musings.ru

Называются староверы. Чем староверы отличаются от православных на самом деле (2 фото)

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика - в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки - в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину - женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки - простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами - троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины - сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви - поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства - Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение - ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных - это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви - вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви - это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.

(1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

Поместный Собор Русской Православной Церкви , состоявшийся в году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года , «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды равночестными с принятыми в Русской Православной Церкви. Следует помнить, что взятые в отдельности обряды нимало не спасительны.

По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

Литература

Использованные материалы

  • Священник Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска. Ответ на вопрос "о непримиримом отношении к Русской Православной Церкви представителей Древлянской Поморской Церкви" // Портал Саратовской епархии

Староверы и старообрядцы: история возникновения

Старовер боярыня Морозова

Осенью 1884 года художник Василий Суриков начал писать картину, которую задумал уже давно. Несколько лет он писал этюды и эскизы карандашом, акварелью и даже маслом. А в 1887 году он выставил ее на пятнадцатой передвижной художественной выставке. Она уносила зрителей в далекий 17 век. Как говорил сам автор, он изобразил позор следования боярыни Феодосии Прокопьевной Морозовой для допроса в Кремль за приверженность к расколу в царствовании Алексея Михайловича. Но не один только образ Морозовой своей трагичностью завораживает зрителей данной картины. Картина вместила в себя драматическую историю всего русского народа, всех слоев общества, драму разных поколений и судеб. Этим вышла за рамки личной трагедии, описав трагедию целого века.

Феодосия Соковнина готовилась к свадьбе. Она выходила замуж за боярина Глеба Морозова, брат которого был воспитателем царя. Входя в семью Морозовых, Феодосия становилась одной из самых богатых и знатных боярынь Москвы. В тот солнечный день казалось ничто не может омрачить ее счастья. Не знала Феодосия, что вскоре родит она сына, а еще через время останется вдовой и наследницей огромного состояния братьев Морозовых. Не знала она и того, что её, самую богатую и родовитую боярыню Москвы, царь Алексей Михайлович вызовет на допрос. Что её, подругу царицы, будут пытать на дыбе. Это ему, государю, она будет угрожать, подняв к небу руку со сложенным двуперстием. Не знала она, что её вместе с сестрой и ближайшей подругой посадят в сырую темницу, где они в последствие умерли от голода. А причиной всему этому будет раскол, рассекший надвое не только церковь, но и всю Русь.

Искоренить староверов: политика царя Романова А.М, повлекшая раскол в религии и обществе

Взойдя на престол в возрасте 16 лет, Алексей Михайлович Романов знал к какой цели он идёт. Целью этого было создание православной империи такой как Византия. Поскольку Русское государство довольно успешно развивалось и даже сумело объединить с собой всю территорию ныне называемой государством Украина, то у царя возникла амбициозная идея быть восстановителем вселенского православного государства. Он мечтал освободить земли Балканы, Константинополя, Греции и стать новым императором. Греческие епископы и митрополиты имели благосклонность к царю Алексею и были частыми гостями в его приемных палатах. Они подогревали его чувства для объединения и распространения своей православной веры.
Для изменения принципов уже устоявшейся веры своего народа была необходима реформа. С помощью данной реформы должны были измениться тексты всех священных книг, которые использовали русские священнослужители. Следовательно, изменению коснулись и проводимые обряды с ритуалами.

Царь Романов А.М. для религиозной реформы находит русского священнослужителя, тяготеющего к греческой системе христианства. Это был митрополит Новгородский по имени Никон. Он говорил, что сам русский, но тяготеет к греческой системе вероисповедания.

Еще в начале царствования Алексея Романова духовник царя Стефан Вонифатьев создал при государе кружок "ревнителей благочестия". Целью его было усиление роли православной веры, возвышение авторитета церкви и борьба против католицизма и протестантизма. В кружок входили наиболее активные подвижники, такие как Новгородский митрополит Никон, протопоп Аввакум, настоятель Казанского собора Иван Неронов и другие. Все они были сторонниками представления Руси как о третьем Риме. Все они подчеркивали, что Русь - это бого-избранное государство, единственное в мире сохранившее истинное духовное знание и веру. Духовники хотели создать идеальное православное царство. Примером жизни по Христу должен был стать царь Алексей Михайлович Романов. Поэтому создавался образ христианского царя - строгого ревнителя веры, жизнь которого полностью подчинена церковным правилам и предписаниям. Но царем владела вселенская идея империи, а Никон всячески поддерживал данную идею.

Новый патриарх против старообрядцев

В 1652 году при активном содействии Алексея Михайловича Никон стал патриархом русской церкви. Помня о поручении царя, новый патриарх сразу же начал церковную реформу. Первым его нововведением было требование, разосланное по всем приходам, в котором говорилось о замене земных поклонов - поясными и крещение тремя перстами - вместо двух. Это сразу же вызвало протест. В первую очередь запротестовали его соратники по кружку благочестия. Многими священнослужителями и обычными людьми мирянами эта реформа была воспринята как изменение веры. Многие в этом усмотрели угрозу насчет спасения своей души. В народе стала популярна идея, говорящая, что Никон стал слугой антихриста или же он и есть антихрист.

Властный патриарх Никон в свою очередь занялся преследованием неугодных ему людей, коими были его бывшие соратники по кружку и другие священники, выступающие против религиозной реформы. Ревнители веры, такие как протопоп Иван Неронов, боярыня Морозова, дьякон Федор Иванов во всеуслышание заявили то, что пришло время лютое, царство Антихриста. Протопопы Аввакум и Даниил написали царю письмо, где обличили ересь патриарха Никона. Узнав об этом, патриарх приказал схватить непослушных его воле священников. Их взяли под стражу. Даниила остригли и сослали в Астрахань. Аввакума держали десять месяцев в темнице и затем вместе с его семьей сослали в Сибирь. В пути с протопопом обращались жестоко: били кнутом и бросали в холодный снег. Его лишили духовного звания и прокляли. В свою очередь Аввакум проклял патриарха Никона. Так начался долгий, не заканчивающийся и по сей день религиозный раскол.

Современным людям трудно представить, как можно пытать и казнить, сжигать людей и заниматься самосожжением из-за таких вопросов как крещение двумя или тремя пальцами. Что же на самом деле произошло? Что вызвало такую бурную реакцию в русском церковном обществе?

Церковный раскол был глобальной катастрофой. Изменение касалось не только обрядов, так как за этим скрывались два главных вопроса:
Является ли Русь действительно носителем истинной веры? Могут ли высшие чины церковнослужителей собственноручно изменять писания, внося существенные изменения в них?

Однако раскол затронул не только церковь. Все кто был недоволен или обижен властью, начиная с бояр и до самих низов крестьян и холопов, шли в раскол, чтобы выразить свой протест. Все беды и казни после подавленных восстаний, переселение жителей деревни во вновь построенные города, закрепощение крестьян, чума 1954 года - все это приписывали из-за нарушения старых церковных обычаев. И действительно, было введено множество новшеств, регламентирующих человека в церковь.

Некоторые из нововведений:

  • Священникам предписывалось брать за венчание один рубль, за повторный брак уже два рубля, за третий - три рубля, даже если один из прежних супругов умер естественной смертью.
  • Раньше среди крестьян венчание не всегда предусматривало обязательное вступление в брак. Обряд совершали тогда, когда считали удобным для себя. Теперь это осуждалось церквью как прелюбодеяние.
  • Девушка или вдова, родившая ребенка вне брака, должна была уйти в монастырь, а виновный (отец ребенка) в содеяном должен был уплатить в казну митрополита штраф в размере трех рублей.
  • В начале 1680 годов стали требовать обязательное посещения церкви с двенадцати-летнего возраста. Также человек должен был соблюдать посты и исповедоваться. Те же люди, которые не приходили исповедоваться, отмечались в специальную тетрадь и считались раскольниками.

Гонение и преследование староверов (старообрядцев)

В 1670-1680 годах усилился режим преследований. Раскольников предписывалось связывать и преводить в суды. К ним разрешалось применять пытки. После трех предупреждений их сжигали, а их прах развеивали по ветру. По такому принципу было сожжено много старообрядцев: загоняли мужчин, женщин, детей и стариков в одну избу и поджигали ее.

Тех людей, кто готов был раскаяться, ссылали в монастырь и там содержали на хлебе и воде всю оставшуюся жизнь. За сокрытие информации о староверах полагалось бичевание и ссылка в дальние города Сибири. Это также относилось и к священникам.

Такими мерами правительство решило устрашить население для повиновения, но результат оказался обратным. Протопоп Аввакум призывал старообрядцев принимать смерть от огня, нежели принимать новую веру. Он уверял, что погибнув ради своей веры, они превратятся в святых мученников и попадут в Царствие Божие.

По всей Руси пылали горящие избы - так сжигали заживо староверов. Эта инквизиция поддерживалась царем Руси. Некоторые старообрядцы, видя что за ними уже идут, сами поджигали свою избу и погибали за свою веру. Это продолжалось не один десяток лет. Лучшая часть священнослужителей, придерживающихся старообрядства, ушли в группу раскола. Некоторые сожгли себя сами, некоторых сожгло правительство. В 17 веке около 20000 семей в знак протеста новой вере сожгли сами себя в своей избе. Многие старообрядцы, покинув свои дома, ушли жить в лес.

Корни раскола семнадцатого века необходимо искать в тех изменениях церковной жизни и русского общества, которые произошли в конце 15 - начале 16 веков, с приездом в Москву греческой принцессы Софии или Зои Палеолог. Став женой великого князя Ивана-третьего и будучи наследницей византийских императоров, Софья прививала русской церкви византийские или греческие правила. Вместе с ней на Русь пришла большая свита безработных греческих священников и монахов, потерявших свои приходы в захваченных землях Византии. Здесь же на Руси они получали высокие должности. Русская церковь все больше становилась греческой. Нынешняя православная церковь полностью переняла греческие правила обряды. Все проводимые ритуалы в наше время как раз и идут от греческого православия (литургия, панихида, молебны).

Когда церковные волнения 15-16 столетий улеглись и были подавлены волнения староверов и старообрядцев, то власть Москвы заявила, что Русь теперь стала Третьим Римом. Но была еще одна существенная причина, благодоря которой концепция "Москва - Третий Рим" стремительно набирала силу. Это было привратное понимание близости конца света церковными иерархами.

В свое время архиепископ Геннадий Гонзов, занимавшийся подавлением икономыслящих староверов в Новгороде, на полном серьезе считал, что раз греческий церковный календарь Паскаль заканчивается в 1492 годом, то значит этот год будет последним в истории. Данный календарь вел летоисчесление от сотворения мира и именно в этот год заканчивались 6000 лет, после чего, как верили тогда, наступит второе пришествие Христа. Многие священники были не согласны с точкой зрения архиепископа. они на основе священных писаний доказывали ему то, что никому из людей не дано знать время второго пришествия Христа. Но архиепископ Геннадий фанатично отстаивал свое мнение и был готов с позволения властей преследовать непокорных ему священников.

Когда в назначенный срок конца света не произошло, то на выручку заблуждающимся священникам пришел другой почитатель греческой церковной культуры под именем Иосиф Волоцкий. Он истолковал 1492 год, как начало тысячилетнего царствия на земле. Он считал, что благоприятное царствие наступит тогда, когда все враги будут повержены. А именно имел ввиду то, что все народы земли должны были покориться Руси.
[Очень странное заявление для священнослужителя, которые по идеи не должны вмешиваться в политику с не основанными на священных писаниях идеями. Скорее всего данный священник действовал из своих корыстных побуждений ради выгоды и славы. Истинный священнослужитель должен говорить только правду, руководствуясь священными писаниями, и не должен подстраиваться под правительство даже перед угрозой расправы. Староверы и старообрядцы гибли за веру в Господа Бога и не меняли свое мнение, подстраиваясь под глупые намерения правительства страны.]

Староверы и старообрядцы: обучение, быт, работа, молитва

Староверы говорят так: "Мы придерживаемся христианства, принятого на Руси в 988 году (крещение Руси). Благостное влияние христианской церкви на общество и управление длилось на протяжении многих столетий. Но в конечном итоге к власти пришли некомпетентные правители, которые захотели уменьшить влияние истинного знания на общество и подчинить себе управление церковью. Для этих целей правительство выдвигало нужных священников на пост патриарха, которые устанавливали новые правила и обычаи. После чего на непокорных начались гонения за веру, массовые ссылки в Сибирь, тюремные заключения и пытки, массовые казни, насильное принуждение посещения церкви для всего народа."

Для истинных староверов нельзя пользоваться техническим прогрессом современной цивилизации, считается грехом смотреть телевизор, слушать радио, пользоваться электричеством, использовать автомобили, трактора и прочую технику. Им также нельзя получать паспорт, так как они говорят, что там дьявольская печать. Все замужние женщины обязаны покрывать голову и волосы платком, мужчины должны носить длинные бороды. Детей обычно у староверов много: шесть - десять детей это вполне нормально для старообрядческих семей. Детей они не отдают в современную школу, а обучают грамоте на дому. Обычно они дают знание начальных классов: чтение, правописание, элементарная математика. Это вполне хватает для жизни в поселение и общине. Все дети в семье с малых лет помогают родителям по хозяйству и обучаются определенным ремеслам. Как только дети достигают половой зрелости - их стараются выдать замуж либо женить.

У староверов есть своя система образования, в которой идет заучивание наизусть большего количества молитв, обучение чтению, арифметики и знаменному пению. У них есть несколько книг, по которым они проводят обучению: Азбука, Псалтырь и Часослов. Детей, тянущихся к духовному знанию, учат славянскому письму и иконописи.

Сами староверы стараются жить обособленно насколько это возможно. Ведут оседлый образ жизни. Занимаются в основном сельским хозяйством: пашут землю, сажают зерновые культуры, овощи и некоторые фрукты. В летний период времени часто занимаются сборами всевозможных ягод, орехов и грибов. Староверы держат разного вида животных: куры, козы, бараны, коровы, лошади. По их вере разрешается применять в пищу плоть убитых животных.

Старообрядцы стараются соблюдать все посты, молиться перед едой, проводить совместные молитвы. Пищу они готовят на огне и в печах. Гостям, не имеющим отношение к староверческой традиции, они дают пищу в специально отведенной для гостей посуде. Они не любят когда их снимают на камеру, стараются спрятать свое лицо. Они утверждают, что это для них грешно и им потом приходится совершать тысячу земных поклонов, дабы отмолить данный грех. Внутрь своего храма староверы не пускают, говорят что неверующим запрещено заходить. Ну и соответственно снимать тоже внутри храма не дают. Кто-то из староверов охотнее идет на контакт и дает снимать себя на камеру, рассказывает как у них все устроено, приглашает домой и кормят едой. А более старое поколение не настроено общаться с неверующими.

Одежду, посуду для кухни, и многие другие инструменты они в основном покупают в магазине, так как мастеров, занимающихся производством данных вещей, практически нет среди небольших поселений староверов. Одежду для похода в церковь они кроят и шьют сами, правда из покупной в магазине ткани. Автомобиль и трактора им заменяют лошади. У старообрядцев ребенок с малых лет уже умеет ездить на лошади. Лошадь в селе всегда нужна: и землю вспахать, и сено просушенное увезти с поля, и дрова из леса привезти в тележке, и поехать в дальнее место.

У особо замкнутых старообрядцев нет паспорта гражданина страны. Они не получают никаких пенсий и пособий. Вся надежда только на свои силы и на Господа Бога. Так как все старообрядцы люди семейные и имеют помногу детей, то им незачем беспокоится в старости: о получении пенсии, о своих заболеваниях и прочих невзгодах. Дети всегда помогут престарелым родителям.

В основном староверы - это крепкие и закаленные люди, которые живут вне самых лучших условиях и климате. Суровые сибирские зимы, отсутствие экстренной медицинской помощи, постоянный физический труд сделали из старообрядцев по-настоящему крепких и ответственных людей.

Староверы и старообрядцы: немного статистики

Имеются несколько основных названий общин староверов:

  • Часовенные
  • Стариковщина
  • Николаевские Беспоповцы
  • Кержаки

Старообряднические поселения были замечены на Урале в начале 19 века. "Согласием" у староверов принято называть крупное религиозное движение, объединяющее все общины: поповские и беспоповские. Поповские общины - это такие общины, которые имеют священнослужителей и там есть своя иерархия. Соответственно исходя из самого названия "беспоповцы" означает то, что в таких общинах не было своих священнослужителей. У беспоповцев глава семьи (муж) сам заботился о религиозном просвящении своей семьи. Например, в отличие от других поселений, общество Часовенное принимало в свои общины беглых священнослужителей. Они их не перекрещивали, а просто проводили простой обряд. К началу 19 веку община Часовенное стало именоваться как Беспоповское. В данном обществе практиковался такой вид обряда крещения, как крещение с повторными полными погружениями тела человека, проходившего этот ритуал.

Беспоповских общин староверов было больше чем поповских, с соотношением 3:1. Среди беспоповских общин можно назвать такие, как: Пастухово, Любушкино, Филипповское согласие и другие. Поповские согласия: Новоблагословенное, Новозыбковское, Сусловское и другие . Смотрите на рисунок.

После жестоких расправ и преследований староверы, спасая свои жизни бежали вглубь Сибири и другие страны. Согласие старообрядцев было отмечено во многих регионах России: Алтай, Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Томская область, Дальний Восток, Хабаровский край, Приморский край, Амурская область. В других странах: Бразилии, США (Орегон, Аляска) также были бежавшие из-за гонений и преследований за веру в России староверы. Староверы насчитывают около 25 общин (не путать с поселением, так как одна община могла включать в себя несколько десятков поселений). Общая численность староверов и старообрядцев только в одной России насчитывала около двух миллионов человек (2 000 000).

Староверы и старообрядцы: отличия от православных

  • Старообрядцы крестят себя двумя сложенными вместе пальцами вместо трех.
  • Крещение происходит с помощью полного погружения в воду, а не обливанием водой из ковша.
  • Редкое использование восьмиконечного Распятия. Полностью не применяется четырехконечное Распятие. Староверы предпочитают простой четырехконечный крест.
  • Старообрядцы в своих священных писаниях записывали имя Исус с одной буквой "И", без нового добавления второй буквы Иисус.
  • Староверы предпочитают унисонное и монодическое пение молитв. У них неприемлимы следующие типы пения: партесное, оперное, хромотическое.
  • Службы Богу проводят по древнему писанию "Церковное око", что соответствует Иерусалимскому богослужебному уставу.
  • Полное исполнение песен канонов и молитв.
  • Практически не используются акафисты и другие более поздние молитвенные сочинения.
  • Не проходит служба великого поста Пассия.
  • У старообрядцев есть начальные и исходные поклоны, которые после реформы патриарха Никона были убраны.
  • У староверов в службах все должно происходить синхронно: одновременные поклоны, крещение, молитвы в голос и прочее.
  • Святой водой считается та вода, которая освящена в день рождения Исуса Христа или в день его крещения.
  • Крестный ход у старообрядцев идет по направлению солнца, то есть по часовой стрелке.
  • Более предпочтительное присутствие на службах и молитвах христиан в традиционных русских нарядах: кафтан, сарафан, косоворот и т.д.
  • Также старообрядцы используют старославянское написание некоторых слов. Например, Давид - Давыд, Ева - Евва, Иероусалим - Иеросалим и тому подобное.
  • Староверы в своих молитвах произносят слово Аллилуйя (в конце или начале молитв) два раза и затем идет словосочетание "слава тебе Боже". Если переводить слово "Аллилуйя", то оно будет буквально означать "слава тебе Боже". В современной церкви слово Аллилуйя произносят три раза подряд: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». Тем самым они утверждают славу Святой Троице. Но староверы делают замечание, что третье слово аллилуйя уже лишнее, так как "слава тебе Боже" и есть третья аллилуйя и почитание святой Троицы.

В последнее время, увлекаясь изучением русской культуры, разными путями духовного и физического развития многие люди стали интересоваться староверами. Действительно, староверы - кто они? Существует множество мнений и взглядов на этот счет. Одни считают, что это те православные христиане, которые исповедуют веру, бывшую до церковного раскола времен реформы Никона. Другие думают, что это люди, которые избрали для себя веру, которую православные священники называют языческой. Старую веру, которая была распространена до Крещения Руси по приказу князя Владимира.

Староверы - кто они

Первые ассоциации, которые приходят на ум - это люди, живущие в тайге, отринувшие все блага цивилизации, следуют старинному укладу жизни, все делают сами, не используя при этом никакую технику. Медицина тоже не распространена, все болезни лечатся молитвами староверов и постом.

Насколько это правда? Сложно сказать, ведь староверы не распространяются о своей жизни, не сидят в соцсетях, не пишут о ней в блогах. Жизнь староверов скрытная, протекает в закрытых общинах, они стараются лишний раз не контактировать с людьми. Складывается ощущение, что их можно увидеть, только случайно заблудившись в тайге, блуждая не один день.

Где живут староверы

Например, живут староверы в Сибири. В условиях сурового и холодного климата именно благодаря им осваивались новые неизведанные и труднодоступные уголки страны. Есть деревни староверов на Алтае, их несколько - Верхний Уймон, Маральник, Мульта, Замульта. Именно в таких местах они скрывались от гонений со стороны государства и официальной церкви.

В деревне Верхний Уймон можно посетить музей старообрядцев и узнать подробно про их быт и веру. Несмотря на то что отношение к ним изменилось в лучшую сторону с ходом истории, староверы предпочитают выбирать для жизни удаленные уголки страны.

Чтобы прояснить вопросы, невольно возникающие при их изучении, стоит сначала понять, откуда они взялись и между ними в чем разница. Староверы и старообрядцы - это кто такие?

Откуда они взялись

Чтобы узнать ответ на вопрос, кто они, староверы, сначала предстоит окунуться в историю.

Одним из значимых и трагических событий в России стал раскол Русской церкви. Он разделил верующих на два лагеря: последователей «старой веры», которые не хотели принимать никакие нововведения, и смиренно принявших нововведения, возникшие благодаря реформам Никона. назначенный царем Алексеем, пожелавшим изменить Русскую церковь. Кстати говоря, понятие «православие» появилось вместе с реформой Никона. Поэтому словосочетание «православные староверы» несколько некорректно. Но в современности этот термин вполне актуален. Потому что на сегодняшний момент официально существует Русская православная иначе говоря церковь староверов.

Итак, изменения в религии произошли и повлекли за собой многие события. Можно сказать, в то время в 17 веке и появились первые староверы в России, последователи которых существуют и по сей день. Они протестовали против Никонских реформ, по их мнению, изменяющих не только особенности некоторых обрядов, но и саму веру. Нововведения эти проводились с целью сделать православные обряды на Руси как можно более похожими на греческие и общемировые. Обосновывались они тем, что церковные книги, которые переписывались вручную, со времен Крещения на Руси имели некоторые искажения и опечатки, по мнению сторонников нововведений.

Почему люди противились реформам Никона

Почему люди протестовали против новых реформ? Возможно, тут сыграла роль личность самого патриарха Никона. Царь Алексей назначил его на важный пост патриарха, дал ему возможность коренным образом изменить правила и обряды русской церкви. Но выбор этот был немного странным и не очень оправданным. Патриарх Никон не имел достаточного опыта в создании и проведении реформ. Он вырос в простой крестьянской семье, со временем стал в своей деревне священником. Вскоре перешел в Московский Новоспасский монастырь, где и познакомился с русским царем.

Взгляды их на религию во многом совпали, и вскоре Никон стал патриархом. Последний мало того что не обладал достаточным опытом для данной роли, но и, согласно многим историкам, был властным и жестоким. Он хотел власти, не имеющей границ, и завидовал в этом плане патриарху Филарету. Пытаясь всячески показать свою значимость, он проявлял активность везде и не только как религиозный деятель. Например, самолично участвовал в подавления восстания в 1650 году, именно он хотел жестокой расправы над восставшими.

Что изменилось

Реформа Никона внесла существенные изменения в русскую христианскую веру. Именно поэтому появились противники этих нововведений и последователи старой веры, которых потом начали именовать староверами. Они подвергались гонениям долгие годы, были прокляты церковью и только при Екатерине II отношение к ним изменилось в лучшую сторону.

В этот же период появилось два понятия: "старовер" и "старообрядец". В чем разница и кого они обозначают, сегодня многие уже не знают. На самом деле оба этих понятия по сути одно и то же.

Несмотря на то что реформы Никона принесли стране только раскол и восстания, почему-то есть мнения от том, что они почти ничего не поменяли. Чаще всего в учебниках истории указывают всего два или три изменения, на самом деле их больше. Итак, что же поменялось и какие нововведения произошли? Нужно узнать это, чтобы понять, чем отличаются староверы от верующих православных, принадлежащих официальной церкви.

Крестное знамение

Христиане после нововведения осеняли себя крестом складывая три пальца (или перста) - большой, указательный и средний. Троеперстие или «щепоть» подразумевает святую Троицы - Отца, Сына и Святого духа. Хотя раньше, до реформы, использовали для этого всего двуперстие. То есть два пальца - указательный и средний оставляли прямыми или слегка изогнутыми, а остальные складывали вместе.

Оно должно изображать основные два символа веры - Распятие и Воскресение Христа. Именно двуперстие было изображено на многих иконах и пришло из греческих источников. Староверы или старообрядцы до сих пор используют двуперстие, осеняя себя крестным знамением.

Поклоны во время служб

До реформ совершалось несколько видов поклонов на службе, всего их было четыре. Первый - до перстей или до пупа, назывался обычным. Второй - в пояс, считался средним. Третий назывался «метание» и производился почти до земли (малый земной поклон). Ну и четвертый - до самой земли (великий земной поклон или проскинеза). Вся эта система поклонов до сих пор действует при старообрядческих богослужениях.

После никонской реформы разрешено было кланяться только до пояса.

Изменения в книгах и иконах

В новой вере и старой по-разному писали имя Христа. Раньше писали Исус, как в греческих источниках. После реформ нужно было протягивать его имя - Иисус. На самом деле, тут сложно сказать, какое написание ближе к оригиналу, так как в греческом языке есть специальный символ обозначающий протягивание буквы «и», в русском языке его нет.

Поэтому, чтобы написание соответствовало звучанию, в имени Бога добавили букву «и». Сохранилось старое написание имени Христа в молитвах староверов, и не только у них, еще в болгарском, сербском, македонском, хорватском, белорусском и украинском языках.

Крест

Крест у старообрядцев и последователей нововведений значительно отличается. У последователей древнего православия признавался только восьмиконечный вариант. Старообрядческий символ распятия представлен восьмиконечным крестом, расположенным внутри более крупного четырехконечного. На наиболее древних крестах также отсутствуют изображения распятого Иисуса. Для его создателей важна была скорей сама форма, а не изображение. Нательный крест старообрядца тоже имеет такой же вид без изображения распятия.

Среди нововведений Никона, касающихся креста, можно выделить еще Пилатову надпись. Это буквы, которые видны на самой верхней малой перекладине обычного креста, который сейчас продается в церковных лавках - I N Ц I. Это надпись, которая оставлена Понтием Пилатом - римским прокуратором, приказавшим казнить Иисуса. Она обозначает «Иисус Назорей, Царь Иудеи». Она появилась на новых никонских иконах и крестах, старые версии уничтожались.

В самом начале раскола начались ярые споры о том, допустимо ли изображать эту надпись. Архидиакон Игнатий из Соловецкого монастыря написал по этому поводу челобитную царю Алексею, отвергая в ней новую надпись и требуя вернуть старую I Х Ц С обозначающую «Исус Христос Царь славы». По его мнению, старая надпись говорит о Христе как о Боге и Творце, который занял свое место на небесах после Вознесения. А новая говорит о нем, как об обычном человеке, пребывающем на земле. Но Феодосий Васильев, диакон церкви Красный ям и его последователи долгое время, наоборот, отстаивали «пилатову надпись». Их называли федосеевцами - особым ответвлением старообрядчества. Все остальные староверы используют более древнюю надпись в изготовлении своих крестов до сих пор.

Крещение и крестный ход

У старообрядцев возможно только полное погружение в воду, осуществляемое три раза. Но после никоновских реформ стало возможным либо частичное погружение при крещении, либо даже просто обливание.

Крестный ход раньше совершался по солнцу, по часовой стрелке или посолонь. После реформы во время обрядов его совершают против часовой стрелки. Это вызвало в свое время сильное недовольство, люди стали считать новую тьмы.

Критика старообрядцев

Староверов часто критикуют за их непременное соблюдение всех догм и обрядов. Когда изменили символику и некоторые особенности старых ритуалов, это вызвало сильное недовольство, бунты и восстания. Последователи старой веры даже могли предпочесть мученическую смерть, чем смириться с новыми правилами. Кто они - староверы? Фанатики или самоотверженные люди, отстаивающие свою веру? Современному человеку это сложно понять.

Как из-за одной буквы, которую изменили или выкинули или, наоборот добавили, можно обрекать себя на смерть? Многие авторы статей пишут, что символика и все эти мелкие, по их мнению, изменения после никоновской реформы носят лишь внешний характер. Но правильно ли так считать? Конечно главное - это вера, а не просто слепое соблюдение всех правил и обычаев. Но где предел этих допустимых изменений?

Если следовать такой логике, то зачем вообще нужны эти символы, зачем называть себя православными, зачем нужно крещение и другие ритуалы, если их так можно легко менять, просто получив власть, погубив при этом сотни людей, которые не согласны. Зачем нужна такая православная вера, если она совершенно не будет отличаться от протестантской или католической. Ведь все эти обычаи и обряды существуют не просто так, ради их слепого исполнения. Люди не зря хранили знание об этих ритуалах столько лет, передавали из уст в уста, переписывали книги вручную, ведь это огромный труд. Возможно, они видели за этими обрядами нечто большее, то, чего современный человек не в состоянии понять и видит в этом ненужную внешнюю атрибутику.

Мир Дому Сему!!! Мысли смешались от того, что давно в моей голове происходит, вот и писать начал с смыслом, чтоб поняли, но все смешано кувырком. Знаю точно много те кто состоятельный(богат деньгами и их количеством) и живёт в миру с семьёй, они все Благодарны Господу и делают так как завещали предки. Когда у них проблемы, бросают все дела и пост держат, все проблемы сами уходят, после дальше живут той же жизнью, что и жили. Знаю много людей, которые не чтили веру предков, они не тут и не там, но когда приходила беда и они начинали делать как положено посты, молитвы им так же помогало, после большинство возвращались на прежнее к атеизму, так и на прежний не какой уровень возвращались, не знаю не одного кто это может оспорить, а вы. Каждого из вас Всевышние силы направляют, но не каждый идёт нужной дорогой или до конца как положено. Знание и техника дана для того, чтоб вам проще жилось, но факт в том, что не правильно пользуются люди этим, в основном атеисты, которые рано или поздно превращают рай земной в адскую землю. Тыкать вам пальцем не собираюсь на эти места, вы и так их хорошо знаете, попробуйте очистить их сегодня, государство антигосподнее у которого все сбережения не смогут это сделать. Как было из покон веков Народ Правильный пресикал и своими делами чистил, так оно и осталось, но их на земле мало осталось и они уходят из этих мест далеко. На счёт церкви вашей она давно не божья, места где ещё остался Господь их единицы. Как найти объясню и как отличить от мест не верных. Первое любой храм для людей где сила Господня, его не строят как попало. Храм Небесам Господнем строится лишь людьми, которые чисты и после долгого поста, во время строительства не каких злых дел не должно быть у них и тем более другого вероисповедания. Так и росписи в ручную в нем и теми кто имеет право писать так же как строительство храма после долгого поста не фотки освещенные. Кто из вас покажет такой храм? Одни идоло поклонники сегодня. Иконы из лавки, это лишь бумажки с картинками и лишь антигосподнее вас дурманет тем, что достаточно покрестить. Вы все смешные сегодня. У старообрядцев дома молебные чистые, Дух Святой в них присутствует. Не один не слышит, что говорят Старцы. Ума нет у населения в сей день. Христиане давно ушли от Господнего. Сегодня большинство не атеисты не Дети Господне. Сами себя отлучают от правильных дел. Одни Рабы сегодня у Рабов. Себя из детей Господних превратили в Рабов. У вас у всех работа, рабы. Не дело спо талантам. Трудиться не один не желает, а работать в очередь. Смеяться над вами или вы сами посмеётесь. Молитесь Просите, чтоб Царь Господа пришёл, не могу прийти держат оковы. От его имени говорю. Во Славу Небесам Господнему. Господь с Нами.

Загрузка...