musings.ru

Презентация к уроку (4 класс) на тему: Формирование социальной активности у младших школьников. Формирование социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности

Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности самореализации в общественной деятельности.

В России, в различные периоды времени «социальная активность» трактовалась по разному:

— после революции — как синоним творчества, инициативы и революционного напора;

— в сталинские времена, как исполнительность, дисциплинированность, подчинение идеалам системы;

— в 60-х гг., как взаимосвязь социальной среды, активности личности и сознания, как проявление в активном поступке.

— В 21 веке показателем сформированности «социального опыта личности» являются достижение душевных порывов растущей личности, осознание сопричастности к созидательному труду, преобразованию мира.

Сейчас задача воспитания социальной активности, ставится государством на одно из первых мест.

Сегодня современная молодежь не представляет собой единой политической и идеологической силы и не занимает значительное место ни в социально-политической структуре, ни в общественно-политической жизни общества. Особую тревогу вызывает утрата гражданских и патриотических чувств у современной молодежи в связи с падением престижа нашей страны, отсутствием социально-ориентированной внутренней политики и отчуждением власти от народа.

Ограничение возможностей молодежи в социальной самореализации ведет к росту агрессивности и протестного потенциала в молодежной среде, что приводит к образованию деструктивных групп и объединений молодежи (скинхеды, фашисты, футбольные фанаты).

Формируются и действуют молодежные группы криминального характера. С 2001 году зарегистрировано более 5000 тыс. криминальных подростковых групп. Не утрачивают своей остроты проблемы алкоголизма и наркомании в молодежной среде.

Известный постулат – дети наше будущее, но не многие задумывались, что речь идет, буквально о будущем страны или планеты. То- есть то, какими мы воспитаем сейчас наших детей, в том обществе мы и будем жить через 15 – 20 лет.

Социологи выделяют основные виды социальной активности:

1. Художественно — творческая.

2. Познавательная.

3. Коммуникативная.

4. Нравственная.

5. Общественно — гражданская.

6. Трудовая.

7. Другие индивидуальные виды активности.

Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа.

Психологи и педагоги считают, что начинать формировать социальную активность личности надо еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. Усваивая нормы и правила поведения, ребенок перенимает способы действий, одобренные обществом.

Поэтому в этом возрасте уже можно говорить о создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.

Особыми возможностями включения в творческую деятельность и развития на этой основе социальной активности детей и подростков располагают именно учреждения дополнительного образования.

Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.

А именно:

  1. Деятельность учреждений доп. образования способствует воспитанию социальной активности детей, формирует потребности в личном участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям, в поведении, дает возможность проявить себя.
  2. Доп. образование обеспечивает развитие мотивации и опыта социально значимой деятельности.
  3. Структура деятельности доп. образования дает возможность сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей).

Формы мероприятий развивающих социальную активность детей.

— конкурсы художественно-творческой направленности;

— консультации ведущих педагогов специальных учебных заведений страны;

— проведение встреч со студентами и выпускниками специальных учебных заведений;

— выставки работ и концерты бывших выпускников;

— поездки учащихся в художественные музеи, галереи, учебные заведения, предприятия страны;

— организация и проведение выставок-продаж работ, выполненных руками воспитанников;

Проведение Дней открытых дверей для учащихся школ;

— участие в различных общественно значимых акциях.

Всепроникающая информация, воздействуя на мышление и сознание детей, меняет их потребности, возможности, социальное пространство. При этом формируется естественно-культурная среда «обитания детства».

«Среда – по словам психолога Л.С. Выготского – выступает в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, играет роль «источника развития»».

Актуальность проблемы возрастает в связи со стартом в субъектах РФ «Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.».
Указ, подписанный президентом РФ от 1 июня 2012 № 761, стал законодательным свидетельством формирования нового этапа социальной активности подрастающего поколения. Ведущий принцип Стратегии — «Партнерство во имя детей».

Работу по внедрению этих идей в массы осуществляет Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), который является правопреемником пионерской организации с 1991 года. Его девиз — «За Родину, Добро и Справедливость».

У нас тоже действует Детская общественная организация Курганской области «Открытый мир», созданная 29 мая 1991 года, как правопреемница Всесоюзной пионерской организации.

Организация проводит множество общественных акций, например: «Школа подготовки волонтёров», программа «Культурное наследие России», программа «Моё Зауралье», «Помоги детям», «Знаешь меня – знаешь себя», проект «Мир открытых возможностей» и др.
Далее процесс формирования социальной активности личности продолжается в различных молодежных организациях и образовательных учреждениях (колледжах, университетах.)

Вовлечение молодежи в социальную жизнь активизирует ее потенциал и способствует формированию позитивной гражданской позиции.

В подростковом возрасте у детей всегда проявляется естественная тяга к деятельности в кругу сверстников и эту особенность нужно правильно использовать.

В настоящее время Министерством юстиции РФ зарегистрировано около 100 общероссийских и свыше 300 региональных молодежных и детских объединений.

Ярким примером молодежных общественных акций является субботник «Десант Памяти», прошедший 13 апреля на одном из старых кладбищ Владивостока. В акции приняли участие несколько сотен жителей города. Теперь на этом закрытом кладбище территорию очистили от мусора, привели в порядок заброшенные могилы, покрасили звёзды на памятниках.

В нашем городе такой организацией формирующей социальную активность детей и молодежи является городской Дом молодежи.

Организация тоже проводит различные общественно полезные акции. Например: Акция «Я люблю Курган — Трудовые отряды», «Свеча памяти» в память о Великой Отечественной войне, Фестиваль «Молодые семьи молодого Кургана », «Мы – граждане России!» и др.

Многие наши педагоги также работают с идеей формирования социальной активности детей, тоже участвуют и сами проводят, общественно полезные акции: например акция «Жить здорово», «Свеча памяти», акции экологического характера «Защити свою планету», «Мой чистый город», различные благотворительные акции по сбору средств и многие другие.

С гордостью можно сказать, что многие воспитанники нашего дома творчества являются примером, как социально активные личности. Это Дмитрий Хапов, Пысина Анна, Резинкин Дмитрий — воспитанники Семенчук Н.В., Капитонов Владимир бывший воспитанник Кузмичевой Н.А., а теперь уже Семенчук Н.В. Обучающиеся театра студии «Коробейники» педагог Волковинская Т.А., обучающиеся и выпускники педагогов музыкальной студии, технического отдела, педагога Шевелевой Н.Ф. и многих других. В наших стенах под руководством наших педагогов начинается старт в активную жизнь многих ярких звездочек.

Жизненный девиз Семенчук Надежды Владимировны «Беги пока зовут», пусть этот девиз станет девизом и для нас с вами и для наших детей. Бегите вперед, не стойте на месте, будьте примером активности для ваших воспитанников.

Современная школа выдвигает ученику определённые требования к критериям и показателям социальной активности, необходимым для ребёнка младшего школьного возраста. По мнению Т.В.Антоновой и многих других педагогов ним относятся: стремление к оказанию помощи сверстникам и взрослым, проявление заботы о делах коллектива, членах семьи, животных окружающих; предметно-операционные знания, умения и навыки: учебно-познавательные, организационно-трудовые, учебно-познавательные, коммуникативные, хозяйственно-бытовые; активная позиция в системе субъект-объектных отношений; умение планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом (исполнительность), проявление настойчивости, инициативности в выполнении намеченного; проявление самостоятельности и ответственности; сформированность понятий и представлений о необходимости проявления социальной активности: ценностные ориентации, система отношений к себе и людям .

Требования, отражённые в новом стандарте образования и предъявляемые новой социальной действительностью, очень эффективны и вызывают у детей этого возраста стремление им ответить, что приводит к быстрому формированию у младших школьников различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения новых учебных обязанностей. «Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику» .

По мнению Марковой А.К., существуют две группы мотивов учения младшего школьника: познавательные мотивы и социальные мотивы. Познавательные мотивы в свою очередь можно разделить на несколько подгрупп:

Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д. .

Группу социальных мотивов - также можно разделить на несколько подгрупп:

Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними .

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Социальные мотивы, особенно широкие социальные мотивы долга, обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело .

Одним из социально значимых мотивов является мотив аффилиации. Содержание этого мотива далеко не однородно: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь. Г. Мюррей, так определяет потребность человека в аффилиации: "Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам". Под аффилиацией понимается, таким образом, определенный тип социальных взаимодействий, содержание которого заключается в общении с другими людьми, которое приносит удовлетворение обеим сторонам.

Процесс развития у ребенка потребности в общении может быть представлен в виде четырех основных этапов:

Появление внимания и интереса ребенка к взрослому;

Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого;

Инициативные действия ребенка по привлечению внимания взрослого;

Чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого .

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется, а у 4-летних оно становится одной из ведущих потребностей. При этом у них возрастают самостоятельность и инициатива, т.е. поведение становится все более внутренне детерминированным .

Таким образом, содержание аффилиативной потребности на разных этапах онтогенеза может быть различным: в течение первых семи лет жизни ребенка оно развивается от потребности в доброжелательном внимании до потребности во взаимопонимании и сопереживании. В младших классах ведущей становится мотивация взаимодействия со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. В юношеском возрасте постепенно разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций . Заметно усиливается потребность во взаимопонимании с другими людьми, что непосредственно связано с формированием самосознания.

Л.Г. Матюхина отмечает, что для ребёнка очень важно общение с одноклассниками, но существуют определённые критерии выбора «друзей». По данным социометрических исследований такими критериями являются: высокая контактность ребенка, хороший внешний вид, положение в классе и.т.д. Но ведущим критерием является успеваемость. При проведении исследований, к примеру, «С кем бы ты хотел сидеть за партой?», как правило, большинство учеников выбирают себе партнёра с хорошей успеваемостью . По-видимому, потребность человека в аффилиации является универсальной, т.е. свойственной всем людям независимо от их возрастной, гендерной или этнической принадлежности. Но характер и содержание этой потребности, безусловно, варьирует в зависимости от воспитания, условий социализации, типа культуры.

Важной особенностью мотивации аффилиации является ее реципрокный характер. Так, степень успешности аффилиации зависит не только от стремящегося к аффилиации, но и от его потенциального партнера: первый, должен дать понять второму о своем желании вступить в контакт, придав этому контакту привлекательность в его глазах. Несимметричность в распределении ролей, превращение партнера в средство удовлетворения своих потребностей наносят ущерб аффилиации как таковой или даже полностью разрушают ее. Цель аффилиации с точки зрения стремящегося к ней можно было бы определить как поиск приятия себя, поддержки и симпатии.

А. Меграбян выделяет две тенденции мотива аффилиации: надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания в общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение не состоится или будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивов аффилиации:

1) Высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению: в большинстве случаев потребность в аффилиации постоянно удовлетворяется. В этом случае человек может быть общителен вплоть до назойливости.

2) Низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации остается неудовлетворенной или же вовсе отвергается.

3) Низкая надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению: большинство ситуаций обладают лишь очень слабым позитивным или негативным релевантным аффилиации подкрепляющим действием. В этом случае человек предпочитает одиночество.

4) Высокая надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению: в большинстве ситуаций потребность в аффилиации либо удовлетворяется, либо отвергается. У человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его. Этот тип, по мнению Меграбяна, является мотивационной основой выраженного конформного поведения, т.е. показателем мотива зависимости: частое применение позитивных и негативных санкций есть средство формирования у индивида тенденции к зависимости.

В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности:

Характер и уровень учебно-познавательной деятельности

Отношение учителя с учащимися.

Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного материала. По мнению Андроновой О.С., содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:

Учитывать характер потребностей учащихся;

Быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;

Опираться на прошлые знания, нести новую информацию;

Направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания .

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. Формирование мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Иными словами, если ученик не включен в деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности .

Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.

Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело.

Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно это важно помнить в период безотметочного обучения .

Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с учащимися. Основное направление деятельности учителя в данном случае заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Но проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в тоже время показывает недостатки в развитии личности, а не только его достижения. И, конечно, учитель сам должен быть личностью с ярко выраженным интересом к своей деятельности, любви к педагогической профессии, тогда он может воздействовать на своих учеников и собственным примером.

Итак, путей формирования положительной мотивации учебной деятельности несколько. И для становления мотивации важно использовать не один путь, а все пути в определенной системе, потому что ни один из них не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. А в комплексе все пути достаточно эффективное средство формирования мотивации учения у школьников .

Социальный мотив выражается через потребность в общении и взаимодействии как главная из составляющих социальной активности учащихся младшего школьного возраста. В общении младший школьник познаёт не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни . Потребность в общении способствует установлению многообразных связей с людьми, стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями и может проявляться в форме частной потребности в друге, дружеских связях на фоне коллективных взаимоотношений.

На базе потребности ребёнка в общении возникает и развивается его потребность в признании (сначала со стороны взрослых, а затем и своих сверстников), которая постепенно находит выражение в его притязаниях на признание: «В сфере общения - отмечает В.С. Мухина, особое значение имеет обретённая в процессе развития потребность в признании, определяющая позитивный ход развития личности; она ориентирует ребёнка на достижение того, что является значимым в культуре, к которой принадлежит ребенок» .

Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он гордится поступком, одобряемым взрослым и стыдится не замеченного взрослым проступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности.

Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых, и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения - старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших . В младшем школьном возрасте сверстники вступают в сложные отношения, в которых переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества. Притязания на успех среди сверстников теперь отрабатываются прежде всего в учебной деятельности или по поводу учебной деятельности.

По мнению В.С.Мухиной в учебной деятельности потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", а с другой - "быть лучше, чем все". Стремление "быть как все" возникает в условиях учебной деятельности из-за многих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей. В младшем школьном возрасте вообще, но особенно в первом классе, ребенку свойственны выраженные конформные реакции на незнакомые для него ситуации . По словам Андриевского В.С., важно, чтобы отношение взрослого по поводу успеха или неуспеха ученика строилось не на сравнении его с другими детьми, т.к. «у ребенка может одновременно возникнуть установка на достижение успеха и сопутствующее ей отчуждение от других детей. Это сразу же проявляется в поведении: зависть, конкуренция становятся типичным спутником детских отношений» .

По мнению Шпак Г.М. «притязающему на признание ребенку становится сложно радоваться успешному, сопереживать неуспешному. Помимо учебной деятельности в других ситуациях, значимых для детского общения, ребенок также стремится к самоутверждению. Соревновательный мотив дает острые эмоциональные переживания: в случае промахов и неудач ребенок расстраивается до слез, для компенсации неуспеха хвастает чем-либо или третирует более успешного; в случае своего успеха ликует и снова хвастает. Соревновательный мотив обращен к самолюбию, он стимулирует ребенка к совершенствованию своих способностей и умений и в то же самое время создает у него состояние тревожности. Внутренняя жизнь ребенка полна напряжения» .

Таким образом, необходимо, чтобы отношение взрослого по поводу ситуаций успеха или неуспеха ученика строилось не на сравнении его с другими детьми. Потребность в признании является тем базовым основанием, которое формирует впоследствии социальную потребность быть личностью, выражающуюся в «мотивации достижения, претензий на влияние, славу, дружбу, уважение, положение лидера и которая могла быть или не быть отрефлексирована, осознанна» .

Важнейшей теоретико-методологической основой выделения состава социальной активности младших школьников является понятие о ценностных ориентациях личности. Ценностностью мы называем психологическое образование, которое представляет собой взаимосвязь, единство наиболее значимой для человека сферой действительности, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего Я в системе отношений с окружающими людьми. Ценностность есть тот исходный и необходимый психологический механизм, который обусловливает стремление, направленность человека к максимальной самореализации в той сфере жизни, которая наиболее значима для него. Ценностность как психологическое образование выражается в ценностных ориентациях, которые рассматриваются как системообразующий фактор саморазвития личности. Как отмечает В.Франкл: «Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врождённой ценностной ориентацией, присущей всем людям и являющейся основным двигателем поведения и развития личности» .

Требования личностно-ориентированного педагогического процесса позволяют выделить универсальные ценности для развития и саморазвития личности младшего школьника. Среди ценностных ориентации, наиболее актуальных для современных школьников, исследователи (А.В. Зосимовский, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.) выделяют любовь, свободу, культуру, совесть, жизнь, красоту, человека, общение. Так, В.Г. Казанская, исследуя проблему ориентации школьников на социально значимые ценности, установила, что «процесс ориентации учащихся на общечеловеческие ценности - сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения».

Своеобразие внутренней позиции ребёнка младшего школьного возраста детерминируется перестройкой не только потребностной, но и мотивационной сферы, которая выступает важным структурным компонентом социальной активности. Многочисленные исследования показывают, что к моменту поступления в школу возникает ряд новых мотивов, прежде всего, связанных с новой ведущей деятельностью - учением, т.е. развивается познавательная мотивация. Кроме того, идёт процесс дальнейшего структурирования мотивации, её иерархизации, соподчинения мотивов, что служит благоприятным условием для развития произвольных форм поведения. Поэтому младший школьный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения, обусловленного возникновением внутренних этических инстанций и появлением первоначальных основ ответственности.

Проявление социальной активности школьников обуславливает система следующих мотивов:

Мотивы самоопределения и самоутверждения в различных социальных общностях (школа, класс, неформальная группа, двор, улица и т.д.) - широкие социальные мотивы;

Мотивы личностного престижа, направленные на стремление занять определённое положение в сообществе, основанный на этом стремлении мотив самосовершенствования;

Мотивы личностных достижений, направленные на реализацию потребностей в самовыражении;

Познавательные, направленные на удовлетворение познавательных потребностей;

Индивидуальные, направленные на разрешение противоречий, обусловленных рассогласованием между индивидуальным опытом, внутренними побуждениями и внешними социально-педагогическими нормами и правилами;

Моральные мотивы (мотив долга, нравственные мотивы).

Исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной доказывают, что многообразие отношений младшего школьника с окружающей действительностью определяется двумя видами мотивов, неразрывно связанных между собой, но имеющих различное происхождение . Так, Л.И. Божович к первой группе мотивов относит мотивы, порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью. Эти общественные мотивы зависят, прежде всего, от обстоятельств жизни ребенка в семье, от его положения в школе, от его собственной внутренней позиции по отношению к школе; они воплощают в себе те стремления, потребности ребенка, которые вытекают из всех обстоятельств его жизни и которые связаны с основной направленностью его личности .

Общественные мотивы, как показывают наши наблюдения, могут носить различный характер: выражать стремление младшего школьника заслужить одобрение и внимание учителя, родителей, завоевать уважение и авторитет среди товарищей, обеспечить себе достойный статус. Такого рода общественные мотивы, как формы проявления социальной активности, охватывают и различные виды деятельностей детей младшего школьного возраста, так как любая серьезная деятельностью ребенка, и объективно, и для него самого, имеет общественный смысл. В учебной деятельности эти мотивы представлены наиболее отчетливо и имеют наибольшее значение, так как учение является ведущей деятельностью младшего школьника. Следовательно, занимают в системе его отношений центральное место.

Вторая группа мотивов, по мнению Л.И. Божович, включает в себя мотивы, порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью. Сюда входят разнообразные учебные интересы, удовлетворение, которое дает ребенку трудовое усилие, напряженная интеллектуальная деятельность, преодоление трудностей. Значение этих мотивов учебной деятельности определяется тем, что сам процесс усвоения знаний так же отвечает содержанию социальной активности младшего школьника, поскольку усвоение знаний не только расширяет кругозор знаний, обогащает их ум знанием научных фактов и закономерностей, но и делает тем самым младшего школьника потенциально полезным членом общества .

Кроме того, очень важным мотивом является мотив самосовершенствования. Но надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем. В связи с той значимостью, которую младшие школьники придают мотивам самоопределения (будущая профессия, продолжение образования) и самосовершенствования (быть умным, развитым, культурным), важно строить учебный процесс так, чтобы учащийся «видел» свое движение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, умениями, свое движение от незнания к знанию. Это возможно, если ученик отдает себе отчет в том, что он уже знает и чего еще не знает, чему еще надо научиться, о чем он узнает и чему научится, какими способами работы он уже овладел и какими предстоит овладеть на следующем уроке, в следующей четверти. В связи с этим первостепенное значение приобретает в учебном процессе четкая постановка на уроке ближних и дальних целей, учебных задач.

Также важным, а главное, непосредственно относящимся к формированию социальной активности личности, является мотив долга. По мнению Л.И. Божович, возникновение у ребенка к 6-7 годам так называемых «моральных инстанций» влечет за собой те существенные изменения в структуре его мотивационной сферы, которые способствуют формированию у него чувства долга -- основного морального мотива, уже непосредственно побуждающего ребенка на конкретное поведение. При этом на первом этапе овладения моральными нормами, побуждающим ребенка к определенному поведению, является одобрение взрослых. Стремление следовать требованиям взрослых, а также усвоенным правилам и нормам начинает выступать для ребенка в форме некоторой обобщенной категории, которую можно обозначить словом «надо». Это и есть та первая моральная инстанция, которой начинает руководствоваться ребенок и которая становится для него не только соответствующим знанием (надо поступать так-то), но и непосредственным переживанием необходимости поступать именно так, а не иначе. В этом переживании, по мнению автора, и представлено в своей первой зачаточной форме чувство долга .

Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего возраста осваивает мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Самоутверждение ребенка происходит постепенно, путем все более основательного вхождения в общественные отношения, проявления творческой, социальной, интеллектуальной и эмоциональной активности. Активность, как черта личности, предполагает, что учащийся становится субъектом деятельности и руководит своим собственным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества и поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние обучаемого и его отношение к деятельности. Это состояние проявляется в психологическом настрое его деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личностной инициативе. Активность предусматривает преобразовательное отношение субъекта к объекту, которое предполагает наличие следующих моментов: избирательность подхода к объектам; постановка после выбора объекта цели, задачи, которую необходимо решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Развитие активности обучаемого происходит, сопровождая весь процесс развития личности: от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительный к творческому уровню. Существенное изменение в активности отражается и на деятельности, а развитие личности отражается в состоянии активности. Если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств личности, то активность его принадлежность, как субъекта деятельности выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер, влияет на процесс целеполагания и осознание мотивации способов деятельности.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение. И тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Одной из главных целей обучения в младшей школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребёнка является уровень его социальной активности. В настоящее время имеется достаточно большое количество исследовательских работ, посвящённых этой проблеме, условий для удовлетворения интересов детей, раскрытия их творческого потенциала. Вместе с тем хочется отметить, что основное внимание современных исследователей сосредоточено на формировании социальной активности подростков и старших школьников, мало затрагиваются вопросы формирования социальной активности в младшем школьном возрасте, как начальном этапе вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. Кроме этого упускается из виду тот факт, что учебная деятельность является основной для всех категорий учащихся, а для младших школьников она является ведущей.

Если проанализировать уровень социальной активности младших школьников, то можно сделать вывод: каждый седьмой учение начальной школы имеет низкий и нулевой уровни сформированности социальной активности: 49,3% - средний уровень. Каковы причины такого явления? Прежде всего, следует отметить, что педагог не учитывает новый социальный статус ребёнка, который стал учеником, не уделяет достаточно внимания его активности в изменившихся социальных условиях, не заботится о включении младших школьников в различные виды социально значимой деятельности. Ш. А. Амонашвили писал: «Детство - это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым. Характер, направленность его повседневной жизни постоянно доказывают это стремление к взрослению…Детство…вовсе не времяпровождение и радужная жизнь. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании» .

Начало школьного периода жизни ребёнка является важнейшей ступенью в формировании социально ценных личностных образований, проявляющихся в ведущей для него деятельности . Несмотря на то, что ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учение, игровая деятельность по-прежнему имеет для ребёнка важное значение. Поэтому социальную активность целесообразно формировать через игру. Существует несколько видов игр, направленные на развитие социальной активности младших школьников:

Игры с патриотическим и интернациональным содержанием

Подвижные игры с таким содержанием и игровыми правилами, которые способствуют не только физическому развитию детей, но и воспитанию их социальных чувств.

Игры на тему труда способствую формированию общих представлений о значении коллективного труда людей. В играх воспитывается ответственность за порученное дело, возникает чувство удовлетворённости результатом работы. Выполнение ролей, связанных с отображением в игре труда взрослых, требует от детей большей активности, целенаправленности действий, организаторских умений. Любая игра отражает окружающую жизнь, и следовательно помогает детям уяснить общественное значение того или иного вида труда. Поэтому при руководстве играми внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы в них возможно глубже отражались отношения между людьми, существующие в жизни. Задача педагога - использовать все возможные средства для оказания педагогического влияния на детей в игре .

Некоторые дети не только во время трудовой, но и во время игровой деятельности обнаруживают неустойчивость интересов. Они берутся то за одну роль, то за другую. Но в играх, в которых отражается труд взрослых, это получает отрицательную оценку со стороны других детей, заявляющих, что так не должно быть, когда парикмахеру вздумается пойти в гости или магазин; нельзя, чтобы люди опаздывали на поезд из-за кассира, убежавшего куда-то и никому не поручившего продавать билеты и т.п. По мере того, как дети начинают осознавать, что главным содержанием труда является забота о других людях, они и в игре начинают более ответственно относится к взятой на себя роли. Это проявляется в сосредоточенности на выполняемом деле, критических замечаниях по адресу тех, кто отлучался во время работы или работал плохо. Эти новые правила поведения в игре способствуют воспитанию волевой выдержки детей. Беря на себя роль взрослого, младший школьник стремится во всём следовать его примеру, учителя и родители раскрывают детям особенности различных профессий, а своим личным примером дают образец поведения, которому надо следовать, чтобы игра приобрела характер правдивого отображения жизни. Ребёнок относится к своей игре, как к серьёзному делу, поэтому влияние, оказываемое через игру, приобретает большое значение для формирования его личности .

Патриотические и интернациональные чувства только зарождаются в младшем школьном возрасте, и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Игра также являются одним из эффективных средств развития патриотизма и интернационализма. Она способствует формированию определённого отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Представления о родине, особенностях быта, труда других народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и в последствии становятся основой их поведения и убеждений. Для этих целей можно использовать такие игры как «путешествие в другую страну», где дети встречаются с иностранцами. Также целесообразно участие детей в костюмированных национальных праздниках, где они смогут познакомится с традициями и обычаями других народов. При проведении праздников, как и при организации игр можно использовать элементы национального быта, к примеру, кукол в национальной одежде. Такие чувства способствуют чувство «семьи единой». На содержание подобных творческих игр оказывают влияние народные сказки, эмоциональные рассказы педагога о людях разных национальностей, ознакомление с музыкальными искусством народа, просмотр соответствующих диафильмов, фильмов, переписка со сверстниками других национальностей. Патриотическое воспитание строится на ознакомлении с природой, традициями, историей своего народа, его «героическим прошлым».

Также важны для формирования активности личности и коллективные спортивные игры, соревновательный характер которых может активизировать действия игроков, вызвать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижения целей. Добровольное принятие ограничений действий, правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся. Игре свойственны противостояние одного игрока другому, одной команды другой, когда перед играющими возникает самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выполнить наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию .

Проявление социальной активности у младших школьников имеет свою специфику, обусловленную начальным этапом вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. Ранние школьные годы - именно тот период, когда закладывается направленность личности, её интересы, склонности. Важнейшей теоретико-методологической основой выделения состава социальной активности школьников данного возраста является понятие о ценностных ориентациях личности, где под ценностностью понимается исходный и необходимый психологический механизм, обусловливающий стремление, направленность человека к максимальной самореализации в той или иной сфере.

На это ориентирован новый стандарт образования, соответствие требованиям которого приводит к быстрому формированию различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения новых учебных обязанностей и социализации личности младшего школьника. В контексте последней большую роль играют не только познавательные, но и социально значимые мотивы учения, выражающиеся через потребность в общении и взаимодействии, как главной составляющей социальной активности учащихся младшего школьного возраста. В общении младший школьник познаёт не только других, но и себя, овладевает опытом основ социальной жизни. Социальные мотивы обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело, гражданственности, самостоятельности - тех качеств личности, которые закладываются именно в младшем школьном возрасте.

«Прогимназия «Сообщество» Воспитательная система класса. Формирование социальной активности у младших школьников Учитель 4 класса «б» Михина Н.А.

"Важно не то, что активно производит субъект, а чем наполнена его активность" Н.Е.Щуркова

форма диалектической связи ребёнка с окружающей действительностью, в которой проявляется единство внутреннего и внешнего, форм самоутверждения и самореализации, степени его участия в социально ценных видах деятельности при овладении социальным опытом. Социальная активность младшего школьника-

Социально- экономические изменения. Происходящие в современном обществе, предъявляет высокие требования к уровню социализации личности. Взаимодействие ребёнка со сверстниками, взрослыми, социумом обозначается понятием «социализация». сверстники взрослые социум Социализация

Под социальным аспектом понимается потребность детей в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения, которые, в свою очередь, являются регулятором нравственных поступков. Способность к общению включает: -желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); -знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (« Я знаю»); -умение организовать общение (« Я умею»). Поэтому задача педагога- научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Гипотеза: Формирование социальной активности младших школьников будет эффективным, если: Процесс формирования социальной активности строится на принципах: -включенности учащихся в реально социально-значимые отношения; -организации и функционирования развивающей среды, с учётом психосоциальных и личностных особенностей учащихся. Осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как субъекту общественной деятельности, основанное на комплексной диагностике социальной активности. обогащается совместная деятельность младших школьников посредством постоянного усложнения всех её структурных компонентов, создания общественно ценного продукта, обеспечивающих повышение личностной значимости каждого учащегося, и возникновение атмосферы эмоционального принятия. Активизируются субъект- субъектные взаимодействия детей в ходе воспитательно- образовательного процесса, способствующие созданию социальной направленности общения младших школьников.

В исследованиях отечественных психологов К,А, Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и других, ставших широко известными, в концепциях зарубежных учёных А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Берне и других выделен принцип саморазвития личности. Наиболее близкими к проблеме развития социальной активности школьников можно считать труды А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, которые подчёркивают, что что подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение её к культуре. По многочисленным наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей как в школе, так и за её пределами. Этому посвящён ряд исследований, теоретические и практические аспекты проблемы социализации личности рассматривались в научных трудах Г.Л. Балла, И.А. Жданова, П.С. Кузнецова, Г.И. Царегородцева и других. Однако, проблема развития социальной активности младших школьников изучена недостаточно. В настоящее время имеет место ряд противоречий, обусловленных: современными требованиями к развитию социальной активности младших школьников и реально осуществляющейся социализацией младшего школьника в учебном процессе.

Цель: создать условия для формирования социальной активности у младших школьников.

Задачи: 1. Создать развивающую среду и ситуацию успешности с учетом индивидуальных особенностей ребенка. 2. Формировать умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми. 3.Вовлечь родителей в реализацию воспитательной системы 4.Развивать творческий потенционал каждого ребенка

Принципы Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый ребёнок должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности класса, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Я-концепции личности учащегося стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений и самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация даёт успех обучения и воспитания ребёнка.

Базовые ценности, положенные в основу воспитательной системы Инициатива Ответственность Самостоятельность

Классный Руководитель Учитель физ-ры Учитель музыки Музыкальные сказки. Кружок Учитель Физ-ры Родители выбирают планируют, распределяют обязанности, Участвуют. Психолог тренинг для девочек Социальный Педагог «Веста» «Развитие творческих способностей» Ребёнок Выбирает Предлагает Планирует Организует участвует

Правила дружбы Помогай товарищу, если умеешь что-то делать – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Умей порадоваться успехам товарища. Умей спокойно принять помощь от ребят. Выполняй эти правила и общение с ребятами будет протекать без ссор и конфликтов

Самоуправление в классе Сектора (формируются по выбору детей) Организаторы (организуют дела в классе) Художники (оформление) Санитары (внешний вид детей, чистота класса) Библиотекари (следят за сохранность Учебников) Учебный (помогают отстающим) Физ-ра (зарядка) Помощники (помогают Учителю)

«МТС» «Мегафон» Командир класса « Шпильки» « Опа - на Звёздочки (создаются по симпатиям) Планируют Предлагают Выбирают партнёров Организуют Проводят Распределяют Роли автодиагностика

Виды деятельности, которые лежат в основе воспитательной системы Коллективно - творческая деятельность Проектная деятельность Самоуправление Традиции класса

Механизм реализации воспитательной системы (что делала) 1.Изучение детского коллектива. Сильные, слабые стороны, предпочтения. Класса Ребёнка Портрет класса Индивидуальные особенности Выявление воспитательных возможностей родителей

2. Совместное планирование классных дел. 3. Создание поля выбора. Ребёнок Родитель Учитель Поле выбора для ребёнка Поле выбора для родителей

Поле выбора для ребёнка Утренний, итоговый сборы Проектная деятельность Классные дела Традиционные дела класса «Веста» Детская библиотека Д. С. «Сибиряк» Взаимодействие Самоуправление

Поле выбора для родителей Родительские собрания Классные традиционные дела Школьные традиционные дела Проекты Благоустройство класса Родительский комитет КТД Походы, экскурсии Помощь учителю Помощь учителю

4. План совместных действий (совместная деятельность) Традиционные дела: Выезд на природу, в «Сказку»

Механизм включения детей и родителей в коллективно-творческую деятельность Стартовая беседа Что будем делать? Зачем? Для кого? С кем? Кто будет проводить? Коллективное планирование (работа в группах через игру «Ассоциации» Подготовительная работа -совет дела –(по желанию) выбор своего дела готовим свое дело отчет о готовности Проведение дела (каждый выполняет свою роль) Подведение итогов (отвечаем на вопросы, даем оценку себе своему делу Что будем делать дальше? (план действий)

Механизм включения детей в проектную деятельность Выбор темы проекта ПЕДАГОГ+ ребенок: - организует выбор темы проектов; - ранжирует темы проектов; - классифицирует вопросы по темам; - создает ситуацию «модели 3-х вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнаю? Какой продукт получу? (3-4 кл.) - составляет планирование; - оформляют информационный стенд; РЕБЕНОК: - предлагает тему проекта, которая его интересует; - формулирует вопросы; Сбор сведений - организует выбор детьми тех или иных областей интересов внутри темы; - направляет деятельность детей на самостоятельный поиск информации; - собирает интересующие его сведения в виде записей, рисунков, поделок; - готовит сведения к использованию в проектах;

Реализация проектов - знакомит с проектами, которые позволяет выполнить изученная тема; - сам придумывает свой проект по теме, выбирает вид деятельности; Презентация проекта - создает условия для презентации; - включает родителей в презентацию проекта; - рассказывает о своей работе; - показывает то, что у него получилось, что не получилось; - делает вывод (на какой вопрос хотел получить ответ и что получил)

Механизм включения родителей в реализацию воспитательной системы класса Запрос родителей (каким хотим видеть свой класс) Совместное планирование (план совместных действий) Создание поля выбора (выбор своего дела) Правила взаимодействия Выполнение своего дела Анкетирование (что изменилось в жизни ребенка, жизни класса)

Вся работа строится на основе: - равенства всех участников, независимо от возраста; - добровольного участия; - чередования индивидуальной и коллективной работы; - выбора вида деятельности; - ответственности каждого за свой выбор; - самооценки каждым участником своей деятельности

Игра – анкета по созданию воспитательной системы класса «Жизнь на детском острове» Подумайте и опишите, как должен выглядеть остров, чтобы жить на нем было радостно, приятно и с пользой для человека. 2. Остров – это детское государство. Кто и как станет им управлять? Какие права и обязанности будут у жителей острова? 3. Назови, какие дела и обязанности, которые ты выполнял дома, продолжал бы выполнять с удовольствием на острове и от каких охотно отказался бы? 4. Если ты мальчик, то какую работу, на твой взгляд, должны выполнять девочки? А если ты девочка, то что, на твой взгляд, должны делать мальчики? 5.Твоя любимая игра, в которую ты чаще всего хотел бы играть на острове? 6.С собой на остров можно взять три вещи или три живых существа. Что или кого бы ты выбрал? 7.Назови свое самое сокровенное желание, которое могло бы осуществиться на детском острове? 8.В палатке на сколько человек ты бы предпочел жить? (Один, вдвоем, втроем и т.д.) Обоснуй свой выбор. Назови тех учащихся, которых ты пригласил бы. Учащиеся должны представить поездку на остров, где есть все для полноценной жизни: современная школа, кинотеатр, парк, стадион.

Анкета-опрос для родителей класса. 1.Что изменилось в школьной жизни, в жизни класса, в котором он учится, и во взаимодействии с классным руководителем? 2. Как Как часто и с какой целью Вы общаетесь с классным руководителем? 3.Кто является инициатором встреч? 4. Какое значение лично для Вас как для отца(матери) имеют эти встречи? 5. Хотите ли Вы(пойдёте ли, если понадобится) к классному руководителю за помощью и советом: -чтобы поговорить, как помочь ребёнку в учёбе? (да, нет) -чтобы посоветоваться, как ему наладить отношения с одноклассниками, сверстниками? (да, нет) -чтобы помочь наладить отношения с учителями? (да, нет) -чтобы поговорить о том, как улучшить свои отношения с ребёнком? (да, нет) 6. Подскажите, . Что Вы больше всего цените в жизнедеятельности класса, в котором учится Ваш ребёнок? 7. Что Вам не нравится? 8 пожалуйста, что необходимо изменить в классе, чтобы Вашему ребёнку и другим детям было комфортно? 9. Какую помощь Вы можете привнести (своим участием) в воспитательную работу с классом? (Допишите)

5. Диагностика. Результаты социальной активности ребенка

Автодиагностика (соц. проект.) Ф. И. Предложил Организовал Выбрал С кем? Отметка о выполнении Рустам Игра «крестики нолики» Илья, Юлиан. Слава + Илья Игра «Крестики- нолики» Юлиан, Слава, Рустам + Слава Игра «Крестики-нолики» Илья, Юлиан, рустам +


Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.

Внедрение в систему образования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения существенно изменило его цели и результаты.

Теперь целью образование становится личность учащегося способная к «самоопределению и самореализации», к мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и творческих сил, готовая к культурной коммуникации для обмена духовными ценностями, обладающая гражданской позицией, высоким уровнем социализации, системой ценностных отношений и ориентировок.

Впервые в системе современного образования появилось официально закреплённое понятие внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта . Под внеурочной деятельностью школьников понимаются все школьников (кроме на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Организация внеурочной деятельности предполагает развитие потенциал ребенка на новом уровне как активного субъекта, познающего мир, приобретающего опыт практической деятельности, предъявляются высокие требования к уровню социализации личности.

Для того чтобы организовать данный процесс образовательному учреждению необходимо перестроить свою деятельность. Внеурочная деятельность в школе должна представлять собой достаточно конкретную и целенаправленную систему и включать в себя следующие компоненты: традиционные внеклассные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам

    Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Работа с методическим конструктором и выделение трех уровней результатов позволит педагогу:

Разработать внеурочной деятельности с четким представлением о результатах;

    подбирать формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам.

Внеурочная деятельность позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы её многообразны и широки. Родители младших школьников, как показывает опыт передовых школ, стремятся к продуктивному сотрудничеству с детьми и учителями в системе групповой массовой и индивидуальной внеурочной деятельности.

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. При организации внеурочной деятельности в рамках социального направления необходимо обратить особое внимание на следующее:

    воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, стойкости, потребности приносить пользу окружающим; формирование норм ; социальная активность, повышение уровня самоопределения ребенка; сформированность ответственного отношения к общему делу; патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе как составная часть многостороннего процесса формирования личности, воспитание любви к малой родине.

Анализ изученного материала по проблеме формирования социальной активности младших школьников во внеурочной деятельности позволил нам сделать следующие выводы.

Необходимым условием социализации личности является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего, необходимы знания, представления о том или ином явлении. Например, воспитывая в учащихся социальную активную позицию по отношению к труду, педагог расширяет его знания о трудовой деятельности, ее роли в жизни общества, ее значимости. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к труду, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении.

Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В этой связи иногда говорят, что применительно к деятельности понятие активности не имеет смысла, поскольку сама деятельность представляет собой проявление активности личности. Действительно, если школьник участвует в с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности.

Таким образом, цель педагогической деятельности учитель - создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации младших школьников, это обстоятельство обосновывает необходимость разработки программы внеурочной деятельности, направленную на формирование социальной активности и апробации её в условиях опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Битинас, Б. Процесс воспитания. – М.: Просвещение. - 1994. Бондаревская, парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с. 11-17. Белоусова, Т. Л., Бостанджиева, Н. И., Казачёнок, Н. В., Одинцова, В. П., Чозгиян, О. П., Шмелёва, - нарвственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей в двух частях.- М. Просвещение, 2011. Бондаревская, как возрождение человека культуры и нравственности / . Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1991. 80 с. Григорьев, Д. В., Степанов, деятельность школьников, методический конструктор: пособие для учителя - М.:Просвещение, 2011.-223с. Зимняя, И. А., Бондаренко, Б. Н., Морозова, – проблема современного образования в России. – М., 1998.

Загрузка...