musings.ru

Технические и качественные характеристики товара. качественная и количественная характеристики товаров

Характеристика – это совокупность отличительных свойств , признаков предмета или явления.

Товары имеют четыре основополагающие характеристики : ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную .

1) Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и (или) социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Например, масло сливочное, топленое и растительное принципиально отличаются друг от друга функциональным назначением и пищевой ценностью. Эти отличия обусловлены также их качественными характеристиками.

2) Качественная характеристика (качество) товаров совокупность внутривидовых потребительских свойств товара. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потребительских свойств, среди которых важное место занимают безопасность и экологичность. Качественная характеристика товаров имеет решающее значение для потребительских предпочтений.

3) Количественная характеристика товаров это выражение определенных свойств товара с помощью физических величин и единиц их измерения. Эти характеристики удовлетворяют, например, потребности потребителей в товарах определенных размеров упаковки. Так, недопустимые отклонения от установленного объема или массы упаковки, служат основанием для запрета реализации или уценки товаров. Допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами. Размерные характеристики применяют также при оценке качества.

4) Стоимостная характеристика товаров . Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведным и составляют предмет изучения экономических дисциплин, но ассортиментная, качественная и количественная характеристики непосредственно связаны со стоимостной.

Наиболее выражена прямо пропорциональная зависимость стоимости с количественными характеристиками, т.к. цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.

Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, т.к. в условиях конкурентной среды качество выступает лишь одним из критериев ценообразования. Это подтверждает значительный разброс цен на одни и те же товары в различных регионах и торговых организациях. Однако следует подчеркнуть, что дешевые товары не всегда имеют пониженное качество, на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок.

Самая слабая зависимость прослеживается между стоимостной и ассортиментной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть как дешевыми, так и дорогими. Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп – это марочные вина, коньяки, мясные и рыбные деликатесы и т. п.

Потребительная ценность товаров - это соотношение между преимуществами , которые получает потребитель в результате приобретения и использования товара , и затратами на его приобретение и использование.

Немаловажное значение при проявлении потребительской ценности имеют ассортиментная, качественная и количественная характеристики товара. Так, пищевые продукты с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях.

Потребительную ценность могут приобретать не только новые товары, но и традиционные, ранее известные товары, благодаря выявлению новых естественных свойств. Так, экологически чистые продукты питания – это известные продукты с повышенным уровнем безопасности. Таким образом, потребительная ценность товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.

2. Субъект товароведной деятельности – это человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей.

Субъекты товароведной деятельности делятся на 2 вида: товароведы и потребители товара .

1) Потребитель товара – это гражданин, заказывающий, приобретающий, использующий товары для личных нужд, не извлекая прибыли.

2) Товароведы - специалисты, осуществляющие товароведную деятельность в силу своих должностных обязанностей. Товароведы должны все знать о товаре.

Современный виниловый сайдинг очень популярен в качестве отделочного материала. На сегодняшний день сайдинговый вид отделки вытеснил значительную часть натуральных покрытий для фасадов. Монтаж сайдинговых панелей выполняется повсеместно. Такое явление стало практически массовым ещё несколько лет тому назад. Характеристики и технические параметры таких отделочных панелей стандартны и практически не имеют отличий у разных производителей.

В настоящее время компании-производители работают над усовершенствованием сайдинговых панелей, улучшая не только технические характеристики , но и продлевая срок службы выпускаемых отделочных материалов. Панели сайдинга имеют различные размеры, кроме того, для них характерна различная толщина, вес, длина и ширина каждого элемента. Минусы у такого материала практически полностью отсутствуют.

Характеристика материала

Качественный виниловый сайдинг имеет определенные качественные характеристики и технические параметры, которые могут незначительно варьироваться в зависимости от внутренних стандартов компании-производителя.

Панели, изготавливаемые в настоящее время на основе самых разнообразных материалов и представляющие собой набор стандартных, называются сайдингом. Такой отделочный материал применяется для обустройства несущего каркаса. Производством отделочных на основе поливинилхлорида компании-производители занимаются уже больше сорока лет.

Эта относительно дешёвая отделочная система претерпела множественные усовершенствования, в результате чего изменились технические параметры и характеристики материала. На сегодняшний день нашла широкое распространение технология многослойности, которая основана на создании виниловых сайдинговых панелей из нескольких полимерных масс. Такая технология способствует приданию отделочному материалу некоторых особенных характеристик.

В настоящее время наиболее распространённым вариантом производства является выпуск двухслойных сайдинговых панелей. В таких панелях толщина почти на три четверти представлена внутренним слоем, который отвечает за качественные характеристики прочности, а также сохранение геометрии, включая размеры. Кроме того, неизменными остаются длина, ширина, вес и толщина панели.

Оставшаяся четверть от показателей общей толщины материала приходится на внешний слой, который выполняет не только , но и обладает высоким уровнем декоративности, позволяющей придать строению очень презентабельный внешний облик.

Монтаж винилового сайдинга (видео)

Преимущества и недостатки

Виниловый сайдинг обладает огромным количеством достоинств, основные среди которых представлены следующими показателями:

  • панели обладают хорошей стойкостью к ударам и другим механическим травмирующим воздействиям;
  • панели отличаются высоким коэффициентом упругости, а также эластичностью, что облегчает монтаж;
  • сайдинг-панели не горят, что обеспечивает зданию высокий уровень пожаробезопасности;
  • панели прекрасно сопротивляются интенсивному УФ-излучению и долго не выгорают на открытом солнце;
  • панели водонепроницаемы, не боятся гниений и грибков, развитие которых особенно активно протекает во влажных условиях;
  • виниловый сайдинг обладает инертностью к агрессивным воздействиям химического типа, а кислоты и щелочи не способны вызвать деформацию панели;
  • виниловый сайдинг обладает внутренней структурой, которая обеспечивает естественную воздушную циркуляцию и способствует;
  • наличие на нижней кромке винилового сайдинга технологических отверстий предотвращает накопление конденсата;
  • виниловый сайдинг относится к категории экологически безопасных и нетоксичных материалов;
  • виниловый сайдинг имеет повышенную сопротивляемость к загрязнениям и внешним красящим пигментам.

Особенностью современных технологических мощностей гарантируются все плюсы материала и большое разнообразие различных цветовых решений . Виниловый сайдинг может обладать гладкой фактурой или являться имитацией различных природных материалов, среди которых древесина, кирпич и. Плюсы материала, кроме того, заключаются в доступной стоимости. Минусы у такого материала практически отсутствуют, а преимущества делают его популярным.

Популярные виды

В настоящее время по целям эксплуатации различают несколько разновидностей.

  • , применяемый в процессе обустройства горизонтальной поверхности. Такой элемент может быть сплошным, перфорированным только в центральной части или полностью перфорированным. Каждый вид софита имеет свои преимущества.
  • Цокольные виниловые сайдинг-панели, являющиеся коротким блоком-пластом с повышенной прочностью и имеющие преимущества для отделки цокольной части. Основные преимущества заключаются в том, что ширина, которой обладает каждый отделочный пласт, стандартна, а толщина в два раза превышает стандартные параметры. Вес, который имеет каждый пласт, незначительный и не требует укрепления фундаментной части.
  • Стеновой вариант винилового сайдинга, предназначенный для отделки стен. Чаще всего применяется для вертикального монтажа. Вес панелей стандартный.

Самые популярные в нашей стране варианты установки сайдинг-панелей для стен представлены несколькими видами:

  • вертикальный вариант монтажа материала «Корабельная доска», каждый пласт которого имеет заявленный производителем вес и размеры;
  • вертикальный вид установки материала «Ёлочка одинарная», пласт которого имеет оптимальные для самостоятельного монтажа вес и размеры;
  • вертикальный вариант монтажа материала «Ёлочка двойная», размеры и вес, которыми обладает такой пласт, удобны для облицовки фасада;
  • вертикальный способ установки материала «Блок-хаус», каждый пласт которого имеет вес и габариты, заявленные производителем;
  • вертикальный вариант монтажа материала «Под бревно», пласт которого идеально подходит для имитации деревянной отделки.

Каждый пласт материала имеет стандартную и визуально понятную маркировку, позволяющую быстро и легко осуществить подбор материала. Размеры, вес и другие характеристики могут варьироваться в зависимости от производителя.

Срок службы составляет не менее тридцати лет. Весь материал, выпускаемый известными производителями, соответствует ГОСТу. Кроме того, все доборные элементы, выпускаемые для удобства проведения монтажа, также соответствуют ГОСТу. Преимущества такого материала неоспоримы, а минусы незначительны.

Технические характеристики

Технические параметры винилового сайдинга обусловлены базовыми компонентами и их характеристиками. Все качественные и технические параметры, а также срок эксплуатации, зависят от наличия в составе:

  • поливинилхлорида по ГОСТу – основы виниловых сайдинг-панелей;
  • диоксида титана по ГОСТу, способствующего стабилизации структуры материалов, закреплению красителей и защите сайдинга от неблагоприятных внешних условий;
  • карбоната кальция по ГОСТу, который представляет собой структурный наполнитель;
  • бутадиена по ГОСТу, улучшающего износоустойчивость и продлевающего срок службы или эксплуатации материала для отделки;
  • модификаторов по ГОСТу, повышающих ударопрочность изделий;
  • концентрированных красителей по ГОСТу, придающих сайдинг-панелям необходимое цветовое решение;
  • смазочных компонентов по ГОСТу, обеспечивающих листовой материал безупречной ровностью и гладкостью.

Виды комплектующих

Стандартный вариант доборных элементов у разных производителей незначительно варьируется по размерам. Основные комплектующие элементы представлены:

  • стартовой планкой;
  • J-образной планкой;
  • Н-образным профилем;
  • финишной планкой;
  • наличником.

Срок службы винилового сайдинга (видео)

Элементы для включают в себя углы. Кроме того, элементы для сайдинговых-панелей лучше всего приобретать оригинальные, выпущенные тем же производителем, что и основные панели. Монтаж таких отделочных панелей и комплектующих выполняется в строгом соответствии со стандартной инструкцией, которая разрабатывается производителями отделочных материалов.

Качественная характеристика товара

Под качеством понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.
Свойство - определенная особенность продукции, проявляющаяся при её создании, эксплуатации или потреблении, транспортировании, хранении, ремонте. Каждый товар обладает присущей только ему совокупностью свойств, от которых зависит его применение. Среди них особое значение имеют свойства, которые проявляются в процессе эксплуатации или потребления и называются потребительскими.
Кроме потребительских свойств в зависимости от характера производства и использования в структуру качества входят свойства технологичности, стандартизации и унификации.
Свойства условно подразделяют на простые и сложные. Сложные свойства состоят из групп свойств, которые в свою очередь включают подгруппы свойств и простые свойства. Все названные выше свойства являются сложными. Так, потребительские свойства включают в себя назначение, надежность, эргономичность, эстетичность и др. В свойстве надежности наряду с другими выделяют простое свойство - безотказность, т.е. наработка на отказ. Таким образом, простое свойство характеризуется одной особенностью, например кислотность, жирность и т.д.
Свойства товаров характеризуются показателями - количественными характеристиками. Показатели тех свойств, которые входят в состав качества, называют показателями качества, а показатели любых свойств, присущих продукции, - параметрами.
Показатели качества классифицируются по ряду признаков: в зависимости от характеризуемых свойств различают показатели назначения, надежности, технологические и др.; по способу выражения - в натуральных единицах (кг, м, с, баллах, безразмерные) и стоимостных единицах; по количеству характеризуемых свойств - единичные и комплексные.
Единичный показатель - показатель, характеризующий одно простое свойство, например цвет, форма, масса. Комплексный показатель - показатель, характеризующий ряд простых свойств через сложное (показатель гигиенических свойств обуви - сложное свойство - определяется через простые - воздухо-, паро-, водопроницаемость и др.), одно сложное свойство (надежность телевизора) или ряд сложных свойств. Поэтому комплексные показатели подразделяются на групповые, интегральные и обобщенные.
Групповой комплексный показатель характеризует одной числовой величиной группу простых свойств или одно сложное свойство, например эстетические свойства товара - определенным количеством баллов.
Интегральный комплексный показатель характеризует отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции Э к суммарным затратам на создание Зс и эксплуатацию или потребление Зэ:
И = Э/(3С+3Э).
Обобщенный комплексный показатель характеризует всю совокупность свойств, по которым оценивают качество. Например, к обобщенному комплексному показателю относят все потребительские свойства.

Количественная характеристика товара

Качество товаров должно постоянно соответствовать спросу, т.е. оптимальному количеству потребляемых товаров. Количественная характеристика относится к основополагающим. При её определении следует различать единичные экземпляры товаров и их совокупность - товарные партии.
Единичные экземпляры - одиночные товары, которые обладают целостностью и конкретными потребительскими свойствами. Разные экземпляры в своем многообразии должны иметь одинаковые свойства. К единичным экземплярам относятся продовольственные и непродовольственные товары (например, яйцо, головка сыра, яблоко, пара обуви или носков и т.д.), а также упаковочная единица, товарная масса которых характеризуется монолитностью и целостностью (пачка чая). К единичным экземплярам не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (упаковка дискет), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров.
При этом абсолютной одинаковости достигнуть невозможно, поэтому совокупность этих экземпляров - товарная партия - отличается неоднородностью.
Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров одного вида и наименования, объединенных по определенному признаку (день выработки продукции, наличие товарно-сопроводительного документа и т.д.). Отсюда следует, что все товары в товарной партии должны обладать одинаковыми свойствами. При этом нельзя говорить об одинаковости, можно предполагать лишь идентичность свойств отдельных экземпляров товаров. Между ними уже заранее предусмотрены частные различия, которые обусловлены неоднородностью сырья и рядом производственных факторов.
Данная неоднородность требует закрепления допустимого значения количественных характеристик единичных экземпляров товаров и усредненного значения для товарной партии в целом. Для этого используют показатель однородности - среднее квадратическое отклонение значений показателей качества, т.е. размах - разность между максимальным и минимальным результатами.
Все товары обладают общими количественными характеристиками (масса, длина, объем и т.д.) и специфичными количественными характеристиками, которые относятся либо к единичным экземплярам (пористость, вязкость, твердость и т.д.), либоктоварным партиям (объемная масса, сыпучесть).
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 447-449, ст. 506, 528, Гл.11 и др.)
  • Федеральный закон Российской Федерации «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135 -ФЗ.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с 01.01.2014)

При формировании заказчиком технического задания, а именно при конкретизации отдельных характеристик закупаемых товаров, работ и услуг, организаторы закупок должны помнить об ограничении конкуренции.

Согласно 223-ФЗ заказчик вправе прописать то, что ему необходимо с учетом всех нюансов предмета закупки. Иначе обстоят дела по 44-ФЗ, а именно: при работе по данному НПА сильное влияние оказывает ФАС, в особенности ч. 1 ст. 17 135- ФЗ:

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами (…) и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
  2. создание участнику (…) или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей (…);
  4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в (…)

При конкретизации заказчиком отдельных нюансов предмета закупки в антимонопольный орган могут поступить жалобы участников закупочной процедуры относительно заявленных требований организатора закупки (жаловаться может любое (юр.физ.) лицо). В таком случае заказчик должен всегда уметь аргументировать, в связи с чем и почему он прописал те или иные условия в ТЗ. Однако необходимо всегда помнить о том, что любая конкретизация тех или иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг всегда ведет к ограничению конкуренции.

Некоторые заказчики по тем или иным причинам (в частности, в целях экономии времени) проводят многолотовые процедуры товаров, работ, услуг, которые функционально не связаны не между собой, что, несомненно, является недопустимым в соответствии с ч. 3 ст. 17 135-ФЗ:

Наряду с установленными ч.1 и 2 ст. 17 запретами при проведении (…) в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками (…) путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом (…)

Строго по 135-ФЗ эта часть относится только к госзаказу, однако, участники закупок подают жалобы в антимонопольный орган и при закупках в соответствии с 223-ФЗ. В названном НПА указано, что ФАС обязана рассматривать жалобы по 223-ФЗ, также как жалобы по закупкам согласно 44-ФЗ.

Фактически в госзаказе нет лотирования закупок, а также сложносоставленных предметов закупки («набор бюрократа»).

Документация состоит из трех разделов:

  • правила игры: описание процесса подачи заявок; Н (М) ЦК
  • техническое задание: описание предмета закупки- технические характеристики, потребительские свойства и др.
  • проект государственного контракта: описание условий поставки, штрафные санкции и др.

Также есть еще один документ, который необходимо составлять заказчикам и о котором говорится в ст. 18 44-ФЗ, а именно: обоснование (Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 года № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования», вступило в силу с 01.01.2016 года).

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 44-ФЗ (в том числе решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации, законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 44-ФЗ, и установленных в соответствии со ст. 19 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  1. начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 44-ФЗ;
  2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 44-ФЗ, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Обоснование особенно необходимо при разбирательстве жалоб антимонопольным органом. Заказчик обязан обосновать, почему именно этот товар (работы или услуги) должен закупаться, а не какой-либо другой. Обоснование с 01.01.2017 требуется размещать в ЕИС.

Обоснование состоит из двух частей: то, что выложено в ЕИС, с которой может ознакомиться участник и оспаривать его, и внутреннее обоснование.

Закупки 223-ФЗ и 44-ФЗ (с точки зрения торговых марок и т.п.) :

44-ФЗ 223-ФЗ

Каждую закупку надо обосновывать (внутри плана и плана-графика закупки) Каждую закупку не надо обосновывать (но желательно для антимонопольной службы) Заказчик уже на этапе планирования должен указать в ЕИС, почему он покупает этот товар (работы или услуги) Обоснование (почему требуется только этот товар (работы или услуги) не надо публиковать в ЕИС

Описание объекта закупки не должно содержать торговые знаки (указание в техническом задании торговых знаков должно быть обосновано) Описание объекта закупки может содержать торговые знаки (обосновывать в техническом задании торговые знаки не требуется)

Заказчик обязан оперировать только техническими характеристиками (и пр.) при подготовке ТЗ Заказчик может указать торговые знаки при подготовке ТЗ, например, в качестве эталона (примера)

Дополнительные НПА для закупки товаров, работ, услуг:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Бюджетный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
  • Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»
  • Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации»
  • Постановление Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»
  • Приказ МЭР от 24.03.2014 № 155
  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 926 «Об утверждении общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)»
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»
  • Постановление Госстроя РФ от 05.03. 2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ»
  • и др.

Таким образом, чем сложнее объект предстоящей закупочной процедуры, тем больше дополнительных НПА необходимо использовать и учитывать заказчикам при подготовке технического задания. В противном случае организатор закупки не получит нужного товара (работ, услуг) по итогам процедуры. Перед тем как готовить закупочную документацию и техническое задание, заказчик всегда должен учитывать все изменения и новеллы действующего законодательства в сфере закупок во избежание дальнейших проблем при осуществлении закупочной процедуры.

Принципы и основные положения закупки товаров, работ услуг

Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения (…), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров РФ, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289). (СТ-1 на лекарственные средства).

Применение национального режима при осуществлении закупок (ст. 14 44 -ФЗ) (с 01.01.2014 г.)

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В случае необходимости закупки товаров, работ, услуг из перечня из иностранного государства, заказчику необходимо доказать невозможность соблюдения запрета и разместить его в ЕИС.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 (оборонка)

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (машиностроение)

Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 (легкая промышленность)

Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (медицинские изделия)

Приказ МЭР от 24.03.2014 № 155 (в ред. Приказа МЭР от 13.11.2015 № 847) - препараты фармацевтические; продукты питания и пр.)

Запрет на покупку иностранного ПО

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2016 года устанавливается запрет на допуск происходящего из иностранных государств программного обеспечения.

Исключение из запрета составят случаи, когда ПО с необходимыми характеристиками отсутствует в реестре российских программ или российское программное обеспечение не соответствует требованиям заказчика.

Заказчик при исполнении заключенного контракта, предметом которого является поставка ПО и/или прав на него, не вправе допускать замену российского ПО, сведения о котором включены в реестр, на иное ПО.

*По состоянию на 16.10.2016 г. в реестре Минсвязи насчитывалось около 2000 ПО.

Однако, в ст. 14 44-ФЗ для заказчиков есть лазейка, а именно ч. 6 названной статьи говорит о том, что нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с ч. 7 ст.95 44-ФЗ.

В случае закупки заказчиком компьютеров или ноутбуков следует учитывать требования не только к «железу», но и к функциональным свойствам той операционной системы, которая на нем установлена.

Нормирование в сфере закупок (ст. 19 44-ФЗ)

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Для целей ст. 19 под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ.

Нормирование можно разделить на 2 вида:

Установление технических требований к закупаемым заказчиком товаров, работ, услуг (в том числе предельной цены ТРУ). Такой вид нормирования распространяется на всех заказчиков и отвечает на вопрос: «Что можно закупать?»

Иными словами, разрешенный перечень к закупке товаров, работ, услуг.

Например, ПП РФ ОТ 18.05.2015 № 476, ПП РФ от 02.09.2015 № 926.

Есть федеральное и региональное нормирование.

Определение нормативных затрат на обеспечение функций гос. Органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения). Данный вид нормирования распространяется только на гос.органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения и отвечает на вопрос: «Сколько можно тратить на закупку?»

Иными словами, разрешенное пороговое значение (по цене) на какую сумму можно закупать.

Способы размещения государственных и муниципальных заказов (ст. 24, 44-ФЗ) для «простых» товаров

  • Путем проведения торгов:
  1. Конкурс (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс)
  2. Аукцион (открытый,закрытый, электронный аукцион)
  3. Без проведения торгов:
  • Запрос предложений
  • У единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
  • Запрос котировок (в том числе запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • «100-, 400- тысячники»
  • Никаких особых требований к УПЗ:

    • Электронный аукцион
    • Запрос котировок
    • «100-, 400- тысячники» (как правило нет ТЗ)

    Вопросы слушателей:

    Как правильно сделать описание ТРУ в плане-графике на электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, услуги телефонной связи, содержание общего имущества и ремонт многоквартирного дома?

    В плане-графике нередко указывают: «технические и прочие характеристики указаны в техническом задании» . В настоящее время за это никто не наказывает, потому что в столбце «требования к ТРУ» не указано точно, что должно быть описание всех требований. В отношении ТРУ в названном столбце необходимо указать соответствие тем НПА, которые регламентируют, к примеру, деятельность в сфере водоснабжения. Следует помнить, что план закупок представляет собой стратегию закупочной деятельности (что-то когда то купить), а план- график является тактикой (что именно и в какой период).

    Как описывать аудит в плане?

    По факту аудит по 44-ФЗ (он прописан по 223-ФЗ как один из исключительных случаев, а также в ФЗ об аудите указано, что данные услуги необходимо проводить в рамках госзаказа). В случае, если заказчик будет проводить закупку аудита путем проведения аукциона, то, вероятнее всего, результат будет негативным, так как заказчик ничего не сможет прописать в тех.задании о закупаемой услуги. Требования к услуге по аудиту касаются больше людей, которые будут оказывать данные услуги. Поэтому, если перед заказчиком стоит задача о закупке аудита, ему следует провести конкурс (соответственно, необходимо будет использовать не только запись технического задания, но требования к оказываемой услуге и к участникам, с последующим начислением баллов)

    Как обосновывать в плане - графике НМЦК по электроснабжению (тариф нерегулируемый) ?

    Понятие «обоснование» не стоит понимать так, что заказчику предстоит подготовить кучу бумаг. Иногда оно может быть достаточно коротким. Например: «электроснабжение нашего предприятия происходит в соответствии с … (указать нормативный акт)». При подачи жалоб, запросов разъяснений (в том числе от контрольного органа), почему была установлена такая НМЦК, стоит помнить о ст. 22 (про тарифы), а также о нормативном документе (в разных регионах они разные). Порой сложнее описать сам предмет закупки, чем его обосновать (в соответствии, к примеру, с определенным нормативным документом).

    Нужно ли делать обоснование закупки до 100 тыс. рублей?

    Статья 44-ФЗ не требует обоснования закупок до 100 тыс. руб. Однако заказчикам следует помнить о том, что в случае проверки у контролирующих органов могут возникнуть вопросы про обоснование таких закупок. То есть, по закону - не требуется, а по жизненной практике - требуется.

    Какие ключевые моменты при формировании технического задания по закупке услуг по обучению?

    При закупках услуг возникают определенные трудности, особенно, если их закупать путем проведения электронного аукциона. При закупки услуг, участнику достаточно указать: «окажу услуги так, как у вас написано в техническом задании». Чтобы не указал в тех.задании закачик, участник данной ситуации будет прав, потому что в первых частях заявок заказчик не имеет права требовать с претендента ничего, кроме как описания того, что именно он предлагает. Про товар заказчик еще может что-то спросить с участника (характеристики конкретной поставляемой продукции), то с услугами дела обстоят несколько сложнее (если у нас просто образовательная услуга и мы не можем написать требования, например к ОКАТО, участник может сказать, что окажет образовательные услуги силами своих специалистов). В проекте контракта должно быть обязательно прописано, что при заключении и (или) его исполнении исполнитель обязан предоставить документы, подтверждающие право такого лица на соответствующие образовательные услуги. Услуги удобнее закупать через конкурс, в котором у заказчика появляется возможность прописать свои предпочтения (и в ТЗ и в требованиях к участнику).

    Правильно ли указывать место поставки бензина, прописав, что «не дальше, такого-то км?»

    Здесь нет ничего неправильного, однако следует иметь ввиду, что любая конкретизация (в том числе по отдаленности заправок) ведет к ограничению конкуренции. Участник при желании и несогласии сможет пожаловаться на такое требование заказчика. При указании любых ограничений необходимо правильно это обосновать в случае необходимости.

    Как прописать в техническом задании о закупке новых компьютеров с заводской операционной системой?

    Необходимо указать, что закупается не просто компьютер, а программно-аппаратный комплекс, который должен быть готов к эксплуатации после его монтажа, ввода в эксплуатацию и сдачи заказчику.

    В данном случае предмет закупки сам по себе сложный. Следует обратиться к классификации технических заданий. Как правило, ТЗ разделяют по следующим видам (типам) (принципам описания объекта закупки) :

    1. Подробное указание всех требований к объекту закупки. Чаще всего используется при закупках товаров (ПК, авто, бумага и др.)
    2. ТЗ по ГОСТу. При подготовке ТЗ на информационные системы используется ГОСТ на создание ТЗ (например, топливо).
    3. Описательное ТЗ. Используется в случае, если заказчик либо не может сформулировать тех. требования, либо ему все равно каким образом будет решен вопрос, либо объект закупки -услуга.

    В первом случае заказчик будет указывать характеристики компьютера (память, материнская плата, процессор, операционная система). Заказчик вправе установить срок гарантии.

    Главное для заказчика, чтобы закупленный товар нормально работал, не вис, выполнял свои функциональные свойства.

    Вне зависимости от того, как именно будет описан предмет закупки, заказчику, чтобы обезопасить себя, следует указать, например, что:

    • персональный компьютер необходим для обеспечения учебного, лечебного или рабочего (офисного) процесса персональный компьютер должен быть совместим с ранее установленным ранее оборудованием
    • операционная система персонального компьютера должна быть полностью совместима с уже установленными системами, иметь возможность обслуживаться и пр.
    • те программы, которые стоят на персональном компьютере (после монтажа и сдачи в эксплуатацию) должны позволить начать выполнять функциональные обязанности сотрудника заказчика.

    Что делать, если участник отказывается от заключения контракта по электронному аукциону, ссылаясь на невозможность поставки товара по такой низкой цене?

    Такого участника необходимо признавать уклонившимся от заключения контракта и через УФАС вносить его в РНП. После этого следует начинать новую процедуру, так как по электронному аукциону нет второго места, есть только победитель.

    Как быть, если нет ГОСТ при составлении технического задания, например, канцтовары?

    Если описания товара нет в ГОСТах, ОСТах, ТУ и иных нормативных актах, то заказчик описывает характеристики и функциональные свойства того, товара, что ему нужно купить.

    Будет ли являться ограничением конкуренции для поставщиков, если заказчик в техническом задании на приобретение жилого помещения указывает конкретные требования к его отделке, а именно к потолку?

    Любые конкретные требования являются ограничением конкуренции. Однако заказчик должен в любом случае иметь обоснование, почему он указал именно такие характеристики. Возможно, закупочная процедура с установленными требованиями пройдет успешно, заказчик приобретет нужное помещение, однако, не исключен и такой вариант, что участники могут пожаловаться на действия организатора закупки, посчитав, что его требования ограничивают конкуренцию. В любом случае заказчик при необходимости должен уметь объяснить антимонопольному орган, почему его интересует, к примеру, только окрашенный потолок помещения.

    Как правильно составить техническое задание на ремонт автомобиля, если не известно что именно сломается?

    На сегодняшний момент многие контрольные органы и УФАС запрещают (не одобряют) заказчикам проводить закупки впрок. По их мнению закупки услуг по ремонту автомобиля является нецелесообразной тратой денег, так как заказчику можно задействовать имеющихся в его штате слесарей и механиков, которые смогут оказать необходимые услуги (при этом необходимо лишь закупить нужные запчасти). В принципе закупку впрок по обслуживанию автопарка возможна. Для этого заказчику нужно определить, под какие нормативы обслуживания подпадает тот или иной автомобиль. Если его требования являются как у бытового автомобиля, (у каждого производителя прописано, к примеру, когда нужно осуществлять замену масла), то следует указать, что автомобиль будет обслуживаться в таких-то местах в случае поломки, либо заказчик это фиксирует в перечне и прописывает в контракте его стоимость. Также возможен и другой вариант, когда заказчик будет отдельно проводить закупки.

    Подготовка технического задания

    С чего начинается подготовка ТЗ?

    Есть так называемые требования функционального заказчика, которые вырождаются в заявках на закупку. Это функциональные потребности заказчика, указанные своими словами. Идеальный вариант, когда есть готовое составленное функциональным заказчиком техническое задание. Нормативного документа, в котором бы говорилось о том, как правильно функциональному заказчику составлять техническое задание не существует. То ТЗ, которое формирует контрактный управляющий (или совместно с функциональным заказчиком) содержит требования к участнику, к примеру стандартные и при необходимости дополнительные. Как привило, условия оплаты в ТЗ не прописывают (но такое допускается) , их указывают в проекте контракта. По своей сути ТЗ и проект контракта два разных документа, однако непосредственно связанные друг с другом.

    ТЗ- «что я хочу купить?», проект контракта - «как это будет исполняться?»

    Зачастую участники закупки не читают проект контракта. Поэтому нередко у них возникают трудности при его исполнении. При невозможности выполнить обязательства по контракту сведения о таких участниках направляются в РНП.Во избежание подобных ситуаций заказчикам рекомендуется добавлять важные условия исполнения контракта в ТЗ. Также следует помнить, что за необоснованное изменение контракта (в том числе за изменение объекта закупки) существует штраф в КоАП РФ.

    • принцип определенности предусматривает в ТЗ наличие четких требований к качественным и функциональным характеристикам поставляемых товаров. УПЗ по ТЗ должен однозначно идентифицировать предмет закупки и в результате исполнения договора полностью удовлетворить потребность заказчика в товарах.
    • принцип разумности детализации требований предполагает при описании предмета закупки основываться на уровне действительных потребностей заказчика. Требования к предмету закупки должны четко отвечать потребностям заказчика исходя из прямого предназначения товара. Детализация требований к предмету закупки сверх необходимости приводит к увеличению стоимости закупки, уменьшению УПЗ (ограничению конкуренции), повышает вероятность неосуществления закупки. И наоборот, отсутствие должной детализации может привести к вынужденной закупке дешевого, плохого качества, бывшего в употреблении и т.д. товара.

    На сегодняшний момент нет НПА, которые регламентировали ли подготовку ТЗ на «простые товары». Существует множество ГОСТов, но они не являются нормативными правовыми актами (не закреплены законодательно), как Градостроительный кодекс РФ, к примеру. ГОСТы желательно использовать заказчикам как документ, который прописывает те или иные характеристики. Не существует ГОСТа, который бы регламентировал и описывал порядок составления ТЗ на «простые товары».

    «Баланс» задачи при формировании ТЗ:

    При формировании ТЗ заказчику необходимо установить такие требования (в соответствии со всей нормативной базой РФ) к ТРУ, чтобы закупить определённый качественный (необходимый) товар (работы или услуги). Однако, он не должен при этом ограничить конкуренцию за счет установления чрезмерных требований.

    Принцип обеспечения конкуренции (ст. 10)

    Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения гос. и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Приказом Минпромторга РФ от 01.11.2012 года № 1618 утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции. Инновационность и высокотехнологичность устанавливает заказчик.

    (только для закупок по 223-ФЗ)

    Принцип описания объекта закупки (ч. 1 ст. 33)

    Описание объекта закупок должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются:

    То есть заказчик имеет право писать ТЗ профессиональным языком с указанием необходимых терминов.

    В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении:

    • товарных знаков
    • знаков обслуживания
    • фирменных наименований
    • патентов
    • полезных моделей
    • промышленных образцов
    • наименование мест происхождения товара или наименование производителя

    А также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение качества УПЗ, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

    Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

    Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

    Иными словами, при возможности сослаться на какой-либо стандарт, это непременно нужно использовать заказчику при составлении ТЗ.

    При подготовке ТЗ необходимо четко понимать, для чего будет использоваться объект закупки, и, основываясь на этом, заказчику необходимо изучить соответствующие НПА при составлении ТЗ на «простые» товары (например, бумага писчая и бумага для распечатки).

    Техническое задание на товары и требования к УПЗ

    В рамках госзакупок 44-ФЗ определяет конечный перечень требований, которые можно предъявлять к УПЗ. Дополнительные требования к УПЗ указывать запрещено, так как существует риск получить жалобу в ФАС (ч.3. ст.33) (например, наличие склада). В 223-ФЗ такого запрета нет.

    Правила описания объекта закупки (ч.3. ст. 33)

    Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена 44-ФЗ. Такое требование сейчас есть к лекарственным средствам -это СТ-1. Поставщики отечественного товара должны во второй части заявки предоставить СТ-1. Заказчики, не обнаружив данного документа, должен поступить соответствующим образом.

    Указание Н (М) ЦК в закупке (ТЗ)

    В соответствии с 44-ФЗ требования об указании в ТЗ Н (М) ЦК нет. Согласно сложившейся практике по 223-ФЗ, заказчики зачастую прописывают в ТЗ НМЦ договора.

    Способы определения Н(М) ЦК (ст. 22 44-ФЗ)

    Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

    1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (закупка «простых» товаров)
    2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

      Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

      Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

    3. нормативный метод;
    4. тарифный метод;
    5. проектно-сметный метод;
    6. затратный метод.

    В ТЗ заказчику следует прописать, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) (п. 7. ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Опытные заказчики указывают (дублируют то, что есть в проекте контракта) в ТЗ (помимо свойств товара) также условия его поставки, например:

    «Весь товар должен поставляться партиями по заявке заказчика в течение срока действия контракта и общего количества товара, указанного в спецификации. Заявка производится письменно, нарочно, либо направляется путем факсимильной связи или с помощью электронной почты по номерам и адресам, указанных в контракте. Также заявка может производиться устно с помощью телефонной связи. Срок поставки не может превышать 10 рабочих дней с даты получения Поставщиком заявки от Заказчика» и др.

    Ст. 33 44-ФЗ не обязывает заказчика писать условия поставки в ТЗ.

    В том случае, если заказчиком будет предусмотрено много позиций в закупке (без разделения на лоты) и одна из них будет регулироваться отдельными НПА, то, вероятнее всего, в случае подачи участником жалобы в ФАС, она будет признана обоснованной (ограничение конкуренции).

    По мнению ФАС, если заказчик пишет требование о том, что участник закупки должен представить заявку с описанием товара, соответствующему определенному ГОСТу, то номера и прочие реквизиты ГОСТа организатору закупки необходимо указать в ТЗ.

    Вопросы слушателей

    Нужно ли при составлении ТЗ брать выдержки из ГОСТа, либо достаточно указать лишь номер ГОСТа?

    Предпочтительнее указать соответствующий номер ГОСТа и необходимые характеристики товара.

    Если прописать в ТЗ на кап. ремонт оборудования, что стоимость работ не должна превышать 10 % от стоимости запчастей, будет ли это ограничением конкуренции?

    Да, будет. Однако, важно правильно обосновать данное требование. Возможно, есть какой-либо нормативный акт, который ограничивает расходы на кап.ремонт.

    Какие требования к материалам (марка «или эквивалент») указывать в ТЗ по выполнению работ?

    В соответствии с практикой заказчики уходят от указания марки «или эквивалент», даже когда работа проходит с их материалами. В данном случае материал не является предметом закупки, но с точки зрения ограничения конкуренции указание марки «или эквивалент» антимонопольный орган вероятнее всего посчитает недопустимым.

    Какие характеристики необходимо и достаточно брать из ГОСТов, ОСТов, СанПиНов?

    При указании товара в ТЗ заказчик должен прописать его характеристики, при этом следует сослаться на ГОСТы, ОСТы, СанПиНы (в соответствии с которыми они установлены). Характеристики зависят от конкретного товара, который закупает заказчик.

    Можно ли при описании объекта закупки ссылаться на ТУ? Если отсутствует ГОСТ, то что будет являться обоснованием закупки?

    ТУ - технические условия, которые устанавливает конкретный производитель и эти ТУ могут между собой отличаться. Не стоит прописывать, что только соответствие конкретному ТУ. Лучше указать интересующие характеристики и сделать отсылку к ТУ (например, в соответствии с ТУ №… или другим ТУ №…) .

    Нас учат указывать в ТЗ только те требования, которые мы сможем проверить при приемке товара. В ГОСТах написано много лишнего. Так ли нужно все это прописывать?

    Заказчик самостоятельно решает, какие характеристики ему нужны в конкретной закупке. 44-ФЗ не говорит о том, что необходимо указывать только те требования, которые сможете проверить (это рекомендации контролирующих органов).

    Если в ТЗ запроса котировок на чистящие средства участник указывает ГОСТ с другим номером (но тоже чистящее средство) и если их сравнить, то различий нет.

    Отклонят ли такую заявку?

    Вряд ли, поскольку требования такого ГОСТа отвечают требованиям заказчика.

    Наименование товара и единица измерения должны соответствовать контракту «слово в слово» или могут отличаться? Например, в контракте- «упаковка», а в накладной - «коробка» ?

    Если указано, в каком виде и как должен поставляться товар (минимальная партия- упаковка, т. е. это меньше, чем коробка), то в накладной должно быть прописано, сколько упаковок находится в коробке. Если минимальная партия указана одна коробка и привезен товар в коробках, то здесь нет никаких проблем. Если внутри ТЗ идет расчет на упаковки, то должно быть прописано, как будет поставляться товар (например, в коробках). В таком случае и в ТЗ, и в контракте должно быть указано, как происходит поставка.

    Как составить ТЗ на сложный товар? С указанием технического стандарта?

    На сложный товар надо прописывать все, что необходимо заказчику. В противном случае есть вероятность получить не то, что хотелось.

    Указанная статья в последней редакции также претерпела изменения. Положения ст характеризуют особенности исполнения договорных обязательств по государственным закупкам. При последнем изменении закона, в эту статью внесли дополнение — ссылка на положения пункта 50 ч 1 93 статьи.

    33 статья Федерального Закона указывает на правила описания объекта закупки. При внесении последних изменений в июне 2017 года, данная статья не претерпела поправок. Последний раз она подверглась изменению 3 июля 2016.

    Правила описания объекта закупки по ст 33

    Все заказчики, желающие приобрести товары, услуги, работы, обязаны соблюдать положения 33 статьи ФЗ о госзакупках. Эта статья регламентирует описание объекта закупки. Согласно положениям этой статьи — все заявки, выставляемые по единой информационной системе, должны соответствовать описанию:

    • описание сделки должно носить объективный характер;
    • при описании объекта обязательно указываются его характеристики;
    • при описании заказа, документы должны содержать требования к товару и его изображение;
    • документы о предстоящей сделке должны содержать описание — информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра образцов товара;
    • бумаги о закупке должны описывать сведения, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуг с установленными заказчиком требованиями;
    • статья 33 п 3 об описании объекта заказа, свидетельствует, что в документации не указываются требования — к качеству, к техническим характеристикам, к участнику сделки, к производителю;
    • описание 33 ст указывает, что заказчик вправе устанавливать требования к сроку товара (работы, услуг), к объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию и т. д.;
    • характерные черты описания каких-либо видов закупок вправе устанавливать Правительство Российской Федерации;
    • методы и способы описания характерных черт объектов закупки также могут регулироваться Федеральным Законом № 275 «О государственном оборонном заказе».

    Ст 33 ч 1

    Участник сделки, желающий приобрести товар (работу, услугу) должен знать, как правильно описывать объект закупки. Все критерии, которые необходимо упомянуть в документации, указаны в 33 статье в первой части. Требуемые правила описания объекта закупки:

    • При описании обязательно нужно указать характеристики — функциональные, технические, качественные, эксплуатационные;
    • При описании нельзя указывать условия, касающиеся товарных знаков, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания и т. д.;
    • При составлении заявки на приобретение товара, работы или услуги, заказчик обязан использовать условные обозначения и терминологию относительно технических характеристик закупки, которые регламентированы постановлениями и законодательством России;
    • При наличии спецификации в заказе нужно указать — чертежи, планы работ, фотографии, результаты работ и т. д.;
    • Заказчик должен обязательно указать требования поставляемого товара в соответствии с образцом или макетом;
    • Если планируется проведение сделки на закупку лекарственных средств, то бумаги о предстоящей закупке должны отражать международные не патентованные наименования лекарств;
    • Предоставляемый предмет закупки должен быть новым, т. е. ранее он не был использован, не ремонтирован, не восстановлен.

    Ст 33 ч 2

    Вторая часть 33 статьи Федерального Закона о госзакупках указывает на правильность оформления документации при составлении заказа. Все бумаги о закупке оформляются в соответствии с требованиями, указанными в первой части 33 статьи, а также необходимо указать на показатели, по которым определяется соответствие закупаемых товаров (работ, услуг). Все показатели устанавливаются заказчиком.

    В документации обязательно указывается такое описание, как максимальное и минимальное значение всех показателей. Также заказчик обязан внести данные о показателях, которые не могут измениться.

    Скачать

    По Федеральному Закону о госзакупках, все заказчики обязаны размещать свои заказы в соответствии с законодательными нормами. Чтобы участнику единой информационной системы знать все правила проведения подобной торговли, необходимо изучить весь ФЗ №44.

    Изучить статью 33 44 ФЗ в новой редакции можно, скачав законопроект. Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно скачать по

    Разъяснения и комментарии

    Опытные юристы пишут разъяснения и комментарии к различным законодательным актам. Необходимы они для более ясного изъяснения законодательных норм. Чтобы заказчику правильно описывать объект закупки, следует изучить не только закон в целом, но также и статью 33 44 ФЗ с комментариями.

    1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

    1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

    2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

    (п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

    3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

    (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

    4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

    5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

    6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со .4 настоящего Федерального закона;

    (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

    7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

    2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

    (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

    4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

    5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

    6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N "О государственном оборонном заказе".

    Статья 33. Правила описания объекта закупки

    • проверено сегодня
    • закон от 01.04.2020
    • вступила в силу 01.01.2014

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Сравнить с редакцией статьи от 01.07.2018 11.01.2018 01.01.2017 01.07.2016 01.01.2014

    Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

    • 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
    • 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
    • 3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
    • 4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
    • 5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
    • 6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьёй 111.4 настоящего Федерального закона;
    • 7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
    • 8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

    Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

    Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

    Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

    Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

    Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".


    Загрузка...