musings.ru

Угрозы информационной безопасности обществ. Основные ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности безопасность Угроза государственной безопасности относятся угроза американо

Угроза - деструктивный фактор, представляющий опасность для существования, функционирования и развития защищаемого объекта , , .

«Угроза» является одним из ключевых понятий в проблематике обеспечения безопасности вообще и информационной безопасности, в частности.

В то же время среди специалистов еще не сложилась единая точка зрения на существо явления, обозначаемого этим термином.

Угрозы защищаемому объекту (объекту безопасности) не являются чем-то, существующим самостоятельно. Суть угрозы в том, что она представляет собой либо проявление взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, способное нанести вред (ущерб) его функционированию и свойствам, либо аналогичное проявление взаимодействия подсистем и элементов самого объекта безопасности.

Общая структура угрозы представляет собой совокупность объекта угрозы, источника угрозы и проявления угрозы.

Угроза всегда связана с некоторым объектом безопасности, который проявляет свое существование в процессе взаимодействия с другими объектами или в процессе взаимодействия составляющих его компонентов. Это взаимодействие определяет условия существования объекта безопасности, т. е. внешние и внутренние по отношению к объекту обстоятельства, в которых проявляется сущность данного объекта. Условия могут быть как реальными, т. е. возникающими в процессе взаимодействия, так и потенциальными - которые могут возникнуть при наличии определенных факторов. Кроме того, возникающие условия могут способствовать существованию объекта, быть нейтральными к этому процессу, либо оказывать негативное влияние на его существование. Потенциальные условия существования объекта безопасности, способные оказать на него негативное влияние, также называются угрозами. Исходя из этого, угроза есть совокупность факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия объекта безопасности с другими объектами, а также составляющих его компонентов между собой и способных оказывать на него негативное воздействие. Она выступает в качестве возможности разрешения противоречия во взаимодействии объекта безопасности с другими объектами, компонентов объекта безопасности, находящихся в стадии возникновения противоречий или конфликта, путем насильственного изменения в сторону ухудшения свойств объекта безопасности, либо его компонентов, т. е. путем нанесения ущерба.

Существует несколько характеристик угрозы, которые могут использоваться для их классификации:

место нахождения источника угроз; вероятность реализации, ожидаемый ущерб; тип источника; вид объекта безопасности.

По типу источника угрозы подразделяются на угрозы социального характера и угрозы природного характера. Угрозы социального характера проявляются в процессе взаимодействия между социальными группами или системами, а природные угрозы - взаимодействия социальных групп с окружающей средой.

По виду объекта безопасности угрозы подразделяются на угрозы объектам интересов и угрозы деятельности по реализации интересов.

Угрозы объекту безопасности, возникающие вследствие взаимодействия с внешними объектами, называются внешними, а угрозы, обусловленные взаимодействием элементов самого объекта безопасности, - внутренними. Ресурсов системы не всегда достаточно для надежной нейтрализации внешних угроз, поэтому к действию этих угроз следует относиться как к неизбежному злу, по возможности прогнозируя их негативные последствия и разрабатывая меры по защите от них и локализации негативных последствий.

Угрозы внутренние не менее опасны для системы.

Это прежде всего угрозы, исходящие от отдельных элементов и/или подсистем объекта безопасности (хотя бы от одного из них). В отличие от внешних угроз, на внутренние как правило можно оказывать управляющее воздействие с использованием ресурсов самой системы, либо нейтрализуя их деструктивное влияние, либо устраняя источник самой угрозы.

По вероятности реализации угрозы разделяются на реальные, потенциальные, гипотетические и мнимые. В данном случае вероятность может трактоваться как степень уверенности в том, что угроза будет реализована.

К реальным угрозам относятся те угрозы, которые могут быть расценены как реально возможные и которые могут осуществляться в любой момент времени. Для этого необходимо иметь точные факты об истинных планах и будущих действий конкурента, противника или иного источника угрозы. В зависимости от содержания этой информации, от условий, в которых существует защищаемая система и ее противник (источник угрозы), а также от многих других составляющих, можно предпринять меры, направленные на предотвращение или уменьшение вредных последствий.

Под потенциальными понимаются угрозы, которые могут реализоваться в случае формирования определенных условий. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, величина вероятности события определяется не тем, что оно может произойти в любой момент времени, а тем, с какой долей уверенности можно говорить о том, что оно наступит, а с другой - угроза есть возможность нанесения вреда и ее реализация всегда сопряжена с наличием для этого достаточных условий.

Гипотетические угрозы - это угрозы, которые выдвигаются при анализе спектра угроз как предположение, но предположение, основанное на серьезном анализе ситуации, правда при отсутствии прямых фактов, доказывающих достоверность информации. Таких гипотез о возможных угрозах и их характере (источниках) может быть выдвинуто несколько. Важно учесть, что эти гипотезы являются не просто домыслами, а результатом анализа косвенной по отношению к анализируемой ситуации информации. Чем квалифицированнее будет вестись этот анализ, тем больше вероятности, что одна из этих гипотез будет правильной, что позволит принять превентивные меры, обеспечивающие безопасность защищаемой системы.

Угрозы мнимые возникают в случае, когда на самом деле угрозы системе не существует, но в силу каких-то, как правило, субъективных, причин ситуация оценивается как угрожающая, в результате чего предпринимаются реальные действия по их предотвращению, которые в определенном случае могут быть истолкованы каким-либо сторонним субъектом (взаимодействующей системой) как реально угрожающие ему, и он, теперь уже реально может изменить характер своих действий в отношении защищаемой системы - т.е. стать ее противником (источником реальной угрозы). Таким образом, угроза мнимая может перерасти в угрозу реальную со всеми вытекающими из этого последствиями.

Среди разновидностей угроз выделяются также объективные и субъективные.

Объективные угрозы - это угрозы, возникающие и действующие помимо действий и намерений объекта безопасности, характерные прежде всего для изначально заданных особенностей среды его существования и инициируемых этой средой процессов (например, природные стихийные бедствия).

Субъективные угрозы возникают от умышленных, осознанных и целенаправленных действий кого-либо против объекта безопасности.

По ожидаемому ущербу объекту безопасности угрозы подразделяются

общие (глобальные), вред от реализации которых наносится объекту безопасности в целом, оказывая заметное негативное воздействие на условия существования объекта, в том числе могут привести к полному уничтожению защищаемого объекта или всей среды его существования;

локальные, вред от реализации которых проявляется в негативном воздействии на условия существования отдельных элементов (подсистем) объекта безопасности;

частные, вред от реализации которых проявляется в отдельных свойствах элементов объекта.

Угроза безопасности системы социально-политических отношений общества - внешний или внутренний фактор, оказывающий на систему интенсивное деструктивное воздействие, в условиях которого система социально-политических отношений общества полностью или частично утрачивает способность успешно, устойчиво и непрерывно развиваться.

Угроза информационно-психологической безопасности системы социально-политических отношений общества - внешний или внутренний фактор, оказывающий на систему интенсивное деструктивное информационно-психологическое воздействие, в условиях которого система социально-политических отношений общества полностью или частично утрачивает способность успешно, устойчиво и непрерывно развиваться.

Угроза информационно-психологической безопасности государства - внешний или внутренний фактор, оказывающий на систему государственного управления интенсивное деструктивное информационно-психологическое воздействие, в условиях которого система государственного управления полностью или частично утрачивает способность выполнять возлагаемые на нее задачи регулирования социально-политических отношений общества.

Угроза информационно-психологической безопасности личности - внешний фактор, оказывающий на психику человека деструктивное информационно-психологическое воздействие, в условиях действия которого человек полностью или частично утрачивает способность:

полноценно развиваться;

реализовывать в полном объеме гарантированные Конституцией, нормами федерального законодательства и международного права гражданские права и свободы;

своевременно адаптироваться к меняющимся социальным условиям; организовывать свое поведение в социальной среде; удовлетворять основные потребности в обществе в социальноприемлемых формах с учетом интересов и деятельности других людей и действующих социальных институтов.

Угрозы информационно-психологической безопасности личности по объектам воздействия разделяют на следующие категории: угрозы сознанию человека; угрозы системе ценностей человека; угрозы психическому здоровью человека; угрозы свободе воли человека.

Виды угроз информационно-психологической безопасности личности, общества, системы социально-политических отношений общества и государства в условиях обострения информационного противоборства, в принципе, являются одними и теми же, поэтому в данной главе мы остановимся только на видах угроз системе социально-политических отношений.

Виды угроз информационно-психологической безопасности системы социально-политических отношений общества в условиях обострения характера информационного противоборства и угрозы использования иностранными государствами и иными субъектами информационной борьбы арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях:

тайное внешнее управление, в том числе - информационнопсихологическая экспансия как один из инструментов создания условий для тайного управления;

информационно-психологическая агрессия; информационно-психологическая война.

С момента своего появления человечество живет в окружении разнообразных влияний и воздействий, не исключающих нанесение вреда. Реакция на эти влияния – естественная попытка недопущения возможного негативного воздействия. Проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой социальной структуре, начиная с индивидуума.

В античной философии безопасность трактовалась как защита государства и его граждан от разного рода угроз, которые обычно связывали с проявлением злой воли сверхъестественных сил.

Исключение составлял Демокрит. Он подразумевал под безопасностью возможность приспособления человека к условиям жизни и выживания. Именно потребность выживания, по мнению Демокрита, является причиной объединения людей и создания общества. При этом аспект безопасности выступает неотъемлемым атрибутом государства, задача которого – обеспечение общих интересов свободных граждан.

Идею связи безопасности с политическими отношениями позднее развили и другие мыслители. Платон полагал, что в идеальном государстве обеспечение безопасности граждан должно базироваться не на стремлении к материальной обеспеченности, а на принципе справедливого определения положения и занятости индивида в обществе по его способностям. Аристотель рассматривал проблему безопасности общества через наличие или отсутствие в нем среднего класса, который выполняет роль компенсатора возникающих противоречий между богатыми и бедными слоями населения. В целом, римские философы и юристы считали, что безопасность может реализовываться только через право, регламентирующие все социально-экономические отношения в обществе.

В эпоху христианства и раннего средневековья безопасность трактовалась как неотъемлемый атрибут божественного проведения, как функция веры. Термин «безопасность был впервые официально употреблен в словаре Робера в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Принцип первичности духа и вторичности материи меняет античное понимание безопасности. Самосохранение личности и государства трансформируется в спасение и сохранение души. Реформации в христианской сфере способствовали выработки разных подходов к способам ее защиты:

– католицизм – военный подход (крестовые походы);

– протестантизм – методы индивидуальной экономической защищенности;

– православие – метод соборности, т.е. безопасность личности реализуется только в ее единстве с обществом (необходимость подчинения интересам общества вплоть до самопожертвования).

В последующий период истории понятие «безопасность» трактуется как ситуация спокойствия в результате отсутствия реальной опасности в материальной, политической и экономической сферах. Это представление отвечало тенденциям создания государственных систем и органов управления, ориентированных на достижение блага и благополучия в обществе.

В период становления капитализма научные представления о безопасности развивались в русле идей так называемого естественного права. Одним из ярких сторонников этого течения выступал английский ученый Т.Гоббс . Он отталкивался от посыла, что люди равны от природы по физическим и умственным способностям, а, следовательно, они обладают и равными естественными правами. Естественные права характеризуется «отсутствием собственности и точного разграничения между моим и твоим». Каждый человек, стремясь осуществить свое естественное право, не считается с естественными правами других, в результате чего между людьми возникает борьба. В этом состоянии действует всеобщий принцип человеческого поведения – война всех против всех, который противоречит стремлению людей к самосохранению, безопасности и нормальной жизни. Поэтому, будучи существами разумными, они договариваются между собой о принципах совместного существования. Так возникает государство, знаменующее переход от естественной формы развития к гражданскому обществу, в котором на законном основании ограничиваются и регламентируются права всех и каждого в отдельности. Государство призвано поддерживать и защищать эти права, в том числе и право каждого человека на личную и общественную безопасность. Т. Гоббс идентифицировал понятия «государственной безопасности» как неизбежность борьбы каждой из стран против остальных, требующей от национального государства усилий по сохранению внутреннего мира, защите жизни и собственности людей от внешней опасности.

Дальнейшее развитие данной теории связано с именем другого ученого – Д. Локка . Локк считал, что естественное состояние не означает полное бесправие и постоянную вражду одних людей против других, а характеризуется естественной свободой и равенством. Личная свобода и частная собственность создавали возможность обеспечения безопасности каждого индивида и общества в целом, но не гарантировали ее. Это позволило ученому сформулировать утверждение: причина перехода от естественного права к гражданскому обществу – не война всех против всех, а ненадежность прав человека. Общественный договор, лежащий в основе происхождения государства, не создал никакого права. Он был заключен между людьми для того, чтобы гарантировать им соблюдение и защиту их естественных прав, в том числе и право на безопасность.

Аналогичные взгляды развивали французские мыслители (Д.Дидро, К.Гельвецкий, П.Гольбах). Разделяя теорию общественного договора, они полагали, что люди вступали в общественную жизнь, отказывались от части свободы, следуя чувству самосохранения, для безопасности и из-за стремления к счастью.

Классики марксизма-ленинизма непосредственно не исследовали проблему безопасности. Однако трудно представить безопасность общества без материального и духовного производства и потребления. Марксистская экономическая наука включает не только создание основ жизни человеческого общества, но и обеспечение всех условий его воспроизводства. Одно из таких условий – защищенность общества от внешних и внутренних воздействий.

Войны и революции ХХ века выдвинули проблему безопасности общества на одно из первых мест в политике, экономике и науке. Одним из основоположников современного взгляда на безопасность общества является итальянский мыслитель В.Парето . В первой четверти ХХ века он охарактеризовал безопасность общества как взаимосвязь трех составляющих: политической стабильности, экономического процветания и обороноспособности государства , зависящих от определенных внутренних и внешних параметров.

Резко возросшая опасность техногенных и экологических катастроф, политических и экономических трансформаций поставила вопрос о необходимости управления безопасностью общества.

Эволюция представлений о вопросе безопасности личности и общества создала предпосылки для формирования современного категориального аппарата.

1. Понятия «опасность» и «безопасность» раскрывают разнополярное состояние любой экономической системы (человеческого индивида или сообществ, которые он создает). Это состояние определяется:

– действующими условиями существования (функционирования) и развития системы (т.е. состоянием внешней и внутренней среды объекта исследования);

– результатами деятельности самой системы, которые укрепляют или ослабляют ее позиции, уровень конкурентоспособности.

Опасность – это отношение адаптационных возможностей исследуемой системы к силе воздействия среды. Вся жизнедеятельность экономической системы любого уровня характеризуется постоянно меняющимися источниками воздействия и силой их проявления.

Безопасность – это ноль по шкале опасности. Это идеальная ситуация полного соответствия сил экономической системы и среды воздействий. Это момент динамического равновесия их потенциалов. Все атаки на экономическую систему гасятся или отражаются.

Взаимодействие экономической системы со средой является объективным процессом ее жизнеобеспечения. Именно извне экономический игрок присваивает производственные ресурсы и вовне отчуждает произведенную продукцию.

2. Состояние безопасности в современных условиях хозяйствования практически недостижимый идеал для экономического субъекта любого уровня. Это обусловлено тем, что внешняя среда любого экономического субъекта является крайне неопределенной.

Неопределенность – это характеристика внешней среды, которая динамична и неподконтрольна экономической системе. Современный уровень неопределенности крайне высок, он определяется:

– разнообразием экономических игроков;

– разнонаправленностью их интересов;

– техническими возможностями скорости принятия ими решений и их реализации.

Решая задачу достижения безопасного состояния своего функционирования и развития, экономическая система любого уровня нацелена на изучение внешней среды, на постепенный перевод неопределенности в определенность путем ее измерения и оценивания.

3. К внешним источникам опасного или безопасного состояния системы относят угрозы и возможности внешней среды:

– угроза– фиксируемые экономической системой экзогенные (внешние) факторы потенциально негативного действия (создающих опасность интересам системы).

– возможность– фиксируемые экономической системой экзогенные факторы, потенциально положительного действия (создающих безопасность интересам системы).

Для выявления и систематизации факторов внешней среды зачастую используют следующие признаки деления:

А). По масштабам вероятных отрицательных последствий:

– международные(глобальные и региональные в плане регионов мира);

– национальные, локальные(региональные в плане регионов страны);

– частные(предприятия, семьи, индивида).

Б). По сфере человеческой деятельности:

– политические;

– экономические;

– социальные;

– правовые;

– научно-технические;

– информационные;

– демографические и др.

В). По природе возникновения

– объективные, возникающие независимо от воли и сознания людей;

– субъективные, возникающие в результате сознательной деятельности человека.

Г). По вероятности реализации

– реальные;

– потенциальные.

Д). По характеру проявления

– явные и скрытые (теневые);

– чрезвычайные и типовые (наиболее часто проявляющиеся);

– прямые и косвенные.

С точки зрения эволюционного подхода шоковые воздействия среды выполняют функцию экономического отбора. Они вызывают адаптивные реакции конкурентоспособных игроков и стимулируют их к повышению своих производственных возможностей и систем защиты.

4. Вероятностный характер проявления негативных воздействий внешней среды на экономическую систему породил использование в терминологическом обороте понятия:

риск – вероятность генезиса (развития) угрозы в качестве события, влекущего за собой появления ущерба, и требующего в дальнейшем его возмещения.

Оценка выделенной системы угроз и уровней их рисков, позволяет экономической системе любого уровня прогнозировать и планировать свое функционирование и развитие на различные по срокам временные периоды.

Обычно переходу угрозы в негативное по своим последствиям событие предшествует вызов .

вызов – это комплекс действий одного или группы внешних игроков (по отношению к экономической системе), направленных на усиление напряженности между экономической системой и внешней средой.

5. Взаимодействие фирмы со средой осуществляется двумя основными способами – защита и нападение, – чередование которых определяется соотношением сил данных систем.

нападение – организованная акция внешних субъектов по созданию угроз экономическому игроку. Функция нападения присуща экономическим игрокам в связи с необходимостью реализации потребности в своем развитии.

защита – организованная реакция экономического субъекта на возникшие угрозы. Функция защиты неотъемлемо присуща деятельности любой экономического игрока в связи с необходимостью реализации потребности в безопасности.

Экономический субъект подобно воину – нападает для расширения подконтрольной ему среды и выставляет средства защиты для удержания новых территорий.

6. К внутренним источникам опасного или безопасного состояния системы относят факторы, порождаемые самой системой (слабые и сильные стороны):

– баланс между потенциалом системы и процессом функционирования;

– выбор направления развития экономической системы и приложения имеющегося потенциала (стратегия);

– результаты функционирования системы (конкурентные позиции).

Основные ключевые понятия

в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возмож­ности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориаль­ная целостность.

^ Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, соз­нающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, органи­зационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

^ Обеспечение безопасности жизнедеятельности - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^

Опасность

^ Опасное явление

^ Опасная ситуация

Экстремальная ситуация

и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 осущест­вляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Россий­ской Федерации.

^ Национальная безопасность Российской Федерации - безо­пасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздейст­вий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедея­тельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

^ Опасное явление - явление, приводящее к формированию вред­ных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

^ Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при опре­деленном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосыл­ки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному

Случаю, но в экстремальной ситуа­ции вероятность несчастного слу­чая особенно велика.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конст­руктивным, производственным, тех­нологическим или эксплуатацион­ным причинам. При авариях проис­ходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автома­шин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это по­вреждения объектов и транспорт­ных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Оже­гов С. И. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непред­виденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природ­ных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жиз­ни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыль­ская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 1 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни зна­чительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, неред­ко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся навод­нения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насе­комых-вредителей, грызунов и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует сти­хийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычай­ной помощи извне.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидроло­гического или биологического происхождения крупных масштабов, при которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся вне­запным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожени­ем материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленно­сти, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явле­ния (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единствен­но правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правиль­но действовать и использовать рекомендации специалистов в соответ­ствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной тер­ритории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного яв­ления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, ко­торая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей .

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные ава­рии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделя­ются на:


  • локальные;

  • местные;

  • территориальные;

  • региональные;

  • федеральные;

  • трансграничные.
Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате ко­торой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб со­ставляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории про­изводственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» опре­деляет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения по­следствий для жизнедеятельности человека от природного или техно­генного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС доста­точно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

^ Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо матери­альный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минималь­ных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

^ Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо наруше­ны условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

^ Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн ми­нимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

^ Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате кото­рой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизне­деятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день воз­никновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие фак­торы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, ко­торая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизне­деятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факто­ры риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

Существует множество видов опасностей и угроз:
. против собственности физического или юридического лица, государства;
. против жизни и здоровья человека;
. против конституционных прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина;
. в сфере экономической деятельности;
. в сфере компьютерной информации и т.д.
Множество видов опасностей и угроз обусловливают множество видов безопасности: экономическая, политическая, информационная и т.д. В основе классификации видов опасностей лежат два основных признака: субъект, на интересы которого направлены угрозы (структурный признак); сфера общественной жизни и направления человеческой деятельности (функциональный признак).
В зависимости от субъекта, интересам которого угрожают различные опасности, выделяют государственную или национальную, региональную безопасность, безопасность предпринимательства и жизнедеятельности граждан.
Безопасность государства — это состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам государства следует отнести суверенитет, территориальную целостность, конституционный строй.
Безопасность региона — состояние внутренней и внешней среды региона, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам. К жизненно важным интересам региона относятся стабильное воспроизводство и развитие его природно-ресурсного, экономического, демографического и социального потенциала.
Безопасность предпринимателя — состояние среды функционирования предпринимателя, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы жизненно важным интересам и потребностям предпринимателя и его деятельности. Данные механизмы должны обеспечить защиту предпринимателя не только от посягательств на его жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, но и защиту имущества, принадлежащего ему инноваций и конфиденциальной информации, обеспечивающей эффективное функционирование созданного им предприятия.
Безопасность гражданина — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специально созданных механизмов различные угрозы его жизненно важным интересам и потребностям. Данные механизмы направлены на защиту от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство, имущество каждого гражданина.
В зависимости от функциональной направленности выделяют следующие виды безопасности:
1) политическая — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы политическим интересам страны, народа, общества, граждан. Под политической безопасностью ученые понимают безопасность власти и политики, сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности, демократических ценностей;
2) военная — состояние внутренней и внешней среды государства, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы военного насилия, государственному суверенитету, территориальной целостности, национальным интересам;
3) правовая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов правовые или юридические опасности, угрозы последствий юридической деятельности. К таким угрозам, в частности, следует отнести: несоответствие норм законов положениям правовых актов более высокого уровня (Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Уголовному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ и др.) и социально-экономическим реалиям; противоречия между законодательными актами одного уровня; правовую неурегулированность отдельных сторон социально-экономических отношений; нарушение норм законов и злоупотребление ими; несоблюдение основных прав и свобод граждан, их правовых гарантий и т.д.;
4) социальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы разрушения или деградации социальной сферы общества и государства, проявляющиеся в росте преступности и безработицы, снижении уровня жизни и образования, резкой поляризации общества и т.д.;
5) демографическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы количеству и этническому составу населения страны;
6) психологическая — состояние среды проживания и деятельности человека, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы психологическому комфорту человека, выражающемуся в осознании его статуса, чувства собственного достоинства и неприкосновенности, в эмоциональном принятии себя;
7) интеллектуальная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы интеллектуальным интересам гражданина, хозяйствующего субъекта, общества и государства, непосредственно гражданину как носителю интеллекта, продуктам его интеллектуального труда;
8) генетическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы генетической информации, включающей генотип, генофонд, метагенофонд. Генетическая безопасность связана с биологической, экологической, продовольственной, энергетической и другими видами безопасности;
9) экологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы человеку, обществу и государству последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, стихийных бедствий и катастроф;
10) сырьевая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы минерально-сырьевой базе региона, государства;
11) продовольственная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы присутствию, пригодности, доступности и использованию продуктов питания;
12) информационная — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы информационной сфере человека, общества, хозяйствующего субъекта и государства, включающей информационные ресурсы, механизмы обработки и передачи информации;
13) экономическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы состоянию и развитию экономических систем различного уровня: домашних хозяйств, предприятий и организаций, экономик регионов и государства. Экономическая безопасность включает в себя отдельные виды безопасности, которые являются самостоятельными направлениями в рамках экономической сферы деятельности, обеспечивающих ее:
. научно-техническая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы научному и техническому потенциалу хозяйствующего субъекта, региона, страны, в частности достигнутому уровню и развитию науки, технологии, промышленности, состоянию сырьевой базы;
. технологическая — состояние среды, при котором отсутствуют или предотвращаются посредством специальных механизмов угрозы достигнутому уровню и развитию науки и технологий для обеспечения суверенитета и устойчивого развития экономики хозяйствующего субъекта, региона, государства. Между видами безопасности, классифицированными по структурному и функциональному признакам, существует взаимосвязь, которая обусловлена направлениями деятельности, осуществляемыми на разных уровнях государственного устройства (табл. 1.1).
Кроме рассмотренных выше классификационных критериев, с целью создания адекватной системы безопасности специалисты предлагают применять и другие, например вид воздействия деструктивных сил (причины возникновения), масштабы.
Таблица 1.1
Взаимосвязь видов безопасности, классифицированных по функциональному и структурному признакам


По виду воздействия деструктивных сил выделяют такие виды безопасности, как:
. геобиофизическая — обеспечивает защиту различных объектов от разрушающего воздействия природных факторов. К угрозам геобиофизического характера относятся природные катаклизмы (ураганы, торнадо, наводнения, смерчи, извержения вулканов), истощение и сокращение запасов природных ресурсов, ухудшение качества среды обитания человека;
. социальная (общественная) — гарантирует защиту различных объектов от угроз, возникающих в результате социальных противоречий в обществе. К угрозам социальной безопасности причисляют преступность, низкий уровень жизни, полярность общества, безработицу, неудовлетворительную систему образования и т.д.;
. технико-технологическая — обеспечивает защиту различных объектов от угроз, исходящих от современных технических систем, производственных процессов в форме техногенных аварий.
По масштабам выделяют международную, национальную и локальную безопасность, которые, в свою очередь, имеют уровни: международная — глобальный и региональный; национальная — государственный, общественный, региональный и отраслевой; локальная — уровни хозяйствующего субъекта, домашнего хозяйства и человека.

1.К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

в) Стратегическое партнерство России и Франции

г) Шанхайская организация по сотрудничеству

д) Организация Северо-Атлантического договора и Европейский Союз

2. К приоритетам строительства Вооруженных сил России относятся все, кроме:

а)сохранение потенциала стратегических сил сдерживания

б) наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск

в) организация территориальной обороны

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой

3.Под национальной безопасностью РФ понимается :

а) предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации

б) безопасность Российского многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ

в) совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства и, в первую очередь, его возможность обеспечивать защиту суверенитета, территориальной целостности и экономической независимости

4. Интересы общества включают:

а) обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие

б) упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России

в) защиту конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установление политической, экономической и социальной стабильности, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка

5 . К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) террористическая угроза

б) угроза распространения наркотических веществ

в) угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации

г) угроза физическому здоровью нации

6. Основными принципами обеспечения национальной безопасности РФ являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ; б) реальность выдвигаемых задач;

в) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности

г) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности

7. За своевременное выявление угроз национальной безопасности РФ, за подготовку оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности РФ ответственен:

а) Президент РФ

б) Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ

в) Правительство РФ; г) Совет Безопасности РФ

8 . Военная доктрина РФ это:

а) официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск РФ для защиты интересов государства

б) система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности

в) особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации

9. Военная доктрина РФ носит:

а) оборонительный характер; б) наступательный характер; в) промежуточный характер

10. Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности

б) внутренняя угроза военной безопасности

в) трансграничная угроза военной безопасности

11. Под национальной безопасностью понимают:

а) это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных сферах;

б) безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации;

в) комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России;

г) наращивание количества группировок войск постоянной готовности.

12. Основные направления деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;

б) определение критериев национальной безопасности, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в различных сферах;

в) соблюдение норм международного права и российских законов;

г) поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

13. К наиболее значимым элементам современной системы международных отношений относятся все, кроме:

а) Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН;

б) Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности;

в) Шанхайская организация по сотрудничеству;

г) Стратегическое партнерство России и Канады.

14. К актуальным задачам развития Вооруженных Сил России относится все, кроме:

а) сохранение потенциала стратегических сил сдерживания;

б) активизация перевода Вооруженных Сил на контрактную основу;

в) не наращивать количество группировок войск постоянной готовности;

г) своевременное оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой.

15. В каком документе сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации?

а) Военная доктрина;

б) Концепция национальной безопасности Российской Федерации;

в) ФЗ «О военном положении»; г) ФЗ «О чрезвычайном положении».

16. Интересы государства состоят в ….., кроме:

а) в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

б) в установлении политической, экономической и социальной стабильности;

в) в упрочении демократии, достижении и поддержании общественного согласия;

г) в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка.

17. Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются все, кроме:

а) соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ;

б) реальность выдвигаемых задач;

в) единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности;

г) приоритетность силовых мер обеспечения национальной безопасности.

19. К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

а) распространение оружия массового поражения;

б) истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;

в) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ или ее союзников;

г) угроза физическому здоровью нации.

20.Попытки насильственного изменения конституционного строя РФ это:

а) внешняя угроза военной безопасности;

б) трансграничная угроза военной безопасности;

в) внутренняя угроза военной безопасности.

Тема: «Национальная безопасность»

Тестовый контроль

Ответы:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. б

6. в

7. г

8. а

9. а

10. б

11. Б

12. В

13. Г

14. В

15. Б

16. В

17. Г

18. Б

19. В

20.В

Загрузка...