musings.ru

Скороговорки и чистоговорки: улучшаем дикцию и артикуляцию. Хочешь, чтобы тебя слушали с открытым ртом? Эти скороговорки улучшат дикцию

Эффективность и необходимость произношения скороговорок для тренировки правильной дикции отмечал ещё Станиславский. Сегодня же зубрить скороговорки рекомендуют как врачи логопеды, так и грамотные родители школьников.

Развитие современного общества привело к тому, что сегодня, если вы не будете красиво и внятно говорить — вас просто не услышат. Так почему бы не научиться этому с детства и себя заодно потренировать?

Правильная дикция и техника речи необходима прежде всего актёрам, теле-, радио-ведущим, бизнес тренерам, людям, которые часто проводят презентации и всем кто занимает руководящие должности. Этом список можно и продолжить. Соответственно если вы хотите быть успешным, узнаваемым, чтобы вашу речь было приятно слушать — без скороговорок никуда.

Также необходимо помнить о том, что произношение скороговорок это систематитный процесс, То есть, даже если вы уверены в том что хорошо произнесли скороговорку и ни разу не запнулись, это не значит что пора переходить к другой. Повторив скороговорку 100 и более раз, вы поймёте, что нет предела совершенству.

Время от времени нужно закреплять полученный результат и произносить скороговорки снова и снова. И не пытайтесь гнаться за скоростью, главное это чёткое, звонкое и правильное произношение, а скорость придёт со временем. Также следите за правильными ударениями. Главное в этом деле это практика.

164 скороговорки для тренировки речи и дикции.

1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.

5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

12. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

41. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

44. (К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

49. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) — В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

58. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»

67. (П) — Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

74. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.
Упал Ипат — пропали пять лопат.

80. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
87. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

89. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

102. (С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) — Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) — Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) — В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.

138. (Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) — Яшма в замше замшела.

141. (Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) — Тащу, тащу боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

  1. Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
  2. Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
  3. Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
  4. Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
  5. Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
  6. Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Работа над отдельными звуками

Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.

Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.

Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Коля колья колет. Поля поле полет.

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На горе Арарат растет крупный виноград.

На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

Проворонила ворона воронёнка.

У мыши в норке сыра корка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Для детей 5-6 лет

Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:

Баран буян залез в бурьян.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Купила бабуся бусы Марусе.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Оса боса и без пояса.

Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Для детей 7-8 лет

В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.

По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

Саша шапкой шишку сшиб.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

Для детей 9-10 лет

Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Отвечает ему попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Ежели вы не жили возле ежевичника,

Но ежели вы жили возле земляничника,

То значит, земляничное варенье вам привычное

И вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника,

То значит, ежевичное варенье вам привычное,

И вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника,

И ежели вы жили возле земляничника,

И ежели вы времени на лес не пожалели,

То значит, преотличное варенье ежевичное,

Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса,

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,

Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,

Уж уж от ужаса стал уже,

Не ешь ужица ужа-мужа,

Без ужа-мужа будет хуже.

Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Для детей 10-12 лет

Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,

У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Короткие скороговорки

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:

А мне не до недомогания.

Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Клара-краля кралась к Ларе.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, а Архип осип.

По семеро в сани уселись сами.

Смешные скороговорки

Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Либретто «Риголетто».

Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Скор оговор ки для детей на букву Р

Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

Видео — детские скороговорки «Повтори»

Взрослый человек самостоятельно обнаруживает какую-либо проблему в себе и борется с нею. Если в своей речи он замечает дефект, то занимается его исправлением. Лучше всего использовать скороговорки. Это достаточно просто, потому что для получения нужного материала достаточно лишь открыть соответствующую статью или раздел книги.

Скороговорки для улучшения речи

Скороговорки представляют собой отличное решение для развития навыков ораторского мастерства, а также улучшения речевых способностей. Эти действенные и несложные упражнения используют политики, общественные деятели, телеведущие. Многие из нас полагают, что известные люди родились с правильной речью и отчётливой дикцией. На самом деле всё это является результатом постоянной работы над собой.

И далеко не всегда здесь присутствует рука дорогостоящего специалиста, Скороговорки - это упражнения, которые доступны каждому из нас. И для организации подобных занятий не нужно ничего, кроме небольшого проявления силы воли.

Если практиковать сложные скороговорки для взрослых с серьёзностью, то получается достаточно быстро улучшать своё произношение. В ходе тренировок человек начинает отчётливо произносить звуки, правильно дышать. При этом происходит развитие речевой артикуляции.

Для скороговорок свойственна особенная классификация. Она создана на основании разных признаков, к которым относятся сложность, простота, продолжительность. То есть более длинными являются упражнения для улучшения дикции. Народные скороговорки часто звучат наиболее коротко.

Выбор скороговорок

Предварительно нужно подобрать наиболее подходящие для ситуации скороговорки. При этом следует учитывать особенности фонетики личной дикции. То есть выбирать нужно те скороговорки для взрослых, прочтение которых вызывает сложности.

Для первой тренировки вполне достаточно подготовить три упражнения. После этого можно приступать к делу. Но после завершения урока должна быть полная уверенность в полном освоении материала. То есть выбранные скороговорки для взрослых больше не должны вызывать затруднений при прочтении.

Как работать со скороговорками

Перед началом занятий нужно уделить время ознакомлению с теорией. должна осуществляться поэтапно. Прежде всего следует прочесть скороговорку по слогам, основательно проговаривая каждый.

Постепенно темп нужно увеличивать. Но не нужно заниматься Преувеличение собственных возможностей приведёт к запинкам. Скороговорки для взрослых должны произноситься с контролем дикции и артикуляции.

При необходимости занятий с ребенком надо предварительно отработать все упражнения самостоятельно. Материал в этом случае подбирается заранее. При этом ни в коем случае не следует запинаться перед ребёнком. Конечно, подобное занятие напоминает игру. Но не стоит делать его слишком уж несерьёзным. И обязательно нужно стараться быть образцом для малыша.

Примеры скороговорок

Скороговорки для взрослых, которые улучшают дикцию:

  1. Еду я по выбоинам, еду, из выбоин никак не выеду я.
  2. Немощный худой Кощей тащит ящик овощей.
  3. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не доприватизировали.
  4. У гуру инаугурация на ура прошла.
  5. Это колониализм? - Нет, это - не колониализм, а неоколониализм!
  6. Бесперспективняк.
  7. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
  8. Исподвыподверта.
  9. Глаза газели на нее глазели
  10. Недопереквалифицировавшийся.
  11. В швейне шеф лжив - паршив его пошив.
  12. Не перевыскороговорить всех скороговорок.

Усложнённые упражнения

Сложные у взрослых помогают дома и без дополнительных свидетелей справляться с проблемой чёткости произношения. А можно организовать полушутливую игру с друзьями. Она состоит в прочтении скороговорок в непринуждённой дружеской обстановке. В результате получится провести время довольно интересно.

Действительно, не всем удаётся справиться с такими фразами с первого раза:

  1. В поле холм с кулями, выйду на холм, куль поправишь, куль возьмешь. Куль поправлю в любом случае.
  2. Кармен Роман положил роман в карман и пошёл на «Кармен» в «Ромэн».
  3. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.
  4. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  5. Флюорографист флюорографировал флюорографистов.
  6. Я - вертикультяп. Могу вертикультяпываться, могу перевертикультяпываться.
  7. Ретив стаффордширский терьер, резв черношерстный ризеншнауцер.
  8. Кокосовары варят кокос, а получают кокосовый сок в скорококосоварках.

В 2016 году наиболее актуальны скороговорки для улучшения дикции взрослых про обезьян. Их примеры могут выглядеть таким образом:

  1. Забавной обезьяне выдали бананов, выдали бананов забавной обезьяне.
  2. Макака макала коалу в какао, какао коала лениво лакала.

Важность красивой речи

Все мы хотим, чтобы нас слушали со вниманием и воодушевлением. Но как этого добиться, если не работать над собой? Прирождённых ораторов единицы. В большинстве случаев взрослые люди выявляют собственные недостатки самостоятельно. Но недостаточно просто о своей неспособности к чему-либо.

Должен осознанно прикладывать максимум усилий на пути к достижению цели. Только таким образом у него получится существенно улучшить положение дел. Возможно, выполнение упражнений покажется скучным занятием. Но на самом деле результат стоит труда.

Если сначала не получается выговаривать скороговорки красиво и отчётливо, не стоит огорчаться. Следует возвращаться к упражнениям до тех пор, пока дикция не станет правильной. Также важно следить за приятным звучанием голоса. Ведь резкие и кричащие интонации не будут приятны слушателям. Подобного оратора никто не станет слушать, хоть дикция его и является чёткой. Людям неприятна резкость, слова следует произносить различимо, красиво и размеренно.

То есть, скороговорки для развития речи взрослых существенно улучшают качество произносимых фраз, делают память лучше. А для занятий не требуется большого количества времени и сил. Упражняться можно дома в привычной и удобной обстановке.

В современном мире не так много людей с превосходной дикцией. Очень немногим природой дана особенность чётко и ясно произносить слова и звуки. Но всё поправимо. С помощью специальных упражнений вполне возможно добиться прекрасной дикции, исправить любой дефект речи.

Дикция – это способность произносить звуки и слова отчётливо, с совершенной артикуляцией. Артикуляция – это объединённое функционирование произносительных органов при формировании речевых звуков.

Значимость дикции для певца, лектора, оратора, актёра, трудно переоценить, так как она служит элементом сценической речи. Разборчивое проговаривание слов и звуков важно как профессиональное качество,а обычному человеку дикция позволит быть правильно понятым окружающими людьми.

Хорошая речь и культура речи предполагает ясную и отчётливую дикцию. Свободно открывая рот во время разговора, правильно артикулируя, человек приобретает внятное и чёткое произношение – отличную дикцию.

Чтобы исправить недостатки произношения в первую очередь надо понять причины неудовлетворительного произношения. Артикуляция и образование голоса происходят неосознанно, поэтому достаточно проделать специальные упражнения для увеличения подвижности артикулярного аппарата и перепрограммировать собственное подсознание, чтобы заметить улучшения речи.

Логопеды и дефектологи исправляют шепелявость, картавость, гнусавость в запущенных случаях преимущественно в детском возрасте. Иногда в их услугах нуждаются и взрослые. Техника речи научит произносить согласные и гласные звуки чётче.

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Что такое скороговорка

Скороговорка (чистоговорка) представляет собой коротенькую фразу или стишок с трудной артикуляцией. В тексте сочетаются одинаковые звуки, но в словах с разным значением. Стихи и предложения благодаря рифме и смыслу легко запоминаются, тренируют дикцию и развивают речь.

Цель скороговорки – развитие речи и совершенствование дикции. Чистоговорки встречаются в стихотворной форме и в виде прозы. Первый вид пользуется большей популярностью из-за удобства запоминания.

Классификация скороговорок разнообразна:

  • Простые.
  • Сложные.
  • Быстрые.
  • Длинные.
  • Народные.
  • Детские.
  • Для взрослых.
  • Скороговорки-пословицы.

Пение скороговорок

Для совершенствования речи применяются видео и скороговорки в виде песни. Особого внимания заслуживают слова песни Гарри Топора «Упражнения для дикции», в которых прослеживается сложное и разнообразное сочетание звуков. Гарри Топор Упражнения для дикции - всего лишь небольшой элемент творчества исполнителя. Выговорить подобный текст не так-то просто, поэтому проговаривая слова песни усовершенствовать речь можно быстро и эффективно.

Текст в виде песни тренирует управление собственным голосом, его тембром, высотой. Пение благотворно воздействует не только на речевой аппарат. Оно обеспечивает выработку гормонов удовольствия эндорфинов, улучшает дыхание, состояние грудной клетки, сердечной мышцы и гортани. Следствием развития органов, участвующих в формировании речи, является великолепная дикция. Текст в виде песни улучшает физическое и эмоционально состояние человека.

Видео служит наглядным помощником в развитии речи. Здесь демонстрируется правильность работы речевых органов. Видео поможет безошибочно выполнять специальные упражнения. Направленные на совершенствование дикции.

Простые скороговорки

Подобные чистоговорки чаще применяются для развития речи у малышей и деток постарше. Для взрослой возрастной категории они слишком лёгкие. Самые важные для совершенствования произношения буква «Р» и шипящие, потому что наиболее часто встречающиеся у детей дефекты речи связаны именно с этими согласными. Например:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
  • Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  • Жирная жаба рожала ежа, в луже лежали два жирных ужа.

Сложные скороговорки

Используются для тренировки дикции. Особой значимостью наделен текст чистоговорок, применяемый для совершенствования речи дикторов. В любом языке имеются слова, которые даже по слогам произнести сложно. Здесь на помощь приходят скороговорки. Повторение фразы с труднопроизносимым сочетанием звуков с максимальной скоростью поможет со временем произносить неподдающиеся слова автоматически, чисто и красиво.

  • Налево нас рать. Направо нас рать. И битвою мать Россия спасена.
  • Муж в Тверь, жена в дверь.
  • На холме стоят кули, выйду на холм куль поправлю.
  • Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Примером написания сложной скороговорки для взрослых служит содержание песни Гарри Топор Упражнения для дикции.

Для взрослых или для детей

Разделение скороговорок на взрослые и детские условно. Отличия наблюдаются в содержании и принципе формирования текста.

Специалисты, в силу своей профессии связанные с правильным произношением и чистотой речи, в один голос советуют для улучшения дикции учить и проговаривать чистоговорки.

Скороговорки для взрослых не призваны развлекать человека, основной упор их смыслового содержания и компоновки делается на улучшение речи. Пример современной скороговорки для взрослых: «Я человек фертикуляпистый, могу зафертикультипнуть и выфертикультипнуть».

Правила произношения

Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.

Принципы эффективных занятий:

  • Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
  • Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
  • Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
  • В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
  • Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
  • Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
  • Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).

Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи.

  • Дай кирку Киркорову корки откалывать.
  • На ура у гуру инаугурация прошла.
  • Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

Скороговорки представляют собой древнейший и наиболее доступный метод улучшения произношения. Упражняться при помощи потешных стишков с труднопроизносимыми звуками можно на специальных курсах и дома самостоятельно. Повторяя подобный текст, вы улучшите дикцию и поднимете себе настроение. Неслучайно в далёком прошлом люди собирались по вечерам и развлекались проговариванием вслух шуточного текста скороговорок.

Все мы восхищаемся людьми которые умеют КРАСИВО говорить. Всем нам нравится слышать чёткое, ясное произношение, а красивая дикция всегда была, есть и будет одним из главных украшений человека, по которой, как «по одежке» вас будут встречать. Ваш голос, его тембр — определяет даже в бОльшей степени ваш психотип личности для окружающих, чем ваша внешность. Поэтому, если вы хотите получить признание и внимание, то первое, на что вам нужно обратить внимание, так это на ваш голос и в частности, на вашу дикцию. В нашем ежедневном общении мы никогда не забываем о том, что утром нужно почистить зубы, это элементарное правило личной гигиены уже давно стало нормой — но многие ли из вас задумывались над тем, что перед важным разговором с собеседником было бы хорошо произнести одну-две скороговорки, чтобы общаться с ним без «каши во рту» из согласных и гласных?

Ошибочно думать, что скороговорки повседневно нужно использовать только дикторам радио и телевидения, красивая и четкая дикция может стать вашей личной и самой лучшей визитной карточкой, которая позволит вам быть успешнее во всём и везде. Вы что-то продаёте? Красивая дикция убедит вашего собседеника в том, что вы уверены в себе и в том, что вы продаёте. Вы хотите кому-то понравиться? Уверенная и красивая речь повысит ваши шансы многократно. Вы хотите занять более высокую должность? И снова, все более или менее руководящие должности связанные с управлением означают, что вам нужно говорить — много и убедительно.

Поэтому обязательно занимайтесь . И одним из самых лучших и проверенных способов БЫСТРО и качественно развить свою речь и улучшить ее качество являются старые добрые скороговорки.

Используйте скороговорки для развития речи ежедневно, например, утром, пока собираетесь на работу и я гарантирую вам, что если вы будете ежедневно тренировать свою дикцию как минимум в течение 21 дня, вы заметите два замечательных результата: 1) ваша речь станет очень плавной, а дикция чёткой и 2) отношение окружающих станет к вам гораздо более уважительным. Поверьте, ежедневные занятия дикцией даже в течение одного месяца дают колоссальный психологический результат!

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров! Быдра - cмесь бобра и выдры - бодро тырит ядра кедра в недрах тундры в ведрах! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду - выдру в тундру, ядра в вёдра. Бобр Пётр выдрам бёдра вытер, вёдра выдрал, ядра выбрал. Сдали выдры гетры Гретхен. Грех у Гретхен гетры тырить! В тундре выдрам вторят урки. Тырят урки в тундре втулки. Впарят втулки урки туркам. Вставят турки втулки в куртки. Ворот куртки - морда выдры. Модна выдра в недрах тундры!

косой Косой косил косой косой



На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Ест Федька с водкой редьку

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат — бородат.

К Габсбургам из Страсбурга.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.



У ёлки иголки колки.

В один клин, Клим, колоти.

Божья коровка, полети на небко, там твои детки кушают конфетки.

И снова солнцу улыбнусь

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.

Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Подал грабли крабу краб.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Рододендроны из дендрария.

Сорока со скоросоковыжималкой.

У перепела и перепёлки пять перепелят.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Длинная, самая сложная скороговорка:
Жили-были три китайца: Як, Як-Цидрак, ЯкЦидракЦидракЦидрони. Жилибыли три китайки: Цыпа, Цыпа-Дрыпа, ЦыпаДрыпаДрымпампоня. Поженились: Як на Цыпе, ЯкЦидрак на ЦыпеДрыпе, ЯкЦидракЦидрак Цидрони на ЦыпеДрыпе Дрымпампоне. Народились у них дети: Якципа — у Яка с Цыпой, Якцидракципадрыпа — у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой, Якцидракцидрони ципадрыпа дрымпампони — у ЯкЦидракЦидрак Цидроня с ЦыпойДрыпой Дрымпампоней.

Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку

Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал - рубин)

Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкупки.

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Архип осип, Осип охрип.

Добр бобр до бобрят.

Вавилу ветрило
Промоклосквозило.

Вбили кол в частокол,
Подприколошматили.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

В нашей покупке -
Крупы и крупки.

Водовоз вез воду из водопровода.

Вожжи из кожи
В хомут вхожи.

Во поле затопали кони.

В пруду у Поликарпа -
Три карася, три карпа.

Гроза грозна, грозна гроза.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Добры бобры идут в боры.

Дровоколорубы рубили дубы.

Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, полозья - ползти.

Евсей, Евсей, муку просей,
А просеешь муку -
Испеки в печи калачи
Да мечи на стол горячи.


Идет с козой косой козел.

Кашевар кашу варил,
Подваривал да недоваривал.

Колотил Клим в один блин клин.

Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
- Грабь граблями гравий, краб.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.

Купи кипу пик.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

Летят три пичужки
Через три пустых избушки.

Милу мама мылом мыла.

На дворе растет трава,
На траве стоят дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Наш Полкан попал в капкан.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Оса на ноги боса и без пояса.

От топота копыт пыль по полю летит.

Отвори, Увар, ворота,
У двора на траве дрова.

Пекарь пек пироги в печи.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Под плетень, в тень
Топор в пень - дзень!

Пошла Поля полоть в поле.

Пришел Прокоп - кипит укроп,
Ушел Прокоп - кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Проворонила ворона вороненка.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Сел сокол на гол ствол.

Стоит копна с подприкопеночком,
А под копной перепелка с перепеленочком.

Стоит, стоит у ворот
Бык ТУПОГУБОШИРОКОРОТ.

Столы белодубовые,
ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.

Сшила Саша Саше шапку.

Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать,
Да перевыколоколовать.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Толком толковать,
Да без толку расперетолковывать.

Уже ужи в луже.

У Кондрата куртка коротковата.

У осы не усы, не усищи, а усики.

У Саши в каше
Сыворотка из-под простокваши.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок -
Сорок морок.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

Цапля чахла, цапля сохла.

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте
И сосала сушку.

Загрузка...