musings.ru

Образование для успешной жизни: реалии и перспективы. «Школы отодвигают от центра»

В России готовится очередная масштабная реформа образования. На этот раз Минобрнауки планирует менее чем через три года передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам.

Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство. С таким заявлением она выступила на заседании комитета Государственной Думы по образованию и науке.

– В 2000-х годах учредителями школ стали муниципалитеты - города, села, районы. Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня - нет, – цитирует министра «Российская Газета». – Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех.

Ольга Васильева отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. По задумке министерства, переподчинение позволит привести образовательные программы в разных городах и селах в соответствие с федеральными, укрепит вертикали управления с Минобрнауки во главе.

Депутат Госдумы Вера Ганзя напротив уверена, что изменения бесполезны и только ломают устоявшуюся систему. По ее мнению, лучше бы федеральные власти выделили дополнительные средства городам на содержание сферы образования.

– Мы и так сейчас подконтрольны, – говорит парламентарий. – Школы ничуть не самостоятельны, хотя обозначается, что они самостоятельны в выборе содержания образования. Я считаю, что в данном случае придумывать бессмысленно. Если бы регион забрал на себя содержание зданий, или на подготовку к новому учебному году выделял школам не 30 тысяч на два здания, а по потребностям, по сметам, которые составлены на основании дефектных ведомостей, тогда было бы другое дело. Но я сильно сомневаюсь, что эту тяжелую ношу регионы возьмут на себя. Я считаю, что эта реформа - на пустом месте. Лучше дайте денег муниципалам на исполнение их полномочий в сфере образования, и не надо ничего ломать.

Депутат опасается, что передача школ на уровень регионов повторит ошибки здравоохранения, - «формально отдали, а регионы их не взяли, потому что ресурсы тоже ограничены». Отсюда бесконечные очереди, сокращение «койко-мест» и прочие минусы , озвучиваемые пациентами.

– Сегодня нужно разбираться с ЕГЭ, смотреть содержание образования, учебники. Как можно изменить итоговую аттестацию, чтобы она стала эффективной, и чтобы воспитывала действительно образованного человека. Вот о чем нужно думать, а мы сегодня не можем этого позволить, потому что ограничены ВТО и болонской системой образования, – комментирует Вера Ганзя.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют программу, в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении. Оказалась ли Новосибирская область в числе желающих - пока не известно.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Российскую школу ждет очередная реформа. Собственно, этого и ожидала педагогическая общественность, когда Министерство образования и науки возглавила Ольга Васильева. До сих пор звучали лишь отдельные тезисы о том, что нужно бы изменить в отечественной системе образования – совершенствование ЕГЭ, введение пятидневки и т.п. Но заявление министра о возвращении школ на уровень субъектов вызвало самый сильный резонанс в профессиональной среде. Реформа – угроза или спасения российского общего образования? Читайте в материале «ФедералПресс».

Первая реформа Васильевой

Отечественное образование вновь готовится к реформе. Причем, как сообщил «ФедералПресс» член комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов , нормативно-правовая база, обеспечивающая этот процесс, и на федеральном, и на региональном уровне может быть готова уже к концу этого года, максимум – к середине следующего.

О начале реформ объявила глава Минобрнауки Ольга Васильева на заседании профильного комитета Госдумы. Речь идет о передаче школ с муниципального на региональный уровень. Именно такая система действовала в Советском Союзе и была разрушена в 90-х годах прошлого столетия. Тем самым Васильева вполне может войти в российскую историю как министр-возрожденец. В отличие от своих предшественников – Андрея Фурсенко и Дмитрия Ливанова, о которых не только в педагогической среде, но и в обществе в целом остались не самые лучшие воспоминания, на министра-женщину смотрят с надеждой.

Впрочем, по словам директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина , это не абсолютное возвращение к советской системе образования. «Тогда были другие кадры, другая система обращения с финансовыми потоками, система управления», - пояснил эксперт.

Детали реформы пока неизвестны. Ольга Васильева лишь сказала, что речь идет о возвращении «школ в государство» и выстраивании «государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы». По мнению Васильевой, система образования нуждается в централизации: если школы будут подчиняться регионам, то министерство будет иметь прямые рычаги влияния, которых сейчас у него практически нет, поскольку субъекты являются промежуточным звеном. Негативным фактором является и то, что сегодня невозможно создать «единое образовательное пространство», поскольку власти муниципалитетов имеют возможность самостоятельно прорабатывать учебные программы.

Повсеместно и одновременно реформу образования проводить, правда, никто не собирается – для этого нужны серьезные изменения законодательства. Пока ее апробируют на нескольких субъектах (по информации Ольги Васильевой, желание участвовать в эксперименте уже изъявили в 16 регионах), и только в Санкт-Петербурге реформа уже началась, однако говорить об ее эффективности или отсутствии такового, еще рано.

Деньги – школам

Денег, которые выделяют на школы муниципалитеты, едва хватает на оплату коммунальных услуг и косметические ремонты (впрочем, в оплате ремонта, а порой даже замене окон зачастую непосредственное участие принимают родители учеников, «жертвующие» в фонд школ в добровольно-принудительном порядке).

Муниципалитеты сталкиваются и с другими денежными проблемами. , в Свердловской области сразу несколько городов попросили помощи из регионального бюджета для оплаты штрафов, выписанных надзорными органами. В одном только Артинском городском округе задолженность по предписаниям составляет порядка 70 млн рублей. Директора школ увольняются из своих учреждений, так как вынуждены оплачивать штрафы за нарушения, допущенные, собственно, не по их вине, из собственного кармана.

Претензии Роспотребнадзора чаще всего сводятся к несоответствию школьных столовых отдельным пунктам санитарных требований (к примеру, на кухне нет отдельного цеха для приготовления рыбных блюд). Пожарные инспектора требуют установки специальных дверей в подвалах учебных заведений и противопожарной обработки чердаков. При этом не все нарушения устранимы: в том же Артинском районе проверяющим не понравилось напольное покрытие, к которому на протяжении более 20 лет у них не было никаких замечаний. В Качканаре другая ситуация: в одном из детских садов Роспотребнадзор требует установить дополнительный унитаз в группе, как предусмотрено нормами СанПиНа, но другими нормами того же документа установка еще одного унитаза невозможна, так как площадь санузла не позволяет этого сделать.

На устранение предписаний (даже тех, которые можно устранить) у школ просто нет средств. Муниципалитеты помочь тоже не могут. В итоге – штрафы, и… круг смыкается.

Говорить о создании новых мест в школах (иначе говоря, о строительстве новых школ) вообще не приходится – это миллиарды рублей (таких денег нет даже в региональных бюджетах, но у них хотя бы есть надежда на прямую поддержку из федеральной казны). Отсутствие средств влечет за собой неисполнение президентского поручения о переходе на обучение в одну смену. , только Екатеринбургу для инвестирования в строительство школ и ремонт имеющихся необходимо порядка 7 млрд рублей в год. В этом году местные власти готовятся открыть шесть новых школ, но чтобы выполнить поручение президента, вплоть до 2025 году нужно строить по две-три новые школы и примерно в десяти проводить капитальный ремонт. В районах области ситуация не менее сложная.

На данный момент субъекты уже несут на себе серьезную нагрузку по финансированию школьной системы. Регионы оплачивают все, что ученики обязаны получать в рамках государственных стандартов, в том числе учебную литературу. Да и зарплату учителям обеспечивают тоже власти субъектов.

Пожалуй, сложнее всего будет провести передачу имущества с муниципального на региональный уровень. С другой стороны, с завершением этого процесса у субъектов развяжутся руки: ожидается, что повысится эффективность расходования бюджетных средств. При этом повысится его прозрачность для самих региональных властей, которые будут заинтересованы вкладывать деньги в тот же ремонт школ, да и в образование в целом. А когда гарантом стабильности системы будут региональные власти, вероятность привлечения частных инвестиций, создания государственно-частных школ сразу возрастет.

«Будет лучше»

Анонсированная реформа образования уже поддержана на уровне комитета Госдумы по образованию и науке. Депутат Борис Чернышов в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметил, что изменения в системе абсолютно оправданы и целесообразны и, по сути, делать это нужно было раньше. «Мы тратим на школьное образование большие деньги, но при этом мы не в полной мере их контролируем. Плюс на уровне муниципалитетов власти захлебываются от недостатка финансирования, от большого количества обязанностей, - пояснил парламентарий. – Нам нужно единое образовательное пространство, единая образовательная политика, которая не будет отличаться от поселения к поселению».

Кроме того, по мнению Чернышова, передача школ на уровень субъектов позволит улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений и решить существующие коммунальные проблемы.

Политолог Павел Салин также полагает, что основной мотив реформирования системы кроется в бедности муниципалитетов. «Муниципальная власть с финансовой точки зрения зачастую фактически не состоятельная», - заметил политолог.

Другой важный момент – в результате реформы из финансовой, да и управленческой цепочки уйдет «лишнее звено»: федеральному центру с регионов, с одной стороны, проще будет спрашивать за переданные средства, с другой – такое прямое подчинение позволит более оперативно решать вопросы, то есть повысится управляемость системы. По словам депутата Бориса Чернышова, у федеральных и региональных чиновников «не будет желания подставлять самих себя».

Вместе с тем, политолог Павел Салин не уверен в повышении управляемости, он полагает, что как раз в этой части реформа «может сказаться негативно: школы отодвигают дальше от центра принятия решений». «Практика управления будет разниться от региона к региону. Каждый будет по-своему выстраивать управление, - считает Салин. – А на уровне латентной коррупции реформа не скажется, потому что администрации школ останутся прежними, и те практики, к которым они привыкли, они будут и дальше проводить в жизнь».

Фото - Илья Питалев, РИА Новости

Загрузка...