musings.ru

Что изучает землеустройство. Что такое землеустройство

Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» № 78-ФЗ от 18 июня 2001 года, землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни .

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон.

Землеустройство делится на территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное (Рис.5.1).

Рис. 5.1. Виды землеустройства и их цели

Территориальное землеустройство представляет собой систему мероприятий для распределения, либо перераспределения земельных ресурсов, формирования земельных фондов, образования новых и совершенствования существующих землепользований, с целью устранения недостатков при размещении земельных массивов предприятий и хозяйств.

Задачи ТРЗ :

    Создание равных организационных территориальных условий развития всех форм хозяйствования на земле.

    Формирование и совершенствование рациональной устойчивости системы землевладений и землепользований.

    Установление точности и бесспорности обозначения на местности границ землепользований.

    Разработка мероприятий, направленных на улучшение и восстановление земель.

    Сохранение и совершенствование систем расселения.

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ) - это комплекс мероприятий по организации, использованию, охране земель в границах конкретных хозяйств, для устройства территорий внутри землепользования, а также для наиболее продуктивного использования и сохранения плодородности почв.

Задачи ВХЗ:

1. Определение назначения, характера и режима использования каждого земельного участка и контура угодий в соответствии с присущими ему свойствами.

2. Определение мер по улучшению производительных свойств и природных условий земельных участков на основе мелиоративных, культурно-технических или агротехнических мероприятий.

3. Обеспечение рационального соотношения и сбалансированности основных элементов и условий производства.

4. Создание организационно-территориальных условий для применения современных технологий, производительного использования техники, повышения культуры земледелия, научной организации труда и управления сельскохозяйственным производством.

5. Разработка систем природоохранных и почвозащитных мероприятий, обеспечивающих экологическое равновесие окружающей природной среды и экологическую безопасность сельскохозяйственного производства.

6. Разработка систему земельно-оценочных нормативов, необходимых для регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, внутрихозяйственного планирования и управления, налогообложения и решения других задач.

ФГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра землеустройства и геодезии

120301.65-Землеустройство

ПОНЯТИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Выполнил: Амирова Ю.Ф., студентка землеустроительного ф-та,

заочной формы обучения, гр. 301

Проверил:

Введение 3

1.Задачи, функции и принципы землеустройства 5

2.Виды землеустройства 9

3.Проведение землеустройства, землеустроительная документация 10

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Среди прочих богатств, которыми дано владеть человеку, самое ценное, несомненно, земля. От того, как бережем ее, насколько умело, рачительно хозяйствуем на ней, в огромной степени зависит наше благосостояние. В решении вопросов, связанных с рациональным использованием земель, важную роль играет земельное законодательство.

Землеустройство - это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство ).

Землеустройство представляет собой последовательность вза­имосвязанных картографических, инженерно-технических, инвен­таризационных работ по изучению состояния земель, а также по организации территории, включая установление границ объектов землеустройства на местности, выполняемых в соответствии с установленной процедурой и нацеленных на обеспечение рацио­нального землепользования, охраны земель, создания благоприят­ной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемочных, топографо-геодезических, почвенных, геоботани­ческих и других обследований и измерений, межевание границ, разработку предложений о рациональном использовании земель, которые позволяют собирать данные о количественных и качест­венных параметрах земельных участков территорий субъектов РФ, муниципальных образований, других административно-терри­ториальных образований и территориальных зон, выступающих объектами землеустройства.

В целях обеспечения надежности и достоверности данных установлен порядок сертификации измери­тельно-технических средств, используемых при обследованиях и измерениях земельных участков в целях землеустройства на ос­нове технических и технологических стандартов.

На основе обследований разрабатывается землеустроительная документация, включая схемы, планы земельных участков, карто­графические и иные материалы проектов землеустройства.

По каждому объекту землеустройства из землеустроительной доку­ментации формируется землеустроительное дело.

Планы земель­ных участков содержат информацию о площади земельного участ­ка, местоположении различных объектов и сооружений, инженер­ных систем, природных объектов. В планы также заносятся сведения об ограничениях и обременениях земельного участка, включая указания на те части земельного участка, на которых действует право сервитута. Наличие планов земельных участков обязательно при купле-продаже земельных участков и соверше­нии иных сделок.

При землеустройстве в обязательном порядке учитываются определенные социальные условия. К социальным условиям, которые должны приниматься во внимание при землеустройстве относятся: система расселения (структура населения, его плотность), населенные пункты (их размещение, количество, размеры, их целевое назначение, уровень благоустройства и прочее).

При землеустройстве также рассматриваются и такие социальные условия, как населенные пункты сельскохозяйственного назначения – села, деревни. При исследовании населенных пунктов данной категории обязательно учитывается: развитие структуры, наличие (виды, количество, размеры, размещение и так далее) производственных центров, а именно – фермы и другие структуры хозяйственного назначения, их уровень механизации и развития, формы организации труда и другое.

При землеустройстве также обязательно рассматриваются такие факторы, как наличие водных ресурсов, наличие и состояние транспортных развязок и путей (для железнодорожного транспорта, автотранспорта), наличие (состояние) коммуникационных сетей (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, телефонизация, газоснабжение ипрочее).

1.Задачи, функции и принципы землеустройства

Главные задачи землеустройства были определены «Основными положениями землеустройства в СССР», утвержденными Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам 30 января 1991 года. Однако опыт проведения землеустроительных работ при проведении реформирования земельных отношений показал, что они не в полной мере отвечают современным требованиям.

Перед землеустройством в настоящее время стоят новые задачи, основными из которых являются:

1. реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного перераспределения земель по формам собственности и субъектам права на землю;

2. создание специальных фондов земель, формирования рациональной системы землепользования, обеспечения социальной справедливости земельных преобразований и гарантий конституционных прав на землю;

3. осуществление мероприятий по перспективному распределению земель, по организации рационального использования всех категорий земель независимо от форм собственности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, частном), по обеспечению организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственной и несельскохозяйственной сферах;

4. проектирование и закрепление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, территорий с особым правовым режимом использования земель, закрепление на местности черты городов и других поселений;

5. образование новых и упорядочение существующих земельных участков, оформление планов их границ и закрепление границ земельных участков на местности;

6. подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;

7. получение информации о количественном и качественном состоянии, использовании земель и оценке их качества, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного земельного и иных кадастров, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществлению иных функций государственного управления земельными ресурсами (плата за использование земель, возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при предоставлении и изъятии (выкупе) земель, выполнение мероприятий по экономическому стимулированию рационального использования земель и др.);

8. разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращению других негативных явлений в состоянии земель;

9. проведение внутрихозяйственной организации территории землепользовании с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства.

Применительно к любому земельному строю целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земель во всех отраслях экономики, приведение организации территории и производства в соответствие с новыми земельными отношениями. Посредством землеустройства создаются оптимальные условия эффективного использования земли и решаются задачи организации землепользования.

Учитывая, что эффективность землеустройства лежит в сфере общественного производства, землеустройство должно быть главным рычагом государства в осуществлении земельных преобразований и, в связи с этим, должно иметь государственный характер. Вместе с тем можно выделить другие функции землеустройства: отраслевые (ведомственные), территориальные (межхозяйственные) и внутрихозяйственные.

На уровне государственных функций землеустройство обеспечивает реализацию земельной реформы, определение перспектив использования земель и их перераспределение по формам собственности и субъектам права на землю, определяет основное целевое назначение использования земель и их охрану, путем разработки генеральной схемы землеустройства, схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных образований, схем использования и охраны земель, формирования рациональной системы землевладения и землепользования.

На уровне государственных функций землеустройство также обеспечивает подготовку необходимой землеустроительной документации для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами и проведению землеустройства.

К отраслевым (ведомственным) функциям землеустройства, которые зависят от характера отрасли экономики, специализации и особенностей производства,относятся:

К отраслевым функциям также относятся изыскание таких земель для потребностей несельскохозяйственного производства (промышленности, транспорта и др.), которые в минимальной степени затрагивали бы интересы сельскохозяйственного производства и изъятие ценных земель, а также земель, имеющих природоохранное значение.

При территориальном (межхозяйственном) землеустройстве создаются условия для функционирования всех отраслей экономики, осуществляется формирование рациональной системы устойчивого землепользования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

К числу основных принципов, которые должны соблюдаться при проведении землеустройства, относятся следующие:

1) обеспечение законных интересов субъектов права на землю и граждан, проживающих на территории, на которой проводится землеустройство;

2) приоритет экологических требований над экономической целесообразностью использования земель, что вызывает необходимость обоснования уровня интенсивности использования земель, защиты ценных угодий от изъятия их для несельскохозяйственных нужд, рекультивации нарушенных земель, консервации земель, загрязненных промышленными отходами, химическими и радиоактивными веществами и др.;

3) создание равных организационных и территориальных условий для различных форм хозяйствования и развития всех отраслей экономики, что требует обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделяемой землей (ее количественными и качественными характеристиками) и фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами предприятий, а также создания условий для нормального функционирования объекта;

4) учет перспектив и комплексного развития территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований;

5) учет экологической устойчивости и пригодности земель сельскохозяйственного и иного назначения для предусмотренного их целевого назначения при обоснованном уровне интенсивности использования земель;

6) сохранение и рациональное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов;

7) обеспечение компактного размещения земельных участков при их предоставлении и формировании землепользовании, оптимальности их по площади и конфигурации, удобного доступа к ним;

8) обеспечение стабильности землепользования и недопущение чрезмерного дробления земельных участков, если их использование в соответствии с целевым назначением будет затруднено или невозможно;

9) обеспечение оптимального состава, соотношения и размещения угодий, уровня интенсивности использования земель;

10) обеспечение сохранения устойчивых и агроэкологически правильно расположенных элементов организации территории (дорог, лесополос, мелиоративной сети и т. д.);

11) в основу проектов землеустройства должна быть положена агроэкологическая оценка территории и эколого-технологический принцип зонирования территорий;

12) загрязненные, зараженные и деградированные земельные участки должны быть изъяты из сельскохозяйственного использования, законсервированы и не включаться в перераспределение;

13) экологические требования определяются, исходя из учета действующих экологических факторов, и обеспечиваются на основе соответствующих стандартов, норм и нормативов.

2.Виды землеустройства

Землеустройство делится на два вида: территориальное и внутрихозяйственное

Территориальное землеустройство направлено на изучение со­стояния земель, организацию их рационального использования, оп­ределение административно-территориальных границ и границ зе­мельных участков, межевание объектов землеустройства.

Оно про­водится в обязательном порядке в случаях изменения их границ, при выявлении нарушенных земель, проведении мероприятий по консервации и рекультивации земель, выделении земельных долей, предоставлении и изъятии земельных участков для сельскохозяй­ственного производства.

К территориальному землеустройству от­носятся также мероприятия по установлению и изменению границ городских и сельских поселений, зонированию территории поселе­ний, созданию национальных парков, других особо охраняемых тер­риторий, зон со специальным режимом землепользования, разме­щению предприятий, учреждений, организаций.

Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на организа­цию рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Практически оно заключается в составлении либо рассмот­рении и утверждении составленных планов размещения сельско­хозяйственных угодий, оленьих пастбищ, объектов жилой и про­изводственной застройки, инженерно-транспортной инфраструк­туры в пределах таких земельных участков. Внутрихозяйственное землеустройство проводится по желанию лиц, за которыми за­креплены земельные участки.

3.Проведение землеустройства, землеустроительная документация

Проведение землеустройства и подготовка различного рода землеустроительных проектных материалов предусмотрены при регулировании землепользования в городах и других поселениях.

В содержание землеустроительных работ входит разработка генеральных планов и планов застройки городов, территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов, схем зонирования защиты территорий и поселений от воздействий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, зон охраны вокруг особо охраняемых объектов, зон воздействия промышленных пред­приятий, проектов межевания территорий, планы отдельных зе­мельных участков и др.

Подготовка землеустроительной проектной документации игра­ет важную роль при организации использования сельскохозяйст­венных земель. При реорганизации колхозов и совхозов земле­устроительные организации проводят инвентаризацию сельскохо­зяйственных угодий, отграничивают часть земель, передаваемых в общую собственность участников сельскохозяйственных пред­приятий, уточняют и наносят на планово-картографические мате­риалы границы земель на которые установлены ограничения ис­пользования и которые обременены правами других лиц.

На основе положений о землеустройстве определяются предельные (максимальные и минимальные) размеры и требования к положе­нию земельных участков из земель сельскохозяйственного назна­чения. Последствия этих решений существенны, так как превыше­ние установленных размеров земельных участков инициирует ме­ханизм обязательного отчуждения излишней площади.

Землеустройство проводится по решению органов государст­венной власти РФ, субъектов РФ или местного самоуправления соответственно применительно к землям, находящимся в феде­ральной собственности, собственности соответствующих субъектов РФ или муниципальной собственности, либо в соответствии с судебным решением Основанием проведения землеустройства для организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства, организации земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, яв­ляются договоры о проведении землеустройства, заключаемые заинтересованными субъектами и землеустроительными органи­зациями или гражданами.

В соответствии с принятыми решениями или договорами землеустроительные организации или граждане проводят необходимые обследования и изыскания, геодезические и картографические работы; проводят, если это необходимо, меже­вание земельных участков и других объектов землеустройства. Лица, чьи законные интересы могут быть затронуты при проведе­нии землеустройства, извещаются об этом землеустроителями в письменной форме не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ (ст. 69 ЗК).

Землеустроительная документация необходима при выделении земельных участков для ведения коллективного садоводства, ого­родничества, дачного хозяйства. Статья 12 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает зонирование террито­рии при размещении садовых, огородных и дачных некоммер­ческих объединений.

По результатам зонирования составляется схема зонирования территории, содержащая сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении участков, разре­шенном использовании земель, включая указания об ограниче­ниях, обременениях и сервитутах, а также сведения о правах, на которых допускается предоставлять гражданам земельные участки в конкретных зонах.

Схема зонирования служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобиль­ных дорог, объектов энергоснабжения, связи, а также для раз­вития общественного транспорта, торговли, медицинского и бы­тового обслуживания.

Организация территории лесного фонда производится в рамках лесоустроительных мероприятий. В их содержание входят опре­деление границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, лесхозов, национальных парков, государственных природных заповедников, находящихся в ведении МПР России, выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда (ст. 72-74 Лесного кодекса).

Землеустроительные мероприятия с составлением необходи­мых планов и проектов проводятся при установлении администра­тивно-территориальных границ между субъектами РФ, районами и поселениями, разграничении земель различного целевого назна­чения.

На завершающем этапе подготовленные землеустроительные материалы подлежат утверждению уполномоченными государст­венными органами, после чего выполняются работы по перенесе­нию землеустроительного проекта на местность с установлением специальных межевых знаков (лесоустроительных знаков), черты поселений, а также их внутренних границ (красных линий).

Выполнение проектных и изыскательских работ в рамках зем­леустройства осуществляется как государственными, так и негосу­дарственными коммерческими организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Для проведения геодезической и картографической деятельности организации и граждане обязаны получить лицензию. Лицензии выдаются по ходатайству заинтере­сованных лиц Росземкадастром либо его территориальным органом. В остальных случаях землеустройство осуществляется без специ­альных разрешений. Работы по землеустройству финансируются из государственного и местного бюджетов.

Разработка землеустрои­тельных проектов, связанных с организацией земельных участков, их улучшением и охраной от негативных воздействий, проводимая по инициативе собственников, владельцев, пользователей, аренда­торов, осуществляется за их счет.

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населённых пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

По результатам проведения землеустройства формируется землеустроительная документация . Существует несколько видов землеустроительной документации:

  • генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схема использования и охраны земель;
  • карта (план) объекта землеустройства;
  • проект внутрихозяйственного землеустройства;
  • проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
  • материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
  • тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Утвержденная землеустроительная документация служит ос­нованием для отвода земельного участка в натуре с установлением межевых знаков. Заинтересованный землепользователь получает акт землеустройства, план земельного участка, другие землеустро­ительные документы.

Подготовленная и утвержденная землеустроительная докумен­тация используется в дальнейшем для регистрации права на дан­ный земельный участок с получением правоустанавливающих до­кументов. Землеустроительная документация обязательна для ис­полнения. Использование земельных участков с нарушением зем­леустроительных проектов влечет применение мер юридической ответственности. Предоставление земельных участков с наруше­нием землеустроительных проектов не допускается.

За землеустроительными организациями и гражданами в слу­чаях, предусмотренных договором о проведении землеустройства, может сохраняться право авторского надзора за выполнением проектов собственниками, пользователями, владельцами и аренда­торами земельных участков, относительно которых было проведе­но землеустройство. Соблюдение землеустроительных документов проверяется также в порядке осуществления государственными органами функций государственного земельного контроля.

В свою очередь землеустроительные организации и граждане несут административную ответственность за нарушение требова­ний законодательства о порядке разработки и утверждения зем­леустроительной документации.

Полномочия по организации и осуществлению работ по земле­устройству возложены на Росземкадастр. Отдельные землеустро­ительные функции выполняются также местной администрацией, в штате которой учреждается должность инженера-землеустрои­теля. В частности, местные органы самоуправления издают поста­новления о проведении работ по межеванию территорий городов и других поселений, а также утверждают подготовленный проект межевания; при межевании территории внутри существующей застройки могут создавать для этого комиссии, состоящие из пред­ставителей государственных органов, заинтересованных граждан и организаций.

Заключение

Землеустройство – это специально предусмотренная система мероприятий, которая способствует рациональной организации, использованию, а также охране земель.

Землеустройство также отвечает за создание необходимой благоприятной экологической среды и сохранению, а также улучшению имеющихся природных ландшафтов.

К задачам землеустройства относятся – организация оптимального и разумного использования земельных ресурсов, включая все отрасли народного хозяйствования, создание благоприятных условий для сохранения природных ландшафтов, а также обязательная охрана невосполнимых земельных ресурсов.

· разработка и утверждение прогнозов, как на региональном, так и на государственном уровне;

· разработка схем использования земельных ресурсов;

· разработка и утверждение схем, обеспечивающих охрану земель.

Землеустройство также предполагает такие мероприятия, как

Установление административно-территориальных границ;

Упорядочение существующих землепользований;

Создание проектов для образования и размещения новых землевладений.

К обязательным мероприятиям, осуществляемых в рамках землеустройства, также относится – документальная работа по подтверждению права собственности на землю, установление границ территорий (со специально предусмотренными режимами – заповедными, рекреационными), разработка проектов для защиты почв от эрозии, оползней, подтоплений, селей, засолений, заболачиваний и так далее.

При землеустройстве также важны следующие мероприятия: освоение новых земель, улучшение сельскохозяйственных угодий, разработка проектов по рекультивации нарушенных земель и другое.

К землеустроительным мероприятиям также относятся – проведение топографических, геодезических, картографических, почвенных, агрохимических и прочих необходимых изыскательских работ.

Список использованной литературы

1. Маслов А.В., Гордеев А.В., Батраков Ю. Г. Геодезия. - М.: Недра, 1980.

2. Бурыхин Н.Н., Цфасман Я.М., Козлов В.Г. Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ. - М.: Колос, 1974.

3. Пальчиков Ф.И. Практикум по землеустроительному проектированию и организации землеустроительных работ. - М.: Колос, 1977.

4. Левицкий И.Ю., Крохмаль Е.М., Реминский А.А. Геодезия с основами землеустройства. - М.: Недра, 1977.

5. Землеустроительное проектирование / М.А. Гендельман, В.Я. Заплетин, А.Д. Шулейкин и др. Под ред. Гендельмана М.А. - М.: Агропромиздат, 1986.

6. Егорова Т.М. Землеустроительное черчение. - М.: Недра, 1982.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Таким образом, существуют две принципиальных разновидности землеустройства: территориальное (межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Как система мероприятий по реализации земельного законодательства, землеустройство имеет три взаимосвязанных аспекта: юридический, экономический и технический. Юридический аспект заключается в обеспечении соответствия реализуемых земельных прав требованиям законодательства. Экономический аспект заключается в создании таких территориальных условий хозяйствования, которые бы способствовали рациональному использованию земли. Технический аспект заключается в проведении технических действий по реализации прав субъектов земельных отношений на землю .

Документы, полученные в результате проведения землеустройства, называются землеустроительной документацией . К видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства Российской Федерации, Схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства и т.д.

Так например, при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства – документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещения объектов недвижимости, прочно связанных с землёй. Карта (план) объекта землеустройства составляются с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съёмке объекта землеустройства на местности или рот его межевании.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга и кадастра земель: поэтому многие нормативно-правовые акты, приведенные при рассмотрении данных вопросов, имеют отношение и к землеустройству. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга и кадастра земель, государство управляет земельными ресурсами независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки .

Конкретизация и регулирование комментируемого земельно-правового института и соответствующих земельных отношений осуществляется в ФЗ о землеустройстве. В нем предусматривается компетенция Российской Федерации, ее субъектов и др. в области проведения землеустройства.

В соответствии со ст. 4 ФЗ о землеустройстве основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения. Сопоставление этих положений с п. 1 ст. 69 ЗК РФ показывает необходимость приведения первых в соответствие с нормами ЗК РФ, имеющими на основании ст. 2 и ст. 3 ЗК РФ приоритетность.

Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 22 (в ред. от 31.07.2003) , Росземкадастр выступал федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществлявшим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

В настоящее время многие функции по землеустройству реализуются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, которое согласно Постановлениям Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 (в ред. от 19.08.2004) и от 19.08.2004 № 418 осуществляет землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности, оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение экспертизы землеустроительной документации.

Согласно ст. 19 ФЗ о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся:

1) генеральная схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

2) проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства;

3) карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства;

4) проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

5) материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

6) тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три взаимосвязанных аспекта: экономический (земля - средство производства), юридический (обеспечение прав собственности и иных прав на земельные участки) и технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских работ).

Согласно Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы» предусмотрено на втором этапе её реализации осуществление комплекса землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.

Мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России» («Плодородие»).

Важнейшими требованиями при землеустройстве являются планирование использования сельскохозяйственных земель с учетом природных, эколого-хозяйственных свойств земельных участков; проектирование и освоение комплексной ландшафтной системы земледелия; формирование эффективных размеров устойчивого землепользования; внедрение севооборотов с травосеянием; улучшение сенокосов и пастбищ и всего комплекса по охране ценных угодий .

Землеустройство по своему содержанию подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Первое имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Второе осуществляется на территории отдельного землепользования в рамках конкретных предприятий, организаций, физических и юридических лиц.

Проведение землеустройства предусматривает:

1) возбуждение ходатайства о проведении землеустроительных действий;

2) подготовительные работы по разработке прогнозов и проектов землеустройства;

3) сопоставление проекта;

4) рассмотрение и утверждение проектной документации;

5) перенесение проекта в натуру (на местность);

6) оформление и выдача землеустроительных материалов и документов;

Головной акт, регулирующий отношения по организации и проведению землеустройства, - ФЗ о землеустройстве, согласно ст. 9 - 18 которого землеустройство включает в себя:

1) изучение состояния земель;

2) геодезические и картографические работы;

3) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Цель и задачи проведения землеустройства – обеспечить рациональное использование земель и их охрану, создать благоприятную окружающую среду и улучшение природных ландшафтов.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основополагающим федеральным законом, регулирующим порядок проведения землеустройства, является Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ, в редакции федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ.

Землеустройство как социально-экономический процесс

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель, изучения состояния земель, в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включают в себя следующие виды работ:

– почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

– оценка качества земель;

– инвентаризация земель.

Все виды землеустроительных работ, как социально-экономический процесс, регулируются Федеральным законом «О землеустройстве», иными нормативно-правовыми актами РФ и актами субъектов РФ. Данные действия направлены на повышение плодородия почв, повышение платности землепользования и учета земель.

Землеустроительная документация при выполнении землеустройства по 1 экз. сдается в государственный фонд данных полученных в результате землеустройства.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Виды, формы, принципы и содержание землеустройства

Согласно ст.19. Федерального закона «О землеустройстве» квидам землеустроительной документации относятся:

– генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;

– схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;

– схема землеустройства муниципальных образований;

– схемы использования и охраны земель;

– карты (планы) объектов землеустройства;

– разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства;

– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; освоения новых земель;

– разработка проектов по рекультивации нарушенных земель; защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

– материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий;

– материалы оценки качества земель;

– материалы инвентаризации земель и систематического выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земель;

– обоснование размещения и установление границ особо охраняемых территорий; поселковой и т.п.;

– проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследовательских и изыскательских работ;

– тематические карты и атласы состояния и использования земель;

Другие виды землеустроительной документации могут устанавливаться Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» к формам землеустроительной документации относятся:

1. Карта (план) объекта землеустройства (документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики).

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Тематические карты и атласы состояния и использования земель. Они составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (государственный фонд данных).

Основные принципы землеустройства включают:

1. Создание экологически устойчивых антропогенных ландшафтов, защита земель от нерационального использования, создание условий для охраны природы.

2. Сбалансированность интересов в использовании земель всех отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства.

3. Неразрывная связь организации рационального использования земли и обустройства территории.

4. Необходимость учета природных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйства и отдельных массивов земель.

5. Строгое соблюдение требований законодательства, связанного с решением политических, социально-экономических и экологических задач рационального землепользования.

6. Создание организационно-территориальных условий, способствующих росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения хозяйства, повышения культуры земледелия.

Землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, а также разработка федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства.

Загрузка...