musings.ru

Бег на месте. Что делать, если карьерный рост остановился

Этот вопрос волнует не только вчерашних выпускников, но и состоявшихся профессионалов (многие люди, годами работают на одном и том же месте и не могут продвинуться по службе). Перспектива карьерного роста для многих даже важнее, чем приличная заработная плата (но как правило, одно вытекает из другого).

Если вы мечтаете или только задумываетесь о построении карьеры и рассчитываете в будущем получать хорошую зарплату, тогда вам надо задуматься над тем, какими качествами нужно обладать и что делать, для быстрого продвижения по службе.

Карьерный рост. Как сделать карьеру?

1. Главное условие успешного карьерного роста, как бы банально это не звучало, любовь к своей работе. Давно доказано, что успех карьерного роста напрямую зависит от удовлетворенности человек своей работой, от того чем он занимается. Так что важно первоначально выбрать профессию по душе , а только затем думать о построении карьеры. В нелюбимом деле сделать карьеру практически невозможно.

2. Повышение в должности зависит не только от искреннего желания делать свою работу, но и от искреннего желания добиться карьерного роста на данном предприятии. Положительный настрой, уверенность в своих силах (Читайте - «Как обрести уверенность в себе «), уверенность в том, что вы заслуживаете продвижение по карьерной лестнице и обязательно его добьетесь – даст положительный результат. То есть, вы должны просто не мыслить (сплю и вижу) себя без этой должности, к которой будете стремиться.

3. Постоянный профессиональный рост одно из условий карьерного роста на предприятии. Важно постоянное совершенствование, самостоятельный поиск и получение новых знаний. Не надейтесь исключительно только на знания, которые вы можете получить в компании, на которую работаете, отслеживайте и внедряйте положительный опыт других компаний, анализируйте отрицательный. Анализ деятельности конкурентов (умений, навыков и способностей) также способствует профессиональному росту. У вас должно быть искреннее желание улучшить качество своей работы, это положительно скажется на вашем карьерном росте.

4. Для того чтобы вовремя справляться со своими обязанностями и еще иметь время на самообразование и самосовершенствование надо уметь максимально оптимизировать рабочее время. Именно самоорганизация позволит вам обучаться более эффективно и целенаправленно планировать свою деятельность.

5. Довольно часто для того, чтобы получить повышение, надо выделиться своими успехами, показать результат, сделать так, что бы ваши заслуги были замечены и оценены. Для этого же надо приложить немало усилий. Ну а кто сказал, что карьерный рост – это просто и легко?

Карьерный рост маловероятен, если вы не знаете, как преподнести себя, не умеете подчеркнуть свои достоинства и обратить внимание на результаты своей деятельности (не всегда они бывают замечены, руководители часто обращают внимание лишь только на проблемные участки). Нравится вам это или нет, но карьерный рост на предприятии часто следствие саморекламы. Расхваливающие свои достижения и результаты, получают самые лакомые задания и повышения по службе чаще, чем те, кто скромно молчит и пренебрегает саморекламой и самопиаром .

6. Карьерного роста можно достичь только при условии, что вы умеете ладить с людьми. Конечно профессионализм, энергичность высоко ценятся, но если вы вносите сумбур в работу коллектива, постоянно находитесь в состоянии конфликта, по делу и без, критикуете своих коллег, ведете себя высокомерно – это говорит о вас как о человеке неуживчивом, не умеющим идти на компромиссы и находить общий язык с людьми. В этом случае перспективой карьерного роста даже и не пахнет - руководство, несмотря на ваши очевидные заслуги, будет относится к вам с настороженностью.

Это отнюдь не значит, что надо упорно со всеми дружить, просто, раз у вас общие цели, и вы делаете общее дело, то логичным будет работать со всеми, а не против всех. При этом так же важно не скатиться в панибратство и заискивание.

7. Даже самые преуспевающие и удачливые люди в мире не застрахованы от критики в свой адрес. Что уж говорить о простых смертных! Поэтому если вы устремлены наверх, хотите совершенствоваться и расти, вам надо научиться принимать критику и научиться ценить замечания.

Главное здесь - уметь отличать конструктивную критику от необъективных нападок. Критика со стороны квалифицированного, профессионального человека может вам быть полезна, к ней надо прислушиваться, тем более, если она затрагивает исключительно рабочий процесс. А вот злопыхательские нападки, которые часто являются проявлением зависти, не стоит принимать близко к сердцу.

Что еще надо знать человеку, мечтающему о карьерном росте:

Часто в процессе построения карьеры люди встают перед выбором: уйти в другую компанию, где предлагают должность повыше, либо же остаться в коллективе, к которому привык, в котором себя комфортно чувствуешь и ждать, когда в родной компании откроется подходящая вакансия и тебе, наконец, предложат повышение. Увы, но однозначного ответа на этот вопрос нет. Довольно сложно уловить момент, когда перерастаешь рамки своей должности, и когда тебя повысят.

Можно точно сказать – в средних и маленьких компаниях перспектива карьерного роста не велика, специалисты здесь вырастают намного быстрее, чем появляются вакантные должности. А вот у крупных компаний есть существенное преимущество – сотруднику, думающему над тем как сделать карьеру и нацеленному на продвижение по службе всегда готовы что-то предложить.

В типичных зарубежных фильмах паренек, начинавший работать разносчиком газет, через пару лет становится руководителем издательского концерна. А работоспособная и старательная горничная из фешенебельной гостиницы, год за годом, поднимаясь вверх по карьерной лестнице, в итоге дорастает до кресла директора этой самой гостиницы, где когда-то убирала номера. На самом деле в жизни намного сложнее, чем это выглядит в кино. Но все-таки карьерного роста может добиться каждый, было бы желание.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Карьерный рост для многих людей остается довольно абстрактным понятием. Внимание надо обратить на то, что любой рост невозможен без развития, а потому многие могли почувствовать, что занимаемая должность не дает реализовать свой потенциал. Появляется такое ощущение, будто вы стоите на месте, а это допускать никак нельзя.

Каждый сотрудник должен понять одну фундаментальную вещь. Карьерный рост будет зависеть не только от желаний и личных предпочтений самого начальства, но и от тех целей, которые преследуются самим человеком. Чем четче выстроен план, тем вероятнее всего будет получена лучшая должность в данной компании.

Сотрудники, которые проявляют целеустремленность, умеют организовать и структурировать деятельность компании, всегда будут стремиться к улучшению своих позиций. Им интересны только те вакансии, которые имеют возможность карьерного роста. Только так можно развивать уровень своего профессионализма, оттачивая необходимые навыки на практике.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что карьера сводится не только к личным предпочтениям начальника, но и к потенциалу самого сотрудника. Только согласованная деятельность руководителя и подчиненного позволит добиться действительно больших результатов в развитии компании.

На что надо делать акцент?

Профессиональный рост привлекает далеко не каждого человека: кому-то нравится текущая должность, нет амбиций для получения новой, а кто-то не в состоянии осилить поставленные задачи. В любом случае каждый человек будет иметь свои индивидуальные цели в компании:

  • Кто-то хочет выйти на новый уровень доходов.
  • Кому-то важно удовлетворить свои амбиции и повысить социальный статус.

Во многом люди выбирают комбинацию вышеописанных целей и приступают к их реализации. Карьерный рост имеет индивидуальный стиль и предполагает решение поставленных задач компании. Несмотря на всю сложность рассматриваемого вопроса, можно выделить некоторые типичные тенденции, соотносимые по половому признаку.

Мужчины, как правило, начинают строительство своей карьеры, ориентируясь на «восхождение» по иерархической лестнице. Конечная цель – руководящая должность, а потому будет прилагаться максимальное количество усилий. Что касается женщин, то они могут долгое время проявлять посредственное отношение к самой компании, постепенно развивая уровень своего профессионализма. Многие удивляются, когда представительницы прекрасного пола за короткий промежуток времени становятся большими директорами.

Как можно расти?

Карьерный рост многогранен, а потому в обществе часто слышится заблуждение, в котором говорится о том, что развитие в компании возможно только по вертикали. Многим может показаться, что карьера представлена в виде лестницы, где в роли ступени выступает вышестоящая должность.

Стоит отметить, что развитие карьеры возможно и в горизонтальном направлении. Профессиональный рост основан на развитии навыков и квалификации, необходимой для повышения эффективности в рамках текущей должности. Развитие по горизонтали имеет свои особенности, о которых довольно часто забывают.

Сотрудник переводится на должность, смежную с занимаемой позицией, а уровень дохода остается прежним или несколько увеличивается. Например, работник сферы маркетинга может перейти в другое подразделение и подписывать договора, если до этого он занимался только деловой коммуникацией с партнерами. Конечно же, профессиональный рост не заставит должно себя ждать.

Необходимо напомнить, что развитие по горизонтали не запрещает вертикальный рост: после того, как специалист узнает специфику работы смежных отделов компании, то может стать его руководителем, или же объединить в своей кандидатуре несколько ролей.

Вертикальный рост начинается как в самой организации, так и в рамках всей отрасли. Все будет зависеть от поставленных целей работников и решительного желания развиваться. Большинство карьеристов предпочитают второй вариант. Развитие в рамках целой отрасли и такое решение обусловлено постоянным повышением получаемых доходов. Не всегда текущее место работы удовлетворяет потребности сотрудника, тогда он отправляется на поиски нового места.

Но прежде чем отправляться в «карьерное путешествие», надо понять, что профессиональный рост будет длиться не один год и за это время наступают кардинальные изменения. Как показывает мировая практика, многие популярные отрасли, которые были на волне популярности, в 90-х годах быстро обанкротились и исчезли с рынка. Если же вы хотите получать высокие доходы и принимать ответственные решения на себя, то профессиональный рост – правильный выбор.

Факторы, влияющие на результат

Начать надо с того, что карьерное продвижение невозможно без получения соответствующего образовательного уровня. Кроме того, он должен соответствовать международным стандартам и закончить такие ВУЗы не всегда просто. Некоторые профессии просто не допустят «восхождение по вертикали», если нет высшего образования. Например, бухгалтер, как бы он не старался, никогда не займет должность главного бухгалтера, пока у него не появится соответствующий образовательный уровень.

Конечно же, роль высшего образования достаточно велика, поскольку она отражает определенный набор профессиональных знаний, которые можно использовать в трудовом процессе. Кроме того, начальству проще найти контакт со своим подчиненным, если будет получено соответствующее подтверждение качества знаний. Нельзя забывать о том, что и профессиональный рост невозможен без постоянного самообразования.

Следующий фактор, имеющий большое значение для потенциального карьериста – работоспособность. Но в данном вопросе следует проявлять предельную аккуратность, поскольку ненормированный рабочий день расценивается руководителем неоднозначно. Он может подумать, что человек не справляется с работой в установленный срок, а это будет говорить об отсутствии соответствующих навыков планирования. Никто не захочет продвигать специалиста, который плохо справляется со своими обязанностями.

Каждодневный профессиональный рост играет большую роль, но не решающую. Можно постоянно совершенствоваться, оставаясь на той же должности в течение многих лет. Как выбраться из такой ситуации? Надо понять, что сегодняшний рынок постоянно развивается и многим компаниям нужны люди, которые смогут увеличить доходность или занять новую долю рынка. Руководитель понимает, что профессиональный и карьерный рост едины, а потому повышения заслуживают единицы.

Как только станет понятно, что работник приносит очевидную пользу, то отсутствие динамического роста приведет к потере ценного кадра, а это нельзя допустить. Только ключевые сотрудники пользуются большой популярностью, как у руководства, так и коллег.

Среди негативных факторов можно выделить:

  • интриганство;
  • распространение заведомо ложной информации;
  • заискивание перед руководством и т.д.

Как показывает практика, такие люди начинают портить внутреннюю атмосферу, а ведь на единение коллектива ежегодно тратятся большие деньги. Опытный руководитель поставит под сомнение эффективность работника, распускающего слухи. Вероятнее всего, эффективность его труда мала, а потому есть время на другие занятия. Отсутствие мотивации, пунктуальности и низкой эффективности приведет к скорейшему увольнению.

Какой план развития составить?

Как говорилось ранее, карьера – совокупный результат сотрудника и работодателя. Подавляющее большинство успешно развивающихся компаний стремится к тому, чтобы работники постоянно развивались. План обязателен, он помогает выстроить четкий вектор дальнейшей деятельности.

Есть несколько планов развития. Например, одна организация имеет типовой план, и повышение будет получено после достижения определенных показателей или наступления временного периода, а другая не имеет стандартизированного подхода и возможность роста есть у каждого человека.

Если на текущем месте работы не рассматривается ни один из вариантов, можно проявить инициативу и пообщаться с руководством. Такой подход позволит наглядно продемонстрировать заинтересованность в развитии организации.

Каждый человек сознательно пишет карьерный план, которому продолжает следовать на протяжении многих лет работы. Свое направление необходимо корректировать в зависимости от изменяющегося состояния рынка.

Одна из приоритетных задач грамотного руководителя – построить управление карьерным ростом в компании, поскольку карьера сотрудников является важным ресурсом, от которого зависит эффективность, устойчивость и жизнеспособность организации. Карьерный рост персонала является одним из механизмов, благодаря которым компания движется вперед.

В чем заключается карьерный рост

Положение сотрудника в компании может меняться разными способами. Их совокупность скрывается в понятии деловой карьеры. Сотрудник может продвигаться по служебной иерархии вверх до тех пор, пока это позволяет пирамида иерархии компании. Такой процесс карьерного роста называется вертикальным. В какой-то момент для большинства работников это продвижение неизбежно прекращается, а отсутствие карьерного роста становится проблемой и для работника, и для его компании.

Существует также горизонтальная карьера – смена видов деятельности как в рамках одной организации, так и в процессе смены мест работы.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Освоение человеком социального и профессионального пространства вокруг него должно находиться в балансе с его внутренним, индивидуальным развитием. Только тогда его карьеру можно будет назвать полноценной.

Под внутренним развитием мы понимаем повышение профессионализма (расширение навыков, приумножение знаний), повышение авторитета и престижа сотрудника, а также его финансового благосостояния.

Внешний компонент полноценной карьеры включает продвижение по должности, получение новых позиций и статусов, достижение новых уровней материального вознаграждения. Целью карьерного роста должно быть достижение гармонии между внешними и внутренними компонентами.

Есть несколько типологий карьеры, и в соответствии с ними выделяются разные виды карьеры.

С точки зрения того, как осуществляется продвижение, выделяют следующие типы:

  • «ступени» (чередование вертикальных и горизонтальных перемещений);
  • «трамплин» (быстрый карьерный рост, достижение высокой позиции и остановка на ней);
  • «стремянка» (постепенный рост, а затем постепенное снижение);
  • «перепутье» (наличие непредсказуемых точек, после которых карьера может двинуться куда угодно);
  • «змея» (резкий карьерный рост до высшего уровня после горизонтальной карьеры).

Рассматривая возможности дальнейшего движения, выделяют перспективные и тупиковые карьеры .

Тупиковые могут быть у узких специалистов, отлично знающих свой рабочий функционал, но не имеющих способностей для более высоких позиций и уровней управления.

С одной стороны, карьерный рост сотрудника зависит от его личных качеств, квалификации и мотивации. С другой, существуют не менее важные внешние условия карьерного роста . К ним относятся:

  1. Предел роста в данной конкретной организации.
  2. Количество позиций, которые надо пройти от текущего положения до высшего поста.
  3. Уровень позиции (вычисляется через отношение числа работников следующего по высоте уровня иерархии к числу работников текущего уровня иерархии).
  4. Потенциальная мобильность (вычисляется через отношение числа вакансий на следующем по высоте уровне иерархии к числу работников текущего уровня иерархии).

Сотрудник, принимающий карьерное решение без учета этих условий, сталкивается с недостатком информации. Он не может объективно оценить свои возможности в иерархии конкретной компании. Решение, которое принимается второпях и по эмоциональным соображениям, без анализа внешних карьерных условий, может завести в карьерный тупик.

  • Формула профессионального развития и карьерного роста для руководителя

Мнение эксперта

Повышение в должности меняет мировоззрение

Дмитрий Дубинов,

генеральный директор группы компаний «Держава», Нижний Новгород

Мировоззрение сильно меняется, когда ты поднимаешься на высокую должность. Твои бывшие коллеги превращаются в подчиненных, вес твоих решений и твоего мнения вдруг резко увеличивается.

В этот момент нужно быстро привыкнуть к тому, что руководитель, в отличие от менеджера среднего звена, отвечает не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных. Руководитель несет особую ответственность перед компанией. Как ни парадоксально, она заключается в том, чтобы построить свою работу таким образом, чтобы его подчиненные могли эффективно работать, а подразделение выполняло свои задачи даже в отсутствие руководителя.

С карьерным ростом менеджера должны меняться его отношения в компании. Новый руководитель по-новому выстраивает границы с бывшими коллегами: он должен остаться лояльным, но утвердить свой авторитет. А новым коллегам-руководителям он должен показать свой профессионализм и умение работать на руководящей позиции, а также быть готовым выстроить общение в позитивном ключе.

Каких уровней карьерного роста могут достичь сотрудники компании

Можно представить модель уровней карьерного роста, как большую пирамиду, собранную из более мелких пирамидок. Низ каждой из них – это части компании, проявленные во внешнем мире. Они, как мосты, соединяют один отдел с другим, формируют окружение компании и поведение ее работников. Средняя часть каждой пирамидки-компании – это ее внутренняя структура, представленная конкретными способностями и целями. Наконец, верх пирамиды – это духовные качества компании, ее идентичность, ценности и миссия в обществе.

Теперь определимся, на каком уровне в данной модели находятся разные сотрудники компаний:

1. Уровень поведения и окружения представлен продавцами, агентами, менеджерами по работе с клиентами и обслуживающим персоналом. Все эти сотрудники выполняют рутинную работу с очень важным результатом: они создают сеть контактов компании с окружающим ее миром. Их деятельность строго регламентирована шаблонами, которые «спускаются» к ним с более высоких уровней карьерного роста. Поэтому они не обязаны обдумывать свои действия – для успешной работы им достаточно придерживаться шаблона.

В зависимости от организации и подразделения работники этого уровня могут выходить и на следующий – уровень целей и способностей. Но основная их деятельность все же сфокусирована на поведении компании, ее нижних «мостах».

2. Уровень способностей и целей представлен теми сотрудниками, которые осуществляют организацию и планирование рабочего процесса, то есть начальниками отделов и топ-менеджерами.

Здесь повседневная работа компании организуется в соответствии со стратегией и макрозадачами бизнеса. Тут же происходит перевод идей высшего уровня, общих положений миссии компании на язык ее поведения – конкретных шагов, решений, соотношения прибылей и затрат. Именно работники этого уровня заставляют компанию двигаться вперед, выполняя самую сложную работу. Они продумывают, как организовать взаимодействие с рынком и как должна вести себя компания, чтобы выполнить свою миссию и достичь поставленных целей.

Это уровень принятия решений и создания истории компании. Если директор, человек на вершине иерархической пирамиды, – это мозг и душа компании, то работники уровня способностей – это ее глаза и руки.

3. Идентичность компании , в которой заключается высший уровень, представляет ее генеральный директор. Именно в его голове заложена истинная миссия компании, и именно он представляет компанию на рынке. Фактически, с точки зрения общества, рынка и государства, компания олицетворяется в своем генеральном директоре. Его личность оказывается связующим звеном, который встраивает компанию в систему бизнеса конкретного общества. Только через директора и его понимание целей компании существование организации обретает смысл.

Разбираем основные факторы карьерного роста

Две большие группы факторов влияют на то, насколько возможен карьерный рост работника.

1. Субъективные факторы включаеют все, что относится к личности работника.

  • Тип личности, от которого зависит пригодность к тому или иному виду деятельности. По одной из множества типологий выделяют шесть личностных типов:

А) реалист, или реалистический тип – личность, предпочитающая использовать в работе реальные инструменты и оперировать механизмами;

Б) исследователь – личность, стремящаяся к научному поиску и открытиям;

В) артист – личность, ищущая, где можно эмоционально проявить себя;

Г) социальный тип – тот, кто лучше всего реализуется во взаимодействии с другими людьми;

Д) предприниматель – личность, проявляющая себя во влиянии на других;

Е) конвенциональная личность, ориентированная на работу с информацией.

  • Трудовой потенциал работника, включающий такие компоненты, как уровень образования, показатели здоровья, демографические характеристики, уровень мобильности. Все это может быть использовано в карьерном росте.

2. Объективные факторы включают все, что зависит от окружения работника и от организации.

  • карьерная политика, тенденция к выращиванию кадров внутри компании, развитию карьеры менеджеров, стратегии карьерного роста персонала;
  • ткущий этап жизненного цикла, который проходит организация (больше карьерных перспектив имеется в компании, которая находится на этапе роста или зрелости, а не в упадке);
  • иерархическая разветвленность компании, наличие подразделений с большим количеством уровней подчинения.

На низкий или высокий карьерный рост, как и на полное его отсутствие, могут также влиять случайные факторы. Однако учет субъективных и объективных факторов развития карьеры – это основная часть кадровой политики любой компании.

Уровень самоотдачи сотрудников и их преданность компании зависят от того, насколько успешными они чувствуют себя на рабочем месте. Стремление быть признанными и уважаемыми благодаря продвижению по карьерной лестнице часто является лучшим мотиватором для профессионала. Возможность получить признание и уважение коллег, начальства, организации в целом вдохновляет их работать больше и качественнее. Если же в компании, при достойной финансовой и социальной мотивации, не предусмотрена возможность роста, то наиболее талантливые сотрудники рано или поздно покидают ее.

Поэтому хороший руководитель обязательно построит свою управленческую политику на планировании карьеры подчиненных соответственно их потребностям. Многих работников карьерная мотивация поощряет даже больше, чем финансовая. Иначе говоря, они готовы работать за меньшую зарплату на должности, с которой открывается перспектива карьерного роста, чем «застрять» в карьерном тупике, пусть даже за хорошие деньги.

Управление карьерным ростом персонала: программа и план

Управление карьерой позволяет построить внутриорганизационную карьеру сотрудника. Этот процесс находится в зоне ответственности кадровых служб и консультантов по карьере. Специалисты по карьерному росту выделяют работников, имеющих высокий потенциал к продвижению, помогают им раскрыться и применить свои способности с выгодой для себя и компании, разрабатывают планы «перемещения» и повышения наиболее перспективных сотрудников для их карьерного роста.

Эта работа, будучи грамотно организованной, приводит к позитивным изменениям в эффективности организации.

  • Профессиональный рост, или Как вырастить в себе профессионала

Схема управления карьерным ростом

1) Кадровая служба составляет прогноз продвижения работников, занимающих ключевые руководящие посты. Прогноз составляется соответственно тому, насколько предприятию нужны управленческие кадры и насколько оно готово их развивать и продвигать.

2) Сотрудники кадровой службы находят для работников разные варианты внутри- и вне организационного продвижения и определяют, каких мер требует каждый вариант.

3) Кадровая служба планирует карьерный процесс компании – профессионально-развивающие мероприятия, оценку менеджеров, политику перестановки управленческих кадров.

4) Процесс карьерного роста на предприятии реализуется во всей своей полноте: проводится обучение, оценка, адаптация новых сотрудников, профориентация, конкурсы на замещение вакансий.

5) Сотрудники кадровой службы стремятся повысить мотивацию карьерного роста у руководящего состава.

6) Проводится своевременная профилактика кризисных явлений в карьерном процессе, таких как, например, карьеризм.

7) Обеспечивается координированная и согласованная работа всех звеньев кадровой системы по управлению карьерными процессами.

8) Производится объективная оценка и контроль работы карьерной службы.

Мнение эксперта

После повышения важно планомерно вводить сотрудника в новую должность

Дмитрий Седых,

заместитель генерального директора ООО «Инженерный центр «Энергоаудитконтроль», Москва

В нашей компании есть четкий план адаптации менеджера к каждой новой ступени иерархии. С самого начала работы на новой должности менеджер должен понять, какие цели и задачи перед ним стоят, какие функции ему предстоит отныне выполнять, кто его подчиненные и перед кем он отчитывается, по каким показателям оценивается работа его подразделения, как работал прежний руководитель и почему он строил работу именно так.

Далеко не всегда новый руководитель должен менять рабочий процесс подразделения сразу после вступления в должность. Он составляет план своей работы, указав ожидаемые результаты и сроки их достижения. Первое время подразделение может работать при новом менеджере так же, как при старом, если схема его работы признана эффективной и отвечает целям нового руководителя.

У нас, как и в большинстве компаний, на менеджеров высшего уровня ложится больше административных и организационных задач, чем профессиональных. Поэтому, чем выше менеджер поднимается по карьерной лестнице, тем чаще от него требуется делегировать полномочия, воспитывать неформальных лидеров в своей команде, решать конфликты между подчиненными. Это дополнительный груз, но руководитель обязан его нести, чтобы его подразделения могли работать эффективно.

  • Развитие персонала в условиях современного бизнеса

Процесс карьерного роста: планирование внутриорганизационной карьеры

Планирование карьеры это выработка стратегии карьерного роста специалистов в компании, которая осуществляется кадровой службой.

Сотрудники кадровой службы сопоставляют возможности, способности и цели каждого сотрудника с целями и планами развития организации. По результатам составляется программа профессионального роста, или карьерограмма.

Карьерограмма – это схема того пути, который надо пройти специалисту, чтобы занять определенное место в организации, получив по дороге полный набор необходимых для работы на этом месте знаний и навыков.

При отсутствии специально выделенной кадровой службы функция планирования карьеры ложится на менеджера по персоналу, самого сотрудника или его непосредственного руководителя (линейного менеджера).

Помимо субъективных, личных качеств сотрудника на его карьерный рост в организации влияют объективные условия. К ним относятся:

  • предел роста в конкретной организации;
  • количество позиций, которые надо пройти от текущего положения до высшего поста;
  • уровень позиции (вычисляется через отношение числа работников следующего по высоте уровня иерархии к числу работников текущего уровня иерархии);
  • потенциальная мобильность (вычисляется через отношение числа вакансий на следующем по высоте уровне иерархии к числу работников текущего уровня иерархии).

Именно от объективных, внешних условий зависит то, насколько перспективной или тупиковой будет карьерная линия каждого конкретного сотрудника.

Субъективные же факторы определяют отношение сотрудника к своим карьерным возможностям. В зависимости от того, насколько заинтересован работник в карьерном росте, который предлагает ему компания, будет меняться эффективность его работы. Поэтому менеджер по персоналу должен уже на этапе собеседования представить потенциальному работнику его возможную карьеру в компании и обсудить, насколько кандидату подходят такие перспективы.

Важная задача кадрового менеджера – помочь кандидату соотнести свои личные цели и планы с возможностями карьерного роста в компании. С этого момента, если кандидата принимают на работу, начинается планирование его карьеры.

После найма сотрудника на работу начинается составление индивидуального плана карьерного роста.

Следует понимать степень соответствия работника карьерному росту, который запланирован для него в компании. Далеко не все люди способны к резкому и высокому карьерному взлету. Есть работники, идеально подходящие для структурированной, педантичной работы на одном месте. Но людям с предпринимательской жилкой и развитым креативным мышлением быстро станет тесно в рамках одной позиции.

Если то, в каком направлении будет развиваться карьера сотрудника, с самого начала определили неправильно, то он быстро осознает, что его цели в компании не соответствуют планам работодателя. Осознав это, сотрудник, вероятней всего, покинет компанию.

Повышение карьерного роста путем обучения сотрудников

Под развитием карьеры обычно понимают совокупность действий, которые повышают конкурентоспособность сотрудника, то есть степень, в которой он удовлетворяет целям компании и выполняет свои личные цели в процессе работы.

Кроме того, развитие карьеры позволяет предотвращать выгорание сотрудников, истощение их моральных и физических сил и, как следствие, снижение способности к труду. Успешная программа карьерного развития способствует сохранению прибыльности человеческих ресурсов компании.

Развитие и карьерный рост позволяют организации достичь желаемого человеческого капитала. Этот процесс использует и внутренние структуры организации, и ресурсы внешней среды.

Модель непрерывного карьерного развития успешно реализуется, если:

1. Ее поддерживает высшее руководство.

2. Она способствует достижению целей компании.

3. Она долгосрочна и интегративна.

Повышение квалификации представляет собой обучение специалистов с оконченным высшим образованием. Оно позволяет специалисту углубить и усовершенствовать свои знания и профессиональное мастерство, а также достичь той квалификации, которой от него требует более высокая должность.

Есть много типов учреждений, осуществляющих повышение квалификации. Специальные подразделения для обучения сотрудников могут создаваться внутри организации силами системы карьерного роста и развития персонала. К внешним учреждениям относятся институты и факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также различные стажировки.

Программы по повышению квалификации и обучению персонала выполняют несколько основных функций. Во-первых, следует упомянуть его образовательную функцию : сотрудники осваивают новые навыки, и багаж их профессиональных знаний расширяется. Во-вторых, обучение – это важный инструмент пропаганды и идеологического воспитания работников, просвещения их относительно норм и правил поведения в компании.

Повышение квалификации работника позволяет выполнить ряд целей :

  • обеспечить эффективность работы с новыми задачами;
  • обучить новым методам работы;
  • подготовить к карьерному росту;
  • помочь освоить новую профессию;
  • дать работнику более высокий разряд или обучить работе с новыми техническими средствами;
  • стимулировать к командной работе и новым способам организации труда;
  • дать знания, находящиеся за пределами должностных обязанностей;
  • привить иной тип мышления, научить мыслить экономическими и бизнес-категориями;
  • повысить самостоятельность в принятии решений;
  • побудить к продолжению обучения и самообразованию.

Мероприятия по повышению квалификации работников должны охватывать всю компанию, развивать перспективные специальности и проводиться постоянно. При этом от них требуется дифференцированность и индивидуальный подход к каждой категории специалистов.

Обучение и повышение квалификации может проводиться как непосредственно в процессе работы, так и вне рабочего места. Обучение на рабочем месте имеет прикладную, оперативную направленность. Оно сокращает адаптационный период и снижает расходы на обучение, помогая новому работнику быстро освоить конкретный трудовой процесс. К методам этого типа обучения относятся: временное ассистирование, выполнение заданий по схеме от простых к более сложным, частичное делегирование полномочий, смена мест работы.

Обучение с отрывом от работы, как правило, более фундаментально и теоретично. Оно более полно подготавливает работника к новым функциям и дает ему передышку от рабочей рутины. К методам такого обучения можно отнести лекционные занятия и практикумы, деловые игры, разборы случаев и ситуаций, прохождение обучающих программ, супервизии и т. д.

  • Нематериальная мотивация сотрудников: как это делают в российских компаниях

Формирование кадрового резерва

Кадровый резерв представляет собой активную и подготовленную часть предприятия, которая потенциально может заместить руководящий персонал. Сюда же относятся сотрудники, которые проходят обучение и повышение квалификации для занятия вышестоящих должностей. Резерв – это ресурс компании, который позволяет быстро заместить вакантные должности, если те по той или иной причине внезапно освободятся. Он формируется путем тщательного отбора по результатам оценки персонала с учетом личных особенностей и планов сотрудников. Формирование кадрового резерва – это один из важнейших аспектов работы с карьерным ростом, которую должен осуществлять руководитель.

Резерв – это способ заранее подготовить компанию к кадровым неожиданностям. Сотрудники, находящиеся в кадровом резерве, проходят глубокую и полную подготовку по заранее созданной для этой цели программе. При наличии кадрового резерва исчезает вероятность стихийного перемещения специалистов на свободные должности в случае форс-мажора. Кадровая служба подбирает, обучает и стажирует наиболее готовых кандидатов для каждой конкретной позиции любого уровня.

Количество и профессиональное соотношение сотрудников в резерве должно соответствовать текущей структуре организации и учитывать ее возможные изменения.

Основу для формирования резерва составляют выводы аттестационных комиссий. Они всесторонне и объективно оценивают личность и деловые качества каждого кандидата, претендующего на руководящий пост. Они составляют суждения о кандидате, анализируя его конкретные профессиональные достижения на разных этапах работы.

Чтобы выбрать наилучшего кандидата на руководящую должность, нужно обратить внимание на уровень развития его профессиональных качеств и общей образованности, на его способности к анализу, целеустремленность, организаторские навыки, на то, насколько ответственно он подходит к своей работе и в какой мере он способен к принятию самостоятельных решений. Также не следует пренебрегать результатами тестов на уровень знаний кандидатов и заключениями по результатам обучающих мероприятий. Безусловно, стоит учитывать физическую форму кандидатов, их возраст, устойчивость к стрессовым обстоятельствам и дополнительным нагрузкам.

План работы с кадровым резервом предполагает конкретные обучающие мероприятия по передаче кандидатам комплекса нужных им знаний, а также выработку практических умений и навыков управления.

Кадровый резерв нуждается в планировании, составлении прогноза персональных передвижений и сопутствующих им мероприятий.

Планирование резерва кадров прорабатывает всю цепочку, по которой сотрудник может двигаться внутри компании, включая его увольнение. В некоторых организациях вместо планов кадрового резерва составляется схема замещения. По каждой управляющей позиции составляется список подходящих на замещение кандидатов. Это особенно касается должностей, которые могут в скором времени стать вакантными.

Мнение эксперта

Золотой кадровый резерв – «колыбель» уникальных специалистов

Полина Акулова,

директор по персоналу компании «Корпус Групп», Москва

Кадровый резерв нашей компании организован по принципу матрешки. Внутри резервной группы кадров есть отдельная каста, или золотой фонд, – специалисты-звезды с уникальным набором деловых компетенций, более всего необходимых компании. Их отличают яркие лидерские качества, высокие профессиональные достижения и преданность компании: в золотой фонд попадают сотрудники, проработавшие в компании больше трех лет. Руководители отделов ежегодно выдвигают своих кандидатов по результатам оценки. Сейчас в нашем золотом фонде 118 человек.

Сотрудников золотого резерва используют для временного замещения вакантных должностей руководителей, а также для управления только что открытыми филиалами. Даже временная работа на более высоких позициях оказывается для них полезной и мотивирующей: они удовлетворяют свои амбиции, оценивают свои силы «в поле», приобретают опыт и получают существенную прибавку к зарплате. Когда «золотой» сотрудник возвращается на свою прежнюю должность, он понимает, что его шансы на профессиональный карьерный рост существенно поднялись после временного выхода на замену.

Мы также используем наши «золотые» кадры как наставников для сотрудников общего резерва.

Золотой резерв получает индивидуальные формы мотивации. Им могут оплатить парковочное место, предоставить расширенную медицинскую страховку, позволить работать из дома в гибком графике, компенсировать расходы на обучение и повышение квалификации. Кроме того, резервисты приглашаются на деловые мероприятия (семинары, тренинги, конференции) на тех же правах, что и действующее руководство.

  • Трудовая мотивация работников: от потребностей к возможностям

Совершенствование карьеры: карьерный рост менеджеров

Случаи, когда высокие должности оказываются вакантными по естественным причинам, очень редки. Чаще всего карьерный рост одного сотрудника – это результат увольнения или понижения в должности другого.

Российские компании почти никогда не предоставляют сотрудникам четкую схему карьерного роста. Поэтому работники не могут быть до конца уверены в том, что их успешная работа будет вознаграждена повышением. Чтобы неуверенность сотрудников в успехе не мешала их продуктивной работе, руководители компаний должны решать вопрос с развитием карьеры.

Цель планирования карьеры и карьерного развития менеджеров

  • продвижение своих сотрудников вместо найма управленцев извне;
  • введение карьерного поощрения и карьерной мотивации руководителей.

Управление карьерой и карьерным ростом менеджеров среднего и низшего звена должно решать следующие задачи:

  • определять критерии и портрет подходящего руководителя;
  • развивать у кандидатов навыки руководства и проводить обучение карьерному росту;
  • способствовать появлению в коллективе неформального лидера;
  • предоставлять руководителям любых рангов равные возможности для карьерного роста;
  • способствовать развитию руководителей как команды;
  • объединять организацию в единый социальный механизм.

Этап 1. Целеполагание, выстраивание кадровой политики, которая соответствует целям и задачам компании и позволяет сформулировать адекватные организационной культуре требования к кандидатам.

Все руководящие позиции в компании должны быть детально проанализированы по следующим пунктам:

  • результаты работы руководителя на конкретной позиции;
  • характер его деятельности, функции и обязанности;
  • составление портрета потенциального работника, подходящего для этой должности, определение критериев оценки и выстраивание порядка замещения.

Назначение на новую должность и карьерный рост в целом предполагают введение новой системы стимулов для сотрудника, которая улучшит его положение по следующим направлениям:

  • увеличение зарплаты;
  • улучшение условий работы (новый офис, мощный компьютер, личный помощник и т. д.);
  • большая власть, авторитет, уровень ответственности; возможность командовать.

Подход к созданию портрета потенциального менеджера строится на учете ряда его качеств:

  • профессионализма;
  • знаний, квалификации, практического опыта;
  • готовности расти на данной работе и осваивать новое;
  • отношения к окружающим и отношения окружающих к нему;
  • умения работать в команде;
  • педагогических навыков;
  • стратегии оценки чужих результатов и реагирования на критику в свой адрес;
  • самооценки и самоуважения;
  • готовности идти на компромиссы и жертвовать чем-то ради должности;
  • умения не выбиваться из иерархии руководства и подчинения.

Создание портрета потенциального руководителя завершает этап целеполагания.

Этап 2. Формирование кадрового резерва.

Ежегодно следует подбирать для каждой руководящей позиции запас в 1-2 кандидата на гипотетическое замещение.

Потенциально подходящих работников могут искать и предлагать:

  • линейный менеджер (непосредственный руководитель);
  • служба по персоналу;
  • высшее начальство;
  • кандидат может сам заявить о себе.

К основным способам поиска и отбора кандидатов относятся:

  • использование разных источников информации;
  • сбор данных о результатах работы кандидата на прошлых должностях;
  • сбор личных мнений руководителей;
  • результаты оценок и тестирований;
  • оценка в подразделениях;
  • обсуждение в ходе дискуссий и неформального общения;
  • учет самооценки кандидата.

Этап 3. Обучение

Для эффективной подготовки кандидатов необходимо, во-первых, пользоваться системой консультаций и обучения «О новых возможностях учреждения», которая перечисляет необходимые для карьерного роста качества и дает кандидатам рекомендации по их самостоятельному достижению.

Во-вторых, крайне важно повышать информированность сотрудников компании о вакантных должностях и отборе на них. Это даст возможность карьерного роста активным и инициативным менеджерам, которые смогут сами выдвигать себя на повышение.

  • Подготовка и обучение персонала: 3 этапа нестандартной мотивации

Этап 4. Оценка потенциальных сотрудников

Нормативы оценки кандидатов:

  • тестирование профессиональных навыков;
  • анализ положения в компании;
  • оценка кандидатом самого себя.

Система, не учитывающая один или несколько из нормативов, не дает полной и объективной картины. Поэтому любой отдел кадров должен быть организован таким образом, чтобы в нем были сотрудники, способные оценивать второй и третий норматив.

Информация о компаниях

Группа компаний «Держава» - вертикально интегрированный холдинг, специализирующийся преимущественно на переработке зерновых культур и производстве круп, комбикормов и муки, а также на производстве зерна и торговле им. Кроме того, группа компаний занимается птицеводством, мясо-молочным животноводством, промышленным производством и лизингом сельхозтехники. Капитализация ГК «Держава» в 2006 году составила 170 млн долл. США. На 11 предприятиях группы компаний в пяти регионах России трудится свыше 5500 человек.

ООО «Инженерный центр «Энергоаудитконтроль» занимается разработкой, внедрением и обслуживанием автоматизированных систем учета электроэнергии, управления технологическими процессами, диспетчерского управления в проектах любой степени сложности, вплоть до развития больших территориально распределенных систем. В компании работает более 300 человек.

Сфера деятельности ООО «Корпус Групп»: производственно-хозяйственный аутсорсинг (организация питания, уборка, эксплуатация объектов недвижимости и пр.). Численность персонала: 10 000. Территория: головной офис – в Москве, филиалы – в 30 российских и трех украинских городах.

Клинические психологи могут специализироваться в области психотерапии, осваивая новые способы, приемы работы с клиентами и пациентами, нуждающимися в психологической помощи.

Карьерный рост связан с получением руководящих должностей медицинских психологических центров, учреждений, отделений и т.д. Возможно практическая деятельность в частной практике.

Клиническая (медицинская) психологияhttp://www.Syntone.Ru/library/parables/content/3477.Html введение

История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.

Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов - «клинической психологией».

Клиническая (медицинская) психология - наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

    психология больного

    психология лечебного взаимодействия

    норма и патология психической деятельности

    патопсихология

    психология индивидуальных различий

    возрастная клиническая психология

    семейная клиническая психология

    психология девиантного поведения

    психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

    неврозология

    психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной обалсти. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие

Теоретические знания:

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностики как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

ности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и не стандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношения обшемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, Патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, ам--булаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Подавляющее большинство живущих на нашей планете людей работает. Из них, в свою очередь, большинство работает каждый день, с редкими выходными в конце недели. Но далеко не все люди, имеющие профессию и оплачиваемую должность, совершенствуются в своей должности как профессионалы. О том, как это делать и что это такое – наша статья.

Что значит профессиональный рост?

Это качественное совершенствование себя как рабочего и творца, как ответственного и исполнительного работника. Независимо от того в какой сфере человек работает, он может выполнять свою работу плохо, удовлетворительно, хорошо и гениально.

Гениальности, пожалуй, научиться нельзя – она либо есть, либо нет, да и выявить ее получается только в случае удачного стечения обстоятельств, когда человек на протяжении всей жизни успешно развивает в себе именно те качества, к которым тянется его душа, к которым существует направленность личности.

А вот подняться с уровня плохого или посредственного работника до ценного и отличного – по силу абсолютно всем.

Да, действительно, возможности качественного профессионального роста открыты абсолютно всем – правда не каждому человеку в каждой сфере деятельности. Иногда требуется переосмыслить себя и свое занятие, возможно сменить рабочее место – и только тогда реализоваться.

Карьеру делают не всегда профессионалы

Для начала определитесь что для вас лучше и желаннее – карьерный рост или профессиональный. Это не совсем одно и то же, так как карьерный рост часто может предполагать повышение по карьерной лестнице посредством не совсем честных методов – кумовства, фаворитизма, родственных связей, взяток, интимных отношений.

Несмотря на то что и государство, и академически-педагогические круги постоянно пропагандируют отказ от этих методов, которые они обобщают понятием коррупция, можно с уверенностью сказать – они не динозавры и им не угрожает вымирание. Вполне может случится, что менее талантливый работник обойдет вас по службе одним из этих способов.

Или же вы, поступившись принципами, пойдете на такое. Как бы то ни было, перспективы профессионального роста часто зависят от личного настроя их преследовать, часто наперекор краткосрочным материальным выгодам или интересам.

Карьерный рост также часто подразумевает расширение полномочий сотрудника, освоение новых навыков – но больше с уклоном в выгоду работодателя и с интересом компании. Он более заметен для друзей и семьи сотрудника – ведь он сочетается с такими изменениями, как увеличение заработной платы, обретение классовых и социальных привилегий, иногда – переход в более престижный социальный класс. Карьеризм часто похож на маниакальную фиксацию – вызывает привыкание, недаром ему под стать многие похожие азартные занятия.

Предпочесть его могут молодые люди, только что закончившие учебные заведения и раздумывающие, где бы начать карьеру. Очень меркантильные особы, ставящие материальный достаток и связанные с ним удобства настолько высоко, что готовы выполнять не интересную им работу или терпеть конфликтного, взбалмошного начальника.


Еще можно вспомнить разного рода семейные дела и бизнес-проекты, которые родители передают по наследству своим детям и те часто вынуждены выкладываться в них, не щадя себя, даже вопреки природным биологическим и психологическим предрасположенностям. Конечно, если семейный бизнес достаточно успешен и востребован в своей нише, производимые им материальные блага могут позволить вам счастливо совместить карьерный рост с профессиональным, расширить возможности своего саморазвития.

Важно расти как личность

Профессиональный и личностный рост чаще идут рука об руку, так как совершенствование себя как творца материального, не может не совершенствовать духовное состояние, настроение и отношение человека к окружающим.

Как и во всех делах, тут нужна мера. Потому лучше не перегибать палку и не концентрировать на работе абсолютно все свои мысли и энергию, иначе вместо уравновешенной, цельной личности из вас может получится нелюдимая, погруженная в себя одиночка. Личностный прогресс – это, в общем и целом, улучшение вашего личного понимания мира и своего места в нем.

Как и у любого совершенствования, у роста квалификации есть свои этапы. Они могут быть ускорены благодаря наличию доброжелательного, комфортного коллектива на рабочем месте, благодаря ответственному начальству и понимающей семье. Они могут быть задержаны или полностью остановлены, если с этим всем не очень повезет.

Итак, какие же мы знаем этапы последовательного профессионального роста:


  • период, когда человек заботится о выборе занятия, профессии или о вынужденной перемене и делает свой выбор;
  • период начального ажиотажа, приверженности к занятию и пристального изучения его запросов и деталей;
  • фаза адаптации к традиционно принятым нормам коллектива и цеха, выработки привычки решать различные специфические, узкоспециализированные задачи;
  • время устойчивой любви к своему делу, постоянной занятости с переменным успехом – приливами и отливами;
  • момент достижения общественно признаваемого мастерства, обретения неповторимого индивидуального стиля в работе;
  • период наставничества, стремительного роста авторитета, и появления как непосредственных учеников, так и фанатов, плагиаторов.

Как видим, этапы в целом интуитивно понятны и похожи на многое в этой жизни. Можно сказать, что в работе человек также переживает времена года – весну, лето, осень и зиму.

Загрузка...