. Родился в 1926 году. Занимался благотворительностью и социальной деятельностью в Хошимине, преподавал в ведущих американских университетах, выдвигался на получение Нобелевской премии мира. В 2014 году попал в список 100 самых влиятельных духовных лидеров под номером 4 (после Далай-ламы, Экхарта Толле и папы римского Франциска). Также попадал в ТОП-3 этого рейтинга в предыдущие годы.

В настоящее время Тит Нат Хан живет во Франции в коммуне Plum Village, настоятелем которой он является.

Цитаты из книги “Мир в каждом шаге”

Слова Далай-Лама

«Вначале мир должен возникнуть в душе каждого из нас. И я верю, что любовь, сострадание и альтруизм - его основа. Если вы избрали указанный путь, то «Мир в каждом шаге» - ваш путеводитель». Далай-Лама

Великий Тит Нат Хан

Мартин Лютер Кинг был так тронут поступками Тит Нат Хана, что выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама».

Улыбка как у одуванчика

Медитации при ходьбе

Прочувствуйте контакт подошв с Землей. Идите, словно целуя ногами Землю. Мы принесли Земле столько страданий - пришла пора позаботиться о ней. Мир и спокойствие, выращенные внутри нас, мы приносим на поверхность Земли.

И напоследок один отзыв, который раскрывает суть:

Несмотря на все регалии автора, не сказала бы, что книга полна каких-то откровений. По крайней мере, для себя я ничего нового, кроме разве что, дыхательной медитации на каждый день, не нашла. «Живите осознанно, будьте благодарны, творите добро, помните о бедных и несчастных» ну и тому подобные истины. Рекомендовала бы я ее разве что для детей или подростков. Если в начале книги еще можно найти что-то полезное, то вторая половина – сплошь критика существующего режима и описание тяжелой жизни в странах третьего мира.

Дзен-буддийский монах, поэт и прозаик, настоятель буддийского медитативного центра, автор бестселлеров на тему самопознания и саморазвития. Он был выдвинут на соискание Нобелевской премии Мира, дважды удостоен аудиенции Папы Римского Павла VI и читал совместные публичные лекции с Мартином Лютером Кингом. Книга этого человека снискала положительные отзывы и восхищение Далай-Ламы, а также миллионы почитателей по всему миру. Речь идет о книге «Мир в каждом шаге . Путь осознанности в повседневной жизни» и ее авторе Тит Нат Хане.

Эта книга будто состоит из напоминаний, спрятанных внутри каждого человека истин, которые просто нужно отыскать. Методика автора основана на принципах осознанного дыхания и дает первые результаты практически сразу. Четкое руководство, которое получает читатель, доступно к применению, и выполнение описанных в книге практик приводит к поистине удивительным результатам.Методы, которые предлагает Тит Нат Хан, доступны каждому и гениально просты. Книга ведет к умиротворению, спокойствию, самопознанию, она будто говорит: мир существует внутри нас. Осознавать все, что делаешь: каждый шаг, вдох, выдох - осознавать и наслаждаться - это и есть мир.

Уникальность учения Тит Нат Хана в том, что медитация в его понимании не требует напыщенных ритуалов, абсолютного уединения или какого-то очищения… Монах учит нас находить мир, покой и осознанность в повседневных вещах, в стандартных, а порой даже стрессовых ситуациях. Книга состоит из трех частей, постепенно подводящих того, кто открыл ее, к новому пониманию счастья и благополучия, приближая к духовному совершенству.

Тит Нат Хан предлагает читателю другую картину мира. В стремительно меняющихся условиях современности он открывает нам глаза на вещи с совсем другой стороны, что поражает и привлекает одновременно. Она не только о том, как найти мир внутри себя, но и о том, как прийти к гармонии с окружающим миром, с окружающими нас людьми. Причем ответ на самые сложные жизненные вопросы всегда рядом - стоит лишь протянуть руку.

Книга «Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни» - своего рода путеводитель для тех, кто ищет себя. Ее стоит прочесть всем, кто хоть раз задумывался о вопросе истинного счастья и благополучия, кто жаждет достигнуть мира и спокойствия. Тит Нат Хан преподносит человечеству бесценный дар, к которому просто нужно протянуть руку. Он дарит нам истину, которая доступна каждому. Каждому, кто захочет ее постигнуть.

Нат Хан Тит

Мир в каждом шаге. Путь осознанности в повседневной жизни

Thich Nhat Hanh

PEACE IS EVERY STEP

The Path of Mindfulness in Everyday Life

Научный редактор Ольга Турухина


Издано с разрешения Random House, a division of Penguin Random House LLC и литературного агентства Nova Littera SIA


Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Thich Nhat Hanh, 1991. All rights reserved This translation is published by arrangement with Bantam Books, an imprint of Random House, a division of Penguin Random House LLC

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Осознанность

Марк Уильямс и Дэнни Пенман


Осознанная медитация

Видьямала Берч и Дэнни Пенман


Стрессоустойчивость

Шэрон Мельник

Предисловие

Хотя попытки принести мир на землю через внутреннее изменение каждого человека трудны, это единственный путь к цели. Так я говорю везде, где оказываюсь, и радуюсь, когда вижу понимание среди непохожих друг на друга людей. Вначале мир должен возникнуть в душе каждого из нас. И я верю, что любовь, сострадание и альтруизм – его основа. Только тогда мы способны создавать атмосферу мира и гармонии вокруг себя. Она окружает нашу семью, знакомых, а в итоге – весь мир.

Если вы избрали указанный путь, то «Мир в каждом шаге» – ваш путеводитель. Тит Нат Хан начинает с обучения внимательности к дыханию и осознанию всех небольших действий, которые мы совершаем в повседневной жизни, а затем показывает, какие преимущества для преодоления и исцеления трудных психологических состояний человека дают осознанность и сосредоточенность. Наконец, Тит Нат Хан показывает связь между личным, внутренним миром – и миром на Земле. Это очень полезная книга. Она способна изменить жизнь отдельных людей и целого общества.

Далай-лама* * *

Сегодня утром, когда я медленно и осознанно прогуливался по зеленой дубовой роще, на горизонте восходило сияющее, красно-оранжевое солнце. Оно сразу вызвало в памяти образы Индии: там в позапрошлом году мы вместе с Тит Нат Ханом посещали места, где проповедовал Будда. Как-то раз, по дороге к пещере возле Бодх-Гаи, мы остановились в поле, окруженном рисовыми плантациями, и вспомнили стихотворение:

Мир в каждом шаге.
Лучистое красное солнце – это мое сердце.
Каждый цветок улыбается вместе со мной.
Как зелено и свежо все растущее.
Как прохладен ветер.
Каждый шаг – это мир.
Он направляет нас по бесконечной тропе к счастью.

В этих строках суть послания Тит Нат Хана: мир не существует вне нас, его нельзя найти или получить. Жить осознанно, замедляясь и наслаждаясь каждым вдохом, – это и есть мир. Он присутствует в каждом шаге, и если мы пойдем по такому пути, то под нашими стопами станут расцветать цветы, улыбаясь нам и желая счастливой дороги.

Я познакомился с Тит Нат Ханом в 1982 году на нью-йоркской конференции Reverence for Life. Я был едва ли не первым американским буддистом на его жизненном пути, и его поразило, что я выгляжу, одеваюсь и до некоторой степени действую так же, как послушники, с которыми он уже двадцать лет занимался во Вьетнаме. На следующий год мой учитель Ричард Бейкер Роси пригласил его посетить наш центр медитации в Сан-Франциско, и он с радостью откликнулся. Так начался новый этап в удивительной жизни смиренного монаха, в котором Бейкер Роси увидел свойства «облака, улитки и высокоорганизованного разума, способного обрести подлинный религиозный опыт».

Тит Нат Хан родился в центральной части Вьетнама в 1926 году. Он принял монашество в 1942 году в возрасте шестнадцати лет. Всего восемь лет спустя он стал сооснователем Ан-Куанга – буддийского института, центра духовной жизни Южного Вьетнама.

В 1961 году Тит Нат Хан отправился в Соединенные Штаты, чтобы учиться и преподавать сравнительное религиоведение в Колумбийском и Принстонском университетах. Но в 1963-м ему пришла телеграмма от вьетнамских монахов с просьбой вернуться домой и помочь им противостоять войне, разразившейся после падения режима Нго Динь Зьема. Он немедленно вернулся на родину и стал одним из руководителей едва ли не величайшего мирного движения сопротивления ХХ века, полностью основанного на идеях Махатмы Ганди.

В 1964 году совместно с группой университетских профессоров и студентов Тит Нат Хан основал во Вьетнаме Молодежную школу социальных услуг. Американские СМИ окрестили ее «маленьким Корпусом мира». Ее последователи отправлялись в провинцию и основывали там школы и больницы, а впоследствии восстанавливали разбомбленные деревни. К моменту падения Сайгона в работе школы были задействованы более десяти тысяч монахов, монахинь и социальных работников. В том же году Тит Нат Хан помог основать издательство La Boi Press, ставшее впоследствии одним из лучших в стране. Он издал ряд книг, а также работал главным редактором официального печатного органа Объединенной буддийской церкви. Оба эти канала Тит Нат Хан использовал, чтобы призвать все стороны вьетнамского конфликта к миру. Неслучайно он постоянно испытывал давление цензуры обеих враждующих сторон.

В 1966 году по настоянию монашеской общины он принял приглашение Fellowship of Reconciliation и Корнелльского университета и приехал в США, «чтобы рассказать о чаяниях и страданиях вьетнамского народа, лишенного права голоса» (газета New Yorker от 25 июня 1966 года). Его время было расписано по минутам: выступления, встречи… И везде он убеждал прекратить огонь и перейти к переговорам. Мартин Лютер Кинг был так тронут поступками Тит Нат Хана, что выдвинул его на Нобелевскую премию мира 1967 года, сказав: «Я не знаю никого более достойного Нобелевской премии мира, чем смиренный монах из Вьетнама». Во многом благодаря влиянию Тит Нат Хана Кинг и сам публично высказался против войны на их совместной пресс-конференции в Чикаго.

Томас Мертон, известный католический монах и мистик, впервые увидев Тит Нат Хана у себя в Гефсиманском монастыре под Луисвиллем, сказал ученикам: «Даже то, как он открыл дверь и вошел, свидетельствует о глубине его личности. Вот настоящий монах». Мертон написал статью «Брат мой Нат Хан». Она стала страстным призывом прислушаться к предложениям Тит Нат Хана о прекращении огня и поддержать его мирные инициативы. В Вашингтоне Тит Нат Хан встретился с сенаторами Джеймсом Фулбрайтом и Робертом Кеннеди, министром обороны Робертом Макнамарой и другими политиками, после чего отправился в Европу, чтобы пообщаться с несколькими главами государств и высшими духовными лицами католической церкви. В попытках добиться сотрудничества католиков и буддистов в деле прекращения войны во Вьетнаме он проявил такое упорство, что был удостоен двух аудиенций Папы Римского Павла VI.

В 1969 году по просьбе Объединенной буддийской церкви Вьетнама Тит Нат Хан отправил на мирные переговоры в Париже делегацию буддистов. После подписания мирного договора в 1973 году ему было запрещено возвращаться во Вьетнам, и он основал небольшую общину под названием «Сладкий картофель» в паре сотен километров к юго-западу от Парижа. В 1976–1977 годах Тит Нат Хан организовал кампанию по спасению терпящих бедствие в Сиамском заливе, но вынужденно прервал ее из-за враждебного отношения властей Таиланда и Сингапура. Следующие пять лет он пребывал в своей общине: медитировал, читал, писал, переплетал книги, возделывал сад и иногда принимал посетителей.

В июне 1982 года Тит Нат Хан посетил Нью-Йорк, а некоторое время спустя основал под городом Бордо Сливовую деревню – крупный ретритный центр для изучения духовных практик, расположенный среди виноградников и полей пшеницы, кукурузы и подсолнечника. С 1983 года он каждые два года предпринимал поездки в Северную Америку, где вел занятия по духовной практике и читал лекции, посвященные внимательности и социальной ответственности, ведущими к «созданию мира в тот самый момент, когда мы живем».

Хотя Тит Нат Хан не имел права посещать родную страну, по Вьетнаму распространялись самиздатовские копии его книг. Присутствие учителя также ощущалось благодаря последователям и коллегам по всему миру, исповедовавшим его учение и неустанно работавшим над улучшением положения бедствующего народа Вьетнама. Эти люди тайно снабжали едой нищие семьи и организовывали акции в помощь писателям, художникам и монахам. Они также оказывали материальную и духовную поддержку беженцам в лагерях Таиланда, Малайзии и Гонконга, в частности спасая их от насильственной репатриации.

«Хотя попытки принести мир на землю через внутреннее изменение каждого человека трудны, это единственный путь к цели».

Тит Нат Хан – вьетнамский дзен-буддийский монах. Однако в его книге абсолютно нет переизбытка религиозности, обо всех вещах рассказывается в применении к обычному человеку, не готовому тратить на медитации и прочие атрибуты большое количество времени. Произведение это было написано ещё в начале 90-х годов ХХ столетия, а добралось до нас только сейчас, но не потеряло своей актуальности. Не снижает её значимость и то, что многие вещи, в ней описание, далеко не новы, многим известны и до большинства из них можно дойти самостоятельно. Но периодически важно напоминать себе о чём-то подобном.

Тит Нат Хан призывает нас научиться ощущать сегодняшний момент. Современное общество стремится к умению ставить цели, строить планы на будущее, готовиться к жизни и ждать чего-то прекрасного, однако в погоне за этим не умеет хорошо жить. Не вернувшись в настоящее, невозможно восстановить связь с собственной жизнью. Необходимо ценить и ощущать каждый происходящий момент. Для воспитания в себе таких ощущений он предлагает практиковать осознанное дыхание (вдыхая, говорить себе, что вдыхаешь, выдыхая, что выдыхаешь), искреннюю улыбку.

Некоторые советы, ранее осмысленные и даже использовавшиеся, при восприятии с бумаги, заиграли другими красками. Например, подумать о чём-то очень приятном, чтобы заглушить неприятность, боль. Это отправило меня к трюкам в Гарри Поттере, там это было перенесено в волшебный мир, а на деле такое применимо и в реальности.

Однако книга учит нас не убегать от негативных эмоций, а осознавать их и перерабатывать в приятные. Много негатива появляется из-за того, что мы не достаточно понимаем других людей и ситуации. Понимая, мы начинаем любить. И такой процесс понимания других и различных масштабных событий просто необходим. Начать нужно с мира в себе и потихоньку распространять его на окружающую действительность. Только система может работать продуктивно, потому что всё-всё-всё в этом мире взаимосвязано. Только понимая себя, можно попробовать понять что-то более глобальное, и только понимая что-то глобальное, можно понять себя. И других.

«В нашем мире много людей, готовых броситься в атаку. Чего нам недостаёт, так это людей, готовых любить и не принимать ничью сторону, чтобы постичь всю полноту реальности».
И в заключении хотелось бы отметить вещи, к которым я давно пришла сама, здесь встретила снова и напомнила себе об их существовании:
-раньше я сильно дёргалась в пробках, особенно когда куда-то ехала впритык по времени. В определённый момент ещё в школе поняла, что это волнение никак не может повлиять на скорость транспортного потока. Выходы из ситуации надо искать другие: выходить заранее, менять маршруты и способы передвижения, если это возможно. А если дорога занимает много времени, ну и что же, есть больше времени на размышления или книгу;
-есть люди, с которыми в силу различных причин вижусь не так часто, как хотелось бы, но люблю их всей душой. И раньше моменты встреч сильно отравлялись присутствием ощущения скорой и долгой разлуки. Взгляд со стороны прекрасно видит, какая это ерунда. Поэтому однажды всё-таки получилось трансформировать эту мешающую черту в просто искреннюю радость встречам;
-включение в действие и неторопливость. Я очень люблю делать некоторые вещи исключительно медленно, торопливость убивает весь процесс. Медленно есть, медленно готовить, медленно мыть посуду и т.п. Время не всегда позволяет так поступать, но когда позволяет… для меня лучше затратить чуть больше, но получить от процесса удовольствие.

И уж совсем в заключении заключения. Несмотря на маленький объем, читала книгу достаточно размеренно и долго, совсем она не способствовала быстрому проглатыванию. Совпало так с общим состоянием или чтение повлияло, но за неделю после прочтения я практически не совмещала деланье нескольких вещей сразу, даже чтение с дорогой, что совсем уж для меня редкость на столь долгий срок. Да и в целом силы ушли куда-то в мыслительные процессы. Однако спустя неделю, от содержания книги в голове осталось не так уж и много. Надеюсь, что это как обычно, новое и показавшееся важным улеглось в голове осознанием, но вылетело формулировками. Так что для рецензии и закрепления в памяти пришлось пройтись по основным пунктам снова.

Очень умиротворяющая книга, хотя это довольно странное описание. Но действительно, читая "Мир в каждом шаге" ты как-то успокаиваешься и расслабляешься. Хотя, честно говоря первую половину книги я читала в состоянии #рукалицо, многие фразы у меня вызывали саркастический смех, а в целом же текст казался каким-то примитивно-наивно-инфантильным.
Тит Нат Хан - мастер дзен, учит нас радоваться каждому мгновению нашей жизни, и что самое главное, осознанно проживать каждый миг. Очень часто мы живем мечтая о прекрасном будущем и сожалея о неудачах прошлого, забывая о настоящем, не обращая внимания на то, что происходит с нами в данный момент. Так вот, автор учит нас замечать все вокруг, получать удовольствие от каждой прожитой секунды, чем бы мы не занимались. В целом, посыл очень хороший, хотя, как по мне, иногда он доходил до абсурда. Вот например, Тит Нат Хан пишет о мытье посуды, "Я знаю, что, поторопившись вымыть тарелку, я сделаю время, отведенное на мытье посуды, неприятным для себя, и не стоящим того, чтобы его прожить. Это грустно, ведь каждая минута и секунда жизни - чудо. Как и сами тарелки и то, что я стою и мою их! Мытье посуды - одновременно процесс и результат: мы моем её не только чтобы сделать чистой, но и ради самого мытья, чтобы каждую секунду ощущать полноту жизни."
Автор говорит о важности постоянных медитаций, в частности он советует практики осознанного дыхания, и улыбки, которая расслабляет мышцы и приносит мир и спокойствие. Меня позабавила фраза "Если вы кому-то звоните, советую перед этим вдохнуть и выдохнуть три раза. Услышав гудки, вы подумаете, что, возможно, ваш будущий собеседник тоже практикует дыхание и улыбается, поэтому подождите третьего гудка. Говорите себе: "На том конце провода практикуют осознанное дыхание - и я тоже хочу!" И продолжаете дышать одновременно с абонентом. Разве это не великолепно?"
Когда же вы попали в пробку Тит Нат Хан советует "Не пытайтесь с нею бороться: все равно бесполезно. Откиньтесь на спинку сидения и сочувственно, с любовью и добротой улыбнитесь себе. Насладитесь моментом(!), подышите и улыбнитесь - и тем самым сделайте попутчиков счастливее."
Не знаю как у вас, у а меня эти цитаты вызывали только смех, думаю, мне еще далеко до такого духовного состояния))
Но, могу сказать, что вторая половина книги мне действительно понравилась, там встречались фразы, над которыми хотелось еще долго размышлять, очень полезными считаю советы автора по борьбе с чувством гнева, ненависти. Его мысли о войнах, голодающем населении, о загрязнении природы и т.д. все эти вещи очень важны, и то, что Тит Нат Хан обращает на это такое внимание, заставляет задуматься. Так же автор говорит о том, как важно научиться понимать других людей, слушать, стараться вникнуть в то, что нам хотят донести, ведь так часто мы сосредоточены только на себе, на своих проблемах и радостях, и не умеем искренне радоваться победам других, и всем сердцем переживать, за беды окружающих. А этому как раз нужно учиться в первую очередь.
"Если посаженный вами салат плохо растет, вы не обвиняете его. Вы ищете причины, по которым рост не происходит, но вы никогда не вините сам салат. Однако если у вас возникают проблемы с друзьями или родственниками, мы обвиняем именно их. Стоит научиться заботиться о них - и с ними все будет хорошо, как с салатом."

Загрузка...