musings.ru

Только профессионалы своего дела. Как быть профессионалом своего дела

Стать лучшим - достойная цель для профессионалов в своём деле. По сути, это логичное завершение долгого пути саморазвития в конкретной области.

Но ведь не все специалисты достигают этого, не все становятся лучшими или даже хоть сколько-нибудь хорошими. Так от чего же это зависит? В первую очередь от самого желания стать лучшим.

Вы хотите стать лучшим в своей сфере?

Любое движение начинается с цели, и первое, что надо сделать, - это правильно поставить цель.

Начинаем с постановки цели

Первый и самый главный признак хорошей цели: она мотивирует. Когда вы вспоминаете о ней, вам хочется что-то делать, она подталкивает вас к работе и отталкивает лень и прокрастинацию.

Если ваша цель не мотивирует, значит, это не та цель.

Начиная своё движение, вы должны чётко знать, кем вы хотите стать и через какой промежуток времени это должно произойти. Для вас не должно быть секретом, для чего вы добиваетесь этой цели: для денег, признания, лучших условий жизни.

Кроме того, важно определить правильный темп, в котором вы будете добиваться своих целей. Если вам кажется, что стать лучшим в своей области можно лет через 40–50, возможно, стоит немного ускориться?

Когда цели поставлены, пора добиваться их. Но для этого вам придётся не раз побороть свои привычки, накопившиеся за время бесцельного существования.

Вот список качеств, которые характерны для лучшего в своей сфере - от конкретной профессии до любимого хобби.

Развиваем качества, необходимые для номера 1

Наверняка эти качества не станут для вас открытием, но часто ли вы задумывались об их развитии? Все эти качества можно назвать правильными, и даже несмотря на то, что правда чаще всего - это понятие субъективное, они совпадают практически у всех.

Не опаздывайте

Лучший в своём деле не опаздывает. Лучше прийти раньше на полчаса, чем опоздать на 5 минут, и оправданий здесь быть не может.

Чтобы приучить себя к пунктуальности, можно придумывать разные наказания за опоздание. Например, как советует Игорь Манн, известный маркетолог и автор книг о саморазвитии, можно наказывать себя оплатой общего счёта в ресторане.

Держите своё слово

Возьмите за правило всегда выполнять то, что обещали. Конечно, будет нелегко сразу перестроиться, если вы привыкли бросать слова на ветер, и, скорее всего, придётся придумать для себя какие-то санкции за фейлы.

Запомните одно: чтобы не приходилось много обещать и потом наказывать себя за невыполнение, просто не обещайте того, в чём не уверены. Вообще старайтесь меньше обещать.

Научитесь говорить «нет»

Если вы собираетесь стать лучшим, у вас просто не останется времени на посторонние бессмысленные просьбы.

Поэтому тренируйтесь говорить «нет» на все просьбы, которые не соотносятся с вашими планами. Хотя, конечно, стоит выбирать тщательно: некоторые отказы чреваты неприятными последствиями.

Делегируйте задачи

Если кто-то может выполнить задачу так же хорошо, как и вы, делегируйте её. Перестаньте бессмысленно нагружать себя всеми делами, так вы просто потеряете время. По максимуму передавайте задачи и занимайтесь только тем, что никто не сделает лучше вас.

Научитесь доводить дело до конца

Это серьёзное умение, о котором нам говорят с самого детства. Тем не менее мало кто доводит до конца начатое дело, начиная от больших проектов и заканчивая мелкими планами.

Если вы не можете довести до конца самое элементарное дело, как вы собираетесь менять свою жизнь и становиться лучшим?

Культивируйте в себе это умение, не оставляйте ни одно дело незаконченным, и вам будет гораздо проще измениться.

Вспомните все свои незаконченные дела и либо полностью откажитесь от них, либо закончите.

Научитесь концентрироваться

Это жизненно важный навык, который пригодится вне зависимости от дела. И чтобы стать лучшим, вам придётся этому научиться.

Для работы в неблагоприятной обстановке есть несколько простых советов, которые могут помочь. Если вам мешает болтовня в офисе, надевайте наушники с нейтральной музыкой или беруши; если не можете сосредоточиться на разговоре с клиентами по телефону, попробуйте надеть очки с затемнёнными стёклами.

Игорь Манн утверждает, что это отличный способ сосредоточиться: «Все внешние раздражители отключаются, и ты как будто видишь своего собеседника».

Также можно применять разные техники для повышения концентрации, например Pomodoro. Это техника, согласно которой вы работаете, раз в полчаса прерываясь на отдых в течение 5 минут (позже 10 и 15 минут).

Эта техника достаточно известна, и вы найдёте множество приложений-таймеров для iOS и Android, например или Clockwork Tomato , варианты для десктопа, например для Windows, или целые сервисы для лучшей концентрации и выполнения своих целей на день вроде .

Научитесь принимать новое и постоянно развиваться

Чем старше мы становимся, тем труднее воспринимаем что-то новое. Но если вы решили стать лучшим, то стоять на месте - больше не для вас.

Пробуйте новые техники и инструменты, находите новые возможности, развивайтесь не только в своей сфере, но и в смежных с ней, знакомьтесь с новыми интересными людьми.

Вы не можете один раз завоевать звание лучшего, а потом поставить свой кубок на полку и до конца дней почивать на лаврах. Только постоянное развитие поможет оставаться лучшим.

Не сдавайтесь

В одной из своих лекций Игорь Манн упомянул одно знаменитое высказывание:

Ничто не может заменить настойчивости: ни талант - нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники, ни гениальность - гений-неудачник уже вошёл в поговорку, ни образование - мир полон образованными изгоями.

Всемогущи лишь упорство и настойчивость. Девиз «поднажми» или «не сдавайся» решал и всегда будет решать проблемы человечества.

Кэлвин Кулидж, 30-й президент США

Человек, имеющий все эти качества, уже претендует на звание лучшего и обязательно им станет. А теперь о том, как понять, что вы стали лучшим.

Как понять, что вы - лучший

Как вы будете доказывать кому-то или даже себе самому, что вы лучший специалист в своей сфере? Ведь объективности как таковой не существует, и каждый человек судит себя и других со своей точки зрения.

Самое первое - это ваши проекты и свершения . Если у вас есть проекты или дела, которыми вы гордитесь, вы можете их назвать и рассказать о них, это уже успех.

Конечно, у вас могут быть и какие-то документальные подтверждения признания: много денег, дипломы, отличные рейтинги, статистика.

Что интересно, ваши провалы тоже можно считать достижениями . Почему? Потому что вы что-то делали, а не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Поэтому цените и считайте достижениями все свои ошибки, главное, чтобы они не повторялись.

Не менее важно и позиционировать себя как лучшего в своём деле . Создание личного слогана, который настраивает вас на определённую жизненную позицию, правильное оригинальное резюме, 100 слов, которые описывают вас как личность, и прочие фишки - всё это помогает вам увидеть себя лучшим и являться им.

Итак, если у вас есть достижения, которыми вы гордитесь, есть документальные подтверждения, которых вам хватает, чтобы считать себя лучшим, и при этом вы продолжаете постоянно развиваться и позиционировать себя нужным образом, можно сказать, что вы действительно добились того, что стали номером 1, и мало кто усомнится в этом.

Правила и способы звучат достаточно просто, а вот сам путь простым не назовёшь. Ведь здесь не хватает одной мотивации: сегодня вы решили стать лучшим, день прожили «правильно», а завтра забыли обо всём.

Нужны последовательные действия, регулярные занятия и постоянное поддержание мотивации, а это могут обеспечить только занятия с тренером, который сам прошёл этот путь и стал лучшим в своей сфере.

Параллель между профи и личным интересом

Человек живет ради себя. Это давно известная прописная истина, которые многие люди почему-то пытаются по-другому интерпретировать. Ведь как это так — жить только для себя, попахивает махровым эгоизмом!

Но увы, есть только личный интерес. Нет интереса любимого дела, своих детей, Родины, друзей или общества. По истине, когда так говорит человек, он на самом деле камуфлирует или свои слова (просто врет), или не видит свое сознание (не понимает, что к чему).

Невозможно помочь своей семье, близким, своему делу, не разобравшись толком в своем поведении, мотивации, желаниях и способностях. Не зная, какими личными ресурсами я обладаю, нет понимания того, что я могу предложить другим людям. Это тоже самое, когда говорят, что человек не может полюбить другого человека, не полюбив самого себя.

Но если личность раскрылась, она знает свои плюсы и минусы, тогда появляется понимание и того, что и как она может привнести в этот мир. Какую пользу может дать окружающим людям, как укрепить свою семью, принести счастье в отношения с противоположным полом.

К чему я тут завел тему о понимании быть самим собой. Да все просто — мастер всегда знает, что он собой представляет, где у него минусы, в чем он силен, над чем еще надо поработать в личностном и профессиональном плане. И не важно, в какой области он профи — столяр, учитель, мама, родитель или спутник жизни.

Личный и бескорыстный интерес

Не нужно на мой взгляд путать эти понятия, хотя для многих они могут иметь одинаковый смысл в разных ситуациях. Отличие бескорыстных поступков от личных достаточно четкое. В первом случае мы делаем кому-то что-то хорошее, не требуя ничего взамен. Во втором, наши действия имеют четкую цель, которую и пытаемся достичь, получив при этом что-то взамен.

Причем бескорыстный поступок никогда не просчитывается заранее — награду за него не ждут, зато есть понимание, что все сделано хорошо и кому-то от этого польза. Личный же всегда нацелен на награду самому себе, чаще всего в виде получения каких-то навыков, возможностей или ресурсов.

Поэтому когда меня кто-то упрекает, что он сделал мне добро, а я такая «свинья» на это позитивно не отреагировал, я сразу задумываюсь, а бескорыстно ли делалось мне это «добро». Ведь если бескорыстно, упрека не будет. А если с корыстью, то я пытаюсь рассчитаться с этим человеком, после чего надолго (а чаще, навсегда), ухожу от контакта с ним, дабы не получить очередную «добрую» милость.

Кто он, этот мастер с большой буквы

Итак, за становление и развитие профессионала, на мой взгляд, отвечает именно личный интерес человека. Если он хочет стать мастером, он им станет.

Но вот как понять, перед тобой профессионал (начинающий или утвердившийся) или обычный человек? Попытаюсь описать признаки, по которым легко определяется мастер своего дела.

Мотивация профессионала

Первым делом именно мотивация. Именно это движет человеком, чтобы стать лучше в какой-то области человеческой деятельности или сразу в нескольких. На мой взгляд — это приобретение новых и улучшение старых навыков. Психологи в таком случае говорят — человек работает над собой, он обеспечивает свой личностный рост.

А имея навыки, появляются другие возможности — лучшее общение и взаимодействие с коллегами по работе/друзьями/близкими, большая зарплата, увеличенный статус в обществе и т.д. Настоящего профессионала всегда ценят намного больше обычного работника.

То же самое можно сказать и о близких отношениях. Если, например, муж развивает себя в личностном плане, от этого выигрывает его жена, дети, родители. Что автоматом сказывается и на нем самом! Я еще не видел ситуаций, когда хороший муж при уважительном и грамотном общении со своей женщиной, получал негативную реакцию в в долгой перспективе.

Есть такой жизненный закон — меняешься ты, меняются и окружающие тебя люди. Меняешься со знаком минус — получаешь то же негативное качество отношений от близких и родных. Растешь в плюс — открываются новые возможности, окружающие люди раскрываются с лучших сторон. Но только в наше время мало кто меняется, многие чего-то ждут…

Широкое образование

Многие могут с этим пунктом поспорить, но я все же поясню свою точку зрения. Здесь речь идет не о количестве законченных высших учебных заведениях. Я о том, как человек получает новую информацию и что он с ней делает. Настоящий профи много читает, смотрит обучающие ролики, слушает советы мастеров по своей профессии. А потом полученные знания методично практикует. А не сидит на месте и предполагает, что завтра он сделает так-то и так-то. Делать надо сразу.

То же касается профессионального роста, например, в супружеских обязанностях. Я не про секс буду сейчас говорить — возьмем тему того же воспитания детей. Одно дело — на все махнуть рукой и понадеяться на то, что ребенок вырастет сам или его грамотно введут в новую жизнь детсадовские воспитатели.

Нет, профессиональный родитель должен самостоятельно или с помощью грамотных учителей научиться воспитывать своего ребенка. Ведь это же его ребенок, о каких чужих руках идет речь, когда открывать маленькому человечку должны именно твои руки. И не перекладывать столь сложное занятие на бабушкины и дедушкины плечи. Это же Ваше дитя! 🙂

В наше современное время есть много возможностей получить нужную адекватную и полезную информацию практически по любым вопросам, будь то работа, семья или быт. Как говориться — ешь, не хочу!

Но увы, кто-то не хочет учиться, получать новую информацию (ждут халявы), кто-то не умеет учиться (не впитали родители с молоком этот навык, не показали они на своем примере как это делается и т.д.), а кто-то не считает это важным в жизни (часто так думают приспособленцы).

В мое время, когда я был подростком, найти толковую книгу об окружающем мире, психологии, общении или развитии своих навыков было очень сложно. У меня до сих пор лежит книга «Советы молодой паре» аж 1974 года издания. И в ней много есть полезной информации не только для молодоженов, но и уже устоявшимся в браке мужчине и женщине.

Сейчас есть все, ты только читай и внедряй полученные знания — вот такой бы я нарисовал лозунг в любой современной библиотеке. 🙂

Компетентность

Профессионал прекрасно знает на что он способен, к чему он должен стремиться и что ему мешает в работе. Свои проф. возможности и навыки он постоянно повышает, а в работе всегда отвечает за свою деятельность.

Если накосячсил — берет ответственность и все исправляет молча. Если видит, что нужна помощь в рамках своей работы, без проблем поможет (но в случае, если от этого не откажется клиент).

То же самое и в личных отношениях с друзьями и близкими людьми. Набедокурил — сам исправляй ситуацию. В чем-то сомневаешься, не лезь. Не просят, не делай «великих» подвигов.

Чтобы оставаться всегда компетентным, недостаточно много изучать поле своей деятельности (работа, семья и т.д.). Нужно понимать рамки, в которых ты можешь 100% помочь, а также всегда помнить об ответственности. И вообще, жизненный закон (Сделал добро — получил добро, сделал зло, получил — зло) никто не отменял.

Система жизненных ценностей

Настоящий профессионал в своей работе или в других областях своего присутствия всегда имеет свой стержень — систему ценностей. Он понимает, что такое «плохо» и что такое «хорошо». У него есть всегда свое мнение на происходящие события, он имеет свой ответ на них, но также он может быть гибок к ответам других людей по ситуации.

Главная цель мастера — получить результат и желательно позитивный. Но даже ответ со знаком минус даст ему пищу для размышлений, что позволит в будущем не наступать на уже испытанные грабли. А это может быть возможным, только имея четкое представление куда ты идешь, чего хочешь, какие есть для этого способы и как они трактуются в современной морали.

Человек без системы никогда не сможет добиться 100% результата — его все время будет тянуть в разные стороны, дающие иногда противоположный результат, к которому он стремится. Это как парусник без паруса — куда ветер подует, туда лодку и потащит. А направив парус, уже можно плыть в заданном направлении и добиваться результата.

Думаю, не стоит уточнять, что в систему жизненных ценностей профессионала входят такие понятия как честность, правдивость, справедливость, гуманность и другие важные качества высокоморального человека!

Навыки мастера в работе

Самые главные навыки профессионала я на мой взгляд, описал. Теперь кратко в виде списка напомню установки, которыми обладает мастер в своей повседневной работе (в личной жизни они тоже имеют место, только описываются другими словами). Итак, профессионал:

  • Умеет четко донести информацию клиенту . Не умеешь общаться, значит будут большие проблемы взаимодействия с боссом, его представителями.
  • Здоров, следит за собой, спокоен и уравновешен . Дерганный, не выспавшийся, забивший на свое самочувствие спец не эффективен в работе.
  • Умеет передать свои знания другому человеку . Быть учителем — это задача очень сложная, трудоемкая и затратная, но необходимая для мастера.
  • Хорошо разбирается в людях . Он должен иметь знания о поведении людей, их взаимодействии с окружающим миром, да и об интуиции не нужно забывать.
  • Если не уверен, за работу браться не будет . Профессионал не будет рисковать своей репутацией, если видит, что он на данном этапе своего развития не сможет осилить поставленную перед ним задачу.
  • Не держится за клиента, если потеряет его доверие . Такое бывает, когда клиенту покажется, что профессионал не обладает нужными знаниями и навыками для решения его задачи. Но здесь не нужно путать клиентов, которые паталогически не доверяют никому (а таких хватает) или пытаются контролировать весь процесс работы мастера.
  • Не обещает 100%-ную гарантию успеха . Он может только предложить клиенту, что приложит все свои усилия, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
  • Не стесняется попросить помощи у коллег . Если мастер чего-то не знает, ему не сложно показать свою некомпетентность в чем-то и попросить совет у другого спеца.
  • Не навязывает свои услуги . Странно конечно звучит эта фраза в наше кризисное время, но это так. Но это правильно на мой взгляд, ведь потом спасибо не скажут.

В общем, где-то так. Может быть что-то забыл написать про навыки профессионала, но буду рад вспомнить вместе с Вами в комментариях!

Типы мастеров своего дела

Я делю профессионалов на два класса. И сейчас опишу, что понимаю под каждым из них.

Супер-профи

Это такой мастер экстра-класса, который уже достиг многого, его авторитет неприкасаемый, его навыки ценятся дорого. Он с легкостью расскажет о своих способностях и возможностях по выполнению предлагаемой клиентом задачи.

То же самое можно в моем понимании сказать и о человеке, который профессионально подходит к делам семьи, брака и т.д. Здесь супер-мастер всегда поможет своему спутнику жизни разобраться в ситуации, сможет быть ему учителем, без проблем станет учиться новому сам или вместе с партнером. Это зрелый и психологически развитый человек, без косяков на этапе созревания, начиная с внутриутробного периода и заканчивая средней школой.

Растущий профи

А это еще пока недоделанный экстра-мастер. Он налегает на новые знания, приобретает новые навыки, развивает свои способности. Он с удовольствием берется за любую работу, связанную с его производственной деятельностью. Причем делает он ее с тщательным усердием, вне зависимости от получаемой потом за нее награды.

А вот обычные работники сначала зондируют информацию о сложности задачи, ее оплате, а уже потом начинают что-то там решать (браться, не браться). Для профи (растущего или экстра-класса) важна сама задача, которая стоит перед ним. Причем приоритет отдают конечно тем задачам, которые позволят им получить или новые знания, или развить старые навыки или получить новые.

Кстати, профессионала легко можно узнать по тому, как он рассказывает о своей работе. Он с большим удовольствием расписывает все действия, раскрывает понятия (причем простым языком!), показывает примеры. Можно сказать, он как пророк фанатично несет свои знания всем людям. И он всегда работает на перспективу.

В общем, растущий мастер — это супер-профессионал, но только в маленьких штанишках. Пока носить папины брюки-клеш ему рано, но он уже примеряется к ним. 🙂

Здесь я буду опираться на свой практический опыт управления большим структурным подразделением (более 200 человек) более 4-х лет, а также небольшим коллективом (8 лет руководства). Хоть это было и в прошлом, но память и навыки еще свежие!

  • Если берем готовый продукт . Если стоит выбор взять человека с навыками или со связями, первый вариант предпочтительный. И чаще всего единственно верный — зависеть от связей подчиненного мало кому понравится.
  • Выбор между профи или растущим . Конечно, профессионал предпочтительней практически всегда. Но есть случаи, когда лучше вырастить своего мастера. Например, если в поиске попадаются только растущие, а мастеров нет. А время идет.
  • Психолог — лучший друг . Да, это так. Грамотный психолог может легко понять, передним цельная личность, или ей до спеца как до Луны. Ведь бывали случаи, когда руководитель делал тестирование без знаний психологии и потом приобретал кота в мешке.
  • Плохих кандидатов на мастера не бывает . Бывают специалисты, по своим профессиональным и личностным качествам не соответствующие или предлагаемой должности, или корпоративной этике предприятия. А тут опять психолог в помощь!
  • Самые важные навыки специалиста . Как это ни странно звучит, но не его супер профзнания в какой-то области. Главные навыки для работы на дядю — это желание работать по вакансии, ответственность и наличие способностей работать в данной профессии. Звезда в узкой нише — это недокомлпект по всем другим направлениям в работе. А человек с общими навыками и способностями может при наличии желания и ответственности в будущем стать мега-спецом предприятия или фирмы. А таких днем с огнем не сыскать!
  • Обязательно узнайте кто родители кандидата . И это очень даже серьезно — кто по профессии были папа и мама может дать существенное понимание, в каком направлении проще будет развиваться специалисту, а где ему лучше не лезть.
  • Проведите психологическое интервью с кандидатом . С помощью такой беседы можно задавать разные вопросы, которые позволят во многом оценить будущего мастера. На помощь идут стрессовые вопросы, невербальные проявления, рационализация.

Пару важных слов о рационализации

Часто при общении бывают такие моменты, когда человек, пытаясь «сохранить свое лицо» перед собеседником, своим неудачам дает рациональные красивые объяснения. Например:

— Почему Вы уволились с той работы спустя пару месяцев?

— Мне было неудобно добираться до моего рабочего места.

Объяснение выглядит симпатично, но тут же напрашивается вопросик — зачем устраиваться на работу, которая так далеко находится? А значит вряд ли человек ушел из-за далекого расстояния рабочего места. То есть человек рационально дает выдуманное объяснение, скрывая истинную причину ухода с работы.

Так работает тип психологический защиты, называемый рационализацией. Используя его, человек неприемлемые для его морали желания и поступки неосознанно (или осознанно, что страшнее) подменяет на приемлемые. По-другому — это «красивое» объяснение своих неудач.

А такой подход к своим проблемам разрушает доверие к специалисту. И профессионалу не стать профессионалом, который часто использует рационализацию.

Послесловие

И еще маленькая, но важная деталь. Мастер со временем создает свою систему работы, причем по разным рабочим аспектам — будь то какая-то методика или процесс взаимодействия, или поиск и получение новых знаний. Он так нарабатывает свою руку, что создает эффективный шаблон успешного выполнения той или иной задачи, причем, с наличием гибкости в последующих изменениях (мастер не консервативен, он постоянно учится!).

И не нужно забывать, что настоящих профессионалов из всех спецов профиля меньше 1%. Таких людей по их работе видно за версту. А поэтому его ценность совсем другая, нежели стоимость любого другого работника.

То же самое относится и к профессиональному отношению при создании семьи. Счастливых семей (это мое личное мнение!) — еще меньше, чем 1%. Так может стоит задуматься над этим и каждому стремится стать мастером не только своего любимого дела! 🙂

Надеюсь, мое видение профессионала принесло Вам, дорогие читатели, свою пользу. Если я подтвердил Ваше видение этого вопроса, отлично. Если же есть у Вас какие-то сомнения или Вы готовы поспорить со мной по каким-то моментам статьи, прошу описать свое мнение в комментариях!

Надеюсь, на жаркую, но позитивную дискуссия! Я к ней готов!

С уважением, Ваш Максим Довженко

«Чтение — это искусство»

Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

Когда кто-то ставит перед собой цель стать экспертом в том или ином навыке, в первую очередь на ум приходит фраза «совершенство в практике»: чем больше времени вы посвятите делу, тем большего мастерства сможете достичь. Однако нужно уделять время не только количеству, но и качеству. Предприниматель и финансовый эксперт Эль Каплан (Elle Kaplan) рассказала о принципах так называемой «избирательной практики», эффективность которой подтверждают ученые.

Андерс Эрикссон (Anders Ericsson), профессор психологии и автор книги «Пик: секреты новой науки мастерства» (Peak: Secrets from the New Science of Expertise), на протяжении 30 лет изучал людей, ставших лучшими в том или ином деле – от шахматных гроссмейстеров до лучших музыкантов-виртуозов мира. Его наблюдения идут вразрез с традиционными представлениями. Эрикссон обнаружил, что если вы хотите стать невероятно успешным в чем-то, важно не только и не столько количество проведенных за практикой часов, но и их качество.

Правило, которым пользуются мастера, называется «избирательная практика» – обоснованный метод, который поможет вам стать лучшим в том, в чем вы захотите.

Но в чем проявляется эта «избирательность»? Для большинства навыков и умений не все виды практики одинаково полезны. Простое повторение (выполнение одних и тех же действий снова и снова) поможет вам выработать привычку, но не всегда сделает вас лучше.

Бихевиоральный психолог Джеймс Клир (James Clear) солидарен с этой точкой зрения: «Мы часто думаем, что становимся лучше в чем-то только потому, что приобретаем опыт. На самом деле, так мы попросту укрепляем свои привычки, а не развиваемся».

А теперь объясним: суть избирательной практики заложена в ее названии, то есть нужно подходить к делу с определенными намерениями, целями и расчетом. Каждый ваш шаг должен иметь четкий смысл, вы должны точно знать, чем заниматься в каждый конкретный день, а также как и когда вы достигнете своей цели.

Вот несколько способов ввести избирательную практику в свою повседневную жизнь.

Не бойтесь неудач

«Неудачи позволили мне узнать о себе такие вещи, которые я не смогла бы узнать больше никак».

Джоан Роулинг

Усвоив мысль о том, что неудачи помогут вам достичь величия, вы сможете перейти к избирательной практике. Вместо того, чтобы снова и снова повторять изученные вами вещи, вы сможете совершенствоваться в том, что удается вам меньше всего.

Растите постепенно

«Наберитесь терпения. Саморазвитие – это очень тонкая материя, это святая земля. Нет способа найти путь короче и срезать».

Не пытайтесь научиться всему сразу. Лучше отрабатывайте по одному навыку за раз, так вы постепенно сможете дойти до чего-то большего (и это точно будет того стоить).

Разбейте свою новую цель на сегменты – с чего вам стоит начать, чтобы продолжить свой путь? Вы умеете читать ноты, чтобы играть на только что купленной гитаре? Вы научились правильно разминаться перед марафоном, на который только что записались? Осваивайте дело понемногу, и конечный результат окажется куда солиднее, чем если бы вы схватились за все сразу.

Человек и профессионал
Важное сегодня слово «профессионал».
Очень знакомое и вместе тем непонятное… Страшное:)

Я решил создать этот журнал, потому что осознал необходимость — в первую очередь для самого себя — в четком определении ключевых характеристик профессионала. Причем вне зависимости от сферы деятельности. Я уверен, что в любой сфере есть одинаково ценные кристаллы профессионализма – отличительные принципы, определяющие статус профессионала.

Понимание того, что значит слово «профессионал» не из словаря, а из действительности сделает мою жизнь лучше. Я стану лучше понимать других людей и разбираться в них. Я стану лучше понимать себя.

Люди делятся на профессионалов и непрофессионалов. По какому принципу?
Назвать себя профессионалом – самонадеянно, когда называют профессионалом другие – приятно. Почему?

Есть множество подобных фактов о профессионалах, не до конца осознанных или исследованных людьми. По этой самой причине очень часто у людей совершенно разные представления о том, каким должен быть профессионал . А разное индивидуальное восприятие одного и того же слова – это причина непродуктивного общения. В мире всё начинается с общения, и если уже оно само непродуктивно, то всё, что за ним следует – то есть отношения, дела – становится еще более непродуктивными.

Сегодня слово «профессионал», а с ним и тот факт реальности, который оно обозначает, находится в постоянном движении. Развитии или деградации – неважно. Происходит отход от традиционного, словарного восприятия профессионала к «рабочему» — такому пониманию, которое отражает его настоящие, существующие признаки. Почему? Потому что это даст возможность людям общаться эффективнее. Кто управляет этим процессом? Никто из людей. Жизненная необходимость.

В современной стремительной реке времени, в ежемоментных попытках не разбиться о пороги проблем, управляя хрупким суденышком своих возможностей, нет места для игры слов. Всем должно быть одинаково понятно, что значит слово «профессионал» — как и любое другое, важное для сохранения равновесия в личных или деловых отношениях: экипажу Вашего судна – чтобы не разбиться о скалы, капитанам других кораблей – чтобы не столкнуться с Вами, персоналу ближайшего порта – чтобы обслужил Ваш крейсер как того требует обслуживание крейсера, а не туристического лайнера.

Несмотря на простоту метафоры, всё дело именно так и обстоит. Все проблемы везде и во все времена начинались из-за непонимания. Вавилонская башня рухнула. Люди не смогли сотрудничать из-за отсутствия понимания. Сегодня всё повторяется – самопровозглашенная глобальная деревушка Земля сможет избежать участи вавилонской башни только если будет в силах извлечь уроки и сделать правильные выводы. А главные из них – это слушать друг друга и говорить на одном языке – не буквально — генетически языки могут быть разные, но тот минимум, важный для сотрудничества и сохранения равновесия должен быть известен всем участвующим сторонам – назовем этот минимум Лингва Франка выживания.

Земля – это люди. Каждый человек, по свое воле или иначе, оказывает влияние на ход событий. Каждый несет ответственность за происходящее. За будущее. Каждому живущему на планете человеку исключительно важно осознать необходимость в приобретении общего знания и общего языка. Человек должен контролировать происходящее, а не пытаться отреагировать на случайности, особенно сегодня, когда все в жизни подчинено воле человека. Человек должен уметь разговаривать с другими, он должен уметь понимать и уметь быть понятым. Пусть читателя не смущает не совсем правильная грамматика последней фразы с точки зрения языка. С точки зрения логики и реальности всё верно – именно «уметь быть понятым».

Самому учиться контролировать как тебя поймут.

Кто же такой профессионал? Что он делает и чего он не делает? Что он может и чего не может? Что руководит деятельностью профессионала? Что определяет поведение профессионала? В чем заключается сверхзадача профессионала? Как узнать професcионала среди прочих и как увидеть профессионала в себе?

Ставлю задачу для себя порассуждать на эту тему, предлагаю читателю над этим поразмыслить.

Загрузка...