musings.ru

Как общаться с сотрудниками гибдд, что они могут, а что нет? Вступил в силу новый регламент гибдд. объясняем, что изменилось и как тебе с этим жить Из каких знаний состоит общение с гибдд

Новые правила общения с сотрудниками ГИБДД применяются с 20 октября 2017 года, когда вступил в силу Приказ МВД № 664. С этого времени действует обновленный Административный регламент, предписывающий порядок действий должностных лиц ГИБДД при взаимодействии с автовладельцами. Рассмотрим ключевые нюансы, которыми характеризуются правила дорожного общения между инспекторами и водителями

Какие новшества предусматривает регламент

До октября 2017 года действовал Приказ МВД № 185, который по объективным причинам перестал соответствовать нормам иных законодательных актов, а также возможностям информационных технологий. Множество вопросов, которые ранее вообще не были урегулированы для взаимоотношений сотрудников ГИБДД и автовладельцев, нашли свое отражение в регламенте. Применение Приказа № 664 началось с 20 октября 2017 года и распространяется на любые случаи общения сотрудников ГИБДД с автовладельцами или пешеходами.

Что может сотрудник ГИБДД в ходе исполнения своих должностных обязанностей?

Вот какие новшества зафиксированы в Приказе № 664:

  • допускается возможность проверки документов не только на стационарных постах ГИБДД, но и в любых иных условиях (например, при следовании дорожного патруля ДПС по должностным поручениям);
  • обязанность представлять сотруднику ГИБДД полис автострахования ОСАГО теперь может быть реализована не только в виде письменного бланка, но и в электронной форме (должностное лицо ГИБДД обязано проверить информацию в электронном виде через единую федеральную базу);
  • передача документов от автовладельца к сотруднику ГИБДД должна происходить без каких-либо удерживающих устройств, обложек и т.д.;
  • для фиксации нарушений допускается использование специальных технических средств и приборов, принадлежащих муниципальным или частным организациям (как правило, под такими спецсредствами понимаются частные камеры видеофиксации нарушений);
  • допускается уведомление участников административного дела о месте и времени рассмотрения материалов путем направления смс-сообщений, если на это будет получено согласие граждан.

В ходе проверок на дорогах документы могут быть истребованы не только у автовладельцев, но и иных граждан (например, пассажиров автомашины). Это связано с новым правилом Приказа № 664, предусматривающего обязанность сотрудников ГИБДД выявлять и устранять любые потенциальные правонарушения.

Использование частных камер видео- и фотофиксации подразумевает их соответствие ГОСТ. Эти сведения сотрудник ГИБДД будет обязан внести в процессуальный протокол о правонарушении. Частные камеры могут передаваться для обслуживания частных лиц и организаций, если такая возможность предусмотрена на региональном уровне.

Для сокращения продолжительности рассмотрения дел, новый Регламент предусматривает досудебный порядок оспаривания действий и решений должностных лиц ГИБДД, Для этого жалоба может быть подана в административном порядке на имя вышестоящего органа или должностного лица. Обжалование в таком порядке происходит через районные или региональные подразделения МВД.

Множество правил, включенных в новый регламент, уже нашли свое отражение в иных нормативных и подзаконных актах. Введение их в Приказ № 664 обусловлено систематизацией свода положений, которые должны применять сотрудники ведомства при исполнении должностных обязанностей. Особое внимание в Приказе № 664 уделено порядку обращения сотрудников ГИБДД к водителю, что должно устранить конфликтные ситуации и перевести все спорные вопросы в правовое русло.

Одним из наиболее распространенных случаев подачи жалоб на действия сотрудников ГИБДД, связаны с ненадлежащим поведением должностных лиц по отношению к водителям. Приказ № 664 регламентирует следующие правила общения автовладельца с сотрудниками ГИБДД:

  1. для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
  2. запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям - по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
  3. инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
  4. аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
  5. должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
  6. после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).

Поскольку правила распространяются не только на водителей, но и иных участников дорожного движения, по новому регламенту все процессуальные действия могут осуществляться в отношении пешеходов. Прежде всего, это связано с проверкой документов, привлечением за нарушение ПДД и предотвращением возможных правонарушений.

Как и в отношении иных служб и ведомств, для общения сотрудника ГИБДД с водителями и пешеходами установлены стандарты качества государственных услуг.

Обязательным условием при взаимодействии должностного лица ГИБДД и автовладельца является вежливость и уважительность.

Любые проявления грубости и хамства являются основаниями для направления жалобы в адрес вышестоящих органов. В аналогичном порядке происходит оспаривание отказа сотрудника ГИБДД в даче пояснений относительно своих процессуальных действий.

Новый Административный регламент ГИБДД от 2017 года принес большое количество изменений в организацию и осуществление процесса контроля за дорожным движением. В том числе изменения коснулись правил взаимодействия сотрудника ДПС с участниками дорожного движения. Как должен вести себя водитель при остановке транспортного средства? Что он может требовать от инспектора ГИБДД, а чего - нет? Как должен вести себя сотрудник ДПС при общении с водителем?

Остановка транспортного средства

Пункт 85 Административного регламента ГИБДД определил, что сотрудник ДПС может останавливать транспортное средство с помощью громкоговорителя, а также жеста руки с жезлом или красным диском. Дополнительно для привлечения внимания могут быть использованы иные звуковые и световые сигналы. Пункт 86 того же Регламента обязал сотрудников ГИБДД указывать место остановки автомобиля.

Пункт 88 указал, что не допускается остановка транспортного средства в местах, где это запрещено правилами дорожного движения (за исключением отдельных случаев). Однако это не означает, что водитель может проигнорировать требование инспектора об остановке. В любом из случаев ему необходимо включить правый поворот, прижаться к указанному месту на обочине и открыть (приоткрыть) окно для общения с инспектором. Сразу выходить из машины не обязательно.

Как должен вести себя инспектор?

Пункт 89 Регламента ГИБДД определил, что при остановке транспортного средства сотрудник ДПС обязан незамедлительно проследовать к водителю, представиться, назвать причину остановки и изложить требование о передаче необходимых документов. В случае остановки транспортного средства с целью привлечения водителя в качестве понятого или свидетеля ему должны быть разъяснены его права и обязанности.

Пункт 45 Регламента определил, что перед тем как передать сотруднику ДПС свои документы, водитель имеет право потребовать у того служебное удостоверение и сотрудник не может отказать ему в этом. В ином случае, водитель имеет все основания не показывать свои документы. Согласно пункту 53 Регламента, инспектор ГИБДД должен принять у водителя документы без обложек и удерживающих устройств. В случае необходимости, инспектор ГИБДД имеет право взять документы водителя и пойти с ними в патрульную машину (стационарный пост) для проверки информации через электронную базу данных. При этом водитель из машины выходить не обязан. Согласно пункту 93 Административного регламента, сотрудник может попросить его об этом только в следующих случаях:

  • При обнаружении признаков опьянения или болезненного состояния водителя;
  • При агрессивном поведении автолюбителя, создающем опасность для сотрудника ГИБДД;
  • Для досмотра транспортного средства и (или) личного досмотра;
  • Для проведения сверки VIN номера транспортного средства;
  • Для привлечения водителя в качестве свидетеля или понятого;
  • Для привлечения автовладельца к участию в процессуальных действиях (оформление протокола, постановления и т.д.).

Ни в одном из перечисленных случаев водитель не обязан садиться в патрульную машину. Хотя инспектору ГИБДД ничто не запрещает предложить водителю это сделать. Но в то же время, если инспектор задерживает водителя или направляет его на медицинское освидетельствование, водителю придется сесть в патрульный автомобиль, чтобы инспектор мог его доставить по месту назначения.

Разрешена ли видеосъемка?

Пункт 43 Административного регламента указал, что независимо от ситуации, во время всего периода взаимодействия сотрудника ДПС с участником дорожного движения, инспектор ГИБДД обязан обращаться к нему исключительно на «Вы», а также быть вежливым и тактичным. Сотрудник не должен грубить и обзывать водителя, равно как и не должен совершать действий, провоцирующих противоправное поведение второй стороны.

Чтобы в будущем доказать факт несоблюдения инспектором данных правил, водитель (пассажиры, свидетели) имеет право снимать все происходящее на видеокамеру или записывать разговор на диктофон. Несмотря на то, что новый Регламент не содержит пункта о возможности осуществления такой съемки, сотрудник ДПС не вправе требовать ее прекращения, за исключением случаев, когда в запись может попасть тайна, охраняемая законом. Пункт 39 Регламента определил, что сотрудник ГИБДД также имеет право записывать разговор с помощью средств аудио- и видеофиксации. Однако предварительно он должен сообщить об этом водителю.

Правила поведения водителя

Нормативно-правовых актов, которые бы прямо указывали водителям, как нужно общаться с сотрудниками ДПС - нет. Единственное, при выдаче водительских удостоверений граждане получают «Памятку по взаимодействию с инспектором ГИБДД », где указаны основные правила такого взаимодействия. Так, там указана возможность осуществления видеосъемки разговора, указан правильный порядок досмотра транспортного средства и так далее.

Кроме того, учитывая 43 пункт Административного регламента ГИБДД, который обязал сотрудников ДПС вести себя вежливо и тактично по отношению к участникам дорожного движения, можно сделать вывод о том, что точно также должен вести себя и автолюбитель. Тем более в большинстве случаев, когда водитель пытается запугать сотрудника угрозами, наличием связей, видеосъемкой - это ни к чему хорошему не приводит. Инспектор может найти массу причин для временного задержания транспортного средства: досмотр, проверка документов по базе данных, проверка водителя по базе данных разных государственных служб и прочее. Исходя из этого, водителю, который ничего не нарушал и который уверен в своей правоте, рекомендуется:

  • Обращаться к сотруднику ДПС исключительно вежливо;
  • Выполнять все его распоряжения (если они не выходят за рамки его полномочий);
  • Зафиксировать действия сотрудника на видеокамеру, если они неправомерны.

В ином случае, при создании неразрешимой конфликтной ситуации, согласно пункту 51 Регламента сотрудник обязан позвонить в дежурную часть и вызвать на место происшествия группу разбирательства ответственных должностных лиц. Кроме того позвонить в дежурную часть имеет право и сам автовладелец. Согласно пункту 52 Регламента инспектор ДПС по первому требованию обязан сообщить ему соответствующий телефонный номер. Также телефонный номер дежурной части всегда указывается на патрульной машине.

Участник дорожного движения имеет право требовать от инспектора разъяснения нормативно-правовых актов, на основании которых его привлекают к ответственности (или на основании которых он был остановлен, задержан). В то же время сотрудник ДПС не обязан иметь при себе и показывать водителю копии нормативно-правовых актов и внутренних распоряжений. Так, в случае остановки транспортного средства по причине проведения спецоперации, инспектор лишь устно сообщает автовладельцу о причине остановки. Показывать распоряжение, на основе которого проводится операция, он не должен. При желании проверить правомерность такой спецоперации водитель всегда может позвонить в дежурную часть ДПС.

Заключение

В России нет закона, который бы жестко регламентировал особенности общения водителя с инспектором ГИБДД. Но все указывает на то, что данное общение должно быть вежливым и корректным. Чтобы избежать превышения полномочий сотрудником, рекомендуется записывать разговор на видеокамеру, причем в отличие от инспектора, водитель не обязан заранее сообщать о ведущейся видеосъемке.

Памятка водителю при общении с сотрудником ДПС содержит рекомендации, позволяющие избежать конфликтных ситуаций и недопониманий. Обычно исход беседы с инспектором ГИБДД зависит от поведения водителя, умения отстоять свои права, избегать грубого тона и оскорбительных выражений. Сотрудник полиции также должен общаться на «вы», обойтись без нравоучений, говорить четко и по делу. При остановке транспортного средства желательно использовать видеорегистратор. Если возникла спорная ситуация, можно ориентироваться на положения действующего законодательства. Желательно избегать конфликтов, однако не нужно соглашаться со своей виной без наличия четких доказательств, ссылаясь на свидетельские показания, аудио- и видеозаписи.

Приказы МВД №185 и №329 определяют ситуации, когда остановка ТС является обоснованной:

  1. Автомобиль нарушает правила дорожного движения, может стать причиной создания аварийной ситуации. Конкретные неверные действия должны быть установлены визуально или с помощью специализированных технических средств. Когда водитель затормозил, сотрудник обязан четко указать нарушения, в которых обвиняется человек за рулем.
  2. В дорожно-патрульную службу поступило сообщение о возможной причастности водителя к преступлению. Если сотрудник ГИБДД получил соответствующую информацию по служебным каналам, остановка автомобиля произошла по причине дачи соответствующих показаний третьими лицами или из-за возникновения подозрений у других постов ДПС, инспектор обязан четко сообщить причину, назвать правонарушение, в котором подозревается водитель. Остановка правомерна только в том случае, если есть основания для подозрения человека в совершении тяжкого преступления, участии в ДТП с последствиями или в нарушении правил дорожного движения, за что наступает административная ответственность.
  3. Автомобиль, на котором передвигается водитель, похож на транспортное средство, находящееся в розыске или угоне. Также инспектор может остановить человека, если у него есть основания предполагать, что ТС планируют использовать для совершения противоправных действий.
  4. Есть вероятность, что водитель или пассажиры обладают информацией о преступлении или ДТП, очевидцами которого они являлись. В этом случае остановка правомерна, так как инспектор на законном основании собирает свидетельские показания.
  5. Привлечение понятых для проведения досмотра уже остановленного автомобиля.
  6. Четко обусловленная служебная необходимость во временном использовании транспортного средства или услуг водителя для оказания помощи сотрудникам ГИБДД при проведении спецопераций, а также взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
  7. Проверка наличия и правильности оформления водительских документов. В зависимости от того, находятся ли в салоне пассажиры или определенный груз, сотрудник ДПС имеет возможность запросить предъявление различных бумаг. Водитель должен иметь право на перевозку любых грузов, которые находятся в ТС, а также сопроводительную документацию, свидетельство о праве владения и управления автомобилем. Если в салоне есть пассажиры, инспектор может запросить предъявление их паспортов для удостоверения личности. Сотрудник имеет возможность остановить автомобиль с целью просмотра документации только на КПП или стационарных постах.
  8. Установление личности водителя, перечня перевозимых грузов при выполнении приказа руководителя МВД или ГИБДД.

Внимание! Другие случаи остановки транспортного средства являются неправомерными. Если сотрудник ДПС не назвал четкие причины или перечислил неправомерные основания остановки автомобиля, можно обвинить его в нарушении служебной дисциплины. Чтобы доказать свою правоту, желательно при возникновении подозрения о неправомерной остановке ТС воспользоваться видеокамерой.

Как себя вести после остановки автомобиля?

После правомерной остановки транспортного средства инспектор должен подойти к машине, указать имя, фамилию, должность и звание. Также сотрудник ГИБДД обязан четко указать причину остановки авто, при необходимости дать пояснения. Если остановка произошла не по вине водителя, инспектор должен рассказать о конкретной проблеме, четко указать цель общения с водителем.

Попросите инспектора предъявить его служебное удостоверение. Необходимо не просто увидеть документ, а убедиться в его подлинности, внимательно рассмотрев важные поля. Если сотрудник ДПС просит предъявить документы, следует передать ему их лично в руки. Просто показать бумаги недостаточно, так как инспектор может запросить их для проверки подлинности. Сразу после ознакомления с документами инспектор обязан отдать их водителю. У участника дорожного движения сохраняется право находиться в своем автомобиле, не покидать его, а также не перемещаться в служебную машину по требованию сотрудника дорожно-патрульной службы. Водитель имеет право выйти из машины, однако без четких оснований не обязан этого делать.

Требование о выходе из автомобиля является правомерным при наличии таких оснований:

  1. Устранение неисправностей, если водитель имеет возможность вручную выполнить необходимые действия, чтобы не нарушать ПДД. В данную категорию попадают в случаи, когда не соблюдаются правила транспортировки габаритных или опасных грузов.
  2. Поведение или внешний вид водителя указывают на то, что есть вероятность его нахождения в состоянии опьянения. Инспектор может остановить машину при подозрении на содержание в крови алкоголя или наркотических веществ. Также остановка машины допустима, если есть четкие признаки неадекватности водителя.
  3. Появились основания для досмотра машины.
  4. Человек за рулем подозревается в совершении правонарушения или совершает действия, опасные для сотрудника ДПС или других участников дорожного движения.
  5. Водитель должен оказать помощь инспекторам или участникам аварии.

​Большинство конфликтов между инспектрами и водителями возникает в процессе составления протокола. Иногда водителям сложно разобраться в ситуации, также есть риск превышения полномочий сотрудниками ГИБДД. Важно поддерживать вежливое общение с инспектором, не допуская нарушения собственных прав.

Если сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в совершении каких-либо правонарушений, однако не может предоставить четких доказательств, не следует соглашаться с инспектором. Согласно положению о презумпции невиновности, без доказательства правонарушения составление протокола нецелесообразно.

При любых нарушениях инспектор обязан представить водителю доказательство и его вины, включая видеозапись, показатели специальных технических средств или свидетельства очевидцев. Правонарушение считается недоказанным даже в том случае, если водитель не может подтвердить свою невиновность, так как представление улик полностью возлагается на сотрудников ГИБДД.

Иногда при составлении протокола инспекторы приглашает водителей в служебный автомобиль или предлагают последовать в пост-пикет. Человек имеет право отказаться от этого, так как обязанность выполнять данные требования инспектора за водителем не закреплена. Помещение в служебный автомобиль без учета мнения водителя возможно только при задержании лица на законных основаниях в соответствии со ст. 27.3 КоАП.

Во время заполнения протокола необходимо проконтролировать, чтобы все поля оформлялись в соответствии с законами требованиями, не искажалась правдивая информация:

  1. В протоколе должна быть изложена суть правонарушения, указаны ссылки на доказательства вины водителя. По желанию в соответствующей графе можно указать свою точку зрения при рассмотрении определенной ситуации. Ставить свою подпись в протоколе можно только в том случае, если водитель полностью признает свою вину, а также согласен с каждым словом, написанным инспектором.
  2. При возникновении конфликтов и недопониманий, отказе сотрудника ГИБДД переписать протокол, если в нем указана некорректная, по мнению водителя, информация, в соответствующей графе следует указать: «Не согласен. Требую адвоката». Так можно увеличить свои шансы на победу при обжаловании протокола в судебном порядке.
  3. Нельзя покидать место, где произошла остановка транспортного средства, до момента выдачи копии протокола водителю. Желательно в экземпляре, который остается у сотрудника ДПС, оставить надпись «требую юридической помощи». Так можно уведомить о своем праве на решение спорных вопросов с участием юриста, повлиять на отмену решения инспектора при рассмотрении вопроса в суде.
  4. Если свидетели происшествия не были опрошены, следует поставить прочерк в соответствующей графе. Не следует оставлять важные поля пустыми, чтобы избежать риска внесения свидетельских показаний лицами, привлеченными сотрудником ГИБДД без ведома водителя.

Необходимо соблюдать правила общения с инспектором ГИБДД, однако не поддаваться на провокации. До вынесения судебного решения можно предполагать, что в протоколе содержатся нарушения положений КоАП, из-за чего водитель имеет право на законных основаниях доказывать свою невиновность, опровергать необоснованные обвинения.

Протокол за превышение скорости

При составлении соответствующего протокола необходимо обратить внимание на показатели радара. Важно уточнить, что устройство показывает скорость конкретного автомобиля непосредственно перед его остановкой. Если инспектор предъявляет прибор, на котором отображаются цифры, не соответствующие скорости машины, составление протокола является неправомерным, необходимо оспаривать действия сотрудника ДПС в судебном порядке.

Протокол за нечитаемые номера

При управлении автомобилем с нарушением законных требований к состоянию номерных знаков возможно вынесение предупреждения или взыскание штрафа в размере 500 руб. Если причиной остановки транспортного средства являются грязные номера, желательно не спорить с сотрудником ГИБДД, а протереть знаки влажной тряпкой. Если инспектор настаивает на составлении протокола, желательно сфотографировать номерные знаки, подтвердив их читаемость.

В некоторых случаях инспекторы пытаются приравнять езду с нечитаемыми номерами к передвижению с отсутствием регистрационных знаков. Данное действие является неправомерным, так как загрязненность можно устранить на месте. Если инспектор составляет протокол, при этом оснований для признания водителя виновным недостаточно, необходимо выразить свое несогласие с информацией, указанной в документе. В суде желательно предоставить фото или видео подтверждение правоты водителя.

Протокол за непристегнутый ремень

Нередко сотрудники ГИБДД останавливают автомобиль, однако не могут четко указать причину, назвать правонарушения, допущенные водителем. Если человеку удалось опровергнуть свою вину, основания, использованные инспектором для остановки ТС, не подтвердились, сотрудник дорожно-патрульной службы может сослаться на непристегнутый ремень. В этом случае необходимо указать на свою осведомленность о запрете на передвижение без резинового ремня безопасности. Важно уточнить, что водитель снял ремень сразу после остановки автомобиля.

Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС

При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:

  1. Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
  2. Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия. Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
  3. Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения. Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
  4. Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.

Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий.

Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора. Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований.

Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.

Порядок на дорогах общего пользования напрямую зависит от того, насколько правильно общаются участники движения с инспекторами дорожно-патрульной службы. Чтобы заранее предупреждать неприятные ситуации и отстаивать свои права, нужно знать, как корректно коммуницировать с людьми в погонах. По этому вопросу есть юридические нормы, а также практические наработки, которые являются краткой памяткой водителю при общении с ДПС. Как всегда, начинать нужно с законодательства, то есть теории.

Общение с точки зрения буквы закона при факте нарушения ПДД

Во-первых, обе стороны общения являются равноправными, поэтому автовладелец обязан учтиво относиться к госслужащему. А тот, в свою очередь, должен быть не менее вежливым, учтивым и объективным. При этом в разговоре не должно быть личной неприязни, не говоря уже о негативном влиянии плохого настроения. Нарушение этого «железного» закона со стороны водителя - имеется в виду хамство, употребление матерных слов и пр. - причем независимо от того, были или не были нарушены Правила, плохо отразится в первую очередь на нем же.

Наказание за оскорбление госслужащего:

Если посторонних лиц и свидетелей не было - административный штраф до 2 500 руб., альтернативный вариант предполагает арест на 15 суток;

Наличие посторонних граждан увеличивает размер наказания до 40 000 руб. или 360 ч исправительных работ. В отдельных случаях срок исправительных работ может составлять 12 месяцев.

Поэтому при потенциально совершенном ДТП с работником ГАИ лучше не спорить, а водителю следует заполнить свою часть протокола. При этом у автовладельца 2 варианта: согласиться со своим нарушением и дать подпись о том, что штраф будет выплачен в течение 70 суток, либо не признаваться в правонарушении, и оспорить его в течение 10 суток. Во втором случае следует постараться собрать доказательную базу о своей невиновности.

Однако бывают случаи, когда владелец машины абсолютно уверен в своей невиновности, а постовой, мягко говоря, в беседе мало похож на работника ДПС. Здесь остается только одно - постараться вести себя как можно более спокойно и уверенно. И, разумеется, не совершать ответных выпадов, иначе в дальнейшем отстоять свою правоту в суде будет гораздо труднее.

Общение на практике

Как вести себя с инспектором ГИБДД, знают все опытные водители, а новички, как правило, совершают массу ошибок. Например, останавливаются не сразу или не на конкретное место, указанное инспектором. Такие действия зачастую трактуются как отказ в остановке и караются штрафом, хотя есть четкий, годами выработанный алгоритм остановки по всем правилам.

Сразу же после отчетливого сигнала автоинспектора водитель обязан немедленно остановиться. При этом сотрудник ГАИ тоже обязан указать конкретное место остановки транспортного средства.

Если автомобиль останавливается в сумерках или ночью, водителю можно вести общение с закрытой и даже заблокированной дверью - это прописано законодательно.

Самые предусмотрительные автовладельцы перед остановкой включают диктофон и надиктовывают время и место, где их «тормознул» гаишник. Также для этих целей можно использовать видеорегистратор, однако у диктофона есть преимущество - его можно спрятать в кармане. И нужно помнить, что в случае несогласия обе стороны имеют право использовать аудио- и видеоаппаратуру.

Стандартная памятка водителю при общении с ДПС также рекомендует, что для общения боковое окно нужно приоткрыть и записать или запомнить ФИО сотрудника ГИБДД, его звание и номер жетона.

После своего представления человек в погонах обязан уведомить, что является причиной остановки. И только после этого, согласно закону, он имеет право потребовать у водителя документы. Однако нужно всегда помнить, что совсем не обязательно водительское удостоверение или техпаспорт на машину передавать в руки - их можно приложить к стеклу или просто показать в окошке. Если же другая сторона в приказном порядке требует передать документы, то такие требования можно законно опровергать.

Кстати, перечень причин для остановки тоже строго регламентирован, и его тоже лучше знать досконально:

Нарушение ПДД водителем или пассажирами в машине;

Проверка документов у шофера;

Предположение, что данное транспортное средство угнано и находится в розыске;

Предварительная информация, что автовладелец или пассажиры являются инициаторами аварии или другого противоправного поступка;

Оказание помощи инспектору ГИБДД либо другим участникам дорожного движения;

Если водитель или пассажиры были свидетелями ДТП - необходимость их опроса;

Уведомление о запрете дальнейшего движения либо иная информация, относящаяся к безопасности пути.

Нужно знать! Если инспектор предлагает просто выйти из машины, то водитель имеет право отказать в этом. Чтобы потребовать такие действия, человек в погонах обязан предъявить веские доводы, в числе которых:

Техническая неисправность автомобиля, подлежащая немедленному устранению;

Намерение сотрудника провести досмотр - но, опять же, для этого должны быть веские причины;

Подозрение в том, что водитель либо пассажиры нетрезвы или являются нарушителями закона;

Намерение привлечь автовладельца в качестве понятого;

Автоинспектор уверен, что водитель представляет для него угрозу.

Очевидно, что этот список довольно неоднозначен и «размыт». Поэтому чисто с психологической точки зрения, для создания комфортной атмосферы лучше беседовать вне пределов салона машины. Однако что касается предложения пересесть в автомобиль ГАИ, то его допустимо элементарно проигнорировать. Причем все сидящие в машине люди - законные свидетели, имеющие полное право присутствовать как при общении с представителем ГИБДД, так и заполнении протокола.

Что обязан выполнять сотрудник ДПС?

Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.

Правила поведения инспектора ГИБДД предписывают предъявить служебное удостоверение, если его действия водитель посчитал неправомерными или госслужащий не сумел назвать конкретный пункт ПДД, который якобы нарушен. Также водитель имеет право записать данные постового. А тот, в свою очередь, обязан назвать телефоны, по которым автовладелец может обратиться для обжалования действий инспектора. Иногда инспекторы просто называют номер дежурного, который имеет законное право принять жалобу - и это вполне допустимо.

Нарушения, совершаемые инспекторами Госавтоинспекции

Отсутствие нагрудного знака - это крайне грубое нарушение.

Передвижение в рабочее время не на служебном транспорте.

Намеренное сокрытие автомобиля из вида - за кустами, деревьями, домами и пр.

Отсутствие на служебном транспорте проблесковых маяков. Если при этом «гаишный» автомобиль припаркован в запрещенном месте либо нарушены другие пункты ПДД, инспектор должен отвечать по закону как обычный водитель.

Предъявление автовладельцу не существующих в законе правонарушений или их придумывание «на ходу». В таких случаях водителю следует сделать в протоколе пометку «сержант ФИО вымогает деньги». Тогда вероятность того, что такому протоколу не будет дан ход, почти стопроцентная.

Довольно редкое явление, но оно тоже имеет место - чрезмерная агрессия сотрудника дорожно-постовой службы. Здесь все просто: водителю нужно позвонить в службу доверия либо подать заявление в вышестоящую инстанцию.

Грамотное заполнение протоколов - основа вашей защиты

В вопросе, как вести себя, если остановил инспектор ГИБДД, в плане составления документов о нарушении, есть «золотое» правило: вину должен доказывать представитель органов, а не наоборот, автовладелец свою невиновность. Во-вторых, объяснения, как и подпись водителя в протоколе - его право, но не обязанность. Соответственно, когда в протоколе в определенной графе есть слова «Подпись нарушителя», то слово «нарушителя» следует зачеркнуть и надписать сверху «водителя» . Это весьма важный момент, который означает, что владелец автомобиля опровергает свою виновность. Также, при наличии свободного места, лучше написать «не согласен» - и тогда при дальнейшем разбирательстве будет ясно, что человек за рулем с самой первой минуты не соглашался с действиями инспектора. А чтобы в строчке, «свидетели» со временем не появились непонятно откуда взявшиеся ФИО, в пустой графе рекомендуется поставить широкую подпись, чтобы не осталось свободного места. Также нужно знать об особенностях конкретных видов протоколов.

Нарушение скоростного режима. Как сказано выше, инспекторы должны доказывать превышение допустимой скорости. И если водителю предъявляется «фен» с непонятными цифрами - можно смело опротестовывать протокол. Потому что на радаре должно быть указано, что скорость фиксировалась именно по данному автомобилю, и что показатели снимались именно сейчас, а не на прошлой неделе.

Непристегнутый ремень. Как правило, он выходит на передний план, когда у сотрудника ГИБДД закончились аргументы в пользу другого, более тяжелого правонарушения. Однако езду без ремня тоже нужно доказать - предъявить видеозапись или свидетелей, причем сразу же. Если этого нет, то можно просто заявить: «Да, конечно, непристегнутым водить нельзя. Но я снял ремень только что, пока вы шли к моему автомобилю»…

Загрязненные знаки. По правилам 2019 года, запрещено управлять машиной с грязными номерными знаками, которые инспектору ГИБДД не видны с 20-метровой дистанции. Разумеется, в темное время суток. Однако для фиксации этого нарушения требуется создавать условия, приближенные к заданным, чего на практике никогда не делается. Поэтому, если водитель ведет себя уверенно и не заискивает, дело ограничивается просьбой протереть «табличку». И все - никакого штрафа.

Автоинструкторы всегда в курсе

Благодаря следованию памятке водителю при общении с ДПС удается избегать штрафов, лишения прав и прочих неприятностей. Однако в России ПДД в последние годы меняются настолько стремительно, что даже профессиональные водители не всегда успевают их отслеживать. И только частные автоинструкторы, которые в силу своей принадлежности к «дорожным учителям» всегда в курсе последних событий, способны ежедневно штудировать законодательство. Поэтому взять у них пару-тройку уроков - всегда только на пользу!


Загрузка...