musings.ru

Умники и умницы. Интеллектуальная игра «Умники и умницы

Учащиеся разделены на команды по 4 человека.

Каждая команда подбирает себе название, связанное с русским языком, например: «Звуковички», «Весёлые слоги», «Буковки», «Грамотеи», «Азбуковеды», «Руссия» и т. п.

Ход игры

Начало игры : команды представляются и по очереди обыгрывают название команды.

«Звуковички»:

Изучает фонетика нас,

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

«Буковки»: Любое слово состоит из разных звуков. Но звук прозвучит и исчезнет. Можно ли как-то остановить звуки, для того чтобы можно было встретиться с ними ещё много раз?

Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для обозначения звуков. Каждая фигурка-буква - это как бы застывший звук.

«Весёлые слоги»: Слоги - это кирпичики, из которых строятся слова, а потом - предложения. Если бы не было этих кирпичиков, не было бы слов, предложений, исчезла бы речь.

«Азбуковеды» : Народная мудрость гласит: «Аз да буки, а там и науки». Только освоив грамоту, можно познать другие науки.

«Грамотеи» : «Грамоте учиться - всегда пригодиться». Но начинать учиться грамоте надо с ранних лет. Зная грамоту, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.

«Руссия»: Русский язык - самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее.

Затем учитель знакомит учащихся с правилами игры.

1. Отборочный тур.

Та команда, которая наберёт большее количество орденов, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти сразу три команды.

2. Основной тур.

Право выбора первой дорожки предоставляется той команде, которая набрала большее количество орденов, вторую дорожку занимает команда, набравшая второе по счёту количество орденов, третью дорожку занимает команда, которая набрала третье по счёту количество орденов.

Первая из команд выбирает любую дорожку. Вторая команда выбирает любую из оставшихся двух дорожек. Третья команда занимает оставшуюся свободной дорожку.

Учитель. Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.

На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.

На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить ошибки.

Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.

После того как первые три команды ответили на вопросы и завершили свой путь по дорожкам, их место занимают следующие три команды (если позволяет время, отведённое на игру).

3. Подведение итогов.

1. Командное. Три команды получают грамоты (дипломы) соответственно за первое, второе и третье места.

2. Личное первенство. Трое учащихся, набравших большее количество орденов, получают дипломы и призы.

Оценивает знания предварительно выбранное жюри.

Вопросы и задан и я для отборочного тура.

1. Найти ошибки в словах и исправить их.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Дым на улице стоит, дом из труб его валит.

В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке, рыбаки сидят у печки.

Возле дома у дорожки воробьи клевали брошки.

Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

2. Разгадать ребусы.

3. Разгадайте кроссворд «Знаете ли вы сказки?».

1. У неё были хрустальные башмачки, но один из них она потеряла. (Золушка)

2. Весёлый деревянный человечек, сын папы Карло. (Буратино)

3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

4. Друг Карлсона. (Малыш)

5. У всех котов бывают только

клички, а у этого была фамилия. (Матроскин)

4. Поставьте слова во множественное число.

Ёж, озеро, звезда, гнездо, стол, стул, ведро, слеза.

5. Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Первый клип комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами сушами.

Ус хорошо, а два лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

6. Рассмотрите рисунки.

Почему их объединили в пары?

Какой следует сделать вывод? (Слово одно, а предметов, которое оно обозначает, несколько)

Как называются такие слова? (Многозначные)

7. Юмористические загадки.

Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

Камень в воду упал. Каким он стал? (Мокрым)

Сколько согласных в словах: стог, стол, стоп? (Сто)

Сколько гласных в словах: семья, сорока? (Семь, сорок)

Задания для игроков, стоящих на дорожках.

Красная дорожка (I)

1. Внимательно послушайте и продолжите фразы:

Ползёт, как... (черепаха).

Молчит, как... (рыба).

Трещат, как... (сороки).

2. Соедините слова парами:

Красная дорожка (II)

1. Что не так?

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

Изумрудная Шапочка.

Волшебник Снежного города.

Красный ключик.

Золотая королева.

2. Какое слово лишнее?

Марина, Тамара, Николай, Ирина, Галя.

Жёлтая дорожка (I)

1. Внимательно послушайте словосочетания.

Золотой перстень; золотой характер; золотая рожь; золотое сердце; золотые руки; золотое кольцо.

В каких из них слово «золотой» употреблено в прямом значении? В каких - в переносном?

2. Что не так?

Измените фразы, чтобы получилось правильно:

Трусливый, как медведь.

Голодный, как осёл.

Неуклюжий, как заяц.

Упрямый, как волк.

3. К данным словам подберите синонимы:

юная - _______________ ; пожилая - _______________; отважная - _______________.

Жёлтая дорожка (II)

1. Выберите подходящее слово и закончите предложения: Марина пошла на (прут, пруд).

Выступал индийский (маг, мак).

По реке плывёт (плот, плод).

2. Замените одним словом:

задирать нос; путаться под ногами; во всю Ивановскую; знать назубок.

3. Послушайте стихотворение.

Ах, опять ты, шар воздушный,

Улетаешь, непослушный!

Вот моя ладошка -

Отдохни немножко.

Какова тема данного стихотворения?

Зелёная дорожка (I)

1. Что не так?

Юля подмела пол и посуду.

2. «Пятый лишний».

Пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.

3. Какое слово заблудилось?

шиповник

4. Послушайте стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и ребёнок.

Что они обозначают?

Зеленая дорожка (II)

1. Какая буква исчезла из слов?

2. Узнайте, о чём идёт речь.

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Дополнительно: как известно, именно его оторвали на базаре любопытной Варваре.

3. Поменяйте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. МАЯК КАРЕТА

4. Представьте, что вы - поэты. Закончите строчки.

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали...

Михаил играл в футбол

И забил в ворота...

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли...

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько...

Резерв

Данные задания можно использовать в то время, когда жюри подводит итоги игры.

1. Восстановите предложение.

Под окном пряли три вечерком девицы поздно.

2. Закончите стихотворение, вспомнив фразеологизм.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни...

3. Добавьте к словам букву «я».

Какие новые слова получились?

Беда (ябеда).

Мак (маяк).

Пол (тля).

Кол (Коля).

4. Замените одним словом.

Крыша из железа. Дом из кирпича. Лента из шёлка. Варенье из клубники. Кисель из малины. Здание, где хранится зерно. Машина, которая роет землю.

5. Замените данные слова антонимами.

Смелый; добрый; быстрый.

6. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на 5 команд-экипажей и подготовить 55 монет-жетонов для оплаты правильных ответов. В качестве ведущего может выступить классный руководитель.

Можно также предложить детям выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления - это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Автор предлагает несколько вариантов речовок-девизов, по примеру которых дети смогут составить свои.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы заработанных командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове сокровищ.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма : интеллектуальная игра.

Подготовительная работа с детьми

Разбить детей на 5 команд методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примерные слоганы для девиза:

Один ум хорошо, а много умов - лучше!

Ученье - свет, а неученье - тьма!

Грамоте учиться в жизни пригодится!

За ученого двух неученых дают!

Науки и знания - наше призвание!

Кто любит науки, тот не знает скуки!

Хочу все знать!

Учись, учись и больше не ленись!

Оборудование:

а) за день-два до классного часа изготовить 55 маленьких монет достоинством от одного до пяти «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

1 «ум» - 15 штук;

2 «ума» - 15 штук;

3 «ума» - 5 штук;

4 «ума» - 5 штук;

5 «умов» - 10 штук.

Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа монеты нужно сложить столбиками на столе учителя;

б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина Страны знаний;

в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по 2 слова с перепутанными буквами:

Оформление класса:

а) если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту Страны знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекресток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т. п.;

б) можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина чисел», «Вершина рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятерочка», «Остров сокровищ».

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

а) конкурс «Разминка на лесных тропинках»;

б) конкурс «Долина чисел»;

в) конкурс «Вершина рекордов»;

г) конкурс «Путаница»;

д) конкурс «Деревня Узелки»;

е) конкурс «Перекресток трех дорог»;

ж) конкурс «Столица Пятерочка»;

з) «Остров сокровищ» - подсчет результатов.

3. Подведение итогов.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по Стране знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах; так называется валюта Страны знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2,3,4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а тот, кто наберёт больше всех, получит звание умника и станет гражданином Страны знаний.

В путешествие мы отправляемся 5 экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учебы, учения.

Итак, знакомьтесь: экипаж 1 «Восток», капитан (имя, фамилия); экипаж 2 «Союз», капитан (имя, фамилия); экипаж 3 «Салют», капитан (имя, фамилия); экипаж 4 «Мир», капитан (имя, фамилия) и экипаж 5 «Буран», капитан (имя, фамилия).

Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира громко произносят свой девиз.

Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города Страны знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.

II. Интеллектуальная игра «Умницы и умники»

Конкурс «Разминка на лесных тропинках»

(Для награждения нужны 10 монет в 1 «ум».)

Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 «ум». На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы.

Ведущий задает вопросы командам по очереди (по 2 вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.

Вопросы для разминки:

1. Пассажир без билета. (Заяц.)

2. Ее отчество Патрикеевна. (Лиса.)

3. Греки называли его «арктос». (Медведь.)

4. Друг человека. (Собака.)

5. Он всегда в лес смотрит. (Волк.)

6. «А Васька слушает да ест». (Кот.)

7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру». (Ворона.)

8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха. (Кукушка.)

9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье». (Свинья.)

10. Он виноват уж тем, что волк хочет кушать. (Ягненок.)

Конкурс «Долина чисел»

(Для оплаты нужны 5 монет в 7 «ум».)

Классный руководитель. С Лесных тропинок мы направляемся прямо в долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, Цена вопроса - 1 «ум». Задача понятна? Поехали!

Учитель задает по одному вопросу каждой команде:

1. Сколько колец на Олимпийском флаге? (5.)

2. Сколько звезд на погонах армейского капитана? (4.)

3. Сколько музыкантов в секстете? (6.)

4. Сколько чудес света? (7.)

5. Сколько цветов на Георгиевской ленточке? (2.)

Конкурс «Вершина рекордов»

(Нужны 5 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на вершину Рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 «ума». Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.

Учитель задает по 7 вопросу каждой команде:

1. Назовите самую большую планету Солнечной системы. (Юпитер.)

2. Назовите самое глубокое место на Земле. (Марианская впадина в Тихом океане.)

3. Назовите самый большой океан? (Тихий океан.)

4. Назовите самые соленые моря на земле. (Красное море, Мертвое море.)

5. Назовите самое большое морское животное. (Кит.)

Конкурс «Путаница»

(Нужны 10 монет в 2 «ума».)

Классный руководитель. Ну что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались. Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А команда получит в кошелек монетку в 2 «ума». На выполнение этого задания каждой команде дается 1 минута.

Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по 2 на каждую команду).

1. СТЕКЛ (клест)

ЛЯДЕТ (дятел)

2. АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

3.ЛВИНАП (павлин)

ТАИС (аист)

4. ЦЕРВОСК (скворец)

РИНГЕСЬ (снегирь)

5. НАРОВО (ворона)

ЕЛГОЩ (щегол)

Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

Учитель называет команды, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Учитель вручает монеты за выполнение задания.

Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы, и бедные пернатые радостно полетели в свои гнезда!

Конкурс «Деревня Узелки»

(Нужны 5 монет в 3 «ума».)

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню Узелки. Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду называть эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 «ума». Время обсуждения - 1 минута. Слушаем вопросы.

1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «caput» - голова.)

2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский - китайское яблоко.)

3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: «astra» в переводе на русский - звезда, астронавт -звездоплаватель.)

4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова «gladius» - меч.)

5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески - это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты.)

Конкурс «Перекресток трех дорог»

(Нужны 5 монет в 4 «ума».)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались... на перекресток 4 дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с 3 ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в 4 «ума», а выберешь неправильный - останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

Учитель задает по 1 вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.

1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?

а) Борис и Глеб;

б) Кирилл и Мефодий; +

в) Ярослав Мудрый.

2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы», что значит «Иду на вас» - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?

б) Святослав; +

3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом от меча и погибнет»?

а) Дмитрию Донскому;

б) Юрию Долгорукову;

в) Александру Невскому. +

4. От чего по преданию погиб князь Олег?

а) от стрелы;

б) от инфаркта;

в) от змеиного укуса. +

5. «И пошел Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?

а) Москва;

в) Стамбул.

Конкурс «Столица Пятерочка»

(Нужны 10 «монет» в 5 «умов».)

Классный руководитель. Вот, наконец, и столица Страны знаний - Пятерочка! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а 5 ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 «умов». Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будет дано 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.

1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т. п.)

2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т. п.)

3. Какие марки легковых автомашин вы знаете? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т. п.)

4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т. п.)

5. Какие народные русские промыслы вы знаете? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т. п.)

6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т. д.)

7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т. п.)

8. Назовите 5 певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т. п.)

9. Назовите 5 столиц европейских государств. (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т. п.)

10. Назовите 5 ядовитых растений. (Дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т. п.)

Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же «умов» вам удалось собрать?

Включается музыка, дети считают монеты.

Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты (называет сумму). Все члены экипажа становятся гражданами Страны знаний и получают паспорт этой страны.

Учитель вручает команде символический паспорт Страны знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.

III. Подведение итогов

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

Примерные ответы детей:

Мне понравилось искать ответы на Перекрестке.

Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по 5 ответов, заработали 5 «умов».

Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов.

Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было ф ормирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта, памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра "Умники и умницы"

Цель: формировать умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наук

Оборудование: игровые дорожки, карточки с вопросами, карточки с именами, ордена “Умников”.

Участники: учащиеся 8-11 классов

Поэтапное описание.

Подготовительный этап.

  1. Составление заданий для каждого тура.
  2. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”.
  3. Формирование списка участников
  4. Выбор членов ареопага.

Ход игры

Организационный момент.

Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага.

Правила игры:

Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.

  1. В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками).
  2. Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать не правильно.
  3. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.
  4. Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков

Отбор агонистов:

1.Когда прозвучал приказ «По машинам!», я вспомнил, о чём просили меня родители, нашёл их в толпе провожающих и сделал это. Что именно?

3. Республика может быть:

А) симметричной

Б) асимметричной

В) президентской

Г) аристократической

Д) парламентской

(в, д)

4.Евгений, герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» в финале:

А) женился на Параше

В) сошёл с ума и умер

Г) пропал без вести

5. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(Это названия одного города)

6. Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)

А) «Дума»

Б) «Кинжал»

В) «Смерть поэта»

Г) «Узник»

8. Какое слово, обозначающее профессию, получило широкую известность с 12 апреля 1961года.

(космонавт)

9. У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?

(круг)

10. У какого русского города был «злой характер»?

11. Что означает английская пословица «Тайм из мани»? (время – деньги)

12. В «Слове о полку Игореве» повествуется о походе русских князей против:

А) печенегов

Б) хазар

В) половцев

Г) татар

13. Приехав в Москву, М.В.Ломоносов поступил учиться:

А) в цифирную школу

В) в Московский университет

Г) в духовную семинарию

14. Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска, Перми?

15.Когда в Древней Греции никто не воевал?

16.Когда в военной истории воевала свинья? (Ледовое побоище)

Учащиеся набравшие наибольшее количество орденов, определяют право на выбор игровой дорожки.Проводится между тремя агонистами. Им выдаются листы с терминами, в которых допущены ошибки. Агонисты должны за минуту найти ошибки и правильно исправить их.

Димократия
Ипподром
Стратек
Амфара
Аратор
Опсерватория
Атлед
Калонии

Вопросы для 1 агона:

А) Шпекин

Б) Ляпкин – Тяпкин

В) Сквозняк - Дмухановский

Г) Земляника

2. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

(«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз».)

3. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

Вопросы для 2 агона:

1. Назови средства художественного изображения, основанного на преувеличении:

А) метафора

Б) эпитет

В) гипербола

Г) литота

2. В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?

(Лодыри)

3. Где живёт английская королева (Букенгемский дворец)

Вопросы для 3 агона :

1. Какая басня И.А.Крылова заканчивается следующей моралью:

А) «Мартышка и очки»

Б) «Лебедь, щука и рак»

В) «Квартет»

Г) «Демьянова уха»

2.Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.

(Чингисхан)

3. .Что означает слово «бистро» как и в связи с какими событиями оно появилось? (кафе небольшое)

Вопросы для 4 агона:

1.В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?

(Чёрное море)

Подведение итогов

Вопросы

Вопросы по литературе

1.Назови фамилию городничего, героя комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

А) Шпекин

Б) Ляпкин – Тяпкин

В) Сквозняк - Дмухановский

Г) Земляника

2.Какая басня И.А.Крылова заканчивается следующей моралью:

К несчастью тож бывает у людей:

Как ни полезна вещь – цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё клонит к худу

А ежели невежда познатней, так он её ещё и гонит.

А) «Мартышка и очки»

Б) «Лебедь, щука и рак»

В) «Квартет»

Г) «Демьянова уха»

3.Назови средства художественного изображения, основанного на преувеличении:

А) метафора

Б) эпитет

В) гипербола

Г) литота

4.На экзамене в присутствии Г.Р.Державина юный Пушкин прочёл:

А) «Воспоминания в Царском Селе»

Б) «К другу стихотворцу»

В) «Поэт»

Г) «Анчар»

5.Евгений, герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» в финале:

А) женился на Параше

Б) утонул во время разлива Невы

В) сошёл с ума и умер

Г) пропал без вести

6.Его первой книгой стихов был сборник «Радуница»:

А) С.Есенин

Б) О.Мандельштам

В) Н.Гумилёв

Г) Б.Пастернак

7.В «Слове о полку Игореве» повествуется о походе русских князей против:

А) печенегов

Б) хазар

В) половцев

Г) татар

8. Приехав в Москву, М.В.Ломоносов поступил учиться:

А) в цифирную школу

Б) в Славяно-греко-латинскую академию

В) в Московский университет

Г) в духовную семинарию

А) «Дума»

Б) «Кинжал»

В) «Смерть поэта»

Г) «Узник»

10.Фамилия героя рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»:

А) Желтков

Б) Башмачкин

В) Червяков

Г) Беликов

Вопросы по русскому языку:

1.Прочтите вслух: 238 сложить с 685.

(Двести тридцать восемь сложить с шестьюстами восемьюдесятьюпятью)

2. Перечислите по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня. Какие наречия могут помочь в этом?

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

3.Какими синонимами из 4 букв можно заменить такие слова:

Приятель (друг); противник (враг) ; солдат (воин ); шагать (идти); красный (алый ); печаль (горе ); работа (труд, дело )

4.Поставьте ударения в следующих словах: звонит, понял, поняла, средство, дефис, торты, километр.

5. Какое слово, обозначающее профессию, получило широкую известность с 12 апреля 1961года.

(космонавт)

6.Дописать фразеологизмы:

Дрожит (как осиновый лист),

Катается (как сыр в масле),

Путеводная (звезда),

Тьма (тьмущая),

Кривить (душой),

Первая (ласточка),

Умирающий (лебедь)

Угрызения (совести)

7.Объясни значение следующих слов:

Ералаш (вздор, пустяки, бессмыслица )

Снег (мёрзлые пары, падающие в виде хлопьев, клочьев с облаков)

Февраль (второй месяц в году, в 28 29 дней, сечень, лютень)

Мороз (холод, стужа)

Морозить (держать на морозе, выставлять на стужу)

8.Когда прозвучал приказ «По машинам!», я вспомнил, о чём просили меня родители, нашёл их в толпе провожающих и сделал это. Что именно?

(родители попросили: «Помаши нам!»)

9.Вспомнить фильмы, в названия которых входят имена числительные.

(«Пятый элемент», «Два капитана», «Великолепная семёрка», «Сердца четырёх», «Седьмое путешествие Синдбада», «33», «Двенадцать стульев», «Три мушкетёра»)

10.Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска,Перми?

(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)

Вопросы по праву:

1.Президент РФ по должности является Председателем правительства РФ.

(нет)

2.Российская Федерация – это светское государство. (да)

3.О каком термине идёт речь

Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и самоуправления.

(избирательное право)

4.Конституция РФ определяет Россию как:

А) федеративное государство

Б) унитарное государство

В) светское государство

Г) клерикальное государство

Д) социальное государство

(а, в, д)

5.Республика может быть:

А) симметричной

Б) асимметричной

В) президентской

Г) аристократической

Д) парламентской

(в, д)

6.У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?

(круг)

7. У.Черчилль назвал её «худшей формой правления», не считая, разумеется, всех остальных. О чём он говорил?

(О демократии)

Вопросы по истории:

1.Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

(большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём).

2.В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?

(Чёрное море)

3.Его ввёз в Россию Пётр Великий. Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним закрепилось немецкое название «дьявольская сила». Что это?

(Картофель)

4.Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.

(Чингисхан)

5.Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(Это названия одного города)

6.У какого русского города был «злой характер»?

(У Козельска, татаро-монголы прозвали его «злым городом» за отчаянное сопротивление, оказанное им в течении 11-ти недель)

7.Поэт Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

«на голубом и мокроватом

Чудском потрескивавшем льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

от сотворения году»

О какой битве он писал? Почему лёд был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?

(Речь идёт о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лёд был немного подтаявшим, так как была весна. 5 апреля 1242г. Дата указана по старому летосчислению).

8.Одним из сословий на Руси было казачество. Откуда появились казаки на русской земле?

(беглые казаки )

9.В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?

(Лодыри)

10.В Древней Руси было много грамотных людей. Кто организовывал и открывал школы?

(церковь)

По английскому языку:

1.Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)

2.Где заседает английский парламент? (Вестминстерском аббатстве)

3.В этом месте находиться мемориал адмиралу Нельсону? Что это за место? (Трафальгарская площадь)

4.Какой французский король сказал «Государство это я?» (Людовик 14)

5.Что означает английская пословица «Тайм из мани» (время –деньги)

6.Что означают английское слово: прайс лист(прескурант или список цен)

Имидж(образ)

Чизбургер(бутерброд с сыром)

7.Где живёт английская королева (Букенгемский дворец)

8.Что означает по французски «бутик» (маленький магазинчик)

«кашне»(прячь нос)

«Пенсне»(защимить нос)

9.Что означает слово «бистро» как и в связи с какими событиями оно появилось? (кафе небольшое)


Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Задачи:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
  • Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы» . Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон» . Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий 3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри)

Ведущий 1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько месяцев в году? (12)
  2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
  3. Колобок, обросший иглами? (еж)
  4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  5. Кто всю зиму спит? (Медведь)
  6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  7. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
  8. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  9. Что значит «прикусить язык» ? (замолчать)
  10. Какой первый день недели? (понедельник)
  11. Пальто, платье, свитер это... (одежда)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сколько дней в недели? (7)
  2. Курица в детстве? (цыпленок)
  3. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
  4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
  6. Висит груша нельзя скушать? (лампа)
  7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
  8. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  9. Что значит «бить баклуши» ? (бездельничать)
  10. Первый месяц года? (январь)
  11. Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур. Логические задачи

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи) . За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
  • 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2. Видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физкультминутка.

МАРТЫШКИ

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур. Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам» .

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

  • Вертолет;
  • Зонтик;
  • Пылесос;
  • Ступа.

Что принадлежит фее?

  • Посох;
  • Волшебная палочка;
  • Помело;
  • Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

  • Колобок;
  • Кашу;
  • Пирожок;
  • Машу.
  • Дереза

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

  • Козьи;
  • Слоновьи;
  • Курьи;
  • В сапогах.

Кого поймал Емеля?

  • Карася;
  • Рака;
  • Щуку;
  • Кита.

Что хранилось в сундуке Кощея?

  • Драгоценные камни;
  • Смерть;
  • Деньги;
  • Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур. «Отгадайка?» .

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.

Ответ: Лягушка

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.
Но в век машины и мотора, боюсь,
В отставке буду скоро.
Ответ: Конь, Лошадь

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.

Елена Гаврилова

Все ближе и ближе к моим деткам их выпускной и все ближе день, когда ребята пойдут в 1 класс. Для наших будущих школьников в рамках комплекса прошла интеллектуальная игра «Умники и умницы » .

Игра включала в себя разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые диагностируют и развивают познавательные процессы : логическое мышление, сообразительность, воображение, внимание, речь.

Цель игры : диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе, выявление уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, их познавательных интересов и положительной мотивации к учению.

Ребята путешествовали по станциям, на которых их ждали сказочные герои – Мэри Поппинс, Волшебница Мнема, Буратино, Мальвина, Звездочет. На каждой станции необходимо было верно выполнить предложенные задания и получить максимальное количество баллов. На пути ребят было пять станций : «Восприятие» , «Память» , «Мышление и воображение» , «Внимание» , «Речь» . На каждой станции дети с удовольствием включались в работу и демонстрировали свои знания и умения на практике. Ребят встречали сказочные персонажи с массой увлекательных заданий и игр : «Распутай линию» , «Шифровка» , «Найди звуку его дом» , «Заплатки» , «Волшебный мешочек» и многое другое. В конце игры ребята получили подарки, грамоты, а младшие детки для них приготовили небольшой концерт.

Ребята нашей группы со всей серьезностью подошли к проведению игры. Мы очень долго готовились : выполняли задания на внимание, память, мышление, прочли немало познавательных книг, разгадывали кроссворды, ребусы,лабиринты,загадки. И вот игра началась ! Наша команда из шести человек называлась Конус – колкими остротами нос утрем сопернику. И им это удалось! Ребята достойно прошли все испытания на сказочных станциях и продемонстрировали свою готовность к школе. Я горжусь своими воспитанниками и их успехами. В такие минуты каждый воспитатель понимает, что его нелегкий труд все же прекрасен!











Публикации по теме:

Интеллектуальная игра «Умницы и умники» для детей подготовительной группы «Родной край люби и знай» Цель: Образовательные: 1. Актуализировать знания воспитанников о своей малой Родине – городе Алексеевка и Белгородской области. 2. Привлечь.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по развитию психических процессов и коммуникативных навыков «Муниципальным бюджетным Дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида № 1 «Солнышко» Интеллектуальная игра.

Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6 «Василёк" г. Сургут Тюменской области Боневич Татьяна Николаевна.

Наш детский сад уже четвертый год проводит интеллектуальную игру "Умники и умницы: первые шаги", в которой принимают участие дети подготовительной.

Вот и прошел финальный тур интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"! Все участники очень хорошо подготовились к финалу и были.

Интеллектуальная мини-олимпиада «Умники и Умницы» с презентацией Сценарий проведения интеллектуальной мини-олимпиады для дошкольников «Умники и Умницы». Составила: Миронова Ольга Николаевна. Ведущий: Сегодня.

Интеллектуальная викторина по математике «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная викторина по математике «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного возраста. Людмила Руденко Цель: Доставить детям.

Загрузка...