musings.ru

Понятие одарённости в современной психологии. Понятие одаренности

Одна из основных задач психологической науки о человеке – это изучение способностей (качеств). Психология способностей, одаренности, творчества остается до сих пор неясной. Но вместе с тем выявлены некоторые закономерности развития способностей, методы диагностики, позволяющие организовать обучение учащихся, профессиональную деятельность работников с учетом принципа индивидуальности.

Проблема способностей в зарубежных исследованиях

Психология способностей как самостоятельная научная область имеет своих основателей. Зарубежная психология представлена такими учеными, как Ф. Гальтон, А. Бине, Т. Симон, Д. Векслер, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Р. Кеттелл. История экспериментального исследования индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях начинается с работ Френсиса Гальтона. Ученый полагал, что интеллектуальные возможности обусловлены биологической природой человека, а талант – наследственная черта, проявляющаяся в ряде поколений. Ф. Гальтоном разработаны метод анализа образной памяти, ассоциативный метод, исследованы феноменология восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативные способности. Существенную роль в экспериментальном исследовании развития умственных способностей сыграли Альфред Бине и Теодор Симон. Работая в Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей во французских школах, А. Бине и Т. Симон в 1905 г. создали шкалу измерения интеллекта, которая включала 30 заданий в порядке возрастания трудности. А. Бине и Т. Симон ввели понятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития, который определяется генетическим фактором. Исследования А. Бине и Т. Симона привели Давида Векслера к разработке теста интеллектуальных способностей, стандартизированного для взрослого населения. Первая версия шкалы измерения интеллекта (Векслер–Бельвью) вышла в 1939 г.

Р. Кеттелл определил два компонента в работе интеллекта: первый обусловлен биологической природой головного мозга и в целом нервной системой, второй – влиянием культурной среды. Джой Пол Гилфорд предпринял попытку математического построения модели творческой личности. В результате двадцатилетних исследований Дж. Гилфорд пришел к созданию кубической модели структуры интеллекта, в которой представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный, символический, семантический, поведенческий материал), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы).

Проблема способностей в отечественных исследованиях


Среди отечественных психологов необходимо назвать Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. Д. Небылицина, В. М. Русалова, Э. А. Голубеву, А. В. Брушлинского, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономарева и др. Благодаря этим исследователям накоплен богатый фактический материал, созданы методики диагностики (на сегодняшний момент они признаны классическими) и развития способностей, одаренности и творчества. Исследования В. Н. Дружинина, М. А. Холодной, Е. Л. Григоренко, посвященные проблеме интеллекта и креативности, концепция способностей В. Д. Шадрикова, труды Д. Б. Богоявленской, Ю. Д. Бабаевой, посвященные проблеме одаренности и творчества, представляют современный этап развития отечественной психологии. Истинно оригинальные, вдохновляющие подходы разработаны этими учеными. Основателем отечественной школы дифференциальной психологии по праву считается Борис Михайлович Теплов. Развивая идеи И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, он предложил программу экспериментальной диагностики физиологических свойств индивидуальных различий человека. Б. М. Теплов и его ученики выделили новые свойства нервных процессов: лабильность (Б. М. Теплов), динамичность (В. Н. Небылицин), концентрированность возбуждения (М. Н. Борисова), активированность (Э. А. Голубева). Особую роль Б. М. Теплов сыграл в разработке проблемы способностей в контексте индивидуальности личности. Ученый предложил три признака способностей: 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности; 3) способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека, но могут обусловливать быстроту и легкость их приобретения. Исследования Б. М. Теплова и его учеников позволяют определить сложившееся понимание способностей как индивидуально-пси­хо­ло­гических различий, которое нашло отражение в следующих положениях: нервная система имеет многоуровневую иерархическую организацию, представленную сложными взаимосвязями между общими и парциальными свойствами; нервная система является природной основой индивидуально-психологических различий; индивидуальные особенности нервных процессов обусловливают специфику индивидуальности человека, выраженную в деятельности; способности есть индивидуально-психологические особенности; структура способностей заключена в структуре конкретного вида деятельности; развитие способностей осуществляется в деятельности. Сергей Леонидович Рубинштейн раскрывает понимание способностей как индивидуальных особенностей личности и определяет их через механизм обобщения, т. е. способности – это обобщение психических способов осуществления деятельности. Таким образом, способности – это личностные образования, которые одновременно устойчивы и изменчивы: устойчивы, поскольку они присущи данной личности, составляют ее ярко выраженную определенность; изменчивы, потому что открыты в систему взаимодействия личности с миром. Природная сущность способностей, по С. Л. Рубинштейну, заключается в общих «родовых свойствах», присущих всем людям. Общие «родовые свойства» – психические процессы – и выступают основой развития способностейИсследования Льва Семеновича Выготского и Бориса Герасимовича Ананьева позволяют раскрыть структуру способностей и механизмы их развития. Л. С. Выготский выделил органические (биологические) и культурные процессы развития высших психических функций, показал их тесную взаимосвязь и слитность в процессе онтогенетического развития. Ученый подчеркивал, что развитие высших форм поведения требует известной степени биологической зрелости, структуры в качестве предпосылки. Главное внимание Л. С. Выготский сосредоточил на роли знака и способе его употребления в ходе овладения субъектом своим поведением. Ученый сформулировал важное положение о том, что при исследовании высших психических функций необходимо изучить, как ребенок владеет той или иной функцией, например, не какой памятью он обладает, а как умеет использовать свою память. Комплексное изучение психических функций позволило Б. Г. Ананьеву соотнести биологические и социальные компоненты психической деятельности. Психическая функция, по Б. Г. Ананьеву, есть сложное сочетание функциональных, операционных и мотивационных образований. Функциональные механизмы детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человеческого индивида. Операционные механизмы не содержатся в самом мозге – субстрате сознания, они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в общей его социализации и носят конкретно-исторический характер

Уровни развития способностей.

Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивно, обусловливающими возможность их приобретения. Одаренность -своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Следует отметить, что талант – это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом, а пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.

Талант и одаренность

Талантливый - это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым - как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле. Гениальность - Высший уровень развития способностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальный - это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек потенциально может быть в чем-то одаренным), способных - тоже немало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно немного, а гениальных - только единицы. Принято считать, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова.

Теории гениальности.

Как же до сих пор пытались объяснить природу или первопричины гениальности? Связь гениального творчества с психическими расстрой­ствами отмечалась на протяжении длительного исторического периода. Ещё до того, как первый автор смог сформулировать в конкретной форме эту идею, она нашла своё отражение в древнейших языках планеты. Некоторые из них имеют одинаковые слова как для обозначения психического расстройства, так и высокой творческой способности: древнегреческое «мания», древнееврейское «нави», санскритское «ниграта» оз­начали и «безумие», и «пророчество». В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие «бешеный», и «дух, поэзия». Гениальное творчество и психическое нарушение объеди­нялись как по внешнему сходству, так и из-за своего отличия от обычных проявлений душевной деятельности. Необыкновенные творческие способности, как и психические аномалии, вызыва­ются божеством. Подтверждение этому можно найти у Гомера (VII в. до н. э). Вероятно, первым в новой истории был французский философ Гельвеций ХУШ в., размышлявший о гениальности в общем контексте исследования человеческого мышления. В известном трактате "Об уме" он отстаивал идею о приобретённом, социальном характере становления и развития способностей личности. По его убеждению, любой человек при правильном его воспитании может достичь выдающихся результатов. В XIX в. немецкий философ А.Шопенгауэр в своих "Максимах"(1851) детально рассмотрел проблему гениальности - исключительно с феноменологической стороны. Он трактовал достижения гениев как результат уникального сочетания способностей, в основном врождённых, которые, однако, могут проявиться при благоприятных условиях среды. Такие же взгляды, получившие название "теории качественного превосходства" высказывали такие мыслители как Р.У. Эмерсон (США) и Т.Карлейль (Великобритания). В наши дни подобные позиции занимают, как уже упоминалось, большое число западных учёных.

Группа теорий, психоаналитических (такую классификацию ввела в 1950-х годах американский психолог А.Анастази) принадлежит представителям неофрейдизма, наиболее известны из которых Э.Фромм и К.Хорни (США). Исходя из основополагающей концепции 3.Фрейда о ведущей роли бессознательных процессов во всей психической жизни человека, они и гениальность рассматривают как проявление неосознаваемых актов творчества. В качестве аргументов используются самоотчёты выдающихся личностей, преимущественно из мира искусства, описывавших процесс реализации своих замыслов как практически неконтролируемый сознанием, происходящий под незримым воздействием неких непознанных, как правило, внешних сил. Напомним, что похожие на эти данные были получены и представителями группы "патологических" теорий гениальности. Кроме того, по их мнению, гении обладают обычными способностями (что опять-таки созвучно идеям последователей Ч.Ломброзо), но используют их в полной мере благодаря чрезвычайно сильной мотивации, нацеленности на творчество. Еще одна группа теорий , относящаяся уже к нашим дням, утверждает наличие дара творчества у всех людей, но в меньшей степени, чем у гениев. А гениальность - это результат количественного превосходства, достигаемый при благоприятных социальных условиях (соответствующее воспитание и образование, высокая социальная значимость продукта творчества и т. д.). Если коротко, то гений - это верхний предел непрерывного распределения способностей, дающий значительно более высокие результаты. С совершенно иной стороны подошёл к исследованию проблемы итальянский врач-психиатр Ч.Ломброзо . В некогда широко известном труде "Гениальность и помешательство. Тайна интеллекта». Размышления и возможностях человеческого разума, 1880", он привёл результаты собственных многолетних клинических наблюдении и историко-биографического анализа имеющихся сведений о выдающихся личностях нового времени. Основные из них, подтверждённые и многими более поздними авторами, следующие: Гениальность сопровождается вполне очевидными и существенными отклонениями от "нормы" в чертах характера и поведении или, как сказали бы сейчас, в психологическом профиле личности. Большинству из гениев присуща очень сильная впечатлительность и чувствительность к внешним раздражением. Чрезвычайные целеустремлённость и упорство в решении поставленных задач часто доходит до одержимости, что резко отличает их от талантов и, тем более, людей с нормальными способностями. Их привычная деятельность редко протекает равномерно: периоды высочайшего творческого подьёма, доходящего до экстаза, сменяются, из-за чрезмерной траты нервной энергии, чрезмерным же упадком сил, вплоть до полной прострации и неспособности мыслить. Очень часты чрезмерное употребление различных стимуляторов для поддержания творческой активности. Очень многие из них отмечали бессознательный (с приходом вдохновения) характер своего творчества. Анализ генеалогии семей с необычайно высоким процентом одарённых личностей не дал убедительных доказательств в пользу теорий наследования гениальности. Учитывая отсутствие в то время методов полноценного факторного анализа, они зачастую основывались на определённой совокупности фактов, специально отобранных из имеющегося достаточно большого их числа для защиты этих теорий. Современная генетика также не выявляет наследственной (не путать с врожденной) детерминации гениальности, о чём упоминалось выше. Сейчас можно с уверенностью сказать только, что генетически обусловлен тип нервной системы, а психологические свойства не наследуются. Более точное установление врождённости или приобретённости сложнейшей совокупности психофизиологических свойств личности остаётся по-прежнему за наукой дня завтрашнего. Однако, одно существенное замечание можно сделать уже сейчас. Ответы на эти вопросы не могут быть типа "или - или". Обязательно будет типа " и ", т.е., и то и другое. Но ответ должен быть с точностью, достаточной для нужд практики. Предрасположенность же к психическим нарушениям передаваемая, как известно, по наследству, у гениев оказалась выше, чем у обычных людей. В целом, как пишет Ч. Ломброзо, между этими двумя явлениями точек соприкосновения с позиций физиологии достаточно много. Последователи Ч.Ломброзо уже в XX в., в первую очередь, физиологи В. Ланге-Эйхбаум и Э.Кречмер (Германия) сделали более радикальные выводы об отсутствии заметных отличий в способностях обычного развитого человека и гения. Выдающиеся достижения второго приписываются ими исключительно наличию психопатических факторов. Имманентность, обязательное присутствие данных факторов в структуре личности рения подчёркивал и В.П.Эфроимсон. Обоснованность данных выводов, в рамках предлагаемой в настоящей работе концепции, будет специально рассмотрена далее. Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений - это носитель рецессивного гена шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, сын гениального Эйнштей­на болел шизофренией. В этом списке - Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джемс и др. Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психиче­ских отклонений иллюзия восприятия: таланты на виду и все их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше, а даже больше, чем среди «гениев»? Т. Саймонтон провел такой анализ и выявил, что среди гениев число душевнобольных не больше, чем среди основной массы населения (около 10 %). Един­ственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым? Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной активности, который способен пере­живать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный твор­ческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Аналогичные выводы о высокой тревожноности и плохой адаптированности творческих людей к социальной среде приводятся в ряде других исследований. Такой специалист, как Ф. Баррон , утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; следовательно, эмоциональные нарушения, искажающие “нормальное” видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности. Исследованию гениальности, понимаемой как повышенная умственная активность, посвящены работы выдающегося российского генетика В.П.Эфроимсона , использующего метод патографии (изучения болезней) великих людей прошлого. Понимая гениальность как результат взаимодействия социальных и биологических факторов, к средовым он относил следующие условия: 1) Становление в детско-подростково-юношеском периоде твердых ценностных установок (нечто подобное импринтингу). 2) Выбор деятельности в соответствии с индивидуальными дарованиями, которые имеются у каждого человека. 3) Оптимальные условия для развития этих дарований, иногда активно созданные даже вопреки социуму. 4) Наличие благоприятных социальных условий (социального заказа, «спроса») для самореализации.

высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. Научное изучение О. началось с работ Ф. Гальтона «Наследственность таланта». Ее законы и последствия, Г. Жоди «Психология великих людей» и В. Освальда «Великие люди». Возросший в начале ХХ в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», а Я. Зеленкевич – книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы О. изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и О., специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты О. представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтиса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевич. Интенсивно развивающаяся в ХХ в. психология О., разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологией, разрабатывающих образовательные программы развития одаренных учащихся. Для этих дисциплин, в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Так, в психологии творчества показана важная роль рефлексии в регуляции мыслительного процесса решения творческих задач; в возрастной психологии стали исследоваться особенности рефлексивной регуляции в онтогенезе (у дошкольников, школьников и взрослых учащихся); в педагогике творчества и акмеологии разрабатываются образовательные программы, нацеленные на развитие рефлексивных способностей учащихся. В целом, роль рефлексии в развитии О. заключается в обеспечении ее саморегуляции в процессах накопления творческих достижений, осознания творческого опыта и самоосмысления творческого саморазвития. Развитие О. осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальности и в продуктивном разрешении проблемно-конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития О. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, так как соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Оценка роли рефлексии в творческом развитии О. учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику.

Экспериментально установлено, что у одаренных младших подростков, творческая активность сопровождается иногда неустойчивыми и кратковременными проявлениями рефлексии. В целом рефлексия у них пока еще недостаточно развита, носит некритический, непроизвольный характер и слабо дифференцирована на формы (интеллектуальная и личностная).

Для умственной активности одаренных старших подростков характерна уже достаточно развитая рефлексия в виде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Эти качества интеллектуальной рефлексии тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание одаренных подростков. Свойства интеллектуальной и личностной рефлексии существенно усиливаются у одаренных взрослых учащихся (студентов и профессионалов), которые совершенствуют свои творческие способности и профессиональное мастерство в процессе непрерывного образования и самообразования. У взрослых рефлексивная обусловленность О. проявляется в период профессиональной реализации творческого потенциала в виде совершенствования профессионального мастерства. При этом важное значение имеет как репродуктивный компонент рефлексии в виде осознания стереотипов мышления и экспликации способов осуществления интеллектуальных операций, так и ее продуктивный компонент – в виде осмысления содержаний сознания (путем их замыкания на Я-концепцию) и их эвристического переосмысления (путем размыкания на «образ себя и мира») для инновационного продуцирования новых личностных психотехнологий, обеспечивающих развитие мастерства. У каждого профессионала имеется своя интуитивно складывающаяся программа культивирования рефлексии как предпосылка развития творческих способностей и О., накопление своего эвристического потенциала и его реализации в виде психологий профессионального мастерства. В случае индивидуальной реализации указанной программы имеет место культивирование природных способностей и творческой О., ведущее к ярким, талантливым инновациям, часто имеющим культурное значение. Однако имеются технологические для концентрации творческих возможностей профессионалов в системе непрерывного образования в тех случаях, когда используются интенсивно-игровые методы для культивирования рефлексивной культуры взрослых учащихся. При этом организуется групповая работа, направленная на осознание стереотипов, их разрушение и переосмысление открываемых в результате инновационных поисков содержаний сознания путем специально формируемой смыслотехники с использованием различных видов рефлексии: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культоральной. Лишь во взаимодействии индивидуальных и групповых форм развития рефлексивной культуры мышления осуществляется становление профессионального мастерства на базе раскрытия творческого потенциала О. человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

1.2. Виды одаренности

Выделяют три вида одаренности:

Академическую;

Интеллектуальную;

Творческую.

Академическая одаренность – «умение блестяще усваивать, то есть учиться».

Для академической одаренности значимы следующие слагаемые:

    интеллектуальные способности

    мотивация

    креативность

Психологические особенности детей, демонстрирующих академическую одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об академической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Особое место среди одаренных детей занимают интеллектуальные вундеркинды . Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.

1.3. Портрет одаренного ребенка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

1.4. Социально-психологический портрет одаренного ребенка

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно: структура и эмоциональный климат семьи, стили родительских отношений, отношение родителей к детской одаренности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я сказал…», «Сиди спокойно…».

Родители ждут от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются: «Убери игрушки, а я подмету пол…».

Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Типы отношений: отрицательное, игнорирующее, положительное,

II. Особенности познавательной деятельности.

Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении создавать альтернативные системы.

Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.

Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.

Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач.

Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем, что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра.

У детей возникает достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками развивается потребность в признании их со стороны.

В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей.

Среди причин называются: неумение слушать собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность, привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми.

Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития, подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной действительности.

Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях, тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.

Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений.

Он может уйти в воображаемый мир, где стирается граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

1.2. Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности

В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов признает. Что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов психике. Уровень и широта интеграции характеризуют формирование и зрелость самого явления – одаренности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения «все дети являются одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует значительная часть детей

Тот или другой ребенок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности, Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок увлеченный техникой дома строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

По мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, что одаренность они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, Лейтес Н.С.считает, что следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности (в отличие от одаренности взрослого человека). Одаренность конкретного ребенка в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Как считает педагог Попова Л.В., у детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, собственно индивидуальных черт обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко бывает примириться с тем, что ранние успехи, с которыми могла связываться надежда на дальнейший подъем необычных умственных сил, порой оказываются по преимуществу выражением возрастного этапа развития. Показательны случаи, когда привлекающие к себе внимание достоинства происходят за счет таких возрастных особенностей, которые не имеют долгосрочного значения. Например, не следует слишком обольщаться, когда ребенок обнаруживает избирательное тяготение к оперированию абстрактными понятиями, с также схемами, планами. Со временем может выясниться, что более конкретный, содержательный анализ, который потребуется на последующих возрастных этапах таких детей будет затруднять. Так что сама по себе ранняя готовность к систематизации, к манипулированию общими понятиями, создающая видимость одаренности. Еще недостаточно для предвидения будущего этого ребенка.

Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие:

Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение Это явление получило наименование «направленность личности».

Направленность – одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Известный специалист в области детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью.

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения

Вторая группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, во время контрольных работ и экзаменов. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии поставленными перед собой целями.

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области, то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка. Многие известные ученые музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А.Моцарта, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, И.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского и этот список можно продолжать. Не секрет, что одаренные дети, как уже говорилось часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда.

И, наоборот, не менее часто люди не проявившие себя в детстве достигали выдающихся результатов в последующем, зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал как свидетельствуют биографии многих выдающихся людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, Н, Коперник не только не значился среди одаренных детей, но даже формально не принадлежал к числу ученых-астрономов. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов.

Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал может действительно не проявиться до определенного времени. А может быть родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А может быть напротив, они в силу непонимания они не заметили в ребенке этих потенциальных выдающихся возможностей и даже рассматривали проявление креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее умными считали совсем других.

Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессоры, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразным подтверждением этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии четырехсот выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни.

Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности еще раз подчеркивают сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности черты характера. Особенности поведения и деятельности могут указать взрослому, на то что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником и т.д. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющие прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных, обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах одаренности.

Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности психологи отмечают следующие:

Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;

Степень сформированности; форма проявления; широта проявлений в различных видах деятельности; Особенности возрастного развития.

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относится практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены различные уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсорно-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность; в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов; в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность; в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсорно-моторные качества, либо эмоционально-экспрессивные качества.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется в практическом плане, коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовностно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Классификация видов одаренности по данному критерию является наиболее важной в плане понимания природы детской одаренности. В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должна рассматриваться отдельно. 3.2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше...

Ребенка в том случае, когда прогноз развития достаточно благоприятен. Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми и учителями в условиях иннавационного образовательного учреждения. 1. Программа работы практического психолога с одаренными детьми (по Матюшкину А.М.). Программа позволяет практическому психологу вести работу с одаренными детьми на...

Музыкальной педагогике. Не следует механически переписывать в перспективный план все то, что указано в программе, положенной в основу работы данного учреждения. Приведем пример перспективного планирования музыкальных вечеров развлечений, проводимых два раза в месяц в малокомплектном дошкольном учреждении для детей в возрасте от 4 до 6 лет (на три месяца). Сентябрь 2-я неделя. "К нам в гости...

Педагогической практике общеобразовательных и других школ произошло в связи со стремлением превратить школу в центр социальной работы микрорайона. Этому во многом способствовало обобщение и распространение опыта временного научно-исследовательского коллектива «Школа – микрорайон» на базе лаборатории взаимодействия семьи, школы и общественности в воспитании учащихся по месту жительства Института...

2 комментария

Очень хорошая работа, но хотелось бы получить информацию от автора, если это возможно. Эти графики учёта успеваемости, успешности одарённых детей в группе детсада делались с учётом всего списочного состава группы или это только список одарённых детей? В моей группе например списочный состав 33 ребёнка. И вопрос у меня как делать эти графики?

Введение

1.1 Исследования детской одаренности учеными психологами

1.2 Основные составляющие детской одаренности

1.3 Виды детской одаренности

Глава 2. Технология социально-педагогической поддержки одаренного ребенка

2.1 Изучение условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении

2.2 Анализ полученных данных по изучению условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении

Заключение

Литература

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность . Современные тенденции общественного развития со все большей очевидностью показывают кризисное состояние как материальной, так и духовной сферы жизни. И если кризис материального производства рано или поздно будет преодолен в силу действия ряда объективных законов, то процесс духовного возрождения общества представляет собой длительный эволюционный путь, затрагивающий в конечном итоге каждого человека. Именно самоценность личности, ее уникальность и неповторимость должны культивироваться с полной определенностью и настойчивостью во всех государственных и общественных учреждениях. И в этом роль системы образования нельзя недооценивать. Поэтому совсем не случайно концепция образования и воспитания в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности .

Одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни, залог его процветания. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. Многие страны вкладывают немалые средства в национальные и региональные программы работы с ними. Данные программы призваны обеспечить оптимальный поиск и выявление юных талантов, оказание им специальной социальной, психологической и педагогической помощи, отбор и подготовку учителей и воспитателей .

Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Примерно 15% одаренных учащихся школа считает «трудными». Однако даже при использовании научно обоснованного подхода при выявлении одаренных детей возникает следующий вопрос - что с ними делать, какие способы применить для развития потенциала личности.

У одаренного ребенка много социально-психологических проблем: в сфере общения и поведения, внутриличностном состоянии. Длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения важных психологических потребностей приводит к апатичности, вялости, незаинтересованности в контактах, в асоциальном и агрессивном поведении, уходом в мир своих грез, в низкой учебной мотивации одаренного ребенка. Результаты скрининга затруднений интеллектуально одаренных младших школьников, проводимые на протяжении четырех учебных лет, указывают на рост неблагополучия в школьной социальной среде.

Разрешение затруднений одаренного ребенка возможно лишь при условии своевременного выявления одаренности и обеспечения условий для максимального развития таланта и способностей такого ребенка всеми субъектами учебно-воспитательного процесса с одной стороны, а с другой стороны - сохранения психического здоровья и комфортного положения одаренного ученика в детском коллективе .

С одаренностью ребенка в школе педагог-психолог обычно встречается в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и (или) окружающих его людей. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий.

Целью данной курсовой работы является: изучить сущность социально-педагогической поддержки одаренного ребенка в дошкольном учреждении.

Задачи :

1. Раскрыть сущность понятия детской одаренности.

2. Проанализировать основные составляющие детской одаренности.

3. Показать содержание социально-педагогической поддержки детей в ДУ.

Объект исследования : художественно-изобразительная одаренность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : процесс социально-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с художественно-изобразительной одаренностью.

Гипотеза : воспитатель является главным действующим лицом в процессе социально-педагогической поддержки одаренного ребенка в дошкольном учреждении.

Глава 1. Понятие детской одаренности

1. 1 Исследования детской одаренности учеными психологами

Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент.

Одним из пионеров экспериментального подхода к изучению проблемы гениальности был выдающийся английский антрополог сэр Френсис Гальтон. Он, безусловно, заслужил почетное право на особое место в истории психологии гениальности.

Френсис Гальтон (1822-1911) родился в семье английских аристократов, получил прекрасное медицинское и биологическое образование. По свидетельству биографов, в детстве был одаренным ребенком. Его выдающиеся способности и поразительная широта интересов дали удивительные результаты. Ф. Гальтон оставил заметный след не только в психологии, но и во многих областях научного знания: географии, метеорологии и даже в криминалистике. По свидетельству современников, огромное впечатление на Ф Галътп на произвел труд его двоюродного брата Чарльза Дарвина «Происхождение видов», благодаря чему он увлекся проблемой наследования таланта.

Ф. Гальтон первым попытался доказать, что гениальность - результат действия наследственных факторов. Его книга «Наследственность таланта; ее законы и последствия» стала одним из самых популярных психологических трудов второй половины XIX века. Аргументы Ф. Гальтона Основаны на результатах статистического анализа биографических фактов представителей английской социальной элиты.

Он обследовал 977 выдающихся людей из 300 семей. Главная причина высоких достижений лежит, по его мнению, в самом человеке и передается биологическим путем, из поколения в поколение. Гениальный человек - продукт гениального рода.

Евгеника

Дальнейшая разработка проблемы наследования таланта привела Ф. Гальтона к заключению о необходимости искусственного поддерживания и даже совершенствования интеллектуального потенциала в человеческом сообществе. Для этого естественный отбор в человеческом обществе должен, по его утверждению, уступить место искусственному отбору. Иначе говоря, люди должны упорядочить собственное размножение.

Ф. Гальтон прямо заявлял о том, что со времен Афинской цивилизации человечество деградирует из-за беспорядочного размножения. Человеческому виду, считал он, следует заняться своим улучшением и для этого искусственно поддерживать воспроизводство людей, обладающих желательными качествами, и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и т.п.

Для решения этих задач им была создана специальная отрасль знаний - евгеника (от греческого - рождение более лучших). Специалисты её области биологии подчеркивают, что евгеника не тождественна медицинской генетике. Основная задача медицинской генетики - изучение механизмов наследования, в то время как евгеника разрабатывает, в первую очередь, проблемы искусственнойселекции применительно к человеку.

И при жизни, и после нее у Ф. Гальтона не был недостатка в противниках, но, какой бы критике ни! подвергали его теорию, практически все исследователи признают его приоритет в деле «очеловечивания природы гения». Главной причиной величайших духовных свершений после исследований Ф. Гальтона признавалось уже не какое-то высшее существо, не слепая судьба, а факторы, которые можно экспериментально исследовать, прогнозировать, целенаправленно развивать.

До сих пор всем нам часто приходится слышать о тестировании на интеллект. Как соотносится идеяэтого тестирования с современными представлениями об одаренности? Ответ на этот вопрос можно найти, обратившись к истории психологии.

Период интенсивной разработки идеи интеллектуальной одаренности охватывает время от начала до второй половины XX века. И в науке и в быту существует множество трактовок понятия интеллект, но, несмотря на это, термин интеллектуальная одаренность в психологии приобрел относительно ясный смысл и тесно связан с пониманием, сформировавшимся в результате развития специальной области психологии - психометрии. Особое место в разработке этой отрасли психологии принадлежат: французскому ученому Альфреду Бине.

В 1904 году во Франции по заданию министра общественного права была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Эти тесты должны были стать основанием для оценки степени задержки в умственном развитии и принятия решения о дальнейшем обучении этого ребенка, что позволило бы детям с умственными расстройствами получать адекватное образование. Французский ученый Альт фред Бине совместно со своим коллегой Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворявшие требованиям комиссии.

Загрузка...