musings.ru

Санитарно просветительная работа медицинского работника. Тема «участие медсестры в санитарно-просветительской работе среди населения

В детской поликлинике очень важным разделом работы является са-нитарно-просветительная работа с семьей ребенка, эффективность ко­торой во многом определяет качество профилактической работы в це­лом. Совместные усилия работников детской поликлиники и семьи должны содействовать в первую очередь развитию и воспитанию здоро­вого ребенка. В тех случаях, когда санитарная культура родителей низ­кая, и они не могут обеспечить должного уровня гигиенического воспи­тания детей, эту функцию берут на себя участковые врачи и средние ме­дицинские работники.

Санитарно-просветительные мероприятия с родителями проводят как во время патронажа на дому, так и в других устных и наглядных формах. Основным помощником участкового врача в проведении сани-


тарного просвещения является сотрудник кабинета здорового ребенка. Санитарно-просветительные мероприятия включаются в профилакти­ческую работу на участке и проводятся по плану (конкретному и перс­пективному). План, стоящий перед участковым врачом, должен соотве­тствовать задачам по улучшению качества медицинского обслуживания детей и формированию здорового образа жизни каждой семьи. Перс­пективный план строится на основании анализа данных о состоянии здоровья, смертности, заболеваемости детей, проживающих на участке. Учитываются и указания вышестоящих органов здравоохранения. Ис­ходя из общих задач перспективного плана, строится конкретный еже­месячный план мероприятий, предусматривающий тематику, исполни­телей, сроки и место их проведения. Санитарно-просветительная рабо­та учитывается по форме № 039-о/у (журнал учета санитарно-просве-тительной работы).

Основные формы и средства санитарно-просветительной работы включают индивидуальные и трупповые беседы; лектории или «уни­верситеты здоровья» при крупных жилых массивах; школы матерей, от­цов, дедушек и бабушек; конференции, встречи врачей с населением; использование современных технических информационных техноло­гий (телевидения, современных информационных носителей). Эффек­тивность санитарного просвещения значительно возрастает при ис­пользовании наглядных пособий (бюллетеней, плакатов, буклетов, стендов, витражей, выставок и др.). Удобной формой просветительной работы является обеспечение родителей подобранной медицинской ли­тературой, рекомендациями, памятками и буклетами, которые выдают­ся врачами на приемах, или распространяются участковыми сестрами на патронажах. В детских поликлиниках в удобных для обозрения мес­тах (кабинеты участковых врачей, коридоры, холлы) вывешивают кра­сочно оформленные стенды, таблицы, плакаты, содержащие сведения и рекомендации по уходу и воспитанию здорового ребенка. Эстетическое оформление всех помещений детской поликлиники создает у малень­ких пациентов и их родителей положительное настроение, снимает нап­ряжение, повышает доверие к медицине вообще.

В содержании санитарно-просветительной работы участкового пе­диатра должны быть освещены конкретные вопросы: рационального вскармливания детей раннего возраста, режимные и воспитательные моменты, физическое воспитание и закаливание ребенка, организация возрастных гигиенических условий среды, профилактика заболеваний, вопросы подготовки детей к организованным коллективам. Примерные темы для санитарно-просветительной работы участкового врача-педи­атра или участковой сестры: «Уход за новорожденным ребенком», «Ор-


ганизация рационального вскармливания здоровых детей первого года жизни», «Режим дня и его значение в воспитании ребенка», «Принци­пы проведения физических упражнений и закаливания», «Значение здорового образа жизни, воспитание гигиенических навыков у ребен­ка», «Предупреждение простудных заболеваний в детском возрасте», «Как правильно подготовить ребенка к поступлению в дошкольные уч­реждения». Формы санитарно-просветительной работы должны соот­ветствовать в каждом конкретном случае местным особенностям воспи­тания детей, их необходимо постоянно модифицировать в зависимости от местных и языковых условий, контингента и количества обучаемых. Очень важно своевременно научить родителей правилам ухода за ре­бенком с рождения

Воспитание детей. При выборе средства воспитания исходят из воз­раста детей. В развитии умственной деятельности важную роль играет постоянный контакт ребенка с взрослыми, а также другими детьми. Ре­бенок должен слышать обращенную к нему речь, иначе i рудно ожидать больших успехов в овладении родным языком.

Мебель и игрушки подбирают с учетом возраста детей. Разнообразие создается не столько количеством игрушек, сколько наличием как прос­тых, так и сложных игрушек. Набор игрушек для детей первого года жизни: погремушка с ручкой, шар, резиновая игрушка, неваляшка, мяч, кастрюлька с крышкой, коробочка, миска полиэтиленовая с мелкой иг­рушкой, пирамида, пенал с палочками. Набор игрушек для детей 2-3 лет: мозаика, пирамида, матрешка, грибок (раскладной), бочонок с «мелочью».

Помимо игрушек можно использовать наборы картинок для органи­зации игр, в которых дети должны называть предметы, изображенные на рисунке, действия, выполняемые персонажем на картинке, цвет одежды, форму предметов и т.д. Необходимо также иметь детские кни­ги, конструкторы, альбомы для рисования, наборы для детского творче­ства.

Для каждого возраста существует свой набор игрушек, игр-занятий. Так, примерный перечень игр-занятий для детей в возрасте 10-12 мес может быть следующим: игры с сюжетными игрушками (собаки, кошки и др.), игры-занятия с мячом, кубиками для развития движений; игры-развлечения типа «прятки», «ладушки»; показ заводных игрушек. С детьми в возрасте от 1 года до 2 лет нужно заниматься с картинками, «строительным» материалом в целях развития речи и координации движений, им можно давать задания различить предметы по их величи­не, форме. С детьми от 2 до 3 лет можно проводить беседы, читать им книги, формировать у них первичные числовые представления и т.д.


Следует организовывать игры на внимание, развитие мелкой моторики пальцев рук, умение различать предметы и игрушки не только по вели­чине и форме, но и цвету. Для детей от 3 до 5 лет рекомендуют игры для обучения элементарному счету, занятия рисованием, лепкой, апплика­цией, музыкой, гимнастикой или физкультурой, подвижные и настоль­ные игры.

Следует помнить, что для детей дошкольного возраста игра являет­ся своеобразной формой общественной жизни. Жизненный опыт ребен­ка, особенно раннего возраста, еще невелик, и поэтому в играх дети от­ражают то, что они умеют и чему их научили взрослые. Элементы игры нужны и для развития гигиенических навыков. Их нужно использовать во время кормления, туалета, перед сном. Игра должна также быть ос­новой познавательной деятельности. Именно в игре ребенок с увлече­нием самостоятельно рисует, лепит из пластилина, вырезает и клеит ап­пликации, конструирует, делает игрушки-самоделки, поет песенки, рас­сказывает и придумывает сказки. Необходимо помнить, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь то1да, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества Без этого он - засушенный цве­ток» (Сухомлинский В.А.).

Воспитание - сложный, многосторонний процесс. Однако при про­ведении коллективной и индивидуальной воспитательной работы с детьми следует учитывать несколько основополагающих педагогичес­ких концепций: при изложении материала простое должно предшество­вать сложному, легкое - трудному, конкретные сведения о предметах и событиях опережать их абстрактную символику.

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня, необходимо вызы­вать у детей положительные эмоции, стимулировать у них желание помогать старшим и своим товарищам, выполнять каждое задание до его логического завершения, развивать у ребенка самостоя1ель-ность

Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма заключа­ется в проведении санитарно-просветительной работы: лекций и бесед со школьниками и их родителями, выпуске санитарных бюллетеней на эти темы.

Основные формы санитарно-просветительной работы со школьни­ками и их семьями:

Медико-социальный патронаж в семье, выявление лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной за­щите и поддержке;


Оказание медико-психологической помощи на основе индивиду­
ального подхода с учетом особенностей личности, в том числе путем
анонимного приема;

Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репро­
дуктивного здоровья девочек (девушек) и мальчиков (юношей);

Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероп­
риятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ори­
ентация на создание здоровой семьи;

Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просвети-
тельная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на фор­
мирование потребности в здоровом образе жизни и ориентирующих мо­
лодых людей и их родителей на осознание вреда «рисковых» или так на­
зываемых «саморазрушающих» форм поведения для здоровья и разви­
тия (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания, токсико­
мания, ранняя сексуальная активность, правонарушения несовершен­
нолетних, бродяжничество и т.д.);

Оказание индивидуальной или опосредованной социально-право­
вой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных ин­
тересов в соответствии с действующим законодательством;

Анализ (с применением анкетного опроса и других методов) пот­
ребности обслуживаемого детско-подросткового кошпмгента и их се­
мей в конкретных видах медико-социальной помощи.

Глава 7 Санитарно-просветительская работа

Понятие о санитарно-просветительской работе

Основные принципы санитарно-просветительской работы

Санитарное просвещение – совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе – опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX в. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной», – писал великий русский хирург Н. И. Пирогов.

В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны.

В задачи санитарного просвещения входит:

1) распространение медицинских и гигиенических знаний;

2) воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;

3) повышение санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климатогеографических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе.

Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации.

Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарнопросветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «Энциклопедия», серии «Медицина для всех»), а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, закладках для книг и т. п.).

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:

1) собеседование;

2) групповые дискуссии;

3) лекции;

4) тематические вечера;

5) вечера вопросов и ответов;

6) беседы за круглым столом;

7) устные журналы;

8) школы здоровья;

9) публикации в прессе;

10) конференции.

Широко использует и методы наглядной агитации:

1) стенгазеты;

2) санбюллетени;

3) выставки и уголки здоровья;

4) книжные выставки.

Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительской информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень

Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Санбюллетень – это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из двух частей: текстовой и иллюстративной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13–15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком, без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них – основной – должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1–2 раз в квартал.

Уголок здоровья

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

1) согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

2) определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);

3) выбор места – достаточно свежего и бойкого, т. е. такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

4) подборка соответствующего иллюстративного материала: плакаты, фотовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в Доме санитарного просвещения.

Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья – различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например, о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Устные журналы

В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные аспекты.

Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции

Диспут – метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя».

Диспут – это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАП должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и др.), длительным пребыванием на солнце и другими факторами; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях.

Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения.

Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение – один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость – одно из важнейших условий здорового образа жизни.

В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций

Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.

Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.

Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, с антенатальной охраны будущего потомства.

Воспитание здорового образа жизни и профилактика различных заболеваний

Примерные темы бесед, проводимых на ФАП

Воспитание здорового образа жизни и профилактику различных заболеваний целесообразно проводить с беременными в форме индивидуальных бесед на дородовых патронажах и групповых занятиях (например, в «Школе беременных женщин»). Особое внимание на ФАП следует уделять первобеременным женщинам, не имеющим навыков вынашивания физиологической беременности.

Беседы о гигиене беременной женщины и особенностях периода новорожденности желательно проводить не только среди самих женщин, но и среди членов их семей, особенно мужей, в «Школе молодых отцов». Далеко не все мужчины имеют представление о том, на что должна быть направлена их забота о беременной женщине.

При освещении темы «Уход за новорожденным ребенком» желательно демонстрировать основные правила ухода на кукле, приготовленной заранее.

Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детского населения и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки – словом, все то, что в дальнейшем определяет образ жизни человека. В этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать фактором риска для многих заболеваний. У детей сравнительно легко воспитать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, рациональному режиму.

Большую помощь в работе на ФАП могут оказывать санитарные активисты. Их хорошо готовить из числа школьниц-старшеклассниц. Теоретические занятия с ними проводят фельдшеры на ФАП или непосредственно в школах, а практические занятия – в детском отделении районных, участковых больниц или на фельдшерско-акушерских пунктах. По окончании занятий санитарные активисты получают зачет и удостоверения.

Для сельской местности численность активистов определяется из расчета: 1 активист на 1–2 детей первого года жизни. Для этого населенный пункт делится на микроучастки, которые закрепляются за каждым активистом в районе его проживания. За активистами закрепляются в первую очередь дети из неблагополучных и многодетных семей. Знакомство активиста с семьей организуется в период, когда беременная женщина встает на учет. Санитарного активиста семье представляет фельдшер. Совместно с фельдшером санитарный активист проводит всю санитарно-просветительскую работу, направленную на охрану здоровья матери и ребенка. Среди школьников младших классов (с 1-го по 4-й) выбирается санитарный актив по соблюдению гигиенических норм в коллективе, санитарного состояния класса, он помогает в оформлении «Уголка здоровья», ведет «Экран чистоты».

В старших классах организуются санитарные посты и санитарные дружины, которые также являются основным помощником фельдшера по пропаганде здорового образа жизни, организации санитарно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. По основным темам, пропагандирующим здоровый образ жизни, фельдшер в школе выступает на родительских собраниях, педагогических советах и среди самих школьников. Для наглядной агитации выпускают санитарные бюллетени, «Уголки здоровья», помогают и участвуют в «Олимпиадах здоровья».

Организация и планирование работы

Санитарно-просветительская работа на ФАП должна проводиться по заранее составленному плану. Составление плана санитарно-просветительской работы проводится на весь текущий год и на месяц.

В годовом плане предусматриваются основные задачи по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни, а на каждый месяц составляется конкретный план с названиями тем, методами их освещения.

В конце месяца и в конце отчетного года медицинский работник обязан отчитаться за проделанную санитарно-просветительскую работу по примерной схеме (табл. 11).

Таблица 11. Отчет по санитарно-просветительской работе за______ 20__ г.

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни должны способствовать ранней обращаемости за медицинской помощью, улучшению показателей родовспоможения, снижению детской смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности и травматизма, своевременной госпитализации больных, привлечению населения на профилактические осмотры, повышению уровня санитарной культуры населения, оздоровлению условий труда и быта, активизации творческой самодеятельности людей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, повышению работоспособности и творческого долголетия. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Фоули Дениз

Из книги Организация и ведение бизнеса в сфере торговли и услуг автора Башилов Борис Евгеньевич

Глава 8. Лицензирование, сертификация, санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции. Ответственность за нарушение требований законодательства… 8.1. Лицензирование отдельных видов деятельности… При организации бизнеса необходимо учесть, что законодательством

Из книги ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ХОТЕЛИ БЫ ЗНАТЬ ВСЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ? автора Ларуш Линдон

Глава 6. РАБОТА И ЭНЕРГИЯ Технологический прогресс, осуществляемый, главным образом, путем внедрения новейших достижений технологии в производство, повышает созидательную мощь

Из книги Справочник домашнего сантехника автора Автор неизвестен

Глава 3. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ОТОПИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В КВАРТИРЕ (ДОМЕ) И ПРАВИЛА ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ Общее устройство «Без воды и ни туды и ни сюды». Эти слова шутливой песенки водовоза из старого кинофильма «Волга-Волга» имеют самое

Из книги 500 лучших программ для Windows автора Уваров Сергей Сергеевич

Из книги 7,62-мм самозарядный карабин Симонова (СКС) автора Министерство обороны СССР

Из книги Краткий курс фотографии для начинающих. Съемка в путешествии автора Тудоси Георгий

Глава 2. Работа с фотоаппаратом Теперь, когда вы знаете основы теории фотографии, пришло время взять в руки фотоаппарат. Различные модели фотокамер управляются по-разному, однако общие принципы везде одинаковы. Рекомендуем вам держать под рукой инструкцию от вашего

Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

Глава 5 Работа в инфекционном (эпидемическом) очаге Понятие об инфекционном очаге. Общие принципы работы в инфекционном (эпидемическом) очагеЭпидемиология – медицинская наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заразных болезней в человеческом

Из книги Инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах Росийской Федерации автора Редакционная коллегия "Метро"

Глава 9 Санитарно-противоэпидемическая деятельность на ФАП Общая характеристика санитарно-противоэпидемической деятельности на ФАПСанитарно-эпидемиологический надзорСанитарно-эпидемиологический надзор – это сбор информации и динамическая оценка факторов риска,

Из книги Револьвер обр. 1895 г. и пистолет обр. 1933 г. автора Министерство обороны СССР

ГЛАВА 2 МАНЕВРОВАЯ РАБОТА ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ «Манёвры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника - дежурного поста централизации, на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера (дежурного поста

Из книги Справочник медсестры [Практическое руководство] автора Храмова Елена Юрьевна

ГЛАВА 3 РАБОТА ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА «Движением на линии должен руководить только один работник - поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемой им линии.Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению

Из книги Справочник медицинской сестры автора Храмова Елена Юрьевна

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Глава 2 Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях Санитарно-противоэпидемиологическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемио-логических мероприятий, целью проведения

Из книги Сила рода во мне. Как понять и познать свою связь с родом. Руководство для новичков автора Солодовникова Оксана Владимировна

Глава 2. Санитарно-противоэпидемиологический режим в лечебно-профилактических учреждениях Санитарно-противоэпидемиологическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, целью проведения

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5 Работа с конфликтами В этом разделе мы поговорим об отношениях и технике, которая помогает работать с любыми конфликтами. Об этой технике я подробнее рассказываю и показываю ее в тренинге «Сила рода во мне» и в онлайн-обучающем курсе по нейро-имажинативному

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее, анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

Недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

Отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней.

Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке.

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

Санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

Санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

Агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием;

Наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

Разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

Чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

Демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов.

Цель данной работы -- выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по 2 направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями .

Многие хронические заболевания являются следствием недостаточно вылеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.

Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

Индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;

Групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

Выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения и где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем.

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу - контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний .

Основные принципы санитарно-просветительской работы

Санитарное просвещение - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе - опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни.

Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине Древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в 19 веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

«Будущее принадлежит медицине предупредительной» - писал великий русский хирург Н. И. Пирогов. В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны. В задачи санитарного просвещения входят: распространение медицинских и гигиенических знаний; воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья; повышение санитарно-гигиенической культуры.

Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов.

Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительной работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 часа пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе. Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации. Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительной работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организуют чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу.

В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительной информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг).

Методы и средства санитарно-просветительской работы

В организации своей санитарно-просветительной работы фельдшер, наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как: собеседование, групповые дискуссии, лекции, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом, устные журналы, школы здоровья, публикации в прессе, конференции, широко использует и методы наглядной агитации: стенгазеты, санбюллетени, выставки и уголки здоровья, книжные выставки. Чтобы эта пропаганда была привлекательна, полезна и информативна, приводим примерное описание некоторых форм санитарно-просветительной информации, которые можно использовать в своей работе.

Санитарный бюллетень. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды. Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительная газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика».

Санбюллетень состоит из 2-х частей - текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок, шириной 13–15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком пастой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них – основной - должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием. В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1–2 раз в квартал.

Уголок здоровья. Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:
согласование организации уголка с руководством данного учреждения;
определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань);
выбор места - достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;
подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки.
Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения. Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья - различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности, в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты.

Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например, о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны.

Устные журналы. В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающих правовые, социальные и нравственные аспекты. Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.

Диспуты и конференции. Диспут - метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя». Диспут - это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.

Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например, в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте.

Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительной пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.

Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях. Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение - один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний.

Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость - одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями.

Примерные планы лекций. Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.
Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.
Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранить психическое здоровье.

В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов. Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.

    Гигиенические требования к поведению больных в стационаре.

    Наркомания и ее последствия.

    Отдаленные последствия табакокурения.

    Факторы риска формирования сердечно-сосудистой патологии.

    Что такое ВИЧ и СПИД? Профилактика ВИЧ-инфекции.

    Основы диетического питания при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

    Особенности диеты при анемиях.

    Особенности диеты у больных сахарным диабетом.

    Вегетарианство: за и против.

    Гиподинамия или как повысить двигательную активность?

    Холестерин под контроль! Основные положения гипохолестериновой диеты.

    Витамины и их роль в питании человека.

    Грипп. О чем должен знать каждый.

    Профилактика острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

    Правила здорового образа жизни.

    Туберкулез – смертельно опасное заболевание.

    Заболевания, передающиеся половым путем.

Приложение 3

Перечень тем учебно-исследовательской работы студентов

    История и развитие сестринского дела.

    Вклад Флоренс Найтингейл в развитие сестринского дела.

    История становления и развитие сестринского дела в России.

    Ятрогенные заболевания. Действия медицинского персонала при ятрогениях.

    Медицинские ошибки и правонарушения. Юридическая ответственность медицинского персонала.

    Права пациента. Медицинское вмешательство без согласия пациента.

    Особенности биомедицинской этики в практике палатной медицинской сестры.

    Организация работы и обязанности медицинской сестры приемного отделения.

    Организация медицинского поста. Медицинская документация в работе палатной (постовой) медицинской сестры.

    Оценка тяжести состояния больного, клиническое наблюдение за больным.

    Искусственное парентеральное питание.

    Правила термометрии, основные виды температурных кривых при важнейших состояниях в клинике внутренних болезней.

    Простейшие физиотерапевтические процедуры. Показания и противопоказания к применению физиотерапевтических методов воздействия на кровообращение.

    Особенности ухода за больными с патологией органов дыхания. Правила сбора мокроты на исследование.

    Особенности ухода за больными с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правила измерения пульса и артериального давления.

    Особенности ухода за больными с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта.

    Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста в стационаре.

    Особенности ухода за больными с психическими заболеваниями.

    Особенности сестринского процесса в экстренной и неотложной медицине.

    Подготовка больных к инструментальным исследованиям желудочно-кишечного тракта.

    Пролежни и способы их профилактики. Уход за больными с пролежнями.

    Гирудотерапия. Показания, противопоказания.

    История инъекций.

    Средства для ингаляционной терапии заболеваний органов дыхания. Правила проведения ингаляций. Устройства для ингаляций.

    Небулайзеры: механизм действия, виды, преимущества и недостатки применения, методика применения, используемые лекарственные средства.

    Обучение пациентов в профилактической и реабилитационной деятельности медицинской сестры.

Приложение 4

Академическому руководителю практики в качестве помощника младшего медицинского персонала

доценту кафедры пропедевтики внутренних болезней

_______________________________________

(ФИО)__________________________________

Р А С П И С К А

Я, студент __________________________ факультета, 2 курса, ____ группы

___________________________________________________________

(ФИО полностью)

информирован о программе предстоящей производственной практики, условиях допуска к ней и обязуюсь своевременно до 01.03.2014 года предоставить все необходимые документы для её прохождения курсовому руководителю (сотруднику профильной кафедры через старост групп):

а) оформленную согласно действующего Приказа Министерства здравоохранения медицинскую книжку (даты действительны до окончания практики);

б) сведения в анкете группы о предполагаемом месте прохождения практики;

в) полностью оформленную первую страницу программы и дневника практики для допуска к практике (подпись и личная печать академического курсового руководителя практики – сотрудника профильной кафедры);

г) только для студентов, желающих пройти практику не в Смоленске и студентов, обучающихся по целевым направлениям от профильных Департаментов, Министерств Гарантийные письма от руководителей конкретных учреждений здравоохранения СТРОГО СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ФОРМЕ (приложение 5).

Приложение 5

Ректору ГБОУ ВПО СГМА

Министерства здравоохранения России

профессору И.В. Отвагину

от ________________________________

(должность, наименование учреждения, ФИО)

Гарантийное письмо

Я, _______________________________________________________________,

ознакомлен с программой практики, требованиями к её организацию и не возражаю против прохождения студентом(кой) ГБОУ ВПО СГМА Министерства здравоохранения России ___________________ факультета, 2 курса, ___ группы _______________________________________________

(ФИО студента)

практики в качестве помощника палатной медицинской сестры персонала в сроки, установленные учебным планом академии.

Непосредственное руководство практикой, контроль оформления медицинской книжки перед началом практики, подлинности сведений, предоставленных в Программе и Дневнике практики студента о выполнении практических навыков и графике работы возложить на ______________________________________________________________.

(должность, ФИО, контактный телефон отделения)

Подпись______________________________________ М.П.

Загрузка...