musings.ru

Open Library - открытая библиотека учебной информации.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет» (ТГАСУ)

ПОСТРОЕНИЕ ШРИФТОВ: ЛАТИНСКОГО (по методу Леона Баттиста Альберти),

ЗОДЧЕГО (по методу Жоффруа Тори)

Методические указания к курсовому проектированию

Составитель К.В. Чернобаева

Томск 2012

Построение шрифтов: латинского (по методу Леона Баттиста Альберти), зодчего (по методу Жоффруа Тори) : методические указания к курсовому проектированию / Сост. К.В. Чернобаева. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2012. – 38 с.

Рецензент канд. арх., доцент Е.Н. Поляков Редактор Е.Ю. Глотова

Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Методология архитектурного проектирования» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров 270100 «Архитектура», 270300 «Дизайн архитектурной среды» и 270200 «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» очной формы обучения.

Печатаются по решению методического семинара кафедры теории и истории архитектуры № 2 от 17.11.2011 г.

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В.М. Дзюбо

с 01.09.2012 по 01.09.2017

Подписано в печать 29.03.12.

Формат 84× 108/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс. Уч.-изд. л. 3,36. Тираж 140 экз. Заказ № 175.

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2. Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШРИФТА

1.1. Древнегреческое письмо (VIII – IV в. до н. э.)

1.2. Римское монументальное письмо (II – I в. до н. э.)

1.3. Римское классическое письмо (кон. I в. до н. э. – I в. н. э.)

1.4. Шрифт в эпоху Ренессанса (нач. XIV – посл. четв.XVI в.)

1.5. Влияние технологии письма на формирование гарнитуры латинского шрифта

ПОСТРОЕНИЕ ШРИФТОВ

2.1.1. Латинский шрифт

2.1.2. Шрифт зодчего

2.2. Основы шрифтовой композиции

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Шрифт (от нем. Schrift ← schreiben – писать) – графическийрисунок начертаний букв изнаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. Это художественная интерпретация алфавита, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний.

Архитектору необходимо приобрести определенные графические навыки в выполнении шрифтов, развить в себе чувство пропорций, равновесия, ритма, чтобы грамотно применять шрифт в своей работе.

Основой шрифтовой композиции всегда остается буква со свойственными только ей общими формами и пропорциями. В этом случае действуют те же закономерности, что и в архитектуре, где основным является общее композиционное решение сооружения в массах, а украшения и декорировка относятся к элементам, которые должны быть увязаны с общим решением и подчинены ему.

При выполнении надписей на инженерных или архитектурных проектах (чертежах) чаще всего применяют шрифт зодчего или латинский шрифт. Это классические шрифты, буквы и цифры которых отличаются строгостью и изяществом.

Шрифтовая композиция может быть так же выразительна, как и художественное или архитектурное произведение. С ее помощью можно передать определенную атмосферу, настроение, произвести необходимое впечатление на зрителя.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШРИФТА

1.1. Древнегреческое письмо

Первоисточником латинского и славянского алфавитов стал финикийский алфавит, первое литеро-фонетическое письмо (рис. 6). С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселенные греками. Греческое письмо развивалось в VIII в. до н. э. в эпоху гомеровской Греции и греческой архаики. К этому времени уже сложилась греческая мифология. Переняв финикийский алфавит, состоящий из 22 согласных и полусогласных знаков, греки преобразовали его, внесли дополнительные буквы для более точной передачи особенностей греческого языка. Греческий алфавит состоял из 26 знаков. На начальном этапе развития письма в алфавите отсутствовали гласные буквы, поэтому тексты ранней греческой архаики трудно поддаются прочтению. Самостоятельные гласные буквы были введены позднее, что стало важным этапом в развитии письма. Основными материалами для книжного письма были папирус и тростниковое плоское перо, позднее в быту стали широко применяться деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Писали на дощечках медным стержнем – стилосом, который был с одной стороны острым – для письма, с другой широким – для заглаживания написанного. Надписи делались также на камне резцом. Направление письма в греческой архаике вначале, как и у финикийцев, было справа налево. Затем греки перешли к способу письма, получившему название «бустрофедон» (от греческого «бус» – «бык» и «строфо» – «поворачиваю»); при этом способе строки (подобно быку на пашне) шли попеременно – то справа налево, то слева направо (рис. 1). Еще позже, с IV в. до н. э., греки перешли к письму слева направо (рис. 2, 3). В связи с изменением направления письма финикийские буквы греками как бы переворачиваются. В архаическом письме шрифтовая строка не была строго горизонтальной, знаки не ставились на одну линию и были разной величины.

Рис. 1. Древнегреческие надписи, найденные на острове Фера (VIII – VII в. до н. э.):1 – направление письма справа налево;2 – письмо «бустрофедоном»

Рис. 2. Прорись античного письма на свинцовой пластинке из Ольвии около V в. до н. э. (Виноградов Ю.Г. Древнейшее греческое письмо с острова Березань // Вестник древней истории. 1971. – № 4.; рис. 3). Направление письма слева направо

В дальнейшем греческое письмо распадается на несколько разновидностей, которые отличались отчасти алфавитным составом, но главным образом формой некоторых букв. Важнейшие из них – восточногреческое письмо , применявшееся в Восточной Греции и на малоазиатском побережье, изападногреческое письмо , применявшееся на Пелопоннесе, в Сицилии и в Италии. Западногреческое письмо было вытеснено восточногреческим, но на его основе возниклоэтрусское и латинское письмо . На основе восточногреческого письма в начале V в. до н. э. в Афинах сформировалось«классическое» греческое письмо (рис. 4, 6); постепенно оно стало единственной системой для всей Греции, а позднее для Византии.

Шрифтовые композиции в Древней Греции размещались на памятных стелах, на мраморных плитах, на которых писались многочисленные декреты и постановления. В греческих некрополях сохранились плиты с могил, где размещены похвальные слова покойнику. Надписи встречаются также на пьедесталах отдельных скульптур и монументов. Древнегреческий шрифт необычайно прост – он построен четкими линиями равномерной толщины, которые образуют простые геометрические формы (круг, треугольник, дуги).

Рис. 3. Фрагмент греческой надписи на мраморной плите (древнегреческий город Тира) с упоминанием какого-то храма (Самойлова, Т.Л. Новые данные о культах и культовых античных постройках в Тире / Т.Л. Самойлова, В.М. Кожокару // Северное Причерноморье в античное время. – Киев, 2002. – С. 112)

Рис. 4. Пример греческих надписей на каменной плите:1 – «Присяга граждан Херсонеса» на плите из белого мрамора, III в. до н. э. (слева);2 – «Фрагмент декрета о крепости Напит» – Херсонес, кон. II в. до н. э. (справа)

1.2. Римское монументальное письмо

РИМ во II в. до н. э. становится центром миро-

вой державы, здесь возникает архитектура, характерная

своим размахом и колоссальными масштабами. Рим-

ское монументальное письмо было составной частью

архитектурных сооружений, воплощавших могущество

Рима, – триумфальных арок, храмов, колонн. Знаки ла-

тинского алфавита развивались вместе с развитием ве-

личественных архитектурных сооружений, не уступая

им в монументальности.

Первоначально буквы латинского алфавита поч-

ти повторяли греческие, затем их начертание уточни-

лось (рис. 6). Основная, исторически сложившаяся эс-

тетическая характеристика латинского минускула – это

разноширинность знаков алфавита. Разделение знаков

письма на широкие и узкие уже произошло в греческой

архаике. В монументальном письме это разделение пе-

реходит в разряд эстетической концепции. В эпоху мо-

нументального письма развитие алфавита и технологи-

ческие усовершенствования обработки камня привели к

появлению в знаках горизонтальных засечек. Идея за-

Рис. 5. Надпись, посвященная

сечек становится очевидной, когда шрифтовая строка

Ромулу, основателю и первому

заключается между горизонтальными линиями. Гори-

царю Рима

зонтальные засечки стали точнее «держать» линию

шрифта и выравнивали высоту знаков (рис. 5).

Происхождение латинских и русских букв от финикийского и греческого алфавитов

Финикийские буквы

Греческий алфавит

Латинские

Название

Название

Окончание таблицы

Финикийские буквы

Греческий алфавит

Латинские

Название

Название

Во всех больших городах по примеру Рима строятся форумы, базилики, триумфальные арки, театры и термы. Ордерная система теперь чаще всего носит декоративный характер. Надписи в этот период удачно компонуются на триумфальных арках, на надгробиях, на фасадах храмов. Большинство букв в латинском алфавите сохранило греческое значение и начертание. Если греческие надписи выполнялись буквами, имеющими одну толщину, то в латинских надписях у букв появляются различные толщины основных и вспомогательных штрихов. В этот период в шрифтах сформировалась новая деталь – засечки (поперечный штрих, завершающий стойку буквы), появление которых было обусловлено техникой высекания букв на камне.

1.3. Римское классическое письмо

Римское классическое письмо развивается в конце первого века до н. э. в эпоху Римской империи. Наибольшую законченность латинский шрифт приобрел ко II веку н. э. В первом веке нашей эры книга приобретает современный вид кодекса, до 4 века параллельно существовал и свиток.

Сейчас исследователи пришли к выводу, что древнеримский мастер не вычерчивал шрифт при помощи линейки, циркуля и других принадлежностей, а писал их плоской ширококонечной кистью или двумя соединенными палочками; этим объясняется тот факт, что одни и те же буквы, встречающиеся на одной и той же строке, имеют разные варианты написания. Учитывая перспективу, буквы верхних рядов выполнялись немного крупнее, чем буквы в нижних рядах. Римляне не выделяли строчные и заглавные буквы. Между словами не делали пробелов, а ставили точку в середине высоты строки. Однако художник-каменотес уже следил за тем, чтобы окончания строк приходились на одну линию. Это пример основной и первоначальной формы латинского шрифта – шрифта капитального (в переводе с латинского

– большого, главного). Еще этот шрифт называют маюскул , что переводится «несколько больший», т. к. он состоит исключительно из прописных (больших) букв. Маюскул – это, прежде всего, шрифт торжественных надписей, высекаемых на колоннах, на триумфальных арках, на стенах. Его задача – хранить для всеобщего обозрения и на долгое время важные изречения, законодательные акты и имена правителей. Строки выполнялись различной высоты: более крупно писалось имя императора, его титулы и заслуги. Этот шрифт тщательно и медленно высекался на каменных плитах по заранее намеченному контуру.

В городе Римини в честь императора Цезаря Августа в 27 г. до н. э., после окончания строительства дороги между Римом и побережьем Адриатики, была установлена древнейшая в северной Италии триумфальная арка (рис. 6). На аттике располагалась надпись (рис. 7):

SENATVS· POPVLVSQVE·ROMANVS IMPERATORI·CAESARI·DIVI·FILIO·AVGUSTO·IMPERATORI·SEPTIMO·3 CONSULI·SEPTIMO·DESIGNAT·OCTAVOM·VIA·FLAMINIA·ET·RELIQUEIS CELEBERRIMEIS·ITALIAE·VIEIS·CONSILIO·ET·SUMPTIBUS·EIUS·MUNITEIS

Перевод: «Сенат и народ римский Императору Цезарю, сыну Божественного, Августу, императору в седьмой раз, консулу в седьмой раз, избранному в восьмой раз, так как Фламиниева дорога и прочие крупнейшие дороги Италии по его решению и на его средства укреплены». Сохранилась только часть надписи.

Рис. 6. Триумфальная арка Августа (27 г. до н. э.)

Рис. 7. Посвятительная надпись на архитраве триумфальной арки Августа

В 81 году, после смерти Тита, в память о взятии Иерусалима в 70 году, Домицианом была построена Триумфальная арка Тита (рис. 8). Эта однопролетная арка расположена на древней Священной дороге (Via Sacra) к юго-востоку от Римского форума. На аттике арки была помещена посвятительная надпись, которая гласит (рис. 9):

SENATVS POPVLVSQVE·ROMANVS

DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)

VESPASIANO·AVGVSTO

Что в переводе: «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана». Это один из примеров римского классического письма.

Рис. 8. Триумфальная арка Тита (Рим, 81 г.)

Рис. 9. Надпись на триумфальной арке Тита

Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр. Основой прописных букв шрифта зодчего является квадрат, размер стороны которого выбирается в зависимости от необходимой для надписи высоты букв. Условно обозначим ее b. Размер стороны квадрата (b) делится на 9 частей и 1/9 часть принимается за модуль m. Например, вы хотите сделать надпись или букву высотой 25мм, значит b= 25мм, а m = 25: 9=2,8мм. Модуль m одновременно является и шириной основной стойки. Ширина тонких элементов прописных букв принимается равной 1/3 модуля m. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3 m, а в широкой своей части они должны равняться модулю. Центры дуг можно найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

На рис.16 (а,б,в,г,д) даны построения прописных букв шрифта зодчего. Необходимо помнить, что не все буквы имеют ширину, равную b, такие буквы как Б, В, Г, Е, З, Р имеют ширину 2/3 b, а буквы Ж, Ш, Щ, Ю на 2 – 2,5 модуля больше основного размера b.

На рис.17 дано построение строчных букв шрифта зодчего. Для простоты построения применена линейная сетка, которая показывает, что вся высота буквы с выступом делится на пять частей, причем высота основной части буквы принимается равной трем частям. Половина одного деления принимается за ширину основной стойки. Ширина тонкого элемента принимается равной ½ ширины основной стойки.

На рис.18 показано построение цифр данного шрифта. Здесь также применена линейная сетка, которая облегчает понимание построение каждой цифры. Основой является квадратная форма с размером стороны, равной b. Модуль m (ширина основной стойки, самых широких частей цифр) также равна b / 9. Тонкие части цифр имеют размер m/3. Переход от утолщения к утонению в элементах цифр происходит плавно при тщательном подборе необходимых радиусов.

Рис. 16 а Прописные буквы шрифта зодчего

Рис. 16 б Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 в Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 г Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 д Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис.17 Строчные буквы шрифта зодчего

Рис. 18. Цифры шрифта зодчего

Упражнение №4

«Обмер архитектурной детали»

Практическое ознакомление с техникой проведения архитектурных обмеров является необходимой ступенью в подготовке специалиста-архитектора. Попутно с приобретением профессиональных навыков, закрепления восприятия архитектурного объекта по его изображениям, конкретного ознакомления с архитектурным сооружением, его элементами и структурой в их взаимосвязи, упражнение по обмеру архитектурной детали способствует подготовке студентов к обмерной практике, а также выработке умений и навыков научно-исследовательской работы.



Целью упражнения является знакомство с методами изображения объемной формы в ортогональных проекциях (план, фасад, разрез), изучение деталей и архитектурных профилей (обломов), закономерностей их построения на примерах классической архитектуры.

· Работа начинается с выполнения эскизных чертежей, которые называются кроками ; эскиз делается от руки на глаз без применения чертежных инструментов с соблюдением основных пропорций. На чертеж наносятся размерные линии и проставляются все необходимые размеры. Для того, чтобы кроки точнее воспроизводили пропорции обмеряемой детали, допускаются предварительные промеры основных габаритов.

· Кроки оформляются в виде альбома и сдаются вместе с окончательной подачей упражнения.

· Обмеры осуществляются в зависимости от характера детали одним из способов: а) способ координат; б) способ засечек, система треугольников.

· Размерные линии располагаются в виде цепочек, не загромождая чертеж, начиная от мелких, более детальных, кончая общими размерами и проставляются в миллиметрах.

· При выборе нестандартного масштаба необходимо применение масштабной линейки.

· Обмерные чертежи в окончательном виде оформляются на планшете размером 75х50см., обтянутого ватманом (рис.22)

Материалы и оборудование:

1. Архитектурная деталь.

1. Линейка, треугольники, транспортир, мягкая проволока, карандаши, ластик, рапидографы, циркуль.

При обмере простых архитектурных деталей пользуются системой координат (рис.19), наметив на эскизе характерные точки; затем определяют их координаты по отношению выбранных осей х, у, z.

Рис. 19. Измерение детали с помощью метода системы координат

Полученные координаты заносят в таблицу.

№ п/п Х У Z
Точка 1
Точка 2
Точка 3 и т.д.

При обмере деталей, имеющих сложную форму, используют так называемый способ засечек или триангуляции (от франц. «triangle» - треугольник). Для этого намечают опорные точки А и Б, измеряют расстояние между ними и из каждой делают промеры до характерных точек. При помощи засечек получают систему треугольников, которая позволяет изобразить обмеряемую деталь (рис. 20, 21).

Рис. 20. Измерение детали способом засечек или треугольников

Рис. 21.Измерение валюты ионической капители с помощью треугольника и линейки

Рис. 22. Примеры выполнения упражнения

Упражнение № 5

«Композиция из профилей классических ордеров. Архитектурные обломы»

Ордер (от лат. «ordo» - порядок) – это порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенную форму, отвечающую практическому и художественному назначению сооружения. В своих отдельных деталях ордер обрабатывается пластическими формами, которые носят название обломов или элементов профилей.

Обломы - это элементарные пластические формы, различающиеся по очертаниям своего профиля (поперечного сечения) и являющиеся простейшими составными частями деталей архитектурных ордеров (рис. 23, 24).

Виньола (Vignola) – настоящая фамилия Бароцци (Barozzi) Джакомо (1507-1573), итальянский архитектор, теоретик и практик, составитель сборника «Правила пяти ордеров архитектуры» (1562 г.).

Палладио (Palladio) – настоящая фамилия ди Пьетро (di Pietro) Андреа (1508-1580), итальянский архитектор, представитель позднего Возрождения. Творчески осмыслил ордерную систему, написал трактат «Четыре книги об архитектуре» в 1570 г.

Обломы ордеров Виньолы и Палладио по геометрическим признакам разделяются на:

1. Прямолинейные - полочка, полка, пояс , плинт.

2. Криволинейные простые (описанные из одного круга) - валик, вал (торус), четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).

3. Криволинейные сложные (имеющие две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны) – гусёк (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), скоция (элемент, представляющий собой выгнутость различной кривизны и встречающийся в базах колонн ионического и коринфского ордера).

Облом принято называть прямым ,если он расширяется кверху, обратным – если он расширяется книзу.

Существуют сочетания из 2-х соединенных элементов. Одно из таких, состоящее из валика и полочки , получило название астрагал ; другое сочетание – полочка и каблучок , хотя и встречается часто, но специального названия не имеет. Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными,широкие с узкими, криволинейные с прямолинейными – это основное правило профилирования.

Необходимо отметить, что, если в римской версии в ордерах криволинейные профили составлялись из частей окружности, то в греческой архитектуре они, как правило, представляли собой кривые второго порядка – эллипсы, гиперболы, параболы.

Наряду с обычным набором криволинейных профилей – киматиями (гусек и каблучок), выкружками и валиками – существовали специальные профили, учитывающие в своем рисунке их положение в теневых местах, как, например, профиль так называемого «вороньего клюва».

В деталях ордеров обломы выполняют различные композиционные функции:

1. Поддерживающие.

2.Поддерживаемые или венчающие.

3. Связующие.

4. Разделяющие.

Каблук и четвертной вал , имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусёк с его облегчающимися снизу вверх формами является завершающим элементом, выкружка несет в себе функцию связующего элемента.

Обычно обломы украшались живописным орнаментом в дорическом ордере и рельефным – в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом: гусёк – орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок – сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал , обращенный выпуклостью книзу и другие выпуклые профили – иониками; астрагал – бусами, жемчужником. В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции.

Цель работы: изучение архитектурных ордеров, усвоение знаний об архитектурных обломах. Освоение графического изображения обломов, навыков композиции, повышение мастерства студентов по освоению архитектурной графики.


Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр. Основой прописных букв шрифта зодчего является квадрат, размер стороны которого выбирается в зависимости от необходимой для надписи высоты букв. Условно обозначим ее b. Размер стороны квадрата (b) делится на 9 частей и 1/9 часть принимается за модуль m. Например, вы хотите сделать надпись или букву высотой 25мм, значит b= 25мм, а m = 25: 9=2,8мм. Модуль m одновременно является и шириной основной стойки. Ширина тонких элементов прописных букв принимается равной 1/3 модуля m. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3 m, а в широкой своей части они должны равняться модулю. Центры дуг можно найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

На рис.16 (а,б,в,г,д) даны построения прописных букв шрифта зодчего. Необходимо помнить, что не все буквы имеют ширину, равную b, такие буквы как Б, В, Г, Е, З, Р имеют ширину 2/3 b, а буквы Ж, Ш, Щ, Ю на 2 – 2,5 модуля больше основного размера b.

На рис.17 дано построение строчных букв шрифта зодчего. Для простоты построения применена линейная сетка, которая показывает, что вся высота буквы с выступом делится на пять частей, причем высота основной части буквы принимается равной трем частям. Половина одного деления принимается за ширину основной стойки. Ширина тонкого элемента принимается равной ½ ширины основной стойки.

На рис.18 показано построение цифр данного шрифта. Здесь также применена линейная сетка, которая облегчает понимание построение каждой цифры. Основой является квадратная форма с размером стороны, равной b. Модуль m (ширина основной стойки, самых широких частей цифр) также равна b / 9. Тонкие части цифр имеют размер m/3. Переход от утолщения к утонению в элементах цифр происходит плавно при тщательном подборе необходимых радиусов.

Рис. 16 а Прописные буквы шрифта зодчего

Рис. 16 б Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 в Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Рис. 16 г Прописные буквы шрифта зодчего (продолжение)

Введение………………………………………………………………………….….…..3

1 История возникновения искусства шрифта…………………………….….………..4

1.1 Пиктографическое письмо……………………………………………..……..…..4

1.2 Идеографическое письмо………………………………………...………….…....5

1.2 Слоговое письмо…………………………………………………………………..5

1.4 Буквенно-звуковое письмо…………………………………….…..……………..6

2 Шрифтовая композиция в архитектуре…...…………………………..……………..8

3 Взаимосвязь памятников архитектуры различных эпох с текстовыми

компонентами.………………….. ……………………….………..….……………10

4 Построение шрифта зодчего на основе метода построения букв

Жоффруа Тори……………………….……………………………….……………..11

Заключение…………………………………………….………………………………..13

Список литературы……………………………………….…………………………….14

Введение

В декоративно-оформительском искусстве значительное место занимают графические работы - написание шрифтовых плакатов, оформление стенных газет, пригласительных билетов, афиш и др. Современное оформительское искусство невозможно представить себе без применения шрифта. Чем разнообразнее его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры, классификации и истории развития.

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

1 История возникновения искусства шрифта

Одно из величайших и важных достижений человечества - это общение при помощи письменных знаков: шрифта. Слово "шрифт" в переводе с немецкого означает - начертание букв, письмо. Шрифт - это алфавит с четким определением закономерности построения изображений букв, цифр и других письменных знаков, объединенный в единый стиль. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь, как самостоятельно, так и вместе с остальным искусством своего времени. Шрифт необходим нам для передачи письменной информации во времени и пространстве.

Не зная истории письменности, сложно вникнуть в сущность искусства шрифта. Письменность является общей культурой каждого народа и частью мировой культуры. История ее возникновения уходит в глубокую древность. Очень длительный и сложный путь прошел рисунок знаков, прежде чем он стал алфавитом. Всего четыре вида письма удалось разгадать:

1. пиктографическое

2. идеографическое

3. слоговое

4. буквенно-звуковое

1.1 Пиктографическое письмо

К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма.

У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

1.2 Идеографическое письмо

Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д.

1.3 Слоговое письмо

Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе - писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии - Японии, Китае, Корее.

1.4 Буквенно-звуковое письмо

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного.

В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском - 21, в русском - 33, в чешском - 39, в армянском - 39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н. э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII - VIII вв. до н. э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.

2 Шрифтовая композиция в архитектуре

«Шрифтовая композиция» - это гармонично связанные между собой набор букв, блоков текста и прочих участников текстового пространства, из которых составляется композиция.

Самыми наглядными примерами шрифтовых композиций в рассматриваемом контексте являются мемориальные доски, надгробия, памятные и въездные знаки. В этих художественных объектах шрифт присутствует всегда, или почти всегда, т. к. они есть не только знаковые объекты, но и информационные, т. е. содержат указания на персоналии, события, даты и географические точки.

Включение изображения/пластики в шрифтовую композицию - частая и совсем непростая задача. Ведь шрифт - это очень своеобразное искусство. Во-первых, он носит условный, знаковый, а не изобразительный характер. Во-вторых, шрифтовая композиция не только рассматривается целиком, но и читается в определенном порядке, строка за строкой, сверху вниз и слева направо.

Любая надпись имеет определенную динамику и последовательность, развернута не только в пространстве, но и, если так можно выразиться, во времени.

Все это делает композицию шрифта с изображением очень специфичной, отличает ее от большинства видов декоративного и изобразительного искусства. А между тем эти искусства постоянно сталкиваются, соединяются в композициях синтетического характера, где шрифт и предметное изображение оказываются частями одного целого, и должны сосуществовать не только не мешая друг другу, но и объединяясь в единый художественный замысел.

Важно помнить, что в контексте любого проекта, где есть шрифты, и тем более их сочетание с графикой/изображением/пластикой, шрифтовые конструкции вместе с этими элементами должны восприниматься как одно целое.

Шрифтовые конструкции должны гармонично вписываться в структуру решения в целом, тем самым, раскрывать общую идею проекта. Шрифты и изображения не должны жить самостоятельно. Для достижения успешного результата не следует создавать элементы, одинаковые по массам. Чем внятней считывается разница и контраст размеров в композиции, тем она интересней.

Приоритеты могут быть разные, это зависит от цели и техники исполнения проекта.

Иногда по приоритетам текстовые блоки должны быть выражены более явно, чем графические элементы, иногда напротив - текст может быть дополнением к графике, но также возможны исключительно шрифтовые композиции.

Разумеется, у изобразительной и шрифтовой композиции есть не только различия, но и общие черты. Они и помогают приводить их к «единому знаменателю». Изображение и шрифт могут быть подчинены общему пространственному ритму, близким пластическим принципам. Признаки художественного стиля, художественные особенности того или иного времени одинаково проявляются в начертаниях шрифта и рисунка. Для этого есть различные способы зрительного подчинения шрифта изображению или наоборот изображения - шрифту.

Кстати, композиционное единство шрифта и изображения может основываться не только на их сближении, но и на осмысленном, умело примененном контрасте, противопоставлении объема и плоскости, статики и динамики и т.п.

В подобных работах не стоит, сделав графику, «пришивать» потом к ней шрифт. В этом случае шрифт всегда будет «чужим». Если композиция уже в сознании автора представляется разделенной на две части, то одного этого достаточно для минимального, но все же заметного искусственного разъединения надписи и изображения. Поэтому работу над композицией, включающей шрифтовые и изобразительные элементы, нужно обязательно начинать и вести одновременно по всем элементам. Надо постоянно помнить, что надпись и изображение - это части одного организма.

Изображение и шрифт должны обязательно находиться в исторической соподчиненности и стилевом соответствии той или иной эпохе. Это касается не только исторических тематик, но и современных. Ведь современность находится не вне истории. Это всего лишь звено в непрерывном историческом процессе.

Как правильно скомпоновать надпись и изображение в композицию? В соответствии с пластикой изображения (первый признак единства). Ведь изображение на какую-либо историческую тему может быть выполнено по-разному. Так и шрифт к этому изображению должен ему соответствовать. Но необходимо помнить, что не рекомендуется просто реставрировать тот или иной исторический шрифт. Нужно иметь в виду, что при всем своем историческом характере композиция служит современности и должна говорить современным языком. То есть черты современности должны неизбежно присутствовать в работе.

3 Взаимосвязь памятников архитектуры различных эпох

с текстовым компонентом

С древних времен шрифт и архитектура были неотделимы. Шрифт был частью архитектурных сооружений Древнего Египта, Шумера, Вавилона, Греции, Рима. Архитектурный шрифт в то время определял форму всех остальных видов шрифта. В Средние века главным формообразующим шрифтом стал рукописный, а с эпохи Возрождения - наборный, но все это время архитектурный шрифт продолжал влиять на другие виды шрифта и сам подвергался их влиянию.

Шрифт, как и архитектура, тесно связан с господствующим в современном ему искусстве большим стилем и вместе с тем подвержен колебаниям моды. Формы шрифта в каждый период находятся в странном взаимоотношении с архитектурными формами. Иногда они взаимно повторяют друг друга, иногда расходятся и противодействуют, но никогда не развиваются совершенно независимо.

Шрифт, как и архитектура, формирует окружающую нас рукотворную среду. Все цивилизованное пространство - от городских улиц и федеральных трасс до наших с вами квартир - заполнено потоками информации, материальным носителем которой выступает шрифт.

Шрифт, как и архитектура, выполняет важную социальную функцию. Именно они, окружая нас с самого рождения, служат мерой прекрасного или привычного, задают ритм нашей жизни, во многом определяют наши взгляды на окружающий мир. С каждым большим стилем в искусстве и архитектуре ассоциируются определенные шрифты.

4 Построение шрифта зодчего на основе метода построения букв

Жоффруа Тори

В эпоху Возрождения искусству шрифта уделялось большое внимание. Во

второй половине 15 века нача-лось активное изучение римского монументального письма. Исследования показали, что многие трактаты по искусству шрифта базировались на утерянном тру-де Леонардо да Винчи (1452-1519), сохранились два знака, дотируемые 1500 годом, которые, с большой вероятностью, современные исследователи приписы-вают Леонардо да Винчи. По сложности построения и методике графического анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шриф-тового искусства. Все последующие трактаты в доста-точной степени поверхностны и ограничиваются ана-лизом только внешних пропорций знаков. В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачоли "О Божественной пропорции".

В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга. Толщина вертикального элемента знака "Н" была рав-на 1:8 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Все знаки отличает со-вершенство внешних и внутренних пропорций.

В 1525 году Альбрехт Дюрер издает свой знаменитый труд "Правила измерения...", предназначавшийся для архи-текторов, значительная часть которого была посвяще-на построению шрифтов. Дюрер конструировал латин-ский алфавит на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов. Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата, толщи-на горизонтального элемента была равна 1:3 верти-кального. Дюрер первый дал для отдельных знаков ал-фавита несколько вариантов построения. В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори (1480-1533) "цветущий луг". В своем трактате Жоффруа Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорци-ями человеческого тела на основе круга и квадрата. Квадрат был разделен на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата. Горизонтальный эле-мент располагался в горизонтальном зрительном цен-тре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре (оптический, зрительный центр всегда несколь-ко выше геометрического).

Шрифт зодчего состоит из прописных, строчных букв и цифр. В зависимости от формы букв этот шрифт имеет несколько вариантов.

Рассмотрим построение букв и цифр наиболее легкого варианта этого шрифта.

Прописные буквы шрифта зодчего строятся в квадрате, сторона которого равна b. Сторона квадрата делится на девять частей, 1/3 часть принимают за модуль т, одновременно модуль является и шириной основной стойки. Ширина тонких элементов прописных букв принимается равной 1/3 модуля т. Полукружия букв в местах соединения со стойкой имеют ширину 1/3 m, а в широкой своей части они должны равняться модулю. Центры дуг можно легко найти при помощи дополнительно нанесенных горизонтальных и вертикальных линий.

Заключение

Архитектурный шрифт, или шрифт зодчего, отличается строгостью и изящностью букв и цифр. Его применяют при выполнении надписей на инженерных или архитектурных проектах (чертежах). Тексты, написанные архитектурным шрифтом, можно встретить так же на архитектурных памятниках (например, название станций метро, на мемориальных досках и др.).

Правильно подобранный шрифт может быть более выразителен, чем любая картинка. Им можно передать необходимую атмосферу, настроение. Шрифт перестал быть только носителем информации, он сам теперь информация. Возможности шрифта безграничны, нужно только определить, какое впечатление вы хотите произвести и выбрать подходящий для этого шрифт.

Список литературы

Безухова Л. Н., Юмагулова Л. А., «Шрифт в работе архитектора, учебное пособие.» М.: Архитектура-С, 2007

Загрузка...