musings.ru

Правовой статус соотечественников проживающих за рубежом. Конституционно-правовое регулирование статуса соотечественников в рф

Соотечественники - это лица, родившиеся в пределах одного государства, проживающие в настоящее время или в прошлом в нем, наделенные общностью языка, религии, культурного наследия, привязанностью к традициям и обычаям, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соответственно, под понятием «соотечественники за рубежом» Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» подразумевает четыре категории лиц: 1) граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ; 2) лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; 3) выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства либо имеющих вид на жительство, а равно ставших лицами без гражданства; 4) потомков лиц, принадлежавших к вышеуказанным трем группам, кроме потомков лиц титульных наций иностранных государств. По неофициальным данным, в результате распада СССР за пределами России оказалось от 25 до 30 млн наших соотечественников. Граждане РФ и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, постоянно проживающие за пределами РФ, признаются Законом соотечественниками в силу гражданской принадлежности (факт которой удостоверяется документом о принадлежности к гражданству РФ). Для лиц, состоявших в гражданстве СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков соотечественников признание своей принадлежности к соотечественникам является актом свободного выбора (п. 2 ст. 3 Закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»). Выдачу документа (свидетельства) о принадлежности к соотечественникам осуществляют на территории РФ - органы внутренних дел по месту пребывания и письменному заявлению лица в месячный срок; за пределами РФ - дипломатические представительства, консульские учреждения. Факт признания - удостоверение статуса соотечественника - имеет правовые последствия.

Государственная политика в отношении соотечественников за рубежом представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социально-экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, являющихся составной частью внутренней и внешней политики РФ и направленных на защиту основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам. Комплекс такого рода мер определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Согласно Закону (ст. 14) дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики РФ в отношении иностранного государства, где такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении наших соотечественников за рубежом является достаточным основанием для принятия органами государственной власти РФ адекватных мер по защите интересов соотечественников (например, использование режима реторсий). Закон предусматривает возможность оказания поддержки социально незащищенным категориям соотечественников, прежде всего являющимся гражданами РФ. Для достижения целей государственной политики в отношении соотечественников за рубежом физическим и юридическим лицам РФ, иностранным лицам и организациям, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями. С целью содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия государственные органы РФ обязываются законом оказывать помощь культурным центрам, библиотекам, архивам, музеям, театрам, творческим коллективам соотечественников, содействовать изучению ими культурного наследия РФ.

Лицо без гражданства. Таковым признается лицо, не имеющее доказательства принадлежности к какому-либо государству. По своему правовому положению лицо без гражданства, пребывающее на законных основаниях на территории России, приравнивается (за некоторыми исключениями) к иностранным гражданам. Абсолютное большинство людей обладает гражданством какого-либо государства. К сокращению безгражданства стремятся также и государства. Принятая 30 августа 1961 г. Конвенция о сокращении безгражданства исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов. При этом применяется следующее правило: государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Политике сокращения безгражданства следует РФ. В соответствии с Законом о гражданстве (ст. 7) Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

России прошла несколько этапов в своем развитии.

Поиск в тексте

Действующий

Название документа: (с изменениями на 23 июля 2013 года)
Номер документа: 99-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 24 мая 1999
Дата начала действия: 01 июня 1999
Дата редакции: 23 июля 2013

О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом


Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (Российская газета, N 100, 05.06.2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
(Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
(Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 162, 27.07.2006);
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 137, 28.07.2009);
(Российская газета, N 164, 27.07.2010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.07.2013) (о порядке вступления в силу см. ).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
В статьи 5, 16, 17, 21 настоящего Федерального закона вносились изменения с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . Указанные изменения утратили силу с 31 декабря 2004 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:

Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;

отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;

защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;

соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;

координационные советы соотечественников и советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом проводится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания соотечественников (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 1. Понятие соотечественника

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:

за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;

гражданская принадлежность - наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;

гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного государства;

участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (абзац дополнен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

национальности Российской Федерации - национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации;

абзац утратил силу с 27 июля 2010 года - ;

самобытность - родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного наследия и религии.

Статья 3. Признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам

1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 4. Основания для подтверждения принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом

Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

1. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с , международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:

неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;

необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

3. Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

4. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав:

использовать русский язык и родные языки народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала;

устанавливать и свободно поддерживать связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, а также получать информацию из Российской Федерации;

создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;

участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;

участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государствами проживания и Российской Федерацией;

осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию.

5. Для соотечественников, которые вносят заметный вклад в поддержку Российской Федерации и развитие связей с Российской Федерацией, предусматриваются меры морального поощрения.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 6. Законодательство в области отношений с соотечественниками

Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации , международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ ; дополнена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 7. Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом

1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2009 года Федеральным законом от 25 июля 2009 года N 214-ФЗ .

Статья 8. Отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР

Статья 9. Отношения с выходцами (эмигрантами)

Статья 10. Отношения с потомками соотечественников

Статья 11. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

Статья 11_1. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.

2. Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

Статья 12. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации

Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 13_1. Содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

Статья 14. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

1. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

3. Сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами реализуется с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

4. Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.

5. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 15. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина

1. Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:

в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;

в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;

в обеспечении своего права на равенство перед законом.

2. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях

1. При осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских лиц (физических лиц и организаций) с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских лиц (физических лиц и организаций независимо от форм собственности) с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

3. Гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования

(наименование дополнено с 27 июля 2010 года
Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ -

1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.

3. Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.

4. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;

способствуют изучению культурного наследия соотечественников;

содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

6. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);

родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников;

проживание за рубежом - для всех указанных лиц.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

6_1. При этом на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяются особые права при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, предоставляемые отдельным категориям граждан Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 203-ФЗ .

В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

Российская Федерация содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.
(Пункт дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

7. Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

8. Российская Федерация, признавая роль религиозных организаций в консолидации соотечественников, содействует социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры (пункт дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ).

Статья 18. Поддержка соотечественников в области информации

1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и распространении информации, пользовании информацией на русском языке и родных языках народов Российской Федерации на территориях государств проживания соотечественников, создании средств массовой информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами проживания соотечественников и Российской Федерацией (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников и о положении соотечественников в Российской Федерации и в государствах их проживания.

2. Российская Федерация создает необходимые условия для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов, через сеть Интернет на русском языке и родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Российская Федерация предоставляет российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим соотечественникам средствам массовой информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации.

Статья 19. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;

принятие федеральных законов, внесение изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;

принятие федеральных целевых и федеральных программ (абзац дополнен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

заключение международных договоров Российской Федерации, направленных на защиту интересов соотечественников, и контроль за исполнением взятых по ним обязательств (абзац дополнен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;



Статья 19_1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации;

создание при органах государственной власти субъектов Российской Федерации для координации работы по поддержке соотечественников советов (комиссий) соотечественников в целях реализации государственной политики в отношении соотечественников во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями соотечественников (абзац дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ);

поощрение связей хозяйствующих субъектов регионов с координационными советами соотечественников, установления контактов с хозяйствующими субъектами соотечественников, иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, проживающие в соответствующих государствах (абзац дополнительно включен с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ);
____________________________________________________________________
Абзац четвертый предыдущей редакции с 27 июля 2010 года считается абзацем шестым настоящей редакции - Федеральный закон от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

____________________________________________________________________

другие полномочия, определенные федеральными законами.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ)

Статья 19_2. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников

Органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации государственной политики в отношении соотечественников в части вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
(Статья дополнительно включена с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ)

Статья 20. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками


. -

Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками

Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:

на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками

Органы государственной власти Российской Федерации обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ :

разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению (абзац в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ ;

руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.

Статья 23. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ , -

1. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ . *23.1)

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ..

3. В Российской Федерации могут создаваться общественные фонды и другие общественные объединения, образуемые в целях поддержки соотечественников и их общественных объединений. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поощряют благотворительную деятельность физических и юридических лиц в области отношений с соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 24. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, физическим и юридическим лицам Российской Федерации, иностранным лицам и организациям, оказывающим поддержку соотечественникам

(статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . -

Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками

В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.

Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.

Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ .

Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников.

2. Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания.

3. В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов соотечественников в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников.

4. Для координации деятельности общественных объединений соотечественников из числа их руководителей избираются координационные советы.

5. При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.
(Статья в редакции, введенной в действие с 27 июля 2010 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 179-ФЗ .

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (с изменениями на 23 июля 2013 года)

Название документа:
Номер документа: 99-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 103, 01.06.99

Собрание законодательства Российской Федерации, N 22, 31.05.99, ст.2670

Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, N 16, 01.06.99

Дата принятия: 24 мая 1999
Дата начала действия: 01 июня 1999
Дата редакции: 23 июля 2013

Статус соотечественника, дающий право на участие в Государственной программе

Участие в Государственной программе вправе принять российские соотечественники, проживающие за рубежом либо постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, и члены их семей.

Пунктами 1-3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» определено, что:

«1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

Лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

Выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства».

Кроме того, статьей 3 упомянутого Федерального закона установлены условия признания принадлежности лиц к соотечественникам:

«1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников».

Кроме того, чтобы стать участником Государственной программы, необходимо соответствовать следующим условиям:

Достижение 18-летнего возраста;

Обладание дееспособностью и трудоспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обладание квалификацией и опытом работы, достаточными для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

Владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества;

Соответствие требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого является необходимым).

Членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на совместное переселение с ним в Российскую Федерацию, являются лица, признаваемые таковыми законодательством Российской Федерации.

Члены семьи участника Государственной программы также должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого разрешения является необходимым).

Соответствие необходимым для участия в Государственной программе требованиям устанавливается при помощи представленных соотечественником документов и иных материалов, характеризующих его личность, профессиональные навыки и умения и является основанием для проведения дальнейшей работы по вопросу участия соотечественника и членов его семьи в Государственной программе. В случае предоставления недостоверных данных соотечественнику и членам его семьи может быть отказано в участии в Государственной программе.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОТНОШЕНИИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ

Принят

Государственной Думой

Одобрен

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов

от 31.05.2002 № 62-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 25.07.2009 N 214-ФЗ) от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:

Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР);

институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;

отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;

защита основных прав и свобод человека и гражданина способствует политической и социальной стабильности, укреплению сотрудничества между народами и государствами;

соотечественники, проживающие за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, сохранении самобытности;

координационные советы соотечественников и советы (комиссии) соотечественников представляют интересы соотечественников за рубежом в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом проводится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации с учетом законодательства государств проживания соотечественников.

Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики.

Статья 1. Понятие соотечественника

1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:

за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;

гражданская принадлежность - наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;

гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства;

лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству иностранного государства;

участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками - органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

национальности Российской Федерации - национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации;

(абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ);

самобытность - родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного наследия и религии.

Статья 3. П ризнание и подтверждение принадлежности к соотечественникам

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.

2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.

3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.

Статья 4. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

В статью 5 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 5. Принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

1. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:

неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;

необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественников, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

3. Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

4. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств Российская Федерация оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав:

использовать русский язык и родные языки народов Российской Федерации для развития духовного и интеллектуального потенциала;

устанавливать и свободно поддерживать связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, а также получать информацию из Российской Федерации;

создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;

участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;

участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государствами проживания и Российской Федерацией;

осуществлять свободный выбор места жительства или реализовать право на возвращение в Российскую Федерацию.

5. Для соотечественников, которые вносят заметный вклад в поддержку Российской Федерации и развитие связей с Российской Федерацией, предусматриваются меры морального поощрения.

Статья 6. Законодательство в области отношений с соотечественниками

Законодательство в области отношений с соотечественниками основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Статья 7. Основы отношений с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом

1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации при соблюдении законодательства государства проживания.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Статья 8. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

Статья 9. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

Статья 10. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ.

Статья 11. Утратила силу. - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Статья 111. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками

1. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательными правовыми актами Российской Федерации в сфере гражданства.

2. Российская Федерация способствует сокращению количества лиц без гражданства среди соотечественников на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 12. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации

Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 13. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 131. Содействие добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию

(введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

Статья 14. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников

1. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

3. Сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами реализуется с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина.

4. Дискриминация граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место.

5. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.

Статья 15. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина

1. Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:

в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;

в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства;

в обеспечении своего права на равенство перед законом.

2. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

В статью 16 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 16. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях

1. При осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации стимулируют сотрудничество российских лиц (физических лиц и организаций) с хозяйствующими субъектами соотечественников, содействуют созданию совместных организаций, товариществ и обществ, участию соотечественников в инвестициях в российскую экономику, поощряют связи российских лиц (физических лиц и организаций независимо от форм собственности) с иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут оказывать в социальной области поддержку социально незащищенным категориям соотечественников на основании международных договоров Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Гуманитарная помощь соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В статью 17 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования

1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.

3. Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.

4. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;

способствуют изучению культурного наследия соотечественников;

содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации способствуют сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

6. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации способствуют получению соотечественниками образования в образовательных учреждениях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:

гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);

родство по прямой восходящей линии с указанными лицами - для потомков соотечественников;

проживание за рубежом - для всех указанных лиц.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

61. При этом на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяется право на получение преимуществ, предоставляемых отдельным категориям граждан Российской Федерации при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение или повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.

Российская Федерация содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.

7. Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

8. Российская Федерация, признавая роль религиозных организаций в консолидации соотечественников, содействует социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры.

(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Статья 18. Поддержка соотечественников в области информации

1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и распространении информации, пользовании информацией на русском языке и родных языках народов Российской Федерации на территориях государств проживания соотечественников, создании средств массовой информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами проживания соотечественников и Российской Федерацией.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников и о положении соотечественников в Российской Федерации и в государствах их проживания.

2. Российская Федерация создает необходимые условия для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов, через сеть Интернет на русском языке и родных языках соотечественников путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров Российской Федерации.

Российская Федерация предоставляет российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Российская Федерация оказывает поддержку принадлежащим соотечественникам средствам массовой информации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации.

Статья 19. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

Полномочиями Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;

принятие федеральных законов, внесение изменений в федеральные законы и контроль за их соблюдением;

принятие федеральных целевых и федеральных программ;

заключение международных договоров Российской Федерации, направленных на защиту интересов соотечественников, и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;

Статья 191. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками

(введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:

разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации;

создание при органах государственной власти субъектов Российской Федерации для координации работы по поддержке соотечественников советов (комиссий) соотечественников в целях реализации государственной политики в отношении соотечественников во взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями соотечественников;

(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

поощрение связей хозяйствующих субъектов регионов с координационными советами соотечественников, установления контактов с хозяйствующими субъектами соотечественников, иностранными предприятиями, на которых работают преимущественно соотечественники, проживающие в соответствующих государствах;

(введен Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

другие полномочия, определенные федеральными законами.

Статья 192. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной политики в отношении соотечественников

(введена Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Органы местного самоуправления вправе участвовать в реализации государственной политики в отношении соотечественников в части вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Статья 20. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В статью 21 Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, которые были признаны утратившими силу с 31 декабря 2004 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ.

Статья 21. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками

Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:

на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками

Органы государственной власти Российской Федерации обязаны:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

содействовать соотечественникам в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств их проживания или пребывания, международных договорах Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, а также принимать меры по их защите и восстановлению;

руководствоваться настоящим Федеральным законом при решении вопросов, касающихся соотечественников.

Статья 23. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

1. Финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. В Российской Федерации могут создаваться общественные фонды и другие общественные объединения, образуемые в целях поддержки соотечественников и их общественных объединений. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации поощряют благотворительную деятельность физических и юридических лиц в области отношений с соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

Статья 24. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 25. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками

В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.

Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественных объединений, средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.

Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 26. Представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 № 179-ФЗ)

1. Высшим представительным органом, обеспечивающим взаимодействие соотечественников с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является Всемирный конгресс соотечественников, который проводится не реже одного раза в три года. В период между всемирными конгрессами соотечественников могут проводиться всемирные конференции соотечественников.

2. Делегаты Всемирного конгресса соотечественников и всемирных конференций соотечественников избираются общественными объединениями соотечественников на конференциях соотечественников в государствах их проживания.

3. В период между всемирными конгрессами соотечественников и всемирными конференциями соотечественников представительство интересов соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, координацию деятельности координационных советов соотечественников в государствах их проживания обеспечивает Всемирный координационный совет российских соотечественников, который является органом Всемирного конгресса соотечественников.

4. Для координации деятельности общественных объединений соотечественников из числа их руководителей избираются координационные советы.

5. При органах государственной власти Российской Федерации и органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться представительные общественно-консультативные органы - советы (комиссии) соотечественников. Порядок формирования, задачи и функции советов (комиссий) соотечественников устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации соответственно.

Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Введение 3

1. Правовой статус соотечественников, находящихся за рубежом 5

1.2 Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников, находящихся за рубежом 9

2. Конституционно-правовые основы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15

2.1. Конституционно-правовой механизм реализации и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом 15

2.2. Особенности реализации и защиты прав и свобод соотечественников, проживающих за рубежом, имеющих и не имеющих российское гражданство 22

Заключение 28

Список литературы 31

Выдержка из текста

Во введении дается общая характеристика исследования. Первая глава посвящена правовому статусу соотечественников, находящихся за рубежом. Во второй главе рассматривается конституционно-правовой механизм реализации и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. В заключении представлены выводы по исследованию.

Для осмысления и разработки обозначенной правовой категории первостепенное значение имеет изучение конституционно-правовые основ статуса судьи в РФ. Целью настоящей работы является изучение конституционно-правовых основ статуса судьи в РФ.- рассмотрено конституционно-правовое регулирование статуса судьи в РФ;

Объект исследования — правоотношения в сфере конституционно-правового регулирования информационных отношений в РФ. Предмет исследования -конституционно-правовое регулирование информационных отношений в РФ. Цель исследования — комплексный анализ особенностей и проблем конституционно-правового регулирования информационных отношений в РФ.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2 Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142 «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями и дополнениями).

3 Постановление Правительства РФ от

2. марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: base.garant.ru/12 119 158/#ixzz 4eEbpK2FA

4 Постановление Правительства РФ от

1. мая 1996 г. N 590 «О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом». Система ГАРАНТ: base.garant.ru/1 548 735/#ixzz 4eEdhJWso

5 Федеральный закон от

2. мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изменениями и дополнениями).

6 Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (последняя редакция).

7 Федеральный закон от

1. июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

8 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция).

Литература

9 Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека: международные и правовые механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2015.

10 Андриянов Д.В. Приобретение гражданства России соотечественниками, проживающими за рубежом.//Юридический вестник молодых ученых. № 2. 2016.

11 Вашанова О.В. Роль Европейского суда по правам человека в развитии принципа недискриминации / Юрист-международник, 2015, № 2.

12 Ильченко О. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом.//Вестник ВГУ. № 4, 2015.

13 Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации: учеб. для бакалавров / под ред. Л. Л. Попова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2015.

14 Настенко В.Н., Кузьмина В.М. К проблеме поддержки соотечественников за рубежом.// Интеграционные модели приграничного и межрегионального сотрудничества сборник статей. 2015. С. 206−210.

15 Прудникова Т.А. Особенности реализации прав соотечественников, проживающих за рубежом.//Вестник Университета МВД РФ. № 6, 2015.

16 Студнева Е. Механизм защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. interaffairs.ru/news/show/9505

список литературы

Загрузка...