musings.ru

Взаимодействие студентов со своим окружением. Тюленева Е.М

Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость - это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирование характера личности.

Для формирования личности не малую роль играет взаимодействие людей с окружающими.

Взаимодействие -- это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе -- это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "Я -- Он", "Мы -- Они", координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе .

Решающим условием осуществления всякой совместной деятельности и ее главной отличительной чертой является своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, т. е. кооперация. Процессы кооперации -- основание всех других процессов развития деятельности, ведущий механизм ее воспроизводства. Будучи механизмом воспроизводства совместной деятельности, кооперация выступает тем самым и как центральный фактор производства и воспроизводства самой группы как ее совокупного субъекта. "Путь к пониманию системы межличностных взаимоотношений, -- подчеркивает А. В. Петровский, -- идет... через анализ содержательной деятельности группы. Через групповое взаимодействие к межличностным взаимоотношениям, чтобы, поняв эти взаимоотношения, сделать прогнозируемыми и общегрупповую деятельность, и межличностное взаимодействие в любых условиях..." .

Закономерно предположить, что структура кооперативного взаимодействия индивидов, обусловленная содержательными характеристиками цели совместной деятельности, может оказывать существенное влияние на процессы взаимодействия в группе. Как именно проявляется это влияние в содержании тех признаков, которые приписываются человеком коллегам и самому себе? Какова его роль на разных этапах развития совместной деятельности? Попыткой ответить на эти вопросы было продиктовано предпринятое эмпирическое исследование, выполненное в рамках подхода к анализу социального восприятия, разрабатываемого на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ под руководством проф. Г. М. Андреевой. В качестве гипотез выступили следующие предположения.

1. На начальном этапе развития совместной трудовой деятельности иерархическая структура качественных признаков, приписываемых в процессе восприятия коллегам, самому себе и др., не зависит от характера деятельности, в которую включен субъект восприятия. Кроме того, можно допустить, что на исходном уровне развития группы в сфере межличностного восприятия будет наблюдаться сходство, стереотипность оценочных критериев восприятия различных объектов.

2. С развитием совместной деятельности происходит дифференциация оценочных критериев восприятия. Структура качественных признаков, приписываемых объекту восприятия, в большей степени зависит от специфики объекта и от формы организации совместной деятельности. В частности, мы предполагаем, что с развитием деятельности деловые характеристики воспринимаемых лиц в большей степени будут использоваться как критерии их оценки.

3. На начальном этапе развития группы в структуре качественных критериев межличностного восприятия будет наблюдаться доминирование какого-либо одного из них. Иначе говоря, среди приписываемых объекту восприятия качественных признаков будет преобладать какая-либо одна группа качеств. С развитием группы различные качественные критерии восприятия будут использоваться более равномерно; процесс восприятия будет характеризоваться менее резкой избирательностью в приписывании какой-либо одной группы признаков.

4. С развитием совместной деятельности происходит более полное и всестороннее отражение свойств воспринимаемого объекта. Это проявляется в увеличении количества признаков, приписываемых объекту восприятия, а также в том, что среди них возрастает доля тех характеристик, которые наименее открыты для непосредственного наблюдения. Интенсивность названных изменений зависит от формы организации совместной деятельности: при более тесной кооперации полнота отражения увеличивается в наибольшей степени .

В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается:

· из физического восприятия;

· перемещения в пространстве;

· восприятия и отношений его участников;

· духовного вербального контакта;

· невербального информационного контакта;

· совместной групповой деятельности.

В структуру взаимодействия обычно входят:

· субъекты взаимодействия;

· взаимная связь его субъектом;

· взаимное взаимодействие их друг на друга;

· взаимные изменения субъектов взаимодействия.

Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: практический, поведенческий, аффективный, гностический (А.А. Бодалев); поведенческий аффективный, когнитивный (Я.Л. Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.

Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.

Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение .

Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего взаимодействия (других его форм - общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия - неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий .

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.

Студент, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.

Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших и младших курсов. В основном их взаимодействие проявляется в общении, участии какой-нибудь общей деятельности, например, мероприятиях университета (студенческая весна, посвящение первокурсников, спортивные соревнования и т.д.). При всем своем стремлении к самостоятельности они все таки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших курсов. Это и способствует для поддержания взаимоотношений студентов со старшими. Для них старшекурсники являются поддержкой и приобретением большего жизненного опыта в университете. Часто у старшекурсников спрашивают как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы.

Что же касается на счет взаимодействия с младшими курсами, то тут уже идет немного другой подход - передача опыта, накопившегося за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других университетских мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.

На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Дети юношеского возраста включаются в новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется место подростка в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.

Расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Студенты участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д. .

ВЫВОДЫ

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми.

Взаимодействие студентов в вузе предполагает их межличностные отношения. Понятие "межличностный" указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от отношения к себе, отношения к предметам и др.

Понятие "межличностные отношения" акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения.

Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у индивидов, находящихся в контакте.

Общение студентов - это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентации), который происходит в форме диалога личности как с "другими Я", так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.

Матяш Анастасия Дмитриевна

студент 3 курса факультета коммерции и маркетинга Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово

Григорьева Светлана Аркадьевна

научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье» - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Специалисты считают, что обеспечение здоровья и функциональные резервы организма зависят от внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов . Экзогенные факторы в значительной степени регулируются обществом, они включают в себя социальные факторы (быт, работа, воспитание), которые являются определяющими в формировании образа жизни. Эндогенные факторы состоят из индивидуального генофонда, который детерминирует физиологические возможности человека с момента его рождения - пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституционными особенностями, формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов. Специалисты предупреждают, что на ухудшение здоровья человека влияют 4 группы факторов:

1. Несоблюдение здорового образа жизни.

2. Плохая экология.

3. Санитарно-гигиеническая безграмотность, низкий уровень культуры здоровья, некачественное медицинское обслуживание.

4. Психоэмоциональное напряжение и стресс, которые являются ключевыми критериями в обеспечении здорового образа жизни, так как желание его соблюдать зависит, прежде всего, от нормального психического состояния человека.

Одним из важнейших критериев обеспечения здорового образа и стиля жизни являются благоприятные межличностные взаимоотношения. В свою очередь, неблагоприятные взаимоотношения ведут к нарушениям настроения, возникновению психического напряжения, стрессов и физическим недомоганиям.

Межличностные взаимоотношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни .

Одной из таких площадок является пора студенчества. Студентами являются молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях. Термин «студенчество» собирает в себя такие понятия как: социально-демографическая группа и определенное общественное положение, роль и статус; особая фаза социализации .

Самочувствие и оценка обучающимся психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать, что представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.

В период обучения студенты бывают вовлечены во множество взаимоотношений - с одногруппниками, однокурсниками, преподавателями, учебным персоналам и т. д. В этом возрасте большая часть студентов предпочитает объединяться не только по принадлежности к определённой академической группе, но и по интересам (посещение клубов, секций, занятий) . Всё вышеперечисленное активно влияет на формирование социальных ролей и межличностных взаимоотношений; при этом, по мнению специалистов, чем больше у человека социальных ролей и социального общения, тем большим опытом он будет обладать при построении взаимоотношений. Социальный опыт индивида - опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностноговзаимодействия при исполнении комплексасоциальныхролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развитияегоумений и навыков. Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладетьсоциальнымопытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является . П. Линвилл считает, что сложность личности, характеризуемая большим социальным опытом, многогранность самосознания лучше всего защищают человека от стрессов .

На примере студентов Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова мы попытались проанализировать, как они оценивают взаимоотношения внутри академических групп, сколько социальных ролей они играют в обществе и как меняется динамика их взаимоотношений в течение трех первых курсов обучения в вузе.

Цель исследования - получение новых научных знаний о взаимоотношениях студентов.

Задачи исследования:

1. Выявить количество социальных ролей студентов 1-3 курса.

2. Оценить формирование межличностных взаимоотношений студентов на 1-3 курсе обучения в вузе.

Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы; анкетирование; методы статистической обработки данных.

Организация и результаты исследования. Исследование было организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета. В исследовании принимали участие 58 студентов (из них: студенты первого курса в количестве 14 человек, второго курса - 18, третьего - 26), которые отвечали на нижеприведенные вопросы.

Анализ ответов на вопрос анкеты «Как ты оцениваешь свое отношение к одногруппникам по пятибалльной шкале?» показал, что среди студентов 1 курса половина оценивает на «4». Начальная стадия обучения подразумевает знакомство с группой, интуитивно студенты окрашивают позитивно свое отношение к одногруппникам, обосновывая тем, что они открыты для контакта.

В течение обучения колебание процентов на уровне «4» совсем незначительное, что, в основном, оправдывает ожидания первокурсников и подтверждает позитивное отношение учащихся к одногруппникам. Однако в данной таблице присутствует довольно большой процент отношения на уровне «3», особенно на третьем курсе. Данное явление объясняется долгим знакомством, которое не всегда положительно сказывается на отношениях и может порождать конфликты среди обучающихся внутри группы.

Если касаться общей статистики, то больше половины опрошенных студентов склонны к положительной и наивысшей оценке отношений с одногруппниками, что подтверждает достаточный для данного возраста и социального положения уровень социализации.

Таблица 1 .

Оценка отношений студентов к одногруппникам

Вопрос

«Твоё отношение к одногруппникам по 5-ти балльной системе», %

Варианты

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Ответы на вопрос: «Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?» показали, что большинство опрошенных расценивают отношение одногруппников к себе, как «хорошее» и «положительное». Стоит также обратить внимание, что ¼ всех опрошенных испытывают недостаток комфортного общения с людьми, с которыми проводят большую часть времени данного отрезка своей жизни. Процент довольно высок, что позволяет говорить о высокой возможности возникновения и развития у студентов комплексов, связанных со сложностью нахождения собственного места в обществе, идентификацией своей личности, ощущения своей индивидуальности, общения в социуме.

Таблица 2 .

Оценка отношений одногруппников к студенту, по его мнению

Вопрос

«Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?», %

Варианты

Ответов

Душа

Компании

Положительно

Безразлично

Отрицательно

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Анализ вопроса: «Есть ли у тебя близкий друг в группе?», отразил уровень сплоченности студентов. Больше половины опрошенных ответили положительно на данный вопрос. Примечательно то, что, несмотря на наличие близких друзей в группах, студенты отмечали, что не всегда могут быть довольны отношением целой группы к себе. При этом была замечена следующая тенденция: студенты, которые имеют друзей в группе, переносили свое положительное отношение к данным людям на всю группу, и также отношение данных нескольких людей переносили как положительное отношение всей группы. Также было замечено, что довольно высок процент тех, кто отмечал наличие друзей в группе, но таких, с которыми за пределами ВУЗа общения у студента нет.

Таблица 3 .

Наличие близких отношений студентов внутри группы

Вопрос

«Есть ли у тебя близкий друг в группе?», %

Среднее

количество

близких друзей

Варианты

ответов

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Уровень сплоченности группы мы попытались выявить у студентов, задавая им вопрос: «Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?» Как правило, почти все студенты отвечали положительно на данный вопрос, что свидетельствует как о высоких моральных качествах и воспитании опрашиваемых, так и о желании быть в малой группе «на хорошем счету».

Таблица 4 .

Уровень сплоченности одногруппников

Вопрос

«Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?», %

Варианты

ответов

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Касаясь вопроса о социальном опыте, еще раз отметим зависимость между количеством социальных ролей, которые несут в себе студенты и уровнем их подготовки к взаимодействию с обществом: чем больше показатель, тем студент более социализирован. Для удобства студентов в анкете были приведены примеры социальных ролей (сын/дочь, брат/сестра, студент, староста, юноша/девушка и т. д.). Нормой и оптимальным количеством в данном вопросе является показатель «от 5 до 8».

На первом курсе студенты характеризуются небольшим кругом взаимодействия внутри группы и за пределами вуза. Как правило, с каждым годом количество ролей у студента возрастает, данная тенденция прослеживается и в ниже приведенной таблице.

Таблица 6 .

Уровень подготовки студентов к взаимодействию с обществом

Вопрос

«Сколько социальных ролей ты в себе несешь?», %

Варианты

ответов

2 -4

5 -8

9 и больше

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Анализ последнего вопроса помогает отразить целостную картину взаимодействия студента с одногруппниками. Несмотря на довольно высокие проценты вышеприведенных ответов, которые показывают хороший уровень социального развития студентов и их положительной ролью в группе, почти половина опрошенных заявила, что атмосфера внутри студенческих групп является некомфортной. Также стоит обратить внимание на то, что большинство студентов отметили существование небольших группировок, объединений внутри одной группы, что приводит в целом к разобщению студентов. Как правило, данные группы не контактируют между собой, и отношение внутри этих малых групп автоматически проецируется на большую группу: если студенту комфортно в малой группе, он склонен преувеличивать свое отношение и отношение целой группы к нему. Если же студент не смог вписаться ни в одну из существующих групп, то и в процент некомфортного пребывания в общей группе возрастает.

Таблица 7 .

Оценка студентами внутригрупповой психологической атмосферы

Вопрос

«Устраивает ли тебя атмосфера общения, которая существует в твоей студенческой группе?»

Варианты

Ответов

Безразлично

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Список литературы :

  1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб., «Питер», - 2009. - 194 с.
  2. Немов Р.С. Социальная психология: краткий курс / учебник - СПб., «Питер», - 2008. - 112-117 с.
  3. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся: Открытый класс.- [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.openclass.ru/ (дата обращения 11.12.12)
  4. Студенчество: Академик. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 10.12.12)
  5. Семечкин Н.И. Социальная психология / учебник для вузов. СПб., «Питер», - 2004 - 92-93 с.
  6. Физическая культура и здоровый образ жизни: Эрудиция. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.erudition.ru/ (дата обращения 8.12.12)
  7. Шульгин А.И. Физическая культура / курс лекций для вузов - Кемерово, Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. - 40-41 с.

Взаимоотношения в студенческой среде в немалой степени < ределяются общим культурно-историческим (и социально-экой мическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения дентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений Мб ду людьми в самом обществе. Поэтому трудно задавать какие-| готовые «образцы» таких отношений. Их диктует сама жизнь. И1 это приходится учитывать или тактично (ненавязчиво) коррек| ровать своими собственными взаимоотношениями с реалы-людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.

Кроме того, студенты постепенно начинают копировать и " ношения, складывающиеся среди их преподавателей и науч* руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому таки остается надежда, что будущие психологи-профессио*


могут взять все лучшее во взаимоотношениях своих учителей, а яе только будут зависеть от стереотипов поведения, пропаганди-«уемых средствами массовой информации и создаваемых обыч­ными обывательскими примерами.

Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие в о взаимоотношениях студентов.

Проблема взаимоотношений со студентами разных курсов. Как таковой «студенческой дедовщины» во многих психолого-педаго­гических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и «покровитель-ственность» со стороны студентов старших курсов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших «льго­тах» старшекурсникам при расселении в более «привилегирован­ные» комнаты общежития, в предоставлении им больших воз­можностей при пользовании библиотекой, в проведении собствен­ных исследований, в большем внимании к ним со стороны попу­лярных и «модных» преподавателей и т. п. Хотя реально такая «де­довщина» не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно кем-то из студентов млад­ших курсов это может восприниматься как некая проблема. Самое простое здесь - поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения со студентами старших курсов, с моло­дыми аспирантами или учеными, что обычно и происходит уже на первых курсах.

Конечно, кому-то из сокурсников (учащихся одного курса), может не понравиться, что кто-то вступил в более дружеские от­ношения с некоторыми «престижными» преподавателями и уче­ными. Но, вероятно, и к этому следует относиться с понимани­ем, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налажи­вать «нужные» деловые контакты во многом зависит и професси­ональный и жизненный «успех» молодого психолога, а психоло­гический вуз является для этого своеобразным полигоном.

Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные слож­ности. Например, поначалу студенты воспринимают «успехи» сво- ег о однокурсника в налаживании хороших отношений с препода­вателями с «пониманием» и даже радостью, но потом могут от­крыть для себя, что суть этих отношений - не настоящая дружба п?еподавателя и студента, а соображения «карьеры» (иногда та- Кое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, ° т орый поначалу также может воспринять «коммуникабельного» студента как возможного «товарища»). Ревность к популярным пре- с °Давателям может стать основой некоторой неприязни в самих туденческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что-либо по-


Лать и тем более невозможно запретить преподавателям выби-

Ть для себя «любимчиков», а студентам - выбирать себе «куми-* Хотя и сказано, «не сотвори себе кумира»...


Проблема построения взаимоотношений в преимущественно вичьих студенческих аудиториях. Эта проблема специфична име* но для психолого-педагогических вузов, где большинство студеь тов - девушки. Для самих девушек такое положение создает слоэ ности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в муже* (или хотя бы в «смешанных») аудиториях, что порождает некото рую неуверенность в себе, которую так важно преодолеть буд щим психологам. К сожалению, проблемы возникают и у студе* тов-юношей, у которых сначала «разбегаются глаза» от обил» девушек вокруг, но затем приходит и некоторое «отрезвление поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурс ников как «настоящих» мужчин.

Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессв «психолог» не считается «денежной», и молодой человек, собр ющийся стать психологом, нередко воспринимается как жизнев ный «неудачник» (при нынешней «рыночной» системе ценное это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не" ствовать свою «никчемность», студент-юноша вынужден неред серьезно «подрабатывать» на стороне и таким образом как-то пс казать свою способность «устраиваться» в этой жизни. В более гополучном положении находятся те студенты, которые нала вают хорошие деловые отношения с преподавателями и учер ми, а те дают им возможность «подрабатывать» в сфере психол<3 го-педагогических услуг.

Проблема «подрабатывания» студентов стара как мир. И щ стоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для не! важнее - образование и диплом или «радости студенческой: ни»? Умение как-то совместить эти моменты является искусе вом и требует от студента проявления настоящего жизненно^ творчества. Правда, это позволяет студенту сформировать в се готовность эффективно выполнять разные виды деятельности! частности, хорошо учиться и в то же время зарабатывать себе: «карманные расходы»), но иногда это приводит к серьезно» переутомлению и нервным срывам. Важно правильно оценить св^ реальные возможности и все-таки определить приоритеты свс го развития.

Проблема вхождения в учебно-профессиональную «тусовку». известно, во многих солидных и престижных учреждениях ную роль играет так называемое общественное мнение, котор создается неформальными группами студентов и сотрудников (<" совками»). В этих группах быстро обозначаются свои лидеры,: торые стремятся с помощью зависимых от них людей устанан вать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.

Обычно в такие престижные «тусовки» входят наиболее яр* и эффектные внешне студенты, молодые преподаватели и


личные секретари с лаборантами (постоянные и «все знающие» сотруд ники)- Они быстро «определяют» близких себе по духу и помыслам людей, сами легко «сближаются» и даже «бережно под­держивают» выгодные для себя отношения," преодолевая в себе чувство зависти и скрытой ненависти друг к другу. Важную роль в таких «тусовках» играет специально поддерживаемая и культиви­руемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера «избранности» и «элитности» (особая манера разговора, демонст­ративные позы, ирония по отношению ко всем остальным и т. п.). Читатель прекрасно понимает о чем идет речь, поскольку эти «ту­совки» существуют в незначительных своих вариациях почти вез­де и легко опознаваемы.

Важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение сту­дента включиться в местную престижную социально-профессио­нальную группу - «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподава­телей и администрации. «Студент в тусовке» имеет гораздо боль­ше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую группу, человеку приходится идти на опреде­ленные компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции, и если молодой человек отказывается их вы­полнять, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется. Но приня­тие роли, т. е. соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личнос­ти. И далеко не все готовы на такой компромисс.

В качестве типичной «платы» за вхождение в престижную «ту-" совку» можно выделить:

соответствие интеллектуальным, коммуникативным, статус­ным, декоративным (в плане одежды и внешнего вида), физио­логическим и другим требования и нормам, характерным для дан­ной группы. Если претендент недостаточно всему этому соответ­ствует, то он вынужден «поработать над собой», иначе «тусовка» его либо отвергнет, либо определит для него очень невыгодный социальный статус;

ограничение определенной свободы действий и высказываний (претендент вынужден принимать мнения и оценки данной груп­пы, даже если они несколько расходятся с его собственным мне­нием);

ограничение в плане построения своей карьеры (или основа­ний для будущей карьеры). С одной стороны, «тусовка» значи­тельно помогает («подстраховывает») человека, особенно в пери-°Д его адаптации в учебном заведении, но, с другой стороны, <<т Усовка» строго следит, чтобы каждый ее член «не высовывал­ся», чтобы он находился в рамках отведенной ему роли. Напри- Ме Р, во многих учебных и научных организациях можно встретить «вечных младших научных сотрудников» или «вечных кандидатов

наук», так и не посмевших вырваться из рамок отведенного! социального статуса;

терпеливое отношение к различным домогательствам и о(со стороны признанных лидеров «тусовки» (начиная от цг> «приколов», которые доставляют удовольствие многим чле| «тусовки», и кончая сексуальными домогательствами);

ограничения по отношению к своему досугу и различным! лечениям («тусовка» часто стремится контролировать не тс деятельность в данной организации, но и весь образ жизни че века) и т. п.

Естественно, такие «тусовки» часто дают человеку больше,) требуют от него взамен. Но иногда человек чувствует, что вырваться из данной «тусовки» и освободиться от обязате перед членами этой группы. Возникает проблема безболезне выхода из учебно-профессиональной студенческой (или даже давателъской) «тусовки». В этом случае нужно быть готовым * платить» за такое самовольство, а также просто иметь предста ние о том, какая это может быть «плата». Например, спле наговоры, откровенное вранье. Или отказ в помощи при реше каких-то формальных или неформальных проблем. Или остра (при успешном решении карьеры). Здесь действует известное! со времен Аристотеля правило зависти: мы легко переживав* пехи дальних от нас людей, но успехи близких нам людей обь не прощаем, ведь мы же знали их как «своих», как «таких прс людей», а они вот «выпендрились», оказались «лучше нас».

В наиболее примитивных группах и коллективах (что, кс мало зависит от общеобразовательного уровня) возможны кие варианты «мести», как избиение, анонимные письма, лирование к старым грехам (например, разглашение личных>1 ретов и слабостей человека) и т. п.

Но самый страшный вариант «расплаты» - это расплата ^ ством собственного достоинства. Различные способы пров человека «на вшивость» - это, прежде всего, проверка его дс инства. Например, в тюрьмах новичка часто проверяют име* наличие достоинства. Через некоторое время пребывания в ] ре, когда терпение кончается и очень хочется покурить илг пить настоящего чаю, новичку предлагают все это, но при заставляют его как-то унизиться («прокукарекать» или как-т развлечь «братву», кого-то ударить по наводке, раскрыть секреты или даже... вступить в половую связь). И если чеЛ<| ради материальных благ (сигарет, наркотиков, крепкого ча конфетки), готов унизиться, т. е. продать свое чувство собс ного достоинства, то обычно ему быстро и надолго опреде самое низшее место в данной группе.

Интересно, что даже в преступном мире достоинство И (пусть даже примитивно понимаемые) часто стоят выше


те риальных благ, а вот в мире порядочных, да еще и образо- а нных людей достоинство все чаще становится разменной «мо-

в погоне за жизненным «успехом».

Иногда в престижных учебных заведениях могут иметься не­сколько конкурирующих «тусовок», это порождает для молодого самоопределяющегося человека «соблазн» с головой уйти в скло- ки и скандалы, возникающие между такими конкурентами. Здесь опять следует вспомнить о том, что же именно хочет получить ст удент-психолог в вузе - профессиональные знания и способ науч- ног о познания мира или же опыт участия в склоках и интригах, которые возникают, в том числе и среди конкурирующих за «ли­дерство» групп самих студентов?

Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента-психолога

Как известно, эффективность учебной деятельности в немалой степени зависит от организации студенческого досуга. Но сам та­кой досуг (или его отсутствие) во многом определяет и формирова­ние профессионального самосознания будущего психолога, и его от­ношения к психологии, и то, что называется духом психологи­ческого сообщества, когда бывшим студентам-психологам просто есть что вспомнить и т. п.

К сожалению, само понятие «студенческая жизнь» в послед­ние годы претерпело не самые лучшие изменения. Раньше, в бо­лее благополучные в социально-экономическом плане периоды, у студентов было больше свободного времени и они могли реаль­но потратить его не только на самообразование и профессиональную самоподготовку, но и на реализацию своих талантов во внеучеб­ной и досуговой деятельности. Что бы ни говорили, но в «эпоху советского тоталитаризма» больше, чем сейчас, были распрост­ранены бесплатные студенческие театры и студии, спортивные праздники и соревнования студентов (на любительской основе) и т - п. Кроме того, были еще студенческие субботники и «картош­ки», которые также иногда позволяли раскрываться определен­ным душевным качествам студентов и преподавателей в сложных и нелепых условиях различных «колхозов» и «овощных баз». На этих «мероприятиях», при всей их экономической абсурдности,

асто формировались особые взаимоотношения студентов и пре­подавателей.

В некоторых вузах и по сей день сохранились студенческие тра-

^ Ции (а где-то их даже пытаются развивать), но во многих, осо-

Нно негосударственных психологических вузах ситуация в этом

Че ане очень печальная: нечего будет вспомнить о своей студен-

К ой жизни. Таким образом, проблема существует и важно хотя

01 °сознать это.


Часто сам факт осознания проблемы постепенно формир5 основу и для ее решения. Применительно к учащимся негосуд ственных вузов, где не занимаются организацией досуга студе| тов, проблема может быть поставлена следующим образом: могут сделать сами студенты для того, чтобы годы обучения в пс дологическом вузе оказались более «насыщенными» и «запоминаю^ мися» ? В той или иной мере такая проблема актуальна почти, всех известных нам психологических учебных заведений. Студе| там-психологам в свободное от учебы время требуется живое ловеческое общение, заинтересованное и спокойное (а где-то да мудрое) обсуждение их учебно-профессиональных, жизненных личностных проблем.

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Выявленная структура отношений позволила определить их особенности, характерные для каждого качественно нового этапа обучения студентов. Для рассмотрения этих особенностей представлены выявленные типы вузовского педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса.

Первый тип (условно названный "профессионалом") отличается педагогической направленностью, высоким интеллектом, глубоким знанием своей специальности в теории и на практике. В преподавании хорошо владеет методикой, отработал систему подачи знаний. Имеет достижения в научно-исследовательской работе благодаря развитой творческой направленности. Проявляемый экстравертированный характер помогает ему устанавливать позитивные отношения со студентами и коллегами. У студентов, как правило, пользуется высоким нравственным и интеллектуальным авторитетом. Ему подражают, им восторгаются в открытую и хвалят в его отсутствие.

Второй тип (условное название - "организатор") отличается активной направленностью на общественную работу. Часто отвлекается для выполнения разных поручений. В достаточной степени владеет специализацией и методикой, умеет наладить контакт со студентами. Вместе с тем у ряда носителей этого типа отсутствует выраженное стремление к научно-исследовательской работе, и это мешает укреплению их авторитета не только среди студентов, но и среди коллег. В качестве куратора опекает своих последователей по мелочам, и это также не способствует положительному отношению к нему.

Третий тип (условное название - "методист") имеет выраженную склонность к постоянному стремлению совершенствовать мастерство преподавания, развитые методические и речевые способности. Зачастую его методическая направленность в работе преобладает над глубиной научного содержания материала, но сам преподаватель, как правило, не считает это отрицательной стороной своей целенаправленной деятельности. Пользуется авторитетом у среднеуспевающих студентов, но не всегда удовлетворяет запросы творческих ("интеллектуалов" или "идеальных") студентов. Невысокий научный его потенциал снижает авторитет преподавателя. В отношениях со студентами ровен, требователен, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.

Четвёртый тип (условное название - "учёный") отличается творческим, аналитическим характером ума, склонностью к теоретической деятельности, творческой переработке информации и т.д. В ряде случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподаванию, устная речь беднее письменной. Его увлечённость наукой, занимающая много сил и энергии, не способствует деловому и межличностному общению со студентами. Отдельные преподаватели этого типа вступают в конфликты со студентами, высказывают и на деле проявляют презрение к их "тупости", бесперспективности в науке. В силу сосредоточенности на научной деятельности "учёный" недооценивает и порученную ему воспитательную работу. Ограниченность его воспитательного потенциала препятствует воздействию на студентов.

Пятый тип (условное название - "пассивный") отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. У авторитетных в коллективе преподавателей и студентов не пользуется уважением. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала.

В свою очередь, студенты выделяют группы современных преподавателей:

1)преподаватели-"вечные студенты" - они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2)преподаватели-"бывшие моряки" - пытающиеся навести военную дисциплину в вузе, под словом дисциплина эти люди понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, "я" студента путём административных мер;

3)группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам всё делать, лишь бы им не мешали.

Старшекурсники среди преподавателей видят: "безразличных", "завистливых", "ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто "выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами" - гурманы, "друзья". По их мнению, наиболее распространённый тип преподавателя в высшей школе - это "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живёт своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".

Традиционные отношения в системе "преподаватель - студент" зависят от описанных типов педагогов и носят субъективный характер.

Субъективные педагогические отношения не учитывают особенностей трёх этапов обучения студентов и по этой причине не способствуют формированию нравственной воспитанности будущих специалистов высшей квалификации.

Весь процесс обучения и воспитания студента можно разделить на три этапа: первый этап (1-2 курсы) - формирование нравственно-волевой основы личности в период адаптации; второй этап (3 курс) - расширение и углубление нравственного потенциала личности в период специализации; третий этап (4-5 курсы) - завершение формирования нравственности молодого специалиста в период самовыражения и личностной самореализации.

Особенности нравственного развития студентов во время адаптации в вузе таковы, что при дифференцированных, детальных характеристиках наблюдается значительная "амплитуда колебаний" их нравственной устойчивости в различных поведенческих ситуациях - от осознанного самоконтроля до легкомыслия и отсутствия нравственных рамок, вседозволенности и бесконтрольности в поведении и общении. Таков диапазон нравственного отношения к жизни.

В связи с основной целью нравственного воспитания - помочь студенту сформировать нравственно-волевую основу своей личности - на первом этапе выдвигается ряд конкретных педагогических задач.

Одной из наиболее важных следует считать установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который бы предопределил и служил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. Важно, чтобы студенты 1-2 курсов не видели в отношении к себе преподавателей расхождения с моральными истинами и принципами, провозглашёнными в процессе воспитания; сами преподаватели, являя образец коллективизма, гуманизма, оптимизма, честности и справедливости, скрывали бы от студентов имеющиеся у себя недостатки, проявляя себя с лучшей стороны.

В отношениях "преподаватель - студент" всё более должны развиваться обратные связи "студент - преподаватель" как младшее партнёрство. Стимулирование активных, инициативных обратных связей - важное звено воспитательного процесса среднего курса.

На третьем этапе сущностным содержанием воспитательной деятельности становятся индивидуализированные педагогические отношения "на равных". Этим будет достигаться опосредованное воспитательное воздействие на закрепление и развитие положительных нравственных устоев личности современного высококвалифицированного специалиста. Опосредованность нравственного воспитания адекватными педагогическими отношениями на выпускных курсах должны стать педагогической "сверхзадачей".

Дифференциация педагогических отношений в зависимости от каждого учебного этапа и одновременная их индивидуализация применительно к гено- и фенотипу личности отдельного учащегося позволило в ходе специального исследования добиться эффективного формирования социально значимой совокупности нравственных черт, качеств и свойств у будущего специалиста - выпускника вуза.

Загрузка...