musings.ru

Экологическая доктрина российской федерации кратко. Об одобрении экологической доктрины российской федерации

Конституция РФ как источник экологического права

Иерархия эколого-правовых нормативных актов (после международного уровня) представляет собой конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции (ст. 15). Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, а значит, и экологического права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются: – в верховенстве Конституции. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития; – в ее роли как ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства; – в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и ее субъектов. Эти нормы последовательно закреплены в Конституции РФ. Аспекты экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ: – земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1); – земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2); – граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю и некоторые другие природные ресурсы (ст. 35); – владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»). Условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса РФ; – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); – ст. 42 является основополагающей. Она гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями». Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72).

8. Экологическая доктрина рф

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. Доктрина учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения устойчивого развития. Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

Государственная собственность на природные ресурсы делится на федеральную, муниципальную и субъектов РФ. Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. Удельный вес государственной собственности в целом и в области природных объектов в частности еще очень велик. В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Таких видов имущества в законодательстве о природных ресурсах указано немало: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

5-Источники ЭП

Можно рассм в узком и широком смысле:

В узком - НПА, в кот содержатся правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В широком - охватывает также и иные формы права (обычаи, прициденты, договоры с нормативных содержанием).

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования. Для того чтобы это содержание ежедневно реализовывалось в практику, необходимо придать этому содержанию эффективную форму. Такой формой и являются источники экологического права.

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующимтребованиям:

- иметь объективно выраженную форму – форму документа, издаваемого соответствующим компетентным органом;

- не всякий документ может быть признан нормативно-правовым актом, а лишь такой, который принят уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов;

- однако и уполномоченные органы государства могут принимать не всякие нормативно-правовые акты, а лишь акты такой формы, которая определена законом: Федеральное Собрание – законы и постановления, Президент – указы, Правительство – постановления и распоряжения, министерства и ведомства – приказы и инструкции и т.п.

Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Виды источников экологического права

Источники экологического права можно классифицировать по следующим основаниям:

1. По юридической силе их можно подразделить на законы и подзаконные нормативно-правовые акты:

Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти Российской Федерации и субъектов федерации – Федеральным Собранием РФ и законодательными органами республик, краев, областей, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые Президентом РФ, Правительством РФ, а также министерствами и ведомствами как РФ, так и субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету правового регулирования, всеобщие, общие и специальные.

Всеобщие. Конституция РФ, УК РФ, КоАЛ и т.п., т.е. нормативно-правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Общие: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие наиболее общие экологические отношения (Закон ООПС, Закон об экологической экспертизе и др.).

Специальные: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отдельный вид экологических отношений (Закон о геодезии и картографии, Закон о недрах и др.).

3. По направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные:

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов и их охраны.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и являются формой ее обеспечения.

4. По способу систематизации – на кодифицированные и некодифицированные.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала, и он приведен в соответствие с системой регулируемых общественных отношений. Такие нормативно-правовые акты отличаются высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права.

Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов относится к числу некодифицированных , которые регулируют отдельные сферы охраны природной среды. Систематизация таких нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т.е. объединения их в каком-либо издании по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

Характеризуя источники экологического права, необходимо отметить, что п. «д» ст. 72 Конституции РФ относит регулирование экологических правоотношений к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда следует, что субъекты РФ могут иметь свое экологическое законодательство. В настоящее время дело обстоит именно таким образом.

Виды источников ЭП: Конституция РФ, международные договоры РФ, законы РФ, федеративные договоры РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные акты, правовой обычай.

Судебные решения (КС, ВАС, ВС) не являются источниками ЭП, но имеют большое значение с точки зрения расширения содержания экологических правовых норм, их толкования.

Задачами экологического законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Для формирования полной базы природоохранных нормативно-правовых документов федерального уровня и уровня субъектов федерации, ее анализа, систематизации и сопоставления с действующим федеральным природоохранительным законодательством и ведомственными нормативными актами предлагается ежеквартально представлять в Госкомэкологии (решение коллегии Минэкологии России от 28.09.1992 г. № 10 и директивное письмо Минэкологии России от 20.11.1992 г. № 06-22/65-5962) тексты изданных и подготавливаемых законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации правовых актов по вопросам экологии и регулирования использования природных ресурсов.

По юридической силе все источники делятся на законные и под законные нормативные акты.

В РФ это Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств (погут принимать на), агентств и служб (если это указано в законе).

На уровне субъектов: конституция, уставы, законы субъектов, акты органов исполнит власти РФ.

На уровне МСУ: озеленение, утилизация и вывоз мусора, проведение субботников.

На локальном уровне: локальные на - в рамках предприятия, учреждения, организации.

Основным источником ЭП явл Конституция РФ. Конституционное нормы, касающиеся экологического права, можно разделить на 3 группы:

    Природоресурсные нормы (ст. 9, 36)

    Природоохранные нормы (ст. 41, 42, 58, ч.2 ст. 74)

    Нормы, определяющие компетенцию высших органов гос власти (ст. 71, 72, 84, 86, 88, 114)

Экологическая доктрина РФ. Одобрена распоряжением Правительством РФ от 31.08.2001 года. Это основа экологической политики.

Климатическая доктрина РФ - утверждена рапоряжением Президента РФ от 17.12.2009 года

ФЗ в ред от 21.07.2014 О защите населения и территория от ЧС природного и техногенного характера

Экологически- неблагополучная территори я - это участок земли или водного пространства, в пределах которого экологическая обстановка и состояние здоровья населения не соответствует установленным критериям . В связи с этим актами органов гос власти РФ на данной территории устанавливается особый режим природопользования с целью проведения спец мероприятий по восстановлению качества окруж среды.

Виды таких территорий:

    • Зона экологического бедствия

Зоны экологического бедствия – это такие участки террит РФ, где в рез-те хоз или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окруж среды, повлекшие за собой существенные изменения здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологич систем, деградацию флоры и фауны.

Основные примеры:

    Авария в Челябинской области на ядерном комбинате Маяк 29.09.1957г. В зоне радиоактивного заражения оказались тер областей: Челябинской, Свердловской, Тюменской с населением ок 300 тыс чел. Сам очаг аварии закл во взрыве спец емкости из нержавеющей стали, кот хранились в бетонных хранилищах.

    Авария на 4м энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986г. Причины аварии – неудачно проведенное испытание проектного режима, предусматривающего питание систем реактора в случае потери внешнего электропитания.

Все террит, явл зонами ЧС и зонами экологич бедствия проходит неск этапов развтия:

Нарастание вредного воздействия на окр среду соотв террит

Замедление процесса деградации экосистем

Стабилизация экологич ситуации

Вывод экологичсеки неблагопол террит из экологич кризиса

Устойчивое развитие террит

    • Зона ЧС - это такие участки, где в результате хоз и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем и генетических фондов растений и животных. Виды ЧС:

      • Природные - это результат природных пожаров, землятресений, наводнений и др

        Техногенные - это результат взрывов на атомных, тепловых и гидроэлектростанциях, неполадок на газо и нефтепроводах, химически опасных производствах и др

  • Данными ситуациями занимается Министерство природных ресурсов и экологии и МЧС.

    ЧС природного и техногенного характера подразделяется на:

      1.ЧС локального характера. Террит на кот сложилась такая сит не выходит за пределы террит. Кол-во погибших или пострадавших не более 10 чел, размер ущерба не более 100 000 руб.

      2.ЧС муниципального характера. Террит такой сит не выходит за пределы террит одного поселения, кол-во пострадавших не более 50 чел., размер ущерба не более 5 млн. руб.

      3.ЧС местного муниц хар-ра. Террит такой сит затрагивают террит 2х и более поселений, кол-во пострадавших не более50 чел, размер ущерба не более 5 млн руб.

      4.ЧС регионального характера. Террит не выходит за пределы одного суб РФ, кол-во пострадавших от 50 до 500 чел. Размер ущерба от 5 до 500 млн руб.

      5.ЧС межрегионального хар-ра. Террит такой сит затрагивает террит 2х и более суб РФ. Ущерб от 5 до 500 млн руб,кол-во постадавших от 50 до 500 чел.

      6.ЧС федерального характера. Кол-во пострадавших свыше 500 чел. Размер ущерба свыше 500 млн руб.

    Правительство РФ на своем заседании 27 августа обсудит подготовленный МПР проект экологической доктрины России. Задачи, определенные в доктрине позволят разрабатывать планы действий в области охраны окружающей среды и обеспечить рациональное природопользование в Российской Федерации.

    Экологический кризис все в большей степени препятствует переходу человечества к устойчивому развитию, несмотря на ряд важных политических решений, принятых в последние десятилетия на международном и национальном уровнях. По-прежнему наблюдается стремительное сокращение природного капитала планеты, сопровождающееся ростом социального неравенства, загрязнения окружающей среды и возрастанием экологически обусловленных нарушений здоровья населения. На рубеже тысячелетий значительную часть беженцев в мире стали составлять люди, спасающиеся от экологических катастроф. Это ясно указывает на то, что общество и правительства пока не справились с решением задач, провозглашенных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
    В равной степени это относится и к Российской Федерации, хотя экологическая обстановка в нашей стране остается напряженной. Без Российской Федерации невозможно решение глобальных и региональных экологических проблем в силу ее размеров, значительной доли территорий с ненарушенными природными системами, природоохранного опыта и природно-ресурсного, интеллектуального и промышленного потенциала. В то же время, реализация этого потенциала возможна лишь при кардинальном изменении подхода к собственному развитию и более активной интеграции в решение глобальных проблем.
    Устойчивое развитие человеческого общества, таким образом, требует скорейшего приведения его деятельности в соответствие с адаптационными возможностями природных систем.
    К числу основных глобальных факторов дестабилизации природной среды, которые либо проявляются в Российской Федерации, либо оказывают на нее негативное воздействие, относятся:
    рост потребления природных ресурсов при их сокращении;
    увеличение численности населения планеты при сокращении пригодных для обитания территорий;
    деградация основных компонентов биосферы и обусловленное этим снижение способности природы к саморегуляции и обеспечению существования человеческой цивилизации;
    возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
    сокращение биологического разнообразия;
    возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    недостаточный уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем, процессов глобализации.
    К числу основных факторов дестабилизации природной среды Российской Федерации относятся:
    чрезмерная зависимость экономики от природных ресурсов, что уже приводит к сокращению природного капитала страны;
    высокая доля "теневой" экономики в использовании природных ресурсов и неэффективные механизмы природопользования и охраны окружающей среды;
    отсутствие рентных платежей за пользование ресурсами;
    резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды и использования биологических ресурсов;
    низкий организационный и технологический уровень производства и жилищно-коммунального хозяйства и высокая степень изношенности основных фондов;
    последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения;
    низкий уровень экологического сознания и культуры.
    Эти факторы определяют необходимость разработки государственной экологической политики и Экологической доктрины Российской Федерации как ее основы.

    Экологическая доктрина Российской Федерации (далее - Экологическая доктрина) является основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику Российской Федерации, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период.
    Сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния, необходимое условие национальной и общечеловеческой безопасности. Здоровье, экологическое и социальное благополучие населения находятся в неразрывном единстве.
    Правовую основу Экологической доктрины составляет Конституция Российской Федерации.
    Положения Экологической доктрины основаны на фундаментальных научных знаниях в области экологии, смежных наук и исходят из:
    оценки современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
    роли природных систем Российской Федерации в стабилизации глобальных биосферных процессов;
    глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
    Экологическая доктрина учитывает рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), последующих международных форумов, указы Президента Российской Федерации "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (от 1 апреля 1996 г. N 440) и "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (от 10 декабря 1997 г. N 1300 и от 10 января 2000 г. N 24).
    Стратегия социально-экономического развития страны должна быть увязана с основными положениями Экологической доктрины.

    Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны.
    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
    сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
    обеспечение рационального и устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;
    обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия достойного качества жизни и здоровья населения.
    Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:
    устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
    справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним;
    приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
    упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;
    предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;
    платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;
    приоритетность ресурсосбережения и рационального использования природных ресурсов при развитии производства;
    открытость экологической информации;
    участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

    Основной задачей является сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Для этого необходимо:
    сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития комплекса наземных, пресноводных и морских природных систем;
    развитие сетей охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных природных комплексов;
    сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических банках;
    обеспечение целостности природных систем, в том числе предотвращение фрагментации природных комплексов при хозяйственной деятельности (гидротехнические сооружения, автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередачи и т. п.);
    сохранение и восстановление природного биологического разнообразия на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.

    Основными задачами являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для этого необходимы:
    внедрение комплексного природопользования в целях устойчивого развития, включая экологически обоснованные методы использования земельных и водных ресурсов;
    обеспечение сохранности разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
    максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
    снижение риска возникновения техногенных аварий и катастроф;
    восстановление и обеспечение качества воды водных объектов, в первую очередь - источников питьевого водоснабжения;
    минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых; рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;
    внедрение адаптивно-ландшафтных систем ведения сельского хозяйства, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
    поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности;
    предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства и незаконного оборота.

    Основными задачами являются снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также опережающее снижение энергоемкости и материалоемкости продукции и услуг по сравнению с ростом их производства. Для этого необходимы:
    введение ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла существования продукта - от получения сырья и производства до утилизации;
    стимулирование и внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий в промышленности, использования вторичных ресурсов, в том числе переработки накопившихся отходов;
    поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование;
    рациональное использование водных ресурсов, сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;
    технологическое перевооружение или постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;
    поддержка экологически безопасного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
    снижение потерь энергии при транспортировке, в том числе за счет децентрализации производства энергии и энергоснабжения мелких потребителей;
    модернизация и развитие технологий, обеспечивающих снижение негативного влияния транспортно-коммуникационных комплексов на состояние среды проживания населения;
    преимущественное развитие внутригородского экологически безопасного общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах;
    поддержка производства и использования экологически эффективных видов транспорта и топлива, в том числе неуглеродного;
    развитие экологически ориентированных и энергоэффективных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
    снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения и ликвидации захоронений.

    Основной задачей является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на природную среду. Для этого необходимы:
    приоритетный учет интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах, деятельности и повышение их экологической безопасности;
    реабилитация территорий, подвергшихся негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;
    реабилитация территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов, в том числе в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения оружия массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
    разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в особенности при пусках ракет любого рода;
    обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и ракетных топлив, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия;
    обеспечение ядерно-радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействий на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных объектов, в том числе АЭС и других ядерных установок, включая их физическую защиту;
    обеспечение экологической безопасности обращения с радиоактивными отходами, отработавшими ядерными материалами и реакторными установками, в том числе при эксплуатации и утилизации атомных судов и подводных лодок;
    обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, реализация мер охраны зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных производств;
    планомерная ликвидация накопителей токсичных сточных вод и жидких отходов;
    разработка систем чрезвычайного реагирования и систем оповещения на экологически опасных объектах;
    разработка мер предупреждения и реагирования на экологические последствия вооруженных конфликтов;
    предотвращение применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды.

    Основной задачей является улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов. Для этого необходимы:
    оценка и снижение хронических экологических рисков здоровью населения;
    обеспечение качества питьевой воды и атмосферного воздуха в соответствии с принятыми российским законодательством нормами;
    обеспечение населения безопасными и полноценными продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением на территорию России генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства;
    обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
    проведение экологической реконструкции городских земель, окраинных и рекреационных зон промышленных узлов и сельских поселений в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
    оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины и кормящие матери);
    обеспечение доступных лекарств для широких слоев населения;
    приоритетное оказание лечебной помощи и/или компенсация за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от химического и радиационного и других видов воздействия, связанного с экологически опасной деятельностью, и их потомкам;
    поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации;
    постепенный переход в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров с учетом реальных потребностей производства и, в том числе, на основе более широкого применения вахтового метода ведения работ.

    Основной задачей является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимы:
    своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
    разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
    обеспечение приоритетного учета интересов населения и качества природной среды при создании новых производств;
    обучение всех групп населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
    разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.

    Основной задачей является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды. Для этого необходимо:
    предотвращение организации диверсий и техногенных аварий с экологическими последствиями на потенциально опасных объектах;
    предотвращение преднамеренных пожаров и палов, вызывающих уничтожение природных систем и агросистем;
    создание системы оповещения и ликвидация последствий экологического терроризма.

    Основной задачей является организация системы мероприятий по контролю за ввозом и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов. Для этого необходимы:
    обеспечение эффективной работы карантинных служб, предотвращение ввоза на территорию страны чужеродных видов, способных нанести ущерб естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам, вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
    контроль за проведением акклиматизационных работ и саморасселением видов живых организмов внутри страны;
    контроль за использованием генетически измененных организмов в хозяйстве.

    Основной задачей является обеспечение экономически и институционально эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике. Для этого необходимы:
    развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом частных форм их освоения;
    развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;
    обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством окружающей природной среды;
    создание в рамках министерств и ведомств, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, специализированных экологических подразделений, предназначенных для организации и осуществления мероприятий по предотвращению (снижению) ущерба здоровью населения, окружающей природной среде и природным ресурсам страны, экологическому контролю и очистке территорий, загрязненных в ходе предыдущей деятельности;
    обеспечение эффективного разграничения собственности на природные ресурсы с учетом экологического фактора между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами;
    обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, в том числе потенциально опасных производств и видов деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе за производством и оборотом особо опасных веществ, включая яды, синтетические химические вещества и пр.;
    обеспечение необходимых полномочий, государственной защиты и социальных гарантий должностным лицам, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
    дифференцированный подход к интенсивности и направленности управления охраной окружающей среды в разных субъектах Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями;
    развитие системы лицензирования экологически опасной деятельности;
    совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;
    развитие и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;
    внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду в масштабах крупных регионов;
    последовательное обеспечение структурного разделения государственных органов по охране окружающей среды и управлению природными ресурсами.

    Основной задачей является создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости. Для этого необходимы:
    устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства, противоречий между природно-ресурсными и природоохранительными нормами и противоречий между экологическим законодательством и нормами иных отраслей права;
    введение экологических норм в нормативные правовые акты различных отраслей права (экологизация), в частности хозяйственного, финансового, бюджетного, налогового, гражданского и т. д.;
    обеспечение механизмов реализации норм законодательных актов путем принятия полного пакета подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;
    правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
    развитие системы государственных стандартов Российской Федерации, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду;
    закрепление в правовой системе Российской Федерации действующих международных стандартов в области охраны окружающей среды (экологические стандарты), в том числе Международной организации стандартизации;
    гармонизация российского экологического законодательства и норм международного экологического права в рамках обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в международных договорах и соглашениях;
    развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности в области охраны окружающей природной среды;
    укрепление системы прокурорского надзора и реализации мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей природной среды;
    совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или экологически опасных видов деятельности;
    совершенствование применения механизма остановки незаконной деятельности, включая запрет финансирования экологически опасных проектов, программ и объектов, не имеющих положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    Основной задачей является экономическое регулирование государственных и рыночных отношений для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого необходимы:
    обеспечение приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением вложенного труда и капитала;
    включение в экономические показатели полной и все возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений;
    формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
    создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;
    развитие системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации с учетом их вклада в обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых коренными малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
    совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме;
    создание государственного механизма стимулирования снижения негативной нагрузки на окружающую природную среду, в том числе ее загрязнения и вредных воздействий;
    обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;
    содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству разных форм и добровольной сертификации;
    установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;
    создание условий для внедрения рыночных механизмов охраны природы, в том числе залогово-возвратных механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров, оборот нереализованных прав на загрязнение и т. п.;
    реинвестиция экологических платежей бюджетных организаций, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги, в строительство и реконструкцию природоохранных сооружений, нормирование показателей негативного воздействия на окружающую среду источников загрязнений и ликвидацию долговременных загрязнений территорий;
    создание экономических и финансовых условий для осуществления природоохранной деятельности в министерствах и ведомствах, не имеющих прибыли и не предоставляющих оплачиваемые услуги;
    создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров длительного пользования, в том числе для личных нужд;
    совершенствование механизмов изменения форм собственности с учетом экологического фактора (учет прошлого экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных мероприятий и др.);
    продвижение схем международных финансово-экономических расчетов и взаимозачетов с учетом средообразующей роли стран для биосферы Земли в целом (включая схему "долги за природу" и механизмы, предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);
    обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды;
    совершенствование практики государственных заказов федерального правительства, министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации на природоохранную деятельность на конкурсной основе;
    создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью населения и окружающей среде в результате экологически опасной деятельности, в том числе военной, а также при авариях и катастрофах;
    формирование условий для стимулирования благотворительности в России, включая предоставление гражданам Российской Федерации права на целевое направление части налогов на финансирование благотворительной деятельности, в том числе экологической.

    Основной задачей является обеспечение государства, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности. Для этого необходимы:
    развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биологического разнообразия, почв и абиотических компонентов;
    совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов по окружающей среде;
    обеспечение достоверности и сопоставимости измерений и оценок показателей состояния экологической обстановки как по отдельным отраслям, так и по административно-территориальным образованиям страны;
    совершенствование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая комплексную оценку состояния окружающей среды;
    организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;
    совершенствование учета и контроля за обращением ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
    обеспечение практического выявления и обозначения на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными и другими веществами в масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и жизнедеятельности, в том числе в ходе предшествующей и осуществляемой хозяйственной, военной и иной деятельности;
    проведение инвентаризации экологически опасных промышленных и сельскохозяйственных производств, инженерных сооружений, захоронений отходов с оценкой риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения и их ранжирования по степени опасности, формирование и ведение кадастров объектов негативного воздействия на состояние окружающей среды федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации, муниципального уровня;
    завершение работ по выявлению зон экологического бедствия и принятие мер по их реабилитации;
    инвентаризация территории для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции; водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды; лесных массивов, имеющих особую важность для обеспечения чистым воздухом промышленных регионов; земель, обладающих особой рекреационно-оздоровительной значимостью;
    обеспечение бесплатного доступа граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды, в том числе о всех проектах, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе;
    формирование системы государственных кадастров природных ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий, включая территории традиционного природопользования;
    ведение единого государственного реестра Российской Федерации для учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.

    Основной задачей является опережающее развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями. Для этого необходимы:
    формирование теоретических и методологических основ национального и регионального устойчивого развития и экологических закономерностей развития общества;
    разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития России с учетом альтернативных сценариев будущих изменений;
    научно-исследовательские работы в области теоретического, нормативно-правового, информационного, организационного и иного обеспечения деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
    исследования биологических и климатических систем и их средообразующих функций, определение пределов устойчивости и экологической емкости природных систем;
    разработка научных принципов и технологий устойчивого использования и воспроизводства возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.);
    разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных и растений, а также природных сообществ и систем;
    разработка экологичных технологий в сельском хозяйстве, конструирование агросистем на принципах естественной саморегуляции;
    анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
    разработка экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;
    формирование перспективных технологических подходов для обеспечения устойчивого развития, ориентированных на существенное снижение потребления природных ресурсов при одновременном росте возможностей для человека и общества;
    разработка методологии и методов эколого-экономического учета, в том числе определения экономической ценности природной среды и природных ресурсов для использования в экономических механизмах управления;
    изучение международного оборота биологических ресурсов, в особенности российского происхождения;
    создание теории и методики определения экологических рисков с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;
    разработка средств предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей природной среды и утилизации опасных отходов;
    научно-исследовательские работы в области эколого-зависимых заболеваний, в особенности связанных с загрязнением окружающей среды нехарактерными для биосферы загрязнителями, такими как синтетические органические вещества, токсичные металлы, различные виды излучений и др.;
    разработка и развитие современных методов экологического мониторинга и информационных технологий для целей государственного управления в области охраны окружающей среды.

    Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры и базовых научных знаний населения, научного экологического мировоззрения и профессиональных навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности у специалистов производственной и иных сфер деятельности. Для этого необходимы:
    включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
    усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности, особенно экономики природопользования наряду с развитием традиционных подходов, основанных на естественнонаучной методологии;
    экологическая подготовка и переподготовка педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития;
    включение вопросов формирования экологической культуры, экологич

    Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

    Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

    Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

    Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

    Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

    Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

    Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала РФ обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

    Экологическая доктрина Российской Федерации – это важнейший документ, отражающий идеологию государства и общества. Она включает приоритетные направления государственной экологической политики в экономической, промышленной, социальной, финансовой, правовой и иных сферах. Доктрина сориентирована на повышение экономической ценности природных ресурсов. Ее проект и План действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования РФ были одобрены распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.

    Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук; оценке современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения России; признании важного значения природных систем РФ для глобальных биосферных процессов; учете глобальных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

    Экологическая доктрина Российской Федерации не только формулирует стратегические цели, задачи и принципы государственной политики, ее основные (например, ресурсосбережение) и приоритетные направления (в частности, контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов; предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды), но и указывает средства реализации поставленных задач, обозначает факторы, которые должны быть преодолены, в том числе такие процессы, приводящие к деградации окружающей среды в нашей стране, как преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в экономике, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий уровень экологической культуры населения. Значительная роль отводится научному обеспечению, созданию современного правового механизма, совершенствованию правоприменительной практики.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_0.jpg" alt=">Экологическая доктрина России">

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_1.jpg" alt=">Введение Экологическая доктрина Российской Федерации"> Введение Экологическая доктрина Российской Федерации (далее – экологическая доктрина) включает основ-ные принципы государственной политики в облас-ти взаимодействия общества и природы. Её основ-ная цель – обеспечение эффективного развития общества на основе рационального природополь-зования с учётом экологической ёмкости экосистем и их способности к саморегуляции. Достижение этой цели должно обеспечивать экологическую безопасность страны, улучшение качества жизни и здоровья людей, устойчивое развитие общества в интересах нынешних и будущих поколений.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_2.jpg" alt=">1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области"> 1. Правовая основа Конституция Российской Федерации; Законы РФ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, другие федеральные законы, регламентирующие природопользования; Международные договоры и обязательства РФ в области охраны природы и использования природных ресерсов; Решения УКонференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992; Иоханесебург (ЮАР), 2002г.); Положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития,1994г; Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию, 1996г.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_3.jpg" alt=">2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции"> 2. База Фундаментальные научные знания в области экологии; Глобальные и региональные тенденции взаимодействия человека и природы; Комплексная оценка современного состояния природной среды и здоровья населения России; Учет глобальной роли природных экосистем России в стабилизации биосферных процессов

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_4.jpg" alt=">3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и"> 3. Глобальные факторы дестабилизации природной среды рост населения Земли; глобализация экономики и рост потребления природных ресурсов; изменение климата; глобальное загрязнение; сокращение биоразнообразия; рост природных и техногенных катастроф.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_5.jpg" alt=">4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность"> 4. Национальные факторы дестабилизации природной среды изменение характера собственности; ресурсная направленность развития экономики; низкий технологический уровень производства; системный экономический кризис, резкое снижение жизненного уровня населения; недостаточный уровень экологического воспитания и культуры.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_6.jpg" alt=">5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как"> 5. Основные принципы взаимодействия человека и природы сохранение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия здоровья людей; сохранение жизнеобеспечивающих функций экосистем, их биоразнообразия и способности к саморегуляции; гармонизация взаимодействия человека и природы, развития экологически безопасных технологий; рациональное природопользование; сохранение малонарушенных территорий и эталонных участков дикой природы; междисциплинарный подход к решению комплексных экологических проблем; признание экологической безопасности важнейшим компонентом национальной безопасности страны.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_7.jpg" alt=">6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий"> 6. Основные направления государственной экологической политики разработка государственной стратегии и планов действий в области сохранения качества основных компонентов природной среды: воздуха, воды, почв, биоразнообразия; разработка экономических механизмов рационального природопользования и государственной стратегии в облсти использования земли, недр, лесов, водных и биологических ресурсов; развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий; совершенствование системы управления природными ресурсами, создание эффективных средств контроля и экологического мониторинга, повышение уровня экологической экспертизы и информационного обеспечения населения; формирование общественного сознания и развитие экологического образования; совершенствование правовой и законодательной базвы4 развитие научных исследований в области экологии и природопользования; привлечение общественных организаций и населения к решению экологических проблем; учет биосферной роли природных экосистем России в глобальной экологической политике и международном сотрудничестве.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_8.jpg" alt=">7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически"> 7. Обеспечение экологической безопасности предотвращение загрязнений и деградации окружающей среды и восстановления экологически нарушенных территорий; уменьшение риска глобальных изменений климата и природной среды; снижение риска природных и техногенных катастроф; обеспечение неистощительного использования возобновляемых природных ресурсов; оптимизация использования минеральных и энергетических ресурсов; обеспечение продовольственной безопасности и качества пищи; улучшение качества жизни и здоровья населения; оптимальное размещение производственных сил с учетом экологической емкости природной среды; безопасная утилизация и захоронение отходов; устранение последствий гонки вооружений; создание государственной системы управления экологической безопасностью.

    Src="https://present5.com/presentacii/20170505/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_images/26-ekologicheskaya_doktrina_rossii_2.ppt_9.jpg" alt=">8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития"> 8. Основные этапы достижения целей оценка современного состояния и разработка возможных сценариев развития взаимодействия человека и природы; составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической безопасности для отдельных регионов и страны в целом; корректировка государственной стратегии в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития; разработка планов действий в области рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности России.

    Загрузка...