musings.ru

Понятие и виды кадастров. Земельный кадастр, основные понятия о кадастре 46 государственный земельный кадастр понятие и виды

Статья 70. Государственный земельный кадастр 1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. 2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. 3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

ФЗ от 02.01.00 №28 «О гос. земельном кадастре»:

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии

расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);

Статья 4. Цели создания и ведения государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Статья 17. Порядок ведения государственного земельного кадастра

1. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

2. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

3. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях(обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

4. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

6. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, исведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.

7. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.

8. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.

В международной практике земельный кадастр понимается в широком и узком смысле. В узком смысле земельный кадастр представляет собой систематически поддерживаемый публичный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. В настоящее время в зарубежной практике сформировалось и более широкое определение земельного кадастра, утверждённое ООН совместно с Международной федерацией геодизистов в Богорской (1996 г.), а затем и в Бафертской (1999 г.) декларациях.

Согласно данному определению, земельный кадастр – это основанная обычно на земельных участках современная земельная информационная система, содержащая записи о правах на недвижимость (например, о правах, ограничениях и обязательствах). Он включает геометрическое описание земельного участка, связанное с другими записями, описывающими сущность прав, собственность или управление в отношении данных прав, часто стоимость земельного участка и его улучшений. Кадастр может быть предназначен для фискальных целей (налогообложения), правовых целей (регистрации прав на недвижимость), помощи в управлении и использовании земли и создаёт возможность для устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Таким образом, современное понятие земельного кадастра во многих странах мира постепенно сближается с понятием земельной информационной системы, включающей в себя: земельный кадастр (в узком смысле), систему регистрации прав, систему управления землепользованием. Под ведение земельного кадастра в зарубежной практике, понимается последовательные действия по сбору, накоплению, обработке, учёту и хранению сведений о земельных участках, а также предоставление сведений о земельных участках пользователям земельного кадастра .

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Ведение государственного земельного и других видов кадастра тесно связано с осуществлением мониторинга земель, иных природных ресурсов и землеустройства (см., например, Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»).

Многие нормативные правовые акты регулируют одновременно земельные отношения, связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и государственным земельным кадастром.

Порядок, цели и принципы ведения государственного земельного кадастра устанавливаются в ФЗ о государственном земельном кадастре. В соответствии с ним целями создания и ведения государственного земельного кадастра выступает информационное обеспечение:

1) государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

2) государственного контроля за использованием и охраной земель;

3) мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

4) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) землеустройства;

6) экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

7) установления обоснованной платы за землю;

8) иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Принципами ведения государственного земельного кадастра выступают: единство системы и технологии его ведения на всей территории России; непрерывность внесения в кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; сопоставимость и совместимость его сведений со сведениями, содержащимися в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах; учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков .

В ст. 13 ФЗ о государственном земельном кадастре документы подразделяются на основные, вспомогательные и производные. К основным относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Вспомогательные документы - это книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные документы государственного земельного кадастра включают доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, иные справочные документы.

Порядок ведения и хранения этих документов устанавливается письмами Росземкадастра от 02.08.2001 № ВК/433 «О разъяснении порядка оформления документов государственного земельного кадастра» и № ВК/435 «О порядке оформления документов государственного земельного кадастра» .

Большое внимание уделяется государственному земельному кадастру в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы», согласно которой кадастр ведется (наряду с указанными выше целями) для планирования рационального использования земельных ресурсов, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, для поддержки гражданского оборота земли и недвижимости .

На первом этапе реализации этой Программы предполагалось:

1) проведение кадастрового зонирования территории России в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;

2) обеспечение единого порядка ведения кадастра во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях; формирование информационной базы о федеральных землях, землях субъектов РФ и муниципальных образований;

3) обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;

4) организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Кадастр ведется органами исполнительной власти и осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. В едином кадастровом документе земельного участка отражаются:

1) кадастровый номер участка; местоположение (адрес) и площадь участка;

3) зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Для государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается кадастровый план земельного участка .

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660 утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Росземкадастр издал 14.05.2001 соответствующий Приказ № П/89 .

Требования к оформлению заявок на государственный кадастровый учет земельных участков установлены Приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115 . Правообладатели участков подают в организации Росземкадастра заявки, правоустанавливающие документы на участки, документы об их межевании.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов (Росземкадастром установлены 10.04.2001 Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков).

Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Учет должен проводиться в течение 1 месяца со дня подачи заявки.

В случае если в представленных в органы Росземкадастра документах отсутствуют необходимые сведения или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается не более чем на один месяц и заявители немедленно извещаются в письменной форме с обоснованием этого решения (см. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета, утвержденные Приказом Росземкадастра 10.04.2001).

В проведении государственного кадастрового учета может быть отказано, если:

1) с заявкой обратилось ненадлежащее лицо;

2) представленные документы по форме или по содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ;

3) при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей;

4) площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъекта РФ и органа местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

В ст. 170 УК РФ предусматривается уголовная ответственность должностных лиц за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности с использованием служебного положения, искажение учетных данных государственного земельного кадастра.

В настоящее время в соответствии с административной реформой функции ведения земельного кадастра возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.


Сидоренко В.Н. Земельный кадастр: зарубежный опыт ведения // Экологическое право. 2003. № 4. С. 41.

См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственном земельном кадастре" / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2003.

Предыдущая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат
По дисциплине: Земельное право
На тему: Государственный земельный кадастр

Студент
ФП, 3 курс, ДПВ-2 А.С. Коваленко

МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Понятие государственного земельного кадастра
2 Принципы государственного земельного кадастра
3 Содержание и ведение государственного земельного кадастра
4 Земельный кадастр в зарубежных странах
Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Этимологи полагают, что слово «кадастр» происходит от греческого «катастикон» (тетрадь для записей) или латинского «капитаструм» (реестр единиц территорий). Сегодня под кадастром понимается свод сведений о чем-либо, составленный на основе непрерывного наблюдения. Можно составить интеллектуальный кадастр, кадастр зеленых насаждений города, водный, лесной или даже кадастр отходов.
Данные кадастров применяются повсеместно. Сведения земельного кадастра об экономических характеристиках участка, например, используют для установления земельного налога, сведения о местоположении межи – для разрешения земельных споров. Первый перечень возделываемых земельных угодий был составлен египтянами еще 5 тысяч лет назад! Они составляли его два раза в год – до и после разлива Нила.
Древние греки фиксировали сведения о границах между земельными участками и устанавливали огромные каменные знаки. На этих знаках указывались сведения о владельце земельного участка и операциях с этим участком. Именно с тех времен дошло до нас понятие «ипотека». На заложенном участке ставился камень с записью о залоге. Назывался этот камень ипотекой.
Таким образом, изучение земельных ресурсов и проведение земельного кадастра стало необходимостью с образованием государства и развитием налогообложения. В древнейшей форме земельного обложения размер налога устанавливался по площади земли. На определённом этапе наряду с учётом количества начинают учитывать и качественное состояние земель, а впоследствии размер дохода, получаемого с земель различного качества.

Понятие государственного земельного кадастра

Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства и развитием системы налогообложения земель как источника дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель.
В той или иной форме земельный кадастр существовал всегда, ибо он тесно связан с экономикой. Чем ближе экономика к рыночной, тем большее значение приобретает земельный кадастр поскольку он индивидуально определяет такие важнейшие для человека недвижимые вещи, как земельные участки, дает ответ относительно их стоимости, позволяет осуществлять государственную регистрацию прав на них, обеспечивает налогообложение земли.
Таким образом, согласно ст.1 Кодекса о земле, государственный земельный кадастр - совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель, земельных участков.
Государственный земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности субъектов, использующих землю. Данные кадастра используются при установлении прав на земельные участки, при совершении сделок с землёй.
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан.
Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, копий земельно-кадастровой документации и в иных формах, предусмотренных законодательством, за плату или бесплатно. Сведения государственного земельного кадастра предоставляются бесплатно в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Формы документов, содержащих сведения государственного земельного кадастра, и правила учета выданных сведений утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Для получения сведений о состоянии, правовом режиме, качестве земель ведётся кадастровая оценка земель и земельных участков.
Организация проведения кадастровой оценки земель, земельных участков осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь. Кадастровая оценка земель, земельных участков проводится за счет республиканского или местных бюджетов.
Кадастровая оценка земель, земельных участков проводится не реже чем через пять лет по инициативе Минского городского, городского (города областного подчинения), районного исполнительного комитета, если иное не установлено законодательными актами.
Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов утверждаются Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков.
Результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, предоставленных для ведения сельского, подсобного сельского хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Все земельно-кадастровые сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в текстовом, графическом и электронном виде). Организация ведения земельного кадастра возложена на специальный орган - Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.
Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:
первичные документы на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности
государственные земельно- кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и распорядительных органов:
государственные земельно- кадастровые книги, города;
государственный земельный кадастр области, города Минска;
государственный земельный кадастр республики.
Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами.
Земельный кадастр ведется территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории Республики Беларусь.
Земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования земельных ресурсов, поэтому он является необходимым элементом на всех этапах государственного управления землями.

Принципы государственного земельного кадастра

Земельный кадастр представляет собой свод систематизированных и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная система учета и оценки земель государственный земельный кадастр базируется на следующих основных принципах:
1) единство системы земельного кадастра
2) полнота сведений земельного кадастра
3) достоверность сведений земельного кадастра
4) непрерывность ведения земельного кадастра
5) совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других природно- ресурсных кадастров.
Единство системы земельного кадастра подразумевает согласованность и единство методов и технологий ведения земельного кадастра, формирования системы земельно-кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата земель всех категорий земельного фонда, так и с точки зрения охвата всей территории РБ.
Полнота сведений земельного кадастра . Совокупность земельно-кадастровой информации для различных административно- территориальных уровней и форм собственности, владения и пользования землей должна быть достаточной, но без излишней детализации. Таким образом, земельный кадастр на всех уровнях ведения должен содержать все необходимые сведения с целесообразной степенью их детализации. Необходимость сведений кадастра определяется конкретными потребностями общества и отдельных его членов, а степень детализации показателей зависит от уровня ведения кадастра и условий применения земельно-кадастровой информации.
Достоверность земельно-кадастровой информации . Достоверность кадастровых сведений определяется степенью их соответствия фактическому состоянию и использованию земельного фонда. Точность и детальность земельно-кадастровой информации отражают степень соответствия ее величин истинному значению характеристик земельного фонда. Точность измерений земельно-кадастровой информации для различных административно- территориальных уровней должна соответствовать конкретным целям и задачам. Кроме того, в земельном кадастре достоверно то, что признано государством. Какие бы фактические изменения ни происходили с объектом, пока эти изменения не зарегистрированы в установленном порядке в государственном земельном кадастре, существующими их не признают. Если раньше достоверность обеспечивалась способами получения, учета и хранения сведений о природном, экономическом и правовом положении земель, с той степенью точности и достоверности, которая необходима для решения задач, связанных с рациональным использованием земель, то теперь достоверность гарантируется, также методикой ведения ГЗК, т. е. порядком проверки, учета и хранения необходимых сведений об объекте учета.
Непрерывность ведения земельного кадастра . В процессе реорганизации земельных отношений и формирования многоукладных форм собственности, владения и пользования землей, изменения количественных и качественных характеристик земельного фонда страны и его отдельных категорий, увеличения антропогенной нагрузки на земельные ресурсы происходят различные изменения в составе и распределении земельного фонда. Поэтому для обеспечения непрерывности ведения земельного кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации.
Совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других природно-ресурсных кадастров (градостроительного, лесного, водного и других кадастров природных ресурсов и др.). Выполнение этого принципа обеспечивается сбором информации для различных видов кадастров природных ресурсов по единой методике, единой степени полноты и детализации. Это позволит в последующем свести все виды кадастровой информации в единую систему информационных реестров.
Также Кодекс о земле закрепляет принцип обязательности кадастрового учёта земельных участков независимо от форм собственности и целевого назначения участка (ст.5 Кодекса о земле). Права на земельные участки и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации.

Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.
Земельный кадастр включает 4 элемента:
1) данные о распределении земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный участки.
2) данные о распределении земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли).
3) данные о качественном состоянии земель в зависимости от их естественно-природных свойств.
4) данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса.
Содержание земельного кадастра определяется ст.84 Кодекса Республики Беларусь о земле.
Государственный земельный кадастр состоит из:

      единого реестра административно- территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
      единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
      реестра цен на земельные участки;
      регистра стоимости земельных участков;
      реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.
Единый реестр административно- территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь содержит сведения о наименованиях, размерах и границах административно- территориальных и территориальных единиц, их административных центров.
Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним содержит сведения и документы в отношении зарегистрированных земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, в том числе сведения о местоположении земельных участков, их размерах, границах, о целевом назначении, правах на эти участки, об ограничениях (обременениях) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутах, а также сведения о сделках с ними. Ведение единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Реестр цен на земельные участки содержит сведения о ценах на земельные участки и объекты недвижимого имущества, расположенные на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими участками и объектами недвижимого имущества.
Регистр стоимости земельных участков содержит сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученной при проведении их кадастровой оценки.
Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь содержит сведения о распределении земель по категориям, видам и землепользователям, составе, структуре, состоянии, качестве и хозяйственном использовании земель, иные сведения о землях.
Ведение единого реестра административно- территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.
Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризацией и кадастровой оценкой земель, земельных участков, иными землеустроительными мероприятиями, а также осуществлением государственной регистрации недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
Ведение государственного земельного кадастра осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского и местных бюджетов. Ведение единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляется также за счет иных источников в соответствии с законодательством.

Земельный кадастр в зарубежных странах

В 1718 году Джовани Джакомо Мариони разработал первый кадастр на основе соблюдения научных методов с определением границ участков методом триангуляции и полигонометрических сетей. Этот кадастр содержал в качестве документов ситуационные карты всех сельских общин, выполненные с в масштабе 1:2000. На картах отображали участки (парцеллы) отдельных общинных владений, типы грунтов, чистую прибыль, которая являлась основой для обложения налогом. Благодаря своему качеству и точности этот кадастр, называемый миланским, был введен в действие 1 января 1760 г. и служил образцом для разработки в XIX в. кадастров Франции, Бельгии, Австрии, Голландии и Швейцарии.
Основы современного земельного кадастра в зарубежных странах заложены в 20 веке. Среди них наиболее совершенен французский земельный кадастр . Он представляет собой стройную систему учёта количества и качества земель для целей налогообложения. Французское правительство приступив в 1925 г. к обновлению кадастра, ставило перед собой задачу осуществить работы по идентификации данных о каждом участке с целью выяснить его положение, размеры и имя владельца. Основные работы по земельному кадастру были начаты в 1930 г., практически закончены к началу 50-ых годов. Начиная с 1953 г., по всей стране проведено очередное обновление земельного кадастра в соответствии с современными требованиями. Работы по обновлению и переоценке земель осуществляются через каждые пять лет. Обновление и проверка земельного кадастра возлагаются на постоянную государственную службу земельной собственности, включающую центральное, региональное и департаментское ведомства.
Государственная служба земельного кадастра Франции обеспечивает выполнение технических, юридических и административных действий.
В качестве основной оценочной единицы во французском земельном кадастре выступает парцелла . На парцеллы делятся сельскохозяйственные угодья, а также земельные участки занятые постройками, промышленными и коммерческими предприятиями. Исключение составляют земли военного ведомства, скалы, болота, т.е. земли, которые не дают дохода. Производительность парцелл сельскохозяйственного пользования определяется по урожайности всех сельскохозяйственных культур, расходам на семенной материал, обработку полей, сбор урожая, хранение и транспортировку его к пунктам сбыта. Среднегодовой чистый доход определяют за последние 15 лет, не считая двух наиболее урожайных и двух наиболее засушливых.
Экспертная оценка земель начинается с классификации, при которой определяют количество классов земель по каждому землевладению. Всего на территории Франции выделено 13 классов земель. В пределах каждого класса выделяют две типичные парцеллы - одна из наилучших, другая из наихудших земель. На основе типичных парцелл устанавливают погектарные расценки чистого дохода по классам каждого вида землевладения. Заключительным этапом оценки является классификация парцелл, при которой они распределяются по классам. Итоговые данные земельного кадастра по всем парцеллам, с указанием доходов и выделением парцелл, подлежащих и не подлежащих налогообложению, размещаются в специальных таблицах-указателях, так называемых кадастровых матрицах. Изменения в правовом, природном и хозяйственном состоянии парцелл вносятся в кадастровые матрицы ежегодно.
В США изучение земель ведётся специальной службой охраны почв в системе Министерства сельского хозяйства. Она состоит из центрального органа, филиалов в штатах и около 2400 районных ячеек по охране почв.
Основными единицами, подлежащими съёмке при почвенных обследованиях, являются серии, внутри которых выделяют почвенные типы и фазы. Серии представляют собой почвы, однотипные по мощности и структуре горизонтов, по содержанию солей, органических веществ, а также по рельефу, степени засоления и т.д. В пределах серий выделяют типы почв. Наиболее низкая классификационная единица - фаза. Критерием для её выделения являются: изменение наклона поверхности, ограничивающее использование техники, степень подверженности эрозии, засорённости камнями, материнской породе и т.п.
Обобщить данные почвенного обследования для практических нужд позволяет классификация земель. В зависимости от поставленных целей в США применяют разные системы классификации земель. Например, почвы могут быть сгруппированы в классы по степени пригодности для сельскохозяйственного использования, продуктивности земель и т.д.
Качественная оценка земель в США производится по продуктивности сельскохозяйственных угодий. Продуктивность пашни определяется по урожайности основных сельскохозяйственных культур не менее чем за десять лет, а для засушливых районов - за более длительный период. Урожайность определяется по данным опроса или с помощью специальных анкет и лишь в редких случаях - непосредственно в поле путём взятия укосов с контрольных площадок. Однако урожайность зависит от уровня ведения хозяйства. Поэтому наряду с данными об урожайности собирают сведения о системе севооборотов, обработке почвы, применении удобрений, мелиорации и т.д. На основе этих сведений устанавливают классы ведения хозяйства. Выделение классов ведения хозяйства позволяет оценить каждую категорию земель по урожайности в зависимости от того, при каких способах ведения хозяйств были получены эти данные. Оценка завершается определением показателя продуктивности земель для каждой культуры путём сопоставления фактической урожайности с максимальной, полученной на лучших, но не окультуренных землях.
Для выявления наиболее продуктивных земель в США проводится экономическая классификация земель. При этом наряду с природными факторами учитывают некоторые экономические показатели: размер хозяйства, структуру землепользования, уровень интенсификации, местоположение и доходность хозяйства на единицу площади, затраты труда и т.п. Земли однородные по возможности сельскохозяйственного использования и близкие по продуктивности, включают в один из семи классов экономической классификации. Так как при выделении классов земель учитывают не только особенности почв, но и целый ряд других природных и экономических факторов, то такой метод исследований называют комплексным.
Единая методика экономической оценки земель в США до сих пор не разработана. Наиболее распространённым является метод оценки земель по чистому доходу от реализации сельскохозяйственной продукции. Земли с наивысшим доходом оценивают в 100 баллов и с ними сравнивают доходность других земель.
Данные изучения земельных ресурсов, обработанные с помощью ЭВМ, являются основой для планирования использования земель в отдельных районах, штатах и стране в целом.
Ведением земельного кадастра в Канаде занимается Служба инвентаризации земель. Она обеспечивает изучение земель по единой для всей страны программе главная цель которой - предоставление в распоряжение федеральных и провинциальных органов точных и полных данных о потенциальной продуктивности земельных ресурсов страны. Поскольку сельскохозяйственное использование территории тесно связано с другими видами использования, осуществляют четыре типа оценки земли: для сельского хозяйства, лесного хозяйства, для рекреационных целей и воспроизводства фауны.
Схема классификации земель по возможности сельскохозяйственного использования предусматривает выделение семи классов земель по степени пригодности для сельского хозяйства. К первому классу относят наиболее плодородные земли.
Для изучения земель и обработки полученной информации в Канаде разработана информационно географическая система, которая строит свою работу на базе ЭВМ.
Экономическая оценка земель в Канаде проводится по урожайности сельскохозяйственных культур. Основным критерием служит урожайность пшеницы с единицы земельной площади при общепринятой агротехнике. Другие культуры по соответствующим коэффициентам переводят в урожай пшеницы. В зависимости от урожайности пшеницы все земли подразделяют на пять классов продуктивности. Экономическая оценка земель в стоимостном выражении не производится.
Современная система изучения земель в Великобритании включает два основных этапа: физическую и экономическую классификацию земель.
При физической классификации все земли страны в зависимости от степени влияния физических факторов, ограничивающих их использование в сельскохозяйственном производстве, объединяют в пять классов землепригодности. Основными физическими факторами, которые оказывают влияние на сельское хозяйство являются: климат, рельеф, особенности почвенного покрова (влажность, глубина корнеобитаемого слоя, механический состав, структура, каменистость). К первому классу относят земли с очень небольшими ограничениями их сельскохозяйственного использования или земли, не имеющие таких ограничений. К последующим классам относят земли с небольшими, средними, серьёзными и очень серьёзными ограничениями для сельскохозяйственного использования.
Экономическая классификация земель основана на определении стоимости стандартной чистой продукции каждого класса земель. Стандартная чистая продукция определяется как расчётная стоимость полеводческой и садоводческой продукции, свойственной для этих земель при среднем уровне ухода и применении удобрений. Она представляет собой разницу между стоимостью полученной продукции и стоимостью посевного или посадочного материала.

Экономическая классификация земель предполагает объективную оценку производственных возможностей каждого земельного участка. Такую оценку можно произвести после накопления достаточной информации для установления пределов колебания средней статистически чистой продукции на акр каждого физического класса земель.

Сложность установления показателей оценки объясняется значительными колебаниями размеров стандартной чистой продукции с единицы площади неодинаковых физических классов земли в хозяйствах различной специализации. Англичане считают, что со временем будут установлены пределы колебания стандартной чистой продукции на землях всех классов землепригодности при всех возможных типах специализации. На основании этих данных можно будет определить тесноту связи между физической и экономической классификациями земель.
При проведении классификации земель учитываются только те ограничивающие факторы, которые невозможно устранить на современном уровне развития сельскохозяйственной науки и техники. Поэтому факторы, ранее считавшиеся не преодолимыми препятствиями, в дальнейшем могут перейти в легкоустранимые, в результате чего земли переводятся в более высокий класс. Поэтому через каждые пять лет проводится корректировка данных классификации земель с учётом получения информации об использовании земель, развития научных исследований и технических возможностей улучшения земель.
Сравнительная сопоставимость качественного состояния мировых земельных ресурсов возможна на основе единой системы классификации земель. Поэтому большой интерес представляет классификация земель, разработанная Продовольственно й и сельскохозяйственной организацией(ФАО) ООН
и т.д.................

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Ведение государственного земельного и других видов кадастра тесно связано с осуществлением мониторинга земель, иных природных ресурсов и землеустройства. Большинство нормативных правовых актов регулируют одновременно земельные отношения, связанные с государствен­ным мониторингом земель, землеустройством и государственным земельным кадастром.

Порядок, цепи и принципы ведения государственного земельного кадастра установлены в Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре».

В соответствии с ним цепями создания и ведения государственного земельного кадастра является информационное обеспечение:

а) государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

б) государственного контроля за использованием и охраной земель;

в) мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

г) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

д) землеустройства;

е) экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

ж) установления обоснованной платы за землю;

з) иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Принципами ведения государственного земельного кадастра являются: открытость сведений, составляющих его; единство системы и технологии его ведения на всей территории России; непрерывность внесения в него изменяющихся характеристик земельных участков; сопоставимость и совместимость его сведений со сведениями, содержащимися в другим кадастрах, реестрах, информационных ресурсах; учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Согласно ст. 13 названного Закона документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные.

К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), к вспомогательным - книги учета документов, учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети, к производным - доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов статистические отчеты, аналитические обзоры, иные справочные документы.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Кадастр ведется органами исполнительной власти и осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства.

В едином кадастровом документе земельного участка отражаются:

кадастровый номер этого участка;

местоположение (адрес) и площадь участка;

описание границ участка и его частей;

зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);

экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Для государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается кадастровый план земельного участка.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» от 8 апреля 2004 г., Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектами недвижимого имущества.

§ 3. Землеустройство как элемент государственного
управления землями

Землеустройство – это комплекс мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга и кадастра земель. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга и кадастра земель, государство управляет земельными ресурсами независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки.

Конкретизация и регулирование данного земельно-правового института и соответствующих земельных отношений осуществляется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 января 2001 г., в котором предусмотрена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в области проведения землеустройства.

В соответствии со ст. 4 этого Закона основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения. Сопоставление этой статьи с п. 1 ст. 69 ЗК РФ показывает необходимость приведения ее в соответствие с нормами ЗК РФ, имеющими на основании ст. 2 и 3 ЗК РФ приоритетность.

Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» от 18 января 2001 г. проведение землеустройства включает:

а) изучение состояния земель;

б) геодезические и картографические работы;

в) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

г) оценку качества земель;

д) инвентаризацию земель;

е) территориальное землеустройство;

ж) планирование и организацию рационального использования земель и их охраны;

з) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;

и) межевание объектов землеустройства;

к) внутрихозяйственное землеустройство.

Федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного зе­мельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся:

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

Проекты территориального землеустройства;

Материалы межевания объектов землеустройства;

Карты (планы) объектов землеустройства;

Проекты внутрихозяйственного землеустройства;

Проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

Материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

Тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Процедура проведения землеустройства состоит из:

а) возбуждения ходатайства о проведении землеустроительных действий. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Земельным кодексом и федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного проведения землеустройства;

б) подготовительных работ по разработке прогнозов и проектов землеустройства;

в) составления проекта;

г) рассмотрения и утверждения проектной документации;

д) перенесения проекта в натуру (на местность);

е) оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов;

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Земельный кадастр

Земельное право

Введение.

Земельный кадастр, как научная дисциплина, разрабатывает методы, категории, понятия и показатели для познания и выражения количественной и качественной стороны явлений и процессов, связанных с состоянием и использованием земли как средства производства и природного ресурса.

Поскольку государственный земельный кадастр имеет дело с получением, анализом и отражением всесторонней информации о земельных ресурсах и их использовании, данная научная дисциплина при разработке соответствующих технических приемов использует методы статистики, геодезии, аэрофотогеодезии, картографии.

Часть 1. Понятие о земельном кадастре.

Исторически земельный кадастр появился в силу объективной необходимости получения сведений о земле, как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения. С возникновением государства земля стала одним из источников государственных доходов и в связи с этим объектом специального обложения. Поэтому на определенном этапе развития общества возникает необходимость сначала в учете, а затем и в оценке земли, то есть в проведении земельного кадастра.

Слово «кадастр» произошло от латинского слова «caput», что означало «податной предмет», а также слова «capitastrum», означающего «опись податных предметов». В связи с этим первоначально кадастр означал книгу (реестр), содержащую опись облагаемых предметов. В зависимости от того, что является объектом учета и оценки, обычно различают кадастры земельный, водный, промысловый, лесной и т. п. Таким образом, в узком понимании земельный кадастр - это книга (реестр) о предметах поземельного обложения; в широком смысле в условиях частной собственности на землю - это определенная система действий по учету, описанию и оценке земли, проводимая государством с целью получения сведений о земле для поземельного налогообложения, то есть специальное государственное учетно-оценочное мероприятие.

Земельный кадастр отличается от других видов кадастров своим объектом, в качестве которого выступает земля, как источник материальных благ и средство производства. Специфика методики земельного кадастра обуславливается особенностями земли.

Земля имеет ряд специфических особенностей по сравнению с другими средствами производства. Основные различия состоят в следующем.

Земля в общественной жизни служит всеобщим предметом и условием труда. Она является необходимым условием существования всякого процесс производства. Будучи вовлеченной в производство, земля становится средством производства.

Отличительная особенность земли - многоплановый характер ее использования в сельскохозяйственном производстве. На ней возделывается большое количество различных видов сельскохозяйственных структур. Особенности земли предопределяют в значительной мере и особенности содержания, а также способы и методы ведения земельного кадастра.

Часть 2. Содержание земельного кадастра.

Земельному кадастру свойственны следующие операции:

учет земель;

естественноисторическое и экономическое описание земель;

оценка земель.

При учете определяются пространственное положение, размеры, состав земельных угодий и их качество. Описание включает выяснение и фиксацию естественноисторических и экономических свойств земли. оценка предусматривает установление средних величин норм урожайности и доходности земли как средства производства.

Каждая из названных операций кадастра представляет собой ряд технических приемов, обширных и сложных. А все вместе они дают наиболее полную характеристику количества, качества, основных свойств и признаков земли, сравнительную ее ценность как объекта хозяйствования и обложения.

Земельные кадастры отдельных стран и в разные времена весьма отличаются друг от друга как по содержанию, так и по технике и организации их проведения. Не сразу и не одновременно возникли и проводились все его операции. Так, на самых ранних этапах развития общества проводился лишь учет земель, значительно позже стали применять их оценку.

Основное назначение земельного кадастра - обеспечение сведениями с целью изъятия государством части дохода, получаемого землевладельцами.

Земельный как в условиях частной собственности на землю - сугубо классовое мероприятие. При помощи кадастра государство возлагает на землевладельческое население уплату основной массы поземельных налогов. По мере развития общественно-экономических формаций изменились и формы обложения налогами, что, в свою очередь влияло на содержание земельного кадастра. Однако он продолжал оставаться по своей природе классовым и служил целям максимального получения государством налогов в первую очередь с трудящегося крестьянства.

Следует отметить, что хотя земельнокадастровые работы в разное время и в различных странах имели специфику в содержании и методах ведения, однако общим для них было получение данных о земле и землевладениях. Как специальное учетно-оценочное мероприятие земельный кадастр, возникнув на определенном этапе развития общества, развивался и совершенствовался. Закономерным для его развития является прежде всего совершенствование методов и способов изучения, учета и оценки, классификации земель по видам угодий и их качеству. Благодаря применению более совершенных методов и средств систематически повышалась точность земельнокадастровой информации, совершенствовались форма и содержание документов.

Земельный кадастр превращается в сложное мероприятие, требующее специальных знаний и подготовки.

Часть 3. Составные части, виды, принципы земельного кадастра.

Земельный кадастр состоит из следующих составных частей:

регистрация землепользований, учет земель,

бонитировка почв,

экономическая оценка земли.

Земельный кадастр

Регистрация землепользований

Учет земель

Бонитировка почв

Экономическая оценка земли

Между этими составными частями земельного кадастра, как целостной системы, существует определенная связь и логическая последовательность осуществления. Поскольку единый государственный земельный фонд - объект государственной собственности - предоставляется государством только на правах пользования, то всякое использование земли должно быть юридически оформлено, а само землепользование, как определенная территория, должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Эту функцию выполняет государственная регистрация землепользования. Ее данные служат основанием для использования определенной площади земли конкретным пользователем.

При учете земля характеризуется по ее размеру, пространственному положению, качественному состоянию и использованию. Характер использования определяет состав и размещение земельных угодий, а также влияет на их качественное состояние. Данные регистрации землепользований при учете служат основанием для записи размеров землепользования каждого конкретного землепользователя. Если земли не предоставлены в пользование, например свободные земли государственного запаса, то они учитываются по их местонахождению как отдельно расположенные земельные массивы (участки) с соответствующей характеристикой их состояния.

При учете определяют не только количественные, но и качественные показатели земли как природного ресурса и средства производства. но так как отдельные природные свойства почв имеют неодинаковое хозяйственное значение и по-разному влияют на ее продуктивность, поэтому возникает необходимость их сравнительной оценки, то есть проведения бонитировки почв. Сведения регистрации землепользований и учета земель служат исходной информацией при бонитировке почв отдельных земельных участков землепользований. Качество земли зависит не только от природных факторов, но и экономических условий, поэтому возникает необходимость в экономической оценки земли как средства производства. Данные этой оценки основываются на регистрационно-учетных и бонитировочных сведениях. такова связь и последовательность осуществления земельного кадастра как целостной системы.

В свою очередь, каждая из частей земельного кадастра имеет конкретное назначение и содержание, основывается на определенных методах и способах ведения. Каждая из них в определенных условиях может проводиться самостоятельно. Возможно также осуществление не всех, а лишь некоторых частей земельного кадастра и изменение последовательности их проведения. но тогда они не представляют в полном объеме земельный кадастр как систему.

Подтверждением этого является история возникновения и развития земельного кадастра, а также практика земельных регистрационно-учетных работ в нашей стране.

Выделение в системе земельного кадастра его составных частей и в определенном смысле их самостоятельность как подсистем дает возможность осуществления земельного кадастра поэтапно в зависимости от народнохозяйственной потребности и возможности.

Целостность земельного кадастра как системы обусловливает необходимость единства организационных начал его осуществления и ведения документации.

Земельный кадастр в зависимости от характера и объема выполняемых работ подразделяется на два вида: основной (первичный) и текущий (последующий). Эти два вида органически связаны между собой и представляют стадии единого земельнокадастрового процесса.

Задача основного земельного кадастра - первоначальное получение сведений о природном состоянии, правовом и хозяйственном положении земель, подлежащих кадастрированию территории (землепользование, район, область и т.д.) При основном земельном кадастре собирают, анализируют и систематизируют все материалы и документы, содержащие сведения о площадях землепользований, составе и качественной характеристике угодий, об использовании земель, урожайности культур, издержках и т. п. Собранные материалы тщательно анализируют с точки зрения достоверности и полноты с учетом требований отдельных составных частей земельного кадастра. Затем составляют программу проведения кадастра с указанием видов и объема работ по каждой его составной части. Далее проводят работы по регистрации землепользований, учету и оценке земель.

Если по каким-либо отдельным частям земельного кадастра работы были выполнены ранее, то их сведения также уточняются. В необходимых случаях проводят корректировку имеющихся материалов и выполняют дополнительные работы с целью получения всех необходимых сведений.

Так, при введении в нашей стране земельного кадастра в полном объеме в него полностью включают после соответствующего уточнения и проверки данные действующих в стране государственной регистрации землепользований и государственного учета земель. Оценочные же работы проводят в соответствии с утвержденной методикой на всей территории в установленные сроки.

Полученные сведения после их систематизации, рассмотрения и утверждения в установленном порядке принимаются в качестве исходных для внесения в земельно-кадастровые документы. Производится первичная запись в документах государственного земельного кадастра. Таким образом, в результате проведения основного земельного кадастра получают сведения о размере земельного фонда страны, распределении его по основным категориям земель, землепользователям и угодьям, характеристику качества земель и их оценку. Другими словами, получают сведения о природном, правовом и хозяйственном положении земель единого государственного земельного фонда.

Основной земельный кадастр, как правило, связан с проведением большого объема работ по съемкам, обследованиям, описанию и оценке земель. Он повторяется через определенный период по мере необходимости.

В дальнейшем в процессе хозяйственного использования земельного фонда в его распределении, составе землепользований и угодий, качестве и продуктивности земель происходят соответствующие изменения. Для поддержания данных на уровне современности эти уточнения должны быть отражены в земельнокадастровой документации и в первоначально полученных сведениях. Таким образом, объективно возникает необходимость ведения текущего земельного кадастра. Его задачей является своевременное выявление и внесение в земельнокадастровые документы сведений об изменений, происшедших в распределении, качественном состоянии и использовании земель после проведения основного земельного кадастра, а также выявление и устранение ошибок в первоначальных записях и внесение дополнительных сведений в соответствии с новыми требованиями.

При текущем земельном кадастре в документах отражают только законные изменения, происшедшие в использовании земель.

При текущем кадастре, как правило, определенные действия по измерению и детальному обследованию проводятся не на всей территории, а лишь на той части, где произошли изменения. Таким образом, проведение как основного, так и текущего земельного кадастра позволяет получить необходимые сведения о земельном фонде страны.

Часть 4. Объекты земельного кадастра.

Объектом земельного кадастра является земельный фонд. включающий 6 категорий земель:

сельскохозяйственного назначения;

населенных пунктов;

промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения;

государственного лесного фонда;

государственного водного фонда;

государственного запаса.

Земельный кадастр является научной основой землеустройства, планирования, начисления налогов. Он помогает устраивать наивыгоднейшим способом использование каждого участка. Землеустройство, в свою очередь, выступает организующим и определяющим звеном всей системы территориального размещения объектов капитального строительства, формирует сырьевые зоны предприятий, образует новые и упорядочивает существующие землепользования, планирует строительство животноводческих комплексов, объектов агрохимических, ремонтно-строительных, транспортных и других служб.

Государственный земельный кадастр - единая система учета природного, хозяйственного и правового положения земель. Это совокупность сведений о распределении земель по землепользователям и угодьям, а также по производительности и доходности земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Государственный земельный кадастр включает:

учет земель и государственную регистрацию землепользователей;

бонитировку почв и качественную оценку земель;

экономическую оценку земель.

Заключение.

Государственная книга регистрации землепользователей создает сведения о землепользователях с указанием основания на право пользования землей, срока пользования и общей площади земли. В книге учитывается состав земель по видам угодий и дается качественная характеристика угодий - бонитировка почв, качественная и экономическая оценка земель.

Список использованной литературы.

Мухин Ю. Ф. «Кадастры».

Дегтярев «Земельный кадастр».

Описание предмета: «Земельное право»

Предметом отрасли права, в том числе и земельного, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права. Таким образом, отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права, составляют предмет этой отрасли права.

Для характеристики отрасли права вообще и земельного права в частности наряду с предметом важно выявление особенностей метода регулирования земельных отношений. Предоставление земли для хозяйственных нужд производится на основании решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта – решения (постановления) государственного органа. Однако в этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта, иными словами управляющего государственным земельным имуществом, а не как «власть».

Земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т.е. земельных отношений.

Земельное право как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые, как «кирпичики», образуют -целое здание правовой системы. Правовая норма – это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки, или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, взаимную ответственность за соблюдение договорной дисциплины.

Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений. Правовые институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть – особенными.

Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: право собственности на землю, иные виды прав на землю; право управления в области землепользования, а также не менее важные правовые институты землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования и зонирования земель; нормы государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли, правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий, институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Правовыми институтами особенной части являются группы (блоки) правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим, формы и виды землепользования, права и обязанности отдельных собственников земли и землепользователей сельскохозяйственных организаций, колхозов, совхозов, кооперативов, арендаторов, крестьянских хозяйств, различных категорий граждан.

Литература

  1. М.А. Сулин. Землеустройство сельскохозяйственных предприятий. – СПб.: Лань, 2002. – 224 с.
  2. Л.Б. Востокова, Д.С. Булгаков, Н.В. Орешникова, А.С. Яковлев. Бонитировка почв в системе земельного кадастра. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 300 с.
  3. А.А. Варламов, А.В. Севостьянов. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости. – М.: КолосС, 2008. – 265 с.
Загрузка...