musings.ru

Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы предприятия. Выбор организационно-правовой формы предприятия Виды организационно-правовых форм коммерческих организаций

При выборе организационно-правовой формы деятельное! предприятия нужно определить требуемый уровень и объем ег возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержа­ния будущей деятельности, возможного круга партнеров, сущест­вующего в стране законодательства. Принимая решение о выборе организационно-правовой деятельности, необходимо основываться на хозяйственном, предпринимательском и трудовом праве. Хо­зяйственное и предпринимательское право каждой страны содержит лишь определенные организационно-правовые формы деятельности.

В соответствии с национальным законодательством предпри­ятия могут быть основаны на частной, коллективной, государст­венной и смешанных формах собственности. В связи с этим в туристском бизнесе могут действовать частные, коллективные, государственные, совместные и иностранные предприятия.

Субъектами хозяйствования могут выступать физические и юри­дические лица (рис. 4.4).

Под физическими лицами понимаются граждане страны, ино­странные граждане, лица без гражданства и с двойным граждан­ством. Однако участие в товарно-денежных отношениях нередко требует вложения весьма значительных капиталов, которыми не обладают отдельные физические лица. Только объединив капи­талы многих участников рыночных отношений, можно решать крупные инвестиционные проекты. Эта особенность рыночных отношений обусловила участие в них искусственных образова­ний, именуемых юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяй­ственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществ­лять имущественные и личные неимущественные права, испол­нять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридиче­ское лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету и собственный расчетный счет. Оно также должно быть внесено в единый государственный регистр юридических лиц страны ре­гистрации.

Юридические лица делятся на виды по различным несовпадающим критериям в зависимости от цели, которая ставится при классификации. Таких критериев много. Наиболее значимыми из них являются: собственность, на основе которой юридическое.-лицо образовано; права учредителей (участников, членов) юриди­ческого лица на его имущество; цель деятельности; состав учреди­телей; способ образования; состав учредительных документов; характер участия учредителей в деятельности юридического лица; обязанности участников (членов) участвовать своим трудом в дея­тельности юридического лица и др.

Рыночная экономика предполагает деятельность субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. Разли­чают некоммерческие организации (образующиеся для удовлетворения а духовных или иных нематериальных потребностей; обычно пре- ; следуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели) и коммерческие (образующиеся с целью получения прибыли).


К некоммерческим организациям относят потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

К коммерческим организациям относят хозяйственные това­рищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества - это коммерческие организа­ции, обладающие на правах собственности обособленным иму­ществом, с разделенным на доли (вклады) уставным капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества.

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенными между ними догово­рами занимаются предпринимательской деятельностью от име­ни товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товари­щества. Полное товарищество создается и действует на основа­нии учредительного договора, подписываемого всеми его участ­никами. Управление деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарище­ства могут быть предусмотрены случаи, когда решение принима­ется большинством голосов участников. Участниками полных товариществ могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Коммандитным называется товарищество, в котором присутст­вуют участники, осуществляющие от его имени предприниматель­скую деятельность и отвечающие по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полные товарищи). Кроме участников, несущих полную ответственность, имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убыт­ков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Коммандитное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами. Последни­ми могут являться индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в коммандитных това­риществах могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнитель­ной ответственностью (ОДО) или акционерного общества (АО).

Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учре­жденное двумя или более лицами общество, уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пре­делах сумм внесенных ими вкладов. Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учреди­телями, и утвержденный ими устав. Уставный фонд ООО форми­руется из стоимости вкладов его участников. Высшим органом является общее собрание участников. В ООО создается исполни­тельный орган (коллегиальный и/или единоличный), осуществ­ляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию участников. Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном фонде общества одному или нескольким участникам данного общества.

Обществом с дополнительной ответственностью является учре­жденное двумя или более лицами общество, уставный фонд кото­рого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиар­ную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества рас­пределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. К ОДО применяются правила об ООО, поскольку иное не предусмотрено законодательством.

Акционерные общества - это общества, уставный фонд кото­рых разделен на определенное число акций равной номиналь­ной стоимости и формируется за счет их продажи.

Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обще­ством, свидетельствующая о паевом взносе ее собственника в устав­ный фонд общества и дающая собственнику право на получение дивидендов. Акции имеют номинальную стоимость (нарицатель­ную стоимость, обозначенную на самой акции), эмиссионную цену (стоимость), по которой они продаются на первичном рынке (обычно самим акционерным обществом), реальную (рыночную) цену, по которой они оцениваются на вторичном рынке ценных бумаг, и балансовую цену, определяемую на основе документов фи­нансовой отчетности акционерного общества.

Совокупность акций, принадлежащих одному члену акцио­нерного общества - это пакетом акций .

Дивиденд - это доход (часть общей прибыли акционерного общества), получаемый владельцем акций. Выражается в про­центах (например, дивиденд по акциям составил 14 %) или в аб­солютном значении (например, получил 180 дол. в виде диви­денда по акциям).

Ответственность участников (акционеров) ограничена стои­мостью принадлежащего им пакета акций. Учредители акцио­нерного общества заключают между собой договор, определяю­щий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного фонда общества, категории выпускаемых акций и порядок размещения, а также иные усло­вия, предусмотренные законодательством об акционерных об­ществах. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.

Различают открытые акционерные общества (ОАО) и закры­тые акционерные общества (ЗАО).

Акционерное общество, участник которого может отчуж­дать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционер­ным обществом. Такое акционерное общество вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную продажу их на условиях, устанавливаемых законодательством. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую под­писку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Под производственным кооперативом понимается коммерче­ская организация, участники которой обязаны внести имущест­венный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в ее

деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязатель­ствам производственного кооператива в равных долях, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годо­вого дохода в производственном кооперативе. Учредительным до­кументом производственного кооператива является устав, утвер­ждаемый общим собранием его членов. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Высшим орга­ном управления является общее собрание членов кооператива. Его исполнительными органами являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельно­стью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.

Унитарным предприятием является коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками пред­приятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) или ча­стные унитарные предприятия. Имущество такого предприятия находится в государственной либо частной собственности физи­ческого или юридического лица. Руководящим органом унитар­ного предприятия является назначаемый собственником имуще­ства руководитель, который подотчетен этому собственнику. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Одной из хозяйственно-правовых форм туристских предпри­ятий является деятельность индивидуального предпринимателя (ИП). Обычно в законодательстве каждой страны определено, что любое частное лицо, гражданин данной страны, вправе за­ниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. ИП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законода­тельством не может быть обращено взыскание. Перечень иму­щества граждан, на которое не может быть обращено взыскание,

устанавливается гражданским процессуальным законодательством, ИП, который не в состоянии удовлетворить требования креди­торов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятель­ным (банкротом) в судебном порядке. С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу регистрация индивидуаль­ного предпринимателя в этом качестве.

Таким образом, мы назвали возможные организационно-пра­вовые формы деятельности предприятий. Но какая из этих форм наиболее пригодна для вновь образующегося туристского пред­приятия? Рассмотрим факторы, определяющие выбор организа­ционно-правовых форм деятельности туристского предприятия (рис. 4.5).

Принимая во внимание вышеизложенные факторы, необходи­мо отметить, что до 2000 г. туристские предприятия при выборе формы юридического лица отдавали предпочтение обществам с ограниченной ответственностью (ООО), составлявшим около 75 % от общего числа зарегистрированных туристских предприятий. В настоящее время наиболее популярными организационно-пра­вовыми формами деятельности туристских предприятий являются общество с дополнительной ответственностью (ОДО), унитарное предприятие (УП), индивидуальный предприниматель (ИП)

Зеленов Михаил Фридрихович, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академического международного института, кандидат юридических наук, доцент.

В научной публикации освещаются аспекты, связанные с обстоятельствами, способствующими проявлению коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления. На основе анализа нормативного материала, позиций ведущих исследователей в данной сфере предлагается авторская концепция содержания организационно-правовых факторов, влияющих на правомерное поведение чиновников.

Ключевые слова: коррупция, государственная и муниципальная служба, ограничения, запреты, ответственность должностных лиц, руководящий состав, служебное поведение.

The organizational-legal factors promoting display corruption in executive power system

In the scientific publication the aspects connected with circumstances, promoting corruption display in public authorities and local government are shined. On the basis of the analysis of a standard material, positions of leading researchers in the given sphere the author"s concept of the maintenance of the organizational-legal factors influencing lawful behavior of official is offered.

Key words: corruption, the state and municipal service, restrictions, interdictions, responsibility of officials, an administrative board, office behavior.

Коррупция, как и всякое социальное явление, имеет свои корни и свои причины. При этом уровень коррупции тесно связан со стоимостью бюрократической процедуры: если бюрократическая процедура предполагает большие ресурсные затраты (время, финансовые ресурсы, усилия и т.п.), то становится востребованной коррупционная модель социальных отношений. В то же время совершенно очевидно, что только сложность и стоимость (в различных смыслах) бюрократических процедур не могут порождать коррупцию. В обществе, где мздоимство является нормой, а контроль и ответственность отсутствуют, коррупционная модель поведения может возникнуть даже там, где сложность "законных" бюрократических процедур не так высока; с другой стороны, даже при высокой сложности последних многочисленные причины (наличие жестких административных процедур, строгой юридической ответственности и т.п.) могут препятствовать коррупционным проявлением.

В связи с этим, учитывая, что целью государственной политики в данной области является формирование механизмов противодействия коррупции в системе исполнительной власти в Российской Федерации на всех ее уровнях, представляется абсолютно необходимым остановиться на причинах (факторах), порождающих коррупцию в этой системе, для того чтобы определить возможные способы их если не устранения, то минимизации.

Вопрос о том, что порождает коррупцию и во властных структурах, и в обществе в целом, является достаточно хорошо освещенным в литературе. При этом нельзя не отметить, что специалисты, применительно к рассматриваемому вопросу, используют разную терминологию для обозначения детерминант коррупции: "причины коррупции", "предпосылки коррупции", "факторы коррупции". Идет ли в данном случае речь о явлениях одного порядка или их все же следует различать?

Как нам представляется, верным все же является второй подход. Предпосылка - это предварительное условие, исходный пункт чего-нибудь <1>. Причины коррупции следует отличать от их предпосылок, так как причины порождают коррупцию непосредственно, в то время как предпосылки влекут появление коррупции через одно или несколько промежуточных действий. Фактор (нем. Faktor, от лат. factor - "делающий, производящий") определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты <2>. В словаре Брокгауза и Ефрона фактор определяется как: 1) деятельная сила какого-либо явления; 2) математический множитель, член алгебраического выражения; 3) комиссионер; в типографии: надсмотрщик за работой, посредник по поставке материалов <3>. Таким образом, фактор также порождает какое-либо явление (в рассматриваемом нами случае коррупцию), а некоторые источники его прямо отождествляют с причиной.

<1> Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1940. Т. 3. С. 381.
<2> Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 1263.
<3> Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 3 т. СПб., 1902. Т. 3. С. 346.

Представляется, однако, что применительно к коррупции между причинами и факторами не следует ставить знак равенства. Здесь следует использовать опыт криминологической науки, которая оперирует категориями: "причины преступности" и "факторы преступности". При этом второе традиционно рассматривается более широко, чем первое, так как "фактор" означает явление, представляющее криминологический интерес, имеющее определенное значение, влияющее на ход и результаты какого-то процесса" <4>. При дальнейшем анализе какие-то "факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими" <5>.

<4> Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С. 101.
<5> Там же.

Таким образом, категории "факторы преступности" и "причины преступности" рассматриваются как общее и частное (поскольку факторами преступности могут выступать не только ее причины, причины же всегда являются факторами). Представляется, что такой же подход применим и к вопросам возникновения коррупции. В научных целях, разумеется, можно использовать обе категории, приоритетность той или иной определяется целями, которые стоят перед исследователем. Если имеется необходимость проанализировать коррупционные явления как можно более детально, речь должна вестись о причинах, их порождающих. Если же ставится цель охватить как можно более широкий круг явлений, порождающих коррупцию, предметом анализа должны являться факторы коррупции.

Поскольку перед нами в рамках данного исследования в конечном счете стоит задача сформировать механизмы противодействия коррупции в системе исполнительной власти, ее решение должно опираться на выявление коррупционных факторов. Вместе с тем предметом нашего анализа в дальнейшем будут и факторы, и причины коррупции, во-первых, в силу того, что причины всегда выступают одновременно факторами, во-вторых, в силу того, что, как уже отмечалось выше, многие исследователи вообще не различают эти явления и пишут и о факторах, и о причинах, и о предпосылках коррупции.

Приступая к рассмотрению этого вопроса, прежде всего, отметим, что термины "коррупционные факторы" или "коррупциогенные факторы" достаточно активно используются в современном отечественном законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <6> определяет, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Термин "коррупциогенный фактор" используется и в Постановлении Правительства РФ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <7>, а также в ряде иных документов. В то же время в федеральном законодательстве применительно к той же антикоррупционной экспертизе используется и термин "коррупционный фактор" <8>. Как справедливо отмечает О.Г. Дьяконова, "термины, несмотря на схожесть, являются различными: "коррупционный фактор" - источник, причина преступного использования предоставленных полномочий, а "коррупциогенность" - свойство предмета, позволяющее утверждать, что данный предмет включает в себя один или несколько коррупционных элементов, которые могут впоследствии при определенных обстоятельствах проявиться в качестве коррупционных, поэтому наиболее приемлемым следует признать термин "коррупционные факторы", а коррупциогенность можно определить как потенциальную возможность совершения коррупционных деяний (действий/бездействия)" <9>. Действительно, коррупциогенными могут быть нормы, но не факторы. Тем не менее, поскольку Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и сама Методика проведения этой экспертизы используют термин "коррупциогенные факторы", далее в работе применительно к антикоррупционной экспертизе будет использоваться именно этот термин.

<6> ФЗ от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.
<7> Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов") // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1084.
<8> См., напр.: Приказ Роспечати от 01.12.2010 N 582 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.2010 N 19502) // Российская газета. N 17. 2011; Приказ Росархива от 20.07.2010 N 53 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства" (вместе с "Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального архивного агентства") (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 N 18105) // Российская газета. N 188. 2010 и др.
<9> Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов / Сост. Е.Р. Россинская. М.: Проспект, 2010. С. 38.

В то же время ставить знак равенства между коррупциогенными факторами, содержащимися в актах и проектах актов, являющихся предметом антикоррупционной экспертизы, и факторами коррупции в целом не следует. Как верно пишет В.А. Едлин, указанные "факторы довольно точно определяют основные причины коррупции, связанные с технической стороной исполнения законов. В действительности коррупциогенных факторов намного больше" <10>. Поэтому, хотя далее мы еще вернемся к коррупциогенным факторам, предметом анализа в рамках настоящей главы будет иной круг факторов.

<10>

Как уже отмечалось выше, круг факторов (причин) коррупции, выделяемых различными исследователями, достаточно широк. Так, к общим и основным причинам коррупции Л.Я. Драпкин и Я.М. Злоченко относят:

  • отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов;
  • существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ;
  • слабость, нерешительность, а иногда и полное политическое безволие государственной власти;
  • кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе и коррумпированным структурам всех уровней;
  • криминализацию значительной части политической элиты;
  • моральную деградацию определенных слоев общества;
  • минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жесткой по отношению к ним репрессии;
  • привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках бюрократов <11>.
<11> Драпкин Л.Я., Злоченко Я.М. Коррупция в сфере российской экономики: криминалистические и криминологические аспекты // Бизнес, менеджмент и право. 2003. N 4. С. 73 - 74.

По мнению О.И. Коротковой, основными причинами высокой коррупции являются двусмысленные законы; незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии; кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); неанглосаксонская система права; религиозная традиция; культура страны в целом <12>. В.А. Едлин к таковым относит "нестабильность во власти; отсутствие надлежащего механизма контроля, исключающего применение принципа круговой поруки органов власти и ряда недобросовестных должностных лиц; уровень оплаты труда; менталитет граждан, стремящихся решить свои вопросы "быстро и без бумажек", и пр." <13>. В.Г. Клочков применительно к рассматриваемому вопросу пишет: "...основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит... Такому криминогенному состоянию способствует правовой нигилизм, который охватил некоторые органы трех ветвей государственной власти разного уровня, ухудшение исполнительской дисциплины, подбор, расстановка и воспитание кадров, несовершенная нормативно-правовая база, серьезные недостатки и просчеты в правоприменительной практике правоохранительных органов" <14>.

<12> Короткова О.И. Борьба с коррупцией - одна из основных задач органов государственной власти // Безопасность бизнеса. 2009. N 3. С. 27 - 30.
<13> Едлин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2010.
<14> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 7.

Схожие причины коррупции в Российской Федерации отмечаются и зарубежными специалистами: низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определенные услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция; этническая неоднородность населения; низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения); религиозная традиция; культура страны в целом <15>.

<15> См.: Lederman D., Loayza N.V., Soares R.R. Accountability and corruption: political institutions matter // Economics & Politics. 2005. Vol. 17. N 1. P. 1.

Как видим, большинство исследователей называют причин (факторов) коррупции достаточно много, относя к ним чуть ли не все пороки аппарата управления, да и общества в целом. При этом какой-либо систематизации причин (факторов) коррупции обычно не приводится. Научная ценность таких исследований вряд ли велика, да и сами они по своему качеству скорее напоминают взгляды на коррупцию обычного обывателя, чем серьезные научные исследования.

Показательно, что и в опросах граждан в качестве причин коррупции называются примерно те же: жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов - 70,1%; неэффективность государства, несовершенство законов - 63,1%; низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего большинства населения - 37,2%; широкое распространение клановости и семейственности в среде российских чиновников - 33,9%; правовая неграмотность самих чиновников - 13,7% <16>; "низкий" уровень борьбы - 45,6%; рост бюрократических барьеров - 17,1%; возможность ускорения решения вопросов - 16,3% <17>.

<16> См.: Правовые акты: антикоррупционный анализ: Научно-практическое пособие / Отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ; Волтерс Клувер, 2010. С. 56.
<17> См.: Соларев А. Чиновники самарской мэрии меняют кабинеты // Российская газета. 25.03.2008.

Большего внимания, на наш взгляд, заслуживают исследования, в которых, при всем многообразии причин (факторов) коррупции, делаются попытки их каким-либо образом систематизировать. Так, рядом исследователей все факторы коррупции подразделяются на:

  • фундаментальные (несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы);
  • правовые (слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, отсутствие необходимого контроля, неадекватные меры наказания за коррупционные действия, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов);
  • организационно-экономические (трудности управления большой территорией, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм, прочие формы дискриминации);
  • информационные (непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие офшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции);
  • социальные (клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация "дружеских связей", блат, традиция "дарения" подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования);
  • культурно-исторические (сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям честности и чести) <18>.
<18> См., напр.: Полтерович В.М. Факторы коррупции. М., 1998; Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции. Важны ли рыночные институты? М., 2008; B. Begovic. Corruption: concepts, types, causes and consequences. CADAL, 2005 и др.

Несмотря на то, что к данной классификации тоже могут, на наш взгляд, быть предъявлены определенные претензии (прежде всего, с точки зрения ее оснований), она все же в большей степени позволяет ориентироваться в факторах коррупции и определить пути и средства их устранения. При этом несложно заметить, что приведенные подходы к классификации факторов коррупции имеют несомненное сходство с утвердившимися в отечественной криминологии подходами к факторам (причинам) преступности вообще <19>. И это вполне логично, так как, являясь видом социально негативного явления, коррупция имеет в целом те же корни, что и любое противоправное поведение, в том числе и преступное.

<19> Так, криминологами выделяются социальные, экономические, нравственные (культурные), биологические, правовые и иные причины и условия (факторы) преступности. См., напр.: Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2010; Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006; Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах. М.: Велби, 2005 и др.

Разумеется, в настоящем диссертационном исследовании нас интересуют не все факторы коррупции, а только те, которые непосредственно связаны с организацией и функционированием исполнительной власти. Исследование, например, вопросов ментальности российских чиновников (и всего населения в целом) или несовершенства системы принятия политических решений, безусловно, очень интересно, но выходит за рамки работы.

В силу этого речь далее будет идти только о правовых или, точнее, организационно-правовых факторах. Под организационно-правовыми факторами коррупции в системе исполнительной власти здесь и далее в работе будут пониматься факторы, представляющие собой обусловленные самой организацией управленческой деятельности и юридически закрепленные возможности совершения должностными лицами коррупционных действий. Организационно-правовыми факторами коррупции в первую очередь являются:

  • неопределенность законодательства;
  • отсутствие четко закрепленных процедур совершения управленческих действий;
  • отсутствие необходимого контроля;
  • неадекватные меры наказания за коррупционные действия;
  • наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов, и др.

Несложно заметить, что в таком контексте организационно-правовые факторы коррупции в целом описываются широко известной "формулой коррупции", предложенной Робертом Клитгаардом:

К = М + С - П,

расшифровываемая как: Коррупция = Монополия + Свобода действий - Подконтрольность <20>.

<20> В некоторых вариантах формулы последним элементом ее называется не П - подконтрольность, а О - ответственность, что, на наш взгляд, принципиально не меняет ее сущности.

Применительно к системе исполнительной власти эта формула может быть несколько модифицирована и уточнена.

Элемент монополии в рамках системы государственного и муниципального управления означает монополию государственных и муниципальных чиновников на принятие решений. Иными словами, здесь можно вести речь о существовании исключительного управленческого ресурса.

Свобода действий - это юридически закрепленные полномочия должностных лиц дискреционного характера, т.е. полномочия действовать по усмотрению. Сами по себе дискреционные полномочия - объективно необходимый элемент исполнительно-распорядительной деятельности, однако их избыток, в отсутствие должного контроля и ответственности, действительно является важнейшим организационно-правовым фактором коррупции. В силу этого вопросы о критериях и пределах управленческого усмотрения будут рассмотрены нами в диссертации далее.

Отдельно следует остановиться на подконтрольности. Контроль является одним из основных способов обеспечения законности в системе исполнительной власти <21>. Государственный контроль, обладая определенными признаками, рассматривается как особая функция государства, выражающаяся в деятельности государственных органов, направленной на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения режима законности <22>.

<21> См., напр.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2008; Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004; Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М., 2006.
<22> Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005. С. 11.

Вместе с тем, как показывает практика, из-за высокой латентности коррупционных правонарушений традиционные формы контроля (проверки, ревизии, отчеты и т.п.) для противодействия ей не всегда являются эффективными. В связи с этим в законодательстве большинства стран мира, в дополнение к системе контроля собственно за законностью принимаемых государственными и муниципальными служащими управленческих решений, формируется дополнительная система контроля за самими служащими (точнее - за их доходами, расходами; их нахождением в потенциально коррупциогенных ситуациях и т.п.). В данном случае контроль направлен на предотвращение коррупции, но не напрямую, а путем выявления фактов, ей способствующих или о ней свидетельствующих. Следовательно, в данном случае речь идет о специальном антикоррупционном контроле. Такой контроль уместно также назвать замещающим.

Элементом обратной связи в системе противодействия коррупции выступает ответственность, которую можно рассматривать также как определенный итог контроля за коррупционными проявлениями в случае их выявления, при этом формы такой ответственности весьма разнообразны.

Введение

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями -- сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры).

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо знать, из чего можно выбирать. Попробуем разобраться в основных формах предпринимательской деятельности.

Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы предприятия

Предпринимательство, как сфера экономической деятельности людей, характерна для рыночных отношений, или она существует, по крайней мере, когда национальная экономика содержит элементы рыночного хозяйства. Можно сказать, что рыночный механизм и предпринимательство неотделимы друг от друга.

Рыночный механизм может существовать только при наличии трех условий:

1. частной собственности;

2. конкурентной среды;

3. возможности свободного заключения договоров.

Одновременно это является и основными условиями осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательство можно определить, как свободную, основанную на экономической целесообразности, деятельность людей, направленную на извлечение прибыли.

Гарантией свободы хозяйственной деятельности является база, на которой она основана - частная собственность, т.к. только она может дать экономическую независимость людей. В свою очередь, свободу деятельности гарантирует возможность самостоятельно выбирать сферу приложения своих усилий в результате беспрепятственного заключения договоров. Одновременно рационализирует деятельность предпринимателей наличие конкуренции.

Свобода производства, однако, не может быть неограниченной. Это связано с наличием в национальной экономике таких сфер, которые определяют деятельность всего общества в целом (оборона, экология) или отдельных групп населения (дети, старики, инвалиды), которые требуют или концентрации ресурсов, или ограничения свободы хозяйственной деятельности.

Любое государство, можно сказать, определяет правила поведения предпринимателей при помощи законодательства, а также большого числа подзаконных нормативных актов. Конечно, такое законодательство разрабатывается достаточно долго и, как правило, методом проб и ошибок.

В России предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом. В соответствии с этим кодексом любой гражданин России свободен в выборе своих устремлений в области хозяйствования, за исключением тех сфер, которые в данный момент могут оказывать негативное воздействие на национальную экономику в целом, на отношения в области морали, этики, культуры и т.д.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы предприятия зависит от личных пристрастий и вкусов, но все-таки, главным образом, определяется объективными условиями: сферой деятельности, наличием капитала, а также положительными и отрицательными сторонами самих организационных форм предприятий.

Фирма, предприятие, компания - это общие названия, которые используются по отношению к любому или почти любому хозяйствующему субъекту. Эти названия указывают лишь на то, что хозяйствующий субъект обладает правами юридического лица, но сами права при этом остаются неизвестными или нераскрытыми. Другими словами, понятие «фирма» или его синонимы не отражают организационно-правового статуса предприятия, а именно этот статус и должен интересовать предпринимателя при организации своего предприятия.

Что же означает организационно-правовая форма предпринимательской деятельности? Прежде всего, предприниматель должен определить требуемый для его деятельности уровень и объем возможных прав и обязательств. Это зависит от профиля и содержания будущей деятельности, круга потенциальных партнеров и существующего законодательства. Например, одно дело, когда предприниматель планирует осуществить какой-либо разовый проект или несколько разовых проектов и другое дело, если предприниматель готовится к долговременному циклическому осуществлению одного и того же проекта. С другой стороны, предпринимательская идея может осуществиться достаточно изолированно. Например, консалтинговая фирма! Или реализация предпринимательской идеи невозможна без тесной кооперации с другими фирмами.

При осмыслении этих проблем первое, что должен сделать предприниматель - это принять решение о правовом статусе предприятия. Правовая форма определяет уровень ответственности предприятия перед партнером, а также уровень, и объем прав по отношению к государству и партнерам. Правовая форма предприятия в зависимости от организационно-правовой формы закрепляется в различных документах:

1. Если предприятие получает статус юридического лица, то правовая форма предприятия закрепляется в уставе и может дополняться договором учредителей.

Основные признаки, присущие юридическому лицу, следующие:

1) учреждение согласно законодательству;

2) наличие организационного единства;

3) обладание необходимым обособленным имуществом;

4) самостоятельная имущественная ответственность;

5) право выступать от своего имени в хозяйственном обороте;

6) возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

7) может быть истцом и ответчиком в суде.

2. Если предпринимательская деятельность осуществляется без образования юридического лица, то права и обязанности указываются в договоре учредителей.

Устав, договор учредителей необходимы для государственной регистрации предприятия и внесения его в государственный реестр.

В соответствии с законом государственную регистрацию предпринимательской деятельности осуществляет Федеральная регистрационная служба.

Второй важнейший вопрос, который решает предприниматель - это вопрос о форме образования уставного капитала учреждаемого предприятия. Это также зависит от профиля и содержания предпринимательской деятельности, собственных возможностей, масштабов деятельности, уровня конкуренции. Например, для внедрения в автомобильную промышленность США, требуется стартовый капитал не менее 800 тыс. долларов. При этом предприниматель должен решать вопрос и о форме собственности. Это связано с тем, что частная форма собственности может существовать в различных видах, например индивидуальная, долевая, акционерная.

В зависимости от названных факторов уставный капитал может образовываться в виде денежных средств, в виде имущественных взносов (земля, здания, оборудование, материальные ресурсы), в виде интеллектуальной собственности.

Третий вопрос, который необходимо решить предпринимателю - выбор наиболее эффективной формы организационного строения предприятия.

Большую часть возникающих предприятий можно отнести к категории мелких. Естественно, что организационное строение таких предприятий наиболее простое.

Свой выбор по всем указанным выше вопросам предприниматель основывает на хозяйственном праве. Хозяйственное право образует фундамент деятельности отдельных предпринимателей и лиц, объединенных в общества.

Хозяйственное право знает лишь вполне определенные формы обществ. Другие формы недопустимы. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в России могут существовать предприятия только в следующих организационно-правовых формах:

I. Хозяйственные товарищества и общества, в т.ч.:

1) полное товарищество;

2) товарищество на вере (командитное товарищество);

3) общество с ограниченной ответственностью;

4) общество с дополнительной ответственностью;

5) акционерное общество.

II Производственные кооперативы.

III Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

IV Некоммерческие организации:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации;

4) учреждения;

5) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Любое юридическое лицо должно действовать или на основании устава или на основании устава и учредительного договора. Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименования юридического лица, его местонахождение, порядок управления. В учредительных документах должны быть определены предмет и цели деятельности. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. В договоре должны быть также определены условия и порядок распределения прибыли и убытков, участия в управлении, условия выхода из состава учредителей.

Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь свое фирменное наименование.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Факультет Маркетинга

По дисциплине «Экономика фирмы»

Организационно-правовые формы юридических лиц. Факторы, влияющие на их выбор

Выполнила:

Дьяконова Анастасия

Проверил:

Зурин Михаил Викторович

юридический лицо муниципальный унитарный правовой

Введение

2.3 Хозяйственные общества

Заключение

Введение

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель, во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, круга партнеров, существующего законодательства. Предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов или его идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, организация консультационной фирмы), в других - такая кооперация необходима (например, при производстве конфет или аппаратуры). При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При рассмотрении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемой организации.

1. Понятие юридического лица и его основные характеристики

Предпринимательская деятельность может осуществляться как на основе создания индивидуального (единоличного) предприятия, так и на основе предприятия, имеющего статус юридического лица.

Юридическим лицом является предприятие, имеющее свой собственный устав, счет в банке и внесенное в торговый (государственный) реестр, т. е. прошедшее процедуру официального учреждения.

Юридическое лицо характеризуется определенными правовыми свойствами (признаками):

* имеет гражданские права, соответствующие его целям и обязанностям;

* имеет обособленное имущество на правах полного собственника, или имущество, полученное в хозяйственное ведение, или имущество, полученное в оперативное управление;

* отвечает по своим обязательствам своим обособленным имуществом;

* от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права;

* несет определенные обязанности;

* может быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже;

* имеет собственный баланс;

* имеет собственный расчетный счет;

* внесено в Российский государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо может создавать обособленные структурные подразделения: представительства, филиалы и отделения.

Представительство - это обособленное структурное подразделение юридического лица, которое располагается вне местоположения юридического лица и осуществляет представительские функции в конкретном регионе.

Филиал - это обособленное структурное подразделение юридического лица, расположенное вне местоположения юридического лица и осуществляющее все функции юридического лица или определенную их часть, включая и функции представительства.

Отделение - это обособленное структурное подразделение юридического лица (чаще с функциями филиала), расположенное в месте нахождения юридического лица.

Юридическое лицо может быть реорганизовано в ходе осуществления им своей уставной деятельности. Реорганизация может осуществляться в разных формах. Это может быть слияние с другим юридическим лицом; преобразование в иное юридическое лицо; выделение другого юридического лица на основе собственного имущества; разделение на несколько юридических лиц.

Юридическое лицо также может быть ликвидировано с учетом его несостоятельности и/или невозможности удовлетворить требования кредиторов.

2. Формы организации юридических лиц

Юридические лица могут быть организованы как коммерческие или некоммерческие организации.

Коммерческая организация (деловое предприятие) - это юридическое лицо, основной целью которого является получение прибыли и ее распределение между учредителями (физическим и юридическими лицами). Статус коммерческой организации позволяет юридическому лицу (его учредителям) получать доход только на основании самого факта участия в учреждении такой организации.

Коммерческие организации можно классифицировать следующим образом:

Хозяйственные товарищества;

Производственные кооперативы;

Хозяйственные общества или ассоциации;

Государственные или муниципальные унитарные предприятия.

2.1 Хозяйственные товарищества

Полное товарищество - форма, в настоящее время практически в России не применяемая.

Учредители и участники. Участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации, которые объединили свои усилия и капиталы для ведения совместной предпринимательской деятельности. В полном товариществе обязательно должно быть несколько участников (если остается один, то оно должно ликвидироваться или быть преобразовано в другую организационно-правовую форму). Участники полного товарищества называются "полными товарищами". Лицо может быть только одним полным товарищем.

Учредительные документы и уставный капитал. При создании полного товарищества каждый участник вносит свой вклад в так называемый "складочный капитал". О порядке деятельности товарищества, размере вкладов и др. при его создании участники заключают между собой Учредительный договор.

Ответственность. Участники полного товарищества совместно осуществляют предпринимательскую деятельность, а отвечают по долгам не только имуществом товарищества, но и собственным имуществом, "солидарно осуществляют субсидиарную ответственность" (ст. 75 ГК РФ), т.е. если товарищество не может отдать кредит, то кредитор предъявляет требование о возврате долга сначала самому товариществу, а на невыплаченную часть - любому его участнику, по своему выбору и в полном объеме долга (а солидарные должники потом будут разбираться друг с другом).

Управление. Если иное не установлено учредительным договором, то управление в полном товариществе производится по общему согласию участников, 1 участник - 1 голос, а прибыль от деятельности товарищества делится между участниками пропорционально внесенным ими вкладам.

Законодательство, регулирующее деятельность. Деятельность полного товарищества регламентируется ГК РФ (ст. 68-81 ГК РФ), специальных законов нет.

Фирменное наименование. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество" (ст. 69 ГК РФ).

Товарищество на вере (коммандитное).

Учредители и участники. Основным отличием товарищества на вере (коммандитного) от полного товарищества является то, что в нем два вида участников, - полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Полными товарищами в товариществе на вере могут быть индивидуальные предприниматели и/или коммерческие организации, а вкладчиками могут быть граждане (которые могут и не быть индивидуальными предпринимателями) и любые юридические лица. Если в товариществе на вере не остается вкладчиков, то оно должно ликвидироваться или быть преобразовано в полное товарищество.

Ответственность. У полных товарищей коммандитного товарищества - такая же, как у полных товарищей в полном товариществе. Вкладчики же не несут ответственности по долгам товарищества, а рискуют только своим вкладом. Управление. Управляют товариществом только полные товарищи, а вкладчики только вносят вклад и за это участвуют за это в прибылях товарищества. Вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и в управлении им (вкладчики даже не подписывают учредительный договор товарищества).

Законодательство, регулирующее деятельность. Деятельность товарищества на вере регламентируется ГК РФ (ст. 82-86 ГК РФ), специальных законов нет.

Фирменное наименование. Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество" (ст. 82 ГК РФ).

2.2 Производственный кооператив

Учредители и участники. Должно быть не менее 5 участников. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие 16 лет. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности. Учредительные документы. Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. Уставный (складочный) капитал. Члены вносят паевой взнос, из этих взносов формируется паевой фонд. Размер фонда законом не регламентируется. Член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива. Паевым взносом члена кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, а также иные объекты гражданских прав.

Ответственность. Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Субсидиарная ответственность членов кооператива по обязательствам кооператива определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива.

Органы управления. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов кооператива входят правление и (или) председатель кооператива. Членами наблюдательного совета и членами правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива одновременно не может быть членом наблюдательного совета и членом правления (председателем) кооператива.

Область бизнеса. Производство, переработка, сбыт промышленной и иной продукции, торговля, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добыча полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработка вторичного сырья, проведение научно - исследовательских, проектно - конструкторских работ, оказание медицинских, правовых, маркетинговых услуг и других не запрещенных законом видов услуг.

Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса.

2.3 Хозяйственные общества

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Учредители и участники. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может быть учреждено несколькими учредителями, но впоследствии стать обществом с одним участником. Число участников общества не должно быть более 50. В случае, если число участников общества превысит этот предел, общество в течение 1 года должно преобразоваться: в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. В данном случае в другие виды организаций, - например, в общество с дополнительной ответственностью или закрытое акционерное общество - ООО не может быть преобразовано, т.к. количество участников в них также ограничено 50. Учредительные документы. Учредительными документами ООО являются устав и учредительный договор (а если учредитель один, то только устав). Уставный капитал. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. И размер уставного капитала, и стоимость долей участников определяются в рублях. Размер уставного капитала общества должен быть не менее 100 МРОТ. При создании крупных коммерческих организаций (с уставным капиталом более 100 тысяч МРОТ) необходимо уведомить антимонопольный орган, а если такая организация создается в результате реорганизации, то необходимо получение разрешения антимонопольного органа.

Ответственность. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников. Участники общества также не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Управление. Высший орган управления общества - общее собрание его участников. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (если таковой предусмотрен уставом). Единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием на срок, определенный уставом (ст. 40 закона "Об ООО"). В качестве единоличного исполнительного органа может выступать только физическое лицо. Между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа, заключается договор (контракт). Уставом может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора), - если участников более 15, то образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

В ОДО участники "солидарно несут субсидиарную ответственность" своим имуществом "в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества".

Акционерное общество (АО).

АО может быть двух типов - открытое (ОАО) и закрытое (ЗАО). Их основное различие в том, что в ЗАО акции распределяются только среди заранее строго определенного (закрытого) круга лиц (например, только среди его участников), а в ОАО акции могут продаваться любым лицам (круг лиц - открыт), на них может объявляться подписка и они могут поступать в свободную продажу. Обычно малое и среднее предпринимательство использует форму закрытого акционерного общества (ЗАО), а форма открытого акционерного общества (ОАО) используется в большей степени в крупном бизнесе.

Учредители и участники. Участники АО называются акционерами. АО может быть создано гражданами или юридическими лицами (одним или несколькими). Учредительные документы. Устав, учредительный договор. Уставный капитал. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный уставный капитал должен составлять для открытого общества - не менее 1000 МРОТ, для закрытого общества - не менее 100 МРОТ. При создании крупных коммерческих организаций (с уставным капиталом более 100 тысяч МРОТ) необходимо уведомить антимонопольный орган, а если такая организация создается в результате реорганизации, то необходимо получение разрешения антимонопольного органа. В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом, но не менее 5% от его уставного капитала. Уставом может быть предусмотрено формирование специального фонда акционирования работников общества.

Ответственность. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Органы управления. Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) или одновременно - единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Для осуществления контроля за финансово - хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. Члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут одновременно: являться членами совета директоров (наблюдательного совета), а также занимать иные должности в органах управления общества. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 100 создается счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием акционеров. В обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор. В составе счетной комиссии не может быть менее 3 человек. Обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования. Другое. В случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг производится обязательное раскрытие информации любым обществом, включая закрытое общество. Открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Законом "Об АО". Общество обязано вести реестр своих акционеров. Если все голосующие акции общества принадлежат одному акционеру, то решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом все положения, относящиеся к общему собранию акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

2.4 Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие -- коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Имущество такого предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Унитарность характеризуется:

созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

сохранением права собственности на имущество за учредителем;

закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

неделимостью имущества;

отсутствием членства;

единоличными органами управления.

Цель деятельности унитарных предприятий -- решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются, прежде всего, трудовым правом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В Уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Управляющим органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы)

либо на праве оперативного управления -- федеральные казенные предприятия (КУПы).

Некоммерческая организация - это юридическое лицо, для которого получение прибыли и ее распределение между учредителями не выступает в качестве основной цели. Получаемая прибыль используется для саморазвития, достижения уставных целей.

Основные формы некоммерческих организаций следующие:

* общественные организации (объединения);

* ассоциации или союзы, образуемые как коммерческими, так и некоммерческими организациями;

* потребительские кооперативы;

* благотворительные и иные фонды;

* учреждения, финансируемые собственником (учредителем) полностью или частично;

* религиозные организации (объединения);

* образовательные и иные учреждения, функционирующие на основе полного или частичного самофинансирования.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации; (в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ); учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Одной из форм некоммерческих предприятий является потребительский кооператив.

Потребительский кооператив.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 116 ГК РФ). Учредительный документ кооператива - устав. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами кооператива. Ответственность - члены кооператива ежегодно обязаны покрывать своими дополнительными взносами возникшие убытки кооператива (в течение 3 месяцев после ежегодного баланса). Члены солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов. Деятельность потребительских кооперативов регламентируется: ГК РФ (ст. 116 ГК РФ), Законом РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации". Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество" (ст. 116 ГК РФ).

3. Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы юридического лица

Критерии выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

Необходимость выбора организационно-правовой формы возникает всякий раз при создании нового предприятия или же при преобразовании уже существующего.

К Основным, наиболее значимым факторам, влияющим на выбор организационно-правовой формы, относятся следующие группы факторов:

Организационные

Экономические

Социальные

Технические

Говоря об организационных факторах, прежде всего, стоит обращать внимание на количество учредителей предприятия. Это объясняется следующими причинами:

Количество учредителей, в соответствии с законодательством, определяет организационно-правовую форму создаваемого предприятия. Например, максимальное количество участников ООО и АО составляет не более 50 человек, количество учредителей производственного кооператива должно быть не менее 5, в то время как полное и коммандитное товарищества не ставят ограничений в числе задействованных лиц.

Организационные факторы для удобства можно свести в следующей таблице:

Количество учредителей

Характеристика учредителя

Организационно-правовая форма

Физическое лицо

Без создания юридического лица, ООО, ОДО, ЗАО

Юридическое лицо

ООО, ОДО, ЗАО

Государственный орган

Государственное предприятие

Муниципальный орган

Муниципальное предприятие

Несколько (ограниченное количество)

Физические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50), ПК(<5)

Юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Физические и юридические лица

ПТ, ТНВ, ООО, ОДО, ЗАО(<50)

Много (неограниченное количество)

Физические лица

Юридические лица

Примечание. Условные обозначения в таблице:

ООО - общество с ограниченной ответственностью; ОДО - общество с дополнительной ответственностью; ЗАО - закрытое акционерное общество; ОАО - открытое акционерное общество; ПТ - полное товарищество; ТНВ - товарищество на вере; ПК - производственный кооператив

Также следует учитывать существующие законодательные ограничения, заключающиеся в ограничении выбора организационно-правовых форм для некоторых видов деятельности (в финансовой сфере банки, страховые компании могут быть организованы только в форме акционерного общества); а также характере целей (кооперативы; есть виды деятельности, которые могут быть выполнены только в рамках некоммерческих или государственных предприятий).

Рассматривая группу экономических факторов, обуславливающих выбор той или иной организационно-правовой формы предприятия, стоит обратить внимание на размер уставных капиталов предприятий.

В данном случае ограничения распространяются на хозяйственные общества, например размер уставного капитала для ОАО должен составлять не менее 1000 МРОТ, а для ЗАО и ООО - не менее 100 МРОТ. В то же время, уставные капиталы других организационно-правовых форм предприятий (таких как производственные кооперативы, полные и коммандитные товарищества) не ограничены, что дает определенную свободу действий предпринимателям с данной формой организации.

При организации предприятия и выборе его правовой формы, учредителям стоит также учитывать степень имущественной ответственности, а также долю прибыли по личным вкладам.

Полное товарищество образуется несколькими вкладчиками (товарищами), которые несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам этого товарищества. К моменту учреждения полного товарищества каждый участник обязан внести не менее 50% своего вклада. Прибыть и убытки распределяются между соучредителями соразмерно с их вкладами.

Товарищество на вере образуется полными товарищами и ассоциированными участниками, последние не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества и несут ответственность только в пределах своих вкладов. Такой вкладчик имеет право получать часть прибыли (в соответствии с долей), знакомиться с годовыми отчетами и балансами, выйти из товарищества по окончании финансового года и получить свой вклад в порядке, предусмотренном в учредительном договоре, передать свою долю другому вкладчику или третьему лицу.? Имущество делится между участниками пропорционально доле в складочном капитале.

В обществе с ограниченной ответственностью (ООО), размер доли участника - это отношение номинальной стоимости доли к величине уставного капитала. Каждый участник общества имеет число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Действительная стоимость для каждого участника ООО соответствует части чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли. Собственники общества устанавливают порядок распределения прибыли. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или один раз в год распределять прибыль между участниками. В ООО доли в уставном капитале переходят к наследникам, но в уставе может быль предусмотрено, что участниками они становятся только с согласия остальных учредителей.

Участники общества с дополнительной ответственностью (ОДО) несут субсидиарную ответственность по обязательствам организации. Это значит, что в случае банкротства обязательства возмещаются сначала за счет имущества самого общества. Если этого недостаточно, то остаток возмещается за счет участников соразмерно с их долями в уставном капитале.

Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Если участники акционерного общества могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, то оно признается открытым (ОАО). Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать годовой отчет: баланс и отчет о прибылях и убытках.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Уставный капитал формируется из номинальной стоимости акций и определяет минимальный размер имущества акционерного общества, гарантирующего интересы его кредиторов. При учреждении все акции должны быть распределены среди учредителей. Акции делятся на два вида: привилегированные и обыкновенные.? Привилегированные акции - это акции с фиксированным дивидендом, владелец которых пользуется привилегиями по сравнению с владельцем обыкновенных акций. Привилегии могут выражаться в следующем:? - получение фиксированных дивидендов, не ниже оговоренного размера;? - получение большей доли имущества при ликвидации;? - выкуп этих акций эмитентом (организация, выпустившая акции) на льготных условиях.? Обыкновенные акции являются голосующими, т.е. их владелец может участвовать в собрании акционеров с правом голоса. При этом голосование осуществляется по принципу «одна акция - 1 голос». Дивиденды по обыкновенным акциям могут не выплачиваться вообще, и все остальные привилегии отсутствуют. Тем не менее, чем больше у владельца обыкновенных акций, тем больший вес имеет его мнение на собрании акционеров. По результатам деятельности акционерное общество выплачивает дивиденды (часть чистой прибыли) акционерам.

(По сравнению с ООО, акционерное общество обладает тем существенным достоинством, что оно может привлекать дополнительные инвестиции путем эмиссии и размещения дополнительных акций).

В производственном кооперативе права и обязанности участников по имуществу распределяются так же, как и в товариществе и обществе с ограниченной ответственностью.

Еще одной группой факторов, определяющих выбор огранизационно-правовой формы предприятия, являются технические факторы.

Важно учитывать объемы будущего производства: в таких областях хозяйства, как торговля (особенно розничная), транспорт (особенно автомобильный), сельское хозяйство и сфера обслуживания (особенно питание), преобладает индивидуальное предпринимательство, много небольших предприятий - товариществ и обществ с ограниченной ответственностью. В промышленности же, в информатике, научно-практической деятельности, финансах преобладают более крупные предприятия, которым лучше соответствует форма акционерного общества, закрытого или открытого типа. Особую область составляют оборонные предприятия (особенно по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ), представленные часто в виде государственных казенных предприятий.

Также следует учитывать, что чем сложнее выпускаемая продукция и чем ближе она к концу технологической цепочки (готовой продукции), тем крупнее предприятия и тем больший удельный вес составляют открытые акционерные общества. И наоборот, чем проще продукция и чем ближе к началу технологической цепочки, тем выше доля небольших предприятий - товариществ и обществ.

Размер производственного предприятия в свою очередь также объясняется следующими факторами. Выпуском новой продукции, особенно научно-технических новинок, занимаются обычно небольшие предприятия, действующие на свой страх и риск. В случае успеха они резко разрастаются и реорганизуются в открытые акционерные общества. Кроме того новинки зачастую подхватывают крупные фирмы, чтобы заработать на коммерциализации нового продукта.

Последним, но не менее значимым критерием являются социальные факторы.

К социальным факторам стоит отнести личностные характеристики предпринимателя - как опору на собственные силы, жажду успеха, стремление к независимости. Чем сильнее развиты эти качества в человеке, тем сильнее он стремится вести дело сам в качестве индивидуального предпринимателя. И наоборот, чем слабее развиты эти качества в человеке, тем более он предпочитает быть одним из партнеров, а то и просто получать дивиденды в качестве рядового акционера. Еще одно качество - склонность к риску. Если она сильна, то человек выбирает полную ответственность - личное дело, товарищество, если нет - предприятие с ограниченной ответственностью. Другой важный социальный фактор - наличие сработавшейся команды, а также доверие в коллективе учредителей. Если предпринимательской деятельностью начинает заниматься не один человек, а коллектив, то члены коллектива выбирают подходящую им организационно-правовую форму. На практике это часто бывает закрытое акционерное общество или хозяйственные товарищества (в последних доверие является необходимым элементом, так как участники несут ответственность, соразмерную их вкладам).

Заключение

В данном реферате были рассмотрены организационно-правовые формы юридических лиц и их особенности. Так, предприниматель, открывая собственное дело, должен обращать внимание на сумму факторов, впоследствии определяющих успех или неуспех деятельности компании. Успех бизнеса напрямую зависит от готовности принимать ту или иную имущественную ответственность и распределять прибыль в определенных пропорциях между учредителями, построения доверчивых отношений между партнерами, решение технических вопросов производственных циклов, а также управленческих способностей главного лица.

Подводя итоги о значении и роли факторов в организации производственной деятельности, можно сформулировать следующие выводы.

Полное товарищество является наиболее простой формой предприятия и больше всего подходит для организации мелких фирм. Полное товарищество мобильно, максимально свободно в решениях и действиях. Структура управления определяется самими партнерами. Большую роль играет личное доверие партнеров друг к другу.

Выбор формы товарищества на вере предпочтителен в тех случаях, когда перед учредителями возникает необходимость разделения финансового контроля над предприятием (осуществляемого коммандитистами) и управленческого контроля (осуществляемого полными товарищами). Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Организационно-правовая форма общества с ограниченной ответственностью распространена среди мелких и средних предприятий. Такая форма позволяет вести упрощенный документооборот, в то же время позволяет иметь в обороте достаточно высокий капитал. В случае ликвидации предприятие будет отвечать перед кредиторами только собственным имуществом, долги на имущество участников не переносятся.

Организационно-правовая форма акционерного общества распространена среди достаточно крупных предприятий, т.е. среди тех предприятий, на которых существует большая потребность в значительных финансовых ресурсах.

Для выбора одной из организационно-правовых форм при создании предприятия следует учитывать ряд факторов. Это и количество участников, и порядок формирования первоначального капитала, а также защита прав кредиторов, права и обязанности учредителей, состав органов управления и их компетенцию, порядок распределения прибыли среди учредителей при различных организационно-правовых формах. При создании предприятия, выбор организационно-правовых форм достаточно широк и далеко не однозначен. Однако, к сожалению, значительном числе случаев этот выбор происходит случайным образом, исходя из опыта или интуиции предпринимателя, а иногда по совету людей со стороны, не всегда имеющих полное представление о стратегическом назначении той или иной формы организации.

Список литературы и интернет-источников

1. А.Н. Асаул «Организация предпринимательской деятельности», СПб АНО ИПЭВ, 2009 г., 336с.

2. www.eclib.net.

3. http://www.democracy.ru.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и признаки юридического лица. Коммерческие юридические лица. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив. Унитарные предприятия. Некоммерческие юридические лица. Общественная организация, фонд, ассоциация.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2007

    Понятие, сущность юридического лица. Общие предпосылки создания юридического лица, его правоспособность. Государственные, муниципальные и частные юридический лица. Основные организационно-правовые формы юридических лиц, их ответственность и ликвидация.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2015

    Понятие института юридического лица, его признаки и разновидности. Коммерческие юридические лица: хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив. Некоммерческие юридические лица: потребительский кооператив, общественные и религиозные.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2015

    Понятие, правоспособность юридического лица. Основные признаки коммерческой организации. Государственная регистрация юридических лиц. Представительства и филиалы. Ответственность юридического лица. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2012

    Понятие и признаки юридических лиц, основания их классификации. Виды коммерческих юридических лиц и их особенности: хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив, артель, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Организационно-правовые формы предприятий в России. Юридические лица публичного и частного права. Коммерческие и некоммерческие организации. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Функции, которые выполняет институт юридического лица. Документы, закрепляющие организационное единство юридического лица, степени обособленности его имущества. Главное действующее лицо любого товарищества. Государственные и муниципальные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Гражданское и финансовое право. Хозяйственные товарищества и общества. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Порядок ликвидации юридического лица. Основания и способы прекращения права собственности. Порядок расторжения договора.

    контрольная работа , добавлен 06.09.2011

    Многообразие форм собственности. Юридические лица. Субъекты коммерческой деятельности. Регистрация юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2004

    Юридические лица. Цели создания юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Индивидуализация юридического лица. Классификация юридического лица. Регистрация юридического лица. Реорганизация и ликвидация юридического лица.

Загрузка...