musings.ru

К какому типу юстиции относились суды линча. Что такое суд линча

26 июня 1941 года летчики полка бомбардировочной авиации старший лейтенант Фёдор Воробьёв и лейтенант Анатолий Рыбас подали командованию рапорт об обстоятельствах гибели командира 2-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка капитана Николая Гастелло.

Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, во время боевого вылета в район Радошковичи — Молодечно бомбардировщик ДБ-3Ф, который пилотировал Гастелло, был подбит. Капитан Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники.

В первые дни войны, на фоне тяжелых неудач, случаи героизма советских воинов, о которых становилось известно из официальных рапортов, получали широкое освещение в прессе.

Подвиг Гастелло был упомянут в сводке Совинформбюро от 5 июля, а уже 10 июля очерк о Гастелло вышел в «Правде».

25 июля 1941 года капитан Николай Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза, и уже на следующий день оно было присвоено ему посмертно.

За время Великой Отечественной войны советские летчики совершили несколько сотен подобных таранов, и про каждого из них говорили - «повторил подвиг Гастелло».

Летчик, Герой Советского Союза (посмертно) Николай Гастелло. Довоенная фотография. Фото: РИА Новости

Командир и его экипаж

Капитан Гастелло вошел в число наиболее известных и самых почитаемых героев войны. Но в 1990-х годах его подвиг был поставлен под сомнение. Более того, возникла версия о том, что Гастелло мог оказаться в немецком плену.

Первая странность, касающаяся подвига Николая Гастелло, связана с его экипажем. В экипаж бомбардировщика входили четыре человека. Вместе с Гастелло в его последнем боевом вылете участвовали штурман Анатолий Бурденюк , летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый и стрелок-радист Алексей Калинин.

Их фамилии упоминались в представлении на награждение Гастелло, однако члены экипажа к награде представлены не были. Это породило путаницу - в некоторых послевоенных произведениях о Гастелло и его подвиги он оказывался пилотом истребителя.

Лишь в 1958 году Бурденюк, Скорбогатый и Калинин были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

К этому моменту стало известно об еще одной, куда более серьезной нестыковке, про которую, правда, знал лишь узкий круг лиц.

Закрытая информация

Считалось, что погибших летчиков похоронили жители деревни Декшняны. В 1951 году, к 10-летию подвига, было решено эксгумировать останки и торжественно перезахоронить.

Однако в захоронении были обнаружены вещи командира 1-й эскадрильи 207-го дальнего бомбардировочного авиационного полка Александра Маслов а и стрелка-радиста Григория Реутова . Экипаж Маслова числился пропавшим без вести при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года - в тот же день, когда совершил свой подвиг капитан Гастелло.

После секретного совещания было принято решение - останки Маслова и Реутова без огласки похоронить на кладбище поселка Радошковичи, на месте гибели самолета установить памятник подвигу Гастелло, и на этом тему закрыть.

В 1990-х годах история с эксгумацией могилы всплыла, после чего появилась новая версия событий, в которой Николай Гастелло героем уже не являлся.

Маслов - забытый герой, Гастелло - в плену?

Сторонники новой версии полагали, что таран колонны противника на самом деле совершил экипаж Александра Маслова. Рапорты Воробьева и Рыбаса либо изначально были ошибочны, поскольку летчики не видели тарана и ориентировались по косвенным признакам, либо были подделаны во время кампании по восхвалению Гастелло, который показался командованию более подходящим кандидатом в герои, чем Маслов.

Что касается, самолета Гастелло, то он, согласно новой версии, упал в Мацковском болоте близ села Мацки. При поисковых работах там якобы были обнаружены вещи и предметы, указывающие на то, что речь идет об экипаже Гастелло.

При этом появилась информация о том, что местные жители видели, как из самолета, затем упавшего в болото, выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа. Свидетели утверждали, что он прыгал с крыла, что, с учетом конструкции ДБ-3Ф, мог сделать только командир, то есть Николай Гастелло.

Спасшийся член экипажа был захвачен немцами в плен.

Итак, согласно этой версии получается, что капитан Гастелло не только не герой, но трус, бросивший членов экипажа погибать в горящем бомбардировщике, и угодивший в руки гитлеровцев.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло Фото: Commons.wikimedia.org / Mike1979 Russia

Несостоявшийся триумф доктора Геббельса

Сторонники новой версии событий оказались людьми настойчивыми - Александр Маслов и Григорий Реутов вначале были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени, а в 1996 году им было посмертно присвоено звание Героев России.

Но ставить точку в этой истории рано. Новая версия событий имеет нестыковок не меньше.

Подвиг Гастелло уже в 1941 году активно использовался советской пропагандой, о чем было хорошо известно немецкому командованию. Получить в свои руки якобы погибшего героя и затем предъявить его живого и во вражеском плену - для ведомства доктора Геббельса это было бы невероятным успехом.

Но даже намека на что-то подобное не было. Нет никаких доказательств того, что Николай Гастелло был в немецком плену. Теоретически это мог быть кто-то из его экипажа, но опять-таки ни одного свидетельства в подтверждение этой версии нет. Больше того, даже если считать показания местных жителей достоверными, то неподготовленный человек с земли вряд ли мог точно сказать, с какого именно самолета прыгнул летчик, а, тем более, из какой именно части.

Более того, скептики говорят о том, что нет достоверных свидетельств, говорящих о том, что самолет, упавший в Мацковское болото - это самолет Гастелло. В частности, письмо одного из летчиков, якобы найденное там, затем было утрачено.

За что наградили экипаж Маслова

С тараном Маслова тоже не все складно. Состояние останков, найденных в захоронении, не говорит о том, что экипаж погиб в результате мощного взрыва. Исследователи полагают, что самолет не врезался в колонну машин с горючим и боеприпасами, а упал на мягкий грунт. Есть версия, что Маслов пытался совершить таран, но промахнулся.

Звание Героя России Александру Маслову присвоено с формулировкой: ««За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». О таране не говорится потому, что нет никаких его доказательств, кроме умозаключений и предположений.

Достоверно можно сказать, что экипаж Александра Маслова погиб при выполнении боевого задания 26 июня 1941 года у села Декшняны. Удалось установить весь состав экипажа Маслова: штурман лейтенант Владимир Балашов , стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов , стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев .

Владимир Балашов и Бахтурас Бейскбаев также посмертно стали Героями России, а казаху Бейксбаеву в 1998 году также было присвоено звание «Народный герой Казахстана».

Свидетели тарана погибли в 1941 году

Вернемся к экипажу Николая Гастелло. Несмотря ни на что, каноническую версию событий нельзя считать полностью опровергнутой.

На самом деле, самыми достоверными доказательствами в этой истории можно считать рапорты Федора Воробьева и Анатолия Рыбаса. С военной точки зрения, этих двух свидетельств было достаточно, чтобы считать подвиг достоверным. Однако оригиналы рапортов не сохранились, они известны лишь в описании, которое присутствовало в документах следующих инстанций.

Говорить о том, что командование «выбирало героя» между Масловым и Гастелло тоже не приходится: никто 26 июня 1941 года не мог точно знать, какой резонанс получит история с тараном немецкой колонны. Оба летчика были опытными, числились на хорошем счету, и нет оснований считать, что один годился в герои больше, чем другой.

Памятник экипажу Н. Ф. Гастелло на месте гибели бомбардировщика А. С. Маслова Фото: Commons.wikimedia.org

О том, что случилось с Масловым, никто не знал, и его экипаж числился в списках пропавших без вести, а об обстоятельствах гибели Гастелло рассказали Воробьев и Рыбас.

Старший лейтенант Федор Воробьев при возвращении с боевого задания погиб в районе города Орел 23 августа 1941 года. Лейтенант Анатолий Рыбас погиб при выполнении боевого задания 15 ноября 1941 года. В первые месяцы войны наша авиация несла огромные потери, и 207-й полк был расформирован, а многие его документы утрачены.

Герои все. А подвиг - Гастелло

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что экипажи Николая Гастелло и Александра Маслова погибли 26 июня 1941 года при выполнении боевого задания в районе деревни Декшняны. То, что в захоронении, которое считалось могилой экипажа Гастелло, оказались останки членов экипажа Маслова, не означает, что таран совершил именно Маслов, а не Гастелло.

Возможно, окончательно прояснить эту историю уже не удастся. Все члены экипажей Николая Гастелло и Александра Маслова по праву могут считаться героями.

Но в истории войны огненный таран немецкой колонны останется «подвигом Гастелло». Так уж исторически сложилось.

Памятник в Уфе
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Памятник в Муроме
Мемориальная доска в Ростове-на-Дону (вид 1)
Мемориальная доска в Ростове-на-Дону (вид 2)
Памятник в Долгопрудном
Аннотационная доска в Дзержинске
Аннотационная доска в Челябинске
Памятник в городе Починок
Памятник в городе Починок (фрагмент)
Аннотационная доска в Минске
Аннотационная доска в Москве
Памятник в Москве (вид 1)
Памятник в Москве (вид 2)
Бюст в музее в Гродно
Здание в Москве
Мемориальная доска в Москве
Мемориальная доска в Москве (на школе)
Аннотационная доска в Советске
Аннотационная доска в Коврове


Гастелло Николай Францевич - командир 4-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации, капитан.

Окончил семилетнюю школу №25 имени Пушкина в Москве. С 1924 года жил в городе Муром Владимирской губернии, работал учеником стерженщика, формовщиком и вагранщиком на Муромском паровозостроительном заводе имени Ф. Э. Дзержинского. С 1928 года вновь жил в Москве, в 1930-1932 годах жил в посёлке Хлебниково (ныне в составе города Долгопрудный Московской области). С 1930 года работал слесарем и нормировщиком на Государственном механическом заводе строительных машин имени Первого Мая.

С мая 1932 года - в Красной Армии, по специальному набору был призван в ВВС. В 1933 году окончил 11-ю Луганскую военную авиационную школу лётчиков имени Пролетариата Донбасса. В 1934-1938 годах служил в 82-й тяжелобомбардировочной авиационной эскадрилье, затем в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону: второй пилот, старший лётчик, командир корабля. С мая 1938 года командовал отрядом в 1-м тяжелобомбардировочном авиационном полку. В 1940 году полк был передислоцирован в Великие Луки, а в начале 1941 года - на аэродром Боровское в Смоленской области.

Воевал на реке Халхин-Гол в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00 часов. В первые дни войны полк понёс большие потери. Оставшиеся лётчики и самолёты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Николай Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи. Выполнил 3 боевых вылета. При бомбежке аэродрома вражеским самолётом 24 июня 1941 года огнём пулеметной установки с земли сбил вражеский самолёт.

26 июня 1941 года при выполнении очередного полёта на боевое задание, его бомбардировщик ДБ-3Ф был подбит и загорелся. Капитан Гастелло Н.Ф. направил горящий самолёт на скопление вражеских войск в районе деревни Радошковичи на автомобильной дороге Молодечно-Радошковичи...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Гастелло Николаю Францевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (посмертно).

Воинские звания:
старший лейтенант (1935),
капитан (1940).

Награждён орденом Ленина (26.07.1941, посмертно).

Мемориальный музей Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло был открыт после войны в Муроме и устроен в доме, где он жил в 1924-1928 годах (улица Гастелло, дом № 14). Перед входом в музей был установлен памятник Герою работы белорусского скульптора А.О. Бембеля. Впоследствии материалы из музея были переданы в краеведческий музей, а памятник перенесён на площадь перед железнодорожным вокзалом, где находится и поныне. Имя Героя носит одна из улиц посёлка Хлебниково (город Долгопрудный), Долгопрудненская школа № 3, там же установлен памятник. Также установлены памятники в Москве, Уфе, Луганске (Украина), Чойбалсане (Монголия), у места гибели близ села Радошковичи (Беларусь). Именем Николая Гастелло названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Уфе, Минске и других городах. Также его именем названы школы в Москве, пос. Хлебниково, Муроме, в селе Радошковичи, предприятия и учебные заведения во многих населенных пунктах бывшего СССР. Мемориальные доски установлены в Москве и Ростове-на-Дону. В СССР имя Героя было присвоено 194-му гвардейскому полку военно-транспортной авиации, но к настоящему времени полк расформирован.

26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно - Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши лётчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили противника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьёву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, просёлочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошёл вдоль неё. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулемётов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолёту огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался всё сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолёт на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолёт, но до деревни не дотянул - самолёт упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А. Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А. Калинин и стрелок лейтенант Г.Н. Скоробогатый (лётчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1-й степени.

Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населённому пункту, нанесённому на карту) и в донесении привязали к нему бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно - Радошковичи. На этом месте был установлен памятник. Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка - командира 3-й эскадрильи капитана А.С. Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).

Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н.Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Памятники Герою установлены в Москве, Минске, в посёлке городского типа Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. На здании московской школы № 270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта № 30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.

Огромное спасибо за подготовку биографии Александру Мельникову .

ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА КОМАНДИРА ЭСКАДРИЛЬИ 207-го ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА КАПИТАНА ГАСТЕЛЛО НИКОЛАЯ ФРАНЦЕВИЧА

Командир 4-й авиаэскадрильи 207-го авиаполка капитан Гастелло Николай Францевич за свою короткую боевую деятельность в борьбе с наглым врагом - гитлеровским фашизмом вписал славные строки в историю наших отважных лётчиков и достоин того, чтобы советский народ знал одного из преданнейших сынов своей Родины. Он с начала Отечественной войны до последнего дня своей жизни сделал три боевых вылета. Все они выполнялись точно, с отличными результатами.

24 июня с утра в ожидании боевого задания лётный и технический состав 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка был на аэродроме по своим местам, ожидая приказания в полёт на врага.

Зарвавшийся фашистский самолёт Ю-88, имея на борту лётчика, награждённого Гитлером за свои варварские действия тремя крестами, в том числе железным крестом, появился на высоте 80-100 метров над аэродромом. Пройдя первый раз, он развернулся и, выбрав место стоянки самолётов, открыл стрельбу с передних и люкового пулемётов, сосредоточив огонь на самолёте, на котором находился в это время капитан Гастелло. Капитан Гастелло длинной и меткой очередью, прямой наводкой вывел из строя правый мотор и смертельно ранил лётчика. Коварный враг пытался уйти, но не смог. Участь его была решена, сделав вынужденную посадку, он был взят в плен.

26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин - повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно-Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа.

Лётчика Гастелло и его экипажа нет в наших рядах, он погиб смертью героя в борьбе с германским фашизмом, но память о нём будет долго храниться в сердцах тех людей, за чье счастье бился и погиб капитан Гастелло Николай Францевич и его экипаж.

Геройский поступок капитана Гастелло сейчас знает вся страна, поэты и писатели вместе с народом сложили о славном экипаже и его командире песни и боевые рассказы.

Беспредельно преданному сыну нашей Родины и партии, мужественному, отважному соколу Советской авиации, павшему смертью героя в борьбе с германским фашизмом, ходатайствуем о присвоении звания Героя Советского Союза.

Командир 207-го полка капитан Лобанов
Военный комиссар 207-го полка батальонный комиссар Кузнецов

Дом-музей Гастелло, г. Муром. Копия.

По изданию: «Трудящиеся Ивановской и Владимирской областей в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)». Ивановское книжное издательство, 1959 год, c. 469-471.

Дополнил Сергей Каргапольцев

Среди канонизированных героев Великой Отечественной войны капитан Николай Гастелло — один из наиболее известных. Десятки лет считалось, что он совершил первый наземный таран, направив горящий самолёт на скопление вражеской бронетехники. Его посмертная слава достигла гигантских размеров. Но с годами после тщательных исследований выяснилось: автором знаменитого тарана был лётчик Исаак Пресайзен.

Сотворение легенды

Начнём с фактов.
5 июля 1941-го в вечерней сводке Совинформбюро сообщалось:
«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя».

Как видим, подробностей подвига мало. Что за самолёт — истребитель, бомбардировщик — неясно. Нет даты события. Нет даже имени лётчика, а в фамилии пропущена буква. В подготовке публикации чувствуется спешка.

10 июля в «Правде» появляется очерк П.Павленко и П.Крылова «Капитан Гастелло». Здесь уже есть имя-отчество — Николай Францевич, — в фамилию вставлена пропущенная буква, сообщаются и некоторые биографические данные (вместе с отцом работал на одном из московских заводов, уже лётчиком участвовал в боях на реке Халхин-Гол и в финской кампании, с первого дня Великой Отечественной отважно сражался). Что же касается самого тарана, — не более того, что сказано в сводке Совинформбюро. Вместо подробностей — риторический пафос. А дата события обозначена 3 июля. Видимо, авторы очерка за его основу взяли ту же сводку: коль она от 5 июля, то таран, рассудили они, произошёл двумя днями раньше. Вскоре дата официально поменяется: самолёт капитана Николая Гастелло не вернулся с боевого задания 26 июня 41-го.

Но кто тогда обращал внимания на даты! Для читателей — это всего лишь деталь, главное что совершил названный лётчик. Очерк в главной газете страны имел большой резонанс. Первый огненный таран с начала войны, ярчайший пример самопожертвования во имя будущей Победы. Конечно же, такой подвиг на фоне невесёлых, можно сказать, удручающих сводок с фронтов, перемещающихся под ударами немецких танковых клиньев c каждым днём на восток, ого, как впечатлял! Его уже широко использовала советская пропаганда. Однако заметим: Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении капитану Гастелло звания Героя Советского Союза состоялся лишь 26 июля 41-го. Почему такая пауза?
Об этом несколько ниже.

А теперь обратимся к наградному листу, подписанному командиром 207-го дальне-бомбардировочного авиационного полка капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым.

«26 июня капитан Гастелло с экипажем — Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов по дороге Молодечно — Радошковичи. У Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемётов экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжёлый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю.
По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи…».

Если в вечерней сводке Совинформбюро от 5 июля и очерке П.Павленко — П.Крылова сказано, что Гастелло атаковал «скопление автомашин и бензиновых цистерн противника», то в наградном листе — уже танки. Раз уж названы очевидцы произошедшего, которые якобы видели, как всё это произошло, то вполне резонны вопросы: почему такой разнобой в их свидетельствах? Так всё-таки целью тарана были автомашины с цистернами или танки? Спутать одно с другим опытным лётчикам-бомбардирам — маловероятно. Если вначале назвали одно, а через какое-то время другое, то можно ли им верить как свидетелям? Взяв курс на свой аэродром, достаточно ли хорошо видели, что объятый пламенем самолёт Гастелло врезался именно в скопление вражеской техники?

Усомниться в этом побудил «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06. по 28.06. 41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокия. Там перечислен поименно экипаж Гастелло В строке «Примечания» значится: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто — неизвестно».

Откуда взялась эта запись по свежим следам событий? Не со слов ли тех же Воробьёва и Рыбаса? Увидеть в небе парашют они вполне могли. Но тогда почему, в документе этот факт есть, а вот о самом главном — об «огненном таране» — ни слова? Как же при этом не усомниться: а был ли таковой?

Пройдут годы и жители деревни Мацки, возле которой 26 июня 41-го упал горящий советский бомбардировщик, примечание в архивном документе подтвердят, дополнив подробностями: самолёт упал на краю болота (примерно около двух километров от шоссе Молодечно — Радошковичи). С крыла самолёта выпрыгнул с парашютом лётчик. Когда приземлился, к нему на машине подъехали немцы и пленили.

С крыла ДБ-3 мог выпрыгнуть только пилот. Значит, это был Гастелло? А как же экипаж? Спасая свою жизнь, бросил его на погибель? На все эти вопросы однозначно ответить теперь невозможно. Не исключено, что экипаж уже погиб, и пилот решил использовать последний шанс.

Дальнейшая его судьба неизвестна. Скорее всего, был расстрелян, как гитлеровцы обычно поступали в первые недели войны со взятыми в плен советскими лётчиками.

На месте гибели бомбардировщика местные жители нашли полуистлевшую гимнастёрку, а в ней — не отправленное письмо на имя Скоробогатой (по-видимому, жена лейтенанта Скоробогатова), а также медальон с инициалами «А.А.К» (сержант Алексей Александрович Калинин). И, наконец, ещё одно подтверждение, что это самолёт Гастелло: обломок с биркой от двигателя с серийным номером 87844 — именно такой номер был на его самолёте. Что же касается самого пилота — никаких материальных следов его.

Да, всё сошлось. Очень похоже, что он в последний момент выпрыгнул с парашютом.
Теперь понятно, почему понадобился месяц, чтобы раскрутить «героический подвиг» капитана Гастелло. Довольно невнятные, без каких-либо подробностей, рапорты Воробьёва и Рыбаса, по всей видимости, не давали оснований командованию и полка, и дивизии усмотреть таковой в происшедшем. Дивизия несла большие потери: самолёты вынуждены были вылетать на очередную бомбёжку без сопровождения истребителей, значительная часть которых погибла на аэродромах в первые же часы войны. А начальство требовало результат, который хоть как-то оправдывал бы потери. Возможно, в той нервной сумятице и сработали рапорты двух названных лётчиков. Уходя после бомбёжки, видели столб дыма от упавшего самолёта Гастелло? Ага, вот она зацепка. А что, если представить его гибель, как огненный таран? И «наверх» пошло донесение. А дальше, как уже говорилось, вечерняя сводка о «героическом подвиге», очерк в «Правде»… И пошло-поехало. Не исключено, что Воробьёва и Рыбаса заставили переделать рапорты.

Других сколько-нибудь убедительных свидетельств — был таран или не был — не оказалось. Воробьёв и Рыбас погибли в том же 41-м. Рапорты исчезли. Остались только упоминания о них. Вскоре из-за больших потерь 207-й ДБАП был расформирован, большинство его документов утрачено.

А слава о «героическом подвиге» теперь уже Героя Советского Союза Николая Гастелло продолжала греметь по стране. Причём, только его одного. Об экипаже — полное молчание. В 1947-м драматург Исидор Шток написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершил свой «огненный таран» в одиночку — на истребителе. И только в 1958-м официально вспомнили о его подчинённых: посмертно наградили орденом Отечественной войны 1 степени штурмана лейтенанта Анатолия Бурденюка, стрелка-радиста сержанта Алексея Калинина и нижнего люкового стрелка, адъютанта эскадрильи лейтенанта Григория Скоробогатова. Но в официальной пропаганде упоминали их редко. Зато Гастелло возвели в ранг национального героя. Его именем назвали десятки улиц, фабрик, шахт, заводов, пионерских дружин, в Уфе — стадион, в Хабаровске — сквер, в посёлке Зелёное Минской области — детский оздоровительный лагерь — перечислять тут можно долго.

Таранов не совершили, но Героев получили

Накануне 10-летия «огненного тарана» решено было торжественно перезахоронить останки экипажа Гастелло. Жители деревни Декшняны тогда ещё хорошо помнили, куда упал горящий самолёт и показали то место — в 170 -180 метрах от шоссе. О том, что это действительно был «огненный таран» немецкой бронетехники, никто из селян не говорил, потому как 26 июня 1941-го такого не видели. А высказывать какие-либо сомнения в этом таране в то время было опасно. Эксгумацией руководил военком Радошковичей подполковник Котельников. Предполагаемую могилу раскопали. Нашли полуистлевшую планшетку с бумагами… полкового сослуживца Гастелло командира эскадрильи капитана Александра Маслова и в пластмассовом патроне — медальон стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова. Экипаж Маслова вылетел на бомбёжку вместе с Гастелло и считался без вести пропавшим.

Можно себе представить смятение подполковника Котельникова. Так что же получается: таран совершил не Гастелло, а Маслов?

Подполковник обратился за указаниями в райком, оттуда ушёл запрос ещё выше. Ответ поступил весьма категоричный: ничего не менять, принадлежность находок засекретить.

Вот так! Коль «подвиг капитана Гастелло» утверждён на самом «верху», и слава о нём разнеслась по стране, — никакого обратного хода!

Останки экипажа Маслова без огласки перезахоронили сначала в сквере Радошковичей, а затем на кладбище. Фрагменты бомбардировщика отправили в музеи страны — приписав их к самолёту Гастелло. В центре Радошковичей ему поставили бронзовый памятник, а затем на месте гибели самолёта Маслова — стеллу высотой 9 метров с бюстом наверху… опять же Гастелло.

Все эти «нюансы» открылись в 1990-е годы в пору объявленной гласности. В 1992-м после публикаций в СМИ о находках при эксгумации останков экипажа упавшего возле деревни Декшняны бомбардировщика капитан Александр Маслов, штурман лейтенант Владимир Балашов, основной стрелок-радист младший сержант Григорий Реутов и нижний (люковый) стрелок Бахтурас Бейскбаев были посмертно награждены орденами Отечественной войны 1 степени. А в 1996-м указом президента Ельцина всем четверым присвоили звания Героев России.

Это впечатляло. Дескать, наконец-то победила справедливость! Но указ указом, а убедительных доказательств «огненного тарана» и этого экипажа, как не было, так и не появилось. Зато возникли новые вопросы. Место падения самолёта, как уже упомянуто, — в 170 -180 метрах от шоссе. Что за цель там была?

Поборник этой версии майор в отставке Эдуард Харитонов в публикации «Тайна двух капитанов» («Московский комсомолец» 2001) утверждал: зенитная батарея. После того, как экипаж успешно отбомбился, но бомбардировщик был подожжён, командир экипажа решил расправиться с этой батареей и направил на неё свой самолёт. Но из каких источников автор заключил, что так было? Стационарные зенитные батареи, как правило, прикрывали аэродромы, штабы, склады и другие важные объекты. Так чем тогда привлекла немцев деревня Декшняны для того, чтобы установить возле неё зенитные орудия? Э.Харитонов об этом умалчивает. А между тем известно: на марше немцы вполне обходились мобильными зенитными установками. В первые дни войны их наступление было настолько стремительным (70 — 80 км. в сутки!), что не было никакой необходимости в первых эшелонах тащить на тягачах зенитные орудия по дорогам и без того забитым боевой техникой. Подгонка «деталей» под выбранную версию видна и в публикации накануне Дня Победы в том же «Московском комсомольце» (2002) Кирилла Экономова «Искушение «св. Эдуарда». Утверждение Э.Харитонова о таране зенитной батареи самолётом Маслова он решительно опровергает, но тут же протаптывает другую дорожку к «бессмертному подвигу», возвращая его Гастелло. Да, соглашается К.Экономов, его самолёт, действительно, упал на краю болота возле деревни Мацки. Но тому есть объяснение: отбомбившись на шоссе, обнаружил на просёлочной дороге вражескую автоколонну. Атаковал, много машин было расстреляно из пулемётов, но самолёт от зенитного огня загорелся. И тогда Гастелло решил направить его к деревне Мацки, где скопилось много немецкой техники. Однако горящий самолёт до неё не дотянул и рухнул у болота.

Если так, то опять же вопросы: а кто из местных жителей это подтвердил и почему тогда экипаж бомбардировщика старшего лейтенанта Воробьёва, летевшего, как утверждалось, в одном звене с Гастелло, ни автоколонну, ни скопление техники в деревне не видел? И опять же, как тогда понимать уже упомянутый архивный документ — «список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии», в котором отмечается: один из членов экипажа Гастелло выпрыгнул с парашютом?

Не слишком ли много нестыковок?

В полемике на «гастелловскую тему» активное участие принял и сын Николая Францевича полковник в отставке Виктор Гастелло. На какие-то убедительные доказательства не опирался. Уповал лишь на «свидетельства» сослуживцев отца старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса — с них всё и началось. Их письменных свидетельств он, разумеется, не видел, но в своих многочисленных публикациях непреклонен: подвиг капитана Гастелло уже вошёл в Историю, так что нечего!.. Одну из своих статей так и назвал: «Оставьте героев в покое!».
Звучит пафосно. Только где же правда в том пафосе?

Весьма характерно: в этой полемике ни один из её участников даже не упомянул подлинного автора именно того подвига, который столь высоко вознесён.

А истинный герой так и остался без высшей награды

То, что именно он это совершил, не нуждается ни в каком домысливании.

Из биографической справки:
Пресайзен Исаак Зилович (Зиновьевич) — уроженец г. Проскурова (ныне г. Хмельницкий). Работал формовщиком литейного цеха на заводе «Красный партизан». Был направлен на рабфак Ленинградского завода «Электроаппарат». На заводе трудился по прежней специальности. В 1932-м по спецнабору призван в авиацию. В 1934-м успешно окончил высшую школу лётчиков в г. Энгельсе. Служил в Белоруссии. В боях с немецко-фашистскими захватчиками с первых часов войны.

Из наградного листа:
«Товарищ Пресайзен возглавлял боевую работу эскадрильи, постоянно был примером бесстрашия, мужества и геройства… С 22 июня 1941 года эскадрилья под его руководством имеет 78 боевых вылетов, 160 часов боевого налёта…
Сам тов. Пресайзен водил в бой на бомбардирование своё подразделение на самые ответственные участки в районе Гродно, Вильно, Борисов, Плещаница.
27 июня 1941 г. при бомбардировке крупных скоплений танковых частей противника, прикрытых исключительно сильным огнём зенитной артиллерии и истребителями, он со своим экипажем был подбит и с горящим самолётом обрушился в гущу скопления танков.
По докладу исполняющих задание экипажей, Пресайзен погиб смертью героя. Достоин присвоения звания Герой Советского Союза.
Командир 128-го авиационного полка скоростных бомбардировщиков майор Чучев.
Начальник штаба полка капитан Дробышев».
«С представлением командира АП к правительственной награде согласен.
Командир 12-й авиадивизии полковник Аладинский.
За командующего ВВС Запфронта полковник…» (подпись неразборчива).

Вместе с пилотом погибли механик военнтехник 2 ранга П.Ф. Акинин и стрелок-радист старшина А.В. Баранов. Перед тем, как направить горящий самолёт на скопление бронетехники противника, командир крикнул им: «Прыгайте!». Такая договорённость с членами экипажа на случай загорания самолёта в воздухе уже была. Но они, видимо, уже не смогли воспользоваться парашютами. И надо же такое совпадение — этот таран (действительный, а не мнимый!) Исаак Пресайзен совершил в том же районе недалеко от Радошковичей возле деревни Рогово, именно на шоссе, по которому двигались танковые и механизированные колонны гитлеровцев, в 6 километрах севернее места падения самолёта Гастелло.

Прежде, чем было написано представление на Пресайзена к званию Героя, на следующий день после тарана к этому месту вылетел заместитель командира полка В.А.Сандалов, чтобы убедиться в реальности совершённого.

Убедился. Увидел на шоссе длинную чёрную полосу и груду растерзанной вражеской бронетехники. Движение противника на этом участке шоссе на какое-то время прекратилось. Сандалов сфотографировал увиденное. Снимок, как подтверждающий документ, был приложен к наградному представлению.

Казалось бы, подвиг столь доказателен, что уже никаких сомнений в нём быть не должно. Но Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Исааку Пресайзену звания «Герой Советского Союза» так и не появился.

А дальше произошло мерзкое: приказом по 128-му авиаполку № 22 за сентябрь 1942 г. Пресайзен был отнесен к числу… без вести пропавших. В то время это означало для семьи фронтовика подозрения властей (не сдался ли в плен?) и вместо пенсии и льгот какие-то жалкие крохи.

В январе 1942-го жена лётчика Лидия получила от начальника штаба 128-го АП капитана Дробышева письмо. Того самого, чья подпись зафиксирована под представлением Пресайзена к званию Героя.

«Уважаемая товарищ Пресайзен!
До сих пор нам не верится, что мы навсегда потеряли Вашего мужа и нашего боевого товарища. Будем ждать победного конца войны, когда судьбы товарищей станут определёнее. Но даже если и погиб товарищ Пресайзен, то он отдал жизнь очень дорого.
Желаем бодрости, веры в победу. Наше дело правое, победа будет за нами».

Лукавил начальник штаба. «Даже если и погиб…» Какие могут быть «если», когда он прекрасно знал, как было на самом деле! Но, видимо, воздавая должное герою-сослуживцу, хотел этим письмом хоть как-то успокоить свою совесть.

Что же касается совести тех, кто принял решение зачислить автора подвига в «без вести пропавшие», — тут можно быть категоричным: чего нет, того нет.

Так почему же произошла заведомая фальсификация?
Давайте вернемся к июлю 41-го.
Итак, преставление Пресайзена к званию «Герой Советского Союза» написано и подписано авиационными начальниками вплоть до командующего ВВС Западного фронта и, надо полагать, поступило в Москву. А тут — донесение об «огненном таране» капитана Гастелло, вечерняя сводка от 5 июля и через пять дней очерк о нём в «Правде»… Слава об объявленном на всю страну герое уже набирала обороты.

Таран самолётом наземной цели — случай незаурядный. В Главпуре, разумеется, понимали: для пропаганды возможности огромные. Национальный герой в первые же дни войны ещё как нужен! Так кому же отдать предпочтение: Гастелло или Пресайзену? Доказательства тарана Гастелло — довольно хлипкие, Пресайзена — очевидные. Есть и убедительный аэрофотоснимок. Но еврейская фамилия, да ещё имя Исаак — и в национальные герои? Такое в мозгах тех, кто решал этот вопрос, не укладывалось. А вот Николай Гастелло вполне для этого подходил: мать русская, отец белорус. Экипаж у него интернациональный — вот она дружба народов СССР на практике. К тому же лётчик уже с заслугами: воевал на Халхин-Голе, в Финляндии. При налёте «юнкерса» на аэродром сбил его с земли из пулемёта. Словом, благодатный материал для последующего прославления. И решение было принято: в герои — Гастелло! А как быть с Пресайзеном? Да очень просто: зачислить его «в без вести пропавшие», чтобы не бросал тень на сына русского и белоруского народов. И начальство 128-го авиаполка взяло «под козырёк».

Аэрофотоснимок последствий тарана Пресайзена был приложен к наградному листу на… Гастелло.

Так украли подвиг.
Конечно же, и Николай Гастелло, и Александр Маслов со своими экипажами достойны светлой памяти: отдали свои жизни за Родину. Но не надо лгать, приписывая им то, что они не совершили. Как сказал Александр Твардовский: «Одна неправда нам в убыток».

Два десятилетия о Пресайзене — глухое молчание. Но упрятать свершённое им навсегда идеологическим начальникам не удалось. Осенью 1959-го журналисты В.Гапонов и В.Липатов разыскали в Москве бывшего механика 128-го авиаполка Александра Николаевича Рыбакова, готовившего самолёт Пресайзена к последнему вылету. Он рассказал, что о его таране знал весь полк. Исаак воевал с первых часов войны и считался одним из лучших лётчиков полка.

Очерк «Подвиг» ни в одну из центральных газет не попал, был опубликован лишь в газете «Советское Подолье» на родине героя в г. Хмельницком. Авторы тогда не знали, что «огненный таран» капитана Гастелло — пропагандистский вымысел, и причислили Пресайзена к числу «гастелловцев». Но, тем не менее, эта публикация была прорывом в плотной завесе, закрывавшей подвиг. Живший в Хмельницком старший брат Исаака Моше (Михаил) переслал газету племяннику Дмитрию Пресайзену, тоже лётчику, служившему в Амурской области.

Моше и Дмитрий разыскали нескольких ветеранов 128-го авиаполка. Среди них был и сделавший снимок последствий тарана Пресайзена В.Сандалов, теперь уже генерал-майор, Герой Советского Союза. В 1975-м он полностью подтвердил этот таран.

После запроса в Центральный архив Министерства обороны оттуда прислали копию наградного листа на заместителя командира эскадрильи И.З.Пресайзена. На документе отказа в присвоении звания Героя Советского Союза не было.

Куда только ни обращались, брат и сын Исаака, пытаясь добиться справедливости! Приходили вежливые отписки Истинная их причина объяснялась не только чиновным равнодушием. В стране, где антисемитизм стал неотъемлемой частью государственной политики, и речи не могло быть о присвоении лётчику-еврею звания Героя.

Накануне отъезда на постоянное местожительство в Израиль в августе 1989-го Моше с документами, не оставляющими никаких сомнений в подвиге брата, обратился к народному депутату СССР по Хмельницкому избирательному округу, заместителю министра обороны генералу армии В.М.Шабанову: дайте, наконец, делу ход!

И только через 10 месяцев в райвоенкомате по этому поводу произошло «шевеление». На Пресайзена был заполнен наградной лист и отправлен в Москву. 23 октября 1991-го появился президентский указ, по которому он был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Эта награда стала уже дежурной: её получали все бывшие фронтовики, имевшие ранения. Останься Пресайзен жив, получил бы этот орден по общему военкоматовскому списку.

Как идеологические начальники ни замалчивали его таран, о нём уже появились публикации — в журнале «История СССР» (Издание АН СССР № 3, 1960), в израильском журнале «Алеф» (август 1988) и в других изданиях. Но всюду значилось: Пресайзен повторил подвиг Гастелло.

Писатель Сергей Смирнов, широко известный популяризацией обороны Брестской крепости в 41-м, не остался безучастным, когда узнал о таране возле деревни Рогово. Но и он не смог «пробить» посмертное присвоение Пресайзену звания Героя. Однако настоял на установлении там мемориала с именами членов экипажа.

Власть и в России, и в Беларуси не торопится в этой истории поставить справедливую точку. В фундаментальном справочнике «Кто есть кто в российской авиации» (под редакцией А.Е.Мельникова 2003), хотя и говорится, что ни Гастелло, ни Маслов тараны не совершили, однако о Пресайзене — ни слова. Не упоминается он и в музее ВВС России в г. Монино.
И по сей день неподалёку от белорусского городка Радошковичи на месте падения самолёта Александра Маслова высится помпезный памятник Николаю Гастелло, а наградной лист с представлением Исаака Пресайзена к званию Героя остаётся в архиве так и не реализованным.

Там, где история пишется по заказу, где правду делят на «выгодную» и «невыгодную», где заведомое чиновное враньё и подтасовки стали обычным явлением, манипуляции с мнимыми таранами Гастелло и Маслова и подлинным — Пресайзена уже не удивляют. Без фальши неправедная власть не может.

Появится ли имя Исаака Пресайзена, наконец, в когорте героев, уже признанное на государственном уровне? Верю: рано или поздно это свершится. Как бы ни распылялась тьма, света ей не победить.
Потому что всегда были честные и отважные. А иначе бы этот мир давно бы развалился.

Сегодня, спустя много лет со дня Победы над фашизмом, Родина продолжает хранить память о тех, кто отдал жизнь, став на пути врага. По всей стране этим людям воздвигнуты тысячи памятников и обелисков, свидетельствующих об их героизме. Однако отдельные эпизоды войны получили в период гласности несколько иное освещение, чем прежде. Среди них и подвиг Гастелло. Правда и вымысел, связанные с этим событием, породили среди военных историков острую дискуссию.

Детств парня из рабочей семьи

Николай Гастелло, подвиг которого стал одним из символов самоотверженности советских людей в годы войны с фашизмом, родился 6 мая (по н. ст.) 1907 года в Москве, куда его отец Франц Павлович приехал на заработки из белорусской деревни Плужины. Мать Николая - Анастасия Семёновна - была белошвейкой. Изначально их фамилия произносилась как Гастылло, и лишь в Москве она приняла форму, которая сохранилась поныне.

Его юность сложилась так же, как и у миллионов сверстников - учёба в городском училище, затем эвакуация из голодной Москвы в Башкирию, снова учёба, комсомол и первые трудовые навыки, полученные в заводских цехах. Всё это прошёл молодой Николай Гастелло. Подвиги героев Гражданской войны были тем примером, на котором формировалось его гражданское сознание.

Начало службы в авиации

В мае 1932 года в стране производился набор молодёжи для службы в военно-воздушных частях Вооружённых сил, и Николай стал одним из курсантов авиационной школы, располагавшейся в Луганске. Накалявшаяся с каждым годом международная обстановка не позволяла долго задерживаться на учебной скамье, и уже через год Гастелло был направлен в эскадрилью тяжёлых бомбардировщиков, базировавшуюся в Ростове на Дону.

Там, начав с исполнения обязанностей второго пилота, он очень скоро стал самостоятельно управлять самолётом. Ему был доверен тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, стоявший на вооружении Красной армии. Это говорит о достаточно высоком уровне профессионализма, которого достиг за короткий срок Гастелло.

Подвиг полярных лётчиков, спасших в те годы челюскинцев и снискавших мировую славу, послужил примером для всей молодёжи, пришедшей в авиацию, независимо от того, была ли она гражданская или военная. Оказал он большое влияние и на Николая.

Начало войны и первое проявление героизма

Начал Великую Отечественную войну Гастелло, будучи ветераном воздушных боёв на Халхин-Голе, советско-финской кампании, а также операции по присоединению к СССР Северной Буковины и Бессарабии. В октябре 1940 года ему было присвоено звание капитана, и поручено командовать эскадрильей бомбардировщиков ДБ-3ф.

Интересный факт - первый подвиг капитана Гастелло был совершён 24 июня 1941 года, то есть уже на второй день войны. Из кабины, стоявшего на земле самолёта, он огнём крупнокалиберного пулемёта сбил «Юнкерс-88», атаковавший их аэродром. Для этого потребовались немалое мужество и военная выучка. В любой момент можно было погибнуть, поскольку немецкий пилот производил прицельную бомбардировку самолёта, в котором находился Гастелло.

Подвиг этот не получил широкого освещения в печати, тем более что в основу публикаций, посвящённых герою, легли события, происшедшие двумя днями позже. Тем не менее он во многом характеризует молодого офицера. Даже этот малоизвестный эпизод говорит о бесстрашии и самоотверженности, которыми обладал Гастелло.

Подвиг: краткое содержание официальной версии

Что же послужило причиной споров вокруг имени этого заслуженного человека? Причина в том, что подвиг летчика Гастелло, совершённый им и членами его экипажа 26 июня 1941 года, в период гласности получил несколько иное изложение, чем то, которое было взято за основу советской пропагандой. Не умаляя заслуг героя, отдавшего свою жизнь за Родину, постараемся тем не менее восстановить ход событий с возможной объективностью.

Подвиг Гастелло, кратко излагавшийся во всех послевоенных учебниках истории, заключался в следующем. 26 июня 1941 года экипаж его самолёта ДБ-3Ф, в который входили также лейтенанты Г. Н. Скоробогатов, А. А. Бурденюк, и ст. сержант А. А. Калинин, сопровождаемый ещё одним бомбардировщиком такого же типа, выполнял задание по уничтожению механизированной колонны противника, находившейся на дороге Радошковичи - Молодечно.

В намеченном квадрате, а точнее, в районе деревни Декшняны, их самолёт был подбит зенитным огнём немцев. Снаряд попал в топливный бак, отчего машину охватило пламя. В этой критической обстановке было принято решение, которое и обессмертило имя капитана Гастелло. Подвиг его и членов экипажа заключался в том, что, не думая о собственном спасении, они таранили горящим самолётом колонну немецкой техники и, погибнув, уничтожили значительную её часть.

Слава и посмертные награды

В конце июля того же года последовал Указ правительства, согласно которому, Гастелло Николай Францевич (только он один) был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Об остальных членах экипажа в указе не упоминалось.

Обстоятельства гибели Гастелло, подвиг которого сразу же был освещён в ближайшей сводке Советского информбюро, стали известны из рапорта членов экипажа второго бомбардировщика, участвовавшего в той операции и благополучно вернувшегося на аэродром - ст. лейтенанта Ф. Соловьёва и лейтенанта А. Рыбаса.

Их версия случившегося легла в основу очерка, который был написан корреспондентами газеты «Правда» П. Крыловым и П. Павленко. Заканчивалась статья тем, что ночью местные жители тайно извлекли из обломков самолёта тела членов экипажа и, обернув их парашютами, похоронили вблизи места гибели. Благодаря этой публикации, а также упомянутой выше сводки Совинформбюро о том, какой подвиг совершил Гастелло, вскоре узнали все в стране.

«Гастелловцы»

Огненный таран - под таким названием этот эпизод вошёл в историю Великой Отечественной войны - был затем широко использован советской пропагандой в целях идейно-патриотического воспитания молодёжи. Он вошёл в число наиболее известных примеров героизма, проявленного защитниками Родины. Вся заслуга при этом приписывалась исключительно самому Гастелло, остальные же члены экипажа оставались в тени.

Усилиями советской пропаганды имя героя стало нарицательным, в результате чего, появился новый термин - «гастелловцы», употреблявшийся в отношении лётчиков, последовавших его примеру. Среди тех, кто повторил подвиг Гастелло, имена многих сотен защитников отечества. Известно, что за годы войны классические тараны (самолётом - самолёт) были зафиксированы 595 раз, почти столько же было случаев таранов наземных объектов противника.

Первые сомнения

Вплоть до распада СССР никаких альтернативных расследований не предпринималось, а информация, противоречившая официальной версии, была засекречена. Тем не менее основания для сомнений в объективности освещения событий 26 июня 1941 года, имелись. Начало им было положено в 1951 году, когда в десятилетний юбилей «огненного тарана» производилась эксгумация останков погибших лётчиков с целью их торжественного захоронения.

Экипаж капитана А. С. Маслова

Дело в том, что ни личных вещей самого Гастелло, ни принадлежавших его товарищам в могиле не оказалось, но зато были обнаружены предметы, помеченные именами членов экипажа самолёта другой эскадрильи, также не вернувшегося в тот день с задания и числившегося пропавшим без вести. Это был бомбардировщик, относившийся к 1-й эскадрилье 207 авиационного полка.

Командиром экипажа числился капитан Александр Спиридонович Маслов (фото представлено ниже), а его стрелком-радистом - Григорий Васильевич Реутов. Их имена и значились на обнаруженных предметах. Это доказывало, что в могиле покоятся останки совершенно иных людей, и «огненный таран» произвёл вовсе не Гастелло. Подвиг же взятый на вооружение советской пропагандой в действительности совершил капитан А. С. Маслов и члены его экипажа.

Обломки, извлечённые из Мацкийского болота

Весьма важным доказательством этой версии стала находка, сделанная вблизи села Мацки, находящегося в нескольких километрах от места гибели экипажа Маслова. Там в болоте были найдены подлинные обломки самолёта Гастелло, о чём неопровержимо свидетельствует номер, выбитый на двигателе. Кроме того, в кармане гимнастёрки одного из погибших лётчиков находилось письмо, подписанное стрелком-радистом из экипажа Гастелло - Григорием Скоробогатовым, которое он не успел отправить своей жене.

Тогда же были опрошены жители села, ставшие свидетелями гибели упавшего в болото самолёта, в котором, как предполагается, находился Николай Гастелло. Подвиг, кратко описанный выше и поднятый на щит советской пропагандой, после этого принял совершенно иной ракурс. По словам одного из очевидцев, пилот горящего самолёта прыгнул с парашютом с крыла машины, после чего был захвачен немцами.

Это обстоятельство в корне меняло картину всего происшедшего, так как известно, что конструкция самолёта ДБ-3Ф позволяла совершить прыжок с крыла лишь одному человеку - пилоту, то есть самому Гастелло. Однако предположение, что, спасая себя, он бросил гибнущий самолёт, достаточных оснований не имеет.

Во-первых, наблюдая происходящее с большого расстояния, очевидец едва ли может со всей достоверностью утверждать, что прыжок был совершён именно с крыла, во-вторых, положение обломков самолёта свидетельствуют о том, что незадолго до падения пилот развернул её в сторону дороги с немецкой колонной. Что это было, если не попытка всё же совершить таран?

Чиновничья бездушность

По распоряжению партийного руководства было проведено секретное расследование, в полной мере подтвердившее ошибочность официальной версии, однако, несмотря на выявленные факты, никаких изменений в неё внесено не было. Обнаруженные в могиле останки без лишнего шума перезахоронили на кладбище посёлка Радошковичи, а сохранившиеся обломки самолёта Маслова разослали в музеи страны, где они экспонировались, в качестве фрагментов легендарного бомбардировщика Гастелло. Вскоре на том месте, где погиб экипаж А. С. Маслова, установили памятник Н.Ф. Гастелло.

Альтернативная версия в эпоху гласности

Подлинные же данные, полученные в результате эксгумации, были обнародованы лишь с наступлением эпохи гласности. В 90-е годы в печати появился ряд публикаций, в которых военный историк, майор в отставке Эдуард Харитонов высказывал мнение о том, что именно Маслов, а не Гастелло является автором «огненного тарана». Эта версия получила столь широкое распространение, что в 1996 году президент Б. Н. Ельцин издал указ о посмертном присвоении ему и остальным членам экипажа званий Героев Российской Федерации.

Проводя в тот период более доскональное расследование, эксперты поставили под сомнение показания, содержавшиеся в рапортах Рыбаса и Воробьёва - лётчиков, вылетевших на задание вместе с Гастелло, но благополучно вернувшихся на базу. В частности, возникло предположение, что, покидая район боя, они не были свидетелями самого тарана, а лишь заключили о нём на основании столба дыма, поднимавшегося у дороги. Кроме того, сами рапорты, оригиналы которых не сохранились, могли быть фальсифицированы в ходе пропагандистской кампании по героизации Гастелло.

Попытки опровержения альтернативной версии

Вскоре после появления альтернативной версии нашлись её критики, главным из которых был сын Николая Францевича - полковник в отставке Виктор Гастелло. Он и его сторонники настаивали на неопровержимости свидетельств Рыбаса и Воробьёва, и несмотря ни на что утверждали, что самолёт, врезавшийся в землю в районе деревни Декшняны, пилотировал именно Гастелло. Впрочем, никаких серьёзных и обоснованных аргументов в своих заявлениях они не приводили.

Тем не менее следует отметить, что результаты исследований останков Маслова и членов его экипажа практически исключают возможность совершения ими тарана. Судя по всему, самолёт врезался в землю на бреющем полёте. Возможно, пилот гибнущего самолёта и пытался ценой жизни поразить врага, но промахнулся, так как установленное место падения машины находится в 180 м от дороги.

Ошибочные представления о подвиге Гастелло

В связи с тем, что советская пропаганда особо выделяла «огненный таран» из числа прочих проявлений героизма и самоотверженности военных лет, в сознании народа сложилось несколько устойчивых заблуждений, связанных уникальностью того, что совершил, согласно официальной версии, Гастелло Николай Францевич. Подвиги же его предшественников при этом замалчивались.

Например, неосновательно утверждение, что ему принадлежит первый в истории таран наземной цели. В действительности его выполнил лётчик М. А. Ююкин в одном из боёв на Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны впервые такой подвиг совершил П. С. Чиркин 22 июня 1941 года, то есть в день нападения Германии на Советский Союз.

Ещё одним весьма досадным заблуждением стало мнение о том, что «огненный таран» Гастелло совершал в одиночку. На самом деле, как было сказано выше, экипаж самолёта состоял из четырёх человек, и предавать забвению их имена является непростительной ошибкой.

Немеркнущая память героев

В завершение статьи следует отметить, что, независимо от ошибочности официальной версии, бытовавшей несколько десятилетий и опровергнутой в годы перестройки, светлая память Николая Францевича Гастелло и его товарищей ничуть не меркнет. Независимо от обстоятельств своей гибели, они отдали жизни, защищая Родину, и одно это возводит их на вершину славы.

В конце XIX века Майн Рид в своем «Всаднике без головы» очень ярко описал расправу толпы над предполагаемым преступником. Читатели испытывали жалость к жертве и недоумение по поводу суда без какого-либо следствия.

Самосуды имели место и в других странах, но только в Штатах обрели массовый характер. Страна, диктующая миру образ демократического общества, стыдливо прикрывала глаза и отворачивала голову, когда ее граждан избивали, пытали, вешали и жгли.

Суд Линча - что это такое? Почему это стало возможным в «свободной» стране?

Определение понятия

Исследователи этого вопроса приводят два определения:

  • Право Линча - свод негласных правил, который давал полномочия на линчевание. Каждый желающий совершить самосуд сам решал, имеет ли он на это право. Иногда даже явная невиновность осужденного не могла остановить разъяренную толпу.
  • Суд Линча - жестокие пытки или убийство человека без проведения следствия и вынесения приговора официальным судом.

Некоторые ученые считают, что линчевание не было американским изобретением. Это безжалостное насилие прибыло в Новый Свет на английский кораблях и в нужный момент всплыло и прижилось на благодатной почве.

Облить непокорного шотландца горячим дегтем, вывалять в перьях и прогнать под улюлюканье солдат - самое распространенная забава английских джентльменов. Таким образом они отстаивали право быть хозяевами в чужой стране. И никого не волновало, что жертва «невинной забавы» погибала от ожогов.

Предпосылки

Много смуты принесла Гражданская война в США. Северные и южные Штаты преследовали разные цели. Первые жаждали демократии, прав, индустриального развития страны. Плантаторам юга совершенно не хотелось отказываться от владения землей и людьми, делиться прибылью, подчиняться чужим порядкам.

Итогом войны стала и бесчисленное множество недоумевающих бывших рабов. Как правило, это были негры. Многие совершенно не желали освобождения. Они лишались крыши над головой, бесплатной еды, одежды, а главное - гарантированной работы, которая давала право на все остальное.

За четыре года противостояния экономика Юга пришла в упадок. Города разрушены, плантации вытоптаны, сады сожжены, скот съеден или угнан. Состоятельные жители старались уехать подальше от ужасов войны, многие погибли на полях сражений.

Дезертиры, безработные, нищие совершали набеги на фермы в поисках еды. Бывшие рабы умоляли дать им работу и предоставить кров и защиту, но хозяева сами выживали как могли, и лишние рты были никому не нужны.

Объединенному новому правительству не было никакого дела до нужд свободных граждан. Их занимало решение более высоких задач, нежели устройство судеб бывших рабов.

Чтобы обезопасить жизнь своих близких и сохранить остатки имущества, вернувшиеся с войны южане взяли решение проблемы в свои руки. Им оставалось одно - самочинно вершить суд Линча. Что это такое - попытка усовершенствовать систему правосудия, помочь стране очиститься от воров и бодяг или жестокое убийство? Правительство негласно поощряло такое поведение.

Отцы-основатели

Основоположниками американского самосуда выступают два человека с одинаковой фамилией Линч.

Один был военным и основал свой суд во время Войны за независимость, пытаясь таким образом поддерживать порядок и бороться с врагами и преступниками. Суд Чарльза Линча был скорым, но предельно справедливым, насколько это было возможно в военное время. Обвиняемому предоставлялось право приводить аргументы своей невиновности.

Второй - плантатор с юга Вильям Линч. На его долю выпало наведение порядков после окончания Гражданской войны. Его жертвами были исключительно негры. Некоторые из бывших рабов по-своему поняли значение слова «свобода» и открыто вступали в конфронтацию с белыми. Большинство же попросту слонялись без работы и промышляли мелким разбоем и воровством.

Сдерживающим фактором стал суд Линча. Что это такое - жестокая расправа над невиновным или защита своей семьи и собственности? Сейчас, по прошествии полутора веков, трудно объективно разобраться.

Защитники и противники самосуда до сих пор не могут прийти к единому мнению. Трудно понять и оценить каждый конкретный случай. Действующая того времени вряд ли смогла бы справиться самостоятельно с тем разгулом преступности и самодурства.

Последователи суда Линча

Бурная деятельность отцов-основателей получила не только молчаливое одобрение граждан и правительства, но и породила последователей. С конца XIX до середины XX века то тут, то там в США появлялись группы людей, объединенные одной идеей. Главная цель этих организаций - вершить суд Линча. Что это такое - способ самовыражения, расовая ненависть или развлечение для скучающих господ?

Попробуем ответить на эти вопросы на примере деятельности самых крупных и наиболее известных формирований. Каждое из них придерживалось определенных правил, имело свою структуру, идейного вдохновителя.

«Ку-клукс-клан»: основание

Самым масштабным движением, пропагандирующим суд Линча, был «Ку-клукс-клан». Появившаяся ради забавы, организация оставила самый кровавый след в истории США.

В 1865 году ветераны войны из числа конфедератов, отпрыски лучших фамилий собрались в здании местного суда для встречи Рождества. Шестеро бывших офицеров находились в состоянии растерянности.

Гражданская война в США закончилась. Конфедераты сражались за свои устои, но потерпели поражение и теперь находились в статусе униженных и гонимых. В то время у тех, кто поддерживал интересы южан, было меньше прав, чем у освобожденных от рабства негров.

Мирная жизнь была полна скучных бытовых проблем, которые следовало решать, чтобы продолжить то, чем занимались их предки на родной земле.

Кому первому пришла в голову мысль организовать тайное общество, доподлинно не известно. Но идея была высказана, и скучающие за конкретными действиями молодые мужчины подхватили ее. Так появилось «Братство Золотого Круга», которое очень скоро переименовали в «Клан Круга». Для большей таинственности стали использовать аббревиатуру ККК. В трех одинаковых буквах был некий намек на магию.

«Ку-клукс-клан» по звучанию напоминал перестук костей скелета. Тут же появилось предложение покрывать коней белыми попонами, а самим рядиться в балахоны с прорезями для глаз.

Организация росла, веселые игры закончились. Кто-то из новых членов предложил вершить правосудие. Тайное общество принимает решение освободить Юг от зарвавшихся федералов и распоясавшихся негров.

Начались многочисленные суды Линча. Чернокожих вешали или сжигали без долгих разговоров, а для белых был придуман ритуал. На шею обвиняемому надевалась петля для повешения и ему зачитывались предъявляемые обвинения. Большого выбора жертве не оставляли. Или признать свою вину и выполнить требования, или петля затянется.

Правительство позаботилось о том, чтобы изолировать основателей «ККК», но полностью прекратить гонения на негров так и не удалось.

Последующие возрождения «ККК»

Вторая волна «Ку-Клукс-Клана» поднялась спустя четверть века. По Америке пронеслась волна линчевания, в роли судей и палачей выступали люди в остроконечных белых колпаках и балахонах.

Во втором десятилетии XX века члены клана перестали убивать. Теперь они использовали кнуты и смолу с перьями. Правительство активно противилось самосудам. Виновники осуждались в прессе, им выносилось общественное порицание, но закон, запрещающий суды Линча, так и не был принят.

Как только в Америке начинали отстаивать права чернокожих или представителей других меньшинств, сразу появлялись люди с закрытыми белым лицами и начинали пылать кресты.

В семидесятых годах «ККК» последний раз заявил о себе официально. Но это было больше похоже на использование атрибутов для удаления неугодных политиков и экономических конкурентов.

Общество Джона Берча

Еще одна группа единомышленников за возвращение христианских традиций и ценностей. Гонения были направлены против действий правительства, заселения штатов иммигрантами, коммунистических идей.

Общество считается самым малокровным, но вместе с тем многочисленным. С 1958 по 1961 год количество официальных членов выросло с 12 человек до 100 тысяч.

Имея отделения по всей стране, руководство могло устраивать одновременно в разных городах манифесты, показательные суды общественного порицания, лоббировать законопроекты правительства.

В конечном итоге все испортил глава общества, Уэлч, у которого к тому времени появились параноидальные идеи о всемирном коммунистическом заговоре. Попытка отстранить Уэлча от руководства потерпела неудачу. Постепенно деятельность становилась все менее афишируемой, пока полностью не перешла в кулуары власти.

Законы Джима Кроу

В начале двадцатого века в США был принят ряд законодательных актов, касающихся разделения людей по цвету кожи. Вот их и назвали «Законы Джима Кроу». Человека с таким именем в реальной жизни. Это был театральный персонаж плохо одетого, неграмотного негра. Впоследствии всех чернокожих стали называть этим именем.

Законы предусматривали для людей с разными цветами кожи схему параллельной жизни. Их разделили на расовые лагеря, и когда негр по ошибке забредал туда, где быть ему запрещалось, его ждала казнь. Повешение являлось одним из самых гуманных способов.

Обычно над жертвой долго глумились, били, забрасывали камнями, жгли. Под раздачу могли попасть члены семьи обвиняемого или те, кто посмел его спасти или заступиться.

Почти полвека длились бесчинства, пока правительство и суд не признали законы Джима Кроу противоречащими Конституции США.

Правительство США и суд Линча

Франклин Рузвельт в свое время отказался в открытую бороться с судом Линча, так как боялся потерять голоса избирателей.

Гарри Трумэн потратил много сил и лет, разъясняя американцам о вреде линчевания. Закончились потуги уведомлением, что в стране «такого больше нет».

Получается, суды Линча в США - это следствие несостоятельной правовой и судебной системы и преступного попустительства правительства? Как часто из-за продажности судей оправдывались преступники, а на скамью подсудимых попадал невиновный?

Веками поддерживались желания и капризы состоятельных людей. Как правило, им все сходило с рук: самосуд, дебоши, покупка сенаторов и судей. Создается такое впечатление, что для человека с деньгами нет никаких ограничений в поступках.

Законодательством США предусмотрены некоторые виды смертной казни за преступления разной степени сложности, но за всю историю ни один линчеватель не ответил своей жизнью за смерть.

Жертвы линчевания в США

Добропорядочным американцам за 50 лет удалось линчевать около шести тысяч человек. В отдельных штатах расправы без суда и следствия превращались в увеселительные мероприятия. На казнь приходили семьями. Присутствие детей и беременных женщин никого не смущало.

Было принято делать открытки со сценами суда Линча. Такие поздравления рассылались на Пасху, Рождество, именины. Под самосуд мог попасть любой: негр, белый, еврей, мексиканец. Не делалось различий между мужчинами и женщинами, не принималась во внимание даже беременность. А принадлежность к коммунистам или профсоюзам часто стоила жизни.

Разъяренные толпы разрушали тюрьмы, поджигали дома, похищали своих жертв. В каждом отдельном случае представители власти были бессильны. Однако их бездействие можно считать немым одобрением поступков линчевателей.

Хочется несколько подробнее остановиться на двух вопиющих злодеяниях. В одном линчевали животного, а в другом лишили жизни невиновного человека.

Линчевание животного

В начале XX века убийство человека по чьей-то прихоти мало кого удивляло. Жизнь, особенно чернокожего, стоила недорого. Поэтому факт предания суду Линча животного привлек к себе пристальное внимание.

Отличились жители штата Теннесси. Цирковая труппа, приехавшая на гастроли, использовала в номерах слониху по кличке Мэри. Во время выхода на арену животное взбунтовалось против жестокого обращения с ней. Пострадал рабочий цирка, хотя некоторые источники утверждают, что разъярившаяся слониха затоптала намного больше народу.

Зрители, скорые на расправу, расстреляли животное из револьверов, чем еще больше ее разозлили. Весть о слоне-убийце моментально разнеслась по городу. От шерифа требовали немедленной казни, но он ограничился заключением Мэри в клетку.

Жители окрестных городков собирались в предвкушении забавного зрелища. Бесконтрольная толпа все больше распалялась. Посыпались угрозы в адрес владельцев цирка. Люди (или нелюди?) целую ночь жгли костры и требовали немедленной расправы.

Утром несчастную слониху повесили на строительном кране. Причем сделать это удалось только со второго раза. Толпа в несколько тысяч человек пела и танцевала, будто перед ними висело не животное, а сияла огнями рождественская елка.

Линчевали по ошибке

Человек за время своего существования изобрел различные виды смертной казни. Одни использовали для установления истины, другие - для устрашения и подчинения. Самой безобразной расправой, придуманной зверем по имени человек, является суд Линча, особенно когда жертвой становится невиновный.

Управляющего фабрики из Лео Франка суд приговорил к смертной казни за изнасилование и убийство несовершеннолетней. Обвинение строилось на свидетельских показаниях одного человека.

Губернатор штата почему-то счел эту меру наказания слишком суровой и заменил казнь пожизненным заключением. Жителей города возмутило такое решение. Толпа ворвалась в тюрьму, отбила Франка у полицейских и, протащив по городу, повесила недалеко от могилы изнасилованной девочки.

Прошло 70 лет, и линчеванный преступник превратился в жертву оговора. Нашелся еще один свидетель, запуганный настоящим насильником чуть ли не до смерти. Он отважился сказать правду спустя 10 лет после смерти убийцы.

Лео Франка оправдали, а родственники получили компенсацию, но этот поступок не оправдывает ни жителей города, скорых на расправу, ни представителей законной власти, допустивших суд Линча.

Совсем недавно Сенат США выразил искреннее сожаление в том, что правительство допустило акты линчевания в стране, и извинился перед жертвами, пообещав не допускать подобных жестоких драм.

Вероятно, до принятия закона дело так и не дойдет. Даже президент-афроамериканец не решится на такое. Всего золотого запаса Форт-Нокса не хватит, чтобы выплатить компенсацию потомкам людей, казненных судом Линча.

Загрузка...