musings.ru

Субъективными предпосылками виктимизации в юношеском возрасте являются. E

Социально-педагогическая виктимологии (от лат. victima – жертва) – это отрасль знания, изучающая развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями; выявляющая категории людей, чей социально-экономический, правовой, социально-психологический статус предопределяет или создает предпосылки для неравенства в условиях конкретного общества, для дефицита возможностей, развития и самореализации; анализирующая причины и разрабатывающая содержание, принципы, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Целенаправленная деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленная на выявление и устранение различных виктимологически значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обусловливающих виктимизацию личности как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств, получила название виктимологической профилактики .

Сегодня виктимология – это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвы преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), и мерах помощи таким жертвам. Современная виктимология реализуется в нескольких направлениях:

  • а) общая фундаментальная теория виктимологии, описывающая феномен жертвы социально опасного проявления, его зависимости от социума и взаимосвязи с иными социальными институтами и процессами. Развитие общей теории виктимологии, в свою очередь, ведется по двум направлениям:
    • – первое исследует историю виктимности и виктимизации, анализирует закономерности их происхождения и развития вслед за сменой основных социальных переменных, учитывая относительную самостоятельность феномена виктимности как формы реализации девиантной активности,
    • – второе изучает состояние виктимности как социального процесса (анализ взаимодействия виктимности и общества) и как индивидуального проявления отклоняющегося поведения посредством общетеоретического обобщения данных;
  • б) частные виктимологические теории (криминальная виктимология, деликтная виктимология, травматическая виктимология и др.);
  • в) прикладная виктимология, т.е. виктимологическая техника (эмпирический анализ, разработка и внедрение специальных техник превентивной работы с жертвами, технологий социальной поддержки, механизмов реституции и компенсации, страховых технологий и т.п.).

Виктимность можно понимать в двух смыслах:

  • 1) как предрасположенность отдельных людей стать жертвой (в криминологическом аспекте – жертвой преступления);
  • 2) как неспособность общества и государства защитить своих граждан. В современной России виктимность во втором, более широком смысле стала одной из наиболее болезненных социальных проблем.

Виктимогенность – это наличие условий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации. Виктимизация – сам процесс и результат такого превращения.

Факторы виктимизации человека

Среди условий (факторов), способствующих виктимизации человека, можно выделить:

  • а) социальные факторы, связанные с внешними воздействиями;
  • б) феноменологические условия, связанные с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации.

Понятие "виктимное поведение" (букв. "поведение жертвы") обычно используется для обозначения неправильного, неосторожного, аморального, провоцирующего поведения и т.д. Виктимной нередко именуют и саму личность, имея в виду, что в силу своих психологических и социальных характеристик она может стать жертвой преступления. Психологическая предрасположенность стать жертвой предполагает наличие таких личностных черт, как излишняя доверчивость, неосмотрительность, повышенная вспыльчивость и раздражительность, агрессивность, а в поведении – склонность к авантюрным, наглым, несдержанным поступкам. К данной группе нужно отнести и тех людей, кто, обладая психологической предрасположенностью, еще и ведет определенный образ жизни, вращаясь среди тех, кто представляет для них опасность. Это бродяги, проститутки, наркоманы, алкоголики, профессиональные преступники.

Основные идеи виктимологической теории сводятся к следующему:

  • 1. Поведение жертвы оказывает существенное влияние на мотивацию преступного поведения, оно может облегчать и даже провоцировать его. Напротив, оптимальное поведение может сделать невозможным преступное посягательство (либо свести его вероятность к минимуму или, по крайней мере, позволит избежать серьезных отрицательных последствий криминала).
  • 2. Вероятность стать жертвой преступления зависит от особого феномена – виктимности. Каждая личность может быть оценена с позиции того, насколько велика вероятность ее превращения в жертву преступления. Эта вероятность определяет виктимность человека (чем больше вероятность, тем выше виктимность).
  • 3. Виктимность есть свойство определенной личности, социальной роли или социальной ситуации, которое провоцирует или облегчает преступное поведение. Соответственно выделяются личностная, ролевая и ситуативная виктимность.
  • 4. Виктимность зависит от ряда факторов, таких как:
    • – личностные характеристики;
    • – правовой статус лица, специфика его служебных функций, материальная обеспеченность и уровень защищенности;
    • – степень конфликтности ситуации, особенности места и времени, в которых развивается ситуация.
  • 5. Величина виктимности может изменяться. Процесс ее роста определяется как виктимизация, снижения – как девиктимизация. Влияя на факторы виктимности, общество может снижать ее и тем самым воздействовать на преступность.

По мнению А. В. Мудрика, на каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми для человека наиболее вероятно:

I. Период внутриутробного развития плода : нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей; медицинские ошибки; экологическая среда.

II. Дошкольный возраст (0–6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети.

III. Младший школьный возраст (6–10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привлечение к курению, выпивке, воровству); физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

IV. Подростковый возраст (11–14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

V. Ранняя юность (15–17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); потеря жизненной перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождения или противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

VI. Юношеский возраст (18–23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОЙ ВИКТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Терещенко Юлия Ахмедовна

(филиал ГОУ «Омский государственный педагогический университет», г.Тара)

e-mail: [email protected]

Особую роль в развитии отклоняющегося поведения личности играет девиантная виктимизация – процесс и результат освоения личностью девиантных образцов и способов поведения, детерминируемый влиянием специфических виктимогенных факторов. Формированию и развитию девиантной виктимизации способствует наличие объективных обстоятельств социализации, влияние которых делает человека жертвой отклоняющегося поведения, то есть способствует процессу девиантной виктимизации. Подобные факторы можно разделить на два вида и соответствующие им уровни (рис. 1):

Рис. 1. Факторы девиантной виктимизации личности

В качестве субъективных предпосылок на индивидном уровне, по мнению А.В. Мудрика, присутствуют особенности наследственности (генетическая предрасположенность к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению) [ 6 ] . Это такие факторы как алкоголизм родителей, табакокурение и употребление ими наркотических веществ, что безусловно, оказывает губительное действие на организм ребенка, повреждая его биологические основы. Е.В. Змановская добавляет, что особую роль в биологических предпосылках развития девиантного поведения играет состояние и типологические свойства нервной системы, гендерные различия и возрастные особенности. Именно они определяют силу и характер реакции личности на любые средовые воздействия [ 2 ] .

На личностном уровне девиантная виктимизация зависит от многих личностных социально-психологических характеристик, которые могут способствовать усвоению отклоняющихся образцов поведения. Учеными (И. Лангеймер, З. Матейчек, А.М. Прихожан) отмечены такие особенности личности, наличие которых обусловливает развитие поведенческих отклонений. К ним относятся:

  1. Т рудности в общении , которое отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. У детей и подростков, склонных к девиантному поведению, часто проявляется невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность, а порицание совсем не изменяет ее. В групповых отношениях такие дети чаще всего занимают полярную позицию: либо они являются лидерами во взаимодействии со сверстниками, либо остаются ими незамеченными и нередко принимают в свой адрес обидные высказывания.
  2. Неадекватная самооценка. Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым обществом требованиям ставит растущего человека перед выбором: либо в пользу социальных норм и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе, поэтому желание соответствовать ожиданиям общества, коллектива уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Неадекватность самооценки может иметь и другое полярное значение – завышенный уровень притязаний, переоценка своих возможностей. Такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, считает, что к нему несправедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессии по отношению к более слабым [ 7 ] .
  3. Низкий уровень самоуправления и саморегуляции. Дети, проявляющие девиантное поведение, часто не могут заставить себя выполнять какое-либо неинтересное или трудное дело без нажима со стороны взрослых. У многих подростков выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности и неорганизованности. Указанные особенности не позволяют детям определять цели и задачи собственных действий, сформировать модель средств достижения поставленных целей, учитывать последовательность их применения [ 8, с. 345 ] .
  4. Повышенный уровень агрессивности. Агрессия – это устойчивая форма поведения, которая не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь и снижая продуктивный потенциал личности, сужая возможности полноценной коммуникации, деформируя его личностное развитие [ 11 ] . Чрезмерное развитие агрессии определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости. Угрозу для общества представляет агрессивность как свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъект-субъектных отношений, и как стремление личности к проявлению насилия, то есть мотивационная агрессия [ 2 ] . Высокий уровень мотивационной агрессивности является серьезным барьером между человеком и окружающими людьми, что неизменно ведет к возникновению конфликтов и отклонений в поведении личности.
  5. Высокий уровень тревожности. В психологии тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги [ 10 ] . Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Ю.А. Клейберг указывает, что тревога, не соизмеримая с вызвавшим ее явлением и событием, препятствует формированию нормального адаптивного поведения и лежит в основе любых негативных изменений [ 3 ] . Исследования, проведенные Л.М. Костиной, показывают, что повышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека и несет в себе потенциальную опасность приобщения к социальным вредностям [ 4 ] .

Не менее важную роль играют и объективные факторы девиантной виктимизации личности. Для каждого учреждения, в котором находится ребенок, имеются соответствующий данному виду ряд виктимогенных факторов. Например, учреждения интернатного и казарменного типов имеют свои особенные характеристики, приводящие к развитию отклонений. Во-первых, твердая регламентация режима закрытого учреждения , которая значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни, работы и распределении времени . Во-вторых, ограниченный круг сверстников , что исключает свободу выбора референтной группы общения, а жёсткая заданность социальных нормативов возводит коллективную дисциплину в своего рода абсолют, исключающий развитие соревновательной мотивации. В-третьих, интолерантное отношение взрослых , которое проявляется в безразличии, отсутствии эмоционального принятия воспитанника [ 1 ] .

Еще более решающее значение имеют объективные факторы девиантной виктимизации на социальном уровне. Е.И. Холостова выделяет целый ряд социально-экономических, политических и духовно нравственных факторов, влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных детей:

  • чрезмерная коммерциализация общества;
  • распад целого ряда социальных институтов, работающих на детство;
  • криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
  • потеря престижа образования и честного заработка [ 12 ] .

Называя факторы, обусловливающие изменения в динамике и структуре ненормативного поведения личности, ученые (В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева) обращают внимание, прежде всего, на неблагополучную «семейную демографию», криминогенную зараженность многих семей (пьянство родителей, рост наркомании, влияние ранее судимых родственников, правовой нигилизм родителей и др.) [ 5 ] .

И, наконец, важнейшим фактором девиантной виктимизации социальной среды является социальное неравенство. П.Д. Павленок находит его выражение в «низком, подчас, нищенском уровне жизни молодежи, расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации» [ 9 ] .

Таким образом, можно утверждать, что, выступая как субъект воздействия, личность в поведенческих действиях отчётливо демонстрирует зависимость от своей социальной среды, которая регламентирует ее возможности в области жизненных целей и достижений.

Библиографический список

  1. Астоянц М.С. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. – 2005. - №2. - С. 42.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 46, 50.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 92.
  4. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. - №1. – С. 137.
  5. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. // Социологические исследования, 2007. - № 12. - С. 87.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 179.
  7. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 241.
  8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 345.
  9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 277.
  10. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – С. 419.
  11. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Педагогическая и возрастная психология: психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - № 1. – С. 17.
  12. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 531-532.

Термин «виктимность» введен в научный оборот Л.В. Франком, однако в литературе понятие виктимность трактуется различно. В основном, расхождения касаются:

а) структурных элементов виктимности;

б) ее оценки как состояния и объективного свойства лица;

в) момента возникновения потенциальной виктимности;

г) соотношения и зависимости потенциальной и реальной виктимности.

Первоначально Л.В. Франк определил индивидуальную виктимность «как реализованную преступным актом «предрасположенность», вернее, способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность опасности там, где она объективно была предотвратима. В дальнейшем, с учетом критических замечаний он признал, что индивидуальная виктимность – это не только реализованная, но и потенциальная способность тех или иных лиц стать потерпевшими или, иными словами, неспособность избежать преступного посягательства там, где объективно это было возможно. При этом имеется в виду не усредненная, а повышенная способность стать жертвой в силу ряда субъективных обстоятельств.

Таким образом, с позиции Л.В. Франка, индивидуальная виктимность – это потенциальная, а равно реализованная повышенная способность стать жертвой преступного посягательства при условии, объективно это можно было избежать.

Критикуя определение Л.В. Франка, В.И. Полубинский приходит к выводу, что при определении виктимности конкретного человека речь должна идти не о всякой его повышенной способности становиться жертвой преступления, а лишь о такой, которая непосредственно связана с какими-либо особенностями личности и поведения самого пострадавшего или с его специфическими взаимоотношениями с причинителем вреда, и в свою очередь определяет индивидуальную виктимность как свойство данного человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью), способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями.

Другими словами, виктимность конкретного индивида представляет собой потенциальную способность его оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами.

Таким образом, индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человечеству (но не фатальной) способности стать жертвой преступления.

Помимо виктимности отдельного лица, существует виктимность массовая, т.е. виктимность как социальное явление. Это сложное явление, которое в зависимости от реализации определенных личностных и ситуативных факторов, сложившихся в определенное множество, выражается в различных видах. К ним относятся групповая виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности); объектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений); субъектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность включает в себя три компонента:

а) совокупность потенций уязвимости, реально существующей у населения в целом и отдельных его групп (общностей);

б) деятельный, поведенческий компонент, который выражен в совокупности актов опасного для действующих индивидов поведения (позитивного, негативного, толкающего на преступление или создающего способствующие условия);

в) совокупность актов причинения вреда, последствий преступлений, т. е. реализации виктимности, виктимизации (виктимность – результат).

Массовая виктимность характеризуется состоянием, уровнем, структурой и динамикой.

Состояние виктимности это выраженное в абсолютных цифрах число преступлений, повлекших причинение вреда физическим лицам; число потерпевших от этих преступлений, а также случаев причинения вреда преступлениями, т. к. их может быть больше, чем преступлений и потерпевших (жертв).

Уровень виктимности (или коэффициент) по лицам, исчисляемый из количества потерпевших от преступлений (жертв) за определенный период времени на той или иной территории и общего количества населения на тысячу, десять тысяч, сто тысяч человек. Этот показатель выражается только в относительных цифрах и рассчитывается по формуле:

Квл = - х 1000

где Квл – коэффициент виктимности по лицам, П – количество потерпевших, Н – все население региона, независимо от возраста.

Расчет специальной (избирательной) виктимности производится по формуле:

Ксвл = - х 1000

где Ксвл – коэффициент специальной виктимности по лицам, т.е. виктимности – следствия определенных видов преступлений, П – количество потерпевших от определенных видов преступлений, Н – все население региона, независимо от возраста. Уровень виктимности может быть рассчитан не только по лицам, но и по преступлениям.

Структурная виктимность может быть построена по самым различным признакам: полу, возрасту, образованию и другим параметрам, относящимся к потерпевшим; признакам, относящимся к преступникам, причинившим вред, а также к преступлениям. Она должна отражать удельный вес отдельных видов преступлений, которыми причинен вред, в общем количестве преступлений, совершенных за определенный период времени на той или иной территории; удельный вес различных групп потерпевших в отдельных видах преступлений, удельный вес потерпевших от отдельных видов преступлений в различных группах и в общем числе потерпевших и др.

Динамика виктимности отражает изменения в пределах конкретного временного периода состояния виктимности, ее уровня и структуры в отдельности, в сочетаниях и в полной совокупности.

Виктимность – лишь относительно «внутреннее дело преступности». В определенном смысле она, наряду с другими причинами и условиями, обеспечивает существование преступности, определяет возможность совершения преступлений, влекущих причинение ущерба физическим лицам.

Социальная сущность явления виктимности вытекает из того, что:

Реализованная виктимность есть следствие социального явления – преступности;

Виктимность в потенции есть результат действия совокупности социальных условий на уровне макросреды и социальной сферы отдельных личностей.

Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений, то виктимность массовая – всегда одновременно потенциальная и реализованная, ибо виктимные предрасположения массы людей, для большинства из них остающиеся потенциальными, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой их части.

Таким образом, массовая виктимность – это отражающее состояние общества, связанное с преступностью исторически изменчивое социальное явление – выражается в совокупности всех жертв и актов причинения вреда преступлениями физическим лицам на определенной территории в определенный период времени и общих для населения и отдельных его групп потенций уязвимости, реализующихся в массе разнохарактерных индивидуальных виктимных проявлений, в различной степени детерминирующих совершение преступлений и причинении вреда.

Интересную позицию высказывает Н.В. Исаев, который говорит, что стать жертвой преступления может любой человек или любая общность. Однако виктимными будут только те, в поведении или в деятельности которых по их вине проявилась повышенная уязвимость. Он (Н.В. Исаев) виктимность связывает только с поведением жертвы, предрасполагающим к преступлению. Поэтому он не считает виктимными жертв, характеризующихся объективно неустранимыми свойствами, повышающими уязвимость от преступлений. С учетом этого Н.В. Исаев отличает виктимность от уязвимости. Уязвимость – это объективная возможность, способность любого лица или общности стать жертвой преступления. Уровень уязвимости во многом зависит от состояния преступности. Однако многие из людей объективно обладают повышенной уязвимостью, которую нельзя устранить, но которую можно учитывать в жизни в целях предупредительного воздействия на преступность 10 .

Вопрос 3 . Понятие виктимизации

Наряду с понятиями жертва и виктимность виктимология использует понятие «виктимизация». Виктимизация – это процесс превращения лица в жертву преступления.

Виктимизацию следует рассматривать в двух аспектах – индивидуальном и массовом.

Виктимизация имеет структуру , которая на индивидуальном уровне включает такие элементы, как субъект и объект виктимизации, субъективная (эмоционально-волевая) и объективная (ситуативная) стороны виктимизации.

Субъект индивидуальной виктимизации – это всегда физическое лицо, непосредственная жертва преступления (потерпевший).

Субъект массовой виктимизации – это множество, совокупность жертв – субъектов индивидуальной виктимизации. Но это не особая, представляющая собой иное, новое качество, коллективная жертва. В данном случае понятие субъекта виктимизации и жертвы не совпадают.

Объект виктимизации – это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения (блага, ценности), которые в результате виктимизации подверглись социально нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.

Объективную сторону виктимизации составляют элементы ситуации: место, время, способ причинения вреда, поведение потерпевшего в виде провокации, содействия, противодействия виктимизации, последствия виктимизации, т. е. то, что существует вне (хотя и не всегда независимо) субъекта виктимизации.

Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, умысел или неосторожность потерпевшего, определяющие его «вклад» в механизм причинения вреда, восприятие, осознание и отношение к результатам виктимизации.

Уровни виктимизации:

1-ый – непосредственная жертва, т.е. физическое лицо;

2-ой – семья;

3-ий – коллектив, организация;

4-ый – население районов, регионов, преступлений с учетом уровня их латентности.

Коэффициент виктимизации 11

К в = ---------------- х 100 тыс.

либо на 10 тыс. или на 1 тыс. человек, где К в – коэффициент виктимизации; Ж – число учтенных жертв; ЛЖ – число латентных жертв; Н –все население независимо от возраста; 100 тыс. (10 тыс. или 1 тыс.) – показатель размерности к в.

Говоря об уровне виктимизации российского общества, В.И. Задорожный отмечает, что он на порядок выше, чем в европейских странах, и как одну из причин этого отмечает слабое профилактическое воздействие на виктимность со стороны правоохранительных органов. По его (Задорожного) мнению это объясняется несовершенством законодательства, низким уровнем организационного, информационного, ресурсного обеспечения, а также отсутствием системы подготовки и обучения специалистов, способных осуществлять виктимологическую профилактику 12 .

А.Л. Смирнов связывает правовой статус потерпевшего с проблемой его виктимного поведения, которая обычно возрастает в эпохи реформ. Резкие перемены жизненных координат выбивают обывателей из традиционных ритмов существования, и они становятся легкой добычей преступников 13 … Противоположное мнение высказывается Т.В. Варчук и К.В.Вишневецким, которые отмечают, что актуальные для криминологической науки социологические исследования доказывают, что между реальными социально-экономическими условиями, уровнем жизни человека и его поведением нет прямо однозначной связи. При этом он отмечает их весьма существенную роль в формировании социально-психологических условий, нормативных и ценностных установок, интересов и ориентиров, определяющих жизненную позицию и поведение людей 14 .


Виктимология, как и любая другая наука, выработала свой понятийный аппарат. Наиболее специфичными для виктимологии терминами являются «виктимность» и «виктимизация». Однако при определении указанных понятий мнения различных авторов расходятся.

Виктимность - повышенная субъективная способность человека ввиду его личностных особенностей и поведения или специфических взаимоотношений с причинителем вреда стать жертвой преступления.

Понятие «виктимность» ввел в научный оборот Л. Франк 1 См.: Франк Л.Ф. Виктимологическая характеристика личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника: сб. науч. тр. М., 1979. . В то же время другие авторы определяют виктимность как «особое свойство пострадавшего от преступления лица, состоящее в его предрасположенности, способности стать, при определенных обстоятельствах, жертвой преступления» 2 Ильина Л.В. Уголовно-правовое значение виктимности // Правоведение. 1975. № 3. . Другие видят прямую зависимость виктимности от состояния преступности 3 См.: Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. С. 9; Ситковский А.Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1995. .

К.В. Вишневецкий предлагает под виктимностью понимать всю совокупность общественных, социально-экономических, демографических и прочих характеристик населения в целом и его отдельных социальных групп, свидетельствующих об их повышенном риске и возможности стать жертвой преступления. Речь, таким образом, идет о виктимности социума 4 См.: Вишневецкий К.В. Криминальная виктимология: социальный аспект // Юрист. 2006. № 5. .

Необходимо учитывать постоянный рост преступности. В то же время невозможно согласиться с тем, что каждый человек виктимен, и от роста преступности возрастает виктимность. Можно говорить, что отдельные лица могут быть более виктимными.

Говоря о способности лица стать жертвой, необходимо учитывать, что данная способность не является умышленной. Виктимность может быть виновной, невиновной и неосторожной. Невиновная виктимность характерна для детей (подмена ребенка, похищение ребенка и т.п.), жертв преступной агрессии в силу выполнения служебного долга, а также жертв в силу биофизиологических и психических особенностей (недееспособные, престарелые, женщины, несовершеннолетние и т.д.). Неосторожная виктимность характерна для неосторожных преступлений. Виновная виктимность выражается в противоправном поведении самой жертвы (употребление наркотиков, проституция ит.п.).

Следует отметить, что виктимогенный потенциал социального статуса не является достаточным основанием для суждения о криминогенной виктимности личности, относящейся к нему. Личность реализует свою статусную виктимность выбирая соответствующую модель поведения и образа жизни, а потому несет определенную долю ответственности (в большинстве случаев моральной) за создание криминогенной ситуации.

Виктимность у одного и того же лица при различных обстоятельствах проявляется по-разному. Виктимность и степень виктимности динамичны. Однако виктимность поддается прогнозированию и измерению и представляет особую характеристику отдельных лиц, выражающуюся в их неспособности в силу совокупности личных свойств избегать собственной виктимизации в условиях, когда такое объективно возможно, или в повышенной вероятности в силу исполняемых ими отдельных социальных ролей при определенных обстоятельствах становиться потерпевшими. Даже невиктимный человек может стать потерпевшим от преступления.

К.В. Вишневецкий предлагает свою концепцию виктимности, основанную на том, что социальные факторы, социальный статус личности, ее стратовая принадлежность определяют комплекс потенций виктимности, а личностные качества через определенные модели образа жизни и механизмы поведения (прежде всего отрицательного) являются реализаторами этих потенций. Социальная виктимность понимается им как совокупность специфических черт виктимности социальных страт, выступает для личности, относящейся к конкретной страте, основным фактором, делающим ее потенциально виктимной.

Характерные для данной страты типы и способы социального взаимодействия и социальной коммуникации задают своего рода «фон» виктимности индивидуальной, определяют ее уровень и качественные параметры. Эта социальная виктимность индивидуализируется и реализуется под влиянием личностного и ситуационного факторов. При этом качественная характеристика первого находится в системной зависимости от второго. Авторская концепция в значительной мере строится на результатах анализа отношения и различия реализованной и потенциальной виктимности. Причем вводится представление о двухуровневой природе последней, так что виктимность социального статуса связывается с потенциальной виктимностью первого уровня (и первичной во времени), а индивидуальная виктимность трактуется как форма реализации социальной виктимности. Это своего рода виктимность «второго уровня», которая реализуется через механизмы образа жизни и поведения. Для реального превращения виктимной личности в жертву преступления ее качества должны быть дополнены возникновением соответствующей криминогенной ситуации. На данном уровне реализации виктимности весьма перспективным представляется опыт ее рассмотрения в качестве формы отклонения от норм и правил безопасного поведения, поскольку такой подход предполагает возможность классификации форм виктимной активности в зависимости от интенсивности такого отклонения, а также возможность исследования социальных условий, определяющих виктимность личности.

Социальные факторы, социальный статус личности, ее стратовая принадлежность определяют комплекс основных потенций виктимности, а личностные качества через сложившиеся модели образа жизни и механизмы поведения (прежде всего отрицательного) являются реализаторами этих потенций.

В отечественной виктимологии выделяют четыре категории виктимности: индивидуальную, видовую, групповую, массовую.

Групповая виктимность выступает как специфическая характеристика отдельных категорий населения, обладающих сходными социальными, демографическими, психологическими, биофизическими и другими качествами, которая указывает на степень их предрасположенности при определенных обстоятельствах становиться жертвами преступления.

Определенные личностные качества (природные, генетически обусловленные и приобретенные, имеющие социальное происхождение), определенное поведение, общественное или служебное положение (факторы ситуативного характера) обусловливают возможность причинения их носителям физического, морального или материального вреда. Вся совокупность указанных личностно-ситуативных факторов и свойств представляет собой суммативное, интегрирующее качество (характеристику) личности - ее индивидуальную виктимность . Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений и предпосылок, то виктимность массовая - это в конечном счете всегда виктимность реализованная, так как виктимные предрасположения и предпосылки массы индивидов, для большинства остающиеся в потенции, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой части этих индивидов.

Выделение в самостоятельную категорию массовой виктимности вызвано современным состоянием преступности, процессом криминализации новых общественно опасных деяний, жертвами которых становятся целые общности граждан, объединенных по каким-либо сходным признакам (в частности, место жительства, национальность, пол и т.д.). Нужно учитывать и то, что человек становится уязвимым и в итоге виктимизируется, как правило, именно из-за того, что является членом какой-либо группы лиц либо общества. При этом предотвратить потенциальную виктимизацию, т.е. реализовать цели виктимологической профилактики, он может нередко только при помощи той общности, с которой он себя соотносит.

Массовая виктимность - это социальное явление, имеющее сложную структуру, в определенном смысле зеркально отражающую структуру преступности. По мнению Д. Ривмана, она включает потенциальную и реализованную:

  • общую виктимность (виктимность всех жертв);
  • групповую виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности);
  • объектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений);
  • субъектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность включает в себя совокупность потенциала уязвимости, реально существующего у населения в целом и отдельных его групп (общностей); деятельного, поведенческого компонента, реализация которого связана с актами опасного для действующих индивидов поведения, выражающегося в совокупности таких актов; совокупности актов причинения вреда, последствий преступлений.

Динамика массовой виктимности сложна по ее функциональным зависимостям. С одной стороны, виктимность изменяется в связи с количественными и качественными изменениями преступности, с другой - в потенциальном компоненте и не в связи с ее изменениями виктимность изменяется «раньше» преступности, и уже это влечет изменение в последней.

Виктимность является феноменом, реализующим себя на трех уровнях: единичном, особенном и общем. На единичном уровне подразумевается реализованное преступным актом нанесение вреда или оставшаяся потенциальная возможность отдельного лица стать жертвой преступления при определенных условиях и обстоятельствах. На особенном уровне следует рассматривать виктимность отдельных групп населения (детей, женщин) или в отдельных сферах деятельности (профессиональной, бытовой). На общем уровне виктимность рассматривается как массовое явление.

Следует обратить внимание на классификацию видов виктимности А.Л. Репецкой:

  1. виктимогенная деформация личности;
  2. профессиональная или ролевая виктимность;
  3. возрастная виктимность;
  4. виктимность-патология 5 См.: Репецкая А.Л. Виновное повеление потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. Иркутск, 1994. С. 58. .

Данная классификация может быть использована для выявления социальных страте повышенной или пониженной виктимностью.

Личность не приобретает качества виктимности, она просто не может быть невиктимной. Если далее конкретизировать эту мысль, то следует признать наличие специфического «фона виктимности», присущего каждой социальной группе и выражающего потенциальную уязвимость принадлежащих ей лиц. «Фон виктимности» является динамической категорией, фиксирующей качественно-количественные параметры социальных процессов криминализации социума применительно к конкретной социальной группе. Поскольку отдельные социальные группы включены в эти процессы в разной мере и в разной форме, различаются количественно-качественные масштабы трансформации параметров их криминогенной виктимизации. Группами граждан со стабильной виктимностью являются те, для которых общий виктимизационный фон задается преимущественно в несоциальными факторами (физиологическими, психологическими и т.п.). Группы с лабильной виктимностью, обусловленной социальными факторами, составляют мигранты, этнические, религиозные, сексуальные меньшинства и др. Фон виктимности социальных групп может трактоваться в качестве некоторой среднесоставляющей константных и лабильных факторов криминогенной виктимизации.

Расширением понятия виктимности является понятие виктимизации, которое обычно рассматривают как процесс или результат повышения уровня виктимности лица или определенной социальной группы. Виктимизация рассматривается как процесс перехода от первичного уровня виктимности личности, детерминированного ее социальным статусом и характеризующегося сугубой потенциальностью, к уровню вторичному, детерминированному индивидуальными качествами потенциального объекта преступления.

С учетом характеристики виктимности виктимизация - это не просто процесс превращения личности или социальной общности в жертву, а скорее процесс превращения их в жертву потенциальную. Однако это потенциальность с высокой степенью готовности к своей актуализации. В отличие от виктимизации девиктимизация представляет собой вид профилактической работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации, а также реабилитацию конкретных жертв преступлений.

Процесс виктимизации включает в себя сложную систему явлений, связанных с участием жертвы в формировании преступного мотива, взаимодействия с преступником в условиях конкретной жизненной ситуации, с совершением в отношении нее насильственного преступления, влекущего за собой определенные преступные последствия. В связи с этим выделяется четыре уровня виктимизации, при этом учитываются как параметры виктимизации личности, так и параметры виктимизации социальных групп.

Первый уровень включает данные о непосредственных жертвах агрессивно-насильственных преступлений, фигурирующих в материалах уголовных дел, или о латентных жертвах, выявленных в результате виктимологических исследований, и причиненном им ущербе.

Второй уровень содержит данные о членах семьи жертвы, опосредованно пострадавших от преступлений, совершенных в отношении их близких.

Третий уровень составляют другие социальные группы (трудовые коллективы, друзья, знакомые, соседи и др.), которым в результате хотя и непрямого воздействия преступлением также причиняется вред.

Четвертый (социальный) уровень предполагает существование негативных последствий совершения преступления для целого региона или всего общества.

Виктимизация в целом включает всех потерпевших от преступления, независимо от степени виктимности, способствования преступному деянию или даже прямой вины самих потерпевших.

По мнению Е. Кима и А. Михайличенко, необходимо выделять лишь два уровня 6 См.: Ким Е.П., Михайличенко А.А. Виктимология: проблемы теории и практики. С. 49. . Первый уровень виктимности складывается из данных о непосредственно потерпевших от преступления. Это в основном потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования. Второй уровень виктимности формируется изданных о членах семьи потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств, совершенных хотя бы против одного человека из семьи.

Г. Шнайдер считает, что виктимизация и криминализация имеют одни и те же источники: исходные социальные условия, когда преступник и жертва принадлежат к одной и той же субкультуре насилия (например, к субкультуре маргиналов, к субкультуре рецидивистов, алкоголиков, наркоманов и т.д.). Он считает, что потерпевший и преступник фигурируют в социальных процессах возникновения преступности и контроля за преступностью как субъекты, которые взаимно определяют и интерпретируют себя и свои действия 7 См.: Шнайдер Г.Й. Криминология / пер. с нем. М., 1994. С. 88. .

Иногда при преступлении жертва «формирует» и «воспитывает» преступника. Особенно это касается преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы. Во многих случаях потерпевший от указанных преступлений «молчаливо» соглашается стать жертвой, кооперируется с преступником, провоцирует его, толкая на конкретные действия, не задумываясь о том, что они могут прервать его жизнь. Описанная ситуация складывается, когда конфликт между преступником и жертвой возникает при совместном употреблении спиртных напитков, наркотиков, разделе материальных ценностей и т.п. Имеет место интеракция - взаимодействие и обмен элементами причинности.

Важное место занимают детерминанты индивидуального виктимного поведения. В конкретном виктимном поведении и его детерминантах в большей степени проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями жертвы. Для всех случаев криминальной виктимизации действуют единые социально-психологические механизмы, под которыми понимается система элементов и этапов изменения степени виктимности индивида вследствие взаимодействия внешних и внутренних факторов. Психологическая составляющая представлена системой психобиологических процессов, формирующих виктимную мотивацию поведения. Социальная составляющая представлена комплексом условий, существующих в обществе и обладающих виктимогенным потенциалом. Виктимизация у разных категорий потерпевших проявляется по-разному, но всегда связана с личностью, ее свойствами и условиями формирования.

Виктимизация имеет следующую структуру: субъект и объект виктимизации, субъективная (эмоционально-волевая) и объективная (ситуативная) стороны виктимизации.

Субъектом индивидуальной виктимизации всегда является физическое лицо - непосредственная жертва преступления.

Объект виктимизации - это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения, подвергнутые в результате виктимизации нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.

Объективная сторона виктимизации состоит из следующих признаков: место, время, способ причинения вреда, поведение жертвы, последствия виктимизации.

Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, характер и степень вины жертвы в механизме причинения вреда, восприятие, осознание и отношение жертвы к результатам виктимизации.

В зависимости от способности лица стать субъектом виктимизации выделяются следующие ее виды: первичная, повторная, повышенная.

Первичная виктимизация характеризуется тем, что на первый план выступают соответствующие стимулы: контакт с ранее судимыми, распитие с ними спиртных напитков, употребление наркотиков, какие-либо материальные споры, легкомысленные связи, которые могут привести к конфликту. Все это связано с нравственностью поведения личности, но относится скорее всего к неустойчивому виктимному поведению. Подобная виктимизация в основном касается лиц, ранее не судимых, а при совершении насильственных бытовых преступлений встречается всего в 7-8% случаев.

Повторной виктимизацией считается такая, при которой одни и те же лица неоднократно становятся потерпевшими от преступлений вследствие своего провоцирующего поведения. Подобное поведение проявляется часто при азартных играх, делении краденого, невозвращении долга (например, за полученные наркотики) и т.д. Неоднократность в данном случае представляет собой своеобразное устойчивое виктимное поведение, определенную психологию человека. Такая виктимизация относительно редка, например, при совершении тяжких преступлений в быту она отмечена не более чем в 12% случаев. Главное же заключается в том, что при многократной виктимизации риск стать жертвой преступления от случая к случаю постоянно возрастает, а виктимное поведение приобретает особую устойчивость.

Повышенная виктимизация - это уже стиль поведения, образ жизни, следование которому наделяет потенциальных потерпевших характерными чертами: повышенной конфликтностью, придирчивостью, искаженными межличностными отношениями, грубостью и т.д. По нашим данным, благодаря такой виктимизации повышенной притягательностью для лиц, совершающих насильственные преступления в быту, обладают проститутки, пьяницы, наркоманы, лица с сексуальными патологиями, иными нервно-психическими заболеваниями (в рамках вменяемости), бродяги, воры, хулиганы и т.п. Они уязвимы для преступников еще и потому, что постоянно втягиваются в острые виктимные ситуации, к тому же для них характерна продолжительная близость к виновному. При совершении насильственных преступлений в быту повышенная виктимизация наблюдается примерно в 60% случаев.

Немецкие ученые заявляют о третичной виктимизации жертвы преступления, подразумевая использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками средств массовой информации в своих целях. Использование в различных целях средствами массовой информации новостей, травмирующих жертв, назойливое проникновение в их личную жизнь и т.п. - проблемы и последствия виктимизации достаточно обширны. Отечественные ученые предлагают понимать под третичной виктимизацией причинение вреда или угрозу его причинения в связи с участием в уголовном судопроизводстве 8 См.: Калашников О.Д. Основные понятия виктимологии: лекция. Н. Новгород. 2007. С. 6. .

Данные о виктимизации служат базой для определения коэффициента виктимности. Данный коэффициент есть отношение числа потерпевших с виктимной характеристикой или числа семей, виктимизированных в результате виктимогенных дефектов в структуре семейно-бытовых отношений, к общему числу виктимизированных лиц или семей в целом.

Исследования российско-американской группы по правам человека под руководством И.М. Михайловской свидетельствуют о том, что самыми виктимизированными в современный период являются группы предпринимателей (62,5%). За ними идут служащие с высшим образованием (53%), неработающие (51%), учащиеся (46%). Самый виктимизированный возраст - 18 - 29 лет (42%). При этом разницы между степенью виктимизации мужчин и женщин исследованием не обнаружено.

Подверженность предпринимателей различного рода насильственным воздействиям на них связана в основном с особенностями их деятельности - с преодолением конкуренции и с рэкетом.

Практически на одном уровне по численности в части предрасположенности к виктимному поведению - подростки, молодежь и неработающие (среди них также преобладает молодежь).

Служащие и рабочие оказываются с наименьшим процентом виктимного поведения. Виктимность рабочих связана в основном с пьянством, что существенно отличает их от категории служащих.

Виктимность, по мнению А. Кулаковой, следует структурировать по четырем критериям: личностному, антропологическому, социально-ролевому и атрибутивному 9 См.: Кулакова А.А. Виктимологический аспект пенитенциарной преступности и ее предупреждения. С. 67-68. .

Человек как жертва социализации в современном мире Социаль­ные факторы виктимизации Феноменологические факторы виктимизации Деструктивное поведение Социальные права детей

Человек является субъектом социализации, ее объектом, но он также может оказаться и жертвой социализации, поскольку чело­веческое общество с его уникальной противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями дале­ко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности. Человек как жертва социализации в современном мире изучается в рамках юри­дической психологии, социальной педагогики и социальной пси­хологии. Весьма часто именно общество, его культура, обычаи, традиции, нравы, особенности семейного воспитания становятся теми обстоятельствами, которые тормозят нормальное развитие человека, не дают возможности для полноценной реализации его способностей.

Изначально понятие виктимизация было использовано в рам­ках юридической психологии для обозначения различных процес­сов, обусловливающих превращение человека в жертву обстоя­тельств или насилия других людей.

Понятие социально-педагогической виктимологии было вве­дено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоя­тельств социализации человека. А.В.Мудрик определяет социаль­но-педагогическую виктимологию как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различ­ные категории людей,- реальных и потенциальных жертв небла­гоприятных условий социализации (Введение в социальную педа­гогику. - М., 1997. - С. 191). Каковы же основные направления развития данной отрасли знания? Во-первых, изучение особенно­стей социального развития людей с некоторыми физическими, психическими, социальными и личностными отклонениями; с низким социально-экономическим, правовым и социально-психологическим статусом. Во-вторых, разработка общих и спе­циальных принципов, целей, содержания, форм и методов профи­лактики, компенсации и коррекции тех обстоятельств, благодаря которым человек становится жертвой социализации. Наличие ус­ловий, которые способствуют процессу превращения человека в жертву социализации, называется виктимогенностью, сам же про­цесс и результат такого превращения - виктимизацией. Поскольку современная социальная психология изучает социа­лизацию, и в частности закономерности развития человека в рам­ках различных групп, имеет смысл рассмотреть некоторые об­стоятельства виктимизации человека, обусловленные функциони­рованием данных групп.

В современном меняющемся мире существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации че­ловека. Среди их многообразия можно выделить социальные и фе­номенологические условия или факторы. Социальные факторы вик­тимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологиче­ские условия - с теми внутренними изменениями в человеке, кото­рые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспи­тания и социализации. Сформировавшись и закрепившись, дан­ные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.

Важным социальным фактором является влияние особенностей социального контроля в том обществе, государстве, в котором про­живает человек. Социальный контроль действует на всех уровнях социальных отношений, как формальных так и межличностных. Очевидно, что образ жизни человека определяется данными факто­рами и, в свою очередь, способствует либо препятствует виктими­зации. В качестве примера можно проанализировать демографиче­ские тенденции в России начала 90-х годов, которые явились есте­ственным следствием общей социально-демографической полити­ки советского государства на протяжении предшествующих семи­десяти лет..

Демография - наука о населении и закономерностях его раз­вития в общественно-исторической обусловленности. Она изучает воспроизводство населения в целом, особенности возрастно-половой структуры общества и ее зависимость от социальных и экономических явлений, определяет также характер взаимосвязи роста населения с общественным и политическим развитием общества.

По данным ученого-демографа Е.Андреева, руководителя ла­боратории одного из институтов Госкомстата России, важными показателями, свидетельствующими о демографическом благопо­лучии либо неблагополучии страны, являются: средняя продол­жительность жизни и уровень смертности населения; рождае­мость; детская и младенческая смертность; число абортов в расче­те на тысячу женщин (Бремя жить // Совершенно секретно. - 1996. -№ 1). В конце 1994 года средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляла 57,6 года, для женщин - 71,2, в то время как в США, Канаде, Франции, Германии и других развитых странах эти показатели составляли соответственно 73-74 и 79-80 лет. Таким образом, мужчины в России сегодня живут в среднем на 16, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Кроме того, су­ществует значительный разрыв между сроками жизни противопо­ложных полов - более 13 лет.

Что касается младенческой смертности, то и здесь показатели в России достаточно высоки: 18,6 смертей на тысячу новорожден­ных (в США - 5, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - от 6 до 8). В конце 1994 года детская смертность в России почти в три раза выше, чем в цивилизован­ных странах. По количеству абортов на тысячу женщин детород­ного возраста Россия также стоит на одном из первых мест: 83 (Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8...). Следует заме­тить, что бывшие страны социалистической ориентации имели высокий показатель количества абортов: Венгрия - 36,5; Чехосло­вакия - 50,0; Болгария - 67,2. В России из 100% зарегистрирован­ных беременностей родами заканчивались только 32%, остальные 68% - аборты.

Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, не­благоприятные климатические условия - все это факторы виктими-зации населения. Ученые-демографы выделяют три преобладаю­щих фактора виктимизации в современной жизни. Прежде всего, это усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды . Оно свя­зано с практикой строительства промышленных предприятий, практически лишенных средств защиты, загазованностью воздуха, безграмотным использованием химических веществ в сельском хо­зяйстве, испытанием атомного оружия, различными радиационны­ми катастрофами/ Предельно допустимые нормы загрязнения окру­жающей среды (ПДН) во многих городах России становятся чуть ли не точкой отсчета уровня загрязнения, которое во много раз превышает все допустимые пределы. В результате - повсеместное увеличение больных раком, аллергическими заболеваниями, со­кращение продолжительности жизни, рождение детей с дефектами.

Вторым фактором виктимизации выступает снижение адапта­ции людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни: массо­вая миграция сельского населения в города, скорость социально-экономических и политических изменений, сопровождающихся изменением социальных ценностей, пропагандируемых средства­ми массовой коммуникации; потеря социального статуса из-за безработицы и т.д. К новым условиям жизни легче адаптируется молодое поколение по сравнению с людьми среднего и зрелого возраста. Усиливаются когортные различия между людьми, про­тиворечивость субкультур, что, в свою очередь, также способствует увеличению заболеваемости, дезадаптации и, как следствие, росту смертности.

И, наконец, третий фактор определяется значительными психо­логическими стрессами, напряжением, перегрузкой, которую ис­пытывает большинство населения. Отсюда - рост сердечно­сосудистых и различных хронических заболеваний, ослабление иммунной системы организма, ограничения возможности само­реализации и т.д.

В связи с интенсивным развитием науки и техники, обусловли­вающим уменьшение физической нагрузки на мышечную систему, происходит снижение общего тонуса организма человека. Мы­шечная система является наиболее мощным источником нервной импульсации, обеспечивающей общий тонус (Л.П.Гримак). Не­догрузка мышечной системы ослабляет возможности человека пре­одолевать психологические стрессы. В таких условиях отрицатель­ные раздражители приобретают сверхсильный характер. Кроме то­го, происходит значительное увеличение нагрузок в системе орга­нов чувств за счет увеличения информационных перегрузок. Если в природных естественных условиях человек реагировал в основном на сигналы слабой силы, то в современных условиях ему приходит­ся реагировать на сильные сигналы. Но общий тонус повышается только при реакции на сигналы слабой и средней мощности, в то время как реакция на сильные сигналы приводит к угнетению нерв­ной системы с соответствующими невротическими последствиями. В связи с тем что оторванность от естественных условий жизни ха­рактеризует жизнедеятельность большого количества людей, все они в определенном смысле являются жертвами социализации.

Особым фактором виктимизации населения выступают ката­строфы , поскольку они ведут к нарушению нормальной социали­зации очень больших групп населения. К катастрофам относятся революции, войны, стихийные бедствия, депортации социальных групп... Потенциально жертвами социализации могут быть не только те, кто стал свидетелем и участником катастрофы, но и их потомки. За прошедшие 95 лет Россия пережила пять демографи­ческих катастроф: Первая мировая война и вслед за ней - граж­данская; голод 1921-1923 годов; голод 1923 года (средняя про­должительность жизни в стране стала 18,5 года!); Вторая мировая война и, наконец, голод 1947 года (Е.Андреев. Там же). Фактиче­ски за всю послеоктябрьскую историю было лишь два коротких периода устойчивого роста продолжительности жизни: с 1923 по 1928-й (период нэпа) и с 1948 по 1964 год.

Очевидно, что специфические виктимогенные факторы обу­словлены нестабильностью социальной, экономической и поли­тической жизни общества и государства, поэтому многие проис- ходящие изменения в обществе сопровождаются усилением виктимности, хотя позитивные социальные преобразования, безус­ловно, способствуют ее снижению. Так, например, реальный рост продолжительности жизни в России начался после крестьянской реформы 1861 года и резко ускорился в конце XIX - начале XX века, особенно в период столыпинских реформ. Следует также иметь в виду, что развитие науки и техники, общий рост цивили­зованности населения, сокращение доли тяжелого физического труда в жизни человека, безусловно, способствуют снижению виктимизации. По тем же демографическим показателям средняя продолжительность жизни в Западной Европе накануне Первой мировой войны составляла лишь 40 лет (в России - 30); а в наше время средний уровень продолжительности жизни в большинстве цивилизованных стран увеличился почти вдвое. Развитие здраво­охранения, образования, социальной сферы жизни существенно повлияли и на процесс виктимизации, который сейчас является сферой пристального внимания не только демографов, но и меди­ков, политиков, экономистов, психологов, педагогов.

Виктимогенные факторы нарушают процесс семейного воспи­тания, поскольку в неблагоприятных обстоятельствах семья на­правляет свои основные усилия на выживание. В таких условиях падает воспитательный потенциал семьи. Именно в виктимогенных семьях можно наблюдать детей с девиантным поведением. По результатам исследований Ц.П.Короленко, в виктимогенной се­мье часто формируется особый механизм социализации - «со-зависимость» родственников. Так, например, в семьях с низким социальным статусом или семьях алкоголиков у детей формиру­ются специфические психические комплексы, которые впоследст­вии лишают их возможности жить нормально, не воспроизводя тех же социальных отношений, которые были у их родителей. Де­тям, вовлеченным в «со-зависимые» отношения, очень трудно вы­рваться из привычного круга представлений и шаблонов поведе­ния и аддиктивных ценностей семьи. Очевидно, что такие отно­шения наблюдаются прежде всего в семьях с низким уровнем культурного, экономического и социального (по положению в социальной стратификации) развития.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые посте­пенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека, имеющих типический характер и связанных именно со спецификой его со­циализации в данных социально-исторических условиях. Важным, на наш взгляд, субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте.

Агрессивное поведение - это действия индивида (либо предрас­положенность к определенным действиям), в результате которых наносится моральный или физический ущерб другому человеку. В большинстве современных психологических словарей и в Россий­ской педагогической энциклопедии агрессия определяется через целенаправленные действия. Однако самые существенные про­блемы связаны именно с тем, что зачастую агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жиз­недеятельности субъекта, который может даже и не иметь пред­ставления о том, что он поступает агрессивно.

Агрессивность человека становится важной социально-психоло­гической проблемой и изучается социологией, психологией, педа­гогикой. Проблема заключается также и в том, что, с одной сторо­ны, в современном мире человеку нужны такие качества, как на­стойчивость, упорство, активность и инициатива. С другой - если эти качества слишком сильно развиты, они могут перерасти в аг­рессивное поведение. Основными источниками демонстрации аг­рессивного поведения являются средства массовой коммуникации, семья, ближайшее социальное окружение человека. Наиболее опас­но формирование синдрома привыкания к демонстрации агрессии, который проявляется в снижении физиологических реакций чело­века. Агрессия становится банальной и привычной в жизни совре­менного ребенка: средства массовой коммуникации демонстриру­ют, как с ее помощью утверждается добро, осуществляется дости­жение цели. Через механизмы психологического заражения, подра­жания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные мифы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и т.д.

Жестокость родителей по отношению к своим детям также яв­ляется существенной причиной формирования соответствующего поведения у воспитуемых. Во многих семьях послушание ребенка признается высшей ценностью воспитания. Послушный - значит, воспитанный. Такой подход предполагает, что родители всегда и абсолютно во всем правы, они достойны уважения уже потому, что они родители, а дети не заслуживают уважения просто пото­му, что они дети. Если родителям присущ авторитарный стиль воспитания, то уже в детстве развивается упрямство, которое впо­следствии может привести к агрессивным социальным действиям. Чрезмерные или непредсказуемые требования родителей приво­дят к появлению протеста и возникновению реакции негативизма у ребенка. Он учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля, даже самым разумным. Утрачивает способ­ность различать принуждение и предложение. Упрямство - при­вычка на все предложения отвечать отказом, негативное восприятие перемен, неспособность идти на компромисс и сотрудничест­во. В дальнейшем у такого человека ведущей стратегией поведе­ния будет соперничество, проявляющееся в стремлении удовле­творить свои интересы за счет другой стороны.

Японский ученый С. Мураяма отмечает резкое огрубление де­тей в современном мире, их нечувствительность по отношению к другим людям, обнищание души при обогащении информацией. Он видит причины проблемного поведения детей прежде всего в трех факторах: внутренняя неустойчивость, связанная с половым созреванием; усиление инфантильности, обусловленное стремле­нием детей освободиться от ответственности за свои поступки; неизбежное состязание в способностях (конкурсы, олимпиады, экзамены и т.д.). Действительно, современный мир требует от ре­бенка гораздо больших усилий для усвоения социального опыта и приспособления к окружающим условиям социума. Не все дети могут адаптироваться к социуму, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению.

Антисоциальное поведение будет проявляться в ущемлении или игнорировании прав других людей, преобладании гедонисти­ческой мотивации, капризах, демонстративном поведении, отсут­ствии чувства ответственности и долга. Готовность человека к агрессивному поведению рассматривается как относительно ус­тойчивая черта личности - агрессивность.

В массовых социальных явлениях агрессивность может прояв­ляться в различных формах: террор, геноцид, расовые или рели­гиозные столкновения, войны, инквизиция и т.д. Процессы пси­хологического заражения агрессией больших социальных групп описаны в психологической литературе, начиная с конца XIX ве­ка (Лебон Г. Психология толпы. - СПб., 1896). Подобные явления можно наблюдать в любых социальных группах при определен­ных условиях. Такая агрессия указывает на то, что жертвами со­циализации являются не только объекты, но и сами субъекты аг­рессивных действий, поскольку в свое время они выступили объ­ектами манипуляции со стороны определенных социальных сил. Так, например, коммунисты 37-го года, голосующие на партий­ном собрании против своих товарищей, сами являлись жертвами социализации из-за доминирующей в стране идеологии и мощной системы социального воспитания. В тех условиях, даже если чело­век понимал ситуацию, он не мог не только изменить ее, но и вес­ти себя, по возможности, достойно.

Невозможно перечислить все факторы виктимизации человека -их очень много. Очевидно, что к ним можно отнести все факторы социализации: микрофакторы - семья, группы сверстников и субкультура, микросоциум, институты воспитания, религиозные ор­ганизации; мезофакторы - этнокультурные условия, региональ­ные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; макрофакторы - космос, планета, мир, страна, общество, госу­дарство (классификация факторов социализации А.В.Мудрика).

Исследования последних лет показали, что подавляющее число отклонений социального поведения вызвано не какой-либо одной причиной, а сложным взаимодействием множества факторов. Ес­тественным следствием виктимизации населения является не только отклоняющееся поведение, но также и развитие особых психических состояний (депрессии, депривации и т.д.), психосо­матических заболеваний, которые в последнее время стали назы­вать «болезнями века». В этих процессах ведущая роль принадле­жит сформировавшемуся с детства складу психики человека (например, развитие честолюбия ведет к ишемической болезни сердца; повышенная эмоциональная возбудимость к гипертонии и т.д.). Люди, которые находятся в пограничных психических со­стояниях, с акцентуациями характера, девиантным поведением, являются либо реальными либо потенциальными жертвами со­циализации, не говоря уже об инвалидах, сиротах и всех тех, кто находится на попечении у государства.

Социально-педагогическая виктимология поставила проблему социальной работы с людьми, имеющими акцентуации характера и отклоняющееся поведение. В течение долгого времени в педаго­гике изучались вопросы воспитания и обучения «трудных» детей, чаще всего подростков. Понятие «трудные» включало в себя лиц с определенным поведением, которое характеризовалось системой поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время понятие «трудные» не употребляется ни в педагогике, ни в юридической психологии, изучающей закономерности девиантного развития человека и возможности профилактики такого развития.

В специальной литературе используются три термина, доста­точно близких по значению: деструктивное поведение , отклоняю­щееся или девиантное. Такое поведение обычно объясняется соче­танием результатов неправильного развития личности и неблаго­приятной ситуации, в которой оказался человек. В то же время оно в значительной степени определяется недостатками воспита­ния, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств (прежде всего акцентуаций характера), способствующих развитию отклонений. Отклоняющееся поведе­ние может быть нормативным, т.е. иметь ситуативный характер, и не выходить за пределы серьезных нарушений правовых или мо­ральных норм, как это иногда происходит в периоды кризисов возрастной сензитивности у подростков. По-настоящему опасным яв­ляется такое поведение, которое не только выходит за пределы до­пустимых индивидуальных вариаций, но и задерживает развитие личности или делает ее крайне односторонней, затрудняя межлич­ностные отношения, хотя внешне оно не находится в противоречии с правовыми, морально-этическими и культурными нормами.

Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделили семь вариантов от­клоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, ан­тисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фа­натическое, аутистическое (Семь путей к катастрофе. - Новоси­бирск, 1990). Многие варианты отклонений имеют своей основой акцентуации характера. Так, например, демонстративность при чрезмерном развитии приводит к нарцисстическому поведению; застревание - к фанатическому; гипертимность в сочетании с воз­будимостью - к антисоциальному и т.д. При этом любое отклоне­ние в своем развитии проходит ряд этапов. На начальных стадиях данного процесса, когда изменения в личности еще не стали необ­ратимыми, социальный педагог и психолог могут работать с та­ким субъектом. Однако существуют пределы педагогического вмешательства, и они определяются уровнем развития отклоне­ния. Рассмотрим основные стадии развития отклонения на при­мере аддиктивного поведения (по результатам исследования Ц.П.Короленко и Т.А.Донских).

Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от реальности, изменяя свое психическое состояние с помощью приема некоторых веществ (алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекцио­нирование марок, употребление лекарств и т.д. Однако далеко не во всех случаях перечисленные выше явления связаны с развитием аддикции. Это происходит только в определенных условиях и с определенными людьми. Условия мы уже рассмотрели вначале -практически любые виктимогенные факторы, которые приводят человека к критическим ситуациям: стрессам, фрустрациям, кон­фликтам и кризисам, нарушая комфортное психологическое со­стояние. А «определенные люди» - это те, у кого низкая перено­симость психологических затруднений. Они стремятся улучшить свое психическое состояние искусственным способом.

Чаще всего процесс развития аддикции начинается, когда че­ловек переживает ощущения необыкновенного подъема, связан­ного с определенными действиями. Сознание фиксирует эту связь. Человек осознает, что существует определенный способ поведения или средство, которое относительно легко улучшает психиче­ское состояние (например, рюмка вина или покупка какой-то ве­щи). Время от времени, в неблагоприятных условиях, человек на­чинает прибегать к этому средству, что и является началом от­клонения. Второй этап аддиктивного поведения характеризуется появлением аддиктивного ритма, когда вырабатывается опреде­ленная последовательность прибегания к аддикции.

На третьем этапе аддиктивное поведение формируется как ин­тегральная часть личности, т.е. аддикция становится обычным, привычным, шаблонным и стереотипным типом реагирования в неблагоприятной ситуации.

На четвертом этапе происходит полное доминирование аддик­тивного поведения вне зависимости от благополучия или небла­гополучия ситуации. Виктимогенные факторы уже не имеют, су­щественного значения. Происходит разрыв нормальных межлич­ностных отношений, человек живет в искусственном мире своей аддикции.

Пятый этап - катастрофа. Психологическое состояние челове­ка - крайне неблагоприятное, так как само аддиктивное поведе­ние уже не приносит прежнего удовлетворения и не вызывает из­менений настроения. Так, например, у наркомана на этой стадии есть только стремление хоть как-то существовать, потому что от­сутствие наркотика для него непереносимо, и в то же время упот­ребление наркотика также ведет к гибели. Психическое состояние определяется депрессией или апатией. Практически это необра­тимая стадия, и даже опытный психотерапевт вряд ли сможет ис­править положение.

Аддиктивное поведение является одним из наиболее распро­страненных отклонений в современном мире. Очевидно, что его развитию способствуют как объективные (социальные), так и субъективные (феноменологические) факторы виктимизации. Од­нако очевидным также является и тот факт, что начало отклоне­ния очень часто приходится на период детства, когда ребенок еще только учится противостоять неблагоприятным обстоятельствам своей жизни. Ведь именно способность человека преодолевать препятствия и справляться с периодами психологического спада служит гарантией предотвращения развития отклоняющегося по­ведения. На первой стадии развития отклоняющегося поведения вполне возможно педагогическое вмешательство и педагогиче­ская коррекция. Вторая стадия предполагает совместную работу педагога и психолога. Что касается последующих стадий разви­тия, то они требуют специального вмешательства опытного пси­хотерапевта и не могут быть остановлены на уровне психолого-педагогической деятельности.

В связи с вышеизложенным очевидно, что главным направле­нием социально-педагогической виктимологии должна стать раз­работка методов, средств и способов профилактики всех процес­сов виктимизации людей. Поэтому наиболее важной является ра­бота социальных институтов, связанных с детством, которое уже давно не рассматривается только как подготовка к взрослой жиз­ни. Это особый период жизнедеятельности человека: развивается личность, формируется характер, появляются убеждения, закла­дываются сценарные основы будущей социальной жизни, по мет­кому выражению Э.Берна. Детство становится объектом при­стального внимания не только со стороны педагогов, психологов и врачей, но также социальных работников, социологов, юристов и даже политиков.

В этих условиях особое значение приобретают социальные права детей. В 1989 году Организацией Объединенных Наций бы­ла принята Конвенция о правах ребенка, которую к настоящему времени подписали более 130 стран мира. Конвенция приобретает статус закона на территории государства. Она декларирует права детей: на защиту от эксплуатации и лишений; на установленную норму (образование, здравоохранение); на выбор (предоставляется при достижении определенного возраста и уровня компетенции). В Конвенции соотносятся права детей с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь и здо­ровье детей; определяются обязательства по отношению к детям, живущим в неблагоприятных условиях и всем тем, кто является жертвой социализации. В преамбуле Конвенции говорится о том, что дети, вследствие своей уязвимости, нуждаются в особом под­ходе и защите, подчеркивается ответственность семьи в развитии ребенка. Понятие" достоинства ребенка вводится как правовое и используется в различных статьях Конвенции весьма часто. Само название статей Конвенции говорит о стремлении ее авторов к возможному предотвращению виктимизации детей: отсутствие дискриминации, обеспечение интересов ребенка, осуществление прав, права и обязанности родителей, выживание и здоровое развитие, сохранение индивидуальности, незаконное перемеще­ние и невозвращение, мнение ребенка, свобода выражения взглядов, доступ к информации, ответственность родителей, за­щита от физического или психологического насилия, неполно­ценные дети, социальное обеспечение, уровень жизни, детский труд, сексуальная эксплуатация, похищение и торговля детьми, другие формы эксплуатации, пытки и лишение свободы, уровень обеспечения прав ребенка... Даже поверхностный взгляд на на­звание некоторых статей Конвенции дает нам представление о том, что именно процессы виктимизации детей во многих странах мира обусловили принятие данного документа. Мы видим, что кроме декларации прав ребенка представлены запрещающие (детский труд, семейное насилие, положение детей вне закона, детскую проституцию, сексуальную эксплуатацию и т.д.) и га­рантирующие (охрану здоровья, социальное обеспечение и обра­зование) законы.

Конвенция о правах ребенка 1989 года является одним из по­следних межгосударственных документов, связанных с защитой детства. Этот документ имеет значительно более детализирован­ный характер, нежели Декларация прав ребенка 1959 года, в ко­торой были провозглашены только основные принципы и про­граммные положения. В Конвенции, как одном из видов между­народного договора, устанавливающего взаимные права и обя­занности государств в области социальной защиты детства, ука­заны вполне конкретные направления деятельности законода­тельных и исполнительных органов. Очевидно, что наиболее про­блемные вопросы, нашедшие свое отражение в вышеперечислен­ных статьях Конвенции, являются актуальными (в той или иной степени) практически для всех стран мира.

Вопросы по теме

Каковы различия между понятиями «виктимность», «виктимизация», «виктимология», «социально-педагогическая виктимология»?

Разъясните понятие «демографические тенденции». Каким образом демо­графические тенденции определяют жизнедеятельность социальных групп? От чего зависят демографические тенденции?

Какие социальные факторы виктимизации вы можете назвать в дополне­ние к обозначенным в главе?

Является ли феномен агрессии неизбежным следствием действия неблаго­приятных социальных факторов? Какие модели семейного воспитания прово­цируют развитие агрессивного поведения детей?

Что такое отклоняющееся поведение? Опишите основные варианты от­клоняющегося поведения, используя любую типологию.

В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми с точки зрения их социализации?

В чем сущность достоинства человека? Почему оно является важнейшим феноменологическим условием преодоления виктимогенных факторов?

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте социальные факторы, способствующие виктимизации человека, с точки зрения их распространенности в социальных группах.

Используя справочную литературу, разработайте типологию агрессивного поведения человека. Подготовьте сообщение по данной теме (можно использовать уже выделенные в словарях типы агрессивного поведения: гетероагрессия, аутоагрессия, прямая, косвенная, опосредованная и т.д.).

Обратите внимание на скрытые формы агрессии: чувство вины, обида и т.д.

Соотнесите типологию отклоняющегося поведения, разработанную Ц.П.Короленко и Т.А.Донских, с типологией поведения, описанной К.Леонгардом, исходя из его исследования акцентуаций характера личности {Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990; Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1984).

Проанализируйте развитие аддиктивного поведения по этапам, опираясь на какой-нибудь пример из художественной литературы или кинофильма.

Литература

Алыгерович В. Социальная геронтология. - Ростов н/Д, 1997.

Братусъ Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб., 1998.

ГримакЛ.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989.

Захаров А. И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.

Короленко Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

Мураяма С. Дети в школе в эпоху изобилия // Вопросы психологии. 1994. -№6.

Одайник В. Психология политики. - СПб., 1996.

Франк Л. В. Нужна ли советская виктимология // Вопросы уголовного пра­ва, уголовного процесса и криминологии. - Душанбе, 1966.

Фурманов И. А. Детская агрессивность. - Минск, 1996.

Загрузка...